Власть далай ламы 9 букв сканворд: Власть далай-ламы, 9 букв — сканворды и кроссворды

Далай-лама. Большая российская энциклопедия

Информация

Далай-лама

Области знаний:
Религиозное служение в буддизме, Гелук
Историческое государство:
Тибет

Титулы

Дала́й-ла́ма, титул иерарха самой многочисленной школы тибетского буддизма – гелугпа. Считается воплощением покровителя Тибета, бодхисаттвы сострадания – Авалокитешвары. В 17 в. далай-ламы стали религиозными и светскими правителями Тибета. 

Название «далай-лама» представляет собой сочетание монгольского слова «далай» (океан) и тибетского слова «лама» (гуру). По-тибетски далай-ламу также именуют Гьялва-ринпоче – Победоносный учитель (тиб. རྒྱལ་བ་རིན་པོ་ཆེ).

Далай-ламы I–IV: происхождение института

Далай-лама I. Монголия. 18 в.Далай-лама I. Монголия. 18 в.Институт далай-лам Тибета обязан своим происхождением монголам. В 1578 г. предводитель монгольского племени тумэтов – Алтан-хан (1507–1582) принял учение буддизма от главы школы гелугпа – Сонама Гьяцо (1543–1588) и в благодарность дал своему учителю титул «далай-лама Ваджрадхара». Сам Сонам Гьяцо считался перерождением (тиб. тулку) в линии преемственности лам-перерожденцев монастыря Дрепунг – самого большого и влиятельного религиозного центра гелугпы, основанного Чже Цонкапой (1357–1419) и его учениками.

Предшественники Сонама Гьяцо по этой линии – Гедун Друпа (1391–1474), ученик Цонкапы и основатель монастыря Ташилунпо, и Гедун Гьяцо (1475–1542) были посмертно признаны первым и вторым далай-ламами. Следующим далай-ламой после Сонама Гьяцо стал Йонтен Гьяцо (1589–1616), монгол по происхождению и правнук Алтан-хана.

Далай-лама V: воплощение Авалокитешвары

Представления о бодхисаттве Авалокитешваре как покровителе Тибета восходят ко временам распространения буддизма в стране бенгальским монахом Атишей (982–1054), основателем школы кадам (устные наставления). Атиша и его ученики обучали религиозным практикам, которые концентрировались вокруг фигуры Авалокитешвары. Бодхисаттва стал восприниматься как покровитель Тибета уже в ранних текстах школы. Позже в тибетской апокрифической литературе идея Авалокитешвары как покровителя Тибета соединилась с важнейшей для тибетского буддизма концепцией тулку (тиб. སྤྲུལ་སྐུ་, санскр. निर्माणकाय), что дословно переводится с тибетского как «проявленное тело», означая «земное» проявление буддовости (тела Будды). В популярном произведении тибетской литературы «Мани-Кабум» повествуется о том, как сам Будда послал Авалокитешвару в Тибет в обличье первого тибетского царя Сонгцена Гампо (617 – 649/650), дабы тот основал в стране Будда-дхарму. Так, благой бодхисаттва мог появляться в любых местах Тибета в земном воплощении и помогать его обитателям в критических ситуациях. Для этого верующим всего лишь нужно было поклоняться ему, произнося шестислоговую мантру «Ом мани падме хум». Возведение Авалокитешвары в ранг покровителя и спасителя Тибета (подобно близкой по смыслу идее покровительства святых или Богоматери в христианстве) содействовало широкому распространению культа среди тибетского населения. Сопряжение в культе Авалокитешвары индийских идеалов бодхисаттвы и дхармараджи с образом тибетских духовных учителей (тулку), перерождающихся в этом мире ради блага живых существ, способствовало укоренению в тибетском обществе идеи о том, что реинкарнации-тулку – лучшие руководители не только на пути спасения, но и в мирских делах.Сошествие пятого Далай-ламы из Чистых земель. 18 в. Художественный музей Рубина, Нью-Йорк. Фото: alamy stock photo / legion-media.ruСошествие пятого Далай-ламы из Чистых земель. 18 в. Художественный музей Рубина, Нью-Йорк. Фото: alamy stock photo / legion-media.ru

Идею перевоплощения бодхисаттвы в человеческом обличье ради блага живых существ искусно использовал для легитимации своей власти и руководимой им школы гелугпа Далай-лама V Нгаванг Лобзанг Гьяцо (1617–1682), или Великий Пятый, большой политик и религиозный деятель. Альянс между ним и предводителем монголов-хошутов Гуши-ханом (1582–1655), описываемый в тибетской историографии с помощью формулы mchod‐yon (религиозный наставник – светский покровитель), привёл к объединению различных политических образований Тибета в единое государство впервые после падения Тибетской империи в 9 в.

В своей автобиографии Далай-лама представил завоевание Тибета монгольским ханом и преподнесение в 1642 г. этой страны ему, земному воплощению Авалокитешвары, в качестве жертвы как венец и логическую кульминацию всего исторического процесса.

Статуэтка Далай-ламы V (Великий Пятый). Монголия. 19 в. Фото: imagoimages / legion-media.ruСтатуэтка Далай-ламы V (Великий Пятый). Монголия. 19 в. Фото: imagoimages / legion-media.ruСтроительством дворца Потала на том самом месте, где находились руины дворца Сонгцена Гампо, Далай-лама V заявил себя наследником древних царей Тибета.

Великий Пятый правил Тибетом 37 лет, а затем в связи с преклонным возрастом передал бразды правления в руки своего преданного и талантливого помощника – дэси (регента) Сангье Гьяцо, который смог удерживать власть именем далай-ламы ещё 16 лет, скрывая смерть последнего в 1682 г. Эпоха Далай-ламы V продолжалась, таким образом, более полувека – до конца 17 столетия.

Далай-ламы VI–XIV

После того как обман Сангье Гьяцо раскрылся, с согласия императора Канси в 1697 г. был интронизирован Далай-лама VI Цаньян Гьяцо (1683–1705). С личностью последнего связаны драматические страницы истории Тибета. Цаньян Гьяцо не хотел быть ни монахом, ни правителем, его больше привлекали вино и женщины, стрельба из лука и сочинение стихов. Отказавшись от власти, он стал жертвой ожесточённого конфликта между регентом Сангье Гьяцо и Лхавсан-ханом, закончившегося победой последнего в 1705 г. Монгольский хан объявил Цаньяна Гьяцо ложным далай-ламой, убил регента, а после депортировал далай-ламу в Пекин к маньчжурам, но тот по пути в столицу умер неподалёку от Кукунора. Народная память, однако, оставила его живым в преданиях о его странствиях. Также хорошо сохранилась глубокая стихотворная лирика Далай-ламы VI. Когда в 1707 г. кукунорскими монголами был признан перерождением Цаньяна Гьяцо мальчик из Литана (Кхам), знаменитое четверостишие его предшественника о журавле стало интерпретироваться как предсказание о его грядущей смерти и следующем перерождении и, следовательно, доказательство того, что он был истинным далай-ламой: «Птица – белый журавль, / Одолжи мне свои крылья.  / Далеко я не полечу, / Облетев Литан, вернусь».Далай-лама VII. Китай. 18 в.Далай-лама VII. Китай. 18 в.

Далай-лама VII Келсанг Гьяцо (1708–1757) был признан императором Канси и в 1720 г. в 12-летнем возрасте водворён во дворец Потала в Лхасе цинской армией и хошутами Кукунора, изгнавшими из Тибета джунгаров. Так, с приходом в Тибет цинской армии и хошуты, и джунгары оказались не к месту в Тибете, классический союз между тибетским духовенством и ойратскими покровителями рухнул в силу того, что маньчжуры стали доминантной силой в регионе. Император поставил в Тибете своих наместников – амбаней, дислоцировал ограниченный контингент войск и сформировал кабинет из четырёх министров (тиб. калонов или шапе), установив тем самым над Тибетом своего рода протекторат. Устранение ойратов и реформы империи Цин не принесли мира в Тибет, поскольку на этот раз началась ожесточённая борьба за власть между тибетскими аристократами, в которой Далай-лама VII не принимал участия. Будучи уже зрелым человеком, он выступил на стороне Цин в мятеже Гьюрме Намгьела (1747) против маньчжуров, за что был поставлен ими во главе тибетского правительства (тиб. кашаг) Ганден-подранг – органа власти, просуществовавшего вплоть до 1959 г.

Следующий далай-лама – VIII – Джампел Гьяцо (1758–1804) не играл никакой роли в деле управления Тибетом, а последующие четыре – Далай-лама IX Лунгтог Гьяцо (1806–1815), Далай-лама X Цултим Гьяцо (1816–1837), Далай-лама XI Кхедуп Гьяцо (1838–1856), Далай-лама XII Тинле Гьяцо (1857–1875) – умерли, скорее всего, не своей смертью. Ни один из них не дожил до 21 года. Все они находились во власти своих регентов и их кланов. В этот период в тибетском буддизме сильно выросли политические позиции школы гелугпа. Для контроля над ней цинский двор ещё в 1792 г. учредил церемонию золотой урны, с помощью которой предписывалось избирать высших иерархов тибетского буддизма – далай-лам и панчен-лам, а также институт государственных наставников (кит. да гоши) – джанджа-хутухт и другие меры.

Между тем в истории цинского Китая начались важные процессы, предвестники гибели империи. Со смертью в 1799 г. императора Цяньлуна завершился «героический» период цинской истории, время военных походов, императоров-долгожителей и выдающихся тулку. К середине 19 в. внимание цинского двора переместилось со степных окраин на ситуацию внутри страны. Опиумные войны и крестьянские восстания ослабили контроль империи над Тибетом так, что в 1877 г. без проведения церемонии золотой урны был интронизирован Далай-лама XIII Тубтен Гьяцо (1876–1933). В 1897 г. он прекратил консультации с амбанем при назначении министров кашага.

Далай-лама XIII сыграл выдающуюся роль в истории Тибета. Второй в линии преемственности далай-лам после Великого Пятого, он смог стать реальным правителем своей страны. Далай-лама XIII. Тибет. 1930. Фото: Ato Photographic Association / Royal Geographical Society / Getty ImagesДалай-лама XIII. Тибет. 1930. Фото: Ato Photographic Association / Royal Geographical Society / Getty ImagesПадение Цинской империи в 1911 г. предоставило ему и религиозному и политическому лидеру Монголии Богдо-гэгэну VIII уникальный шанс сбросить многовековую зависимость от Китайского государства, которым они успешно воспользовались. «Большая игра России и Великобритании» завершилась выходом Халха-Монголии и Уй-Цзана (Центрального Тибета) из-под контроля Китая. В обеих странах было введено теократическое правление, главами новообразованных государств стали их буддийские иерархи – высшие перерожденцы. В 1913 г. Далай-лама XIII объявил о независимости Тибета. Правительство новой Китайской Республики её не признало. Несмотря на это, Центральный Тибет просуществовал как де-факто независимое государство до 1951 г., до 1933 г. – под руководством Далай-ламы XIII, после – при его перерождении, взрослеющем Далай-ламе XIV.

Далай-лама XIV Тензин Гьяцо родился в 1935 г. в Амдо (кит. Цинхай). В 1940 г. его признали далай-ламой, а в 1950 г. интронизировали в качестве главы Тибета. В 1951 г. Народно-освободительная армия Китая (НОАК) оккупировала Тибет, между китайским и тибетским правительствами было подписано соглашение из 17 пунктов, по которому Тибет становился частью Китая. Далай-лама под давлением обстоятельств признал соглашение. В 1959 г. произошло тибетское восстание, в результате которого далай-лама, его тибетское правительство и приблизительно 100 тыс. беженцев покинули Тибет и прибыли в Индию. Далай-лама создал своё правительство (кашаг) сначала в приграничном городке Муссури, а затем переместил его в Дхарамсалу, где оно находится до сих пор. В 1963 г. он провозгласил конституцию Тибета и стал главой тибетского правительства в изгнании. В 1974 г. он отказался от независимости Тибета и стал главой Тибетской администрации. В 1989 г. был награждён Нобелевской премией мира за свою деятельность по разрешению «тибетского вопроса» мирными средствами. В 2011 г. Далай-лама принял решение выйти в отставку и передать все полномочия избранному калону-трипа (премьер-министру).

Проблема института далай-лам в настоящее время

История института тибетских первосвященников в своём традиционном виде насчитывает три с лишним столетия, начиная с преподнесения Гуши-ханом Тибета в дар Далай-ламе V в 1642 г. и заканчивая бегством Далай-ламы XIV в Индию в 1959 г. Несмотря на то что всего два далай-ламы – V и XIII – были реальными правителями своей страны, понимание Тибета как религиозного государства под руководством божественного правителя далай-ламы стало сутью тибетской национальной идентичности. Сохранение института далай-лам в настоящее время, возможно, самый большой вызов для тибетского буддизма. Проблема заключается в том, что в будущем возможно появление двух далай-лам, как это произошло с институтами панчен-лам и кармап.

В тибетской религиозной традиции тулку обнаруживались посредством различных знамений, предсказаний ушедшего ламы о своём будущем перерождении, опознания кандидатом в тулку личных предметов предшественника и т. п. Для обнаружения особо значимых перерождений назначались специальные поисковые комиссии. Однако помимо мистических обоснований института тулку имелись как рациональные (сохранение имущества линии преемственности перерождения ввиду безбрачия её представителей), так и политические (борьба кланов за власть посредством обнаружения тулку в своём окружении) факторы. Власти Китая, будь то Цин, республиканское правительство или китайские коммунисты, стремились контролировать институты высших перерожденцев. Например, с помощью церемонии золотой урны во времена империи Цин. В 1936 г. власти Гоминьдана приняли постановление о «Методах нахождения лам-перерожденцев». В основе этих законодательных актов лежало стремление китайских властей утвердить за Пекином право на окончательный вердикт в деле нахождения высших тибетских перерождений и тем самым легитимировать в этой форме суверенитет Китая над Тибетом.

По той же причине власти коммунистического Китая прибегли к регулированию процесса избрания тибетских перерождений, несмотря на их декларативную приверженность идеям коммунизма и атеизма. Принятые в 2007 г. «Меры по управлению реинкарнациями живых будд в тибетском буддизме» имели целью поставить процесс поиска и идентификации лам-перерожденцев под государственный контроль, а также исключить участие в нём «иностранцев», т. е. тибетскую диаспору. Согласно этому документу, все тибетские тулку должны утверждаться в зависимости от их положения теми или иными уровнями исполнительной власти, самые высшие реинкарнации – получать подтверждение центрального правительства, не подтверждённые тулку считаются незаконными.  Этот закон вызвал протесты, а также дискуссии в тибетской диаспоре о проблемах института тулку в современном мире и мерах противодействия КНР в этом вопросе. Обсуждались различные варианты контрдействий вплоть до возможности избрания будущего далай-ламы при жизни настоящего. Когда Далай-лама вышел в 2011 г. в отставку, Центральная тибетская администрация в целях противодействия вмешательству китайских властей в процесс идентификации следующего далай-ламы объявила Ганден-подранг единственным легитимным органом, который будет решать вопрос о преемнике далай-ламы.

В 2014 г. вопрос о перерождении далай-ламы вновь стал обсуждаться в связи с его интервью немецкой газете Welt am Sontag (7 сентября) и BBC (17 декабря), вышедшими с сенсационными заголовками «У далай-ламы не будет последователя» («Der Dalai Lama will keinen Nachfolger mehr haben») и «Далай-лама допускает, что он будет последним» («Dalai Lama Concedes He May Be the Last»). На публикацию в немецкой газете откликнулись различные ведомства Китая. Чжу Вэйцюнь, председатель Комитета по национальным и религиозным делам Всекитайского политико-консультативного собрания, в декабре 2014 г., например, заявил: «Только центральное правительство может решать, сохранять ему или аннулировать линию преемственности далай-лам, Далай-лама XIV не имеет решающего слова» (Dalai Lama’s star waning in the West, China official says. 2014). В ответ на многочисленные заявления со стороны Китая в марте 2015 г. глава Центральной тибетской администрации сикьонг (глава, президент) Лобзанг Сенге, в свою очередь, заявил, что если тибетский вопрос не будет решён и далай-лама умрёт в эмиграции, то в эмиграции он и возродится в целях продолжения своей «миссии». Он однозначно заявил, что тибетцы всегда сами выбирали далай-ламу, «также изберём и следующего далай-ламу» (Chonzom. 2015).

Проблема института далай-лам всегда была в центре сино-тибетских взаимоотношений. Пока он остаётся главным объединительным символом тибетской религии и национальной идентичности. По мнению тибетцев, нынешний далай-лама – земное воплощение Авалокитешвары, лидер тибетского народа, глава тибетского правительства в изгнании. По мнению китайского правительства, он только религиозный иерарх, а также сепаратист, предатель родины и религии. Но проблема всё больше обостряется в связи с преклонным возрастом Далай-ламы XIV.

Гарри Ирина Регбиевна Дата публикации:  10 января 2023 г. в 23:19 (GMT+3)

#Религии в странах мира

Религии в странах мира

Второй человек после Далай-ламы исчез 25 лет назад. Китай говорит, что с ним все в порядке

  • Майкл Бристоу
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, EPA

Мир располагает всего одной фотографией Гедуна Чокьи Ньимы — одного из самых знаменитых людей, числящихся пропавшими без вести.

На моментальном снимке, сделанном, когда ему было шесть лет, изображен розовощекий апатичный мальчик.

Сейчас ему должен быть 31 год. 25 лет назад, 17 мая 1995 года, ребенка и его семью увезли в неизвестном направлении китайские военные.

За три дня до этого Далай-лама объявил его одиннадцатым Панчен-ламой, второй по значению фигурой в тибетском буддизме.

С тех пор информации из независимых источников о его судьбе нет. Тибетские эмигранты воспользовались годовщиной, чтобы снова потребовать его освобождения.

«Похищение Китаем Панчен-ламы, лишение его религиозной идентичности и возможности служить в его монастыре являются грубым нарушением религиозной свободы и прав человека», — говорится в заявлении правительства в изгнании.

  • Что станет с Тибетом после смерти Далай-ламы
  • Пропавший в Китае лама №2 стал взрослым
  • Далай-лама не исключает, что он может стать последним
  • Вместо Далай Ламы Тибет возглавил молодой юрист

Госсекретарь США Майк Помпео по этому случаю призвал Пекин уважать право тибетцев исповедовать свою религию и прояснить местонахождение Панчен-ламы.

Пока лишь властям Китая известно, где он. И вряд ли они расскажут что-либо принципиально новое, раз не сделали этого за все эти годы.

Неизвестно даже, знает ли Гедун Чокья Ньима, что был провозглашен Панчен-ламой.

Рабочая группа ООН по принудительным исчезновениям пытается прояснить судьбу Панчен-ламы с 1995 года, но пока мало в этом преуспела.

За несколько недель до 25-й годовщины его исчезновения группа сделала для Би-би-си следующее заявление: «Правительство Китая отвечало на наши запросы несколько раз, но предоставленная информация выглядит недостаточной для выяснения обстоятельств дела, которое остается одним из наиболее важных».

В 2013 году рабочая группа обратилась к правительству КНР с просьбой разрешить ее представителям посетить страну. Спустя шесть лет она все еще ждет ответа, говорится в отчете группы за 2019 год.

Подпись к фото,

Китай решил провозгласить своего Панчен-ламу

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Тибетские буддисты считают Панчен-ламу реинкарнацией будды Амитабхи. В религиозной иерархии выше него стоит только Далай-лама. Поиск и определение обоих духовных лидеров проводятся по сложным ритуалам и древним традициям.

Ключевую роль в объявлении следующего Панчен-ламы играет Далай-лама, а действующий Панчен-лама, в свою очередь, несет частичную ответственность за провозглашение нового Далай-ламы.

Далай-лама XIV в 1959 году был вынужден покинуть Тибет и с тех пор живет в Индии. В июле ему исполнится 85 лет. Он является альтернативной властью для тех тибетцев, которые не признают китайского правления в высокогорном гималайском регионе.

Легко понять нежелание Пекина, чтобы Панчен-лама был к нему в оппозиции, приобрел авторитет и сделался препятствием для его политики в Тибете.

После исчезновения Гедуна Чокьи Ньимы Китай назначил своего Панчен-ламу — Гьялцена Норбу, которого Далай-лама и его последователи не признают.

Китайские власти неоднократно давали понять, что после кончины Далай-ламы намерены контролировать процесс поисков и объявления его преемника.

Тот, со своей стороны, не исключает, что в таких условиях новый Далай-лама может вообще не появиться. Вмешательство коммунистических правителей особенно неуместно, поскольку они являются атеистами, считает он.

Пекин меняет версии

Подпись к фото,

Монастырь Ташилунпо в Тибете является резиденцией Панчен-ламы

Сразу после исчезновения Панчен-ламы власти КНР заявили рабочей группе ООН, что «факт пропажи или похищения семьи ребенка-реинкарнации никогда не имел места» и является «фантазиями группы Далай-ламы».

Спустя год показания изменились: несколько «бесчестных душ» пытались незаконно вывезти ребенка за границу, и его родители попросили защиты, которая была предоставлена.

Несмотря на охрану, мальчик и его семья живут нормальной жизнью и не желают, чтобы их беспокоили. Эту версию в Пекине повторяли неоднократно.

Но иногда со стороны китайского правительства проскальзывали намеки, что не все так хорошо.

В 1998 году оно сообщило рабочей группе, что мать Панчен-ламы отбывает тюремный срок, не уточнив, за что и какой именно.

Порой поступали новости из альтернативных источников.

В 2000 году тогдашний министр иностранных дел Соединенного Королевства Робин Кук заявил, что китайские представители показали ему две фотографии мальчика, являвшегося, по их словам, исчезнувшим Панчен-ламой.

На одной ребенок играл в настольный теннис, на другой писал на классной доске иероглифы. Британцам показали снимки, но не дали их забрать.

В 2007 году, во время моей поездки в Тибет, местные власти заявили мне, что пропавший Панчен-лама хочет жить спокойно и не желает, чтобы его тревожили.

Два года назад китайцы сообщили ООН, что Гедун Чокья Ньима ведет обычную жизнь и имеет работу.

Последняя по времени информация поступила во вторник от пресс-секретаря МИД КНР Чжао Лицзяня. На очередном брифинге он сообщил, что Гедун Чокья Ньима получил высшее образование и работает по специальности.

Затем последовало ставшее традиционным заявление, что он и его близкие не хотят, чтобы нарушали их «текущую нормальную жизнь».

«Они забрали его и всю семью»

Профессор Джереми Саркин, в 2008-2014 годах входивший в рабочую группу ООН по принудительным исчезновениям, говорит, что действия Китая в отношении Панчен-ламы явно противоречат международным нормам касательно прав человека.

«Никакие слова китайской стороны не могут опровергнуть простую реальность: они забрали его и всю семью. Мы должны получить возможность убедиться, что с ним все в порядке», — говорит Саркин, в настоящее время работающий в лиссабонском университете Нова.

В китайском отрицании очевидного нет ничего экстраординарного, замечает он: «Никакое правительство не хочет признавать, что похищает людей».

Профессор признает, что в этой ситуации практически ничего нельзя сделать, поскольку возможности оказывать давление на Китай крайне невелики.

Автор фото, Getty Images

Специалист по тибетскому вопросу Роберт Барнетт указывает, что репрессивная политика по отношению к Тибету опирается на поддержку большинства граждан КНР.

«Китайскому правительству не удалось завоевать сердца тибетцев, но это неважно, если 1,4 млрд китайцев уверены, что оно действует правильно», — говорит Барнетт, эксперт лондонской Школы восточных и африканских исследований.

Но, по его мнению, китайские лидеры никогда не смогут расслабиться и наслаждаться своей властью над Тибетом.

«Это хрупкая конструкция. Они всегда будут жить в страхе, что в один прекрасный день вся система обрушится», — говорит он.

Может, оно и так. Но пока о надежности контроля Пекина над Тибетом свидетельствует то, что тибетское правительство в изгнании практически не имеет там источников, способных сообщить что-либо о Гедуне Чокье Ньиме.

Два года назад Далай-лама сказал, что располагает надежной информацией о том, что он жив. И это все.

Фактически, у нас нет ничего, кроме единственного фото шестилетнего мальчика, говорит лондонский представитель правительства в изгнании Сонам Церин Фрэзи.

Оно висит в тибетских монастырях и домах эмигрантов, служа предметом молитв и поклонения и давая надежду, что когда-нибудь мы увидим, какой человек вырос из него, говорит Фрэзи.

вопросов и ответов | Далай-лама XIV

Вопрос: Как вы относитесь к себе?

Ответ: Я всегда считал себя простым буддийским монахом. Я чувствую, что это настоящий я. Я чувствую, что Далай-лама как светский правитель — это рукотворный институт. Пока люди принимают Далай-ламу, они будут принимать и меня. Но быть монахом — это то, что принадлежит мне. Никто не может это изменить. В глубине души я всегда считаю себя монахом, даже во сне. Так что, естественно, я чувствую себя более религиозным человеком.


Даже в своей повседневной жизни я могу сказать, что 80% своего времени я трачу на духовную деятельность и 20% на Тибет в целом. Духовная или религиозная жизнь — это то, что я знаю и чем очень интересуюсь. Я в некотором роде доверяю ей и поэтому хочу больше ее изучать. Что касается политики, то у меня нет современного образования, кроме небольшого опыта. Это большая ответственность для того, кто не так хорошо экипирован. Это не добровольная работа, а то, чем я должен заниматься из-за надежды и доверия, которое возлагает на меня тибетский народ.

Вопрос: Будете ли вы последним Далай-ламой?

Ответ: Сохранится институт Далай-ламы или нет, полностью зависит от желания тибетского народа. Это им решать. Я дал понять это еще в 1969 году. Еще в 1963 году, после четырех лет изгнания, мы составили проект конституции будущего Тибета, основанный на демократической системе. В конституции четко указано, что власть Далай-ламы может быть снята большинством в две трети голосов членов Ассамблеи. В настоящий момент институт Далай-ламы полезен тибетской культуре и тибетскому народу. Таким образом, если бы я умер сегодня, я думаю, тибетский народ выбрал бы другого Далай-ламу. В будущем, если институт Далай-ламы перестанет быть актуальным или полезным и наша нынешняя ситуация изменится, институт Далай-ламы перестанет существовать. Лично я считаю, что институт Далай-ламы выполнил свою задачу. Совсем недавно, с 2001 года, у нас есть демократически избранный глава нашей администрации, Калон Трипа. Калон Трипа управляет повседневными делами нашей администрации и отвечает за наш политический истеблишмент. Полушутя, полусерьезно заявляю, что сейчас нахожусь на полупенсионном уровне.

Вопрос: Как вы думаете, сможете ли вы когда-нибудь вернуться в Тибет?

Ответ: Да, я сохраняю оптимизм в отношении того, что смогу вернуться в Тибет. Китай находится в процессе изменений. Если вы сравните Китай сегодня с десятью или двадцатью годами ранее, вы увидите огромные изменения. Китай больше не изолирован. Это часть мирового сообщества. Глобальная взаимозависимость, особенно с точки зрения экономики и окружающей среды, не позволяет нациям оставаться изолированными. Кроме того, я не ищу отделения от Китая. Я привержен своему срединному подходу, согласно которому Тибет остается в составе Китайской Народной Республики, пользуясь высокой степенью самоуправления или автономии. Я твердо верю, что это взаимовыгодно как для тибетцев, так и для китайцев. Мы, тибетцы, сможем развивать Тибет с помощью Китая, сохраняя в то же время нашу собственную уникальную культуру, включая духовность, и нашу хрупкую окружающую среду. Полюбовно разрешив тибетский вопрос, Китай сможет внести свой вклад в собственное единство и стабильность.

Вопрос: Недавно китайцы заявили, что следующий Далай-лама родится в Тибете и будет избран ими. Что вы можете сказать об этом?

Ответ: Если нынешняя ситуация с Тибетом останется прежней, я буду рожден вне Тибета, вне контроля китайских властей. Это логично. Сама цель реинкарнации состоит в том, чтобы продолжить незавершенную работу предыдущей инкарнации. Таким образом, если тибетская ситуация все еще остается нерешенной, логично, что я буду рожден в изгнании, чтобы продолжить свою незавершенную работу. Конечно, китайцы все равно выберут своего собственного Далай-ламу, а мы, тибетцы, выберем своего собственного в соответствии с традицией. Это будет похоже на нынешнее положение Панчен-ламы. Есть Панчен-лама, назначенный китайцами, и есть Панчен-лама, избранный мной. Один выставлен напоказ, чтобы служить целям своего хозяина, а другой — Панчен-лама, принятый в сердцах всех тибетцев.

Вопрос: Каковы ваши обязательства?

Ответ: Вообще, я всегда утверждаю, что у меня есть три обязательства в жизни. Во-первых, на уровне человека мое первое обязательство — продвижение человеческих ценностей, таких как сострадание, прощение, терпимость, удовлетворенность и самодисциплина. Все люди одинаковы. Мы все хотим счастья и не хотим страданий. Даже люди, не верящие в религию, признают важность этих человеческих ценностей для того, чтобы сделать их жизнь счастливее. Я по-прежнему готов говорить о важности этих человеческих ценностей и делиться ими со всеми, кого встречаю.


Во-вторых, на уровне религиозного деятеля, моим вторым обязательством является продвижение религиозной гармонии и взаимопонимания между различными религиозными традициями. Несмотря на философские различия, все основные мировые религии обладают одинаковым потенциалом для создания лучших людей. Поэтому важно, чтобы все религиозные традиции уважали друг друга и признавали ценность соответствующих традиций друг друга. В-третьих, я тибетец и ношу имя Далай-ламы. Тибетцы доверяют мне. Поэтому мое третье обязательство касается тибетского вопроса. Я обязан действовать как свободный представитель тибетцев в их борьбе за справедливость. Что касается этого третьего обязательства, то оно прекратит свое существование, как только будет достигнуто взаимовыгодное решение между тибетцами и китайцами. Однако свои первые два обязательства я буду выполнять до последнего вздоха.

Вопрос: Каковы были ваши первые чувства, когда вас признали Далай-ламой? Как вы думаете, что с вами произошло?

Ответ: Я был очень счастлив. Мне это очень понравилось. Еще до того, как меня узнали, я часто говорил матери, что еду в Лхасу. Я сидел верхом на подоконнике в нашем доме, делая вид, что еду верхом в Лхасу. В то время я был очень маленьким ребенком, но отчетливо это помню. У меня было сильное желание побывать там. Еще одна вещь, которую я не упомянул в своей автобиографии, это то, что после моего рождения на крышу нашего дома прилетела пара ворон. Они приходили каждое утро, оставались на некоторое время, а затем уходили. Это представляет особый интерес, поскольку подобные инциденты произошли при рождении Первого, Седьмого, Восьмого и Двенадцатого Далай-лам. После их рождения прилетела и осталась пара ворон. В моем случае вначале на это никто не обращал внимания. Однако недавно, может быть, три года назад, я разговаривал с мамой, и она это вспомнила. Она заметила, что они пришли утром; уходят через время, а затем на следующее утро приходят снова. Итак, вечером после рождения Первого Далай-ламы в дом семьи ворвались бандиты. Родители убежали и оставили ребенка. На следующий день, когда они вернулись и задались вопросом, что случилось с их сыном, они нашли младенца в углу дома. Ворона стояла перед ним, защищая его. Позже, когда Первый Далай-лама вырос и развился в своей духовной практике, во время медитации он установил непосредственный контакт с божеством-покровителем Махакалой. В это время Махакала сказал ему: Кто-то вроде тебя, кто поддерживает буддийское учение, нуждается в таком защитнике, как я. Прямо в день твоего рождения я помог тебе. Итак, мы видим, что определенно существует связь между Махакалой, воронами и Далай-ламами.

Еще один случай, который моя мать очень хорошо помнит, это то, что вскоре после того, как я приехал в Лхасу, я сказал, что мои зубы были в ящике в одном доме на Норбулинке. Когда они открыли коробку, они обнаружили зубные протезы, принадлежавшие Тринадцатому Далай-ламе. Я указал на коробку и сказал, что там мои зубы, но сейчас я этого совсем не помню. Новые воспоминания, связанные с этим телом, сильнее. Прошлое стало меньше, расплывчатее. Если я специально не пытался развить такую ​​память, я ее не помню.

Вопрос: Вы помните свое рождение или состояние в утробе матери до этого?

Ответ: Сейчас не помню. Кроме того, я не могу вспомнить, мог ли я в то время, когда я был маленьким ребенком, помнить это. Однако, возможно, был один небольшой внешний признак. Дети обычно рождаются с закрытыми глазами. Я родился с открытыми глазами. Это может быть небольшим признаком ясного состояния ума в утробе матери.

Вопрос: В возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, после того как вы приняли светскую власть, вы изменились?

Ответ: Да, я немного изменился. Я пережил много счастья и боли. Внутри этого и от роста, набравшись опыта, от возникших проблем и страданий, я изменился. Конечным результатом является мужчина, которого вы видите сейчас (смех).

Вопрос: Как насчет того, когда вы только что вступили в подростковый возраст? Многим людям трудно определить себя как взрослых. Это случилось с вами?

Ответ: Нет. Моя жизнь была очень рутинной. Два раза в день я учился. Каждый раз я учился час, а потом все остальное время играл (смех). Затем, в возрасте 13 лет, я начал изучать философию, определения, дебаты. Моя учеба увеличилась, и я также изучал каллиграфию. Но все это было в рутине, и я к этому привык. Иногда были каникулы. Это было очень удобно и счастливо. Лосанг Самтен, мой непосредственный старший брат, обычно был в школе, но в это время он приходил навестить меня. Кроме того, моя мать иногда приезжала и приносила особый хлеб из нашей провинции Амдо. Очень густой и вкусный. Она сделала себя.

Вопрос: Есть ли среди ваших предшественников те, к кому вы испытываете особый интерес или с кем у вас особая близость?

Ответ: Тринадцатый Далай-лама. Он внес много улучшений в стандарты обучения в монастырских колледжах. Он оказал большую поддержку настоящим ученым. Он сделал невозможным для людей подняться в религиозной иерархии, стать аббатом и так далее, не обладая полной квалификацией. Он был очень строг в этом отношении. Он также дал десятки тысяч монашеских рукоположений. Были два его главных религиозных достижения. Он не давал много посвящений или лекций. Теперь, что касается страны, у него были большие мысли и забота о государственном искусстве. Особенно окраины. Как ими управлять и так далее. Он очень заботился о том, чтобы управлять государством более эффективно. Он очень беспокоился о наших границах и тому подобных вещах.

Вопрос: Каковы были ваши самые большие личные уроки или внутренние проблемы в течение вашей жизни? Какие осознания и переживания оказали наибольшее влияние на ваш личностный рост?

Ответ: Что касается религиозного опыта, некоторого понимания шуньи (пустоты: отсутствия независимой природы «я»), некоторого чувства, некоторого опыта и в основном бодхичитты, альтруизма. Это очень помогло. В некотором смысле можно сказать, что это сделало меня новым человеком, новым человеком. Я все еще прогрессирую. Пытающийся. Это придает вам внутреннюю силу, мужество, и вам легче принимать ситуации. Это один из величайших опытов.

Вопрос: Когда вы стали беженцем, что помогло вам обрести эту силу? Была ли это потеря положения и страны, факт страданий всех вокруг вас. Приходилось ли вам вести своих людей не так, как вы привыкли?

Ответ: Быть беженцем – это действительно отчаянная и опасная ситуация. В это время все имеют дело с реальностью. Не время притворяться, что все красиво. Это что-то. Вы чувствуете себя вовлеченным в реальность. В мирное время все идет гладко. Даже если есть проблема, люди делают вид, что все хорошо. В опасный период, когда происходят кардинальные перемены, нет возможности делать вид, что все в порядке. Вы должны признать, что плохое есть плохое. Теперь, когда я вышел из Норбулинки, была опасность. Мы проезжали совсем рядом с китайскими военными казармами. Это было как раз на другом берегу реки, там китайский контрольно-пропускной пункт. Видите ли, за две-три недели до моего отъезда у нас была определенная информация, что китайцы были полностью готовы к нападению на нас. Это был только вопрос дня и часа.

Вопрос: О том, что вы являетесь воплощением бодхисаттвы бесконечного сострадания, Авалокитешвары. Как вы лично относитесь к этому? Это что-то у вас есть однозначное мнение о том или ином?

Ответ: Мне трудно сказать определенно. Если я не занимаюсь медитативным усилием, например, прослеживаю свою жизнь назад, дыхание за дыханием, я не могу сказать точно. Мы верим, что существует четыре типа перерождения. Один из них — распространенный тип, в котором существо беспомощно в определении своего перерождения, а перевоплощается только в зависимости от характера прошлых действий. Противоположным является полностью просветленный Будда, который просто проявляет физическую форму, чтобы помочь другим. В этом случае ясно, что человек — Будда. Третий — это тот, кто благодаря прошлым духовным достижениям может выбирать или, по крайней мере, влиять на место и ситуацию перерождения. Четвертое называется благословенным явлением. В этом человек благословлен сверх своей обычной способности выполнять полезные функции, такие как преподавание религии. Для этого последнего типа рождения желание человека в предыдущих жизнях помочь другим должно быть очень сильным. Они получают такие полномочия. Хотя некоторые кажутся более вероятными, чем другие, я не могу точно сказать, кто я.


Вопрос (продолжение): С точки зрения реалистичной роли, которую вы играете как Ченрези, как вы к этому относитесь? Лишь немногие люди так или иначе считались божественными. Роль — бремя или радость?

Ответ: Это очень полезно. Благодаря этой роли я могу принести большую пользу людям. По этой причине он мне нравится: я с ним дома. Понятно, что это очень полезно для людей, и что у меня есть кармические отношения, чтобы быть в этой роли. Также ясно, что существуют кармические отношения, в частности, с тибетцами. Теперь вы видите, вы можете считать, что в данных обстоятельствах мне очень повезло. Однако за словом удача стоят настоящие причины или причины. Есть кармическая сила моей способности взять на себя эту роль, а также сила моего желания сделать это. В связи с этим в великом труде Шантидевы «Вступая в деяния бодхисаттвы» есть утверждение, в котором говорится: «Пока существует пространство и пока существуют скитальцы в циклическом существовании, пусть я буду устранять их страдания. У меня есть такое желание в этой жизни, и я знаю, что у меня было такое желание в прошлых жизнях.

Вопрос (продолжение): Имея такую ​​обширную цель, как ваша мотивация, как вы справляетесь со своими личными ограничениями, своими ограничениями как мужчины?

Ответ: Еще раз, как сказано в Шантидеве, если благословенный Будда не может удовлетворить все живые существа, то как я могу. Даже просветленное существо, обладающее безграничными знаниями и силой и желанием спасти всех остальных от страданий, не может устранить индивидуальную карму каждого существа.

Вопрос (продолжение): Это то, что удерживает вас от потрясения, когда вы видите страдания шести миллионов тибетцев, за которых на одном уровне вы несете ответственность?

Ответ: Моя мотивация направлена ​​на всех живых существ. Однако нет никаких сомнений в том, что на втором уровне я направлен на помощь тибетцам. Если проблема поправима, если ситуация такова, что с ней можно что-то сделать, то беспокоиться не о чем. Если это не поправимо, то и волноваться не о чем. Нет никакой пользы в беспокойстве.

Вопрос (продолжение): Многие люди говорят об этом, но мало кто живет этим. Вы всегда так чувствовали или вам пришлось этому научиться?

Ответ: Он развивается из внутренней практики. С более широкой точки зрения, страдание будет всегда. На одном уровне вы обязательно столкнетесь с последствиями неблагоприятных действий, которые вы сами ранее совершали телом, речью или умом. Кроме того, ваша собственная природа — это страдание. На мое отношение влияет не один фактор, а много разных. С точки зрения реальной сущности, производящей страдание, как я уже сказал, если это поправимо, тогда не о чем беспокоиться. Если нет, то нет смысла беспокоиться. С точки зрения причины страдание основано на прошлых неблагоприятных действиях, накопленных им самим и никем другим. Эти кармы не тратятся впустую. Они принесут свои плоды. Человек не встретится с последствиями действий, которые он не совершал сам. Наконец, с точки зрения природы самого страдания, совокупности ума и тела имеют своей действительной природой страдание. Они служат основой для страданий. Пока они у вас есть, вы подвержены страданию. С глубокой точки зрения, пока у нас нет своей независимости и мы живем в чужой стране, у нас есть определенный тип страдания, но когда мы вернемся в Тибет и обретем свою независимость, тогда будут другие виды страдания. . Так оно и есть. Вы можете подумать, что я пессимист, но это не так. Вот как с помощью буддийского учения и советов мы справляемся с ситуациями. Когда в один день было убито пятьдесят тысяч человек из клана Шакья, Будда Шакьямуни, член их клана, совсем не пострадал. Он прислонился к дереву и говорил: «Мне сегодня немного грустно, потому что пятьдесят тысяч членов моего клана были убиты». Но сам он остался равнодушным. Вот так, видите (смеется). Это было причиной и следствием их собственной кармы. Он ничего не мог с этим поделать. Такие мысли делают меня сильнее; более активный. Это вовсе не случай потери силы духа или воли перед лицом всепроникающей природы страдания.

слов правды | Далай-лама XIV

Молитва Составитель:
Его Святейшество Тензин Гьяцо Далай-лама XIV Тибета

 
Почитание и призыв к Великому Состраданию
Трех Драгоценностей; Будда, Учение,
и Духовное Сообщество

О Будды, Бодхисаттвы и ученики
прошлого, настоящего и будущего:
Имеющие замечательные качества
Неизмеримо обширные, как океан,
Кто смотрит на всех беспомощных живых существ
как ваш единственный ребенок;
Пожалуйста, примите во внимание мои мучительные мольбы.
 
Полное учение Будды рассеивает боль мирского
существования и эгоцентричный покой;
Пусть они процветают, распространяя
процветание и счастье по этому просторному миру.
О держатели Дхармы: ученые
и реализованные практики;
Да возобладает ваша десятикратная добродетельная практика.
 
Смиренные разумные существа, терзаемые

непрекращающимися страданиями,
Полностью подавленные, казалось бы, бесконечными
и ужасно напряжённых, негативных поступков,
Пусть все их страхи от невыносимой войны, голода,
и болезней усмирит,
Чтобы свободно дышать океаном счастья и благополучия.
И в особенности благочестивый народ
Страны Снежных,
Разными способами
Беспощадно истребленный варварскими полчищами
На стороне тьмы,
Милостиво позволь явиться силе сострадания твоего,
Чтоб быстро остановить поток крови и слезы.
 
Безжалостно жестокие, объекты сострадания,
Обезумев от пороков заблуждения,
бессмысленно уничтожают себя и других;
Да обретут они око мудрости,
зная, что должно быть сделано и что не сделано,
И пребудут во славе дружбы и любви.
 
Пусть это искреннее желание полной свободы для всего Тибета,
которого ждали долгое время,
спонтанно исполнится;
Пожалуйста, подарите скорее удачу, чтобы насладиться
Счастливое празднование духовного с мирским правлением.
 
О защитник Ченрезиг, с сочувствием позаботься о
Те, кто претерпел множество лишений,
Полностью пожертвовав своими самыми дорогими жизнями,
телами и богатством,
Ради учений, практикующих,
людей и нации.
 
Таким образом, защитник Ченрезиг вознес обширные молитвы
Перед Буддами и Бодхисативами
Чтобы полностью охватить Страну Снегов;
Пусть быстро проявятся хорошие результаты этих молитв.
Глубокой взаимозависимостью пустоты
и относительных форм,
Вместе с силой великого сострадания
в Трех Драгоценностях и их Словах Истины,
И силой
непогрешимого закона действий и их плодов,
Пусть эта правдивая молитва будет беспрепятственно
и быстро исполнится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *