5 класс рассказ о дружбе: Рассказ Настоящая дружба, Виктор Голявкин

В. Г. Короленко. «Дети подземелья» (1885). 5 класс

Текст: Ольга Лапенкова

В 1885 году В. Г. Короленко закончил работу над рассказом «В дурном обществе», который он писал почти пять лет, находясь в ссылке в Якутии. Впоследствии этот рассказ переименовали, сократили и опубликовали в детском журнале «Родник». Произведение стало очень популярным: его перепечатывали более 40 раз, и современному школьнику он, скорее всего, известен именно в укороченном виде и под заголовком «Дети подземелья». Однако сам Владимир Галактионович Короленко был недоволен, что с его текстом так поступили. В письме, адресованном литератору С. Я. Елпатьевскому, он рассуждал:

Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества <…>. «В дурном обществе», например, так и идёт в десятках тысяч экземпляров дешёвых изданий в сокращённом и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном.

Но стоило ли писателю так переживать из-за того, что произведение сократили? Сегодня мы разберёмся, что именно исключили из рассказа «В дурном обществе», — и, конечно, порассуждаем о том, возможна ли дружба между богатыми и нищими.

Бедный мальчик!

Главный герой «Детей подземелья» — шестилетний мальчик Вася, выходец из довольно богатого рода, особенно по меркам небольшого города Княжье-Вено, расположенного на северо-западе Украины (из воспоминаний В. Г. Короленко можно узнать, что автор «списал» это местечко с Ровно, где он учился в гимназии). Однако его семью нельзя назвать счастливой. У родителей главного героя были прекрасные отношения, но, к сожалению, Васина мама рано умерла, и её супруг, как говорится, ушёл в себя. Вот как об этом «вспоминает» главный герой:

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моём существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенно заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

Васин отец доверил воспитание детей няне, а сам ушёл в работу, так что главный герой целыми днями блуждал по улицам — один или с приятелями. Как любого искателя приключений, Васю интересовали самые необычные и мрачные места их маленького городка. Одним из таких мест был остров, посреди которого возвышался полуразрушенный замок. Мальчишки часто гуляли рядом, но пробраться внутрь не решались, опасаясь встречи с призраками:

О нём [замке] ходили предания и рассказы один другого страшнее. Говорили, что остров насыпан искусственно, руками пленных турок. «На костях человеческих стоит старое замчище», — передавали старожилы, и моё детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым замком. От этого, понятно, замок казался ещё страшнее, и даже в ясные дни, когда <. ..> мы подходили к нему поближе, он нередко наводил на нас припадки панического ужаса; <…> в пустых залах ходил таинственный шорох: камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо, и мы бежали без оглядки <…>.

Репин И.Е. Нищая (Девочка-рыбачка), 1874

Однако в замке обитали не призраки, а самые обыкновенные люди: это были нищие, у которых по разным причинам не осталось ни крыши над головой, ни возможности зарабатывать честным трудом. Поначалу туда селились все желающие, но потом произошла своего рода «революция». Нищие разделились на две группы, и первая, под предводительством старого Януша — человека, который всю жизнь прислуживал потомкам богатого графского рода, — заставила другую уйти. Так и вышло, что изгнанники поселились около кладбища — в заброшенной часовне и холодных, мрачных подземельях.

Среди изгнанников оказался человек со странным имечком Тыбурций Драб, который зарабатывал следующим образом: в «базарные» дни он приходил в какой-нибудь кабак и, стоя на бочке, читал наизусть длинные латинские тексты. Где бедняк мог их прочесть — большой вопрос, но на местных торговцев эти речи производили такое впечатление, что они с радостью угощали Тыбурция.

Но вот что ещё удивительнее: у Драба были дети! С ними-то и подружился главный герой. Однажды Вася решил залезть в часовню и, чтобы не было страшно, позвал с собой уличных приятелей, — но те, испугавшись, сбежали, когда мальчишка уже забрался в окно полуразрушенного здания. Так он и познакомился с семилетним Валеком и трёхлетней Марусей — его слабой и болезненной сестрой. На вопрос, почему малышка такая худенькая и не любит шумных игр, Валек ответил, что её силы выпивает «серый камень»…

В дурном обществе

В первоначальном тексте и в сокращённой версии сюжет развивается одинаково. Но если сравнить «В дурном обществе» и «Детей подземелья», окажется, что издатели конца XIX века «вырезали» из произведения В. Г. Короленко страницы, на которых рассказывалось про соседей Тыбурция Драба. Автор описал многих людей, оставшихся на улице, и косвенно объяснил, почему это произошло. В числе изгнанников был и пожилой человек по прозвищу Профессор, который повредился умом и после этого, очевидно, стал никому не нужен. Примечательно, что жители городка Княжье-Вено — не только несмышлёные дети, но и взрослые — постоянно издевались над ним:

До сих пор я помню, как весело грохотала улица, когда по ней проходила согнутая, унылая фигура старого «профессора». <…> Трудно себе представить создание более безобидное и смирное. <…> Досужие обыватели знали за ним два качества, которыми пользовались в видах жестокого развлечения. «Профессор» вечно бормотал что-то про себя, но ни один человек не мог разобрать в этих речах ни слова. <…> Его можно было завести, как машину; для этого <…> стоило подозвать к себе старика и предложить какой-либо вопрос. «Профессор» покачивал головой <…> и начинал бормотать что-то до бесконечности грустное. <…> Но, само по себе, это обстоятельство не составляло ещё ничего особенно интересного. Главный эффект <…> был основан на другой черте профессорского характера: несчастный не мог равнодушно слышать упоминания о режущих и колющих орудиях. Поэтому <…> слушатель, вдруг поднявшись с земли, вскрикивал резким голосом: «Ножи, ножницы, иголки, булавки!» Бедный старик <…> хватался за грудь, <…> и невыразимая мука слышалась в его голосе, когда <…> он говорил, судорожно царапая пальцами по груди:

— За сердце… за сердце крючком!.. за самое сердце!.. <…>

И бедный «профессор» торопливо удалялся, ещё ниже опустив голову, точно опасаясь удара; а за ним гремели раскаты довольного смеха, в воздухе, точно удары кнута, хлестали всё те же крики:

— Ножи, ножницы, иголки, булавки!

Автор описал и ещё одного нищего, поселившегося в подземельях, — пана Лавровского, бывшего чиновника, который пристрастился к алкоголю. Судя по всему, именно поэтому он потерял службу (и, разумеется, не смог больше платить за жильё).

Наконец, несколько абзацев было посвящено самому жизнерадостному персонажу — пану Туркевичу, который почему-то требовал называть себя генералом, «величественно покручивал усы» и был готов в любой момент ввязаться в драку, — но при этом он «был неистощим в прибаутках и остротах» и часто, как Тыбурций Драб, ходил в кабаки, где развлекал слушателей выступлениями. Увы, за ним водилась та же слабость, что и у пана Лавровского: пристрастие к крепким напиткам.

Но почему издатели детского журнала «Родник» решили убрать из рассказа В. Г. Короленко эти подробности? Возможно, они посчитали, что глава про обитателей подземелья (называлась она, кстати, «Проблематические натуры») ребятам покажется скучной. А может, решили, что школьникам незачем читать про сумасшедших и пьяниц… Но тогда возникает та же проблема, что и с рассказом И. С. Тургенева «Муму», повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и многими другими классическими произведениями, герои которых совершают, мягко говоря, не очень красивые поступки. Правда ли, что юного читателя нужно ограждать от лишней «грязи»? С одной стороны, слишком впечатлительным ребятам в пятом-седьмом классах такое лучше не читать. С другой стороны, если делать вид, что в мире нет бедности, болезней, войн и жестокости, всё это никуда не исчезнет…

История Тыбурция

А теперь попробуем предположить: почему Тыбурций Драб, человек, который — судя по всему — получил хорошее образование, оказался на самом «дне» жизни, живёт на кладбище и не может найти денег, чтобы вылечить несчастную Марусю?

Автор не даёт прямого ответа на этот вопрос. Но ближе к концу произведения Тыбурций говорит Васе вот что:

Твой отец, малый, самый лучший из всех судей на свете. У него есть сердце; он знает много… <…> Но, малый, как бы тебе объяснить это? Твой отец служит господину, которого имя — закон. У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках; когда же этот господин сойдёт оттуда и скажет твоему отцу: «А ну-ка, судья, не взяться ли нам за Тыбурция Драба, или как там его зовут?» — с этого момента судья тотчас запирает своё сердце на ключ, и тогда у судьи такие твёрдые лапы, что скорее мир повернётся в другую сторону, чем пан Тыбурций вывернется из его рук. .. Понимаешь ты, малый?.. Вся беда моя в том, что у меня с законом вышло когда-то, давно уже, некоторое столкновение… то есть, понимаешь, неожиданная ссора… ах, малый, очень это была крупная ссора!

Получается, что Тыбурций — преступник, и много лет назад он либо бросил всё и сбежал, чтобы избежать наказания, либо отсидел-таки в тюрьме — и после этого не смог устроиться на работу.

Но Драб — не такой человек, который мог кого-нибудь убить, искалечить, обокрасть. Да, сейчас он ворует мясо с базара, чтобы прокормить детей, — но он вряд ли бы стал всё это делать, когда его социальное положение было выше. Так что же случилось?

Вполне возможно, что Тыбурций Драб стал таким же «преступником», каким был сам В. Г. Короленко. Мы уже упоминали, что рассказ «В дурном обществе» был создан автором во время ссылки в Якутию. А в ссылку эту Короленко попал потому, что он часто критиковал политику российских императоров — и не только в беседах со знакомыми, но и в печати. А в 1881 году он отказался присягнуть на верность новому императору Александру III, за что его и отправили в Сибирь на целых шесть лет.

Может, и у Тыбурций Драб оказался «преступником» только потому, что не был равнодушен к страданиям простого народа?

Читать онлайн «Повесть о дружбе и недружбе», Аркадий и Борис Стругацкие – Литрес

Ровно в девятнадцать ноль-ноль тридцать первого декабря прошлого года Андрей Т. лежал в постели и с покорной горечью размышлял о прошлом, настоящем и будущем. Как легко подсчитать, до Нового года оставалось всего пять часов, но никаких радостей это обстоятельство Андрею Т. не сулило, ибо он не просто лежал (смешно думать, что ему вдруг захотелось в последние часы Старого года поваляться под одеялом), а соблюдал постельный режим: горло его было завязано и болело.

Андрей Т. лежал в постели и с покорной горечью раздумывал о том, какой он все-таки невезучий человек. Весь его огромный опыт, накопленный за четырнадцать лет жизни, свидетельствовал об этом с прямо-таки болезненной несомненностью.

Например, стоило человеку по какой-либо причине (пусть даже неуважительной, не в этом дело) не выучить географии, как его неумолимо вызывали отвечать – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стоило человеку забраться в стол к старшему брату-студенту (совершенно случайно, ничего дурного не имея в виду), как там оказывалась наводящая изумление японская электронная машинка

{1}, которая тут же незамедлительно выскакивала из рук и с треском падала на пол. Опять же с вытекающими последствиями. Стоило человеку проесть с трудом обретенный рубль на мороженом (сливочный, шоколадный и фруктовый шарик в соответствующем сиропе), как буквально в двух шагах от кафе обнаруживался книгоноша, распродающий последние экземпляры «Зарубежного детектива».

Да, удачи не было. Удача кончилась три года назад, когда человеку подарили ко дню рождения лотерейный билет и он выиграл на этот билет будильник.

Однако даже невезенье должно иметь какие-то пределы. Заболеть ангиной за несколько часов до Нового года – это уже не просто невезенье. Это уже судьба. Рок.

Закон бутерброда, сказал папа. Очень может быть. Папа нередко высказывает вполне здравые мысли. Насчет закона бутерброда он впервые высказался еще на заре времен, года три назад. Андрей Т. решил тогда, что бутерброд в данном случае является именем крупного немецкого ученого и пишется через два «т». Он даже вписал этого Буттерброда в кроссворд вместо Гейзенберга, чем повергнул старшего брата в неописуемое и оскорбительное веселье. Много воды утекло с тех пор, и много бутербродов вывалилось из рук на пол, на тротуар и просто на сырую землю, прежде чем Великий Закон утвердился в сознании Андрея Т. во всей своей непреклонной определенности: бутерброд всегда падает маслом (ветчиной, сыром, вареньем) вниз, и нет от этого спасенья.

Нет от этого спасенья.

Если человек дал Милке Пономаревой списать контрольную, человеку ставят «банан» за то, что он списал контрольную у Милки.

Если человек тихо и никому не мешая пристроился к телевизору насладиться одним из семнадцати мгновений весны[1], человека поднимают, напяливают на него смирительный парадный костюм и ведут на именины к бабушке Варе, которая не держит телевизора из принципа.

И уж если человек, изнемогший от географии и литературы, взлелеял в душе чистую мечту провести праздник Нового года и заслуженные каникулы в Грибановской караулке – все, пиши пропало, человека поражает фолликулярная ангина, и пусть он еще спасибо скажет, что это не чума, не проказа и не стригущий лишай…

В девятнадцать ноль пять с целью выяснить, не изменилось ли положение к лучшему, Андрей Т. произвел экспериментальный глоток всухую. Положение не изменилось, горло болело. Зря, выходит, поедал он отвратительные горькие порошки, полоскал многострадальные голосовые связки мерзкими растворами, терпел на шее колючую шерстяную повязку. Может быть, маме следовало послушаться бабушку Варю и обложить шею очищенными селедками? В глубине души Андрей Т. знал, что и эта крайняя и варварская мера не привела бы ни к чему. Пропала новогодняя ночь, пропали каникулы, пропало все то, ради чего он жил и работал последний месяц второй четверти. Сознавать это было столь невыносимо, что Андрей Т.

повернулся на спину и разрешил себе испустить негромкий стон. Это был стон мужественного человека, попавшего в западню. Стон обреченного звездолетчика, падающего в своем разбитом корабле в черные пучины пространства, откуда не возвращаются. Словом, это был душераздирающий стон.

А папа и мама находились уже, вероятно, на месте, в окрестностях Грибановской караулки, где так удивительно отсвечивают в отблесках костра пушистые сугробы, где отягощенные снегом лапы огромных елей и сосен отбрасывают таинственные тени, где можно рыть тоннели в снегу, носиться по лесу, издавая воинственные кличи, а потом, забравшись на печку, слушать смех и споры взрослых и песни старшего брата-студента под гитару…

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что скоропостижная ангина у Андрея Т. едва не нарушила эту традиционную семейную вылазку. Попервоначалу мама решительно высказалась в том смысле, что раз так, то она, мама, останется с Андрюшенькой и ни в какую Грибановскую караулку не поедет.

Сейчас же, не желая уступать ей в великодушии, в том же смысле высказался и папа. И даже брат-студент, совершенно лишенный родственных чувств, особенно когда это касалось малокалиберной винтовки, двенадцатикратного бинокля и упоминавшейся уже японской вычислительной машинки, и тот вызвался провести новогоднюю ночь «у скорбного одра», как он выразился, имея в виду, вероятно, постель больного. Положение спас дедушка. Узнав в последнюю минуту о неприятности, он явился и выгнал всех из дому, после чего подмигнул Андрею Т. и устроился в соседней комнате шелестеть газетами и мурлыкать себе под нос «Ой на гори тай жнецы жнуть…». Авторитетный человек дедушка, подполковник в отставке и депутат, но многого не понимает.

В девятнадцать ноль восемь Андрей Т. произвел второй экспериментальный глоток всухую. Положение оставалось прежним. Тогда Андрей Т. спустил ноги с кровати, нашарил тапочки и потащился в ванную полоскать предательское горло раствором календулы в теплой воде. Задрав голову и уставив в потолок бессмысленный взгляд, клокоча и булькая, он продолжал размышлять. Собственно, что такое мужество? Мужество – это когда человек не сдается. Бороться и искать, найти и не сдаваться

{2}. Когда у человека ангина, бороться и искать невозможно и остается одно: не сдаваться. Например, можно послушать приемник. Можно тщательно и со вкусом перелистать альбом с марками. Есть новенький сборник научной фантастики. Есть старенький томик «Трех мушкетеров»{3}. На худой конец, есть кот Мурзила, которого давно пора потренировать на вратаря. Нет, мужественный человек, даже больной до беспомощности, всегда найдет себе применение. Кстати, дедушка до сих пор не обучен играть в «балду».

Мир немного посветлел. Андрей Т. поставил пустой стакан на полку и вышел в прихожую. А выйдя в прихожую, он увидел на столике под зеркалом телефон. А увидев телефон, он остановился как громом пораженный. Просто непостижимо, что такая простая вещь не пришла ему в голову раньше. Старый верный друг Генка – вот кто ему нужен! Конечно, он тоже ничем не поможет, но с ним можно говорить как равный с равным, сдержанно-мужественно посетовать на судьбу и услышать в ответ сдержанно-мужественные слова утешения и участия.

Андрей Т. схватил трубку и набрал номер.

Подошел сам Генка-Абрикос, шумно выразил радость и спросил, как там у них в Грибановской караулке. Андрей Т. ответил, что ни в какой он не в Грибановской караулке, а дома, и сдержанно-мужественным голосом поведал другу о своей фолликулярной ангине и о своем одиночестве. После этого Генка-Абрикос тридцать секунд молчал, соображая, и вдруг сказал:

– Не тушуйся, старик. Не пропадем. Ровно в девять буду у тебя. Погоняем в автодром и вообще.

У Андрея Т. на миг даже сперло дыхание.

– Что? – спросил он растерянно.

– Жди меня ровно в девять, – сдержанно-мужественным тоном произнес друг Генка по прозвищу Абрикос. – Привет.

И в трубке запищали короткие гудки.

Мир не просто посветлел. Мир засиял. Андрей Т. представил себе, как Генка вваливается в эту вот дверь – огромный, толстощекий, с автодромом под мышкой и пахнущий праздничными мандаринами и морозом, и как он бубнит, раздеваясь: «Не отпускали нипочем, а я им говорю: а ну вас к лешему совсем, говорю, там Андрюха лежит бездыханный, а вы меня держите…» Да.

Генка. Верный друг. Абрикос. Андрей Т. осторожно передохнул, положил трубку и помигал, потому что у него подозрительно защипало глаза. Друг. Да.

 

Он вернулся в постель и забрался под одеяло. Собственно, особенно удивляться или умиляться здесь нечего. Настоящая мужская дружба превыше всего. Сам Андрей Т. тоже не колебался бы ни минуты, а уж Генка и подавно. Он ведь человек действия, Генка-Абрикос, он идет на помощь другу, не задумываясь. Как-то весенним вечером компания недорезанных басмачей из соседней школы окружила Андрея на темной окраине парка Победы и после краткого выяснения, кто есть кто, принялась не больно, но унизительно лупить его сумками со спортивным барахлом. И тут появился Генка-Абрикос. Он ворвался в круг, разя направо и налево своими чудовищными граблями, и противник пришел в замешательство. Правда, в конце концов обработали их обоих основательно, но отступили они хоть и в беспорядке, однако с честью. Такое не забывается…

И Андрей Т. весело крикнул:

– Дедушка! Иди сюда, мне одному скучно!. .

Было девятнадцать часов двадцать одна минута.

В двадцать сорок семь, когда Андрей Т., рассеянно вертя в пальцах плененную ладью, раздумывал над очередным ходом, дедушка в кресле расслабился, поник седой головой и негромко захрапел. Андрей Т. поглядел на него, откинулся на подушки и стал ждать. Несомненно, Генка-Абрикос должен был явиться с минуты на минуту.

В двадцать один тридцать четыре Андрей Т. поднялся и на цыпочках направился в ванную. Друга Генки все еще не было. Покончив с раствором календулы, Андрей Т. в задумчивости поглядел на телефон, но сдержался и снова вернулся в постель. «Мало ли что…» – туманно подумалось ему.

В двадцать один пятьдесят три Андрей Т. отшвырнул сборник научной фантастики и сел, обхватив колени руками. Дедушка спал в кресле напротив, закинув голову и явственно похрапывая. Кот Мурзила в позе Багиры, Черной Пантеры{4}, предавался дреме на бездействующем телевизоре. На табуретке возле кровати безмолвствовал Андреев любимец и мученик, радиоприемник второго класса «Спидола» – он же Спиха, он же Спиридон, он же Спидлец этакий, в зависимости от состояния эфира и настроения. А Геннадий М. по прозвищу Абрикос так и не пришел.

Андрей Т. мрачно нахмурился. Ему было неудобно, неприятно, тревожно. Саднило горло. Свет в комнате то притухал, то разгорался до ослепительного блеска. Чтобы рассеяться, Андрей взял Спиху и повернул верньер до щелчка. Зашуршала несущая частота, пробилась какая-то неясная музыка. И вдруг послышался знакомый голос. Явственный, хотя и слегка придушенный голос Генки-Абрикоса отчетливо произнес:

– Андрюха… Андрюха… Ты меня слышишь?.. Андрюха… Пропадаю, старик… На помощь…

Андрей Т. распрямился, как стальная пружина. Он в смятении огляделся. Он затряс головой. Он сделал глоток всухую и не почувствовал боли. Сомнений не было. Шуршала несущая частота, и Спидлец монотонно раз за разом повторял голосом Генки-Абрикоса:

– Ты меня слышишь?.. Андрюха… Андрюха… На помощь, старик, пропадаю… Андрюха… Ты меня слышишь?..

Не надо скрывать: Андрей Т. растерялся. Да и кто бы не растерялся на его месте? Каким это таким образом Генку-Абрикоса вдруг занесло в мировой эфир? Что с ним случилось? Где он находится? Не сводя глаз со шкалы диапазонов, Андрей Т. робко осведомился:

– Генка, ты где?

Спиридон все продолжал взывать к нему о помощи голосом Генки-Абрикоса, но тут что-то произошло со шкалой диапазонов. Она озарилась зеленоватым мерцающим сиянием и превратилась в дисплей, как на японской вычислительной машинке старшего брата, а по дисплею побежали справа налево светящиеся слова. Андрей читал, обмирая: ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СПАСТИ НЕОБХОДИМО УСПЕТЬ ДО ПОЛУНОЧИ ХОД НА КУХНЕ У ХОЛОДИЛЬНИКА ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СПАСТИ НЕОБХОДИМО УСПЕТЬ ДО ПОЛУНОЧИ ХОД НА КУХНЕ У ХОЛОДИЛЬНИКА ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СПАСТИ…

Дзынь! Все исчезло, погасли бегущие слова, шкала снова стала шкалой, и монотонный голос Генки-Абрикоса оборвался на полуслове.

– Так! – громко произнес Андрей Т. – Вот оно, значит, что!

Собственно, он по-прежнему понимал мало. Ясно было только, что старый верный друг Генка попал в какую-то непостижимую беду, что поспеть к нему на помощь требуется до полуночи и… Что это там было насчет какого-то хода у холодильника? Никакого хода у холодильника нет, а есть там по сторонам холодильника два белых кухонных шкафчика. И если даже ход этот есть, то вести он должен в лучшем случае прямо в морозное вечернее пространство на высоте пятого этажа. Да, было о чем подумать и было что взвесить, и Андрей Т. принялся обдумывать и взвешивать, как вдруг Спиха тихонько, но необыкновенно явственно сыграл начальные такты старой славной песенки:

 
К другу на помощь! Вызволить друга
Из кабалы и тюрьмы!..
 

И Андрея Т. мгновенно бросило в жар. Генка-Абрикос не обдумывал и не взвешивал тогда весной в темных аллеях парка Победы. Не обдумывал и не взвешивал, когда узнал о фолликулярной ангине и одиночестве два часа назад… Андрей Т. взглянул на светящийся циферблат над головой. Черные стрелки показывали двадцать два часа одиннадцать минут. Андрей Т. огляделся. Дедушка мирно похрапывал в своем кресле, покойно сложив на животе руки. Кот Мурзила на телевизоре, не поднимая головы, медленно распахнул свои глазища, сверкнувшие зеленым. Андрей Т. решительно спустил ноги с кровати.

Стараясь двигаться по возможности бесшумно, он облачился в тренировочный костюм, весьма кстати висевший тут же на спинке стула, и пробрался в прихожую. Несомненно, предстояла экспедиция, и подготовиться следовало тщательно. Андрей Т. натянул шерстяные носки и обулся в зимние ботинки. Затем он надел лыжную куртку, застегнул «молнию» до повязки на горле и подхватил в качестве оружия складной металлический штатив для фотоаппарата, тяжелый и прикладистый, как дубина былинного витязя. Прикидывая боевой штатив в правой руке, он не без удивления обнаружил в левой любимую «Спидолу». Это было довольно странно: откуда взялся приемник в левой руке, которой он только что застегивал «молнию»? И коли уж на то пошло, откуда здесь взялся этот штатив? Это же не наш штатив, у нас нет штатива, у нас никогда не было никакого штатива… Но времени удивляться и размышлять не было, настала минута действия. Двадцать первая минута одиннадцатого.

Ход у холодильника Андрей Т. увидел прямо с порога кухни. Оказывается, кухонный шкафчик справа от холодильника примыкал к нему не вплотную, а отстоял от него сантиметров на сорок, и в стене между ними красовалась прямоугольная зияющая дыра в рост невысокого человека. И дыра эта являла вид настолько непривлекательный, что Андрей Т. в нерешительности остановился. Ему представились скользкие выщербленные ступени, ведущие в зловонное подземелье, ржавые крючья в стенах, норовящие угодить в глаз, и еще какие-то серые, мохнатые, копошащиеся, с горящими красноватыми глазками…

Андрей Т. никогда не был трусом. Просто иногда он ратовал за разумную осторожность. Вот и сейчас он отчетливо понял, что минута действия временно прекратила течение свое{5} и уступила место минуте здравого смысла. Перед нами как будто подземелье? Отлично. В таком случае не следует ли заняться сначала изготовлением смоляного факела? Не следует ли сменить зимние ботинки на болотные, скажем, сапоги? И вообще, не пора ли вовлечь в события дедушку, боевого офицера, имеющего, кстати, опыт преследования врага в тоннелях берлинского метро? Или еще лучше – позвонить замечательному человеку, классному руководителю Константину Павловичу, бывшему танкисту и кавалеру ордена Славы…

Известно, что есть лишь один способ делать дело и множество способов от дела уклоняться, так что трудно сказать, как бы все обернулось в дальнейшем, но тут Спиха, Спидлец этакий, вновь тихонько проиграл начальные такты славной мушкетерской песенки{6}. И Андрея Т. вновь бросило в жар. С пронзительной откровенностью признался он самому себе, что и сапоги болотные резиновые, и факелы смоляные коптящие, и всякие иные причиндалы, могущие еще прийти ему в голову, есть не что иное, как чушь несусветная и отговорки. Что стыдно ему, здоровенному (пусть даже слегка больному) парню прятаться за спину ветеранов Великой Войны. И что вообще топтаться без толку между холодильником и кухонным шкафчиком в то время, как друг Генка погибает и ждет помощи, попросту постыдно. И он ринулся вперед и нырнул в зияющую дыру.

Он был приятно разочарован. Не оказалось там ни осклизлых ступеней, ни ржавых крючьев, ни снующих крыс. Оказался там длинный коридор казенного вида, тускло освещенный пыльными лампами под жестяными абажурами с отбитой эмалью. Пахло канцелярией, на оштукатуренных стенах мотались под сквозняком прикнопленные бумажки с выцветшими машинописными текстами. Бросался в глаза странный призыв: «Тов. пенсионеры! Просьба не курить, не сорить и не шуметь!» Справа и слева вдоль коридора тянулись ряды обшарпанных дверей с темными пятнами возле ручек, и каждую дверь украшала надпись, как правило грозная и в повелительном наклонении: «Не стучать!», «Не зевать по сторонам!», «Не сметь!» и даже «Миновать быстро и не оглядываться!».

Андрей Т. шел медленно, машинально читал надписи и думал, за какой дверью надо искать Генку, и вдруг ему пришло в голову, что ведь совершенно непонятно, куда ведет этот коридор, – по всем расчетам он должен был с самого начала пронизать стену дома, пройти над улицей и вонзиться в балконы кинотеатра «Космос». Озадаченный этой мыслью, он даже остановился и тут же обнаружил, что коридор кончился. Впереди был тупик, и в тупике были две двери – последние. Надпись на левой двери гласила с вызовом: «Для смелых». Надпись на правой двери снисходительно ухмылялась: «Для не очень».

1. …наводящая изумление японская электронная машинка… – восходит к словам Ноздрева из поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» (1, 4): «…крепость черных мясов просто наводит изумление…».

1. Семнадцать мгновений весны — название т/ф реж. Т. Лиозновой по одноименной повести Ю. Семенова.

2. Бороться и искать, найти и не сдаваться. – почти дословный перевод последней строки поэмы А. Теннисона «Улисс»: «To strive, to seek, to find, and not to yield». Выражение стало девизом путешественников после того, как было вырезано на кресте, установленном в Антарктиде в память погибшей экспедиции Р. Скотта. Девиз использован В. Кавериным в романе «Два капитана».

3. «Три мушкетера» – роман А. Дюма.

4. Багира, Черная Пантера – персонаж «Книги Джунглей» Р. Киплинга.

5. …минута действия временно прекратила течение свое… – вариация фразы «История прекратила течение свое». (М. Салтыков-Щедрин. История одного города, глава «Подтверждение покаяния. Заключение»).

6. К другу на помощь! Вызволить друга/Из кабалы и тюрьмы!..начальные такты славной мушкетерской песенки. – «Песня мушкетеров» (из пьесы «Двадцать лет спустя», 2, 2), слова М. Светлова, музыка М. Карминского: «Другу на помощь,/Вызволить друга/Из кабалы, из тюрьмы…».

Книги о дружбе для чтения вслух — Красочное яблоко

Независимо от того, какой сейчас месяц, дружба — одна из тех тем, которые всегда можно обсудить в классе. Чтение вслух — отличный способ затронуть важные темы, связанные с дружбой.

Использование книжек с картинками — отличный способ смоделировать поведение и начать обсуждение того, что значит быть другом, как быть добрым, а также поговорить о некоторых трудностях, возникающих между друзьями. И, хорошие новости, есть так много замечательных книг по этой теме, но я делюсь своей самой любимой!

Вот список иллюстрированных книг, в которых рассказывается обо всех важных аспектах дружбы и хорошего друга. Я также включил интерактивные чтения вслух для каждой истории, ссылки на которые приведены ниже.

Я также делюсь всеми этими книгами на видео! Посмотрите видео «Книги для чтения вслух о дружбе» на моем канале YouTube.

Этот пост содержит партнерские ссылки. Прочитайте мое полное раскрытие здесь.

Строго без слонов Автор: Лиза Манчев

Слонов строго нет рассказывает историю о том, как местный клуб домашних животных не пускает мальчика и его крошечного домашнего слона, но он придумывает умное решение. Но, как и домашние животные, друзья бывают самых разных видов. Прекрасная история о дружбе, принятии и включении. Это определенно в моем списке фаворитов. Это легко читается с милыми персонажами, и это действительно история, которая заставит всех чувствовать себя желанными.


 Возьмите с собой интерактивную книгу для чтения вслух.

Миша заводит друзей Автор: Том Персиваль

Миша заводит друзей — это история маленькой девочки Миши, которая любит что-то мастерить, но… ей трудно заводить друзей. Душевная книга с картинками, которая идеально подходит для обсуждения того, как общение и дружба могут быть немного подавляющими.

Это также затрагивает важность помощи другу, когда он в ней нуждается — замечательная история, которая немного затрагивает одиночество и то, как справляться с трудными социальными ситуациями. В целом, сильная книга, чтобы прославить дружбу и быть собой. Не забудьте взять интерактивное чтение вслух.

 Возьмите интерактивную книгу для чтения вслух.

Вражеский пирог Автор: Дерек Мансон

Вражеский пирог — это забавная, но милая история о двух соседских врагах, которые нашли идеальный рецепт, чтобы превратиться из врагов в лучших друзей. Отличный урок о трудностях и наградах новых друзей. Полезное чтение вслух для создания сообщества в классе и устранения недружелюбия в классе.

Вот интерактивное чтиво для чтения этой истории!


The Name Jar by: Yangsook Choi

The Name Jar — это история молодой девушки, которая переехала из Кореи в Соединенные Штаты. Она решила, что хочет дать себе американское имя, потому что ее первый опыт с другими детьми был неприятным. Но вскоре она поймет, что ценит свое имя с помощью одноклассника, который быстро становится ее другом.

Прекрасная история о дружбе и о том, как маленькие добрые дела могут привести к большим переменам. Чтение вслух, которое вызовет замечательные разговоры и поможет вашим ученикам понять, что чувствовал Унхей.

Интерактивный текст для чтения вслух здесь


«Эти туфли» Марибет Болтс

«Эти туфли » — это история мальчика Джереми, который мечтает обзавестись парой туфель, которые его семья не может себе позволить, но вместо этого получает пару туфель из комиссионного магазина. Он полон решимости полюбить эти туфли, даже если они немного малы. Вскоре он понимает, что шанс помочь другу стоит больше, чем он хочет.

Мощный урок о том, как случайные проявления доброты и помощь друзьям иногда помогают вам чувствовать себя лучше, чем любая пара обуви. Не забудьте добавить себя в список ожидания здесь для нового интерактивного чтения вслух и захватывающего нового книжного клуба!


Будь добр Автор: Пэт Зитлоу Миллер

Будь добр — это книжка с картинками, которая подчеркивает силу доброты. Доброта — важная составляющая дружбы, и эта вдумчивая история показывает, что ребенок может сделать, чтобы быть добрым. Эта милая маленькая девочка делится примерами того, что мы можем делать, чтобы проявить доброту. Один добрый поступок может изменить день не только для одного человека, но и для многих. Мне нравится, насколько понятна эта история для студентов.

К этой книжке с картинками у меня также есть БЕСПЛАТНАЯ интерактивная книга для чтения вслух.

Мы не едим наших одноклассников Автор: Райан Т. Хиггинс

Мы не едим наших одноклассников — это история о том, как Пенелопа Рекс идет в школу, и она так взволнована. Но Пенелопа — динозавр среди людей, и она изо всех сил пытается завести друзей, потому что продолжает пытаться съесть своих вкусных одноклассников. Вскоре Пенелопа понимает, что быть съеденной совсем не весело, и ей придется остановиться, если она хочет подружиться. Это такая глупая история с мощным уроком, который вызовет дискуссии среди ваших учеников о том, как подружиться. У меня также есть большое интерактивное чтение вслух здесь.


Использование книжек с картинками — это эффективный способ помочь учащимся развить важные социальные и эмоциональные навыки обучения. Они могут видеть, как другие преодолевают трудности, используют разные навыки и реагируют в разных ситуациях.

У меня есть огромная коллекция интерактивных навыков чтения вслух, которые затрагивают различные социальные и эмоциональные темы обучения, помогая учащимся понять эти навыки с помощью забавных персонажей и замечательных историй.

Какие ваши любимые книги о дружбе?

Хотите сохранить эти книги на потом? Закрепите изображение ниже!

ВСЕ ОБ МЕНЯ И МОИХ ДРУГАХ

  • $3,99

Название по умолчанию — 3,99 доллара США.

Знакомство с другими людьми и развитие дружеских отношений очень важны. Запоминание фактов и информации о других является важным СОЦИАЛЬНЫМ НАВЫКОМ для детей.

Воспоминание о друзьях помогает детям участвовать в играх и беседах осмысленным и подходящим образом. Для детей важно развивать перспективу, думая о симпатиях и интересах других людей.

Занятия «Факты о друзьях» помогут детям сначала поделиться информацией о себе, а затем вспомнить информацию о других. Они создадут забавный буклет и получат возможность раскрашивать картинки, узнавая о своих друзьях.

Этот набор включает рассказ о социальных навыках для класса, а также мини-версию, которую учащиеся могут сделать, раскрасить и оставить себе.

Красивые визуальные плакаты будут поддерживать хорошие дружеские отношения. Они отлично смотрятся в классе. Черно-белая версия предоставляется детям для раскрашивания во время обсуждения.

Анимированная версия этой истории и заданий в PowerPoint отлично подходит для дистанционного обучения!

В комплекте Найдите:  89 страниц

 

> Занятие 1: Обо мне

С 3 разными обложками на выбор {Мальчики, девочки, мальчики и девочки}

90 002 Выберите из 2 разных мальчиков для занятия или 2 разных девочек

> Задание 2: О моем друге

Выберите из 2 разных мальчиков и 2 разных девочек

> Занятие 3 : О нас

Выберите из 2 мальчиков, 2 девочек или мальчика и девочку

> Визуальная поддержка:

Цветные иллюстрации для дружеского поведения: Делитесь, Слушайте, Будьте добры, По очереди, Говорите «Пожалуйста» и «Спасибо»

Черно-белые иллюстрации для дружбы: Делитесь, Слушайте, Будьте добры, По очереди, Говорите «пожалуйста» и «Спасибо»

> Цветная мини-книга :

Я могу быть хорошим другом

Черно-белая мини-книга: Я могу быть хорошим другом!

> Учебник :

Цветной, Полноразмерный Рассказ: Я могу быть хорошим другом!

> Анимированный PowerPoin t :

Эта веселая анимированная история и задания в PowerPoint — отличный способ привлечь внимание детей во время дистанционного обучения!

Инструкции по применению

Спасибо

Приглашение в учительскую {Бесплатные еженедельные ресурсы по социальным навыкам!}



    Раскраска по номерам на тему дружбы | Халява

    Обычная цена 0,00 $

    Поиск слов на тему дружбы | Халява

    Обычная цена 0,00 $

    Социальные истории «Снова в школу», чтобы завести друзей, следовать указаниям и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *