Высказывания толстого л н: 25 высказываний Льва Толстого на каждый день
25 высказываний Льва Толстого на каждый день
Многим из нас Лев Толстой известен как великий русский писатель, автор рассказов, повестей и романов. Но лишь немногие сегодня знают его как человека, который составил самый первый сборник, в который вошли избранные мудрые мысли известных мудрецов и писателей – и сам многократно перечитывал собранные им высказывания, советуя другим делать то же самое. Впрочем, высказывания самого Льва Толстого вполне могли бы стать таким сборником.
— Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.
— Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
— Все приходит к тому, кто умеет ждать.
— Я серьезно убежден, что миром правят совсем сумасшедшие.
— Сильные люди всегда просты.
— Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.
— Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.
— Без любви жить легче. Но без нее нет смысла.
— У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю все, что у меня есть.
— Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.
— Величайшие истины — самые простые.
— Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.
— Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.
— Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой.
— Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.
— Человек должен быть всегда счастливым; если счастье кончается, смотри, в чем ошибся.
— Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.
— Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.
— Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же.
— Одно из самых удивительных заблуждений — что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.
— Толстое дерево началось с тонкого прута. Девятиэтажная башня началась с кладки малых кирпичей. Путешествие в тысячу верст начинается с одного шага. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.
— Для того чтобы положение людей стало лучше, надо, чтобы сами люди стали лучше. Это такой же труизм, как то, что для того, чтобы нагрелся сосуд воды, надо, чтобы все капли ее нагрелись.
— Описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это все равно, что, описывая путешествие человека, обрывать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам.
— Счастлив тот, кто счастлив дома.
— Вечная ошибка, которую делают люди, представляя себе счастье осуществлением желания.
Лев Николаевич Толстой цитаты (712 цитат)
256 2631
Лев Николаевич Толстой
Дата рождения: 28. Август 1828
Дата смерти: 7. Ноябрь 1910
Другие имена: Lev Tolstoj, Lev N. Tolstoj, Лев Толстой
Граф Лев Никола́евич Толсто́й — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук , почётный академик по разряду изящной словесности .
Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.
Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп», «Плоды просвещения» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и др.
Фото: Sass, Moscow. / Public domain
Произведение
Война и мир
Лев Николаевич ТолстойИсповедь
Лев Николаевич ТолстойВоскресение
Лев Николаевич ТолстойAnna Karenina
Лев Николаевич ТолстойХристианство и патриотизм
Лев Николаевич ТолстойКрейцерова соната
Лев Николаевич ТолстойХозяин и работник
Лев Николаевич ТолстойОтец Сергий
Лев Николаевич ТолстойЦитаты Лев Николаевич Толстой
„Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим. “
— Лев Николаевич Толстой
О жизни
„У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в данную минуту находишься рядом.“
— Лев Николаевич Толстой
О мужчинах, О девушках, О времени
„Трудно представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.“
— Лев Николаевич Толстой
О жизни, О мужчинах, О вине, Об изменении
„Патриотизм есть рабство.“
— Лев Николаевич Толстой
„Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли. “
— Лев Николаевич Толстой
О жизни, О мужчинах, О чувствах
„Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать её.“
— Лев Николаевич Толстой
О смерти
„Когда же будет в людях то же, что и в природе? Там борьба, но честная и красивая. А тут подлая.“
— Лев Николаевич Толстой
О мужчинах, О природе, О борьбе
„Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство.“
— Лев Николаевич Толстой, книга Христианство и патриотизм
Из книги «Христианство и патриотизм»
Источник: [Толстой Л., Христианство и патриотизм, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Tolst_HrPatr.php, Москва, 17 марта 1894]
О власти
„Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.“
— Лев Николаевич Толстой
„Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.“
— Лев Николаевич Толстой
О любви
„Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.“
— Лев Николаевич Толстой
О любви
„Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое.“
— Лев Николаевич Толстой, книга Война и мир
Война и мир
О мужчинах, О силе
„Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.“
— Лев Николаевич Толстой
О счастье
„Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей, Происходит это оттого, что для них нет никаких нравственных преград, ни стыда, ни справедливости, ни даже страха.“
— Лев Николаевич Толстой
Дневник
О страхе, О справедливости
„Одни — либералы и эстеты — считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие — революционеры и радикалы — считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом. “
— Лев Николаевич Толстой
О мужчинах
„Мне очень не нравятся высокомерные люди, которые ставят себя выше других. Так и хочется дать им рубль и сказать, узнаешь себе цену — вернешь сдачу.“
— Лев Николаевич Толстой
О мужчинах
„Человек рождается с судьбой и умирает с судьбой, а жизнь — это отрезок, на котором она воплощается.“
— Лев Николаевич Толстой
О жизни, О мужчинах, О судьбе
„Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.“
— Лев Николаевич Толстой
О силе
„Я серьезно убежден, что миром правят совсем сумасшедшие.“
— Лев Николаевич Толстой
Дневник: 12 июля 1900 г.
О мире
„Неужели только затем и явился я на этот короткий промежуток времени в мир, чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть.“
— Лев Николаевич Толстой
О глупости, О мире
Подобные авторы
Очерк Льва Толстого Что такое искусство
Как определить искусство? Что такое подлинное искусство и что такое хорошее искусство? Лев Толстой ответил на эти вопросы в книге «Что такое искусство?» (1897 г. ), его наиболее полное эссе по теории искусства. Теория Толстого имеет много очаровательных сторон. Он считает, что искусство — это средство передачи эмоций с целью содействия взаимопониманию. Осознавая чувства друг друга, мы можем успешно практиковать эмпатию и в конечном итоге объединиться для дальнейшего коллективного благополучия человечества.
Более того, Толстой решительно отрицает, что удовольствие есть единственная цель искусства. Вместо этого он поддерживает моральное искусство, способное понравиться всем, а не только избранным. Хотя он занимает четкую позицию в пользу христианства как действительной основы морали, его определение религиозного восприятия является гибким. В результате его можно легко заменить всякими разными идеологическими схемами.
Лично я не отношусь к толстовской теории как к своду законов понимания искусства. Больше всего на свете: «Что такое искусство?» само по себе является произведением искусства. Произведение о значении искусства и благодатной почве, на которой могут расцвести поистине прекрасные идеи.
Большинство картин, использованных в этой статье, нарисованы художником-реалистом Ильей Репиным. Русский художник создал серию портретов Толстого, которые вместе экспонировались на выставке 2019 года «Репин: Миф о Толстом» в Государственном музее Л.Н. Толстой. Более подробную информацию об отношениях между Толстым и Репиным можно найти в этой статье.
Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейЛев Толстой (Граф Лев Николаевич Толстой) родился в 1828 году в родовом имении Ясная Поляна, примерно в 200 км от Москвы. Его семья принадлежала к русской аристократии, поэтому Лев унаследовал графский титул. В 1851 году он пошел в царскую армию, чтобы расплатиться с накопленным долгом, но быстро пожалел об этом решении.
Путешествуя по Европе и увидев страдания и жестокость мира, Толстой преобразился. Из привилегированного аристократа он превратился в христианского анархиста, выступающего против государства и пропагандирующего ненасилие. Это учение вдохновляло Ганди и выражалось в непротивлении злу. Это значит, что со злом нельзя бороться злыми средствами и нельзя ни принимать его, ни сопротивляться ему.
Письма Толстого прославили его во всем мире, и он по праву считается одним из четырех гигантов русской литературы рядом с Достоевским, Чеховым и Тургеневым. Его самые известные романы Война и мир (1869) и Анна Каренина (1877). Однако он также написал несколько философских и богословских текстов, а также театральные пьесы и рассказы. Завершив свой шедевр « Анна Каренина », Толстой впал в состояние невыносимого экзистенциального отчаяния.
Очарованный верой простого народа, он обратился в христианство. В конце концов, он отверг Русскую Церковь и любую другую Церковь как коррумпированную и искал свои собственные ответы. Его богословские исследования привели к формулированию его собственной версии христианства, которая глубоко повлияла на его социальное видение. Он умер в 1910 лет в возрасте 82 лет после перенесённой пневмонии.
Толстой написал «Что такое искусство?» в 1897 году. Там он изложил свое мнение по нескольким вопросам, связанным с искусством. На протяжении всего этого эссе он остается уверенным, что он первый дал точное определение искусства:
.«…как бы странно это ни звучало, несмотря на горы книг, написанных об искусстве, точного определения искусства не построено. И причина этого в том, что концепция искусства была основана на концепции красоты».
Так что же такое искусство для Толстого? Прежде чем ответить на вопрос, русский романист ищет подходящее основание для своего определения. Рассматривая работы других философов и художников, он замечает, что они обычно исходят из того, что в основе искусства лежит красота. Для них красота есть либо то, что доставляет определенного рода удовольствие, либо то, что совершенно по объективным, всеобщим законам.
Теории, оправдывающие Canon
Теории искусства, основанные на красоте или вкусе, неизбежно включают только тот вид искусства, который нравится определенным людям:
«Сначала признать определенный набор произведений искусством (потому что они нам нравятся), а затем составить такую теорию искусства, чтобы в нее вписывались все те произведения, которые нравятся определенному кругу лиц».
Эти теории призваны оправдать существующий художественный канон, охватывающий все, от греческого искусства до Шекспира и Бетховена. На самом деле канон — это не что иное, как произведения искусства, ценимые высшими классами. Для оправдания новых постановок, которые нравятся элитам, постоянно создаются новые теории, расширяющие и подтверждающие канон:
«Какие бы безумия ни появлялись в искусстве, как только они находят признание среди высших классов нашего общества, быстро изобретается теория, объясняющая и санкционирующая их; точно не было в истории периодов, когда известные особые круги людей признавали и одобряли ложное, уродливое и бесчувственное искусство, впоследствии не оставившее следа и совершенно забытое».
Истинное определение искусства, по Толстому, должно основываться на нравственных принципах. Прежде всего, мы должны задаться вопросом, морально ли произведение искусства.
Искусство — это средство передачи чувств так же, как слова передают мысли. В искусстве кто-то передает чувство и «заражает» других тем, что он чувствует. Толстой заключает свое определение искусства в следующих отрывках:
«Вызывать в себе чувство, которое однажды испытал, а вызвав его в себе, затем посредством движений, линий, цветов, звуков или форм, выраженных словами, так передать это чувство, которое могут испытывать другие то же чувство – это деятельность искусства.
Искусство есть человеческая деятельность, состоящая в том, чтобы один человек сознательно посредством известных внешних знаков передал другим пережитые им чувства и чтобы другие люди заражались этими чувствами и также испытывали их».
В сущности, искусство есть средство соединения людей, объединенных общими чувствами. Это облегчает доступ к психологии других, способствует сочувствию и пониманию, разрушая стены Субъекта. Эта функция искусства не только полезна, но и необходима для прогресса и благополучия человечества.
Бесчисленные чувства, которые люди испытывали как в прошлом, так и в настоящем, доступны нам только через искусство. Потеря такой уникальной способности была бы катастрофой. «Люди были бы как звери», — говорит Толстой и даже доходит до того, что утверждает, что без искусства человечество не могло бы существовать. Это смелое заявление, напоминающее афоризм Ницше о том, что человеческое существование оправдано только как эстетическое явление.
Искусство в расширенном и ограниченном смысле слова
Определение Толстого распространяется почти на все аспекты человеческой деятельности далеко за пределы изобразительного искусства. Даже рассказ мальчика о том, как он встретил волка, может быть искусством. Это, однако, только в том случае, если мальчику удастся заставить слушателей почувствовать страх и муку встречи. Согласно этой точке зрения, произведения искусства повсюду. Колыбельная песня, шутка, мимика, украшение дома, одежда и утварь, даже триумфальное шествие — все это произведения искусства.
Это, на мой взгляд, самое сильное место теории Толстого. А именно, что он считает искусством почти всю человеческую деятельность. Однако есть различие между этим расширенным искусством и искусством в ограниченном смысле этого слова. Последнее соответствует изобразительному искусству и является той областью, которую Толстой исследует далее в своем очерке. Слабое место теории в том, что она никогда не исследует акт творчества и искусства, которые не разделяются с другими.
Различие между настоящим и поддельным, хорошим и плохим искусством — вклад Толстого в область искусствоведения. Несмотря на множество недостатков, эта система предлагает интересную альтернативу оценке и оценке искусства.
Настоящим искусством (т. е. подлинным, верным себе) Толстой называет то, которое вытекает из честной, внутренней потребности в выражении. Продукт этого внутреннего побуждения становится настоящим произведением искусства, если он удачно вызывает чувства у других людей. В этом процессе получатель художественного впечатления настолько сливается с опытом художника, что чувствует произведение как свое собственное. Поэтому настоящее искусство убирает барьер между Субъектом и Объектом, между получателем и отправителем художественного впечатления. Кроме того, он снимает барьер между получателями, переживающими единство через общее чувство.
Эмоциональная заразительность«В этом освобождении нашей личности от ее разъединения и изоляции, в этом соединении ее с другими и заключается главная особенность и великая притягательная сила искусства».
Кроме того, произведение, не вызывающее чувств и духовного единения с другими, является поддельным искусством. Каким бы поэтичным, реалистичным, эффектным или интересным он ни был, он должен соответствовать этим условиям, чтобы добиться успеха. В противном случае это просто подделка, выдающая себя за настоящее искусство.
Эмоциональная заразительность – необходимое качество художественного произведения. Степень заразности не всегда одинакова, а варьируется в зависимости от трех условий:
- Индивидуальность передаваемого чувства: чем специфичнее для человека чувство, тем удачнее произведение искусства.
- Ясность передаваемого чувства: ясность выражения способствует передаче чувств и увеличивает удовольствие, получаемое от искусства.
- Искренность художника: сила, с которой художник чувствует эмоции, которые он/она передает через свое искусство.
Из всех трех важнее всего искренность. Без него не могут существовать два других условия. Стоит отметить, что Толстой находит искренность почти всегда присутствующей в «крестьянском искусстве», но почти всегда отсутствующей в «высочайшем искусстве». Если произведению не хватает хотя бы одного из трех качеств, это подделка. Напротив, он реален, если обладает всеми тремя. В таком случае остается только судить, хорошо это настоящее произведение или плохо, более или менее удачно. Успех произведения искусства основывается прежде всего на степени его заразительности. Чем заразительнее произведение искусства, тем лучше.
Толстой считает искусство средством движения к совершенству. Со временем искусство развивается, делая доступным опыт человечества ради человечества. Это процесс нравственной реализации, в результате которого общество становится добрее и сострадательнее. Подлинно хорошее произведение искусства должно сделать доступными те добрые чувства, которые приближают человечество к его нравственному завершению. В этих рамках хорошее произведение искусства также должно быть нравственным.
Но как мы можем судить о том, какие чувства нравственно хороши? Ответ Толстого заключается в том, что он называет «религиозным восприятием века». Это определяется как понимание смысла жизни группой людей. Это понимание является моральным компасом общества и всегда указывает на определенные ценности. Для Толстого религиозное восприятие его времени находится в христианстве. В результате все хорошее искусство должно нести основополагающее послание этой религии, понимаемой как братство между всеми людьми. Этот союз человека, направленный на его коллективное благополучие, утверждает Толстой, должен почитаться как высшая ценность из всех.
Хотя это относится к религии, религиозное восприятие не то же самое, что и религиозный культ. На самом деле определение религиозного восприятия настолько широкое, что описывает идеологию в целом. К такому толкованию приводит мнение Толстого о том, что даже если общество не признает никакой религии, оно всегда имеет религиозную мораль. Это можно сравнить с направлением текущей реки:
Если река вообще течет, у нее должно быть направление. Если общество живет, должно существовать религиозное восприятие, указывающее направление, в котором более или менее сознательно тяготеют все его члены.
Заключение
Можно с уверенностью сказать, что более чем через столетие после смерти Толстого «Что такое искусство?» сохраняет свою привлекательность. Мы не должны легко отвергать идею о том, что (хорошее) искусство передает чувства и способствует единству через универсальное понимание. Это особенно актуально в наше время, когда многие сомневаются в важности искусства и видят в нем источник путаницы и разделения.
- Толстой Л.Н. 1902. Что такое искусство? В Романы и другие произведения Лёва Николаевича Толстого . перевод Алины Делано. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 328-527. Доступно по адресу: http://www.gutenberg.org/ebooks/43409 .
- Ян, Г.Р. 1975. «Эстетическая теория произведения Льва Толстого «Что такое искусство?». Журнал эстетики и искусствоведения , Vol. 34, № 1. С. 59-65. Доступно по ссылке: https://www.jstor.org/stable/428645
- Морсон, Г. С. 2019. «Лев Толстой». Британская энциклопедия. Доступно по ссылке: https://www.britannica.com/biography/Leo-Tolstoy
20 ноября 1910 г.НЕОБЫЧНИКНью-Йорк ТаймсАСТАПОВА. Воскресенье, 20 ноября. — Граф Толстой умер сегодня в 6 часов 5 минут утра. Графиня Толстая поступила в палату в 5 часов 50 минут. Толстой ее не узнал. Семья собралась в соседней комнате, ожидая финального события. Толстой ночью перенес несколько тяжелых приступов сердечной недостаточности. В ранние утренние часы они следовали друг за другом в быстрой последовательности, но быстро сменялись. Между первым и вторым приступом были госпитализированы члены семьи. к постели. Состояние писателя после каждого приступа было, по словам лечащих врачей, «обманчиво обнадёживающим». Больной немного поспал, дыша, казалось, легче, чем обычно. доктора Течуровский и Усов, тем не менее, в заявление сыну Толстого Мишелю давало лишь небольшую надежду и без колебаний предсказывало скорый конец при обычных смертных обстоятельствах. Толстой, говорили они, был прекрасным пациентом в разум и тело, кроме сердца. Когда у него случился один из сердечных приступов, Толстой остался наедине со своей старшей дочерью Татиной. Он вдруг схватил ее за руку и привлек к себе. Казалось, он задыхается, но смог прошептать: «Теперь конец пришел, вот и все.» Татина очень испугалась и попыталась высвободиться, чтобы бежать за доктором, но ее отец не выпускал руки. Она громко позвала с того места, где сидела. Пришли врачи и вкололи камфору, которая почти мгновенно подействовала на сброс давления. Толстой вскоре поднял голову и выпрямился в сидячее положение. Отдышавшись, он сказал: «В мире миллионы людей и много страждущих. Почему вы так беспокоитесь обо мне?» Несколько важных сообщений, в том числе от Антония, митрополита Санкт-Петербургского, Толстому не показали. Состояние графа все время считалось слишком тяжелым, чтобы его можно было взволновать письменными обращениями к ему примириться с Церковью. СТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 ноября. Вчера вечером кабинет обсудил Толстого и его отношения с греко-католической церковью. По сообщениям газет, все присутствующие, в том числе и обер-прокурор Священного Синода, высказались за снятие запрета на отлучение от церкви. по мере необходимости и своевременно. Синод, однако, отклонил это предложение, поскольку нет никаких указаний на изменение отношения Толстого, а также неизвестно, желает ли он вернуться в веру. Только два клирика Священного Синода поддержали это предложение. Большинство решило, что нужно приложить все усилия, чтобы повлиять на писателя, чтобы он изменил свою позицию. Присутствие у Астаповой графа Черткова считается камнем преткновения в пути возвращения графа в церковь. Премьер Столыпин лично решительно выступает за снятие запрета и год назад обсуждал возможность такого действия с другом Толстого. Карьера Льва ТолстогоРоманист, постепенно ставший мистиком — активен до последних 9 лет0027 Лев Толстой давно готовился, даже ждал своей кончины. Два с половиной года назад, когда его почитатели в Петербурге организовали комитет, чтобы устроить достойное празднование его восьмидесятилетия. день рождения, он написал секретарю комитета, умоляя прекратить приготовления. Он говорил о своей близкой смерти и о вражде, которая поднялась в России на счет предполагаемого торжества. Он не мог, сказал он, быть причиной еще большей ненависти и злобы в мире. Комитет, естественно, мог только уважать Толстого. желать и растворяться. Рассказанный примерно в то время анекдот показал, как уже тогда произошло последнее физическое изменение в этом странном гении, менявшемся и развивавшемся всю свою жизнь. Несколькими годами раньше Толстой написал пьесу «Труп». очень сильная пьеса, которая по личным причинам так и не была опубликована. Кто-то упомянул об этом ему. Он совершенно забыл об этом. Подробности этого были ему повторены. Он покачал головой; он ничего об этом не помнил. Исследователям мистицизма, исследователям жизни мистиков не составит труда объяснить подобное обстоятельство. История жизни Льва Толстого еще не написана, если вообще может быть написана; но по существу это история другого великие люди, которые через внутреннее пробуждение отвернулись от мира, чтобы найти свое спасение в жизни духа. С той разницей: у Толстого процесс, который у Лойолы, св. Августина, Магомета и многих других пророков и святых был внезапным и полным, растянулся на многие годы, и в эти годы Толстой произвел гениальные произведения, которые заставило его в течение последних двух десятилетий считаться самым известным писателем западного мира. Он начал писать, написал не один шедевр (книги, которые потом возненавидел) до начала процесса. Он написал один шедевр после того, как стал настоящим мистиком, но гораздо большая часть его литературного творчества была совершена в течение переходного периода. Эти книги уже считаются мировой классикой. Работы, проделанные Толстым в последние годы его жизни, не так хорошо известны, но некоторые из его поклонников заявляют, что в конце концов именно эти последние сочинения будут считаться его величайшие произведения. Если это так, то между его карьерой и карьерой Джона Раскина будет любопытное сходство. При жизни Раскина восхищались его ранними книгами по искусству, труды по политической экономии смеялись. Теперь люди пренебрегают его художественной критикой и читают его философию. Граф Лев Николаевич Толстой родился в родовом поместье своей семьи Ясная Поляна, в Тульском уезде, в Центральной России, в 150 верстах к югу от Москвы, 28 августа 1828 года по русскому календарю и 10 сентября 1828 года. согласно к григорианскому календарю. Его отцом был граф Николай Ильич Толстой, соратник и друг царя Петра Великого. Говорят, что Толстой набросал портрет своего отца в персонаж Петра Ростова в «Войне и мире». Юношей Толстой поступил в Казанский университет, но перед окончанием второго курса оставил университет, чтобы вступить в управление своими родовыми имениями, доставшимися ему по смерти его родителей. Выйдя на пенсию, Толстой начал курс частного чтения. В 1851 году он отправился с братом в гости на Кавказ. Суровая дикость страны произвела на него глубокое впечатление. и изучение его влияния на жизнь и характер людей оказало большое влияние на его последующую философию. Толстой поступил в русскую армию в том же году и был назначен младшим артиллеристом. Он был приписан к крепости Ковно, столице одноименной губернии, лежащей к югу от Прибалтики. Здесь, выполняя лишь формальные обязанности в качестве военного, он начал свою долгую карьеру писателя. Он опубликовал в быстрой последовательности свое «Детство и Юность», «Нападение» и «Казаки». Когда началась Крымская война, Толстой очень хотел увидеть действительную службу. Он добивался и добился перевода в штаб своего родственника князя Гортачакова. Когда в Севатопольский гарнизон подавали помощь, Толстой выступил во главе батареи. и принял активное участие в осаде, отличившись личным подвигом. Был ранен в одной из стычек. У него был непосредственный опыт войны, который был самым ценным для его в его более поздней работе как писателя. По окончании войны Толстой оставил комиссию и уехал в Петербург. Здесь его очень лестно приняли как дворянина, вернувшегося героя и литератора. Но вскоре он стал совершенно ему противна его жизнь там. Впоследствии он в страсти раскаяния описал себя как прелюбодея, лжеца и грабителя. О своем возвращении в свое имение, Ясную Поляну, он сообщил освобождая своих крепостных, одеваясь в крестьянские костюмы и проповедуя евангелие того, что теперь известно как простая жизнь. Время от времени он покидал свое поместье, чтобы совершать обширные гастроли по Германии. и Италия. Возвращаясь из одной из таких поездок в 1862 году, Толстой познакомился и женился на своей жене Софье Берс, дочери своего друга доктора Берса. Когда он познакомился с ним, она была молодой девушкой. Он был уже сам по себе аккаунт, измученный светский человек. Его странные религиозные идеи только начинали находить выражение. Он хорошо знал женщин русской аристократии и решил, что, по его словам, хороших женщин в мире и что он никогда не женится. Итак, в своей обычной беспорядочной манере он продал прекрасный старинный особняк, доставшийся ему от деда, одного из наследных дворцов Екатерины Великой. известные генералы. Потом он встретил женщину, в которую влюбился, и она изменила для него весь мир. Вскоре после этого они поженились, и жизнь графини началась с постоянного самопожертвования. зайдя в избушку в имении Поляна — все, что осталось после продажи особняка. Там она прожила много лет в уединенном, безлюдном месте, за много миль от любого города. Толстой провел он ходил по Российской империи, изучал социальные условия, большую часть времени отсутствовал дома. Графиня занималась домашними делами. Супруги были слишком бедны, чтобы иметь любые слуги; она кормила каждого из своих тринадцати детей, обходилась без гувернанток и учила детей английскому, французскому и немецкому языкам, давала им уроки музыки, шила им одежду и одежду. собственный. Потом, как только муж начинал книгу, она начинала ее пересматривать, переводить с русского на французский или немецкий, переписывая здесь четким почерком, чтобы печатники могли читать. это, и участие в публикации книги, когда она была завершена. С ее помощью и постоянным вдохновением Толстой писал свои великие романы. Он был назначен мировым судьей своего округа и много времени уделял просвещению крестьянства и разработке планы по их материальному улучшению. Хотя он еще не пришел к полному принятию выдвинутых им позже теорий в отношении социологических предметов, он осознал необходимость жить жизнь людей, если он надеялся принести им пользу, и, соответственно, даже с его возросшими средствами, дом, в котором он писал учебники для бедняков страны и обучал классы окрестных крестьян, был обставлен самыми грубыми стульями и столами, а образ жизни в его доме был в своей простоте монашеским. Он называл себя учеником политического и экономические доктрины Генри Джорджа и заявил, что Джордж и Уильям Ллойд Гаррисон были двумя величайшими американцами. Спасение России, заявлял он, зависит от крестьянской собственности. земли, и введение единой налоговой системы Генри Джорджем. В это время Толстой написал «Юность», «Два гусара», «Альберта», «Три смерти», «Семейное счастье». Затем его выход на какое-то время прекратился. Его следующий Выпущенная в 1867 году работа «Война и мир» принесла ему большую репутацию романиста. Произведение посвящено великой борьбе России против Наполеона Бонапарта. Восемь лет спустя Толстой создал свою еще более знаменитую «Анну Каренину», исследование одной стороны брачного вопроса, доведенное в романе до страшной трагедии. Этот произведение вызвало дискуссию во всем цивилизованном мире и побудило Мэтью Арнольда сказать: «Это не столько произведение искусства, сколько часть жизни. Но то, что оно теряет в искусстве, приобретает в действительности». Приблизительно ко времени публикации «Анны Карениной» Толстой, бывший неверующим, принял учение Иисуса очень буквально, хотя и отказался исповедовать какую-либо веру. в Его божественности. Он взял в качестве своего текста и наставления Нагорную проповедь и добавил к своей работе учителя и врача, друга и советника своих бедных соседей работу сапожника и сельскохозяйственного рабочего. Он полностью передал свое имущество членам своей семьи и отказался прикасаться к гонорарам за свои работы. Однако он позволял своим детям следовать их собственному образу жизни, без уважение к собственным идеям. «Крейцерова соната» Толстого, удивительно откровенный рассказ о супружеских отношениях, был опубликован в 1890 году. и подвергся резкой критике в некоторых газетах Англии и США. В Германии тираж «Крейцеровой сонаты» был запрещен правительством. В 1892 году, когда в России свирепствовал особенно сильный голод, Толстой учредил ряд станций помощи в Туле и Самаре и издал свой том «Голод». В ходе следующие два года он выпустил «Царство Божие внутри нас», «Христианство Христа», «Моя религия» и «Патриотизм и христианство». В начале 1900 года Толстой опубликовал роман «Воскресение», воплотивший в себе результаты многолетних размышлений. Непосредственной целью его издания была помощь духоборам, преследуемым в Россия из-за их религиозных верований и обычаев, которым симпатизировал Толстой. Средства, полученные от работы, он направил на финансирование эмиграции членов секты в земли который был обещан им Доминионом Канады. Публикация «Воскресения» привела к отлучению Толстого от церкви Святейшим Синодом, ранее выразившим неудовольствие по поводу его открытого неверия в его догматы. Толстой ответил к своему отлучению, обратившись с открытым письмом к царю, в котором он осуждал как государственную церковь, так и правительственный деспотизм в России. |