Знаете почему я потеряла его потому что я просто так без повода: знаете, почему я потеряла его? потому что я просто так, без повода говорила ему, как он важен для меня и что он значит. потому что просила прощение,…
интервью с кандидатом наук, который 30 лет занимается рекламой
Как бы вы сами себя описали нашим читателям — в паре фраз?
Я троеженец. Как известно, Чехов о себе говорил, что медицина — это его законная жена, а литература — любовница.
Так вот, оставаясь в пределах метафоры Антона Павловича, я — троеженец.
Моя первая жена — это реклама, вторая — написание книг, третья — публичные выступления.
Как получилось, что вы с отличием окончили факультет космических исследований Московского физико-технического института, получили ученую степень кандидата наук и вдруг стали заниматься рекламой?
Наш выпуск оказался последним в СССР. Окончание альма-матер совпало с развалом страны.
Нас учили физике и математике, но не тому, что мы в одночасье станем никому не нужны. Пришлось думать, в какой другой области приложить свои способности.
Реклама в то время представляла собой некое подобие ансамбля песни и пляски. Опыт игры в КВН, ну и творческие навыки помогли найти работу в креативном агентстве BBDO.
В книге «Бесплатная реклама: результат без бюджета» вы привели простые, но эффективные методы продвижения. Как думаете, насколько активно применяют бесплатные инструменты? Кажется, что раз все так просто — вокруг должен быть только успешный бизнес, но ведь это не так.
Во-первых, даже сегодня не все знают о бесплатных инструментах. Люди считают, что это блоги, социальные медиа и рассылки. Но они же требуют огромных временных и интеллектуальных затрат. Причем, на регулярной основе. В этом смысле это вовсе не безбюджетные способы.
Книга же рассказывает о целом арсенале средств, которые запускаются один раз и затем работают на ваш бизнес годами. Замечу в скобках, что после запрета в России некоторых соцсетей ценность таких приёмов только выросла.
Используют ли их сегодня компании?
Некоторые инструменты – да, но и те не на 100%. Про другие напрочь забывают. Поэтому потенциал для роста есть.
Ну и нужно учитывать, что перо рекламиста – это лишь увеличительное стекло, которое помогает людям заметить хороший товар.
Если они хотят купить некий продукт, то хорошая реклама повысит его продажи. Иногда значительно. Но вот если брать не хотят, то бесполезно придумывать бесплатные каналы рекламы, создавать звонкие слоганы и рисовать красивые картинки.
Реклама – это лишь усилитель сигнала. Надо усиливать что-то прекрасное. Но все ли бизнесы предлагают нам такие товары и услуги?
Сможете раскрыть некоторые секреты успешного копирайтинга, может быть, дадите советы блогерам, которые пишут на «Клерке»?
Несколько лет назад я случайно оказался на лекции по эволюционной биологии в МГУ. Имени преподавателя называть не буду. Уже не помню, да это сейчас и не важно. Важно другое. Человек выступал без каких-либо слайдов, время от времени рисуя на доске некие схемы и картинки.
Говорил он очень тихо. Заикался. Микрофоном не пользовался. Абсолютно не взаимодействовал с аудиторией – никаких баек и анекдотов не травил, когда публика устала. Никаких обращений к залу «поднимите руки те, кто». Никакой смены темпа речи.
Тем не менее, во время его выступления в помещении стояла тишина.
Полная, абсолютная тишина. И невысокий человек в растянутом и обсыпанном мелом свитере у доски. Но у него был главный признак хорошего лектора. Страсть к тому, о чём повествуешь.
Если она есть, то всё остальное – дело десятое и наживное. Если её нет, то хорошего выступления не получится. Как бы вы ни старались. И какие бы тренинги по ораторскому мастерству ни прошли.
Вот и писать надо о том, что вас по-настоящему трогает. О том, что задевает за живое. Тогда читатель это сразу почувствует.
Пишите о том, о чем вы действительно хотите рассказать людям.
Нет никаких особых «продающих» текстов. Зато есть живые, интересные, честные и полезные.
В этом году юбилей – 30 лет вашей рекламной деятельности. Помните свою первую рекламу?
Как ни удивительно, помню. Это было объявление для чекового инвестиционного фонда «Альфа-Капитал».
Ко Дню Победы в 1993 году сочинил поздравление ветеранам. Оно понравилось летчику-космонавту, дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову. И он согласился его подписать. Каким-то чудом эта реклама у меня сохранилась.
Поделитесь забавными случаями из вашей рекламной карьеры.
Для одного из известных молочных брендов мы придумали и сняли телевизионный ролик про сметану. Музыку заказали не менее известному композитору. Всё симпатично собралось в единое целое. Вдруг слышим замечание:
«Вы знаете, хорошая работа, нам всё нравится, но вот только музыка какая-то несметáнная»…
Как это было у поэта? «Тут и сел старик». Вот как раз тот самый случай.
В другой раз во время презентации серии рекламных объявлений нас убеждали, что красный цвет и зеленый совершенно не сочетаются.
Как доказать обратное? Дизайн – это же не математика. Кто-то может считать, что сочетается, кому-то бьёт по глазам.
Что делать? Повисла неприятная пауза…
Осторожно спрашиваю: «Когда вы были последний раз на даче?» За окном начало лета. Стоит прекрасная солнечная погода.
Продолжаю: «Клубнику там видели?»
Сейчас бы я ответил уже по-другому. Сослался бы на авторитет Майи Плисецкой. Однажды балерина с удовольствием заметила, что «с зеленым сочетается любой другой цвет – достаточно посмотреть на цветы».
Но в тот раз пришлось соображать самим.
Ну и последняя история.
В 2017 году немецкое издательство ibidem-Verlag пожелало издать одну из моих книг на английском языке. И всё было прекрасно, пока не выяснилось, что на все рекламные объявления, которые приводятся в книге, нужны письменные разрешения от правообладателей. Почти полторы сотни иллюстраций. И столько же требуется разрешений.
Впору было отказываться от западного издания.
Но, с другой стороны, это ведь самая настоящая рекламная задача. Написать коммерческое предложение для разных компаний по всему миру.
От Осло до Йоханнесбурга. От Нью-Йорка до Шанхая. От Парижа до Рио-де-Жанейро. От Амстердама до Ванкувера. От Мумбаи до Лондона. От Бангкока до Сантьяго. От Рима до Красноярска.
Если ты чего-то стоишь как рекламист, то реши её!
Получилась рассылка по холодной базе из 145 адресов. Итог такой. Количество ответов – 142 (98%). Количество положительных решений – 118 (конверсия 81%). Весь проект занял чуть больше 3 месяцев.
Никаких манипуляций, гипноза или скрытого воздействия. Работали старомодным способом. Объясняли, убеждали, доказывали. Разумеется, ни одной личной встречи. Вся работа выполнялась дистанционно.
А по дороге мне довелось познакомиться с лучшими рекламистами планеты, которые эти объявления и разработали. Некоторые из них написали отзывы на книгу и даже поставили её на одну полку с «Откровениями рекламного агента» Дэвида Огилви. Это стало приятным и лестным бонусом.
Как к вам приходили идеи для слоганов в рекламе? Случайно или продуманно — вдохновение, аналитика, точный расчет?
Как писала Раневская, можно сыграть Гамлета или Дездемону, орден получить за роль передовика производства, а зрители и вовсе запомнят тебя какой-нибудь дурой типа «Муля, не нервируй меня!»
Знаете, почему Шерлок Холмс вызывал у своего создателя жуткую ревность?
Дело в том, что вымышленный персонаж совершенно подавил творца. Даже отчаянная попытка прикончить сыщика руками профессора Мориарти провалилась.
Возмущенные читатели завалили Конан Дойля письмами и заставили воскресить знаменитого детектива. А сын писателя ненавидел литературного героя даже еще больше, чем отец. Считал, что «узурпатор» украл всю славу у его семьи. И это действительно так и было.
Английская карикатура начала прошлого века из журнала «Панч» прекрасно иллюстрирует взаимоотношения сочинителя с собственным детищем.
Вот и меня известность слоганов «Хорошо иметь Домик в деревне», «Maggi. Маленькие победы каждый день», «Савинов. Карамельная страна», «Nuts. Крепкий орешек» удивляет и огорчает одновременно. Потому что бросает тень на другие мои достижения, которые мне представляются гораздо важнее.
Но в памяти у людей остается то, что остается.
А истории создания этих слоганов мало чем отличались от работы над их собратьями, чья рекламная судьба сложилась менее успешно.
Обычно придумывались 5-6 десятков вариантов, из них отбиралась дюжина. После следующего раунда отсева оставались три. Они и были презентованы клиенту. После тестирования определялся слоган-победитель.
Что можете сказать о современной рекламе, как она изменилась с 90-х годов?
В те уже такие далёкие годы каналы рекламы ограничивались телевидением, радио, печатными изданиями и билбордами на улицах и магистралях. Основная цель – привлечь внимание потенциальных клиентов к продукту или услуге.
С приходом Интернета реклама стала более целевой и персонализированной.
Сегодняшние рекламные послания можно разместить на самых разных платформах, включая социальные сети, мобильные приложения и видеохостинги.
Есть многочисленные данные о поведении пользователей во Всемирной паутине. Несколько лет назад меня впечатлила такая статистика.
Оказывается, что компьютер описывает личность человека лучше, чем его коллега, после анализа всего лишь 10 «лайков». Представляете?
Лучше, чем друг – после 70 «лайков». Лучше, чем родственник – после 150 «лайков». И лучше, чем супруг – после 300 «лайков»!
Конечно, это позволяет создавать более точные профили потенциальных клиентов и настраивать рекламу для конкретной аудитории. Вовсю используются виртуальная и дополненная реальности, что делает рекламные кампании по-своему уникальными и запоминающимися.
Но, к счастью, не всё еще отдано на откуп машинам.
Технологии меняют нашу жизнь, но они не могут заменить мысль, идею. Что толку, что вы можете связаться с любым человеком на планете, если вам нечего ему сказать?
Вот взгляните на вывеску 2023-го года, которую я привез из последнего отпуска.
Этот «шедевр» я называю «торжество графики над разумом».
Так что современным дизайнерам и рекламистам еще есть над чем работать, есть куда стремиться.
Как вы смотрите на рекламу через популярных блогеров и методы, которые они используют в рекламе?
Смотрю вполне благосклонно. У блогера есть колоссальное преимущество – доверие аудитории, для которой он пишет. Но важно, чтобы аудитории блога и товара максимально подходили друг другу. Это раз.
А, во-вторых, написать рекламный пост в обычном авторском стиле, чтобы он выглядел органично, – это ведь тоже искусство. Кто-то из блогеров так умеет, кто-то – нет. Шаблон рекламного текста здесь не работает. Читатели его отвергнут как чужеродный элемент.
Идеальный вариант, если блогер подробно и эмоционально опишет свой личный опыт и свои конкретные результаты после использования товара или услуги в той манере, в которой он привык писать посты.
Какой рекламный ТВ-ролик вы назвали бы самым лучшим и какой самым худшим за всю 30-летнюю историю рекламы в России?
Серия роликов про Лёню Голубкова – лучшая. Реклама банка «Империал» – худшая.
Известно, что уже после банкротства президент банка Сергей Родионов обмолвился, что самое хорошее, что было в «Империале», – это рекламные ролики.
Увы, но это говорит лишь о том, что он ничего не понимает в рекламе…
«Продай мне эту ручку» — это чуть ли не стандартный тест при найме на работу менеджера по продажам. А как бы вы определили — может ли человек продать продукт или нет? Какими качествами должен обладать хороший продажник?
Давайте для начала скажу несколько слов о тесте. На мой взгляд, он не только не помогает в выборе сотрудника, но и говорит о непрофессионализме самого экзаменатора.
Это задание без контекста вообще лишено какого-либо смысла.
Базовый навык торговца – это глубокое понимание потребностей клиента. А если он несётся русалке продавать велосипед, лысому – расческу, Венере Милосской – перчатки, а эйчару – ненужную ручку, то это плохой и неумный торговец.
Часто продажника представляют себе этаким говоруном-экстравертом. И совершенно забывают о том, насколько важно противоположное качество – умение слушать. Иногда на встрече с клиентом я говорю, что большей частью буду молчать. Если выяснится, что я могу вам помочь, я задам уточняющие вопросы.
Идём дальше. Чем лучше ты знаешь свой товар, тем увереннее чувствуешь себя в продажах. Поэтому торговому агенту необходимо быть любознательным, эрудированным человеком. В идеале – стать экспертом в своей области.
Любить то, что продаешь.
И последнее, может быть, самое важное качество – это готовность человека прикладывать значительные усилия. Если у продажника нет достижений, за которыми просматриваются серьёзные старания, то такого лучше не нанимать.
Родился, учился, женился… Ни побед на олимпиадах, ни спортивных разрядов, ни наград на профессиональных конкурсах. Зачем нам такой?
Мне известно, что одно из ваших хобби – юморотворчество. Вы даже недавно написали книгу о том, как научиться шутить, и подошли к вопросу с инженерных позиций. Неужели смешное в будущем станет точной наукой?
Как говорится, шутки в сторону – у физика серьезный подход к юмору. Мне хотелось бы сказать, что создание остроты сродни выводу математической формулы.
Но это не так.
Если доказательство правильное, то теорема будет верна вне зависимости от субъективного мнения других людей.
А вот с юмором так не получается.
К сожалению или к счастью, но объективно смешного или несмешного не существует. И речь даже не о том, что человек элементарно не понял шутку. Он всё понял. Но ему не весело.
Невозможно придумать шутку, которая понравится всем.
Дима Вернер, основатель портала «Анекдоты из России», рассказал мне чудесную и показательную в этом смысле историю. Люди часто пишут ему: «У вас замечательный сайт, но зачем же вы публикуете несмешные анекдоты? Публикуйте только смешные!».
Когда адресат робко (в прошлой жизни Дмитрий тоже физик) заметил, что разные люди смеются над разным, последовал ответ: «Не говорите глупостей! Есть анекдоты смешные и несмешные. Точка!»
Так что стать наукой юморотворчеству, думаю, не суждено. Но принципы и приёмы, по которым строятся шутки, всё равно лучше знать и понимать. Хотя бы ради того, чтобы получать от комичного больше удовольствия.
Клим Шипенко: космос в моей жизни был задолго до того, как в ней появился «Вызов»
Режиссер — о том, что съемки в космосе оказались не самыми морально сложными в его практике
20 апреля в широкий прокат выходит «Вызов» — первый в мире художественный фильм, съемки которого проходили в космосе, на борту Международной космической станции (МКС). Это совместный проект Первого канала, «Главкосмоса», госкорпорации «Роскосмос», студии Yellow, Black and White и онлайн-кинотеатра Start при поддержке Фонда кино. «Вызов» расскажет зрителям о женщине-враче, которой придется за месяц подготовиться к космическому полету и отправиться на МКС для спасения космонавта. 5 октября 2021 года на съемки в космос впервые в истории отправился киноэкипаж, в который вошли режиссер картины Клим Шипенко, актриса Юлия Пересильд и космонавт Антон Шкаплеров. В фильме, но уже на Земле, также снялись Владимир Машков, Милош Бикович, Александр Балуев и другие.
Накануне выхода фильма в прокат Клим Шипенко рассказал в интервью ТАСС о том, какой вызов ему бросили съемки картины на МКС, стоило ли в эпоху превосходства компьютерной графики лететь в космос ради фильма, откуда появилась история про «потерю» флешки с отснятым материалом и почему сиквел «Холопа» он считает экспериментом.
— Первый вопрос, который я хочу задать человеку, побывавшему в космосе: Земля из иллюминатора действительно похожа на большую ягоду?
— У нее в разное время суток совершенно разное состояние. В зависимости от того, летишь ты над горами со снежными вершинами или над океаном. Земля из космоса — это что-то невероятно красивое. Но, кстати, с ягодами я никогда сравнений не проводил.
— Если серьезно, то о фильме «Вызов» до недавнего времени было известно не так много. Кроме того, что это первый фильм в истории, часть которого снималась в космосе, Юлия Пересильд играет врача, а вы были режиссером, оператором, художником-постановщиком и в целом доказали, что можете заменить всю съемочную группу. Как в вашей жизни появился «Вызов»?
— Я уже снимал космические фильмы, но на Земле. Провел где-то два года, работая над фильмом «Салют-7» (вышел в кинотеатрах осенью 2017 года — прим. ТАСС), так что очень приблизился к космической индустрии, к теме космоса и истории космонавтики. Я этим жил. Фильм же надо снимать, поэтому постоянно думал, как это все устроено? Я там [в космосе] не был, но представлял, как бы это все было, как герои там себя вели. То есть я долгое время жил с космосом еще до того, как появился «Вызов». Когда закончил «Салют-7», подумал: это что, все? Не может такого быть, что я с космосом больше никак не буду взаимодействовать. Фильм «Салют-7» очень хорошо приняли, людям из космической индустрии он тоже понравился. Тогда мне показалось, что наши с ним [космосом] отношения как-то продлятся, во что-то еще перельются. Поэтому, когда мне позвонили по поводу «Вызова», я подумал, что вот оно — продолжение.
— То есть это не вы сами пришли к Эдуарду Илояну (основатель и генеральный продюсер компании Yellow, Black and White — прим. ТАСС) с мыслью, что неплохо бы уже и в настоящем космосе поснимать?
— Нет, было ровно наоборот. Эдуард мне как раз позвонил и сказал: «Слушай, только что разговаривал с Константином Львовичем [Эрнстом, генеральным директором Первого канала], он хочет увидеться». Дальше мы поехали на встречу, где он рассказал, что есть такая история, что мы хотим быть первыми, кто снимет фильм в космосе. А то даже Том Круз туда собрался. Меня уговаривать не надо было. После этого разговора прошел год…
— Согласились без лишних раздумий? В космос?
— Да, долго не думал. Сразу согласился.
— И эта большая и долгая подготовка к полету тоже не пугала?
— Не пугала. И не такая большая она на самом деле была.
— Вам повезло, некоторые космонавты ждут своей очереди годами.
— Да, это действительно так. Но космонавты там совершенно другой работой заняты, их для этого учат и готовят. А мы снимали кино, делали то, чем обычно заняты на Земле.
© Централ Партнершип
— МКС полностью огибает Землю за 90 минут, по сути, вы за сутки видели 16 восходов и закатов Солнца. Все это сказывалось на съемках, наверное?
— Да, свет в иллюминаторе менялся каждые 45 минут. Все постоянно двигалось, свет был разный, что наложило свой эффект. При этом он был очень красивым, я им пользовался. Но, конечно, приходилось ждать. Могли что-то снять, а потом я говорил Юле возвращаться в кадр через час.
— Было такое, что в сложившихся орбитальных условиях в сценарии приходилось что-то менять?
— Совсем немного. В основном изменения касались мизансценирования. На Земле я предполагал одно, а по прилете на МКС все перевернулось. На Земле мы спокойно ходим: пол — здесь, потолок — там. А на станции могло быть как угодно. На Земле два человека разговаривают, никто не висит. А там — пожалуйста. Когда ты туда попадаешь, в голове совершенно меняется представление, как может происходить сцена.
— Много ли материала, снятого на МКС, вошло в финальный монтаж?
— Много. Практически все вошло, все сцены, которые я снял. Все получилось, все работает, поэтому вырезать ничего не понадобилось.
— А быстро пришли в себя по прилете на МКС?
— Да, снимали уже на следующий день. Мы прилетели на станцию за три часа, но адаптацию нам пророчили серьезную. Что нам будет плохо, что мы три или четыре дня будем мучиться. К нашему же удивлению, такого не случилось. Мы прилетели, поспали и начали вовсю работать. Знаете, бывает такое, когда у тебя есть какая-то цель с очень конкретными сроками выполнения, организм мобилизует весь свой ресурс. Условно говоря, ты просто запрещаешь себе болеть. И это работает. Мне кажется, так было и с нами. Мы понимали, что времени на адаптацию у нас нет, все это будет вредить фильму.
Читайте также
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Больше всего я волновался, чтобы Юля чувствовала себя хорошо, поскольку она в кадре. Если мне нормально, а Юле плохо, то снимать мы не можем. Если Юля нормально себя чувствует, а мне плохо, то я хоть как-то, но снимать буду. Но главная актриса оказалась очень крепкой, очень живучей. И во внеземных условиях тоже. (смеется)
— Космонавты рассказывают, что во время полета в корабле может накрыть чувство эйфории. Было ли оно, перекрывало страх? Все же космический корабль — это металлическая коробочка, разгоняющаяся на бешеной скорости…
— Я тоже испытал чувство эйфории, а страха не было вообще. У меня другое чувство было. Очень хотелось, чтобы все получилось снять. Поэтому это чувство ответственности и какой-то нервозности превысило все остальное. Получится у меня или не получится? Хорошо ли получится? Эти вопросы преобладали над страхом.
В целом страх — это иллюзия. Ну, разделяет меня с космосом несколько миллиметров обшивки. Что изменится, если я начну об этом думать? Да и не было особо времени об этом думать. Мы работали постоянно. Там подлететь и посмотреть в иллюминатор хорошо бы получилось, а уж переживать о толщине стенок станции…
— У космонавтов вроде бы даже психолог есть на такой случай.
— У нас тоже были психологи, но психологическая помощь в итоге не потребовалась.
— Первый трейлер «Вызова» мы все смотрели 31 декабря с тарелками оливье в руках. На следующий день видела как положительные комментарии, так и не очень. Многие не оценили разницу между реальным космосом и возможностями компьютерной графики. Стоило ли это того?
— Это зритель пускай скажет. Потому что я вам скажу, что, конечно, стоит. Это же я полетел, я снимал. Помимо этого, я знаю разницу между съемками невесомости на Земле и реальной в космосе. Конечно, в чем-то это все того стоит, в каких-то случаях нет. Боевик космический в невесомости не снять. Мы придумывали историю, основываясь на имеющихся у нас возможностях. Я хотел, чтобы она выглядела максимально реально. Хотел, чтобы зритель поверил, что он может быть на месте Юли, что может так же полететь и сделать то, что сделала она.
— Получается, сценарий «Вызова» изначально, скажем так, плясал от ограниченных возможностей?
— Да. Я хотел, чтобы, в отличие от фильмов, которые сняты на Земле, «Вызов» был правдивым. Правдивая стилистика в фильме с минимальным количеством компьютерной графики. Графика есть, конечно, но я хотел свести ее к минимуму.
— Юлия была выбрана на роль из нескольких тысяч претенденток. Вы принимали участие в отборе? Сильный вестибулярный аппарат в этом случае был не менее важен, чем актерские навыки?
— В космосе — да. Изначально я думал, что сам выберу актрис и отправлю их на медицинскую комиссию. Вроде бы так и произошло, но когда медкомиссия начала отсеивать очень многих актрис, которых я выбрал, то подумал: «Минуточку, как так?» В ответ констатировали, что человек может не выдержать нагрузки и вернется инвалидом. Тогда я понял, что это врачи определяют, из кого мне выбирать главную актрису. Медкомиссия играет очень серьезную роль, поэтому я решил не заниматься самообманом.
— А был ли у продюсеров какой-то вариант с режиссером, если бы вы не попали в космос по медицинским показателям?
— Это, конечно, надо уже спрашивать у продюсеров. Но мне не говорили, что есть еще режиссер, который бы полетел, если я бы не прошел медкомиссию. А у меня не было ни малейшего сомнения, что я ее пройду. Насколько я знаю, запасных вариантов в моем случае не было, но, может быть, мне что-то не рассказали.
— Вы бы назвали «Вызов» самым сложным фильмом в своей карьере?
— У любого фильма есть свои сложности. Вопрос, что мы сравниваем.
— В моральном плане?
— В моральном точно нет.
— А какой тогда здесь самый сложный?
— «Салют-7». В моральном плане он был сложнее. «Вызов» был сложен тем, что я там все снимал один, без группы.
© Централ Партнершип
— В этом году мы также ждем продолжение вашего хита «Холоп». Я заметила, что почти ко всем своим фильмам вы сами писали сценарий. Но не к «Холопу». Почему к самому кассовому своему фильму вы решили не писать сценарий, как и к его готовящемуся продолжению?
— Потому что есть сценаристы, и они тут как раз есть, которые могут писать без моей помощи. Я пишу или вмешиваюсь, когда нет другого выхода. Это сложный и долгий процесс, во многом одинокий. Если у меня есть возможность этого не делать, а в данном случае это прекрасно делают трое сценаристов — Антон Морозенко, Дима Пермяков и Даша Грацевич, то я с удовольствием это делегирую. Так же было и с фильмом «Текст». Я с удовольствием не писал сценарий, потому что его прекрасно написал Дима Глуховский (признан в РФ иноагентом — прим. ТАСС). Амбиций сценариста в этом смысле у меня нет. Я режиссер, который пишет, но не наоборот.
— Не чувствуется ли нагрузка в отношении продолжения «Холопа»? Первый фильм долго был самым кассовым в России. А про сиквелы еще говорят, что они всегда слабее.
— Слышал про такое. Оно бывает, как правило, но не всегда. Что до нагрузки, да, накладывает. Но мне она нравится, нравится ответственность.
Люблю, когда есть такое здоровое давление на меня, оно мне необходимо, сложности подбадривают. К тому же я не снимал продолжений, для меня это эксперимент. Интересно сделать продолжение, тем более продолжение успешного фильма
— А какая судьба уготована вашему «Декабрю» с Александром Петровым в роли Есенина, который мы все ждали еще в прошлом году?
— Жду его в этом году, надеюсь, что фильм выпустят.
— Можно сказать, что 2023 год будет годом Клима Шипенко в российских кинотеатрах?
— Может быть и так, но для этого «Декабрь» должны выпустить. Возможно, где-то в период с начала осени до декабря. Я бы очень хотел, чтобы он вышел.
— У вас эксклюзивный контракт с Yellow, Black and White на производство фильмов. Какие-то будущие проекты можно озвучить? На сколько проектов или лет этот контракт?
— Лет, скорее. Какое-то количество проектов тоже заявлено, но я не могу их пока еще объявить. Они в процессе формирования. Но еще штуки три, наверное.
— А есть какие-то ограничения? Вы можете с другими студиями сотрудничать?
— Да, и мы делаем проекты с другими студиями. «Вызов» — это тоже фильм, созданный с другой студией, с Первым каналом. Конечно, в этом смысле ограничений нет, Yellow, Black and White легко партнерится с другими студиями, телеканалами. В «Холопе», например, есть «Централ Партнершип», есть телеканал «Россия». Это совместный проект.
— Вы получали кинообразование в США, я даже читала, что работали с американскими режиссерами. Но вернулись в Россию, где национальное кино больше любят ругать. Не возникало желания бросить все, особенно сейчас, когда отечественный кинопрокат переживает непростое время?
— Я практиковался на американской картине «Любовь по правилам и без», не работал. А нахожусь я там, где могу снимать. Я вернулся в Россию, потому что у меня были идеи, которые хотел реализовать здесь. И все получилось. Сейчас тоже есть несколько идей и проектов уже на стадии съемок, которые я хочу довести до конца. В том числе «Холоп». «Декабрь» тоже хочу выпустить. Наш прокат переживал разные времена, а пример «Чебурашки» показал, что не такой уж он и мертвый.
— Тут еще и новогодний прокат не последнюю роль сыграл. Такое может произойти только раз в году.
— Но никто не предполагал, что даже в этот единственный раз в году можно так собрать. Всех это удивило. Значит ли это, что и в другой раз так может получиться?
Читайте также
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Но это уже анализ проката, а я все время шел за историей, которую хочу снять. Пока они у меня есть, пока мне дают возможность их снимать, я здесь. Если не дадут эту возможность, или она куда-то денется, или больше не будут выпускать мои фильмы, тогда у меня появится повод о чем-то задуматься.
— Одна из известных конспирологических теорий гласит, что американцы никогда не были на Луне, все это съемки в павильоне. Вторая известная теория возникла после вашего возвращения с МКС на Землю. Откуда пошла история о таинственной пропаже флешки с отснятым материалом?
— Это была самая очевидная утка, потому что настоящий кошмар, который мог произойти, — все снять и потерять.
— Переживали?
— Конечно! Я же сам переписывал материал после каждого съемочного дня. У нас было несколько резервных копий. Поэтому даже если бы при спуске я потерял материал, его копия хранилась на МКС. Потерять материал — самое страшное, что может быть в кино. Весь титанический труд окажется впустую. Но то была утка, которая озвучила этот страшный сон. Что, полетели еще раз, переснимем все? (смеется)
— Свой полет в космос по ощущениям с каким фантастическим фильмом сравнили бы? «Космическая одиссея», «Солярис»? Или, может быть, «Салют-7»?
— Когда мы подлетали к станции и отказала система автоматической стыковки, Антон [Шкаплеров, командир корабля «Союз МС-19»] должен был стыковаться вручную. Я тогда подумал, что оказался в фильме «Салют-7». Никогда бы не подумал, что окажусь именно в нем. Из всех моих фильмов этот вариант казался наименее очевидным, а в итоге… Потом еще были нештатные ситуации на МКС, сигнал о пожаре сработал, станция потеряла ориентацию — это все было в «Салюте». Так что мой полет в космос был похож на «Салют-7».
— Самое главное, что не на «Чужой».
— Это да. Хорошо, что обошлось.
Отношения, которые причиняют боль: когда достаточно
«Отношения подобны стеклу. Иногда лучше оставить их сломанными, чем навредить себе, пытаясь собрать их вместе». ~Неизвестно
Было время, когда я был совершенно черно-белым в отношениях. Я либо безоговорочно доверял тебе, предполагая, что ты никогда намеренно не причинял мне боль, либо верил, что ты хочешь причинить мне боль, и подвергал сомнению все, что ты делал.
Как только вы переместили себя в последнюю категорию, пути назад уже не было.
В конце концов я понял, что ограничиваю свои отношения, не замечая серую зону, где люди — люди, они совершают ошибки и нуждаются в прощении и понимании.
Отсюда я качнул маятник в другую сторону — всем доверял. Я отказывался считать, что чьи-то действия могут свидетельствовать о том, что им на самом деле все равно. И я оставался во многих нездоровых отношениях, оправдывая людей.
Я хотел, чтобы они заботились. Я хотел верить, что они ценят меня, что это означает только то, что я неверно истолковывал их слова, если их действия, казалось, свидетельствовали об обратном.
Но здесь все сбивает с толку. С одной стороны, мы часто создаем в голове множество смыслов, которых на самом деле нет. Мы можем быть убеждены, что кто-то намеревался быть грубым, невнимательным или легкомысленным, когда на самом деле это было не так.
С другой стороны, иногда действия говорят громче слов, и наши интерпретации могут быть точными.
Иногда кто-то сознательно причиняет вред или пренебрегает. Мы должны уметь признать это, иначе в конечном итоге мы почувствуем себя беспомощными, неуважаемыми и застрявшими.
Так как же узнать, когда остаться, а когда уйти? Откуда вы знаете, что вы , а не , не слишком много вчитываетесь в вещи, или слишком параноичны, или делаете из мухи слона, а скорее просто видите вещи такими, какие они есть?
Попав в эту ситуацию больше раз, чем мне хотелось бы сосчитать, я разработал небольшое руководство из трех вопросов, которое помогло мне распознать, когда этого достаточно.
1. Часто ли их действия противоречат их словам?
Каждый может противоречить себе один или два раза. Мы всего лишь люди, и иногда мы ошибаемся. Это последовательное поведение, которое передает то, что человек действительно чувствует.
Однажды я встречался с человеком, который регулярно не прилагал никаких усилий. Но мне хотелось верить, что он был хорошим парнем, переживающим трудные времена, и что мы оба могли бы быть счастливы, если бы я была рядом с ним.
Когда он открыл дверь, чтобы поприветствовать меня в пижаме в День святого Валентина — в 7 часов вечера — а затем бросил мою открытку и шоколадную розу в свою спальню, было очевидно, что я обманываю себя.
Это несколько экстремальный пример, но за месяцы, предшествовавшие этому, были небольшие признаки — неотвеченные звонки, сорванные свидания, множество разговоров, в которых он на самом деле не слушал.
Его действия постоянно подтверждали, что он не был открыт для тех отношений, которые я хотел, по крайней мере, не со мной. Это не означало, что он намеревался причинить мне боль или что он был плохим парнем. Это просто означало, что он не был доступен или заинтересован в том, чтобы быть рядом со мной так, как я знал, что мне нужно.
Или, говоря прямо: по какой причине ему было все равно.
Слова могут быть обманчивы, потому что иногда, когда мы лжем другим, это происходит потому, что мы лжем и самим себе. Доверительные действия. Вот где правда.
2. Часто ли вы оправдываетесь перед собой или перед другими?
Если вы часто оказываетесь в ситуации, когда вам нужно защищать другого человека, велика вероятность того, что вы пытаетесь оправдать постоянно неприемлемое поведение.
Моя старая подруга однажды встречалась с женщиной, которая становилась злой и противной, в основном к ней, но также и к ее друзьям. Она объяснит, что у него было трудное детство, и что она не бросит его, как все остальные.
Хотя это могло бы звучать восхитительно, своими действиями она давала понять, что он может плохо с ней обращаться — из-за всего, через что он прошел.
Вы можете убедить себя, что этого человека просто неправильно поняли и что никто другой не хочет проявить к нему сострадание и поддержку, которые вы готовы предложить.
Сочувствовать — это здорово, но сначала нам нужно проявить сострадание к самим себе, а это значит признать, что что-то не так.
3. Переворачивает ли этот человек ситуацию против вас, как будто в его действиях виноваты вы?
Может быть трудно распознать эти неизменно неприемлемые действия, если вы убедите себя, что вы несете за них какую-то ответственность.
Вы можете сказать себе, что они регулярно игнорируют ваши потребности, потому что вы слишком нуждаетесь. Или они принижают вас, потому что вы совершали ошибки в прошлом.
Другими словами, вы можете оправдать их плохое обращение тем, что они пытаются заставить вас почувствовать себя «неправильным» или «сумасшедшим».
Когда кому-то действительно небезразлично, он не использует ваши ошибки или несовершенства для оправдания пренебрежения или эмоционального шантажа.
Раньше у меня было довольно много подобных отношений, вероятно, потому, что я воссоздавал динамику основных отношений из моего детства.
Наступил момент, когда я понял, что люди, которые действительно уважают меня, будут поощрять меня расти, но они не позволят моим слабостям стать предлогом для запугивания или унижения меня.
Независимо от того, что вы сделали или как вы иногда боретесь, вы заслуживаете здоровых отношений с людьми, которые хорошо к вам относятся.
—
Оглядываясь назад, я понимаю, что неоднократно лгала себе, потому что чувствовала себя недостойной. Трудно было поверить в последнюю часть — что я каким-то образом не навлекла на себя болезненные ситуации.
Принимая во внимание весь багаж, который я носил с собой, я чувствовал, что мне повезло, что у меня вообще есть отношения.
У вас может быть гораздо более высокая самооценка, чем у меня раньше, но вы все еще можете чувствовать себя растерянным и противоречивым в отношениях. Может быть трудно увидеть вещи такими, какие они есть, когда мы эмоционально вовлечены и инвестируем.
Если вы сомневаетесь, сделайте шаг назад и спросите себя: «Что бы я сказал другу, если бы он был на моем месте?»
Скорее всего, вы бы знали правду и поступили бы мудрее всего. Теперь возникает вопрос: можете ли вы относиться к себе хорошо и уйти от того, что, как вы знаете, неправильно?
О Лори Дешен
Лори Дешен — основательница Крошечного Будды. Она также является автором Журнала благодарности Крошечного Будды , Журнала беспокойства Крошечного Будды и Журнала внутренней силы Крошечного Будды и соучредитель Recreate Your Life Story, онлайн-курса, который поможет вам отпустить прошлое и жить жизнью, которую вы любите. Чтобы получить повседневную мудрость, присоединяйтесь к списку Крошечных Будд здесь. Вы также можете следить за новостями Крошечного Будды в Facebook, Twitter и Instagram.
Видите опечатку или неточность? Пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы мы могли это исправить!
Разбитое сердце после разрыва? 3 шага к облегчению боли
Помнишь, как ты крепко обнимал меня
И целовал меня всю ночь
Подумай обо всем, через что мы прошли
Расставаться тяжело.
– Слова Нила Седаки «Breaking Up is Hard to Do» (1962)
Многие из нас были там. Мы думали, что эти отношения будут длиться вечно. Мы представляли будущее с этим человеком, мы доверяли этому человеку, мы вкладывали средства в эти отношения, и это были действительно хорошие времена. Но сейчас по какой-то причине отношения не сложились. И мы вернулись на круги своя, одинокие, одинокие и тоскующие. Часто мы чувствуем себя несчастными и убитыми горем после расставания, полными беспокойства и страха. Как мы можем облегчить расставание для себя, при этом справляясь столько, сколько нам нужно?
Некоторые говорят, что нет ничего более болезненного, чем то, что чувствуешь после расставания, и что для восстановления требуется время. Нужно оплакивать хорошие времена и позволить чувствам потери и боли прийти. Нет лучшего способа пройти через этот процесс, чем почувствовать свои чувства.
И тем не менее, иногда ко мне в офис приходят люди, чувствующие себя застрявшими. Они не могут перестать чувствовать боль от разбитого сердца после разрыва. Они не могут отпустить, даже если захотят. Я обнаружил, что ключевым фактором, влияющим на их застревание, является то, как они думают об отношениях и насколько активно они фантазируют о том, что они потеряли.
Скорбь о хороших временах — это совершенно нормальная часть скорби о конце отношений, однако, думать только о хороших временах может на самом деле усложнить процесс преодоления отношений. Если так много думать о хороших временах и фантазиях о том, что могло бы быть, мысли об отношениях могут стать искаженными, иногда позволяя фантазиям преобладать над реальностью.
Кроме того, эта фантастическая мечта может стать мазью от болезненной реальности, чувствуя разбитое сердце после разрыва, делая ее все более и более частью мыслей. В самом деле, точно так же, как люди стекаются к фильмам для хорошего самочувствия, чтобы притупить боль реальности, люди часто обращаются к своим фантазиям об отношениях как к передышке от своей боли, пусть даже временной и мимолетной.
Это мы сосредотачиваемся на том, что мы хотим, чтобы это было вместо того, что есть на самом деле… Многие люди не осознают, что каждое отступление в фантазию происходит за счет того, что мы удерживаем нас привязанными к предыдущим отношениям, останавливая нас от движения вперед после разрыва.
Конечная цель — не фантазировать — своего рода «просто не ходи туда» — но это легче сказать, чем сделать, особенно в начале. Итак, вот несколько пошаговых рекомендаций, которые помогут вам избавиться от фантазий, ухватиться за реальность и в конечном итоге почувствовать себя способным двигаться дальше.
Шаг № 1. Обратите внимание на свои фантазии и их эмоциональное воздействиеНачните замечать, когда вы думаете об отношениях, и отслеживайте свои мысли о том, что вы чувствуете себя разбитым после разрыва. Куда уходят твои мысли? Как часто вы ловите себя на том, что играете в «хайлайт», думая о том, что могло бы быть? И самое главное, как вы себя чувствуете?
Если вы замечаете, что ваши мысли о том, что могло бы быть, ухудшают ваше самочувствие, это сигнал о том, что эти фантазии могут мешать вашему исцелению. Чем больше мы о чем-то думаем, тем больше оно укореняется.
Мы знаем, что схемы мозга укрепляются при использовании и атрофируются, когда их не используют. Термин «используй или потеряй» часто используется нейропсихологами для описания того, как работает наш мозг: то, что мы «используем» или о чем думаем, становится сильнее и эффективнее, а то, чем мы не пользуемся, теряет силу и эффективность. Хитрость здесь заключается в том, чтобы помнить о том, какие мысли вы «укрепляете», чтобы максимизировать свое исцеление от разбитого сердца после разрыва.
Шаг № 2. Сосредоточьтесь на трудностях, чтобы отпустить ихОдна из самых часто употребляемых фраз, которые друзья из лучших побуждений говорят в ситуациях потери: «отпусти это», а иногда и «преодолей это». Во-первых, этот совет иногда воспринимается как бесчувственный. В конце концов, если бы вы могли так просто «отпустить», вы бы так и сделали, верно? И тем не менее, многие из нас хотят сделать именно это. Отпустить. Но мы просто не знаем, как.
Лучший способ ускорить процесс отпускания — лучше узнать, как вы на самом деле хочет, чтобы прекратил отношения.
Чтобы облегчить отпускание, начните с напоминания себе о болезненных аспектах отношений. Что не получилось в отношениях? Что было неэффективным, эмоционально трудным — возможно, даже оскорбительным — в отношениях?
Когда вы начнете думать об этом, попробуйте записать свои мысли. Составление списка поможет вывести эти реалии на передний план вашего ума и поможет прояснить ваши мысли — исследования даже показывают улучшение памяти — по этим вопросам. После того, как вы составили свой список, перечитайте его и обратите внимание на то, как вы себя чувствуете. Скорее всего, вы начинаете чувствовать себя не хочу отношений, и это начало отстранения и отпускания.
Шаг № 3: постарайтесь сбалансировать свои мысли между фантазией и реальностьюСледующий шаг — поместить этот правдивый негатив в некоторые из ваших фантазийных сцен и посмотреть, как он разыграется. Эта честная комбинация может дать вам более приземленное представление, обеспечивая желанную, идеальную обстановку для закрытия. Сосредоточение ваших мыслей на более правдивом повествовании готовит почву для распознавания вариантов, которые у вас есть, вместо вариантов, которые вы хотели бы иметь , что позволяет вам двигаться вперед адаптивным образом.
Каким бы успокаивающим ни был «яркий ролик», он редко охватывает реалии, которые, вероятно, сыграли ключевую роль в прекращении отношений. Сосредоточение внимания на том, что было негативным в отношениях, позволяет вам начать интегрировать отношения в целом.
Итак, когда вы чувствуете разбитое сердце после расставания, если вы ловите себя на том, что дрейфуете в мечтательное состояние ролика с яркими моментами, вместо этого вспомните аспекты отношений, которые были проблематичными. Буквально сочетайте эти негативные реалии со своими позитивными мыслями так часто, как только сможете. Оттачивание того, что не сработало в отношениях, особенно когда вас мысленно тянет к «яркому ролику», — это самая полезная стратегия, которую мы должны отпустить и найти завершение.
Шаг 4. Даже если вы не готовы двигаться дальше… задайте тон своим следующим отношениям . В то же время вам не нужно ждать, пока вы будете готовы задать тон. Вы можете воспользоваться описанным выше процессом, чтобы обдумать, чего бы вы хотели в будущих отношениях, даже если вы еще не готовы снова начать встречаться. Вот несколько идей для этого:
- Составьте список того, что вы узнали из предыдущих отношений.
- Напишите, как бы вы хотели вести себя по-другому в ваших следующих отношениях.
- Подробно опишите тип человека, который вам подходит, и кого вы бы предпочли в отношениях.
- Запишите все, что вы в идеале хотели бы иметь в отношениях, в свете фантазий и реалий предыдущих отношений.
- Сделайте это реальным, поговорив об этом с доверенным лицом.