Высказывания о жизни есенина: Сергей Александрович Есенин: цитаты, афоризмы и высказывания
Стихи Есенина Сергея
Какая ночь! Я не могу…
Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы -
На этих липах снег да иней.Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я - другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.
До свиданья, друг мой…
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
До свиданья, друг мой, до свиданья
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Гори, звезда моя, не падай
Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит.Ты светишь августом и рожью
И наполняешь тишь полей
Такой рыдалистою дрожью
Неотлетевших журавлей.И, голову вздымая выше,
Не то за рощей — за холмом
Я снова чью-то песню слышу
Про отчий край и отчий дом.И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах.
Друзья поставят серый камень
С веселой надписью в стихах.Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.
Видно, так заведено навеки…
Видно, так заведено навеки -
К тридцати годам перебесясь,
Всё сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая -
Знак того, что вместе нам сгореть.То кольцо надела мне цыганка.
Сняв с руки, я дал его тебе,
И теперь, когда грустит шарманка,
Не могу не думать, не робеть.В голове болотный бродит омут,
И на сердце изморозь и мгла:
Может быть, кому-нибудь другому
Ты его со смехом отдала?Может быть, целуясь до рассвета,
Он тебя расспрашивает сам,
Как смешного, глупого поэта
Привела ты к чувственным стихам.Ну, и что ж! Пройдет и эта рана.
Только горько видеть жизни край.
В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай.
Сыпь, гармоника! Скука… Скука…
Сыпь, гармоника! Скука... Скука...
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука.
Пей со мной.Излюбили тебя, измызгали,
Невтерпёж!
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Или в морду хошь?В огород бы тебя, на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.Сыпь, гармоника! Сыпь, моя частая!
Пей, выдра! Пей!
Мне бы лучше вон ту, сисястую,
Она глупей.Я средь женщин тебя не первую,
Немало вас.
Но с такой вот, как ты, со стервою
Лишь в первый раз.Чем больнее, тем звонче
То здесь, то там.
Я с собой не покончу.
Иди к чертям.К вашей своре собачей
Пора простыть.
Дорогая... я плачу...
Прости... Прости...
Разбуди меня завтра рано
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
Все живое особой метой
Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг…
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!»
Батум
Корабли плывут
В Константинополь.
Поезда уходят на Москву.
От людского шума ль
Иль от скопа ль
Каждый день я чувствую
Тоску.Далеко я,
Далеко заброшен,
Даже ближе
Кажется луна.
Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна.Каждый день
Я прихожу на пристань,
Провожаю всех,
Кого не жаль,
И гляжу все тягостней
И пристальней
В очарованную даль.Может быть, из Гавра
Иль Марселя
Приплывет
Луиза иль Жаннет,
О которых помню я
Доселе,
Но которых
Вовсе — нет.Запах моря в привкус
Дымно-горький,
Может быть,
Мисс Митчел
Или Клод
Обо мне вспомянут
В Нью-Йорке,
Прочитав сей вещи перевод.Все мы ищем
В этом мире буром
Нас зовущие
Незримые следы.
Не с того ль,
Как лампы с абажуром,
Светятся медузы из воды?Оттого
При встрече иностранки
Я под скрипы
Шхун и кораблей
Слышу голос
Плачущей шарманки
Иль далёкий
Окрик журавлей.Не она ли это?
Не она ли?
Ну да разве в жизни
Разберёшь?
Если вот сейчас её
Догнали
И умчали
Брюки клёш.Каждый день
Я прихожу на пристань,
Провожаю всех,
Кого не жаль,
И гляжу все тягостней
И пристальней
В очарованную даль.А другие здесь
Живут иначе.
И недаром ночью
Слышен свист,—
Это значит,
С ловкостью собачьей
Пробирается контрабандист.Пограничник не боится
Быстри.
Не уйдёт подмеченный им
Враг,
Оттого так часто
Слышен выстрел
На морских, солёных
Берегах.Но живуч враг,
Как ни вздынь его,
Потому синеет
Весь Батум.
Даже море кажется мне
Индиго
Под бульварный
Смех и шум.А смеяться есть чему
Причина.
Ведь не так уж много
В мире див.
Ходит полоумный
Старичина,
Петуха на темень посадив.Сам смеясь,
Я вновь иду на пристань,
Провожаю всех,
Кого не жаль,
И гляжу все тягостней
И пристальней
В очарованную даль.
Песнь о хлебе
Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл — страдания людей!
Режет серп тяжелые колосья
Как под горло режут лебедей.Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп — овин.
Словно дьякон, на кобылу гаркнув,
Чтит возница погребальный чин.А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле
И цепами маленькие кости
Выбирают из худых телес.Никому и в голову не встанет,
Что солома — это тоже плоть!..
Людоедке-мельнице — зубами
В рот суют те кости обмолотьИ, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств...
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть.Все побои ржи в припек окрасив,
Грубость жнущих сжав в духмяный сок,
Он вкушающим соломенное мясо
Отравляет жернова кишок.И свистят, по всей стране, как осень,
Шарлатан, убийца и злодей...
Оттого что режет серп колосья,
Как под горло режут лебедей.
Свищет ветер, серебряный ветер…
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
В первый раз я в себе заметил -
Так я еще никогда не думал.Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею, и я не печален.
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.Взглянет ли женщина с тихой улыбкой -
Я уж взволнован. Какие плечи!
Тройка ль проскачет дорогой зыбкой -
Я уже в ней и скачу далече.О, мое счастье и все удачи!
Счастье людское землей любимо.
Тот, кто хоть раз на земле заплачет,-
Значит, удача промчалась мимо.Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.
ПОДРАЖАНЬЕ ПЕСНЕ
ПОДРАЖАНЬЕ ПЕСНЕ
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,
Унеслася ты вскачь, удилами звеня.
В пряже солнечных дней время выткало нить.
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог.
Там живет задумчивая пери.
В Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог.У меня в руках довольно силы,
В волосах есть золото и медь.
Голос пери нежный и красивый.
У меня в руках довольно силы,
Но дверей не смог я отпереть.Ни к чему в любви моей отвага.
И зачем? Кому мне песни петь? —
Если стала неревнивой Шага,
Коль дверей не смог я отпереть,
Ни к чему в любви моей отвага.Мне пора обратно ехать в Русь.
Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с тобою расстаюсь
Из любви к родимому мне краю?
Мне пора обратно ехать в Русь.До свиданья, пери, до свиданья,
Пусть не смог я двери отпереть,
Ты дала красивое страданье,
Про тебя на родине мне петь.
До свиданья, пери, до свиданья.1925
Заря окликает другую
Заря окликает другую,
Дымится овсяная гладь...
Я вспомнил тебя, дорогую,
Моя одряхлевшая мать.
Как прежде ходя на пригорок,
Костыль свой сжимая в руке,
Ты смотришь на лунный опорок,
Плывущий по сонной реке.
И думаешь горько, я знаю,
С тревогой и грустью большой,
Что сын твой по отчему краю
Совсем не болеет душой.
Потом ты идешь до погоста
И, в камень уставясь в упор,
Вздыхаешь так нежно и просто
За братьев моих и сестер.
Пускай мы росли ножевые,
А сестры росли, как май,
Ты все же глаза живые
Печально не подымай.
Довольно скорбеть! Довольно!
И время тебе подсмотреть,
Что яблоне тоже больно
Терять своих листьев медь.
Ведь радость бывает редко,
Как вешняя звень поутру,
И мне - чем сгнивать на ветках -
Уж лучше сгореть на ветру.
Туча кружево в роще связала…
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума...
Ой, не весел ты, край мой родной.Пригорюнились девушки-ели,
И поет мой ямщик на-умяк:
"Я умру на тюремной постели,
Похоронят меня кое-как".
Не бродить, не мять в кустах багряных
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
До свиданья, друг мой, до свиданья
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Устал я жить в родном краю…
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Чары
В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.Пьяна под чарами веселья,
Она, как дым, скользит в лесах,
И золотое ожерелье
Блестит в косматых волосах.А вслед ей пьяная русалка
Росою плещет на луну.
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.
Сиротка
Маша — круглая сиротка.
Плохо, плохо Маше жить,
Злая мачеха сердито
Без вины ее бранит.Неродимая сестрица
Маше места не дает,
Плачет Маша втихомолку
И украдкой слезы льет.Не перечит Маша брани,
Не теряет дерзких слов,
А коварная сестрица
Отбивает женихов.Злая мачеха у Маши
Отняла ее наряд,
Ходит Маша без наряда,
И ребята не глядят.Ходит Маша в сарафане,
Сарафан весь из заплат,
А на мачехиной дочке
Бусы с серьгами гремят.Сшила Маша на подачки
Сарафан себе другой
И на голову надела
Полушалок голубой.Хочет Маша понарядней
В церковь божию ходить
И у мачехи сердитой
Просит бусы ей купить.Злая мачеха на Машу
Засучила рукава,
На устах у бедной Маши
Так и замерли слова.Вышла Маша, зарыдала,
Только некуда идти,
Побежала б на кладбище,
Да могилки не найти.Замела седая вьюга
Поле снежным полотном,
По дороженькам ухабы,
И сугробы под окном.Вышла Маша на крылечко,
Стало больно ей невмочь.
А другом лишь воет ветер,
А кругом лишь только ночь.Плачет Маша у крылечка,
Притаившись за углом,
И заплаканные глазки
Утирает рукавом.Плачет Маша, крепнет стужа.
Злится дедушка-мороз,
А из глаз ее, как жемчуг,
Вытекают капли слез.Вышел месяц из-за тучек,
Ярким светом заиграл.
Видит Маша — на приступке
Кто-то бисер разметал.От нечаянного счастья
Маша глазки подняла
И застывшими руками
Крупный жемчуг собрала.Только Маша за колечко
Отворяет дверь рукой, —
А с высокого сугроба
К ней бежит старик седой:«Эй, красавица, постой-ка,
Замела совсем пурга!
Где-то здесь вот на крылечке
Позабыл я жемчуга».Маша с тайною тревогой
Робко глазки подняла
И сказала, запинаясь:
«Я их в фартук собрала».И из фартука стыдливо,
Заслонив рукой лицо,
Маша высыпала жемчуг
На обмерзшее крыльцо.«Стой, дитя, не сыпь, не надо, —
Говорит старик седой, —
Это бисер ведь на бусы,
Это жемчуг, Маша, твой».Маша с радости смеется,
Закраснелася, стоит,
А старик, склонясь над нею,
Так ей нежно говорит:«О дитя, я видел, видел,
Сколько слез ты пролила
И как мачеха лихая
Из избы тебя гнала.А в избе твоя сестрица
Любовалася собой
И, расчесывая косы,
Хохотала над тобой.Ты рыдала у крылечка,
А кругом мела пурга,
Я в награду твои слезы
Заморозил в жемчуга.За тебя, моя родная,
Стало больно мне невмочь
И озлобленным дыханьем
Застудил я мать и дочь.Вот и вся моя награда
За твои потоки слез…
Я ведь, Маша, очень добрый,
Я ведь дедушка-мороз».И исчез мороз трескучий…
Маша жемчуг собрала
И, прислушиваясь к вьюге,
Постояла и ушла.Утром Маша рано-рано
Шла могилушку копать,
В это время царедворцы
Шли красавицу искать.Приказал король им строго
Обойти свою страну
И красавицу собою
Отыскать себе жену.Увидали они Машу,
Стали Маше говорить,
Только Маша порешила
Прежде мертвых схоронить.Тихо справили поминки,
На душе утихла боль,
И на Маше, на сиротке,
Повенчался сам король.
Разбуди меня завтра рано…
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
Задымился вечер, дремлет кот на брусе…
Задымился вечер, дремлет кот на брусе,
Кто-то помолился: "Господи Исусе".Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребется в затворенной клети...У лесной поляны - в свяслах копны хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо.Закадили дымом под росою рощи...
В сердце почивают тишина и мощи.
Эх вы, сани! А кони, кони!
Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез.
Ни луны, ни собачьего лая
В далеке, в стороне, в пустыре.
Поддержись, моя жизнь удалая,
Я еще не навек постарел.
Пой, ямщик, вперекор этой ночи,-
Хочешь, сам я тебе подпою
Про лукавые девичьи очи,
Про веселую юность мою.
Эх, бывало, заломишь шапку,
Да заложишь в оглобли коня,
Да приляжешь на сена охапку,-
Вспоминай лишь, как звали меня.
И откуда бралась осанка,
А в полуночную тишину
Разговорчивая тальянка
Уговаривала не одну.
Все прошло. Поредел мой волос.
Конь издох, опустел наш двор.
Потеряла тальянка голос,
Разучившись вести разговор.
Но и все же душа не остыла,
Так приятны мне снег и мороз,
Потому что над всем, что было,
Колокольчик хохочет до слез.
Сторона ль моя, сторонка…
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.
Троицыно утро, утренний канон…
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон.
Подражанье песне
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,
Унеслася ты вскачь, удилами звеня.В пряже солнечных дней время выткало нить.
Мимо окон тебя понесли хоронить.И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.1917
Жизнь — обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: «Лишь сердце потревожь,
Жизнь — обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе».Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь — стезя
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык,—
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил — забыли про меня.Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.Август 1925
Голубая кофта. Синие глаза.
Никакой я правды милой не сказал.Милая спросила: «Крутит ли метель?
Затопить бы печку, постелить постель».Я ответил милой: «Нынче с высоты
Кто-то осыпает белые цветы.Затопи ты печку, постели постель,
У меня на сердце без тебя метель».Октябрь 1925
Нивы сжаты, рощи голы
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Вечером синим, вечером лунным…
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.Неудержимо, неповторимо
Все пролетело. далече.. мимо...Сердце остыло, и выцвели очи...
Синее счастье! Лунные ночи!
Свет вечерний шафранного края
Свет вечерний шафранного края,
Тихо розы бегут по полям.
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хаям.
Тихо розы бегут по полям.
Лунным светом Шираз осиянен,
Кружит звезд мотыльковый рой.
Мне не нравится, что персияне
Держат женщин и дев под чадрой.
Лунным светом Шираз осиянен.
Иль они от тепла застыли,
Закрывая телесную медь?
Или, чтобы их больше любили,
Не желают лицом загореть,
Закрывая телесную медь?
Дорогая, с чадрой не дружись,
Заучи эту заповедь вкратце,
Ведь и так коротка наша жизнь,
Мало счастьем дано любоваться.
Заучи эту заповедь вкратце.
Даже все некрасивое в роке
Осеняет своя благодать.
Потому и прекрасные щеки
Перед миром грешно закрывать,
Коль дала их природа-мать.
Тихо розы бегут по полям.
Сердцу снится страна другая.
Я спою тебе сам, дорогая,
То, что сроду не пел
Хаям...
Тихо розы бегут по полям.
Алый мрак в небесной черни…
Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань.
Я пришел к твоей вечерне,
Полевая глухомань.Нелегка моя кошница,
Но глаза синее дня.
Знаю, мать-земля черница,
Все мы тесная родня.Разошлись мы в даль и шири
Под лазоревым крылом.
Но сзовет нас из псалтыри
Заревой заре псалом.И придем мы по равнинам
К правде сошьего креста
Светом книги голубиной
Напоить свои уста.
Дорогая, сядем рядом
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых —
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.Там теперь такая ж осень…
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Белая береза под моим окном
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг...
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!»1922
Сохранить ссылку на эту страничку:
Глубокие цитаты Есенина
Сергей Есенин является одним из самых любимых поэтов Серебряного века. Его творчество привлекает к себе внимание как литературоведов и мыслителей, так и обычных людей, для которых представляет большую ценность красота природы и родного края. Самобытность есенинской поэзии поражает и волнует современного читателя, подсказывает ему выходы из сложнейших жизненных ситуаций. Цитаты Есенина многолики и глубоки, в них говорит оригинальность мышления, проявляется сама индивидуальность поэта.
«Большое видится на расстоянии»
На самом деле к осознанию этой истины приходишь только тогда, когда пытаешься на близком расстоянии рассмотреть какие-то значимые для себя детали. Немногие понимают, что нужно несколько изменить ракурс: отойти и попробовать взглянуть на ситуацию или человека новыми глазами.
Короткое красивое высказывание о жизни. Красивые…
Во все времена красивые высказывания о жизни привлекали внимание людей. Ученые, мыслители оставили…
Известные цитаты Есенина, подобные этому высказыванию, знает, наверное, каждый школьник. Однако не все умеют так глубоко проникнуть в суть сказанного, по-настоящему осмыслить то, на что обращает внимание поэт. Очень многие годами бьются над решением одной и той же проблемы и не понимают того, что нужно суметь подойти к ней иначе.
«Мне не жаль прошедшие годы, ничего не хочу вернуть»
Часто бывает так, что становясь старше, люди жалеют о своем прошлом выборе, совершенных в молодости ошибках. Цитаты Есенина показывают, что не стоит беспокоиться о давно ушедших годах. Гораздо важнее – уметь с уверенностью смотреть вперед, быть уверенным в будущем. Люди редко могут давать такие гарантии самим себе. Лишь те, кто живет в гармонии со своими убеждениями и мировоззрением, достигают состояния счастья. Очень важно понимать, что вы в действительности никогда не сможете изменить то, что уже совершено. Необходимо научиться принятию ситуации, какой бы она ни была.
Книги об осени русских поэтов. Описание осени в творчестве…
Книги русских поэтов об осени всегда наполнены особой любовью к Родине и родным просторам. И каждый…
«Все мы обмануты счастьем»
Здесь поэт говорит о потребности каждого человека найти свою вторую половинку. Цитаты Есенина о любви наполнены реализмом и грустью, которые как будто подтверждают какую-то непреложную истину. Возможно, для самого поэта правда заключалась в том, что любовь приносит только разочарования и страдания. Конечно, на самом деле это не так.
Но опыт каждой отдельной личности ценен и значителен сам по себе, никто не вправе осуждать его. Когда Есенин говорит о возможном счастье, то в последующих строках тут же мысленно отдаляется от него. Эту особенность можно проследить и по другим его стихотворениям.
«Пусть изменят легкие друзья»
В этом высказывании поэт констатирует горькую правду: он ожидает обмана и уже многим не верит. Конечно, нет нужды относиться к жизни слишком настороженно, ведь так можно запросто заработать себе депрессию и нервный срыв. Цитаты Есенина наполнены неутешительной грустью по поводу того, что человека на жизненном пути ждет много разочарований. С некоторыми из них он сможет справиться и преодолеть. Другие станут грузом, который придется тащить всю жизнь.
«Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?»
В этой строфе показано, как легко можно разочароваться в жизни, насколько она быстротечна. В юности нам кажется, что мы будем вечно ходить по этой земле, радоваться обычным вещам. Но ближе к тридцати–сорока годам приходит осознание того, что мы здесь просто гости, которых никто не станет просить задержаться без веской на то причины.
Действительно важно прожить свою жизнь как можно более осмысленно. И самая большая радость заключается в том, чтобы сделать счастливым кого-то еще, кроме себя.
Цитаты Есенина эмоциональны и глубоки. Когда их читаешь, создается ощущение, что сам проживаешь некоторые моменты собственного существования. Попробуйте перечитать известные стихи и отыскать в них что-то новое, полезное.
Бюст Сергея Есенина, Воронеж | Русская культура в достопримечательностях
Нажмите на фото для увеличения .
Сегодня 91 год назад Сергей Есенин (1895-1925) поселился в гостинице «Англетер» в Санкт-Петербурге. Через три дня, 28 декабря 1925 года, его мертвое тело вынесут несколько друзей, в том числе поэт Николай Леопольдович Браун. Официальная версия тогда, и версия, которая оставалась в силе до конца 80-х — начала 90-х годов, заключалась в том, что Есенин покончил жизнь самоубийством. Его нашли повешенным на веревке в номере отеля, по крайней мере, так говорили. На самом деле, эта версия получила много хитов со времен перестройки. Достоверно никто ничего не доказал, и осторожные до сих пор склонны считать вероятной причиной смерти поэта в 30 лет самоубийство, но надо сказать, что эта версия с годами выглядит все слабее и слабее.
Есенин был немного расшатанным, и советское государство, которое к середине 1920-х постепенно брало себя в руки, не любило сюрпризов, которые мог подкинуть Есенин. Тем более, что Есенин пользовался бешеной популярностью в народе, и все, что он говорил или делал, могло иметь серьезное влияние на общественное мнение. Добавьте к этому тот факт, что авторитарные государства просто не любят никого и ничего, что прямо или косвенно ставит под сомнение порядок. Есенин своим разгульным поведением только не поддерживал понятие умеренности и упорядоченности. Он любил выпить, он любил попойки, он любил розыгрыши. У него был талант выбирать неортодоксальных жен, одной из которых была американская танцовщица Айседор Дункан (в то время, когда подозрения в отношении иностранцев возрастали с каждым днем), а другой — Софья Толстая, внучка великого писателя Льва, и, следовательно, член семьи, престиж которой советская власть очень хотела использовать в свою пользу. Если этого было недостаточно, в период, предшествовавший его смерти, Есенин боролся с клинической депрессией, даже провел некоторое время в сумасшедшем доме, где врачи «безуспешно» лечили его болезнь — если это было так.
Должен сказать: я ни в коей мере не знаток Есенина. Я думаю, что мне потребуется от шести месяцев до года серьезных исследований, чтобы наверстать упущенное во всех писаниях — серьезных и скандальных — которые обрушились на нас о Есенине и его смерти за последние десятилетия. Это остается горячей темой; ходит много домыслов, даже дезинформации. Яндекс.ру, русская версия Google, предлагает 17 миллионов потенциальных клиентов, когда вы вводите «убийство Сергея Есенина».
Википедия предлагает аргумент из пяти пунктов, почему версия о самоубийстве не выдерживает критики. Честно говоря, я думаю, что одной из этих точек достаточно, чтобы вызвать тревогу на всех уровнях:
“ У Есенина была свежая рана на плече, одна на лбу и синяк под одним глазом. За несколько недель до его смерти многие из его друзей утверждали, что у него был револьвер, но это оружие так и не было обнаружено. Его куртка отсутствовала, и его пришлось укрыть простыней из отеля. Лигатура, на которой он якобы повесился, сделанная из ремня, который позже исчез, как сообщается, не была подвесной: она удерживала тело только с одной стороны, справа. Тем не менее, документально подтверждено, что никаких дальнейших расследований в этом направлении не проводилось. Комната, где он умер, также не была осмотрена . ’
Похоже на историческое сито? Делает мне.
Но это только начало. Мы предполагаем признание по крайней мере одного из убийц, Николая Леонтьева, который, как говорят, сказал Виктору Титаренко, сослуживцу, на старости лет: « Витёк, ты знаешь, что я застрелил Сергея Есенина этой рукой вот здесь ». Хорошо, мы все читали Достоевского и знаем, что есть люди, которые по своим причинам желают признаться в преступлениях, которых они не совершали. Все еще. Это только начало. Виктор Кузнецов, автор книги об убийстве Есенина, более подробно описал акт убийства в интервью, которое опубликовано на сайте Esenin.ru. Его версия состоит в том, что Троцкий отдал секретный приказ арестовать Есенина, чтобы допросить его. Кузнецов подхватывает повествование:
» Суть допросов заключалась в том, что было желание завербовать Есенина в качестве тайного сотрудника ГПУ [для непосвященных — одного из многих предшественников КГБ]. Я не думаю, что Троцкий отдал приказ убить поэта, но это произошло. Судя по всему, Есенин подрался и сильно толкнул [Якова] Блюмкина, после чего Блюмкин упал. В этот момент Леонтьев выстрелил… На фото видны следы от пулевых ранений. После этого Блюмкин ударил Есенина рукоятью револьвера в лоб. После убийства Блюмкин связался с Троцким из Ленинграда и спросил, что делать с телом Есенина. Троцкий ответил, что завтра от его имени в газете будет опубликована статья о том, как неуравновешенный декадентский поэт покончил с собой, и все будут молчать. Именно так и произошло ».
Так вот, по крайней мере, в кузнецовской версии событий двое убили Есенина: Николай Леонтьев и Яков Блюмкин.
Вышеупомянутый сайт Esenin.ru — кладезь информации. В нем есть отдельный раздел «Смерть поэта», который предлагает 94 ссылки на важные источники по этой теме. Четыре из этих ссылок относятся к комментариям Николая Николаевича Брауна, поэта, сына другого поэта и друга Есенина, Николая Леопольдовича Брауна. По словам Брауна-младшего, его отец не мог упомянуть то, что знал о смерти Есенина, когда писал мемуары. Однако он передал эту информацию своему сыну, который приложил немало усилий, чтобы довести эту информацию до сведения общественности. На вопрос в интервью Esenin.ru, верит ли он, что Есинин умер во время допроса, Браун ответил: « Да, а точнее, в результате пыток на допросе. Таков точный вывод моего отца, известного поэта Николая Леопольдовича Брауна, знавшего Сергея Есенина. В декабре 1925 года он и другие писатели вынесли его [Есенина] тело из гостиницы «Англетер». »
Браун приводит массу убедительных аргументов, в том числе и эту, историю о том, как Брауна-старшего и Бориса Лавренёва вызвали из редакции журнала «Звезда» в «Англетер»:
«[Павел Медведев] просил их приехать, говоря, что Есенин покончил жизнь самоубийством. Сценаристам нужно было увидеть Есенина мертвым и подтвердить версию о его самоубийстве. Именно Медведев, [Михаил] Фроман и [Вольф] Эрлих объяснили, как Есенин покончил с собой в гостинице. Но и они, как оказалось, своими глазами ничего не видели. Им тоже об этом «рассказывали». Труп уже был подготовлен для демонстрации. Однако оригинальные фотографии, которыми мы теперь располагаем, показывают совсем другое. Руки Есенина были порезаны чем-то вроде бритвы. Но разрезы делаются не поперек, а вдоль, как это делается при пытках. Его левый глаз был выбит. Были две дыры прямо над переносицей и еще одна над правым глазом. Но Николай Леопольдович рассказывал мне о «глубоком проникающем ранении под правой бровью», которое было «смертельным», о «синяке под левым глазом» и о «синяках от побоев». В голодное время, в 19-м году.19-20 лет, чтобы выжить, отец работал санитаром скорой помощи. Он хорошо знал анатомию. Он видел много трупов, в том числе повесившихся. Но у Есенина ни посинения лица не было, ни языка у него не высовывалось ».
Далее в интервью Браун-младший добавляет:
« Браун и Лавренёв категорически отказывались подписывать, так сказать, протокол о том, что Есенин покончил с собой. На первый взгляд протокол составлен топорно и примитивно. Тем не менее его уже подписали сотрудники ГПУ Вольф Эрлих и Павел Медведев, секретарь Союза писателей Михаил Фроман и поэт Всеволод Рождественский. Николай Леопольдович тут же упрекнул последнего: «Сева, как ты мог это подписать?! Вы не видели, как Есенин надел ему петлю на шею!» Рождественский ответил: «Мне сказали, что нужна еще одна подпись».0004 .’»
Что касается изображений, которыми я делюсь сегодня – это фотографии скульптуры Анатолия Бичукова, которая стоит на пересечении улиц Кардашова и Карла Маркса в Воронеже. Он был открыт 25 октября 2006 года, вскоре после того, как по российскому телевидению был показан фильм « Есенин » Игоря Зайцева. В фильме с участием популярного актера Сергея Безрукова по сценарию его отца Виталия Безрукова представлена версия смерти от убийства. Фильм не был хорошо воспринят критиками, но веб-сайт, на котором вы можете посмотреть фильм бесплатно, поставил ему 9 баллов.4,8% положительных оценок зрителей. Безруков сам выбрал это место для статуи и пожертвовал крупную сумму денег на покрытие расходов на ее возведение. Безруков сделал карьеру, играя мертвых знаменитостей – Владимира Высоцкого, Александра Пушкина и Есенина. Известный актер Валентин Гафт, владеющий дурным пером при написании популярных эпиграмм, дважды спускал бум на Безрукова. Одна гласит: « Смерть не страшна. Страшно, что про тебя фильм снимут и Безруков тебя сыграет ». Гафт тоже предлагал эту чушь:
Он был Пушкиным, Есениным и Высоцким.
Он был Белым и скоро будет Маяковским…
Потом дойдет до Ахматовой…
И некому в России будет играть !
Нравится:
Нравится Загрузка…
Письма Джима Харрисона к Есенину Джеффри…
Назад к предыдущему
Я веду амбициозный поэтический семинар продолжительностью один семестр под названием (Так называемые) религиозные поэты . Мы примерно на полпути по учебной программе.