Ты точно этого не знала смотри и учись: Стивен Пинкер — о том, как мир становится безопаснее
Стивен Пинкер — о том, как мир становится безопаснее
На русском языке выходит «Лучшее в нас» — книга канадского нейропсихолога Стивена Пинкера о том, почему, вопреки нашим ощущениям, мир от века к веку становится все более безопасным местом, а насилия в нем все меньше. Егор Михайлов поговорил с ученым о его идеях и о том, какие уроки мы можем извлечь из безумного 2020 года.
— Чтобы узнать, что мир становится безопаснее, нужно прочитать 800 страниц, а чтобы узнать, что мы все умрем, — пару абзацев на любом новостном сайте, что гораздо проще. Я полагаю, вы были бы не против, чтобы эту книгу прочитало как можно больше людей, — так почему же она такая большая?
— На то есть ряд причин. Во-первых, люди ужасно недоверчиво относятся к предположению о том, что уровень насилия снизился, — именно по тем причинам, о которых вы упомянули: потому что газеты говорят иное. Мне приходится объяснять, почему это действительно так, несмотря на то, что мы — как нам кажется — видим своими глазами. Я должен был рассказать, почему новости вводят нас в заблуждение, почему нам надо изучать данные, откуда эти данные берутся, почему им стоит доверять. Это первая причина.
Во-вторых, я заметил, что [в истории человечества] было не одно снижение уровня насилия, а по крайней мере шестьПинкер выделяет переход первобытных сообществ к первым земледельческим цивилизациям; объединение мелких феодальных владений в крупные королевства с централизованной властью; гуманитарную революцию европейского Просвещения; резкое снижение количества войн после Второй мировой войны; снижение числа других организованных столкновений и принятие Всеобщей декларации прав человека.. Стало меньше войн между странами, стало меньше гражданских войн и геноцидов, меньше убийств и преступлений, реже применяются жестокие виды наказания и пытки, люди реже бьют детей — много чего стало меньше. И поскольку я хотел писать книгу не только об одном из этих факторов, а о феномене снижения уровня насилия вообще, мне пришлось разбираться с каждым из этих исторических изменений.
А третья причина в том, что я не верю в магию. Я не думаю, что насилие снижается само по себе.
Я психолог, меня интересует, какие аспекты человеческой природы делают нас жестокими — и что заставляет нас воздерживаться от насилия?
Поэтому в книге есть глава о системах мозга, которые делают нас жестокими, и глава о системах, подавляющих насилие. Если сложить все вместе — получится большая книга.
— В разговоре со Стивеном Фраем вы назвали знаменитую теориюВ книге «Фрикономика» экономист Стивен Левитт утверждает, что легализация абортов в США в 1973 году привела к снижению числа нежеланных детей — и, как следствие, к резкому снижению преступности в начале 1990-х о связи падения уровня преступности с предшествовавшей ему легализацией абортов «слишком милой, чтобы быть правдивой», а в книге объясняете, почему именно эта теория, скорее всего, ошибочна.
— Справедливости ради, экономист Стивен Левитт, который сформулировал эту теорию, рассказал мне, что у него появились новые данные, которые, по его словам, могут говорить в пользу того, что легализация абортов может привести к снижению преступности в более поздний период. Я все еще не убежден, но должен об этом упомянуть.
Общая причина в том, что все удивительные, маловероятные, неинтуитивные теории не обязательно неверны, но несут более серьезное бремя доказывания, чтобы мы могли принять их правоту. Это подход к науке, который иногда называют байесовским. Он назван в честь преподобного Томаса Байеса, который установил правила для того, когда мы можем позволять доказательствам менять наши убеждения. Если утверждение само по себе маловероятно, нужно куда больше доказательств, чтобы я в него поверил.
А в этом конкретном случае — социологи знают, что большие социальные изменения очень трудно объяснить. В этом случае Левитт пытался объяснить — как и я пытаюсь — тот факт, что начиная с 1992 года количество убийств в Америке упало примерно вдвое всего за восемь лет. Никто этого не предвидел — но это случилось. У социальных изменений обычно есть много причин, которые часто очень трудно определить, и мысль о том, что такие огромные перемены будут вызваны настолько отдаленными причинами, не то чтобы абсолютно невероятна — но не очень вероятна.
И, опять же, справедливости ради, Стивен Левитт утверждал, что легализация абортов была только одной из четырех главных причин снижения уровня преступности — так что он определенно не наивен в этом вопросе.
— Уильям Гибсон однажды сказал: «Будущее уже здесь — просто оно не очень равномерно распределено». Полагаю, то же самое можно сказать и о тенденциях, которые вы описываете. Это может привести к неприятным последствиям: общество, в котором уровень насилия снижается, становится безопаснее, но и уязвимее. Печальный пример «Шарли Эбдо», когда сталкиваются два мира: тот, в котором свобода слова — неотъемлемое право и добродетель, и тот, в котором «неправильные» слова могут и будут караться смертью.
— Я не думаю, что один вид насилия всегда уравновешивается другим; что в мире присутствует постоянно количества насилия, и если сдавите шарик в одном месте, то он надуется в другом. Так это не работает. Но, конечно, многие тенденции, о которых я пишу, неравномерны, это правда. В частности, уважение к правам человека; философия, называемая гуманизмом, не нашла в исламском мире такого же распространения, как в других частях вроде Восточной Азии или Западной Европы. В моей следующей книге «Просвещение продолжается», которую, кажется, издадут на русском в будущем году, я говорю, что
Западная Европа лидирует, за ней следуют Северная Америка и Центральная Европа, затем Восточная Европа, а Субсахарская Африка и исламский мир позади. Но интересно, что в каждом регионе все эти тенденции стремятся вверх, а
В целом по всему миру наблюдается тренд к либерализации общества — но неравномерный: скажем, когда речь идет о гендерном равенстве или признании прав гомосексуалов.
— Вы в книге ссылаетесь на сотни источников и экспериментов; но книге девять лет, и не все научные источники остаются заслуживающими доверия вечно — так работает наука.
— Именно.
— К примеру, пару лет назад, насколько я знаю, ученые не смогли воспроизвести «тест маршмеллоу»Тест маршмеллоусерия исследований отсроченного удовольствия, в ходе которой детям предлагали выбор между одной сладостью сейчас и двумя, если они смогут подождать 15 минут. В последующих исследованиях ученые якобы обнаружили, что у более терпеливых детей, как правило, жизнь складывалась более благополучно, на который вы ссылаетесь, говоря о самоконтроле, поставив достоверность эксперимента под вопрос.
— Ну, зависит от того, насколько эти исследования будут невоспроизводимы. В случае с «тестом маршмеллоу» им не удалось достоверно воспроизвести вывод о том, что дети, которые дожидались второго маршмеллоу, вырастая, больше зарабатывали, реже злоупотребляли наркотиками и дольше учились. Но общий феномен того, что у разных людей разный уровень самоконтроля и что самоконтроль приводит к лучшим результатам в жизни, все же подтверждается многими исследованиями.
Я думаю, что всегда важно полагаться на корпус работ, а не на отдельные исследования. Но вы правы: если любое из этих исследований не удается повторить, мне приходится корректировать свои объяснения. В общем и целом я считаю, что научным журналистам стоит фокусироваться не на отдельных исследованиях, а на обзорах литературы и метаанализе. Это не так увлекательно и скучнее на вид, но зато достовернее.
— Не мне вам рассказывать, что скучные новости не очень хорошо работают.
— (Смеется.) Ну, с точки зрения журналистов — да. Но вы верно указали на проблему. Многие революционные изменения не принимают форму захватывающих новостей, происходящих в определенный день. О них, как правило, не пишут на новостных сайтах, и люди просто не в курсе того, как меняется мир — постепенно, на несколько процентных пунктов в год, но эффект накапливается. Если это не случается однажды в октябрьский четверг, никто об этом не знает. И это один из главных источников недоверия к людям, которые говорят о снижении насилия. Потому что в первую очередь я говорю о том, что не случается.
Вы никогда не увидите заголовка «В Чечне сегодня нет войны», или «На войне погибло на 10% меньше людей, чем в прошлом году». Но именно эти тенденции постепенно меняют мир.
— Вас неоднократно критиковали за ваши позиции по поводу политической корректности и ряда других вопросов. Вы сожалеете о чем‑то, что говорили в последние годы?
— Даже не знаю. Как вы заметили, научное понимание постоянно меняется, так что мне приходится пересматривать взгляды, когда я понимаю, что ошибался. Но я не жалею ни об одном своем публичном заявлении.
— А вообще часто ли вы обнаруживаете, что ошибаетесь, и легко ли признаете ошибки?
— Поскольку я живой человек — не так легко, как стоило бы. Я знаю, что любой честный интеллектуал должен это делать, и стараюсь. Но я являюсь частью критического сообщества, в котором, если я говорю что‑то, меня могут атаковать, именно потому, что, как бы я ни старался, я, вероятно, не преуспею в этом в достаточной степени.
— Можете вспомнить, когда в последние годы вы понимали и признавали, что были серьезно неправы?
— Не помню, говорил ли я об этом публично, но я думал, что у Дональда Трампа нет ни единого шанса на избрание или даже на выдвижение в 2016 году. Пожалуй, я переоценил степень распространения гуманистических ценностей просвещения по всему миру. Это был большой шаг назад. Честно говоря, если бы вы спросили меня тогда, ожидаю ли я, что это произойдет, я бы сказал «нет». Многое из того, о чем говорил Дональд Трамп, — я думал, что мы это уже переросли, что ни один лидер не может одобрять эти позиции. В этом я определенно ошибался.
— Ну не вы одни, это уж точно (смеются). Хочу спросить об одном из самых противоречивых ваших взглядов: вас нередко критикуют, когда вы говорите о разнице между психологией и поведением мужчин и женщин. Многие считают, что это сексизм: вы, я полагаю, с такой трактовкой не согласны?
— О да.
В первую очередь правда не может быть сексистской. Правда — это правда.
И еще я думаю, что причина расширения прав женщин — которое я всеми силами поддерживаю — не имеет ничего общего с верой в то, что мужчины и женщины идентичны. На самом деле довольно оскорбительно по отношению к женщинам утверждать, что, если не мерять их в соответствии с мужскими стандартами, то они не заслуживают прав и власти. Наоборот, я считаю, что между мужчинами и женщинами в среднем есть различия, не всегда лестные для мужчин. Независимо от этого, существование статистических различий никогда не должно являться поводом для дискриминации. И я думаю, что было бы разумно, если бы женское движение отделяло моральные и политические идеалы равенства от эмпирического утверждения, будто мужчины и женщины идентичны.
— Ну, равенство не равно идентичности.
— Именно так, равенство — не идентичность; справедливость — не одинаковость, как я люблю говорить.
— Поправьте меня, если я не прав, но вы, кажется, весьма критично относитесь к движениям за социальную справедливость.
— Я не критикую идею социальной справедливости. Но меня беспокоит, что [активисты и активистки] — особенно в последние полгода — взяли на вооружение радикальную академическую философию, так называемую критическую теорию, которая игнорирует данные и понимание причин различий. Тот факт, что одна группа отличается от другой по своим средним чертам, не может [автоматически] приниматься за доказательство того, что она является жертвой дискриминации и предрассудков. Она может ей быть, но мы знаем, что культура может различаться, в случае мужчин и женщин есть биологические различия — и ошибочно интерпретировать любое расхождение двух групп как отдельную форму несправедливости.
Это не значит, что несправедливости не существует — очевидно, что существует.
Но чтобы понять общество, мы должны уметь отличать реальное угнетение, нетерпимость, дискриминацию от общих различий.
Я также думаю, что стремление к равенству всех групп может быть опасно, поскольку социальные группы неизбежно будут отличаться друг от друга. Если мы будем настаивать на пропорциональной репрезентации, это значит, скажем, что нам нужно уменьшать
«Разберитесь, что у вас там творится». Почему родители выступают против дистанта и что говорят чиновники
На днях родители, и без того уставшие от учебы детей в онлайне, забеспокоились с новой силой: стало известно, что в Думе к первому чтению готовится законопроект, регулирующий статус дистанционного образования. Многие восприняли инициативу как путь ликвидировать очное обучение в школах в принципе. Вместе с чиновниками, врачами и представителями родительской общественности мы разобрались, что происходит на самом деле. И есть ли вообще смысл в дистанционке.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Что случилось?
Разработка законопроекта, регламентирующего онлайн-образование, на самом деле началась весной: группа сенаторов выступила с этой инициативой еще в мае. Тогда школы уже почти месяц работали в удаленном режиме — негативные отзывы родителей, учителей и детей успели накопиться.
На сайте Change.org примерно в то же время появилась петиция «Не допустить законодательного утверждения дистанционного образования в Российской Федерации». Сейчас под ней уже более 215 тысяч подписей, и это число стремительно растет (как растет и число подобных петиций, общий смысл которых — недопущение перехода школ в онлайн-режим).
В тексте петиции авторы подчеркивают: «Дистанционное образование вредит не только здоровью учащихся и учителей, но и не дает усвоить материал, не дает полного понятия предмета. Какие бы платформы ни были разработаны, какие бы видеоконференции ни были использованы, ничто не может заменить очного общения учителя и учащихся».
Параллельно через чаты стали распространять открытое письмо «Против цифровизации образования в РФ»: «На сегодняшний день мы имеем дело с беспрецедентным экспериментом по уничтожению российского образования, сметающим все медицинские и образовательные ГОСТы, экспериментом, априори направленным на дебилизацию нации и подрыв обороноспособности страны, уничтожение педагогов и учителей как класса, экспериментом, направленным на претворение в жизнь идеи его основателя о безликой массе, не обладающей даже возможностью анализировать происходящие в стране и мире события, а тем более участвовать в них».
Сейчас беспокойство родителей только усилилось. Новость о том, что законопроект о дистанционном образовании готовят к первому чтению в Думе, утвердила их в мысли: скоро дистанционное образование будет законодательно уравнено с очным.
Чиновники при этом утверждают — законопроект не призван уничтожить очное образование. Он нужен лишь для того, чтобы упорядочить процессы.
Чтобы разобраться с претензиями родителей, прокомментировать слухи и составить новые прогнозы по ситуации со школами, 13 ноября в Общественной палате Москвы состоялся круглый стол «Дистанционное образование в период коронавируса». Помимо чиновников, среди спикеров присутствовали врачи — они тоже заявили о необходимости учиться дистанционно, чтобы ситуация с коронавирусной инфекцией не ухудшилась.
«Мы прекрасно понимаем, что дети являются «немыми» переносчиками инфекции, поэтому мы можем видеть рост во время второй волны пандемии. Она сопровождается увеличением летальных исходов.
В конце апреля и мая у нас тоже был пик — конечно, не такой, какой мы сейчас видим. Но именно ограничительные меры тогда вывели с этого пика. При этом честно хочу сказать, что в больнице тоже работают живые люди и те 6 месяцев нагрузки и то, что происходит сейчас, дается им непросто.
У меня есть ребенок, она заканчивает школу, находится на дистанционном обучении, и ей тоже очень не нравится система. Эти негативные высказывания о том, что детей перевели на дистанционное образование, качество образования снижается, усложняются внутрисемейные отношения, понятны. Но давайте посмотрим на другую сторону: 1000 пациентов с диагнозом COVID в Коммунарке, 200 из них в реанимации, большая часть на ИВЛ со всеми рисками.
При этом важное наблюдение: количество больных снизилось с 1023 до 957 за сегодняшний день. Как видите, принятые меры работают, нужно только набраться сил и терпения».
Денис Проценко, главный врач городской клинической больницы № 40
На круглом столе пресс-секретарь общественного движения «Родители Москвы» Инна Гориславцева поделилась жалобами на дистанционное образование — их сформулировала родительская общественность, та ее часть, которая категорически против дистанта (в телеграм-канале активистов сейчас около 20 тысяч человек). На претензии ответили председатель Комиссии по образованию и науке ОПМ Мария Лазутова, руководитель столичного Роспотребнадзора Елена Андреева и заместитель руководителя Департамента образования и науки Антон Молев.
О проблемах со здоровьем детей на дистанте
Инна Гориславцева:
За период использования цифровых платформ для организации образовательного процесса наши дети уже не мифически, а фактически утратили часть своего здоровья, притом что они сейчас реально живы, здоровы, мы знаем, что смертей от COVID среди них нет. Наши родители пошли валом к офтальмологам, потому что у детей тотально падает зрение: после длительного просмотра обучающих программ, после того как они садятся выполнять домашние задания, глаза у них становятся красными, как у кроликов. Наши дети жалуются на депрессию, на головную боль, на плохой сон. У многих детей тахикардия.
Давайте расскажу на собственном примере. У меня дочь-хорошистка, прекрасно учится, здоровая, у нее нормальная здоровая психика.
В какой-то из дней дочь подошла ко мне, начала плакать и говорить, что постоянное присутствие в онлайне ее так вымотало, что она готова покончить с собой
Я сейчас сказала страшные вещи. Конечно же, я как мать нашла слова, чтобы отвратить ребенка от этих действий. И первое, что я сказала: «Наплюй, прекрати заниматься, если ты так устала». Но таким образом я подрываю ее стремление учиться в принципе, она расхолаживается. И я, поверьте, не одинока в своих словах, я привела только свой личный пример, но у нас много таких родителей, которые стали жаловаться на аналогичные суицидальные намерения у своих детей в закрытых домашних пространствах.
С одной стороны, мы бережем наших детей от ковида, бережем жизни наших учителей, бережем наших бабушек и дедушек. Но, с другой стороны, мы калечим будущее нашего поколения конкретными действиями. Поэтому врачи должны взвешенно оценить ситуацию — не только связанную с коронавирусом, но и с долгосрочными последствиями касательно здоровья наших детей. Все, о чем я сейчас сказала: падение зрения, развитие плоскостопия, заболеваний позвоночника, — должно быть принято к сведению.
Давайте посмотрим правде в глаза: когда у нас появляется случай гепатита, для него есть установленный карантинный срок. И в этой ситуации все родители прекрасно понимают, что по окончании назначенного срока карантина дети вернутся к очной форме обучения. И мы готовы терпеть — заболел ребенок, мы идем все вместе на карантин и спокойно сидим ждем. Конкретный класс будет закрыт, при необходимости конкретная школа будет закрыта. Но когда закрывается один отдельно взятый ребенок в одном отдельно взятом классе на карантин, не закрывается весь город. В данном же случае весь город закрыт конкретно из-за наших детей.
Есть дети 6–11-х классов, которые сидят дома. А параллельно есть дети начальной школы, которые ходят в школу, плюс есть дети, которые учатся в колледжах.
Получается абсолютно казуистичная ситуация, когда средний ребенок сидит дома на дистанционном, младший продолжает ходить в школу, а старший — в колледж
Где в этом случае санитарно-эпидемиологические меры, которые должны уберечь семью от инфицирования? Параллельно с этим мама с папой продолжают ходить на работу, прекрасно инфицируются в транспорте, прекрасно инфицируются в магазинах и приносят эту заразу домой. В данном случае именно эта нелогичность предпринятых мер, их комплексность говорят нам о чем? О том, что мы не понимаем, когда закончится этот карантинный период.
Слушайте, ну если стоит задача сберечь здоровье всех, давайте примем какие-то серьезные комплексные меры, только оценивая в том числе перспективы, связанные с утратой когнитивных функций наших детей, зрительных функций; учтем, что заниматься физкультурой в течение этого длительного периода карантина они будут максимум дома на коврике. А потом этим детям идти в армию. А в армию идти будет некому, потому что наши мальчики будут слепыми, как кроты; с какими-то другими дисфункциональными расстройствами.
Антон Молев, заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы:
Зачем мы заперли одних детей, но при этом позволяем ходить в школу ребятам начального образования с 1-го по 5-й? По понятным причинам. В том числе из-за интересов родителей. Совершенно очевидно, что мальчика или девочку семи лет оставить дома одного нереально. А вот ребенка двенадцати лет уже можно оставить.
Понятно, что грань зачастую бывает зыбкой. Но повторяю: это непростые решения. Когда мы понимали, что последствия могут быть крайне тяжелыми для здоровья и жизни людей, мы шли на то, чтобы перевести на дистанционное хотя бы ребят с 6-го по 11-й класс.
Мы понимали, что если закроем начальную школу и 5-е классы, то остановим город наполовину и вас, родители, оставим сидеть по домам
Мы половину ребят оставили дома, и это значит, что при понятном возмущении учителей и родителей мы все-таки реализовывали то, что задумали в самом начале учебного года, — изменили маршруты детей в школах, снизили возможность контактировать с другими. Приходилось передислоцировать раздевалки, придумывать, чтобы дети в разное время приходили и на завтраки, и на обеды, чтобы минимизировать контакты. Тогда это нужно было делать при стопроцентной наполняемости школ. Сейчас школы обладают тем ресурсом, который помогает максимально дистанцироваться с 1-го по 5-й класс.
Дошкольное образование — другое дело. И объемы контактов там меньше, да и организация жизни такова, что дети из разных дошкольных групп почти не контактируют друг с другом. Они фактически уже находятся на условном карантине.
Елена Андреева, руководитель Роспотребнадзора Москвы:
Коронавирус, как и все другие вирусные инфекции, активизируется в определённый сезон. В марте вирусные инфекции, как правило, отступают, и поэтому доминирующий коронавирус тогда тоже отступил, и мы ушли на плато. Осенью же все вирусные инфекции: аденовирусные, риновирусные и вирусы гриппа, коронавирус, — нарастают. И количество заболевших детей тоже растет, только темпы другие.
Да, дополнительное образование мы сегодня исключаем, чтобы все-таки лишить людей возможности лишний раз контактировать друг с другом. Это временная мера. Родители, услышьте нас! Если мы закрываем детей в школах изолированно, но при этом они могут пойти и коммуницировать с другими людьми на дополнительных занятиях, то, значит, этот блок тоже нужно выключить из общения. Сегодняшняя изоляция временная, ограниченная для многих возрастов. Если мы с вами ее выдержим, это позволит удержать заболеваемость на тех цифрах, которые есть сегодня, не превысить пиковые майские значения. Поверьте, когда мы будем выводить из ограничений разные группы и возвращать допобразование и детей в очную форму, то мы это будем делать с особой радостью.
О несовершенствах образовательной платформы
Инна Гориславцева:
Существующие нормы СанПиН жестко регулируют время, которое дети могут проводить за мониторами. Платформа МЭШ принуждает присутствовать на уроках по 6 и 7 часов за мониторами. А после этого начинаются домашние задания — тоже в электронном виде.
Никто в настоящий момент не отследил нормативное время на выполнение подобных домашних зданий. Я сама свидетель того, что моему ребенку задают задания по истории, по обществознанию, по литературе: «Подготовьте презентацию на 8–10 слайдов в Power Point». Но сколько времени нужно для того, чтобы нарисовать хотя бы один слайд в этой программе? Так вот я вам скажу. По одному отдельно взятому предмету подобные задания отнимают у нас около часа, иногда полтора. Один из тестов мы вдвоем с дочерью делали 2,5 часа. Мы потратили на него половину субботы. Вместо того чтобы хоть немного погулять, ребенок сидел за компьютером. Как при такой длительной нагрузке сохранить зрение? За месяц у моего ребенка оно снизилось на 1,5 диоптрии.
У меня простой вопрос: я считаю, что все тестовые материалы, которые выкладываются на МЭШ, должны пройти жесткую проверку на предмет соответствия времени, которое отводится на их выполнение, если мы вынуждаем детей делать это через мониторы дистанционно.
И таких примеров, когда дети жалуются на головные боли, на физическую усталость, на нехватку времени, очень много
Второй момент про качество дистанционки. Да, наверное, мы стараемся сберечь здоровье наших детей — физическое, но давайте поговорим о здоровье духовном. Потому что на самом деле качество материалов, которыми эта платформа заполнена, сильно страдает. У нас есть куча нареканий со стороны родителей. Есть фактические, фактологические ошибки. Есть несуразности, когда картинки про древних славян, а на иллюстрациях японцы.
Нам весной сказали, что уроки в зуме — это плохо, потому что он не защищен. И именно по этой причине была осуществлена доработка, для того чтобы дети подключились к системной работе через Teams, который интегрирован в МЭШ. Давайте посмотрим, избавило ли это нас от сложностей.
Сегодняшний день показателен. Из семи уроков сегодняшнего дня мой ребенок не смог подключиться к трем
Это значит, что я должна взять учебник, по которому дети учатся, и пройти с ребенком соответствующие темы, помочь их разобрать. Но я не могу это сделать, потому что тесты на МЭШе никак не корреспондируются с учебником. Если ребенок не присутствовал на уроке в связи с техническим сбоем, то решить он их не сможет. Из чего я делаю вывод, что многие эти тестовые материалы в достаточной степени не соответствуют требованиям ФГОС и тем учебникам, которые рекомендованы в школах.
Антон Молев:
Мы усовершенствовали систему весной, когда стало понятно, что обращений стало много, разработали кнопку обратной связи. Любой пользователь вправе направить информацию о том, что столкнулся с проблемой в материалах портала. Но мне просто как чиновнику друзья шлют скрины с сообщениями: «Ну разберитесь, посмотрите, что у вас там творится». Я их автоматически направляю коллегам, мы убираем эти недочеты. Мы открыты к диалогу и рады, когда родители приходят к нам с конструктивной позицией.
О приравнивании дистанционки к очной форме законодательно
Инна Гориславцева:
Скажите, пожалуйста, вот вы взрослые люди, все иногда смотрите телевизор. Сколько времени вам надо для принятия решения, чтобы переключить неинтересную для вас программу, когда в руках есть пульт? Через сколько секунд вы
«Не позорь меня»: слова родителей, которые калечат детей. — Мудрость жизни
Мы хотим, чтобы наши дети всегда были здоровы и счастливы. А потому внимательно относимся к их окружению, а также к тому, что они могут услышать и увидеть в школе или на экране компьютера.
Однако мы не всегда задумываемся о том, что сами можем глубоко ранить ребенка случайной фразой, брошенной во время ссоры.
Семейный психолог Светлана Меркулова считает, что всего одно предложение может сильно подействовать на психику маленького человека и превратить его в будущем в закомплексованного взрослого. Поэтому в общении со своим чадом следует тщательно выбирать слова, а о некоторых выражениях мамам и папам лучше навсегда забыть вовсе.
«Я в твоем возрасте училась на «отлично»
С рождения и до 6 лет мама и папа для ребенка – это практически боги, которые знают все. Они формируют отношение малыша к миру и к себе лично. Конкретно в этой фразе можно увидеть конкуренцию родителя с ребенком, он как бы говорит своему чаду: «Ты до меня никогда не дотянешься! Как бы ты ни старался, я лучше тебя». Дети, выросшие с такой установкой, как правило, всю жизнь доказывают семье, что они хорошие. Конечно, говоря подобные вещи, вы действительно стимулируете нарциссическую часть психики ребенка, что провоцирует его достигать определенных целей.
Но беда в том, что в итоге человек добивается чего-то не для себя, а для мамы с папой, чтобы они наконец-то увидели, что он достоин их. Вырастая, такие дети никогда не радуются своим успехам, радость приходит только в том случае, если родитель признает их достижения, но он вряд ли это сделает.«Ты моя курочка, обезьянка, поросеночек»
Как только не называют своих детей любящие родители. Все это приводит к обезличиванию ребенка, его как бы нет, а есть какая-то игрушка, с которой можно делать все, что душе угодно. В начале своей жизни ваш сын или дочь любое сказанное слово будут воспринимать некритично, они будут доверять вам. Скажете ребенку, что он дурак, вместо «тебе нужна помощь, давай я объясню», и ребенок примет это. Приведу пример: мама в воспитательном порыве сказала сыну, что он трус. В итоге при знакомстве мальчик представлялся так: «Меня зовут Ваня Иванов, я трус». Когда вы слышите подобное – это должно быть стимулом, чтобы подумать над тем, как вы общаетесь с собственным чадом. Имя человека – это его презентация миру. В некоторых семьях получается, что оно задвигается и придумывается масса веселых названий для ребенка, а зря! Имя всегда должно быть на первом плане, это то, как человек будет впоследствии ощущать себя в этом мире, насколько он будет целостен. Если вы чаще называете дочку или сына курочкой или чертиком, то вы как бы откусываете от его имени (от его личности) кусочки.
«Посмотри, у Кати пятерка за контрольную работу, а у тебя – четверка»
Большинство родителей все делают из лучших побуждений. У самих родителей в детстве, скорее всего, был такой опыт, и тогда они говорят: «Ничего страшного, мне тоже так говорили, я же вырос, посмотри, какой я замечательный». Они смогли «забыть», как это больно, когда мама или папа тебя отвергают и говорят при этом: «А Катя лучше, чем ты». Это очень болезненный опыт, который часто дети переносят в свою взрослую жизнь. Эту Катю они потом начинают ненавидеть. Ребенку всегда неприятно, когда его сравнивают с кем-нибудь другим – с одноклассником, братом или сестрой. Такие уже взрослые люди всегда продолжают сравнивать себя с другими и всегда не в свою пользу.
«Раз ты так себя ведешь, я тебя не люблю»
Или «я могу любить тебя, только когда ты мне подходишь». После этой фразы ребенок начинает стараться изо всех сил быть правильным, он задвигает все свои потребности и желания, «выращивает» в себе некую антенну, которая угадывает желания и ожидания родителей. В итоге ребенка не существует. Во взрослой жизни он пытается все время угодить, живет с установкой «Я хочу, чтобы меня любили, а для этого я должен угождать. У меня не будет своих желаний, зато будут желания других людей».
velvet.by
«Не позорь меня»
Другими словами, родитель говорит: «Ты мой позор». Дети, которые часто слышат подобную фразу, очень хотят, чтобы все увидели, какие они на самом деле, при этом, если они получают чье-то внимание, то не знают, что с ним делать. Они прячутся, закрываются, теряются. У такого ребенка как будто нет выбора, он может быть только чьим-либо позором. Говоря что-то подобное, вы травмируете собственного малыша.
«Ты совсем как отец (мать)»
Безусловно, эта фраза иллюстрирует отношения папы с мамой, их недовольство своей совместной жизнью, которое они вымещают на ребенке. То есть супруги напрямую не выясняют отношения, но через свое чадо говорят друг другу какие-то гадости. И все эти гадости остаются в ребенке. Если мама говорит: «Ты такой же упрямый, как твой папаша». Получается, что папа – плохой человек, с которым невозможно договориться. А теперь подумаем, захочет ли мальчик быть таким мужчиной, ведь он упрямый и нехороший? Когда мы проецируем свои плохие отношения на детей, то им приходится жить с этим. С другой стороны, в этой фразе он может услышать подтекст, что «с девочками лучше, чем с мальчиками». Родители используют эту манипуляцию, если есть борьба за ребенка и ему надо выбрать сторону либо папы, либо мамы.
«Не доешь кашу – будешь слабым и глупым»
У меня была знакомая девушка, которой с детства говорили: «Если ты не доешь хлебушек, то он будет бегать за тобой всю ночь». Как бы смешно это ни звучало, но она ужасно боялась хлеба, то есть родители добились обратного эффекта. Подобные фразы – это тоже чистой воды манипуляции. Очень часто их используют бабушки и дедушки, которые сталкивались с голодом в детские годы. Дальше они передаются из поколения в поколение незаметно для нас. У ребенка подобное выражение может развивать страхи или очень тяжелые отношения с едой, ее культ, лишний вес и так далее.
fonstola.ru
«Будешь себя плохо вести, мы тебя отдадим дяде (бабайке)»
Это очень конкретное послание, в котором говорится, что ребенок ценен, только если он удобен своим родителям. Родитель транслирует своему чаду: «Не будь собой, ты должен быть таким, каким ты нас устраиваешь». Вырастая, такие дети не знают, чего они хотят, и пытаются угодить всем и каждому.
«Дома получишь!»
Это про то, что родитель имеет право сделать с ребенком все что угодно, не обращаясь к его чувствам. В одну секунду мама или папа превращаются в родителя-надзирателя, который карает или прощает. У детей, часто слышащих подобное выражение в свой адрес, непросто складываются отношения с начальством, поскольку родительская фигура как бы склеивается с фигурой начальника, и человек начинает бояться шефа и при этом хочет ему угодить, чтобы не быть наказанным. Но, как правило, руководство чувствует подобное отношение и в ответ начинает «гнобить» такого подчиненного.
«Уйди, чтобы я тебя не видела и не слышала»
Перевожу: «Ты испортил мне жизнь, исчезни! Тебя не должно быть». И впоследствии такой ребенок живет с чувством глубокой вины перед родителем, за то что он мешал жить родителю счастливо.
Надо быть острожными с подобными высказываниями, поскольку человек может нести их груз всю жизнь. Вообще, прежде чем что-то сказать своему ребенку, нужно хорошо подумать. Многие взрослые не слышат, что они говорят, им было бы полезно хотя бы иногда услышать себя со стороны. Сейчас существует много гаджетов, запишите свою речь и внимательно изучите, как вы обращаетесь к своему чаду, какие слова ему говорите. Уверяю, вы сделаете массу открытий и, возможно, не самых приятных.
Источник: http://lady.tut.by/news/relationship/454856.html
я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то дал мне эти 9 советов — Нож
1. Не состоялся как личность в 20 лет? Это нормально
Лично мне жизнь подпортил Артюр Рембо — французский «проклятый» поэт конца XIX века. Он прожил всего 37 лет, уже к 15 годам считался зрелым артистом, в 16 сформулировал свою поэтическую философию страдающего визионера, а к 19 стал пионером символизма и завязал с поэзией, достигнув в ней высот и вечной славы. Неудивительно, что, когда мне исполнилось 20, а завязать было решительно не с чем (всё, чем я занималась, я только еле-еле успела начать), я стала очень переживать.
Дров в костер подбрасывал отец: он говорил, что в математике открытия совершаются до 21 года — а это верный знак того, что после 21 мозг только умирает.
Тогда я не знала, что он ошибался: например, Ада Лавлейс написала первую «компьютерную программу» в 27 лет; Джеймс Максвелл создал знаменитую систему уравнений, описывающих электромагнитное поле, в 33 года; Алан Тьюринг придумал знаменитый тест в 38; а Лейбниц открыл прием разложения рациональных дробей на сумму простейших в 56.
Также я не знала, что мозг — не готовый механизм, который после окончания роста тела может только стареть и деградировать: о существовании нейропластичности я узнаю только через 5 лет (можно почитать, что это значит, в моем тексте «Заставить мозг учиться»). А тогда для меня было очевидно, что жизнь прожита зря и я ничего из себя не представляю.
Читайте также
Заставить мозг учиться: как использовать нейробиологию на практике
Мне казалось, что раз так, то лучше поскорее умереть: это хотя бы оправдает, почему я ничего не успела сделать. Было ясно, что саморазрушительное поведение — лучший вариант прожить оставшийся срок. Жить здоро́во (и скучно) в таких обстоятельствах казалось совсем уж унылым.
Но давайте посмотрим на 20 лет трезво. К этому времени я была на свободе от школы только 3 года. Это очень маленький срок: даже бакалавриат занимает 4 года, не то что какие-то серьезные жизненные достижения. Сейчас я знаю, что для того, чтобы хорошо освоить какое-то дело, нужно лет 5 теоретических занятий и практической работы — это если ты знаешь, чему хочешь научиться и ставишь себе цели. А с 17 до 20 лет у меня не было четкого представления, чего я хотела бы от жизни, — это было время экспериментов с разным образом жизни, дисциплинами и творческими медиумами.
Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне: ты ничего собой не представляешь? Дай пять, бро, это нормально. Чтобы «представлять из себя что-то», тебе нужен опыт. И сейчас — как раз отличное время, чтобы заняться его освоением.
Обращай внимание не на процесс, а на результат. Чтобы добиться чего-то, нужен долгий путь попыток — и обязательно неудач, на которых ты будешь учиться. Начни этот путь сейчас и не грызи себя: потом ты будешь считать сделанные в 20 вещи не более чем шагами на пути к себе, даже если тогда ты гордилась своими достижениями. Они обесценятся, а опыт — нет. Он станет фундаментом, на котором ты построишь себя в 30. Но и это будет только началом.
2. Другие лучше тебя? У них просто другие стартовые условия
Вопрос самооценки всегда обостряется при сравнении с другими людьми. Но вспомни пункт 1: если ты не являешься состоявшейся личностью в 20, то и другие — тоже. Оценивая их успехи, ты на самом деле рассматриваешь не столько их достижения, сколько стартовые условия.
Твой приятель умнее тебя. Одна девочка — на год тебя младше — уже имеет свою творческую мастерскую, по ее эскизам делает дизайн одежды молодежный бренд. А другой твой друг уже делает свой журнал. Один ты плывешь как говно в проруби — ничтожество.
Я меньше терзалась бы, если бы в 20 кто-то посоветовал лучше присмотреться к обстоятельствам жизни окружающих людей. Родители моего умного друга — профессор и предприниматель. Он окончил классный лицей в центре Москвы и учится на платной программе модного факультета. Девочка-дизайнер — дочь известного художника, она копирует его стиль, у них семейный «бренд». Начинающий издатель — журналист в третьем поколении, которому помогают друзья его родителей, настоящие профессионалы.
А теперь посмотри на себя: твои родители — продавец и ремонтник, ты окончила обычную школу на окраине Москвы и поступила на бесплатное отделение университета со второго раза, потому что в твоей школе всё время не хватало учителей по профильному предмету — истории. Ты только два года назад решила, что хочешь заниматься искусством, а твои родители отговаривали тебя, потому что думали, что ты умрешь с такой профессией в нищете. Всё это означает, что у тебя — другие стартовые условия.
Условия — непростая штука. Они дают большую фору на первых этапах жизни. Но к 30 годам значение будут иметь уже не условия, а личные усилия.
Может быть, ты не сможешь дотянуть до тех людей, которым повезло родиться в богатых или образованных семьях — они откроют бизнес, получат степень или опубликуют книгу раньше тебя. Но через 10 лет ты увидишь, что почему-то только некоторым людям выгодный старт реально помог организовать свою жизнь выдающимся образом. Ты также увидишь, как другие люди — из маленьких городов, бедных семей и даже без образования — будут становиться уважаемыми профессионалами и известными людьми.
Я хотела бы, чтобы кто-то сказал мне, когда мне было 20: не суди себя по своим условиям. Они определяют твой старт, но дальнейшую жизнь определят твои собственные намерения и усилия — суди себя по ним.
А к своим ограничениям относись с пониманием. Другого начала у тебя не будет, так зачем портить привкус всей оставшейся жизни горечью или сожалением?
3. Закончить вуз — не так важно, как каждый день делать то, что считаешь действительно важным
Я в 20 лет только поступила в вуз (уже второй, первый не закончила), но многие в 20–22 года уже получают профессию и сталкиваются с кризисом. Он связан с несоразмерностью вложений и отдачи. Сравните 5 лет учебы с результатом в виде растерянного выпускника, который толком ничего не умеет и не представляет, кем он будет работать и как жить. По крайней мере, это верно для моей гуманитарной среды.
В этот момент кажется, что ты сделал неправильный выбор факультета, что в твоем положении виноваты преподаватели и устаревшая программа предметов, а если бы тебе давали больше теории (или практики), твоя жизнь сложилась бы иначе. Не знаю, может быть, для студентов каких-то престижных британских вузов всё не так, но обычные люди вроде нас с вами то и дело мучаются такими мыслями.
При знакомстве с новыми людьми вопрос «кто ты?» ввергает в экзистенциальную бездну. Родственники всё время стараются помочь тебе и подогнать работу курьера — это только усугубляет ситуацию.
Ты всё время думаешь: кто же я, ну кто же я? А тем временем, как свидетельствует дневник моей матери, в 4 года я уже ответила на этот философский вопрос. Ткнув пальчиком в банку тушенки с коровкой на этикетке, я сказала: «Кто нарисован, тот там». Очень простая формула: ты — то, что ты делаешь. Все остальные титулы и бумажки не считаются.
Например, на досуге я много читала о восточной философии. Это определило, как я вижу мир, и в результате в моей работе появилось целое направление по сопоставлению научных данных с буддийской философией (например, «Мозг в нирване»). Благодаря тому, что я бралась на досуге помогать своим друзьям делать журнал, я попала в журналистику, которая сейчас является моей основной работой. А нейронауки в свою очередь появились в моей жизни потому, что я перерыла горы книг, пытаясь понять, почему так много людей в моей жизни страдают от зависимостей.
У всех этих занятий есть только одно общее свойство: это интересные мне вещи, которые я делала регулярно и с самоотдачей.
Конечно, образование очень важно. Но оно не работает само по себе. Каждый из нас знает людей, которые могут похвастаться блестящей эрудицией — и при этом ничего интересного в жизни не сделали. Сколько вокруг нас людей с незаконченным образованием или тех, кто бросали вуз, мы даже не знаем, потому что, когда вам всем по 30, спросить об этом приходит в голову только при уж очень глубоком и праздном знакомстве.
Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне: просто упорно и регулярно делай то, что тебе интересно, — это действительно работает лучше, чем диплом и громкие заявления о своем предназначении.
4. Не обращай внимания на комплекс самозванца. Все — самозванцы
В 20 лет я еще верила в то, что бывают люди, от природы талантливые или бесталанные, по рождению умные или глупцы. Мне казалось, будто на всех висят таблички: этот «крутой», а тот «никакой». Я старательно искала на себе табличку и хотела понять, что читают на ней люди, когда смотрят на меня.
Когда меня хвалили, доверяли мне важное дело или приглашали что-то сделать, считая меня талантливой, мне казалось, что я всех обманула. Убедила их, что я что-то собой представляю. И очень боялась, что все поймут: это на самом деле не так.
Сейчас мы все знаем, что это называется «комплекс самозванца». К 30 годам я от него абсолютно избавилась.
Теперь я знаю, что этим комплексом хотя бы время от времени страдают все рефлексирующие люди. Например, один известный театральный деятель, артист и худрук театра, сказал мне о своем синдроме самозванца, когда ему было уже за 70 и у него был стаж работы более 50 лет. Даже ему иногда кажется, что его сейчас сгонят со сцены и скажут, что очень ошиблись в нем. Молодые люди вообще повально страдают от этого ощущения — иногда это превращается в гиперкомпенсацию в виде завышенной самооценки, наглости, хвастовства и вранья о своих достижениях.
Я сделала из этого очень простой вывод. Если бы все были настоящие, а я одна — самозванка, то меня можно было бы разоблачить. Но если все мы приходим в эту жизнь «никем», просто голыми детенышами — и затем играем в жизнь, как в игру или в театр со своими ролями, то главное — хорошо играть.
А какой ты «настоящий» — неважно. Ты будешь тем, в кого играешь: будешь каждый день рисовать — будешь художник, будешь ходить в костюме с дипломатом — будешь клерк, будешь разводить картошку — будешь садовод. А как я уже говорила, если ты что-то долго делаешь, то становишься в этом хорош. «Сальвадор Дали играл в гения и заигрался», — как говаривал знаменитый испанский художник. Вот и все правила этой игры.
Я хотела бы, чтобы в 20 лет мне кто-нибудь сказал: здесь все не уверены в себе и боятся разоблачения, поэтому разоблачать некому. Играй в свое удовольствие.
5. Твой труд может и должен быть оплачен. Но деньги должны знать свое место
В 20 лет трудно было поверить, что мне могут вообще за что-то платить деньги. Казалось, что получение прибыли — это какая-то особая способность, генетически вшитая в достойных людей. А такие недоучки, недоумки и бездари, как я, должны осваивать искусство побираться и заваривать кипятком картон вместо чая.
Дров в огонь подбрасывал какой-нибудь Ван Гог: выбираешь искусство и поиски истины — будь готов запивать краски растворителем на обед и умереть в нищете.
Конечно, вопрос опыта, которого в 20 лет маловато, играет роль. Но сейчас я понимаю, что вокруг много людей, которые готовы заплатить тебе за то, что ты умеешь. Чтобы добраться до них, нужно только старательно работать при любом удобном случае. Поэтому «бесплатная» работа, которая позволяет реализовать свои способности — это отличный вариант, особенно для тех, кто, как я, выбрал гуманитарную направленность и искусство. В целом участие в классных вдохновенных начинаниях из энтузиазма — хороший опыт для человека любой профессии, даже если там не водится денег.
К сожалению, найдутся люди, которые захотят воспользоваться вашей готовностью работать на будущее на одном энтузиазме (к сожалению, иногда это будут не только нечестные заказчики, а ваши друзья).
Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне: работать бесплатно нужно только от большого желания. Если работа тяжелая, нескончаемая или если тебе не хочется делать ее бесплатно, то она должна быть оплачена.
Лучший способ определить нижнюю границу цены на свои услуги — это в красках представить себе с одной стороны весь процесс работы, а с другой — сумму, и постепенно ее увеличивать. В тот момент, когда соотношение работа/сумма станет реально вдохновлять, вы нашли нужную цену. Стыдиться желания получать деньги не стоит. В нашем мире это нормально.
Я хотела бы, чтобы меня предупредили, что от жадности я буду делать работу, за которую мне будет стыдно, которая не поможет расти над собой, а иногда и такую, которая просто медленно убивает.
Периоды бедности, когда нечем оплатить метро и пьешь один кипяток, познакомили меня со стыдом отказа от денег. Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне, что отказываться от хорошей оплаты вместе с плохой работой — решение, которое сохранит мне много сил, нервов и человеческого достоинства.
6. Некоторые твои друзья превратятся в таких взрослых, которых вы в юности презирали. Отпусти их
В 20 лет было непонятно, откуда берутся противные взрослые. Пристающие к тебе в метро мужики с сальными шутками, скандальные мамаши из торговых центров, готовые за деньги на что угодно коррупционеры, начальники, продвигающие «своих», а не самых достойных, и просто вялотекущие на дно алкоголики.
Я хотела бы, чтобы 10 лет назад меня предупредили, что армию этих людей пополнят романтические юноши, горящие творческими идеями, борцы за правду и совесть — некоторые мои друзья. И что какие-то из их новых «достоинств» я почувствую на себе: они воспользуются своим положением, чтобы использовать мой энтузиазм, обманут меня и присвоят себе мои достижения или попортят мне кучу нервов, творя полную фигню.
Сейчас я понимаю, что такое бывает. Это правда жизни, а не ошибка в системе. Не надо пытаться никого исправить и тратить время на обиды: каждая потраченная на это минута отравляет жизненный эфир.
Здорово было бы, если бы в 20 лет кто-то сказал мне: не расходуй себя на осуждение и обиду на других людей (подробнее об этом есть в тексте «Чертова дюжина бывших друзей»). Следи за собой и будь осторожен: ты не застрахована от превращения в одного из этих противных взрослых — ведь это очень легко, если потерять бдительность. Бди.
7. Расставание — это часть любви. Без риска утраты невозможна близость
В 20 лет казалось, что утрата любви — трагедия вселенского масштаба, вместе с которой должна закончиться и вся бессмысленная бесплодная жизнь. Конечно, расставание — это всегда очень больно (я писала об этом в статье «Что любовь делает с мозгом»), но это тоже часть любви.
Не больно только тому, кто не любил. Поэтому страдания от разрыва нужно принимать как часть переживания близости с другим человеческим существом. Без опасности почувствовать всё это любовь была бы неполной.
Раньше казалось, что этой боли можно избежать, если не отдаваться любви полностью. Не признаваться в любви вслух, чтобы была возможность отступить. Не соглашаться на шаг к сближению, чтобы была возможность удрать первым. Не дать человеку понять, как он для тебя ценен, чтобы не оказаться уязвимым. Всё это иллюзия: от уязвимости, обид, предательства и расставания не застраховаться — а тут еще тревожности и напряжения прибавляет недоверчивость и необходимость быть начеку.
Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне: не экономь себя. Любовь — редкое, глубокое и ценное переживание, которое часто бывает временным (как и вся наша жизнь). Ты не можешь знать, сколько это продлится, поэтому цени это, не будь скупой в проявлении чувств.
Говори все слова, которые идут на ум, отдавайся счастью, планируй будущее, даже если оно никогда не сбудется. Не бойся близости: быть зависимым (не в смысле наркотической зависимости, а в смысле взаимной потребности друг в друге) от близкого человека — это нормально.
8. Твоя внешность не имеет такого значения, какое ты ей придаешь
Сейчас трудно в это поверить, но в 20 лет моя оценка себя как личности и профессионала, мои перспективы на будущее, мои способности и возможность внести ценный вклад в общество могли пошатнуться, если я видела складки на своем животе или оценивала длину своих ног относительно ног на журнальных обложках.
Моя внешность ранжировала меня: я получала статус «середняка» и чувствовала, что стремление быть лучшей в чем-то — невиданная дерзость для человека с посредственной внешностью. С таким среднестатистическими данными не взяли бы ни в Гамлеты, ни в «Зену — королева воинов», ни в декаданс, ни в Ренессанс.
Хорошо, что я догадалась бороться не с собой, а с этими установками. После обуздания подростковых приступов расстройств пищевого поведения я начала акции протеста против догмата тела над личностью. Отказывалась от использования зеркал, год не покупала новую одежду или осваивала образ женщины-вамп в леопардовых легинсах и спортивный шик, чтобы доказать себе, что эти перевоплощения вообще ничего не меняют.
К 30 годам я поняла, что мое тело — это инструмент, а не картинка. Благодаря ему я делаю то, что делаю: читаю, пишу, узнаю новое, карабкаюсь по горам, делаю «колесо» и занимаюсь сексом. Оно прекрасно справляется со своими функциями — но это только тело. Меня определяет не его вид, а то, что я делаю, говорю и думаю, — вот о чем стоит беспокоиться.
Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне, чтобы я не мучила себя и не ждала, что если я буду достаточно стараться, то превращусь в высокую атлетичную блондинку. Даже если бы это волшебство произошло, перед этой общепризнанной красавицей стояли бы те же экзистенциальные вопросы самоопределения, смысла жизни и профессионального роста. Длина ее ног не помогла бы ей решить их.
А потому нужно скорее разрешить себе всё то, что кажется возможным только писаным красавицам: флиртовать с высокими голубоглазыми брюнетами, выступать с лекциями, соглашаться поучаствовать в фотосъемках и носить провокационно розовые волосы.
9. Ты достаточно хороша, чтобы пытаться
Я рассматриваю промежуток с 20 до 30 как игру по сбору очков опыта. Особенно это касается личного и профессионального роста. Ничто не помогает этому так, как принимать вызовы судьбы и ввязываться в профессиональные авантюры. Но в 20 лет для этого нужно быть или очень смелым, или совсем дурачком: сомнения в себе заставляют бояться провала и отказываться от возможностей попробовать себя в чем-то новом, взять большую интересную ответственность и стараться прыгнуть выше головы.
Но спустя 10 лет я понимаю, что если сравнить ущерб, который наносит опыту отказ от попыток, с ущербом, который причиняет провал, — второй оказывается несоизмеримо меньше.
Я знаю одного человека, который больше 15 лет боится провала и поэтому не может ни починить протекающую крышу своего дома, ни наладить отношения с дочерью. Это куда более печальный вариант, чем хреново залатать чердак и оступиться на пути налаживания дружбы с собственным ребенком.
Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне, что всё, что я делаю, и не должно быть совершенным. Стремиться к этому — значит изматывать себя и выбиваться из сил. Достаточно делать то, что делаешь, достаточно хорошо — и быть уверенным в том, что старался.
Если получилось не очень — не беда, в другой раз будет лучше. Каждая попытка делает тебя увереннее в себе и опытнее, а именно эти «очки» — и есть предмет охоты в игре этого жизненного этапа.
Если кто-то сказал бы мне в 20 лет, что все эти терзания с самооценкой, постоянное сравнение себя с другими, ощущение прожитой зря жизни и собственной бездарности не просто пройдут, а покажутся мне смешными наивностями, — я не поверила бы. И уж точно я очень удивилась бы, если бы узнала, что в 30 буду чувствовать себя в десять раз счастливее и сильнее, чем в 25. Но это правда так. Надеюсь, то же случится и с вами.
Пункт назначения b1 Блок 6 — երա Նարիմանյան
Пункт назначения b1 Блок 6 — Վերա Նարիմանյան перейти к содержаниюEx A
- Сегодня утром у нас был экзамен по английскому языку. Надеюсь, я прошел!
- Пит не смог задать никаких вопросов, поэтому считает, что проиграл.
- Наша учительница сказала, что все мы многого достигли в этом году.
- Я оставил вам список инструкций на кухонном столе. Обязательно следуйте им!
- Встреча с Брэдом Питтом была потрясающим событием!
- Моя сестра бросила Уорикский университет после того, как получила степень.
- Умение пользоваться компьютером — очень полезный навык.
- Думаю, я пойду на компьютерные курсы.
- Вы можете подать заявку на эту вакансию, только если у вас есть квалификация в области веб-дизайна.
- Вы все добились большого прогресса в этом году. Отлично сработано!
- Я всегда нервничаю перед экзаменом.
- Я удостоверился, что ответил на все вопросы и сдал контрольную работу.
Пример B
- Интересно, насколько сложным будет завтрашний тест по математике.
- Уже почти конец семестра, так что скоро выходной.
- Не могли бы вы напомнить мне отнести эту книгу в библиотеку.
- Карл — специалист по компьютерам. Почему бы вам не попросить его починить ваш компьютер?
- Розалинда — талантливый музыкант, но недостаточно тренируется.
- Ребекка действительно умна. Она всегда знает ответ!
- Я не был уверен в ответе, поэтому догадался и оказался прав.
- Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы стать профессиональным певцом?
- После каждого эксперимента по химии мы должны писать отчет.
Пример: C
- психическое
- редакция
- марки
- поиск
- колебался
- субъект
- мозг
- концентрированный
Пример D
- более
- из
- вверх
- из
- из
- вверх
- вниз
- из
Пр. E
- сердце
- пользу
- факт
- Общий
- экземпляр
- Заключение
Пр.F
- образование
- новичок
- храбрость
- ссылка
- тишина
- инструктор
- неверно
отдел
- упростить
- запомнить
Пример: G
- в
- около
- около
- с
- около
- с
Например, H
- Сара талантлива танцевать танго
- Наша учительница плохо себя чувствовала, но она продолжила урок.
- Я вообще ничего не знаю о дизайне одежды.
- Я помогал Дэну с домашним заданием, потому что он не мог делать это самостоятельно.
- Никто не способен выучить все это за один день.
- Очень надеюсь, что вам удастся найти решение проблемы
Нравится:
Нравится Загрузка …
Выучить английский язык: 22 Will / Should (2)
Мы не используем волю, чтобы сказать, что кто-то уже устроил или решил сделать в будущем:* Энн работает на следующей неделе.(не «Энн будет работать»)
* Собираетесь ли вы сегодня смотреть телевизор? (не «ты будешь смотреть»)
Для «Я работаю …» и «Ты собираешься …?
Но часто, когда мы говорим о будущем, мы не говорим о том, что кто-то решил сделать.
Например:
КРИС: Как вы думаете, Энн сдаст экзамен?
ДЖО: Да, она легко сдаст.
«Она сдаст» не означает «она решила сдать». Джо говорит то, что он знает или думает, что произойдет. Он предсказывает будущее.Когда мы предсказываем будущее событие или ситуацию, мы используем волю / не желаем.
* Джилл давно отсутствовала. Когда она вернется, она обнаружит много изменений.
* «Где вы будете в это время в следующем году)« Я буду в Японии ».
* Эта тарелка очень горячая. Если прикоснешься к нему, обожжешься.
* Том не сдаст экзамен. Он недостаточно много работал для этого.
* Когда вы узнаете результаты экзамена?
Мы часто используем will (‘ll) с:
вероятно: Я, вероятно, буду дома поздно вечером.
Полагаю: я сегодня не видел Кэрол. Я думаю, она позвонит сегодня вечером.
(Я) уверен: не беспокойтесь об экзамене. Я уверен, ты сдашь.
(Я) думаю: как вы думаете, понравится ли Саре подарок, который мы ей купили?
(Я) не думаю: не думаю, что экзамен будет очень сложным.
Интересно: интересно, что будет.
После (я) надеюсь, мы обычно используем подарок:
* Надеюсь, Кэрол позвонит сегодня вечером.
* Надеюсь, завтра не пойдет дождь.
Обычно мы используем волю, чтобы говорить о будущем, но иногда мы используем волю, чтобы говорить о настоящем.Например:
* Не звоните Энн сейчас. Она будет занята. (= Я знаю, что сейчас она будет занята)
Я буду … / мы будем …
Обычно мы используем только с нами.
Вы можете сказать, я буду или я буду (я), мы будем или мы будем (мы):
* Я устану этим вечером. (или я буду …)
* Мы, вероятно, поедем в Шотландию на отдых. (или Мы, вероятно, поедем …)
В разговорной речи мы обычно используем «Я и мы»:
* Мы, вероятно, поедем в Шотландию.
Негатив — не буду или не буду:
* Завтра меня здесь не будет.(или я не буду …)
Не используйте это с ним / ей / им / вами / ими:
* Она будет очень рассержена. (не «она должна быть»)
УПРАЖНЕНИЯ
22.1 Какая форма глагола правильная (или более естественная) в этих предложениях? Глаголы подчеркнуты.
1. В субботу Энн не свободна. _Она работает (X) / Она работает (O) ._ (Она работает правильно)
2. _Я пойду / я пойду_ на вечеринку завтра вечером. Ты тоже хочешь приехать?
3. Я думаю, что Джейн получит / получит работу. У нее большой опыт.
4. Я не могу встретиться с вами сегодня вечером. Мой друг _ приедет / придет_, чтобы увидеть меня.
5. A: Вы уже решили, куда поехать на отдых?
B: Да, мы поедем / собираемся в Италию.
6. Собаки не надо бояться. _Это не повредит / Это не повредит_ вам.
22.2 Завершите предложения с помощью will (‘ll) + один из следующих глаголов:
be be come get like look meet pass
1. Не беспокойтесь об экзамене. Я уверен, что тебя пройду.
2. Почему бы вам не примерить эту куртку? Это — приятно.
3. Вы должны когда-нибудь встретиться с Джорджем. Я думаю, ты — он.
4. Идет дождь. Не выходи. Ты — мокрый.
5. Они пригласили меня к себе домой. Они — обидятся, если я не пойду.
6. До свидания. Я ожидаю, что мы — снова в ближайшее время.
7. Я пригласил Сью на вечеринку, но не думаю, что она —.
8. Интересно, где я — через 20 лет.
22.3 Укажите завещание (будет) или нет.
1. Вы меня подождете? Я ненадолго.
2. Не нужно брать с собой зонт.Это — дождь.
3. Если ты ничего не ешь сейчас, ты — позже проголодаешься.
4. Прошу прощения за то, что произошло вчера. Это — случится снова.
5. У меня отличные новости! Вы … никогда не поверите, что произошло.
6. Не спрашивайте совета у Маргарет. Она — знает, что делать.
22.4 Где вы будете в это время? Напишите о себе правдивые предложения. Используйте одно из этих:
Я буду … или я ожидаю, что буду … или я, вероятно, буду … или я не знаю, где я буду. или я не уверен.Я мог бы быть …
1. (в следующий понедельник вечером в 7.45) Я, наверное, буду дома. или я не уверен. Я мог бы быть в кино. или я не знаю, где буду. (и т. д.)
2. (в 5 часов утра завтра) —
3. (в 10.30 завтра утром) —
4. (в следующую субботу днем в 4.15) —
5. (на этот раз в следующем году) —
22,5 Напишите вопросы, используя как вы думаете … будет …? + один из этих глаголов:
вернуться стоимость закончить жениться случиться как дождь
1. Я купил Мэри подарок.Как вы думаете, ей это понравится?
2. Погода не очень хорошая. Ты —
3. Встреча все еще продолжается. Когда вы —
4. Моя машина нуждается в ремонте. Сколько —
5. Салли и Дэвид влюблены. Сделай —
6. «Я ухожу». ‘ОК. В какое время — ‘
7. Ситуация в будущем неясна. Что —
22,1
2 Я иду
3 получу
4 скоро
5 мы идем
6 Не повредит
22.2
2 будет смотреться
3 понравится / понравится
4 получит / получу
5 будет / будет
6 встретится / встретится
7 придет / ‘
8 будет / будет
22,3
2 не будет
3 будет / буду
4 не будет
5 будет / буду
6 не будет
22,4
Примеры ответов:
2 Я буду спать.
3 Побью работу.
4 Думаю, я буду дома.
5 Не знаю, где я буду в это время в следующем году.
22,5
2 Как вы думаете, пойдет дождь?
3 Как вы думаете, когда он закончится?
4 Как вы думаете, сколько это будет стоить?
5 Как вы думаете, они поженятся? … они поженятся?
6 Как вы думаете, в какое время вы вернетесь? / … вы вернетесь?
7 Как вы думаете, что произойдет?
— Английский клуб Анапа —
………………………………………….. ………………………………………………………………. ………………………………………….. ….
Студент
Упражнение 1. Выберите правильное время и форму (1 st или 2 nd Условный).
1. Я буду удивлен, если он … его экзамен.
а.пройдет | б. прошло | c. проходит |
2. Если мы … новогодняя вечеринка, ты придешь?
а. буду иметь | б.иметь | c. было |
3. Все болельщики … счастливы, если наша команда выиграет следующую игру.
а. будет | б. находятся | c.мы |
4. Если бы я был на твоем месте, я … она все об аварии.
а. скажет | б. скажет | c.сказал |
5. Я опоздаю, если вы … поторопитесь.
а. находятся | б. мы | c. не |
6.Что … если ты потерял работу?
а. ты сделаешь | б. не могли бы вы делать | c. ты делаешь |
7. Если бы вы могли путешествовать везде в мире, где…?
а. не могли бы вы идти | б. ты пошел | c. ты пойдешь |
8. Если он … очень занят, поможем ли мы ему?
9.Если идет … снег, мы можем выйти.
а. остановится | б. остановился | c. останавливается |
10. Я конечно, Джейн … если ты объяснишь ей ситуацию.
а. воля понять | б. было бы понять | c. понимает |
11. Мэри одолжит тебе немного денег, если она… в банк.
а. идет | б. отправился | c. пойдет |
12. Если ты больше упражняешься, тебе … лучше.
а.воля Чувствовать | б. будет чувствовать | c. Чувствовать |
13. Если я … их адрес, я мог бы их написать.
а.будет знать | б. знал бы | c. знал |
14. Если вы спросите Энн, она … вам, что делать.
а. скажет | б.скажет | c. говорит |
15. Вы бы купили этот дом, если у вас … достаточно денег?
а. иметь | б. было | c.буду иметь |
Студенты
Упражнение 2. Третье условие
Положите глаголы в правильные времена.
1. Он добрался до станции вовремя, чтобы успеть на поезд. Если он … (пропустить) это, он … (опаздывать) на свое интервью.
2. Это был пробка. Это … (будет) быстрее, если я … (пойду).
3. У меня не было его адрес в Нью-Йорке. Если я … (знаю), я … (навещаю) его.
4. Было поздно ночь. Я … (возьму) такси, если у меня … (есть) деньги.
5. Ей не понравился ее отпуск. Если погода … (будет) лучше, она … (наслаждайтесь) этим больше.
6. Он был очень голоден. Если он … (съест) свой завтрак, он … (не / не чувствую) голоден.
7. Гости были неожиданными. Будет … лучше, если они … (расскажут) о их визит.
8. Мне стало плохо после вечеринки. Если я … (не ем) так много, мой желудок … (нет / болеть).
9. Вчера вечером я решил остаться дома.Я … (уйду) если я … (не буду) Такой уставший.
10. Вид был прекрасным. Если у меня … (есть) фотоаппарат, я … (возьму) немного фотографии.
Упражнение 3. Выберите условное и поставьте глаголы в правильном времени.
1. Я рада, что у нас есть карта. Я уверен, что мы … заблудимся, если …. (нет / есть) один.
2. В этом году мы не можем поехать в отпуск. Если у нас … (есть) больше денег, мы … (кататься на лыжах.
3. Спасибо, что напомнили мне о дне рождения Анны. Я … (забываю) если ты … (не / рассказываешь).
4. Мы решили не двигаться. Мы … (потеряем) много денег, если … (продадим) наш дом.
5. Я сегодня рано вставать не буду.Если это … (быть) воскресенье, я … (не / иметь) вставать.
6. Советую бросить курить. Вы … (чувствуете) лучше, если вы … (не / курить) слишком много. Но я знаю, что у тебя недостаточно воли.
7. Вы сделали много ошибок в своей тестовой работе. Если вы … (узнаете) новые слова, вы … (напишите) тест лучше.
8. Успокойтесь, пожалуйста! Если ты … (не кричишь) так громко, я… (понять) твои слова лучше.
9. Я не уверен. Если вы … (дадите) мне больше информации, я … (смогу) чтобы помочь вам.
10. Вы мне вчера не звонили. Если вы … (позвоните) мне, я … (расскажи) тебе все.
Студент
Упражнение 4.Выберите подходящую форму.
1. Если вы … больше, вы сможете выучить английский быстро.
а. Будет учиться | б. учился бы | c. учился |
2.Если бы она … дала мне деньги, я бы не купил новую квартиру,
а. не | б. не было | c. не имеет |
3.Если кипятить воду, многие микробы …
а. умрет | б. умирает | c. умереть |
4. Я дам тебе свой новый адрес, когда я… где жить.
а. найдет | б. найти | c. найденный |
5. Этот торт был бы лучше на вкус… меньше сахара в нем.
а. имеет | б. было | c. буду иметь |
6. На твоем месте я … для доктора.
а.пошлет | б. пошлет | c. отправил бы |
7. Если ты … какое-нибудь лекарство тебе станет лучше.
а.взять | б. взял | c. взял |
8. Если ты … устал, ложись спать.
а. находятся | б.мы | c. был |
9. Если бы вы … машину, никто бы не украл вашу сумку.
а. замок | б. заблокирован | c.заперли |
10. Яиц нет. Если мы … несколько яиц, я могу сделать омлет.
а. иметь | б. было | c. имел |
11.Когда программа … подскажите, пожалуйста.
а. начинается | б. Начало | c. началось |
12. Если шторы открыты, солнышко… в.
а. сияет | б. сиял | c. будет сиять |
13. Если бы вы послушали меня, у вас … так много вопросов.
а.не буду спрашивать | б. не спросил бы | c. не спросил бы |
14. Если ты проиграешь этот ключ, ты … используй другой.
а.воля | б. было бы | c. имел бы |
15. Моя бабуля все забывает, если ты … ее.
а.не будет напомнить | б. не напоминай | c. не напомнил бы |
16. Мы должны что-то делать. Если мы … быстро, будет слишком поздно.
а.не действовать | б. не сделал действовать | c. не было действовать |
17. Если бы Ник … столик, мы бы не стояли в очереди.
а.имеет забронировано | б. забронировано | c. забронировал |
18. Если бы видеомагнитофон был в порядке, мы … сегодня фильм.
а.могу смотреть | б. мог смотреть | c. мог бы смотреть |
19. Рита пошла бы на концерт, если бы она … об этом.
а.знает | б. знал | c. знал |
20. Если вода … очень холодная, она превращается в лед.
а. получает | б.получил | c. получите |
Ответы |
Упражнение 1 .l.c 2. b 3. a 4. b 5. 6. б 7. а 8. а 9. 10. б 11. а 12. б 13. 14. а 15. б Упражнение 2. 1. пропустил, был бы 2. был бы, шел бы 3. знал бы, посетил бы 4.получил бы, если бы 5. был бы, наслаждался бы 6. ел, не чувствовал бы 7. был бы, сказал бы 8. не ел, не заболел бы 9. пошел бы, не было бы 10.имел бы, взял бы Упражнение 3. 1. получил бы, не было 2. имел, пойдет 3. забыл, не сказал 4. потерял бы, продал 5. были, не пришлось бы 6.чувствовал бы, не курил 7. узнал, написал бы 8. не кричал, понял бы 9. дал, будет 10. позвонил бы, сказал бы Упражнение 4. 1. 2.б 3. 4. б 5. б 6. а 7. а 8. а 9. 10. б 11. а 12. а 13. 14. а 15. б 16. а 17. 18. б 19. 20. а |
Модалей удержания | LearnEnglish Teens
Daisy: Это так хорошо. Я … О, это может быть мама звонит с Бали. Я поставлю ее на динамик.Привет мама!
Олли: Привет, мама!
Софи: А, вы обе здесь, хорошо. Привет как дела?
Daisy: Все в порядке. Просто есть пиццу. А ты?
Софи: Действительно хорошо. Я тоже собираюсь поесть. Я только что гуляла по этому удивительному рынку, и меня проголодало. Я собираюсь заказать большую тарелку острой лапши.
Олли: Не заставляй нас ревновать, мама! Вы всегда так делаете.
Софи: Прости, любимая. На самом деле я только что думал о тебе, и я приготовил для тебя небольшую викторину.
Дейзи: Викторина?
Софи: Ага. Вы оба видите телефон? Я пришлю вам несколько фотографий индонезийской кухни. Скажи мне, что это за еда.
Дейзи: Хорошо, стреляйте.
Софи: Справа, фото номер 1.
Daisy: Ох, это немного похоже на пасту, обожженную пасту, но это не так, не так ли?
Олли: Нет, это что-то вроде насекомого.Какой-то червь?
Софи: Да, очень хорошо. Одно очко в пользу Олли, но это было несложно. Следующий.
Олли: Они странные. Это может быть какая-то маленькая свинья.
Дейзи: Не знаю. Это маленькие собачки?
Софи: А, на самом деле они намного меньше этого. Они летучие мыши.
Дейзи и Олли: Летучие мыши!
Софи: Да, без крыльев. Я не видел, чтобы кто-то их ел, но кто-то должен есть.Хорошо, дальше.
Олли: Это похоже на томатный сок, но это не может быть так, это было бы слишком просто.
Daisy: Это может быть какой-то экзотический фруктовый сок, например папайя или манго.
Софи: Да и близко. Я дам вам подсказку. Он не сделан из фруктов или овощей.
Олли: Значит, это должно быть животное.
Дейзи: Я знаю, это кровь!
Софи: Да, пол-очка Дейзи.Еще полбалла за животное.
Маргаритка: Рыба? Змея? Крокодил?
Софи: Ага, змея. Говорят, это кровь кобры, очень полезная для здоровья.
Олли: Ага, ты меня сразу бросил в пиццу!
.