Высказывания о пушкине и его творчестве: как вы понимаете фразу Пушкин наше всё (с цитатами)

Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..

К 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина  в отделе абонемента с 4 июня 2019 года начнёт свою работу книжная выставка
«Тебя жкак первую любовьРоссии сердце не забудет!..».

А.С. Пушкин вошел в нашу жизнь как человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым, даже в самых трагических обстоятельствах. Знаменитый поэт Александр Блок говорил: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни».

К 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837 гг.) в отделе абонемента с 4 июня 2019 года начнёт свою работу книжная выставка «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!. .».

Блажен, кто понял голос строгой

Необходимости земной,

Кто в жизни шел большой дорогой,

Большой дорогой столбовой, —

Кто цель имел и к ней стремился,

Кто знал, зачем он в свет явился… А.С. Пушкин

А.С. Пушкин вошел в нашу жизнь как человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым, даже в самых трагических обстоятельствах. Знаменитый поэт Александр Блок говорил: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни». Жизнь Пушкина коротка и бесконечна. Так много вместилось в эту недолгую жизнь, осененную высоким крылом поэзии, что вся она похожа на один прекрасный миг, а каждый миг ее – на целую жизнь.

Александр Сергеевич Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».  Русский поэт и писатель, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

Детство? Он не любил его вспоминать. Нелюбимый, не по-детски замкнутый ребенок, с малых лет он рос больше под присмотром чужих людей – гувернанток и учителей. Только книги были его друзьями. Страсть к поэзии проявилась в Пушкине рано. На восьмом году он уже сочинял на французском языке маленькие комедии, эпиграммы. В девять писал басни, пьесы, большую поэму со сказочным сюжетом.

6 июня 1811 года Пушкину исполнилось 12 лет, а 19 октября в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков стали лицеистами. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Был среди них и Пушкин. О лицейском братстве он напишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

В лицее у Пушкина было много верных товарищей. Они искренно любили его. Восхищал их не только его талант, но и личность: общительный, пылкий, любящий и верный. Вместе с ним всегда было хорошо и весело. Говорили, что где бы он ни появлялся, всё пропитывалось его веселым смехом.

По выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своею молодостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны. Известность Пушкина и литературная, и личная с каждым днем возрастала. Молодежь твердила наизусть его стихи, повторяла остроты его и рассказывала о нем анекдоты.

Придворный поэт В.А Жуковский, который станет другом Пушкину на всю жизнь, воскликнет в письме князю Вяземскому: «Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как провидением».

В этот период везде ходили по рукам, переписывались и читались наизусть его «Деревня», «Ода», «Вольность», «Ура! В Россию скачет».  Вскоре появляется поэма о «преданьях старины глубокой» — «Руслан и Людмила», которую предваряет всем известное вступление «У лукоморья дуб зеленый».

Кто из нас не знает этих удивительных строк…Кому неведомо, что любовь к русской старине привила Пушкину его няня Арина Родионовна. Он был обязан ей созданием многих своих бессмертных сказок, она поддерживала его и была рядом в самые тяжелые минуты. Со слов Арины Родионовны Пушкин записал семь сказок. Среди них «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе о работнике Балде», «Сказка о золотом петушке».

А.С. Пушкин вошел в историю мировой литературы не только как великий и признанный поэт, талантливый сказочник. Нам известны его прозаические и драматургические произведения.

Верное изображение времени, эпохи, развитие исторических характеров и событий – это все требования реалистического искусства, выражение глубоко продуманного и выстраданного к тому времени историзма Пушкина-гражданина, Пушкина-психолога, его философии истории, которая выработалась в тесной связи с господствующими в ту пору интеллектуальными взглядами, откровениями эпохи. Исторически эти общественно-политические взгляды нашли свое отражение в восстании декабристов, а в творчестве поэта – в трагедии «Борис Годунов».

Преобразив русский поэтический язык, совершив революцию в драматургической литературе, Пушкин обратился к развитию художественной прозы, он полагал, что русская проза значительно отстает от поэзии. Считал, что язык прозаиков чересчур ветееват и извилист. Настоящим нововведением в этой области стали «Повести Белкина», в связи, со стилем которых он однажды сказал, что писать повести надо именно так: просто, коротко и ясно.

Устраивая свои дела, Пушкин отправляется в подмосковное имение отца. В это время начинается эпидемия холеры, которая отрезала Пушкина от Москвы. Этой осени, вошедшей в судьбу поэта под названием Болдинская, суждено было стать самым плодотворным временем в его творчестве. В Болдино были написаны повести «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка», «Выстрел», «Метель»; роман в стихах «Евгений Онегин», по словам критика Виссариона Григорьевича Белинского — энциклопедия русской жизни. В нем «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта.

Здесь же он написал «Маленькие трагедии» — это одни из самых знаменитых его произведений. Лаконизм, свойственный произведениям этого периода творчества Пушкина, поразителен даже для него: этот лаконизм, концентрат мыслей, неисчерпаемость идей при предельной простоте и ясности форм повествования. Каждая из «маленьких трагедий» — художественное исследование глубин человеческой сути, нравов, психологии: стяжательства и зависти, прелюбодеяния, отношении к жизни и смерти. Вместе с тем, каждая охватывает определенную историческую эпоху, интересные, разносторонние характеры, порожденные ею, всю полноту и противоречивость поведения героев.

Роман «Капитанская дочка» писался Пушкиным во время работы над историческим очерком «История Пугачева». В это время поэт детально изучал архивные материалы о пугачевском бунте. Также для изучения «пугачевщины» Пушкин совершил путешествие на Урал в места, где происходило пугачевское восстание. На Урале поэт общался с живыми пугачевцами и слушал их рассказы. Благодаря этому «погружению» в историю Пушкину удалось собрать уникальный материал, который и лег в основу романа. Роман не оставил в стороне никого из современников, многие из них отправляют автору личные письма, в которых обсуждаются все нюансы авторской работы. Критик В.Г. Белинский сравнил «Капитанскую дочку» с «Евгением Онегиным» но только в прозе. Даже Николай Васильевич Гоголь в 1837 году пишет о том, что выход романа произвел настоящий фурор среди его современников и что, он безмерно рад что вышла подобная прелесть, которая стала достоянием мировой литературы.

В творчестве величайшего русского поэта присутствуют все литературные формы проза и поэзия, драматические произведения и сказки, стихотворения и поэмы, сонеты и элегии, оды и послания, мадригалы и эпиграммы, даже роман и повесть в стихах. Он много писал и на литературоведческие темы – критические статьи, рецензии, публицистические, исторические исследования. Обобщается его литературное и культурное наследство его дневниками, письмами и автобиографическими заметками.

Поэт Николай Доризо на вопрос «Что для вас значит Пушкин?» ответил: «Пушкин — это вершина, с которой проверяется наша история, искусство, наш сегодняшний день, мы сами… Читайте и перечитывайте Пушкина! И это поможет вам ответить на многие вопросы, познать себя и мир».

Заведующая абонементом Галактионова Светлана Алексеевна

Пушкин и религия — Вопросы литературы

Был ли Пушкин религиозным человеком? Каким было его отношение к русскому духовенству и православной церкви, а также к христианству и к религии вообще? Верил ли он в бессмертие души и в Провидение? Исследование этих вопросов сопряжено с немалыми трудностями. Как известно, современники видели в Пушкине «чистого» Поэта и, как Баратынский, были удивлены, обнаружив в нем не только гениального поэта, но и глубокого мыслителя. Кроме того, на протяжении жизни взгляды Пушкина, в том числе и на религию, изменялись. Наконец, в современных российских условиях эта тема приобрела чрезвычайно щекотливый характер, мешающий непредвзятому, объективному исследованию: как это не раз бывало в прошлом, Пушкин опять превратился в объект идеологической конфронтации, но если раньше в нем видели революционера и атеиста, то теперь его часто превращают в глубоко верующего православного христианина.

После краха советской системы в России были заново опубликованы работы о Пушкине русских религиозных философов и иерархов православной церкви, появились десятки книг и статей, проводились конференции и «чтения», цель которых состояла в доказательстве того, что Пушкин был глубоко верующим православным поэтом. На этом фоне выделяются серьезные и прекрасно аргументированные работы Б. Васильева, Г. Лесскиса, И. Сурат и прежде всего многочисленные книги и статьи В. Непомнящего 1. Стройность и непротиворечивость концепции, глубокое и тонкое прочтение произведений Пушкина, блестящее знание его творчества, темпераментное и живое изложение – все это делает Непомнящего признанным лидером «религиозно-православного» направления, которое, по моим наблюдениям, доминирует в современной пушкинистике. Действительно, кроме весьма примитивной книги Б. Марьянова 2, содержательного исследования С. Кибальника 3 и отдельных беглых критических замечаний С. Бочарова и В. Вацуро, я не обнаружил ничего, что противостояло бы этому направлению. Исключение составляет острая статья Б. Сарнова 4, в которой автор полемизирует с В. Непомнящим, И. Сурат и А. Солженицыным как главным идеологом «православного» направления в современной русской общественной мысли. Как это ни странно, нет серьезных исследований на тему «Пушкин и религия» и в советской пушкинистике. Между тем, хотя В. Непомнящему и его сторонникам принадлежит несомненная заслуга введения в научный и публицистический оборот проблем, связанных с религиозностью Пушкина, и глубокого их истолкования (думается, что в пылу полемики Б. Сарнов это недооценивает), выводы этих исследователей, на мой взгляд, вовсе не бесспорны. Более того, они мне представляются во многом односторонними и потому в значительной степени упрощающими мировосприятие Пушкина 5. Поэтому дальнейшее обсуждение этой проблемы представляется мне актуальным и оправданным.

В «Слове о благих намерениях» В. Непомнящий признает, что при изучении творчества Пушкина нельзя «замалчивать одно, ретушировать другое, изо всех сил педалировать третье» 6, что, к сожалению, нередко встречается в работах современных «православных» пушкинистов. Признает он и то, что «мало у Пушкина годных для «православной публицистики» деклараций, да и те, что есть <…> могут быть часто истолкованы, скорее, в плане философического размышления или культурной позиции, чем личного исповедания». Более того, «»житейские» и «теоретические» суждения Пушкина на христианские темы, его творческие поступки (по-видимому, речь идет о его произведениях. – Ф. Р.) могут быть, с ортодоксально-церковной точки зрения, странны, не очень грамотны, порой предосудительны» 7. Тем не менее В. Непомнящий утверждает, что мировосприятие Пушкина выражается не в этих «суждениях» и «творческих поступках», а в общем «духе» его творчества: «…голова его может думать порой одно, а у гения сказывается совсем другое…», ибо первое принадлежит «мирскому, земному интеллекту», а второе – «небесному дару» 8. На этом основании исследователь утверждает, что Пушкин – «гений православного народа», что православие, в отличие от католичества и протестантизма (атеизм, ислам, иудаизм, буддизм и пр. вообще не в счет), – это «единственно истинная вера» и что Россия – единственный «оплот истинного христианства». Отсюда следует вывод об уникальном месте Пушкина (и России в целом) не только в русской, но и в мировой культуре, которая, начиная с эпохи Возрождения, отклонилась от правильного пути и создала секулярную, материалистическую цивилизацию, обреченную на вырождение и гибель.

Оставляя в стороне православно-романтическую историософию, я хочу в этой статье показать, что хотя отношение Пушкина к русскому духовенству и церкви, к христианству и вообще к религии действительно изменилось в последние годы его жизни, элементы античного и романтического мировосприятия у него сохранялись, да и с наследием Просвещения он распрощался вовсе не до конца. По моему мнению, хотя Пушкин действительно стал русским национальным поэтом, это не значит, что он отверг европейское культурное наследие и стал ортодоксально верующим православным христианином.

 

ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

К ПУШКИНУ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

Не секрет, что Пушкин принадлежал к той части образованного русского дворянства 1820 – 1830-х годов, которое было вполне секуляризованным и относилось к церкви равнодушно. Конечно, он исполнял церковные обряды, как того требовали российские законы, но вероятнее всего, особенно в юности, неохотно и в минимальной степени. К тому же, как известно, в Кишиневе Пушкин был членом весьма радикальной масонской ложи «Овидий». Положение отчасти изменилось в 1824 году после истории с известным письмом Кюхельбекеру (?), в котором он писал о том, что «берет уроки чистого афеизма». Будучи сосланным в Михайловское под духовный надзор священника, Пушкин должен был соблюдать осторожность и аккуратно выполнять церковные обряды. Это, однако, не изменило его отношения к церковности, о чем свидетельствует письмо Жуковскому от 7 марта 1826 года, где он писал: «Каков бы ни был мой образ мыслей, политический и религиозный (курсив мой.  – Ф. Р.), я храню его про самого себя и не намерен безумно противоречить общепринятому порядку и необходимости» 9. Ситуация обострилась после того, как Николай I освободил его из ссылки и поставил под еще более строгий надзор, так что Пушкину приходилось строго исполнять не только придворные, но и церковные обязанности и тщательно следить за своими устными и письменными высказываниями, чтобы не вызывать подозрений в нелояльности и вольнодумстве, которые сохранялись вплоть до его смерти.

Тем не менее есть основания предполагать, что он по-прежнему оставался нецерковным человеком. В своей переписке с друзьями и знакомыми, принадлежавшими к тому кругу, к которому принадлежал и он сам, Пушкин никогда не упоминает о церкви. Судя по всему, он не испытывал потребности в общении с представителями духовенства 10. Единственный человек, в письмах к которому у Пушкина часто встречаются церковные выражения, – это его жена, которая, как и ее семья, по-видимому, была гораздо более набожной, чем он. Пушкин с этим считался и соблюдал приличия, тем более что он знал, что его письма к жене перлюстрируются. Впрочем, в одном из писем жене он признавался: «Я мало Богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая молитва лучше моих, как для меня, так и для нас» (3 августа 1834 года). Неудивительно, что он сам называл себя «посредственным христианином». Правда, в последние годы жизни его отношение к церкви стало меняться, о чем свидетельствуют и некоторые его стихи и статьи (об этом ниже), и то, что после смерти матери он купил себе место на кладбище Святогорского монастыря, и, наконец, то, что перед смертью он послал за священником и причастился святых тайн. Тем не менее Николай I (и не только он) до конца подозревал Пушкина в религиозном вольнодумстве. В своей записке умирающему поэту царь настаивал на том, чтобы тот встретил смерть как верующий христианин, а позже, в разговоре с Жуковским, заметил: «…мы насилу довели его до смерти христианской…» 11. Следует признать, что у Николая I были основания для подобных подозрений: Пушкин в жизни никогда не был олицетворением христианских добродетелей. Об этом свидетельствуют и его образ жизни в юности, и воспоминания современников, и, что еще важнее, признания самого поэта, наиболее красноречивыми из которых являются «Воспоминание» (1828), «Напрасно я бегу…» (1836) и ряд других стихотворений конца 1820-х – начала 1830-х годов.

В своем равнодушном отношении к церкви и церковной обрядности Пушкин был далеко не одинок. А. Панченко справедливо замечает, что в жизни и Онегина, и Ленского, и даже «русской душою» Татьяны, которые представляют российское культурное дворянство начала XIX века, церковь не играла существенной роли. «Обозревая поэтические ландшафты и поэтические интерьеры романа, петербургские или деревенские, мы не найдем ни храма, ни иконы», – пишет он и продолжает: «…судя по «Евгению Онегину», человек пушкинского круга предстает перед нами в плаценте религиозного и церковного равнодушия. Нелояльности к православию он не выказывает, усердия не выказывает тоже. Это характерно и для других сочинении поэта, если их персонажи принадлежат к тому же кругу» 12.

Конечно, такое положение не могло радовать Церковь, но она была вынуждена так или иначе мириться с равнодушием культурного дворянства к религии. Пушкин, однако, представлял особый случай. Хотя он был всего лишь титулярным советником, в глазах всех образованных людей он был великим поэтом, и поэтому Церковь обращала на него особое внимание. Это внимание при жизни и даже долгое время после смерти Пушкина было далеко не дружественным. И дело тут не только в злополучном письме об «афеизме» и не только в «Гавриилиаде», за которую Пушкин извинялся перед Николаем I. Многие пастыри Церкви до самой смерти поэта подозревали его в тайном либерализме и вольнодумстве. Еще в Кишиневе архимандрит Ириней грозил Пушкину доносом за богохульство; в Михайловском за Пушкиным присматривал игумен Святогорского монастыря Иона. Но особенно отличился петербургский митрополит Серафим, который сначала инициировал «дело» о «Гавриилиаде», испортившее Пушкину много крови, потом, через пять лет после благополучного окончания этого «дела», оказался единственным членом Российской академии, кто голосовал против избрания Пушкина в академики, и, наконец, уже после смерти поэта сделал все возможное, чтобы его похороны прошли как можно более незаметно, поскольку с догматической точки зрения участие в дуэли считалось попыткой самоубийства или убийством и приравнивалось к смертному греху.

Обычно, говоря об отношении Церкви к Пушкину при его жизни, ссылаются на «Ответ» чрезвычайно влиятельного московского митрополита Филарета на стихотворение Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» (1828). В. Непомнящий пишет, что это был «не выговор, даже не поучение (?), а совет, увещание, тихая подсказка <…> Стихи святителя <…> тронули Пушкина глубоко не только мудростью, точностью в «диагнозе» духовного недуга <…> но <…> как поступок именно «христианина», и именно «русского епископа»» 13, как будто ни католический, ни протестантский епископы по определению не могли бы совершить подобного поступка. «Ответ» Филарета действительно представляет собой нечто необычное, но для того, чтобы лучше оценить его, надо вспомнить, каким человеком был этот выдающийся иерарх православной церкви и какими были его идейные позиции.

Многие современники, в том числе и Пушкин, видели в Филарете замечательного проповедника и богослова, человека с сильным и независимым характером, но вместе с тем властного и нетерпимого. Он был убежденным консерватором, отрицательно относился к светской культуре и был готов с ней примириться лишь при условии ее подчинения Церкви, то есть превращения ее в средство пропаганды православия как единственно верного учения, соответствующего духу русского народа и интересам российского государства. Исходя из этого, он настоял на удалении священника Г. Павского от обязанностей воспитателя наследника престола, обвинив его в протестантизме, и резко критиковал «немецких лжеистолкователей Библии». Его влияние было решающим в работе Комиссии по разработке цензурных уставов 1828 года, благодаря которым, как пишет А. Дмитриев, «духовная цензура, получив право контролировать печатные издания, заняла подобающее ей место судьи русской умственной жизни» 14. Филарет также сыграл решающую роль в организации идеологического контроля Церкви над системой народного просвещения: школьные программы и учебники утверждались, как правило, только после его одобрения. Неудивительно, что в 1860-е годы он скептически высказывался относительно реформ Александра II, в частности возражал против участия Церкви в процессе освобождения крестьян. Если ко всему этому добавить, что, по словам митрополита Антония (Храповицкого), у Филарета было «довольно черствое сердце», что даже В. Непомнящий признает, что он пользовался «репутацией человека сурового и жесткого» 15, а также то, что он находил крамолу даже у Крылова и, по воспоминаниям А. Никитенко, жаловался в 1834 году Бенкендорфу на Пушкина за упоминание в «Онегине» галок на крестах московских церквей, видя в этом оскорбление святыни, то вряд ли его «Ответ» Пушкину может быть воспринят как «тихая подсказка» и выражение «мудрой терпимости». Это была скорее достаточно строгая и не терпящая возражений нотация. В свете этого пушкинское стихотворение «В часы забав иль праздной скуки» вовсе не выглядит как начало диалога между светским писателем и церковным иерархом. Такой диалог и не мог состояться – слишком различным было общественное положение поэта и всесильного митрополита 16. Непомнящий вменяет в заслугу Филарету то, что тот не наказал Пушкина за «Дар напрасный» (как остроумно заметил Сарнов, ссылаясь на слова из современного анекдота: «А ведь мог бы и полоснуть»), и он по-своему прав. Но и преувеличивать доброжелательность Филарета по отношению к Пушкину тоже, по-видимому, не стоит: вполне можно предположить, что Филарет своим «Ответом» хотел, вразумив великого поэта, поставить его дар на службу Церкви так же, как Николай I хотел поставить его на службу государству.

Отношение Церкви к Пушкину начало меняться только в 1880-е годы после известной речи Достоевского. Благодаря «Беседе» архиепископа Никанора (Бровковича), опубликованной в 1887 году, в церковных кругах начала складываться концепция Пушкина как «блудного сына». Впервые на высоком уровне признавалось, что Пушкин был гениальным поэтом, но вместе с тем указывалось, что, как писал преосвященный Никанор, он «не только нечисто мыслил и чувствовал, но и поступал, и не только поступал, мыслил и чувствовал, но и высказывал свои мысли и чувства, стремления и поступки прелестными стихами», что делало их особенно опасными для верующих. «Этого мира, – продолжал Никанор, – он был певец, угодник и раб столько же, как другого мира враг и отрицатель» 17. И если Пушкин все же заслужил, с точки зрения этого иерарха, прощение, то за то, что он, как библейский блудный сын, в конце концов вернулся в лоно Церкви: покаялся и умер христианином.

Окончательно Церковь приняла Пушкина как христианского поэта в 1899 году, когда во время торжеств, связанных со столетием со дня его рождения, Пушкин был официально объявлен величайшим национальным поэтом. Это не значит, что концепция Пушкина как «блудного сына» Церкви была забыта; напротив, она была усвоена и развита и деятелями Церкви, и русскими религиозными философами первой половины XX века, но в ней были переставлены акценты и внесены существенные изменения. Новый, подход Церкви к оценке личности и творчества Пушкина был впервые сформулирован митрополитом Антонием (Храповицким) в его «Слове пред панихидой о Пушкине» и позже сделался традиционным. Если раньше подчеркивались «грехи» Пушкина, то теперь они были справедливо признаны не столь уж серьезными, тем более что впоследствии он их искупил, а его юношеские богохульства и вольтерьянство стали рассматриваться как следствия пагубного влияния секуляризованного светского общества, к которому принадлежал поэт.

  1. Васильев Б. А. Духовный путь Пушкина. М., 1994; Лесскис Г. А. Пушкинский путь в литературе. М., 1993; Сурат И. Пушкин: биография и лирика. М., 2000; Непомнящий В. Пушкин. Избранные работы 1960 – 1990-х годов. В 2 тт. М., 2001.[↩]
  2. Марьянов Б. М. Крушение легенды. Против клерикальных фальсификаций творчества А. С. Пушкина. Л., 1985.[↩]
  3. Кибальник С. А. Художественная философия Пушкина. СПб., 1993.[↩]
  4. Сарнов Б.«…И где опустишь ты копыта?» // Вопросы литературы. 1994. Вып. IV.[↩]
  5. Особое место занимает книга В. Д. Сквозникова «Пушкин. Историческая мысль поэта» (М., 1999). Сквозников разделяет и по-своему развивает многие идеи русских христианских философов и культурологов XX века, в частности Г. П. Федотова, но вместе с тем избегает крайностей, характерных для работ Непомнящего и его сторонников. То же самое можно сказать и об интересной статье Сергея Давыдова «Пушкин и Христианство» // Записки русской академической группы в США / Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the USA. 1992 – 1993. T. 25. С 67 – 94.[↩]
  6. Непомнящий В. С. Указ. соч. Т. П. С. 399.[↩]
  7. Там же. С. 397, 398.[↩]
  8. Там же. С. 398.[↩]
  9. Все цитаты из произведений Пушкина приводятся по изданию: Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10 тт. Л., 1978, с указанием тома и страниц в тексте.[↩]
  10. Л. Краваль в заметке «Пушкин и преподобный Серафим» вслед за С. Булгаковым высказывает удивление и сожаление о том, что, хотя от Болдина, где Пушкин жил в 1830 и 1833 годах, до Дивеева, где в Саровском монастыре жил преподобный Серафим, было всего 65 верст, у Пушкина ни разу не возникло желания с ним встретиться, он «не взалкал благословения святого старца» (Духовный труженик. А. С. Пушкин в контексте русской культуры. СПб., 1999. С. 51). Чтобы исправить это «недоразумение», Краваль предполагает, что Пушкин все же тайно виделся с Серафимом, и в качестве доказательства приводит мотив «видения» в «Родрике» («Чудный сон мне Бог послал»). Эти соображения могут вызвать только недоумение. [↩]
  11. Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследование и материалы. М., 1987. С. 147.[↩]
  12. Панченко А. М. Пушкин и русское православие. Статья первая // Русская литература. 1990. N 2. С. 39, 41.[↩]
  13. Дар. Русские священники о Пушкине. М., 1999. С. 510.[↩]
  14. Духовный труженик. С. 136.[↩]
  15. Дар. С. 510[↩]
  16. Могут возразить: а разве пушкинское стихотворение «В часы забав иль праздной скуки» не начало диалога поэта с Церковью? В. Непомнящий убедительно отвергает версию о встречах Пушкина с Филаретом и о существовании черновика последней строфы стихотворения, где Филарет упоминается по имени. Проводя параллель с «Пророком», он высказывает мысль о том, что «В часы забав иль праздной скуки» обращено не к Филарету, а через его голову – к Богу. Эта мысль представляется мне верной. Правда, вызывает недоумение следующее признание Непомнящего: «На стихотворении и в самом деле лежит печать сиюминутности, совсем не характерная для Пушкина…» (Дар. С. 513). Сарнов тоже усматривает в стихотворении «В часы забав…»»чрезмерную гладкость» и отчасти «выспренность», а также «чрезмерную патетичность», которые, по его мнению, свидетельствуют о частичной «неподлинности выраженного в них чувства»(Сарнов Б. Указ соч. С. 76). Правы ли они, сказать трудно, потому что оценочные суждения – дело вкуса. Принимая во внимание историю создания этого стихотворения, действительно нельзя не заподозрить в нем элемент «этикетности». С другой стороны, обращает на себя внимание перекличка пушкинского ответа Филарету со стихотворением «В начале жизни школу помню я», написанным в том же 1830 году. Сопоставление этих стихотворений, насколько мне известно, не проводилось, но оно позволяет согласиться со Сквозниковым, полагающим, что «В часы забав…» – это «высокая медитативная лирика, а вовсе не стихотворение «на случай»»(Сквозников В. Д. Указ соч. С. 150).[↩]
  17. А. С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С. 186, 189.[↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

Александр Пушкин Цитаты из своих исторических произведений

  • ОПИСАНИЕ

    Портрет Александра Пушкина с цитатой

  • ИСТОЧНИК

    Nastasic / DigitalVision Vectors / Getty Images 90 005

  • РАЗРЕШЕНИЕ

    Используется по лицензии Getty Images

Александр Сергеевич Пушкин был русским дворянином, поэтом и писателем, жизнь которого была полна интриг, политических махинаций, куртуазной любви и даже убийств, достойных собственного эпического русского романа. Каждый русский может узнать бессмертные слова Пушкина из Евгений Онегин до Борис Гудонов до знаковых стихотворений, таких как «Медный всадник». Его работы как никакие другие отражают русский дух, воплощая в себе культуру и историю нации, настоящее и будущее.

Цитаты из исторических сочинений Пушкина

Пушкин написал много исторических пьес, стихов и прозы, имеющих большое историческое значение. Некоторые из этих произведений рассказывают о значительных исторических событиях в России, а другие с тех пор стали литературными реликвиями, которые до сих пор читают и любят россияне.

Реклама

Цитаты из «Оды к свободе»

Пушкин был известен своими радикально либеральными политическими и философскими взглядами, которые нашли отражение в его стихах, таких как «Ода к свободе», призыве к оружию, который посылал послание народу и предупреждение монархии. Это стихотворение, среди прочего, привело к конфликту с царским правительством, и в конце концов Пушкин был сослан в 1823 году.

  • «Тираны мира! Трепещите!/ А вы, ободритесь и внимайте,/ Восстаньте, попираемые рабы!»

  • «Отныне, о, короли, узнайте и знайте сие истинное:/ Чтоб ни лесть, ни недоуздки/ Не строить вам крепких баррикад,/ Ни стен темниц, ни жертвенников святых».

  • свобода весенняя / Навсегда спасет корону нации ».

Медный всадник Цитаты

Одним из условий освобождения Пушкина из ссылки было то, что он благосклонно писал о монархии, в частности о Петре Великом, с которым у него была родственная связь Прадед Пушкина был знаменитым афро- урожденный генерал Абрам Петрович Ганнибал, служивший при Петре I и даже воспитанный его крестником. Пушкин прославлял Петра I в поэме «Медный всадник».

  • «Берег, охваченный волнами, далекий, заброшенный: / Здесь стоял он, погруженный в мысли и влекомый / К далеким перспективам».

  • «Здесь швед плохо защищен:/ Город на этом месте, чтобы помешать/ Его целям, будет возведен./ Ибо здесь мы можем, благословенной Природой,/ Прорубить окно на Запад/ И охранять наше побережье с убежденностью.

  • «О, как я люблю тебя, дочь Петра!/ Твой облик, грациозный и строгий;/ Невская величаво струящаяся вода/ И гранитные берега: эти мне дороги».

Реклама

Цитаты из «Бориса Годунова»

В пьесе «Борис Годунов» изображен одноименный исторический персонаж, который был царем России с 1598 по 1605 год. Спектакль ставили только спустя десятилетия после смерти Пушкина из-за строгой цензуры. но теперь считается одним из великих русских театральных произведений.

  • «И несправедлив, равнодушно замечает Зло и добро, и не знает ни гнева, ни жалости».

  • «Еще одна история, еще одна,/ И тогда моя история завершена,/ Все мои летописи написаны/ И мой грешный долг Богу отдан».

  • «В старости я проживаю свою жизнь заново».

  • «Как какой-нибудь поседевший в должности судья,/ Спокойно созерцает он и праведных/ И несправедливых, равнодушно замечает/ Зло и добро, и не знает ни гнева, ни жалости».

Цитаты из других известных исторических произведений Пушкина

Большая часть раннего творчества Пушкина была данью уважения богатому русскому фольклору, как видно из его интерпретации сказки «Руслан и Людмила». Из-за цензуры он сосредоточил свои усилия на художественной прозе, такой как «Капитанская дочка», в которой рассказывается о событиях Пугачевской революции, произошедших после прихода к власти Екатерины Великой.

  • «Писал уверенной рукой;/ Итак, прими этот шаловливый труд!» — «Руслан и Людмила»

  • «Потерять навеки… О, друг мой,/ Лучше бы я был с мертвыми». — «Руслан и Людмила»

  • «Боже, не дай нам увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Те, кто замышляет среди нас невозможные потрясения, либо молоды и не знают нашего народа, либо жестокосерды, которым наплевать ни на свою, ни на чужую жизнь».0023 Капитанская дочка

  • «Молодой человек! Если мои заметки попадут в ваши руки, помните, что самые лучшие и самые устойчивые перемены — это те, которые проистекают из улучшения нравственного поведения без каких-либо насильственных потрясений». — Капитанская дочка

  • «Две навязчивые идеи не могут существовать вместе в моральном мире так же, как два тела не могут занимать одно и то же место в физическом мире». — «Пиковая дама»

  • «Скажи ему, что богатство не принесет тебе ни минуты счастья. Роскошь утешает одну бедность, и то ненадолго, пока к ней не привыкнешь». — Дубровский

Реклама

Цитаты из «Евгения Онегина»

Одно из самых любимых произведений Пушкина — «Евгений Онегин», роман в стихах, повествующий трагическую историю о Евгении Онегине, светском дворянине, который упускает свой шанс на любовь и счастье на каждом шагу. Эта незабываемая история — один из самых знаковых романов на русском языке и одна из причин, по которой Пушкин считается отцом русской литературы.

  • «Мои мечты, мои мечты! Что стало с их сладостью? Что же стало с моей юностью?»

  • «Вся моя жизнь посвящена этой встрече с тобой…»

  • «Всегда доволен и своей жизнью, и своим обедом, и своей женой».

  • «Любовь прошла, Муза явилась, погода ума обрела ясность; теперь на свободе я снова сплетаю воедино эмоции, мысли и волшебный звук».

  • «Он заполнил полку небольшой армией книг и читал и читал; но ничего из этого не имело смысла. .. Все они были подвержены различным судорожным ограничениям: те, что были в прошлом, устарели, а те, что были в настоящем, были зациклены на прошлом».

  • «Так люди — так мне кажется — Становятся хорошими друзьями от чистой скуки».

  • «Но кого любить? Доверять и дорожить? Кто не предаст нас в конце концов? И кто будет настолько добр, чтобы измерить наши слова и дела, как мы намерены?

  • «Но пламенная юность во всем своем безумии ничего не скрывает в своем сердце: ее любовь и ненависть, ее радости и печали выплескиваются наружу и вскоре открываются».

  • «Счастлив тот человек, который рано уходит с пира жизни, не успев до дна осушить свой кубок — полный вина; да, счастлив тот человек, который не дочитал романа жизни до конца, но хватило мудрости расстаться с ним резко, как я с моим Онегиным».

  • «Люблю дружескую беседу и дружеский бокал вина вечером».

  • «Таким образом, небесный дар нам таков: эта привычка занимает место блаженства».

Реклама

Цитаты Пушкина О любви и жизни

Всю свою жизнь Пушкин воплощал свою страсть к жизни и любви в поэзии. По иронии судьбы, его любовь в конечном итоге стоила ему жизни. Пушкин влюбился и женился на молодой красавице по имени Наталья Гончарова. Вскоре ходили слухи, что у нее был роман, что побудило Пушкина вызвать ее предполагаемого любовника Жоржа Дантеса на дуэль. После недельной задержки Пушкин был смертельно ранен на дуэли и через два дня скончался. Многие из его стихов рассказывают о переходе его чувств от экстаза к агонии.

  • «Выпьем! Прочь грусть! / Вино наполнит наши сердца радостью!» — «Зимний вечер»

  • «В мире нет счастья, но есть свобода и покой». — «Время, мой друг»

  • «Когда возвысились чувства/ Свободы, славы и любви,/ И вдохновенье искусства/ Глубоко взбудоражила мою кровь». — «Мой Демон»

  • «Я любил тебя; и безнадежность, которую я знал, / Ревность, робость — хотя и напрасно — / Сотворили любовь такую ​​​​нежную и такую ​​​​настоящую / Как дай Бог, чтобы ты снова был любим ». — «Я любил тебя»

  • «Но клянусь Любовью, которую я давно забыл, / Забыть слезы Любви я не могу». — «Элегия»

  • «Так исчезают и мои недостатки/ Из моей утомленной души, И вновь в ней восходят видения,/ Моих ранних чистых дней». — «Воскресение»

  • «Я жил, чтобы похоронить свои желания и увидеть, как мои мечты разлагаются ржавчиной, теперь все, что осталось, — это бесплодные огни, которые сжигают мое пустое сердце в прах». — «Я жил, чтобы хоронить свои желания» в «Стихотворениях, прозе и пьесах Александра Пушкина»

  • «Где-то между одержимостью и принуждением находится импульс».

  • «Лучше возвышающие нас иллюзии, чем десять тысяч истин».

  • «Экстази — это полный стакан чая и кусочек сахара во рту.»

  • «Не грусти, не сердись, если жизнь тебя обманывает! Подчинись своему горю — придет время радости, поверь мне.»

  • «Потом настал момент возрождения, Я взглянул — ты снова там, Мимолетное видение, квинтэссенция Всего прекрасного и редкого.»

  • «Если бы вы знали пламя, горящее во мне, которое я пытаюсь подавить своим разумом.»

Реклама

Жизнь поэтов

Потомок Пушкина впервые ставит на сцене бурную жизнь русского поэта | Александр Пушкин

От Евгений Онегин до Борис Годунов произведения великого поэта-романтика Александра Пушкина остаются в сердце русской культуры. Теперь его прямой потомок, живущая в Лондоне писательница и автор текстов Марита Филлипс создала то, что, по ее мнению, является первой сценической версией его бурной жизни, написанной на любом языке.

Ее опера, Пушкин , расскажет о радикальной поэзии, которая впервые привела его к конфликту с государством и, тем не менее, сделала его литературной душой России и человеком, которому до сих пор приписывают новое изобретение языка отечественной литературы.

63-летний Филипс 15 лет работал над либретто для своей оперы, кульминацией которой стала трагическая ранняя смерть писателя в 1837 году на дуэли с подозреваемым любовником его жены.

Выросшая в Великобритании, она всегда знала о своем русском литературном наследии. «В детстве мне подарили книгу сказок Пушкина, и мысль рассказать его историю давно жила в моем сердце. Ведь русская история настолько бурна и красочна, что ею легко заинтересоваться».

Ее опера, в которой участвуют восемь главных героев и «огромный хор», будет исполнена на английском языке и будет поставлена ​​в июле этого года в Grange Park Opera в Суррее. Слова Филлипса вместе с отрывками из стихов поэта были положены на музыку русским композитором Константином Боярским. До сих пор, по словам Филлипса, русские избегали прямых биографических представлений о Пушкине на сцене, потому что такой прямой подход считается чуть ли не кощунством.

Даже в коммунистический период Пушкин был гордым советским талисманом. В школьные классы были поставлены копии его портрета, а годовщины его рождения и смерти отмечены особыми памятными вещами, от спичек до кусков мыла. «Никогда не было поэта с такой всеобщей симпатией, как у Пушкина», — писал 19Романист Федор Достоевский.

Что меня восхищает, так это то, что он может устроить беспорядок в своей жизни, но обладает невероятной точностью и правдой в своих работах

Несмотря на свое происхождение, Филлипс подозревает, что она никогда не сможет оценить всю глубину его писательского гения. «Для этого мне нужно было бы очень хорошо говорить по-русски», — говорит она.

«Что меня очаровывает, так это то, как он может сделать такой беспорядок в своей жизни, но при этом невероятно точен и правдив в своей работе».

Современник Пушкина, русский писатель Иван Тургенев, кажется, согласился. Выступая на открытии памятника Пушкину в Москве, он сказал: «Сама суть, все черты его поэзии перекликаются с чертами и сущностью нашего народа».

«У Пушкина, имевшего чернокожие корни, были сложные отношения с Николаем I, — сказал Филлипс. «Царь хотел использовать свое общение с писателем, чтобы укрепить свою популярность, но у Пушкина были проблемы с тех пор, как он окончил колледж в Санкт-Петербурге и опубликовал свою радикальную поэму «Ода свободе». В 1820 году он был сослан из Петербурга и Москвы и остановился в Одессе на юге России».

Это кажущееся невезение на самом деле спасло писателя от ареста за участие в восстании декабристов 1825 года в Петербурге. Опера завершается цыганским пророчеством, обращенным к царю: «Дом Романовых погибнет. А тебя — тебя будут помнить только как царя, жившего во времена Пушкина».

Точка зрения Филлипс на эту историю уникальна, потому что ее родословная ведет прямо к мужчинам, которые правили Российской империей в начале 19 века, Пушкину и царю. Примечательно, что внуки обоих мужчин случайно встретились на юге Франции и полюбили друг друга. «Царь был настоящим препятствием в жизни Пушкина, поэтому брак их потомков в 1891 году был чем-то, о чем никто и подумать не мог», — сказал Филлипс в эти выходные.

«Бегство внука царя, великого князя Михаила Михайловича, и внучки Пушкина графини Софьи фон Меренберг и их брак в Сан-Ремо, Италия, вызвало в России большой скандал — настолько, что мать великого князя Михаила Софья умерла от сердечный приступ вскоре после того, как она услышала об этом. Герцога обвинили и велели не возвращаться».

Филипс также обнаружил личные фотографии из семейных альбомов, на которых можно увидеть гламурный дом, который Софи и ее опальный муж когда-то вели в английском величественном доме.

Марита Филлипс и композитор оперы Константин Боярский.

После распада Советского Союза богатые русские жители стали заметной фигурой в британской столице, но мало кто помнит, что знатная ветвь семьи Пушкиных когда-то шикарно жила на севере Лондона. Финансируя прибыльный бизнес по добыче минеральной воды в России, пара жила сначала в Кил-холле в северном Стаффордшире, а затем в Кенвуд-Хаусе на Хэмпстед-Хит в Лондоне.

Во время их пребывания в доме, который семья из пяти человек арендовала у лорда Мэнсфилда с 1910 по 1917 год, он был оборудован теннисным кортом, полем для гольфа и высокой вышкой для прыжков в воду, установленной над прудом в качестве тренировочного центра для олимпийских дайверов. . Великий герцог стал активным участником местной общественной жизни, а в 1912 году он стал президентом больницы общего профиля Хэмпстеда, подарив ей первую машину скорой помощи, которая в следующем году будет работать за пределами лондонского Сити.

Но незадолго до того, как обосноваться в Кенвуде, царский внук признался, что изгнание с родины было постоянным горем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *