Я понял не продолжай: Не продолжай Я понял что ты мудак, Мем Брежнев

Содержание

«Когда мне говорят, что что-то не положено, я продолжаю идти вперёд»

Смотрю на дочку и вспоминаю, как меня убеждали не тратить силы, ничего не делать и готовиться к ее скорой смерти.  Потом я нашла людей, которые сказали, что ещё поборемся и для которых, я была уверена, моя дочка, ее жизнь, ее достижения —  важны.

Так получилось, что многодетная семья Гариповых, проживающая в республике Коми,  активно помогала в оказании помощи знакомым, у которых родился ребёнок со СМА.  А потом у них родилась девочка, Соня, и мама, наблюдая за дочкой, поняла, что симптомы у детей оказались очень схожими. Мама Сони первая заподозрила диагноз дочки, увидев, как быстро тело младенца становится мягким, как теряются движения, все было очень похоже, и Татьяна сразу набрала номер давно известного ей фонда «Семьи СМА». «Она крошечная, но я уже вижу все симптомы», — говорила мама. И сразу, после официального подтверждения диагноза СМА 1, семья получила полную раннюю консультацию и большую посылку с аспиратором, мешком Амбу, расходными материалами и литературой по заболеванию.

Никто не говорил, что мама  слишком тревожная, суетящаяся и задаёт много вопросов. С первых дней удалось избежать важного: тяжелой моральной травматизации и необратимых нарушений в состоянии ребёнка. Был  быстро намечен  путь, по которому теперь идти вместе, и силы на него не были истрачены в самом начале.

В больнице, где лежала Соня, маме официально выдали справку, в которой говорилось, что заболевание девочки неизлечимое и в аппаратах поддержания жизни она не нуждается, так как неизбежен летальный исход. «Мы не будем вас учить пользоваться НИВЛ на дому, откашливателем, мешком Амбу и выдавать это оборудование вам бесполезно, потому что девочке это не нужно», — вспоминает мама слова местных специалистов, — на мои доводы о том, что ребёнку можно и нужно улучшить качество жизни никто не стал отвечать».

На тот момент Соне было 3,5 месяца, девочке только был подтверждён диагноз, а вскоре сотни детей со СМА получили лечение патогенетической терапией нового поколения в рамках помощи фонда «Круг добра». И Соня вошла в их число.

«Мешком Амбу и аспиратором мы научились пользоваться сами, — делится мама, — я нашла видео-уроки на сайте фонда «Семьи СМА» и обучалась по ним. Сначала ничего не получалось, потом набили руку. Сейчас точно знаю, сколько сантиметров нужно от ушка сосчитать, насколько сантиметров сам аспиратор нужно в носик засунуть. Было страшно, но мы справились. В больнице же только руками разводили, и говорили, что прогноз у ребёнка неблагоприятный, ему ничего уже не нужно. К нам  на дом врач несколько раз приходила и объясняла,  что в любом случае ребёнок скоро умрёт. Только когда Соня получила лечение препаратом нового поколения нам выдали заключение о том, что мы нуждаемся в респираторной поддержке. Но и получение респираторного оборудования — это целая история».

Татьяна связалась  с юристом фонда,  с ее помощью было написано заявление  на имя главного врача детской больницы города  Сыктывкар  о необходимости получения ребёнком респираторного оборудования. «Мы получили отказ, — вспоминает Татьяна, — затем, юрист фонда помогла мне написать новое заявление, уже в Минздрав.

Снова пришёл отказ. Во время посещения нами в Москве «Клиники СМА» пульмонолог выдал нам назначение с точными рекомендациями на необходимое оборудование. И с этим заявлением мы с юристом  снова написали заявление в Минздрав, чтобы нас обеспечили жизненно необходимым оборудованием, параллельно мы написали заявление в прокуратуру, а они подали в суд. Суд обязал Минздрав обеспечить нас оборудованием,  Минздрав дал указание нашей поликлинике снабдить нас всем необходимым. Поликлиника закупила совершенно неподходящее оборудование, самое дешевое, предназначенное для более взрослых детей, которое Соне совершенно не подходило. Но все же,  суд полностью удовлетворил наше заявление. На мой взгляд, мы выиграли суд, так как я уже была подкована, я дала четкие письменные рекомендации профильных специалистов, все назначения, в которых прописывались точные параметры необходимого респираторного оборудования. Суд дал больнице ровно месяц на закупку подходящего оборудования, и они в срочном порядке закупили все, что необходимо.
Правда, маска для НИВЛ не подходила и мы ещё месяца три через прокуратуру добивались нужной маски. Вот такое дело провернули.

А также, с юристом фонда нам удалось получить в рамках госгарантий прогулочную и комнатную кресло-коляски с ручным приводом, а также  опору для стояния (вертикализатор). Это тоже был непростой процесс.  Пришлось добиваться получения именно нужного, подходящего оборудования через индивидуальную закупку. В итоге, все выдали, и главное — опору для стояния   ту, которая нужна,  специализированную, с функцией разведения ног.

 — Татьяна, тяжело ли вам все это преодолевать в моральном плане? Это же непросто, когда сталкиваешься с постоянными отказами, с большим трудом чего-то добиваешься, а тебе выдают совсем не то, и все это длится из года в год?

— Так сложилось, что изначально,  когда Соне только поставили диагноз, у нас не получилось расслабиться. Мы в тонусе с самого рождения дочки. Ну не получилось у нас расслабиться и просто, к примеру, поплакать.

  Иногда мне хотелось, конечно,  днями напролёт рыдать, но как-то я пришла домой и увидела как рыдает наш папа, думая, что его никто не видит.  Я поняла,  что мне нужно его успокоить. И всё, дальше взяли себя в руки и поняли что надо как-то идти и надеяться на лучшее.  Конечно тяжело,  но других вариантов нет. Как дочке быть без респираторного оборудования? У нас же нет денег на него. А раз нет средств, значит, нужно всего, что нужно —  добиваться. Порой опускались руки. Первое время днем я была с Сонечкой, а ночью садилась за компьютер и писала бесконечные заявления везде и всюду: в Минздрав, в  прокуратуру, в  органы социальной защиты, депутатам: дайте, пожалуйста, помогите. Помогают, а потом оказывается, что выдают совсем не то, и весь путь нужно проходить заново: справки, справки, заявления, чтобы донести о том, что за буквами и бумагами — жизнь маленькой девочки. Идёшь, идёшь по этому пути, спотыкаешься, возвращаешься и все начинаешь заново. Помню, как с местным фондом социального страхования  долго созванивались, у меня подробно спрашивали точные параметры коляски для Сони, у ребёнка же такое заболевание, что ей не подойдёт обычная коляска, ее параметры должны строго соответствовать размерам ребёнка, чтобы не усугублялся сколиоз и контрактуры.
   А потом мне звонят из пункта доставки и говорят что фондом социального страхования для Сони была приобретена коляска,  которая предназначена для взрослого человека. Позвонили и сказали: «мы все понимаем, но нужно чтобы вы приехали забрали коляску, которую вам выдали, мы здесь не причём». Ну как так, ну ребёнок же у меня маленький, зачем ей взрослая коляска,  мы так долго просили  нужную коляску именно по нашим параметрам. Я ехала в машине, глотала слёзы, и спрашивала, как же так можно, мы  столько обсуждали, каждый сантиметр. А на следующее утро я снова взяла себя в руки, И стала продолжать всё объяснять, доказывать и ждать именно ту коляску, которая нужна.

Соня с папой

Когда в конце-концов получаешь то,  на что были потрачены большие усилия, появляются огромные силы. Ты понимаешь, что можешь справиться. Все это сложно,  но можно и нужно  идти дальше. Если мы не будем так делать, что будет с нашими детьми?   Я знаю, что сейчас у дочки очень важный период, когда, насколько возможно,  можно избежать тяжелых нарушений.

  А вообще, я сильный человек. Я знаю,  что некоторым родителям весь этот путь  дается намного тяжелее, ведь у всех разные внутренние ресурсы. Мне не так тяжело. Переживаю, очень, но сложные ситуации не выбивают меня из колеи, я всегда продолжаю  идти дальше,  что бы ни было.

— То есть, как я поняла, когда вам говорят «нет» — это становится для вас началом новых действий, а не  закрытую дверь

— Когда дело касается ребёнка, любую закрытую дверь я пытаюсь открыть. Когда мне говорят что что-то не положено, я продолжаю идти вперёд. Но здесь очень важно быть в кругу единомышленников, и я их нашла в фонде «Семьи СМА». Сотрудники фонда постоянно со мной на связи, на все вопросы сразу получаю нужный ответ, они работают и как психологи,  и как специалисты. Когда тебя поддерживают, все быстрее получается. И тут я не могу не вспомнить один случай, где поддержка специалистов фонда особенно окрылила меня.

Не так давно мы с Соней ездили на реабилитацию в Пензу. Взяли  с собой нашу коляску, которую с таким трудом добились, получили её от  ФСС (СФР с 1. 01.2023), и на которую не могли нарадоваться, в ней ребёнку было очень комфортно. Нам сказали ее сдать у трапа в грузовой отдел. Я её сдала и попросила грузчиков быть крайне осторожными, объяснила, что коляска очень дорогая и обращаться с ней нужно  аккуратно. Они сказали, чтобы я не волновалась, все будет хорошо. Когда мы прилетели и получили из багажного отделения коляску, я была шокирована. Коляска просто валялась в грязи, была порвана и разломана. Когда я стала возмущаться по этому поводу, мне сказали забирать коляску и уходить.  В отчаянии я стала думать, что я могу в этой ситуации сделать?  Был выходной, ну кому я могу позвонить, кто мне поможет? Я набрала телефон Елены, юриста фонда, просто так сложилось, что в любых критических ситуациях я звоню ей, и этот телефон я всегда набираю, когда меня настигают какие-то жуткие ситуации.   И несмотря на выходной, мне ответили. А дальше, я получала важные рекомендации. В первую очередь, мне пришлось сказать, что никуда не уйду, попросила немедленно составить акт поломки коляски.

Мне ответили, что это невозможно, поскольку выходной день.  Я сказала, что без этого акта с места не тронусь и призвала рядом стоящих людей быть свидетелями. «Какой акт, женщина, берите коляску какая есть и спокойно уезжайте домой», — постоянно слышала я.  Я попросила позвать  каких угодно сотрудников, которые могли бы составить акт, все делала под диктовку юриста на телефоне. В результате, я сама все сфотографировала,  под диктовку юриста составила акт, а сотрудник полиции под ним подписался.  Я обратилась ко всем людям, которые присутствовали в зале аэропорта с просьбой подписаться и подтвердить, что коляска сломана. Затем юрист мне сказала, что нужно написать жалобу в Аэрофлот, мы с ней вместе написали эту жалобу о том, что коляска поломана и просим компенсировать  ее стоимость. В конце концов, мне пришло сообщение  о том, что я должна купить новую коляску, а  аэрофлот её стоимость мне компенсирует. Но как же я могу купить коляску за 300 000? Таких денег нет в  семьях, где растут дети-инвалиды, которым постоянно нужно покупать что-то специализированное. В итоге, мы переписывались с Аэрофлотом месяца четыре,  я уже решила, что пусть все закончится так, как оно должно закончиться,  сил ни на что уже не было.  И мы с юристом фонда  пишем последнее письмо в Аэрофлот, в котором просто объяснили все как есть, что таких денег наличными в семье нет и не будет, и неоткуда взять, а вы лишили ребёнка главного средства передвижения. И знаете, после этого письма Аэрофлот написал,  чтобы мы прислали счёт на новую коляску, а они полностью компенсируют ее стоимость. В результате, денежные средства были переведены и мы купили очень хорошую коляску.

Повторю, очень важно иметь поддержку, она у меня большая от сотрудников фонда. Здесь помогут и любую ситуацию доведут до конца. Никогда не скажут, что устали, некогда и очень профессионально разбираются в своих профильных вопросах. Как, куда, зачем — все направят и объяснят. И не только направляют, а и дальше ведут, ведут.

Соня в зоопарке

Я сейчас смотрю на Соню и понимаю,  что у неё  хорошее состояние, и это придаёт мне силы.   Когда в восемь месяцев я её везла  на укол лекарством нового поколения,   она не держала голову, не поворачивалась, просто лежала и была практически обездвижена. Потом, потихоньку она стала держать голову, и если мне задают вопросы, что вы ожидаете от состояния Сони дальше, я отвечаю, что если ребёнок будет жить — это уже хорошо, с остальным мы будем работать. Мы поставили дома большую ванную, чтобы она плавала каждый день,  мы  с ней постоянно занимаемся.   Дочке сейчас 2,9 года, она сама садится,  сама сползает с кровати, стоит возле кровати. встаёт в стойку ползания. Она может облокотиться на руки и самостоятельно встать на коленки, очень быстро передвигается  по-пластунски. Недавно начала разговаривать. Во всю катается на активной коляске, хорошо держит спину. Все это вижу и вспоминаю, как меня убеждали не тратить силы, ничего не делать и готовиться к ее скорой смерти.  Потом я нашла людей, которые сказали, что ещё поборемся и для которых, я была уверена, моя дочка, ее жизнь, ее достижения —  важны.   А с  завтрашнего дня мы начинаем ходить на иппотерапию …

Беседовала
Елена Вербенина

Помощь семье оказывалась в рамках подпрограммы комплексного сопровождения семей со спинальной мышечной атрофией «Помощь семьям», которая реализуется с использованием пожертвования Благотворительного Фонда «Абсолют-помощь», а также в рамках проекта сопровождения семей «Адаптация», который реализуется с использованием грантовых средств Фонда Президентских Грантов

Читать онлайн «Я продолжаю жить!», Ольга Ткачева – Литрес

Редактор Елена Мельникова

Иллюстратор Наталья Васильева

Дизайнер обложки Наталья Васильева

Корректор Елена Морозова

© Ольга Ткачева, 2020

© Наталья Васильева, иллюстрации, 2020

© Наталья Васильева, дизайн обложки, 2020

ISBN 978-5-0051-6217-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

В онкологии очень важна радость

Марина Кузьмина, врач:

«В клинике, где я работаю, есть врач – пожилой мужчина, опытный онколог. Человек, который видел смерть в лицо и знает всю статистику. В его кабинете сто тысяч людей рыдали навзрыд. От таких эмоций у любого побегут мурашки по коже, даже если просто пройти рядом. Но я не видела этого врача подавленным или угнетенным, потому что он выбрал образ шута.

Да, он бывает веселым и даже беспечным. Он шутит, смеется, подключает фантазию. Дает оптимистичные, порой, нереалистичные прогнозы. Подтрунивает над коллегами, прибегает к черному юмору. Скажете: чокнутый? Нет, для меня он гений! Он создает образ «веселого онколога», чтобы не поддерживать эмоции горя, безнадежности и страха. Он сознательно смещает фокус внимания с негатива и пытается зародить в людях мысль, что онкология не равняется смерти, что в ней тоже есть ЖИЗНЬ!

Он веселится – каждый день, каждую смену и своим поведением учит людей смотреть на болезнь с другого ракурса. Когда я поняла, что он делает, это перевернуло и мое мировоззрение тоже!

Сохранять радость жизни – вот что важно для любого врача-онколога, психолога и всякого человека, работающего с онкобольными. Понимаете, у этих людей есть только «сегодня», а оно заключается в мелочах. Хорошая погода, вкусная еда, интересная книга или встреча – с ними важно говорить об этих простых вещах. Из них соткана жизнь. А замечать такие мелочи можно, только когда сам не утратил способность им радоваться.

Вот почему онкология кажется мне самым крутым разделом медицины. В нем, как в самом сложном, как в самом сильном по отрицательным эмоциям разделе, содержится невероятный потенциал для душевной силы, для жизни! И этот потенциал не способна уничтожить смерть. Поэтому для онкобольных нужно писать книги, сочинять стихи, рисовать картины, приглашать к ним клоунов. Делать что угодно, что нравится, что умеешь, главное – с правильным настроем. С настроем подарить им сегодня, сейчас несколько минут живых эмоций, чтобы они почувствовали, как продолжается их жизнь».

 
        Посвящается всем, кто потерял
        или боится потерять своих близких
 

Глава 1

Летом я особенно любил наблюдать за облаками. Знаете, разглядывать их совсем не скучно. Иногда они казались мне белыми барашками – точь-в-точь такими же, как в стаде знакомого аташки1 Али. Я представлял, как они путешествуют по свету и видят все моря и океаны. Много раз я мечтал отправиться с ними. И вот я здесь. Мне только что исполнилось двенадцать, и мой мир перевернулся. Теперь я сижу на облаке и смотрю на землю. Разглядываю места, где живут мои родные люди. Они, как и я когда-то, ходят босиком по скошенной траве. Слушают щебет птиц по утрам и спешат к завтраку, едва аромат свежеиспеченного хлеба наполняет дом.

Сколько себя помню, хлеб всегда пекла мама. Вкуснее я не ел ничего на свете! Она любила готовить и проводила на кухне все свободное время. Семья у нас была большая – пять человек, но хлопоты у плиты доставляли маме радость. Даже обычный завтрак она превращала в маленькое волшебство. Застилала стол белоснежной скатертью, расставляла чашки с маками, а в центр ставила пиалу с вареньем. Больше всего я любил клубничное. Бывало, прибегу на кухню, сяду на стул и тихонечко, чтобы волшебство не рассеялось, наблюдаю, как мама накрывает на стол. А мама намазывает масло на ломтики хлеба, поглядывает на меня и улыбается. В эти минуты мне становилось радостно и сердце стучало быстрее. Отчего? И сам не знаю. Чуть позже на кухню приходили папа и сестры. Мы усаживались пить чай. Папа шутил, а я макал кусочки теплого хлеба в клубничное варенье и закрывал глаза от удовольствия.

Как-то в середине лета мама попросила меня и папу сходить к старой урючине и набрать ягод для абрикосового варенья. Дорога к дереву проходила мимо луга, на котором аташка Али пас своих овец. Я познакомился с ним ранней весной, когда мы переехали в этот дом, и я стал бегать на речку с соседскими мальчишками. Там мы с ребятами пускали кораблики, строили запруды, а по дороге домой я обязательно останавливался, чтобы поздороваться с аташкой – высоким, седовласым чабаном в длинном расшитом узорами чапане2. Он рассказывал интересные истории, но глаза у него почему-то всегда были грустными. Всякий раз я хотел развеселить аташку, но поговорить долго нам никак не удавалось. Может быть, сегодня, если мама отпустит меня за урюком одного, я смогу задержаться у него подольше и чем-нибудь его рассмешу?

В тот год мне исполнилось шесть лет, и я решил показать маме, что могу вполне справиться с делом для взрослых самостоятельно. После завтрака я выбежал во двор, нашел подходящее ведро и наполнил его водой из арыка.

– Мама, смотри, мне нетяжело, – сказал я, поднимая ведро двумя руками. – Можно я сам схожу за урюком?

– Совсем большой стал, – улыбнулась мама, – придется отпустить.

Чувство радости наполнило меня теплом от пальцев на ногах до самой макушки! Мне хотелось поскорее выскочить на улицу и закричать: «Ура-ура!» Ведь мое желание исполнилось, а когда желания исполняются, то больше всего на свете хочется кричать и прыгать от радости. Уж я-то знаю! Я так же скакал, когда папа принес в конце зимы рыжего щенка, завернутого в куртку. Я назвал его Шариком и всю весну брал с собой на речку. Вот и сегодня позову его с собой.

Я подошел к деревянной будке у забора, заглянул в окошко и важно скомандовал:

– Шарик, за мной! Мы идем собирать урюк вдвоем!

Шарик тут же выскочил и завилял хвостом, как будто понял, какую радостную новость я ему сообщил.

Старая урючина росла у речки, недалеко от дома. Дорогу к ней я знал прекрасно и бежал со всех ног, чтобы поскорее набрать ягод и встретиться с аташкой. Своего дедушку я видел редко, он жил в городе, и мне его очень не хватало. Наверное, поэтому я полюбил приходить сюда. Через истории, которые рассказывал аташка, я понимал, что жизнь бывает разной и в ней есть место добру и злу, радости и грусти, а за темной ночью наступает светлый день.

У аташки была нелегкая судьба: его отец погиб на войне, а сам он с одиннадцати лет помогал матери в колхозе – пас овец. По совершеннолетию женился, но Бог так и не дал им с женой детей. Когда аташка говорил об этом, глаза его темнели. Зато к нему на луг сбегалась детвора со всей округи. Аташка рассказывал сказки и угощал ребят конфетами, которые всегда водились в карманах его потертого чапана.

А еще этой весной у него в отаре родился черный ягненок, и аташка назвал его Цыган. Малыш так забавно крутился на месте и так ловко отстукивал ножками, что со стороны движения походили на зажигательный танец. Мы с мальчишками собирались на него посмотреть и смеялись от души, а аташка говорил, что такого ягненка за все время, что пасет овец, не встречал и тоже смеялся. Потом ягненок вырос и танцевать перестал, но мы вспоминали его «номера» и снова смеялись. Вот только глаза у аташки все равно быстро становились грустными.

Урюк созрел и начал опадать. Придя под дерево, я перво-наперво собрал самые красивые, немятые ягоды в траве, а потом взобрался повыше и потряс большую ветку. Урюк солнечным градом затарабанил о землю. Шарик звонко лаял и пытался схватить ягоды зубами. Я спустился и быстро наполнил ведро. «Этого маме точно хватит для варенья», – подумал я и поспешил к аташке. Схватился за ручку, но с большим усилием оторвал ведро от земли.

– Вот жеж тяжелое! – выдохнул я. – С водой, казалось, было легче. Но ничего, донесу. Шарик, идем!

Как бы я ни торопился, ведро не давало ускорить шаг. И когда до поляны с высоким карагачем оставалось пару метров, я заметил аташку и закричал:

– Ата, ата, это я!

Чабан обернулся и помахал мне рукой. Увидев, что я волоку тяжелое ведро, аташка пошел мне навстречу.

– Что же ты один, Равиль? – удивился ата. – Неужто не нашлось никого покрепче и постарше пойти за урюком?

– Я сам так захотел, – сказал я важно.

– Вот те раз! – всплеснул руками ата. – И мама тебя отпустила?

– Конечно! Я показал ей, что сильный, как папа, – продолжал я гордо.

– Давай помогу, силач, – засмеялся аташка и взялся за ручку ведра с другой стороны.

– Мне совсем не тяжело, – оправдывался я, – просто я очень спешил и выдохся немного.

– А куда спешил? Домой?

– Нет, к тебе, – ответил я и отчего-то смутился, а аташка расплылся в улыбке – широкой и доброй. Мне понравилось, как в этот миг преобразилось его смуглое лицо: оно как будто засветилось солнцем, а глубокие морщины стали глаже. Он взглянул на меня нежно и сказал:

 

– Ну пойдем под карагач, отдохнешь в прохладе.

Аташка скинул с плеч чапан и постелил его на землю. Мы сели рядышком, укрывшись от жаркого солнца в тени раскидистого дерева. Ели сочный урюк и угощали Шарика.

– Забавный он у тебя, – улыбнулся аташка, – первый раз вижу, чтобы собака ела урюк.

– А я никогда не видел, как танцуют ягнята, – кивнул я в сторону Цыгана, и мы засмеялись. – Знаешь, ата, когда я вырасту, тоже заведу себе отару, – сказал я серьезно. – И буду пасти ее на этом же лугу, рядом с тобой.

Ата засмеялся, погладил мои черные кудряшки и сказал:

– Хороший ты мальчик, Равилька. Не подарил мне Бог внуков, зато с тобой я не чувствую себя одиноким.

– Ата, а давай истории про облака придумывать?

– Давай. Облака сегодня красивые.

Я поднял голову и протянул вверх указательный палец:

– Смотри, ата, это облако похоже на хромую лошадь в яблоко, а то, другое, вылитый белый барашек. Наверное, у него такая же мягкая шерсть, как у твоих овец. А вон еще один барашек, и еще. Да тут целая отара!

Я даже привстал, пытаясь их всех сосчитать.

– А ты знал, что на море тоже есть барашки? – спросил ата.

– Нет, – удивился я.

– Так называют белые завитки на волнах, потому что они похожи на шерсть барашков.

– А кто их пасет?

– Ветер-проказник, он за ними приглядывает.

– Как бы я хотел увидеть морских барашков! Я ведь знаю названия всех океанов и морей, но видел их только на картинках.

– Погоди, подрастешь немного и обязательно увидишь.

Я снова почувствовал, как теплая ладонь коснулась моей головы.

– Ты, главное, не предавай свою мечту, помни о ней.

– А ты мечтаешь о чем-нибудь, ата?

– Я прожил долгую жизнь, многое повидал, но одну мечту все же хранил в своем сердце. И сбылась она благодаря тебе, – сказал ата и так сильно прижал меня к груди, что я услышал, как стучит его сердце.

Мы просидели в тишине несколько минут. Больше он ничего не говорил. Но я понял, что стал для него не просто знакомым мальчишкой. Я стал ему внуком, о котором он долго мечтал.

Громкий лай Шарика прервал наше молчание.

– Пора идти домой, – с грустью сказал я, – иначе мама будет волноваться.

– Иди, Равиль, еще увидимся, – ответил аташка и заботливо спросил: – Помочь тебе с ведром?

– Нет, я хочу сам, – решительным тоном сказал я и взглянул на небо, чтобы попрощаться с облаками.

Там простирался океан! Облака, как морские барашки, бежали от старого карагача далеко за речку. Я постарался запомнить, как они выглядят, чтобы потом нарисовать. Очень уж захотел сохранить этот счастливый день в памяти аташки. «Нарисую это небо, – подумал я, – и карагач. А под ним себя и аташку. Мы сядем обнявшись и станем считать облака. А рядом будет вытанцовывать черный ягненок по прозвищу Цыган. Думаю, глядя на рисунок, аташка засмеется. И из его глаз навсегда исчезнет грусть».

– Я скоро вернусь, – сказал я аташке, взял ведро и пошел домой.

Ошибка невозвратных издержек — Лаборатория принятия решений

Заблуждение Невозвратные затраты описывает нашу склонность доводить дело до конца, если мы уже вложили в него время, усилия или деньги, независимо от того, перевешивают ли текущие затраты выгоды.

Где происходит это смещение

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в условиях, которые не оптимизированы для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Представьте, что несколько недель назад вы купили билет на концерт за 50 долларов. В день концерта тебя тошнит, а на улице идет дождь. Вы знаете, что из-за дождя на дорогах будет хуже и что вы рискуете заболеть, пойдя на концерт. Хотя кажется, что нынешние недостатки перевешивают преимущества, почему вы, скорее всего, решите пойти на концерт?

Это известно как ошибка необратимых затрат. Мы, вероятно, продолжим начинание, если мы уже вложили в него средства, будь то денежные вложения или усилия, которые мы вложили в решение. Это часто означает, что мы идем против доказательств, которые показывают, что это больше не лучшее решение, например, болезнь или погода, влияющая на событие.

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Связанные предубеждения

  • Предубеждения по обязательствам

Индивидуальные эффекты

С экономической точки зрения невозвратные затраты — это затраты, которые уже были понесены и не могут быть выздоровел. 1 В предыдущем примере 50 долларов, потраченные на билеты на концерт, не будут возвращены независимо от того, посетили вы концерт или нет. Следовательно, это не должно быть фактором в нашем текущем принятии решений, потому что иррационально использовать безвозвратные затраты в качестве обоснования для принятия текущего решения. Если бы мы действовали рационально, то учитывались бы только будущие затраты и выгоды, потому что независимо от того, что мы уже вложили, мы не вернем это, независимо от того, выполним ли мы свое решение или нет.

Ошибка невозвратных издержек означает, что мы принимаем иррациональные решения, потому что учитываем влияние, отличное от текущих альтернатив. Заблуждение затрагивает множество различных областей нашей жизни, что приводит к неоптимальным результатам.

Эти результаты варьируются от решения остаться с партнером, даже если мы несчастливы, потому что уже потратили на него годы нашей жизни, до продолжения расходования денег на ремонт старого дома, даже если дешевле купить новый, потому что мы уже вложили в него деньги.

Системные эффекты

Ошибка необратимых затрат влияет не только на мелкие повседневные решения, такие как посещение концерта. Доказано также, что это влияет на решения, принимаемые правительствами и компаниями.

Известным примером ошибки необратимых затрат, влияющей на крупномасштабные решения, является ошибка Согласия. В 1956 году Комитет по сверхзвуковым транспортным самолетам собрался, чтобы обсудить создание сверхзвукового самолета «Конкорд». 2 Французские и британские производители двигателей, а также правительства Франции и Великобритании участвовали в проекте, стоимость которого оценивалась почти в 100 миллионов долларов. 3 Задолго до того, как проект был завершен, стало ясно, что расходы растут и что финансовые выгоды от использования самолета не компенсируют их. 4 Однако проект продолжился. Производители и правительства продолжили проект, потому что они уже сделали значительные финансовые вложения и посвятили проекту много времени. 4 В конечном итоге это привело к тому, что миллионы долларов были потрачены впустую, а Concorde проработал менее 30 лет. 2

Если правительства и крупные компании, подобные тем, которые участвуют в проекте Concorde, подвержены когнитивным заблуждениям, таким как заблуждение о невозвратных затратах, легко увидеть, что значительные суммы денег, времени и усилий тратятся впустую, потому что невозвратные затраты никогда не будут возмещены, независимо от того, будет ли проект закрыт. Поскольку правительства иногда используют деньги налогоплательщиков для проектов, их приверженность заблуждению о невозвратных затратах может негативно сказаться на всех нас.

Почему это происходит

Ошибка невозвратных издержек возникает потому, что мы не являемся чисто рациональными лицами, принимающими решения, и часто находимся под влиянием наших эмоций. Когда мы ранее инвестировали в выбор, мы, вероятно, будем чувствовать вину или сожаление, если не доведем это решение до конца. Заблуждение о невозвратных издержках связано с предубеждением о приверженности , когда мы продолжаем поддерживать наши прошлые решения, несмотря на новые данные, свидетельствующие о том, что это не лучший образ действий.

Мы не учитываем, что время, усилия или деньги, которые мы уже потратили, не будут возмещены. В конечном итоге мы принимаем решения, основанные на прошлых затратах, а не на настоящих и будущих затратах и ​​выгодах, которые являются единственными, которые рационально должны иметь значение.

Ошибка необратимых затрат может частично возникать из-за неприятия потерь , что описывает тот факт, что влияние убытков ощущается нами намного хуже, чем влияние прибылей. У нас больше шансов избежать потерь, чем искать выгоды. Мы можем чувствовать, что наши прошлые инвестиции будут «потеряны», если мы не выполним принятое решение, и примем решение, основанное на неприятии потерь, а не на рассмотрении выгод, которые были бы получены, если бы мы не продолжали свое обязательство.

Одна из причин, по которой несоблюдение решения приводит к чувству потери, заключается в том, что все усилия строятся вместе, а не поэтапно. Если мы не доводим до конца какое-то решение, то речь идет о неудаче, даже если последующее решение не совершать дальнейших действий было в наших интересах. Даже если затраты выше, когда мы решаем выполнить какое-то решение, например пойти на концерт, несмотря на дождь и холод, мы все равно можем представить повествование как общий успех. В противном случае история была бы такова, что мы потратили 50 долларов впустую, а не приняли разумное решение для своего здоровья и благополучия.

Почему это важно

Как видно из различных примеров, обсуждаемых в этой статье, ошибка невозвратных затрат влияет на многие аспекты нашей повседневной жизни, а также на более важные решения, которые имеют долгосрочные последствия. Ошибка невозвратных издержек означает, что мы принимаем иррациональные решения, которые приводят к неоптимальным результатам. Мы сосредоточены на наших прошлых инвестициях, а не на наших нынешних и будущих затратах и ​​выгодах, а это означает, что мы обязуемся принимать решения, которые больше не отвечают нашим интересам.

Заблуждение о невозвратных затратах — это порочный круг, потому что мы продолжаем вкладывать деньги, время и усилия в дела, в которые мы уже вложили. Чем больше мы вкладываем, тем больше мы чувствуем себя приверженными продолжению дела и тем больше ресурсов мы, вероятно, вложим, чтобы выполнить свое решение.

Как этого избежать

Несмотря на то, что трудно преодолеть врожденные когнитивные заблуждения, если мы знаем об ошибке необратимых затрат, мы можем попытаться убедиться, что мы фокусируемся на текущих и будущих затратах и ​​выгодах, а не на прошлых обязательствах. Мы должны сосредоточиться на конкретных действиях, а не на чувстве расточительности или вины, которое сопровождает отказ от предыдущего обязательства, поскольку исследования показали, что, когда мы удерживаемся от принятия решений, основанных на наших эмоциях, последствия ошибки невозвратных затрат уменьшаются. 5

Однако нам трудно игнорировать свои эмоции, поскольку они сильно влияют на наши решения. Вместо этого мы можем обратиться к технологиям, которые помогут нам принимать решения. Системы информационных технологий делают рациональный выбор, и на них не влияет цепочка решений, которые были приняты ранее. 6

Как все начиналось

Ученые-бихевиористы и экономисты постоянно пытаются понять причины, по которым мы принимаем иррациональные решения. Ричард Талер, пионер бихевиористской науки, впервые ввел заблуждение о необратимых издержках, предположив, что «плата за право использовать товар или услугу увеличивает скорость использования товара» (19).80, стр. 47). 7

Два известных психолога, Хэл Аркес и Кэтрин Блумер, хотели на практике изучить эффект невозвратных издержек, чтобы расширить определение Талера за пределы денег. Они определили заблуждение как «большую склонность продолжать начинание после того, как были вложены деньги, усилия или время» (1985, стр. 124). 8

Аркес и Блумер провели несколько экспериментов, чтобы показать, что при принятии решений на людей влияла ошибка невозвратных издержек. Первым экспериментом было анкетирование, в котором участников просили представить, что они потратили 100 долларов на лыжную поездку в Мичиган, а затем 50 долларов на лыжную поездку в Висконсин, не понимая, что билеты были на одни и те же выходные. Им сказали, что, по их мнению, поездка в Висконсин им больше понравится. Затем участников спросили, на какой из лыжных маршрутов они пойдут, если уже слишком поздно возвращать любой из билетов.

54% участников заявили, что поедут в Мичиган, хотя рациональным выбором было бы поехать на лыжную прогулку, которая была бы наиболее приятной, потому что затраты в любом случае теряются. Аркес и Блумер пришли к выводу, что более половины участников выбрали Мичиган, потому что они сделали более крупные первоначальные инвестиции, что свидетельствует об ошибке невозвратных затрат.

Аркес и Блумер хотели убедиться, что ошибка невозвратных издержек по-прежнему очевидна в реальной ситуации, а не в гипотетической анкете. Исследователи решили предоставить сезонные билеты со скидкой в ​​театре, чтобы посмотреть, повлияют ли деньги, потраченные на билет, на то, как часто люди посещают спектакли.

Люди либо платили по обычной цене (15 долларов), либо получали скидку в 2 доллара, либо получали скидку в 7 долларов, но только после того, как указывали, что хотят купить сезонный билет (это показывало, что они готовы платить обычную цену). Затем Аркес и Блумер записали, сколько шоу посетил каждый человек, и обнаружили, что люди из группы без скидок посетили в среднем 4,11 шоу по сравнению с 3,32 шоу для людей в группе со скидкой 2 доллара и 3,29 шоу для людей в группе со скидкой 7 долларов. Аркес и Блумер пришли к выводу, что причина различий между группами заключалась в том, что у группы без скидок были самые большие необратимые затраты, и поэтому они продолжали тратить свое время на походы в театр. 8

Пример 1. Решения в области образования

Инвестирование в образование требует больших усилий, времени и денег, часто еще до того, как оно начнется. Таким образом, затраты на образование можно рассматривать как невозвратные затраты.

Поскольку образование может быть очень дорогим, а высшие учебные заведения в США в 2016–2017 годах составили индустрию с оборотом 584 миллиарда долларов, 9 психолог доктор Мартин Коулман хотел выяснить, имеет ли место заблуждение о невозвратных затратах в отношении решений о продолжении образования. 10

Всем участникам Коулманса сказали, что им предложили работу, которая требовала от них получения квалификации в области коммуникативных навыков, что стоило около 100 долларов. Им сказали, что их работодатели сказали, что все курсы одинаковы, и они могут пройти любой из них. Участникам сказали, что они нашли тот, у которого был проходной балл 75%, который только сегодня имел скидку. Некоторым участникам была установлена ​​льготная ставка в размере 50 долларов, другим — 100 долларов, а третьим — 150 долларов, и им сказали, что они подписались, чтобы не пропустить сделку.

Затем участникам сообщили, что их друг нашел такой же бесплатный курс с вероятностью успеха 85%, поэтому они записали вас. Затем участникам были заданы следующие вопросы:

Посещаете ли вы занятия в колледже, на которые вы потратили меньше/больше/больше бюджета? Вы ходите на бесплатные занятия с лучшими шансами на успех, или вы посещаете несколько из каждого?

Рациональным решением для участников было бы пойти на занятия с 85-процентным проходным баллом, так как именно это решение повышает их шансы на успех. Однако Коулман обнаружил, что участники, которые потратили больше бюджета (150 долларов США), со значительно большей вероятностью останутся приверженными начальному курсу даже при более низком уровне успешности по сравнению с теми участниками, которые потратили меньше бюджета на начальный курс. 10

Это исследование показало, что чем больше денег мы изначально инвестируем в образование, тем больше вероятность того, что мы продолжим его из-за ошибки невозвратных затрат.

Пример 2. Просмотр скучных фильмов

Вы когда-нибудь через 30 минут после просмотра фильма понимали, что он вам не нравится, но вы все равно продолжаете его смотреть? Это происходит из-за ошибки невозвратных затрат. Мы продолжаем тратить время на скучный фильм, ведь мы уже потратили на него 30 минут своего времени.

Вероятность того, что мы продолжим смотреть скучный фильм, тем выше, чем мы моложе. ДжоНелл Строу, психолог, интересующийся тем, как возраст влияет на принятие решений, вместе с группой исследователей исследовал это явление. 11

Участникам исследования Строу было от 18 до 27 лет или от 58 до 91 года. Все участники увидели виньетки двух сценариев. В первом сценарии участникам сказали, что они заплатили 10,95 долларов за просмотр фильма по платному телевидению, а через пять минут им стало скучно, и фильм показался им плохим. В следующих виньетках участники увидели тот же сценарий, но без финансовых вложений. Затем участникам было предложено пять вариантов для каждого из двух сценариев: полностью прекратить просмотр, смотреть еще пять минут, смотреть еще десять минут, смотреть еще тридцать минут или смотреть до конца.

Строу обнаружил, что участники в возрастной группе от 58 до 91 года с меньшей вероятностью станут жертвами заблуждения о невозвратных затратах, а это означает, что они с меньшей вероятностью досмотрят фильм до конца или продолжат смотреть его в течение длительного периода времени. Кроме того, участники старшего возраста с большей вероятностью были согласны со своим решением для обоих сценариев. Строу пришел к выводу, что более молодые люди более подвержены влиянию заблуждения о невозвратных издержках и менее последовательны в своих решениях. 11

Резюме

Что это такое

Заблуждение необратимых затрат описывает нашу склонность продолжать заниматься делом, которое мы уже обязались инвестировать в него деньги, время или усилия, даже если эти затраты не возмещаются.

Почему это происходит

Ошибка невозвратных затрат возникает из-за того, что наши эмоции часто заставляют нас отклоняться от рациональных решений. Отказ от начинания после того, как он взял на себя обязательство и вложил в него ресурсы, может вызвать негативное чувство вины и расточительство. Поскольку мы хотим избежать негативного чувства потери, мы, вероятно, доведем до конца решение, в которое мы вложили средства, даже если оно не отвечает нашим интересам.

Пример 1. Выбор образования

Образование в США — это миллиардная индустрия, и часто нас просят заранее оплатить образовательные программы. Однажды заплатив за конкретную программу, мы вряд ли от нее откажемся, даже если найдем бесплатную программу с более высоким уровнем успеха, потому что мы уже вложили деньги в программу.

Пример 2. Скучные фильмы

Ошибка невозвратных затрат также влияет на более мелкие повседневные решения, такие как продолжение просмотра фильма, даже если он скучный. Мы, вероятно, продолжим смотреть фильм, если мы вложили в него время и деньги, даже если эти инвестиции не могут быть возмещены, продолжая смотреть фильм. Возраст, похоже, влияет на то, сколько времени мы готовы продолжать смотреть фильм, поскольку молодые люди более восприимчивы к заблуждению о невозвратных затратах.

Как этого избежать

Поскольку ошибочное мнение о невозвратных затратах вызвано нашим желанием избежать негативных эмоций, мы должны попытаться исключить свои эмоции из уравнения при принятии решения. Однако эмоции сильны, и их трудно игнорировать. Вместо этого мы можем захотеть использовать технологии, которые помогут нам принимать решения, когда речь идет о сценариях, в которых на нас может повлиять ошибка необратимых затрат.

Связанные статьи TDL

Неприятие потерь

Заблуждение о невозвратных издержках тесно связано с предубеждением о неприятии потерь, которое описывает, как боль от потери психологически более сильна, чем удовольствие от приобретения. Прочитайте эту статью TDL, чтобы узнать, как это предубеждение заставляет нас покупать страховку, избегать стоящих финансовых рисков и как его преодоление может привести к очень выгодным решениям.

Эффект приманки

Мы обсуждали, как фрейминг может влиять на принятие решений, вызывая ошибку невозвратных затрат. В этой статье обсуждается другой метод воздействия на потребителей — эффект приманки. Этот эффект возникает, когда в дополнение к двум альтернативам добавляется третья, чтобы повлиять на наше восприятие исходного выбора. Прочтите эту статью, чтобы узнать больше об этом трюке и о том, как его избежать.

Объяснение концовки «Не волнуйся, дорогая»

Внимание: этот пост содержит спойлеры для Не волнуйся, дорогая

В начале Не волнуйся Дорогая , который выходит на HBO Max 7 ноября, наша героиня Элис (Флоренс Пью) начинает подозревать, что что-то неладно. Элис и ее красавчик-муж Джек (Гарри Стайлс) — идеальные герои противоречивого и долгожданного продолжения Оливии Уайлд после « Booksmart 9».0004, ее режиссерский дебют. Они живут в пустынном пригороде Палм-Спрингс эпохи 1950-х годов, усеянном аккуратными современными домами середины века. Они молоды и глубоко влюблены, одна из многих пар, которые живут завидной жизнью, наполненной коктейльными вечеринками у бассейна.

Культовая фигура по имени Фрэнк (Крис Пайн) правит городом компании, который он назвал Виктори. Подчиненным Фрэнка запрещено делиться какой-либо информацией о своей работе со своими супругами или семьями. Каждый день мужья уезжают в бункер в пустыне, где работают над сверхсекретным проектом, в то время как их партнеры остаются дома, чтобы убираться, готовить, делать покупки и сплетничать.

Зрителям может показаться странным, что все эти прекрасно причесанные жены выходят из своих домов на общий тупик каждое утро в одно и то же время, чтобы отправить своих мужей на работу. Но Алиса не улавливает большую загадку фильма, пока не разбивает целую коробку яиц и не обнаруживает, что в них отсутствуют желтки.

Подробнее: Не волнуйся, дорогая Несовершенен, но не так плох, как могли бы надеяться его недоброжелатели

Она бродит по пустыне, видит бункер, где работают мужчины, и исследует его. На протяжении фильма Алиса спорит с несколькими мужчинами, которые отвергают ее опасения как приступы женской истерии.

Возможно, вы здесь, потому что вам интересна драма вокруг фильма, которая временами затмевала сам фильм. Возможно, вы заметили, что маркетинг вокруг фильма намекает на большой поворот. Или, может быть, вы видели фильм и хотите глубже понять, что все это значит.

Вот все, что вам нужно знать о концовке Не волнуйся, дорогая .

Что происходит в фильме?

Оливия Уайлд и Флоренс Пью в Не волнуйся, дорогая

Меррик Мортон — Warner Bros. Женам запрещено выходить в пустыню, окружающую город. Иногда они шепчутся о том, чем на самом деле занимаются их мужья весь день, и теоретизируют о странных звуковых ударах, которые мешают их неторопливым дням. Тот факт, что город назван «Победа», предполагает, что мужчины работают над ядерным оружием, связанным с Манхэттенским проектом, или чем-то подобным.

Все идет наперекосяк, когда одна из подруг Алисы, Маргарет (Кики Лейн), бродит по пустыне вслед за своим ребенком и утверждает, что видела там что-то ужасное. Компания сообщает городу, что сын умер в пустыне, что еще больше подтверждает идею о том, что блуждать опасно. Но Маргарет говорит, что компания забрала ее сына в наказание за раскрытие тайны, которую она нашла. Затем Маргарет перерезает себе горло на глазах у Алисы, по-видимому, убивая себя, хотя врач говорит Алисе, что Маргарет выздоровела. Мы больше никогда не увидим Маргарет.

Подробнее: Если бы Оливия Уайлд была мужчиной

Примерно в это же время Алиса видит в пустыне авиакатастрофу и отправляется на запретную территорию, чтобы найти ее. Вместо этого она находит бункер, где работают все мужчины. Она подходит к зданию и, дотронувшись до него, видит кучу триповых изображений, в том числе черно-белые сказочные кадры танцоров в стиле Басби Беркли. (Эти женщины выступают для мужчин, если этот образ не был достаточно очевиден.)

Она просыпается в постели и проводит остаток фильма, пытаясь разгадать тайну. В серии все более отчаянных эпизодов она противостоит своему мужу, своему соседу и наперснику Банни (Уайльд) и Фрэнку. После крутого званого ужина Фрэнк чуть ли не признается Элис, что манипулирует народом Победы. Но он уходит с вечеринки до того, как Алиса успевает закончить свою линию вопросов, оставляя Алису спорить с бесхарактерным Джеком. Джек притворяется, что собирается сбежать с Алисой, но вместо этого подставляет ее для похищения группой мужчин и оплакивает свое несчастье, когда ее утаскивают. Головорезы пытаются перепрограммировать ее с помощью электрошоковой терапии.

Что за поворот?

Флоренс Пью в Не волнуйся, дорогая

Warner Bros. Pictures

Это все симуляция!

Электрошоковая терапия пошла не по плану. Лежа на столе, Алиса получает доступ к воспоминаниям о своей реальной жизни.

Оказывается, она на самом деле врач, а не домохозяйка. Она живет в унылой городской квартире и работает ужасно много часов. Джек также является ее партнером в этой вселенной. Ему не особенно нравится, как много работает Алиса или что она является кормильцем в их отношениях. В этих сценах фильм пытается повысить ползучесть Джека, давая Гарри Стайлсу совсем не похожие на Гарри Стайлза волосы и одежду.

Слушая жуткий подкаст с атмосферой борцов за права мужчин, Джек узнает об особой технологии виртуальной реальности, изобретенной Фрэнком, которая позволяет мужчине и женщине по его выбору подключиться к вселенной в стиле 50-х годов. Следует отметить, что женщина не дает согласия на опыт виртуальной реальности. И при этом она даже не обязательно партнерша мужчины — она может быть просто случайной женщиной, которую мужчина предположительно… похищает? Угу. Джек регистрирует себя и Алису без согласия Алисы.

Когда Алиса вернется «домой» — ну, в свои 19Симуляция дома 50-х — она вздрагивает, когда целует Джека, и нахлынули новые воспоминания из реального мира. Она противостоит Джеку, и он объясняет, что сделал этот выбор, потому что она была несчастна во внешнем мире, работая долгие часы в больнице. Теперь она просто отдыхает у бассейна. Он хочет, чтобы ему самому никогда не приходилось покидать симуляцию, но он делает это, чтобы каждый день ходить на работу во внешний мир и финансировать свою жуткую мечту.

Алиса кричит, что она выбрала свою так называемую несчастную жизнь и что она наслаждается ею. В этом и есть хитрость патриархата: он часто маскируется под семейное счастье.

Алиса случайно убивает Джека. Появляется соседка Алисы Банни и говорит, что знает, что они живут в симуляции. Банни здесь добровольно, потому что она потеряла своих детей в реальной жизни, и она может увидеть своих фальшивых детей в виртуальной реальности. (Странное откровение, учитывая, что весь беспорядок и радость детей, похоже, лишены потомства Банни. Они всего лишь автоматы.)

Банни также упоминает, что если вы убьете человека в виртуальной реальности, он умрет снаружи. (Почему? Не думайте об этом слишком много). Элис не кажется такой уж грустной из-за убийства своего контролирующего мужа-неудачника. Банни, кладезь важной информации, говорит Алисе бежать в бункер в пустыне. Это единственный способ избежать симуляции. Опять же, почему? Возможно, потому, что Уайльд хотел снять крутую сцену погони с олдскульными автомобилями. Элис едва успевает. Конец.

Подробнее: 52 самых ожидаемых фильма осени 2022

Итак, что же было с этим самолетом?

Алиса наблюдает за авиакатастрофой, и начинается все приключение. Был ли это сбой в работе с виртуальной реальностью? Трудно представить, чтобы Фрэнк целенаправленно запрограммировал это в симуляции.

А как насчет того момента, когда Алиса чуть не раздавилась насмерть во время уборки?

Алиса пережила несколько триповых переживаний, таких как стена ее дома, чуть не раздавившая ее до смерти, и галлюцинации танцевального класса. Это глюк или Фрэнк возится с ней головой в качестве наказания? Это никогда не разъяснялось.

Могут ли женщины умереть в симуляции?

Видимо нет. Банни специально говорит, что если человека из умрут в виртуальной реальности, то они умрут и в реальной жизни. Почему женщины должны быть исключением? Не понятно.

Маргарет перерезает себе горло в начале фильма и исчезает. Она либо покончила жизнь самоубийством в реальной жизни, либо обнаружила, что убить себя — единственный способ избежать симуляции.

Как Алиса ест или ходит в туалет во время использования симулятора?

Даже если безопасности Алисы ничего не угрожает внутри симуляции, как она выживает вне ее?

Мы видим Алису, подключенную к тренажеру в постели. Разве никто из ее коллег или семьи не спрашивал о ее исчезновении? Когда она подключена к машине в постели, как она ест? И как она ходит в туалет? Должен ли Джек позаботиться об этом? Казалось бы, это убирает большую часть «романтики» (и кавычки делают здесь большую работу) из фантазии Джека об Алисе в стране грез.

Почему жена Фрэнка зарезала Фрэнка?

Джемма Чан в Не волнуйся, дорогая

Warner Bros. Pictures

Статус жены Фрэнка Шелли (Джемма Чан) на протяжении всего фильма остается загадкой. Знает ли она, что живет в симуляции, как Банни? Или Фрэнк обманул ее? Предположительно последнее: он придумал, как поймать свою жену в своем пригороде 1950-х годов, а затем рассказал об этом другим неуверенным в себе мужчинам по всему миру.

В конце фильма, когда Алиса убегает, Фрэнк разговаривает по телефону со своим охранником в виртуальной реальности о том, как остановить Алису. Шелли небрежно подходит и вонзает нож в Фрэнка. Почему она делает это сейчас? Она просто выяснить, что задумал Фрэнк? Как она разгадала тайну, если Фрэнк остается непроницаемым в своем телефонном звонке? Разве другие подсказки, такие как Маргарет, перерезавшая себе горло, или Алиса, противостоящая Фрэнку на званом обеде, не предупредили ее раньше?

Шелли также комментирует, что теперь «ее очередь». Ее очередь запустить симуляцию? Она собирается помогать женщинам заманивать туда мужчин? Изменить симуляцию? Побег? Мы никогда не узнаем, потому что больше никогда ее не увидим.

Почему Гарри Стайлс танцевал на той корпоративной вечеринке?

В середине фильма есть сцена, когда Фрэнк продвигает Джека, а затем Джек танцует очень длинный и сложный танец на сцене на вечеринке, в то время как у Элис случается нервный срыв в ванной. У меня нет абсолютно никакого объяснения, почему эта сцена существует в фильме. Возможно, в этой вселенной виртуальной реальности есть мини-игра Dance Dance Revolution .

Танец Джека действительно вдохновляет воинов Победы начать петь о том, как они создают будущее в манере, напоминающей нацистские митинги.

Что влияет на

Не волнуйся, дорогая ?

Кадр из серии Степфордские жены

Эндрю Шварц — Paramount/Dreamworks/Kobal/Shutterstock

Степфордские жены . Для непосвященных: « Степфордские жены » — это роман ужасов, ставший фильмом (выпущенный в 1975 году, за которым последовала адаптация 2004 года с Николь Кидман), высмеивающий реакцию мужчин на освобождение женщин. В центре сюжета — фотограф по имени Джоанна, которая вместе с мужем переезжает в до жути идеальный город. Все домохозяйки бессодержательны, странно преданы домашнему хозяйству и подчинены своим мужьям.

Джоанна расследует свои подозрения, что в городе что-то неладно, в то время как ее муж все больше времени проводит в мужском клубе. Джоанна узнает, что женщины в городе раньше делали успешную карьеру, но стали послушными домохозяйками с заметно большей грудью и без интереса к своей предыдущей работе. В конце концов она обнаруживает, что мужчины превращают женщин, по сути, в секс-роботов. Ее предал собственный муж, и она сама превратилась в одного из них.

Есть момент в Stepford Wives Книга, в которой Джоанна ненадолго возвращается в город. Она наблюдает за работающими женщинами на улицах и описывает их «торопливыми, неряшливыми, раздраженными — и живыми». Эта строка прекрасно иллюстрирует контраст между реальной жизнью Алисы как врача (живой) и ее воображаемой жизнью домохозяйки (в трансе).

Уайльд также сослался на потрясающую книгу Бетти Фридан « Загадка женственности », в которой рассказывается о неудовлетворенности американских домохозяек и которая помогла запустить вторую волну феминизма в США.

Визуальные эффекты в значительной степени заимствованы из фильмов 1960-х годов, таких как фильмы Шона Коннери о Джеймсе Бонде , а также (совсем недавно) из Безумцев . Удушающий брак середины века между Элис и Джеком напоминает брак Revolutionary Road . Осознание Алисой того, что ее подвергают газлиту, и ее возможный побег перекликаются с финалом «, прочь, ». Имя Алисы может быть намеком на Алису, которая падает в кроличью нору в перевернутый мир в Алиса в стране чудес . Сюжет симулятора напоминает такие фильмы, как « Шоу Трумана » и « Плезантвиль ».

Какое отношение имеет

Не волнуйся, дорогая и Матрица ?

Яхья Абдул-Матин II в фильме Воскрешение Матрицы

Мюррей Клоуз — Warner Bros. в пользу более суровой жизни на самом деле, но и из-за Непреднамеренное влияние «Матрицы » на язык борцов за права мужчин.

В Матрица герой Нео (Киану Ривз) должен выбрать между синей таблеткой, чтобы продолжить свои иллюзии, или красной таблеткой, чтобы пробудиться к реальности. В некоторых уголках Интернета недовольные мужчины используют термин «красная таблетка» для обозначения момента, когда они «поняли», что женщины якобы правят миром. Форумы Red Pill в Интернете стали местом, где в основном белые, в основном гетеросексуальные мужчины высказывают женоненавистнические взгляды на женщин и оплакивают их снижающийся статус в обществе. (Создатели Матрица , Лана и Лилли Вачовски, обе транс-женщины, с тех пор объяснили, что Матрица на самом деле является аллегорией для того, чтобы стать трансгендером, к ужасу многих борцов за права мужчин). Можно легко представить, как Джек идентифицировал себя как человека, который был «красным пилюлем», когда он чувствовал себя кастрированным из-за потенциального заработка своей жены. Он искал убежища в сообществе мужчин, тоскующих по временам, когда мужчины контролировали женские тела и поведение. По иронии судьбы, в фильме Уайльда эти люди с красными пилюлями целенаправленно обманывают себя, чтобы вернуть себе власть, вместо того, чтобы жить в реальности.

Какое отношение к сюжету имеют инцелы, активисты за права мужчин и Джордан Петерсон?

Крис Пайн в Не волнуйся, дорогая

Warner Bros.

Много! Главные антагонисты Don’t Worry Darling — неуверенные в себе мужчины, которые хотят контролировать женщин, их карьеру и их тела. Джеку не кажется, что он заботится об Алисе, поэтому он берет ее в плен. Выслушав лекцию Фрэнка о мужчинах, теряющих власть в обществе и нуждающихся в доказательстве своей мужественности в подкасте, Джек крадется под дождем посреди ночи, чтобы найти Фрэнка в реальной жизни и зарегистрироваться в этом проекте «Победа».

Мы не знаем мотивов других мужчин, засовывающих своих партнерш или других случайных женщин в симуляцию, но мы можем предположить, что все они контролирующие и жуткие, а их сексуальные отношения попахивают отсутствием согласия. Эти типы мужчин будут знакомы любой женщине, которая проводит время в Интернете. И есть определенные деятели, которые культивируют последователей недовольных мужчин, которые после тысячелетий наслаждения преимуществами в мире винят во всех нынешних бедах продвижение женщин.

Уайлд рассказала коллеге-режиссёру Мэгги Джилленхол в журнале Interview Magazine, что она взяла за основу персонажа Криса Пайна именно одного такого зажигательного мыслителя: Джордана Петерсона. Петерсон приобрел приверженцев среди таких мужчин, которые винят в своих страданиях достижения в отношениях между полами. Он сделал карьеру на подстрекательских заявлениях о транс-правах, гендерных местоимениях и гендерном равенстве.

«Мы взяли за основу этого персонажа сумасшедшего, Джордана Петерсона, псевдоинтеллектуального героя для сообщества инцелов», — сказал Уайльд. Джилленхол сказала, что не знает термина «инцел». (Благослови Джилленхол за то, что она не проводит все свое время в Твиттере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *