В чем мудрость жизни: что это такое и какое имеет значение?

что это такое и какое имеет значение?

С интеллектом, знаниями, умом вроде бы все понятно. Их объяснить смогут многие. Но когда спрашивают, что такое мудрость, ответят лишь единицы. Ведь она выходит далеко за рамки привычного образования или воспитания. Мудрость не преподают в школе или университете. Где же, в таком случае, ее взять? Можно ли это сделать своими силами, либо необходим наставник? В каком возрасте приходит мудрость, зависит ли она от прожитых лет? На все эти вопросы постараемся ответить вместе.

Что такое мудрость?

Мудрость — это интеллект, дополненный опытом. Мало что-то знать, важно еще уметь эти знания правильно применять. По большому счету, можно выделить несколько трактовок мудрости. С философской точки зрения этот навык отображает степень познания мира и усвоения информации. В религиях мудрость – качество, в абсолютной степени принадлежащее  Создателю, и небольшими фрагментами открывающееся людям. В лексиконе широко распространено слово «София», как синоним мудрости. Отсюда происходит сам термин «философия», как «любомудрие».

На бытовом уровне можно говорить о мудрости жизни, которая появляется у людей в процессе их взросления. Она связана с различными пережитыми ситуациями. Таким образом, когда-то появились древние знания о законах и механизмах природы. Например, люди открыли лекарственные свойства некоторых трав, изучали поведение диких животных, предвидели сезонные изменения климата. Их этому никто не учил. Просто опыт и знания, полученные методом многочисленных проб и ошибок, помогали лучше понимать окружающий мир и самого себя.

Чаще всего, мудрость ассоциируется со зрелостью, но количество прожитых лет не может быть единственным ее мерилом. Дело в том, что важнее биологического возраста его психологический эквивалент. Кто-то может набраться столько же мудрости в тридцать лет, как другой в пятьдесят. Не обязательно этим качеством будет обладать седовласый старец, который живет за счет фамильного состояния своих аристократических предков. При этом молодая девушка, сменившая десяток работ и побывавшая в каких угодно перипетиях, будет отличаться настоящей жизненной мудростью. Многие уверены, что для женщин это качество намного важнее академических знаний.

Понимая всю многогранность мудрости, наши предки выделили целый ряд ее видов, о которых пойдет речь в следующем разделе.

Пройти тест на психологический возраст

Виды мудрости.

В русскоязычном богословии выделяется классификация, основанная на приближении человека к божественному началу. Согласно этим взглядам, бывают такие виды:

  • Премудрость – высшая степень мудрости, присущая Творцу;
  • Мудрость – опыт человека, помноженный на открывшиеся ему знания;
  • Благоразумие – умения и навыки, приобретаемые человеком.

Согласно буддистским представлениям, известно пять видов мудрости, свойственных женщинам. При желании их может постичь мужчина:

  • Зеркальная – ясное и объективное восприятие вещей или событий;
  • Уравнивающая – ощущение тесной взаимосвязи и равенства между всем сущим;
  • Различающая – восприятие вещей по отдельности и как части целого;
  • Связанная с опытом – умение извлекать уроки из жизненных ситуаций;
  • Всепроникающая – понимание безграничности и универсальности мира, ощущение возможностей пространства.

Другие религии предлагают свои трактовки мудрости, но условно их можно разделить на две категории: Божественная (духовная) и человеческая (жизненная). Мудрость жизни – навык грамотного применения накопленных знаний. Она возникает только в процессе деятельности, поскольку зависит от ее результатов. Высшая мудрость может появиться в состоянии покоя, например, медитации, когда человек настолько очистит свой разум от всего лишнего, что начнет чувствовать голос Вселенной.

Где искать мудрость?

Развитие этого навыка может идти разными путями. Одни ищут себе учителя. Другие читают книги. Третьи набивают свои собственные «шишки». Четвертые совмещают теорию с практикой. Пятые вообще ничего не ищут, но в определенные моменты к ним приходит озарение.

Если кто-то сознательно хочет стать мудрее, но не понимает, какие шаги для этого предпринять, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Перенимать опыт тех, кого считаете мудрее;
  • Избегать лишней или бесполезной информации;
  • Учиться на своих и чужих ошибках;
  • Развивать проактивность и позитивное мышление;
  • Применять на практике полученные знания;
  • Практиковать осознанное саморазвитие;
  • Научиться слышать свой «внутренний голос».

Эти советы достаточно просты, как в понимании, так и выполнении. К ним можно прибегнуть в любом возрасте. Главное, чтобы человек оказался готов, ведь для того, чтобы стать мудрее, необходимы элементарные задатки. Чаще всего этот навык приходит уже в зрелом возрасте, хотя, стоит учитывать гендерную специфику вопроса. Женская и мужская мудрость отличаются. Первые осваивают эту «науку» намного раньше, а мужчинам необходимо больше доводов и подтверждений, удовлетворяющих логическому типу мышления. Их стремление к систематизации и расскладыванию всего «по полочкам» замедляет процесс познания, но делает его результаты более достоверными.

Не зря восточные традиции выделяют две части единого целого – инь и ян. Именно в их взаимодействии создается единое целое, которое отличается совершенством и гармонией. Мудрость женщины и мужчины заключается в том, чтобы учиться друг у друга,  уважать опыт и знания своего партнера.

Более того, мудрые люди считают, что любой, кого мы встречаем на нашем пути – наш учитель. Поэтому не стоит пренебрегать кем-либо, ведь каждый новый знакомый появляется в жизни человека не случайно.

Мудрость человека не зависит от учебы или карьеры. Она определяется более глубокими компонентами, чем просто уровень знаний, сообразительности или изобретательности. Названый навык совмещает все перечисленное, умножая на опыт, интуицию и духовность. Главный учитель в этом случае – сама жизнь, и репертуар ее методов безграничен.

Пройти тест на интуицию

Читать онлайн «Мудрость жизни», Максим Власов – Литрес

Предисловие

Уважаемые читатели, в этой книге я поделюсь с вами известными мне законами жизни, в которых я вижу проявление ее безграничной мудрости, потому что они настолько безупречны по своей логике, настолько разумны, настолько продуманы, что к ним практически невозможно придраться, им остается только следовать, чтобы жить в соответствии с задумкой бытия и благодаря этому наслаждаться жизнью, а не мучиться и страдать. Часть этих законов можно считать истинами, потому что они актуальны всегда и везде, а часть из них могут меняться со временем, поэтому они не всегда работают одинаково. Но все равно, ориентируясь на эти законы вы сможете разобраться во многих важных жизненных ситуациях и поступках людей, чтобы принять по ним правильные решения, мудрые решения, которые принесут вам пользу и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.

Знаете, мне всегда нравилось перебирать старые толстые книги, в которых, как мне казалось, спрятаны вечные истины, зная которые можно принимать мудрые решения в жизни, реже ошибаться и чаще приходить к нужным результатам. Я мечтал собрать все эти истины в одном месте и хранить такой источник знаний, как свое самое большое сокровище. В к этому источнику мудрости можно было бы обращаться в любое время, чтобы грамотно решить многие жизненные вопросы. И поэтому, я старался все самые ценные знания, которые когда-либо получал, сохранить. Как оказалось, ценную мудрость можно найти везде. И в книгах разных времен, и от самых разных людей ее узнать, и, конечно же, ее можно постичь на собственном опыте. Что я и делал. И постепенно реализовывал свое желание, я собирал все важные знания, все ценные мысли, все истины в одном месте. Их собралось очень много и надо было как-то их все структурировать, отобрав самые важные знания для одного источника, менее важные для другого и далее по убывающей.

Эта книга стала одним из таких источников, в ней я собрал самые ценные на данный момент знания о жизни, которые лично мне помогают избежать многих ошибок при принятии решения и взаимодействии с людьми. Здесь изложены не все базовые законы этого мира, о которых я в своей жизни узнал. Но тут говорится о таких вещах, о которых надо знать в первую очередь, чтобы понимать многие существующие в этом мире закономерности.

Есть вещи, которые известны человечеству очень давно. Они были, есть и будут всегда в таком виде, в каком они всегда существовали. Поэтому, если о них знать, то можно ими руководствоваться всегда и везде, оценивая различные ситуации, принимая решения, взаимодействуя с людьми. Зачем учиться на своих ошибках, зачем набивать шишки, зачем наступать на грабли, если кто-то это уже сделал за тебя? Мудрый человек учится на чужих примерах, а не на своих. Наши предки многое сделали из того, что делаем или что собираемся сделать мы, поэтому, зная их опыт, зная их ошибки, равно как и успехи, мы можем быть очень эффективными и не создавать себе глупых лишних проблем, и не совершать очевидных ошибок. А то некоторые люди, прежде чем что-то понять тыкаются, мыкаются, как слепые котята, потому что не знают, как и что устроено в этом мире. Их вроде бы и учили многому, в той же школе, а кого и в университете, а все равно не дали тех знаний, которые нужны в повседневной жизни, а не только на работе. Или недостаточно их дали. Или человек эти знания просто не усвоил. В любом случае, чтобы принимать мудрые решения, нужно знать базовые законы жизни, касающиеся конкретных видов деятельности, в которых человек хочет преуспеть. Всего знать не надо, всегда вы узнать и не сможете, но в тех делах, с которыми вы регулярно сталкиваетесь в жизни, вам надо уметь разбираться. Вот эта книга поможет вам понять, какие законы объясняют те или иные явления, события, поступки людей и в чем заключается их мудрость. А то ведь, некоторые люди считают неправильными те или иные вещи, происходящие в этом мире. Они осуждают других за их поведение, считают мир несправедливым, думают, что что-то в жизни работает неправильно, не так, как должно. А на самом деле все правильно, все происходит так, как и должно происходить, во всем есть своя безупречная логика, свой смысл. Надо просто понимать, почему мир устроен так, как он устроен и уметь подстраиваться под его законы.

Здесь собрано все то, в чем я полностью уверен. Все-таки, в течение всей жизни все эти вещи узнавал. А она у меня уже и не короткая. Может быть что-то из описанного здесь и неверно, но я пока не нашел доказательств этому. Поэтому, в предоставленных в этой книге знаниях лично я нисколько не сомневаюсь. Уверен и вы найдете им подтверждение. Книгу я писал для широкого круга читателей, поэтому никаких узких тем не касался, почти все в ней дано для повседневной жизни. Саморазвитие, отношения с людьми, кое-что о богатстве и власти, вот об этом данная книга. Все, как видите, для жизни. Когда знаешь мудрые законы жизни, то сразу можешь понять, что происходит сейчас, что этому предшествовало и что особенно важно, ты понимаешь, к чему все это приведет, а значит, можешь подготовиться к вероятному будущему. В жизни людей многое повторяется из раза в раз в течение многих поколений. Это нам порой кажется, что ситуация, с которой мы столкнулись, абсолютно уникальная и поэтому мы пытаемся изобрести велосипед, чтобы в ней разобраться. На самом же деле, уникального в ней может быть не так уж и много и ответы на те вопросы, которые эта ситуация перед нами ставит давно известны. Они могут быть не универсальными, но общий смысл у таких ответов всегда одинаковый и человеку нужно только понять, какой закон жизни лежит в их основе, чтобы на его основе выработать подходящее решение. Солнце каждый день восходит на востоке, а на западе оно заходит и так происходит в течение всей истории нашей жизни. Зная этот простой, истинный закон жизни, мы можем планировать свою жизнь в соответствии с ним. И вряд ли ошибемся, как минимум еще несколько миллионов лет. Те вещи, о которых я здесь пишу, тоже существуют ни один день и тоже работают постоянно и без сбоев.

Я думаю, идея данной книги отвечает интересам многих людей. Все мы хотим знать наверняка, почему какие-то события происходят в нашей жизни и что может произойти завтра, послезавтра, через несколько лет, при том или ином положении дел, и что обязательно произойдет, независимо от наших желаний. Те же аналитики и стратеги просто обязано обладать таким пониманием. Оно позволяет нам всем заниматься такой полезной деятельностью, как планирование, когда мы принимаем решения на долгосрочную перспективу, а не только для решения текущих вопросов. Мне вот всегда было интересно понять, почему некоторые люди ведут себя определенным образом, вопреки всякой логике и здравому смыслу. Я хотел выяснить для себя, почему люди, зная, как надо поступать правильно, все равно делали не так, как надо, во вред прежде всего самим себе. Я удивлялся этому до тех пор, пока не познал базовые законы жизни, объясняющие закономерности человеческого поведения. Тогда мне все стало ясно и научился объяснять и просчитывать поведение людей, предвидеть последствия от тех или иных их решений. Это существенно упростило мне жизнь. Вот и вы, дорогие читатели, научитесь этому, когда прочтете эту книгу. Что же, давайте перейдем к главному и вечному. И начнем мы с понимания такой важной вещи, как истина.

Глава 1. Поиск истины

Эта жизненная мудрость говорит о том, что надо искать в этой жизни такие знания, которые можно считать вечными, потому что они не устаревают и всегда указывают на одни и те же закономерности в различных областях жизни. Это нужно для того, чтобы хорошо ориентироваться в этом мире и понимать, что произойдет в каждом конкретном случае, где события разворачиваются по известному вам сценария. А сценарий вам будет известен благодаря тому, что вы будете знать истину. Зная истины в разных областях жизни, вы получите очень качественное образование, с которым никогда не пропадаете. Вечные знания, которые актуальны на все времена – это истина. Их еще можно назвать правилами без исключений. Они всегда работают одинаково и дают ожидаемый результат. По сути, мудрость данной мысли отражает суть этой книги. И данная глава учит тому, как эту силу развивать самостоятельно. Я расскажу вам о том, что делал сам, создавая эту книгу. Я научу вас искать истину, то есть, вечные знания. Поиск вечных знаний – это способ обрести силу.

Можно также сказать, что такие знания – это абсолютные законы, которые всегда работают одним и тем же образом и приводят к одному и тому же результату. И владея ими, а значит и владея истинами, человек будет меньше ошибаться, реже совершать ошибки, принимая различные решения, основанные на этих истинах. Чем больше вы будете знать истин, тем мудрее вы будете. А чем мудрее вы будете, тем разумнее будут ваши поступки.

Так как же искать истину в чем-либо? Надо смотреть на две вещи, которые к ней ведут. Первая – это история, изучая которую можно увидеть неизменные закономерности, когда что-то всегда и во все времена происходило одним и тем же образом. Необязательно всю историю изучать, можно изучать что-то конкретное, опыт в какой-то определенной области, деятельности, в каком-то направлении и выделять в нем все, что всегда работало одинаково, во все времена. Можно это связать со своим опытом, когда у вас что-то произошло в жизни и вы хотите узнать, как это происходило у других людей. Любые источники информации для этого используйте, лишь бы найти как можно больше сходств. Все неизменное, все вот эти правила, не имеющие исключений, когда сто одинаковых действий приводят к ста одинаковым результатам, независимо от времени и места – это все истины. Вам их надо собирать. Лучше всего их выписывать и потом каждый раз по своим или чужим примерам проверять, насколько они верны. Видите вы, допустим, что если человек защищается от чьих-то нападок или пытается какую-то выгоду получить, то он врет, если ему это необходимо, чтобы добиться своей цели. Значит можно и нужно выписать закон, согласно которому, люди всегда врут, когда защищаются или пытаются что-то выгодное для себя получить. Тут, правда, бывают исключения, некоторые люди врут не всегда, даже когда им это выгодно, но все равно, то, что все люди способны лгать – это истина. Ибо человек – это существо лгущее. Врать умеют все, – это тоже истина. С ситуациями, в которых люди это могут делать, есть определенные заковырки, кто-то врет в одних случаях, кто-то в других, но вывод при этом все равно можно сделать однозначный и полезный: нельзя полностью, а тем более без всяких оснований доверять людям! Никому! Вот так можно найти и сформулировать истину.

 

А вторая вещь, ведущая вас к истине – это ваш собственный опыт, который нужно проверять на наличие в нем повторяющихся сценариев. Конечно, он гораздо скромнее опыта всех людей, когда-либо живших, зато он точнее. Своему опыту вы можете доверять больше, чем чему бы то ни было еще в этом мире. Да, он будет ограничен, он даже может указывать на такие закономерности, которые не являются абсолютными, то есть, у тех правил, которые в вашем опыте не имели исключений, могут быть таковые, просто вы о них не знаете. Но это не так страшно. В любой истине можно усомниться, если пожелать это сделать, ибо кто его знает, что еще может происходить в этом мире, который мы вряд ли когда-то сможем познать до конца. Когда-то и Солнце погаснет. Так что любая истина может быть не абсолютной, а значит и не совсем истиной. Не будем тут стремиться к совершенству, а то вообще никаких истин у нас не будет. Так вот, если в вашей жизни какие-то вещи происходят всегда одним и тем же образом, по одному и тому же сценарию, и вы видите одни и те же закономерности, сразу хватайтесь за ручку, карандаш или за любое электронное устройство, которое позволяет записывать информацию и записывайте обнаруженную вами истину или то, что на нее похоже. Потом ее отшлифуете до нужного вида, выделив все ее особенности, главное, вообще найти что-то повторяющееся, что можно потом изучать, как вероятную истину. Когда одно и то же случается в определенных ситуациях, то можно смело записывать эту закономерность в категорию истин, чтобы потом уже обращаться к ней для оценки других похожих ситуаций.

Давайте получше подумаем о том, что дает человеку истина, чтобы еще лучше поняли, зачем вам перелопачивать знания в поисках тех из них, которые всегда указывают на неизменные правила в каких-либо областях жизни. А дает она ему и, в частности, вам, полную уверенность в своих решениях. Это самое главное. Никогда не ошибаться – это дорогого стоит. Когда вы принимаете решение, руководствуясь истиной, вы точно знаете, какого результата вам ждать. Вероятность ошибки существенно снижается. Она полностью не исключается, ибо всякое возможно, но вероятность успеха будет равняться 99,99% и в этом главная польза истины. Вы можете быть абсолютно уверены в своих решениях, когда при их принятии руководствуетесь истиной. Допустим, есть такая истина, согласно которой, человек движим своими инстинктами. Они всегда были и будут такими, какие они есть. Это истина. Именно от них и зависят наши потребности. Каждый здоровый человек хочет есть, спасть, каждому нужна крыша над головой, каждый ищет себе партнера для близости, а значит и для размножения, и так далее. Когда человек знает об этих потребностях, когда он понимает, какие инстинкты за ними стоят, он всегда сможет понять мотивы любого человека, именно на таком, базовом уровне. Вы не ошибетесь в своем предвидении поведения человека, если узнаете, какие базовые потребности руководят им в настоящий момент. Потому что они будут вызваны его инстинктами, которые были, есть и, вероятно, будут такими, какие они есть. Истина в данном случае – это знание об этих инстинктах, понимание, в каких потребностях они выражаются и как человек эти потребности стремится удовлетворить. Хотя со способом их удовлетворения возможны разные варианты, тем не менее, главное – это знать, чего хочет человек и почему. Этого уже достаточно, чтобы предвидеть его поступки и предугадывать его поведение. И, конечно, так вы можете влиять на людей, предлагая им то, что им в данный момент интересно или давя на такие слабости, которые они не в силах контролировать. А их не так уж и сложно определить. Нужно просто смотреть, что человек делает постоянно, в чем он на сто процентов предсказуем. Это предсказуемость будет отражать его истинное состояние.

Истину установить и найти непросто. Прежде всего потому, что мы не можем знать всех возможных жизненных ситуаций, в которых то или иное правило, тот или иной закон работает одним и тем же образом, не давая никаких осечек. Поэтому, вполне можно и ошибиться. Мы знаем, что каждый день всходит Солнце, оно светит уже достаточно долго, чтобы мы были уверены в том, что и завтра оно взойдет и снова будет светить. Можно сказать, что это истина. Но очевидно, что когда-нибудь и оно погаснет. Стало быть, такая истина все-таки временная, а значит и не абсолютная. А те вещи, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, гораздо сложнее проверить на абсолютность, сложно сказать, насколько имеющиеся в них закономерности постоянны. В одной и той же ситуации один и тот же человек может поступать по-разному, никто не предсказуем на все сто процентов. Поэтому, установить истину в определенных моментах, связанных с тем же человеческим поведением, бывает непросто. Вы знаете, что знания во всем регулярно обновляются, люди постоянно узнают что-то новое об этом мире. Поэтому, то, что мы все знаем сегодня, завтра может оказаться другим. Тем не менее, есть вещи, которые неизменны на протяжении всей истории человечества, вот их и можно считать истинами, которые надо искать и собирать. Такие истины, если их накопить, дадут вам прекрасное представление об этом мире. Даже если их немного, пользы от них будет больше, чем от временных и недостаточно точных знаний, которые могут устареть, измениться или даже вовсе стать бесполезными. Поэтому, ищите все то, что повторяется, хоть в вашей жизни, хоть в жизни других людей, хоть в истории всего человечества.

Знаете, что самое интересное? Если вы будете не просто собирать истины, но еще и записывать их, и стараться как-то систематизировать, чтобы они помогали вам видеть более широкую картину мира, то у вас получится нечто похожее на эту книгу, но уже вашего собственного производства и вы будете владеть методологией поиска качественной и достоверной информации. С такими навыками вы многим будете интересны, прежде всего, как аналитик. Работу себе сможете хорошую найти. Я ведь тут тоже истинами с вами делюсь, которые собирал в течение жизни и формировал из них свою картину мира. И эта работа научила меня так хорошо понимать людей, что, когда я их консультирую, я очень часто с самого начала вижу, в чем заключается их проблема и как ее можно решить. Остается только на людей нужным образом повлиять, чтобы они помогали мне помочь им. Вот насколько полезно не только знать истины, но и уметь их искать. Вся та жизненная мудрость, которая здесь, в этой книге описана в виде различных законов и закономерностей – это во многом вечные знания. Они всегда такими были и будут. Поэтому, вы можете дополнять мои истины своими, которые сами найдете, пользуясь простой методикой анализа информации, которую я вам предложил. И за счет этого вы нарисуете себе одну общую картину мира, на основании которой будете принимать свои решения. Она не будет полной, это, как я считаю, невозможно для человека, совсем уж все знать. Не может он познать всю сложность этого мира, не может узнать обо всех его законах и закономерностях, потому что их очень много, ведь этот мир невероятно сложно устроен. Тем не менее, и того, что мы уже знаем и еще можем узнать, нам вполне хватит, чтобы прожить интересную, достойную и качественную жизнь. Повторю, выписывайте все те закономерности, которые являются постоянными, все повторяющееся – это признак истины.

Я считаю, что человеку полезно находиться в постоянном поиске истины. Вот эти знания, которые указывают на неизменные закономерности, это настоящее сокровище для человека, в поисках которого он постоянно находится в раздумье, что полезно для ума. Пока мы ищем такие знания, мы находимся в таком состоянии, когда у нас нет абсолютного и полного доверия ко всему, что мы знаем, пока мы не убедимся, чтобы наши знания хоть сколько-нибудь стабильны и подтверждаются опытом. Вдруг, мы ошибаемся в том, что, как нам кажется, мы знаем точно? Вдруг наше знание ситуативно, то есть, применимо только к отдельно взятому случаю, а не ко всем аналогичным случаям, а то и вовсе ложно? Почему бы не поискать еще знания о том, в чем мы хотим быть абсолютно уверены, пока не наткнемся на еще что-то более фундаментальное, точное и неизменное, чтобы будет работать всегда и везде? Ум должен оставаться пытливым, чтобы и интерес к жизни сохранялся, и качество наших знаний росло. Я вообще думаю, что такая уж совсем абсолютная истина, нечто такое, что никогда не меняется и не изменится, просто не существует. Я думаю, мир всегда менялся и будет меняться, даже все его основные законы, по которым он существует, они не постоянны. Когда-то и вселенной не было, если верить ученым, а потом она появилась, стала расширяться и к чему-то когда-то это ее расширение и развитие приведет, а к чему именно, нам неизвестно. Поэтому, лучше не думать, что можно иметь вечные ответы на те или иные вопросы, что наши знания никогда не поменяются, какими бы вечными, с нашей точки зрения, они ни были. Лучше всегда новые ответы искать, искать истину, сомневаясь в том, что, то, что мы уже знаем, как истину, это на самом деле истина и она никогда не поменяет свою форму. Вполне может и поменять. И кто знает, к чему еще сможет прийти наш ум, находясь в поиске истин, к каким новым знаниям, новым ответам он нас приведет. Я думаю, это будет очень интересно и несомненно, полезно. Это постоянная тренировка ума и поддержание интереса к жизни. А пока, и те знания, в которых мы можем быть уверенны, как в истинных знаниях, сослужат нам добрую службу. Когда человек находит какую-то истину, он словно заглядывает в инструкцию к этому миру, и он понимает, из каких абсолютных закономерностей этот мир состоит. Вряд ли они достаточно совершенны и предельно точны, чтобы никогда не меняться, вряд ли они не имеют исключений. Но если они неизменны в течение тысяч лет, то, думаю, этого достаточно, чтобы такие истины, воспринимать серьезно и не подвергать их важность сомнению.

Есть в этой жизни вещи, в которых истинные знания особенно ценны. Возьмем того же человека, в качестве примера. Согласитесь, знать истину о нас самих, пожалуй, важнее, чем что-либо еще, что есть в этом мире. А о себе мы не так уж и много истин знаем, чтобы в точности предсказывать свое и чужое поведение в определенных ситуациях, и чтобы знать о тех же закономерностях различных психологических проблем настолько хорошо, чтобы всегда, во всех случаях решать эти проблемы одним и тем же способом. Мало у нас вечных знаний о себе. Одно я вам уже назвал, сказав, что люди склонны ко лжи и об этом всегда надо помнить, проверяя любую информацию, исходящую от людей на достоверность, насколько это возможно, но не доверяя ей слепо. Но этой истины мало, чтобы понимать людей. Об инстинктах я вам тоже сказал, о них обязательно надо знать, чтобы понимать себя и других. Но и их мало для понимания людей. В той же психологии я вам скажу, не получается ко всем людям одни и те же методики применять, при решении их проблем. Для лечения той же депрессии могут потребоваться разные подходы, много разных подходов и их комбинаций.

Кстати, говоря об инстинктах, как об истине, нам важно понимать, что они хоть у всех одинаковые и остаются неизменными на протяжении всей истории человечества, тем не менее, они у всех выражаются по-разному. С одной стороны, мы всегда хотели: есть, пить, спать, вступать в интимные отношения с другими людьми, прежде всего для размножения, а не ради удовольствия, как некоторым кажется. Мы также хотим чувствовать себя защищенными, мы нуждаемся в признании и так далее. К власти человек тоже всегда стремился, потому что инстинкт власти очень сильный. Он проявляется в нашем желании подчинять других людей своей воле, доминировать, командовать всеми, добиваться от людей нужных нам решений. Эта инстинктивная потребность есть во всех. И вообще, инстинктов и связанных с ними потребностей достаточно много. А с другой стороны, люди по-разному их удовлетворяют, в зависимости от своего интеллектуального развития. Скажем, один мужчина аккуратно ухаживает за женщиной, чтобы соблазнить ее, а другой, движимый тем же инстинктом, сразу предлагает вступить ей в интимные отношений, ведет себя грубо и нагло. Разумеется, у каждого из них будут свои успехи в отношениях с женщинами, и они будут разные.

Инстинкты – это истина, но она не все способна объяснить. Очень многое в поведении человека зависит от его интеллекта, жизненного опыта и привычек. Но все равно, от природы мы все нуждаемся в одних и тех же вещах, связанных преимущественно и даже, наверное, только с вопросом нашего выживания. Я имею в виду не каждого из нас в отдельности, говоря о выживании человека, а обо всем нашем виде. Можно сказать, что инстинкт выживания – это базовый инстинкт любого человека. Следовательно, желание людей выжить, будь то выживание личности или еще более базовое желание: выживание, как вида, является истиной. Зная ее, вы можете, к примеру, взывать к человечности, обращаясь за помощью к людям или к отдельно взятому человеку. Не всегда это помогает, но шанс достучаться до базового инстинкта в людях, в человеке, прося их, его о помощи, достаточно велик.

 

Вот когда такие знания, в данном случае знания о человеке, применимые ко всем людям и на все времена, находятся нами, то это означает, что мы нашли истину. Ищите такие истины, ищите то, что люди делали всегда в одних и тех же ситуациях, собирайте эти истины, структурируйте удобным вам образом и потом, на основании этих истин принимайте свои решения. Вы можете быть уверены, практически на сто процентов, что эти решения окажутся верными. Вы не ошибетесь, просчитав последствия своих действий с помощью имеющихся у вас истин. Так вы сможете взять под свой контроль многие процессы в этом мире. Неприятных неожиданностей в вашей жизни станет меньше, а желанных результатов, которых вы достигнете сами, без чьей-либо помощи больше.

«Мудрость жизни» Резюме, обзор PDF

Артура Шопенгауэра

«Мудрость жизни» Артура Шопенгауэра была в вашем списке для чтения? Возьмите ключевые идеи в книге с этим кратким резюме.

Вопрос о том, что на самом деле счастье есть , с незапамятных времен волновал человечество. Ведь это был один из первых вопросов, к которым обратились ранние греческие философы. Они назвали его eudaimonia

, термин, который включает в себя процветание и удачу, а также счастье.

Этот вопрос беспокоил и Артура Шопенгауэра, и в этом эссе он излагает свои мысли по этому поводу. Он пытается как определить, что такое счастье, так и установить, как следует жить, чтобы достичь его. По его словам, это единственный способ обрести мудрость жизни.

В этом кратком изложении «Мудрости жизни» Артура Шопенгауэра это краткое изложение книги также раскрывает

  • , почему вам не следует беспокоиться о том, что думают другие;
  • как раз то, куда вас приведет погоня за славой; и
  • как хотел выглядеть один француз в день казни.

В размышлениях о качествах и природе человеческой жизни нет ничего нового. Но после размышлений следует практическая часть. Как именно вы должны прожить свою жизнь для максимальной пользы и счастья?

Конечно, греческие философы добрались до этого первыми. Аристотель считал, что человеческие благословения можно разделить на три категории: благословения, внешние по отношению к себе, благословения души и благословения тела.

Аристотель был на правильном пути. Есть есть три категории благословений, но они не согласуются с его концепцией о них.

Прежде всего, это личность , или «что есть человек».

Личность — это не только ваш персонаж; он также охватывает ваше здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственное мировоззрение, интеллект и образование.

Эти атрибуты обычно определяются природой, и поэтому они очень важны для управления человеческим счастьем.

Самое главное, внутренняя конституция человека , или «то, из чего он сделан», играет самую большую роль в формировании его благополучия. Только подумайте о здоровье: это аксиома, что здоровый нищий счастливее больного принца.

Излишне говорить, что для Шопенгауэра величайшие удовольствия — это удовольствия ума. Как он выразился, «интеллектуальный человек в полном одиночестве прекрасно развлекается своими мыслями и фантазиями, в то время как никакое количество или разнообразие социальных удовольствий […] не может отогнать скуку от тупицы».

Вторая категория — это свойство , или «то, что есть у человека».

Материальные блага могут удовлетворить настоящие и базовые потребности, но дальше этого вы не продвинетесь. Это никогда не сможет по-настоящему насытить вас или компенсировать отсутствие внутреннего богатства. Счастье приходит откуда-то еще. Вот почему богатые люди, хотя и материально благополучные, не особенно счастливы.

Наконец, есть позиция . Другими словами, как о вас думают другие.

Внутренне богатый человек, в отличие от дурака, мало прислушается к чужому мнению. Она просто будет жить своей жизнью.

Это основное. Теперь давайте рассмотрим каждое благословение более подробно.

Начнем с первой из трех отдельных категорий, составляющих блага жизни: личности. Вы всегда будете носить его с собой, куда бы вы ни пошли и чем бы ни занимались. Поэтому то, кто вы на самом деле , имеет большое значение.

Важнейшей частью личности является здоровье и на него приходится девять десятых счастья. Если вы здоровы, вы, скорее всего, будете получать удовольствие от вещей. Если вы нездоровы, ничто не доставляет удовольствия.

Аристотель очень хорошо выразился, когда сказал: «Жизнь есть движение». То есть, если вы хотите оставаться здоровым, небольшие физические упражнения каждый день будут иметь большое значение.

Более того, ум, постоянно занятый самоанализом, нуждается во внешнем аналоге. Рассмотрим дерево. Время от времени ветер должен немного встряхнуть его, чтобы он мог процветать.

Помимо здоровья, в определении счастья человека важны дары разума.

Знаменитая фраза из Ветхого Завета — «Жизнь дурака хуже смерти» — хорошо обобщает это.

Если вам посчастливилось быть одаренным интеллектуальными способностями, вам следует вести интеллектуальную жизнь. Таким образом, ваш ум будет занят, и вам никогда не придется беспокоиться о скуке.

Богатый и плодовитый ум увидит красоту в обыденности, а глупец зациклится на том, что перед ним. Обратите свое внимание на Гёте или лорда Байрона — плодовитость их ума обеспечила им внутреннее богатство и счастливую самодостаточность.

И наоборот, если ваш разум пуст, вы, скорее всего, будете искать развлечения, развлечения и роскошь, чтобы отогнать скуку.

Шопенгауэр довольно суров. Для него «человек общителен ровно в той степени, в какой он интеллектуально беден и вообще вульгарен».

Мы прочитали десятки других замечательных книг, таких как «Мудрость жизни», и обобщили их идеи в этой статье под названием «Счастье
». Загляните сюда!

Пришло время изучить вторую категорию, свойство или «то, что есть у человека».

Греки снова оказались первыми. Эпикур делил потребности человека на три части. В частности, это имущество, которое насыщает или подавляет определенные чувства.

Во-первых, есть естественных и необходимых потребностей. К ним относятся еда, кров и одежда. Без них нам было бы больно.

Во-вторых, есть естественных, но ненужных потребностей, то есть все, что удовлетворяет чувства. Их может быть трудно удовлетворить.

Наконец, есть откровенных предметов роскоши, которые не являются ни естественными, ни необходимыми. И поскольку они на самом деле не являются потребностями сами по себе, их труднее всего удовлетворить.

Естественно, три категории частично совпадают, потому что мы все разные. Например, то, что один человек считает роскошью, другой может считать естественной, но ненужной потребностью.

Когда мы накормлены, одеты и защищены от непогоды, у всех у нас разные представления о том, что является «необходимым», а что нет. Более того, мы склонны не ожидать большего, чем мы думаем, что можем получить. Например, вы не заметите потери прекрасного пальто, если оно у вас никогда не было. Но если вы привыкли к нарядам, то вас может огорчить их отсутствие.

Это объясняет, почему тот, кто родился с большим состоянием, обычно лучше заботится о нем, чем тот, кто случайно оказался в богатстве. Если вы богаты от рождения, вы будете рассматривать богатство как необходимость, которую вы не можете позволить себе потерять. Но если вы прожили свою жизнь без него, вы не будете беспокоиться о его потере.

Если вам посчастливилось родиться в богатстве — то, что автор называет «благосклонной судьбой», — тогда вы, вероятно, станете свободнее и почувствуете себя более ответственным за свое время. В конечном итоге это приведет к тому, что у вас появится более независимое мышление.

Должность — третья категория жизненных благ. Все дело в том, как вы выглядите в глазах других. Начнем с его первого аспекта, репутации .

Вообще говоря, мы слишком беспокоимся о том, как нас оценивают другие люди. Мы ничем не можем помочь, хотя наше беспокойство совершенно излишне.

История человека по имени Леконт иллюстрирует это. После заговора с целью убийства французского короля, он был приговорен к смертной казни в 1846 году.

На суде его больше беспокоил внешний вид, чем судьба.

Он пожаловался, что не надел свою лучшую одежду перед Верхней палатой. Даже в день казни он был больше обезумел из-за того, что ему не разрешили побриться, чем из-за неминуемой смерти. Вместо того чтобы посвятить себя поиску покоя в последние часы своей жизни, он беспокоился о мнении совершенно незнакомых людей.

Чрезмерное внимание к поведению других людей — глупость, которой подвержены все мы. Мы называем это тщеславием.

Тщеславие — не только нежелательная черта, но и настоящее препятствие на пути к счастью. Мнения других будут отвлекать вас от обретения душевного спокойствия и внутреннего удовлетворения, которые имеют решающее значение для счастливого существования.

Примерно половина жизненных тревог связана с чрезмерным беспокойством по поводу мнения других людей.

Это огромная задача — уменьшить этот естественный импульс и сказать себе не слушать и не думать о мнениях других. Но в тот момент, когда мы увидим, что это такое — полное безумие, — мы станем на один шаг ближе к тому, чтобы избавиться от него.

Привыкнуть к пониманию положения может быть непросто. На самом деле, есть еще два его аспекта, о которых нам действительно нужно поговорить: гордость и ранг .

Гордыня, как и тщеславие, — распространенный недостаток. Это тоже абсурд.

Гордость исходит изнутри, и ее лучше всего рассматривать как «устоявшуюся убежденность в собственной высшей ценности».

Но, конечно, это убеждение вполне может быть неуместным.

Гордыня действует подобно тщеславию. Но в то время как гордость является интернализованным мнением, тщеславие действует внешне по отношению к себе.

Тщеславие любит похвалу, а тщеславный человек обретает чувство собственного достоинства, только завоевывая хорошее мнение других.

Напротив, гордый человек имеет необоснованно завышенное мнение о себе независимо от того, что думают другие.

Самая низменная и непродуктивная форма гордости — национальная гордость. Если вы вынуждены прославлять свою страну, у вас, вероятно, мало собственных замечательных качеств. Трубить о превосходстве своей нации в лучшем случае глупо, и делают это только люди, компенсирующие собственную неполноценность. Ведь не каждый народ может быть выше всех остальных, хотя бы каждый хотел, чтобы вы верили в свое превосходство!

Теперь давайте посмотрим на социальный статус, который так же плох, как и гордость.

Звание — оружие государства. Он ложно информирует мнение людей в целом и удерживает их на месте. Таким образом, институт звания экономит государству много денег. Это означает, например, что государственные служащие получают намного меньше положенного им денежного довольствия, потому что они якобы также «компенсируются» рангом.

Ранг на самом деле мошенничество, потому что его значение зависит от произвольной, искусственной условности. Вы должны уважать человека за то, кто он есть, а не за его теоретический ранг.

Нам всем хотелось бы считать себя полезными членами общества. В самом деле, если бы какой-нибудь невежливый назойливый человек подошел к вам и сказал, что вы бесполезны, вы, вероятно, почувствовали бы, что ваша честь подверглась нападению.

Есть две стороны, которые нужно уважать: одна объективна; другой, субъективный.

Объективная честь — это мнение других о вашей ценности. И наоборот, субъективная честь — это ваша собственная самооценка.

Как вы, несомненно, знаете, общество склонно судить о людях в зависимости от того, насколько они полезны для общества. Мнение человека о самом себе имеет очень мало значения. Поэтому нас учат сосредотачиваться на мнении других и, таким образом, отдавать предпочтение объективной чести, а не субъективной чести.

Помимо двух только что упомянутых категорий чести, есть еще четыре подкатегории чести.

Первый гражданская честь . Гражданская честь применима повсеместно. Идея состоит в том, что мы должны безоговорочно уважать права других людей. Короче говоря, гражданская честь делает возможным справедливое, законное и мирное социальное сосуществование.

Тогда есть официальная честь . Это связано с людьми на государственной службе, такими как врачи, юристы, учителя или солдаты.

В частности, это представление о том, что люди на государственной службе должны подходить для этой работы. Если принято считать, что человек, занимающий должность, действительно подходит для этой должности и способен справляться со своими обязанностями, то этот человек имеет официальную честь.

В-третьих, есть сексуальной чести. Это зависит от разделения полов. Женская честь диктует, что женщина отдается мужчине только в браке. С другой стороны, мужская честь требует, чтобы он заботился о самом браке.

Наконец, есть рыцарская честь , которая зависит от высказанного мнения.

Например, если кто-то хвалит вас, то ваша рыцарская честь остается нетронутой. Однако, если кто-то оскорбит вас, ваша честь получит удар, и вы должны восстановить его, либо с помощью насилия, либо заставив обидчика отказаться от оскорбления.

Последний пример с честью демонстрирует фундаментальную проблему. Хотя может показаться, что это имеет некоторую пользу для общества в целом, это всего лишь элемент примитивной человеческой природы и ничего не делает для счастья.

У чести есть близнец: слава . Но, подобно знаменитым близнецам римской мифологии Кастору и Поллуксу, которые были соответственно бессмертны и смертны, слава и честь имеют совершенно разные отношения со временем. Честь эфемерна, всего лишь мелочь. Слава бессмертна и вечна.

Суть настоящей славы в том, что для этого нужно работать. В отличие от чести, славу нужно завоевывать.

Есть много меньших форм славы, но настоящая слава подобна дубу. Растет медленно, но с каждым годом набирает силу. Меньшая слава — всего лишь грибок. Вспыхивает за одну ночь, расцветает, а потом исчезает так же быстро, как и появилась.

Слава также предшествует человеку, к которому она привязана. Нам не нужно встречаться со знаменитостями, чтобы знать о них.

Отличительной чертой славы является то, что она заработана благодаря заслугам. Честь приходит быстро, но и легко теряется. Нельзя просто так заслужить славу. Это требует реальных усилий. Но, однажды приобретенное, оно прилипает. Или, как выразился Шопенгауэр: «Слава — это то, что нужно завоевать; честь, только то, что не должно быть потеряно».

Что интересно в настоящей славе, так это то, что она почти не связана с реальными достижениями.

Скорее, это скорее эхо или отражение великой личности.

Это критическая точка. Поэтому не сама слава делает вас счастливым. Наоборот, это основные достоинства, которые делают вас счастливыми. Слава — это всего лишь выражение этих более глубоких личных качеств.

Точно так же люди будут восхищаться вами не только из-за вашей славы, но и из-за тех качеств, которые сделали вас знаменитым.

Не беспокойтесь, если вы никогда не добьетесь славы. Вы по-прежнему обладаете качествами, которые могут способствовать вашему счастью. Кроме того, если чья-то главная цель — просто добиться славы, то в нем действительно не так много того, чем можно восхищаться.

Так что сосредоточься на своей внутренней жизни. Если у вас есть здравые интеллектуальные способности, вы должны работать как можно больше, чтобы превзойти невежественные массы. И если вы были одарены высшими умственными способностями, то ваши занятия могут дать больший дар и поставить вас в ряд поэтов или философов.

Ключевое сообщение этой книги:

Есть три аспекта счастья: личность, собственность и положение. Личность, или то, что содержится в нас самих и что доставляет нам безмятежные удовольствия ума, является самым важным из трех. Имущество имеет меньшее значение. Он определяет, сколько счастья мы ожидаем в жизни, и может даже дать нам некоторую степень свободы. Положение или то, как нас видят другие, мешает счастью. Он придает слишком большое значение мнению других. Также глупо беспокоиться об этом.

Предлагаемое дальнейшее чтение: Найдите больше замечательных идей, подобных тем, которые содержатся в этом резюме в этой статье, которую мы написали о счастье

Мудрость жизни Артура Шопенгауэра – Кроличья нора

Категории

Книги

Артур Шопенгауэр

Резюме

Шопенгауэр учит нас искусству упорядочивать свою жизнь, чтобы получить максимальное удовольствие и удовлетворение

«Кроличья нора» написана Бласом Моросом. Чтобы поддержать, подпишитесь на рассылку новостей, станьте покровителем и/или присоединитесь к The Latticework. Оригинальный дизайн Тило Конзока.

Ключевые выводы

  1. Мудрые всех времен говорили одно и то же, а глупцы делали одно и то же

  2. Первый и самый существенный фактор нашего счастья — это наша личность, то, что мы есть, ибо она всегда с нами и формирует все вокруг нас и все, что с нами происходит.

  3. Счастье человека можно сложить в три лота:

    1. Какие они — их личности, что им даровано природой

      1. Неоспоримо, что прочное счастье и удовлетворение исходят из первого ведра, из их внутренней конституции. Внешние обстоятельства имеют относительно небольшое значение, потому что они формируются нашим опытом, мыслями и идеями, которые формируют внешние факторы и влияют на то, как мы на них реагируем. Именно то, что мы есть, а не то, что у нас есть, ведет к прочному счастью

    2. Что у них есть

      1. Чрезмерное материальное богатство мало что делает для счастья, но мы должны быть в состоянии удовлетворить свои потребности, иначе у нас не будет роскоши времени и пространства, чтобы сосредоточиться на себе и на том, что делает нас по-настоящему счастливыми.

      2. Чрезмерное богатство приводит к такому количеству непреднамеренных отвлечений, что вы не можете сосредоточиться на том, что действительно важно для вас.

      3. Сосредоточьтесь на приобретении культуры и получении знаний, а не на материальном богатстве

    3. Уважение других.

  4. Красота

    1. Дар красоты — это не тот дар, от которого следует легкомысленно отказаться, это приглашение другим полюбить нас, и его следует использовать соответствующим образом

  5. Здоровье

    1. Здоровье – основа счастья

    2. Здоровье определяет счастье больше, чем любой другой фактор.

    3. Здоровый дух в здоровом теле — это основа всякого счастья, без которой очень трудно, если не невозможно, быть счастливым.

    4. Для крепкого здоровья избегайте излишеств и регулярно занимайтесь физическими упражнениями — даже деревья должны качаться ветром, чтобы процветать.

    5. Поэтому любое действие, которое лишает нас здоровья, является плохим решением, так как 9/10 нашего счастья зависит от здоровья

  6. Скука

    1. Чем больше человек в своем богатстве или знаниях, тем менее он подвержен скуке, расточительности и другим порокам.

    2. Мудрый человек стремится к жизни, свободной от боли и неприятностей, и ищет отдыха и покоя. Чем менее мудр человек, тем более он склонен скучать, ибо, когда ему нечего делать, его интеллект не включается и он теряет интерес ко всему окружающему.

    3. Со временем, досугом и интеллектом истина становится ясной

  7. Быть самодостаточным

    1. Счастье в том, чтобы быть самодостаточным, вот почему мудрый человек нуждается в небольшой внешней стимуляции и в среднем меньше общается, чем нормальный человек

  8. Лучше всего учиться на крайних примерах, потому что они дают нам увеличенный взгляд на нашу собственную природу

  9. Человек никогда не чувствует боли из-за того, что не получил того, о чем никогда не просил

  10. То, что стоит делать, трудно сделать

  11. Звание, честь и гордость связаны с тем, что другие считают полезным, а не с тем, что вы хотите делать, или с тем, что вы считаете полезным, или с тем, как вы лучше всего проводите свое время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *