Афоризмы самые популярные: писатели и не только о том, что читают почему

Самые лучшие афоризмы

Опыт — это нечто, что приобретается сразу после того, как это нужно.


Трудно сохранить приветливое выражение лица в противогазе.


Отрицайте все! Отрицайте! Отрицайте, даже если это очевидно! Главное, повторяю, главное — успейте надеть трусы!


Если женщина часто шипит, это еще не значит, что она горячая!


Как приятно разговаривать с женщиной, которая крепко спит.


Хорошо ничего не делать, а потом еще и отдохнуть. (Русская мудрость)


Мало того, что сегодня понедельник, так он ещё и после выходных!


Я интересуюсь будущим потому, что собираюсь провести там всю свою остальную жизнь. (Ч. Кеттеринг)


Один мудрец сказал: «Свобода говорить, что хочешь, мешает людям уважать друг друга и по-настоящему любить».


Женщину надо выбирать такую, с которой и днем не стыдно пройтись и поздним вечером не страшно прогуляться.


Мне не надо много, достаточного самого лучшего. (Черчель)


Трудно собирать выбитые зубы сломанными руками.


Пессимисты счастливее — они реже обламываются.


Когда-то, я был умным и хотел изменить мир. Теперь, я стал мудрым и хочу изменить себя!


Тост: «Предлагаю тост за семь „Н” нашей героини торжества. За нашу необыкновенную, неповторимую, несравненную, неотразимую, необходимую, ненаглядную!»


Если гора не идёт к Магомету, надо пойти к ней и объяснить, что она не права.


Люди считают себя неповторимыми и верят в коллективные гороскопы.


Жизнь налаживается, когда пакетик чая становится действительно одноразовым.


Дорогая, лучше тебя никого нет! Вчера я опять в этом убедился.


Если Вы утром проснулись в ботинках, значит, весь день будет болеть голова


Да пребудет с нами сила, масса и ускорение.


Бог есть, но я в него не верю.


Миром правят переводчики…


Наш язык мудр: между выражениями «я убежден» и «я убедился» — большая разница. (Карел Чапек)


Никогда не делайте того, о чем нельзя поболтать за обедом. (Оскар Уальд)


Если тебе не удается кого-то убедить — запутай его.


Нужно следовать сердцу, даже если не знаешь, куда оно приведёт.


Я всегда мечтал о том, чтобы работа с компьютером была не сложнее пользования телефоном. Моя мечта стала реальностью. Теперь я уже не знаю, как пользоваться всеми возможностями телефона. (Бьерн Страуструп. Разработчик C++)


Тост: Я хочу выпить за то, чтобы не видеть зла, не слышать зла, не помнить зла и не делать зла!


Если девушка мнётся и не соглашается, то её надо погладить.


Всего каких-то десять афоризмов сделали Моисея таким знаменитым! (Е. Кащеева)


Нелегко найти настоящего друга. Ещё труднее потерять настоящего врага…


Часы могут идти, когда лежат, и стоять, когда висят…


Нет ничего неприятнее, чем наблюдать, как человек успешно делает то, о чем ты сказал, что это сделать невозможно.


Боясь умереть, не забывай жить!


Самая замечательная женщина та, которая об этом еще ничего не знает.


Неестественное поведение — вот главное отличие человека от животного.


Если женщину не тронули ваши слова — не тронут и руки.


Что же это такое: обе мои девушки мне изменяют!


Смерть застала его живым…


Ваши линии на ладонях говорят о том, что их надо мыть.


Отсутствие мыслей не мешает быть единомышленниками.


Мужчины предпочитают блондинок, потому что считают брюнеток умнее и потому опаснее.


Если женщина сердится, значит она не только не права, но и понимает это.


Квалифицированный специалист — это человек, который удачно избегает маленьких ошибок, неуклонно двигаясь к какому-нибудь глобальному заблуждению.


Хочешь узнать будущее жены — посмотри на тещу, хочешь узнать свое будущее — на тестя.


Приятно получить похвалу от человека, достойного похвалы.


Нельзя ничего сказать о глубине лужи, пока не попадешь в нее.


0

0

Самые известные высказывания Иосифа Сталина

Комсомольская правда

ОбществоИстория современностиО РАЗНОМИосиф Сталин: досье KP. RU

Валерия ВЕРХОРУБОВА

24 октября 2013 19:00

«Комсомолка» вспомнила изречения генсека, которые стали крылатыми

Самые известные высказывания Иосифа Сталина

26 октября в 1932 году Иосиф Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ». Мы решили сделать подборку самых известных высказываний политического деятеля, которые впоследствии стали афоризмами.

***

«Жить стало лучше, жить стало веселее!». Несмотря на то, что именно в таком виде фраза стала широко известна и употребляема, полностью она звучала как «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится… Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы у нас». Сталин произнес ее 17 ноября 1935 года во время выступления на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц-стахановцев. Некоторые историки усматривают в ней явную иронию, ведь эти слова секретарь ЦК ВКП(б) произнес накануне пика массовых репрессий.

Сталину даже приписывают «ложный оптимизм».

«Кадры решают всё». Эту фразу Сталин произнес 4 мая 1935 года на выпуске красных командиров. Это, пожалуй, одно из самых известных его изречений. Так предельно ёмко он сформулировал сущность партийно-политического руководства обществом.

«Победителей можно и нужно судить». Этой фразой Сталин переиграл афоризм «победителей не судят». Она была произнесена на собрании избирателей Сталинского округа города Москвы 9 февраля 1946 года. Полностью она звучала так: «Говорят, что победителей не судят, что их не следует критиковать, не следует проверять. Это неверно. Победителей можно и нужно судить, можно и нужно критиковать и проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей: меньше будет зазнайства, больше будет скромности».

«У нас нет пленных, у нас есть только предатели». Эти слова были сказаны Сталиным во время войны, когда ему предложили обменять пленного сына на высокопоставленного военного — генерала.

Иосиф Виссарионович тогда отказался и произнес свою известную фразу.

«Болтунам не место на оперативной работе». Эта цитата с отчетного доклада XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б). Сталин говорил о двух типах людей, которые «не дают нам двигаться вперед». Вот его полная цитата: «Один тип работников — это люди с известными заслугами в прошлом, люди, ставшие вельможами… Эти зазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы… А теперь о втором типе работников. Я имею в виду тип болтунов, я сказал бы, честных болтунов, людей честных, преданных Советской власти, но не способных руководить, не способных что-либо организовать». Под бурные аплодисменты зала Иосиф Виссарионович вынес настоящий приговор «болтунам»: «Как быть с этими неисправимыми болтунами? Ведь если их оставить на оперативной работе, они способны потопить любое живое дело в потоке водянистых и нескончаемых речей. Очевидно, что их надо снимать с руководящих постов и ставить на другую, не оперативную работу. Болтунам не место на оперативной работе!».

«Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Этот лозунг советские граждане впервые услышали из уст заместителя Председателя Совета народных комиссаров СССР В. М. Молотова. Это была заключительная фраза обращения к советскому народу, которое он зачитал в 12 часов дня 22 июня 1941 года — день начала Великой Отечественной войны. Сталин же повторил призыв в своём первом выступлении по радио 3 июля 1941 года: «…все народы нашей страны, все лучшие люди Европы, Америки и Азии, наконец, все лучшие люди Германии… видят, что наше дело правое, что враг будет разбит, что мы должны победить». Однако есть мнение, что Молотов согласовывал свой текст со Сталиным, поэтому фраза принадлежит именно вождю.

«Инженеры человеческих душ». Сталин использовал эту фразу 26 октября 1932 года на встрече с советскими писателями в доме у Максима Горького. Говорят, что вождь лишь повторил понравившееся ему высказывание известного советского писателя Юрия Карловича Олеши и таким образом официально ввел эти слова в круг крылатых выражений своего времени.

«У каждой ошибки есть имя и фамилия». Она была произнесена в 1940 году. Эту фразу также приписывают ближайшему соратнику Сталина — Берии, а также Серго Орджоникидзе и наркому Ежову. Есть мнение, что первым ее сказал нарком путей сообщения Лазарь Каганови, и звучала она так: «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность».

«Надо быть очень смелым человеком, чтобы быть трусом в Красной Армии». Эта цитата никому кроме Сталина не приписывается. Иногда ее даже публикуют как анекдот времен Иосифа Сталина.

«Не важно, как проголосовали, — важно, как подсчитали». Эти слова Сталин произнес в 1934 году на XVII съезде ВКП(б) по поводу процедуры выборов Генерального секретаря ВКП(б), на которых он и победил. Они были явной иронией по поводу нечестных выборов.

(цитаты из книг: Игорь Курляндский, «Сталин, власть, религия»; Елена Прудникова, «Иосиф Джугашвили. Самый человечный человек»; Журавлев П.А., «Встречи со Сталиным».)

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Адрес Интернет-редакции KP.RU в Вологде: 160000, г. Вологда, ул. Гагарина, 1А. E-mail: [email protected] Контактный телефон: +7 (8172) 54-13-87

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

15 лучших афоризмов Ницше для вашего следующего экзистенциального кризиса

Культура и религия —

Ницше любил афоризмы, и здесь мы собрали 15 его лучших хитов.

Фридрих Ницше. (Фотография Фридриха Хартманна/Wikimedia Commons/Orion Jones)

Ницше любил бы твиттер. Не потому, что это позволяет массам общаться, не потому, что он любит технологии, а из-за своего стиля письма. Ницше любил афоризмы, и здесь мы собрали 15 его лучших хитов. Некоторые из них вы знаете, а некоторые должны знать. Взятые в целом, они могут помочь вам составить представление о его общей философии.


Что меня не убивает, делает сильнее. ( Сумерки идолов, 1888 )
Для Ницше психологическое развитие — одна из самых важных вещей. Опыт не обязательно должен быть приятным, чтобы быть полезным для нас. Часто именно страдания придают смысл нашей жизни. Приобретая опыт, хороший или плохой, мы растем как люди, конечно, до тех пор, пока переживаем его.

Тот, кто сражается с монстрами, должен быть осторожен, чтобы и сам не стать монстром. И когда долго смотришь в бездну, бездна тоже смотрит в тебя. ( По ту сторону добра и зла, Афоризм 146)

Хотите бороться со злом? Осторожно, вы сами можете сделать что-то ужасное. Общение с токсичными людьми? Осторожно, токсичные люди могут отравить вас. Пытаетесь создать философию, отвергающую национализм и массовые движения, используя стиль старых религиозных текстов? Осторожно, нацисты могут объявить вас пророком.

То, что делается из любви, всегда находится за пределами добра и зла. (По ту сторону добра и зла, афоризм 153)
Ницше обнаружил, что наше понимание «добра» и «зла» ошибочно, показав здесь, что то, что мы ценим, серьезно влияет на то, что мы хотели бы или могли бы считать злым поступком. Люди часто делают вещи с мотивацией «любви», которые они никогда бы не сделали иначе. Именно высокая ценность того, что они любят, мешает нам критиковать их.

В любви всегда есть доля безумия. Но и в безумии всегда есть какая-то причина.

( Так говорил Заратустра Часть I, Глава 7 ,)

Как и выше, для стороннего наблюдателя влюбленный может показаться сумасшедшим. Однако влюбленный человек действует вполне рационально со своей точки зрения, определяемой влюбленностью. Всегда рассматривайте другую точку зрения.

Человек не стремится к счастью; так делает только англичанин.

(Сумерки идолов, максимы и стрелы, 12)

Ницше не был поклонником утилитаризма, английского по происхождению. Для него поиск удовольствия вместо боли привел бы к скучной жизни без смысла. Для него ключевым двигателем человеческой мотивации был поиск смысла, даже если это делало нас несчастными.

Некоторые рождаются посмертно. ( Антихрист )

Ницше имел обыкновение говорить, что мало кто сможет понять его книги. Его вступление к Антихристу отражает эту веру. Пишет, как он есть, для какой-то будущей аудитории, которая сможет посмотреть его работы и надеется понять их. Это будет его «рождение».

Секрет получения от существования величайшей плодотворности и величайшего наслаждения: жить опасно! Стройте свои города на склонах Везувия! ( Веселая наука )

Этот, опять же, связан с идеей о том, что скучная жизнь нежелательна, независимо от того, что говорят утилитарные расчеты. Нельзя сказать, что дом на стороне Везувия не будет интересен.

Если храм должен быть возведен, храм должен быть разрушен . ( О генеалогии морали Эссе 2, Раздел 24 )

Ницше желал создания новой системы ценностей. Однако он понимал , что для этого потребуется отказ от старых ценностей, господствовавших в Европе после падения Рима. Этот факт обеспокоил, но не остановил его.


На переднем плане: Столпы потребительства и туризма ХХ века. На заднем плане: руины храма Парфенон пятого века до нашей эры в Афинах, Греция. (Milos Bicanski/Getty Images)

Само слово «христианство» является недоразумением — на самом деле был только один христианин, и он умер на кресте. ( Антихрист, разд. 39 )

При всех своих возражениях против христианства, а их было немало, Ницше часто высоко отзывался об Иисусе. Ницше обвинил святого Павла в большей части того, что ему не нравилось в христианстве, в то же время восхваляя Христа за то, что он создал свои собственные моральные оценки, шаг к сверхчеловеку.

Нет фактов, есть только интерпретации. ( Портативный Ницше )

Ницше был перспективистом. Он считал, что не существует объективных метафизических истин, а скорее существует большой ряд субъективных схем, по которым могут быть созданы истины или ценности. С этой точки зрения не все точки зрения равны, но ни одна из них не обладает монополией на факты. Это мировоззрение позже повлияло на известного социолога Макса Вебера.

Самый верный способ развратить молодежь — это сказать им, чтобы они уважали тех, кто думает одинаково, а не тех, кто думает иначе. ( Рассвет, 297 )

Ницше ненавидел « стадо ». Он часто писал против идей и путей масс в пользу вольнодумца, поднявшегося над ними. Это утверждение является ярким примером такого мировоззрения.

В мире существует единственный путь, по которому никто не может пройти, кроме тебя: куда он ведет? Не спрашивай, иди по ней. («Несвоевременные размышления, Шопенгауэр как воспитатель», § 3.1)

Философия Ницше — это экзистенциалистская философия. Его нельзя просто изучать, его нужно прожить. То же самое можно сказать и о вашей жизни.

Платон скучный. ( Сумерки идолов, Чем я обязан древним )

Более правдивые слова никогда не были сказаны.

Есть два великих европейских наркотика, алкоголь и христианство. ( Антихрист )

Избегать своей жизни, обращаясь к запредельному, как в христианстве, или убивая боль выпивкой – это большой запрет для Ницше. Избегание боли с помощью любого из этих инструментов препятствует росту, поскольку они оба по-своему говорят вам, что все в порядке.

Стань тем, кто ты есть! ( Так говорил Заратустра, «Медовая жертва» )

Философия Ницше, изложенная здесь в одном предложении, может показаться чуждой тому, кто не может принять концепцию судьбы. Но как филолог-классик Ницше был близко знаком с древнегреческой системой богов и богинь как со способом понимания связи между природой и человеческой деятельностью. Для Ницше христианская система борется с нашими животными страстями, которые греки понимал как неотъемлемую часть человеческой природы. Таким образом, стать тем, кто «есть на самом деле», означает сбросить оковы, мешающие человечеству полностью реализовать свой потенциал. Опасное предложение, согласитесь.

Полезность и тщетность афоризмов

Сохраненные рассказы

Лучшие афоризмы — это четкое выражение результатов наблюдения, опыта и размышлений. Это портативная мудрость, квинтэссенция мыслей и чувств. Они обеспечивают наибольшее количество интеллектуальных стимулов и пищи в самых маленьких пределах. О каждом слабом месте в человеческой природе или порочном месте в человеческой жизни откладывается кристаллизация предостерегающих и оберегающих пословиц. Например, с какой приятной силой такие высказывания, как следующие, трогают злого обитателя в лени и медлительности! — «Незанятый ум — мастерская Дьявола»; «Трудолюбивая черепаха выигрывает гонку у отстающего, орла»; «Когда Бог говорит: «Сегодня», Дьявол говорит: «Завтра».

Точно так же другая группа пословиц изображает неизбежность раскрытия и наказания преступления: — «Убийство будет раскрыто»; «У правосудия ноги из шерсти, а руки из железа»; «Божьи мельницы мелют медленно, но зато верно». Таким образом, в отношении каждого заметного разоблачения нашей жизни в записях общей мысли человечества найдется набор осуждающих афоризмов.

Лаконичная сжатость этих высказываний, их постоянная применимость, острая острота, с которой они затрагивают какой-либо факт опыта, принцип человеческой природы или явление жизни, легкость, с которой может быть воспринят и запомнен их колоритный смысл, придают им мощный шарм для народного воображения. Соответственно, множество пословиц плавает в писаниях и в устах каждого цивилизованного народа. Группы народных пословиц существуют в большинстве языков мира, причем каждое семейство апофегов раскрывает главные черты народа, породившего их. В этих коллективных проявлениях национального ума мы можем распознать — если можно отважиться на столь неполную характеристику — внутреннюю задумчивость индуса, пламенное воображение араба, набожное и благоразумное понимание еврея, эстетическую утонченность грека.

, юридическая широта и чувственная бесшабашность римлянина, воинственное неистовство гота, рыцарская и темная гордость испанца, предательская кровь итальянца, переменчивое тщеславие француза, тупой реализм англичанина.

Достаточно очевидно, что массы моральных утверждений или постоянных увещаний, составляющих афоризмы языка, не могут смешиваться в повседневных умах людей без глубокой причины и следствия. Будет стоить нашего времени исследовать подшипники этого вопроса; ибо, хотя многие собиратели несли свою корзину через эти алмазные районы разума, мы не помним, чтобы кто-нибудь тщательно исследовал ценность столь часто выставленных напоказ сокровищ, изложил методы их влияния и их качества и определил соответствующие пределы их использования и их бесполезность. Приступая к этой задаче, мы должны с самого начала разделить афоризмы на два класса пословиц и сентенций, плебейских воззрений и аристократических умозаключений, моральных аксиом и философских правил. Это различие легко сделать ясным, и оно окажется полезным.

Народные пословицы национальны или космополитичны, и они анонимны, они возникают из множества и плывут на их дыхании. Это обобщения среднего наблюдения за людьми. Несомненно, как правило, каждый из них сначала был поражен каким-то высшим умом. Но обычно это происходило так рано, что имя автора теряется. Пословицы — как подсказывает этимология — это слова, которые предстают перед обычным умом, слова перед публикой. Мудрые изречения, напротив, индивидуальны, их происхождение чаще всего можно проследить в трудах какого-нибудь известного автора, и они более ограничены в своей аудитории. Они — результаты всеобъемлющего прозрения, созревшие продукты ищущей медитации, весомые высказывания весомых умов. Пословица «Обожженный ребенок огня боится» летит над всеми странами и садится на каждый язык. Принцип «Всякая истинная жизнь начинается с отречения» нравится сравнительно немногим и задерживается только в подготовленных и вдумчивых умах. Пословицы часто представляют собой простые констатации фактов, пустые трюизмы, слишком очевидные, чтобы направлять нашу мысль, влиять на наши чувства или каким-либо образом изменять наше поведение, хотя точность, с которой пущена стрела, приковывает наше внимание. Обратите внимание на несколько примеров такого рода: «Друг в беде — это действительно друг»; «Много немного делает микс»; «Гнев — кратковременное безумие»; «Это дурной ветер, который никому не приносит пользы». Такие утверждения слишком общие и очевидные, чтобы быть провокационными пробуждающими первоначальные размышления, чувства или волю. Максимы, с другой стороны, вместо того, чтобы быть общими описаниями или сжатыми общими местами, обычно являются определенными указаниями, отличительными увещеваниями. Обратите внимание на такие образцы, как эти: «Позаботьтесь о пенсах, и фунты сами о себе позаботятся»; «Когда злишься, считай до десяти, прежде чем заговорить»; «Выполняй ближайший к тебе долг, и следующий уже станет яснее»; «Помните, что начатое наполовину сделано». Таким образом, пословицы являются результатом наблюдения, часто подтверждением вполне очевидных фактов, как, например, «Необходимость — мать изобретения» или «Кто следует за рекой, тот достигнет моря». Максимы, в отличие от них, являются результатом размышления. Это опыт, обобщенный в правилах руководства действиями, например: «Дважды подумай, прежде чем один раз сказать» или «Наставь ребенка на путь, по которому ему следует идти, и, когда он состарится, он не сойдет с него». Пословицы статичны; максимы динамичны. Это забальзамированная мудрость; эта мудрость ожила. Первые являются литературным кормом; последние являются литературным пеммиканом.

Самое распространенное применение пословиц в качестве ментальной экономики, заменителей мысли. Обычные люди постоянно используют их в качестве средств, позволяющих избежать духовного напряжения, ухищрений, позволяющих решить вопрос с наименьшими умственными трудностями, как, например, когда кто-то заканчивает спор пословицей: «Меньше всего сказано, скорее исправится». Большинство людей желает жить с наименьшими затратами на размышления. Для многих усердных рабочих пять минут сосредоточенного и непрерывного размышления более утомительны, чем целый день мускульного труда. Нет более известного факта, чем тот факт, что неграмотные умы вооружены обилием банальных изречений, которые они охотно цитируют по любому поводу. Таким образом, они улавливают или, по крайней мере, воображают, что улавливают принцип, применимый к чрезвычайной ситуации, не утруждая себя импровизированным обдумыванием его для себя на месте. Такие пилы, как «Горшок не должен сделать чайник черным», «Одна ласточка не делает весны», «Ничто никогда не находится в опасности», «С глаз долой, из сердца вон», часто дают работу беспомощным в других отношениях. языке и служат оправданием импровизаций для ума, неспособного из-за невежества, лени или усталости выполнить обязанность по предоставлению собственных мыслей и выражений для данного случая.

Пословицы чаще используются как объяснения , чем как руководства поведения, как причина, по которой мы действовали определенным образом, чем как причина, по которой мы должны поступать так. «Посмотри, прежде чем прыгнуть», обычно говорят после того, как мы прыгнули. Когда скупой человек отказывается дать что-либо ради чего-то далекого, его отказ не вызван воспоминанием пословицы: «Милосердие начинается дома»; но склонность к скупости сначала пробуждает в человеке и приводит его в действие, а затем он выражает свой мотив или уклоняется от истинного результата, цитируя эгоистичную старую пилу, всегда готовую под рукой. В таких случаях аксиома является не предшествующей причиной действия, а его оправдывающим объяснением. Иногда, бесспорно, приходящая на ум применимая пословица действительно влияет на человека и определяет его поведение. Появляясь в нужный момент, в колебании его воли, оно подсказывает определяющий его принцип, придает необходимый баланс импульса, которого он ждал. Старая пословица, проверенная поколениями, поражает слух, как голос, падающий с высот древности; оно облечено своего рода властью. Несомненно, многие бедные мальчики подверглись жестокой порке, которой они избежали бы, если бы их отец не вспомнил несколько жестокий и сомнительный афоризм Соломона, который в настоящее время сокращенно звучит как «Пощади розги и испорти ребенка». Когда Карл IX. колебался относительно постановления Варфоломеевской резни, его фанатичная мать, разъяренная сектантской ненавистью, прошептала ему на ухо: «Милосердие бывает жестокостью, а жестокость — милосердием», — и роковой указ был скреплен печатью. Но такие случаи исключительны и отчасти тоже обманчивы. Человеком обычно управляют его собственные страсти, его собственные обстоятельства или его собственный разум, а не какие-либо словесные предложения. И когда ему кажется, что подходящая и своевременная поговорка определяет его, это происходит главным образом потому, что она воздействует на ответные чувства, существовавшие в нем ранее и уже пытающиеся выразить себя. Таким образом, в целом следует заключить, что пословицы являются детьми Эпиметея, или запоздалого, а не Прометея, или предусмотрительного. Они скорее продукты, чем производители, интеллектуальные формы, а не интеллектуальные силы. Распространенное представление об их влиянии — огромная и исключительная ошибка. Один из наших мудрейших авторов, сам великий афорист, говорит: «Пословицы — святилища интуиции». Но интуиции, именно потому, что они интуитивны, не нуждаются в консультативном руководстве и не допускают словесной помощи.

Но когда мы обратимся от афористичных пословиц народа к афористическим изречениям мудрецов, перед нами предстанет глубокое различие и контраст. Это далеко не уклонение от усилий или замена мысли, а прямой стимулятор мысли, провокационный призыв к более серьезному умственному приложению. Сенека говорит: «Хочешь ли ты все подчинить себе? Подчинись разуму». Один современный писатель говорит: «Не цари имеют троны, а те, кто умеет управлять». Всякий, кто встречает эти максимы, если они имеют какое-либо влияние на него, заставит задуматься о том, чтобы открыть принцип, содержащийся в них. Он почувствует, что в них есть глубокий смысл; и его любопытство пробудится, его интеллект воспламенится, чтобы выяснить основания и направления закона, который они обозначают. Таким образом, слова мудрых являются побуждениями, чтобы уколоть и побудить способности низших умов. Четкие выражения опыта суверенных хозяев жизни и мира побуждают более слабые и менее подвижные натуры следовать по следам света и подражать образцам выбора, поставленным перед ними, с более быстрыми движениями и с более богатыми результатами, чем они могли бы когда-либо достичь, если бы таким образом не поощряется. Аксиомы из пословиц обильно процветают на идиоматической почве и народном климате необразованных, недисциплинированных, нерефлексивных умов, как чертополох на дороге, где их может собрать любой осел. Но драгоценные максимы, эти «короткие фразы, извлеченные из долгого опыта», как называет их Сервантес, встречаются большей частью в сочинениях величайших гениев, Соломона, Аристотеля, Шекспира, Бэкона, Гете, Рихтера, Эмерсона; избранному классу умов, в какой-то степени родственным тем, кто их породил.

Чтобы оценить и правильно использовать ценное изречение, требуется гениальность, жизненно важное усваивающее упражнение ума, тесно связанное с тем, кто первым создал его. Чтобы получить здесь подлинную выгоду, ученик должен сам повторить процессы учителя, прийти к тому же заключению, увидеть ту же истину. Мудрость не может быть взята механически, но должна быть ассимилирована духовно, ее нельзя надеть как пальто или шляпу, использовать как молот или пращу, но ее необходимо разумно схватить, переварить и организовать в ментальную структуру и привычки. Истина этого одновременно так осязаема и так важна, что нашла воплощение в многочисленных пословицах, известных почти каждому: «Унция материнского остроумия стоит фунта школьного остроумия»; «Пеннивес вашего собственного остроумия». стоит тонны чужих» ; «Кто не может выработать свое спасение наизусть, никогда не сделает это по книге».

По только что указанной причине мы думаем, что общепринятая оценка фактического влияния даже самых дорогостоящих поучительных изречений чудовищно преувеличена. Чтобы афоризм действительно был полезен, он должен быть фактически воспроизведен силами вашей собственной души. Но умственная энергия и приобретение, которые таким образом воссоздают его, в значительной степени вытесняют его необходимость, делают его выражением не руководства, которое вам нужно извне, а проницательности и силы, уже действующей внутри. Ваш характер определяет, какие принципы вы выберете или создадите, гораздо больше, чем принципы, которые вы выберете или сделаете, определяют, каким будет ваш характер. Гербарт говорит: «Персонажи с властными планами энергичны; характеры с господствующими принципами добродетельны». Это верно, поскольку непрерывный план поддерживает силы, которые без него были бы истощены, а намеренно избранный авторитет предохраняет и направляет душу от опасного безделья и рассеяния. Тем не менее характеры не столько энергичны или добродетельны, потому что у них есть господствующие планы или принципы, сколько то, что у них есть господствующие планы или максимы, потому что они энергичны или добродетельны. Скажи бедному, жесткому, сварливому человеку: «Блаженнее давать, чем получать». Сделаете ли вы таким образом его либеральным, сочувствующим, приветливым? Нет, его характер нейтрализует ваш завет, как уксус, принимающий в свое лоно солнечный свет, становится кислее. Некоторые, кажется, воображают, что мудрое изречение — это что-то вроде волшебной палочки, одно прикосновение которой превращает нагруженные корзины осла в огненные крылья пегаса. Конечно, это большая ошибка. Тренч говорит с забавной цифрой naïveté, «Едва ли найдется ошибка, которую мы совершили бы в течение нашей жизни, но какая-нибудь поговорка, если бы мы знали и усвоили ее урок, могла бы спасти нас от нее». Два всеобъемлющих условия — «если бы мы знали и внимали его уроку» — разряжают проводников, которые лишают предложение всякого собственного значения и оставляют после себя лишь ряд пустых слов. С таким же успехом он мог бы сказать: «Если бы мы никогда не были искушены, мы бы никогда не пали, — если бы мы обладали всей мудростью, мы бы никогда не совершили ошибки». Самая лучшая максима, которая когда-либо была сделана, не может напрямую передать или создать знание, добродетель или духовную силу. Он может только дать голос тем качествам, где они уже существуют, и таким образом привести в движение усиливающийся обмен действием и противодействием. Хотя рот дурака набит пословицами, он все равно остается таким же дураком, как и прежде. Он уже не проповедует тому, кто не заботится об исправлении. Как утверждает смелый Шиллер, «небо и земля напрасно сражаются с болваном». Вечный контакт с питательной мудростью не может преподать ни урока, ни пользы тому, у кого нет сотрудничающего и ассимилирующего ума. Якорь всегда в море, но никогда не научится плавать. Философские предписания обращаются к причине; но источники побуждения и возрождения находятся в чувствах. Пытаться исправить дурного человека с помощью изящных афоризмов так же безнадежно, как засыпать крепость бриллиантами или пытаться взбодрить мозг, забрасывая лоб виноградом.

И все же, несмотря на эти большие ограничения и сокращения, нельзя отрицать, что и пословицы, и максимы, когда их обычно вспоминают, обычно имеют некоторый эффект, часто сильно влияют и могут, при точном соблюдении условий, быть сделано чрезвычайно эффективно. Каковы же условия извлечения прибыли из созерцания афоризмов? Как мы можем положить конец их бесполезности и начать их полезность? Первым и всегда необходимым условием является свежее различение. Есть ложные, циничные, подлые, дьявольские афоризмы, а есть здравые и достойные. Каждый стиль характера, вид и степень опыта выдыхаются в соответствующих выражениях. «Я есть человек»; «Остерегайтесь номер один»; «Черт возьми самого заднего»; «Один для меня равен двум для тебя»; «Каждый человек имеет свою цену»; «Чужой рукой вытащить змею из норы» Месть — пир, достойный богов. Тот факт, что такие адские сентименты являются пословицами, не может служить оправданием тому, чтобы не вытаптывать их с отвращением и презрением. Различение необходимо не только для того, чтобы отвергать дурные высказывания, но и для того, чтобы исправлять неполные или сумасбродные. видимость», необходимо изменить, потому что в действительности видимость — это все, о чем мы должны судить. Его истинный перевод таков: «Судите осторожно, ибо видимость часто обманчива». Пословица почти всегда частична, излагая одну сторону дела, — или избыточна, не допуская исключений.Здесь требуется самостоятельное понимание, чтобы не ошибиться. Афоризмы, как общая вещь, есть частные истины, облеченные в формы всеобщности. , и они должны быть тщательно изучены, чтобы простая характеристика индивидуума не была ошибочно принята за нормальную способность расы.Например, говорят: «Примирившийся друг — это замаскированный враг». Не всегда, ни в коем случае, это сильно зависит от характера человека: «Предупрежден — значит вооружен». Обычно это так, но не всегда, так как иногда человек, предупрежденный об опасности, впадает в ступор от страха и погибает. «уничтожить друг друга. Откажетесь ли вы от одной птицы в руке и попытаетесь ради двух в кустах, зависит от относительной ценности одного и двух, а также от вероятности успеха в испытании. Никакая абстрактная максима не может помочь решить эту проблему: для этого требуется живой разум. Следовать чужому правилу эмпирически часто будет то же самое, что и обезьяна, которая, взяв на себя бритье, как он видел, как это делает его хозяин, изранила себе лицо и лапы. Страшные надрезы души получит тот, кто безоговорочно примет класс импульсивных пословиц с их чрезвычайно преувеличенными умозаключениями: таких, как поговорка Дэвида, когда он в спешке сказал: «Все люди лжецы», или поговорка Мура, когда он сказал в своей песне: « Весь мир — это мимолетное зрелище, ибо иллюзия человека дает ан»; или та максима Шопенгауэра, настолько исполненная смертельной мизантропии и меланхолии, что охотно повернулся бы спиной к миру, в котором он считал такое правило необходимым: «Никого не люби, никого не ненавидь, есть первая половина всей житейской мудрости; ничего не говори, ничему не верь, это вторая половина».

Первым условием полезного использования максим является полное овладение предложенным правилом с его пределами, следующим условием является точное самопознание. Познай себя, свои слабости, свои способности, свои недостатки, свои дары и силу, чтобы знать, чего искать и чего избегать, что лелеять или отвергать, что пришпоривать или обуздывать, что укреплять или нападать. Например, если ваша голова сделана из масла, ясно, что вам не годится быть пекарем. Если вы трус, вы не должны добровольно возглавить безнадежную надежду. Преимущество самопознания состоит в том, что оно позволяет нам предписывать себе созерцание таких принципов и мотивов, какие нам нужны. Если наша мысль узка и наша фантазия холодна, мы должны изучить максимы, которые наставляют, например: «Радости — это крылья, а печали — это шпоры». Если наше сердце слабо и наша воля слаба, мы должны изучать принципы, которые вдохновляют, например: «Награда за хорошо сделанное дело — это то, что мы его сделали». Поучительная максима открывает интеллекту перспективу истины, как, например, когда Гёте сказал: «Человеку не нужно быть архитектором, чтобы жить в доме». Воодушевляющее изречение вызывает в душе воинственный аккорд, как когда Александр сказал своим грекам, содрогнувшись при виде многочисленного войска персов: «Один мясник не боится многих овец». Зло самоневедения состоит в том, что оно позволяет людям выбирать в качестве своих любимых и руководящих принципов те изречения, которые выражают и питают их и без того безудержные склонности, оставляя их угасающие недостатки чахнуть и корчиться в пренебрежении. Скупой балует свою жадность, повторяя по сто раз в день: «Сэкономленная копейка — это выигранная копейка»: как если бы это было максимой 9.0015 он нужен! Расточитель утешает и утверждает себя в своей расточительности тем, что говорит: «доброхотно дающего любит Бог»: как будто это не то самое выражение, которое он никогда не должен вспоминать! Дерзость и высокомерие постоянно говорят себе: «Будь смелым, будь смелым и всегда будь смелым». Робость и недоверие вечно шепчут: «Не будь слишком смелым». Таким образом, то, что для одного человека было бы пищей, для другого оказывается ядом; тогда как при правильном распределении и то, и другое способствовало бы здоровому развитию. Безрассудным следует сдерживать себя, помня, что «глупые спешат туда, куда ангелы боятся ступить». Чрезмерно осторожный человек должен воодушевляться мыслью, что «трус умирает тысячей смертей, храбрец — только один». Человек, который с глубоким самопознанием тщательно выбирает и настойчиво дефект может извлечь из них невыразимую прибыль.

Однако, чтобы сделать это с полным успехом, он должен хорошо разбираться в обстоятельствах, правилах и самом себе. «Обстоятельства меняют дело». То, что удачно применимо в одной ситуации, может оказаться совершенно абсурдным или разрушительным в другой ситуации. Мул, нагруженный солью, перешел вброд ручей, и по мере того, как соль таяла, ноша становилась все легче. Осел, нагруженный шерстью, проделал тот же эксперимент; но шерсть, пропитанная водой, была вдвое тяжелее прежней. Так сатир в басне Эзопа спросил человека, пришедшего с холода: «Почему он дул на пальцы? «, а ему сказали: «Чтобы согреть их». Вскоре после этого он спросил: «Почему он дунул в свой суп?» и было сказано: «Чтобы охладить его». После чего он бросился на человека с дубиной и убил его как лжеца. Ответвления истины в различных чрезвычайных ситуациях бесконечно тонки и сложны и часто требуют очень тщательного различения. Хороший совет, если его эмпирически принять и опрометчиво следовать, — это как око в руке, которое обязательно выпадет в первую очередь при попытке его использовать. «Совет ничего не стоит и ни на что не годен», — часто говорят. Но это зависит от качества совета, от обстоятельств и от того, какие люди дают и получают совет. Совет, данный с искренностью и мудростью и применяемый с послушанием и разборчивостью, может дорого стоить и быть неоценимым. Компетентность и сообразительность или глупость и беспечность создают огромную разницу. Большая трудность в том, что касается плодотворности совета, — это всеобщая готовность дать совет, обычное нежелание его принять. Мы даем советы по ведрам, принимайте их по крупицам. По этим причинам мир еще перенасыщен наставлениями и голодает, например: и далеко не исчерпывается применимость басни Брабриуса, который рассказывает, как, когда старый краб сказал своему ребенку: «Неуклюжий, не ходи так криво!» Он ответил: «Мама, иди прямо, я буду смотреть и следовать». Словесная мудрость направляла бы нас; иллюстрируемая мудрость привлекает нас.

Таким образом, первая опасность афоризмов заключается в том, что они могут позволить нам уклониться, вместо того, чтобы помочь нам выполнить долг встречать и разрешать для себя каждое ментальное требование по мере его возникновения. В таком случае воспитательная дисциплина и рост утрачиваются. Другая опасность, связанная с ними, состоит в том, что они могут применяться механически, без правильного их понимания, и таким образом могут быть допущены серьезные ошибки. Их подлинное назначение состоит в том, чтобы побудить наш собственный ум овладеть принципами, изложенными в них авторами. Свежая честность личных мыслей, стремление и терпение являются духовным талисманом, с помощью которого только мы можем оживить трюизмы в истины и превратить благородные максимы в плоть и кровь, более того, в бессмертный разум. Мастера-мыслители помогают нам в этом оживляющей силой своих внушений, а великий критик не только дает направление своим читателям, но и помогает им прозреть.

Пройтись по работам некоторых авторов — все равно, что пройтись по тщательно составленному гербарию, где каждый экземпляр безжизненный, сморщенный, пыльный, крошащийся на ощупь. Сочинения настоящих гениев подобны оранжерее, где каждое растение мысли и чувства, будь то местное или экзотическое, живет, цветет и благоухает, в его венах течет сок. Словесные утверждения, являющиеся окаменением мудрости, не могут ни стимулировать, ни питать; но словесные утверждения, являющиеся жизненно важными концентрациями мудрости, делают и то, и другое. Один из самых важных уроков в жизни человека усвоил тот, кто адекватно понимает разницу между формальным восприятием и органическим опытом, противопоставляя тщетность отстраненных и смертоносных пословиц полезности питательных и электрических максим. Механический учитель наполняет слух мумифицированными наставлениями и увещеваниями; вдохновенный учитель приводит в контакт с разумом нагруженные примеры и правила. Различие всемирно и неисчерпаемо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *