Высказывания мыслителей о добре и зле: Цитаты о добре и зле
ДОБРО И ЗЛО > Статьи и отрывки
Здесь собраны цитаты известных мыслителей разных времён, стран и народов, с которыми согласен автор сайта. Высшая мудрость — различать добро и зло (Сократ) В жизни есть только два пути — путь добра и путь зла, и каждый выбирает один из них (Свт. Лука, В.Ф. Войно-Ясенецкий) Лишь
добро одно бессмертно,
Люди
поступают дурно только потому, что не
знают, что считать добром, а что — злом. Когда творишь добро, сам и испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести. (Мишель Монтень) Если ты за добро благодарности ждёшь — Ты не даришь добро, ты его продаёшь. (Омар Хайям) Ты, оставивший в
мире злодейства печать,
Не надейся: вовеки не будет прощенья, Ибо сеявший зло — зло и должен пожать. (Авиценна — Абу Али ибн Сина) Неведение добра и зла — самый тревожный факт человеческой жизни. (Марк Туллий Цицерон) Главное в
жизни — всегда делать людям добро. Если
не можешь делать для людей добро большое,
постарайся совершить хотя бы малое
(Свт. В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель) Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос. (Омар Хайям) Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. (М. Саади) Есть добро и есть зло. Жизнь заключается в выборе стороны. (Иммануил Кант) Добро не
надевает маску зла, но часто зло под
маскою добра творит свои безумные дела
(Омар Хайям) .Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.Н. Толстой) Как ни ласкай змею, назвав любимым чадом, —
Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью (Марк Аврелий) Трусость — мать жестокости (Мишель де Монтень) В вопросах совести закон большинства не действует. (Махатма Ганди) Человек — первый вольноотпущенник творения; он ходит выпрямившись. В нем — весы, на них взвешивает он добро и зло, истину и ложь: он может искать, он может выбирать. (Иоганн Гердер) Под именем
любым зло будет злом, Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно
немало, Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. ![]() Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек. (Кей-Кавус) Можно делать добро, не имея полного знания того, что есть добро и зло. (Л.Н. Толстой) Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше. (Будда Шакьямуни) Нет искусства вне добра и зла. Если вам кто-нибудь скажет это — не верьте ему. (Карел Чапек) Без зла смотри на мирозданье,А взглядом разума, добра, любви. Жизнь — это море; Из благих деяний Построй корабль и по волнам плыви. (Рудаки —Абу Абдаллах Рудаки) Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. ![]() Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан! (Омар Хайям) Жить — значит делать вещи, а не приобретать их. (Аристотель) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд) Кто не замечает зла — глуп, кто не замечает добра — несчастен. (Ежи Плудовский) В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое. (Джами) Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Людвиг Ван Бетховен) Не обижай людей — придёт расплата. Нам счастья не сулит обида чья-то. ![]() (Фирдоуси — Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси) Всякое доброе дело несёт награду в самом себе. (Александр Дюма) Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро — спрашивайте у совести. (Н. Карамзин) Выгода от доброго деяния — то, что ты использовал возможность его совершить. (Сенека Луций Анней) Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок. (Конфуций — Кун Цзы) Тот, кто делает добро другому, делает добро себе самому; не в смысле последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость. (Сенека Луций Анней)Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. ![]() Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло вершится без труда, Добро творить трудней. (Фаррухи — Абул Хасан ибн Джулух Фаррухи Систани) Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием. (Блез Паскаль) Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой) …истинно добр только тот, кто разумен… (В.Г. Белинский) Не пеняй другим за мелкие проступки. Не уличай других в злом умысле. Не припоминай другим старых обид. Если следовать этим трем правилам, можно взрастить в себе добродетель и избежать неприятностей. ![]() Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями (Марк Туллий Цицерон) Первый признак порчи общественных нравов — это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели и является первым требованием к правителю государства. (Мишель Монтень) Приносят счастье добрые дела, Тот счастлив, кто не делал людям зла. (Насир Хосров — Абу Муин Насир ибн Хосров ибн Фарис ал-Кабадияни ал-Марвази) …наша совесть нам и есть лучший судья. (Н.И. Гнедич) …самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни. (Л.Н. Толстой) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. ![]() Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного. (Сократ) …совершайте добро, пока вы существуете… (Дени Дидро) Все, кроме доброты, — лишь блажь и суета. Все преходяще здесь — но вечна доброта. (Масуд Сад Салман) Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла. (Клод Адриан Гельвеций) В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только не блага, но несомненное и очевидное зло. (Л.Н. Толстой) Совершать дурные поступки — низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью, — вещь обычная. Хороший человек — тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем (Плутарх) Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. ![]() Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить. (Марлен Дитрих) Добро, сколь ни было б оно мало, Гораздо лучше, чем большое зло. (Низами — Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф) Благословенны миротворцы на земле. Люби всех, доверяй избранным, не делай зла никому. (Вильям Шекспир) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. (Мишель Монтень) Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Н. Толстой) Пусть слаб ты, и со злом вступить не можешь в бой, Но сам не делай зла стоящим пред тобой. ![]() (Аттар — Абу Хамид Мухаммед ибн Аби Бакр Ибрахим) Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы. (Тацит Публий Корнелий) В зле страшна секретность. В добре страшно стремление быть на виду. Поэтому вред, причиненный видимым злом, поверхностен, а причиненный злом скрытым — глубок. Когда добро очевидно, польза от него мала, а когда оно скрыто — велика. (Хун Цзычен) В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться… — это гениальность и доброта сердечная. (Виктор Гюго) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой) Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам. ![]() Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить. (Сократ) Только тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем (Конфуций — Кун Цзы) Есть две морали: одна — пассивная, запрещающая делать зло, другая — активная, которая повелевает делать добро. (Пьер Буаст) Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре. (Иммануил Кант) В мире людей добра и зла не существует в чистом виде. Даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, о которой потом сожалеет всю жизнь. Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки. К сожалению, чаще всего, лишь радея о собственном благе. ![]() Все, что является нравственным злом, является злом и в политике. (Жан-Жак Руссо) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой) Раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше (Гюстав Флобер) Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло. (Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер) Сказку о том, что для всех добро разное, придумали очень злые люди, чтобы всех запутать. (Борис Кригер) Один человек вместе с Богом составляет большинство (Фрэнк Бухман) Писать — это редактировать жизнь так, чтобы в ней можно было жить (Фазиль Искандер) Конечная задача искусства, как и религии, — очеловечивание человека (Фазиль Искандер) Цель человечества ― хороший человек, и никакой другой цели нет и не может быть (Фазиль Искандер) Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель.![]() Граница между светом и тенью — ты. (Станислав Ежи Лец) Не делать зла — и то благодеяние. (Публий) Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому. (Аврелий Августин) Тот, кто намерен делать добро, не должен ожидать, что люди уберут все камни с его пути; он обязан спокойно принять свой жребий и в том случае, если ему навалят новых. (Альберт Швейцер) Добро — это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни. (Альберт Швейцер)Добро по указу — не добро. (И.С. Тургенев) Доброта — она превыше всех благ. (М. Горький) Если человек не меняется к лучшему, он неизбежно меняется к худшему. (Веселин Георгиев) Жертвовать собой позволено; жертвовать другими могут одни злые сердца. ![]() Добродетель есть обладание серединой между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой – в недостатке. (Аристотель) Жизнь злых людей полна тревог. (Дени Дидро) Истинно добрый человек не видит собственного милосердия. (Али Апшерони) Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его. (Конфуций) Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру. (Франсуа де Ларошфуко) Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен одарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка. ![]() Кто добр лишь на словах, вдвойне негоден тот. (Публилий Сир) Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимите всю прелесть жизни. (Жан-Жак Руссо) Кто доброе сеет — добро его плод, Кто злое посеет — злодейство пожнет. (М. Саади — Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази) Тот, кто добр, — свободен, даже если он раб; тот, что зол, — раб, даже если он король. (Августин Аврелий) Кто не ненавидит по-настоящему зло, тот и добра не любит по-настоящему. (Ромен Роллан) Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. (Мать Тереза) Некто спросил: Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром? Учитель сказал: А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром. ![]() Доброе — это прекрасное в действии. (Жан-Жак Руссо) Ни один злой человек не бывает счастлив. (Ювенал) Осознать зло — значит немедленно начать бороться с ним. (М.Е. Кольцов) Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы. (Пифагор) Прекраснейшая музыка души — это доброта. (Ромен Роллан) Тот, кто делает добро другому, делает добро себе. (Эразм Роттердамский) Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником. (Мартин Лютер Кинг) Умереть с голоду ― событие маленькое, а утратить мораль ― большое. (Конфуций ― Кун-Цзы) Путем зла не доходят до добра.![]() Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л.Н. Толстой) Только сойди с пути добра — и не успеешь опомниться, как завязнешь в зле. (Л.Н. Толстой) Недостойно стремиться к тарелке любой,Словно жадная муха рискуя собой. Лучше пусть у Хайяма ни крошки не будет, Чем подлец его будет кормить на убой. (Омар Хайям) Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. (Генрих Гейне) Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Генри Дейвид Торо) Когда в стране царят законы Неба, стыдно
быть бедным и ничтожным. Когда в стране
царит беззаконие, стыдно быть богатым
и знатным. Для
того чтобы иметь много денег, не надо
иметь много ума, а надо не иметь совести.
(Шарль Морис де Талейран-Перигор)
Лишь малое знание уводит нас от Бога, большое вновь возвращает нас к Нему (Исаак Ньютон) Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает БОГ (Вернер Гейзенберг) ————————————————————————————Несколько цитат Юрия Новикова (автора сайта) Добро и зло — извечный выбор, важнейший выбор человека, Судьбы его первопричина и смысл его земного века. ![]() *** Кто говорит, что жизнь без зла была
бы скучной и унылой, зло
никогда бы не вредило.
*** Словами, мыслями, делами твори
добро, борись со злом.
но
главное — в себе самом.
*** Освободить весь мир от зла — не
в нашей это власти.
мы
тоже мира части.
*** Добро и вечно и безмерно, а
зло не будет долго жить.
Тебе
решать — кому служить. *** «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело» — вот девиз, Который души возвышает. А зло их сталкивает вниз. *** Добро — гармоничный, живой, многокрасочный мир, А зло — разрушенье, болезнь, паразит и вампир. *** Избытка добра не бывает нигде, никогда. И лучше для всех, чтобы сгинуло зло навсегда. *** Основу жизни составляет И нам судьбу определяет Наш выбор меж добром и злом — Так установлено Творцом. *** возможность
с вечностью соприкоснуться,
чтоб
в этом выборе не обмануться. *** За невезенье в мелочах будь благодарен ты судьбе. Уж лучше пыль на сапогах, чем кирпичом по голове. ***
Гони скорее эту мысль: она достойна лишь глупца. ***
в
свои права вступает властно,
ни
ум, ни сила, ни богатство.
*** Мир создан был гармоничным, долг наш — его сохранить. Злу расшатать его нужно, чтобы затем погубить. Так что держись середины, крайность — орудие зла. Пусть гармоничными будут мысли, слова и дела. *** *** *** *** *** *** *** ***
***
***
***
Ещё цитаты Юрия Новикова можно найти в разделах Стихи, Статьи и Книги
|
Цитаты о добре и зле словами Великих людей
Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живет! (Шота Руставели)
Я видел в жизни много зла, но и оно не изменило моего отношения к добру. (Али Апшерони)
Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие (Франсуа Рене де Шатобриан)
Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. (М. Саади)
Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.Н. Толстой)
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд)
Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Людвиг ван Бетховен)
Истинно добр только тот, кто разумен (В.Г. Белинский)
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)
Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить. (Марлен Дитрих)
Тот, кто делает добро другому, делает добро себе самому; не в смысле последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость.(Сенека Луций Анней)
Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. (Л.Н. Толстой)
Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием. (Блез Паскаль)
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой)
Не пеняй другим за мелкие проступки. Не уличай других в злом умысле. Не припоминай другим старых обид. Если следовать этим трем правилам, можно взрастить в себе добродетель и избежать неприятностей. (Хун Цзычен).
Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями (Марк Туллий Цицерон)
Наша совесть нам и есть лучший судья. (Н.И. Гнедич)
Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни. (Л.Н. Толстой)
Совершайте добро, пока вы существуете… (Дени Дидро)
Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла. (Клод Адриан Гельвеций)
В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только не блага, но несомненное и очевидное зло. (Л.Н. Толстой)
Благословенны миротворцы на земле. Люби всех, доверяй избранным, не делай зла никому. (Вильям Шекспир)
Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. (Мишель Монтень)
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Н. Толстой)
Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы. (Тацит Публий Корнелий)
В зле страшна секретность. В добре страшно стремление быть на виду. Поэтому вред, причиненный видимым злом, поверхностен, а причиненный злом скрытым — глубок. Когда добро очевидно, польза от него мала, а когда оно скрыто — велика. (Хун Цзычен)
В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться… — это гениальность и доброта сердечная. (Виктор Гюго)
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой)
Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам. (Сомерсет Моэм)
Есть две морали: одна — пассивная, запрещающая делать зло, другая — активная, которая повелевает делать добро. (Пьер Буаст)
Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре. (Иммануил Кант)
В мире людей добра и зла не существует в чистом виде. Даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, о которой потом сожалеет всю жизнь. Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки. К сожалению, чаще всего, лишь радея о собственном благе. (Али Апшерони)
Все,что является нравственным злом, является злом и в политике. (Жан-Жак Руссо)
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)
Граница между светом и тенью — ты. (Станислав Ежи Лец)
Добро — это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни. (Альберт Швейцер)
Добро по указу — не добро. (И.С. Тургенев)
Доброта — она превыше всех благ. (М. Горький)
Если человек не меняется к лучшему, он неизбежно меняется к худшему. (Веселин Георгиев)
Жертвовать собой позволено; жертвовать другими могут одни злые сердца. (К.М. Батюшков)
Жизнь злых людей полна тревог. (Дени Дидро)
Истинно добрый человек не видит собственного милосердия. (Али Апшерони)
Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его. (Конфуций)
Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру. (Франсуа де Ларошфуко)
Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен одарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка. (Хун Цзычен)
Кто добр лишь на словах, вдвойне негоден тот. (Публилий Сир)
Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимите всю прелесть жизни. (Жан-Жак Руссо)
Кто доброе сеет — добро его плод,
Кто злое посеет — злодейство пожнет. (М. Саади)
Кто не замечает зла — глуп, кто не замечает добра — несчастен. (Ежи Плудовский)
Кто не ненавидит по-настоящему зло, тот и добра не любит по-настоящему. (Ромен Роллан)
Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. (Мать Тереза)
Некто спросил: Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром? Учитель сказал: А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром. (Конфуций)
Доброе — это прекрасное в действии. (Жан-Жак Руссо)
Ни один злой человек не бывает счастлив. (Ювенал)
Осознать зло — значит немедленно начать бороться с ним. (М.Е. Кольцов)
Прекраснейшая музыка души — это доброта. (Ромен Роллан)
Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником. (Мартин Лютер Кинг)
Путем зла не доходят до добра. (Вильям Шекспир)
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. (Генрих Гейне)
Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Генри Дейвид Торо)
Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пять, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого. (Пауло Коэльо)
Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей. (Ф.М. Достоевский)
Добро и зло в недавнем обсуждении
1 Насколько понятие зла (и добра) адекватно с философской точки зрения?
Концепция зла была подвергнута критике многими людьми. Некоторые критики скептически относятся к морали в целом и нападают как на понятие добра, так и на понятие зла. Но есть и другие, которые поддерживают и с удовольствием используют моральные концепции добра, зла, правильного и неправильного, но остаются скептичными по отношению ко злу. Эти критики утверждают, что концепция зла устарела, вводит в заблуждение и опасна. Зло, говорят они, не более чем вымысел.
Здесь необходимо рассмотреть два основных типа аргументов: теоретические аргументы ошибок и прагматические аргументы. Давайте сначала сосредоточимся на аргументах теории ошибок. Это аргументы в пользу вывода о том, что зла не существует, и они напоминают те, которые используются теоретиками ошибок в других областях. Мы все знакомы с аргументами в пользу вывода о том, что призраков не существует или что Бога не существует. Первая фаза такой аргументации уточняет содержание рассматриваемого понятия. Прежде чем мы сможем выяснить, существует ли Бог, нам нужно знать, что означает слово «Бог» или что Бог должен быть. Когда у нас есть определение или описание, мы можем перейти ко второй фазе рассуждения, на которой мы рассматриваем, есть ли что-то, что соответствует этому описанию. Например, теисты и атеисты могут согласиться с тем, что Бог считается всемогущим, всеведущим и всеблагожелательным творцом вселенной, а затем расходиться во мнениях относительно того, существуют ли веские доказательства того, что такое существо действительно существует. Философы, которые утверждают, что зло существует или не существует, должны пройти эти две фазы. Но в данном случае имеются глубокие разногласия по поводу первой фазы аргумента.
Философы предложили широкий спектр определений зла, и очень трудно понять, какое из этих определений, если таковое имеется, отражает реальную сущность зла. Результатом этого является то, что философские разногласия по поводу существования зла часто основываются на более глубоких разногласиях по поводу того, что означает слово «зло». Люди, участвующие в этих дебатах, обычно говорят друг с другом, порицая своих наивных или морально испорченных оппонентов, не понимая, что две стороны в разногласии используют слово «зло» для обозначения совершенно разных вещей.
Например, такие философы, как Филлип Коул, которые скептически относятся к существованию зла, предполагают, что зло по определению является сверхъестественной силой, или что «зло» — это имя злонамеренного сверхъестественного существа, или что злодеи должны быть буквальными монстры, которые радикально отличаются от остального человечества. Эти скептики говорят, что на самом деле нет ни монстров, ни сверхъестественных сил, и таким образом делают вывод, что зла нет. Однако есть много людей, которые думают, что эти представления о зле совершенно не соответствуют цели. Зло , а не по определению сверхъестественная сила; злодей — это , а не по определению буквально бесчеловечный монстр. Вместо этого мы могли бы заявить, что злые действия следует определять как крайние моральные проступки, совершаемые обычными людьми. Такое использование слова «зло» распространено в ответ на зверства, включая Холокост или геноцид в Руанде. Если это и есть то, что означает «зло», то относительно бесспорно утверждать, что зло существует, даже если нет сверхъестественных существ и буквальных монстров. Я предпочитаю такой взгляд на зло, и его также можно найти в работах Ханны Арендт и Клаудии Кард. Есть и другие философы, согласные с тем, что зло действительно существует, но считающие, что злые действия — это нечто большее, чем просто крайняя несправедливость. Вместо этого они говорят, что зло — это подкласс крайне неправильных действий, которые совершаются из определенного набора мотивов.
Возможно, злые действия — это крайнее зло, которое также мотивировано злым умыслом, или совершается с садистским удовольствием, или совершается с осознанным пренебрежением к морали. Согласно этому способу мышления, зло не метафизически странно, а психологически своеобразно. Я думаю, что существует несколько заслуживающих защиты концепций зла, согласно которым реальный мир содержит множество злых действий, поэтому я отвергаю аргументы теории ошибок. Я защищаю вывод, что зло реально.
Философы, согласные с тем, что зло, определяемое таким образом, реально, могут по-прежнему утверждать, что концепция зла неадекватна с философской точки зрения. Возможно, понятие зла настолько неясно и так явно нуждается в доработке и уточнении, что не является подходящим инструментом для использования в нашем моральном мышлении. Однако это было бы неправдоподобно высокой планкой для философской адекватности. Множество других важных и законных моральных понятий — например, свобода, ответственность и прощение — также требуют значительного устранения неоднозначности и уточнения, прежде чем их можно будет использовать в тщательном и ясном философском обсуждении. Понятие зла находится в не худшем положении, чем другие моральные понятия в той же области.
Как я указывал ранее, некоторые критики концепции зла не сосредотачиваются на том, есть ли в реальном мире что-либо, подходящее под описание зла. Скорее, они утверждают, что люди, использующие концепцию зла, попадают в определенные стереотипы мышления, которые имеют опасные последствия. Согласно такому прагматическому аргументу, мы должны отказаться от понятия зла, потому что люди, которые думают в терминах зла, тем самым склонны плохо обращаться с другими и делать мир хуже. Некоторые критики утверждают, что если мы будем использовать понятие зла, то примем манихейское мировоззрение, согласно которому каждый человек ошибочно рассматривается либо как полностью добрый, либо как полностью злой. Другие предполагают, что если мы используем понятие зла, то демонизируем наших противников или списываем со счетов преступников, которые действительно способны к моральной реформе и реинтеграции в общество.
Как нам ответить на эти заявления о том, что концепция зла практически неадекватна? Я согласен с тем, что есть много случаев, когда люди ошибочно считают своих противников полным злом и ошибочно сбрасывают со счетов преступников, которые на самом деле являются хорошими кандидатами на реформы. Но это случаи, когда понятие зла применялось неправильно. Каждая моральная концепция часто неправильно применяется с плохим эффектом. Известно, что Гиммлер и Эйхман ошибочно применили понятие долга к своим ужасным злодеяниям во время Холокоста. Означает ли это, что мы должны устранить понятие долга? Конечно, нет. Вместо этого мы должны поощрять осторожное и точное применение концепции долга. Мы должны отвергнуть утверждение о том, что проведение массовых казней является долгом солдата, но не отвергать идею о том, что существуют какие-то подлинные моральные обязанности. Точно так же мы должны отвергнуть утверждение о том, что всех людей можно разделить на полностью добрых и полностью злых, но не отвергать мысль о том, что существуют какие-то злые действия.
2 — Что на самом деле является злом, если понятие зла осмысленно и адекватно? (действия, люди, максимы, …)
Обычно злом называют разные вещи, включая действия, людей, мотивы, институты и практики. Мы можем услышать, как кто-то скажет, что акт пыток, осуществляемый военными, — это зло, или что серийный убийца Тед Банди — злой человек, или что желание увидеть, как ваш соперник корчится от боли, — злой мотив, или что КГБ является злым институтом, или что рабство является порочной практикой. Это соответствует образцу многих наших моральных концепций. Действие может быть смелым, но таким же может быть и человек, и учреждение. Действие может быть вредным, но так же может быть и человек, и практика. Когда один и тот же моральный ярлык применяется ко многим различным видам вещей, остается открытым вопрос о том, несет ли каждая из этих вещей одно и то же моральное свойство, или один ярлык относится к другому свойству в зависимости от конкретного вида. предъявителя. Например, и человек, и действие могут быть мужественными, но теоретики добродетели скажут вам, что свойство мужества, которым обладает человек, не идентично свойству мужества, которым обладает действие. Чтобы быть смелым человеком, необходимо, чтобы у вас была устойчивая черта характера, которая располагает вас действовать определенным образом по определенным причинам, но очевидно, что мужественный поступок сам по себе не имеет устойчивой черты характера. В этом случае нам необходимо определить природу мужественного поступка и природу мужественного человека и объяснить, как связаны эти два свойства.
Думаю, то же самое можно сказать и о зле. Я утверждаю, что первичным понятием в отношении зла является понятие злого действия. Злой поступок — это поступок, который является крайне преступным злом. (Необходимый вид крайности описан в моей книге 2014 года «Зло: философское исследование ».) Затем я пытаюсь объяснить, что значит быть злым человеком, со ссылкой на эту предшествующую концепцию злого действия. Грубо говоря, кто-то является злым человеком тогда и только тогда, когда он или она сильно настроены на совершение злых действий, когда предоставляется возможность, и если мы не можем ожидать, что этот человек претерпит моральное исправление. Категория злой личности более крайняя, чем категория злого действия. Это различие объясняет распространенное утверждение о том, что не каждый злодей является злым человеком, именно потому, что многие люди, совершающие злые поступки, не очень склонны к этому, или совершают злые действия только под давлением, или поддаются моральной реформе.
Некоторые философы, в том числе Даниэль Хейброн, вместо этого утверждали, что основной категорией по отношению к злу является категория злого человека, и что мы можем объяснить злые действия, ссылаясь на злых людей. Например, они могут утверждать, что злое действие — это такое действие, которое может совершить только злой человек, или такое действие, которое свойственно злому человеку. Я думаю, что эти предполагаемые объяснения не работают. Злой человек склонен совершать всевозможные действия, в том числе ходить по магазинам и обедать, и подавляющее большинство этих действий не являются злыми. Кроме того, неправда, что только злой человек может совершить злой поступок. Иногда незлые люди совершают ужасно неправильные поступки, но затем видят ошибочность своего пути и умудряются изменить свою жизнь. Гораздо правдоподобнее, что мы можем объяснить природу злой личности, ссылаясь на злые действия, а не на наоборот . Я открыт для идеи, что некоторые другие вещи также могут считаться злом, включая злые чувства и злые институты, но я думаю, что основное внимание в теории зла должно быть сосредоточено на злых действиях и злых людях.
3 — Как добро и зло соотносятся друг с другом? Являются ли они враждебными противоположностями?
Существует старое использование слова «зло», согласно которому оно означает просто «плохой». В этом смысле слова зло противоположно добру. Это старое значение слова «зло» сохранилось в так называемой проблеме зла, которая обсуждается философами и теологами. Теисты верят во всемогущего и всеблагого Бога. Перед ними стоит очень трудная задача объяснить, почему такой Бог сотворил плохие вещи — зубную боль, рак, смертоносные стихийные бедствия и т. д., — а не просто создал мир, наполненный хорошими вещами. Я сам не теист, поэтому могу отложить в сторону проблему зла. Но также важно отметить, что старое использование слова «зло» в значении «плохой» не является концепцией зла, которая используется в современных дебатах о концепции зла. Мы не спорим о зубной боли! Современные дебаты о зле предполагают, что понятие зла выбирает какую-то морально крайнюю или морально отличительную категорию, а затем обращается к вопросу о том, подпадает ли что-либо в реальном мире под эту категорию.
Понятие добра не означает крайности и не относится исключительно к нравственному добру. Любительский портрет или правильно приготовленная еда считаются довольно хорошими, но ни один из них не является чрезвычайно хорошим, и ни один из них не является морально хорошим. Напротив, я думаю, что если что-то является злом, то оно должно быть чрезвычайно плохим или неправильным, и оно должно быть морально плохим или неправильным. По этим причинам я думаю, что было бы заблуждением говорить, что зло есть противоположность добру, хотя верно, что все, что является злом, также является плохим или неправильным. Зло – это особый вид неправильности или плохости.
Некоторые философы утверждают, что злой человек является зеркальным отражением добродетельного человека. Это внешне привлекательно, но мне кажется, что это бесполезная метафора по нескольким причинам. Характер человека — это не трехмерный объект, который можно отразить или перевернуть, и существует множество различных способов, которыми кто-то может не соответствовать нравственному идеалу добродетели. Злые люди имеют целый ряд очень разных психологических профилей. Одни злые люди решительны в преследовании своих аморальных целей, действуя в соответствии со строгими, но глубоко испорченными принципами, в то время как другие злые люди импульсивны, хаотичны и легкомысленны. Кто из них является зеркальным отражением принципиально хорошего человека? Тот, у кого плохие принципы, или тот, у кого нет принципов? (Я более подробно исследую тезис зеркала в моей книге 9 2020 года.0009 Быть Злым .)
4 — Так же и с добром: есть ли добро независимо от инструментальных соображений?
Категория нравственного блага в некотором смысле отлична от инструментальных соображений. Конечно, мы также говорим, что многие инструментально полезные вещи тем самым хороши. Деньги хороши постольку, поскольку они позволяют нам покупать другие хорошие вещи. Медицина хороша постольку, поскольку она позволяет нам обеспечивать независимое благо здоровья. Некоторые вещи, которые являются морально хорошими, считаются морально хорошими, потому что они инструментально полезны для достижения морально хороших целей. Пожертвование благотворительной организации может быть моральным благом, потому что этот подарок помогает облегчить страдания людей, живущих в бедности. Кое-кто может предположить, что добро может быть только полезностью, но даже эти скептики должны согласиться с тем, что некоторые цели преследуются не только в инструментальных целях, но и ради них самих. Счастье, соглашаются многие из нас, хорошо независимо от того, полезно оно или нет. Также кажется, что есть некоторые морально хорошие вещи, которые хороши независимо от того, являются ли они полезным средством для производства других хороших вещей.
Уважение к другим людям хорошо, даже если оно не приносит никакой другой пользы.
Есть два аспекта независимости морального добра: некоторые вещи являются морально хорошими независимо от того, производят ли они другие хорошие вещи (т. считает ли какой-либо конкретный человек, что они хорошие). Есть целая ветвь философии – метаэтика – которая сосредоточена на проблеме моральной объективности, и сейчас не время в нее лезть. Возможно, стоит отметить, что философское объяснение морального добра и зла совместимо с несколькими различными метаэтическими взглядами. Кто-то, кто верит, что мораль — всего лишь иллюзия, может, тем не менее, интересоваться различием между (ложным) суждением о том, что действие неправильно, и (также ложным) суждением, что действие есть зло. Тот, кто не является когнитивистом, может задаться вопросом о различных выразительных функциях, которые характеризуют разговоры о проступках и разговоры о зле. Но те из нас, кто склонен к некоему моральному реализму, вероятно, будут утверждать, что и категория морального добра, и категория зла выбирают объективные свойства. Другими словами, отдельный человек может быть прав или не прав, оценивая, было ли то или иное действие хорошим или плохим. В самом деле, все общество может поступать правильно или неправильно по любому заданному моральному вопросу. Тот факт, что действие одобряется окружающими, не делает его правильным, а тот факт, что действие решительно не одобряется окружающими, не делает его злым.
5 Полезно ли аргументированное использование дихотомии добра и зла в современной (моральной) философии?
Полезно это или нет, люди очень часто используют этот язык добра и зла, поэтому мы, как философы, должны понимать его. Я думаю, что мы должны позаботиться о том, чтобы устранить двусмысленность слова «зло». Некоторые люди могут понимать под словом «зло» просто то, что является морально плохим или морально неправильным. Согласно этому определению, добро и зло представляют собой дихотомию, охватывающую всю доступную территорию. Все будет либо нравственно хорошим, либо нравственно нейтральным, либо злым. Однако многие философы, в том числе и я, не согласны с этим определением зла. Вместо этого мы понимаем, что «зло» относится к небольшому подмножеству того, что является морально плохим или морально неправильным. Я думаю, что злые действия являются крайними виновными проступками, и, следовательно, есть много действий, которые являются нравственно неправильными, но которые не являются злом, потому что они недостаточно экстремальны. Если вы разделяете мою концепцию зла, то ошибочно полагать, что вся моральная территория охватывается категорией добра и категорией зла. Спектр вариантов будет примерно таким: то морально хорошее, то морально нейтральное, то морально плохое, и самая крайняя часть плохого тоже будет отнесена к категории зла. Многие вещи являются нравственно плохими или неправильными, но не злыми именно потому, что они не являются экстремальными.
Об атеизме и теологии
Об атеизме и теологииПо ту сторону добра и зла: прелюдия к философии будущего
Обзор Роя Л. Смита, 2009 г.
По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии будущего . Базовый Сочинения Ницше . Транс. Вальтер Кауфманн. Современная библиотека, 1992. 845 страницы. 24,95 доллара США.
Фридрих Ницше — один из самых
глубокий и разделяющий философов. Предвестник возникновения экзистенциализма
и континентальной философии, его влияние ощущалось. Кауфманн, переводчик
В этой книге отмечается влияние Ницше на философию Ясперса, Хайдеггера,
Сартра, а также на литературный стиль Камю, Томаса Манна, Германа Гессе и Рильке.
назвать несколько. Фрейд, Тиллих и Бубер также воздавали должное Ницше.
(х-х). Было много критики Ницше, который после прочтения
В Beyond Good And Evil нет ничего удивительного. Эта книга оставляет внимательного читателя
измученный и сбитый с толку, но в то же время вдохновленный и готовый переосмыслить, в
по крайней мере, могут ли мораль, христианство или теистические верования быть
оправдано. Опубликовано в 1886 году, сила критики и литературного мастерства взрывается.
вперед с порой подавляющей силой. Beyond Good And Evil устроен
в девяти разделах. Пространство запрещает, препятствует вытягиванию их плотности, таким образом, краткое
резюме проследит основные моменты, проходящие через этот текст. В Ecce Homo ,
сам автор объясняет свои намерения в Beyond Good and Evil . В
Короче говоря, «переоценка ценностей» потребовала «критики современности», которая
означало разрушение — «объективности» и «сострадания» к страданию, «исторического
смысл» и его «подчинение чужим вкусам», «научное» отношение,
и т. д. — под молотком он сказал, что философствовал с ним (766-67).
В Preface Ницше начинает с
противостояние философскому догматизму и его постулированию древних суеверий
как «душа». Эти суеверия являются «масками», призванными вселить страх и
предъявляют «вечные требования» человечеству. Но «худшей» маской была «платоновская маска».
изобретение чистого духа и добра как такового». Следовательно, Ницше « задача »
разбудить людей, разрушив эти идеалы, потому что они ведут к
отрицание жизни. Маска христианства создала «напряжение» (как вытягивание
тетива лука). Ницше говорит, что с этой книгой он либо согнется,
лук или сломать его (192-93).
О предрассудках философов
Критика Ницше философских представлений об истине. По существу он утверждает, что
их предубеждения, а не любовь к знаниям, лежат в основе их притязаний на истину. Он
называет это своей «волей к истине» и ставит под сомнение ее «ценность». едет домой его
акцент на важности этого мира и этой жизни, он выступает против
метафизические, иные мирские сферы, постулируемые философами, потому что они
подчеркнуть загробную жизнь и отвлечь внимание от этого мира (200). поощрение
философии будущего , Ницше утверждает, что философское мышление, как и
все сознательное мышление управляется «инстинктивными» психологическими силами,
под которыми лежат «оценки или, яснее, физиологические требования к
сохранение определенного типа жизни». На самом деле мы ценим не правду, а
выживание, говорит он. Он сопротивляется «привычным ценностным чувствам» и хочет уйти.
«по ту сторону добра и зла» (201). Так, категорический императив Канта, Спинозы
«фокус-покус математической формы», и все другие философии «до сих пор»
были просто «личной исповедью», движимой «намерениями» (203–03). Вместо этого мы
должны признать, что философы, как и всякое «живое существо», желают « разряд ”
сила. «Сама жизнь — это воля к власти », а «самосохранение» — одна из них.
его последствий (211). С учетом этого он поставит правду с ног на голову ,
предложить переоценку стоимости и, в конечном счете, «купить право на
нравственность» (221-222).
В Свободный дух , Ницше
обращается к таким элитам, как он сам, которые могут переварить правду, которую «стадо»
боится. Он хочет поощрять и советовать своим «свободолюбивым» друзьям, как
действовать как философы будущего (225-226). Философ «свободного духа»
должен быть смелым, проницательным, не бояться «свободомыслия», не бояться
принять уединение, одиночество и дышать «чистым воздухом», который находится высоко в
высоте, где холодно, быть «подозрительным» ко «всякому мышлению» («даже своему»).
Он согласится с тем, что, возможно, в мире нет ничего действительно реального, «кроме нашего
мир желаний и страстей» и последнее, может быть, правда, что «все наше
инстинктивная жизнь» есть на самом деле «воля к власти» (230-38).
В Что такое религия Ницше
развивает свое представление о стадном инстинкте и воле к власти ;
и критикует христианскую мораль. Он говорит, что первоначальная христианская вера была
«принесение в жертву всей свободы, всей гордыни, всей самоуверенности духа», как
а также «порабощение», «издевательство над собой» и «самоповреждение» (249–50). Религия
включает в себя «религиозный невроз», который советует «уединение, пост и сексуальные отношения».
воздержание». В конечном итоге это поощряет «отрицание мира и воли» (251).
Возьмем, к примеру, святого. Это религиозный невроз, который представляет собой
загадка самопреодоления и преднамеренного окончательного отречения». христианское почитание
святых на самом деле о «силе», олицетворенной в святой «воле к
власть». Исторически сложилось так, что религиозные неврозы были жестокими; принесение в жертву людей, а затем
инстинкты, а затем «сам Бог» и «судьба». Это привело к «большинству
мироотрицание всех возможных способов мышления», «под чарами и заблуждением
нравственность» (255-58). Религия пиетизма – это действительно « бойся правды» и
ложная религия масс есть по существу отрицание жизни (261-64).
Христианство пыталось «сломить сильного», «согнуть все надменное,
мужественный, завоевательный, властный» и в конечном итоге привел к «ненависти к земле и
земное». Таким образом, «христианство было самым пагубным видом высокомерия».
еще» (265-66).
В Естественная история морали ,
Ницше обсуждает психологов морали, стадный инстинкт послушания
и сохранение. «Нравственность как робость» есть христианская мораль, и она
руководствуется «стадным инстинктом». Нравственные постулаты — это «стадные максимы», разработанные
чтобы сделать людей робкими, «прирученными, с ними легко ладить и быть полезными для стада» (301).
«Любовь к ближнему» основана на « страх перед соседом ;” и
«страх» — «мать нравов» (303). Таким образом, «все, что возвышает
индивидуум над стадом, запугивающий ближнего, отныне называется злым ».
Следовательно, «всякое высокое и твердое благородство и самонадеянность воспринимаются почти как
оскорбление и вызывает недоверие; «агнец», а тем более «овца», выигрывает
уважение» (304). Это относится и к политике. Демократия создается
стадный менталитет (306-07).
Мы, ученые адресов
«вредный сдвиг» в науке, повлекший за собой политические последствия.
Ницше особенно критикует объективный или «научный» подход (313–15).
Обсуждаются два типа скептицизма. Первый отвергается и
второй поощряется. Научно-объективный идеал относится к первому типу. Это «воля
к фактическому, активному отрицанию жизни» и привело к «параличу воли»
в Европе (319-20). Лекарство — воля Ницше к власти у философов
будущее. Возьмем пример «силы воли» в России, говорит он. Затем он
делает поразительно точный политический прогноз в поддержку своего лекарства:
следующее столетие принесет борьбу за господство на земле —
принуждение к большой политике» (321). Второй тип скептицизма,
Ницше поощряет. Этот скептицизм «презирает и тем не менее захватывает».
«подрывает и овладевает» и «дает духу опасную свободу»
(322). Этот тип для философа будущего , потому что он
требуется для того, чтобы пройти По ту сторону Добра и Зла . Таким образом, они должны иметь
«страсть к познанию», противостоять «мягкосердечному и изнеженному вкусу
демократического века», обладают «проницательным мужеством», управляют своими эмоциями и чувствуют
«тошнить» все «идеалистическое» и «женское», отвергать «христианские чувства»,
и создайте новые значения (324-26).
Наши добродетели обсуждает
преобладают добродетели, которых придерживалась европейская культура того времени. Один из ницшеанских
ключевым моментом является то, что мораль не является двусмысленной, безусловной или выше
относительность. Он утверждает, что любые достоинства культуры всегда основаны на
их «самые тайные и сердечные наклонности», наряду с их «самыми горячими
потребности» (335). За моральными суждениями скрывается неполноценность и злоба тех,
произнесение их; «злоба одухотворенная» (337). Высокая духовность, напротив,
видит насквозь этих моралистов. Проповедь жалости обращена. Жалость движет
«презрением к себе», говорит он (339-40). Затем он говорит, что Европа пришла в упадок.
часть, охватив жалость. Однако философ будущего избегает этого.
вид жалости, потому что стадная жалость делает человечество «мельче» (343). Ницше
затем переходит к резкому анализу феминизма в Европе и женщин в
общий; утверждая, что «одна из худших разработок генерала
ограждение Европы» — это рост первых семян феминизма (352). Женщины
«не хочет правды», потому что «ее искусство — великая ложь, ее высшая
забота — это просто внешний вид и красота» (353). Ницше советует читателю
думайте о женщинах как о Восточные люди делают», чтобы «воспринимать женщину как собственность,
как имущество, которое может быть заперто, как нечто предназначенное для служения и
достигнув в этом своего совершенства» (357).
Народы и Отечества представляет собой анализ упадка немецкой культуры. Ницше сетует на то, что немцы
относятся к «эпохе масс», а демократическое движение, формирующееся в
его день подпитывается «искусством и силой адаптации» (364). Таким образом, « развивается
Европейский ’» и его «апостолы „современных идей“» ведет к
«посредственная критика человека», или «полезное, трудолюбивое, ловкое, многоцелевое стадо».
животное» (366). Немецкая культура была самобытна и глубока. Но так же, как
«мимолетное» и «поверхностное» течение романтизма перешло в «возвышение
демократии», так и « голос для души Европы «спустился» к
простое отечество» (371–372). Подъем «националистической лихорадки и политической
честолюбие», включая «антифранцузскую глупость, то антиеврейскую, то
антипольский, ныне христианский романтик», привел к «политическому заражению»
всплытие в тот день (376-77). Затем Ницше обсуждает англичан и их
философов и, наконец, их вклад в «современные идеи», столь
презираемый нашим автором.
В What Is Noble превосходство
«аристократического общества» продвигается на том основании, что оно признает
«порядок ранга и различия в ценности между человеком и человеком» (391). Этот
Различие применяется к задаче пройти за пределы добра и зла и
«преодоление человека». Пока « фундаментальный принцип общества » не будет
признанной волей к власти, будет фундаментальное « отрицание
жизнь, принцип разложения и разложения» (393). Так же, как тело должно
«стремиться расти, распространяться, захватывать, господствовать — не из какой-либо морали или
безнравственность, а потому, что жизнь просто есть воля к власти» и «воля к жизни»,
то же самое и с лучшей формой правления (395). Два типа морали являются
обсуждалось: « господская мораль и рабская мораль » (394ff). Все
мораль вытекает из одного из них. Первый определяет добро и зло в
отношение к благородному и презренному. Последний через подозрительный,
скептически, глаза жаждут «жалости» и «смирения». Конфликт между ними – это
«происхождение той знаменитой оппозиции «добра» и «зла» (397-98). Мастера создают
ценности. Рабы соглашаются с навязанными им ценностями. Расцвет демократии – это
вызванные «смешанными браками господ и рабов»; и источник тщеславия
«раб» в крови тщеславного человека… который стремится соблазнить его на
хорошего мнения о себе… тщеславие есть атавизм» (399). Борьба с
трудности — вот что обеспечивает выживание видов; и это становится
метафора, в которой Ницше доказывает превосходство тех, кто выходит за пределы
произвольные и капризные добро и зло; охватывающий эгоизм, привилегию, благородство
души, избегая демократизации, общности и, что не менее важно,
Христианство.
Мой отзыв об этой книге очень
конфликтный. С одной стороны, Ницше — прекрасный писатель, временами
вдохновляет читателей на большие высоты мысли. Кроме того, его литературный стиль
бесспорно, величайший из философов Востока или Запада. Таким образом, один или не один
принимает идеи этого человека, я сомневаюсь, что кто-либо сможет убедительно возразить против
Превосходство Ницше как писателя. С другой стороны, некоторые его взгляды,
а именно его отказ от равных прав, несомненно, были присвоены в
проблемные пути. Соответственно, можно поставить неразрешимый вопрос о
степень ответственности автора за неправильное использование его или ее идей. я
не поднимайте этот вопрос, но поскольку так делают многие, я кратко остановлюсь на этом
проблема.
Не секрет, что нацистская пропаганда
включены цитаты Ницше. Многие считают, что уже одно это оправдывает увольнение его
сочинения. Но тогда и христианство можно критиковать на том же основании. Если мы
дискредитировать Ницше, потому что фанатичные убийцы присвоили некоторые из его
писания, неужели мы тогда будем дискредитировать авторов Нового Завета, потому что их идеи
были наняты фанатичными убийцами крестовых походов или инквизиции, и т.д.
Аль? Я полагаю, что ответ зависит от степени, в которой писания так использовали
были задуманы их авторами для этих целей. По этой причине вопрос,
по крайней мере в отношении Ницше, неопровержим. Зато кристально чистый
во всех произведениях Ницше, что он был ясно и недвусмысленно
против антисемитизма: «Для меня дело чести быть абсолютно
чисты и недвусмысленны в отношении антисемитизма, а именно против против
это… мое отвращение к этой вечеринке… настолько ярко выражено, насколько это возможно… что имя
Заратустра используется в каждом антисемитском листе переписки , имеет
меня несколько раз чуть не стошнило» ( Портативный Ницше , Кауфманн,
467). В конце концов, я думаю, что Ницше был явно гением. Что
одно только делает его достойным прочтения, независимо от негативных и якобы сексистских
отрывки в текстах.
Последнее, так как эта рецензия на книгу
предназначенный для веб-сайта, посвященного аргументам, касающимся атеизма и теизма, я
обсудить атеистические представления, обычно связанные с Ницше. Насколько
Что касается критики теизма Ницше, я нахожу ее слабой и неубедительной.
потому что это не спор о Боге. Вкратце аргумент таков:
«Бог мертв, потому что религиозные люди использовали идею Бога для отрицания жизни.