Высшая степень смущения: Михаил Михайлович Жванецкий цитата: Высшая степень смущения — два взгляда, встретившиеся в замочной скважине.

Михаил Михайлович Жванецкий цитата: Высшая степень смущения — два взгляда, встретившиеся в замочной скважине.

—  Михаил Михайлович Жванецкий

Последнее обновление 23 сентября 2022 г.

Темы
взгляд, степень, степень, степени, скважина, смущение

Михаил Михайлович Жванецкий
205русский писатель-сатирик и исполнитель собственных литерату… 1934

Похожие цитаты

„Хорошо воспитанный человек смотрит в замочную скважину безразличным взглядом.“

—  Михаил Михайлович Мамчич

„Трудно смотреть в замочную скважину, гордо выпрямившись.“

—  Ашот Сергеевич Наданян армянский шахматист 1972

„Мне никогда не удавалось посмотреть в свою замочную скважину, без того, чтобы не обнаружить, что кто-то смотрит с другой стороны.“

—  Джуди Гарленд американская актриса и певица 1922 — 1969

„На сцену смотрел, как в замочную скважину: подглядывал за чужой жизнью.“

—  Эмиль Кроткий российский и советский поэт, сатирик, фельетонист 1892 — 1963

«Отрывки из ненаписанного»
Источник: Цит. по кн.: Эмиль Кроткий. Сатирик в космосе. Серия «Библиотека Крокодила». Москва, издательство «Правда», 1959. Стр. 53.

„У каждого в гараже полтонны-тонна бензина. Мы посмотрели в каждую замочную скважину!“

—  Александр Григорьевич Лукашенко президент Республики Беларусь 1954

„Видеть только то, что лестно/приятно видеть, поощрять только удобную тебе «правду» — всё равно что смотреть на мир через замочную скважину, никогда не увидишь всей картины.“

—  Джулиана Вильсон

„Высшая степень низости.“

—  Эмиль Кроткий российский и советский поэт, сатирик, фельетонист 1892 — 1963

«Отрывки из ненаписанного»
Источник: http://lib.ru/ANEKDOTY/KROTKIJ/nenapisannoe.txt

„Люди взгляда высшего“

—  Дмитрий Дмитриевич Минаев российский поэт и переводчик 1835 — 1889

„Гордыня – это высшая степень отрицания.“

—  Михаил Сафарбекович Гуцериев российский предприниматель, меценат 1958

„Высшая степень искусства говорить — уменье молчать.

—  Василий Осипович Ключевский русский историк 1841 — 1911

„Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, то есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть.“

—  Николай Александрович Бердяев русский христианский и политический философ 1874 — 1948

Эта цитата ждет обзора.

„Я устанавливаю везде, куда бы я ни приходил — улыбки, как небосвод вечерний в людях. И эту душевную открытость, это тепло.

Но оно не работает в одну сторону. Любая коммуникация от ядра к ядру— это не такая вещь, когда ты прячешься и наблюдаешь за замочной скважиной.

— Франц Вертфоллен“

— Шот Жизни

„В счастье легко найти друга, в несчастье же — в высшей степени трудно.“

—  Демокрит древнегреческий философ, математик и астроном

„Религия — это мастерство управления стадом, а секта, высшая степень мастерства“

—  Dubrovka Oleg

„Высшей степенью мудрости человечества является умение приспосабливаться к любым обстоятельствам.

—  Дени Дидро французский писатель, философ-просветитель и драматург 1713 — 1784

„Может быть, улыбаясь, я защищаюсь от смущения…“

—  Эдуард Хиль советский и российский оперный, камерный и эстрадный певец 1934 — 2012

„Ну, поскольку я продюсирую и сам плачу за собственные альбомы, это и есть высшая степень свободы.“

—  Джордж Дюк американский музыкант, композитор, исполнитель джазовых, популярных и рок-композиций 1946 — 2013

Well, since I produce and pay for my own albums, it is the ultimate freedom.
Источник: George Duke Quotes http://www.brainyquote.com/quotes/authors/g/george_duke.html at Brainy Quote

„В своих работах> она в высшей степени здравомыслящая, гуманная, обеспокоенная, но <склонна> к фатальному отсутствию риска.“

—  Урсула Крёбер Ле Гуин американская писательница-фантаст и литературный критик 1929 — 2018

[поздний комментарий] Хотя последнее, возможно, — преувеличение,.. <…> Разве уверенность в себе справедливо причисляется к изъянам?
She is eminently sane, humanitarian, concerned <in her works but averse> went on to lament a «fatal lack of risk. […] This may be overstatement,.. <…> But can self-confidence justly be evidenced as a flaw?
Джон Клют
Источник: Le Guin, Ursula K http://sf-encyclopedia.com/entry/le_guin_ursula_k // SFE: The Encyclopedia of Science Fiction, online edition, 2011—.

„Начинай от низшего степени, чтобы дойти до высшего; другими словами: не чеши затылок, а чеши пятки.“

—  Козьма Петрович Прутков литературная маска Алексея Константиновича Толстого и братьев Жемчужниковых 1803 — 1863

„Разлюбить — это в высшей степени поучительно. Некоторое время видишь мир совершенно другими глазами.“

—  Айрис Мёрдок 1919 — 1999

Связанные темы

  • Взгляд
  • Степень
  • Степень
  • Степени
  • Скважина
  • Смущение

Высшая степень смущения – два взгляда, встретившиеся в замочной скважине. — Спрашивалка

Евгения

Высшая степень смущения – два взгляда, встретившиеся в замочной скважине. взгляд степень скважина смущение

2996

370

12

Ответы

Ке

Кеволеч

ну незнаю:только намылиться успел мужик и воды не стало,позвонил слесарю,ждёт. ..приходит слесарь ,звонит в дверь…мужик в мыле тихонько к дверям подходит и в глазок глядит кто там пришёл,..слесарь слышит шаги за дверью,но никто не отрывает,нагибается к замочной скважине чтобы поглядеть и говорит:-ну что, кучерявый нос повесил,позови папу…))))

0

@@@

ха ха ))))))))))))) прикол)))))

1

Ан

Антон

Нее, это когда ты с женой на пару садишься на диету. Ночью тихо, чтобы никого не разбудить открываешь холодильник, достаешь бутерброд, садишься в полной темноте за стол и начинаешь есть. В этот момент ребенок встает попить включает свет на кухне и ты видишь на другом конце стола жену с таким же бутером.и

0

Людмила Ульяновская

С перепугу и от смущения небось сразу кило 5 долой

1

Ан

Антон

)))

1

АС

Анатолий Свешников

возможно и так. Оригинально. Приглашаю записаться в мою школу «Молодая семья и вопросы брака» уже работает по средам и четвергам. Либо в академию для пожилых «Радость и грусть». Начнет работу с 15-16 июля. Там будут вопросы по остеопорозу

0

ОК

Ольга Кузнецова

Скважина замочная ,по себе порочная.
Тянет любопытного, словно гвоздь магнит.
Ничего не скроиться за дверьми дубовыми.
Глаз в замочной скважине, взглядом вас сверлит.

0

Helga Привет

да наверное это когда тебе резюмируют при твоем вранье твоими словами, высказанными в твоей же речи минут ранее — это даже не взгляды встретились…

0

Лана

но это, наверное, состояние когда хочется провалится под пол.

1

Татьяна Пудашкина

ни разу не попадала так))))))), подглядывала в детстве и то сидит папаня на кухне или нет,когда долго где нибудь гуляла))))

0

Игорь Петрук

Не только в замочную скважину можно смотреть, я смотрел в лагере в дверную шель когда девушки мылись в душевой.

0

ИС

Ирина Старицына

да уж.КАК вы относитесь к Дианетике?www.clearpiter.ru Это мой сайт ,если будет интересно,то на нем есть контакты?

0

Александр Кушелевич

Дети подсматривают за родителями в замочную скважину:и эти люди запрещают нам кавыряцца в носу!!!)))

0

Ilya Rudakov

Если бы. Вот когда они встречаются в дырке между можским и женским отделениями в бане !

0

Alex ***

Менее стыдно,наверное,тому кто снаружи.Ведь кто из нутри,комплексует.Или у него фобия)

0

Та

Татьяна

любопытство—не порок…а повод познакомиться…хоть и через замочную скважину..))))

0

СС

Светлана Семенко

не имейте привычки подглядывать в замочную скважину .иногда могут ключ вставить

0

АФ

Анна Фадеева

пожалуй)))или когда супруги встречаются на сайте знакомств под чужими именами.

..)

0

Виктор Саблин

-Сидя в соседних комнатах..

1

АФ

Анна Фадеева

или на первом свидании в ресторане)))

1

Ма

Маруська

я например в замочные скважины не смотрю,поэтому мне не к чему смущаться…

0

ДК

Джульета Капулетти

Высшая степень смущения — два взгляда, встретившиеся в замочной скважине..

0

ЮК

Юлий Кузин

уже второй день встречаюсь с вашими глазами в замочной скважине))))))))))

0

@@@

да ,а я думаю кто это зенки пучит)))))

1

ЮК

Юлий Кузин

аха)))))))))не пучусь — любуюсь

1

@@@

ну ладно ))) пусть будет так))))

1

ЮК

Юлий Кузин

))))))))

1

@@@

)))))))))))))

1

ЕК

Еламан Кулиманов

да,одна была в ванной подглядывала, другой с комнаты подглядывал . ……

0

Годана ✨

)))

1

EC

Elle Chocolate

это не вопрос. решила блеснуть умом за счет чужих высказываний?

0

Виктор Мантров

не это когда один смотрит,а другой резко ключ вставил-сквозной

0

@@@

да конечно их же два,можно делать что захочешь с ними)))

1

Виктор Мантров

вспомни Кутузова-что вытворял дядька

1

@@@

помню,но))))))))

1

Виктор Мантров

так и подглядуну с одним нормально будет-сам виноват

1

@@@

ха ха))))

1

Следующая страница

Другие вопросы

а Dalida по правде умерла на 54 году жизни или это очередная утка???

помогите с словообразованием. (русский язык)

Какие функции являются аналитическим всюду?

в сосуд налили 240 г воды и положили 10 г соли. Найдите процентное содержание соли в растворе. через некоторое время 50?

почему сегодня не стабильная экономика ?

Как вы думаете, по окончанию 1 года после 9 класса технико- экономического колледжа перевестись на 2 курс в медицинский

ГДЗ по Рус. Языку. Найдите пожалуйста ГДЗ по: Русскому Языку 7 класс М. М. Разумовской DPOФА Москва •2007!!!

Чем измеряется жёсткость?

Правомерны ли действия судьи ?

Дед Хасан умер, ну все теперь траур всея Руси такой прекрасный человек помер столько России пользы принес, Герой не инач

помогите с задачкой ГК РФ

Помогите с заданием по математике.

почему сейчас подавляющее количество женщин имеют природный цвет волос- тёмный? Ещё в какой-то статье писали, что

признаки которые достались нам от родителей называются…

5в степени х+1 +5 в степени х=150

Ольга Терехун – актриса.

Спектакли.
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Алтайский край
  • Амурская область
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Белгород
  • Брянская область
  • Владивосток
  • Владимирская область
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Каменск-Уральский
  • Кузбасс
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодар
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Курск
  • Липецк
  • Мурманская область
  • Нальчик
  • Нижегородская область
  • Нижний Тагил
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Новый Уренгой
  • Обнинск
  • Омская область
  • Орёл
  • Оренбургская область
  • Пенза
  • Пермь
  • Приморский край
  • Псков
  • Республик Северная Осетия — Алания
  • Республика Татарстан
  • Республика Адыгея
  • Республика Башкортостан
  • Республика Карелия
  • Чувашская республика
  • Ростовская область
  • Рязань
  • Самарская область
  • Саранск
  • Саратовская область
  • Сахалинская область
  • Серов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставропольский край
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Уфа – Башкортостан
  • Хабаровский край
  • Ханты-Мансийский АО — Югра
  • Чебоксары
  • Челябинская область
  • Череповец
  • Чита
  • Ярославская область

Что вы ищете?

ТЕАТРАЛЬНЫХ КАСС:&nbsp22

Концерты

Рок

Мероприятия

Все мероприятия • 0

Площадки

Все площадки •

Персоны

Все персоны •

Актриса театра Стаса Намина

Дата и место рождения: 21 октября 1984 года, с. Скородум, Свердловская обл

Образование: РАТИ ГИТИС, эстрадный факультет мастерская В.Б. Гаркалина (выпуск 2010)

Начало работы в театре: 14 мая 2010

Другие театральные/киноработы:

  • 2011-2012-пластический проект «Опасные связи» (Маркиза де Мертей) – студия SounDrama
  • 2011-2016-спектакль «Док.тор» (постовая медсестра) – студия SounDrama
  • 2011-Х/ф «Док.тор» (дочь отца) – студия SounDrama / Мосфильм

Профессиональные навыки: эстрадный вокал, джаз. танец,степ…

Любимая цитата: «Высшая степень смущения – два взгляда, встретившиеся в замочной скважине.» М. Жванецкий

Роли в Театре Стаса Намина:

  • Забияка (Победа над Солнцем )
  • Графиня, его жена (Свадьба Фигаро)
  • Старики Прокудины («Космос»)
  • Садовые розы («Маленький принц»)
  • Уэнди Кларк («Училка ХХII века»)
  • Снежная королева («Снежная королева»)
  • Придворные дамы («Бременские музыканты»)
  • Пионеры, жители села Красное и все остальные («Солдат Иван Чонкин»)
  • Царь Ирод/царица Иродиада, толпа: апостолы, солдаты, нищие («Иисус Христос Суперзвезда»)
  • Ангустиас, Пруденсия, соседка Бернарды («Дом Бернарды Альбы»)
  • Дионн, племя Любви («Волосы»)
  • Учительница («Битломания»)
  • Пейтон («Пенелопа, или 2+2»)
  • Синяя гусеница (Алиса в Стране чудес)

Показать полностью

Скрыть

Ближайшие мероприятия:

7 октября•пятница

Купить билет

8 октября•суббота

Купить билет

Купить билет

9 октября•воскресенье

  9

Купить билет

15 октября•суббота

  9. 5

Купить билет

  9.5

Купить билет

20 октября•четверг

  8.4

Купить билет

21 октября•пятница

  9.5

Купить билет

22 октября•суббота

  8.3

Купить билет

  8.3

Купить билет

23 октября•воскресенье

  9. 5

Купить билет

30 октября•воскресенье

  9.6

Купить билет

  9.6

Купить билет

4 ноября•пятница

  9.6

Купить билет

5 ноября•суббота

  9.3

Купить билет

  9.3

Купить билет

6 ноября•воскресенье

Купить билет

Купить билет

12 ноября•суббота

  9. 2

Купить билет

13 ноября•воскресенье

  9.5

Купить билет

  9.5

Купить билет

19 ноября•суббота

  9.6

Купить билет

  9.6

Купить билет

24 ноября•четверг

  9.1

Купить билет

25 ноября•пятница

  9. 5

Купить билет

26 ноября•суббота

  9.5

Купить билет

  9.5

Купить билет

27 ноября•воскресенье

  8.8

Купить билет

1 декабря•четверг

  9

Купить билет

4 декабря•воскресенье

Купить билет

Купить билет

9 декабря•пятница

  9. 6

Купить билет

10 декабря•суббота

  9.6

Купить билет

  9.6

Купить билет

11 декабря•воскресенье

  9.3

Купить билет

  9.3

Купить билет

16 декабря•пятница

  8.8

Купить билет

17 декабря•суббота

  8. 5

Купить билет

  8.5

Купить билет

18 декабря•воскресенье

  9.5

Купить билет

  9.5

Купить билет

24 декабря•суббота

  9.6

Купить билет

25 декабря•воскресенье

  8.5

Купить билет

  8. 5

Купить билет

Подарочные карты

Решите вопрос с подарком в три клика!

Психология смущения, стыда и вины

Источник: Pixabay

Термин «смущение» часто используется как синоним «стыда». Хотя есть некоторое совпадение, смущение и стыд являются разными конструкциями.

Смущение — это чувство дискомфорта, испытываемое, когда какой-то аспект нас самих становится свидетелем или иным образом раскрывается другим, и мы думаем, что это откровение, вероятно, подорвет представление о нас самих, которое мы пытаемся спроецировать на этих людей. другие. Потенциальные источники смущения включают определенные мысли, чувства или склонности; действия или поведение, такие как отрыжка или ковыряние в носу; состояния или состояния, такие как телесный дефект или расстегнутая ширинка; имущество, такое как наша машина или дом; и такие отношения, как наш глупый партнер, преступный дядя, развратная тетка или наглый ребенок. Источники смущения должны быть не ниже нашего проецируемого образа, а просто не соответствовать ему — что объясняет, почему мы можем смущаться из-за наших аристократичных родителей или утонченного образования.

Стыд

В то время как смущение — это реакция на что-то, что угрожает нашему проецируемому имиджу, но в остальном морально нейтрально, стыд — это реакция на что-то, что является аморальным или предосудительным. Стыд обычно усиливается, если его объект выставлен напоказ, но, в отличие от смущения, также связан с мыслью или действием, которые остаются нераскрытыми и недоступными для других. Смущение может быть сильным, но стыд — более существенное чувство, поскольку оно относится к нашему моральному облику, а не только к нашему социальному характеру или образу.

Стыд возникает из-за того, что мы сопоставляем свои действия с моральными стандартами и обнаруживаем, что они не соответствуют действительности. Если наши действия несовершенны, и мы этого не замечаем, нас могут «пристыдить» или заставить заметить. Если после того, как нас заставили заметить, мы не очень возражаем, о нас можно сказать, что мы бесстыдны или «не имеем стыда». В «Никомаховой этике» Аристотель указывает, что стыд также возникает из-за отсутствия достойных вещей, общих с другими, такими как мы, особенно если недостаток является нашей собственной ошибкой и, следовательно, обязан нашей моральной испорченности. Наконец, можно испытывать стыд опосредованно, то есть разделять стыд другого человека или чувствовать стыд за него, особенно если он тесно связан с нами или связан с нами. Таким образом, даже добродетельные люди без личной причины могут испытывать стыд, и то же самое можно сказать о смущении и других эмоциях. «Ад, — сказал Жан-Поль Сартр, — это другие люди».0003

«Стыд» происходит от «скрывать» и часто выражается прикрывающим жестом над бровями и глазами, опущенным взглядом и вялой позой. Другие проявления стыда включают ощущение тепла или жара, спутанность сознания или паралич. Эти признаки и симптомы могут выражать раскаяние и раскаяние, а также вызывать жалость и прощение. Тем не менее мы можем предпочесть скрывать свой стыд, потому что стыд сам по себе может быть постыдным, или, точнее, постыдным.

Люди с низкой самооценкой более склонны к стыду, потому что, имея низкую самооценку, они более суровы к себе. В некоторых случаях они могут защищаться от стыда с обвинением или презрением, часто к человеку, который спровоцировал их стыд. В конечном итоге это может привести к еще большему стыду и, следовательно, к еще большему снижению самооценки. В то время как подавляющий стыд может быть разрушительным, слабый или умеренный стыд — это в основном сила добра, побуждающая нас вести более этичный образ жизни.

Вина

Вина относится к действию или действиям, а также к обвинению и раскаянию: Стыд говорит: «Я плохой». Чувство вины говорит: «Я сделал что-то плохое». Если говорить более тонко, то стыд подразумевает несоблюдение культурных или социальных моральных стандартов, тогда как чувство вины связано с несоблюдением собственных моральных стандартов. Таким образом, вполне возможно испытывать чувство вины за действия, которые одобряют многие или большинство наших сверстников, такие как жизнь в роскоши, вождение внедорожника или поедание мяса.

Стыд и вина часто идут рука об руку, поэтому их часто путают. Например, когда мы причиняем кому-то вред, мы часто чувствуем себя плохо из-за того, что сделали это (вина), и в то же время плохо себя чувствуем (стыд). Тем не менее, вина и стыд — разные эмоции. Стыд является дистоническим эго, то есть находится в конфликте с нашим представлением о себе, потребностями и целями нашего эго, а высокий уровень стыда коррелирует с плохим психологическим функционированием. В частности, расстройства пищевого поведения и многие сексуальные расстройства в значительной степени могут быть поняты как расстройства стыда, как и нарциссизм, который иногда рассматривается как защита от стыда. Вина, с другой стороны, является эго-синтонной, то есть совместимой с нашим представлением о себе, потребностями и целями нашего эго, и, если ее не оставить гноиться, она либо не связана, либо обратно коррелирует с плохим психологическим функционированием.

Столкнувшись с одним и тем же стечением обстоятельств, люди с высокой самооценкой более склонны к чувству вины, чем к стыду, и с большей вероятностью предпримут корректирующие или искупительные действия.

Нил Бертон — автор книги « Рай и ад: психология эмоций » и других книг.

Какова цель смущения?

Расшифровка эпизода

ДАКУОРТ: Некоторые люди просто заползут в пещеру и умрут.

*      *      *

ДАКВОРТ: Я Анджела Дакворт.

ДУБНЕР: Я Стивен Дубнер.

ДАКУОРТ + ДАБНЕР: И вы слушаете Без глупых вопросов.

Сегодня на шоу: Какова цель смущения?

ДАКВОРТ: Почему ты не хочешь быть впереди? Это, типа, лучшее место.

ДУБНЕР: Потому что тебя позвал волшебник! И ты сидишь в хлипком кресле, и оно рушится.  

*      *      *  

ДУБНЕР: Анджела, сегодня письмо от Фреда Вильднауэра.

ДАКВОРТ: Хорошо.

ДАБНЕР: Вопрос Фреда связан со смущением. Он пишет: «Какова цель смущения? Может быть, это другая форма эмпатии? Способ пристыдить наших предков-охотников-собирателей, чтобы они выполняли свой долг в своей общине? Моих взрослых детей часто смущает мое старческое поведение». Я думаю, это то, с чем многие из нас могут себя идентифицировать.

.

ДАБНЕР: Фред заканчивает свое электронное письмо словами: «С какой целью мы смущаемся? Почему нас смущает поведение других? Почему нас это волнует?» Это очень интересные вопросы о смущении. Можем ли мы начать с определения? Что это? Это эмоция? Как ты это называешь?

 ДАКУОРТ: Позвольте мне принести вам А.П.А. определение — Американская психологическая ассоциация. Так, вроде, официальное определение из нашего словаря как бы такое: «Смущение», запятая, «Существительное. Эмоция застенчивости, при которой человек чувствует себя неловко или взволнован в компании других людей или из-за внимания других. Он часто имеет элемент самоуничижительного юмора и обычно характеризуется нервным смехом, застенчивой улыбкой или покраснением». Так что да, это эмоции. Он имеет эти характерные поведения. В нем есть элемент самосознания. Итак, ваши эмоции касаются вас самих, а не чего-то внешнего. Но я также читал статьи типа: «О, это действительно сложно. И это трудно определить».

ДАБНЕР: Как бы вы назвали связь между смущением и стыдом?  

ДАКВОРТ: Итак, одним из моих любимых исследователей является Джун Тэнгни. Она изучает стыд и смущение, а также вину. Все они относятся к семейству самосознательных эмоций. Но я думаю, что часто проводится различие, что стыд касается вас как личности. Итак, я скажу вам — и я даже не могу в это поверить — но когда мне было двадцать, я отчетливо помню, как писал в своем дневнике и говорил в голове, типа: «Я плохой».

ДУБНЕР: Убирайся отсюда!

ДАКУОРТ: Я знаю, что это не похоже на слова Анджелы Дакворт. Не типа: «Я плохо играю в лакросс». Буквально: «Я плохой», точка.

ДАБНЕР: Когда вы говорите «плохо», что это значит? Типа, сломался? Жестокий? Эгоистичный?  

ДАКВОРТ: Я даже не могу с уверенностью воссоздать, что именно привело меня к этому, или что я вообще имел в виду. Я просто помню эти слова: «Я плохой». Это позорное заявление, верно? Это о вас как о человеке во всей вашей полноте. Я уверен, что у меня было некоторое чувство неадекватности, особенно когда я только начинал учиться в колледже. Но тот факт, что я сказал это, на самом деле не обязательно должен находиться в какой-то объективной реальности. Будучи молодой женщиной, я не оправдала некоторых ожиданий, которые возлагала на себя. Я думаю, что для многих чувство вины может быть более локальным. Это может быть что-то вроде: «Я чувствую себя виноватым, что не перезвонил этому человеку. Я чувствую себя виноватой, что рассталась с этим человеком по телефону». Речь идет об акте. Это не о вас в целом. В этом есть что-то менее экстремальное. Я думаю, что это осознанные эмоции, которые можно четко отличить от смущения. Вы знаете, стыд и вина, как правило, моральны. Я думаю, что смущение, как правило, не имеет такого морального тона.

ДАБНЕР: Большой вопрос, который я хотел бы знать — и похоже, что Фред тоже хотел бы знать — это: какова цель смущения? Как неспециалист, я бы подумал, что смущение в некотором роде служит своего рода контролем качества. Верно? Если у меня есть работа — скажем, я беру интервью у важного человека для статьи или радиопередачи, что угодно — я не хочу, цитирую, «смущаться» из-за того, что я плохо подготовлен или задаю плохие вопросы. Это заставит меня лучше подготовиться. Итак, так ли мы должны относиться к смущению? Как своего рода негативное последствие, которое порождает теоретически положительное поведение?  

ДАКВОРТ: Все эмоции, все до единой — зависть, ревность, радость — все наши чувства имеют цель. Мы эволюционировали в течение многих поколений, чтобы иметь сигналы о том, как вещи будут мотивировать нас делать определенные вещи. В случае этих самосознательных эмоций — стыда, смущения, вины — функция заключается в сохранении своего рода социального порядка — соблюдении норм, которые хороши, в частности, для других людей. Например, я задумался, можно ли смущаться на необитаемом острове.

ДУБНЕР: Хм.

ДАКВОРТ: Давай поговорим по-настоящему, Стивен. Назовите несколько случаев, когда вы были смущены. А теперь представьте, что вы оказались на необитаемом острове. И мне интересно, если бы вы все еще были. Итак, вы хотите, чтобы я пошел первым? Или вы хотели бы начать с признаний в смущении?

ДУБНЕР: С удовольствием пойду первым. Но я думаю, что вы совершенно правы. Для меня смущение — это результат ощущения, будто вас критикуют или наблюдают за тем, что вы что-то сделали—

ДАКВОРТ: Кем-то другим, верно? Хотя бы еще одним человеком.

ДУБНЕР: Ага. Конечно. Из моей собственной жизни, раз уж вы спрашиваете, когда я думаю о смущении, большинство моих воспоминаний — очень, очень, очень сильных — далеки от того времени, когда я был немного моложе. Это говорит либо о том, что я больше не делаю смущающих вещей — что маловероятно, — либо о том, что смущение может быть гораздо более заметным, когда вы моложе.

ДАКВОРТ: Подождите, но вы еще не привели ни одного примера. Ну давай же.  

ДУБНЕР: Я знаю. Я умею уклоняться. Итак, если подумать о смущении, у меня есть два или три момента, которые были действительно сильными. И я думаю, что уже обсуждал их обоих в этом шоу. Одного попросили сыграть на органе «Pump and Circumstance» на выпускном в старшей школе, когда мне было, может быть, 11, 12, 13 лет, и я все испортил. Это было ужасно стыдно. Еще одно похожее: когда мне было лет 11, 12, 13, я играл в бейсбол, и меня попросили судить игру Малой лиги. Это были низшие лиги Малых лиг. Итак, это были маленькие, маленькие дети — 8, 9лет. И я вспомнил, что слышал, что судья решает, когда объявить игру — когда сказать: «Хорошо. Игра окончена.» Потому что в Младшей лиге не всегда можно было получить необходимое количество иннингов, потому что это занимало так много времени, потому что подача была ужасной. Таким образом, было, например, 12 прогулок подряд, которые длились целую вечность. И, я думаю, для младших лиг они должны были пройти три иннинга или темноту. И однажды я участвовал в игре, и они сыграли три иннинга, и это было довольно быстро, но я как бы хотел, чтобы мне заплатили мои три или пять долларов, и я пошел в концессионный киоск и купил конфеты. Солнце все еще было высоко в небе, и я назвал игру. И все оглядываются вокруг: «О чем ты говоришь? Это далеко не темно. И меня потом за это ругали. Я был смущен этим в течение долгого, долгого времени, потому что это было просто очень плохое решение. Итак, когда я вспоминаю эти инциденты, как я уже сказал, я думаю, что это не совпадение, что самые запоминающиеся из них произошли из давней давности, потому что, по крайней мере для меня, смущение, кажется, служит для того, чтобы рассказать вам как вести себя немного лучше.

ДАКВОРТ: О, так это как репетитор. Это поможет вам узнать социальные нормы.

ДУБНЕР: Точно. Заставляет задуматься об обратной стороне поступка, а потом еще раз подумать, а может и воздержаться. Теперь, как насчет вас? Какая самая неловкая вещь, которую вы когда-либо делали?

ДАКВОРТ: Ну, я пукнул на этом экзамене, который был вроде экзамена по математике —

ДУБНЕР: Ты заставил меня сказать «пукнул». Неважно где.

ДАКВОРТ: Это был первый учебный день в Гарварде. Сотни моих одноклассников. И я не знаю, что я ел, но что угодно. Это был очень громкий пердеж. И потому что в комнате, вы знаете, можно было услышать, как падает булавка — ну, вы, конечно, могли слышать пердеж. Я тоже думаю, что это было долго. Во всяком случае, вспышка смущения. Но я скажу так: я не думаю, что я был так смущен, как некоторые другие люди.

ДАБНЕР: Как вы ответили в данный момент?  

ДАКВОРТ: Ну, это был экзамен. Я вообще ничего не ответил. Я просто продолжал сдавать экзамен по математике, да?

ДАБНЕР: Вы не сказали что-то вроде: «О, наверное, мне не стоило вчера вечером есть шесть чили-догов!»

ДАКВОРТ: Но я помню, как подумал: «Ух ты, некоторые люди просто заползут в пещеру и умрут». Но я такой: «Как угодно». И вы правы, что мы как бы вспоминаем эти подростковые моменты. Вы знаете, когда вы подросток и вступаете во взрослую жизнь, неудивительно, что застенчивые эмоции достигают своего пика. Вы, как ребенок, на самом деле не думаете о том, как вы относитесь к другим людям. Когда ты подросток, это все, о чем ты думаешь и заботишься. Но есть еще один подростковый момент — в данном случае, я думаю, это была старшая школа — и у меня есть мой маленький пластиковый поднос, и это огромная столовая. Я имею в виду, что в моем выпускном классе около 800 детей. И я просто уронил его — и все. Типа, звон столового серебра, везде вода. Тогда вся столовая зааплодировала, но не в лучшую сторону. Так что, я думаю, это был момент смущения. Но и здесь, Стивен, помню, я подумал про себя — я имею в виду, я точно покраснел. Я вроде не психопат. Например, я могу испытывать застенчивые эмоции. Но я не думаю, что моя способность или склонность к смущению очень велика.

ДУБНЕР: И вы считаете это чертой силы?

ДАКВОРТ: Ну, если вернуться к функции… На самом деле, я немного знал об этом, потому что я был ассистентом Джона Сабини. И Джон Сабини много думал о смущении, и он говорил о ком-то, кто предшествовал ему и был очень известен. Он социолог, а не психолог, по имени Эрвинг Гоффман. Итак, я расскажу вам немного о том, что сказал Джон Сабини, а также что сказал Ирвинг Гоффман о функции этой эмоции смущения. Основная идея такова: у нас есть смущение отчасти для того, чтобы не дать разорваться социальной ткани. Когда у нас есть эти проступки, например, я говорю или делаю что-то, что является нарушением общепринятых социальных норм, например: «Вот как мы здесь поступаем!» — тогда мы испытываем смущение. По сути, это способ возместить ущерб, а также показать всем, что вы поступили неправильно. Тем самым мы не даем ткани порваться.

ДАБНЕР: Итак, функция смущения состоит в том, чтобы создать устойчивую и хорошую цивилизацию.

ДАКВОРТ: Да, верно. Что, опять же, хорошо для нас самих, а затем определенно хорошо для других.

ДУБНЕР: Но позвольте мне вернуться. Вы сказали: «В тот момент я чувствовал себя немного смущенным. Я не психопат». Итак, давайте поговорим о тех, кто не стесняется. По шкале, скажем, от нуля до пяти — скажем, пять — это максимальное смущение за то, что уронил поднос с едой в школьной столовой — вы звучите так, как будто ставите себя в невыгодное положение, верно?  

ДАКВОРТ: Что ж, давайте воспользуемся моими любимыми весами. Я девочка от нуля до десяти. Просто потому, что я чувствую, что это очень интуитивно понятно для людей.

ДАБНЕР: Тогда по шкале от нуля до десяти вы ближе к «психопату».

ДАКВОРТ: Я мог бы быть, типа, двойкой.

ДУБНЕР: Вау.

ДАКВОРТ: Джейсон на днях сказал: «У тебя на джинсовых шортах четырехдюймовая дыра». И я такой: «Ну и что?» Он такой: «Ну, ты же видишь, что там есть». И я такой: «Ну и что?» Он такой: «Да, но тебя уже сегодня не было». И я такой: «Ну и что?» Он такой: «Тебе должно быть стыдно». И я такой: «Я не такой. Мне все равно.»

ДУБНЕР: Он был смущен тем, что вы не смущены?

ДАКВОРТ: Может быть, он стеснялся меня? Я думаю, он просто был в замешательстве. Я не знаю.

ДАБНЕР: Я имею в виду, вы не можете произносить смущение без слова «голая задница» прямо посередине.

ДАКВОРТ: Это правда!

ДАБНЕР: Итак, вы говорите, что у вас довольно низкая шкала.  

ДАКВОРТ: Да.

ДАБНЕР: Насколько ты близок к психопатии?

ДАКВОРТ: Итак, когда мы сказали, что у него есть цель — некоторая форма просоциальности. Послушайте, Гоффман был давным-давно. Он социолог 1950-х годов. Джон Сабини, к сожалению, скончался более десяти лет назад. Но есть психолог, Дачер Келтнер, который все еще рядом. И не так давно он написал статью под названием «Взволнованные и верные: смущение как сигнал просоциальности». И это относится к вашему вопросу, потому что он говорит о том, что если у вас полностью отсутствует смущение, в этом есть что-то антиобщественное. Итак, они проводят серию исследований, всего пять, где проверяют гипотезу — которая на самом деле восходит к Гоффману — что смущение, хотя и неприятное, выполняет жизненно важную социальную функцию, как они говорят, «сигнализируя просоциальность смущенного человека и укрепление доверия». И вот ключевая фраза: «Расширяя прошлые исследования смущения как невербального извинения и жеста умиротворения, авторы демонстрируют, что наблюдатели распознают выражение смущения как сигнал просоциальности и приверженности социальным отношениям». Другими словами, я не только сигнализирую: «Привет, извини. Я не хотел!» Когда мы наблюдаем, как кто-то смущается, мы как бы принимаем эту оливковую ветвь, если хотите.

ДАБНЕР: И если мы наблюдаем, как кто-то делает что-то, что, по нашему мнению, должно вызывать смущение, и при этом он не выказывает смущения, мы думаем, что он немного не в себе.

ДАКВОРТ: Да. Я имею в виду, что эта серия экспериментальных исследований говорит о том, что когда вы наблюдаете за кем-то, и он соответствующим образом смущен, вы делаете вывод, что он более просоциален.  

ДУБНЕР: Итак, в этом есть смысл. И давайте просто рассмотрим это как спектр. Очевидно, что на одной стороне спектра, не испытывая ни смущения, ни стыда, ни вины — давайте поместим туда всю эту семью, — я мог пойти в дом своего ближайшего соседа, и сжечь его, и убить их, а не думаю что-то пошло не так. А тут я просто психопат. А как насчет людей на другом конце спектра, которые парализованы даже чувством смущения?  

ДАКВОРТ: Ну, я думаю, что в каждом эмоциональном аспекте есть крайности. И вы можете поставить свой последний доллар на то, что минимум или максимум плохи. Итак, люди, которые настолько смущены, что никогда не сделают что-то, что может привести к смущению, — например, поднимите руку и задайте вопрос. На другом конце, например, кто-то, у кого вообще нет никакого чувства к своему ближнему — я имею в виду, вы могли бы возразить, что я должен был быть более смущен, верно, если бы, например, понюхал класс или поднял кучу шума в классе. Кафетерий. Итак, нетрудно представить, что крайности не велики.  

Все еще впереди Без глупых вопросов : Анжела расспрашивает Стивена, чтобы узнать, какой формы смущения он боится больше всего.

ДАБНЕР: Мне нравится, что ты можешь задавать мне вопросы о том, как я смущаюсь в ситуациях, когда я даже не сделал ничего плохого.

*      *      *

Прежде чем мы вернемся к разговору Стивена и Анджелы о смущении, давайте выслушаем некоторые мысли слушателя. Вот одна особенно показательная голосовая заметка от Кариссы Принс.

Карисса ПРИНС: Можно ли умереть от смущения из-за подержанных вещей? Мой папа — пастор, и однажды воскресным утром он допустил досадную ошибку, назвав церковь «оргазмом Христа», а не «организмом». Оговорка по Фрейду? Мы никогда не узнаем. Так началось мое половое воспитание.

Спасибо Кариссе за то, что поделилась своим опытом! Теперь вернемся к разговору Стивена и Анжелы о психологии смущения.

. увеличьте удар током для этого человека, которого вы считали другим участником исследования, но он был просто актером.

ДАБНЕР: И удары током не были настоящими. Они создавали звуковой эффект, который заставлял вас думать, что они настоящие.  

ДАКВОРТ: Все было притворством. Но вы, как участник исследования, просто думаете, что все это реально. Типа: «Эй, это обучающий эксперимент. Нас интересует, как боль и поражение электрическим током могут облегчить или усложнить обучение. Итак, этот человек будет читать эти слова. Каждый раз, когда они совершают ошибку, усиливайте шок и шокируйте их сильнее». И кстати, актер притворялся, что ему все больше и больше больно. На самом деле, на самом верху шкалы шока можно было бы сказать что-то вроде: «Мое сердце, мое сердце! Я больше не могу». Так много людей оказались в шоке. И, на самом деле, я думаю, что никто не ушел из эксперимента в знак протеста. Так, Джон Сабини преподавал социальную психологию. Это класс, который я вел для него. И популярная интерпретация этого классического эксперимента была такой: «Ух ты, ситуации оказывают огромное влияние на поведение. И у нас складывается ложное впечатление, что на самом деле нами движет совесть и честность. Но на самом деле, в подходящей ситуации любой из нас мог бы сделать что угодно». На самом деле это был своеобразный ответ нацистской Германии. Например, как люди совершали жестокие поступки? Но у Сабини была совершенно иная и непопулярная интерпретация этих точных результатов. Эти участники исследования — «Поднимите шок!» «Хорошо.» «Ззз!» — он думает, что они были смущены. Этим участникам исследования было неловко говорить экспериментатору «Нет». На самом деле, он написал статью под названием «Кого что смущает?» опубликовано в 2000 году. И он говорит, что есть три категорически разные причины, по которым мы смущаемся. Их довольно весело читать. Итак, сначала позвольте мне прочитать вам этот сценарий. И тогда вы можете ответить по шкале от нуля до десяти, как бы вам было неловко. «Я был шафером на свадьбе моего брата. Я встал на стойке регистрации, чтобы произнести торжественный тост. На полпути мой брат наклонился ко мне и прошептал: «Твоя ширинка расстегнута» 9.0016

ДУБНЕР: Хорошо. Эм, семь!

ДАКВОРТ: Вот еще один: «Недавно я был на выпускном в колледже моего друга. Я сидел на одном из тех хлипких металлических складных стульев. Когда я переместил свой вес, чтобы устроиться поудобнее, стул рухнул и рухнул на пол во время выступления лауреата почетной степени».  

ДАБНЕР: Да, старый разваливающийся стул.

ДАКВОРТ: Хорошо, Стивен. Не задумывайтесь об этом. Назовите мне число от нуля до десяти.

ДУБНЕР: Восемь, восемь с половиной, девять. Да, это ужасно.  

ДАКВОРТ: Итак, это пункты из подшкалы «faux pas». Это классические, канонические моменты смущения. Я думаю, что какая-то версия этого, вероятно, случалась с большинством из нас. Но вот два пункта из другой подшкалы: «Я был на магическом шоу с друзьями. Зал был переполнен, но мы сидели впереди, рядом со сценой».

ДУБНЕР: Ошибка номер один.

ДАКУОРТ: Фокусница сказала, что ей нужен помощник из зала для ее следующего фокуса. Она призвала меня выйти на сцену и помочь.

ДУБНЕР: Тьфу!  

ДАКВОРТ: С нуля до десяти, вперед.

ДУБНЕР: Десять с половиной. Кроме того, я корю себя за то, что купил билеты заранее или за то, что меня пригласил кто-то, кто имел неосторожность купить билеты заранее на магическое шоу. Вы этого не делаете!  

ДАКВОРТ: Подожди, почему ты не хочешь быть впереди? Это, типа, лучшее место.  

ДУБНЕР: Потому что тебя позвал волшебник! А потом вы встаете туда, и ваша муха спущена! И ты сидишь в хлипком кресле, и оно рушится.

ДАКВОРТ: Позвольте мне задать вам еще один вопрос. «Когда я вошел в свою квартиру в свой день рождения, 25 человек закричали: «Сюрприз!»». Дайте мне от нуля до десяти. Насколько ты смущен?

ДУБНЕР: У меня действительно было такое. На мое 50-летие моя жена устроила довольно классную вечеринку-сюрприз. Это было в ресторане, и это забавно, потому что я бы вообще не связал это с той эмоцией, о которой мы сегодня говорим, смущением, но видимо — я этого точно не помню — но видимо я просто развернулся и пошел из комнаты примерно на две минуты.

ДАКВОРТ: О!  

ДУБНЕР: Я был счастлив, благодарен и взволнован. Но, думаю, я не очень люблю быть координатором.

ДАКВОРТ: И это подшкала «центр внимания». Итак, утверждение здесь состоит в том, что иногда мы испытываем чувство смущения, не сделав ничего плохого. Просто потому, что мы в центре внимания.

ДУБНЕР: Особенно, когда ты этого не делаешь — например, на магическом шоу или вечеринке-сюрпризе. Интересно.

ДАКВОРТ: Позвольте мне теперь перейти к третьей и последней подшкале.

ДАБНЕР: Мне нравится, что ты можешь задавать мне вопросы о том, как я смущаюсь в ситуациях, когда я даже не сделал ничего плохого, а ты все равно получаешь от меня смущение за бездействие.

ДАКВОРТ: Я знаю. Это круто. Мне это нравится!

ДУБНЕР: Я прекрасно провожу время.  

ДАКВОРТ: А еще, кстати, я делаю тебя центром внимания.  

ДУБНЕР: Да, отлично. Идеальный.

ДАКВОРТ: Хорошо, вы почти закончили. Третья и последняя подшкала, созданная и управляемая Джоном Сабини и его коллегами. В нем есть такой пункт: «Я подозревал, но не был уверен, что подчиненный мне сотрудник ворует из кассы. Было ясно, что мне придется противостоять ему». Назовите мне цифру от нуля до десяти. Насколько ты смущен?

ДУБНЕР: Господи! Опять же, я бы никогда не стал добавлять слово «смущение» к этому сценарию. Я определенно чувствовал бы себя некомфортно по этому поводу. Может быть, на ум придет «нелюбовь к конфликтам». Но если я ищу негативную ассоциацию по шкале от нуля до десяти, где десять — самое негативное, я бы сказал, да, восемь.

ДАКВОРТ: Итак, это подшкала «сложная ситуация». Итак, если подытожить, Сабини интересовало смущение. Он задавался вопросом, было ли что-то еще, происходящее в этих исследованиях Милгрэма, чего никто толком не понял. И эта последняя субшкала — именно то, что, по его мнению, происходит. Типа: «Неловко!» Как будто у тебя нет сценария. Вы не знаете точно, что сказать. Так что, как он предположил, это было не только объяснением исследования Милгрэма, но и многими другими выводами, которые он каталогизировал, когда люди думали: «О, интересно, что происходит. Может быть, это ситуация». Он такой: «Нет. Люди просто смущены». Я не думаю, что вы согласитесь, что это именно смущение, но вы, вероятно, согласитесь с общим тезисом.  

ДУБНЕР: Ага. И я думаю, что то, что вы описываете, является более широким аспектом многих академических исследований, где есть исследования, которые кажутся логичными и разумными, но выводы, сделанные на их основе, могут показаться преувеличенными. Я приведу пример. Возможно, это потомки Милгрэма, и было бы интересно узнать, где на этой шкале лежал Сабини. Я думаю о нашем общем друге и великом экономисте Джоне Листе, который лет 20 назад или около того начал воссоздавать очень известный лабораторный эксперимент под названием «Игра в диктатора» — эксперименты, которые проводились годами, в основном психологами, но затем ими стали заниматься и экономисты. Они думали, что, по сути, измеряют альтруизм. И Джон Лист подошел и сказал: «Знаете, я думаю, что то, как устроены эти эксперименты, может показаться, что они измеряют альтруизм, но я думаю, что в большей степени они измеряют эффект тщательного изучения». Другими словами, есть авторитетная фигура, которая говорит: «Вот конверт с десятью однодолларовыми купюрами. А дальше по коридору есть кто-то очень похожий на вас: студент, который приходит на этот эксперимент и не получает конверта с деньгами. Если вы того пожелаете, вы можете отдать этому человеку часть, или ничего, или все свои деньги. Сколько ты хочешь дать?» И в среднем, я думаю, люди давали примерно три доллара, что кажется невероятно альтруистичным, верно? В реальном мире, как часто это происходит? Допустим, вы нашли деньги. Вы сразу выходите и отдаете 30 процентов кому-то, кого вы даже не знаете и, возможно, никогда не увидите?

ДАКВОРТ: Трудно представить.

ДУБНЕР: Верно. Итак, Джон Лист подумал: «Ну, может быть, дело не столько в альтруизме. Может быть, дело в силе контроля». Мне очень нравится то, что вы говорите о том, что Сабини более глубоко или по-новому взглянул на эксперименты Милгрэма. Потому что это трудно объяснить, иначе. И это действительно заставляет меня задуматься о том, когда бывают эти возвышенные моменты, особенно разыгрываемые на публике, насколько невероятно неловко, когда люди знают, что есть социальная норма, но не могут позволить себе действовать в соответствии с ней. Я вспоминаю церемонию вручения «Оскара», когда Уилл Смит встает и дает пощечину Крису Року. И самое странное — из всего, что было в этом странного — это то, что он, Уилл Смит, впоследствии не казался ни смущенным, ни пристыженным, ни виноватым, по крайней мере, в тот момент.

ДАКВОРТ: Да! Кстати, знаете, я большой поклонник Уилла Смита, так что это был очень мрачный момент в моей жизни. Я такой: «Что?!» Но ты прав. Церемония продолжалась, и когда камера остановилась на Уилле Смите, это было не то, на что все надеялись. Люди ожидали, что он почувствует одну из этих застенчивых эмоций: стыд, вину, смущение.

ДУБНЕР: Позвольте мне спросить вас вот о чем. Фред в своем электронном письме написал: «Мои взрослые дети часто смущаются моим стариковским поведением. С какой целью? Почему нас смущает поведение других? Почему нас это волнует?» Итак, давайте представим себя в этом случае. Какую функцию выполняет эта эмоция?

ДАКУОРТ Интересно! Я должен угадать. Знаешь, моя мама отвечает на звонки постоянно и в любое время. Я помню, как однажды позвонил ей. Она такая: «О, я просто в первом ряду оперы». И я подумал: «Почему ты отвечаешь на свой…? Повесить трубку! Или я повешу трубку. Я вешаю трубку. Значит, мне было неловко, наверное, за нее? От нее? О ней?

ДУБНЕР: Все вышеперечисленное?

ДАКВОРТ: Я думаю, когда мы смущаемся за наших родителей — и я думаю, что это часто именно так, верно? Я думаю, что редко родители так смущаются за своих детей, как дети кажутся…

ДУБНЕР: О, я не знаю. Мои дети смущали меня тысячи раз.

ДАКВОРТ: Ладно, может быть, это работает в обе стороны. Но дело в том, что, знаете, я всегда думаю о семье. Вы чувствуете себя личностью, но вы также просто часть одного целого. Итак, стыдиться мамы или папы — это все равно, что стыдиться своего коллективного «я». Мне трудно представить, например, что совершенно незнакомый человек делает что-то — например, я смотрю это по телевизору, что угодно, — чтобы это смущение ощущалось так же, как я смущаюсь за свою мать.

ДАБНЕР: Когда вы смотрите на кого-то, кого вы не очень, очень, очень хорошо знаете, и вы устанавливаете зрительный контакт, но затем чувствуете, что вынуждены отвести взгляд — вы чувствуете, что трудно поддерживать зрительный контакт — это смущение?

ДАКВОРТ: Я думаю, что в каталоге вещей, которые люди делают — например, прикрывают рот, краснеют, делают самоуничижительные комментарии — я думаю, отвращение взгляда, например, отвод —

ДУБНЕР: Возможно, это реакция на смущение?

ДАКВОРТ: Да. Я имею в виду, самое забавное в эмоциях то, что люди сразу же думают о чувстве эмоций. Мы знаем, каково это чувствовать себя виноватым. Мы знаем, что значит быть счастливым. Но когда вы изучаете эмоции, они, как правило, имеют когнитивный элемент — например, «вот мысль, которая сопровождает эту эмоцию», — а также часто с ней связано поведение, а иногда и физиологическая реакция, например, частота сердечных сокращений и так далее. . Итак, все это часть эмоциональной реакции, и есть элемент поведения. И я думаю, что отвращение взгляда — если вы хотите вернуться к этой эволюционной истории — может быть чем-то вроде покорного поведения. Некоторые эмоциональные психологи утверждают, что когда вы смотрите, например, на приматов, происходит нарушение социальной иерархии. А также, когда вы пытаетесь подать сигнал о подчинении более доминирующей обезьяне, вы делаете это, например, кланяетесь. И отвращение взгляда также может быть одним из них. Но это также может быть что-то вроде: «Я не хочу, чтобы ты смотрел на меня, верно? Центр внимания.»

ДАБНЕР: Итак, я полагаю, что смущение, как мы говорили о нем, — это то, что мы бы назвали выученным поведением. Если бы вы родились и оказались на необитаемом острове в полном одиночестве, даже если бы мы привезли группу туристов на круизном лайнере, чтобы посмотреть на вас, вы могли бы не смущаться ни одним из своих поступков, которые они могли бы счесть смущающими, потому что они не нарушают никаких социальных норм, верно?

ДАКВОРТ: О, потому что у вас нет норм, которые можно нарушать? Я думаю, что это правильно, отчасти потому, что они не кажутся очень маленькими детьми — скажем, в возрасте до 18 месяцев или 2 лет — они не кажутся очень способными к смущению или на самом деле, каким-либо осмысленным образом, другим застенчивым. эмоции, такие как стыд или вина. Знаешь, дети не расстраиваются из-за того, что тарелка с грохотом падает на пол и повсюду разбрызгиваются спагетти. Они не чувствуют стеснения. Они не стыдятся. Итак, интересно, что на третьем году жизни вы начинаете испытывать эти застенчивые эмоции — далеко не такие, как у подростка. А другой психолог, с которым я работал, Джерри Каган, считал, что появление этих самосознательных эмоций, которые как-то связаны с социальными нормами, как-то связаны с моралью — у него была провокационная теория о том, что ваша мама в возрасте 2-3 лет скорее всего будет еще один ребенок. И причина, по которой эти эмоции проявляются онлайн, заключается в том, что в противном случае вы бы просто убили другого ребенка. Вы бы просто подумали: «О, детка, конкуренция». Итак, это трудно проверить эмпирически, но я просто скажу, что да, это изучено в какой-то степени, но также оно как бы запрограммировано на изучение. То, чего следует смущаться, может немного различаться в разных культурах, но смущение универсально.

ДАБНЕР: Возвращаясь к вопросу Фреда, где он пишет, что часто является источником смущения для своих взрослых детей, которые, по его словам, смущены «моим стариковским поведением». Обратите внимание, он добавляет слово «тип». Это не просто поведение старика. Это «поведение старика».

ДАКУОРТ: Старик Фред.

ДАБНЕР: Итак, это подразумевает, что мы смотрим на перевернутую U-образную форму распознавания смущения — что маленькие, маленькие, маленькие дети не узнают этого, не чувствуют этого, не проявляют этого, а затем , может быть, пожилые люди, пожилые люди тоже. Это голливудское клише, да? «Сварливые старики». «Мне плевать, что вы думаете о моем поведении, моей одежде, моем бланке, моем бланке». Знаем ли мы что-нибудь об этом? Знаем ли мы, действительно ли смущение уменьшается с возрастом?  

ДАКВОРТ: Я не хочу сказать, что «это неизвестно», но Анджела Дакворт не знает. Если бы у параболы была вершина, я бы предположил, что подростковые годы — это ее очень, очень высокая отметка. А потом, может быть, во взрослом возрасте это как бы снижается, так что, когда вы достигаете 70-х и 80-х годов, вы думаете: «Черт со всеми вами. Мне все равно.» Я думаю, что это очень хорошая гипотеза, Стивен. Мы назовем это кривой Дабнера.

ДАБНЕР: Назовем это кривой Фреда Вильднауэра.

ДАКВОРТ: Я не хочу делать вас центром внимания. Так да.  

ДАБНЕР: Но похоже, что Фред получает удовольствие от того, что его поведение смущает его взрослых детей. Его это совершенно не беспокоит, вплоть до того, что он написал нам электронное письмо, используя свое настоящее имя. Он привлекает к себе внимание тем, что совершал якобы неловкие поступки, но, похоже, ему на это наплевать. Итак, все, что я хочу сказать, это то, что если мы ищем образец для подражания в нашей жизни, чтобы противостоять смущению — может быть, даже принимать его — я думаю, что Фред мог бы стать моим новым героем.  

ДАКВОРТ: Мы могли бы сделать хуже, чем Фред Вильднауэр.

*      *      *

Без глупых вопросов Номер создан мной, Ребеккой Ли Дуглас. А теперь фактчек сегодняшнего разговора.

В первой половине шоу Стивен вспоминает, что, когда он работал судьей Малой лиги, правила требовали, чтобы игра достигала трех иннингов или темноты. Неясно, по каким правилам действовал молодой Стивен, но, согласно Little League International, сегодняшние команды должны завершить четыре иннинга, а не только три.

Позже Анжела говорит, что не думает, что кто-то из участников печально известных экспериментов Милгрэма покинул эксперимент в знак протеста. Правда, буквально никто не вышел из комнаты, но участники в разной степени сопротивлялись. В первоначальном эксперименте 65 процентов участников продолжали бить током самого высокого уровня — 450 вольт — и все участники доставляли не менее 300 вольт. Однако в более поздних версиях эксперимента послушание падало в зависимости от разных факторов. Например, когда участников объединяли с другими людьми, которые, казалось, не подчинялись авторитетным фигурам, уровень их послушания падал всего до 10 процентов.

Наконец, Стивен и Анжела задаются вопросом, уменьшается ли смущение с возрастом. Хотя я не смог найти четкого ответа на этот конкретный вопрос, было проведено исследование корреляции между возрастом и другими эмоциями самосознания, такими как вина и стыд. В статье 2010 года, опубликованной в Journal of Personality and Social Psychology , изучались эмоции самосознания почти у 3000 человек в возрасте от 13 до 89 лет. Авторы обнаружили, что пожилые люди, как правило, более склонны к тому, что они назвали «психологически адаптивным самоконтролем». сознательные эмоции, такие как вина и подлинная гордость», и менее склонны к «психологически неадекватным эмоциям, таким как стыд и высокомерная гордость».

Это проверка фактов.

*      *      *

На следующей неделе Никаких глупых вопросов : Почему Энджи уходит с поста генерального директора? лаборатории персонажей?

ДАКВОРТ: Я не тот, кто хочет руководить. Я хочу, чтобы все использовали мои идеи и обращали на меня внимание, но я не хочу выполнять тяжелую работу лидера.

Это на следующей неделе на Без глупых вопросов.  

Никаких глупых вопросов является частью сети Freakonomics Radio Network, в которую также входят Freakonomics Radio , People I (Mostly) Admire и Freakonomics, MD Все наши передачи производятся Stitcher и Renbud Radio. Этот эпизод был смикширован Элеонор Осборн. На этой неделе нам помогли Лирик Боудич и Джейкоб Клементе. Среди наших сотрудников также Нил Кэррут, Габриэль Рот, Грег Риппин, Морган Леви, Зак Лапински, Джули Канфер, Райан Келли, Жасмин Клингер, Эмма Тирелл и Алина Кулман. Дополнительную исследовательскую помощь нам оказала Аня Дубнер. Наша тема — «And She Was» группы Talking Heads — особая благодарность Дэвиду Бирну и Warner Chappell Music. Если вы хотите слушать шоу без рекламы, подпишитесь на Stitcher Premium. Вы можете следить за нами в Twitter @NSQ_Show и в Facebook @NSQShow. Если у вас есть вопрос для будущего эпизода, отправьте его по адресу nsq@freakonomics. com. Чтобы узнать больше или прочитать стенограммы эпизодов, посетите Freakonomics.com/NSQ. Спасибо за прослушивание!

ДАБНЕР: А как насчет родителей с маленькими детьми, скажем? А ваш малыш встает на стол в ресторане и начинает кидать пюре.

ДАКВОРТ: Это отражение тебя, Стивен. Какой вы родитель, если воспитали ребенка, чтобы он стоял на столе?

ДАБНЕР: Я бы сказал, очень хороший родитель, потому что картошку нужно бросать.

Читать полную расшифровку

Источники

  • Эрвинг Гоффман, профессор антропологии и социологии Пенсильванского университета.
  • Джером Каган, профессор психологии Гарвардского университета.
  • Дачер Келтнер, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли.
  • Джон Лист, профессор экономики Чикагского университета.
  • Стэнли Милграм, профессор психологии Гарвардского университета.
  • Джон Сабини, профессор психологии Пенсильванского университета.
  • Джун Тэнгни, профессор психологии Университета Джорджа Мейсона.

Ресурсы

  • «Шоковый эксперимент Милгрэма», Сол Маклеод ( Simply Psychology, 2017).
  • Человеческая искра: наука о развитии человека, , Джером Каган (2013 г.).
  • «Встревоженный и верный: смущение как сигнал просоциальности», Мэтью Файнберг, Робб Уиллер и Дачер Келтнер ( Journal of Personality and Social Psychology, 2012).
  • «Отслеживание траектории стыда, вины и гордости на протяжении всей жизни», Ульрих Орт, Ричард В. Робинс и Кристофер Дж. Сото ( Journal of Personality and Social Psychology, 2010).
  • «Рожденные краснеть», Дачер Келтнер ( Greater Good Magazine, , 2009 г.).
  • «Об интерпретации даяния в играх диктаторов», Джон А. Лист ( Журнал политической экономии, 2007 г.).
  • «Недостаток характера? Критика ситуационизма», Джон Сабини и Мори Сильвер (9).0015 Этика, 2005 г. ).
  • «Кто чего смущается?» Джон Сабини, Майкл Зипманн, Джулия Стайн и Марсия Мейеровиц ( Познание и эмоции, 2000).
  • «Являются ли стыд, вина и смущение разными эмоциями?» Джун Прайс Тангни, Роуленд С. Миллер, Лора Фликер и Дебора Хилл Барлоу ( Journal of Personality and Social Psychology, 1996).
  • «Смущение и социальная организация», Эрвинг Гоффман ( American Journal of Sociology, 1956).

Цена смущения (Эд Батиста)

Я близко знаком со смущением. Я был смущен тем, что не знал ответа. [1] Я был смущен тем, что сказал. [2] Я был смущен тем, что написал. [3] И я был смущен неудачей и плохой работой. [4]

Ни один из этих опытов не был приятным. Все они были в данный момент довольно ужасны. Но они также были чрезвычайно ценны — и я пришел к пониманию важности смущения и тому, чему оно может нас научить, особенно когда мы занимаем руководящую должность. И когда мы действуем как лидер, наше смущение наиболее заметно, наиболее болезненно и наиболее полезно.

Выдающийся социолог и социальный психолог Эрвинг Гоффман предлагает краткое объяснение причины смущения, которое здесь уместно: «Оно возникает всякий раз, когда человек чувствует, что проецирует несовместимые определения самого себя перед присутствующими». [5] Психолог Роберт Эдельманн приводит дополнительный контекст: «Ключевым условием, необходимым для возникновения смущения, является то, что человек ведет себя не так, как он или она хотели бы себя вести». [6]

Эти пункты точно описывают мой собственный опыт. Я не всегда смущаюсь, не зная ответа, или говоря что-то необдуманное, или написав что-то неточно, или из-за неудачи и плохой работы. Я был смущен в описанных выше ситуациях, потому что моя предполагаемая самопрезентация расходилась с моей фактической самопрезентацией. И в большинстве случаев мое желание вести себя по-другому было усилено тем, что я играл роль лидера.

Если вы лидер, вы, вероятно, сталкивались с чем-то подобным в ситуациях, в которых чувствовали себя неловко. Ты появился как человек, который знал ответ, и все ожидали, что ты это сделаешь, но ты этого не сделал. Ты появился как человек, тщательно подбирающий слова, и все ожидали от тебя этого, но ты этого не сделал. Вы проявили себя как человек, добившийся успеха, и все ожидали от вас этого, но вы этого не сделали.

Я уверен, что эти твои переживания, как и мои, были неприятны. И я не предлагаю вам изо всех сил ставить себя в неловкое положение или делать вид, что игнорируете неприятности, когда они случаются. Но смущение — естественный и даже желательный аспект социальных ситуаций. Как поясняет Гоффман, «смущение — это не иррациональный импульс, прорывающий социально предписываемое поведение, а часть самого этого упорядоченного поведения». [7] Кроме того, смущение, вероятно, сыграло важную роль в нашей эволюционной истории, как отмечает психолог Кристин Харрис:

По мнению ряда теоретиков, смущение развилось, чтобы помочь исправить ущерб в ситуациях, когда человек непреднамеренно нарушил социальную норму. Основная предпосылка заключается в том, что те, кто испытывал и выражал беспокойство по поводу того, что о них думают другие, имели больше шансов выжить в качестве репродуктивных членов группы, чем те, кто действовал, игнорируя мнение других. Отсутствие заботы о реакции других могло привести к остракизму или изгнанию, возможно, даже к убийству … Смущение, вероятно, развилось, чтобы регулировать социальное поведение таким образом, чтобы способствовать благополучию смущенного человека. [8]

Итак, наше смущение — это сигнал о том, что мы нарушили норму, «проецируя несовместимые определения» самих себя в данной ситуации, и нам дали возможность все исправить. Это имеет особое значение для лидеров, которые не просто принимают решения и распределяют ресурсы, но и выполняют важную символическую функцию. [9] Когда вы чувствуете смущение как лидер, другие присутствующие, вероятно, сбиты с толку неоднозначными сообщениями, которые они получают о вас, и не знают, как реагировать. И в этот момент у вас есть выбор: вы можете признать и устранить свое смущение, или вы можете сделать вид, что ничего не произошло и все в порядке.

Практически при любых обстоятельствах, если вы будете вести себя так, как будто ничего не произошло, остальные присутствующие поддержат ваше притворство, и вы коллективно проведете то, что теоретик менеджмента Крис Аргирис называет защитной рутиной: «Всякий раз, когда люди сталкиваются с какой-либо проблемой, которая содержит значительное смущение или угрозу, они действуют таким образом, чтобы обойти, насколько это возможно, смущение или угрозу». [10] Это не обязательно гнусно — это выражение эмпатии, как отмечает Аргирис: «Эти защитные процедуры поощряются в большинстве организационных культур, потому что они свидетельствуют о чувстве заботы и беспокойства о людях». [11]

Хотя импульс притвориться, что ничего не произошло, понятен, он имеет свою цену: вы можете усилить свое смущение и страдание. Вы способствуете двусмысленности и путанице в отношении ситуации. Вы позволяете «несовместимым определениям» себя сохраняться, оставляя других в замешательстве относительно того, кто вы есть на самом деле. И вы моделируете контрпродуктивную реакцию на нежелательные события — игнорируете их, подавляете, не говорите о них. Вместо этого, признав свое смущение и справившись с ним, вы одновременно решите все эти проблемы:

1. Вы уменьшаете свое смущение и возникающие в результате страдания.

Недавние исследования в области неврологии дают объяснение мощной динамике, с которой мы все сталкиваемся: разговоры о негативных чувствах уменьшают их интенсивность и облегчают управление ими. [12] Как писал нейробиолог Мэтью Либерман, «выражение чувств словами активирует область мозга, которая способна подавлять различные аспекты непосредственного опыта, включая аффективный дистресс». [13] Это не обязательно должен быть трудоемкий или сложный процесс — в некоторых ситуациях можно просто сказать: « Ой! Это неловко! «достаточно.

2. Вы проясняете ситуацию, восстанавливаете последовательность в своем представлении о себе и уменьшаете тревогу других.

Функциональные социальные ситуации зависят от набора норм, большинство из которых являются неявными и невысказанными , а также общее понимание этих норм среди участников.[14] Смущающий инцидент включает в себя нарушение нормы, и когда вы, как лидер, делаете вид, что не смущаетесь — а другие неизбежно вступают в сговор в этом процессе — некоторые важные вопросы подняты, но нет ответов: Вы в курсе, что норма нарушена? Тебя волнует? Если нет, то какие нормы все еще действуют? Как нам поступить? Неспособность ответить на эти вопросы может оставить других в неуверенности и опасениях.

В дополнение к тому, что общая ситуация становится двусмысленной, смущающее событие создает некоторую неопределенность в отношении вас, что очень проблематично, когда вы действуете как лидер. И снова, когда вы делаете вид, что не смущаетесь, возникают важные вопросы, которые остаются без ответа: Осознаете ли вы, что представляете несколько и несовместимых версий себя? Имеет ли это значение для вас? Какая версия «настоящая»? Кто ты?

Но когда вы признаете свое смущение и обращаетесь к нему, вы инициируете то, что Гоффман называет «корректирующим процессом». Вы сигнализируете о том, что осознаете, что норма была нарушена, и унифицируете свою самопрезентацию, что, в свою очередь, снижает общее беспокойство и замешательство. Как отмечает Гоффман:

Таким образом [смущенный] человек показывает, что он вполне способен взять на себя роль других в своей деятельности, что его еще можно использовать в качестве ответственного участника ритуального процесса и что правила поведения, которые он, по-видимому, сломанные по-прежнему священны, реальны и не ослаблены. Оскорбительный поступок может вызвать тревогу по поводу ритуального кода; правонарушитель смягчает это беспокойство, показывая, что и кодекс, и он, как его сторонник, все еще в рабочем состоянии. [15]

3. Вы являетесь образцом продуктивной реакции на нежелательные события.

Одной из самых сложных задач, с которыми сталкиваются лидеры, является создание культуры, в которой люди готовы быть прямыми, говорить откровенно и делиться плохими новостями. Все говорят, что хотят этого, но во многих организациях мало стимулов для того, чтобы это делать, и много причин не делать этого. И вот здесь некоторые лидеры не понимают, что они все время находятся в центре внимания и что их поведение всегда будет иметь большее влияние, чем их риторика. Как я уже говорил,

Каждое действие [лидеров] тщательно изучается и оценивается по их заявлениям, а любые расхождения между ними тщательно наблюдаются (и часто выступают против них). Это происходит из символической роли, которую играют лидеры — они не просто люди, набор обязанностей. К лучшему или к худшему, мы рассматриваем лидеров как воплощение наших организаций и институтов, и в результате мы ожидаем, что они будут действовать в соответствии с культурой, которую они якобы представляют. [16]

Таким образом, каждый неловкий момент, который вы переживаете в качестве лидера, — это возможность преподать урок — так или иначе. Я узнал об этом из первых рук за то десятилетие, что вел группы на курсе «Межличностная динамика» в Стэнфорде. [17] Как начинающий фасилитатор я стремился казаться компетентным, и когда я неизбежно делал свою первую ошибку в новой группе, я молчал об этом, надеясь, что никто не заметит моей неадекватности или моего смущения.

Чего я не понял, так это того, что все заметили все, включая мое молчание, и что члены группы надежно сговорились с притворством. В конце концов до меня дошло, что вместо того, чтобы учить людей быть прямолинейными и говорить откровенно — что было одной из основных целей курса, — я учил их хранить молчание, чтобы поддержать эго лидера. В этот момент я начал с нетерпением ждать своего первого смущающего момента в новой группе, потому что я знал, что если я смогу проявить волю, чтобы подойти к этому по-другому, признать свое смущение, все выиграют, включая меня. И, тренируясь, когда ставки были низкими, я приобрел достаточно опыта, чтобы делать то же самое в более сложных обстоятельствах, когда можно было больше потерять и больше выиграть.

 


Сноски

[1] Неведение, смущение и сила незнания

[2] См. следующее:

  • Об обучении на ошибках
  • [3] Дэн Острайх берет у меня интервью

    [4] См. следующее:

    • Уроки падения
    • Неудача вперед (обучение на ошибках)

    [5] Смущение и социальная организация, стр. 264 (Erving Goffman, American Journal of Sociology , 1956).

    Психологи расходятся во мнениях относительно причин смущения, и хотя я нахожу объяснение Гоффмана полезным, были предложены и другие. В книге «Смущение: состояние исследований» ( Current Psychological Reviews, , 1981) психолог Роберт Эдельманн выделяет еще пять, помимо описанных Гоффманом: 1) «потеря самообладания или отсутствие социальных навыков», 2) «разногласия по поводу определения ситуацию или неспособность договориться о ролях, которые играют присутствующие», 3) «нарушение неприкосновенности частной жизни, включающее вторжение в личное пространство», 4) «недостойное превращение в центр внимания» и 5) «эмпатическая реакция или замещающее смущение». … быть смущенным за кого-то другого». [страница 127]

    Тем не менее, определение Гоффмана, по-видимому, так или иначе лежит в основе этих других причин. Например, мы смущаемся, когда теряем самообладание, потому что наша фактическая самопрезентация (кто-то, кому не хватает самообладания) несовместима с нашей предполагаемой самопрезентацией (кто-то, кто обладает самообладанием). Что касается конечной причины Эдельмана, «заместительного смущения», кажется, что мы испытываем это чувство, когда чья-то еще реальная самопрезентация расходится с тем, что мы предполагаем, как предполагаемая самопрезентация, например, как отмечает Эдельманн, «когда смотрим очень плохой комик». [страница 127]

    Эдельман предлагает резюме, которое, по крайней мере, согласуется с объяснением Гоффмана: «Хотя можно выделить шесть отдельных категорий, следует подчеркнуть, что через каждую проходит общая нить: -презентация и потеря самоуважения в присутствии других». [стр. 127, выделение мое]

    В книге «Смущение: форма социальной боли» ( American Scientist, 2006) психолог Кристин Харрис обсуждает две основные теории о причинах смущения, которые были разработаны после Гоффмана (существует множество других), и отмечает, что существуют различных подтипов смущения:

    Модель социальной оценки, отстаиваемая Роулендом С. Миллером из Государственного университета Сэма Хьюстона и другими, кажется наиболее близкой к обычной интуиции. Согласно этой версии, в основе смущения лежит ожидание негативной оценки со стороны других. Короче говоря, мы смущаемся, когда замечаем, что социальный имидж, который мы хотим создать, подорван и что другие формируют о нас негативное впечатление…

    Покойный Джон Сабини из Пенсильванского университета и его коллеги предположили, что смущение может возникнуть, когда человек ожидает нарушения гладкого социального взаимодействия и сталкивается с ситуацией без четкого понимания социальных ожиданий, управляющих поведением. Согласно неловкое взаимодействие или драматургический счет, дело не в том, что человек сам по себе беспокоится о том, чтобы произвести плохое впечатление, а в том, что он или она не знает, что делать дальше…

    Недавние исследования показывают, что одной теории, вероятно, недостаточно для объяснения всех случаев смущения и что существует по крайней мере два, а возможно, и три различных подтипа смущения. .. faux-pas, центр внимания, и липкая ситуация смущение. [страницы 524-525]

    Опять же, объяснение Гоффмана кажется применимым к большинству, если не ко всем, из этих ситуаций. Хотя последующие исследования явно расширили наше понимание различных механизмов, никакие другие объяснения, по-видимому, не вытесняют полностью фундаментальную идею Гоффмана о том, что смущение возникает из ситуаций, в которых мы «проецируем несовместимые определения» самих себя.

    [6] Смущение: состояние исследований, стр. 132 (Роберт Эдельманн, 9 лет).0015 Current Psychological Reviews, 1981)

    [7] Goffman (1956), стр. 271.

    [8] Смущение: форма социальной боли, стр. 526, 533 (Christine Harris, American Scientist, 2006)

    [9] Дополнительную информацию о символических аспектах лидерства см. в следующих материалах:

    • Лидер как аватар
    • Что делают великие лидеры?
    • Как лидеры преодолевают трудности

    [10] Преодоление организационной защиты: содействие организационному обучению , страницы 25-27 (Крис Аргирис, 1990)

    [11] Там же, стр.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *