Бар книжный: ShortList Books & Spirits

Читать запоем: как устроен книжный бар на Петровке

Фото: Ксения Колесникова

На Петровке, 26 открылся Shortlist — место, где можно покупать книги, читать и пить коктейли. Чем новый бар отличается от закрывшихся «Проекта О.Г.И» и Bilingua, узнала «Московская перспектива»

Внутри

Shortlist — это два смежных помещения в доме 1876 года, над которыми работал дизайнер и архитектор Александр Митрофанов, до проекта на Петровке занимавшийся Лахта-центром» в Санкт-Петербурге. Интерьер выдержан в стиле Mid-century modern конца 1960-х — начала 1970-х, который критики назвали последним большим стилем XX века. Столы, стулья и другие предметы мебели в «Шортлисте» были сделаны в Голландии, Чехословакии, Румынии и ГДР. Часть предметов приобреталась на Avito, а часть была предоставлена из частной коллекции.


В баре предусмотрены четыре «уголка интроверта» — уютные ниши, в которых можно почитать, не отвлекаясь на шум и публику.

Отдельный зал занимает книжный магазин, открытый ежедневно до 8 вечера. В библиотечном зале есть большой стол для чтения и отдельная барная стойка, за которой также можно читать, выпить чай, кофе или легкий коктейль.

 

Книжный магазин

В магазине представлено около 500 книг, подборкой которых занимается Полина Рыжова из проекта «Полка». 90% библиотеки — это нонфикшн; есть также научпоп, альбомы и журналы. Создатели бара ориентировались на современную актуальную литературу и нишевые издательства: «Новое литературное обозрение», AD Marginem, «Высшая школа экономики» и т.п. Отдельно представлены периодика (в том числе на иностранных языках) и комиксы. В будущем, вероятно, полки могут пополнить толстые литературные журналами («Новый мир», «Дети Ра», «НЛО» и другие). Однако в книжном вы не найдете fiction литературы XX века — проза представлена с «нулевых» годов.

Ценник в книжном средний — примерно как на Ozon.ru. Буккроссинг не предусмотрен.

 

Еда и напитки

Кухней заведует Максим Летуновский, известный по работе в кафе «Юность». И кухня, это, пожалуй, единственное, что не связано здесь с литературой — бар работает по принципу «сложные напитки, простая еда». Большинство позиций вдохновлены тапасами из Страны Басков, Италии и Пиренеев. Детского меню, как и детских книг, нет, однако в баре говорят, что детям подойдут десерты и супы.

Бизнес-ланчи тоже отсутствуют, правда, в следующем году бар планирует запустить «дневное меню», в котором будут представлены три основных блюда.


От «Проекта О.Г.И» и Bilingua книжный бар отличается алкогольными позициями: в баре нет пива (совсем), а главное в нем — это коктейли. Сейчас представлены 23 авторских напитка по ₽580 каждый. Крепость, состав и эффект коктейлей выстроены по фабуле классического романа: экспозиция, завязка, развитие, кульминация и развязка. Например, в «экспозиции» можно найти легкие сочетания, не превышающие градусом крепость белого вина, а самые захватывающие позиции ожидают в «кульминации». Коктейлями заведует Константин Плесовских, известный по проекту Chainaya. Tea&Cocktails.  


Есть также вино, но оно не презентовано в карте. По просьбе могут налить и водки.

Последний пункт коктейльного меню называется Open final. То есть, если вы прошли всю фабулу винной карты и что-то в ней не поняли, то можно заново «перечитать»

 

Дарья Ковальчук, сооснователь Shortlist:

Наша миссия — вернуть людей к чтению и показать не читающей публике, что чтение — это интересно и приятно. Я надеюсь, что в баре будет гораздо меньше людей, лайкающих фотки и ведущих переписку в мессенджерах, чем в других заведениях. Потому что вместо этих занятий в Shortlist люди будут обсуждать книги.


Shortlist — это место, где авторские напитки встречаются с авторской подборкой книг. Мы хотим соединить достаточно светскую публику Петровки с публикой нишевых книжных магазинов, скажем «Фаланстера». Подборкой книг мы отвечаем на вопрос «о чем сейчас можно поговорить?». Скажем, у нас есть книги про кроссовки, переходный возраст, закат Советского Союза, неформальную культуру в СССР и профеминистская полка. То есть, каждая книга, представленная у нас, — это предмет для дискуссии. Потому что московская публика уже пресытилась простым выпиванием и требует экспиренса.


Бар рассчитан скорее не на поклонников шумных пьянок на Патриарших прудах, а на людей, которые гуляют по району из театра в музей. В баре будут проходить «Пьяные чтения», когда гости будут читать и обсуждать книги вместе с известными актерами и писателями. И не только это — синергия литературы и алкоголя дает бесконечную почву для фантазий.

«Конец прекрасной эпохи»: как устроен новый бар (и книжный!) в музее Бродского от команды El Copitas Bar

Открытия

Вход в «Полторы комнаты» Бродского в доме Мурузи теперь осуществляется через сувенирную лавку, книжный магазин и бар «Конец прекрасной эпохи». Переступая порог двери, которая находится прямо напротив Спасо-Преображенского собора, вы попадаете в библиотеку с архитектурой Александра Бродского, где книги держат стены из оголенного кирпича, старинные стеллажи и столы посреди залов. И вы их можете держать в своих руках (и непременно читать!), сидя за барной стойкой и чередуя с коктейлем от команды El Copitas Bar, недавно занявшей 8-ую строчку среди лучших в мире.

Стоит ли нам вырабатывать коллективное привыкание к тому, что теперь в культурных учреждениях приветствуется задержаться на коктейль, сказать не можем, но девелопер Максим Левченко создал для этого идеальные условия. На первом этаже здания, в котором находилась коммуналка поэта Иосифа Бродского, работает книжный магазин и бар. Здесь можно выпить портвейн и коктейли, отражающие дух 60-80-х годов. Закусок нет, вопрос принципиальный, табак для самокруток можно приобрести на месте, а выбор напитков ограничен 4 вариантами:

  • «Московский мул», ставший популярным после того, как американцы открыли для себя русскую водку, готовят на основе «Целовальника» — собственного продукта El Copitas Bar, имбирного лимонада и кордиала из черемухи.
  • «Порто-ронко» — крепкий коктейль на выдержанном роме с мягкими оттенками портвейна, который пили герои романа Ремарка «Три товарища». Перечисленные ингредиенты, нужно сказать, были в ходу в Советском Союзе.

«Московский мул»

«Порто-ронко»

  • Пряный и цитрусовый «Феникс» с ликером фалернум, который готовится из рома и специй.
  • В «драй мартини» вместо вермута добавляют Пино де Шарант – крепленое французское вино, и подсушивающий вкус напитка кюммель – ликер на основе тмина.

Все отдают в винтажных бокалах – советской и почти антикварной посуде из сервантов наших бабушек. Лаконичный листинг сделали динамическим. Со сменой сезонов напитки – как чистые, так и смешанные – тоже будут меняться. Возможно, ближе к лету красное/белое/оранжевое станет розовым и игристым, появятся граппа и джин.

«Сухой мартини»

«Сухой мартини», «Московский мул», «Феникс»

Открылся музей Иосифа Бродского в доме Мурузи. Каким он будет — рассказывает основатель Максим Левченко

На полке за барной стойкой хранится небольшая коллекция ретро алкоголя – образцов из тех же партий, которые оценивал сам Иосиф Александрович. Бутылки зафиксированы на фотографии рабочего места Бродского: в его шкафу вперемешку стояли книги, фотографии Роберта Фроста и Анны Ахматовой и пустые бутылки. Заграничный алкоголь поэту привозили друзья, а все стекло он оставлял себе на память.

Артем Перук

Cооснователь El Copitas Bar

«Максим Левченко пригласил нас в музей, когда вход еще был через парадную, мы пообщались и решили сделать что-то совместное. Сначала обсуждали ужин, потом думали о создании бутилированных коктейлей лимитированной серии, посвященных музею. В итоге все эти разговоры в течение нескольких встреч дошли до «А давайте попробуем сделать что-то в книжном магазине!» Нам нужны были очень простые в воспроизведении коктейли (ни одного из наших работников присутствовать на месте не будет), отражающие дух времени, предпочтения Бродского, его воспоминания. Мы отыскали больше половины релизов с фотографии его рабочего места, это было нелегко: что-то нашли в Лондоне, когда были на премии The World’s 50 Best Bars, с чем-то помогали наши друзья-коллекционеры со всего мира.

Никто не хотел «падать в китч», заворачивать коктейли в стихи или декламировать их. Мы сделали классные напитки, отражающие дух того комьюнити. Это первый книжный магазин с барной мини-станцией прямо за прилавком, где продаются книги. Девчонки там знают гораздо больше про литературный аспект разработки коктейлей, чем мы. Они с каждым напитком могут подать какой-то интересный факт, случай и посоветовать подходящую к нему книгу.

Коктейльная культура – это не то что у тебя в бокале, а что у тебя на уме и на душе, когда ты держишь этот бокал. Если бартендер может сделать вклад в культуру своего города, то это тот самый вклад. Я горжусь этим проектом».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Julia Senina (@julia.senina)

Катя Пантелеева

Куратор книжного направления в музее Бродского

«Команда музея восстановила исторический приступок из путиловского камня, который был уничтожен во времена бывших «жильцов». Очень приятно, что в Петербурге вместо кальянных (ранее это помещение было занято подобным заведением) открываются книжные с баром. Это новая эра.

Кстати, в доме Мурузи еще находится невероятная квартира площадью около 600 квадратных метров с несколькими десятками комнат. Настоящий дворец в жилом доме. Это архитектурное наследие, скрытое и незаметно с улицы. Стены украшены мавританскими орнаментами, оригинальным декором конца 19 века. Еще там есть курительная комната с кальянами. Это частная собственность одного финского бизнесмена».

В книжном магазине соединена и новая литература, и букинистическая. Здесь не только те произведения Бродского и книги, которые повлияли на поэта (есть знаменитый список, составленный им для студентов), но и книги о нем, авторы, на кого, по мнению музея, повлиял сам Иосиф Александрович. Ни один независимый книжный не возможен без актуальной подборки литературы по искусствоведению, филологии, фотографии, архитектуре, не исключающей художественную прозу и поэзию, как классическую, так и современную. Поэты-шестидесятники, альбомы по искусству, книги об американской культуре и ленинградское неофициальное искусство.

Архитектор Александр Бродский, соавтор проекта музея поэта Бродского — о пространстве в Доме Мурузи, любви к Петербургу и «бумажной архитектуре»

Вход в музей осуществляется через секретный проход еще одного зала – там прорубили окно, чтобы не тревожить соседей по жилой парадной. Здесь тоже книги: целый алтарь с изданиями о нем и книгами его друзей. Тут же продают сувениры, а рядом – раритетная оригинальная картотека с открытками, на которых стихи поэта, его рисунки и фотографии, сделанные его отцом.

Следите за нашими новостями в Telegram

Автор:

Дарья Павлюкевич,

BookBar, книжный магазин и бар в Денвере, закроется почти через десять лет.

BookBar, всеми любимый книжный магазин и винный бар, навсегда закроет свои двери в конце января следующего года, а владелец винит в этом усталость и рост цен.

В понедельник владелица Николь Салливан сообщила, что ее бизнес по адресу 4280 Tennyson St. закроется 31 января 2023 года, после 10-го праздничного сезона. После того, как пандемия COVID-19 заставила ее и других предпринимателей пройти через трудности, Салливан сказала, что теперь она ищет перемен.

«Поскольку почти все расходы на ведение бизнеса растут, наши расходы продолжают опережать доходы», — говорится в заявлении. «Это просто больше не устойчиво в долгосрочной перспективе».

Хотя Салливан сказала, что будет скучать по сообществу, культивируемому в районе Беркли, она «действительно готова двигаться дальше, переключить свое внимание и определенно работать меньше».

Компания BookBar, основанная в 2013 году, предлагает больше, чем набор текстов для покупки. Здесь проводятся мероприятия, в том числе рассказы, поэтические чтения и книжные клубы, а библиофилов кормит меню закусок.

Салливан «не знала, как долго продлится этот бизнес и будет ли он вообще работать, когда мы откроемся», — написала она в открытом письме своим покровителям, размещенном на веб-сайте BookBar.

Она не предвидела, что предприятие продлится дольше десяти лет, добавив, что испытала «внутреннее чувство облегчения», когда BookBar был вынужден закрыться из-за COVID-19 в марте 2020 года. «Никто не был удивлен больше, чем я. было тогда, когда казалось, что BookBar действительно переживет пандемию».

Салливан отметил, что бизнес-расходы растут «намного быстрее, чем цены на книги, продукты питания и напитки успевают за ними». В своем блоге она описала «последний гвоздь в гроб» как повышение в Денвере минимальной заработной платы, установленное на первый день следующего года.

Салливан сказала, что, хотя она «конечно» не против повышения, ее бизнес не может добиться этого в финансовом отношении.

Когда BookBar только открылся, «минимальная заработная плата составляла 7,78 доллара», — писал Салливан. «В январе она увеличится до $17,29.. Это примерно на 122% больше, чем за последние 10 лет».

Этот пункт вызвал небольшой ажиотаж в Твиттере, и несколько аккаунтов недовольны этой причиной.

Я люблю BookBar, и мне грустно, но я также твердо убежден, что если ваш бизнес не может обеспечить людям достойную заработную плату, то почему вы нанимаете людей? https://t.co/lW3FoAt7Ox

— Элисон Берг (@alison__berg) 26 сентября 2022 г.

Салливан назвал неспособность книготорговцев поднять цены на свои книги «одним из больших недостатков» отрасли. «Приношу извинения моим друзьям-издателям, я бы предпочел иметь возможность контролировать свои собственные поля, чем прыгать через все обручи архаичной системы».

Примечательно, что команда BookBar не будет продавать здание. Представитель компании в СМИ не сразу ответил на запрос о дальнейших комментариях.

Клиенты взялись за свои клавиатуры, чтобы коллективно оплакивать возможную потерю бизнеса в социальных сетях.

«Эту новость было очень тяжело читать. Но я также полностью понимаю каждую из ваших причин», — написала жительница Денвера Кармела Лавинья Койл в посте на Facebook, опубликованном BookBar. «СПАСИБО за создание книжного магазина мечты для читателей и писателей Денвера».

Салливан надеется, что «какой-нибудь другой книголюб с большими идеями и изобилием оптимизма» выйдет на сцену и заполнит место, оставшееся после отсутствия BookBar.

Она посвятит больше времени своим детям и мужу, а также продолжит другие свои начинания: книжный магазин The Bookies по адресу 4315 E. Mississippi Ave., некоммерческая организация BookGive и издательство BookBar Press.

Меган Улу-Лани Боянтон присоединилась к The Denver Post в январе 2022 года в качестве бизнес-репортера, уделяя особое внимание социальному неравенству в бизнесе.

Взгляд внутрь баров книжных магазинов

Для некоторых книголюбов выпивка и книги идут рука об руку, как вино и сыр, и многие заведения извлекают выгоду из этого сочетания. Некоторые независимые гибриды книжного магазина и бара, такие как Oxford Exchange в Тампе, штат Флорида, больше склоняются к книжному магазину и ресторану с коктейльной программой. Другие, такие как Spotty Dog Books & Ales в Гудзоне, Нью-Йорк, предлагают вино и пиво с закусками в баре. Кафе Afterwords в Kramerbooks в Вашингтоне, округ Колумбия, предлагает полное меню блюд, а также полное меню кофе и коктейлей.

Хотя многие из этих предприятий с самого начала работали как гибриды, один из пионеров концепции книжного магазина и бара, Kramerbooks, работал как книжный магазин в течение восьми лет, прежде чем он добавил кафе и бар, в котором сейчас есть 18 сортов пива. на разлив. Kramerbooks, который был открыт в течение 40 лет, вот-вот подвергнется реконструкции, которая расширит его площадь, улучшит его планировку и «сосредоточится на лучшей интеграции якорей бизнеса — книжного магазина и ресторана-бара-кафе», — объясняет владелец Стив Салис.

Гостеприимная атмосфера с едой, кофе и алкоголем привлекает любителей книг, которые посещают бары книжных магазинов. По оценкам Салиса, около 30 процентов его клиентов — туристы, а 70 процентов — местные жители округа Колумбия. «Это действительно третье место, — говорит он. «Вот что, я думаю, привлекает так много людей в Крамер — этот культурный центр действительно находит отклик у нашей аудитории».

Не пропустите последние новости и идеи индустрии напитков. Подпишитесь на нашу отмеченную наградами рассылку новостей Daily Dispatch, которая будет доставляться в ваш почтовый ящик каждую неделю.

Крамербукс. Фото предоставлено Крамербукс.

Building a Community

Changes Hands также является устаревшим книжным магазином. Его заведение в Темпе, штат Аризона, открылось в 1974 году, а когда в мае 2014 года должно было открыться заведение в Фениксе, совладелица Синди Дач обязалась включить бар. «У нас большая онлайн-конкуренция, и мы постоянно задаем вопрос: что такое книжный магазин 2.0; что такое 4.0?», — говорит она. «Мы решили, что добавление пива и вина сделает нас более сильным местом сбора сообщества».

Дач работал с агентом по продаже спиртных напитков, чтобы получить одну из ограниченных лицензий на продажу спиртных напитков в Аризоне для заведения в Фениксе; на получение ушло около месяца. С момента открытия она увидела, что ее предсказание о построении сообщества сбылось. Дах говорит: «Новый магазин… привлекает самых разных людей из-за феномена бара в книжном магазине».

Бар, называемый First Draft, занимает часть книжного магазина и часть общего зала и может вместить до 200 человек. Это помогает Dach монетизировать общественные мероприятия за счет продаж в барах, а не просто полагаться на посетителей авторских мероприятий для покупки книг. Например, говорит она: «Теперь, когда у меня есть бар, в котором [можно] подавать сливочное пиво [для ежегодной вечеринки по случаю дня рождения Гарри Поттера], эти мероприятия приносят прибыль». Она добавляет, что вечера викторин на книжную тематику и пятичасовое ремесленное мероприятие под названием Craft Rave привлекают дополнительные толпы, которые способствуют продажам в баре. Она также арендует общую комнату для частных мероприятий.

«Я поражен, — говорит Дах, — сколько свадеб мы провели, [а также] юбилейных вечеринок и детских праздников на книжную тематику. Книжные магазины привлекают людей, которые хотят учиться, а конференц-залы становятся дополнительным источником дохода». По оценкам Даха, продажи книг и подарков составляют около 80 процентов продаж в магазине Phoenix, а доля бара составляет около 20 процентов. Но, отмечает она, у бара более высокая рентабельность.

Проблемы гибридного бизнеса

Одна из проблем бизнес-модели книжного магазина и бара заключается в том, что хорошие продавцы книг не обязательно становятся хорошими барменами, и наоборот, говорит Дах, добавляя: книготорговцы».

Еще одна проблема, с которой сталкиваются владельцы книжных магазинов и баров, заключается в том, как максимально эффективно использовать ограниченное пространство. Когда три с половиной года назад в Далласе открылся The Wild Detectives, в баре книжного магазина подавали вино, пиво и очень простые коктейли, хотя два года назад была реализована программа авторских коктейлей. В течение дня бар меняется с кофейного на алкогольный. «Утром толпа больше похожа на кофеманов [типа]», — говорит генеральный директор Виктор Римач-Вера. «Спокойно [тогда], и мы продаем немного пирожных и пирогов, но все это меняется после 18:00. Выпечку убираем, все травы и фрукты кладем на верхнюю часть батончика. Это больше похоже на коктейль-бар, но мы по-прежнему подаем кофе и еду». Несмотря на то, что алкоголь в книжном магазине не продается до вечера, Римах-Вера говорит, что алкогольные предложения Диких Детективов оказались самыми прибыльными, за ними следует кофе, а затем книги.

Нехватка места также требует тщательного выбора книжного фонда. В The Wild Detectives есть специализированная коллекция книг, собранная местным литературным сообществом. Клиенты также могут заказать книги, которых нет в наличии. На самом деле, в магазине есть инициатива «Купи книгу, получи напиток», которая стимулирует покупателей: если они заказывают книгу с доставкой в ​​магазин, они получают напиток на дом, когда приходят забрать его.

Конечно, многочисленные потоки доходов от продажи книг, алкогольных напитков, кофе и продуктов питания, а также доходы от сдачи в аренду могут помочь сбалансировать денежные потоки в течение года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *