Будда о счастье: Источники счастья — Study Buddhism

Содержание

Источники счастья — Study Buddhism

Содержание

  • Обычное счастье: страдание перемен
  • Счастье – это чувство
  • Определение счастья
  • Преувеличение качеств объекта
  • Созидательное поведение как главный источник счастья
  • Обстоятельства, при которых созревает потенциал к счастью
  • Наивность
  • Связь между состраданием и счастьем
  • Успокоение ума
  • Развитие любви
  • Выводы

Другие языки

  • العربية
  • বাংলা
  • བོད་ཡིག་
  • Deutsch
  • English
  • Español
  • فارسی
  • Français
  • עִבְרִית‎
  • Indonesia
  • Italiano
  • 日本語
  • ខ្មែរ
  • 한국어
  • मराठी
  • မြန်မာဘာသာ
  • Polski
  • Português
  • සිංහල
  • தமிழ்
  • ไทย
  • Türkçe
  • اُردو
  • Tiếng Việt
  • 简体中文
  • 繁體中文

Обычное счастье: страдание перемен

Некоторые люди называют буддизм мрачной религией, которая говорит, что всё, что мы воспринимаем, – страдание, и не признаёт счастья вообще. Впрочем, такое воззрение ошибочно. В буддизме действительно считается, что наше привычное, обыкновенное счастье – это страдание перемен. То есть такое счастье не удовлетворяет нас, потому что оно никогда не длится долго и нам всегда его мало. Это счастье ненастоящее. Например, если бы поедание мороженого было истинным счастьем, чем больше бы мы его съели за один присест, тем счастливее бы стали. Но вскоре счастье от мороженого сменяется неудовлетворённостью и страданием. То же самое происходит, когда мы сидим на солнце или прячемся в тень. Это страдание перемен.

При этом буддизм предоставляет много методов, чтобы преодолеть ограничения обычного счастья, этого страдания перемен, и в результате достичь постоянно радостного состояния будды. Но, невзирая на недостатки нашего обычного счастья, буддизм также объясняет способы, как можно достичь и его. Буддизм учит этому, так как, в соответствии с одной из его главных аксиом, каждый хочет быть счастливым и не желает страдать. И поскольку все ищут счастья, а мы, обычные существа, не знаем другого вида счастья, кроме обыкновенного, буддизм показывает, как его достичь.

Лишь удовлетворив желание счастья и потребность в нём, достигнув базового уровня обыденного счастья, мы можем стремиться к более глубокому и удовлетворяющему счастью с помощью продвинутых духовных практик.

Однако, к сожалению, как написал великий индийский буддийский мастер Шантидева в тексте «Вступая на путь поведения бодхисаттвы» I.28 (sPyod-‘jug, санскр. Бодхичарья-аватара):

И пусть они хотят всем сердцем уберечься от страданий бегут за ними безрассудно. Хотя желают счастья, по наивности уничтожают собственное счастье, как врага.

Иными словами, хотя мы желаем счастья, мы наивны в отношении его причин и поэтому, вместо того чтобы становиться более счастливыми, лишь порождаем больше несчастья и печали.

Видео: Д-р Чоньи Тэйлор — «Почему так просто стать зависимым?»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Чтобы изменить язык субтитров, кликните на иконке «Настройки», выберите «Субтитры» и нужный язык.

Счастье – это чувство

Хотя есть много видов счастья, давайте обратим внимание на обычное счастье. Чтобы понять его причины, нам следует сначала ясно определить «счастье». Что же такое это счастье (

bde-ba, санскр. сукха), которого мы все желаем? Согласно буддийскому анализу, счастье – это умственный фактор, другими словами, вид умственной деятельности, с помощью которой мы познаём объект определённым образом. Это одна из частей более широкого умственного фактора, называемого «чувством» (tshor-ba, санскр. ведана), который охватывает широкий спектр от полного счастья до полного несчастья.

Каково определение «чувства»? Это умственный фактор, который обладает природой познавать (

myong-ba), умственная деятельность познания объекта или ситуации, во время которой формируется опыт их познания. Мы в действительности не познаём объекты или ситуации, не испытывая ощущений по шкале счастья и несчастья. Компьютер принимает и обрабатывает информацию, но не познаёт её, потому что в это время он не чувствует себя счастливым или несчастным. Вот чем отличаются компьютер и ум.

Чувство некоторого уровня счастья или несчастья сопровождает либо познание чувственного объекта – формы, звука, запаха, вкуса и физического ощущения, например удовольствия или боли, либо умственного объекта, например, когда мы думаем. Оно не обязательно должно быть волнующим или чрезмерным, а может быть очень низкого уровня.

На самом деле мы ощущаем тот или иной уровень счастья или несчастья в каждый миг своей жизни: даже в глубоком сне без сновидений мы испытываем нейтральное чувство.

Определение счастья

Буддизм даёт два определения счастья. Одно – с точки зрения нашего отношения к объекту, другое – с точки зрения нашего отношения к самому этому состоянию ума или чувству.

  • Первое определяет счастье как познание объекта с удовлетворением, основанным на вере, что он полезен для нас, независимо от того, так это на самом деле или нет. Несчастье – это познание объекта с неудовлетворением, страданием. Когда объект переживается без удовлетворения и страдания, это нейтральное познание.
  • Второе устанавливает, что счастье – это чувство, которое, когда оно закончится, мы желаем испытать ещё. Несчастье – это чувство, от которого мы хотим избавиться, когда оно возникает. А когда появляется нейтральное чувство, мы не испытываем ни одного из этих двух желаний.

Оба определения взаимосвязаны. Когда мы познаём объект с удовлетворением, познание происходит так, что объект буквально «приходит к нам на ум» (

yid-du ‘ong-ba, санскр. манапа) как приятный. Мы принимаем объект, и он легко остаётся объектом нашего внимания. Это означает, что мы чувствуем, что переживание объекта приносит нам пользу: оно делает нас счастливыми, оно приятно. Поэтому мы хотим, чтобы благо от такого переживания продолжалось, и, если оно закончилось, желаем его возвращения. Проще говоря, можно сказать, что мы получаем удовольствие от объекта и его познания.

Когда мы познаём объект со страданием, это неприятное переживание от него буквально «не приходит к нам на ум» (yid-du ma-‘ong-ba, санскр. аманапа) как приятное. Мы не принимаем объект, и он не остаётся объектом нашего внимания легко. Мы чувствуем, что познание объекта не приносит пользы и на самом деле вредит нам.

Мы хотим, чтобы оно прекратилось. Проще говоря, можно сказать, что нам не нравится объект или его познание.

Видео: Д-р Алан Уоллес — «Что такое счастье?»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Преувеличение качеств объекта

Что означает спокойно относиться к чему-либо? Когда нам легко познавать какой-либо объект, мы принимаем его таким, какой он есть, без наивности, не преувеличивая и не отрицая его положительные качества и недостатки.

Это подводит нас к обсуждению беспокоящих эмоций (nyon-rmongs, санскр. клеша; болезненная эмоция) и их связи с тем, испытываем ли мы счастье или несчастье, когда познаём объект.

В одну группу беспокоящих эмоций входят страсть, привязанность и жадность. Каждая из них предполагает, что мы преувеличиваем положительные качества объекта. Страстное желание – это когда мы стараемся получить объект, если у нас его нет. Привязанность – это страх потерять то, чем мы обладаем. Алчность – когда у нас уже есть что-либо, но нам хочется больше. Из-за таких беспокоящих эмоций мы игнорируем недостатки объекта. Эти состояния ума несчастливые, потому что нас не удовлетворяет объект, который мы познаём. То есть мы не довольны объектом, не принимаем его таким, какой он есть.

Например, когда мы смотрим на свою девушку или молодого человека, к которым мы очень привязаны, мы испытываем счастье. Нам радостно видеть её или его, нам хорошо от этого. Но как только возрастает привязанность, когда мы преувеличиваем хорошие качества этого человека и нашего общения, увеличиваются отрицательные качества той ситуации, когда его с нами нету, и тогда мы чувствуем себя неудовлетворёнными и несчастливыми. Мы не принимаем возможность просто видеть любимого человека сейчас и наслаждаться мгновением: мы желаем большего и испытываем ужас от того, что он или она может уйти. Соответственно, получается, что мы смотрим на тех, кого любим, и ощущаем неудовлетворённость, неудобство и несчастье.

В другую группу беспокоящих эмоций входят отвращение, гнев и ненависть. Из-за них мы преувеличиваем недостатки или отрицательные качества объекта и, если объекта рядом нет, мы хотим избежать его, а если он с нами – избавиться от него; и когда он исчезает, мы не хотим, чтобы он появился вновь. Обычно эти три беспокоящие эмоции связаны со страхом. Это тоже несчастливые состояния ума, потому что мы не удовлетворены объектом. Мы не принимаем его таким, каков он есть.

Например, нам удалают зубной нерв. Объект, который мы переживаем, – это физическое ощущение боли. Но если мы примем его таким, какой он есть, не преувеличивая его отрицательные качества, то во время процедуры не испытаем несчастья. Мы можем испытывать физическую боль с нейтральным чувством: мы принимаем её, пока длится сеанс лечения, и не молимся о том, чтобы он побыстрее закончился. Когда врач перестаёт сверлить, мы не станем желать, чтоб он посверлил ещё. Мы беспристрастны к боли, переживая её без отвращения, привязанности и наивности. Во время процедуры мы даже можем испытывать счастье, сосредоточившись на мысли, что предотвращаем страдание от большей зубной боли в будущем.

Обратите внимание, что ощущение счастья или удовлетворения от объекта не означает, что мы не хотим получить больше или меньше, если в этом есть потребность. Оно не превращает нас в бездеятельных людей, которые никогда не пытаются улучшить себя, свою жизнь или что бы то ни было. Например, мы преуспели в работе или оправились после операции, и мы можем это принять, довольствоваться этим и, следовательно, быть счастливыми. Но если нужно, мы всё же можем желать дальнейшего прогресса и не испытывать несчастья в отношении того, чего мы уже смогли достичь. То же самое и с едой в нашей тарелке или деньгами в банке, если нам на самом деле недостаточно и необходимо ещё. Не преувеличивая отрицательные стороны отсутствия еды или денег, не отрицая преимущества того, что у нас будет больше, мы можем прикладывать усилия, чтобы получить необходимое, в то же время не чувствуя из-за этого несчастья. Если у нас получилось – хорошо, если нет – тоже хорошо, как-нибудь справимся. Но мы всё равно продолжаем стараться. Самое важное – что мы пробуем получить больше, но наш ум не блуждает в ожидании успеха или опасаясь неудачи.

Шантидева хорошо выразил это в главе о терпении (VI.10):

Зачем печалиться, раз можно всё исправить? А коль исправить ничего нельзя – то чем поможет настроение плохое?

Созидательное поведение как главный источник счастья

В долгосрочной перспективе основная причина счастья – созидательное поведение. Оно подразумевает воздержание от действий, слов и мыслей под влиянием таких беспокоящих эмоций, как страсть, привязанность, жадность, отвращение, гнев, наивность и так далее, когда мы не заботимся о том, как наше поведение в долгосрочной перспективе повлияет на нас и других. Основная причина несчастья – разрушительное поведение. Это когда мы не воздерживаемся от такого поведения и поступаем наоборот. Например, страстно желая какую-либо вещь в магазине, мы преувеличиваем её хорошие качества и, пренебрегая юридическими последствиями, крадём её. Гневаясь, мы преувеличиваем отрицательные свойства того, что сказал наш супруг и, не принимая во внимание, как это скажется на наших взаимоотношениях, кричим на него или на её и говорим грубости.

Когда мы не позволяем беспокоящим эмоциям влиять на наши поступки, речь и мысли, это создаёт привычку не поддаваться им и в будущем. В итоге, когда возникает беспокоящая эмоция, мы не действуем исходя из неё, и со временем сила беспокоящей эмоции ослабевает, а в конечном счёте она вообще вряд ли возникнет. С другой стороны, чем больше мы будем действовать, руководствуясь беспокоящими эмоциями, тем чаще они будут возникать в будущем и тем сильнее станут.

Как мы увидели, когда мы познаём объект с чувством счастья, у нас нет таких беспокоящих эмоций, как наивность, страсть, привязанность, жадность, отвращение и гнев. То, как мы познаём объект, основано на принятии его подлинной природы – таким, какой он есть на самом деле, без преувеличения и отрицания его хороших или плохих качеств. Далее, такое познание возникает от привычки к созидательному поведению, когда мы действуем, разговариваем и думаем на основе принятия подлинной природы людей, вещей и событий, не преувеличивая и не отрицая их достоинств или недостатков.

Обстоятельства, при которых созревает потенциал к счастью

Таким образом, ощущаем мы счастье или несчастье, когда познаём объекты или думаем, не определяется самими объектами и мыслями. Как мы видели, если длительное время вести себя определённым образом, создав привычку воздерживаться от преувеличения и отрицания положительных и отрицательных сторон различных явлений, то можно пребывать в счастливом состоянии ума, даже испытывая боль во время удаления зубного нерва. Возвращаясь к определению счастья, мы переживаем процедуру с удовлетворением, если верим, что она принесёт нам благо.

Хотя мы, возможно, и привыкли воздерживаться от действий, разговоров и мыслей под влиянием беспокоящих эмоций и, стало быть, создали потенциал для счастливого переживания объектов и мыслей, тем не менее, чтобы этот потенциал созрел в переживание счастья, необходимы некоторые условия. Как мы уже рассмотрели, счастье при познании объекта не обязательно зависит от него самого. Скорее оно зависит от того, принимаем ли мы подлинную реальность того, каков объект на самом деле, вне зависимости от того, что он собой представляет: это может быть болезненное ощущение от удаления зубного нерва или образ любимого человека. Поэтому именно наше отношение и состояние ума определяет, счастливы мы или несчастливы в тот или иной момент, невзирая на то, какой объект мы видим, слышим, нюхаем, пробуем, ощущаем физически или обдумываем.

Также мы говорили о том, что, когда мы принимаем реальность объекта и не наивны, мы не преувеличиваем и не отрицаем его достоинства и недостатки и поэтому не чувствуем страсти, жадности или привязанности, а также отвращения и гнева. Поэтому в любое мгновение отсутствие наивности помогает нам запустить механизм созревания счастья.

Наивность

В любой момент, когда мы несчастны, наша наивность (gti-mug, санскр. moha) не обязательно относится лишь к воспринимаемому объекту. Наивность намного шире. Она также может быть направлена на нас самих. Когда мы переживаем проблему с сильным чувством несчастья, из-за наивности мы склонны обращать внимание только на себя и нам даже может казаться, что мы единственные, кто когда-либо испытывал нечто подобное.

Например, потеря работы. На самом деле в мире миллионы людей, которые потеряли работу и сейчас лишены её. Мы можем размышлять о нашей ситуации без наивности, например, относительно непостоянства. Мы помним, что все явления, возникшие вследствие причин и обстоятельств, подвергнутся влиянию других причин и обстоятельств и в конце концов исчезнут. Это может быть очень полезным. Но ещё эффективнее мыслить шире, принимая во внимание не только нашу проблему, но и трудности других людей, которые потеряли работу: «Не у меня одного такое затруднение, это проблема очень многих людей. Не я один нуждаюсь в решении, но и все остальные. Каждый хочет преодолеть такие трудности и несчастье». Такова действительность.

Размышляя таким образом, то есть без наивности, мы развиваем сострадание (snying-rje, санскр. каруна) к другим, вместо того чтобы погрязнуть в жалости к себе. Наш ум больше не занят лишь собой, а намного больше открыт к мыслям обо всех остальных в схожем положении. Когда мы желаем помочь другим решить и их проблемы, наши собственные трудности становятся менее важными и мы развиваем мужество и силу работать с ними в объективном ключе. Нам, конечно, не хотелось потерять работу, но, обладая беспристрастием, мы принимаем действительность ситуации и, думая о других, можем даже испытывать счастье от того, что у нас теперь есть возможность им помогать.

Связь между состраданием и счастьем

Таким образом, сострадание – это одно из ключевых условий для того, чтобы задействовать наш потенциал познать объект или пережить ситуацию счастливо. Но как это работает? Сострадание – это желание, чтобы другие освободились от страданий и их причин, так же как и мы желаем этого для себя. Однако когда мы сосредоточиваемся на страдании и несчастьях других, то естестенным образом испытываем печаль, а не счастье. Или, возможно, мы заблокировали чувства и не ощущаем ничего. В любом случае мы не чувствуем счастья от того, что они страдают. Итак, каким образом сострадание вызывает счастливое состояние ума?

Чтобы понять это, следует различать расстраивающие (zang-zing) и нерасстраивающие (zang-zing med-pa) чувства. Здесь я использую эти термины не в их узком значении, а больше в разговорном, нетехническом стиле. Разница в том, смешаны ли счастье, несчастье или нейтральное чувство с наивностью или заблуждением о самом чувстве. Вспомните, когда мы проводили общее различие между счастьем и несчастьем, разница заключалась в наличии или отсутствии наивности относительно познаваемого объекта. Однако даже если мы не преувеличиваем и не отрицаем качества объекта, который мы познаём с чувством несчастья, мы, тем не менее, можем, например, сделать из этого ощущения прочную, на самом деле существующую «вещь», подобную тёмному, тяжёлому облаку, которое висит над нашей головой. Потом мы преувеличиваем недостатки этого чувства, воображая, что это, например, «ужасная депрессия», и чувствуем, что пойманы в эту ловушку. В этом случае наша наивность в том, что мы не принимаем чувство несчастья таким, какое оно есть. В конце концов, несчастье – это то, что меняется от мгновения к мгновению, поскольку его сила не остаётся постоянной: это не монолитный объект, который действительно существует сам по себе и не подвергается воздействию ничего другого.

Мы можем применить подобный анализ, когда ничего не чувствуем, размышляя о страданиях других. В этом случае, преувеличивая отрицательные качества грусти или несчастья, мы боимся их ощущать и поэтому блокируем. Затем мы испытываем нейтральное чувство, которое не является несчастливым или счастливым. Но после этого мы преувеличиваем и это чувство, представляя его плотным, как большое плотное «ничто», сидящее внутри нас и мешающее искренне что-либо ощутить.

Чтобы развить сострадание, важно не отрицать, что сложные ситуации других людей такие же печальные, как и наши, например, когда мы потеряли работу. Было бы нездоровым бояться чувствовать эту грусть, сдерживать или подавлять её. Нам нужно уметь чувствовать её, но без расстройства – для того чтобы сопереживать страданиям других; развить глубокое, искреннее желание, чтобы другие освободились от страданий; и взять на себя ответственность за то, чтобы помочь им преодолеть страдания. Вкратце буддийский совет звучит так: «Не делайте чувство печали плотной “вещью” – не придавайте ей большого значения».

Успокоение ума

Чтобы печаль не расстраивала нас, нужно успокоить ум, освободить его от блуждания и вялости. Если ум блуждает, наше внимание улетает к посторонним беспокоящим мыслям, таким как волнения, сомнения, страх и ожидание чего-нибудь, что, как мы надеемся, будет более приятным. В случае умственной вялости наш ум затуманивается и мы становимся невнимательны ко всему.

Буддизм изобилует способами, которые позволяют нам избавиться от блуждания и вялости ума. Один из основних методов состоит в том, чтобы успокоиться, сосредоточившись на дыхании. Когда блуждание и вялость незначительны, наш ум спокоен и безмятежен. Кроме того, в этом состоянии нам легче избавиться от преувеличения чужих проблем и страданий, отвращения и безразличия к ним, а также от преувеличения того, что мы чувствуем по поводу страданий других, от отвращения и безразличия к собственным чувствам. Тогда, даже если нам изначально грустно, это не расстраивает.

Хотя в конце концов, когда ум всё более расслабляется и успокаивается, мы естественным образом чувствуем низкий уровень счастья. В спокойном умственном и эмоциональном состоянии начинают проявляться теплота и счастье, свойственные уму. Если мы своим созидательным поведением создали достаточно сильный потенциал для счастья, наше спокойное состояние ума также способствует его созреванию.

Развитие любви

Затем мы усиливаем это счастье мыслями о любви (byams-pa, санскр. майтри). Любовь – это желание, чтобы другие были счастливы и обрели причины счастья. Оно естественно вытекает из сострадательного сочувствия. Хотя нам грустно, что кто-то другой испытывает боль и печаль, эти чувства легко проходят, когда мы активно желаем этому человеку счастья. Когда мы прекращаем думать о себе и сосредоточиваемся вместо этого на счастье других, мы легко чувствуем сердечность. Это непроизвольно вызывает у нас ещё и спокойную радость и может привести в действие дополнительный потенциал к счастью, созданный нашим созидательным поведением на протяжении долгого времени. Поэтому бескорыстную и искреннюю любовь сопровождает спокойное счастье, которое не расстраивает, и наша печаль исчезает. Точно так же как родитель, который страдает от головной боли, забывает о ней, когда успокаивает своего больного ребёнка, печаль от чужого несчастья исчезает, когда мы излучаем мысли любви.

Выводы

Вкратце, долгострочный и самый основной источник счастья согласно буддизму – это привычка воздерживаться от разрушительных действий, слов и мыслей под влиянием таких беспокояших эмоций и состояний ума, как страсть, жадность, привязанность, отвращение и гнев, которые основаны на наивности. Подобное созидательное поведение создаёт в нашем потоке ума потенциал к тому, чтобы в будущем мы испытали счастье. Мы можем высвободить этот потенциал, чтобы он проявился, если не будем преувеличивать и отрицать хорошие или плохие качества любого объекта или ситуации, с которыми мы встречаемся, а также любого уровня счастья или несчастья, с которым мы познаём объект, – независимо от того, какими могут быть эти объекты и ситуации. После того как мы избавимся от наивности и, в результате, от привязанности, отвращения и безразличия, нам следует успокоить ум, устранив блуждание и вялость. Особенно важно избавиться от беспокойств и ожиданий. В этом безмятежном и спокойном состоянии ума мы уже ощутим низкий уровень счастья и высвободим потенциал, который у нас может быть, чтобы почувствовать ещё больше счастья.

Затем мы расширяем свой ум, обращая внимание на проблемы других – на то, что их ситуации, возможно, хуже нашей. Мы прекращаем думать только о самих себе. Мы думаем, как было бы прекрасно, если бы другие могли освободиться от страданий, и как было бы здорово, если бы нам удалось помочь им это осуществить. Такое сильное сострадание естественным образом ведёт к чувству любви – желанию им счастья. Мысли о счастье других высвобождают ещё больше нашего потенциала для счастья.

С мыслями о сострадании и любви мы затем можем подумать о буддах или о любых других человеколюбивых личностях. Когда мы размышляем над их примерами, у нас зарождается вдохновение (bying-gyis rlabs, санскр. адхистхана) взять на себя ответственность за то, чтобы на самом деле попытаться помочь другим. Так мы обретаем силу и мужество сражаться не только с чужими проблемами, но и с нашими собственными, но, опять же, не преувеличивая их, не волнуясь о неудаче и не ожидая успеха.

представления античных и восточных философов о хорошей жизни / Лента / Альпина нон-фикшн

Для буддиста счастье — отсутствие страданий
В буддизме нет понятия счастья как такового; скорее, для последователей этого учения стремление достичь счастья пагубно, так как представляет собой потакание своему эго. Однако это не означает, что буддисты лишены внутреннего удовлетворения и покоя, просто это состояние достигается другим путем.

Главная цель любого буддиста — уменьшение своих и чужих страданий. Источником страданий являются наши желания, волнения и привязанности. Избавившись от них, вытеснив беспокойство состраданием, страсть любовью, а неудовлетворенность — добротой и уравновешенностью, мы сможем избавиться от страданий и прийти к состоянию нирваны, то есть полного покоя и умиротворения.

Для конфуцианца счастье — человеколюбие
Для последователей Конфуция центральным является понятие жэнь, оно представляет собой главную добродетель — человеколюбие. Соответственно, для любого конфуцианца быть добродетельным означает проявлять любовь к людям. Парадигма взаимоотношений, основанных на любви, берет начало из идеальной семьи, где родители воспитывают и наставляют детей, а братья и сестры заботятся друг о друге.

Согласно этому учению, мы живем в одном мире, где все люди тесно взаимосвязаны; нас могут объединять семья, работа, место жизни, язык или культура. В отрыве от этих взаимоотношений «нас» не существует, а значит, наше благополучие зависит от вклада в эти отношения. Таким образом, счастье каждого человека невозможно без любви к другим.

Для даоса счастье — согласие с естественным ходом вещей
Один из главных вопросов, которыми задаются приверженцы учения Лао-цзы и Джуан-цзы — как справляться с неопределенностью. Современные люди привыкли по возможности избегать ее и стремиться к постоянству. Любой же последователь дао знает, что неопределенность — неотъемлемое свойство нашей жизни; мы не в силах контролировать действия других людей, природу и другие внешние обстоятельства, а потому единственное верное решение — принять естественный ход вещей и научиться пребывать в нем.

Подобная позиция не означает бездействие или отказ от принятия решений. Скорее, даосизм учит действовать своевременно, в соответствии со спонтанностью и естественностью. Научившись этому, мы сможем откликаться миру, будучи с миром заодно, и так достигать внутренней гармонии и счастья.

Для аристотелиста счастье — процветание и самореализация
Аристотель учил, что наша жизнь заслуживает того, чтобы быть прожитой, когда мы «процветаем»: занимаемся делом, которое способствует нашему преуспеванию, приносит нам удовольствие и чувство гордости, а также вызывает уважение у других людей.

Учение античного философа также говорит о нашей зависимости от внешних факторов: врожденных способностей, благосостояния, окружения и везения. Из этого не следует, что для процветания необходимо с рождения быть миллионером и не знать неудач. Согласно взглядам Аристотеля, счастье зависит как от наших стараний, так и от везения.

Для стоика счастье — быть добродетельным
В основе стоицизма лежит идея, что в жизни важнее всего быть порядочным человеком. Это достигается постоянной практикой четырех главных добродетелей: практической мудрости, мужества, справедливости и умеренности.

Для любого стоика также важная идея дихотомии контроля — понимание, что есть вещи, которые от нас зависят, и те, на которые мы повлиять не в силах. Так, что бы ни случилось с нами (как мы уже знаем, значимая часть нашей жизни зависит от других), мы всегда в силах отвечать за свои суждения, решения и реакции. В любой ситуации мы способны оставаться добродетельными, и уже это достойно и способно обеспечить нам хорошую и спокойную — то есть счастливую — жизнь.

Для эпикурейца счастье — гармония духа с чувственностью
Доктрина эпикуреизма состоит из канона, физики и этики. Физика объясняет устройство этого мира, этика — как в нем правильно жить, а канон — как познавать природу, как она проявляет себя, и как мы ее воспринимаем.

Для эпикурейцев единственно верный способ познания мира и соприкосновения с ним — наши органы чувств, способность испытывать удовольствие и отвращение. Разум лишь обрабатывает полученную информацию и не может достоверно описывать действительность. Так, наша чувственность позволяет нам не только познавать реальность, но и получать от этого удовольствие.

Будда и путь к счастью

Если вы хотите, чтобы другие были счастливы, практикуйте сострадание. Если хочешь быть счастливым, практикуй сострадание.

Далай-лама

Будда — введение

Для Будды путь к счастью начинается с понимания коренных причин страданий. Те, кто считает Будду пессимистом из-за его беспокойства о страдании, упускают суть. На самом деле он искусный врач — он может сообщить плохие новости о наших страданиях, но он же и прописывает активный курс лечения. В этой метафоре лекарство — это учение Будды о мудрости и сострадании, известное как 9.0019 Дхарма , а медсестры, которые подбадривают нас и показывают, как принимать лекарства, являются буддийской общиной или Сангхой. Однако болезнь можно вылечить только в том случае, если пациент будет следовать советам врача и следовать курсу лечения — Восьмеричному Пути, ядром которого является контроль над разумом.

В буддизме это лечение представляет собой не просто лекарство, которое нужно проглотить, а ежедневную практику осознанного мышления и действия, которую мы сами можем научно проверить на собственном опыте. Медитация, конечно, самый известный инструмент этой практики, но, вопреки распространенному мнению, речь не идет об отстранении от мира. Скорее, это инструмент для тренировки ума не останавливаться в прошлом или будущем, а жить здесь и сейчас, в царстве, в котором мы можем с наибольшей готовностью испытать покой.

Все, чем мы являемся, является результатом наших мыслей. Он основан на наших мыслях. Он состоит из наших мыслей. Если человек говорит или действует с дурной мыслью, за ним следует боль, как колесо следует за ногой быка, тянущего повозку.

Все, чем мы являемся, является результатом наших мыслей. Он основан на наших мыслях. Он состоит из наших мыслей. Если человек говорит или действует с чистой мыслью, счастье следует за ним, как тень, которая никогда не уходит.

(Дхаммапада 1-2 / Мюллер и Магуайр, 2002 г.)

Буддизм и счастье

Первый и второй стихи (выше) Дхаммапады , самого раннего из известных сборников высказываний Будды, говорят о страдании и счастье. Поэтому неудивительно, что буддизм может многое предложить на тему счастья. Современники Будды описывали его как «вечно улыбающегося», а изображения Будды почти всегда изображают его с улыбкой на лице. Но вместо улыбки самодовольного, материально богатого или знаменитого человека улыбка Будды исходит из глубокой внутренней невозмутимости.

Будда: небольшая предыстория

Ранняя гандхарская статуя Будды, I-II вв. н.э., в Токийском национальном музее.

В конце 6-го и начале 5-го веков до нашей эры Сиддхартха Гаутама Шакья, который позже стал известен как Будда, родился в современном Непале недалеко от границы с Индией. Хотя существует несколько мифических историй, связанных с его зачатием и рождением, основные факты его жизни в целом совпадают. Будда родился в богатой королевской семье и вырос в мирской роскоши. Несмотря на попытки отца оградить его от уродства жизни, однажды он отважился выйти за стены замка и столкнулся с тремя аспектами жизни: старым, больным и мертвым. Каждый из этих опытов беспокоил его и заставлял сомневаться в смысле и быстротечности жизни и ее удовольствий.

После этого он встретил аскета, который по своему выбору прожил жизнь, отказавшись от мирских удовольствий. Даже когда он был полностью лишен жизненных удобств, его глаза сияли от довольства. Эти шокирующие переживания побудили Будду отказаться от удобного образа жизни в поисках большего смысла жизни. Именно во время практики крайних форм самоотречения Будда открыл «Средний путь» умеренности — идею, очень напоминающую «золотую середину» Аристотеля.

За свою жизнь он испытал сильное удовольствие и крайние лишения, но обнаружил, что ни одна крайность не приводит к истинному пониманию. Затем он практиковал медитацию через глубокую концентрацию ( Дхьяна ) под деревом бодхи и обрел Просветление. Он начал обучать других Четырем Благородным Истинам, чтобы помочь им достичь трансцендентного счастья и спокойствия ума с помощью знаний и практики, известных сегодня как буддизм.

Проблема и решение: четыре благородные истины


и Восьмеричный путь к счастью

Эти Четыре Благородные Истины, монахи, действительны, безошибочны, не иначе. Поэтому они называются благородными истинами. (Самьютта Никая 56.27)

Будда учил своих последователей

Четырем благородным истинам следующим образом:

1. Жизнь есть/средство
Дуккха  (умственная дисфункция или страдание).

2. Дуккха возникает
от тяги.

3. Дуккха может быть устранена.

4. Путь к устранению дуккхи – это Восьмеричный Путь.

Буддийские верования утверждают, что дуккха в конечном итоге возникла из-за невежества и ложного знания. В то время как дуккха обычно определяется как страдание, «умственная дисфункция» ближе к первоначальному значению. В том же духе Хьюстон Смит объясняет дуккху, используя метафору тележки для покупок, которой мы «пытаемся управлять не с того конца», или костей, которые «вышли из строя» (Смит, 19).91, с. 101). Из-за такой умственной несоосности любое движение, мысли и творение, которые вытекают наружу, никогда не могут быть полностью удовлетворительными. Короче говоря, мы никогда не можем быть полностью счастливы.

Будда: восьмеричный путь

Восьмеричный Путь часто делится на три категории

 мудрости (правильный взгляд/понимание,
правильное намерение), 

этическое поведение (правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни)

умственное развитие (правильный
усилие, правильное памятование,
правильное сосредоточение).

Вид справа/понимание Мудрость
Правильное намерение/мысль Мудрость
Правильная речь Этическое поведение
Правильное действие Этическое поведение
Правильный образ жизни Этическое поведение
Правильное усилие Умственное развитие
Правильная внимательность Умственное развитие
Правильная концентрация Умственное развитие

Восьмеричный Путь — это практичный и систематический выход из невежества, устраняющий дуккху из нашего ума и нашего образа жизни посредством осознанных мыслей и действий. Он представлен как единая система, но три пути, связанные со сферой ментального совершенствования, особенно важны для счастья, которое мы можем найти в невозмутимости или спокойствии ума. Узнайте больше о Восьмеричном Пути здесь!

Невозмутимость: душевное спокойствие и счастье

Если, оставив маленькое удовольствие, человек увидит большое удовольствие, пусть мудрый человек оставит маленькое удовольствие и обратится к великому. (Дхаммапада 290 / Мюллер и Магуайр, 2002 г.)

Буддизм стремится к счастью, используя знания и практику для достижения душевного равновесия. В буддийских учениях невозмутимость или душевный покой достигается путем отделения себя от цикла влечения, порождающего дуккха. Таким образом, достигнув ментального состояния, в котором вы можете отрешиться от всех страстей, потребностей и желаний жизни, вы освобождаете себя и достигаете состояния трансцендентного блаженства и благополучия.

Как описано в первом стихе Дхаммапады, для Будды умственная дисфункция начинается в уме. Будда призывал своих последователей стремиться к «спокойствию» и «постижению» как умственным качествам, которые приведут к Нирване , Высшей Реальности. Как упоминалось ранее, Восьмеричный Путь в целом помогает достичь этих качеств. В частности, области умственного совершенствования, которые включают в себя правильное усилие, правильное внимание и правильное сосредоточение, являются умственными навыками и инструментами, используемыми для достижения счастья.

Будда: правильное усилие

Однажды Будда описал ум как дикую лошадь. В Восьмеричном Пути он рекомендует практиковать «правильное усилие», сначала избегая, а затем очищая свой ум от негативных, нездоровых мыслей. Как только это достигнуто, человек совершенствует здоровое, спокойное состояние ума посредством практики позитивного мышления. Это постоянное усилие способствует состоянию ума, которое способствует практике внимательности и концентрации (медитации).

Внимательность

Внимательность является одним из самых влиятельных учений буддизма и проникла в популярную культуру, а также в современную психотерапию и психологию, например, в интерпретации осознанности Эллен Лангер. Будда считал, что необходимо развивать правильное внимание ко всем аспектам жизни, чтобы видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, или, другими словами, «остановиться и понюхать розы». Он поощрял острое внимание и осознание всех вещей посредством четырех основ внимательности:

1. Созерцание тела

2. Созерцание чувств

3. Созерцание состояний ума

4. Созерцание явлений 90 005

Одним словом, осознанность заключается в переживании момента с отношением открытости и свежести ко всем и каждому опыту. Благодаря правильной внимательности можно освободиться от страстей и желаний, которые так часто делают нас пленниками прошлых сожалений или забот о будущем.

Правильная концентрация и медитация

Монах, со спокойным умом избравший жить в голой келье, познает неземное наслаждение в обретении все более и более ясного восприятия истинного закона.

(Дхаммапада 373 / Мюллер и Магуайр, 2002.)

Правильная концентрация — это умственная дисциплина, целью которой является преобразование вашего разума. В качестве основной практики «медитации» правильное сосредоточение является основополагающим действием в буддийской мысли и практике.

Согласно Будде, существует четыре стадии

более глубокой концентрации, называемой Дхьяна: 

1. На первой стадии сосредоточения исчезают умственные помехи и нечистые намерения и достигается чувство блаженства.

2. На второй стадии деятельность ума прекращается и остается только блаженство.

3. На третьей стадии само блаженство начинает исчезать.

4. На заключительном этапе все ощущения, включая блаженство, исчезают и заменяются полным спокойствием ума, которое Будда описал как более глубокое чувство счастья.

Сострадание

Ученики Гаутамы всегда бодрствуют, и их умы днем ​​и ночью всегда наслаждаются состраданием.

(Дхаммапада 300 / Мюллер и Магуайр, 2002 г.)

Историй о сострадании и заботе Будды о жизни предостаточно. Он учил истине, а также учил состраданию, потому что видел личное счастье в связи со счастьем других, людей и других людей. Такой урок отражается как в том, как он жил, так и в том, как он умер. При жизни говорили, что Будда отказался от нирваны, чтобы научить других ключам к трансцендентности. История гласит, что после смерти Будду случайно отравил последователь. Умирая, он утешил этого последователя, заверив его, что только что съеденный им обед был одним из двух его самых благословенных приемов пищи: первый прием пищи был тем, который он должен был разговляться под деревом бодхи, а этот второй прием пищи гнилые грибы были пищей, которая привела его в Нирвану.

Заключение

Путешествие к более глубокой форме счастья требует непоколебимого взгляда в лицо реальности, где вся жизнь видится как дуккха или умственная дисфункция. Буддизм — это философия и практика, которые чрезвычайно озабочены умом и его различными заблуждениями, непониманием и страстными желаниями, но, к счастью для нас, видят выход через высшее сознание и осознанную практику.

Возможно, именно из-за этого, казалось бы, смутного взгляда на реальность счастье в буддизме так невероятно полно; идеи, содержащиеся в учениях Будды, указывают на полное взаимодействие с живой реальностью. По иронии судьбы, именно благодаря такому взаимодействию с самим собой, миром и реальностью человек способен достичь трансцендентного счастья. Равновесие, глубокое чувство благополучия и счастья, достижимо благодаря правильному знанию и практике в повседневной жизни.

Дополнительная литература

Статьи по теме «Погоня за счастьем»

Наши следующие статьи дают возможность изучить точку зрения других философов на счастье:

  • Чжуанцзы: первооткрыватель счастья iness
  • Конфуций о счастье

Дополнительное внешнее чтение и просмотр
  • Бодхи, Б. (2005). Словами Будды: Антология бесед из Палийского канона (Учения Будды). Сомервилль, Массачусетс: публикации мудрости.
  • Биохимик, ставший буддийским монахом, Матье Рикар рассказывает о счастье (TED Talks) (см. видео ниже.)

Процитированные работы

Мюллер, М., и Магуайр, Дж. (2002). Дхаммапада: Аннотации и объяснения. Вудсток, Вирджиния: Издательство SkyLight Paths. (Перевод Макса Мюллера, аннотации и исправления Джека Магуайра.)

Smith, H. (1991). Мировые религии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperCollins, Inc.

.

Что такое счастье? — Изучение буддизма

Счастье — это ощущение долговременного благополучия, душевного спокойствия и удовлетворенности жизнью — это то, что мы все постоянно ищем. Когда мы чувствуем хоть малейший вкус этого, мы хотим, чтобы это продолжалось вечно.

Люди часто путают удовольствие со счастьем. Обычно мы думаем, что если будем вкусно есть, носить дорогую одежду и всегда веселиться, то будем счастливы. Но почему-то никогда не получается. Мы также склонны думать, что если мы удовлетворим все наши потребности и желания, мы будем счастливы. Но на самом деле забота только о себе приводит к одиночеству и депрессии.

Иногда бывает неудобно оставаться наедине со своими мыслями и эмоциями, поэтому мы находим отвлечение в музыке, компьютерных играх, еде, сексе и карьере. Но на самом деле это не связывает нас с другими и не дает настоящего чувства счастья.

Желая почувствовать себя счастливыми и связанными с другими, мы часто обращаемся к социальным сетям. Мы можем получить кратковременный прилив удовольствия от лайков на наших селфи или сообщениях друзей, но это просто заставляет нас хотеть большего. Мы постоянно проверяем наши телефоны, с нетерпением ожидая следующего «исправления», но независимо от того, сколько лайков и сообщений мы получаем, мы почему-то чувствуем себя менее связанными с другими.

Будда сказал, что величайшим источником истинного счастья является забота о других: когда мы искренне заботимся о благополучии и счастье других, наши сердца становятся теплыми, открытыми и соединенными с другими, и мы сами испытываем чувство подлинного благополучия. существование. Мы даже чувствуем себя лучше физически. Заботясь о счастье других, мы стараемся помочь им, насколько это возможно, и избегаем всего, что может причинить вред. Это создает доверительные дружеские отношения, которые делают нашу жизнь более значимой. Благодаря эмоциональной поддержке семьи и друзей мы находим в себе силы справиться со всем, что происходит в жизни.

[См.: Что такое любовь?]

Прежде чем мы действительно сможем заботиться о счастье других людей, нам нужно начать с себя. Если мы не можем желать счастья себе, как мы можем желать счастья другим? в буддизме желание счастья универсально.

Счастье зависит от внутреннего покоя, который зависит от сердечности. – Далай-лама 14-й

Легко почувствовать, что мы совершенно бессильны оказать какое-либо влияние на сегодняшний мир, поэтому мы можем подумать: «Что угодно. Зачем вообще беспокоиться?» Но реальность такова, что мы можем повлиять даже на незнакомцев, думая об их благополучии и пытаясь им помочь. Даже легкая улыбка или пропущенный вперед в очереди к кассе человек заставляет нас почувствовать, что мы изменили ситуацию. Это дает нам чувство собственного достоинства – нам есть что дать, и это приятно. Мы становимся счастливее с собой и с жизнью.

Что на самом деле связывает нас с другими, так это мысли об их счастье и о том, как мы можем им помочь, а не ожидание того, что они подтвердят нашу ценность и сделают нас счастливыми. Это просто сводится к озабоченности собой, а не к искренней заботе о благополучии других.

[См.: Расширение любви]

Мы, люди, — социальные животные: мы можем процветать только тогда, когда связаны с другими. Таким образом, доброта, забота и сострадание к другим — это главное, что нам нужно развивать, чтобы жить счастливой жизнью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *