Список литературы ломоносов: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ЛОМОНОСОВ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ЛОМОНОСОВ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Произведения М.В.Ломоносова
Ломоносов, М.В. Избранная проза / М.В.Ломоносов; сост., предисл и коммент. В.А. Дмитриева.—2-е изд., доп.—Москва: Советская Россия,1986.—544с.
Ломоносов, М.В. Избранные произведения / М.В.Ломоносов; вступ. ст., сост. А.А.Морозова; примеч. М.П.Лепехина.—Ленинград: Советский писатель, 1990.—464с.; 1 л. портр.—(Б-ка поэта. Малая серия)
Ломоносов, М.В. Сочинения / М.В.Ломоносов; вступ. ст. и примеч. А.А.Морозова.—Москва: Художественная Лититература, 1961.—591с.
Ломоносов, М.В. Сочинения / М.В. Ломоносов; вступ. ст. А.Введенского.—Москва: Летопись-М, 2000.—285 с.—(Мир поэзии)
О жизни и творчестве М.В.Ломоносова
Авдонина, Н.А. У истоков российской профессиональной библиографии / Н.А.Авдонина, Н.С.Масловская // Библиография.
Андреев, И. «Будешь умы уловлять, будешь помощник царям!” / И.Андреев // Знание– сила.—2011.—№ 9.—С.97-101.—№ 10.—С.69-75
Ахтамзян, Н.А. Гуманистический тип личности М.В.Ломоносова / Н.А. Ахтамзян // Социально-гуманитарные знания. — 2012. — № 4. — С. 230-241.
Баранова, С. «…Изыскал фарфоровые составы…» / С.Баранова // Родина.—№ 9.—С.93-94
Белявский, М.Т. …Всё испытал и всё проник / М.Т.Белявский.—М.: Изд-во Московского университета, 1990.—222с., ил.
Бушков, А. Детский Плутарх. Великие и знаменитые: Российская имперя : От Петра I до Павла I / А. Бушков. — Москва : Олма Медиа Групп, 2012. — 304 с. : ил.
Голубева, Т.С. Великий сын русского народа / Т.С.Голубева // Начальная школа.—2011.—№ 1.—С.3-6
Горелик, Г. Закон имени Ломоносова / Г.Горелик // Знание-сила.—2011.—№ 9.—С.85-96
Доронин, А. «Россия довольна к сравнению с каждым иным европейским народом…»: Ломоносов у истоков отечественной историографии / А. Доронин // Родина.—2011.—№ 9.—С.63-67
Замлелова, С. Знак бессмертия / С. Замлелова// Природа и человек. — 2013. — № 1. — С. 48-50.
Замостьянов, А.Открылась бездна!: читаем М.В.Ломоносова / А. Замостьянов // Литература в школе. — 2012. — № 7. — С.4-6.
Карпеев, Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов / Э.П.Карпеев.—М.: Просвещение, 1987.—96с.: ил.
Козиков, И.А. Ломоносов о развитии производительных сил России / И.А.Козиков // Социально-гуманитарные знания.—2011.—№ 4.—С.191-202Лебедев, Е.Н. Ломоносов / Е.Н.Лебедев—М.: Мол. Гвардия, 1990.—602с.—(ЖЗЛ)
Ломоносов: краткий энциклопедический словарь / ред.-сост. Э.П.Карпеев.—СПб.: Наука, 2000.—259с.
Михаил Васильевич Ломоносов // Люди русской науки: очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / под ред. И.В. Кузнецова.—М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит-ры, 1961.—С.9-37
Михаил Васильевич Ломоносов: сценарии // Читаем. Учимся. Играем.—2011.—№ 8.—С.4-17
Михайле Ломоносову 300 // Родина.—2011.—№ 9 (спецвыпуск)
Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / сост. Г.Е.Павлова, А.С.Орлов; худож. Б.А.Лавров.—М.: Современник.—1989.—493с.—(Открытия и судьбы)
Марков, А. Михайло Ломоносов: поэма / А.Марков.—М.: Современник, 1973.—78с.
Михаил Ломомносов : он основал МГУ // Ромеэо и Джульетта. — 2014. — №8. — С.9-11.
Обухов, А. Августейший сын помора / А.Обухов // Чудеса и приключения.—2011.—№ 5.—С.20-22
Осипов, Д. Стекольное дело Ломоносова / Д.Осипов // Родина.—2009.—№ 9.—С.88-90
Осипова, Э. «Насадитель российского слова»: Ломоносов у истоков русской филологии / Э.Осипова // Родина.—2011.—№ 9.—С.76-78
Павлова, Г.Е., Федоров, А.С. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) / Г.Е.Павлова, А.С.Федоров.—М.: Наука, 1988.—465 с.—(Научно-биографическая литература)
Песков, В. Родина Ломоносова / В.Песков // Комсомольская правда.—3-10 ноября (№ 44-т).—С.50
Писаренко, К. Ломоносов против Шумахера. Столкновение мнимых врагов / К. Писаренко // Родина.—2009.—№ 2.—С.65-68.
Смирнов, С. Чьим современником был Ломоносов? / С.Смирнов // Знание-сила.—2011.—№ 8.—С.99-102
Смирнов, Ю. Споры патриотов: Ломоносов и его современники о путях освоения восточных и северных окраин России / Ю.Смирнов // Родина.—2011.—№ 9.—С.40-47
Степанов, Г. Словесные утехи Михайлы Ломоносова [славянская письменность] / Г. Степанов // Эхо планеты. — 2013. — № 14. — С. 36-39
Степанов, Г. Словесные утехи Михайлы Ломоносова / Г. Степанов// Эхо планеты. — 2013. — №34. — 34-36.
Федоров, Ю. Пророчества через века: прости за недостойную власть, Михаил Васильевич! / Ю.Федоров // Советская Россия. Отечественные записки.—2011.—7 апреля (№ 7).—С.5-7
Федотов, О. И. Реформа Тредиаковского — Ломоносова и московские достопримечательности / О.И. Федотов // Литература в школе. — 2012. — № 7. — С.2-4
Шубин, С. «И наша досягнёт в Америку держава»: Ломоносов—геополитик и Русский Север / С.Шубин // Родина.—2011.—№ 9.
Юркин, И. «Обо мне дети Отечества пожалеют…»: фактор Х, или Ломоносов читает Шлаттера / И.Юркин // Родина.—2011.—№ 9.—С.82-85
|
О дивный муж!.. С челом открытым, С орлиным взглядом, как глядел На оном море Ледовитом На чудеса господних дел Ты дал певца Екатерине, Всецело жил в её орлах, И отблеск твой горит и ныне На лучших русских именах!. . МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «АНАПСКАЯ ЦБС» Рекомендательный аннотированный список литературы, посвященный 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова Уважаемые коллеги! 2011 год объявлен Президентом России годом М.В.Ломоносова в связи с 300-летием со дня его рождения. Предлагаю вашему вниманию библиографический список литературы «И отблеск твой горит и ныне на лучших русских именах!,,,» посвещённый М.В.Ломоносову История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Михаил Васильевич Ломоносов – один из величайших русских поэтов и учёных. Это хорошо сознавали лучшие его современники. Им как и Державиным зачитывались чуть не вплоть до самого Пушкина. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он лучше сказать, «сам был первым нашим университетом» — писал Пушкин. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Он развил атомно-молекулярные представлнения о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о свете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на планете Венера. Он описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучанмия, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка. . Кроме того он возродил искусство мозаики и производство смальты. Автор многочисленных трудов по истории России… Ломоносов был великим учёным-патриотом. В науке он видел могучую силу для улучшения жизни народа. Он всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что как наша Земля, так и всё существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры. В указатель включены книги, статьи из газет и журналов и состоит он из четырёх разделов. Первый раздел – «Произведения М.В. Ломоносова», в который включены избранные произведения автора, его философская лирика, оды и стихи. Второй раздел – «Публикации в сборниках» — посвещён публикациям проиведений М.В.Ломоносова в литературно-художественных сборниках. Третий раздел – «Литература о жизни и творчестве гениального просветителя» — отражает критико-библиографический материал о произведениях М. В.Ломоносова. Четвёртый раздел – это публикации в периодических изданиях посвещённые М.В.Ломоносову и его трудам. Литература расположена в алфавите авторов книг и публикаций в периодических изданиях. I. Произведения М.В. Ломоносова
II. Публикации в сборниках
«Гимн любви» — так называется анталогия, в которую вошли образцы любовной лирики разных времён и народов. Первый том – русская поэзия включает в себя как лирические шедевры классиков нашей литературы, так и лучшие стихи о любви наших современников.
Настоящее издание достаточно полно представляет картину развития отечественной эпиграммы за два века её бытования в русской литературе.
Сборник «Благослови поэт!…» является первым из трёх задуманных, которые все вместе представляют собой широкую панораму поэзии пушкинской поры. В настоящий сборник вошли произведения русских поэтов XVIII – начала XIX века, которых пушкин считал своими предшественниками и учителями.
Стихи составляющие сборник, посвещены славе ркусского оружия, доблести русских воинов, героическим традициям Советской Армии.
Этот сборник знакомит читателя со стихами высокого гражданского звучания и высокого патриотического пафоса. Со страниц сборника звучат слова любви к своей земле, своему народу, своей истории.
Поэтическая анталогия охватывает два с половиной столетия – от Ломоносова до наших дней.
Книга содержит обширный и разнообразный материал. Сборник составила заслуженная учительница РСФСР М.Д.Сосницкая.
Содерж.: «Москва» — отрывок; «Стрелецкий бунт 1682 года в Москве» — отрывок из неоконченной поэмы «Пётр Великий».
Содерж. : «Ода на день вошествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 года»; «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».
В издание включены лучшие образцы русской лирической поэзии, посвещённые теме любви.
Содерж.: Преложение псалма 145; «Ночною темнотою…».
Содерж.: «Ода в которой ея величеству благодарение от сочинителя приносится за оказанную ему высочайшую милость в Царском Селе августа 27 дня, 1750 года»; «На Царское Село августа 24 дня, 1764 года».
В книге собраны произведения народной, классической и современной русской поэзии о животных, которых сергей Есенин назвал «братьями нашими меньшими», а М.Пришвин «зеркалом человека». III. Литература о жизни и творчестве гениального просветителя
Путь русской науки в XIX – начале XX века отмечен многими открытиями и изобретениями. В это время в России работали такие знаменитые на весь мир учёные, как Ломоносов, Павлов, Пирогов и многие другие. Об их нелёгкой судьбе и научном подвиге рассказывает эта книга.
Автор книги Р.К.Баландин попытался дать своё определение гениальности и составить свой рассказ о наиболее прославленных гениях человечества, в том числе и о М.В.Ломоносове.
Настоящий выпуск включает исследования по различным вопросам истории русской литературы восемнадцатого века. Эта статья о жизни и воззрениях М.В.Ломоносова.
В книге помещены краткие творческие биографии выдающихся учёных-физиков от античности до нашего времени. Изложены наиболее важные сведения о научной работе, рассказывается о самых ярких страницах жизни и общественной деятельности учёных.
В книгу включены работы (и отрывки из них) классиков физической науки, сыгравшие выдающуюся роль в историю физики. Представлены как теоретические так и экспериментальные исследования охватывающие все разделы классической физики.
В книге автор выделяет большой период в истории русской географии, связанный с деятельностью М.В.Ломоносова и дальнейшим влиянием его идей. По архивным документам и литературным источникам прослеживается история работ по географическому описанию России во второй половине XVIII века.
В книгу включены отрывки из произведений, изучение которых предусмотрено программой педагогических институтов. Хрестоматия содержит три раздела: литература Петровской эпохи, литература 1730 – 1750-х годов, литература 1760-х – первая половина 1770 годов.
/ Е.А.Касаткина // XVIII век. Сборник. Вып 3.-Москва-Лениград: Издательство Академии наук СССР.- С.91-110. (Академия наук СССР. Институт русской литературы «Пушкинский дом»). Настоящий выпуск включает иссследования по различным вопросам истории русской литературы восемнадцатого века. Эта статья об истории создания трагедии иеё связях с эпохой заслуживающей внимания.
Лебедев,Е. Михаил Васильевич Ломоносов. [Текст] / Е.Лебедев. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997.- 640с. М.В.Ломоносов по праву занимает видное место в истории нашего отечества. Российской культуры и просвещения. В книге Е.Лебедева рассказвается о жизни великого русского просвятителя, учёного и поэта, человека самобытного, и несомненно, всесторонне одарённого.
В настоящем издании представлено более 650 биографий выдающихся государственных общественных, военных деятелей, представителей науки и искусства, чьи имена неразрывно связаны с отечественной историей, начиная с раннего Средневековья и заканчивая нашими днями.
Книга содержит анализ литературных произведений, включённых в программу по русской литературе за курс средней школы.
Автор книги болгарский учёный К.Манолов известен не только как специалист в области химии, но и прежде всего как талантливый историк химических наук. Издание содержит ряд библиографических очерков о выдающихся учёных – от Р.Глаубера до учёных нашего времени. Написана живым образным языком, содержит много ранее неизвестных материалов. Биографии насыщены яркими интересными эпизодами, хорошо передающими черты характеров и главные вехи творчества героев очерков.
Сборник составили избранные биографии наших знаменитых соотечественников, написанные по заказу известного русского издателя Флорентия Фёдоровича Павленкова (1839-1900) и опубликованные его издательством с 1890-го по 1915 г. В виде отдельных брошюр под общим названием серии «Жизнь замечательных людей».
Это издание состоит из четырёх независимых книг, в которых собраны очерки о жизни и творчестве выдающихся отечественных деятелях естествознания и техники, оставивших нынешнему поколению учёных богатейшее научное наследие.
Настоящий выпуск включает исследования по различным вопросам истории русской литературы восемнадцатого века. Эта статья о литературной приемственности.
В первом томе издания освещается своебразие исторического пути русской литературы, формирование её национальной самобытности, характеризуются её основные памятники. В томе также даны творческие портреты крупнейших представителей литературы XVIII в. ((Ломоносов, сумароков, Державин, Радищев, Карамзин).
Книга рассказывает о том, что М. В.Ломоносов занимает совершенно особое место в истории русской культуры. О том что жизненный подвиг Ломоносова вызывает изумление. Жизнеописание Ломоносова основывается на большом новом историческом материале.
Книга о том как русская литература XVIII века жила жгучими вопросами своего времени, активно вмешивалась в общественную жизнь своего государства
В книге говорится, что важнейшим фактором жизни России XVIII века были идеи просветительства. Они определяли развитие русской литературы этого периода, особым образом воздействуя на творчество писателей.
В книге на основе обширного материала по истории науки XVIII века дана биография М.В.Ломоносова. Показано его разностороннее дарование как учёного, писателя, художника. Освещена роль М.В.ломоносова в развитии русской и мировой науки, прослежено влияние его идей на последующие поколения отечественных учёных.
Настоящий выпуск включает исследования по различным вопросам истории русской литературы восемнадцатого века. Эта статья об изучении истории написания книги Вольтера «История российской империи при Петре Великом».
В книге помещены небольшие очерки о русских писателях XVIII-XX веков, жизнь и творчество которых связано с Москвой.
Содерж: Творческий путь Ломоносова; Ломоносов – филолог; Поэзия Ломоносова; Стиль од Ломоносова; Ломоносов – журналист.
В учебнике раскрываются характерные особенности историко-литературного процесса в России XVIII века.
В учебнике дана характеристика основных закономерностей развития русской литературы с XI – XIX века. Значителное внимание уделено раскрытию общественного значения крупнейших произведений, их роли и идеологической борьбе, формирования прогрессивных идеалов. IV. Публикации в периодических изданиях
Составила:гл. библиограф отдела обслуживания Кудрявцева Л.П. О вы, которых ожидает М. Ломоносов |
Михаил Васильевич Ломоносов — Челябинская областная универсальная научная библиотека
Михаил Васильевич Ломоносов
О вы, счастливые науки!
Прилежно простирайте руки
И взор до самых дальних мест.
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейских, и вершину,
И саму высоту небес;
Везде исследуйте всечасно,
Чего еще не видел свет!
М. В. Ломоносов
Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставит ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному.
В. Г. Белинский
Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник.
А. С. Пушкин
Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся отечественный государственный деятель, организатор науки и народного образования в России, ученый-энциклопедист мирового уровня и поэт, заложивший основы русского литературного языка.
Заказать книги в ЧОУНБ
Читать в библиотеке ЛитРес*
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии, в семье зажиточного помора Василия Дорофеева. Мать, Елена Ивановна, урожденная Сивкова, дочь дьякона соседнего Николаевского Матигорского прихода, умерла, когда он был еще ребенком. Михаил был их единственным сыном.
Отец Ломоносова владел «новоманерным» гукором – «Святой архангел Михаил», на котором перевозил государственные и частные грузы, промышлял морского зверя. С десяти лет в плаваниях стал участвовать и Михаил, обладавший блестящей способностью впитывать новые впечатления, которые навсегда сохранились в его памяти.
Без грамоты было невозможно вести дела, поэтому Василий Дорофеевич поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению. Однако, это были церковные книги, и в них он не находил ответа на интересовавшие его вопросы. «Вратами учености», по его собственному выражению для него делаются: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого, которые он случайно обнаружил у Христофора Дудина, крестьянина соседней деревни. С трудом получив эти книги, Ломоносов не расставался с ними, «носил с собою везде и, непрестанно читая, вытвердил наизусть». Местный дьяк поведал ему, что «для обретения большого знания и учености требуется знать язык латинский, а этому можно было обучиться только в Москве, Киеве и Петербурге».
Страсть к знаниям и тяжелая обстановка в семье (отец к тому времени уже дважды овдовел и третья его жена очень враждебно относилась к пасынку) заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться. Втайне от отца он получил на руки паспорт, одолжил денег, одежду и с рыбным обозом в декабре 1730 г. отправился Москву. Выдав себя за сына дворянина, он в январе 1731 г. поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре.
С необыкновенным усердием относился Ломоносов к учению в течение трех лет. Несмотря на тяжелое материальное положение и настоятельное требование отца вернуться обратно, смог за время пребывания в академии овладеть точными и гуманитарными науками. В ноябре 1735 г. среди лучших учеников он отправился в Петербургскую академию наук, а в 1736 – в Марбургский университет (Германия) для дальнейшего обучения горным наукам и металлургии. В Германии Ломоносов приобрел обширные познания в области математики, физики, химии, в горном деле, выработал свои взгляды в области государственного права. Здесь он посещал лекции по теоретической химии, механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике. Кроме того изучил немецкий, французский и итальянский языки, брал уроки танцев и фехтования.
Прослушав общетеоретические курсы в Марбурге, под руководством знаменитого в то время немецкого математика и физика Христиана Вольфа, отправился во Фрейберг к саксонскому металлургу Генкелю для изучения химии и металлургии. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъемными машинами. Первая серьезная ссора с учителем разразилась в конце декабря 1739 г. Поводом послужил отказ Ломоносова выполнить черновую работу, которую ему поручил Генкель. Весной, когда Ломоносов и его коллеги после очередного скандала пришли просить денег на свое содержание, Генкель им отказал. Отношения оказались окончательно испорчены. Кроме того, Ломоносов считал, что ему уже нечему учиться во Фрайберге. После бесплодных попыток найти русского посланника Кайзерлинга Ломоносов вернулся в Марбург, где 26 мая обвенчался с Елизаветой-Христиной Цильх, с которой познакомился во время учебы в Марбургском университете.
8 июня 1741 г., после почти пятилетнего пребывания за границей, Ломоносов прибыл в Россию. Через полгода после занятий по переводам, по составлению каталога минералов и выполнения других работ он становится адъюнктом физического класса академии. В1742–1746 гг. начал выступать с публичными лекциями по естественной истории, физике и химии, причем с 1746 г. – на русском языке.
Объем и уровень совершенной Ломоносовым работы позволяли претендовать на профессорское звание. В 1745 г. Ломоносов прочитал в Академическом собрании диссертацию «О металлическом блеске», за которую было решено избрать его профессором химии на место отказавшегося от этой должности И. Г. Гмелина. Указом от 25 июля императрица присвоила звания профессоров Ломоносову на кафедре элоквенции (красноречия). Став профессором химии, Ломоносов начал настойчиво добиваться создания химической лаборатории, о необходимости которой он писал, начиная с 1742 г.
Ломоносов считал химию своей «главной профессией» и как никто другой в России понимал, что без лаборатории, без химических экспериментов химическая наука развиваться не может. Собственный опыт подсказал Ломоносову, что лаборатория необходима и для обучения студентов. А подготовку национальных научных кадров он воспринимал как свой долг перед Россией, как вклад в культурное и экономическое развитие государства.
В 1754 г., опираясь на поддержку фаворита императрицы Елизаветы – мецената графа И. И. Шувалова, Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, предполагая возможность поступления в университет представителей податных сословий. Глубоко продумал он и систему обучения в университете, предусматривая организацию трех факультетов (философского, юридического и медицинского) без включения богословского, настаивая на невмешательстве церковных властей в преподавание и обсуждение научных трудов профессоров и студентов. 5 мая 1755 г. был открыт Московский университет. Заветным желанием Ломоносова-педагога было создание независимого от Академии наук Петербургского университета. Он разработал структуру и систему управления университета: расширил программу университетского преподавания, ввел новые предметы, а необходимым условием успешной деятельности считал автономное правление во главе с проректором, избираемым из числа профессоров. Однако его усилия оказались тщетными, и только в 1819 г., через 54 года после смерти ученого, состоялось открытие университета в Санкт-Петербурге.
Михаил Васильевич Ломоносов скончался в Петербурге 4 апреля 1765 г. на 54 году жизни. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры. За две недели до смерти он написал: «Я не тужу о кончине: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют». Главная мечта всей жизни Ломоносова – увидеть когда-нибудь просвященную, мирную, заботящуюся о сохранении и умножении своего народа Россию.
Научная деятельность М. В. Ломоносова
Михаил Васильевич оставил потомкам фундаментальные открытия, меняющие представление о целых отраслях знаний. Он создал в России многие химические производства – неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрел фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин. Создал ряд мозаичных портретов и монументальную мозаику «Полтавская баталия», которые были высоко оценены Российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.
Первыми научными трудами Ломоносова были сочинения, посылаемые им из Германии в Академию Наук в качестве отчета о своих научных занятиях. «Работу по физике о превращении твердого тела в жидкое, зависящем от движения имеющейся налицо жидкости» (1738 г.), «О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» (1739 г.). В Марбурге же Ломоносов начал большое сочинение «Элементы математической химии» (1741 г.), которое осталось незаконченным, как и многие другие работы по физике и химии.
В этих работах Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества, проник в тайны его строения. Ломоносов впервые разграничил понятие атома «элемента» и молекулы «корпускулы», но лишь в XIX веке это его предвидение нашло окончательное признание – английский ученый Джон Дальтон продолжил его учение, что привело к созданию химической атомистики.
В области физики Ломоносов также оставил ряд важных работ по кинетической теории газов и теории теплоты, по оптике, электричеству, гравитации и физике атмосферы. В последние годы жизни он отдается исследованию силы тяжести при помощи маятников; пишет большое руководство ученого мореплавания с многочисленными новыми приборами; составляет диссертацию о ледяных горах. Наконец, он делает замечательное открытие даже в астрономии: при прохождении планеты Венеры через солнечный диск в 1761 г. Ломоносов увидел то, чего не заметили десятки астрономов, наблюдавших это явление, а именно, что планета Венера окружена большой атмосферой. В 1761–1763 гг. он занимался усовершенствованием ньютонианского и грегорианского телескопов, фотометрией звезд, конструировал астронавигационные приборы.
Михаил Васильевич был крупнейшим историком своего времени. Считал историю одной из существенных частей образования, дающей «младым – старых разум», ее патриотические задачи сформулировал в «Посвящении к “Истории Российской” В. Н. Татищева» (1749). В результате систематического изучения подлинных исторических документов издал «Краткий российский летописец с родословием» (1760), представлявший собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно, и «Древнюю российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (ч. 1–2, 1766), в которой выступил с критикой норманской теории, утверждал самобытное происхождение русской культуры и государственности.
Литературная деятельность М. В. Ломоносова
В конце 1739 г. весь читающий Петербург обсуждал невероятное событие. Никому не известный 28-летний студент Ломоносов прислал из Германии оду, посвященную громкой победе русских войск – взятию турецкой крепости Хотин («На победу над турками и татарами и на взятие Хотина»). Стихи были написаны настолько новым, необычным размером и языком, что потрясли не только академиков, но и весь петербургский двор. К Хотинской оде было приложено письмо, в котором Ломоносов призывал российских поэтов перестать подражать иностранным стихотворцам и обратиться к сокровищам родного языка. По словам Белинского, именно с первой оды Ломоносова и «началась вся русская литература».
Среди его литературных трудов множество поэтических произведений разных жанров. Он является автором 36 од: 21 торжественной, 1 эпиталамической, 14 духовных. «Одами в миниатюре» являются его торжественные надписи. Также Ломоносов писал трагедии, стихотворные послания, эпиграммы. В литературном наследии Ломоносова видное место занимают поэмы: дидактическая – «Письмо о пользе стекла» и героическая – «Петр Великий». Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся «на случай» – в связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II.
Ломоносов-ученый неотделим от Ломоносова-поэта: он говорит о неизмеримых силах природы, которые должен исследовать и покорить человек. Борьбе за передовое научное миросозерцание посвящена научно-философская поэзия Ломоносова: «Вечернее размышление о божием величестве» и «Утреннее размышление о божием величестве». В 1750 и 1751 гг. Ломоносов по поручению академической канцелярии чрезвычайно быстро написал две трагедии – «Тамира и Селим» и «Демофонт», которые были сыграны в придворном театре.
Необыкновенно велики заслуги Михаила Васильевича в области русского языка и словесности. Ломоносов строго отделил церковнославянский язык от русского и выработал главнейшие основы грамматики нашего языка; а в своих произведениях дал лучшие по тому времени образцы и прозаической, и стихотворной речи. Из теоретических его сочинений по этому предмету известны: «Письмо о правилах российского стихотворства», «Риторика», «Грамматика» (1755) – оригинальный труд, до известной степени не утративший своей научной ценности и теперь, и «Рассуждение о пользе книг церковных», где автор, под влиянием Аристотеля и Квинтилиана, развивает теории о трех стилях (высоком, среднем и низком).
Все филологические труды Ломоносова способствовали построению русской национальной культуры и имели огромное значение для последующего развития русской литературы.
Цитаты
Ежели ты хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.
Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.
Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.
Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства её разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце. Чем далее рачение наше в оной простирается, тем обильнее собирает плоды для потребностей житейских.
Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
Заказать книги в ЧОУНБ
Читать в библиотеке ЛитРес*
* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.
Материал подготовлен Екатериной Черепановой,
библиотекарем ИБО
Ломоносов, Михаил Васильевич Википедия
Михаил Васильевич Ломоносов | |
---|---|
Прижизненное изображение, 1757 года[1] | |
Дата рождения | 8 (19) ноября 1711[2][3] |
Место рождения | деревня Мишанинская[4], ныне — село Ломоносово, Архангелогородская губерния, Русское царство |
Дата смерти | 4 (15) апреля 1765[2][3](53 года) |
Место смерти | |
Страна | |
Научная сфера | естествознание, химия, физика, минералогия, история, филология, металлургия, опто-механика, астрономия |
Место работы | Академический университет в Петербурге, Марбургский университет, горная лаборатория во Фрайберге |
Альма-матер | |
Учёное звание | академик СПбАН академик ИАХ (1762) почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук |
Научный руководитель | Христиан фон Вольф |
Известен как | учёный-энциклопедист, основатель Московского университета |
Подпись | |
Цитаты в Викицитатнике | |
Произведения в Викитеке | |
Медиафайлы на Викискладе |
Васи́льевич Ломоно́сов (8 [19] ноября 1711[7], деревня Мишанинская[4] (ныне — село Ломоносово), Архангелогородская губерния, Русское царство — 4 [15] апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый крупный русский учёный-естествоиспытатель.
Яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis): энциклопедист, физик и химик (он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований[8][9][10]; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики[11]).
Основоположник научного мореплавания и физической химии[12]; заложил основы науки о стекле.
Астроном (открыл наличие атмосферы у планеты Венеры[13][14][15]), приборостроитель, географ, металлург, геолог. Он же поэт, художник, филолог, генеалог, историограф; поборник развития отечественных науки, экономики, образования (разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь). Внёс также большой вклад в развитие риторики.
Статский советник, профессор химии (1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии наук (1745) и почётный член Королевской Шведской и Болонской академий наук.
Биография
Хронология
- 1711 — 19 ноября родился.
- 1730 — 7 декабря в Холмогорской воеводской канцелярии получил паспорт.
- 1730 — 15 декабря отправился в Москву[16].
- 1731 — 15 января зачислен учеником в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.
- 1731—1734 — учёба в Славяно-греко-латинской академии: 1731 — класс пиитики, 1732 — класс риторики, 1734 — класс философии.
- 1734—1735 — учёба в Киево-Могилянской академии[17]: на протяжении нескольких месяцев слушает философские лекции Иеронима Миткевича, а также лекции по математике и физике.
- 1735 — возвратился из Киева назад в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, заканчивать своё образование.
- 1735 — в ноябре отобран в числе 12 учеников[18] для определения в Академию наук.
- 1736 — 2 января вместе с 11 товарищами представлен в Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге отставным прапорщиком Василием Поповым, который и привёз их из Москвы.
- 1736 — 12 января зачислен студентом в Академический университет.
- 1736 — 4 октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию.
- 1736—1739 — обучался в Марбургском университете.
- 1737 — с января слушает курс механики профессора Х. Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга.
- 1739 — в феврале женился гражданским браком на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх[19][20].
- 1740 — 8 ноября родилась дочь; 9 ноября — крещена в церкви реформатской общины с именем Екатерина-Елизавета[20].
- 1739—1740 — под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.
- 1740 — 26 мая обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх[21].
- 1740 — в конце мая, направляясь на родину, под Дюссельдорфом «показался пруссакам годною рыбою на их уду» и обманом «забрит» был в рекруты, но в октябре бежал, прибыл через Арнгейм и Утрехт в Амстердам, далее — в Гаагу и, только после возвращения вновь в Амстердам, оттуда отправился морем в Россию[22].
- 1741 — 8 июня вернулся в Санкт-Петербург.
- 1741 — 10 июня направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания и приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.
- 1741 — 22 декабря в Марбурге у Ломоносова родился сын, названный при крещении Иваном[23].
- 1742 — 8 января определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.
- 1745 — 25 июля назначен профессором химии[24], что соответствует статусу действительного члена Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Он стал первым русским академиком в области естествознания[25].
- 1746 — 20 июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике.
- 1748 — создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию.
- 1748—1757 — проводил в химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, химическому анализу руд.
- 1749 — 21 февраля родилась дочь Елена.
- 1752—1753 — в химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии.
- 1753 — основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица.
- 1755 — при участии М. В. Ломоносова учреждён Московский университет, для которого он составил первоначальный проект.
- 1756 — отстаивает права низшего русского сословия на образование в Академической гимназии и Академическом университете.
- 1757 — 1 января назначен советником Канцелярии Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. В том же году переехал с казённой академической квартиры в собственный дом на Мойке.
- 1757 — Синод потребовал приостановить научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях»[26]
- 1758 — становится руководителем Исторического собрания, Географического департамента, Академического университета и Академической гимназии.
- 1759 — занимается устройством Академической гимназии и составлением устава для неё и Академического университета, при этом всеми силами отстаивая права низших сословий на образование.
- 1760 — 30 апреля Шведская королевская академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.[27]
- 1763 — 10 октября избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).
- 1764 — 17 апреля избран почётным членом Академии наук Болонского института.
- 1765 — 4 апреля скончался от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке.
- 1765 — 8 апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры[28].
Детство
Образцы почерка 14-летнего (сверху) и 19-летнего (снизу) М. В. Ломоносова Пруд у восстановленной усадьбы Ломоносовых (ныне музей Ломоносова) в селе Ломоносово Купель, в которой крестили М. В. ЛомоносоваРодился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии (Архангельская область) в зажиточной семье Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) (? — 1720) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный»[29]. Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой. Летом 1724 года и она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой»[29].
Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора»[30].
Принадлежность к поморам
Ставится под сомнение именование «помором» Михаила Васильевича Ломоносова, происходившего из семьи крестьян Куростровской волости под Холмогорами, которые только по случаю и редко занимались дальними для них морскими промыслами. Журналист Дмитрий Семушин утверждает, что «поморскость» М. В. Ломоносова — это красивый исторический миф[31]. Следует иметь в виду и размытость термина (см. история изучения поморов), которая позволяет включать в понятие широкие группы населения.
Сам М. В. Ломоносов сообщил о своём происхождении на допросе 4 сентября 1734 г. в канцелярии московского синодального правления: «Рождением-де он, Михайло Архангелогородской губернии Двинского уезда дворцовой Куростровской деревни крестьянина Василия Дорофеева сын, и тот-де его отец и поныне в той деревне обретается с прочими крестьяны и положен в подушный оклад»[32]. Исторических документов, в которых М. В. Ломоносов именовал себя или своих родственников «поморами», не существует. Он — крестьянин по сословному состоянию и двинянин по местному региональному определению. Локализация «двинянин», то есть житель Двинского уезда, согласуется с определением «двинские жители» («двинской народ»), используемым младшим современником М. В. Ломоносова местным историком архангелогородцем Василием Васильевичем Крестининым (1729—1795)[33].
В документах со сведениями об отце М. В. Ломоносова Василии Дорофеевиче и его дяде Луке Леонтьевиче, сохранившихся в Государственном архиве Архангельской области, они именуются «крестьянами Куроостровской волости», «двинянами», «холмогорцами», но никак не «поморами»[34]. Племянница М. В. Ломоносова, Матрёна Евсеевна Головина (в замужестве Лопаткина), воспоминания которой были записаны в 1828 году Павлом Петровичем Свиньиным в Архангельске, не именовала «поморами» самого М. В. Ломоносова и встречавшихся с ним его земляков, приходивших из Архангельска на кораблях в Санкт-Петербург[35].
Биографом, который впервые сделал из М. В. Ломоносова «помора», был русский историк Владимир Иванович Ламанский (1833—1914). К 100-летию смерти учёного он в 1863 году издал его биографию[36], в которой впервые в биографической литературе назвал М. В. Ломоносова «помором». В. И. Ламанский с начала 1860-х годов занимался историей Российской академии наук. Не будучи специалистом по истории Русского Севера, он тем не менее был чрезвычайно талантливым и плодовитым историком, потому написанная им биография Ломоносова повлияла на всё последующее биографическое «ломоносововедение».
Начальное образование
Русская школьная учебная литература (101 книга)
- Домой
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Choice Awards
- Жанры
- Подарки
- Новые выпуски
- Списки
- Изучить
- Новости и интервью 4
- 26 Жанры
- Бизнес
- Детский
- Кристиан
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы
- Историческая фантастика
- История
- Музыка ужасов
- Тайна
- Документальная литература
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер
- Путешествия
- Молодёжь
- Группы
- Обсуждения
- Цитаты
- Спросить автора
- Войти
- Присоединиться
- Профиль Посмотреть профиль 9012
- Друзья
- Группы
- Обсуждения
- Комментарии
- Задание по чтению
- Kindle Заметки и основные моменты
- Цитаты
- Любимые жанры
- Рекомендации друзей
- Настройки учетной записи
- Справка
- Выйти
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Награды Choice Awards
- Жанры
- Подарки
- Новые выпуски
- Списки
- Изучите
- Новости и интервью
- Новости и интервью 04
- Детский
- Кристиан
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы
- Историческая фантастика
- Историческая фантастика
- История Музыка
- Документальная литература
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- История
Литература Списки книг
- Домой
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Награды Choice Awards
- Жанры
- Подарки
- Новые выпуски
- Списки
- Изучить
- Gen News & Interviews
- Gen News & Interviews
- Бизнес
- Детский
- Кристиан
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы
- 2 Историческая музыка
- История
- Тайна
- Документальная литература
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер
- Спорт
- Для взрослых 025
- Сообщество ▾
- Группы
- Обсуждения
- Цитаты
- Задать вопрос автору
- Войти
- Присоединиться
- Профиль
- Профиль
- Посмотреть профиль
- Друзья
- Группы
- Обсуждения
- Комментарии
- Задание по чтению
- Kindle Заметки и основные моменты
- Цитаты
- Любимые жанры
- Рекомендации друзей
- Настройки учетной записи
- Выйти
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Награды Choice Awards
- Жанры
- Подарки
- Новые выпуски
- Списки
- Изучить
- Новости и интервью
904 904 904 Бизнес-биография
- Художественная литература
- Графические романы
- Историческая фантастика
- Музыкальные истории
- Музыкальные истории
- Документальная литература
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер
- Путешествия
- 9047
- Young Adult More
- 5os4
| | Великий русский ученый, выдающийся поэт и просветитель Ломоносов родился в селе Денисовка (ныне Ломоносово), далеко на Севере, 19 ноября 1711 года.Он был очень молод, когда легко освоил чтение и письмо. Мальчик стремился к знаниям, он стремился овладеть наукой. Это желание было настолько велико, что в 19 лет он покинул отцовский дом и, несмотря на большие расстояния и холодную зиму, отправился пешком в Москву.
Он испытал огромную нужду и бесчисленные лишения в студенческие годы как в Москве, так и позже в Германии, куда его послали для завершения своего образования. Во время учебы в академии он получал всего 3 копейки в день, и стипендия была его единственным средством к существованию.
Он освоил естественные науки, а также историю, философию и инженерное дело. Помимо русского, он хорошо знал иностранные языки, а именно немецкий, французский, греческий и, что не менее важно, латынь, которая в то время была международным языком науки. В 35 лет Ломоносов был уже опытным профессором и академиком.
Совершенно невозможно назвать научную проблему, на которую он не обращал внимания. Тем не менее одна теория оставила его неудовлетворенным.Он по опыту знал, что это бесполезно и ненадежно, если не находит практического применения, и поэтому не может служить благу его народа и его страны. Он всегда пытался найти практическое применение изучаемым явлениям.
Ломоносов обладал необыкновенной работоспособностью. Его научная деятельность длилась всего 25 лет, но за эти 25 лет он провел необычайную полезную, просветительскую работу в различных областях научной и культурной жизни. Он вел научные исследования в области естественных наук и сделал многочисленные отчеты о результатах своих достижений.Он читал лекции студентам и переводил на русский язык работы различных зарубежных ученых, так как хотел воспитать «наших собственных Ньютонов». Именно с этой целью он основал Московский университет и написал свои оды, а также многочисленные книги по русскому языку и литературе, по физике и так далее.
В течение многих лет великий ученый вел систематическую лабораторно-экспериментальную работу как в области физики, так и химии, ибо, по его словам, без наблюдений и экспериментов не могло быть прогресса в науке.В этой связи можно спросить: «А вы знаете, что Ломоносов организовал первую химическую лабораторию в нашей стране?» Еще один вопрос: «Кто построил первый стекольный завод в России?» Конечно же, Ломоносов!
Как материалист, Ломоносов изучал физические свойства тел на основе молекулярной и атомной теории. Он разработал кинетическую теорию газов, молекулярно-кинетическую теорию тепла и первым открыл закон сохранения вещества и количества движения.Он также обнаружил, что свет, тепло и электричество — это разные формы движения. В результате многие его открытия стали неоценимым вкладом в мировую науку.
: 2015-09-12; : 94 |
слов и сочетаний слов | III.