Чего только ни встретишь: Как правильно: — Чего только ни придумают или — Чего только не…
Как правильно: — Чего только ни придумают или — Чего только не…
?
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Top of Page | Разработано LiveJournal.com |
орфография — «Как только не/ни перекрутишь факты.
..» — частица не или ни?Вопрос задан
Изменён 4 года 2 месяца назад
Просмотрен 38k раза
Подскажите пожалуйста правильное написание предложения: «Как только ни перекрутишь <факты>, лишь бы доказать <свою> правоту» или «Как только не перекрутишь <факты>, лишь бы доказать <свою> правоту»
- орфография
- не-или-ни
Я попробую дополнить Людмилу. У Розенталя и в других источниках этот момент обычно отдельно не обговаривается (как самоочевидный, что ли?), но НЕ здесь действительно отрицательная частица.
Оперировать только надо не положениями из начала подпункта, а следующими за ними:
- В независимых восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словами только, уж) пишется отрицательная частица не, а в придаточных предложениях (с уступительным оттенком значения) для усиления утвердительного смысла – частица ни. Ср.: Куда только он не обращался! (общий смысл: «обращался во многие места»). – Куда только он ни обращался, везде встречал равнодушное отношение; Что мать не делала для больного сына! – Чего мать ни делала для больного сына, как ни пыталась помочь ему, но спасти его не смогла. Ср. также: На какие только ухищрения не пускается маленький человек, чтобы не пропасть, добыть горсточку счастья, какие только профессии себе не придумывает, а удачи все нет и нет
(при помощи союза а соединены независимые предложения, в первой части нет придаточного предложения с уступительным оттенком значения, поэтому пишется не). Чего только не дают, а он ни в какую (аналогичный случай).
В нашем случае, думаю, речь не идет о придаточном, да и необходимого уступительного значения тут нет.
Сравните:
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли
(Симонов)
«Не» здесь означает, что такого места НЕТ, скитались везде.
как только не перекрутишь <факты>, лишь бы доказать <свою> правоту
[Нет места,] где только не приходилось ему бывать! [Нет (способа),] как только не перекрутишь <факты>, лишь бы доказать <свою> правоту.
4
Поддерживаю Екатерину, частица НЕ — отрицательная, частица ТОЛЬКО усиливает отрицание, это её роль. Усилительной НИ была бы частица в придаточном уступительном, но данное предложение не придаточное уступительное: «Как только ни перекрутишь <факты>- главное, т.е. независимое предложение(зачем? с какой целью?), лишь бы(чтобы) доказать <свою> правоту».-придаточное цели.
Следовательно, это независимое предложение, частица отрицательная — НЕ.
5
Только НЕ! КАК ТОЛЬКО НЕ ПЕРЕКРУТИШЬ! После КАК стоит частица ТОЛЬКО, которая влияет на выбор НЕ.
В независимых восклицательных и вопросительных предложениях (при наличии или возможности подстановки усилительных частиц только, уж
1
Надо писать с ни, т.к.нет отрицания. Задайте вопрос: перекрутишь факты? Ответ: да, перекрутишь,значит, нам нужна не отрицательная частица не, а усилительная ни.
Вопрос настолько интересный и непростой, что не могу пройти мимо.
Здесь требуется НЕ, но я бы слегка подредактировал это предложение:
Как только не перекрутишь факты, чтобы доказать свою правоту.
Я вижу здесь риторический вопрос: а есть ли такой способ «перекручивания», к которому ты
Зарегистрируйтесь или войдите
Регистрация через Google
Регистрация через Facebook
Регистрация через почту
Отправить без регистрации
Почта
Необходима, но никому не показывается
Отправить без регистрации
Почта
Необходима, но никому не показывается
Нажимая на кнопку «Отправить ответ», вы соглашаетесь с нашими пользовательским соглашением, политикой конфиденциальности и политикой о куки
Естественное освобождение всего, что вы встречаете
Краткая инструкция по осознанию природы ума
Кхенпо Гангшар
Приятное переживание является результатом добродетели, тогда как неудовлетворенность следует за отрицательным действием. Это просто безошибочный ход вещей, поэтому необходимо определить как добродетели, так и проступки. Первоначально необходимо идентифицировать три тела, речи и ума, и когда они будут распознаны, мы должны определить, что является основным агентом как добродетельных, так и негативных действий. Что важнее, спросите вы. Разум суверенен. Как говорится:
Разум властвует над всем, как монарх.
Тело лишь его слуга в хороших и плохих делах.
Тело и речь подобны слугам, исполняющим приказы разума, своего монарха. Если сначала не возникнет мысль о чем-то, будь то хорошая или плохая, тело не сможет воспроизвести ее, а речь не сможет ее выразить.
Признайте, что за всеми действиями стоит разум, но что такое разум? Он существует или нет?
Оно не может определенно существовать как что-то, а поскольку оно не имеет ни цвета — белого, желтого, красного, зеленого — ни формы — квадрата, треугольника и т. д., — его нельзя «увидеть» как существующее. И не совсем несуществующее, ибо это суверенное сознание есть не что иное, как собственные непрекращающиеся мысли и воспоминания. Славный Рангджунг Дордже сказал:
Его не существует, ибо даже Будды не видели его;
И это не несуществующее, ибо это основа всей сансары и нирваны.[1]
На этом предварительные этапы завершены.
Основная часть практики
Сядьте удобно, расслабленно и непринужденно. Не надо ни о чем думать, просто отдыхать — естественно, без вымыслов. Откройте глаза и посмотрите в пространство; держите рот слегка открытым и дышите естественно. Природа, которую вы испытаете, свободна от размышлений, воспоминаний или размышлений о том или ином, будь то приятное или неприятное и так далее. Это сам ум — ясный, живой, острый и обнаженный. Такова природа ума каждого живого существа; оно едино с сердцем верховного наставника, вашего славного гуру и неотделимо от мудрости будд трех времен. Это не что иное, как Махамудра Дхармакаи, Сияющее Великое Совершенство, Путь вместе с его результатом (9). 0006 Ламдре ), сострадание и пустота соединились и так далее. Ему можно дать много названий, но все они сводятся к одному и тому же. Рангджунг Дордже сказал:
По мнению мудрецов, все не истинно и не ложно,
Подобно отражению луны в воде.
Обычный ум сам по себе есть дхармадхату,
Который называется «сущностью победоносного».[2]
Смотрите прямо на все, что возникает, и не пытайтесь это изменить. Просто отдыхайте. Сюда включены все этапы создания и завершения, повторения мантры и визуализации. Вы должны научиться отличать эту практику от отвлечения внимания. Если вы не отвлекаетесь и естественно спокойны, это осознанность, в которой нет ни выигрыша, ни убытка. Однако, если отвлечься — даже слегка — вы можете поддаться симпатии и антипатии и накоплению положительных и отрицательных действий, топливу для блуждания в сансаре. Научитесь проводить различие между осознаванием и умом или мыслью; полагаться на стабильность первых и очищать вторых, собранных подобно облакам.
Суть техник принятия болезни, разрушительных эмоций, промежуточного состояния и замешательства для улучшения пути заключается в простом отдыхе в естественном состоянии.
Здесь нет необходимости утомлять вас дальнейшими подробностями.
Совершенный и ученый Гангшар Вангпо любезно дал эти инструкции собравшимся ученикам Шедруп Даргье Линг, школы Трангу Таши Чолинг, в седьмой день шестого месяца года Жар-птицы. Мангалам (Да будет все благоприятным)!
| Перевод Шона Прайса, 2021 г.
Библиография
Тибетское издание
Gang shar dbang po. «dpal khra ‘gu bshad sgrub dar rgyas gling du bstsal ba’i sems khrid ‘phrad tshad bsdus pa» в gsung ‘bum/_gang shar dbang po . 1 том. Катманду: Трангу Таши Чолинг, 2008 г. (BDRC W2CZ6597). Том. 1: 137–143
Вторичные источники
Кхенчен Трангу, Яркое осознавание: Наставления для ума Кхенпо Гангшара, с комментариями Кхенчен Трангу Ринпоче . Бостон, Массачусетс: Shambhala Publications, 2011.
Версия: 1.3-20220531
От Кармапы Рангджунга Дордже, Устремление Махамудры Окончательного Смысла , стих 11 ↩
От Кармапы Рангджунга Дордже, Трактат под названием «Раскрытие сущности Татхагат» (de bzhin gshegs pa’i snying po bstan pa zhes bya ba’i bstan bcos) ↩
Журнал практики лоджонга: Что бы вы ни встретили неожиданно, присоединяйтесь к медитации | Кейтлин С.К. Хэтч | КейтлинSCHatch
Карта лоджонг с надписью: Что бы вы ни встретили неожиданно, присоединяйтесь к медитации.59 лозунгов через призму социальной справедливости
Мне нравится этот лозунг. Этот лозунг подобен сумме всех учений Ани Пема Чодрон. Проще говоря, это напоминание о том, что для практики полезно все, даже неожиданное. Но простота объяснения не делает его простым в применении.
Мы должны помнить, что медитация заключается в том, чтобы сидеть с нашим опытом, знакомиться с ним. Это процесс подружиться с самим собой, в любых ситуациях и с любым количеством эмоций. Неожиданность может быть радостной и потенциально более приятной для сидения, но неожиданное также может быть болезненным.
У каждого из нас есть свои привычные реакции на то, чего мы не хотим. Мы можем оцепенеть от видеоигр, потокового телешоу или просмотра целой серии фильмов. Мы можем избегать или игнорировать его, делая вид, что это не проблема, или зазубривать его и надеяться, что он исчезнет. Мы можем обратиться к наркотикам или алкоголю, еде или сексу. На самом деле не имеет значения, к чему мы идем, если «идти к» означает «уйти от». Мы не можем избежать неизбежного, то есть того, что жизнь непредсказуема, и боль может быть и будет результатом этой непредсказуемости.
Соединить это с медитацией означает избавиться от наших привычек отвращения, зависимости и невежества. Речь идет о готовности присутствовать даже при том, что причиняет боль. Но мы можем захотеть сделать это, только если поймем почему лучше медитировать на неожиданное, чем нет.
Первым шагом в этом направлении является проверка того, сработали ли наши обычные привычки отворачиваться от боли, игнорировать ее или отрицать ее.
Действительно ли мы чувствуем себя лучше, когда отрицаем проступок того, кого когда-то очень уважали?
Выздоравливаете ли мы, когда используем различные вещества, чтобы изменить свое душевное состояние?
Растем ли мы и движемся ли дальше, когда сводим к минимуму боль разбитого сердца и горя?
У меня еще не было прочного, устойчивого облегчения боли за счет избегания. Однако я испытал продолжительное, устойчивое облегчение, когда научился сидеть с такими вещами, как тревога, депрессия, разбитое сердце, горе, разочарование и так далее.
Мы можем сколько угодно игнорировать сломанную кость, но от этого она не срастется. Выяснение того, как она сломалась, также не исцелит ее, и хотя это может помочь предотвратить новую поломку, это действительно не должно быть самым срочным делом, когда кость торчит под кожей. Самое первое и лучшее, что нужно сделать, это осмотреть его, хотя бы сделать рентген. Когда мы видим и понимаем природу раны, тогда мы можем продвигаться к ее излечению.
Соединить неожиданное с медитацией — значит развивать любопытство к полноте нашего опыта, в том числе к тем частям, которые застают нас врасплох. И сегодня она так же применима, как и тогда, когда Атиша впервые учил ее. Каждый день в новостных лентах и социальных сетях происходит натиск неожиданностей. Мы могли бы оцепенеть или стать парализованными от потрясения, или мы могли бы начать тренировать себя, чтобы быть в состоянии появиться и справиться с неожиданностями.
Когда мы о чем-то медитируем, мы знакомимся с этим. Как сказал Шантидева: Нет ничего, что не озаряется привычкой и знакомством. Когда мы меняем наши привычки с неприятия на любопытство и размышления, мы можем познакомиться с неожиданным. Со знакомством приходит понимание, а с пониманием мы можем сделать эффективный выбор и предпринять действия, которые имеют смысл.