Толстой лев о смысле жизни: Л.Н. Толстой о смысле жизни
Л.Н. Толстой о смысле жизни
Л.Н. Толстой о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
…чтобы познать
смысл жизни человека,
надо прожить не менее 600 лет…
Китайская пословица
На протяжении многих веков люди «бились» над вопросом о смысле жизни. Для чего мы живем? Неужели жизнь — это только потребление? Жить, чтобы умереть? Эти и подобные им вопросы во все времена занимали самое пристальное внимание как самых ярких и выдающихся, так и самых простых здравомыслящих людей своего времени.
Частично мы имеем ответы на эти вопросы в философских трудах и художественных произведениях величайших гениев человечества. На страницах великих книг Л.Н. Толстого начали жизнь его герои, ищущие, думающие над важнейшими вопросами: о жизни и смерти, о назначении человека на земле, об осознании собственного «Я».
Сюжеты произведений Толстого и строятся вокруг поиска смысла жизни героями и самого автора.
Жизненный путь любимых героев «Войны и мира» Толстого- Наташи Ростовой, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Князь Андрей, например, мечтает о славе, подобной славе самого Наполеона, мечтает совершить подвиг. Но эти мечты не похожи на мечты штабного карьериста Жеркова, потому что слава для Андрея Болконского — «та же любовь к другим. Желание сделать для них что-нибудь». Ради своей мечты он идет в действующую русскую армию, совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения, получает тяжелое ранение. Но там же, на поле Аустерлица, к нему приходит понимание всей ничтожность его прежней мечты, разочарование и, как следствие, духовный кризис. И только встреча с Пьером вновь пробуждает его к жизни. Он возвращается в общество, принимает участие в деятельности комиссии Сперанского, возвращается в армию, но уже не в поисках славы, а для защиты Отечества. И там, в полку, Андрей находит наконец свое призвание — служить Родине, заботится о своих солдатах и офицерах.
Путь князя Андрея завершается тем, о чем он мечтал в начале романа, — славой, славой настоящего героя, защитника Отечества. Это достойный конец его жизненного пути, его поиска смысла жизни.
Судьба Пьера Безухова складывается по — другому. Он не знает, какой дорогой надо идти, мечется, совершает ошибки, но всегда его действиями руководит одно желание — «быть вполне хорошим». Поиск смысла жизни приводит Пьера к вступлению в масонскую ложу. Он стремится стать другим и помочь остальным людям измениться к лучшему. Это стремление к благу других приводит Пьера к мысли пожертвовать собой и убить Наполеона, как главного источника всех бед и страданий.
Два месяца, проведенных в плену, позволили Пьеру узнать и понять русский народ, его взгляды на жизнь изменились. Он осознал, что любая благотворительность не способна накормить всех бедных. Пьер принимает непосредственное участие в восстании декабристов и потом отправляется на долгие годы в Сибирь, откуда он вернется через тридцать лет уже старым человеком, но не изменившим своих взглядов и идеалов.
Так завершается поиск смысла жизни Пьером Безуховым. Наташа Ростова смысл своей жизни видит в семье, муже, материнстве.
В романе «Воскресение» главный герой князь Нехлюдов увидел свою личную вину в падении Катюши Масловой и вину своего класса в падении миллионов таких Катюш. «Бог, живший в нем, проснулся в его сознании», и Нехлюдов обрел ту точку обзора, которая позволила по-новому взглянуть на жизнь свою и окружающих и выявить ее полную внутреннюю фальшь. Толстой показывает превращение Нехлюдова из барина, легкомысленного прожигателя жизни, в искреннего христианина.
Герои Толстого идут по разным жизненным дорогам, по- разному видят смысл своей жизни: для кого-то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, а для кого-то смысл жизни заключается совсем в другом. Почему? Ответ на этот и многие другие вопросы можно найти в книге Л.Толстого «Путь жизни».
Читая это удивительное произведение, вместе с Л.Н. Толстым открываешь такую простую и понятную истину, находишь ответы на самые важные вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Как надо жить?», «Что такое жизнь? И в чем её смысл?», «Что правит миром?».
Л.Н. Толстой писал: «Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь. Одно помогает другому. А потому, если разум не помогает доброй жизни, это не настоящий разум. И если жизнь не помогает разуму, то это не добрая жизнь». В книге отчетливо прослеживается мысль: души человеческие, отделенные телами друг от друга и от Бога, стремятся к соединению с тем, от чего отделены, и достигают этого соединения с душами других людей – любовью и с Богом – сознанием своей божественности заключается смысл человеческой жизни.
Это чувствуют герои Л.Н. Толстого.
Именно в годы юности предпринята попытка определить цель жизни человека. «Я бы был несчастливейшим из людей, — писал Л.Н. Толстой 17 апреля 1847 года, — ежели бы я не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной» (Л.Н. Толстой, т. 46, стр. 31). Служение людям… Позднее в своей знаменитой книге Л.Н. Толстой напишет: «Всякий старается сделать себе как можно больше добра, а самое большое добро на свете в том, чтобы быть в любви и согласии со всеми людьми».
«Путь жизни» — плод мучительных раздумий над смыслом жизни. Л.Н. Толстой превратил себя в объект наблюдения, а цель одна: помочь людям. Какая сила духа! Стремление уберечь людей от злых помыслов, направить силы на добрые поступки. Работа велась на протяжении всей жизни. Не в каждом молодом человеке возникает желание создавать правила, которые нашли отражение в «Журнале ежедневных занятий». Вот одна из записей: «Будь верен своему слову. Ежели ты начал какое бы то ни дело, то не бросай его, не окончив…» (Л.Н. Толстой, т. 46. стр. 266-267).
Мудрое правило. Просто и лаконично. Может быть, следуя собственному совету, Лев Толстой создал произведения, восхищающие людей всего мира? Позднее, в книге «Путь жизни», великий писатель создал правило и для нас: «Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен делать и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов». К таким людям принадлежал и сам Л.Н. Толстой. Всю свою жизнь достаточно долгую по человеческим меркам, он пытался перенять то, что накопило человечество за долгий период существования; особенно интересовали мысли, в которых нашла отражение вечная тема: добро и зло. Из «Голосов безмолвия» пришла в книгу браминская мудрость: «Дорожи добрыми мыслями своими и чужими, когда узнаешь их. Ничто не поможет тебе столько, сколько помогут добрые мысли для исполнения истинного дела твоей жизни».
Ведь именно в юности и надо определяться, что правит миром, что правит твоей душой? Добро или зло? И где та грань, которую нельзя переступить? Иначе погибнет душа…
Может ли человек что-нибудь сделать или все уже предписано? В книге Л.Н. Толстого можно найти примерно такой ответ: «Человек просит, чтобы ему помогли люди или Бог, а помочь ему никто не может, кроме его самого, потому что ему может помочь его добрая жизнь. А это может сделать только он сам» (Саади). По мнению Л.Н. Толстого, человек может решить сам свою судьбу, определить, что он будет делать в жизни, как поступать. Мудрый писатель предупреждал: «Если бы только мы чаще вспоминали о том, что никогда не вернешь потерянного времени, никогда не переделаешь сделанного зла, мы бы больше делали добра, меньше делали бы зла». Как просто сказано о сложном. Но почему так живуче зло? Почему нельзя его искоренить раз и навсегда? Тогда не было бы войн, революций, армий, государств, границ. Но люди живут по другим законам.
Л.Н. Толстой, наблюдая за человеческими поступками, писал: «Люди говорят, что можно воздавать злом за зло для того, чтобы исправлять людей! Это неправда! Люди обманывают себя. Люди платят злом за зло не для того, чтобы исправлять людей, а для того, чтобы мстить. Исправлять зло нельзя тем, чтобы делать зло». Как поступать? Причинили зло тебе, твоим близким, твоему народу… А как дальше? Терпеть? Молчать? Не замечать? Самому совершать зло, назвав это справедливостью? Л.Н. Толстой приводит в своей книге размышления Паскаля: «Чтобы быть всегда добрым, надо приучать себя к этому». Невольно задаешь вопрос: «Как стать добрым?». Вывод один: надо помогать людям, не требуя от них благодарности. Добро всегда бескорыстно.
С точки зрения самого Л. Н. Толстого, вопрос о смысле жизни – противоречие, между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Этот вопрос можно выразить так: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?»
Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви полней и точней всего развернут в заповедях Христа. Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием — такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.
Всегда ли он считал именно так? Был ли поиск истины?
Сознательная жизнь Толстого — если считать, что она началась с 18 лет -подразделяется на две равные половины по 32 года, из которых вторая отличается от первой как день от ночи. Речь идет об изменении, которое является одновременно духовным просветлением, — о радикальной смене нравственных основ жизни. В сочинении «В чем моя вера?» Толстой пишет: «То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, что прежде казалось дурно, показалось хорошо. Со мной случилось то, что случается с человеком, который вышел за делом и вдруг дорогой решил, что дело это ему совсем не нужно, — и повернул домой. И все, что было справа, — стало слева, и все, что было слева, — стало справа».
Первая половина жизни Льва Толстого, по всем общепринятым критериям, сложилась очень удачно, счастливо. Граф по рождению, получил хорошее воспитание, богатое наследство. В жизнь он вступил как типичный представитель высшей знати. У него была буйная разгульная молодость. В 1851 годах служил на Кавказе, в 1854 годах участвовал в обороне Севастополя. Однако его основным занятием стала писательская деятельность. Хотя повести и рассказы приносили славу Толстому, а большие гонорары укрепляли состояние, тем не менее его писательская вера стала подрываться. Он увидел, что писатели играют не свою собственную роль: они учат, не зная, чему учить, и непрерывно спорят между собой о том, чья правда выше, в труде своем они движимы корыстными мотивами в большей мере, чем обычные люди, не претендующие на роль наставников общества. Не отказавшись от писательства, он оставил писательскую среду и после полугодового заграничного путешествия (1857) занялся педагогической деятельностью среди крестьян (1858). В течение года (1861) служил мировым посредником в спорах между крестьянами и помещиками. Но ничто не приносило Толстому полного удовлетворения. Разочарования, которые сопровождали каждую его деятельность, стали источником нарастающего внутреннего смятения, от которого ничто не могло спасти. Нараставший духовный кризис привел к резкому и необратимому перевороту в мировоззренческих взглядах Толстого. Этот переворот явился началом второй половины жизни. Вторая половина сознательной жизни Л. Н. Толстого явилась отрицанием первой. Он пришел к выводу, что он, как и большинство людей, жил жизнью, лишенной смысла — жил для себя. Все, что он ценил — удовольствия, слава, богатство, — подвержено тлену и забвению. «Я, — пишет Толстой, — как будто жил-жил, шел-шел и пришел к пропасти и ясно увидал, что впереди ничего нет, кроме погибели». Ложными являются не те или иные шаги в жизни, а само ее направление, та вера, точнее безверие, которое лежит в ее основании. А что же не ложь, что не суета? Ответ на этот вопрос Толстой нашел в учении Христа. Оно учит, что человек должен служить тому, кто послал его в этот мир — Богу и в своих простых заповедях показывает, как это делать.
Толстой пробудился к новой жизни. Сердцем, умом и волей он принял программу Христа и посвятил свои силы целиком тому, чтобы следовать ей, обосновывать и проповедовать ее. Вопрос о том, чем была обусловлена столь резкая перемена жизнеустоев Л. Н. Толстого не имеет удовлетворительного объяснения, однако некоторые предположения можно сделать.
Внешним толчком к духовному преображению Толстого мог послужить 50-летний рубеж жизни. 50-летие — особый возраст в жизни каждого человека, напоминание, что жизнь имеет конец. И Толстому оно напоминало о том же самом. Толстой давно стал задумываться над общим смыслом жизни, соотношении жизни и смерти. Теперь эта тема стала основной: смерть воспринималась как скорый и неизбежный конец. И тут Толстой обнаружил, что его жизнь, его ценности не выдерживают проверки смертью. «Я не мог придать никакого разумного смысла ни одному поступку, ни всей моей жизни. Меня только удивляло то, как мог я не понимать этого в самом начале. Все это так давно всем известно. Не нынче завтра придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей, на меня, и ничего не останется, кроме смрада и червей. Дела мои, какие бы они ни были, все забудутся — раньше, позднее, да и меня не будет. Так из чего же хлопотать?». Это слова Толстого из «Исповеди». Он ясно понял, что только такая жизнь может считаться осмысленной, которая способна утверждать себя перед лицом неизбежной смерти, выдержать проверку вопросом: «Из чего же хлопотать, ради чего вообще жить, если все будет поглощено смертью?». Толстой поставил перед собой цель — найти то, что не подвластно смерти.
Что скрыто за вопросом о смысле жизни?
Причиной многих несчастий в жизни и неустройств, говорил Л.Н. Толстой, является то, что мы не живем согласно своим убеждениям, а совершаем много сделок с совестью. Нужно сохранять моральную чистоту, стремиться к самоусовершенствованию, а путь компромиссов не для этого.
Совесть — одно из выражений нравственного самосознания личности. Так называемая моральная личность имеет глубокое чувство неудовлетворенности собой, неукротимо ее стремление к совершенствованию, такая личность берет на себя вину за моральную неустроенность мира. Такой человек никогда не может быть спокойным, ибо он признает свой долг и ответственность за то, что происходит вокруг.
Духовная глубина такой личности дает нам пример того, каковыми должны мы быть, идеал Человека. Жизнь показывает, что без чувства совести хотя бы у большинства людей, цивилизация, построенная нами, обречена.
«Начинайте с себя, — говорит Л.Н. Толстой, — нет в жизни никого и ничего сильнее человека, когда он захочет быть свободным и сильным. Быть собой, по-своему верить и думать — разве это так трудно, разве это невозможно? …Борьба с собой и есть радость в жизни. Каждая маленькая над собой победа — шаг вперед. …Упади раз, два, три, но поднимись. И еще раз упади, но все равно поднимайся».
Лев Николаевич Толстой цитата: Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — …
— Лев Николаевич Толстой
Последнее обновление 10 августа 2022 г.
Темы
жизнь, смысл, жизни, смыслЛев Николаевич Толстой
256русский писатель и мыслитель 1828 — 1910Похожие цитаты
„Почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную!“
— Александр Иванович Куприн русский писатель 1870 — 1938
„Для меня жизнь — это постоянное чувство голода. Жить — значит не просто существовать или выживать, но двигаться вперед, расти, достигать и побеждать.“
— Арнольд Шварценеггер американский культурист, бизнесмен и актёр австрийского происхождения, политик-республиканец, 38-й губернатор Калифорнии 1947
„Смысл жизни – да просто получать удовольствие от нее…“
— Том Каулиц гитарист немецкой группы «Tokio Hotel» 1989
Вариант: Смысл жизни?.. Да просто получать удовольствие от нее…
„Мы созданы для любви, пока мы одни жизнь бессмысленна, смысл рождается, когда есть другой.“
— Артур Конан Дойл английский писатель 1859 — 1930
„Жизнь без любви не имеет смысла;
Любовь — вода жизни,
Пей же её и сердцем, и душой.“
— Джалаледдин Руми персо-таджикский поэт-суфий 1207 — 1273
„Смысл жизни – в самой жизни, в её неповторимости и уникальности для каждого из нас.“
— Сергей Владиславович Рязанцевъ
«Мир моих мыслей»
„Без любви ничего не имеет смысла.“
— Шахрукх Кхан 1965
„Жизнь человека имеет смысл до тех пор, пока он вносит смысл в жизни других людей с помощью любви, дружбы, сострадания и протеста против несправедливости. “
— Симона де Бовуар французская писательница, философ, идеолог феминистского движения 1908 — 1986
„В нашей жизни есть одна-единственная краска, как и на палитре художника, придающая смысл жизни и искусству. Это краска любви.“
— Марк Шагал французский художник, график, живописец, сценограф и поэт 1887 — 1985
„Мы — педагоги, преподаватели ради любви к делу. Ибо каждый из нас видит смысл жизни в том, чтобы сделать побольше, проложить тропу поглубже, и то, что мы сделали, накопили, передать стране, которой мы преданы.“
— Николай Иванович Вавилов российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ 1887 — 1943
Из речи в ВИРе (Всероссийский институт растениеводства) 15 марта 1939 года.
„Женщина знает смысл любви, а я ее цену.“
— Ричард Длинные руки 1939
„Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.“
— Лев Николаевич Толстой русский писатель и мыслитель 1828 — 1910
„В любви начисто отсутствовал смысл. Но зато она придавала смысл всему остальному.“
— Виктор Олегович Пелевин русский писатель 1962
„Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа.“
— Стивен Ликок 1869 — 1944
„Чтобы развиваться, меняться, расти, учиться, адаптироваться, любить, набираться опыта… мы должны быть открыты… Это образ жизни и это жизнь.“
— Шеннон Лето американский рок-музыкант 1970
To evolve, change, grow, learn, adapt, love, experience… we need to be openminded… This is living and this is life.
„Надо просто идти и брать от жизни максимум. Каждый день“
— Шот Жизни
Эта цитата ждет обзора.
„Мудр тот, кто не просто бережет свою жизнь — но и свою судьбу, не доверяет каждому.“
— Иван_Пьянов
„Надо просто идти и брать от жизни максимум. Каждый день“
— Франц Вертфоллен писатель, просветитель, музыкант
Источник: Шот Жизни
„Вот ведь странное дело: столько лет люди бьются, ищут смысл жизни, — а надо просто радоваться, и все. “
— Фэнни Флэгг американская писательница 1944
„Не думаю, что люди принимают такой простой факт: в жизни нет смысла. Мне кажется, из-за этого людям страшно неуютно.“
— Дэвид Линч американский кинорежиссёр, музыкант, сценарист 1946
Связанные темы
- Жизнь
- Смысл
- Жизни
- Смысл
Книга «Большой толстый американский лев: активное руководство по тому, как жить лучше, будучи толстым» Алессандро Боккалетти общественному здравоохранению (имеется в виду нас!).
Идет загрузка
Богатая вспомогательными материалами, диаграммами, графиками и научными данными, эта книга по-прежнему очень удобна для чтения и является очень важным вкладом в общественное здравоохранение (имеется в виду нас!). LoadingЕвропейский автор Алессандро Боккалетти получил степень бакалавра и магистра делового администрирования в Нью-Йоркском университете, исследователь и автор научных романов. Его интересы и труды сосредоточены на фармакологии и ее многочисленных аспектах (добро и зло), а также на здоровье с особым акцентом на тенденциях здоровья (добро и зло). В этой короткой книге он обращается к теме, которая как нельзя более актуальна, — эпидемии ожирения — теме беспокойства, насмешек и современного увлечения телевизионными шоу, выставляющими напоказ рекламу Больших Людей как рекламу их комедий о тучных персонажах. Настало время ученому писателю обратиться к этой тревожной тенденции увеличения талии и ИМТ, и именно это делает БОЛЬШОЙ ЖИРНЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕВ таким важным и интересным! – книга для всеобщего прочтения. Аромат книги заложен в прекрасном предисловии Алессандро – «Здесь мы начинаем это исследование, которое шаг за шагом проведет вас по дороге к четкому пониманию слов «толстый», «избыточный вес» и « ожирением» в глобальной перспективе. Прочитав эту книгу, вы сможете лучше понять эти состояния и то, что вы можете сделать, чтобы улучшить свой образ жизни. Вы единственный человек, который меняет правила игры в своей жизни, и только вы можете выбрать лучший способ улучшить свой образ жизни. В этой книге вы откроете для себя несколько проверенных методов и, возможно, удивитесь, узнав, что в большинстве случаев природа дает нам все инструменты, необходимые для улучшения нашего образа жизни. Крупные фармацевтические компании называют ожирение «эпидемией», и на рынке продолжают появляться новые продукты, заставляя вас тратить с трудом заработанные деньги на их последние химические или биологические достижения. Когда вы принимаете лекарства, вы решаете иногда или регулярно вводить в свой организм синтетический химический продукт, который может даже ухудшить ваше физическое состояние в долгосрочной перспективе — всегда есть какие-то возможные побочные эффекты. На самом деле, наши тела сами по себе являются природными чудесами, и большую часть времени они адаптируются к текущим внутренним и внешним условиям. Здоровый образ жизни лучше тысячи лекарств. Вы должны понимать, что фармацевтические компании с их миллиардами наличными существуют для того, чтобы получать прибыль. У них есть акционеры и высокооплачиваемый менеджмент, и им нужны деньги клиентов или потребителей для их корпоративных интересов. Финансовую игру можно описать четырьмя словами: продукт, цена, место, продвижение. Принцип заключается в том, что новый продукт должен продаваться по определенной цене, в местах, где продажи и прибыль максимальны, и с использованием лучших рекламных инструментов. Потребителю продукт часто преподносится как чудодейственное средство, и он имеет внутреннюю высокую цену из-за своих рекламируемых свойств. Но основная реальность такова, что есть продавец и покупатель, так что просто старайтесь быть осторожными. Часто кратчайших путей нет, и есть множество иллюзорных ловушек. Выбор чувствовать себя лучше только за вами, и в этом кратком руководстве я постараюсь помочь вам в этом процессе, сделав сложные вопросы проще и понятнее. Базовые знания и образование необходимы для борьбы с эпидемией ожирения». Затем Алессандро переходит к основам — «Наш большой, толстый мир» (анализ ожирения и ИМТ), «Большие, толстые Соединенные Штаты Америки». Ожирение («Около 35 процентов населения страдает ожирением. Почти 68% людей имеют избыточный вес), Стратегии управления и снижения веса (в настоящее время расходы на здравоохранение в стране составляют более 210 миллиардов долларов США в год, связанные с ожирением. Ожирение обходится системе здравоохранения США дороже, чем курение), и Будущее (Мы живем в жирном мире, мире изобилия, где товары и еда общедоступны, а меняющиеся условия жизни, меняющиеся стандарты жизни и меняющиеся потребительские привычки заставляют людей есть плохо, часто и без ограничений. Легко. доступная пища, насыщенная вкусовыми стимуляторами и добавками, вызывает химические реакции в организме, побуждающие потребителя есть больше).
Богатая вспомогательными материалами, диаграммами, графиками и научными данными, эта книга по-прежнему удобна для чтения и является очень важным вкладом в общественное здравоохранение (имеется в виду нас!). Очень рекомендуется. Грейди Харп, 17 апреля
American Express
По всей Африке богатство и разнообразие культуры континента можно оценить во всех сферах повседневной жизни, а также связь между туземцами и животными, которые когда-то царили в саванне. не исключение.
В течение сотен лет африканцы поддерживали глубокую связь с животными, которые их окружают, связь, часто проистекающая из уважения и того, как они зависели от них в еде, одежде и искусстве. Обычаи варьируются от племени к племени, но все они придерживаются идеи баланса и равенства между человеком и животным, избегая значительного сокращения населения, убивая их без необходимости.
Более того, местные жители всегда связывали окружающих их животных с символами, находя более глубокий смысл и связь между ними и этими зверями:
Лев
На всем континенте лев обычно символизирует силу, отвагу, гордость, мудрость, авторитет и защиту, а львица олицетворяет жестокое материнство и женственность. В Африке считается, что лев, как и все другие представители семейства кошачьих, обладает особыми защитными способностями.
Большинство африканских племен восхищаются львом, однако были некоторые — в основном те, кто разводил скот — которые считали его олицетворением зла, вероятно, из-за того, что львам нравится вкус бычьего мяса.
Стоит отметить, что хотя в Европе лев считается царем зверей, в Африке это не так, аборигены находят других животных более грозными, чем это животное из семейства кошачьих; вместо этого они считаются судьями, которые отсеивают слабых, поедая их, и опасных, убивая их.
Лев также считается «зверем тысячи предзнаменований» африканскими целителями: если человек, путешествующий, видит льва, пересекающего его путь слева направо, считается, что он приобретет богатство к концу своего путешествия; если мужчина встречает спаривающихся львов, считается, что он женится на принцессе или богатой женщине, а если он встречает льва, который затем преследует его на дереве, считается, что у мужчины возникнут проблемы с королем своего племени.
Буйвол
В Африке буйвол считается символом плодородия и питания. Это поверье берет свое начало, когда буйволы пересекали африканский ландшафт, и местные жители отмечали, как их отходы приносят плодородие земле, таким образом связывая эту добродетель с животными.
Жир, глаза и репродуктивные органы буйволов ценятся целителями и часто продаются как амулеты; Считается, что мошонка буйвола притягивает и удерживает деньги. При этом африканцы редко охотятся на буйволов для еды, прибегая к этому только в отчаянные времена, поскольку их мясо, и особенно их мускулистые ноги, как правило, жесткое и трудно поддается приготовлению.
Сны с буйволами также несут духовный смысл – считается, что если вы попали в беду и видите во сне буйвола, стоящего и обращенного к вам, то вы найдете друга, который поможет вам выбраться из беды. С другой стороны, если вам снится, что вас преследует буйвол, считается, что вы подвергнетесь нападению и побеждены очень сильным врагом.
Леопард
На всем континенте леопард олицетворяет ловкость, благородство, свирепость, агрессию и отвагу, а некоторые считают его Великим Стражем. В древности Леопардом звали отважного короля, властвовавшего над другими монархами.
В Европе леопарда называют Князем Тьмы, а в Африке туземцы верят, что это животные-проводники духов мертвых, помогающие им найти место упокоения. Леопард также считается тотемным животным, и целители верят, что он обладает особыми способностями, а некоторые даже используют его шкуру в качестве церемониального наряда.
Учитывая исключительное зрение животного, местные жители считают, что леопард обладает способностью видеть то, что другие не могут; поскольку их кожа помогает им маскироваться в дикой местности, они также наделяют животное способностью изменять форму и быть в состоянии обмануть тех, кто пытается причинить им вред.
Слон
В Африке люди глубоко почитают слонов. Он ассоциируется с удачей, терпением, мудростью, долголетием и счастьем. Они также связаны с королевской семьей, так как члены королевской семьи ездили на них. Для некоторых племен они также являются символом ясности и умеренности.
Многие племена верят, что слоны были сверхъестественными существами и что их кости и бивни из слоновой кости — самые чистые из известных веществ. Эта связь между слоновой костью и чистотой сохраняется и по сей день, а материал используется для художественных украшений и резных священных украшений, которые, по мнению целителей, позволяют обладателю всегда пользоваться небесной защитой.
Носорог
Большинство африканских племен верят, что носорог символизирует свирепость и дикость, часто ассоциируя их с разъяренными людьми, но они также являются символом ловкости, свободы, одиночества и внутреннего покоя. Их символика отражает противоречивый характер поведения носорогов в дикой природе, которые, как известно, проявляют агрессивное поведение, но в то же время довольно пассивны и нежны.
Как тотемы, носороги являются символами мягкости и мира, а целители верят, что они олицетворяют устойчивость и безопасность. Местные жители также считают, что их бивни обладают качествами афродизиака, и поэтому на них часто охотятся с целью их удаления и продажи.
Глубокое уважение и благоговение африканцев по отношению к своим животным проявляется во всем: в том, что они едят, в том, как одеваются и что рисуют, поскольку именно так проявляются символы. Символика животных в Африке столь же обширна, сложна и разнообразна, как и различные общества, которые верят в нее и следуют ей на континенте, и она помогает нам понять глубину и богатство африканской культуры, позволяя нам оценить связь между местными жителями, свои обычаи и свою землю.