В чем мудрость жизни горький: “В чем мудрость жизни?” (ранние произведения М. Горького) 👍

Содержание

Безумство храбрых — вот мудрость жизни! (по ранним рассказам М. Горького) (Горький)


Биография

Биография писателя

Произведения

24 произведения

Сочинения

197 сочинений

Статьи критиков

Сочинение


Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения — так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый

подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.

Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями. Сюжетная находка Горького — то, что о молодости и любви рассказывает старость — позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.

Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью. Данко — это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям.

Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг — сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.

Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра — одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию.

Если ельзя обладать — нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с Циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не м°г владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только при-оряются, что любят и соблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только их тело, а владеют они и животными, и вещами. Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешь нас, ты выше — что ж, живи один, если мы тебя недостойны. Но одиночество становится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания со стороны общества.

Свобода и любовь — тема притчи о Радде и Лойко. Нет любви в рабстве, нет подлинных чувств в самообмане. Герои любят друг друга, но превыше всего для них свобода. Свобода у Горького — не беззаконная вольница, а возможность сохранить свою сущность, свое «я», то есть свою человечность, без которой не может быть ни любви, ни жизни.

Романтизм ранних рассказов Горького, его героические идеалы близки и понятны молодости всегда, они будут любимы и будут вдохновлять на поиски правды и подвига все новые и новые поколения читателей.

«В чем мудрость жизни?» (ранние произведения М. Горького) . 400 школьных сочинений

Фразу о «мудрости жизни» рано или поздно обязательно повторяет каждый человек. Необходимость «остановиться, оглянуться» на прожитое у одних возникает в отрочестве, после окончания школы или гимназии, у других – перед серьезным шагом, например перед вступлением в брак, к третьим такая потребность приходит лишь на смертном одре.

О смысле жизни рассуждают и многие герои ранних рассказов Максима Горького.

В основном это люди, которым не нашлось места в нормальной, цивилизованной жизни: тут и чернорабочие соляных приисков, и обнищавшие крестьяне («На соли»), и просто нищие, слабые, беззащитные («Дед Архип и Ленька»), и мелкие ремесленники («Супруги Орловы»), и босяки («Челкаш», «Бабушка Акулина»). Эти рассказы полны драматизма и конфликтов, в них изображены тяжелые судьбы людей, у которых цель жизни еще не найдена.

Меня больше всего взволновал рассказ «Дед Архип и Ленька». Фабула этого небольшого произведения проста: дряхлый старик и его одиннадцатилетний внук бродяжничают по югу России. Никого у них не осталось. Семь лет дед «выкармливал» Леньку. Но силы старика на исходе. Дед Архип терзается о судьбе внука после своей смерти.. Пытаясь хоть как-то помочь Леньке, дед крадет дорогие вещи – платок и кинжал из открытого окна чьей-то богатой хаты. А Ленька не может примириться с нечестным поступком:

«Вор ты старый!.. У дити украл. Старый, а туда же… Не будет тебе на том свете прощенья за это!. .» Ленька по-детски еще прямолинеен, он знает одно: воровать плохо. Но дед-то сделал это ради внука…

Я читал этот рассказ и думал о сегодняшнем дне. Жизнь в ее суровой действительности вновь ставит уже перед нашим поколением те же проблемы, что стояли перед героями Горького. Умирает дед. Может, от старости, может, от позора перед внуком. Станичники хоронят его, как пришлого и вора, не на погосте, а поодаль. «А через два или три дня нашелся Ленька…который лежал, раскинув руки и лицом вниз, в жидкой грязи, оставшейся после дождя на дне балки».

Трагичность от безысходности лейтмотивом проходит во многих ранних рассказах Горького. Трагичен финал «Деда Архипа и Леньки», а в «Коновалове» развязка уже в первых абзацах, где сообщается, что Коновалов повесился. Так же, как и деду Архипу с Ленькой, Коновалову не удается выбраться на дорогу к справедливой жизни, он запутался в противоречиях суровой действительности. У Коновалова нежная и чистая душа, стремление к благородным поступкам, но в тупике жизни он кончает самоубийством.

..

Но все же в своих ранних романтических рассказах Горький старается поддержать веру в возможность выхода из тьмы, дать людям надежду, что придет смелый и добрый Данко, разорвет руками себе грудь, вырвет сердце и поведет за собой «в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».

В чем же видит Горький мудрость жизни? Вспомните, Челкаш ненавидит Гаврилу «за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик». Ненавидит, выходит, за то, что Гаврила хочет хорошо работать! Матерый казак в рассказе «Дед Архип и Ленька» утверждает, что причина голода от поганой работы: «Потому как хорошо работать станешь, не будет голоду… Земля всегда должна родить, на то она и дана человеку… Руки плохи. От хороших рук камень не отобьется, родит».

И чересчур уж актуален, как будто специально написан на злобу дня монолог Емельяна Пиляя из одноименного рассказа, так объясняющего причину всех наших неудач: «Почему в других прочих империях неурожая нет?! Потому, что там у людей головы не затем приделаны, чтоб можно было в затылке скрести; там думают – вот что!»

Точнее, пожалуй, и не скажешь.

Мудрость жизни, по Горькому, в труде до седьмого пота. Начнет трудиться каждый и станем мы, каждый в отдельности и все вместе, богаче, лучше… А закончить я хочу цитатой из рассказа «Мой спутник». Горький, выражаясь его же словами, «…научил меня многому… ибо мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей».

Живи хорошо, живи мудро, живи смиренно. Важно то, как вы живете, а не то, как вы говорите. Подлый амбиций Кто из вас мудр и разумен? Пусть он своим добрым поведением покажет свои дела в кротости мудрости. Но если в сердце твоем есть горькая ревность и сварливость, не будь высокомерным. Если ты мудр и понимаешь пути Божии, докажи это, живя честной жизнью, со смирением, которое исходит от мудрости, со смирением, совершая добрые дела. Но если вы горько завидуете и есть корыстное честолюбие, кто из вас мудр и наделен знаниями? пусть из доброго разговора показывает дела свои с кротостью мудрости.

Если же в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь; есть ли среди вас истинно мудрые и разумные? Затем они должны показать это, живя правильно и делая добрые дела с кротостью, исходящей от мудрости. Но если вы эгоистичны и имеете, кто из вас мудр и разумен? пусть он своей доброй жизнью покажет свои дела в кротости и мудрости. Если же в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Кто из вас мудр и разумен? Пусть они покажут это своей доброй жизнью, делами, совершаемыми в смирении, происходящем от мудрости. Но если вы питаете в своем сердце горькую зависть и сварливость, то кто из вас мудр и разумен? Пусть он показывает добрым поведением, что его дела совершаются в кротости и мудрости. Если же в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь, и кто из вас мудр и разумен? Пусть он своим добрым поведением покажет свои [добрые] дела с кротостью и смирением истинной мудрости. Но если в тебе есть горькая ревность и своекорыстное честолюбие. Если ты считаешь себя мудрым и понимающим пути Божии, то возвещай об этом красивой, плодотворной жизнью, руководствуясь кротостью мудрости. Никогда не хвастайтесь и не хвастайтесь тем, что вы сделали, и Кто из вас мудр и разумен? Добрым поведением пусть покажет дела свои в кротости мудрости. Но если в вашем сердце вы имеете горькую ревность и сварливость, то не хвалитесь и будьте Иакова 3:13-18 Хочешь прослыть мудрым, чтобы прослыть мудрым? Вот что вы делаете: живите хорошо, живите мудро, живите смиренно. Важно то, как вы живете, а не то, как вы говорите. Подлый амбиций Кто из вас мудр и разумен? Пусть он своим добрым поведением покажет свои дела в кротости мудрости. Но если в сердце твоем есть горькая ревность и сварливость, не будь высокомерным. Если ты мудр и понимаешь пути Божии, докажи это, живя честной жизнью, со смирением, которое исходит от мудрости, со смирением, совершая добрые дела. Но если вы горько завидуете и есть корыстное честолюбие, кто из вас мудр и наделен знаниями? пусть из доброго разговора показывает дела свои с кротостью мудрости. Если же в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь; есть ли среди вас истинно мудрые и разумные? Затем они должны показать это, живя правильно и делая добрые дела с кротостью, исходящей от мудрости. Но если вы эгоистичны и имеете, кто из вас мудр и разумен? пусть он своей доброй жизнью покажет свои дела в кротости и мудрости. Если же в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Кто из вас мудр и разумен? Пусть они покажут это своей доброй жизнью, делами, совершаемыми в смирении, происходящем от мудрости. Но если вы питаете в своем сердце горькую зависть и сварливость, то кто из вас мудр и разумен? Пусть он показывает добрым поведением, что его дела совершаются в кротости и мудрости. Если же в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь, и кто из вас мудр и разумен? Пусть он своим добрым поведением покажет свои [добрые] дела с кротостью и смирением истинной мудрости. Но если в тебе есть горькая ревность и своекорыстное честолюбие. Если ты считаешь себя мудрым и понимающим пути Божии, то возвещай об этом красивой, плодотворной жизнью, руководствуясь кротостью мудрости. Никогда не хвастайтесь и не хвастайтесь тем, что вы сделали, и Кто из вас мудр и разумен? Добрым поведением пусть покажет дела свои в кротости мудрости. Но если в вашем сердце вы имеете горькую ревность и сварливость, то не хвалитесь и будьте

Горькая ревность, эгоистичные амбиции и кротость мудрости [Неделя изучения Джеймса 8, Иакова 3:13-18] — Сара Дж. Хаузер

«Кто из вас мудр и разумен? Добрым поведением пусть покажет дела свои в кротости мудрости. Но если в вашем сердце вы имеете горькую ревность и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не мудрость, нисходящая свыше, а земная, бездуховная, бесовская. Ибо там, где есть зависть и своекорыстие, там будет беспорядок и всякое мерзкое дело. Но мудрость свыше сначала чиста, потом миролюбива, кротка, открыта разуму, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и искренна. И жатва праведности сеется в мире теми, кто заключает мир».

Иакова 3:13-18

Кротость не очень ценится в нашем обществе. Независимость. Сила. Храбрость. Стойкость. Мы склонны, по крайней мере в Соединенных Штатах, восхищаться этими качествами. Но кротость? А кротость мудрости? Не так много.

Но Джеймс говорит нам, что истинная мудрость заключается не только в знании вещей. Дело не в том, чтобы кричать громче, чем человек рядом с нами. Истинная мудрость исходит из веры, укорененной в Боге, и проявляется через наше поведение и наше смирение.

Отказ от горькой ревности и эгоистичных амбиций

Джеймс обращается к конфликту отношений внутри Церкви. Он обращается в первую очередь к верующим и напоминает им, что горькая зависть и эгоистичные амбиции не исходят от Бога. Если мы заявляем, что имеем истинную веру, если мы заявляем, что мы дети Божьи, почему в нашей жизни проявляются ревность и эгоизм? Это не имеет смысла.

Эти вещи исходят от лукавого. И лукавый твердо намерен разделить Церковь. Он полон решимости противопоставить нас друг другу в наших семьях, браках, дружбе и других отношениях. Наша склонность думать только о себе и преследовать свои интересы выше интересов других вполне соответствует его плану. Это демонический , говорит нам Джеймс.

Нецензурная брань. Я не спешу называть свою ревность и эгоистичные амбиции демоническими, но это так. С другой стороны, мы уже видели в письме Иакова, что истинная вера приносит плоды. Наши дела — естественный результат веры, и поэтому, если наши дела демонстрируют ревность и эгоизм, они не показывают веру в Бога. Они не показывают, что мы строим свою жизнь вокруг заповедей любить Бога и любить ближнего. Вместо этого наша зависть и эгоистичные амбиции показывают, что я поставлю себя выше всех остальных, кого бы я ни затоптал в процессе.

Это не формула единства, особенно внутри религиозного сообщества.

Это может показаться глупым примером, но именно он приходит мне на ум, когда я думаю об этом отрывке. Я несколько лет работал над написанием книги. В него входит многое, помимо письменной части — разработка сильной концепции, расширение вашей платформы, завершение предложения по книге и т. д. В 2018 году я представил свое первое предложение, которое привело меня к тому, что у меня были хорошие разговоры. с агентами, но этой книге в то время не суждено было выйти. В процессе написания моего предложения и когда мое предложение осталось в стопке пресловутых, я начал ощущать свои эгоистичные амбиции и горькую зависть. Всякий раз, когда кто-то еще выпускал книгу, особенно на ту же тему, что и моя, я не просто разочаровывался. Я начал ожесточаться.

Я начал завидовать другим, у которых было больше подписчиков в социальных сетях, поскольку моей «платформы» было недостаточно, чтобы подписать контракт с традиционным издателем. Мне не хотелось читать, а тем более отмечать, работы других, писавших на схожие со мной темы. Мне хотелось заползти в свой уголок и надуться, как малыш.

Это способствовало единству? Неа. Пошло ли это мне на пользу? Неа. Показывало ли это кротость, смирение, мудрость, любовь к Богу или любовь к ближнему? Ни капельки.

Я не думаю, что есть что-то плохое в том, чтобы чувствовать разочарование и иметь минутку, чтобы погрустить, когда что-то идет не так, как мы надеялись. Но если его не остановить, это разочарование может слишком легко превратиться в эгоизм и горечь.

Поскольку Бог использовал этот процесс написания книги, чтобы сорвать весы эгоизма в моей жизни, я начал больше прославлять других. Я начал понимать, что мне не нужно сидеть в стороне и жаловаться на то, что моя собственная работа никуда не денется. Вместо этого я могу делиться, праздновать и учиться у других, когда они воплощают свою работу в жизнь. И друзья, так веселее! Может быть, это кажется маленьким или незначительным, но это также способ, которым я могу любить своего ближнего. Мои собственные эгоистичные амбиции никому не принесли пользы, но отказ от своих планов и умение возвышать других принесли гораздо больше единства и радости.

Демонстрация истинной мудрости

В Притчах 9:10 говорится: «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум». Истинная мудрость начинается со страха перед Господом. Другими словами, истинная мудрость начинается с истинной веры, веры, которая коренится в том, кто такой Бог, и уверенности в том, что то, что он говорит, истинно. Истинная мудрость живет по Божьим путям, а не по нашим. Это проявляется в жизни, которая созидает Царство Божье, а не мое Царство.

В стихе 16 Иаков перечисляет характеристики истинной мудрости: чистая, миролюбивая, кроткая, открытая разуму, полная милосердия и добрых плодов, беспристрастная, искренняя.

Это не всегда самые ценные качества в нашей культуре. Но как изменился бы наш мир и, в частности, Церковь, если бы мы действительно практиковали истинную мудрость? Что, если бы Церковь была полна людей, которые избавились от горькой ревности и своекорыстного честолюбия и вместо этого были самыми миролюбивыми, мягкими и милосердными людьми в мире? Что, если бы Церковь рассматривалась как открытая разуму?

Думаю, те, кто не принадлежит к Церкви, обратят на это внимание и захотят стать ее частью.

Быть открытым разуму, миролюбивым или любым другим из этих качеств не означает, что мы позволяем греху ускользнуть или уступаем путям мира, чтобы «сохранить мир». Это вообще не покой. Н.Т. Райт формулирует это так: стать кем-то, чья видимость «мудрости» состоит в том, чтобы найти резкое слово, чтобы сказать обо всех и обо всем.[1]

Иисус сказал: «Блаженны миротворцы» (Матфея 5:9). Павел писал: «Ибо, когда между вами ревность и сварливость, не от плоти ли вы и поступаете ли только по-человечески?» (1 Коринфянам 3:3). Он также писал Тимофею: «Итак, убегай юношеских страстей, а держись правды, веры, любви и мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. Не вмешивайтесь в глупые, невежественные споры; ты знаешь, что они сеют ссоры» (2 Тимофею 2:22–23).

Во всем Писании мы призваны жить жизнью, любящей Бога и любящих других. Мы призваны быть мудрыми, о чем свидетельствует наше смиренное поведение. Мы не зацикливаемся на вещах, которые не имеют значения, а о том, что имеет значение, мы говорим смело, но с любовью. Мы действуем не из зависти или эгоистичных амбиций, а из любви к Богу и любви к ближнему.

Наши усилия не пропадут даром. Иногда кажется, что стремление к миру и путь смирения ни к чему не приводят. Но Джеймс говорит иначе. Для тех, кто живет истинной мудростью, для тех, кто демонстрирует свою веру своим поведением, будет урожай праведности.

Мы в этом надолго, и хотя мы можем не увидеть этот урожай сразу, он придет. Итак, давайте отпустим наши эгоистичные амбиции и горькую зависть. Вместо этого давайте цепляться за то, что истинно, хорошо и мирно.

Давайте будем людьми, демонстрирующими кротость мудрости.

Отразить
  • В каких сферах своей жизни вы питаете горькую зависть или эгоистичные амбиции? Может быть, вы и смогли скрыть это внешне, но внутри что-то назревает. Что вам нужно отсеять?

  • Есть ли в вашей жизни области, в которых вы более склонны к эгоизму или зависти? (Например, мой путь написания книги был благодатной почвой для роста эгоистичных амбиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *