Цитаты ницше о музыке: Фридрих Ницше цитата: Без музыки жизнь была бы заблуждением.

«Без музыки жизнь была бы ошибкой»

Фридрих Ницше. Передача из цикла «Писатели и музыка».

Автор цикла Владимир Абаринов.

Ницше не просто любил музыку — он не мог без нее жить, считал ее наивысшим проявлением человеческого духа, способным вывести человечество из тупика, в котором оно оказалось, когда рухнула вера в позитивизм. В юности он выбирал между музыкой и философией, выбрал философию, но и в своих книгах остался музыкантом. Как написал один рецензент, «Ницше без музыки — все равно что Ницше без слов».

От Ницше осталось около 70 музыкальных сочинений. Чаще всего это незаконченные отрывки. И вот какой парадокс. Будучи в философии бесстрашным ниспровергателем моральных основ и ценностей цивилизации, в музыке Ницше не выходил за рамки довольно узкой традиции, был подражателем.

В его сочинениях слышатся то Шопен, то Лист, то Шуман. Есть у него и романс на стихи Пушкина «Заклинание» в переводе Теодора Опица.

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые,
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы, —
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!..

Ницше родился в семье, где несколько поколений мужчин было протестантскими пасторами. Того же ждали и от него. В детстве он слышал много церковной музыки, поэтому совершенно естественно, что среди ранних опытов будущего разоблачителя христианства есть и духовные сочинения. Miserere, сочинение для хора, на текст 50-го псалма, в нашей нумерации — 51-го, до Ницше положенного на музыку бесчисленное количество раз.

Помилуй меня, Боже,
по великой милости Твоей,
и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего,
и от греха моего очисти меня.

Фридрих Ницше

Над опусами Ницше профессионалы издевались, но признавали его дар пианиста-импровизатора. Вагнер сказал ему: «Нет, Ницше, для профессора вы играете слишком хорошо». Ницше знал цену своим сочинениям, но продолжал писать их по случаю — например, «Монодию для двоих» он преподнес в качестве свадебного подарка Ольге Герцен, дочери Александра Герцена.

Музыкальное наследие Ницше занимает очень скромное место, но зато его книгами вдохновлялись великие композиторы. Один из них Густав Малер. Ницше потряс его. Свою Третью симфонию он писал под неизгладимым впечатлением от философского романа «Так говорил Заратустра». В симфонии есть четвертая, вокальная часть, написанная на текст «Полуночной песни» из «Заратустры».

О внемли, друг!

Что полночь тихо скажет вдруг?

Глубокий сон сморил меня,

Из сна теперь очнулась я:

Мир — так глубок,

Как день помыслить бы не смог.

Мир — это скорбь до всех глубин,

Но радость глубже бьет ключом!

Скорбь шепчет: сгинь!

А радость рвется в отчий дом,

В свой кровный, вековечный дом!

Не менее глубокое влияние Ницше оказал на Рихарда Штрауса. Музыку, которую мы сейчас услышим, все знают наизусть по передаче «Что? Где? Когда?» ну или по фильму Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Это вступление к симфонической поэме «Так говорил Заратустра».

Ницше и сам стал героем нескольких опер. Несколько лет назад выдающийся немецкий композитор Вольфганг Рим показал на Зальцбургском фестивале свою оперу «Дионис» на тексты Ницше. У нее очень затейливый сюжет, если он вообще есть. Но вот самое начало. Герой, обозначенный в либретто буквой N, стоит на берегу озера, одного из тех горных швейцарских озер, которые он так любил, а с ним заигрывают нимфы. «Говори! Ну говори же!» — пристают они к нему, а он потерял дар речи.

Цитаты о музыке

Цитаты о музыке

Музыка играет огромную роль в нашей жизни. «Говорить о музыке – все равно, что танцевать об архитектуре» , — говорил знаменитый американский композитор и певец Фрэнк Запп. Поэтому мы с таким увлечением не только слушаем музыку, но и говорим о ней.

Великие люди о музыке

  • «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

  • «Трудно найти лучший метод воспитания, чем тот, что уже найден опытом столь многих веков; его можно вкратце определить как состоящий из гимнастики для тела и музыки для души».

  • «По этой причине музыкальное образование чрезвычайно важно, ибо оно даёт ритму и гармонии проникнуть в душу как можно глубже, полня её прекрасным и наделяя человека чувством прекрасного».
    Платон

  • «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».

  • «Музыка облагораживает нравы».
    Аристотель

  • «Музыка – источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи».
    «Музыка – это благоуханный цветок благодетели».
    Сюнь-Цзы

  • «Там где кончаются слова, начинается музыка».
    Генрих Гейне

  • «Музыка – универсальный язык человечества».
    Генри Уодсуорт Лонгфелло

  • «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».
    Владимир Михайлович Бехтерев

  • «Музыка – высшее в мире искусство».

  • «Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу… Она, музыка, сразу непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое».

  • «Музыка – это стенография чувств»

Лев Николаевич Толстой

  • «Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармониею, музыкой. Музыка – невещественная дочь вещественных звуков, она одна может перенести трепет одной души в другую, перелить сладостное, безотчетное томление…»
    Александр Иванович Герцен

  • «Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она – все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить».
    Иоганн Вольфганг фон Гёте

  • «Музыка – акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде».
    Василий Ключевский

  • «Никакая картина, никакое слово не могут так выразить самое существенное, самое интимное содержание сердца, как музыка; ее сердечность несравненна, незаменима».
    Куно Фишер

  • «Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе».
    Ралф Уолдо Эмерсон

  • «Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь…»
    Фридрих Ницше

Известные музыканты о музыке


Весь наш мир – будто огромная картина из мозаики, состоящая из звуков, красок, света. Неудивительно, что в том числе с помощью музыки мы познаем мир и раскрываем свою душу для других людей. Открывая свои музыкальные предпочтения, мы словно делимся самым сокровенным. Самые яркие слова от тех, кто прикоснулся к ней напрямую, кто причастен к ее созданию, кто несет ее в наш мир. Цитаты о музыке известных музыкантов.

  • «Цель музыки – трогать сердца».
    Иоганн Себастьян Бах

  • «Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств».

  • «Музыка это медиатор между духовной и чувственной жизнью».

  • «Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура».
    Антон Рубинштейн

  • «Я живу в этом мире только для того, чтобы писать музыку».
    Франц Шуберт

  • «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
    Дмитрий Шостакович

  • «Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас».
    Теодор Адорно

  • «Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка».
    Петр Ильич Чайковский

  • «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем».
    Эдвард Григ

  • «Музыка воплощает в себе чувство, не заставляя его утверждать и смешать с мыслью, как оно вынуждено в большинстве искусств, особенно в искусстве слова…»
    Ференц Лист

  • «Музыка это один бесплотный вход в высший мир знания, которое постигает человечество, но которое не может постигнуть человек».

  • «Музыка должна высекать огонь из людских сердец».
    Людвиг ван Бетховен

Музыка и душа

Музыка – камертон нашей души, самый явный показатель нашего душевного состояния. Она очищает и пробуждает наше сердце, открывает его добру и свету.

  • «Слушаю не музыку – слушаю свою душу»
    Марина Цветаева

  • «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить – на нем душа говорит с душою».

  • «Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни».
    Бертольд Авербах

  • «Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его».
    Ромен Роллан

  • «Только величайшее искусство – музыка – способно коснуться глубин души».
    Максим Горький

  • «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».
    Василий Александрович Сухомлинский

  • «Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь…»
    Фридрих Ницше

Музыка – это целая Вселенная. Это то, под влиянием чего мы меняемся, даже если не отдаем себе в этом отчета.

  • «Музыка – высшее в мире искусство».
    Л Н. Толстой

  • «Музыка – поэзия воздуха».
    Жан Поль

  • «Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия ».
    Александр Сергеевич Пушкин

  • «Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все».
    Илья Эренбург

  • «Бах почти заставляет меня поверить в Бога…»
    Роджер Фрай

  • «Когда музыка плачет, с нею вместе плачет все человечество, плачет вся природа».
    Анри Бергсон

Ницше о силе музыки – маргинал

Мария Попова

«Музыка, уникальная среди искусств, одновременно полностью абстрактна и глубоко эмоциональна», Оливер Сакс писал, размышляя об исключительной власти музыки над человеческим духом — сила, которая повергла некоторые из самых блестящих умов человечества в состояние благоговения, превосходящее интеллект.

Среди них был великий немецкий философ Фридрих Ницше (15 октября 1844 г. – 25, 19 августа00). Тот, кто провозгласил, что «бог умер», и считал, что ничего стоящего легко найти в единственной незаслуженной благодати жизни музыки.

В автобиографическом фрагменте, цитируемом Джулианом Юнгом в совершенно фантастической книге Фридрих Ницше: философская биография ( публичная библиотека ), немецкий интеллектуальный гигант пишет:

90 004 Бог дал нам музыку, чтобы превыше всего это может привести нас вверх. Музыка объединяет все качества: она может возвысить нас, развлечь, подбодрить или разбить самое черствое сердце самым мягким из своих меланхолических тонов. Но главная задача ее — вести наши мысли к высшему, возвышать, даже заставлять нас трепетать… Музыкальное искусство часто говорит звуками более проникновенными, чем слова поэзии, и захватывает самые потаенные извилины сердца… Песня возвышает наше существо и ведет нас к добру и истине.
Если же музыка служит только развлечением или видом тщетной показухи, то она греховна и вредна.

Ницше написал эти строки за два месяца до своего четырнадцатилетия — деталь, вдвойне острая по сравнению с «тщеславной показухой», которую сегодня рекламируют подросткам. Но его глубокое почтение к музыке никогда не покидало его. Ближе к концу своей жизни он увековечил его в афоризме, вошедшем в его книгу 1889 года «

Сумерки идолов, или Как философствовать молотом »:

Какие мелочи составляют счастье! Звук волынки. Без музыки жизнь была бы ошибкой. Немец даже Бога представляет себе певцом.

Дополните полностью освещающую книгу Фридрих Ницше: философская биография десятью правилами великого философа для писателей и его обнадеживающим новогодним обещанием 1882 года, а затем еще раз просмотрите эти семь основных книг о музыке и разуме.


Опубликовано 18 сентября 2015 г.

https://www. themarginalian.org/2015/09/18/nietzsche-on-music/

ПЕЧАТЬ СТАТЬИ
ОТПРАВИТЬ СТАТЬЮ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ

Filed Under

booksculturemusicNietzschephilosophy

The Marginalian участвует в партнерских программах Bookshop.org и Amazon.com, предназначенных для того, чтобы сайты могли зарабатывать комиссионные, размещая ссылки на книги. Говоря более человеческим языком, это означает, что всякий раз, когда вы покупаете книгу по ссылке здесь, я получаю небольшой процент от ее цены, который идет прямо на мои собственные колоссальные библиорасходы. Политика конфиденциальности. (TLDR: вы в безопасности — на моих часах не прячутся гнусные «третьи лица» и не разбрасываются крохи «куки», которые использует остальная часть Интернета.)

Танцы с перспективизмом Ницше | Philosophy Break

Возможно, вы знакомы или не знакомы с приведенной ниже цитатой, которую часто приписывают Ницше. Он распространяется по Интернету в форме мемов, обычно наложенных на изображения силуэтов людей, танцующих на закате.

.. или в вагонах метро.

А тех, кто видел танцующих, считали сумасшедшими те, кто не мог слышать музыку.

В буквальном смысле это довольно странное наблюдение. Ночные клубы выглядело бы немного не так, если бы музыка была приглушена — полчища веселых игроков толкаются и перемалываются в тишине, как будто завтра не наступит кровавое… важный и глубоко влиятельный подход к размышлениям о мире и нашем месте в нем.

Существует ли «правильный» образ жизни?

Фридрих Ницше был немецким философом XIX века с сумасшедшими усами и блестящим умом. Хотя он писал провокационно по многим предметам, его основная академическая направленность заключалась в том, чтобы выяснить, почему мы называем одни вещи «хорошими», а другие «плохими», как формируются эти суждения и, в конечном счете, как мы можем выйти за пределы этих категорий, чтобы каждый реализовал свой истинный потенциал и стать лучшей версией себя.

Очевидно, усы Ницше проложили путь к современной щетке для обуви.

Возвращаясь к нашей первоначальной цитате, мы теперь можем понять, почему это уместный путь к мышлению Ницше. Те, кто наблюдают за танцорами, говорит Ницше, не могут слышать музыку . Музыка здесь, казалось бы, может представлять что угодно — ту или иную идею, веру, желание, — и «танцоры» откликаются на это, чувствуют, ценят. Тем временем наблюдатели, не тронутые тем, что они не могут услышать, отвергают тех, кто реагирует на это, как сумасшедших.

Читая цитату, мы чувствуем склонность присоединиться к танцорам и осудить осуждающих наблюдателей за их невежество: только потому, что они не слышат музыки, не означает, что мы безумны для танцев.

Итак, сообщение на вынос выглядит следующим образом: то, что вы не понимаете или не реагируете на что-то, не делает это безумием.

Разрушающий мифы путеводитель по Ницше и его 5 величайшим идеям

От «Бог умер до сверхчеловека» — узнайте все, что вам нужно знать о Фридрихе Ницше, всего за шесть 30-минутных глав.

Получить мгновенный доступ

★★★★★ (более 50 отзывов о наших курсах)

Итак, почему Ницше придерживается такого мнения? Ответ, на самом деле, мог бы быть просто: ну, нет, потому что неясно, действительно ли он вообще прямо написал нашу цитату. Действительно, целый ряд писателей мог бы претендовать на то, чтобы быть его источником — и мы не нашли его ни в одной из его работ, когда сопоставляли наш список из 97 самых умных и самых провокационных цитат Ницше.

Однако широко распространенное мнение, что оно принадлежит Ницше, оправдано тем, что отношение, которое оно выражает, означает повторяющуюся идею, которая пронизывает его творчество. Эта идея возникает, когда мы сопоставляем нашу цитату с тем, что Ницше написал в одном из своих самых известных произведений «Так говорил Заратустра»:0007

У тебя есть свой путь. У меня есть свой путь. Что же касается правильного пути, правильного пути и единственного пути, то его не существует.

Эта пара — непонимание чего-либо не означает, что вы можете игнорировать или принижать это, и что не существует единственного или правильного «пути» к жизни — раскрывает основные принципы того, что стало известно как перспективизм Ницше.

Новый взгляд на мир: перспективизм

Перспективизм, как следует из названия, — это способ смотреть на мир, комбинируя разные точки зрения. Нет одной цели и вечно истинный способ смотреть или понимать мир, предлагает Ницше, а скорее множество различных точек зрения, которые подвержены культурным, социальным и биологическим ограничениям. Как он выразился в известном афоризме: «Нет фактов, есть только интерпретации». Действительно, философы прошлых веков, заявлявшие, что нашли объективную истину, никогда не принимали во внимание свои собственные предвзятые взгляды. Соответственно, только объединив эти разные взгляды, мы сможем начать ценить более широкое понимание вселенной, в которой мы живем.

Это может показаться очевидным — вряд ли глубоким — но перспективизм, а также степень, в которой Ницше действительно отстаивал его (в отличие от использования его для подрыва объективного мышления), довольно спорны, поскольку указывают на релятивистскую отношение к истине.

Астрофизики, например, наверняка отвергли бы идею о том, что существует множество различных способов осмысления, скажем, природы Вселенной. То, что жизнь управляется законами физики, утверждали они, опирается на твердые математические основы и бесчисленное множество эмпирических данных.0005 правильный способ думать о вселенной.

Телескопы. Единственная перспектива?

Научные описания внесли больший вклад в условия жизни человека и лучше согласуются с реальностью, чем любая теологическая, духовная, романтическая или философская точка зрения когда-либо имела или могла бы. Итак, не стесняйтесь называть все не основанные на доказательствах предметы простыми перспективами, но не касайтесь науки.

Таким образом, перспективизм — куча чепухи? Не выявляет ли более глубокое прочтение нашей цитаты ошибочную идею? Что ж, давайте подумаем, как могли бы ответить сторонники перспективизма.

Нравится эта статья? Каждое воскресенье получайте такие же на свой почтовый ящик (бесплатно)

Каждое воскресенье я раскрываю одну открывающую разум идею из философии.

Вы получаете дистилляцию прямо на свой почтовый ящик.

Конечно, могут сказать они, наука добилась значительных успехов в объяснении и использовании природы для нашего блага, но, как и все остальное, она остается человеческим изобретением.

Несовершенные теории науки не вечны; они просто выражают путь мы — с нашим мимолетным, биологически ограниченным существованием — в настоящее время думают, что вселенная работает, о чем свидетельствуют данные, к которым у нас — с нашими примитивными ограничительными инструментами — есть доступ.

Блестяще умный? Да. Замечательно полезно? Да. Объективно верно? Не совсем так, потому что наука не может избежать субъективной линзы человечества. Кроме того, его сосредоточенность на физической структуре вселенной привела к тому, что пришлось пожертвовать чем-то весьма значительным: смыслом.

Возьми сердце. Это всего лишь комок мышц, который качает кровь по всему телу? Или это тоже избитая метафора любви? Возьмите звезды. Они всего лишь сжигают массы взрывающихся газов за миллиарды миль от нас? Или они тоже являются источником вдохновения для миллионов поэтов-подростков, которые вплетают свои безнадежные проблемы в ночное небо?

Мерцание, мерцание, мерцание звезд.

Суть в том, чтобы положить конец этому раздутому языку, что, безусловно, есть место для всех этих вещей: несомненно, наше мировоззрение обогащается путем сопоставления различных перспектив, мышления о Вселенной не только с точки зрения того, как она работает, но и также с точки зрения того, что это означает.

Живя в эпоху Интернета, когда ежедневно бушуют смертельные битвы в разделах онлайн-комментариев, мы, возможно, могли бы извлечь уроки из мысли, что никто из нас на самом деле не понимает и не высказывает мнения истина , поскольку такая истина может быть навсегда отвергнута нами из-за наших ограниченных и конечных точек зрения.

Таким образом, вместо того, чтобы отбрасывать как безумные или глупые мнения, которые мы не можем понять или которые расходятся с нашими собственными догматическими программами, если бы мы рассматривали и объединяли наши субъективные точки зрения рациональным и вдумчивым образом — таким образом, который придавал бы достаточный вес конечно, к подходам, основанным на фактических данных, — тогда, возможно, помимо того, что мы узнаем что-то новое, мы все также могли бы немного лучше ладить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *