Теперь уже поздно противиться судьбе моей: «Теперь уже поздно противиться судьбе моей; воспоминан…➤ MyBook
15 литературных валентинок — Год Литературы
Текст: ГодЛитературы.РФ
Многие относятся ко Дню святого Валентина снисходительно — дескать, все это праздник маркетологов, наживающихся на естественной тяге рода человеческого к любви и ласке. И соверешенно напрасно! Вернее, доля истины в этом утверждении конечно есть, но ведь и впадать в крайнюю степерь консьюмеризма и скупать миллион алых роз совершенно необязательно. А в том, чтобы в День всех влюбленных признаться дорогим людям в любви — что же тут плохого? Этим и литературные герои, и сами писатели нередко занимались. Что они бы написали на своих валентинках — рассказывем в нашем материале.
1. «Ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без презрения на прочих мужчин; в твоей природе есть что-то гордое и таинственное; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно…» (Вера, «Герой нашего времени» М. Лермонтова)
2. «Тебя, необыкновенное, можно сказать, неземное существо, я люблю превыше всего на свете». (Эдвард Рочестер, «Джейн Эйр» Ш. Бронте)
3. «Как я на себя зол! Даже мороз по коже дерет… Я люблю вас! Очень мне нужно было влюбляться в вас! Завтра проценты платить, сенокос начался, а тут вы…» (Смирнов, пьеса-шутка «Медведь» А. Чехова)
4. «Я вас люблю, люблю страстно… Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно. Теперь уже поздно противиться судьбе моей». (Бурмин, «Повести Белкина» А. С. Пушкина)
5. «Я еду для того, чтобы быть там, где вы, я не могу иначе. Ни одного слова вашего, ни одного движения вашего я не забуду никогда и не могу». (Вронский, «Анна Каренина» Л. Толстого)
6. «Утром я не знала, куда деваться от ужаса, а сейчас… сейчас, мой хороший великан, я не знаю, куда деваться от счастья! Там сидит и ждёт меня муж. .. Ха-ха! Хоть бы он даже был крокодил, страшная змея… ничего не боюсь! Я тебя люблю и знать ничего не хочу». (Ольга, «Драма на охоте» А. Чехова)
7. «О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто ещё не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство… К чему ненужное красноречие? Любовь моя безгранична». (Старцев, «Ионыч» А. Чехова)
8. «Я не могла… Я боялась. Я думала, что можно уйти от судьбы… А теперь… теперь…: Теперь мне всё равно, всё равно!.. Потому что я люблю тебя, мой дорогой, мое счастье, мой ненаглядный!..» (Олеся, «Олеся» А. Куприна)
9. «Вам до меня, конечно, нет никакого дела. И я бы тоже очень хотела, чтобы мне было всё равно. Вы вошли в меня, как болезнь. Я постоянно ловлю себя на том, что думаю о вас. Это выше моих сил. Я разрушилась вся от этого чувства…» (Дарья, «Хождение по мукам» А. Толстого)
10. «Вы — часть моей жизни, часть меня самого. Вы — в каждой строчке, которую я прочел с тех пор, как впервые попал сюда простым деревенским мальчиком, чье бедное сердце вы уже тогда ранили так больно. Вы — везде и во всем, что я с тех пор видел, — на реке, в парусах кораблей, на болотах, в облаках, на свету и во тьме, в ветре, в море, в лесу, на улицах». (Пип, «Большие надежды» Ч. Диккенса)
- Я не могу без тебя жить.
- Мне и в дожди без тебя — сушь.
- Мне и в жару без тебя стыть,
- Мне без тебя и Москва — глушь.
- Мне без тебя каждый час с год,
- Если бы время мельчить дробя,
- Мне даже синий небесный свод
- Кажется каменным без тебя.
- Николай Асеев
12. «Вся моя борьба была тщетной! Ничего не выходит. Я не в силах справиться со своим чувством. Знайте же, что я вами бесконечно очарован и что я вас люблю!» (Мистер Дарси, «Гордость и предубеждение» Д. Остин)
13. «Не понимаю, откуда у тебя такая власть над моим несуществующим сердцем?» (Ральф де Брикассар, К. Маккалоу, «Поющие в терновнике»)
- Твоя ль вина, что милый образ твой
- Не позволяет мне сомкнуть ресницы
- И, стоя у меня над головой,
- Тяжелым векам не дает закрыться?
- Я не могу забыться сном, пока
- Ты — от меня вдали — к другим близка.
Шекспир, отрывок из Сонета 61
15. «Я поняла, что мне-то легко в вас влюбиться. Ученицы всегда влюбляются в учителей… А вам? Может, вы больше тосковали, чем веселились… А я вам морали читала, дура… Я, наверное, без вас жить не смогу». (Маша, «Географ глобус пропил» А. Иванова)
16. «Эовин, ты — царевна-воительница, и слава твоя не померкнет вовеки; но ты, дорогая, прекраснее всех на свете, и даже эльфийская речь бессильна описать твою красоту. И я тебя люблю. Прежде меня тронуло твое горе, нынче же знаю: будь ты как угодно весела и беспечна, будь ты даже беспечальной княжной гондорской, все равно я любил бы тебя». (Фарамир, «Властелин колец» Д. Толкиена)
20 цитат ко Дню св. Валентина
Книга вместо валентинки
5. «Повести Белкина» — Православие и русская литература. Том I.(a) (Дунаев М.М.)
Пред. главаОглавлениеСлед. глава- Вступление
- Глава I. Литература XVII столетия
- 1. Культурный процесс XVII столетия
- 2. Своеобразие литературных произведений XVII столетия
- Глава II. Литература XVIII столетия
- 1. След петровской эпохи
- 2. На путях гуманизма
- 3. Ф. Прокопович, М. Ломоносов, А. Кантемир
- Феофан Прокопович
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Антиох Дмитриевич Кантемир
- 4. Г. Державин, К. Батюшков
- Гаврила Романович Державин
- Константин Николаевич Батюшков
- 5. И. Дмитриев, Н. Карамзин, А. Радищев
- Иван Иванович Дмитриев
- Николай Михайлович Карамзин
- Александр Николаевич Радищев
- 6. Андрей Тимофеевич Болотов
- Глава III. Литература начала XIX века
- 1. На пороге XIX столетия. Романтизм
- 2. Василий Андреевич Жуковский
- 3. Отличительные черты революционного романтизма
- 4. П. Вяземский, И. Козлов, Д. Веневитов
- Пётр Андреевич Вяземский
- Иван Иванович Козлов
- Дмитрий Владимирович Веневитинов
- 5. Александр Сергеевич Грибоедов
- 6. Иван Андреевич Крылов
- Глава IV. Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837)
- 1. Пророческий дар
- 2. Трагедия «Борис Годунов»
- 3. Цикл драматических произведений «Маленькии трагедии»
- 4. Роман в стихах «Евгений Онегин»
- 5. «Повести Белкина»
- 6. Осмысление Пушкиным русской государственности и русского бунта в поэме «Медный всадник» и повести «Капитанская дочка»
- 7. Невольник чести
- 8. Эпилог
- Краткая библиография первой части
- Полный текст
5. «Повести Белкина»
«Маленькие трагедии» и завершение работы над «Евгением Онегиным» связаны с Болдинской осенью 1830 года. Но тогда же он создаёт наполненные истинной весёлостью «Повести Белкина». И хотя нет в них той духовной глубины, какую видим в иных болдинских созданиях, Повести все же заслуживают недолгого хотя бы разговора. В них Пушкин окончательно и смеясь расправляется с давними литературными стереотипами и предрассудками. В них же даётся начало некоторым новым мотивам и идеям, которые позднее русские писатели не обошли вниманием.
Прежде всего, обратимся к сюжетам «Повестей Белкина». В них особый смысл. Давно замечено, что ключ к Повестям обретается в одном из прозаических произведений Пушкина, условно названном «Роман в письмах» (1829). Вот это место:
«Умный человек мог бы взять готовый план, готовые характеры, исправить слог и бессмыслицы, дополнить недомолвки — и вышел бы прекрасный оригинальный роман. Скажи это от меня моему неблагодарному Р. (Этот Р, несомненно, сам Пушкин. — М.Д. ) Пусть он по старой канве вышьет новые узоры и представит нам в маленькой раме картину света и людей, которых он так хорошо знает» (6, 67).
Вот что такое «Повести Белкина»: новые узоры по старой канве.
Старая канва — это сюжеты и мотивы сентиментальной и романтической литературы, весьма популярной в то время (собственно, иной-то и не было). Пушкин в «Онегине» всё это определил как «обман» и «небылицы». В Повестях он ставит перед собою задачу: а в обыденной-то действительности что получится, если что-либо подобное произойдёт?
Романтизм байроновского толка дал, как мы много раз вспоминали, характер гордый, угрюмый, несколько таинственный, стоящий над толпою, ею непонятый, одинокий. А ну-ка возьмем да и забросим его в некое захолустное местечко — что выйдет? Вышел характер Сильвио из повести «Выстрел». В отличие от Байрона, Пушкин подобный характер на пьедестал не возводил. Он дал иронически-бытовой поворот старой теме. Уже в самом имени — Сильвио — скрытая ирония. Тут не любование возвышенным характером, а как-бы недоумённое пожатие плечами при встрече с человеком, который многие годы жизни смог потратить на слишком ничтожную цель: отомстить своему недругу, главной виной которого было прежде всего то, что он превосходил героя душевными своими качествами. Годы ушли у Сильвио на тайные мучения гордыни и злорадное предвкушение мести тому, кто эту гордыню ущемил. Нравственная деградация человека, романтического героя, очевидна.
Язык пушкинской прозы заслуживает особого внимания. Когда-то Чехов по поводу лермонтовской прозы советовал: ее надо разбирать по фразам, по членам предложения, как гимназисты. Универсальный совет мастера, для всех случаев годится. Попробуем. Вот начальная фраза «Выстрела»: «Мы стояли в местечке ***» (6, 85). Толстой однажды пришел в восхищение от подобной же начальной фразы у Пушкина: «Гости съезжались на дачу» (6, 560). Или начало «Пиковой дамы»: «Играли в карты у конногвардейца Нарумова» (6, 317). Простейшая синтаксическая конструкция: подлежащее, сказуемое, обстоятельство места. Только в «Пиковой даме» неопределённо-личное предложение, подлежащего нет, и автор заполняет ритмическую пустоту: «Однажды играли…» За видимой простотой — высокое мастерство, чутьё языка, чутьё фразы, чутьё ритма её. Ведь недаром Толстой восхитился: вот как надо писать! А он-то уже к тому времени «Войну и мир» создал, сам был мастер из мастеров. Пушкин сумел раскрыть очарование простейшей синтаксической схемы. Именно она определила построение знаменитой фразы в начале «Анны Карениной»: «Всё смешалось в доме Облонских». Подлежащее, сказуемое, обстоятельство места. Заметим дополнительно, что подлежащее во всех случаях достаточно кратко по звучанию (а в одном случае и вовсе отсутствует), а через трёхсложное сказуемое переход следует к достаточно объёмному обстоятельству. Алгеброй гармонию порою прелюбопытно поверить.
Чисто языковыми средствами автор добивается особенно эмоционального наполнения своих описаний. Вот начало следующей повести — «Метель».
«Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстью и что родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нём и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя. Наши любовники были в переписке, и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялись друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без неё? Разумеется, что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны» (6, 102–103).
Как будто вполне бесстрастное описание вполне житейской истории, способной вызвать сочувствие к героям. Но понимающие некоторые побочные обстоятельства, связанные с этим отрывком, не могут не рассмеяться. Не случайна реакция Боратынского при чтении Повестей: «ржёт и бьётся» — как засвидетельствовал Пушкин в одном из писем. Каким приёмом добивается автор комического эффекта? Да простым повторением вводных слов: следственно, само по себе разумеется, что весьма естественно, разумеется… Но почему всё происходящее и рассказанное непременно должно само по себе разуметься? Логика обычной жизни к тому не обязательно принуждает.
Так здесь не логика жизни, а детерминизм литературных штампов. Пушкин над ними смеётся. Ранее уже приходилось говорить об особенностях дворянской культуры той эпохи: люди часто строили свои отношения по литературным образцам. (А может быть, таково и вообще свойство культур различных эпох?) Пушкин доводит это до абсурда. Не забудем общего замысла: вышивание новых узоров по старой канве. А старая-то канва тяготеет к абсурду, Пушкин его лишь выявил зримо. Он напоминает постоянно: разумеется, естественно — не потому, что это непременно естественно в жизни, но — в романах.
Другой пример. Сентиментальные романы в большинстве по форме представляют собою переписку между героями. В «Метели» герои живут бок о бок, всякий день видятся, но всё равно состоят в деятельной переписке. Могли бы и обойтись, но такова условность жанра. Как Пушкину не усмехнуться? Как Боратынскому не «ржать»?
По общему свойству сопоставлять литературные и жизненные ситуации, герои не могли не увидеть некоторого своего сходства с героями романа Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»: богатая девушка, бедный молодой человек, родители препятствуют браку. И вот они хотят изменить дальнейшее развитие сюжета, потому что оно ведёт к несчастью. Однако… А что дальше случилось, читатель долгое время не знает: нечто загадочное. Нужно заметить попутно, что сюжетом Пушкин владеет виртуозно. Но так или иначе — новоявленный Сен-Прё погибает на войне, а судьба героини неясна. И вдруг новый Сен-Прё является — в облике гусарского полковника, лихого рубаки, бретёра и повесы. Сцена любовного объяснения с ним героинею срежиссирована вполне литературно, речь же героя нового звучит отчасти комически и также нарочито литературно.
«Бурмин нашёл Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящею героинею романа. После первых вопросов Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом взаимное замешательство, от которого можно было избавиться разве только незапным и решительным объяснением. Так и случилось: Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случая открыть ей своё сердце, и потребовал минуты внимания. Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия.
«Я вас люблю, — сказал Бурмин, — я вас люблю страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову ещё ниже.) «Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…» (Марья Гавриловна вспомнила первое письмо St.-Preux.) «Теперь уже поздно противиться судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне ещё остается исполнить тяжелую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду. <…> Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но я — несчастнейшее создание… я женат!» (6, 115–116)
Одно слово — и оно взрывает изнутри всю эту ситуацию, а то, что рассказывает далее Бурмин, разрушает и литературщину, какую они накрутили вокруг собственной жизни, опрокидывает все литературные шаблоны. И как это достигается? Прежде всего при помощи языка. Авторский текст самим чуть-чуть ироничным звучанием своим становится весьма точным комментарием происходящему — при внешнем полном невмешательстве автора в ход событий, в ткань повествования.
Пушкин необычайно ироничен в этой своей прозе, но ирония его особого рода. Бывает: человек шутит, смеётся, иронизирует, высмеивает — читатель это чувствует, понимает, смеётся тоже (или не смеётся). Пушкин же в большинстве случаев абсолютно серьёзен. А вместе с тем ирония просто убийственная. Как он того достигает — иногда просто загадка. Он и вполне серьёзен, и вполне насмешлив одновременно. Есть такое ныне модное среди литературоведов словечко: амбивалентность, а попросту — двойственность. «Повести Белкина» — пример такой амбивалентности. Неверно было бы сказать, что в них ирония за внешней серьёзностью: ибо автор серьезен вполне и внешне.
Вот описание времени окончания Отечественной войны с Наполеоном:
«Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слёзы свиданья! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него, какая была минута!
Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен, встречая победителей, кричали они: ура!
И в воздух чепчики бросали.
Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою?..» (6, 112–113).
Ведь это вполне серьёзно всё, без всякой насмешки. Но одновременно…
Бытовало в прошлом веке выражение: бросить чепец за мельницу. Или короче: бросить чепец, чепчик. Оно французское по происхождению и теперь вместе с французским языком ушло из разговорной речи. Означает оно: пуститься во все тяжкие, пренебречь общественными приличиями. В речи Чацкого, которого и процитировал Пушкин, смысл слов предельно ясен: при виде военного мундира женщины забывали себя. Уже у Чацкого ирония, у Пушкина же — вдвойне!
Амбивалентности текста содействует то, что Пушкин не является в Повестях прямым рассказчиком: рассказчик Белкин, да и тот не просто рассказывает, а пересказывает истории, им услышанные. Белкин говорит серьёзно, не шутит, не иронизирует, на это он не способен: простоват чересчур. А автор как бы рядом стоит, слушает, слушает, а часто нет-нет, да и усмехается.
Про отечество — да, это и Пушкин тоже, его чувства тут известны. А про государя — Белкин не посмеет, а автор как бы и подмигнул. Это и даёт ощущение двойной окраски фразы. Есть нынче такие картинки-фокусы: под одним углом смотришь — одно видишь, а изменить угол зрения — изображение меняется. Так и в Повестях.
Во фразе из только что процитированного текста «А для него, какая была минута!» автор ставит совершенно ненужную по правилам пунктуации запятую, и она-то даёт новую интонацию, позволяет менять этот угол зрения.
Ведь к Александру у Пушкина было вполне определённое отношение, тогда же в Болдине были написаны, быть может, известные строки:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда. (5, 209)
И т.д.
Оттого и ставит Пушкин ту запятую, меняющую интонацию фразы. Белкину она бы по всем правилам не нужна была.
Литература, в отличие от других видов искусства, рассчитанных на восприятие конкретными органами чувств, имеет особый объект воздействия: человеческое воображение, фантазию нашу. Эстетический секрет литературы прежде всего в том, что автор должен определённым образом настроить воображение воспринимающего — читателя. Возможности человеческой фантазии же безграничны: достаточно нескольких штрихов, намёка даже, чтобы воображение воспроизвело самые сложные картины, самые совершенные образы. Это еще древние понимали. Известный пример: Гомер не описал Елену Прекрасную, а сказал лишь, что когда она вошла — старцы встали. И нам этого достаточно. Но автору важно и скорректировать внутреннее зрение читателя, указать точку, с которой необходимо смотреть на представленную картину.
Вот повесть «Гробовщик». Кажется, тема мало располагает к юмору. Пушкин берёт «старую канву»: явление мертвецов. В литературе того времени весьма популярны были «готические романы» со всякими ужасами. Тема возмездия связывалась в них часто с явлением злодею-губителю невинных жертв, требующих расплаты за совершённое преступление. Но в «Гробовщике» нет никакого ужаса, это не гоголевские мертвецы, встающие из могил. Пушкин незаметно (и с юмором) направляет наше восприятие. Ирония включается уже в тот момент, когда главный герой, гробовщик Адриан Прохоров начинает ощущать в себе нечто вроде комплекса неполноценности:
«Что ж это, в самом деле, — рассуждал он вслух, — чем ремесло мое нечестнее прочих? разве гробовщик брат палачу? Чему смеются бусурмане? разве гробовщик гаер святочный? <…> А созову я тех, на которых работаю: мертвецов православных» (6, 124).
И автор даёт ему как бы возможность самоутверждения: хочешь позвать мертвецов, почувствовать свою полезность — пожалуй! Он применяет приём, вообще характерный для «Повестей Белкина»: приём «а что, если…» А что, если романтический таинственный характер окажется в захолустном местечке? А что, если при венчании женихов перепутают? А что, если к гробовщику его клиенты явятся? И так далее.
В сцене явления мертвецов, как и всё в Повестях, описание идёт и в шутку и всерьёз. Тема возмездия оборачивается совершенно обыденной и прозаической претензией:
«Ты не узнал меня, Прохоров, — сказал скелет. — Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому, в 1799 году, ты продал первый свой гроб — и ещё сосновый за дубовый?» (6, 127)
Гроб не тот подсунул, подлец! Впрочем, обманутый клиент не в особой и претензии, вспоминает лишь чтобы память освежить у главного героя. И какой сугубо бытовой характер имеет всё собрание покойников — а точнее: описание этого собрания:
«Все они, дамы и мужчины, окружали гробовщика с поклонами и приветствиями, кроме одного бедняка, недавно даром похороненного, который совестясь и стыдясь своего рубища, не приближался и стоял смиренно в углу. Прочие все одеты были благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных кафтанах» (6, 127).
В описание вкрадываются элементы комические:
«В эту минуту маленький скелет продрался сквозь толпу и приближился к Адриану. Череп его ласково улыбался гробовщику. Клочки светло-зеленого и красного сукна и ветхой холстины кой-где висели на нем, а кости ног бились в больших ботфортах, как пестики в ступах» (6, 127).
Шалость гения.
Единственно трагическая повесть цикла — «Станционный смотритель». Она вообще занимает особое место в истории русской литературы: здесь впервые появляется тип так называемого «маленького человека» — одно из художественных открытий Пушкина. «Маленький человек» — человек незначительный по положению, забитый, придавленный жизненными обстоятельствами, страдающий. Потом он становится одним из традиционных персонажей русской литературы — всех и не перечислить. Начиналось же всё с Самсона Вырина, станционного смотрителя.
В «Станционном смотрителе» нет того, что в других повестях: над Выриным Пушкин не иронизирует, его цель: вызвать у читателя сострадание, создать мощное эмоциональное напряжение в душах людей, которое должно привести к сильнейшему катарсису, то есть к возвышающему внутреннему потрясению и очищению.
А как понимать «новые узоры по старой канве» в связи с этой повестью? Старая канва — это мотив соблазнения. Коллизия опять-таки популярнейшая. И в мировой литературе вообще, и во все времена, и в пушкинские в частности. Ближайший к Пушкину пример (из известных) «Бедная Лиза» Карамзина. И всегда авторское внимание было — либо к соблазненной, либо к соблазнителю. Или сочувствие к жертве, или какая-то оценка соблазнителя. Пушкин же характеры и судьбу обоих лишь как бы пунктиром намечает. И такова же вообще особенность Повестей: зачем давать массу подробностей в старом и всем до тонкостей известном сюжете? Читателю они и без того знакомы, много раз на все лады повторялись. Можно было написать, разумеется, нечто вроде «Бедной Дуни» (и кто-то писал), но то не для Пушкина. Он понимал: начни он подробнейше описывать, как Минский соблазнял Дуню, выйдет лишь ряд шаблонных и скучных эпизодов. Прежде он литературные стереотипы намеренно подавал и смеялся над ними, теперь же не до смеха, не до банальностей. Пушкин лишь намечает «старую канву» и дает «новый узор» — его интересует иная жертва: бедный отец. Судьба Дуни как раз благополучна. У Пушкина же: а что, если в этой ситуации выбрать иную точку зрения? Для своего времени — подлинное новаторство. И художественное открытие.
К пародийно-иронической атмосфере возвращается автор в последней из «Повестей Белкина» — в «Барышне-крестьянке». Опять — неуловимая пушкинская игра: и серьёзно, и с улыбкой. В самом сюжете — два враждующих главы семейства, этакие Монтекки и Капулетти (старая канва), но российские, провинциальные, без трагической непримиримости и без гибели юных героев (новый узор).
Лирические описания полны в повести истинной поэзии:
«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. <…> Сердце её сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум её приветствовал девушку. Веселость её притихла. Мало-помалу предалась она мечтательности. Она думала… но можно ли с точностью определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра? Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осенённой с обеих сторон высокими деревьями…» (6, 152–153).
А всё же не удержался автор от иронического сопоставления облаков с царедворцами в ожидании государя. И уж истинной весёлостью отзывается описание всякий раз, когда пошлые шаблоны начинают возобладать над искренностью в поведении героя:
«Возвратясь в гостиную, они уселись втроём: старики вспоминали прежние времена и анекдоты своей службы, а Алексей размышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. Он решил, что холодная рассеянность во всяком случае всего приличнее и вследствие сего приготовился. Дверь отворилась, он повернул голову с таким равнодушием, с такой гордою небрежностью, что сердце самой закоренелой кокетки непременно должно было бы содрогнуться. К несчастию, вместо Лизы, вошла старая мисс Жаксон, набелённая, затянутая, с потупленными глазами и с маленьким книксом, и прекрасное военное движение Алексеево пропало втуне» (6, 162–163).
«Старую канву» Пушкин дополнил в «Барышне-крестьянке» водевильной фабулой — с переодеванием, недоразумениями и счастливой развязкой. Эти черты истинной весёлости дополняют болдинский портрет поэта и вносят новые мотивы в сюжет его жизни, лишая его однолинейности и монотонности.
Трагическая судьба людей, которые перестают спать
ЗагрузкаПодробно | Сон
Дэвид Робсон, 19 января 2016 г.
Горстка семей страдает от «фатальной бессонницы», жестокой болезни, которая приводит к месяцам бессонных ночей и ужасному истощению. Спасет ли спорное лекарство их жизни?
S
Сильвано был на круизном лайнере, когда на него обрушилось семейное проклятие. Элегантный 53-летний мужчина с яркими рыжими волосами, который любил носить смокинг при каждом удобном случае, он пытался представить себя с уравновешенностью кинозвезд, которыми он восхищался. Но однажды вечером, находясь на танцполе корабля, он смущенно обнаружил, что его рубашка промокла от пота.
Обеспокоенный, он посмотрел на себя в зеркало и обнаружил, что его зрачки сузились до двух крошечных черных точек. Это был тот же остекленевший взгляд, которым овладели его отец и две сестры в начале их загадочных болезней.
Он знал, что это только начало. Могут последовать тремор, импотенция и запор. Но самым ужасным симптомом было бы исчезновение сна — почти полная бессонница в течение месяцев; своего рода кома бодрствования, которая в конечном итоге закончится смертью.
В конце концов Сильвано направил себя в отделение сна Болонского университета для дальнейшего изучения, но он не питал иллюзий относительно течения болезни. «Он сказал: «Я перестану спать и через восемь или девять месяцев умру», — сказал мне в телефонном интервью один из его врачей, Пьетро Кортелли.
«Я сказал: «Как вы можете быть уверены?» Тогда он нарисовал мне свое генеалогическое древо из 18-го века, все наизусть». В каждом поколении Сильвано мог назвать членов семьи, которых постигла та же участь.
Как и предсказывал Сильвано, он умер менее чем через пару лет, но оставил свой мозг науке в надежде, что это прольет свет на странное расстройство, от которого страдает его семья.
Первый известный случай смертельной бессонницы можно отнести к венецианскому врачу. Местные записи описывают парализованный ступор, продолжающийся месяцами. Это загадка, которую исследователи только сейчас начинают полностью понимать и, возможно, лечить с помощью многообещающего нового лекарства. Однако, поскольку «фатальная семейная бессонница» (FFI) связана с генетическим наследием, которое передается из поколения в поколение, это исследование также поднимает сложный и этически чреватый вопрос: если бы гены вашей семьи означали, что однажды вы можете быть поражены бессонницей, хотели бы вы, чтобы вам рассказали вашу судьбу?
Нулевой пациент
Семья Сильвано в основном хранила молчание о своей борьбе с FFI, но около 15 лет назад они рассказали о своей истории писателю Д. Т. Максу, чья книга «Семья, которая не могла спать» предлагает захватывающий портрет семьи, живущей в страхе перед собственными генами. Охотясь за «нулевым пациентом», Макс обнаружил, что болезнь можно проследить еще до венецианского врача, который впал в непрерывную парализованную апатию в конце 18 века. Вскоре после этого племянника по имени Джузеппе постигла та же участь, и оттуда болезнь передалась через его сыновей Анджело и Винченцо их детям и правнукам, пока не достигла отца Сильвано Пьетро, погибшего во время Второй мировой войны.
Несмотря на эту цепь потерь, семья старалась не говорить о болезни, опасаясь искушать судьбу, но все изменилось в 1980-х, когда у Сильвано начали проявляться симптомы. Его племянница вышла замуж за врача по имени Игнацио Ройтер, и как человек науки он убедил дядю своей жены посетить знаменитую клинику сна Элио Лугарези в Болонском университете, где работал Кортелли.
Венецианская семья живет в страхе перед «una notte in bianco» — бессонной ночью, которая может означать начало их упадка (Фото: MahPadilha/Flickr/CC BY 2. 0)
Вместе они приступили к разгадке тайны болезни. Хотя их усилия ничего не могли сделать, чтобы спасти Сильвано или двух других членов семьи, которые вскоре скончались, тщательное тестирование в конечном итоге выявило виновника: деформированный белок в мозгу, называемый прионом, вызванный крошечной генетической мутацией. Почему-то только в среднем возрасте прионы начинают бурно размножаться, собираясь в очагах, отравляющих нейроны.
Это сделало его родственником болезни Крейтцфельдта-Якоба (БКЯ) и коровьего бешенства — двух других прионных болезней, которые в то время вызывали серьезный научный интерес. Но в то время как CJD оставляет поверхность мозга похожей на швейцарский сыр, состояние Сильвано, похоже, нацелено на части таламуса, в самом центре черепа. Обычно размером и формой с грецкий орех, таламус в мозгу Сильвано, похоже, был пронизан сверлящими червями.
После многих лет дальнейших исследований ученые теперь могут объяснить, почему повреждение этого маленького кусочка нервной ткани вызывает такое загадочное созвездие симптомов. Мы знаем, например, что этот центр управляет всеми нашими «автономными» реакциями на окружающую среду — такими вещами, как контроль температуры, кровяного давления, частоты сердечных сокращений и выбросом гормонов, чтобы тело работало комфортно. Когда он ломается, кажется, что ваше центральное отопление выходит из строя, ваши водопроводные трубы дали течь, ваши окна настежь открыты, а ваши громкоговорители ревут на полную громкость — все в хаосе. Отсюда обильное потоотделение и сужение зрачков, импотенция и запор.
Отключение сознания
Этот неустойчивый вегетативный контроль также может способствовать бессоннице пациентов: их тела не могут подготовиться к ночному сну. Там, где кровяное давление обычно падает перед сном, у них давление будет аномально высоким, например, создавая ощущение, что их тело все еще находится в состоянии повышенной готовности. «Если симпатическая нервная система не сбалансирована, у вас, конечно же, бессонница», — говорит Кортелли, который представил свои идеи в недавнем выпуске журнала Sleep Medicine Reviews.
Усугубляя эти проблемы, ритмы мозга теперь в полном беспорядке. Ночью мы обычно испытываем периодические циклы «быстрого движения глаз», перемежающиеся более глубоким «медленным» сном. На этом этапе низкочастотные колебания электрической активности пульсируют в коре — узловатой, похожей на кору ткани на поверхности мозга. Похоже, это успокаивает гул скоординированной сознательной деятельности, которую мы обычно наблюдаем, когда мы бодрствуем, а также выполняет важную работу по обслуживанию, например, консолидацию наших воспоминаний. И какой участок нервной ткани глубоко в мозгу управляет этими тонкими ритмами? Таламус. Без этого диммера пациенты с FFI всегда включены и никогда не могут погрузиться в глубокий восстанавливающий сон, говорит Анджело Джеминьяни из Университета Пизы, который продемонстрировал, что у людей с FFI отсутствует этот важный паттерн мозговой активности.
Периодически ночью люди с FFI могут входить в своего рода транс, в котором они бездумно разыгрывают свои повседневные дела. Кортелли считает, что это бледный остаток фазы быстрого сна, который перемежается более глубокими стадиями сна; в некотором смысле это похоже на то, что они разыгрывают сны. Он помнит женщину, Терезу, которая бездумно имитировала расчесывание чьих-то волос; до болезни она работала парикмахером.
Замедление упадка
Один замечательный пациент, однако, намекнул, что могут быть некоторые необычные способы облегчить страдания. Психолог из колледжа Туро в Нью-Йорке Джойс Шенкейн впервые познакомилась с Дэниелом не по работе, а через радиочат (предшественник интернет-форумов в 1990-х). «Его профиль был очень умным — он был блестящим парнем, очень забавным», — говорит она; в итоге у них завязалась дружба на расстоянии. (Имя Даниэля было изменено, чтобы сохранить конфиденциальность его семьи.)
Несколько лет спустя в разговоре он начал говорить растерянно и расплывчато. «В какой-то момент он сказал: «Извините, если я говорю несвязно, но я не спал пять дней», — говорит Шенкейн. Медицинские тесты показали, что он является носителем мутации FFI. (Его мать, по-видимому, знала о какой-то болезни в семье его отца, но решила не беспокоить сына подробностями.) Хуже того, именно эта форма должна была прогрессировать быстрее всего.
Вместо того, чтобы впасть в отчаяние, он решил купить дом на колесах и путешествовать по США. «Он был авантюрным духом — он не собирался просто сидеть и умирать», — говорит Шенкейн. По мере того, как симптомы становились все более серьезными, он нанял водителя, а затем медсестру, чтобы она управляла автомобилем, когда ему было слишком плохо, говорит она.
Тем временем (а иногда и по совету Шенкейна) Дэниел был полон решимости испробовать как можно больше потенциальных методов лечения, начиная от витаминных добавок и физических упражнений для улучшения общей физической формы и заканчивая анестетиками, такими как кетамин и закись азота, и снотворными, такими как диазепам, — все, что давало ему возможность заснуть хотя бы на 15 минут. Он даже купил резервуар для сенсорной депривации, обнаружив, что даже под анестезией его хрупкий сон может быть прерван малейшим звуком или движением.
Даниэль провёл ночь в резервуаре сенсорной депривации, только чтобы проснуться, не зная, жив он или мёртв. (Фото: risikeda/Flickr/CC BY-NC 2.0) спать. Однако, проснувшись, ему пришлось столкнуться с ужасающими галлюцинациями, в том числе со странной неуверенностью в том, жив он или мертв.
Несмотря на эти (относительные) успехи, Даниэль все еще сталкивался с регулярными рецидивами, которые становились все более интенсивными по мере прогрессирования болезни. «Когда симптомы проявились сами собой, он ничего не мог сделать», — говорит Шенкейн. «Бывали случаи, когда он терял целые сутки — он завладевал вашим сознанием. Он мог бы сидеть там без инициативы двигаться; он бы застыл во времени». Однажды он попробовал электрошоковую терапию, чтобы посмотреть, сможет ли резкий электрический удар вырубить его; так оно и было, но впоследствии у него была такая сильная амнезия, что это казалось далеко не идеальным решением. После нескольких лет этой борьбы он тоже, наконец, скончался.
Уборка завалов
Хотя ни один из методов лечения не приносил долговременного облегчения, Даниэль прожил на несколько лет дольше, чем предполагал его диагноз. Шенкейн указывает на недавние данные, свидетельствующие о том, что медленный сон запускает потоки спинномозговой жидкости, которая промывает каналы между клетками мозга, унося мусор и детрит после дневной активности и оставляя его чистым, как пляж после прилива. Возможно, облегчив бессонницу, вы сможете стимулировать эту очистку и предотвратить дальнейший распад мозга. Вместе с итальянским неврологом Паскуале Монтанья (который работал над другими случаями семейной бессонницы со смертельным исходом) Шенкейн написал исследование для медицинского журнала в надежде, что это может вдохновить других на поиск мер по продлению жизни пациентов с FFI.
«Это, по крайней мере, дает нам возможность сказать, что мы можем что-то сделать», — говорит Кортелли, хотя и подчеркивает, что мы можем узнать так много только из одного случая; неясно, помогут ли подобные меры другим больным.
До недавнего времени казалось, что нет спасения от генетического проклятия фатальной семейной бессонницы. Фото: iStock Лугарези скончался в конце декабря прошлого года после десятилетий работы с людьми с FFI, но Ройтер и его коллеги в Милане и Тревизо считают, что они, наконец, могут быть близки к излечению, о котором все мечтали. В прошлом году они объявили о клинических испытаниях нового препарата, который, как они надеются, может предотвратить (или хотя бы замедлить) образование ядовитых прионов.
Лекарство, о котором идет речь, доксициклин, ранее продемонстрировало некоторые перспективы в экспериментах по изучению CJD; первоначально антибиотик, он, казалось, мешал прионам слипаться в комки и способствовал их распаду с помощью естественных ферментов мозга. Действительно, в небольшом клиническом испытании на людях с ранними признаками заболевания 21 человек, принимавший препарат, прожил примерно в два раза дольше (в среднем 13 месяцев), чем 78 контрольных субъектов.
К сожалению, более позднее исследование, в котором тестировали препарат на пациентах, у которых уже проявлялись более агрессивные симптомы CJD, не дало положительных результатов. Ройтер и его коллеги задаются вопросом, может ли к этому моменту уже быть слишком поздно, чтобы быть полезным. По этой причине они хотят посмотреть, может ли доксициклин по-прежнему действовать в качестве профилактического лечения у людей, подверженных риску FFI, до того, как прионы начнут накапливаться. «Это может задержать или полностью остановить развитие болезни», — говорит Джанлуиджи Форлони из Института фармакологических исследований Марио Негри в Милане, который помогает руководить проектом.
Организация надежного судебного разбирательства, оставаясь чутким к беспокойствам семьи, требовала некоторых запутанных соображений. Во-первых, ученые должны были провести генетический тест каждого члена, чтобы увидеть, кто является носителем мутации, и поэтому им нужно дать активный препарат. Из них они выбрали 10 участников в возрасте от 42 до 52 лет, число которых, как ожидается, сократится в течение следующего десятилетия.
Страх перед знанием
Проблема заключалась в том, что многие члены семьи не хотели знать результаты теста: даже с надеждой на лекарство страх омрачал каждую минуту бодрствования в их жизни. По этой причине еще 15 участников, не подверженных риску заболевания, также получат фиктивное лечение. Это означает, что у каждого участника не должно быть возможности выяснить результаты своего теста: насколько они могут судить, вероятность того, что он окажется положительным, меньше 50:50.
Освободит ли новый препарат венецианскую семью от смертного приговора, записанного в их ДНК? (Фото: Michael Cory/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0)
Форлони прогнозирует, что без лечения по крайней мере четверо из 10 носителей мутации умрут в течение следующего десятилетия. Поэтому, если команда обнаружит, что к концу этого периода более шести человек избежали болезни, они будут считать испытание успешным, что, возможно, оправдывает более широкое использование.
Несмотря на проблески надежды, это испытание остается спорным среди некоторых врачей, внимательно следящих за этой семьей. Кортелли, например, решил не участвовать в проекте, потому что обеспокоен его этичностью. Он считает, что некоторые побочные эффекты антибиотиков могут выдать диагноз испытуемых, вызывая ненужные страдания. (В свою защиту команда Ройтера и Форлони будет оказывать психологическую поддержку на протяжении всего эксперимента.) В любом случае, он скептически относится к тому, что доказательства потенциала препарата недостаточно убедительны, чтобы оправдать такой длительный период лечения.
И даже если члены семьи избежали болезни в конце испытания, Кортелли говорит, что мы не можем исключить возможность того, что этим нескольким людям просто повезло; некоторые люди с мутацией дожили до 80 лет, хотя никто не знает, почему их ген оставался бездействующим.
Но с тревогой и неуверенностью, которые преследуют их, что бы они ни решили, нетрудно понять, почему семья готова рискнуть на лечении: это шанс снять смертный приговор, который веками был записан в их ДНК.
Племянница Сильвано как-то рассказывала, что каждую ночь прокрадывалась в комнату матери, чтобы проверить, действительно ли она спит и не скрывает первые признаки бессонницы. По ее словам, она была «шпионкой в собственном доме». Если препарат действительно подействует, это станет концом этого живого кошмара — началом будущего, в котором утешение ночного сна можно принять, не опасаясь, что оно скоро может стать последним.
Дэвид Робсон — автор статей BBC Future. Он @d_a_robson в твиттере .
Следуйте за нами на Facebook , Twitter , Google+ 90 030 , LinkedIn и Instagram .
Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Подборка историй из BBC Future, Earth, Culture, Capital, Travel и Autos, доставляемая на ваш почтовый ящик каждую пятницу.
;Замечания Генерального секретаря об изменении климата [в редакции]
[Смотрите видео на webtv. un.org]
Дорогие друзья планеты Земля,
Спасибо, что пришли сегодня в штаб-квартиру ООН.
Я попросил вас бить тревогу.
Изменение климата является определяющей проблемой нашего времени, и мы переживаем решающий момент.
Мы столкнулись с прямой угрозой существованию.
Изменение климата происходит быстрее, чем мы, и его скорость спровоцировала звуковой удар SOS по всему миру.
Если мы не изменим курс к 2020 году, мы рискуем упустить момент, когда сможем избежать безудержного изменения климата с катастрофическими последствиями для людей и всех природных систем, поддерживающих нас.
Вот почему сегодня я призываю к лидерству – от политиков, от бизнеса и ученых, и от всего общества.
У нас есть инструменты, чтобы сделать наши действия эффективными.
Чего нам все еще не хватает – даже после Парижского соглашения – так это лидерства и амбиций делать то, что необходимо.
Дорогие друзья,
Не сомневайтесь в безотлагательности кризиса.
Мы наблюдаем рекордные температуры по всему миру.
По данным Всемирной метеорологической организации, за последние два десятилетия было 18 самых теплых лет с 1850 года, когда начались записи.
Этот год обещает стать четвертым по жаре.
Экстремальная жара, лесные пожары, ураганы и наводнения оставляют за собой след смерти и разрушений.
900:04 В прошлом месяце штат Керала в Индии пострадал от сильнейшего муссонного наводнения в новейшей истории, в результате которого погибло 400 человек и еще 1 миллион был вынужден покинуть свои дома.Мы знаем, что в прошлом году ураган Мария унес жизни почти 3000 человек в Пуэрто-Рико, что сделало его одним из самых смертоносных экстремальных погодных бедствий в истории США.
Многие из этих людей погибли через несколько месяцев после урагана, потому что из-за урагана у них не было доступа к электричеству, чистой воде и надлежащему медицинскому обслуживанию.
Еще более тревожным все это делает то, что нас предупредили.
Ученые десятилетиями говорят нам об этом. Снова и снова.
Слишком многие лидеры отказались слушать.
Слишком немногие действовали так, как того требует наука.
Мы видим результаты.
В некоторых ситуациях они приближаются к наихудшему сценарию ученых.
Морской лед в Арктике тает быстрее, чем мы предполагали.
900:04 В этом году впервые начал разрушаться толстый постоянный морской лед к северу от Гренландии.Резкое потепление в Арктике влияет на погодные условия во всем северном полушарии.
Лесные пожары продолжаются дольше и распространяются дальше.
Некоторые из этих пожаров настолько велики, что разносят сажу и пепел по всему миру, чернея ледники и ледяные шапки и заставляя их таять еще быстрее.
Океаны становятся более кислыми, что угрожает основам пищевых цепей, поддерживающих жизнь.
Кораллы гибнут в огромных количествах, что еще больше истощает жизненно важные рыбные запасы.
А на суше высокий уровень углекислого газа в атмосфере делает урожай риса менее питательным, угрожая благополучию и продовольственной безопасности миллиардов людей.
По мере усиления климатических изменений нам будет все труднее прокормить себя.
Скорость вымирания будет резко возрастать по мере сокращения жизненно важных мест обитания.
Все больше и больше людей будут вынуждены мигрировать из своих домов, поскольку земля, от которой они зависят, становится менее способной их поддерживать.
Это уже привело к многочисленным локальным конфликтам из-за истощения ресурсов.
В мае этого года Всемирная метеорологическая организация сообщила, что планета отметила еще одну мрачную веху: самый высокий среднемесячный уровень содержания углекислого газа из когда-либо зарегистрированных.
Четыреста частей на миллион долгое время считались критическим порогом.
Но сейчас мы превысили 411 частей на миллион, и концентрации продолжают расти.
Это самая высокая концентрация за 3 миллиона лет.
Дорогие друзья,
Мы знаем, что происходит с нашей планетой.
Мы знаем, что нам нужно делать.
И мы даже умеем это делать.
Но, к сожалению, амбиции нашего действия далеки от того, чем должны быть.
Когда три года назад мировые лидеры подписали Парижское соглашение об изменении климата, они обязались остановить рост температуры менее чем на 2 градуса по Цельсию по сравнению с доиндустриальным уровнем и работать над тем, чтобы это повышение было как можно ближе к 1,5 градусам.
На самом деле эти цели были минимумом, чтобы избежать худших последствий изменения климата.
Но ученые говорят нам, что мы далеко сбились с пути.
Согласно исследованию ООН, обязательства, взятые на сегодняшний день сторонами Парижского соглашения, составляют лишь одну треть того, что необходимо.
Гора перед нами очень высокая.
Но это не непреодолимо.
Мы знаем, как его масштабировать.
Проще говоря, нам нужно остановить смертоносные выбросы парниковых газов и принять меры по борьбе с изменением климата.
Нам нужно быстро избавиться от зависимости от ископаемого топлива.
Нам нужно заменить их чистой энергией воды, ветра и солнца.
Мы должны остановить обезлесение, восстановить деградировавшие леса и изменить методы ведения сельского хозяйства.
Нам необходимо использовать экономику замкнутого цикла и эффективное использование ресурсов.
Наши города и транспортные сектора нуждаются в капитальном ремонте.
То, как мы обогреваем, охлаждаем и освещаем наши здания, необходимо будет переосмыслить, чтобы мы тратили меньше энергии.
И именно здесь этот разговор может стать захватывающим.
Потому что так много разговоров об изменении климата сосредоточено на гибели и мраке.
Конечно, предупреждения необходимы. Но страх не поможет.
Нет, что захватывает мое воображение, так это огромные возможности, предоставляемые действиями по борьбе с изменением климата.
Дорогие друзья,
Человечество ждет огромные выгоды, если мы сможем справиться с климатическими проблемами.
Многие из этих преимуществ являются экономическими.
Я слышал доводы — обычно от заинтересованных кругов — что борьба с изменением климата требует больших затрат и может нанести ущерб экономическому росту.
Это фигня.
На самом деле все наоборот.
Мы несем огромные экономические потери из-за изменения климата.
За последнее десятилетие экстремальные погодные условия и воздействие сжигания ископаемого топлива на здоровье стоили американской экономике не менее 240 миллиардов долларов в год.
Только в ближайшее десятилетие эта стоимость вырастет на 50 процентов.
К 2030 году потеря производительности, вызванная более жарким миром, может стоить мировой экономике 2 триллиона долларов.
Все больше и больше исследований показывают огромные преимущества действий по борьбе с изменением климата.
На прошлой неделе я присутствовал на презентации доклада «Новая [климатическая] экономика» Глобальной комиссии по экономике и изменению климата.
Это показывает, что меры по борьбе с изменением климата и социально-экономический прогресс взаимно дополняют друг друга, и к 2030 году прогнозируется прибыль в размере 26 триллионов долларов по сравнению с обычным бизнесом.
Например, на каждый доллар, потраченный на восстановление деградировавших лесов, можно возместить до 30 долларов в виде экономических выгод и сокращения бедности.
Восстановление деградированных земель означает улучшение жизни и доходов фермеров и скотоводов, а также уменьшение необходимости мигрировать в города.
Устойчивое к изменению климата водоснабжение и санитария могут ежегодно спасать жизни более 360 000 младенцев.
Чистый воздух очень полезен для здоровья населения.
Международная организация труда сообщает, что разумная политика «зеленой» экономики может создать 24 миллиона новых рабочих мест во всем мире к 2030 году9.0003
В Китае и США количество новых рабочих мест в возобновляемой энергетике превышает количество рабочих мест, созданных в нефтяной и газовой промышленности.
А в Бангладеш установка более четырех миллионов солнечных домашних систем создала более 115 000 рабочих мест и сэкономила сельским домохозяйствам более 400 миллионов долларов на загрязняющем топливе.
Таким образом, переход на возобновляемые источники энергии не только сэкономит деньги, но и создаст новые рабочие места, сократит расход воды, увеличит производство продуктов питания и очистит загрязненный воздух, который убивает нас.
Играть нечего; есть все, чтобы получить.
Многие считают, что задача слишком велика.
Но я глубоко не согласен.
Человечество уже сталкивалось с огромными проблемами и преодолевало их; вызовы, которые потребовали от нас совместной работы и отказа от разногласий и разногласий для борьбы с общей угрозой.
Так в дело вступила Организация Объединенных Наций.
Именно так мы должны помочь положить конец войнам, остановить болезни, сократить глобальную бедность и залечить озоновую дыру.
Теперь мы стоим на экзистенциальном перекрестке.
Если мы хотим выбрать правильный путь — единственный разумный путь — нам придется собрать всю силу человеческой изобретательности.
Но эта изобретательность существует и уже дает решения.
Итак, дорогие друзья,
Еще одно важное сообщение: технологии на нашей стороне в борьбе с изменением климата.
Развитие возобновляемых источников энергии было огромным.
Сегодня он конкурентоспособен [с] или даже дешевле, чем уголь и нефть, особенно если учесть стоимость загрязнения.
В прошлом году Китай инвестировал 126 миллиардов долларов в возобновляемые источники энергии, что на 30% больше, чем в предыдущем году.
В этом году Швеция намерена достичь своей цели по возобновляемым источникам энергии к 2030 году – на 12 лет раньше.
К 2030 году энергия ветра и солнца сможет обеспечивать энергией более трети Европы.
Марокко строит солнечную ферму размером с Париж, которая к 2020 году будет снабжать чистой и доступной энергией более миллиона домов.
Шотландия открыла первую в мире плавучую ветряную электростанцию.
Есть много других признаков надежды.
Страны, богатые ископаемым топливом, такие как страны Персидского залива и Норвегия, изучают способы диверсификации своей экономики.
Саудовская Аравия вкладывает значительные средства в возобновляемые источники энергии, чтобы перейти от нефтяной экономики к энергетической.
Суверенный фонд Норвегии с капиталом в 1 триллион долларов — крупнейший в мире — отказался от инвестиций в уголь и отказался от ряда пальмовых и целлюлозно-бумажных компаний из-за того, что они уничтожают леса.
Есть также обнадеживающие признаки того, что предприятия начинают осознавать преимущества действий по борьбе с изменением климата.
Более 130 крупнейших и наиболее влиятельных компаний мира планируют обеспечить свою деятельность полностью возобновляемыми источниками энергии.
Восемнадцать транснациональных корпораций перейдут на электромобили.
И более 400 фирм разработают целевые показатели на основе новейших научных достижений для управления своими выбросами.
Один из крупнейших мировых страховщиков Allianz перестанет страховать угольные электростанции.
Инвестиции тоже меняются.
Более 250 инвесторов, представляющих активы на сумму 28 триллионов долларов, присоединились к инициативе Climate Action 100+.
Они взяли на себя обязательство сотрудничать с крупнейшими в мире корпорациями по выбросам парниковых газов, чтобы улучшить их климатические показатели и обеспечить прозрачное раскрытие информации о выбросах.
Многие такие примеры будут продемонстрированы на этой неделе на важном Глобальном саммите по борьбе с изменением климата, который созывает губернатор Браун в Калифорнии.
Все первопроходцы, которых я упомянул, видели будущее.
Они делают ставку на зеленый, потому что понимают, что это путь к процветанию и миру на здоровой планете.
Альтернатива — темное и опасное будущее.
Это все важные шаги.
Но их недостаточно.
Переход к более чистому и зеленому будущему необходимо ускорить.
Мы находимся в моменте «используй или потеряешь».
В течение следующего десятилетия мир инвестирует около 90 триллионов долларов на инфраструктуру.
Поэтому мы должны обеспечить устойчивость этой инфраструктуры, иначе нас ждет опасное будущее с высоким уровнем загрязнения.
А для этого мировым лидерам нужно активизироваться.
Частный сектор, конечно, готов двигаться, и многие делают это.
Но отсутствие решительных действий правительства вызывает неуверенность на рынках и беспокойство по поводу будущего Парижского соглашения.
Мы не можем этого допустить.
Существующие технологии ждут своего появления в сети — более чистое топливо, альтернативные строительные материалы, более качественные батареи и достижения в сельском хозяйстве и землепользовании.
Эти и другие инновации могут сыграть важную роль в сокращении выбросов парниковых газов, поэтому мы можем достичь поставленных в Париже целей и реализовать большие амбиции, которые так необходимы.
Правительства также должны прекратить вредные субсидии на ископаемые виды топлива, установить цены на выбросы углерода, которые отражают реальную стоимость загрязняющих выбросов парниковых газов [газа] и стимулируют переход к экологически чистой энергии.
Дорогие друзья,
Я говорил о чрезвычайной ситуации, с которой мы сталкиваемся, о преимуществах действий и о возможности экологически безопасных преобразований.
Есть еще одна причина действовать — моральный долг.
Самые богатые страны мира несут наибольшую ответственность за климатический кризис, однако его последствия в первую очередь и в наибольшей степени ощущают самые бедные страны и наиболее уязвимые народы и сообщества.
Мы уже видим эту несправедливость в непрекращающемся и увеличивающемся цикле экстремальных засух и все более сильных штормов.
Женщины и девочки, в частности, заплатят за это не только потому, что их жизнь станет тяжелее, но и потому, что во время стихийных бедствий женщины и девочки всегда страдают несоразмерно больше.
Поэтому более богатые страны должны не только сократить свои выбросы, но и сделать больше, чтобы наиболее уязвимые слои населения могли развить необходимую устойчивость, чтобы пережить ущерб, причиняемый этими выбросами.
Важно отметить, что, поскольку углекислый газ долго сохраняется в атмосфере, изменения климата, которые мы уже наблюдаем, будут сохраняться в течение десятилетий.
Необходимо, чтобы все народы приспосабливались, а самые богатые помогали самым уязвимым.
Дорогие друзья,
Это послание, которое я хотел бы разъяснить, обращаясь к мировым лидерам в этом месяце на Генеральной Ассамблее в Нью-Йорке.
Я скажу им, что изменение климата является большой проблемой нашего времени.
Что благодаря науке мы знаем его размер и природу.
Что у нас есть изобретательность, а также ресурсы и инструменты, чтобы противостоять этому.
И лидеры должны вести за собой.
У нас есть моральные и экономические стимулы действовать.
Чего все еще не хватает – до сих пор, даже после Парижа – так это лидерства, а также чувства неотложности и истинной приверженности решительному многостороннему ответу.
Переговоры по руководящим принципам реализации Парижского соглашения завершились вчера в Бангкоке с некоторым прогрессом, но недостаточным.
Следующий ключевой момент в Польше в декабре.
Я призываю лидеров использовать любую возможность в промежутке между встречами G7, G20, а также заседаниями Генеральной Ассамблеи, Всемирного банка и Международного валютного фонда, чтобы устранить камни преткновения.
Мы не можем позволить Катовице напоминать нам о Копенгагене.
Пришло время нашим лидерам показать, что они заботятся о людях, судьбу которых они держат в своих руках.
Нам нужно, чтобы они показали, что заботятся о будущем и даже о настоящем.
Вот почему я так рад, что сегодня в аудитории так много представителей молодежи.
Крайне важно, чтобы гражданское общество — молодежь, женские группы, частный сектор, религиозные общины, ученые и массовые движения по всему миру — призвали своих лидеров к ответу. Как мне сказал мой посланник по делам молодежи.
Я обращаюсь, в частности, к женскому лидерству.
Когда женщины наделены полномочиями руководить, они являются движущей силой решений.
Не что иное, как наше будущее и судьба человечества зависят от того, как мы справимся с климатическими проблемами.
Он затрагивает все аспекты работы Организации Объединенных Наций.
Поддержание потепления на нашей планете значительно ниже 2 градусов необходимо для глобального процветания, благополучия людей и безопасности наций.
Вот почему в сентябре следующего года я созову Саммит по климату, чтобы сделать климатические действия приоритетными в международной повестке дня.
Сегодня я объявляю о назначении Луиса Альфонсо де Альба, уважаемого лидера в климатическом сообществе, моим Специальным посланником для руководства этими приготовлениями.
Его усилия дополнят усилия моего Специального посланника по борьбе с изменением климата Майкла Блумберга и моего Специального советника Боба Орра, которые помогут мобилизовать частное финансирование и активизировать действия снизу вверх.
Саммит в следующем году состоится ровно за год до того, как страны должны будут повысить свои национальные обязательства по климату в соответствии с Парижским соглашением.
Подойдет только значительно более высокий уровень амбиций.
С этой целью Саммит сосредоточится на областях, которые лежат в основе проблемы – секторах, создающих наибольшее количество выбросов, и областях, в которых повышение устойчивости будет иметь наибольшее значение.
Саммит предоставит возможность лидерам и партнерам продемонстрировать реальные действия по борьбе с изменением климата и продемонстрировать свои амбиции.
Мы соберем игроков из реальной экономики и реальной политики, в том числе представителей триллионных долларов активов, как государственных, так и частных.
Я хочу услышать о том, как мы собираемся остановить рост выбросов к 2020 году и резко сократить выбросы, чтобы к середине века достичь нулевого уровня выбросов.
Нам нужно, чтобы города и штаты перешли с угля на солнечную и ветровую энергию — с коричневой на зеленую энергию.
Наш великий принимающий город, Нью-Йорк, предпринимает важные шаги в этом направлении и сотрудничает с другими муниципалитетами, чтобы стимулировать изменения.
Нам необходимо увеличить инвестиции и инновации в области энергоэффективности и технологий использования возобновляемых источников энергии в зданиях, на транспорте и в промышленности.
И нам нужно, чтобы нефтегазовая промышленность сделала свои бизнес-планы совместимыми с Парижским соглашением и парижскими целями.
Я хочу увидеть сильное увеличение цен на углерод.
Я хочу, чтобы мы наладили глобальную продовольственную систему, обеспечив выращивание пищи без вырубки больших участков леса.
Нам нужны устойчивые цепочки поставок продуктов питания, которые сокращают потери и отходы.
И мы должны остановить вырубку лесов и восстановить деградировавшие земли.
Я хочу быстро ускорить тенденцию к зеленому финансированию со стороны банков и страховых компаний и поощрять инновации в финансовых и долговых инструментах для повышения устойчивости уязвимых стран, таких как малые островные государства, и укрепления их защиты от изменения климата.
И я хочу, чтобы правительства выполнили свое обязательство по мобилизации 100 миллиардов долларов в год на борьбу с изменением климата в поддержку развивающихся стран.
Нам необходимо, чтобы Зеленый климатический фонд заработал в полную силу и получил все необходимые ресурсы.
Но для всего этого нам нужно, чтобы правительства, промышленность и гражданское общество читали с одной и той же страницы, а правительства возглавляли движение за действия по борьбе с изменением климата.
Я призываю всех лидеров прийти на саммит по климату в следующем году, готовый сообщить не только о том, что они делают, но и о том, что еще они намерены сделать, когда соберутся в 2020 году на климатическую конференцию ООН, и где обязательства будут обновлены и, несомненно, амбициозно увеличены.
Именно поэтому я призываю гражданское общество, и в особенности молодежь, к проведению кампаний по борьбе с изменением климата.
Давайте используем следующий год для трансформационных решений в залах заседаний, исполнительных органах и парламентах по всему миру.