Больше всего в жизни я хочу продолжить фразу: МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В современной классификации проективных методов обследования личности метод незавершенных предложений (МНП) находится среди тех, которые основаны на дополнении (требуется завершить предложенный рассказ, предложения и т.п.). Существуют разнообразные варианты МНП, построенные на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения. В основе всех этих методик лежит положение о том, что отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, т.е. он проецирует свои особенности на свои ответы.

МНП представляет собой развитие теста словесных ассоциаций, предложенного впервые Ф.Гальтоном и развитого впоследствие К.Юнгом, Э.Крепелином, В.Вундтом, А.Р.Лурия и др.

Впервые для изучения личности МНП был применен А.Пейном (1928), а затем А.Тендлером (1930). Наиболее известны методики завершения предложений, разработанные Дж.

Роттером (1950), Д.Саксом (1950), Б.Форером (1950), А.Ронде (1957).

МНП более информативен, чем тест словесных ассоциаций, потому что обследуемый может отвечать более чем одним словом. При этом возможны большая гибкость и разнообразие ответов.

Большая индивидуальная свобода и богатство ответов определяются также минимумом осознания со стороны испытуемого истинной цели исследования и традиционным для проективных методов принятием любого ответа без оценки как правильного или неправильного.

По оценкам зарубежных специалистов, валидность и надежность МНП достаточно высоки (Р.Ватсон, 1978).

Достоинства:

1) МНП достаточно прост по технике реализации;

  1. является гибким и легко приспосабливаемым для самых различных конкретных целей исследования. Поэтому существует множество методик завершения предложений. Одни предназначены для выявления мотивов и потребностей индивида, другие — чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и т. п., третьи — для обнаружения некоторых психологических механизмов, таких как чувство одиночества, способы ухода от действительности. Иными словами, каждая методика может быть приспособлена к частной ситуации, в которой она будет использоваться.         Благодаря этому имеются значительные возможности изучения с помощью МНП  как нормальных, так и клинических случаев;

3) заданность определенных тем позволяет затронуть важные аспекты личности и жизненного опыта испытуемого;

4) пригоден для индивидуального и группового использования.

Сфера применения: для исследований в школе, промышленности, клинике и др.

Общие характеристики МНП: исследование, в котором используется конкретный вариант МНП, может проводиться в устной или письменной формах. Это определяется видом вербального ответа испытуемого: он может быть устным или письменным. К устной форме проведения в основном прибегают, работая с детьми доподросткового возраста или взрослыми, которые не могут читать или писать (слепые, инвалиды).

В этом случае и начальная (стимульная) часть предложения также предъявляется устно. Устная форма проведения МНП возможна только в рамках индивидуального, а не группового обследования. Письменная форма проведения, напротив, применима как в индивидуальном, так и в групповом эксперименте. При этом начальные части предложений могут предъявляться: 1) устно и письменно — 2) на специальных бланках или 3) на отдельных карточках. При работе с группой традиционно используются 1) и 2) способы, в случае индивидуального исследования — любой из трех перечисленных.

Независимо от формы применения (письменной или устной) исследования, существенной характеристикой последнего являются временные показатели. В случае группового эксперимента для каждого испытуемого фиксируется время, в течение которого он справился с работой в целом. Это представляется возможным, поскольку все испытуемые приступают к работе одновременно, по команде экспериментатора.

При индивидуальном исследовании временные показатели существенно обогащаются за счет измерения латентного времени каждого ответа, т. е. промежутка времени между предъявлением экспериментатором начала предложения и ответом испытуемого. Измерение латентного времени каждого ответа возможно только при устном предъявлении начала предложения или письменном на отдельной карточке, а не при использовании бланка.

Использование различных вариантов МНП в возрастной психологии показывает, что скрытый (латентный) период ответа растет вместе с возрастом, причем выразительный “скачок” в его величине возникает между 10 и 12 годами. Это связано с развитием и применением контролирующих  механизмов  поведения  по мере  социализации ребенка, т.е. формированием у него представления о социально приемлемом поведении.

У взрослых латентный период ответов колеблется около некоторой средней величины,  имеющей индивидуальное значение для каждого испытуемого. Резкое увеличение латентного времени для отдельных ответов свидетельствует об их личностно-эмоциональной значимости. Заметное увеличение латентного времени к концу исследования является выражением повышенной утомляемости испытуемого.

Испытуемые: дети, взрослые, престарелые; испытуемые обоих полов; здоровые и больные.

Цель: выявление отношения испытуемого к жизненным обстоятельствам, самому себе, окружающим; получение общего представления о скрытых переживаниях, которые не удается выявить в свободной беседе.

Инструкция: “Прочитайте эти незаконченные предложения. Завершите их письменно первой пришедшей Вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его и займитесь им позже. Будьте правдивы. Это задание необходимо для тренировки вашей памяти и внимания.”

Таким образом, независимо от варианта МНП инструкция не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение или тренировка памяти, внимания.

Порядок проведения МНП: при письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями.

При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке рядом или под соответствующим началом предложения. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона. Второе предпочтительнее, т.к. позволяет наблюдать за всей ситуацией обследования в целом.

Материал для проведения МНП:  в отечественной психологии в  основном используются два варианта МНП.

Первый из них — сокращенный вариант Rayne — Ronde — состоит из 20 фраз, очень простых по содержанию.

 1. Моя специальность…

 2. Моя семья…

 3. Боюсь…

 4. Деньги…

 5. Моя мечта…

 6. Работа…

 7. Мои сны…

 8. Бороться…

 9. Больше всего люблю…

10. Дома…

11. Моя голова…

12. Дети…

13. Меня беспокоит…

14. Смерть…

15. Мой вид…

16. Друзья…

17. Если б я мог…

18. Мои планы…

19. Скрываю…

20. Когда мыслю…

Гораздо более широко распространенным является вариант Saks — Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской         психологии Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева (1969, 1971). Первоначально он использовался в целях исследования личностных отношений больных неврозами и психозами. Данный вариант МНП состоит из 64 незавершенных предложений с более структурированным и детерминирующим реакцию началом. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения. Каждая из них соответствует определенной сфере отношений человека — к самому себе, к другим людям и т.п. Первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение в своем ответе. Например, предложение, соответствующее сфере “отношение к будущему”, начинается: “Будущее кажется мне.

..”; соответствующее сфере “отношение к подчиненным” — “Если кто-нибудь работает под моим руководством…”; соответствующее сфере “отношение к матери” — “Моя мать…” 

Метод незаконченных предложений

 

 1. Думаю, что мой отец редко…

 2. Если все против меня, то…

 3. Я всегда хотел (-а)…

 4. Если бы я занимал (-а) руководящий пост…

 5. Будущее кажется мне…

 6. Мое начальство…

 7. Знаю, что глупо, но боюсь…

 8. Думаю, что настоящий друг…

 9. Когда я был (-а) ребенком…

10. Идеалом мужчины для меня является…

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной…

12. По сравнению с большинством других семей моя семья…

13. Лучше всего мне работается с…

14. Моя мать…

15. Сделал (-а) бы все, чтобы забыть…

16. Идеалом женщины для меня является…

17. Если бы мой отец только захотел…

18. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы. ..

19. Я мог (-ла) бы быть очень счастливым (-вой), если бы…

20. Если кто-нибудь работает под моим руководством…

21. Надеюсь на…

22. В школе мои учителя…

23. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь…

24. Не люблю людей, которые…

25. Когда-то я…

26. Считаю, что большинство юношей…

27. Супружеская жизнь кажется мне…

28. Моя семья обращается со мной как…

29. Люди, с которыми я работаю…

30. Моя мать и я…

31. Моей самой большой ошибкой было…

32. Считаю, что большинство девушек…

33. Я хотел (-а) бы, чтобы мой отец…

34. Моя наибольшая слабость заключается в том…

35. Моим скрытым стремлением в жизни…

36. Мои подчиненные…

37. Наступит тот день, когда…

38. Когда ко мне приближается мой начальник…

39. Хотелось бы мне перестать бояться…

40. Больше всего люблю людей, которые…

41. Если бы я снова стал (-а) молодым (-дой). ..

42. Считаю, что большинство мужчин…

43. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…

44. Большинство известных мне семей…

45. Люблю работать с людьми, которые…

46. Считаю, что большинство матерей…

47. Когда я был (-а) моложе, то чувствовал (-а) себя виноватым (-той), если…

48. Считаю, что большинство женщин…

49. Думаю, что мой отец…

50. Когда мне начинает не везти, я…

51. Больше всего я хотел (-а) бы в жизни…

52. Когда я даю другим поручение…

53. Когда я буду старым (-рой)…

54. Люди, превосходство которых над собой я признаю…

55. Мои опасения не раз заставляли меня…

56. Когда меня нет, мои друзья…

57. Моим самым живым воспоминанием детства является…

58. Мне очень не нравится, когда мужчины…

59. Моя половая жизнь…

60. Когда я был (-а) ребенком, моя семья…

61. Люди, которые работают со мной…

62. Я люблю свою мать, но…

63. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это…

64. Мне очень не нравится, когда женщины…

Ответы испытуемого отражают существующую у него систему отношений к семье, представителям своего и противоположного пола, сексуальной жизни, начальству, подчиненным, сотрудникам, друзьям, отцу, матери, переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству сознания вины, прошлому и будущему, жизненным целям и самому себе.

Ключ:

 1) отношение к отцу — 1, 17, 33, 49;

 2) отношение к себе — 2, 18, 34, 50;

 3) жизненные цели — 3, 19, 35, 51;

 4) отношение к подчиненным — 4, 20, 36, 52;

 5) отношение к будущему — 5, 21, 37, 53;

 6) отношение к начальству и учителям — 6, 22, 38, 54;

 7) страхи и опасения — 7, 23, 39, 55;

 8) отношение к друзьям и знакомым — 8, 24, 40, 56;

 9) отношение к прошлому — 9, 25, 41, 57;

10) отношение к мужчинам — 10, 26, 42, 58;

11) отношение к сексуальной жизни — 11, 27, 43, 59;

12) отношение к семье — 12, 28, 44, 60;

13) отношение к сотрудникам — 13, 29, 45, 61;

14) отношение к матери — 14, 30, 46, 62;

15) сознание вины — 15, 31, 47, 63;

16) отношение к женщинам — 16, 32, 48, 64.

Названные сферы отношений могут быть объединены в тематические группы:

1) тема представления о себе — страх,

                                                    сознание вины,

                                                    отношение к себе;

2) тема семейных отношений — отношение к отцу,

                                                     отношение к матери,

                                                     отношение к семье;

3) тема отношений со своим и

    противоположным полом —  отношение к мужчинам,

                                                    отношение к женщинам,

                                                    отношение к сексуальной жизни;

4) тема отношений с другими людьми — отношение к друзьям,

                                                                   отношение к сотрудникам,

                                                                   отношение к подчиненным,

                                                                   отношение к начальству;

5) тема временной перспективы личности — отношение к прошлому,

                                                                          отношение к будущему,

                                                                          жизненные цели.

Обработка данных: предполагает традиционно качественный и количественный анализ.

Качественный анализ весьма разнообразен и определяется тремя моментами: 1) содержанием личностной проблемы, исследуемой с помощью данного метода; 2) теоретическими представлениями, имеющимися у исследователя, его опытом; 3) конкретным вариантом используемых незаконченных предложений.

Информативным признаком выступают временные показатели, зафиксированные во время работы испытуемого.

При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношения:

*           нейтральное, оцениваемое как “0”;

*           положительное, оцениваемое как “+”;

*           отрицательное, оцениваемое как “-”.

Внутри двух последних возможны дополнительные градации. Так, по отношению к данному варианту МНП Saks — Sidney применяются такие оценки:

*           +2 — максимальное, отчетливо выраженное, сильное положительное отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту;

*           +1 — положительное отношение;

*           0 — нейтральный по смыслу ответ — отношение не выражено или непонятен его эмоциональный знак;

*           -1 — отрицательное отношение;

*           -2 — максимальное, отчетливо выраженное, сильное отрицательное отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту.

Например, начало предложения следующее: “По сравнению с большинством других семей моя семья…” Варианты завершения:

1. “плохая”, “недружная”, “несчастливая”, “распалась” (-2).

2. “не очень хорошая”, “нервная”, “менее дружная” (-1).

3. “не хуже и не лучше”, “такая же” (0).

Начало предложения: “Будущее кажется мне…” Варианты завершения:

1. “очень мрачным”, “плохим”, “печальным”, “страшным” (-2).

2. “не очень светлым”, “туманным” (-1).

3. “неясным”, “неизвестным”, “как настоящее” (0).

При этом вербальные отказы (ответы типа “не знаю”, “не думал”) и поведенческие отказы (пропуск предложения, отсутствие его завершения) всегда оцениваются как -2.

Некоторые предложения в своей первой части содержат не только указание на объект, но и включают в себя положительную или отрицательную позицию по отношению к данному объекту. Например: “Мне очень не нравится,  когда мужчины…”,   “Больше всего люблю людей,  которые…”. Количественная оценка завершения подобного предложения определяется следующим обстоятельством — усиливает, увеличивает или снижает, уменьшает ответ испытуемого первоначально заданную позицию (особенно отрицательную). Например, в сфере “отношение к себе” начало предложения следующее: “Если все против меня, то…” Варианты завершения:

1. “это ужасно”, “мне очень плохо”, “ я умру” (-2).

2. “я огорчаюсь”, “мне грустно” (-1).

3. “то кто же за?”, “то я за” (0).

4. “я не расстраиваюсь”, “я не огорчаюсь”, “я плевал на это” (+1).

5. “я все равно стою на своем”, “отстаиваю свое” (+2).

Или: в сфере “отношение к мужчинам” начало предложения следующее: “Мне очень не нравится, когда мужчины…” Варианты завершения:

1. “негодяи”, “отвратительны” (-2).

2. “курят”, “не держат слова” (-1).

3. “обыкновенные” (0).

4. “слишком разговорчивые”, “болтливые” (+1).

5. “много смеются”, “шутят” (+2).

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от +8 до -8, может быть нулевой.

Всего таких показателей 16 — в соответствии с количеством сфер.

Количественная обработка данных может сопровождаться графическим выражением в виде профиля. При этом целесообразнее располагать сферы на горизонтальной оси не случайно, а по тематическим группам (см. выше). В этом случае можно сравнивать оценки внутри каждой темы и между отдельными темами. Так, например, высокие отрицательные оценки в сфере страхов и опасений сопровождаются, как правило, суженной временной перспективой, неуверенностью в будущем, отражающейся в низких положительных или высоких отрицательных оценках соответствующей сферы.

Представляется удобным совместить на одном графике вместе с индивидуальным профилем и кривую динамики среднего латентного времени для каждой сферы (подсчитывается как среднее арифметическое для соответствующих 4-х предложений). Известно, что эмоционально-значимые предложения даже при формальном положительном соответствии ответа началу предложения сопровождаются задержкой, существенным удлинением латентного периода.

+6

 +4

 +2
  0  

 

                        отношение           отношение          отношение         отношение       отношение

-2                к отцу              к  матери         к семье             к мужчинам      к женщинам

 

 -4

 -6

        

  Литература.

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989. — С. 50-51.

2. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.

3. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г.Лидерса. — М., 1991. — С. 31-40.

4. Психологические тесты / Сост. Э.Р.Ахмеджанов. — М., 1996. — С. 31-34.

«Бродского тоже судили в 23». Последнее слово Аллы Гутниковой на процессе по делу Doxa

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, KIRILL KUDRYAVTSEV/AFP

На заседании Дорогомиловского суда Москвы в пятницу гособвинение потребовало приговорить редакторов студенческого издания Doxa к исправительным работам сроком на два года. Журналистов обвиняют в вовлечении несовершеннолетних в митинги.

Прокуратура также предложила на три года запретить подсудимым администрировать сайты.

Армен Арамян, Владимир Метелкин, Наталья Тышкевич и Алла Гутникова стали обвиняемыми по уголовному делу в апреле прошлого года из-за того, что записали ролик в поддержку студентов и школьников, которые подвергались давлению со стороны образовательных организаций за участие в январских митингах в поддержку Алексея Навального.

Следствие усмотрело в этом ролике вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность (статья 151.2 УК), максимальное наказание по этой статье — три года колонии.

Doxa (в переводе с греческого — «мнение») — журнал о студенческой и академической жизни, который рассказывает о внутренних проблемах российских университетов и давлении властей на образование.

  • «Наивность. Солидарность. Провокация». Как появился студенческий журнал DOXA и за что его преследуют
  • «Двести томов уголовного дела, информативности — ноль». Суд начал рассматривать дело журналистов Doxa

С апреля 2021 года редакторы находятся под запретом определенных действий — им можно было выходить из дома только с 8 до 10 часов утра. Кроме того, ФСИН несколько раз требовала ужесточить им меру пресечения, например, из-за опоздания после свадьбы или посещения стоматолога раньше разрешенного дня.

В поддержку журналистов выступили более сотни преподавателей Высшей школы экономики и более 80 философов, включая Славоя Жижека, который записал видеообращение в поддержку Doxa.

Никто из обвиняемых свою вину не признал. Как сообщала правозащитная группа «Агора», обвинение строится на лингвистической экспертизе, которая обнаружила призывы к противоправным действиям во фразе: «Не бойтесь и не оставайтесь в стороне! Это наше законное право — выражать протест любым мирным способом». Эту экспертизу выполнила специалист Следственного комитета Альбина Глотова, она же была автором экспертизы, по которой Алексея Навального осудили за оскорбление ветерана.

Русская служба Би-би-си публикует последнее слово Аллы Гутниковой, с которым она выступила в суде в пятницу.

Автор фото, Doxa

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

«Я не буду говорить о деле, обыске, допросах, томах, судах. Это скучно и бессмысленно. Последнее время я хожу в школу усталости и досады. Но еще до ареста я успела записаться в школу умения говорить о действительно важных вещах.

Я бы хотела говорить о философии и литературе. О Беньямине, Деррида, Кафке, Арендт, Сонтаг, Барте, Фуко, Агамбене, об Одри Лорд и белл хукс. О Тимофеевой, Тлостановой и Рахманиновой.

Я бы хотела говорить о поэзии. О том, как читать современную поэзию. О Гронасе, Дашевском и Бородине.

Но сейчас не время и не место. Я спрячу свои маленькие нежные слова на кончике языка, на дне гортани, между животом и сердцем. И скажу лишь немного.

Я часто чувствую себя рыбкой, птичкой, школяром, малышкой. Но недавно я с удивлением узнала, что Бродского тоже судили в 23. И поскольку и меня причислили к роду человеческому, я буду говорить так:

В каббале есть концепция тикун олам — исправление мира. Я вижу, что мир несовершенен. Я верю, что, как писал Иегуда Амихай, мир был создан прекрасным, для того, чтобы было хорошо, и для покоя, как скамейка в саду (в саду, не в суду!). Я верю, что мир создан для нежности, надежды, любви, солидарности, страсти, радости.

Но в мире ужасно, невыносимо много насилия. А я не хочу насилия. Ни в какой форме. Ни учительских рук в трусах школьниц, ни кулаков пьяного отца семейства на телах жен и детей. Если бы я решила перечислить все насилие, которое есть вокруг, мне не хватило бы ни дня, ни недели, ни года. Чтобы увидеть насилие вокруг, достаточно только открыть глаза. Мои глаза открыты. Я вижу насилие, и я не хочу насилия. Чем больше насилие, тем больше я его не хочу. И больше всего я не хочу самого огромного и самого страшного насилия.

Я очень люблю учиться. Дальше я буду говорить голосами других.

В школе на уроках истории я изучила фразы «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков» и «За вашу и нашу свободу».

В старшей школе я читала «Реквием» Анны Андреевны Ахматовой, «Крутой маршрут» Евгении Соломоновны Гинзбург, «Упраздненный театр» Булата Шалвовича Окуджавы, «Детей Арбата» Анатолия Наумовича Рыбакова. У Окуджавы я больше всего любила стихотворение:

Совесть, благородство и достоинство —

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь.

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой кроткий век:

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь, как человек!

В МГИМО я учила французский и узнала строку из Эдит Пиаф: «Ça ne pouvait pas durer toujours» [«Это не могло длиться вечно»]. И из Марка Робена: «Ça ne peut pas durer comme ça» [«Так не может продолжаться»].

В девятнадцать лет я ездила в Майданек и Треблинку и узнала, как на семи языках сказать «никогда больше»: never again, jamais plus, nie wieder, קיינמאל מער, nigdy więcej, לא עוד.

Я изучала еврейских мудрецов и больше всего полюбила две мудрости. Рабби Гилель говорил: «Если не я за себя, то кто за меня. Если я только за себя, то зачем я? Если не сейчас, то когда?». А рабби Нахман говорил: «Весь мир — это узкий мост, и главное — совсем не бояться».

Затем я поступила в Школу культурологии и выучила еще несколько важных уроков. Во-первых, слова имеют значение. Во-вторых, нужно называть вещи своими именами. И наконец: sapere aude, то есть имей мужество пользоваться собственным умом.

Смешно и нелепо, что наше дело связано со школьниками. Я преподавала детям гуманитарные науки на английском, работала няней, мечтала поехать по программе «Учитель для России» в небольшой город на два года и сеять разумное, доброе, вечное. Но Россия — устами государственного обвинителя прокурора Трякина — считает, что я вовлекала несовершеннолетних в опасные для жизни действия. Если у меня когда-нибудь будут дети (а они будут, потому что я помню главную заповедь), я повешу им на стенку портрет прокуратора Иудеи Понтия Пилата, чтобы дети росли чистоплотными. Прокуратор Понтий Пилат стоит и умывает руки — вот какой это будет портрет. Да, если думать и быть неравнодушными — теперь опасно для жизни, я не знаю, что сказать о сути обвинения. Я умываю руки.

И вот сейчас момент истины. Час прочитываемости. И я, и мои друзья и подруги не находят себе места от ужаса и боли, но когда я спускаюсь в метро, я не вижу заплаканных лиц. Я не вижу заплаканных лиц.

Ни одна из моих любимых книг — ни детская, ни взрослая — не учила безразличию, равнодушию, трусости. Нигде меня не учили этим фразам:

мы люди маленькие

я человек простой

все не так однозначно

никому нельзя верить

я как-то этим всем не интересуюсь

я далек от политики

меня это не касается

от меня ничего не зависит

компетентные органы разберутся

что я один мог сделать.

Наоборот, я знаю и люблю совсем другие слова.

Джонн Донн через Хемингуэя говорит:

Нет человека, который был бы как

Остров, сам по себе, каждый человек есть часть

Материка, часть Суши; и если волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе.

Махмуд Дарвиш говорит:

Когда готовишь завтрак, думай о других

(не забудь покормить голубей).

Когда ведешь войны, думай о других

(не забывай тех, кто ищет мира).

Когда оплачиваешь счет за воду, думай о других

(тех, кого питают облака).

Когда возвращаешься домой, к себе домой, думай о других

(не забывай о людях в лагерях)

. Когда спишь и считаешь звезды, думай о других

(тех, кому негде спать).

Когда выражаешь свои мысли метафорой, думай о других

(потерявших право голоса).

Когда думаешь о тех, кто далеко, подумай о себе

(скажи: Ах, если бы я только был свечой во тьме).

Геннадий Головатый говорит:

Слепые не могут смотреть гневно,

немые не могут кричать яростно.

безрукие не могут держать оружия,

безногие не могут шагать вперед.

Но — немые могут смотреть гневно,

Но — слепые могут кричать яростно.

Но — безногие могут держать оружие.

Но — безрукие могут шагать вперед.

Кому-то, я знаю, страшно. Они выбирают молчание.

Но Одри Лорд говорит:

Your silence will not protect you.

В московском метро говорят:

Пассажирам запрещено находиться в поезде, который следует в тупик.

А петербуржский «Аквариум» добавляет: Этот поезд в огне.

Лао-Цзы через Тарковского говорит:

Главное, пусть они поверят в себя и станут беспомощными, как дети. Потому что слабость велика, а сила ничтожна. Когда человек рождается, он слаб и гибок, а когда умирает — он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко — оно умирает. Черствость и сила — спутники смерти. Слабость и гибкость — выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит.

Помните, что страх съедает душу. Помните о персонаже Кафки, который увидел «как во дворе тюрьмы устанавливают виселицу, по ошибке подумал, что она предназначена для него, ночью сбежал из своей камеры и повесился».

Будьте как дети. Не бойтесь спросить (себя и других), что такое хорошо и что такое плохо. Не бойтесь сказать, что король голый. Не бойтесь закричать, разрыдаться. Повторяйте (себе и другим): 2+2=4. Черное — это черное. Белое — это белое. Я — человек, я сильный и смелый. Сильная и смелая. Сильные и смелые.

Свобода — это процесс, в ходе которого вы развиваете привычку быть недоступным для рабства».

Маленькие вещи в жизни важнее всего остального | Девиша Тайал

Что делает ваш день прекрасным? О чем вы думаете, когда ложитесь спать ночью? Улыбаетесь ли вы, оглядываясь на то, что произошло в течение дня? Это может быть мелочью, и в этом заключается красота.

«Наслаждайтесь мелочами жизни, однажды вы оглянетесь назад и поймете, что они были большими».

Эта цитата запомнилась мне с тех пор, как я впервые прочитал ее. И это просто имеет большой смысл.

В течение дня или недели ваш распорядок, скорее всего, установлен, и небольшие события, происходящие в это время, имеют значение.

  • Дни, когда я просыпаюсь свежим и рано и завтракаю.
  • Мини-танцевальная вечеринка с очень громкой музыкой.
  • Хорошего дня для волос. Когда я не могу перестать любоваться собой в зеркале.
  • Идеальная чашка чая.
  • Познакомьтесь с милой собакой или кошкой и погладьте ее.
  • Очень освежающий сеанс зумбы или хорошая тренировка.
  • Душевный разговор с коллегой.
  • Благодарность на работе.
  • Картина на холсте, которая смотрела на меня несколько дней.
  • Письмо. Стихотворение или статья.
  • Вечерняя прогулка. Слушая хорошую музыку и наслаждаясь ветерком.
  • Глядя в окно с кружкой кофе или теплой воды.
  • Успешно что-то приготовить, не спалив кухню.
  • Здоровое питание в течение всего дня. Никакой нездоровой пищи. Счастливое тело. Счастливый ум.
  • Качание.
  • Когда хорошие песни звучат по радио, а поездка в офис больше не связана с пробками.
  • Безумный смех с друзьями.
  • Приятный и успокаивающий разговор с семьей.
  • Смотреть хороший фильм, свернувшись калачиком под одеялом.

Это всего лишь мелочи, которые сильно повлияли на мою жизнь.

Я обычно сижу ночью и улыбаюсь, вспоминая это. Эти мелочи дают надежду и силы для того, чтобы делать больше и делать лучше.

Обратите внимание на мелочи вокруг. Замечайте мелочи, которые приносят вам счастье, даже если оно длится всего минуту. Если что-то заставляет вашу душу улыбнуться, отметьте это и обязательно включите это в свой распорядок дня.

Жизнь состоит из моментов. И если вы сможете собрать эти мгновения, вы никогда не почувствуете себя одиноким.

Когда бывают дни, когда все кажется неправильным и все кажется грязным. Работа, отношения, ум — все кажется трудным и тяжелым. В эти дни вам нужно привнести то, что не потребует усилий, чтобы дать вам силы пережить эти дни.

Магия сосредоточения внимания на этих мелочах заключается в том, что вы постепенно переключаете свои мысли с того, чего не хватает в вашей жизни, на то, что есть. Это создаст в вашем мозгу небольшую положительную петлю, питающую вас мотивацией и энергией. Постепенно вы начнете создавать свое собственное счастье.

Так вы начинаете прокладывать свой путь от этих мелочей к величию, которого желаете изнутри.

Девиша — поэтесса, художница и любительница фитнеса. Узнайте больше о ее работах в ее блоге The Jinxed Loop.

Секрет осмысленной жизни проще, чем вы думаете

Кажется, что некоторые люди проводят всю свою жизнь неудовлетворенными в поисках цели. Но философ Иддо Ландау предполагает, что у всех нас есть все необходимое для осмысленного существования.

По словам Ландау, профессора философии Хайфского университета в Израиле и автора книги «В поисках смысла в несовершенном мире », вышедшей в 2017 году, люди ошибаются, когда считают свою жизнь бессмысленной. Ошибка основана на их неспособности признать, что действительно имеет значение, вместо этого они чрезмерно сосредотачиваются на том, чего, по их мнению, не хватает в их существовании. Он пишет в The Philosopher’s Magazine :

Реклама

К моему удивлению, большинство людей, с которыми я говорил о смысле жизни, сказали мне, что они не считают свою жизнь достаточно значимой. Многие даже представили свою жизнь как откровенно бессмысленную. Но я часто находил проблематичными причины, которые мои собеседники приводили для своих взглядов. Я думал, что многие не задавали соответствующих вопросов, которые могли бы изменить их взгляды, и не предпринимали действий, которые могли бы улучшить их состояние. (Некоторые из них после нашего обсуждения согласились со мной.) Большинство людей, сетовавших на бессмысленность жизни, даже затруднялись объяснить, что они понимают под этим понятием.

Другими словами, Ландау считает, что люди, которые чувствуют себя бесцельными, на самом деле неправильно понимают, что такое смысл. Он один из многих мыслителей, которые задавались трудным вопросом: «Что такое осмысленная жизнь?»

Вопрос о смысле

Ответы философов на этот вопрос многочисленны, разнообразны и в разной степени практичны. Философ XIX века Фридрих Ницше, например, сказал, что сам вопрос бессмысленен, потому что посреди жизни мы не в состоянии понять, имеет ли значение наша жизнь, и выйти за пределы процесса существования, чтобы ответить на него, невозможно.

Однако те, кто думает, что смысл можно различить, делятся на четыре группы, согласно Таддеусу Мецу, пишущему в Стэнфордском философском словаре. Некоторые сосредоточены на Боге и верят, что только божество может обеспечить цель. Другие приписывают взгляд, ориентированный на душу, думая, что что-то в нас должно продолжаться за пределами нашей жизни, сущность после физического существования, которая придает жизни смысл. Кроме того, есть два лагеря «натуралистов», ищущих смысл в чисто физическом мире, известном науке, которые попадают в категории «субъективистских» и «объективистских».

Advertisement

Два лагеря натуралистов расходятся во мнениях относительно того, создает ли смысл человеческий разум или эти условия абсолютны и универсальны. Объективисты утверждают, что существуют абсолютные истины, которые имеют ценность, хотя они могут не соглашаться в том, что они собой представляют. Например, одни говорят, что творчество дает цель, в то время как другие считают, что добродетель или нравственная жизнь придает смысл.

Субъективисты, в том числе и Ландау, считают эти взгляды слишком узкими. Если смысл возникает через познание, то он может исходить из любого количества источников. «Большинству в этой области кажется, что не только творчество и нравственность являются независимыми источниками смысла, но и что есть источники помимо этих двух. Вот лишь несколько примеров: подумайте о том, чтобы совершить интеллектуальное открытие, воспитывать детей с любовью, заниматься музыкой и развивать превосходные спортивные способности», — предлагает Мец.

Для субъективистов, в зависимости от того, кто и где мы находимся в любой данный момент, ценность любой данной деятельности варьируется. Жизнь имеет смысл, говорят они, но ее ценность создается нами в нашем сознании и может меняться со временем. Ландау утверждает, что смысл — это, по сути, чувство ценности, которое мы все можем получить по-разному — из отношений, творчества, достижений в данной области или щедрости, среди других возможностей.

Переосмысление своего мышления

Тем, кто чувствует себя бесцельным, Ландау предлагает переосмысление. Он пишет: «Осмысленная жизнь — это та, в которой есть достаточное количество аспектов достаточной ценности, а бессмысленная жизнь — это та, в которой нет достаточного количества аспектов достаточной ценности».

Реклама

По сути, он говорит, что значение похоже на уравнение: добавьте или вычтите переменные-значения, и вы получите большее или меньшее значение. Итак, скажем, вы чувствуете себя бесцельным, потому что вы не так успешны в своей профессии, как мечтали. Теоретически вы могли бы извлечь смысл из других начинаний, таких как отношения, волонтерская работа, путешествия или творческая деятельность, и это лишь некоторые из них. Также может случиться так, что вещи, которые вы уже делаете, действительно имеют смысл, и вы недостаточно цените их, потому что вы сосредоточены на одном факторе ценности.

Он приводит в пример психолога-экзистенциалиста Виктора Франкла, который пережил заточение в нацистских концлагерях во время Второй мировой войны и написал книгу « Человек в поисках смысла». Цель Франкла, его желание жить, несмотря на заточение в самых суровых условиях, исходили из его желания впоследствии написать о пережитом. Франкл также отметил, что у других, кто выжил в лагерях, была определенная цель — они были полны решимости увидеть свои семьи после войны или помочь другим заключенным жить, сохраняя чувство человечности.

Ландау утверждает, что любой, кто верит, что жизнь может быть бессмысленной, также принимает на себя важность ценности. Другими словами, если вы думаете, что жизнь может быть бессмысленной, значит, вы верите, что существует такая вещь, как ценность. Вы не нейтральны в этой теме. Таким образом, мы также можем увеличивать или уменьшать ценность нашей жизни с помощью практики, усилий, действий и размышлений. «Я могу разрушить или построить дружеские отношения, улучшить или ухудшить свое здоровье, практиковать или пренебрегать своим немецким языком. Было бы удивительно, если бы в этой особой сфере ценности, смысла жизни дела обстояли иначе, чем во всех других сферах», — пишет он.

Чтобы жизнь была ценной или значимой, она не обязательно должна быть уникальной. Вера в то, что особенность связана со смыслом, — это еще одна ошибка, которую совершают многие люди, по мнению Ландау. Он считает, что это заблуждение «приводит к тому, что некоторые люди без необходимости видят свою жизнь как недостаточно осмысленную и упускают способы приумножить смысл жизни».

Реклама

Он также отмечает, что все постоянно меняется: мы переезжаем, знакомимся с новыми людьми, получаем новый опыт, сталкиваемся с новыми идеями и стареем. По мере того как мы меняемся, наши ценности меняются, как и наше чувство цели, над которым мы должны постоянно работать.

Вы есть, значит, вы имеете значение

Кто-то может возразить, что Ландау слишком упрощен. Конечно, существование должно быть чем-то большим, чем простое присвоение ценности тому, что у нас уже есть, и мышление по-другому, если мы не можем распознать цель в своей жизни.

На самом деле есть еще менее сложные подходы к осмысленности. В Philosophy Now Тим Бэйл, профессор политики Лондонского университета королевы Марии в Великобритании, дает чрезвычайно простой ответ: «Смысл жизни не в том, чтобы быть мертвым».

Хотя это может показаться скромным, многие философы предлагают аналогичные ответы, хотя и не такие содержательные. Философ Ричард Тейлор предполагает, что не усилия и достижения делают жизнь значимой, написав в книге 1970 года « Добро и Зло , » «дня было достаточно для себя, как и жизни». Другими словами, поскольку мы живем, жизнь имеет значение.

Реклама

Возможно, такой простой ответ может сбить с толку. А недоброжелатели могут возразить, что ничто не может иметь значения, учитывая необъятность Вселенной и краткость нашей жизни. Но это предполагает, что наша цель является фиксированной, жесткой и назначенной извне, а не гибкой или продуктом ума.

Ответ на вопрос

Существуют и другие подходы. Кейси Вудлинг, профессор философии и религиоведения в Университете Прибрежной Каролины в Южной Каролине, в своей книге «Философия сейчас» предлагает ответ на вопрос о значимости как таковой. «То, что придает человеческой жизни смысл или значение, — это не простое проживание жизни, а размышление о проживании жизни», — пишет он.

Преследование целей и задач — фитнес, семья, финансовый успех, успехи в учебе — все это прекрасно и хорошо, но, по мнению Вудлинг, это не имеет особого смысла. Однако важно задуматься о том, почему мы преследуем эти цели. Принимая рефлексивную точку зрения, значение само по себе нарастает. «Это близко к известному высказыванию Сократа о том, что непроверенная жизнь не стоит того, чтобы жить, — пишет Вудлинг. — Я осмелюсь сказать, что непроверенная жизнь не имеет смысла».

Тайна есть смысл

В восточной философской традиции есть еще один простой ответ на трудный вопрос о смысле жизни — ответ, который не может быть точно сформулирован, но ощущается через глубокое наблюдение за природой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *