Здоровье есть мудрость жизни: Аджисалиев Расим Шевкетович — «Здоровье

Некоторые механизмы формирования здорового образа жизни — Центр «Беркана»

                                                                                                                                                                                                                                          Народная пословица

 

Здоровый образ жизни — это такое поведение чело­века, которое реализуется через сформированные стере­отипы мышления и поведения, обеспечивающие его де­ятельность, способствующую достижению гармонии с собой и миром для максимального использования зало­женного природой потенциала. Здоровый образ жизни позволяет обеспечить физическое, социальное, духов­ное, эмоциональное и интеллектуальное здоровье, легко адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Критерии оценки здорового образа жизни:

  • отсутствие хронических заболеваний;
  • высокий уровень достигнутого физического и нер­вно-психического развития;
  • стабильное состояние основных систем организма — нервной, иммунной, эндокринной, дыхательной, сер­дечно-сосудистой, выделительной и т.
    д.;
  • высокая степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

Здоровый образ жизни закладывается в 3 этапа, и это является базовыми механизмами формирования здоро­вого образа жизни:

  • здоровые родители до зачатия;
  • нормально протекающие беременность и роды;
  • адаптивное вскармливание и воспитание: грудное вскармливание 12—24 мес, формирование стереотипов мышления и поведения здорового человека.

 

  1. Здоровье родителей до зачатия играет существенную роль в формировании физического здоровья. Так, дети отцов, куривших до зачатия, имеют склонность к формиро­ванию химических зависимостей в 3—4 раза чаще, чем сверстники, дети некурящих отцов, у них снижен имму­нитет, они чаще болеют и отстают в развитии. Курение матери до зачатия и во время беременности, в том числе
    пассивное, приводит к рождению ослабленных детей с по­ниженной массой тела. такие дети отстают в физическом, интеллектуальном развитии.

Употребление алкоголя, наличие хронических забол­еваний (в том числе передающихся половым путем), стрессы и переутомления у родителей до зачатия нега­тивно влияют на состояние материнской яйцеклетки и отцовского сперматозоида и являются негативными  факторами риска здоровья будущего человека. Здоровые родители могут зачать здорового ребенка.

  1. Протекание беременности и родов непосредственно влияет на физическое и психическое развитие ребенка. «У беспокойной матери рождаются беспокойные дети. У спокойной матери рождаются спокойные дети» — этому народному изречению сотни лет и оно основано на много­ тысячных наблюдениях. Тревоги и волнения матери во время беременности сопровождаются повышенным тонусом матки, что способствует кислородному голоданию ребенка и как следствие у детей страдает, в первую очередь, развитие головного мозга. Дети после рождения растут беспокойными, крикливыми, очень чувствительны к из­менениям метеорологических условий, часто болеют.
    На течение беременности и здоровье ребенка оказывают су­щественное влияние следующие факторы: хронические
    заболевания матери, негативные стрессы, тревоги, переутомление, употребление химически активных веществ никотин, алкоголь, наркотики и др.). В России количество нормальных родов на протяжении последних 10 лет ниже 40%, так, в Новосибирской области в 2009 г. количество нормальных родов составило 25,1%. При нормальном ведении беременной в женской консультации и адекват­ной ее подготовке к родам количество нормальных родов, при реально существующем состоянии физического и психического здоровья беременных женщин, может со­ставлять 65—70%. Большая часть причин, приводящих к патологии беременности и родов, успешно поддается про­филактике и лечению. Так, при психотерапевтической подготовке беременных с угрозой развития гестоза (токси­коза) их количество снижается до 3—5%. Показатель гестозов в РФ за последние 10 лет держится на уровне 17—23%, а по некоторым субъектам РФ превышает 30% (Новосибирская область: в 2009 г.
    32,2% беременных жен­щин страдали гестозом). Успешно поддаются профилак­тике и лечению у беременных такие состояния, как невро­зы, гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония, язвенная болезнь, угрозы прерывания беременности, пре­дупреждаются нарушения родовой деятельности. Нор­мально протекающие беременность и роды способствуют рождению здорового человека.
  2. Эксперты ВОЗ считают, что нормальным считается длительность грудного вскармливания 12—24 мес. жизни ребенка. В России количество таких детей не превышает 10%. В Новосибирской области в 2009 г. на грудном вскармливании с 6 до 12 мес. находилось 38,7% детей. По физическому состоянию здоровья 95% матерей-россиянок способны кормить грудью своих детей до 12 мес. Причи­нами отказа матери от грудного вскармливания являются отсутствие установки на грудное вскармливание, отсутст­вие чувства ответственности за здоровье малыша, стрессы, переутомление, неподготовленность молочной железы к грудному вскармливанию. Проблема грудного вскармли­вания успешно решается при подготовке беременной к родам в женской консультации при качественной пси­хопрофилактической и психотерапевтической работе.

За поведение человека, в том числе эмоциональное, ответственна система знаний, навыков, убеждений и идентификаций. Эта информация преимущественно за­кладывается в процессе воспитания-обучения. Данное положение дает возможность при неадаптивном воспита­нии использовать механизмы перевоспитания, для взрос­лых — преимущественно самоперевоспитания. Процесс запуска эмоций, нового поведения, как правило, произ­вольный, т.е. зависит от самого человека. Думать о хоро­шем или плохом — выбор самого человека. И этот выбор зависит от воспитания. Оптимистами и пессимистами не рождаются — выбор поведения сформирован в процессе воспитания и проявляется как социальный навык. Каж­дый человек рождается мудрым: ребенок мокрый и го­лодный беспокоится, плачет. После того, как его покор­мили и перепеленали, успокаивается, и после этого не вспоминает о дискомфорте, хотя память о прошедшем событии есть, и не думает, что снова будет плохо, так как нет таких стереотипов мышления — это и есть мудрость.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Многие взрослые живут по шаблону — зачем ждать пло­хого, если об этом можно подумать уже сейчас и почувствовать себя больным» формируется точно так же, как навык успешно­го и здорового человека, этот процесс зависит от среды воспитания. Народная мудрость гласит: «С кем пове­дешься, от того и наберешься» или «Яблоко от яблони падает недалеко». Основные механизмы научения — вос­питания — перевоспитания — самоперевоспитания: по­дражание, рефлексы-импринты, оперантное, викарное, интеллектуальное, волновое.

При адаптивном воспитании ребенок в 1,5—2 мес. уже проявляет беспокойство перед дефекацией и мочеиспу­сканием, требуя помощи родителей. Навык опрятности начинает формироваться с момента рождения. При не­адаптивном воспитании дети в 1,5—2 года продолжают оправлять естественные надобности в памперсы. Адаптив­но воспитанный ребенок в 3 года легко идет в детский сад и остается здоровым. Такой ребенок приучен к режиму детского сада — привык вставать и ложиться с учетом рас­писания, в том числе в выходные дни и во время отпуска родителей, легко остается без папы и мамы с другими взрослыми на несколько часов; умеет общаться со сверст­никами; знает, куда его поведут и чем он там будет зани­маться; умеет раздеваться и одеваться; накрыть на стол, поесть и прибрать за собой; самостоятельно собирает иг­рушки.

Для ребенка с неадаптивным воспитанием посе­щение детского сада является серьезным стрессом и как результат — эмоциональное перенапряжение со срывом на уровне иммунной системы и появление насморков, бронхитов или обострение хронических заболеваний.

Такие проявления в поведении человека, как трудо­любие, усидчивость, целеустремленность, самостоя­тельность, инициативность, ответственность, самомо­тивация являются продуктом социального навыка, фор­мируются с первых часов жизни и могут развиваться, сохраняться, поддерживаться на протяжении всей жиз­ни. Употребление никотина, алкоголя, тревожность, пе­реедание, малая двигательная активность также являют­ся феноменами, созданными социальной средой.

 

При наличии проблем со здоровьем у родителей до зачатия и проблем, связанных с беременностью и рода­ми, требуется длительная реабилитация ребенка и до­полнительная ответственность ложится на третий этап — грудное вскармливание и адаптивное воспитание.

Перемены в жизни, как положительные, так и отри­цательные требуют изменений в поведении, адаптации к новым условиям и вызывают напряжение. Часть людей с детства воспитывается со стереотипами мышления на сохранение собственного здоровья. Такие люди спокой­ны, легко и быстро решают проблемы, успевают восста­новиться за время ночного сна, много двигаются, уме­ренно едят, полностью исключают употребление алко­голя, никотина и других психически активных веществ и имеют крепкое здоровье. Таким людям необходима информация о профилактической работе по сохране­нию здоровья. На уровне народной мудрости такое по­ведение определяется пословицами: «Утро вечера мудренее», «На каждый роток не накинешь платок», «Под лежачий камень вода не течет», «Береги честь и здоровье смолоду, а платье снову».

Другая часть людей воспитана/обучена с детства на са­моразрушение. Такие люди тревожны, при возникнове­нии проблем усиливают свою тревогу, не успевают восста­новиться за время ночного сна, мало двигаются, перееда­ют, употребляют никотин, алкоголь, другие психоактив­ные вещества и часто болеют. Для помощи таким людям необходимы перестройка сознания, расширение старых стереотипов мышления в отношении представлений о собственном здоровье, формирование ответственности за собственное поведение. Этой группе людей необходима, в первую очередь, психотерапевтическая и психологическая помощь. В их сознании необходимо формировать основ­ные положения здорового образа жизни:

  • умение сохранять спокойствие, предупреждать и эффективно снимать эмоциональное напряжение;
  • соблюдение режима сна, отдыха, труда;
  • полноценное, рациональное питание;
  • достаточная для конкретного человека двигатель­ная активность;
  • закаливание;
  • полное исключение употребления психически ак­тивных средств (алкоголь, никотин, наркотики).

Адаптивно воспитанные и эмоционально устойчи­вые люди легко и быстро изменяют свое отношение к изменяющейся среде, успешно решают проблемы. Для повышения уровня адаптивности требуются специаль­ные знания и навыки. Эти знания и навыки дают такие медицинские специальности, как психотерапия и меди­цинская психология.

 

 

 

Что такое здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление организма в целом.

Кто из нас не мечтает быть здоровым, красивым, полным сил и счастливым? Мы пробуем разные виды спорта, записываемся в тренажерные залы, сидим на диетах, гуляем на свежем воздухе… Но, на самом деле, что мы знаем о здоровом образе жизни? Редко встретишь того, кто полностью его соблюдает. Из-за чего это происходит? Что мешает нам следить за своим здоровьем? Чем же нужно заниматься, чтобы выглядеть и чувствовать себя отлично? И как прожить долго и успешно? Попытаемся на это ответить прямо сейчас.

Современная жизнь переполнена событиями, технологиями и соблазнами. Мы постоянно куда-то спешим, приходится быстро работать, изучать новое, питаться фастфудом, лечиться быстродействующими лекарствами, и в этой круговерти не находим времени на общение с самими собой. И вот наступает момент, когда, требуя внимания к себе, организм дает сбой. Это всегда не вовремя и всегда неприятно. Между тем, избежать таких последствий довольно легко. Достаточно лишь ввести в привычку правила здорового образа жизни. ЗОЖ — это комплекс полезных привычек, только положительно влияющих на жизнедеятельность человека. С его помощью можно укрепить здоровье, увеличить продолжительность жизни и быть счастливым. В наше время стремительного технического прогресса, проблемной экологии и малоподвижной работы ЗОЖ особенно актуален.

6 слагаемых ЗОЖ

Соблюдение всех этих правил поможет Вам сделать Ваш организм сильнее и устойчивее. Итак, ЗОЖ включает в себя:

1. правильное питание;

2. спорт;

3. личную гигиену;

4. разные виды закаливания;

5. отказ или сведение к минимуму вредных привычек;

6. позитивное мышление.

Правильное питание — подразумевает употребление полезных продуктов питания, обеспечивающих организм веществами, необходимыми для роста и нормального функционирования. Правильное питание должно быть сбалансированным. Человеку, особенно с проблемой лишнего веса, стоит придерживаться нескольких принципов правильного питания:

1. Еда должна быть разнообразной. В рацион необходимо включать продукты и животного и растительного происхождения;

2. Калорийность рациона не должна превышать суточную норму. У каждого она своя. При расчете нормы калорий учитываются многие аспекты образа жизни. Например, наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней и т.д.

3. Не менее 5 приемов пищи в сутки. Они включают три основных и два перекуса. Голодать нельзя — это аксиома. Чтобы всегда чувствовать себя хорошо, научитесь кушать 5 раз в день в одно и то же время.

4. Кушайте медленно. Таким образом, вы вовремя ощутите чувство насыщенности, не переедите и насладитесь вкусом.

5. Хорошо пережевывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют делать не менее 20-ти жевательных движений.

6. Ешьте жидкое. Обязательно ежедневно употреблять супы. Они способствуют выделению желудочного сока. Этим супы упрощают процесс переваривания других блюд;

7. В качестве перекуса употребляйте богатые витаминами свежие овощи и фрукты. Это отличный вариант для перекуса. Они не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ.

8. Помните про воду. В сутки необходимо выпивать 1,5-2 литра. Чай, кофе и супы не в счет. Утром натощак принимать стакан воды. Для вкуса можно добавить лимон;

9. Употребляйте кисломолочные продукты. Лучше всего низкой жирности, но не обезжиренные. Они содержат полезный белок и способствуют скорейшему пищеварению;

10. Не ленитесь, ешьте только свежеприготовленные блюда. Со временем еда теряет полезные свойства.

Как видите, правила здорового питания просты и не требуют специальных навыков. Сегодня в интернете доступно множество рецептов на любой вкус, с помощью которых можно контролировать и калорийность блюд, и количество потребляемой воды.

Спорт и физические нагрузки

Движение — это жизнь. Наше тело — это наш главный инструмент, поэтому очень важно, чтобы оно всегда было в порядке, и в первую очередь, им нужно пользоваться. Возьмем для примера автомобиль. Если он стоит без дела многие годы, то покрывается ржавчиной и становится непригодным для использования. Так и наше тело. Чем меньше мы двигаемся, тем больше риск заболеваний. Хорошо, если у вас много свободного времени. Вы можете посещать групповые занятия, упражняться в тренажерном зале или танцевать. Вариантов очень много. Но что же делать, если вы занятой человек и почти не имеете свободного времени? Идеальный вариант для вас — утренняя зарядка. Посвятите ей 10-15 минут в день, и ваше тело всегда будет в отличном состоянии.

В интернете можно найти огромное количество упражнений и техник утренней зарядки. Кроме этого, на организм человека прекрасно влияет бег. Утренняя или вечерняя пробежка поднимает настроение. Выбрав для бега живописные места, вы сможете очистить мозг от лишних мыслей и расслабиться. Неважно, какой вид физических нагрузок вы выберете. Важно, чтобы они доставляли вам удовольствие.

Личная гигиена и здоровый сон

Держите тело в чистоте. Это избавит вас от риска получить заболевания, связанные с размножением бактерий и паразитов. А здоровый сон поможет быть всегда активными, полными сил и энергии. Старайтесь спать не менее восьми часов. Лучшее время для сна, который принесет вам отдых, является временной отрезок с 22.00 до 6.00. А перед сном нельзя думать о проблемах. Учитесь «выключать» мозг (есть множество аутотренингов и медитаций на ночь), не забывайте народную мудрость «Утро вечера мудренее».

Закаливание

Закаливание необходимо нашему организму для того, чтобы свести риски заболеваний к минимуму, а, может, и вовсе их избежать. Оно помогает организму бороться с неблагоприятными внешними факторами. Известно много способов повысить сопротивляемость и иммунитет:

1. Принятие воздушных ванн. Это наиболее доступный и легкий способ. Старайтесь часто устраивать прогулки на свежем воздухе, проветривайте помещения. Выезжайте за город. Чистый лесной воздух — самая лучшая профилактика заболеваний.

2. Солнечные ванны. Не менее эффективным для человека является нахождение на солнце. Однако с ним стоит быть осторожным и избегать прямых лучей в полдень. Также нельзя допускать появление ожогов и тепловых ударов.

3. Прогулки босиком. Наши ступни имеют множество чувствительных точек. Их массаж приводит к нормализации работы важных органов.

4. Обтирания — мягкий и нежный способ закаливания. Он подходит даже для маленьких детей. Процесс предполагает растирание тела с помощью массажной рукавицы, мочалки или мокрого полотенца.

5. Обливания холодной водой — самый известный способ. Можно обливаться полностью или частично. Важно после процедуры обтереться сухим полотенцем.

6. Контрастный душ. Чередование холодной и горячей воды придает коже тонус, омолаживает и закаляет организм.

7. Моржевание. Этот вид закаливания требует ответственного и осторожного отношения. Перед началом процедур стоит проконсультироваться с врачом.

Отказ от вредных привычек

Мы не станем углубляться и долго говорить о вреде курения, алкоголя и наркотиков. Это общеизвестный факт. Мы очень надеемся, что каждый из вас, наших читателей, ценит свое здоровье и уже давно отказался от этих губительных привычек или сейчас на пути к этому.

Позитивное мышление

Избавляйтесь от негативных мыслей, и вы избежите стрессов, которые являются причиной многих заболеваний. Очистите свою голову. Это может казаться не так легко, но умение контролировать свой ум появляется во время медитации. Помните: спокойный ум — залог успеха.

Мудрость Жизни Краткое изложение

Давайте посмотрим на первую часть: познай себя. «Познай самого себя» — известное изречение, начертанное на храме Аполлона в Дельфах в Древней Греции. Его предостережение было прямолинейным, призывая к существенному пониманию человеческой природы и приверженности личной непорочности. Дело в том, что только поняв природу своего «я», можно точно следовать жизненным целям, брать на себя миссию и ответственность, быть уравновешенным и здоровым. Кроме того, благодаря самопознанию вы можете стать самоконтролируемым, хладнокровным и обрести самореализацию. Чтобы познать себя, вы должны сначала понять свою сущностную «природу». Среди всех человеческих черт ревность — очень естественное и неуправляемое чувство. Ревность очень распространена, потому что никто не хочет, чтобы его считали хуже других. Сенека, древнеримский философ, советовал нам избегать сравнения себя с другими, если мы им завидуем. Таким образом, мы будем довольны тем, что у нас уже есть. Кроме того, мы можем попытаться рассмотреть, сколько других людей находятся в худшем положении. Шопенгауэр также считает, что лучший способ утешиться во времена великих бедствий — это помнить о тех, кто испытал большее несчастье и боль. Если другие люди нам завидуют, мы должны держаться от них на определенном расстоянии. Мы можем держаться от них как можно дальше и избегать любых контактов; в противном случае нам придется терпеть их недоброжелательность с предельным хладнокровием. Таким образом, вы можете понять, что зависть — это враг, который удерживает нас от счастья. Так как же нам не вызывать зависть у других? Во-первых, мы должны усердно исследовать себя. Подумайте о том, что мы делаем и за чем наблюдаем, чтобы определить, кто склонен к ревности и что чаще всего вызывает такое чувство. Цель состоит в том, чтобы уделить минутку перед сном, чтобы подумать о том, что мы сделали, и повторить уроки дня. Так мы сможем лучше понять, как действует бес ревности. Во-вторых, мы никогда, даже время от времени, не должны быть тщеславными и хвалить себя. Если вы будете каждый раз пытаться возвыситься, люди будут завидовать и справедливо заявят, что вы говорите такие вещи из тщеславия. Они почувствуют, что вам не хватает простого здравого смысла, чтобы признать абсурдность ваших тщеславных слов. Самолесть всегда встречает завистливую критику. В-третьих, мы не должны критиковать мнение других людей. Взаимодействуя с людьми, демонстрируя свою мудрость и ум, вы намекаете на глупость и невежество другого человека. Их врожденное чувство ревности заставит их защищаться. Вы создадите плохое предчувствие, и они сочтут вас оскорбительным. Хотя может быть и так, что вы говорили из лучших побуждений, раз кто-то обиделся, впоследствии загладить свою вину и рассеять свою ревность будет непросто. Чтобы познать себя, помимо понимания человеческой природы, нам нужно знать важность темперамента. Платон делил темперамент на два типа: меланхолический и веселый. Вот история, которую вы, возможно, уже слышали раньше, «история о наполовину наполненном стакане». Человек с меланхолическим темпераментом будет поражен тем, что потерял половину своей выпивки. Напротив, человек с жизнерадостным темпераментом будет радоваться тому, что еще половина осталась для удовольствия. Точно так же Шопенгауэр считает, что многие вещи проявляют одновременно как положительные, так и отрицательные стороны. А человек с негативным темпераментом будет злиться и подавлен негативными коннотациями, не получая ни удовольствия, ни счастья. Человек с положительным темпераментом не будет ни раздражаться, ни беспокоиться о возможности неблагоприятного исхода. Они останутся радостными в любых ситуациях. Наряду с этой теорией Шопенгауэр полагает, что для отрицательно настроенных людей с меланхолическим и тревожным характером бедствия и несчастья, которые они переживают, происходят от их иллюзий. Они не настоящие. Негативисты вечно боятся страданий. Они беспокоятся и всегда принимают всевозможные меры предосторожности. Но, борьба и несчастья в основном в их головах. Так как же нам избежать таких неподдельных страданий? Во-первых, мы должны царствовать в своем воображении. Нам нужно понять, что наш разум всегда может творчески преодолеть пропасть между иллюзорными муками и настоящими ощущениями, делая страдания реальными. Воображение также может усиливать наш страх боли. Имея это в виду, нам нужно четко понимать, что воображение — это не то же самое, что суждение; это просто облегчает связь с повседневными ситуациями. И они могут включать иллюзорные настроения, которые кажутся неприятными. Во-вторых, ночью мы должны быть еще более бдительными в своих фантазиях. Тени ночи всегда несут с собой дурное предчувствие. В это время наши умственные способности и способность выносить суждения притупляются; воспользовавшись случаем, наше воображение разыгралось. Ночь особенно затуманивает наше восприятие того, как правильно рассматривать наши проблемы и чувствовать себя в безопасности. Отсутствие света кажется зловещим с аспектом опасности и страха. Для людей с негативным темпераментом ночь усугубляет их пессимизм и страдания. Как гласит испанская пословица, «ночь цветная, день белый». Шопенгауэр полагает, что ночь — неподходящее время для серьезных размышлений, особенно для размышлений о неприятных вещах. Наоборот, подходящее время — раннее утро. Шопенгауэр сравнивает раннее утро с «юностью в миниатюре». Ранним утром, когда мы сильны и способны, мы можем испытывать оптимистическое предвкушение, думая о важных жизненных вопросах. Шопенгауэровское описание человеческой природы трезво, но пессимистично. Так как же нам искать счастья среди полутонов пессимизма? Он говорит нам, что для взращивания и улучшения нашего существования необходимы уединение и одиночество. Для мудрого человека одиночество приносит двоякую пользу. Во-первых, мир. Во-вторых, и это особенно важно, общение с другими людьми в мире требует сдержанности. Мы можем испытывать отвращение или даже угрозы со стороны других; эти опасения не возникают, когда мы одни. Шопенгауэр утверждает, что пристрастие к общению опасно и, возможно, фатально. Это означает, что мы должны стать зараженными людьми, которые могут быть морально ниже и неразумны. Будучи нелюдимым, вам не нужно обращать внимание на этих людей, и вы не попадете под влияние посредственности других людей. В этом мире осознание необходимости самосохранения — единственная абсолютно важная вещь. Это помогает нам сохранять душевное спокойствие, что является критическим фактором, влияющим на наше благополучие. По этой причине Шопенгауэр считает одиночество изначальным и естественным состоянием человека. В этом состоянии, подобно Адаму, мы имеем безграничное счастье. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте однажды воскликнул: «Образоваться можно в обществе, вдохновляться можно только в одиночестве». Это мнение подтверждает основатель немецкой классической философии Иммануил Кант. Кант жил монотонной жизнью ученого-затворника, но стал одним из самых влиятельных мыслителей Запада. Поскольку мудрость неизбежно рождается в одиночестве, Преданность работе всегда является одинокой практикой. Это подводит нас к концу первой части. Мы узнали о природной ревности человека, влиянии темперамента и важности одиночества для нашей жизни. Итак, как должны действовать современные люди с самопознанием?

Мудрость жизни, Артур Шопенгауэр

Мудрость жизни, Артур Шопенгауэр

Артура Шопенгауэра

в переводе Т. Бейли Сондерс

Глава I: Раздел субъекта

Благословения жизни Аристотель делит на три класса — те, что приходят к нам извне, те, что от души, и те, что от тела. Не сохраняя ничего из этого деления, кроме числа, я замечаю, что фундаментальные различия в человеческих жребиях можно свести к трем различным классам: 9.0003

  1. Что такое человек: то есть личность в самом широком смысле этого слова; в которые входят здоровье, сила, красота, темперамент, нравственные качества, интеллект и образование.
  2. Что есть у человека: то есть собственность и имущество всякого рода.
  3. Как человек оценивается другими: под этим следует понимать, как всем известно, что представляет собой человек в глазах своих ближних, или, точнее, то, в каком свете они смотрят на него. Об этом свидетельствует их мнение о нем; и их мнение, в свою очередь, выражается в почете, которым он пользуется, а также в его положении и репутации.

Различия, подпадающие под первую рубрику, — это те, которые сама Природа установила между человеком и человеком; и из одного этого факта мы можем сразу заключить, что они влияют на счастье или несчастье человечества гораздо более существенным и радикальным образом, чем те, которые содержатся в двух следующих главах, которые являются просто результатом человеческого устройства. По сравнению с подлинными личными достоинствами , такими как великий ум или великое сердце, все привилегии сословия или происхождения, даже царского происхождения, не более чем короли на сцене, для королей в реальной жизни. То же самое давно сказал Метродор, первый ученик Эпикура, написавший в заглавии одной из своих глав: Счастье, которое мы получаем от себя, больше, чем то, что мы получаем от нашего окружения . [См. Клеменс Алекс. стром. II., 21.] И это очевидный факт, который не может быть подвергнут сомнению, что главным элементом в благополучии человека, — более того, во всем характере его существования, — является то, из чего он сделан, его внутреннюю конституцию. Ибо это непосредственный источник того внутреннего удовлетворения или неудовлетворения, происходящего от суммы его ощущений, желаний и мыслей; в то время как его окружение, с другой стороны, оказывает на него лишь опосредованное или косвенное влияние. Вот почему одни и те же внешние события или обстоятельства не влияют на двух людей одинаково; даже при совершенно одинаковом окружении каждый живет в своем собственном мире. Ибо человек имеет непосредственное представление только о своих собственных идеях, чувствах и волениях; внешний мир может воздействовать на него лишь постольку, поскольку он вызывает их к жизни. Мир, в котором живет человек, формируется главным образом тем, как он на него смотрит, и поэтому он оказывается различным для разных людей; для одного оно бесплодно, скучно и поверхностно; к другому богатому, интересному и наполненному смыслом. Услышав об интересных событиях, происшедших в ходе человеческого опыта, многие люди пожелают, чтобы подобные вещи произошли и в их жизни, совершенно забывая, что они должны завидовать скорее умственным способностям, которые придали этим событиям то значение, которое они имеют. обладать, когда он описывает их; для гениального человека они были интересными приключениями; но для притупленного восприятия обычного человека они были бы пресными, повседневными явлениями. Это в высшей степени характерно для многих поэм Гёте и Байрона, очевидно основанных на реальных фактах; где глупый читатель может позавидовать поэту, потому что с ним случилось так много восхитительных вещей, вместо того, чтобы позавидовать могучей силе фантазии, способной превратить довольно обычное переживание в нечто столь великое и прекрасное.

Так и человек меланхолического темперамента сделает сцену в трагедии из того, что представляется сангвинику лишь в свете интересного конфликта, а душе флегматичной как нечто лишенное всякого смысла; — все это основывается на том факте, что каждое событие, чтобы быть реализованным и оцененным, требует сотрудничества двух факторов, а именно субъекта и объекта, хотя они так же тесно и необходимо связаны, как кислород и водород в вода. Таким образом, когда объективный или внешний фактор в опыте фактически один и тот же, но субъективная или личная оценка его различна, событие столь же различно в глазах разных людей, как если бы объективные факторы не были одинаковыми; ибо для грубого разума самый прекрасный и лучший объект в мире представляет собой лишь жалкую действительность и поэтому лишь плохо оценивается, — как прекрасный пейзаж в пасмурную погоду или отражение дурного солнца.0023 камера-обскура . Говоря простым языком, каждый человек заперт в пределах своего собственного сознания и не может напрямую выйти за эти пределы, как не может выйти за пределы собственной кожи; так что внешняя помощь не имеет для него большого значения. На сцене один человек — князь, другой — министр, третий — слуга, или солдат, или генерал, и т. д. — чисто внешние различия: внутренняя реальность, суть всех этих видимостей одна — бедняк. игрок, со всеми заботами его жребия. В жизни все точно так же. Различия в положении и богатстве дают каждому человеку свою роль, но это никоим образом не подразумевает различия во внутреннем счастье и удовольствии; и здесь во всем одно и то же существо — бедный смертный со своими тяготами и бедами. Хотя они действительно могут в каждом случае происходить от различных причин, по своей сущности они во многом одинаковы во всех своих формах, со степенью интенсивности, которая, без сомнения, различна, но никоим образом не соответствует той части, которую человек должен выполнять. играть, к наличию или отсутствию положения и богатства. Так как все, что существует или происходит для человека, существует только в его сознании и только для него происходит, то самым существенным для человека является конституция этого сознания, которая в большинстве случаев гораздо важнее тех обстоятельств, из которых складывается его сознание. содержание. Вся гордость и наслаждение мира, отраженные в тусклом сознании дурака, поистине ничтожны по сравнению с воображением Сервантеса, писавшего свою книгу.0031 Дон Кихот в жалкой тюрьме. Объективная половина жизни и действительности находится в руках судьбы и, соответственно, принимает различные формы в разных случаях: субъективная половина — это мы сами, и в сущности она всегда остается одной и той же.

Следовательно, жизнь каждого человека на всем протяжении имеет один и тот же характер, как бы ни изменились его внешние обстоятельства; это похоже на серию вариаций на одну тему. Никто не может выйти за пределы своей собственной индивидуальности. Животное, в какие бы обстоятельства оно ни попало, остается в тех узких пределах, в которые природа его безвозвратно заключила; поэтому наши усилия сделать домашнее животное счастливым должны всегда оставаться в рамках его природы и ограничиваться тем, что оно может чувствовать. Так и с человеком; мера счастья, которого он может достичь, заранее определяется его индивидуальностью. В особенности это относится к умственным силам, которые раз и навсегда фиксируют его способность к высшим видам удовольствия. Если эти силы невелики, то никакие усилия извне, ничего из того, что могут сделать для него его ближние или судьба, не будет достаточно, чтобы поднять его над обычным уровнем человеческого счастья и удовольствия, хотя бы и наполовину животного; его единственные ресурсы — его чувственный аппетит, — в лучшем случае уютная и веселая семейная жизнь, — низкое общество и вульгарное времяпрепровождение; даже образование в целом мало что может дать для расширения его кругозора. Ибо самые высокие, самые разнообразные и продолжительные удовольствия — это удовольствия ума, как бы ни обманывала нас в этом отношении наша юность; и удовольствия ума обращаются главным образом к силам ума. Таким образом, ясно, что наше счастье в значительной степени зависит от того, что мы делаем.0023 являются , в зависимости от нашей индивидуальности, в то время как жребий или судьба обычно понимаются только как то, что мы имеем , или наша репутация . Наша судьба в этом смысле может улучшиться; но мы не требуем от него многого, если мы внутренне богаты: напротив, дурак остается дураком, тупым болваном до последнего своего часа, хотя бы он был окружен гуриями в раю. Вот почему Гете в « West-östliclien Divan » говорит, что каждый человек, занимает ли он низкое положение в жизни или выходит из нее победителем, свидетельствует о личности как о величайшем факторе счастья:0003

Volk und Knecht und Uberwinder
  Sie gestehen, zu jeder Zeit,
Höchtes Glück der Erdenkinder
  Sei nur die Persönlichkeit.

Все подтверждает тот факт, что субъективный элемент в жизни несравненно важнее для нашего счастья и удовольствия, чем объективный, от таких поговорок, как Голод — лучший соус , и Молодость и возраст не могут жить вместе , вплоть до жизни гения и святого. Здоровье настолько перевешивает все другие блага, что можно даже сказать, что здоровый нищий счастливее больного короля. Спокойный и веселый темперамент, счастливый в наслаждении совершенно здоровым телом, ум ясный, живой, проницательный и видящий вещи такими, какие они есть; умеренная и кроткая воля, а потому и добрая совесть — вот привилегии, которые ни знатность, ни богатство не могут компенсировать или заменить. Ибо то, чем человек является сам по себе, что сопровождает его, когда он один, что никто не может дать или отнять, очевидно, важнее для него, чем все, что он имеет в отношении имущества, или даже то, чем он может быть в глазах. мира. Интеллектуальный человек в полном одиночестве прекрасно развлекается своими мыслями и фантазиями, тогда как никакое разнообразие и общественные удовольствия, театры, экскурсии и развлечения не могут отвратить скуку от тупицы. Добрый, умеренный, мягкий характер может быть счастливым в нужде, в то время как алчный, завистливый и злой человек, даже если он самый богатый в мире, становится несчастным. Нет больше; для того, кто имеет постоянное наслаждение особой индивидуальностью, с высокой степенью интеллекта, большинство удовольствий, за которыми гонится человечество, просто излишни; они даже являются проблемой и бременем. И вот Гораций говорит о себе, что, хотя многие и лишены роскоши жизни, по крайней мере один человек может жить без них:0003

Gemmas, marmor, ebur, Tyrrhena sigilla, tabellas,
Argentum, vestes, Gaetulo murice tinctas
Sunt qui non habeant, est qui non curat habere;

и когда Сократ увидел разбросанные на продажу различные предметы роскоши, он воскликнул: Сколько есть на свете мне не нужно .

Таким образом, первый и самый существенный элемент нашего жизненного счастья — это то, что мы есть, — наша личность, хотя бы по той причине, что она является постоянным фактором, вступающим в действие при любых обстоятельствах: кроме того, в отличие от благ, описываемых в другие две головы, это не забава судьбы и не может быть отнята у нас; — и до сих пор он наделен абсолютной ценностью в отличие от чисто относительной ценности двух других. Следствием этого является то, что гораздо труднее, чем обычно думают, завладеть человеком извне. Но тут в дело вступает всемогущий агент Время и требует свои права, и под его влиянием физические и умственные преимущества постепенно чахнут. Один только нравственный характер остается для него недоступным. Ввиду разрушительного действия времени действительно кажется, что благословения, упомянутые в двух других главах, которых время не может напрямую отнять у нас, превосходили блага первого. К ним можно было бы приписать и другое преимущество, а именно то, что, будучи по самой своей природе объективными и внешними, они достижимы, и каждому предоставляется возможность, по крайней мере, овладеть ими; в то время как то, что субъективно, недоступно нам для приобретения, но проникает через своего рода божественное право , оно остается на всю жизнь непреложным, неотъемлемым, неумолимым роком. Приведу те строки, в которых Гёте описывает, как неизменная судьба назначена каждому человеку в час его рождения, так что он может развиваться только в линиях, предначертанных ему как бы соединениями звезд: и как Сивилла и пророки заявляют, что сам человек никогда не может убежать, и никакая сила времени не может изменить путь, по которому брошена его жизнь: —

Wie an dem Tag, der dich der Welt verliehen,
  Dïe Sonne stand zum Grusse der Planeten,
  Bist alsobald und fort und fort gediehen,
  Nach dem Gesetz, wonach du angetreten.
  So musst du sein, dir kannst du nicht entfliehen,
  So tagten schon Sybillen und Propheten;
  Und keine Zeit, und keine Macht zerstückelt
  Geprägte Form, die lebend sich entwickelt.

Единственное, чего мы можем добиться, это максимально выгодно использовать имеющиеся у нас личные качества и, соответственно, следовать только тем занятиям, которые вызовут их в игру, стремиться к тому совершенству, которого мы достигаем. они признают и избегают каждого другого; следовательно, выбирать положение, занятие и образ жизни, наиболее подходящие для их развития.

Представьте себе человека, наделенного геркулесовой силой, которого обстоятельства вынуждают заниматься сидячим занятием, какой-нибудь мелкой тонкой ручной работой, например, или заниматься учебой и умственным трудом, требующим совсем других сил, и как раз тех, которых у него нет. получил, — вынужден, то есть оставить неиспользованными силы, в которых он исключительно силен; человек, поставленный таким образом, никогда не будет чувствовать себя счастливым всю свою жизнь. Еще более жалкой будет участь человека с интеллектуальными способностями очень высокого порядка, который должен оставить их неразвитыми и безработными в погоне за призванием, которое их не требует, возможно, какой-то телесный труд, для которого его силы недостаточно. Тем не менее в подобных случаях нам следует позаботиться, особенно в юности, о том, чтобы избежать пропасти самонадеянности и не приписывать себе избытка силы, которой там нет.

Поскольку благословения, описанные в первом разделе, явно перевешивают те, которые содержатся в двух других, очевидно, что более мудрым курсом будет нацеливаться на поддержание нашего здоровья и развитие наших способностей, чем на накопление богатства; но это не должно ошибочно означать, что мы должны пренебрегать приобретением необходимого для жизни в достаточном количестве. Богатство в строгом смысле слова, т. е. большой излишек, мало что может сделать для нашего счастья; и многие богатые люди чувствуют себя несчастными только потому, что у них нет подлинной умственной культуры или знаний и, следовательно, нет никаких объективных интересов, которые позволили бы им заниматься интеллектуальной деятельностью. Ибо помимо удовлетворения некоторых реальных и естественных потребностей все, чего может достичь обладание богатством, имеет очень малое влияние на наше счастье в собственном смысле этого слова; на самом деле, богатство скорее беспокоит его, потому что сохранение собственности влечет за собой множество неизбежных забот. И все же люди в тысячу раз больше стремятся к тому, чтобы разбогатеть, чем к тому, чтобы приобрести культуру, хотя совершенно очевидно, что то, что человек — это , гораздо больше способствует его счастью, чем то, что он имеет . Таким образом, вы можете видеть многих людей, трудолюбивых, как муравей, неустанно занятых с утра до ночи в стремлении увеличить свою кучу золота. Вне узкого кругозора средств для этой цели он ничего не знает; его ум пуст и, следовательно, невосприимчив к какому-либо другому влиянию. Наивысшие наслаждения, интеллектуальные, для него недоступны, и он тщетно пытается заменить их мимолетными чувственными удовольствиями, которым он предается, длящимся лишь краткий час и требующим огромных затрат. И если ему повезет, его борьба приведет к тому, что у него будет действительно большая куча золота, которую он оставляет своему наследнику, чтобы либо сделать ее еще больше, либо растратить ее на расточительство. Такая жизнь, хотя и ведется с чувством серьезности и важности, столь же глупа, как и многие другие, символом которых является дурацкая шапка.

То, что человек имеет в себе , есть главный элемент его счастья. Так как это, как правило, очень мало, то большинство тех, кто поставлен вне борьбы с нищетой, чувствуют себя в сущности такими же несчастными, как и те, кто еще занимается ею. Их умы пусты, их воображение тускло, их дух слаб, и поэтому они тянутся к обществу себе подобных — for similis simili gaudet — где они обычно занимаются времяпрепровождением и развлечениями, состоящими по большей части в чувственных удовольствиях. удовольствие, развлечение всякого рода и, наконец, излишество и распутство. Молодой человек из богатой семьи вступает в жизнь с большим состоянием и часто проживает его в невероятно короткий срок, в порочной расточительности; и почему? Просто потому, что и здесь ум пуст и пуст, и поэтому человеку надоедает существование. Он был послан в мир внешне богатым, но внутренне бедным, и его тщетные усилия заключались в том, чтобы внешнее богатство компенсировало его внутреннюю бедность, пытаясь получить все.0023 извне , как старик, стремящийся укрепиться, как это пытались сделать король Давид или маршал де Рекс. И вот, в конце концов, тот, кто беден внутренне, становится беден и внешне.

Мне не нужно настаивать на важности двух других видов благословений, составляющих счастье человеческой жизни; в наши дни ценность обладания ими слишком хорошо известна, чтобы нуждаться в рекламе. Третий класс, правда, может показаться по сравнению со вторым весьма бесплотным, так как он состоит только из чужих мнений. Тем не менее каждый должен стремиться к репутации, то есть к доброму имени. С другой стороны, к званию должны стремиться только те, кто служит государству, а к славе действительно очень немногие. Во всяком случае, на репутацию смотрят как на бесценное сокровище, а на славу — как на самое драгоценное из всех благ, каких только может достичь человек, — как на золотое руно избранных: тогда как только глупцы предпочтут чины имуществу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *