Стихи есенина философские: Все стихи Есенина о смысле жизни: полный список
Есенин Сергей Александрович стихи: читать стихотворения Есенина
Жизнь и творчество Сергея Есенина сами по себе являются подвигом во имя Отечества и любви, примером самоотверженности духа и силы воли. Ведь для создания стихотворений такого высокого полета необходимо обладать не только недюжинным талантом, но и готовностью много работать над творением этих шедевров.
В творческом наследии поэта всеми любима и ценима его любовная лирика, равную которой очень сложно найти среди произведений современников. Чего стоят воодушевленные, исполненные накала страстей, романтики и нежности стихи Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Я помню, любимая, помню», «Пускай, ты выпита другим», «Письмо к женщине» и многие другие, с извечными нотками непреодолимой грусти.
Можно с уверенностью сказать, что стихи Есенина о любви – это и мир страданий лирического героя, и его бесстрашные надежды, и умиротворенность, готовность подчиниться судьбе. В коротких строках оживает мечта и разочарование, гордость и всепрощающая самоотверженность, готовность подарить любимой целый мир своей души.
Список стихотворений:
- Подражанье песне
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду. - Калики
Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу, - Дымом половодье…
Дымом половодье
Зализало ил. - Выткался на озере алый свет зари…
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари. - Вот уж вечер. Роса…
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве. - Зима
Вот уж осень улетела
И примчалася зима. - Звуки печали
Скучные песни, грустные звуки,
Дайте свободно вздохнуть. - Думы
Думы печальные, думы глубокие,
Горькие думы, думы тяжелые, - Деревенская избенка
Ветхая избенка
Горя и забот, - Далекая веселая песня
Далеко-далеко от меня
Кто-то весело песню поет.
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,- Весенний вечер
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны. - Брату человеку
Тяжело и прискорбно мне видеть,
Как мой брат погибает родной. - Хороша была Танюша, краше не было в селе…
Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле. - Ты на молитву мне ответь…
Ты на молитву мне ответь,
В которой я тебя прошу. - Темна ноченька, не спится…
Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок. - Под венком лесной ромашки…
Я строгал, чинил челны, - И. Д. Рудинскому (Солнца луч золотой…)
Солнца луч золотой
Бросил искру свою - Звезды
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете? - Там, где капустные грядки…
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход, - Сыплет черемуха снегом…
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе. - Поет зима — аукает…
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает - У могилы (На память об усопшем)
Спит он, зарытый землей, - Поэт
Не поэт, кто слов пророка
Не желает заучить, - Песнь о Евпатии Коловрате
За поемами Улыбыша
Кружат облачные вентери. - Матушка в Купальницу по лесу ходила…
Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила. - Капли
Капли жемчужные, капли прекрасные,
Как хороши вы в лучах золотых, - Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха. - Задымился вечер, дремлет кот на брусе
Кто-то помолился: «Господи Исусе». - Вьюга на 26 апреля 1912 г.
Что тебе надобно, вьюга?
Ты у окна завываешь, - Я ль виноват, что я поэт…
Я ль виноват, что я поэт
Тяжелых мук и горькой доли, - Что прошло — не вернуть
Не вернуть мне ту ночку прохладную,
Не видать мне подруги своей, - Слезы
Слезы… опять эти горькие слезы,
Безотрадная грусть и печаль; - Пребывание в школе
Душно мне в этих холодных стенах,
Сырость и мрак без просвета. - Песня старика разбойника
Угасла молодость моя,
Краса в лице завяла, - Отойди от окна
Не ходи ты ко мне под окно
И зеленой травы не топчи; - Ночь
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит. - Нет сил ни петь и ни рыдать…
Нет сил ни петь и ни рыдать,
Минуты горькие бывают, - Не видать за туманною далью…
Не видать за туманною далью,
Что там будет со мной впереди, - Моя жизнь
Будто жизнь на страданья моя обречёна;
Горе вместе с тоской заградили мне путь; - Мои мечты
Мои мечты стремятся вдаль, - К покойнику
Уж крышку туго закрывают,
Чтоб ты не мог навеки встать, - И надо мной звезда горит…
И надо мной звезда горит,
Но тускло светится в тумане, - По дороге идут богомолки…
По дороге идут богомолки,
Под ногами полынь да комли. - Не ветры осыпают пущи…
Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы. - Молитва матери
На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка. - Марфа Посадница
Не сестра месяца из темного болота - Кузнец
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар, - Край ты мой заброшенный…
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь, - Колокол дремавший…
Колокол дремавший
Разбудил поля, - Зашумели над затоном тростники…
Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки. - Заглушила засуха засевки…
Заглушила засуха засевки,
Сохнет рожь, и не всходят овсы. - Егорий
В синих далях плоскогорий,
В лентах облаков - Гой ты, Русь, моя родная…
Гой ты, Русь, моя родная, - В хате
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас, - Богатырский посвист
Грянул гром. Чашка неба расколота.
Разорвалися тучи тесные. - Бельгия
Побеждена, но не рабыня,
Стоишь ты гордо без доспех, - Я положил к твоей постели…
Я положил к твоей постели
Полузавядшие цветы, - Ты ушла и ко мне не вернешься…
Ты ушла и ко мне не вернешься,
Позабыла ты мой уголок - На небесном синем блюде…
На небесном синем блюде - Исповедь самоубийцы
Простись со мною, мать моя,
Я умираю, гибну я! - Кто скажет и откроет мне…
Кто скажет и откроет мне,
Какую тайну в тишине - И слезы горькие на землю упадали…
И слезы горькие на землю упадали,
И было тяжело и так печально мне, - Грустно… Душевные муки…
Грустно… Душевные муки
Сердце терзают и рвут, - Береза
Белая береза
Под моим окном - Что это такое?
В этот лес завороженный,
По пушинкам серебра, - Черная, потом пропахшая выть…
Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить? - Чары
В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела, - Ус
Не белы снега по-над Доном
Заметали степь синим звоном. - Упоенье — яд отравы… (Сардановскому Н. А.)
Упоенье — яд отравы,
Не живи среди людей, - Узоры
Девушка в светлице вышивает ткани,
На канве в узорах копья и кресты. - Троицыно утро, утренний канон…
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон. - Топи да болота…
Топи да болота,
Синий плат небес. - Сторона ль моя, сторонка…
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса. - Сохнет стаявшая глина…
Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок. - Сиротка
Маша — круглая сиротка.
Плохо, плохо Маше жить, - Село (Из Тараса Шевченко)
Село! В душе моей покой.
Село в Украйне дорогой, - С добрым утром!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона, - Русь
1
Потонула деревня в ухабинах, - Пороша
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу, - Пойду в скуфье смиренным иноком…
Пойду в скуфье смиренным иноком
Иль белобрысым босяком — - Город
Храня завет родных поверий —
Питать к греху стыдливый страх, - В том краю, где желтая крапива…
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень, - В лунном кружеве украдкой…
В лунном кружеве украдкой
Ловит призраки долина. - Белая свитка и алый кушак…
Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак. - Алый мрак в небесной черни…
Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань. - Прячет месяц за овинами…
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого. - По лесу леший кричит на сову…
По лесу леший кричит на сову,
Прячутся мошки от птичек в траву. - Осень (Иванову Р. В.)
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень — рыжая кобыла — чешет гривы. - Молотьба
Вышел зараня дед
На гумно молотить: - Вечер, как сажа…
Вечер, как сажа,
Льется в окно. - Удалец
Ой, мне дома не сидится,
Размахнуться б на войне. - Лебедушка
Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка, - Королева
Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман, - Буря
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль… - Бабушкины сказки
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой - Ямщик
За ухабины степные
Мчусь я лентой пустырей. - Я пастух, мои палаты…
Я пастух, мои палаты —
Межи зыбистых полей, - Юность
Мечты и слезы,
Цветы и грезы - Шел господь пытать людей в любви…
Шел господь пытать людей в любви,
Выходил он нищим на кулижку. - Разбойник
Стухнут звезды, стухнет месяц,
Стихнет песня соловья, - Поминки
Заслонили ветлы сиротливо
Косниками мертвые жилища. - Польша
Над Польшей облако кровавое повисло,
И капли красные сжигают города. - Побирушка
Плачет девочка-малютка у окна больших хором,
А в хоромах смех веселый так и льется серебром. - Плясунья
Ты играй, гармонь, под трензель,
Отсыпай, плясунья, дробь! - Песнь о собаке
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд, - Перо не быльница…
Перо не быльница,
Но в нем есть звон. - О дитя, я долго плакал над судьбой твоей…
О дитя, я долго плакал над судьбой твоей,
С каждой ночью я тоскую все сильней, сильней… - Наша вера не погасла…
Наша вера не погасла,
Святы песни и псалмы. - На плетнях висят баранки…
На плетнях висят баранки,
Хлебной брагой льет теплынь. - На лазоревые ткани…
На лазоревые ткани
Пролил пальцы багрянец. - Моей царевне
Я плакал на заре, когда померкли дали,
Когда стелила ночь росистую постель, - Микола
1
В шапке облачного скола, - Любовь Столица, Любовь Столица…
Любовь Столица, Любовь Столица,
О ком я думал, о ком гадал. - Корова
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах. - Колдунья
Косы растрепаны, страшная, белая,
Бегает, бегает, резвая, смелая. - Занеслися залетною пташкой…
Занеслися залетною пташкой
Панихидные вести к нам. - Дед
Сухлым войлоком по стёжкам
Разрыхлел в траве помет, - Девичник
Я надену красное монисто,
Сарафан запетлю синей рюшкой. - Греция
Могучий Ахиллес громил твердыни Трои.
Блистательный Патрокл сраженный умирал. - Гаснут красные крылья заката…
Гаснут красные крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни. - Весна на радость не похожа…
Весна на радость не похожа,
И не от солнца желт песок. - В зеленой церкви за горой…
В зеленой церкви за горой,
Где вербы четки уронили, - В глазах пески зеленые… (Мальвине Мироновне)
В глазах пески зеленые
И облака. - В багровом зареве закат шипуч и пенен…
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах. - Без шапки, с лыковой котомкой…
Без шапки, с лыковой котомкой,
Стирая пот свой, как елей, - За темной прядью перелесиц…
За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве, - Я странник убогий…
Я странник убогий.
С вечерней звездой - Я одену тебя побирушкой…
Я одену тебя побирушкой,
Подпояшу оструганным лыком. - Чую Радуницу Божью…
Чую Радуницу Божью —
Не напрасно я живу, - Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела - У крыльца в худой логушке деготь…
У крыльца в худой логушке деготь.
Струи черные расхлябились, как змейки. - Туча кружево в роще связала…
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман. - Табун
В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней. - Старухи
Под окном балякают старухи.
Вязлый хрип их крошит тишину. - Руси
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую. - Русалка под новый год
Ты не любишь меня, милый голубь,
Не со мной ты воркуешь, с другою. - Нищий с паперти
Глаза — как выцветший лопух,
В руках зажатые монеты. - Небо сметаной обмазано…
Небо сметаной обмазано,
Месяц как сырный кусок. - Не в моего ты Бога верила…
Не в моего ты Бога верила,
Россия, родина моя! - Не бродить, не мять в кустах багряных…
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа. - Мечта (из книги «Стихи о любви»)
1
В темной роще на зеленых елях - Месяц рогом облако бодает…
Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли. - Исус младенец
Собрала Пречистая
Журавлей с синицами - Запели тесаные дроги…
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты. - Закружилась пряжа снежистого льна…
Закружилась пряжа снежистого льна,
Панихидный вихорь плачет у окна. - За рекой горят огни…
За рекой горят огни,
Погорают мох и пни. - За горами, за желтыми долами…
За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень. - Еще не высох дождь вчерашний…
Еще не высох дождь вчерашний —
В траве зеленая вода! - Дорогой дружище Миша…
Дорогой дружище Миша,
Ты как вихрь, а я как замять, - День ушел, убавилась черта…
День ушел, убавилась черта,
Я опять подвинулся к уходу. - Голубень
В прозрачном холоде заголубели долы,
Отчетлив стук подкованных копыт, - Синее небо, цветная дуга…
Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега, - Сегодня синели лужи… (на память Мише Мурашеву)
Сегодня синели лужи
И легкий шептал ветерок. - Прощай, родная пуща…
Прощай, родная пуща,
Прости, златой родник. - Покраснела рябина…
Покраснела рябина,
Посинела вода. - Опять раскинулся узорно…
Опять раскинулся узорно
Над белым полем багрянец, - О товарищах веселых…
О товарищах веселых,
О полях посеребренных - О красном вечере задумалась дорога…
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины. - Не от холода рябинушка дрожит…
Не от холода рябинушка дрожит,
Не от ветра море синее кипит. - Не напрасно дули ветры…
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. - Мине
От берегов, где просинь
Душистей, чем вода. - Колокольчик среброзвонный…
Колокольчик среброзвонный,
Ты поешь? Иль сердцу снится? - К теплому свету, на отчий порог…
К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох. - Заря над полем — как красный тын…
Заря над полем — как красный тын.
Плывет на тучке превечный сын. - Заметает пурга…
Заметает пурга
Белый путь, - Есть светлая радость под сенью кустов…
Есть светлая радость под сенью кустов
Поплакать о прошлом родных берегов - Гляну в поле, гляну в небо…
Гляну в поле, гляну в небо —
И в полях и в небе рай. - Где ты, где ты, отчий дом…
Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром? - Пушистый звон и руга…
Пушистый звон и руга,
И камень под крестом. - Проплясал, проплакал дождь весенний…
Проплясал, проплакал дождь весенний,
Замерла гроза. - Я снова здесь, в семье родной…
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный! - Холодней, чем у сколотой проруби…
Холодней, чем у сколотой проруби,
Поджидаешь ты томного дня. - Устал я жить в родном краю…
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам, - Тучи с ожереба…
Тучи с ожереба
Ржут, как сто кобыл. - То не тучи бродят за овином…
То не тучи бродят за овином
И не холод. - Твой глас незримый, как дым в избе…
Твой глас незримый, как дым в избе.
Смиренным сердцем молюсь тебе. - Там, где вечно дремлет тайна…
Там, где вечно дремлет тайна,
Есть нездешние поля. - Слушай, поганое сердце…
Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое. - Скупились звезды в невидимом бредне…
Скупились звезды в невидимом бредне,
Жутко и страшно проснувшейся бредне. - Пропавший месяц
Облак, как мышь,
подбежал и взмахнул - Пришествие (А. Белому)
1
Господи, я верую!.. - Преображение (Разумнику Иванову)
1
Облаки лают, - Под красным вязом крыльцо и двор…
Под красным вязом крыльцо и двор,
Луна над крышей, как злат бугор. - Песни, песни, о чем вы кричите…
Песни, песни, о чем вы кричите?
Иль вам нечего больше дать? - Певущий зов
Радуйтесь!
Земля предстала - Отчарь
1
Тучи — как озера, - Отвори мне, страж заоблачный…
Отвори мне, страж заоблачный,
Голубые двери дня. - Октоих
Гласом моим Пожру Тя, Господи.
Ц.О. - О Русь, взмахни крылами…
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь! - О родина!
О родина, о новый
С златою крышей кров, - О пашни, пашни, пашни…
О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть, - О муза, друг мой гибкий…
О муза, друг мой гибкий,
Ревнивица моя. - О Матерь Божья…
О Матерь Божья,
Спади звездой - О край дождей и непогоды…
О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина, - О верю, верю, счастье есть…
О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло. - Нощь и поле, и крик петухов…
Нощь и поле, и крик петухов…
С златной тучки глядит Саваоф. - Нивы сжаты, рощи голы…
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость. - Небо ли такое белое…
Небо ли такое белое
Или солью выцвела вода? - Не пора ль перед новым Посемьем…
Не пора ль перед новым Посемьем
Отплеснуться вам, слова, от Каялы. - Хорошо под осеннюю свежесть…
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать - Теперь любовь моя не та… (Клюеву)
Теперь любовь моя не та.
Ах, знаю я, ты тужишь, тужишь - Сельский часослов
1
О солнце, солнце, - Небесный барабанщик
1
Гей вы, рабы, рабы! - Не стихов златая пена…
Не стихов златая пена
И не Стенькина молва, — - Не стану никакую…
Не стану никакую
Я девушку ласкать. - Кантата
1
Сквозь туман кровавый смерти, - Иорданская голубица
1
Земля моя, златая! - Инония (пророку Иеремии)
1
Не устрашуся гибели, - И небо и земля все те же…
И небо и земля все те же,
Все в те же воды я гляжусь, - Зеленая прическа…
Зеленая прическа,
Девическая грудь, - Закружилась листва золотая…
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду, - Вот оно, глупое счастье…
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад! - Частушки (о поэтах)
Я сидела на песке
У моста высокова. - Райское селение
Берег снежен, берег крут
Беломорский берег крут - Я по первому снегу бреду…
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил. - Товарищ
Он был сыном простого рабочего,
И повесть о нем очень короткая. - Снег, словно мед ноздреватый…
Снег, словно мед ноздреватый,
Лег под прямой частокол. - Серебристая дорога…
Серебристая дорога,
Ты зовешь меня куда? - Свищет ветер под крутым забором…
Свищет ветер под крутым забором,
Прячется в траву. - Разбуди меня завтра рано…
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать! - Песнь о хлебе
Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл — страдания людей! - Не жалею, не зову, не плачу…
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым. - Мир таинственный, мир мой древний…
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел. - Я последний поэт деревни (Мариенгофу)
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост. - Сорокоуст (А. Мариенгофу)
1
Трубит, трубит погибельный рог! - По-осеннему кычет сова…
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани. - Исповедь хулигана
Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком - Ветры, ветры, о снежные ветры…
Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь. - Хулиган
Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по лугам. - При луне хороша одна…
При луне хороша одна,
При солнце зовет другая. - Пантократор
1
Славь, мой стих, кто ревет и бесится, - О боже, боже, эта глубь…
О боже, боже, эта глубь —
Твой голубой живот. - Кобыльи корабли
1
Если волк на звезду завыл, - Душа грустит о небесах…
Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица. - Вот такой, какой есть…
Вот такой, какой есть,
Никому ни в чем не уважу, - Вот они, толстые ляжки…
Вот они, толстые ляжки
Этой похабной стены. - В час, когда ночь воткнет…
В час, когда ночь воткнет
Луну на черный палец,— - Не смотри, что рассеян в россыпь…
Не смотри, что рассеян в россыпь,
что ломаю и мну себя. - Мне бы женщину — белую, белую…
Мне бы женщину — белую, белую
Ну а впрочем какая разница - Не тужи, дорогой, и не ахай…
Не тужи, дорогой, и не ахай,
Жизнь держи, как коня, за узду, - Ветер веет с юга…
Ветер веет с юга
И луна взошла, - Я покинул родимый дом…
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь. - Эта улица мне знакома…
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом. - Ты такая ж простая, как все…
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России. - Ты прохладой меня не мучай…
Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет, - Пускай ты выпита другим…
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось - Папиросники
Улицы печальные,
Сугробы да мороз. - Мне осталась одна забава…
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист. - Мне грустно на тебя смотреть…
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость! - Заметался пожар голубой…
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали. - Дорогая, сядем рядом…
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу. - Грубым дается радость…
Грубым дается радость,
Нежным дается печаль. - Вечер черные брови насопил…
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора. - Страна негодяев
ПЕРСОНАЛ
Комиссар из охраны железнодорожных линий Чекистов. - Я обманывать себя не стану…
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом. - Сыпь, гармоника. Скука… Скука…
Сыпь, гармоника. Скука… Скука…
Гармонист пальцы льет волной. - Снова пьют здесь, дерутся и плачут…
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть. - Прощание с Мариенгофом
Есть в дружбе счастье оголтелое
И судорога буйных чувств — - Пой же, пой. На проклятой гитаре…
Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои в полукруг. - Не ругайтесь. Такое дело…
Не ругайтесь. Такое дело!
Не торговец я на слова. - Да! Теперь решено. Без возврата…
Да! Теперь решено. Без возврата
Я покинул родные поля. - Все живое особой метой…
Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор. - Сторона ль ты моя, сторона…
Сторона ль ты моя, сторона!
Дождевое, осеннее олово. - Пугачев (Мариенгофу)
I. ПОЯВЛЕНИЕ ПУГАЧЕВА В ЯИЦКОМ ГОРОДКЕ
Ох, как устал и как болит нога… - Письмо деду
Покинул я
Родимое жилище. - Песнь о великом походе
Эй вы, встречные,
Поперечные! - Памяти Брюсова
Мы умираем,
Сходим в тишь и грусть, - Отговорила роща золотая…
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком, - Ответ
Старушка милая,
Живи, как ты живешь. - Никогда я не был на Босфоре…
Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем. - Низкий дом с голубыми ставнями…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, — - На Кавказе
Издревле русский наш Парнас
Тянуло к незнакомым странам, - Мы теперь уходим понемногу…
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать. - Милая Пераскева…
Милая Пераскева,
Ведь Вы не Ева! - Метель
Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек. - Льву Повицкому
Старинный друг!
Тебя я вижу вновь - Ленин. Отрывок из поэмы «Гуляй поле»
Еще закон не отвердел,
Страна шумит, как непогода. - Как должна рекомендоваться Марина
Скажу вам речь не плоскую,
В ней все слова важны: - Издатель славный! В этой книге…
Издатель славный! В этой книге
Я новым чувствам предаюсь, - И так всегда. За пьяною пирушкой…
И так всегда. За пьяною пирушкой,
Когда свершается всех дней круговорот, - Заря востока
Так грустно на земле,
Как будто бы в квартире, - Годы молодые с забубенной славой…
Годы молодые с забубенной славой,
Отравил я сам вас горькою отравой. - Воспоминание
Теперь октябрь не тот,
Не тот октябрь теперь. - Возвращение на родину
Я посетил родимые места,
Ту сельщину, - Весна
Припадок кончен.
Грусть в опале. - Батум
Корабли плывут
В Константинополь. - Баллада о двадцати шести (С любовью прекрасному художнику Якулову)
Пой песню, поэт,
Пой. - Я усталым таким еще не был…
Я усталым таким еще не был.
В эту серую морозь и слизь - Быть поэтом — это значит то же…
Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить, - Ах, метель такая, просто черт возьми…
Ах, метель такая, просто черт возьми!
Забивает крышу белыми гвоздьми. - Ах, как много на свете кошек… (сестре Шуре)
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда. - Анна Снегина (А. Воронскому)
1
“Село, значит, наше — Радово, - 1 мая
Есть музыка, стихи и танцы,
Есть ложь и лесть… - Я спросил сегодня у менялы…
Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю, - Эх, жизнь моя…
Эх, жизнь моя,
Улыбка девичья. - Этой грусти теперь не рассыпать…
Этой грусти теперь не рассыпать
Звонким смехом далеких лет. - Шаганэ ты моя, Шаганэ…
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли, - Форма (Своё, Народная)
СВОЕ
Цветы на подоконнике, - Улеглась моя былая рана…
Улеглась моя былая рана —
Пьяный бред не гложет сердце мне. - Ты сказала, что Саади…
Ты сказала, что Саади
Целовал лишь только в грудь. - Тетя Мотя…
Тетя Мотя
В розовом капоте, - Сукин сын
Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг. - Стансы (посвящается П. Чагину)
Я о своем таланте
Много знаю. - Свет вечерний шафранного края…
Свет вечерний шафранного края,
Тихо розы бегут по полям. - Русь уходящая
Мы многое еще не сознаем,
Питомцы ленинской победы, - Русь советская (А. Сахарову)
Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет. - Русь бесприютная
Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль - Пушкину
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой, - Поэтам Грузии
Писали раньше
Ямбом и октавой. - Поэма о 36
Много в России
Троп. - Письмо от матери
Чего же мне
Еще теперь придумать, - Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет! - Письмо к женщине
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните, - Может, поздно, может, слишком рано…
Может, поздно, может, слишком рано,
И о чем не думал много лет, - Милый Вова…
Милый Вова,
Здорово. - Мелколесье. Степь и дали…
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы. - Листья падают, листья падают…
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер, - Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле, - Клен ты мой опавший, клен заледенелый…
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой? - Капитан Земли
Еще никто
Не управлял планетой, - Какая ночь! Я не могу…
Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность. - Каждый труд благослови, удача…
Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку — чтоб с рыбой невода, - И. В. Евдокимову (на книгу «Березовый ситец». М.: ГОС. ИЗД-ВО, 1925)
Сердце вином не вымочу.
Милому Евдокимочу, - Золото холодное луны…
Золото холодное луны,
Запах олеандра и левкоя. - Заря окликает другую…
Заря окликает другую,
Дымится овсяная гладь… - Жизнь — обман с чарующей тоскою…
Жизнь — обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она, - До свиданья, друг мой, до свиданья…
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди. - Гори, звезда моя, не падай…
Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи. - Голубая родина Фирдуси…
Голубая родина Фирдуси,
Ты не можешь, памятью простыв, - Голубая кофта. Синие глаза…
Голубая кофта. Синие глаза.
Никакой я правды милой не сказал. - Голубая да веселая страна…
Голубая да веселая страна.
Честь моя за песню продана. - Глупое сердце, не бейся…
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем, - Воздух прозрачный и синий…
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи. - Вижу сон. Дорога черная…
Вижу сон. Дорога черная.
Белый конь. Стопа упорная. - Видно, так заведено навеки…
Видно, так заведено навеки —
К тридцати годам перебесясь, - Вечером синим, вечером лунным…
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным. - В этом мире я только прохожий… (сестре Шуре)
В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне веселой рукой. - В Хороссане есть такие двери…
В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог. - Сочинитель бедный, это ты ли…
Сочинитель бедный, это ты ли
Сочиняешь песни о луне? - Собаке Качалова
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду. - Снежная равнина, белая луна…
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона. - Снежная замять крутит бойко…
Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка. - Снежная замять дробится и колется
Снежная замять дробится и колется,
Сверху озябшая светит луна. - Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся…
Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся.
Хорошо с любимой в поле затеряться. - Синий туман. Снеговое раздолье…
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет. - Синий май. Заревая теплынь…
Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки. - Синий день. День такой синий
Чтоб не ругалась больная мать,
Я приду, как… сука, - Свищет ветер, серебряный ветер…
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума. - Самые лучшие минуты…
Самые лучшие минуты
Были у милой Анюты. - Руки милой — пара лебедей…
Руки милой — пара лебедей —
В золоте волос моих ныряют. - Пускай я порою от спирта вымок…
Пускай я порою от спирта вымок,
Пусть сердце слабеет, тускнеют очи, - Прощай, Баку! Тебя я не увижу…
Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг. - Плачет метель, как цыганская скрипка…
Плачет метель, как цыганская скрипка.
Милая девушка, злая улыбка, - Письмо к сестре
О Дельвиге писал наш Александр,
О черепе выласкивал он - Пил я водку, пил я виски…
Пил я водку, пил я виски,
Только жаль, без вас, Быстрицкий. - Песня (Есть одна хорошая песня у соловушки…)
Есть одна хорошая песня у соловушки —
Песня панихидная по моей головушке. - От чего луна так светит тускло…
«От чего луна так светит тускло
На сады и стены Хороссана? - Ну, целуй меня, целуй…
Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли. - Никогда я не забуду ночи…
Никогда я не забуду ночи,
Ваш прищур, цилиндр мой и диван. - Неуютная жидкая лунность…
Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин,— - Несказанное, синее, нежное…
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз, - Не криви улыбку, руки теребя…
Не криви улыбку, руки теребя,
Я люблю другую, только не тебя. - Не жалею вязи дней прошедших… (отрывок из поэмы)
Не жалею вязи дней прошедших,
Что прошло, то больше не придет. - Не гляди на меня с упреком…
Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю, - Не вернусь я в отчий дом…
Не вернусь я в отчий дом,
Вечно странствующий странник. - Над окошком месяц. Под окошком ветер…
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел. - Море голосов воробьиных…
Море голосов воробьиных.
Ночь, а как будто ясно. - Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве
Пастушонку Пете
Трудно жить на свете: - Мой путь
Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель, - Край любимый! Сердцу снятся…
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки. - Даль подернулась туманом…
Даль подернулась туманом,
Чешет тучи лунный гребень.
Красный вечер за куканом
Расстелил кудрявый бредень.Под окном от скользких ветел
Перепельи звоны ветра.
Тихий сумрак, ангел теплый,
Напоен нездешним светом. - Темна ноченька, не спится…
Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок.
Распоясала зарница
В пенных струях поясок.На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, мое сердечко,
Слушать песни гусляра! - Сергею Есенину
Иней. Снег. Декабрь. Тишина.
Тишина не бывает тише. - Места нет здесь мечтам и химерам… (об Америке)
Отрывок из «Страна негодяев»
Места нет здесь мечтам и химерам, - Лисица
На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулась в кольцо. - Акростих (Рюрику Ивневу)
Радость, как плотвица быстрая,
Юрко светит и в воде. - Бей белых и зеленых
1
Жизнь — фонтан. - Я помню, любимая, помню…
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос… - Я красивых таких не видел (сестре Шуре)
Я красивых таких не видел,
Только, знаешь, в душе затаю - Я иду долиной. На затылке кепи…
Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайко
Статья по литературе по теме: МОТИВЫ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ С.А.ЕСЕНИНА
Феномен поэзии С.А.Есенина состоит прежде всего в том, что он соединил, по мысли Георгия Иванова, «два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего». Лирический герой Есенина философски размышляет над происходящим в России, пытается определить место человека, его духовные и нравственные ориентиры в cложное для Родины время, обращаясь то к временному, то к вечному. С удивительной искренностью и исповедальностью поэт покаянно выносит на суд читателя свою духовную борьбу, свои заблуждения. В этом можно разглядеть духовное мужество Есенина, ставящего важнейшие вопросы человеческого бытия в предельной откровенности. Особенностью философской лирики поэта является и то, что она запечатлевает духовный путь поэта с ошибками и прозрениями, характерными для человека его поколения. Поэт философски осмысляет путь человека только в незыблемой связи с Родиной, а поэтом называет лишь того, кто имеет чувство Родины.
Лирический герой поэзии С.А.Есенина проходит путь трудной духовной эволюции, которую мы будем рассматривать в логике условного разделения его творчества на этапы: 1)дооктябрьская лирика(до 1917),2) послеоктябрьская лирика (1 ступень (1918-1919,2 ступень ( 1920-1921,3 ступень(1922-1925)). Вопросы, которые решает в своем творчестве поэт, разнообразны:
роль поэта и назначение искусства,
жизнь и смерть,
любовь и дружба,
проблема духовного выбора,
но главной для него все же остается
задача отношений человека и Бога, то есть вопрос веры.
1)Дооктябрьская лирика.
Ранняя лирика Есенина собрана в сборнике «Радуница», что означает день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так величали на Руси и первые весенние дни. В самом названии мы видим метафору: вера в вечное воскресение всего живого, ассоциация с весной, порой любви и цветения. В творчестве данного периода широко представлена христианская символика(березы – «большие свечки», ели – монашки, ветер – схимник) и связь с фольклором. В сборнике стихотворений «Радуница» поэт размышляет о красоте родного края, о гармонии, царящей в природе ( Стихи : «Гой, ты, Русь моя родная…», «Край любимый. Сердцу снятся…», «Сыплет черемуха снегом…»). Читая эти стихи, мы видим, что поэта привлекают темы и образы, связанные с христианским бытом. Есенин передает в художественном образе главную составлюющую русской ментальности – соборность. Весь тварный мир у Есенина — храм, как и сама природа. Все это создание Господа:
Земля моя златая // осенний светлый ХРАМ…
Тихой и светлой радостью проникнуты ранние стихи, кротость и смирение лирического героя перед красотой Божьего мира пронизывает его мироощущение.
В стихотворении «Бегство» ( 1915) мы наблюдаем мотив духовного соблазна, с которым борется лирический герой:
Храня завет родных поверий –
Питать к греху стыдливый страх,
Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах.
…Как об ножи стальной дорогой
Рвались на камнях сапоги,
И я услышал зык от Бога:
«Забудь, что видел, и беги!»
Приезд в Петербург стал для молодого Есенина духовным распутьем.В петербургский период жизни молодого поэта, попавшего в гущу событий Серебряного века, соблазн религиозной мистики в духе символистов Мережковского, Гиппиус, А.Белого был достаточно серьезным искушением. Неохристианские идеи пронизывали сознание творческой интеллигенции, в общение с которой вступает поэт. В стихотворении «Бегство» показано зыбкое состояние лирического героя, которому необходимо сделать правильный выбор. Лирический герой принимает решение быть с Богом. Влияние православия на ранний период творчества Есенина неоспоримо, как и неоспорима светлая позитивная энергетика его поэзии этого периода:
Чую радуницу Божью –
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
Между сосен. Между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком в кольце иголок
Мне мерещится Исус.
В преддверии революции мироощущение поэта связано с православием.
Следующий этап в лирике Есенина наглядно демонстрирует нам духовный раскол и пути его преодоления поэтом и его лирическим героем.
2. Послеоктябрьская лирика.
Законы духовной жизни, направляющие судьбу каждого человека, создают решение многих философских проблем и определяют основные мотивы его творчества. В 1917 году происходит духовный переворот в сознании поэта, который
«с крестьянским уклоном принимает революцию». Россию охватывает духовное помрачение, которое монахи Оптиной Пустыни определили как массовое беснование. Духовное помрачение входит и в сознание поэта , отражаясь на его творчестве. В стихотворении «Инония», например, поэт пишет шокирующие нас строки: « Тело, Христово тело // выплевываю изо рта». Кощунство этой фразы бесспорно, но что так резко меняет мироощущение лирического героя? В чем причина такой метаморфозы в его сознании? Круговорот событий, духовное помрачение, охватившее страну, вирусом проникают в душу поэта, рождая в его сердце сомнение.Но сомнение нередко посещает даже верующих людей, а мировоззрение человека часто укрепляется в процессе духовных мук. Однако сомнение не всегда приводит к истине. Эти духовные борения мы и наблюдаем в поэзии Есенина данного периода. Его лирический герой впитывает богоборческие мотивы, характерные для живой действительности, расколовшей общество после революции 1917 года. С имажинистами ( имажинизм рождается в 1919г, Есенин становится членом данного модернистского течения в литературе Серебряного века) связывают такой скандальный поступок Есенина, как роспись наружной стены Страстного монастыря строчкой из своей поэмы «Преображение»: «Господи, отелись!» Эту строчку восприняли как богохульство, однако поэт вкладывал в нее совсем иной смысл, нежели чем тот, который воспринимался буквально. Словом «отелись» Есенин призывал Господа «войти в тело», то есть воплотиться. Именно так сам поэт трактовал эту строчку своему другу поэту Орешину. И, тем не менее, данная ситуация не может восприниматься позитивно, так как любого содержания строки на стене монастыря – богохульство. Лирический герой вступает в пору духовного раскола. Наиболее глубоким кризисом можно отметить стихотворения 1920 – 1921 гг «Исповедь хулигана», цикл «Москва кабацкая» и др. стихи 1920-х гг. говорят о мучительном духовном надломе, который произошел тогда с Есениным. В лирике этого периода начинают звучать мотивы прощания с молодостью, предощущения гибели , душевной усталости и рока ( «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «куда несет нас рок событий», «трубит, трубит погибельный рог»). Но с 1922 года в творчестве Есенина появляется мотив покаяния. Совесть побуждала поэта к исповеди за ошибки прежних лет, в чем он сам признавался поэту Всеволоду Рождественскому: « Пишу не для того, чтобы что-то выдумать. А потому, что душа просит. Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром, в чем прав и в чем виноват».
Раздумья о собственном несовершенстве,чувство вины , раскаяние в слишком легком отношении к жизни и к своей миссии на земле – мотивы, которые составляют стержень философской лирики Сергея Есенина 1922-1925гг. Его лирический герой подходит к зрелому осмыслению своего духовного пути. Это находит отражаение в его стихах : « Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Гори, звезда моя. Не падай», «Мы теперь уходим понемногу». Настроение лирического героя того периода хорошо передают строки из стихотворения «Жизнь – обман с чарующей тоскою..»:
Жизнь – обман с чарующей тоскою.
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена….
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
В 1923 году в письме к поэту Кусикову Сергей Александрович напишет: «Перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской…» Осмысление исторических реалий выливается в поэму «Страна негодяев», привезенную Есениным из-за границы. Гражданское и духовное мужество в стране большого террора – понимать смысл происходящего. Строчка : «Друг мой. Друг мой, прозревшие вежды // закрывает одна лишь смерть» — становится пророческой в судьбе поэта.
Особое место в философской лирике Есенина занимает поэма «Черный человек», где доминирует мотив смерти. Разговор с черным человеком – диалог с собой, со своим отражением в зеркале. Черный человек – реминисценция из пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери». Традиционно данный образ воспринимается как предвестник гибели. Обреченность и ощущение страха лирического героя в поэме вполне оправданы, так как Россия 20-х гг. ХХ века охвачена волной «большого террора». В стихотворении Мандельштама о более позднем историческом периоде в жизни страны будет сказано: «…жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных». Черный гость – это художественный образ, который соединяет в себе как внутренний раскол героя, так и обстоятельтва( страна охвачена арестами, массовым террором), позволяющие герою ощущать возможность вторжения в свою жизнь извне. Состояние героя выходит за рамки душевного равновесия. Он испытывает страх и раздражение одновременно. Исповедальность поэмы налицо: построенное в форме диалога, произведение воссоздает сложность духовных прозрений и глубину страдания лирического героя при осознании им ошибок своей жизни и истинного значения судьбы на фоне трагической истории Родины. Предъявляя жестокий счет за прожитую жизнь, черный человек иронизирует, о он мешает истинному покаянию героя, приводит его к бешенству, отчего трость летит в зеркало и разбивает его.В финале поэмы мираж рассеивается, уходят страх и раздражение, но одиночество берет верх: « Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало… ». К каким философским выводам приводит нас Есенин в поэме «Черный человек»?
Немаловажным будет напомнить, что первый вариант поэмы Есенин читал свои друзьям уже в 1923 году по возвращении из-за границы, где его поразил цинизм и духовная опустошенность людей. Поэт приодит нас к мысли о незащищенности человека от темного как в себе, так и вовне при его богооставленности. Его лирический герой все же лишь герой, отражающий мысль поэта, и вряд ли можно ставить знак равенства между ним и автором даже при глубокой исповедальности лирики Есенина.
Мы проследили эволюцию лирического героя поэзии Есенина в решении сложных философских вопросов. Нет необходимости говорить о жизни поэта со страстями, ошибками, грехами, падениями, заблуждениями. В горниле сомнений росла философская зрелость Есенина. Но можно сделать главный вывод о поэте. Преодоление себя, своей души в слове и обретение своего духа через слово есть самое таинственное и могущественное в его творчестве.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Осознание человеком своего места в мире, уход от суетного к вечным истинам – вот путь лирического героя Есенина, так точно обозначенный в последней цитате из стихотворения «Не жалею, не зову. Не плачу..».
Стихи Сергея Есенина — Стихи & Поэзия
Он был сыном простого рабочего,
И повесть о нем очень короткая.
Только и было в нем, что волосы, как ночь,
Да глаза голубые, кроткие.
Отец его с утра до вечера
Гнул спину, чтоб прокормить крошку;
Но ему делать было нечего,
И были у него товарищи: Христос да кошка.
Кошка была старая, глухая,
Ни мышей, ни мух не слышала,
А Христос сидел на руках у Матери
И смотрел с иконы на голубей под крышею.
Жил Мартин, и никто о нем не ведал.
Грустно стучали дни, словно дождь по железу.
И только иногда за скудным обедом
Учил его отец распевать марсельезу.
«Вырастешь,— говорил он,— поймешь…
Разгадаешь, отчего мы так нищи!»
И глухо дрожал его щербатый нож
Над черствой горбушкой насущной пищи.
Но вот под тесовым
Окном —
Два ветра взмахнули
Крылом;
То с вешнею полымью
Вод
Взметнулся российский
Народ…
Ревут валы,
Поет гроза!
Из синей мглы
Горят глаза.
За взмахом взмах,
Над трупом труп;
Ломает страх
Свой крепкий зуб.
Все взлет и взлет,
Все крик и крик!
В бездонный рот
Бежит родник…
И вот кому-то пробил
Последний, грустный час…
Но верьте, он не сро?бел
Пред силой вражьих глаз!
Душа его, как прежде,
Бесстрашна и крепка,
И тянется к надежде
Бескровная рука.
Он незадаром прожил,
Недаром мял цветы;
Но не на вас похожи
Угасшие мечты…
Нечаянно, негаданно
С родимого крыльца
Донесся до Мартина
Последний крик отца.
С потухшими глазами,
С пугливой синью губ,
Упал он на колени,
Обняв холодный труп.
Но вот приподнял брови,
Протер рукой глаза,
Вбежал обратно в хату
И стал под образа.
«Исус, Исус, ты слышишь?
Ты видишь? Я один.
Тебя зовет и кличет
Товарищ твой Мартин!
Отец лежит убитый,
Но он не пал, как трус.
Я слышу, он зовет нас,
О верный мой Исус.
Зовет он нас на помощь,
Где бьется русский люд,
Велит стоять за волю,
За равенство и труд!..»
И, ласково приемля
Речей невинных звук,
Сошел Исус на землю
С неколебимых рук.
Идут рука с рукою,
А ночь черна, черна!..
И пыжится бедою
Седая тишина.
Мечты цветут надеждой
Про вечный, вольный рок.
Обоим нежит вежды
Февральский ветерок.
Но вдруг огни сверкнули…
Залаял медный груз.
И пал, сраженный пулей,
Младенец Иисус.
Слушайте:
Больше нет воскресенья!
Тело Его предали погребенью:
Он лежит
На Марсовом
Поле.
А там, где осталась Мать,
Где Ему не бывать
Боле,
Сидит у окошка
Старая кошка,
Ловит лапой луну…
Ползает Мартин по полу:
«Соколы вы мои, соколы,
В плену вы,
В плену!»
Голос его все глуше, глуше,
Кто-то давит его, кто-то душит,
Палит огнем.
Но спокойно звенит
За окном,
То погаснув, то вспыхнув
Снова,
Железное
Слово:
«Рре-эс-пуу-ублика!»
59. Философские мотивы лирики с.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого) (Билет 22) Вариант 1
Все лирические произведения С. А. Есенина можно назвать философскими. Пониманию философских взглядов поэта может помочь его статья «Ключи Марии». Сергей Есенин считает, что мертвого не существует, все и вся имеют душу, а значит, наделены способностью чувствовать и переживать.
В центре внимания поэта личность и ее связь с миром, отношения между человеком, обществом и природой.
В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но и людские драмы нередко сравнивает с переживаниями растений и животных.
Нельзя не заметить, что вместе с природой в начале своего творчества поэт прославляет патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной Руси.
В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» (1914) Есенин создает особый образ деревни. В стихотворении явно звучат мотивы любви и преданности поэта родному краю, присутствуют философские размышления о прошлом, настоящем и будущем. В свой поэтический мир Есенин вводит библейские образы. Поэт задерживает свое внимание на хатах, где «в ризах образа», на’ низеньких околицах, на. «кротком Спасе» в деревенских церквах. Лирического героя он сравнивает с богомольцем. С этими образами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Бросаются в глаза деревянные избы с протекающими крышами, окруженные крапивой заборы. Среди этой обстановки поэт разворачивает панораму событий деревенской жизни. Есенину приятно слышать девичий смех, «звонкий, как сережки», видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность родимых просторов («Не видать конца и края — только синь сосет глаза»). Все это рождает преданную сыновнюю любовь,
Это стихотворение относится к периоду творчества поэта, который можно назвать периодом «двойного зрения». Мировоззрение поэта приобретает в этот период мифопоэтический, христианско-языческий характер. Бог, деревенский пейзаж и родина сливаются воедино, природа воспринимается как божественный храм, а Родина становится дороже, чем рай:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся….» тоже написано в 1914 году. В нем Есенин так рассказывает о природе, что мы чувствуем: он сливается с нею: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — говорит он, обращаясь к родному краю. Примечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно «край любимый». А в нем — все прекрасно: резеда, «риза кашки», вызванивающие ивы, болото, которое «курит», даже «гарь в небесном коромысле». Этот край никогда не отпускает, он снится, причем сердцу. В нем все принимает поэт и всему готов отдать душу. Некоторым диссонансом звучат последние строчки:
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть…
Но это лишь подтверждает одну из особенностей творчества Есенина -. многогранность и диалектичность, выражающую сложность души лирического героя.
Таким образом, необходимо отметить, что природа является для Есенина не только как тема, образ, мир, но и как способ раскрытия наиболее важных в его творчестве тем: родина, жизнь и смерть, любовь и ненависть и другие философские проблемы.
Апофатические элементы в поэзии С. А. Есенина: персонажи танатов
Перейти к основному содержанию Перейти в главное меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта- Дом
- Журнал
- О журнале
- Основная информация
- Редакционная коллегия
- Метрики и индексирование
- Банк рецензентов
- Связаться с нами
- Статистика
- Содержание
- ток
- Архивы
- Представления
- Правила для авторов
- Процесс оценки
- Представление
- Политики
- Политика противодействия плагиату
- Политика открытого доступа
- Этика публикации
- Заявление о конфиденциальности
- Анонсы
- Наши объявления
- Дружественные постановки
Избранные стихотворения Сергея Есенина
- Домой
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Choice Awards
- Жанры
- Розыгрыши
- Новинки
- Списки
- Изучить
- Новости и интервью
Биография
- Биография
- Бизнес
- Детский
- Кристиан
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы
- Историческая фантастика
- Историческая фантастика
- История
- Тайна
- Документальная литература
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер
- Молодежь 021
- Сообщество ▾
- Группы
- Обсуждения
- Цитаты
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) — русский поэт. |
Сергей Есенин — Википедия, свободная энциклопедия
Википедия todavía no tiene una página llamada «Serguéi yesenin».
Busca Serguéi yesenin en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario) | |
Wikilibros (учебные / руководства) | |
Викицитатник (цитата) | |
Wikisource (biblioteca) | |
Викинотики (noticias) | |
Wikiversidad (contenido académico) | |
Commons (изображения и мультимедиа) | |
Wikiviajes (viajes) | |
Викиданные (данные) | |
Викивиды (особые виды) |
- Comprueba si имеет кодовое обозначение правильного искусства, в Википедии и википедии, посвященной информационным ресурсам.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
- Busca «Serguéi yesenin» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
- Проконсультируйтесь по списку произведений искусства на «Сергея Есенина».
- Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Сергея Есенина».
- Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
- También puede que la página que buscas haya sido borrada.
Si el artículo incluso así no existe:
- Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
- Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
- En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. No son válidos textos tomados de otros sitios web o escritos que no cumplan alguna de esas condiciones.
- Ten en cuenta también que:
- Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
- Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
Примечанияумеренный (1): т.е. равномерно темперированный; не одолеваемый страстью.око небес (5): т.е., солнце. каждая ярмарка из ярмарки когда-нибудь снижается (7): т.е. красота (ярмарка) всего прекрасного (ярмарочного) исчезает (уменьшается). Сравните с Сонетом 116: «Румяные губы и щеки / В круге его серпа, изгибающегося, приближаются». изменение природы (8): т.е. естественные изменения, которые приносит возраст. той прекрасной, которой ты обладаешь (10): т.е. той красотой, которой ты обладаешь. в вечных строках…growest (12): Поэт использует в этой строке прививочную метафору. Прививка — это метод, используемый для соединения частей двух растений с помощью шнуров, чтобы они росли как одно целое. Таким образом любимый становится бессмертным, привязываемым к времени узами поэта (его «вечными строками»). Комментарий о том, действительно ли этот сонет является «одним долгим упражнением в самовосхвалении», см. Ниже. _____Сонет 18 — самый известный и самый любимый из всех 154 сонетов. Кроме того, это один из самых простых по языку и намерениям.Стабильность любви и ее сила увековечить предмет стихов поэта — вот тема. Поэт начинает восхвалять своего дорогого друга без всякой показухи, но постепенно превращает образ своего друга в образ совершенного существа. Его друга сначала сравнивают с летом в октаве, но в начале третьего катрена (9) он — это лето , и, таким образом, он превратился в эталон, по которому можно и нужно судить об истинной красоте. Единственный ответ поэта на такую глубокую радость и красоту — сделать так, чтобы его друг навсегда остался в человеческой памяти, спасенный от забвения, сопровождающего смерть.Он достигает этого через свои стихи, веря, что по мере того, как история пишет сама себя, его друг со временем станет единым целым. Заключительный куплет подтверждает надежду поэта на то, что пока есть дыхание в человечестве, его поэзия будет жить и обеспечивать бессмертие его музы. Интересно, что не все готовы принять роль Сонета 18 как окончательного английского любовного стихотворения. Как выразился Джеймс Бойд-Уайт: Какую любовь на самом деле «это» дает «тебе»? Мы ничего не знаем ни о фигуре, ни о росте, ни о волосах, ни о глазах, ни о внешности, ничего о ее характере или уме, вообще ничего о ней.На самом деле это «любовное стихотворение» написано не в хвалу любимой, как кажется, а в похвале самой себе. «Смерть не должна хвастаться», — говорит поэт; поэт хвастается. Этот знаменитый сонет представляет собой долгое упражнение в самовосхвалении, а вовсе не любовное стихотворение; конечно, не подходит для серьезного чтения на свадьбе или юбилее, или в день Святого Валентина. (142)Обратите внимание, что Джеймс Бойд-Уайт называет возлюбленную «ее», но почти все ученые признают, что любовным интересом поэта является молодой человек в сонетах 1–126. Сонеты 18-25 часто обсуждаются как группа, поскольку все они сосредоточены на привязанности поэта к своему другу. Подробнее о том, как сгруппированы сонеты, см. Общее введение к сонетам Шекспира. Подробнее о увядающей красоте см. Сонет 116. Как цитировать эту статью: Ссылки Еще больше … Шекспир на староанглийском? Королева Елизавета: покровитель Шекспира Джонсон и упадок драмы Алхимия и астрология в День Шекспира | Еще предстоит изучить Введение в
Сонеты Шекспира Краткое содержание сонетов Сонеты Шекспира автобиографичны? Отношение Шекспира к любви Все ли сонеты адресованы двум лицам? Кто был The Rival Poet ? _____
|