Интересные высказывания о философии или философов о жизни: Цитаты о философии, философах — Стихи, картинки и любовь
Философия как образ жизни: moscultura — LiveJournal
Философия давно перестала быть образом жизни, способом бытия, превратившись в область исследований, в отстраненный анализ, в «философскую речь»; она больше не мыслит первоосновы, она больше не занимается преобразованием мышления, формированием ума и души, внутренним преображением человека. Древний грек занимался философией, которая была для него экзистенциальным выбором, формой жизни, способом мыслить, а чтение трудов Гераклита, Ферекида или Эмпедокла — «духовным упражнением» (Пьер Адо), волевой личностной практикой.
Философские сочинения мыслителей эллинистической и римской эпохи были направлены не на информирование, а на формирование и преобразование мышления читателей. Пифагор, Платон и Аристотель философствовали перед своими учениками не для того, чтобы снабдить их как можно большим количеством информации, они занимались исключительно формированием умов, открывали перед своими слушателями иные онтологические уровни, другие режимы бытия, фактически они подталкивали их к внутреннему преображению, сравнимому с тем, что переживали посвящаемые в мистерии.
Пьер Адо
Как справедливо подчеркивает Пьер Адо, произведения ранних мыслителей не были изложением некой системы (впервые идея систематической философии появится только у средневекового схоласта Франсиско Суареса), они представляли собой «духовные упражнения», направленные на преображение личности. Философия в Античности была способом существования, требующим от философа внутреннего преобразования и личной вовлеченности в каждое мгновение своей жизни. Духовные упражнения вовлекали в себя весь Ум. Тем не менее, современные историки философии продолжают подходить к философии Античности с мерками Средних веков и Нового времени, т.е. они упорно видят в ней теоретическую и абстрактную деятельность, но никак не практику. Философия перестала мыслиться как образ жизни. Адо полагал, что это следствие поглощения philosophia христианством.
В схоластике Средних веков theologia и philosophia оказались друг от друга на значительной дистанции, и философия была низведена до ранга «служанки теологии». И только в эпоху Возрождения мы вновь открыли для себя Сенеку, Эпиктета и, позднее, Марка Аврелия, а потом также Цицерона, и эпикуреизм, и осознали, что философия может быть образом жизни. О том, что философия перестала быть образом жизни с подъемом христианства, пишет и Андре ван дер Брак. Он указывает на то, что Ницше стремился возродить греческий подход к философствованию как образу жизни. К этому можно добавить, что в эти ряды встали Мишель Фуко и Людвиг Витгенштейн.
Открывая труды античных мыслителей, нам следует раз и навсегда оставить привычку применять к ним ценностную систему современности. Вне времени находятся идеи, универсалии, но не их понимание в разные эпохи! «До этого я рассматривал философские тексты — будь то тексты Аристотеля, или Святого Фомы, или Бергсона, — словно они вне времени и у слов всегда одинаковый, не зависящий от эпохи смысл. Я понял, что нужно принимать во внимание эволюцию мыслей и менталитетов на протяжении веков» , — признается Пьер Адо. Для меня это отправная точка. Нельзя одинаково воспринимать тексты античной философии и тексты философии современной. «Будь то диалоги Платона, или же учебные тетради Аристотеля, трактаты Плотина, комментарии Прокла — труды философов нельзя толковать без учета конкретной ситуации, в которой они рождены: они исходят из философской школы в самом конкретном смысле слова, когда наставник формирует учеников, стараясь привести их к самопреобразованию и самоосуществлению. По сути, хотя всякое сочинение является монологом, философское произведение всегда в скрытой форме диалог; фигура возможного собеседника всегда в нем присутствует» , — резюмирует Адо, считая, что философские тексты Античности всегда предназначались ограниченной публике и имели вполне конкретных адресатов — либо группу учеников, либо конкретного последователя, которому они были написаны. Например, по свидетельству Порфирия, Плотин создавал свои работы в ответ на вопросы, которые задавались слушателями. Преподавание философии в течение трех веков, то есть от Сократа до I века почти всегда представлялось по схеме вопрос-ответ. Диалог как философский жанр сегодня почти исчез, на его место пришли систематические трактаты. Сам Адо весьма скептически относится к возможности возрождения в наши дни диалогического характера античной философии. Он полагает, что подобная форма преподавания возможна лишь в сообществах типа античных школ, «организованных во имя того, чтобы совместно жить философией».
Чтобы сознать, что Пьер Адо имеет в виду под понятием «духовные упражнения», нужно выяснить, что он вкладывает в понятие «Дух». Духом он называет то, что Плотин именовал Интеллектом, Нусом, Высшей Реальностью. Нус есть то, что пребывает между Единым и множественностью. Пьер Адо: «Лично я определил бы духовное упражнение как волевую личностную практику, предназначенную для осуществления преобразования индивидуума, самотрансформацию» . Прежде чем остановиться на эпитете «духовный», он перебирал разные варианты: интеллектуальные упражнения, этические, психические, упражнения мысли, упражнения души и, наконец, в своем намерении рассказать о философской традиции в греко-римской античности, он остановился на духовных упражнениях. А затем еще долго объяснял, чем эти самые духовные упражнения точно не являются (например, они не являются синонимом «теологических» или «религиозных», т.к. последние — не более чем их часть).
Остановись Пьер Адо на эпитете «этический», ему пришлось бы пуститься в пространные разъяснения. Как мы привыкли трактовать слово «этика»?
Обыкновенно считается, что этика является учением о морали и нравственности, добродетели, однако давайте обратим внимание на древнегреческое слово ἦθος, этос («нрав», «душевный склад», «характер») и особенно на известное изречение Гераклита: ἦθος ἀνθρώπῳ δαίμων (что можно перевести как: «этос человека есть его даймон»).
Даймон, т.е. посредник между божественным миром и миром человеческим (без негативных коннотанций, появившихся в пост-античную эпоху). Слово ἦθος также имеет значение «местопребывание». А что это за местопребывание, если не та промежуточная срединная точка, в которой встречается/сливается/ и (или) сталкивается человек и божество? Середина, согласно Аристотелю, есть то, что всегда избирает добродетель. Это ее местопребывание. «Между» избытком и недостатком, человеческим и божественным и т.д. Собственно, когда имморалист Ницше нападал на современную мораль, он делал это во имя «добродетели в стиле Ренессанс, virtu, добродетели, свободной от моралина». Но если бы Адо взял эпитет «ноэтический» (обратимся к греч. νόησις — «мышление», νόημα — «мысль», νοῦς — «ум»), его упражнениям не пришлось бы дистанцироваться от неверных коннотаций, связанных с понятием «духовный».
Согласно Адо, формирование умов было фундаментом гуманитарных наук. Можно ли отнести философию к гуманитарным наукам? Андрей Баумейстер подчеркивает, что термин «гуманитарные науки» появился в эпоху Возрождения, в XV веке, однако философия куда древнее. Так может ли она быть гуманитарной наукой? Гуманитарные науки сосредоточены на человеке, на антропоцентрическом понимании мира, в то время как философия способна выступить как путь, ведущий за пределы «человеческого, слишком человеческого».
Питер Кингсли
Современный философ Питер Кингсли сумел возродить греческий подход к философии как образу жизни. Кингсли говорит, что он был ПРИЗВАН Парменидом, как был ПРИЗВАН и Эмпедоклом. «По мере того, как я возвращался в мир досократиков, углублялся в древнегреческие тексты, которые они оставили нам в наследство, я тотчас начал открывать для себя нечто совершенно иное. Эти так называемые философы не были теоретическими мыслителями или аферистами, они совсем не были похожи на рационалистов в современном понимании этого слова. Многие из них представали как чрезвычайно могущественные духовные существа. Греческие тексты, с которыми я вскоре познакомился и которые неверно толковались и неверно переводились на протяжение столетий, показали — когда искажения и неуместные интерпретации были отброшены прочь — что они представляют собой исключительные духовные учения и чрезвычайно могущественные техники медитации, которые все еще могут применяться и практиковаться в настоящее время. Я практиковал их сам и пережил трансформацию. Я вошел в контакт с линией преемственности и учениями античных учителей, которые на заре нашей цивилизации способствовали формированию Западного мира и привели нашу культуру к существованию», — говорит Питер Кингсли.
Джон Буссаич пишет: «Он [Кингсли] рассказывает о беседе, случившейся на Кафедре Классической Филологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе после лекции о Пармениде. Представитель кафедры жаловался, что Кингсли слишком догматичен и что его толкование ничуть не лучше, чем все остальные. Кингсли ответил: «Но Вы и я — не одно и то же. Вы прочитали Парменида так, чтобы суметь изменить его смысл в угоду себе. Я же читал Парменида так, чтобы он смог изменить меня».
Само понятие “философия” должно обрести другой смысл. Помните слова Ницше: «То, что и боги философствуют, кажется мне достойной и благочестивой мыслью, которая может доставить радость даже истово верующему» ? Так он писал в черновиках к книге “Дионис. Опыт божественного философствования”. Известно, что Ницше называл себя учеником философа Диониса. Безусловно, что, философствуя, человек вступает в сферу божественного. И, вновь обращаясь к Ницше, нельзя не подчеркнуть, что «все философы — люди, пережившие нечто из ряда вон выходящее». Много раньше, в эпоху Возрождения, нечто подобное изрек Пико делла Мирандола: “Если кто-либо будет исследовать значение и тайный смысл священных имен Аполлона, то увидит, что они свидетельствуют о том, что Бог является философом не менее, чем прорицателем” .
Быть философом можно только будучи тем, кто осуществляет действие, ибо мысль есть действие. Если же вы до сих пор этого не поняли, вы еще не начинали мыслить. Избавьтесь от ошибочного представления о том, что философ — это кабинетный многознайка, взаимодействующий с миром посредством взгляда в окно и бесконечных научных штудий. Равным образом следует изгнать и другое представление, согласно которому то бессмысленное мельтешение, что производит большинство людей, является действием.
Философия подразумевает активное вмешательство в бесконечно длящийся космогонический акт посредством преобразования внешнего мира, тонкого воздействия на него через выявление парадигмальных структур, которые лежат в основе мироздания; философия — это, если угодно, попытка перенесения «архетипических образов» из mundus imaginalis в материальный мир, мир форм.
«Отпечатать на становлении признаки бытия» (как говорил Ницше) — это и есть философствовать, а значит, действовать.
Философ — не профессия, им невозможно стать. Это своего рода онтологическая заданность, которую человек либо реализует, либо дает ей угаснуть. Есть старая красивая легенда об Ангеле Смерти, чьи крылья усеяны бесчисленными очами. Когда Ангел прилетает к человеку слишком рано, он лишь касается его своим крылом и, дабы тот не забыл об этой встрече, наделяет его дополнительной парой глаз. Глаз, взирающих в предбытие. Так вот, философия и есть такое «взирание» в предбытие. Свою вторую пару глаз философ получает в одно время с первой, только открываются эти глаза не сразу. Иногда для этого нужен учитель, книга, внезапное потрясение, столкновение со смертью, переживание нуминозного. В древности для этой цели служили мистерии.
Ницше, ощущавший себя современником скорее уж Гераклита, нежели представителей XIX столетия, знал, что подлинно мыслить (а значит, осмелиться мыслить опасно) — это переживать опыт божественного философствования. Философствования как действия, как образа жизни. В книге «Ницше. Биография его мысли» Рюдигер Сафрански пишет:
«Для юного Ницше философия — это занятие, которое властно вторгается в жизнь. Оно — не только рефлектирующее отображение жизни, оно еще и способствует ее изменению, оно уже само есть это изменение. Мышление есть действие. Правда, это относится не ко всякому мышлению и не ко всякому мыслителю. Чтобы истины могли быть не только найдены, но и воплощены, должны добавиться особая харизма мыслителя и витализирующая сила идей. Десятилетие спустя, в «Человеческом, слишком человеческом» Ницше назовет таких философов, которые способны воплощать идеи, «тиранами мысли». Наиболее классический их образец мы видим в Древней Греции. Парменид, Эмпедокл, Гераклит, Платон — все они хотели «одним махом попасть в средоточие всего бытия».Натэлла Сперанская
Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект
Философские вопросы: 135 вопросов для размышления
- Андроник Олег
- Вопросы
Философия — это изучение или попытка понять коренную природу реальности, существования и знания. Философские вопросы не имеют четких ответов. На самом деле, заданный философский вопрос часто приводит к еще большему количеству дополнительных вопросов.
Мы на saytpozitiva.ru уверены, что ответы на философские вопросы помогают нам понять себя и окружающий мир, а ключом к ответу является непредвзятость. Но для этого надо мыслить критически, системно и четко.
В этой статье мы собрали для размышления вопросы на философские темы о жизни, любви, человеческой природе, науке и технике, этике и морали. Некоторые вопросы психологические, сложные и вечные, тогда как другие простые и увлекательные.
Философские вопросы для размышления
- Трудности делают человека сильнее? Если да, тогда при каких условиях и в какой момент их слишком тяжело перенести? Если нет, тогда что делает человека сильнее? (В продолжение этого вопроса предлагаем прочитать статью о том, чем можно заняться на карантине, чтобы не сойти с ума?)
- Существует ли судьба? Если да, то почему тогда говорят, что у нас есть свобода воли и право выбора, если судьба предполагает предопределение?
- Влияет ли имя человека на личность, которой он становится?
- Какова должна быть цель человечества?
- Откуда у человека появилось понятие самооценки, если он произошел от обезьяны?
- Почему мы судим себя по своим намерениям, но других судим по их действиям?
- Какова вероятность того, что люди просуществуют еще 1000 лет, не уничтожив себя?
- У добрых дел должен быть мотив или нет?
- Какие бы два вопроса вы задали, чтобы получить больше информации о том, что такое человек? (Рекомендуем узнать 135 удивительных фактов о человеческом теле).
- Можно ли изменить природу человека? Нужно ли ее менять?
- Почему мы стремимся к совершенству, если оно недостижимо?
- В чем заключается самая большая растрата человеческого потенциала?
- Что полезнее — разум или мудрость?
- Предположим, ребенок каким-то образом выжил и вырос с животными на необитаемом острове. Тогда насколько бы он был «человеком» без влияния общества и культуры?
- Религия, как институт когда-нибудь устареет, прекратит свое существование, или будет существовать вечно?
- Почему мы мечтаем?
- Где грань между искусством, вандализмом и ремеслом?
- Человеку лучше быть знающим и начитанным или мудрым? (Мы уверены, что мудрые мысли и цитаты великих людей, собранные нами, принесут вам вдохновение на каждый день)
- Является ли страдание необходимой частью состояния души человека? Какими были бы люди, если бы они никогда не страдали?
- Для здоровой и полноценной жизни важно умение играть и веселиться?
Философские вопросы о жизни
- Есть ли смысл в жизни? Если так, то в чём он заключается?
- Является ли смысл жизни одинаковым для животных и людей?
- Что значит жить хорошей жизнью?
- Можно ли жить нормальной жизнью и никогда не лгать?
- Какие действия в нашей жизни будут иметь самые продолжительные последствия? Как долго они будут ощущаться?
- Как изменится человечество, если продолжительность жизни всех людей возрастет, скажем, до 500 лет?
- В чем вы находите смысл своей жизни? (Осмыслить свою жизнь можно с помощью вопросов самому себе, которые помогают понять себя).
- Что должен испытать хотя бы раз в жизни каждый человек, чтобы понять ее смысл?
- Некоторые люди считают, что если у жизни нет цели, тогда нет причины и жить. Но другие думают, что если жизнь не имеет цели, тогда это освобождает человека от необходимости искать / создавать и следовать своим личным целям. Какая точка зрения является более верной или они одинаково верны?
- Какую пользу приносит мастерство искусству? Вредит ли искусство обществу?
- Как вы думаете, в чем стоит искать смысл в жизни? В работе, семье, хобби, религии, философии, помощи другим, самопознании или чудесах?
- Является ли жизнь достойной и стоящей, если в ней основное внимание уделяется поиску удовольствий и желанию всячески избежать страданий? Почему да или нет?
- Что заставляет вас чувствовать, что вы живете полной жизнью?
- Может ли жизнь быть значимой и настоящей без друзей?
- В чем смысл хорошей жизни?
- Есть ли идеальная жизнь? Какая она?
- В человеческой жизни есть первопричина или нет?
- Смерть — это новое начало жизни или ее конец?
- Если жизнь после смерти существует, тогда, почему никто не хочет умирать?
- Как лучше всего распорядиться своей жизнью, чтобы не зря ее прожить?
А что спросить у парня, который вам нравится, чтобы избежать пустой болтовни? Вы узнаете об этом, прочитав список вопросов для него.
Вечные или основные философские вопросы
- Личность человека формируют природа или воспитание?
- Что такое свобода? Возможна ли настоящая свобода?
- Можем ли мы знать, что такое счастье без страданий?
- Что происходит с человеком после его смерти?
- Можно ли понять добро без зла?
- Что такое, правда и реальность?
- Есть ли у животных души? Чем отличается души людей от душ животных?
- Каков смысл и цель жизни?
- Что такое любовь? (Узнайте, какие 100 вопросов можно задать девушке, чтобы показать себя интересным человеком).
- Есть ли такая вещи, как свобода воли и право выбора?
- Как началась жизнь?
- Что такое счастье?
- Мы одни во Вселенной?
- Что делает нас людьми?
- Можем ли мы жить вечно?
- Возможно, ли путешествие во времени?
- В чем разница между справедливостью и местью?
- Как определить, что является злом, а что нет?
- Является ли бедность в обществе неизбежной?
- Бог есть? Откуда вы знаете, что Бог существует?(Рекомендуем прочитать цитаты о Боге со смыслом и вере в него).
Сложные философские вопросы на разные темы
- Оружие защищает людей или уничтожает их?
- Прекратится ли расизм?
- Почему красота связана с моралью?
- Есть ли сила выше Бога?
- Почему мы уважаем мертвых больше, чем живых?
- Будет ли мир лучше, если национализм и религия перестанут существовать?
- Является ли война единственным способом достижения мира?
- Истинная красота — понятие объективное или субъективное?
- Какую степень свободы должны иметь люди?
- В чем смысл богатых и бедных в современном мире?
- Без знания философия можно найти хорошую работу? (Прочитайте прикольные стаусы и цитаты про работу со смыслом)
- Есть ли прогресс в философии?
- Должны ли мы бояться смерти?
- Могут ли войны быть справедливыми?
- Допустим ли аборт или нет?
- Может ли быть мораль без Бога?
- У времени есть начало или конец?
- Оправданы ли пытки?
- Всегда ли хорошо иметь выбор?
- Что важнее, справедливость или милосердие?
Занимательные вопросы философии
- Будет ли когда-нибудь возможно путешествовать во времени?
- Что такое сны и почему они у нас есть?
- Насколько актуальна семья в современном мире?
- Можно ли считать человека «образованным» без формального образования?
- Что лучше: сыграть в хорошую игру и проиграть, или обманом сыграть в «плохую» игру и выиграть?
- Люди говорят, что деньги не могут купить счастье, но можно ли быть по-настоящему счастливым без денег? (Чтобы ответить себе на этот вопрос, прочитайте великие цитаты известного Стива Джобса и его взгляде на деньги и богатство).
- Откуда мы знаем, что электроны и черные дыры существуют, если мы их не видим?
- Могут ли животные «думать» или «рассуждать»?
- Какими правами обладают животные?
- Почему не каждый человек может быть гением?
- Должны ли правительства наказывать тех, кто ведет нездоровый образ жизни?
- Этот мир будет лучше или хуже без учителей и формального образования?
- Почему мы выбрасываем еду, когда знаем, что люди умирают от голода?
- Если мы живем в цивилизованном мире, тогда почему так много различий между богатыми и бедными?
- Человек контролирует технологию или технология контролирует нас?
- Есть ли такая вещь, как хорошая смерть?
- Разум или мудрость, что важнее для лучшего мира?
- Являются ли убеждения и суеверия одинаковыми?
- Почему мы делаем то, что нам не нравится?
- У атеистов есть собственные боги?
Рекомендуем прочитать 145 интересных вопросов для парней, чтобы разнообразить ваше общение.
Философские вопросы о любви, отношениях и счастье
- Что важнее, чтобы тебя уважали или любили?
- Легче любить или быть любимым?
- Почему счастье считается мгновением, а страдания — вечными?
- Делают ли цифры на банковском счете людей счастливыми?
- Может ли духовность сделать вас счастливым человеком?
- Любовь это просто физическое желание или нечто большее?
- Как лучше всего достичь счастья?
- Почему нет ничего сильнее материнской любви?
- В чем смысл настоящего счастья и любви?
- Почему мы так нуждаемся любви?
- Могут ли лучшие друзья стать хорошим мужем и женой?
- Чем любовь отличается от страсти или сексуального желания?
- Люди стали менее счастливы в этот век технологий или нет?
- Очень умные люди (вундеркинды) менее или более счастливы, чем люди со средним интеллектом?
- Связана ли красота с любовью или нет? Какая между ними существует связь?
Прочитайте больше вопросов про отношения, любовь и семью.
10 смешных философских вопросов
- Когда вы идете в кинотеатр и на сиденьях есть подлокотники, какой из них ваш, а какой вашего соседа?
- Могут ли овощи чувствовать боль, когда вы их кусаете?
- Почему женщины открывают рот, когда наносят тушь для ресниц?
- Сколько раз человек должен использовать одноразовую бритву?
- Почему мы называем кофе без сливок и сахара «черным», если он в действительности темно-коричневый? (Советуем узнать факты о кофе и его пользе для организма человека).
- Если шерсть сжимается при намокании, почему тогда овцы не сжимаются под дождем?
- Почему мы считаем пухлых детей здоровыми, а пышных женщин толстыми?
- В каком возрасте человек становится «пожилым»?
- Почему собака ненавидит, когда ее бьешь по морде, но любит высовывать голову из окна машины?
- Какого цвета волосы должны быть указаны в водительских правах лысого мужчины?
Мы уверенны, что вам понравятся эти 100 смешных вопросов девушкам, которые поднимают настроение.
10 философских вопросов
- Изучение философии дает ответы или порождает большее количество вопросов?
- Что важнее: помочь себе, своей семье, обществу или миру?
- Какова самая важная цель человечества?
- Имеет ли знание ценность без практического использования?
- Подчиняется ли Вселенная логическим законам или только физическим и математическим? (Ответьте и на другие вопросы по астрономии в космической викторине).
- Может ли человек постичь истинные глубины реальности и существования?
- Каков наилучший путь для поиска правды: наука, математика, искусство, философия или что-то еще?
- Математика — это то, что создали люди, или то, что они обнаружили?
- Если мы учимся и совершенствуемся на своих ошибках, почему тогда так боимся совершать ошибки?
- Как это возможно, что весь мир в долгах?
Вместо заключения
Почему философские вопросы называют вечными?
Задавать вопросы — это суть человеческой природы. А любопытство заставляет людей открывать и узнавать обо всем, что их окружает. На протяжении всей истории человечества люди задали много вопросов, но которые они нашли исчерпывающие ответы.
Но есть вопросы, которые до сих пор остаются без ответов, их и называют вечными.
Что значит философский вопрос?
Это вопрос, на который нет однозначного и точного ответа. Каждый человек, отвечая на такой вопрос, пытается проанализировать и интерпретировать собственную точку зрения. Этот вопрос заставляет нас задуматься и по-другому мыслить, ведя к позитивной дискуссии.
Андроник Олег
Основатель saytpozitiva.ru. Ему нравится писать практические статьи, цель которых — помогать другим жить осознанно и лучше. С 2003 года читает и изучает все, что может о человеческой психологии, саморазвитии и практических способах решения конфликтных ситуаций. По всем вопросам, вы можете связаться с Олегом, написав на почту: [email protected]
Самые известные цитаты из философии, часть 1 – размышления
Хотя я изучал философию в студенческие годы и к настоящему времени прочитал сотни книг по философии и философским темам, тем не менее я думаю, что родился для того, чтобы стать философом. Задолго до того, как я начал изучать и преподавать философию, я — еще в юности — задавал философские вопросы. Мой тренер по бейсболу прозвал меня «Профессор».
Философию я рассматриваю в первую очередь как деятельность, в которой стараюсь тщательно обдумывать самые важные вопросы жизни. Слово философия (от греческого phileó «любовь» и sophía «мудрость») означает «любовь к мудрости». Один из способов узнать и оценить философию — это рассмотреть некоторые важные цитаты, сделанные великими философами по основным вопросам. В первой части этой серии мы кратко рассмотрим три известные философские цитаты из «Большой тройки» древнегреческой философии.
Большая тройка философов Древней Греции
1. Сократ (470–399 гг. до н.э.)
Сократ был древнегреческим «оводом», который провоцировал людей на глубокие размышления о жизни. Его «сократический метод» состоял из философского подхода, основанного на вопросах и ответах, при котором он выполнял форму рефлексивного опроса, призванного помочь ему и другим найти ответы на важные вопросы жизни. Дельфийский оракул (пророческий голос) назвал Сократа самым мудрым человеком в Афинах. Хотя Сократ считался одним из величайших учителей в истории, в конечном итоге он был арестован за то, что бросил вызов самым глубоким убеждениям властей в Афинах, а также за развращение молодежи своими предполагаемыми подрывными идеями. В результате одной из величайших судебных ошибок в истории он был казнен, выпив ядовитого болиголова.
Неизученная жизнь не стоит того, чтобы жить.
–Сократ, Платон Апология
Возможно, это самая влиятельная цитата Сократа. Для него люди по своей природе мыслящие существа. Следовательно, не задаваться глубокими жизненными вопросами значит жить поверхностным и незанятым существованием.
2. Платон (427–347 до н.э.)
Выходец из греческой аристократической семьи, Платон был учеником Сократа. На самом деле, большая часть того, что мы знаем о жизни и учении Сократа, исходит из серии сочинений Платона.
Философия — это безмолвный диалог между душой и самой собой.
– Платон, Теэтет
Платон считал, что у людей есть вечная душа, и что философское размышление позволяет людям войти в контакт со своим внутренним «я». Платон соглашался со своим учителем Сократом в том, что удовлетворение можно найти в изученной жизни.
3. Аристотель (384–322 до н.э.)
Как Платон был учеником Сократа, так и Аристотель был учеником Платона. Аристотель формально учился в Академии Платона, признанной первым университетом западного мира. Аристотель впоследствии основал свою собственную школу, известную как лицей. Он воспитал Александра Македонского. Средневековый католический мыслитель Фома Аквинский позже назовет Аристотеля «Философом». Удивительно плодовитый автор около 1000 книг и брошюр, Аристотель исследовал такие области, как философия, наука и искусство. Он много писал в философских областях метафизики и этики и стал отцом риторики и логики. Хотя у него была бы конкуренция со стороны Платона, Аристотель может быть самым влиятельным философом всех времен.
Все люди по своей природе желают знать.
– Аристотель, Метафизика
Следуя по стопам Сократа и Платона, Аристотель утверждал, что люди являются отдельными существами в своем стремлении к знаниям и мудрости. На самом деле Аристотель считал, что по-настоящему полноценная жизнь находится в философских размышлениях.
Я надеюсь, что это краткое введение в «Большую тройку» греческой философии и некоторые из их наиболее важных цитат помогут вам оценить дисциплину философии и часть ее истории. Вернитесь на следующей неделе, чтобы узнать больше о самых известных цитатах из философии.
Размышления: Ваша очередь
Какая из трех приведенных выше цитат кажется вам наиболее привлекательной? Почему?
Ресурсы
Хорошее знакомство с жизнью и мыслями Сократа, Платона и Аристотеля можно найти в следующих книгах:
- Апология, Критон и Федон Сократа Платона
- Вопросы, которые имеют значение: приглашение к философии Эд Л. Миллер и Джон Дженсен
- Философия: поиски истины Луиса П. Поймана и Льюиса Вона
Нравится:
Нравится Загрузка…
5 острых цитат Диогена, самого смешного древнегреческого философа
«» Диоген (с длинной белой бородой) берет свой фонарь на поиски честного человека.Диоген из Синопа (404–323 гг. до н. э.), возможно, был самой забавной фигурой, когда-либо считавшейся серьезным философом. Платон называл Диогена «сошедшим с ума Сократом», а его прозвище среди собратьев-афинян было «Собака». Это потому, что Диоген спал в большом керамическом кувшине на рыночной площади, ел выброшенные объедки и орал на прохожих.
Он практиковал театральную версию философии киников, которая сама по себе была довольно радикальной для своего времени, объясняет Джули Энн Пиринг, профессор философии Университета Северной Аризоны. Сравните Диогена с Сократом, который также околачивался на рыночной площади и вовлекал афинян в острые диалоги.
Advertisement
«Но Сократ никогда не говорил отказываться от всего своего имущества», — говорит Пиринг. «Он только что сказал, что деньги, статус или власть должны заботиться не больше, чем состояние вашей души. Это Диоген принял радикальную версию этого».
Диоген и его последователи-циники были нищими. Они одевались в грубые одеяла, спали под портиками и совершали все «постыдные» человеческие поступки на публике. Но циники жили таким образом, чтобы подчеркнуть, что в том, чтобы быть человеком, нет ничего постыдного. Человеческая природа и разум для киников были единственными условиями счастливой жизни. Все остальное было ерундой.
Диоген не оставил собственных сочинений, и почти все, что мы знаем о нем, было написано столетия спустя другим парнем по имени Диоген. В «Жизнеописаниях выдающихся философов» греческий историк Диоген Лаэртский записал величайшие комедийные хиты Диогена, в том числе несколько действительно болезненных ожогов, адресованных таким фигурам, как Александр Македонский и Платон.
Если вы поищите в Интернете цитаты Диогена, кстати, вы найдете много строк, которые были взяты из Диогена Лаэртского и переформулированы как цитаты от первого лица из Диогена.
Вот пять самых памятных моментов из жизни Диогена Синопского:
Реклама
Содержание- «Отойди от моего света».
- «Продайте меня этому человеку; ему нужен хозяин.
- — Если бы ты мыл салат, ты бы не ухаживал за Дионисием.
- «Я заискиваю перед теми, кто дает мне что-нибудь, я визжу на тех, кто отказывается, и я стиснул зубы на негодяев».
- «[Диоген] средь бела дня зажег лампу и сказал на ходу: «Я ищу человека».
1. «Отойди от моего света».
Давайте установим сцену здесь. Диоген, философствующий нищий без гроша в кармане, бездельничает на солнце, когда к нему приближается Александр Македонский, самый могущественный человек в известном мире. Александр делает Диогену невероятное предложение — спроси меня о чем угодно, и я дам тебе это. Диоген мог запросить золото, особняк или легкое положение при дворе Александра.
Искусство наследия / изображения наследия через Getty Images
Но вместо этого Диоген ворчит (не открывая глаз, как мы представляем): «Отойди от моего света».
Реклама
Диоген не любил Александра? Мы не знаем. Но что мы знаем точно, так это то, что циники, подобные Диогену, превыше всего ценили одну вещь: autarkeia , греческое слово, которое приблизительно переводится как автономия или свобода. И Диоген знал, что «благодеяние» Александра было не просто подарком, а попыткой купить его верность.
«Когда ты в долгу перед политиком, государственным деятелем или тем более императором, ты теряешь способность свободно говорить и действовать свободно», — говорит Пиринг. «Таким образом, Диогену не только ничего не нужно от Александра Македонского, он не хочет ничего от него».
Вы можете подумать, что оскорбление императора навлечет на вас неприятности, но Диоген пользовался странным типом неприкосновенности как «комическая» фигура, и даже аристократические афиняне скрепя сердце уважали необремененную свободу Диогена. Согласно Диогену Лаэртскому, могущественный Александр, как сообщается, сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».
Бонус: «Когда кто-то превозносил удачу Каллисфена и говорил, какое великолепие он разделяет с свитой Александра, ‘Не так,’ сказал Диоген, ‘скорее несчастье; ибо он завтракает и обедает, когда Александр думает подходят.'»
Реклама
2. «Продайте меня этому человеку; ему нужен хозяин.
Биография Диогена в лучшем случае отрывочна, но известно, что он был родом из Синопа, древнего города, расположенного в Турции на берегу Черного моря. Он был сослан за порчу местной валюты (или, может быть, это сделал его отец; это неясно), после чего он переехал в Афины и стал учеником Антисфена, возможно, первого философа-киника.
В более позднем эпизоде Диоген был захвачен пиратами и продан с аукциона как раб в Коринфе. Как объясняет Пьеринг, таких пленников, как Диоген, выставляли на аукцион и просили перечислить их навыки потенциальным покупателям. Воина можно продать как телохранителя, а искусного повара — как повара.
Реклама
Когда аукционист спросил Диогена, «в чем он был искусен», согласно Диогену Лаэртскому, озорной философ ответил: «В управлении людьми». Довольно странные слова для раба, но Диоген настаивал. Он заметил в толпе богатого человека по имени Ксениад и сказал: «Продай меня этому человеку, ему нужен хозяин».
Опять же, Диоген использовал остроумную реплику, чтобы сказать что-то о природе свободы. Даже будучи рабом, Диоген был свободнее своего предполагаемого хозяина.
«Диоген дает понять, что он хозяин в этих отношениях, а не тот, кто его купил, точно так же, как он более свободен, чем Александр Македонский», — говорит Пиринг. «Впервые в истории западной философии вы получаете такую действительно радикальную концепцию свободы. Вы не видите этого у Сократа, Платона или Аристотеля. Это действительно начинается с киников».
Бонус: «Кто-то привел [Диогена] в великолепный дом и предупредил его, чтобы он не отхаркивал, после чего, откашлявшись, он выплеснул мокроту человеку в лицо, не в силах, по его словам, найти более жалкое вместилище.»
Реклама
3. «Если бы ты мыл салаты, ты бы не ухаживал за Дионисием».
Приведем цитату целиком: «Платон увидел, как [Диоген] моет салат, подошел к нему и тихо сказал ему: «Если бы ты ухаживал за Дионисием, ты бы сейчас не мыл салат», и что он с равным спокойствие заставило ответить: «Если бы ты мыл салаты, ты бы не ухаживал за Дионисием».0005 «» Диоген (снова со своим фонарем) встречает Платона (в красном). Находится в коллекции Капитолийского музея в Риме.
Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images
Этой цитате нужен контекст. Во-первых, вспомните, что Диоген жил на улице и спал в том, что иногда называют «кадкой», но на самом деле это был пифос , большой керамический кувшин для хранения зерна или вина. В Афинах на рынке ели только нищие и собаки, и только самые ничтожные существа копались в мусоре в поисках объедков.
Advertisement
Итак, вот он, мыл на рынке выброшенный салат, когда великий Платон соизволил дать скромному Диогену несколько советов по поводу карьеры. Если бы Диоген подлизывался к могущественному правителю, такому как Дионисий Сиракузский, тогда у него были бы средства жить в настоящем доме и ему не приходилось бы выискивать еду на улицах.
Ирония судьбы заключается в том, что Платон действительно отправился в Сиракузы, чтобы взять на себя трудную работу по обучению моральной философии Дионисия, жесткого тирана, который не воспринял послание Платона об умеренности. Он не только уволил Платона, но и продал его в рабство. Так почему же Платон предложил Диогену сделать то же самое?
Пиринг объясняет, что Платон был аристократом или, по крайней мере, находился в рабстве у правящего класса. Он считал, что лучшее, что может сделать философ, — это привязаться к влиятельному человеку или семье. Диоген считал обратное.
«Вместо того, чтобы полагаться на правителя, который вытащит вас из бедности, Диоген говорит, что смиритесь с бедностью, и вы будете свободны от этих кровавых правителей», — говорит Пиринг. «Это действительно подчеркивает разницу между ними».
Бонус: «Платон определил Человека как животное, двуногое и лишенное перьев, и ему аплодировали. Диоген ощипал курицу и принес ее в аудиторию со словами: «Вот человек Платона».
Реклама
4. «Я лебезю перед теми, кто дает мне что-нибудь, я визжу на тех, кто отказывается, и я стиснул зубы на негодяев».
Это был ответ Диогена, когда его спросили, что он сделал, чтобы заработать прозвище «Собака». Казалось, это было популярное оскорбление, которое афиняне бросили в него, и он повернулся и принял его.
Но Диоген, возможно, не был первым киником, которого назвали собакой, или kuōn по-гречески. Пиринг пишет, что его учитель Антисфен получил прозвище Haplokuōn , что означает «простая и простая собака», за его якобы грубое и грубое поведение.
Реклама
На самом деле, наше слово «циник», скорее всего, произошло от того, как большинство греков относились к философам-ублюдкам, таким как Антисфен и Диоген. Это были кунико или «собачьи». Если заменить К на Ц, то видно, как куникос стал циником. (Слово «циничный» приобрело свое современное значение «негативный и пессимистичный» гораздо позже.)
Бонус: «На пиру какие-то люди бросали ему все кости, как собаке. После этого он проделывал собачью шутку и мочил их.» (Спойлер: это была не вода.)
Реклама
5. «[Диоген] средь бела дня зажег лампу и сказал на ходу: «Я ищу человека».
Это одна из самых известных историй о Диогене, хотя его цитата часто переформулируется так: «Я ищу честного человека». Пиринг говорит, что оригинальные греческие слова ничего не говорят о «честном» или даже о «мужчине». Там просто говорится, что Диоген искал «человека».
Зажечь лампу посреди дня и бродить по многолюдным улицам Афин в поисках «человека» — это искусство, которым увлекался Диоген, — говорит Пьеринг. В другом эпизоде Диоген клянчил деньги у статуй. Когда его спросили, почему, он ответил: «Чтобы попрактиковаться в отказе».
Реклама
Какой смысл Диоген пытался донести своим выступлением с фонарем на улице? По словам Пиринга, для Диогена быть достойным категории «человек» требует добродетели. И добродетель для киников означает не то же самое, что для Сократа или Платона. Добродетельный человек для киников действует исключительно в согласии с природой и в согласии с разумом.
В основе философии Диогена, а, следовательно, и его комедии, лежит позиция, согласно которой жители Афин, беспокоящиеся о деньгах, власти и социальных условностях, являются настоящими «сумасшедшими».