Произведения лучшие лермонтова: Топ-10 самых известных произведений Лермонтова: Общество: Облгазета

Содержание

Лучшие и самые известные стихи Михаила Лермонтова | Оллам

Осень

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

1828

4675

Голос за!

К гению

Когда во тьме ночей мой не смыкаясь взор
Без цели бродит вкруг, прошедших дней укор
Когда зовет меня, невольно, к вспоминанью:
Какому тяжкому я предаюсь мечтанью!..
О сколько вдруг толпой теснится в грудь мою
И теней, и любви свидетелей!.. Люблю!
Твержу забывшись им. Но полный весь тоскою
Неверной девы лик мелькает предо мною…
Так, счастье ведал я, и сладкий миг исчез,
Как гаснет блеск звезды падучей средь небес!
Но я тебя молю, мой неизменный Гений:
Дай раз еще любить! дай жаром вдохновений

Согреться миг один, последний, и тогда
Пускай остынет пыл сердечный навсегда.
Но прежде там, где вы, души моей царицы,
Промчится звук моей задумчивой цевницы!
Молю тебя, молю, хранитель мой святой,
Над яблоней мой тирс и с лирой золотой
Повесь и начерти:…

Читать далее…

4189

Голос за!

Встреча

(Из Шиллера)

1

Она одна меж дев своих стояла,
Еще я зрю ее перед собой;
Как солнце вешнее, она блистала
И радостной и гордой красотой.
Душа моя невольно замирала;
Я издали смотрел на милый рой;
Но вдруг как бы летучие перуны
Мои персты ударились о струны.

2

Что я почувствовал в сей миг чудесный,
И что я пел, напрасно вновь пою.
Я звук нашел дотоле неизвестный,
Я мыслей чистую излил струю.
Душе от чувств высоких стало тесно,
И вмиг она расторгла цепь свою,
В ней вспыхнули забытые виденья
И страсти юные и вдохновенья.

1829

4138

Голос за!

Перчатка

ПЕРЧАТКА (Из Шиллера)

Вельможи толпою стояли
И молча зрелища ждали;
   Меж них сидел
Король величаво на троне;
Кругом на высоком балконе
Хор дам прекрасный блестел.

Вот царскому знаку внимают.

Скрыпучую дверь отворяют,
И лев выходит степной
Тяжелой стопой.
И молча вдруг
Глядит вокруг.
Зевая лениво,
Трясет желтой гривой
И, всех обозрев,
Ложится лев.

И царь махнул снова,
И тигр суровый
С диким прыжком
Взлетел опасный
И, встретясь с львом,
Завыл ужасно;
Он бьет хвостом,

Потом
Тихо владельца обходит,
Глаз кровавых не сводит…
Но раб пред владыкой своим
Тщетно ворчит и злится:
И невольно ложится
Он рядом с ним.

Сверху тогда упади
Перчатка с прекрасной руки…

Читать далее…

3326

Голос за!

Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.
Как сладкую песню отчизны моей,
   Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
   Люблю я Кавказ!..

1830

4700

Голос за!

Предсказание

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

1830

3794

Голос за!

Нищий

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

1830

8715

Голос за!

Ангел

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

1831

7213

Голос за!

Она была прекрасна, как мечта…

Она была прекрасна, как мечта
Ребенка под светилом южных стран;
Кто объяснит, что значит красота:
Грудь полная иль стройный, гибкий стан
Или большие очи? – но порой
Всё это не зовем мы красотой:
Уста без слов – любить никто не мог;
Взор без огня – без запаха цветок!

О небо, я клянусь, она была
Прекрасна!.. я горел, я трепетал,
Когда кудрей, сбегающих с чела,
Шелк золотой рукой своей встречал,
Я был готов упасть к ногам ее,

Отдать ей волю, жизнь, и рай, и всё,
Чтоб получить один, один лишь взгляд
Из тех, которых всё блаженство – яд!

1832

4337

Голос за!

Нет, я не Байрон, я другой…

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит,
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или бог – или никто!

1832

4757

Голос за!

Романс (Ты идешь на поле битвы…)

1

Ты идешь на поле битвы,
Но услышь мои молитвы,
Вспомни обо мне.
Если друг тебя обманет,
Если сердце жить устанет,
И душа твоя увянет,
В дальной стороне
Вспомни обо мне.

2

Если кто тебе укажет
На могилу и расскажет
При ночном огне
О девице обольщенной,
Позабытой и презренной,
О тогда, мой друг бесценный,
Ты в чужой стране
Вспомни обо мне.

3

Время прежнее, быть может,
Посетит тебя, встревожит
В мрачном, тяжком сне;
Ты услышишь плач разлуки,
Песнь любви и вопли муки
Иль подобные им звуки..
О, хотя во сне

Вспомни обо мне!

1832

3198

Голос за!

Послушай, быть может, когда мы покинем…

Послушай, быть может, когда мы покинем
Навек этот мир, где душою так стынем,
Быть может в стране, где не знают обману,
Ты ангелом будешь, я демоном стану!
Клянися тогда позабыть, дорогая,
Для прежнего друга всё счастие рая!
Пусть мрачный изгнанник, судьбой осужденный,
Тебе будет раем, а ты мне – вселенной!

1832

4967

Голос за!

Я жить хочу! хочу печали…

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.


Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

1832

4129

Голос за!

  • Показать еще

Самые известные произведения Лермонтова – список: романы, поэмы и рассказы для детей и взрослых

Каждый из нас знаком с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. За свою короткую жизнь он успел создать массу поэтических и прозаических произведений, которые вошли в золотой фонд русской классической литературы. Самые известные творения Лермонтова изучаются в школе, в том числе отдельные стихотворения входят в программу 3 класса.

Содержание

Биография

Достаточно тяжелое детство было у поэта. Он рано потерял мать, отец не занимался воспитанием сына. Бразды семейного правления в руки взяла бабушка. Она не могла позволить растить мальчика, на ее взгляд, легкомысленному Юрию Петровичу, поэтому все тяготы воспитания она водрузила на свои плечи.

Внук не отличался отменным здоровьем, практически все детство пребывал в болезненном состоянии. В бабушкином доме удалось получить серьезное образование. Продолжил образовательный процесс юнец в Московском благородном пансионе. Те годы можно считать началом поэтической деятельности Михаила.

Отсутствие полноценной семьи, постоянные болезни – все это оставило отпечаток на его характере. Такие печальные моменты не могли не отразиться на становлении Лермонтова как творческого человека, личности в целом.

Роковую роль в судьбе сыграло опубликованное произведение «Хаджи Абрек». В печати поэма появилась без ведома автора. Однако даже этот факт не помешал наказать юного гусара. Еще большее недовольство вызвали книги, в которых автор высказывал гневные обращения против правящих кругов России николаевских времен. Пушкин, прочтя опубликованную поэму, пророчил юному творцу большое будущее.

Важно! Ссылка на Кавказ также наложила свой отпечаток на характер Лермонтова. Особенно ярко было выражены эмоции в произведениях, которые были написаны в этот период.

Все мы знаем, какие произведения написал Лермонтов. Каждое поколение читателей откроет что-то для себя. Его книги вызывали отрицательное отношения со стороны правящей верхушки. Практически все произведения Лермонтова были пропитаны влиянием декабристских идей.

Сам Михаил был очень требовательным человеком, прежде всего к себе. Он отличался дерзким характером. Молодой человек позволял себе шутки над другими, которые порой переходили границы. Своим творчеством поэт внес новые веяния в лирику 19 века.

Творчество

Перейдя в третий класс, школьники познакомятся с биографией и первыми стихами поэта. Каждый из нас помнит начальные строчки стихотворения «Белеет парус одинокий…». Знаменитые строки описывают трудности жизни.

Все стихотворения можно разбить на блоки: о природе, патриотизме, о любви и дружбе, о поисках смысла жизни. Несмотря на короткую жизнь, поэту удалось объять необъятное, охватить широкий спектр тематики произведений.

Список знакомых нам произведений русского поэта не ограничивается несколькими стихотворениями и парой поэм, всего было написано более 400, каждое из них интересно по-своему.

Поэт писал как взрослые рассказы философского характера, так и для детей. Его произведения отличаются легкостью не только в заучивании, но и в понимании. Лермонтов описывал природу и красоты Кавказа. Все стихотворения интересные, а некоторые западают в душу навсегда.

Это интересно! Повесть Портрет Николая Гоголя: краткое содержание

Самые известные произведения Лермонтова:

  1. «Утес».
  2. «Парус».
  3. «Кавказ».
  4. «Смерть поэта».
  5. «Осень».
  6. «Бородино».
  7. «Небо и звезды».
  8. «Предсказатель».
  9. «Булгакову».
  10. «Вечер после дождя».

Среди других произведений Михаила Юрьевича хочется отметить лирику в прозе – это романы «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская», «Вадим». Не менее увлекательно листать страницы других поэм великого писателя. Среди них:

  1. «Мцыри».
  2. «Преступник».
  3. «Кавказский пленник».
  4. «Исповедь».
  5. «Ангел смерти».
  6. «Демон».
  7. «Две невольницы».
  8. «Песня про купца Калашникова».
  9. «Корсар».
  10. «Моряк».

Поэтический мир Лермонтова богат красивой природой, полон героизма, исканий и размышлений, жизненных испытаний. Ключевыми словами миропонимания поэта стали «личность», «судьба». В своих рассуждениях лирик находит ответы на многие вопросы жизненной тропы. Все произведения Лермонтова оставляют незыблемый отпечаток на каждом читателе.

Прозу Лермонтов начал писать в ранние годы. Известна также драма в стихах «Маскарад». Пьеса повествует о петербургском обществе 1830-х годов, где главный герой, дворянин Евгений Арбенин, отличается мятежным духом и острым умом. Рассказы полны реалистическими картинами.

В некоторых писатель смог показать злоупотребление деспотизма правящих кругов по отношению к крепостным. «Княгиня Лиговская» — незавершенный роман, в котором найдут отражения личные переживания, чувства поэта. После написания великого романа «Герой нашего времени», состоящего из пяти повестей, русский лирик навсегда вошел в сокровищницу мировой литературы.

Слава молодого поэта

Лермонтов – один из самых известных русских поэтов. Его произведения стали известны еще при жизни. Также о творчестве молодого писателя говорили и после его смерти. Михаилу Юрьевичу удалось охватить практически все вечные вопросы. Перо автора отразило на листах лирические ноты, что особенно видно на начальном этапе творчества. Он писал о жизни и смерти, о героизме, свободе человеческой личности, судьбе поэта в обществе.

Пребывание в ссылке дважды на Кавказе сроднило Лермонтова с этими неописуемыми местами. На кавказских просторах поэт проявлял небывалую отвагу. В боевых действиях слыл храбрым бойцом. Ни одна военная операция не проходила мимо него, удивлял своей удалью даже кавказских жителей. Однако награды проходили мимо него, поскольку правящая верхушка недолюбливала правдивое отношение гусара к их поступкам, образу жизни.

Важно! Поэмы Лермонтова, его стихотворения затронули струны человеческой души очень глубоко. Именно поэтому многим захотелось донести мысли поэта до окружающих в песенной форме. Песни и романсы на стихи поэта звучат великолепно и незабываемо.

Полезное видео

Подведем итоги

Роковая дуэль, случившаяся в 1841 году, отняла жизнь у Лермонтова. К слову, всего Михаил Юрьевич принимал участие в трех дуэлях. В случае с Мартыновым не удалось остаться победителем. Сначала он был похоронен в Пятигорске, но год спустя его гроб перевезли в Тарханы на фамильное кладбище.

ПОЭЗИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА: Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ

3 (15) октября 1814 года родился Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841), великий русский поэт. 205 лет со дня рождения

«На Руси явилось новое могучее

дарование – Лермонтов»

В. Г. Белинский

Уникальность лермонтовского гения вошла в историю русской литературы и обогатила культуру нашего народа, продолжив дело Пушкина, зачинателя русской литературы и создателя нашего современного литературного языка. За свою короткую жизнь – как известно, поэт не дожил даже до 27 лет – Лермонтов совершил такой творческий подвиг, что его имя по праву было поставлено Белинским сразу после имени Пушкина и рядом с именем Гоголя. По словам же Дмитрия Лихачёва «… уже в день смерти Лермонтова раздались голоса, что этот поэт в развитии своего таланта пошёл бы дальше Пушкина». А Л. Н. Толстому народная молва приписывает такие слова: «Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были ни я, ни Достоевский». А устная легенда порой бывает выразительнее, чем иные документы…

Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в ночь со 2 на 3 октября (14-15 н.с.) в Москве. Отец – отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи, мать была из рода Столыпиных. Воспитывала будущего поэта бабушка Е. Арсеньева в своём имении в селе Тарханы Пензенской губернии, потому что маленький Миша очень рано потерял свою мать (мальчику было всего 3 года), а с отцом пришлось жить в разлуке. Бабушка делала всё для единственного обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернёров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, играл на многих музыкальных инструментах. В 14 лет был зачислен в Московский университетский благородный пансион – одно из лучших учебных заведений России, где юный Михаил понял, что поэзия – его призвание. В пансионе написал много стихов и поэм: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Олег», «Два брата» и другие, начал писать «Демона», над которым будет работать почти до конца жизни.

 1830-й – год поступления в Московский университет, но неудовлетворённость Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными дерзкими ответами студента привели к тому, что пришлось покинуть университет. В 1932 году Лермонтов поступает в Школу юнкеров, по окончании которой его производят в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), где поэт критикует те нравы; в это же время начинает писать роман «Княгиня Лиговская», не переставая, конечно же, при этом писать стихи.

Известие о гибели Пушкина потрясло Лермонтова, и на следующий же день он пишет стих «На смерть поэта», а через неделю – заключительные 16 строк, которые сразу сделали его известным. Эти пронзительные, очень смелые строки переписывались и заучивались наизусть:

 А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед,

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Стихотворение «Смерть поэта» выразило народное горе и негодование, и было первым откликом на горестное событие, которое потрясло всю мыслящую Россию. Лермонтов обличал высший свет, погубивший русского гения, и это стало причиной его ареста и дальнейшей ссылки на Кавказ. Находясь под арестом, поэт написал несколько стихотворений: «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желанье», «Бородино». Кавказские темы и образы нашли тоже широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе «Герой нашего времени» (1838). Они запечатлены и в картинах Лермонтова: гениальный поэт был ещё и одарённым живописцем. (К слову сказать, Лермонтов был одарён ещё удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на собственные стихи). А любимый герой Лермонтова Мцыри из одноимённой поэмы, которую поэт написал во время этой первой ссылки, – самое полное воплощение его положительного идеала. Юный послушник (по-грузински – мцыри), рвущийся из монастырского плена к родным горам, полон жажды жизни и готов отстаивать в мужественной борьбе свою свободу. Таков сам Лермонтов: гордый, свободолюбивый, независимый, готовый всегда отстаивать свою честь.

Далее следует кратковременный возврат поэта в Петербург благодаря хлопотам любящей бабушки и ходатайству Жуковского. Лермонтов становится близок петербургским литераторам: посещая поэтические вечера, он встречается с Жуковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нём видели надежду русской литературы.

Но в марте 1840 года за дуэль с сыном французского посла Лермонтов был отправлен снова на Кавказ в действующую армию. Участвовал в военных действиях, «исполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием». В начале февраля 1841 года, получив двухмесячный отпуск, приехал в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему было отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему было предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.

Повторное изгнание поэта, чувство одиночества, разочарование в любви (неоднократно испытанная боль от неразделённой любви, неверие в возможность счастья), осознание бессмысленности жизни без веры – всё это, можно предположить, послужило рождению этих строчек:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!. . Что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

 

Любить… но кого же:?.. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

 

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –

Такая пустая и глупая шутка…

 1840

В этих строчках содержится как бы горькая исповедь-самопознание поэта. Ведь каждое сказанное Лермонтовым слово не надуманное, а пережитое и выстраданное.

 Следуя к месту второго предписания, Лермонтов остановился в Пятигорске, где получил разрешение задержаться для лечения минеральными водами. Здесь он написал свои последние стихи: «Спор», «Сон», «Утёс», «Тамара», «Свиданье», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и другие. Здесь же встретил своих старых приятелей, в числе которых был и его товарищ по Школе юнкеров Н. Мартынов. Мартынов втайне завидовал Лермонтову и относился к нему недоброжелательно, хотя внешне отношения между ними выглядели вполне приятельскими. На одном из вечеров Лермонтов остроумно подшучивал над заносчивым и обидчивым Мартыновым. Задетый шутками Лермонтова, которые показались ему язвительными, Мартынов вызвал поэта на дуэль. Поединок состоялся 15 июля 1841 года у подножия горы Машук и закончился трагической гибелью поэта. «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», – писал тогда Белинский.

Жизнь М. Ю. Лермонтова оборвалась очень рано, но за свою короткую жизнь поэт много успел написать. Почти всё написанное Лермонтовым, вплоть до самых интимных лирических стихотворений, – исторический документ, а поэмы и драмы, и в особенности проза – художественная летопись его времени.

Постоянно возвращаясь к наследию великого поэта, вникая в каждое его слово, мы постигаем духовное богатство русского языка. Мы ценим в его творчестве не только силу его протеста против существующей действительности, его смелость, но и веру в лучшее будущее, горячую любовь к народу и природе родной страны. Лермонтов – среди тех, кто заслуживает нашей вечной благодарности, нашего самого пристального внимания, самой горячей любви. Поэтому совсем неслучайно великому русскому поэту посвящена выставка в Центре чтения. Обширный материал по жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, которым располагает отдел, позволит вызвать интерес и радость открытия «своего» Лермонтова. Произведения поэта представлены как в многотомных Собраниях сочинений, так и во множестве Избранных произведений. Книги о Лермонтове известных лермонтоведов, в том числе И. Л. Андроникова и П. А. Висковатова, отдавших много сил и времени изучению его жизни и творчества, воспоминания современников, друзей и близких приблизят к нам поэта во всём его многообразии, в его живых и резких противоречиях, в его страстях, капризах и недостатках. Они приоткроют завесу над тайной жизни и творчества великого поэта и, несомненно, помогут нашим читателям во многом по-иному понять своеобразие его произведений.

 Приглашаем всех желающих на выставку и представляем наиболее интересные издания:

 

Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в четырёх томах. – Ленинград : Наука, 1980.

В надзаголовке: АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом).

 Т.1. Избранные стихи поэта.

 Т.2. Поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Последний сын вольности», «Ангел смерти», «Хаджи Абрек», «Беглец», «Демон», «Мцыри» и другие.

 Т.3 Драмы «Цыганы», «Испанцы», «Странный человек», «Маскарад», «Два брата» и другие.

 Т.4 Проза: «Княгиня Лиговская», «Ашик-Кериб», «Герой нашего времени», «Кавказец»; письма Лермонтова.

 

Лермонтов М. Ю. Избранные произведения. – Пермь : Книжное издательство, 1983. – (Юношеская библиотека).

В сборник вошли избранные стихи поэта, поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», «Демон», а также роман «Герой нашего времени» и драма «Маскарад».

 

Лермонтовская энциклопедия. – Москва : Советская энциклопедия, 1981. – 784 с. : ил. В надзаголовке: Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Научно-редакционный совет издательства.

«Лермонтовская энциклопедия» знакомит читателя со всеми сторонами творческого наследия Лермонтова и его биографии. В книге имеются статьи, посвящённые каждому произведению поэта, вопросам поэтики, лермонтовскому окружению, памятным местам. Книга отражает также связи Лермонтова с русской и мировой литературой, рассказывает о преломлении лермонтовских тем и образов в живописи и музыке, театре, кино. Издание иллюстрируется рисунками самого поэта и русских художников на лермонтовские сюжеты.

 

Гусляров Е. Н., Карпухин О. И. Лермонтов в жизни: Систематизированный свод подлинных свидетельств современников / вступит. ст. Д. С. Лихачёва. – Калининград : Янтарный сказ, 1998.

Книга представляет собой документальный роман-хронику. Особая привлекательность этого жанра в том, что в нём сохранена захватывающая мощь свидетельского показания, авторитет слова очевидца. Главная цель книги – создать всесторонний, объёмный образ Лермонтова. Она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей литературы в целом и жизнью великого русского поэта, в частности.

 

Марченко А. М. Лермонтов / Алла Марченко. – Москва : АСТ : Астрель, 2010.

Повествование в книге А. Марченко строит свободно, разрушая стереотипы и устаревшие суждения, но строго придерживаясь маршрута судьбы и масштаба личности поэта. Книга дополнена фотографиями Михаила Лермонтова, его родных, близких, а также рисунками поэта и иллюстрациями известных художников к его произведениям.

 

Тайны гибели Лермонтова : хрестоматия версий. – Москва : Гелиос АРВ, 2006.

Тайна – непременный «оппонент» всех биографий поэта, которые жаждут пролить свет на события дуэли и её причины, не раскрытые и не объяснённые временем. Тернистый путь к разгадке гибели Лермонтова вымощен не только прозрениями и верными догадками, но и ошибками и заблуждениями. Крупицы истины приходится провидеть в нагромождении противоречивых мнений и предположений. Составители книги предлагают читателю уникальную хрестоматию наиболее значимых и оригинальных версий гибели Лермонтова, частью собранных по малодоступным периодическим изданиям, авторы которых в споре между собой приводят свои доводы и суждения.

Для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей, а также широкого круга читателей.

 

Кормилов С. И. Поэзия М. Ю. Лермонтова : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – Москва : Издательство МГУ, 2000. – (Перечитывая классику).

Книга содержит разборы произведений, включённых в программы для поступающих на гуманитарные факультеты вузов. Вместе с тем даётся характеристика М. Ю. Лермонтова как человеческой и творческой индивидуальности, определяются особенности его мировоззрения и художественной манеры, отмечаются основные вехи жизненного и творческого пути поэта. В книге говорится и о таких сторонах биографии и творчества Лермонтова, к которым редко обращалось литературоведение советской поры (отношение к религии, бытовое поведение, те или иные слабости классических лермонтовских произведений).

Пособие адресовано старшеклассникам, абитуриентам, студентам, учителям.

 

Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения!

Следующая выставка будет посвящена жизни и творчеству Александра Блока, день рождения которого будет отмечаться 16 (28 н.с.) ноября.

ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ РУССКУЮ КЛАССИЧЕСКУЮ ПОЭЗИЮ!

Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) русский поэт и прозаик. Бесстрашный, порывистый и страстный, он был воплощением русского романтизма.

Вклад Михаила Лермонтова в русскую литературу замечателен ввиду его короткой жизни. Впитав в себя романтизм своих европейских предшественников и современников и в своем зрелом творчестве, дисциплинируя его реализмом и сдержанным языком, он обуздывает ранние романтические порывы и язык, не теряя колорита и личного лиризма, которые первоначально вдохновляли его произведения. Антон Чехов сказал: «Я не знаю языка лучше, чем язык Лермонтова», и рекомендовал его как образец для молодых писателей.

Лермонтов родился в Москве 2/3 октября 1814 года. Его мать умерла, когда ему было 3 года, и его бабушка и отец боролись за контроль над ребенком. В конце концов бабушка победила, но не раньше, чем на мальчике были нанесены эмоциональные шрамы. У него было слабое здоровье, поэтому бабушка несколько раз брала его с собой на Кавказ, в регион, который оставил у него сильные, нежные впечатления.

Получив блестящее среднее образование, Лермонтов в 1830 году поступил в Московский университет, где многим однокашникам, среди которых Виссарион Белинский, Александр Герцен, Константин Аксаков, Николай Станкевич, суждено было стать, как и ему, известными литераторами. Лермонтов плохо ладил со своими сокурсниками и по натуре держался в стороне. В июне 1832 г. он вышел и поступил в элитное гвардейское училище в Петербурге.

Реклама

Ранний период (до 1832 г.

)

К лету 1832 г. Лермонтов написал более 300 лирических стихотворений, 3 пьесы и несколько поэм, многие из которых остались незаконченными. Романтические экстравагантности и темы преданной любви, инцеста и убийства характеризуют повествовательные стихи, например, «Корсар» (1828 г.) и «Две одалиски»

(1830 г.). Во многих ранних работах отмечены отмеченные влияние лорда Байрона, хотя среди прочих заметно влияние Фридриха фон Шиллера и Виктора Гюго. Драмы, такие как Испанцы и Странный человек, обычно имеют тему чувствительного юноши и трагических обстоятельств, вытекающих из этой чувствительности. Многие ранние стихи незрелы и экстравагантны, но некоторые из них замечательно хороши, например, «Ангел» (1831 г.), произведение-антология.

Средний период (1832-1837)

Служа в гусарах на легкой службе, Лермонтов преследовал светские удовольствия Петербурга, написав 4 поэмы, 2 драмы ( Маскарад и два брата ) и менее 30 текстов песен. Из повествовательных стихов Демон был самым важным. Лермонтов работал над ней с 1829 по 1841 год, сделав не менее восьми правок, пять к 1834 году. Тема представляет собой вариацию традиционного «падшего ангела».

В этот период Лермонтов впервые попробовал прозаическую прозу в Вадим и княгиня Лиговская, вероятно потому, что жанр был на подъеме. Вадим, , написанный между 1832 и 1834 годами, имеет корни в банальностях готической сказки и романтических темах. Действие рассказа происходит на фоне пугачевского бунта 1773-1774 годов, а его тема — безответная любовь. Важнейшее прозаическое произведение, неоконченная социальная повесть Княгиня Лиговская, представляет собой ранний набросок Печорина, героя Герой нашего времени, , хотя стиль временами витиеват, а структура повествования ошибочна.

В 1837 году Александр Пушкин был убит на дуэли, и Лермонтов, безмерно им восхищавшийся, написал хвалебную речь, порицающую окружающих престол. Его арестовали, посадили, а затем на год сослали на военную службу на Кавказ.

Реклама

Последние годы (1837-1841)

Практически все, что Лермонтов написал в эти годы, было на высоком уровне. В то время как более ранние стихи отражали его непосредственный личный интерес, эти более поздние стихи (менее 70 текстов) посвящены правде, свободе, честности и достоинству. Многие, исполненные презрения и презрения к обществу, касаются конфликта между поэтом и толпой. Он также завершил пять повествовательных стихотворений и начал два других, лучшими из которых были Беглец, Мцыри, и окончательная версия Демон.

Герой нашего времени (1840 г.), первый русский психологический роман и прекрасный образец русской прозы, вызвал массу критических замечаний. Влиятельный критик Виссарион Белинский высказался в одобрительном тоне, но многие критики сочли это искажением действительности. Произведение состоит из пяти рассказов, рассказывающих о приключениях Григория Печорина с разных сторон; последние три истории рассказываются в форме журнала. Место действия — Кавказ, а темы — похищение Печориным местной принцессы, встреча с контрабандистами в черноморском порту Тамань, романтическое соперничество между Печориным и другим офицером за расположение княжны Марии и эксперимент, проведенный друга Печорина, чтобы доказать законность предопределения. Пять частей упорядочены, чтобы постепенно дать более близкое и полное представление о Печорине, но порядок скорее психологический, чем хронологический, со всеми элементами истории, подчиненными этому психологическому портрету. Печорин страдает от скуки, маловерия и общего душевного иссушения. Это ярко нарисованный персонаж, триумф русской литературы.

В эти годы Лермонтова неоднократно ссылал на Кавказ царь Николай I, крайне недовольный его лихой непочтительностью. Лермонтова назначили в первые ряды, где его жизни угрожала большая опасность. Лермонтов весело выполнял приказы, отличаясь отвагой. Замыслу царя не суждено было осуществиться; другая судьба ждала Лермонтова. В Пятигорске Лермонтов спровоцировал Н. С. Мартынова, бывшего однокашника, а затем майора в отставке, на дуэль своей беспощадной сатирой на мартыновскую жеманность кавказской одежды и манер. На дуэли, состоявшейся 15 июля 1841 года, Мартынов первым выстрелом убил Лермонтова.

Advertisement

Дополнительная литература о Михаиле Юрьевиче Лермонтове

Сбалансированный и содержательный обзор работ Лермонтова и некоторые биографические сведения содержатся в John Mersereau, Михаил Лермонтов (1962), а также в длинном введении к Михаил Лермонтов, в переводе Авторы CE L’Ami и Александр Великотный (1967). Для общего историко-литературного ознакомления рекомендуется Кн. Д. С. Мирский, История русской литературы (2 т., 1927), который доступен в сокращенной форме в одном томе под редакцией Фрэнсиса Дж. Уитфилда (1958).

Дополнительные источники биографии

Келли, Лоуренс, Лермонтов: трагедия на Кавказе, Нью-Йорк: Г. Бразиллер, 1978, 1977.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛЕРМОНТОВСКОГО ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Форум изучения современного языка

Фильтр поиска панели навигации Forum for Modern Language StudiesЭтот выпускИскусство и гуманитарные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Forum for Modern Language StudiesЭтот выпускИскусство и гуманитарные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

И. АРИАН

I. АРИАН

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google ученый

Forum for Modern Language Studies , том IV, выпуск 1, январь 1968 г., страницы 22–32, https://doi.org/10.1093/fmls/IV.1.22

Опубликовано:

01 января 1968 г.

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    I. АРИАН, НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ , Forum for Modern Language Studies , Volume IV, Issue 1, January 1968, Pages 22–32, https://doi.org /10.1093/fmls/IV.1.22

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Подробнее

Фильтр поиска панели навигации Forum for Modern Language StudiesЭтот выпускИскусство и гуманитарные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Forum for Modern Language StudiesЭтот выпускИскусство и гуманитарные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF

Закрыть

Этот контент доступен только в формате PDF.

© Издательство Оксфордского университета

© Oxford University Press

Раздел выпуска:

Статьи

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Стоимость подписки и заказ этого журнала

Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

Кратковременный доступ

Чтобы приобрести краткосрочный доступ, войдите в свою учетную запись Oxford Academic выше.

У вас еще нет учетной записи Oxford Academic? регистр

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛЕРМОНТОВА ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ — Доступ 24 часа

ЕВРО €41,00

32 фунта стерлингов

52 доллара США.

Реклама

Цитаты

Альтметрика

Дополнительная информация о метриках

Оповещения по электронной почте

Оповещение об активности статьи

Предварительные уведомления о статьях

Оповещение о новой проблеме

Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

Ссылки на статьи по телефону

  • Последний

  • Самые читаемые

  • Самые цитируемые

Метатеатральная комедия: экзистенциальный юмор Пиранделло и итальянский авангард

Поэзия и язык инаковости: Бодлер, Малларме, Понж

«Это был лучший способ»: восстановление загробной жизни комиксов Бена Джонсона

После Мольера (1673–1689)

Перенос юмора в Англию семнадцатого века: комическая загробная жизнь испанской драмы

Реклама

Канадско-американские славистические исследования, том 18, выпуск 4 (1984)

Заголовок:
Михаил Лермонтов. Основные поэтические произведения. Перевод, введение и комментарии Анатолия Либермана. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 19.83. xiii, 635 стр. 39,50 долл. США.
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi.org/10.1163/221023984X01288
Язык:
Английский
Страницы:
434–435
В:
Канадско-американские славистики
В:
Том 18: Выпуск 4
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
2210-2396
Распечатать ISSN:
0090-8290
Предметы:
История, славяноведение и евразийство

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные просмотры 167 30 2
Полнотекстовые просмотры 109 0 0
Просмотры и загрузки PDF 10 1 0

Заголовок:
Михаил Лермонтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *