Смысл жизни ницше: Фридрих Ницше: биография и философия (кратко)

Содержание

Фридрих Ницше: биография и философия (кратко)

Творчество Фридриха Ницше, всемирно известного немецкого философа, до сих пор вызывает много споров. Некоторые считают его «отцом» и теоретиком расовой теории, а кто-то преклоняется перед его выдающимися исследованиями в области этической философии. Чтобы составить свое собственное представление о достижениях и умозаключениях этого незаурядного человека, следует внимательно изучить его биографию и становление мировоззрения, позволяющего делать собственные выводы.

Детские годы

В 1844 году в небольшом провинциальном городке Восточной Пруссии на свет появился будущий ученый – Фридрих Ницше. До настоящего времени точно не известны предки философа: одна точка зрения – его предки имели польские корни и фамилию Ницке, другая – немецкие и баварские корни, имена и происхождение. Некоторые исследователи считают, что свое польское происхождение Ницше просто нафантазировал, чтобы покрыть свое происхождение флером таинственности и  возбудить интерес вокруг своего происхождения.

Но очень хорошо известно, что оба его дедушки (и по стороне матери, и отца) были лютеранскими священнослужителями, ровно, как и его отец. Но уже в пятилетнем возрасте мальчик остался на воспитании у матери из-за преждевременной смерти отца. Кроме того, на воспитание ребенка оказала огромное влияние его сестра, с которой Фридрих был очень близок. В семье царило взаимопонимание и горячая привязанность друг к другу, но уже в то время  ребенок показывал незаурядный ум и желание отличаться от всех и быть особенным во всех отношениях. Может быть, именно эта его мечта и заставляла действовать не так, как того ожидают окружающие.

Классическое образование

В возрасте 14 лет юноша отправился на учебу в классическую гимназию города Пфорта, которая славилась преподаванием античных языков и истории, и кроме того классической литературы.

Изучая языки и литературу, будущий философ добился огромных успехов, но всегда имел проблемы с математикой. Он много читал, увлекался музыкой и сам пытался писать, пока его произведения еще незрелые, но он, увлекаясь германскими поэтами, пытается им подражать.

В 1862 году выпускник гимназии отправляется в центральный университет города Бонна и поступает на кафедру теологии и философии. С детства он чувствовал сильную тягу к изучению истории религии и мечтал пойти по следам своего отца и стать пастором – проповедником.

Неизвестно, к сожалению или к счастью, но во времена студенчества взгляды Ницше кардинально изменились, и он стал воинствующим атеистом. Кроме этого у него не сложились доверительные отношения ни с однокурсниками, ни с преподавательским составом Боннского университета и Фридрих перевелся на учебу в Лейпциг, где сразу же был оценен по заслугам и его пригласили  преподавателем греческого языка.  Под влиянием своего учителя  Ричли, он дал согласие на эту службу ещё будучи студентом. Через весьма непродолжительное время Фридрих сдал экзамен и получил звание профессора филологии и место преподавателя в Базеле. Но его не удовлетворяла эта работа, поскольку он никогда не видел себя только преподавателем и профессором.

Формирование убеждений

Именно в юные годы человек жадно впитывает все, что возбуждает его интерес и с легкостью учится всему новому. Так, и будущий великий философ в молодости испытал несколько серьезных потрясений, которые повлияли на формирование его убеждений и становление  философских взглядов. В 1868 году молодой человек познакомился со знаменитым немецким композитором Вагнером. Несомненно, еще до знакомства с ним Ницше знал и любил, даже просто был очарован музыкой Вагнера, но знакомство потрясло его до глубины души. В течение трех лет их знакомство переросло в горячую дружбу, поскольку было очень много связывающих этих незаурядных людей интересов. Но постепенно эта дружба стала сходить на нет, а после опубликования Фридрихом книги «Человеческое, слишком человеческое» была разорвана. В этой книге композитор увидел признаки душевного заболевания философа.

Другое сильнейшее потрясение Ницше испытал, прочитав книгу А.Шопенгаура «Мир как воля и представление». Вообще скрупулёзное изучение трудов Шопенгауэра может перевернуть незрелые еще взгляды на мир, недаром его называют «отцом вселенского пессимизма». Именно такое впечатление и произвела эта книга на Ницше.

Молодого человека поразило умение Шопенгауэра сказать людям правду в лицо, не оглядываясь на социальные законы и условности. Ницше с детства мечтал выделяться из толпы и рушить устои, поэтому  книга философа произвела эффект разорвавшейся бомбы. Именно этот труд заставил Ницше стать философом и публиковать свои взгляды, смело бросая людям в лицо, настоящую правду, от которой они трусливо прячутся.

Во время франко-прусской войны (1870-1871 гг) Ницше работал санитаром и видел много грязи и крови, но это, как ни странно, не отвратило его от насилия, а наоборот, заставило думать, что любые войны необходимы как оздоравливающе общество процессы, и поскольку люди алчны и жестоки по своей природе, то во время войны утоляют жажду крови и само общество становится здоровее и спокойнее.

Состояние здоровья Ницше

С самого детства будущий философ не мог похвастаться хорошим здоровьем (кроме того, сказалось наследство психически больного отца), его плохое зрение и физическая слабость частенько подводили молодого человека и не давали возможности засиживаться подолгу за работой. Интенсивная учеба в университете привела к тому, что у юноши начались сильнейшие мигрени, бессонница, головокружения и тошнота. Все это в свою очередь привело к снижению жизненного тонуса и появлению затяжного депрессивного состояния.

В более зрелом возрасте он заразился от женщины легкого поведения  нейросифилисом, который в то время еще не могли полностью излечивать. В тридцатилетнем возрасте здоровье еще более пошатнулось: стало резко падать зрение, изматывающие головные боли и хроническая усталость привели к крайнему истощению психики.

В 1879 году из-за проблем со здоровьем Ницше пришлось  уволиться из университета и серьезно взяться за лечение. В это же самое время его учение полностью оформилось, и  творческий труд стал более продуктивным.

Любовь на жизненном пути

Личную и интимную жизнь философа никак нельзя назвать счастливой. В ранней юности у него были сексуальные отношения с сестрой, с которой он даже хотел создать семью. Опять же в юности он пережил насилие со стороны  женщины, много старше него самого, что надолго отвратило юношу от секса и любви.

Достаточно долгие отношения у него были с женщинами легкого поведения. Но поскольку философ ценил в женщине не сексуальность, а интеллект и образование, то и наладить длительные отношения, перерастающие в крепкие узы, ему было очень трудно.

Философ сам признавался, что только дважды в своей жизни он делал предложение женщинам, но в обоих случаях получил отказ. Довольно долгое время он был влюблен в жену Вагнера, затем сильно увлекся врачом – психотерапевтом Лу Саломе.

Какое-то время они жили  гражданским браком, и именно под воздействием их связи Ницше написал первую часть нашумевшей книги «Так говорил Заратустра».

Апогей творчества

После своего раннего ухода на пенсию Ницше всерьез взялся за философию. Именно в последующие десять лет он пишет 11 своих самых значительных книг, полностью изменивших западную философию. За четыре последующих года он создал самую известную  книгу «Так говорил Заратустра».

Этот труд нельзя назвать философским, в обычном и привычном смысле этого слова, в книге содержатся изречения,  поэзия, отвлеченные яркие идеи, нетривиальные размышления о жизни в обществе. В течение двух лет после ее выхода в свет, Ницше стал самым известным человеком не только в своей стране, но и за рубежом.

Последняя книга философа «Воля к власти», работа над которой продолжалась более пяти лет, увидела свет уже после смерти философа с помощью его сестры Элизабет.

Философское учение Ницше

Взгляды Фридриха Ницше можно назвать все отрицающими и крайне радикальными. Став воинствующим атеистом, он критиков христианскую основу общества и христианскую мораль. Хорошо им изученную культуру Древней Греции, он считал идеалом человеческого существования, а дальнейшее развитие общества характеризовал как регресс.

Его философское видение мира, обрисованное в книге «Философия жизни», объясняет, что каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима. Причем любой человеческий индивид ценен именно с точки зрения своего собственного, жизненного опыта, полученного эмпирическим путем. Главным человеческим качеством он считал волю, поскольку только воля может заставить человека выполнять любые приказания мозга (разума).

С самого начала человеческой цивилизации люди борются за выживание и в этой борьбе выживают только наиболее достойные, т.е. сильнейшие. Так и возникла идея о Сверхчеловеке, стоящем «По ту сторону добра и зла», над законом, над моралью. Эта идея является основополагающей в творчестве Ницше, именно из нее и почерпнули фашисты свою расовую теорию.

Смысл жизни в понимании Ницше

Главным философским вопросом является: в чем смысл жизни человека? Для чего человечество пришло в этот мир? Какова цель исторического процесса?

В своих трудах Ницше полностью отрицает существование смысла жизни, он отрицает христианскую мораль и доказывает, что церковь обманывает людей, навязывая им ложные концепции счастья и выдуманные цели в жизни.

Жизнь одна и она реальна на земле здесь и сейчас, нельзя обещать награду за хорошее поведение в мере ином, который не существует. ОН считал, что церковь заставляет людей делать то, что им вовсе не свойственно, а даже противно разрушительной человеческой природе. Если же понять, что Бога попросту нет, то человеку придется самому нести ответственность за любые свои поступки, не перекладывая их на пресловутую «Божью волю».

Именно в этот случае и проявится человек: как величайшее создание природы или человек – животное, агрессивное и жестокое. Кроме этого, каждый мужчина должен стремиться к власти и победе любой ценой, только из-за данного ему природой желания доминировать.

Объяснение концепции Сверхчеловека

В своей главной книге «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке, который должен появиться в результате эволюционного процесса в борьбе за лидерство. Этот человек рушит все устои и законы, он не ведает иллюзий и милосердия, его главная цель – власть над всем миром.

В противовес Сверхчеловеку появляется – последний человек. Как тут не вспомнить Родиона Раскольникова и его: «Тварь я дрожащая или право имею?»  Этот последний человек не борется и не стремится к лидерству, он выбрал для себя удобное, животное существование: ест, спит и размножается, множа себе подобных последних людей, способных лишь подчиняться приказам сверхчеловека.

Именно потому, что мир заполнен такими ненужными истории и прогрессу людьми, войны и есть благо, очищающее пространство для новых людей, новой расы.

Поэтому концепция Ницше и была положительно принята Гитлером и ему подобными и положена в основу расовой теории. По этим причинам труды философа были под запретом в СССР.

Влияние философии Ницше на мировую культуру

Сегодня труды Ницше  уже не вызывают такого яростного неприятия, как в начале ХХ века.  Порой с ним дискутируют, порой задумываются, но равнодушным к его идеям быть просто невозможно.  Под влиянием  этих философских взглядов  Томас Манн написал роман «Доктор Фаустус», и развивалась философская мысль О.Шпеглера, и его труд «Закат цивилизации» явно продиктован трактовкой мировоззренческих взглядов Ницше.

Последние годы жизни

Упорный умственный труд пошатнул и без того слабое здоровье философа. Кроме того, наследственная склонность к психическому заболеванию могла проявить себя в любой момент.

В 1898 году, увиденная философом  публичная сцена жестокого издевательства над лошадью, спровоцировала неожиданно начавшийся приступ душевного заболевания.  Медики не могли предложить другого выхода и отправили его на лечение в психиатрическую лечебницу. Несколько месяцев философ находился в палате с мягкими стенами, чтобы не повредить себе конечности из-за вспышек агрессии.

Но в результате лечения он стал более спокойным и уравновешенным. Тогда врачи позволили забрать его домой, где за них самоотверженно  присматривала престарелая мать.

Но спустя несколько месяцев она умерла, и заботы о тяжелобольном человеке легли на плечи сестры Элизабет. Перенеся два апоплексических удара, Фридрих Ницше умер 25 августа 1900 года в возрасте 55 лет.

Похоронен он в родном городе Реккене в могильном склепе, принадлежавшем его семье.

48. Философия жизни Ницше о сущности человека и смысле жизни

В основе философии Ницше лежали следующие основополагающие принципы:

— Ценность жизни как единственная безусловная ценность

— Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти» (эта воля – основа права сильного, она превыше всех моральных, религиозных)

— Сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

С т.з. права сильного и понятия воли к власти Ницше выводит все основания своей морали. Он утверждает, что она возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. ОН призывал пересмотреть принципы христианской морали: «хорош тот, кто терпит страдания, болеет, мучается, а знатные и могущественные – отвергнуты богом».

По поводу формы гос устройства Ницше также придерживался положений и принципов «Морали господ», например он отвергал демократию – показатель упадка и разложения власти. Всем требованиям морали господ удовлетворят сверхчеловек – центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Существовали генетические характеристики сверх человека и фенотипические признаки. Кроме того существовала двойная мораль сверхчеловека: по отношению друг к другу – это дружелюбные люди, а по отношению к «чужим» – они руководствуются инстинктами. В качестве особенности сверхчеловека Ницше называл аристократичность, он презирал буржуазию – лишь по случаю возвысившуюся над другими. Лишь сильный человек способен удержать власть. Проблема в том, что сверхчеловека еще не существует, его надо создать, тогда он займет место бога.

57. Проблема человека в «философии жизни»

А.Шопенгауэр ,Ф.Ницше. продолжили традиции немецкого романтизма в индивидуалистической философии. Гл.категория- категория жизни, которая понималась как целостный, единый, непрерывно развивающийся процесс, в котором исчезают различия м/у материальным и идеальным, субъективным и объективным, исчезает противопоставление человека миру(субъкт-объект) и они объединяются в тотальном потоке жизни.

3 направления философии жизни: 1) биологически натуралистическое (А.Шопенгауэр ,Ф.Ницше).Самое важное – жизнь человека ,как существа объединяющего природное(биологическое) и духовное начала, отрицание соц сущности человека свидетельствует об индивидуализме. 2) космологическое (Анри Бернон) рассматривал жизнь как универсальную космическую силу, проявляющуюся в неорганической и органической природе. Познать жизнь можно только растворившись в потоке жизни и главным средством познания явл интуиция. Бернон – направение в познании – интуицивизм. 3) культурологическое (Шпенглер, Дильтей, Зиммель)Гл. предметом исследования этих философов было исследование культуры, которую рассматривали как проявление жизни души. Постижение культуры – проникновение в душу культуры. СВЕРХЧЕЛОВЕК, по Ницше, является субъектом «новой морали». Он пишет: «Красота сверхчеловека явилась мне, как тень. О, братья мои! Что мне теперь боги!» Здесь — отказ от христианства, связанный с истолкованием его генезиса как религиозной санкции «морали рабов». На место христианской религии Ницше ставит миф о сверхчеловеке.      Ницше выступает против демократии, утверждая: «Так с неизбежностью образуется песок человечества: все очень одинаковые, очень маленькие, очень круглые, очень уживчивые, очень скучные». Демократия является для него адекватной формой господства «низкого» человеческого начала. Ницше резко негативно относится к идеям социализма, утверждая, что социалисты «прокладывают посредственным натурам свободный путь», предлагают «додуманную до конца тиранию низших и глупейших».          Ницше считал социализм невозможным, потому что «собственников всегда будет более чем достаточно, что помешает социализму принять характер чего-то большего, чем приступ болезни: и эти собственники как один человек держатся той веры, что «надо иметь нечто, чтобы быть чем-нибудь», Иметь и желать иметь больше, рост, одним словом, — в этом сама жизнь».      Ницше был рафинированным интеллигентом-гуманитарием, и в определенном смысле прав неокантианский историк философии Виндельбанд, усмотревший в философии Ницше протест против угнетения личности. Однако нельзя закрывать глаза на то, что Ницше не признавал за каждым человеком права быть личностью. Напротив, громадное большинство человечества для него — стадо, в массах видел он и главную угрозу для развития творческой личности.

Цитата № 30256 — Ф. Ницше о смысле жизни. Лучшие высказывания автора

Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» — сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?».

5 минут на осмысление
Цитаты о смысле жизни

Жизнь не имеет смысла. Смысл— это всегда несвобода. Смысл— это жесткие рамки, в которые мы загоняем друг друга. Говорим— смысл в деньгах. Говорим— смысл в любви. Говорим— смысл в вере. Но всё это— лишь рамки. В жизни нет смысла— и это её высший смысл и высшая ценность. В жизни нет финала, к которому ты обязан прийти,— и это важнее тысячи придуманных смыслов.

7 минут на осмысление

Цель жизни есть стремление к бессмертию (хотя бы и имени), смысл жизни — это выбор пути (и деяний) к достижению цели.

5 минут на осмысление

Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Это вопрос для эмбриона, не для мужчины.

3 минуты на осмысление

Я вижу теперь, что самое страшное, что может со мной случиться, это что я могу высохнуть. Высохнут глаза, высохнет рот, высохнет мозг. Не будет никаких соков, а я буду всё ещё жить и жить — может быть, сорок лет. Жить без соков — это самое страшное для человека.

7 минут на осмысление

Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации.

3 минуты на осмысление

Факел ещё горит, и, пока он горит, для всех нас остаётся шанс озарить завтрашний день, шанс на светлое будущее. Эта надежда придаёт моей жизни смысл.

5 минут на осмысление

О, жрать, да спать, да гадить, да сидеть на мягком — еще слишком долго будет привлекать человека на земле.

5 минут на осмысление

Назначение человека состоит в том, чтобы достичь совершенства посредством свободы.

3 минуты на осмысление

Жить в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным.

3 минуты на осмысление

Придет ли вестник избавленья Открыть мне жизни назначенье, Цель упований и страстей.

3 минуты на осмысление
Темы цитат по буквам

Философия жизни Ницше — Студопедия

Работы Фридриха Ницше:«Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм» (1872), «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (1878), «Веселая наука» (1882, 1887), «Антихрист. Проклятие Христианству», «Воля к власти».

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше(15 октября 1844, Рёккен — 25 августа 1900) — немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много разногласий.

В культуре, по Ницше, мировая воля должна увидеть саму себя, произвести человека, породить гения. Античная культура, считает Ницше, была разрушена попытками её познания рациональными и логическими средствами. Сократ положил начало этому разрушению, перейдя к попыткам осмыслить мир логическим способом. Так же Еврипид разрушил древнегреческую трагедию, отойдя от мифа и целостного отражения в нём мира к рационально-психологическим приемам. То есть, по Ницше, переход к рационализму в культуре и искусстве привёл к разрушению искусства, его художественной целостности. На Ницше большое влияние оказывает естествознание его времени и философия науки того времени — позитивизм. В философию Ницше входят понятия: «мир», «жизнь», «становление», «человек» понимаемый больше в биологическом смысле. У Ницше нет логически связанной и выведенной системы понятий, но определённая логика в его философии была. Основополагающим понятием выступает «становление» как не имеющая в себе цели и конца, конкретной определенности, длительность мирового процесса, поток вечного круговорота и возвращения. Её нельзя познать или конкретно представить, так как это остановило бы весь процесс становления. Движущей силой этого становления является всё та же воля. Центральным понятием философии Ницше выступает понятие «жизнь». То Ницше понимает жизнь, как чисто биологическое явление, то, как психологическое переживание. Ницше как бы стремится «преодолеть» противоположность материализма и идеализма, встав над ними. Жизнь, по Ницше, есть воля к власти, инстинктивная бессознательная и иррациональная сила, подчинившая себе чувства и мысли человека. Отсюда и понимание человека как биологического, подчиняющегося инстинктам бессознательного и иррационального существа. Человек только переход к сверхчеловеку. Сверхчеловек — главная цель развития человечества. Сверхчеловек — личность, стоящая по ту сторону добра и зла. Сверхчеловек станет носителем новой морали, иных моральных ценностей. Существующая мораль является моралью рабов. Новая мораль утвердится порождением сверхчеловека, новой расой — расой господ, новой аристократией, которая будет с презрением относиться к черни и понятиям добра и справедливости, присущих морали рабов. Сверхчеловек как новая каста господ не будет знать жалости и справедливости. Аполлоновское-дионисийское: образ жизни и мировоззрение, выражающие, с одной стороны, воплощенную в образе бога Аполлона ясную, трезвую, ориентированную на форму и порядок сознательную волю, с другой стороны — выступающее в образе Диониса опьяненное, превосходящее любые формы, бессознательное и иррациональное».


В качестве главного принципа жизни и познания он рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. Воля – «вещь сама в себе», которая находится вне времени и пространства, она не зависит ни от разума, ни от познания. Но его интересует воля к жизни, ее сущность – воля к власти. Именно воля к власти лежит в основании всего мира, все стимулы жизни, все ее источники и вся борьба происходят из-за власти. В таком понимании жизнь не имеет никакого развития или прогресса, к ней не применима никакая теория. Жизнь — вечное становление и вечное возвращение, круговорот Вселенной. А ее сущность — воля к власти есть пафос — самый элементарный факт, из которого только и возникает становление. Ницше выступил за пересмотр всех ценностей общества и человека.Старые истины, мораль, религия — все следует отбросить, ибо они не способствуют утверждению воли к власти. Поэтому старая «мораль рабов» должна быть заменена «моралью господ», которая признает неравенство людей. Эти новые люди «сверхчеловеки» должны стать над всеми остальными.Сверхчеловек — это люди не связанные с обществом, человек, поставивший себя на место Бога ему свойственно превосходство и презрение к «серой массе».

У этого термина существуют и другие значения, см. Позитивизм (значения).

Позитиви́зм— философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

в чем философия предлагает поискать смысл жизни — Нож

Хотя смысл жизни — традиционный вопрос философии, исследовать его специально ученые стали только около полувека назад: тогда философия смысла жизни стала отдельным направлением. До этого философы пытались понять, что же такое счастье, нравственная жизнь, добро, справедливость и ответственность, искали определение понятиям «человек» и «бытие» и как бы между прочим отвечали на вопрос о смысле жизни. Почему этот вопрос всё время возникает снова и снова?

Люди — пока что единственные живые существа, способные на рефлексию и взгляд на самих себя со стороны. В отличие от котиков и хомячков мы в любой момент можем отвлечься от своих занятий и спросить себя, почему из множества дел мы выбрали именно это.

Такая способность не только может уберечь нас от выполнения ненужных дел, но и заставляет задумываться о глобальных вещах: почему мы вообще что-либо делаем, зачем живем? Рефлексия также помогает нам осознавать собственную смертность: понимание конечности жизни делает вопрос о ее смысле насущным. Особенно остро мы это чувствуем в кризисные моменты или, как сказали бы философы-экзистенциалисты, в «пограничных ситуациях»: например, когда переживаем смерть близких, узнаем про неизлечимую болезнь, попадаем в катастрофу или разводимся.

Как это обычно и бывает в философии, одного-единственного правильного ответа не существует, и разные философские школы предлагают свои варианты.

Учиться мудрости: жить как Сократ

Для древнегреческого философа Сократа (по крайней мере, если верить его ученику Платону) смыслом жизни является мудрость, познание и самопознание. Только они и способны сделать нас по-настоящему счастливыми, потому что учат нас не радоваться материальным вещам, а тому, как мы ими распоряжаемся. Какой смысл в деньгах, если они используются для войн и делают других несчастными? Какой смысл в золоте, если оно не приносит пользы ни нам, ни окружающим?

Сократ заметил, что даже самые хорошие вещи в руках глупого человека только сделают его более несчастным, ведь он не будет знать, как ими правильно распоряжаться.

Деньги он потеряет, здоровье разрушит, потому что не будет следить за собой, любовь упустит из-за придирок или завышенных ожиданий. Глупый человек обречен на несчастья, сколько бы он ни имел — так считал Сократ, а потому учил, что только в обретении мудрости и заключается наивысшая цель нашей жизни. Ведь умный, даже не имея ничего, найдет способы, как обернуть ситуацию в свою пользу.

«Поскольку мы все стремимся к счастью и, как оказалось, мы счастливы тогда, когда пользуемся вещами, причем пользуемся правильно, а правильность эту и благополучие дает нам знание, должно, по-видимому, всякому человеку изо всех сил стремиться стать как можно более мудрым».

— Сократ в диалоге Платона, «Евтидем»

Наслаждаться: жить моментом, как киренаики

С Сократом не соглашались его ученики, известные как школа киренаиков. Они считали, что познание субъективно — то есть истина у каждого своя, а потому мудрости учиться не надо, а лучше объявить различные радости (включая и простые телесные удовольствия вроде еды и сек

По ту сторону добра и зла — Понимание Ницше и смысла жизни — Оттенки Сизифа

Пророк, опередивший свое время, Фридрих Ницше выступил с острой и бессердечной критикой западной философии и религии. Он рассудил, что каждое мнение — это маскировка, проистекающая из европейского мировоззрения морали, показывающего разные маршруты. Он утверждал, что не существует объективной истины, а есть только множественные интерпретации того, что считается абсолютным или конкретным. Люди переживают универсальные переживания, и проблемы, сопровождающие эти переживания, уникальны для человеческих условий, превосходящих время и место.Быть человеком — значит быть одновременно благословенным и проклятым. То, что мы делаем со своей агонией и ужасами, связанными с принятыми нами ценностями, становится историей нашей жизни на фоне этого состояния. Чтобы преодолеть обыденное, нужно выявить надуманные и ошибочно оцененные ценности и убеждения, которые человек привык принимать с юности. Как только эти выдумки идентифицированы, человек должен пройти через процесс «самоуничтожения» или нигилизма и возвыситься как подлинный человек (Übermensch, как его называет Ницше, или Оверман по-английски) с подлинными и бескомпромиссными ценностями.Однако для этого необходимо противостоять побуждению следовать за стадом, угождать своим родителям и так далее, продвигаться вперед как истинный архетип композиции человеческой природы, критикуя, анализируя и классифицируя все как средства существования, но скорее принимая их. более темные, интуитивные и императивные части нас самих, которые религиозные доктрины заставили бы нас отрицать посредством аскетизма и самоотречения, что составляет суть критики религиозных ценностей и традиций Ницше. Огромная масса человеческого скота довольствуется своими развлечениями, пирами и развлечениями.Они стали слабыми и глупыми из-за своей зависимости от власти и институтов. Свобода требует независимого мышления, ответственности и уверенности в себе. Рабство требует лидерства со стороны авторитетных фигур, коллективного мышления и чрезмерной потребности в безопасности. Вы можете заставить мужчину заниматься физическим трудом. Вы не можете заставить человека думать. Как только кто-то выходит за рамки слабой и фальсифицированной идентичности того, кем мы являемся, тогда только он может продвигаться вперед как истинная сущность, охватывающая все части нашей сущностной природы.

Для Ницше жизнь — это просто воля к власти, то есть сущность существования состоит в том, чтобы расти, распространяться, влиять, доминировать и преодолевать религиозные и демократические идеалы, которые технически безвредны, но навязывают людям конформность и стадное мышление. Это фаза пост-нигилизма, когда человек преодолевает социальные конструкции и выражает свое последнее откровение в терминах художественного выражения (в случае Ницше это была музыка), чтобы придать смысл своему существованию, царство эстетики превалирует над этикой знания. .Искусство — это высшая фундаментальная деятельность человека, которая позволяет нам переоценить наш мир и опыт. Хотя эта тропа предназначена только для тех, кто не хочет идти за стадом. Он сказал: «Человеку всегда приходилось бороться, чтобы не быть подавленным племенем. Если вы попробуете, вам будет часто одиноко, а иногда и страшно. Но нет слишком высокой цены за привилегию владеть собой ». Канон философии Ницше не пытается воплотить идеи в жизнь, а скорее развивает наш разум, чтобы открывать идеи, которые он нашел сам, мы сами.Он дал нам указания и афоризмы, чтобы вдохновить нас, но никоим образом не хотел, чтобы мы слепо следовали за кем-либо или за чем-либо без критического мышления. Жизнь не дает многого для блестящего ума. Эта земля процветает благодаря простоте. Неудивительно, что он умер от душевной болезни и последние дни пережил страдания. Он был бы изолирован в своем продвинутом состоянии. Познакомившись с ним и усвоив «ницшеанскую» мысль, нельзя вступать в контакт с другими философиями, не напоминая себе о нем и его трудах.Мне жаль, что у меня все еще есть надежда на то, что великий скот людей разорвет свои оковы, но я просто не делаю этого. Чем старше я становлюсь, тем пессимистичнее становлюсь. Единственная причина, по которой я не мизантроп, в том, что я такой же ущербный человек, как и все остальные.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Опубликовано Hritik Vijay

Просмотреть все сообщения Hritik Vijay

.

«Смысл жизни» Фридриха Ницше и царя Соломона — Адам Сетсер

Мы все хотим чувствовать, что наша жизнь имеет смысл, поэтому мы отдаем, подчиняемся другим и проявляем добродетели. Эти добродетели заставляют нас чувствовать себя значимыми, потому что они связывают нас с высшей причиной, высшей силой. Вот почему Карл Маркс называл религию «опиумом для масс». Религия — единственное место, где можно найти смысл, потому что здесь мы соединяемся с божественным. Но для высокомерного ученого религия — это костыль для слабовольных из нас, которым нужно нечто мистическое (что-то вроде сказок), чтобы заставить их почувствовать себя ценными, по крайней мере, так говорит ученый.

Разрыв между наукой (рациональным разумом) и религией (мистикой) существовал всегда, но он экспоненциально развивался в эпоху Просвещения, продолжаясь в индустриальную эпоху и современность. Но этот разрыв является ложной дихотомией того, что полностью объединяет Бог и Его Слово. Моя любимая цитата по этому поводу принадлежит Джонатану Саксу: «Наука разбирает вещи, чтобы увидеть, как они работают, религия объединяет их, чтобы увидеть, что они означают».

Одним из таких дихотомистов-ученых был Фридрих Ницше, немецкий философ XIX века, который много писал о религии, философии и науке.В начале своей жизни он полностью отказался от веры, сказав: «Отсюда пути людей расходятся: если хочешь стремиться к душевному миру и удовольствиям, тогда верь; если хочешь быть приверженцем истины, тогда спрашивай… »

Но недавно я увидел этот твит от Джастина Тейлора (главного редактора Crossway books), который меня шокировал:

Юджин Петерсон приписывает Ницше фразу «долгое послушание в одном направлении» (через @jameskinnard) pic.twitter.com/RQoajnyQHt

— BetweenTwoWorlds (@ between2worlds) 6 мая 2015 г.

Это из пятого раздела книги Ницше. книга Beyond Good and Evil (Gutenberg).Точка зрения Ницше заключается в том, что единственный смысл жизни — найти стандарт и придерживаться его — крайне непопулярная идея в нашей культуре морального релятивизма, которая полностью исключает стандарты. Но Ницше знает кое-что, то же самое, что открыл Соломон, ветхозаветный царь Израиля. Соломон сказал, что долгое послушание — это высшее призвание нашей жизни.

Выслушаем заключение всего вопроса: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом весь долг человека.Ибо Бог приведет на суд всякое дело, все тайное, хорошее ли оно или злое. (Эккл. 12: 13–14).

После всех денег, власти, женщин, славы и богатства своего Царства Соломон заканчивает свою автобиографию удивительно простым посланием. Просто бояться Бога и соблюдать Его заповеди — это значимая жизнь. Это очень похоже на «долгое послушание в одном направлении» Ницше. Иисус подтверждает это мировоззрение как страхом перед Богом, так и двумя заповедями, из которых вытекает весь нравственный закон Бога:

И Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль; Господь, Бог наш, есть Господь один: и люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всем разумением твоим, и всею силой твоей: это первая заповедь.А второй подобен, а именно: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Нет никакой другой заповеди более великой, чем эти. (Марка 12: 29–31)

.

Ницше и Самопреодоление

Получите БЕСПЛАТНОЕ членское видео ! Подпишитесь на нашу рассылку.

Ниже приводится стенограмма этого видео.

Ницше думал, что Вселенная была проявлением лежащей в основе силы, которую он называл волей к власти. «Этот мир — воля к власти — и ничего кроме!», — заявил он. Ницше охарактеризовал волю к власти, основную сущность вселенной, как «ненасытное желание проявить силу».В этой лекции мы обсудим, что это означает в этическом контексте, или, другими словами, в контексте того, как следует жить своей жизнью.

Для этого мы сначала взглянем на взгляды Ницше относительно дарвиновской эволюции, и мы увидим, что именно его понимание эволюции, или, скажем так, непонимание, послужило ему частью его мотивации для формулирования его доктрины воли. к мощности

В 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал свою знаменитую работу «Происхождение видов», и именно в этой работе он разработал свою теорию эволюции путем естественного отбора.Основа теории Дарвина относительно проста: во-первых, Дарвин утверждал, что все особи одного вида в некоторой степени отличаются от всех других особей.

Большинство из этих различий незначительны, но некоторые из них достаточно значительны, чтобы дать отдельному организму преимущества или недостатки в его борьбе за существование.

Те люди, у которых есть черты, способствующие их выживанию, с большей вероятностью будут воспроизводиться и, следовательно, передают эти черты своему потомству, в то время как люди с чертами, неблагоприятными для их выживания, обычно не доживают до того, чтобы передать свои черты.Это знаменитый принцип Дарвина, который он назвал «естественным отбором».

Дарвин понимал, что естественный отбор — это незапланированный и непредусмотренный процесс — из-за этого судьба организма часто находится в руках случая:

«Зерно на весах определит, какая особь выживет, а какая умрет, — какие виды увеличатся в численности, а какие уменьшатся или, наконец, исчезнут». (Происхождение видов, Чарльз Дарвин)

Дарвин постулировал естественный отбор как непредусмотренный процесс, однако он не был уверен в том, может ли существовать всеобъемлющая цель или цель процесса эволюции — к какому-то конечному результату, к которому движется вся жизнь, — и он никогда не делал четких заявлений, подтверждающих или отрицая такую ​​идею.

Тем не менее, было много сторонников Дарвина, которые были непоколебимы в своей вере в то, что в процессе эволюции была неявная цель.

Герберт Спенсер был одним из таких людей; он был выдающимся сторонником эволюции в XIX веке — Спенсер придумал хорошо известную фразу «выживание наиболее приспособленных» и популяризировал термин «эволюция» — термин, который Дарвин использовал очень редко.

По словам историка биологии Питера Боулера,

«Спенсер защищал систему космического прогресса, которая включала теорию неизбежной эволюции жизни к высшим формам.»(Эволюция: история идеи, Питер Боулер).

Спенсер считал, что эволюция подразумевает цель — вся жизнь движется к этой цели, и по ее достижении люди станут «совершенными» существами, которых он называл «идеально нравственным человеком» — или, другими словами, индивидуумами, которые идеально адаптированы как к их физическому, так и к социальному окружению.

Ницше согласился с общей идеей эволюции, но не был непосредственно знаком с работами Дарвина, а большую часть своего понимания эволюции получил благодаря работам Спенсера.Несмотря на согласие с фундаментальной идеей эволюции, Ницше был против, в частности, двух идей Спенсера относительно природы эволюции.

Его первое разногласие возникло из-за веры Спенсера в то, что эволюция приводит к неизбежному прогрессу жизни. В своей книге «Антихрист» Ницше раскрыл свою неприязнь к такой точке зрения, сказав:

«Человечество, конечно, не представляет собой эволюцию к лучшему, более сильному или более высокому уровню, как сейчас понимается прогресс.Этот «прогресс» — всего лишь современная идея, то есть ложная идея. Сегодняшний европеец по своей сущности намного ниже европейца эпохи Возрождения; процесс эволюции не обязательно означает возвышение, улучшение, укрепление ». (Антихрист, Фридрих Ницше)

Вторая идея Спенсера, с которой не соглашался Ницше, заключалась в том, что все организмы в конечном итоге стремятся к самосохранению.

Спенсер считал, что, по словам Грегори Мура,

«Конечной целью любого поведения является продление и увеличение жизни, другими словами, сохранение индивидуального организма и вида, к которому он принадлежит.”

Ницше ошибочно полагал, что Дарвин разделял со Спенсером идею о том, что все поведение организма было направлено на самосохранение, и именно это ложное предположение привело его к несогласию с дарвиновской эволюцией в пользу собственного взгляда на эволюцию, основанного на стремлении к власти. .

Дарвиновская эволюция, вместо того, чтобы утверждать, что все поведение организма направлено на выживание, утверждает, что поведение, которое является выгодным, будет сохранено посредством естественного отбора — однако важно отметить, что согласно дарвиновской эволюции организм не явно стремитесь к выживанию.Вот где Ницше неправильно понял дарвиновскую эволюцию.

Идея о том, что все поведение и действия организма направлены на выживание, уходит корнями в мысли мыслителей, которые жили до того, как теория эволюции стала популярной в конце 19 века. Артур Шопенгауэр, философ, родившийся в конце 18 -го годов и оказавший большое влияние на Ницше, думал, что все вещи в этой вселенной являются проявлениями глубинной сущности, которую он называл волей. Как и воля, над всеми формами жизни господствует «слепое стремление к существованию без конца и цели».Все живые существа, включая людей, находились под властью этого иррационального желания остаться в живых. Он назвал это желание волей к жизни.

Ницше категорически противостоял идее о том, что воля к жизни или стремление к выживанию является фундаментальной движущей силой всех организмов. Он думал, что желание остаться в живых было слишком трусливой целью. Вместо этого он утверждал, что, как и воля к власти, фундаментальным движением всех вещей было «ненасытное желание проявить силу. Теперь мы исследуем, что именно означает такое утверждение.

В своей книге «Сумерки идолов» Ницше называл себя «антидарвином» из-за своего отказа от идеи, что организмы прежде всего ищут продолжения и продолжения своего существования. В книге «По ту сторону добра и зла» Ницше определил проблему, с которой он столкнулся с этим взглядом:

«Физиологи должны дважды подумать, прежде чем позиционировать стремление к самосохранению как кардинальное стремление органического существа. Прежде всего, живое существо хочет разрядить свою силу — сама жизнь есть воля к власти — самосохранение — лишь одно из косвенных и самых редких последствий этого.»(За гранью добра и зла, Фридрих Ницше)

Что касается воли к власти, конечной целью всего живого был рост. Ницше выразил эту идею в нескольких отрывках:

«Можно показать, что каждое живое существо делает все возможное не для сохранения себя, а для того, чтобы стать больше». (Воля к власти, Фридрих Ницше)

В другом отрывке он повторяет эту идею:

«Иметь и хотеть большего — одним словом — рост — это сама жизнь.»(Воля к власти, Фридрих Ницше).

Сказать, что, как и воля к власти, у всех вещей есть ненасытное желание проявлять силу, значит сказать, что у них есть ненасытное желание бесконечного роста.

Имея в виду эту идею, мы перейдем к рассмотрению того, как Ницше думал, что мы можем максимизировать наш собственный рост как человеческие существа и, следовательно, синхронизировать себя с сущностью вселенной.

Ницше считал, что для того, чтобы расти и расширяться и, таким образом, удовлетворить фундаментальное желание самой жизни, сначала необходимо чего-то желать: человек, который беззаботно сидит в мире, остается человеком, который останется в застое.«Человек должен быть сильным, — говорит нам Ницше, — иначе человек никогда не станет сильным». Поэтому он считал, что человек должен ставить перед собой высокую цель, которую он желает достичь выше всего остального, и особенно выше того, что он считал мелким желанием чувствовать удовлетворение, как выразился Ницше:

«Это в сто раз важнее, чем вопрос о том, хорошо ли мы себя чувствуем или нет: основной инстинкт всех сильных натур… В общем, у нас есть цель, ради которой можно не колебаться… рисковать любой опасностью, принимать на себя все плохое и худшее: великая страсть .»(Воля к власти, Фридрих Ницше)

Когда кто-то ставит перед собой высокую цель и всеми силами стремится к достижению этой цели, он неизбежно встречает сопротивление. Это сопротивление, утверждает Ницше, не является болезненным раздражением, но, напротив, необходимо для роста. Боль, страдание и отсутствие препятствий в попытках достичь цели являются необходимыми предпосылками для роста и, следовательно, увеличения своей власти:

«… люди не ищут удовольствий и избегают неудовольствия.Чего хотят человеческие существа, чего бы ни хотел самый маленький организм, так это увеличения силы; движимые желанием искать сопротивления, они нуждаются в чем-то, что ему противостоит — неудовольствие, как препятствие их воле к власти, является нормальным фактом; люди не избегают этого, они скорее постоянно в нем нуждаются ». (Воля к власти, Фридрих Ницше)

Преодолевая сопротивление, стоящее на пути к достижению великой страсти, человек выполняет основное желание всей жизни — рост.По этой причине Ницше характеризует рост как акт самопреодоления. Как и воля к власти, вся жизнь, желающая роста необходимости, должна преодолевать себя — поэтому он утверждал, что самопреодоление вписано в ткань вселенной. В «Так говорил Заратустра» Ницше провозглашает:

«И жизнь открыла мне секрет: вот, она сказала: я есмь то, что всегда должно преодолевать себя». (Так говорил Заратустра, Фридрих Ницше).

Представляя мир как волю к власти, Ницше думал, что у человека есть доступ к мощной движущей силе.В конце концов, думал Ницше, все, что имеет значение в жизни, — это то, насколько человек вырос и преодолел свои предыдущие ограничения, поскольку это определяет, насколько он могущественен, и, в свою очередь, определяет его ценность как человека. Не все люди равны, считал Ницше, могущественная личность, тот, кто предан самопреодолению, является самым ценным. Он сказал:

«То, что определяет ваш ранг, — это количество вашей силы; остальное — трусость ». (Воля к власти, Фридрих Ницше)

Важно отметить, что Ницше не думал, что идеально могущественный человек был физически сильным человеком или даже человеком, обладающим властью над другими — психологическая и духовная сила представляет собой высшую силу, думал он, и более важно то, что у человека есть власть. над самим собой, а не над другими.И чтобы достичь власти над собой, Ницше считал необходимым поставить перед собой высокую цель и всеми силами стремиться к ее достижению. Поступая так, человек будет жить жизнью самопреодоления и, таким образом, выполнит свою цель как проявление воли к власти.

Дополнительная литература

Связанные

.

Трагедия и утверждение жизни

Получите БЕСПЛАТНОЕ членское видео ! Подпишитесь на нашу рассылку.

Ниже приводится стенограмма этого видео.

В своей книге «Сумерки идолов» Ницше писал:

«Тем самым я снова стою на почве, из которой выросли мои намерения, мои способности — я, последний ученик философа Диониса». (Сумерки идолов)

На протяжении всей своей писательской карьеры Ницше находился под сильным влиянием древнегреческого бога Диониса — «бога многих форм» и невыразимых глубин.

Описывая многогранную природу Диониса, Вальтер Отто писал:

«Вся древность превозносила Диониса как бога, давшего человеку вино. Однако он был известен также как неистовый бог, присутствие которого сводит человека с ума и побуждает к жестокости и даже жажде крови. Он был доверенным лицом и товарищем духов мертвых … Весенние цветы свидетельствовали и о нем. Ему были дороги плющ, сосна, смоковница. Однако гораздо выше всех этих благословений в естественном мире растительности стоял дар виноградной лозы … Дионис был богом самого благословенного экстаза и самой восторженной любви.Но он был также преследуемым богом, страдающим и умирающим богом, и все, кого он любил, все, кто его сопровождал, должны были разделить его трагическую судьбу ». (Вальтер Отто, Дионис: миф и культ)

Множество мифов и культов, окружавших Диониса, оказали большое влияние на древнегреческое общество, и в них Ницше почувствовал то, чего, по его мнению, не хватало в современном мире, — празднование того, что он назвал «трагическим характером». Ницше подчеркивал важность жизни с трагическим осознанием жизни и утверждал, что только через культивирование такого состояния можно достичь подлинного роста, творчества, величия и способности по-настоящему утверждать жизнь.

«Есть только одна надежда и одна гарантия на будущее всего человеческого; оно заключается в том, чтобы не погибнуть трагический характер ». (Ницше)

Рисунок из поразительной книги Вальтера Отто «Дионис: миф и культ», а также из философского корпуса Ницше. В этом видео мы исследуем природу Диониса через различные мифы и культы, которые окружали этого бога древнего мира. В процессе мы расскажем, почему Ницше постоянно восхищался фигурой Диониса, и осветим его идеи о природе трагедии и ее связи с человеческим величием и утверждением жизни.

«Опьяненный бог», — писал Вальтер Отто о Дионисе, — «безумный бог! Поистине идея, которая требует наших самых глубоких размышлений ». (Вальтер Отто, Дионис: миф и культ)

Наиболее подходящее место для начала размышлений о значении и значении Диониса — это миф о его рождении. Дионис был зачат смертной женщиной Семелой и бессмертным богом Зевсом. Еще в утробе его матери она была уничтожена потоком молний, ​​исходящим от Зевса. Под угрозой гибели вместе с матерью Зевс взял еще не рожденного Диониса из пламени, охватившего его мать, и пришил Диониса себе на бедро; заботились о нем, пока он не стал достаточно развитым и здоровым, чтобы отправиться в мир.

Дитя как смертного, так и божественного царства, рожденное сначала от смертной женщины, а затем от бессмертного бога, Дионис упоминался в древнем мире как «дваждырожденный»; бог двойственной природы и парадокса, сущность которого с самого начала отличала его от других богов как особенно загадочная.

Страдания и смерть, которые характеризовали миф о рождении Диониса, были прообразом не только его судьбы, дающей ему эпитет «страдающий и умирающий бог», но и судьбы всех тех, кто заботился о нем или интересовался им.Их всех постигла трагедия или безумие. Например, сестра его матери Ино, взявшая на себя заботу о новорожденном, и оставшаяся без матери Дионис умерла в припадке безумия, бросившись в море со своим маленьким сыном на руках.

Во всех мифах всякий раз, когда появляется Дионис, он приходит яростно и тревожно. Его присутствие пробуждает чувство безотлагательности, экстаза и ужаса в сердцах всех, кто находится поблизости. Актуальность его присутствия вызвана невыразимой и мучительной скрытностью его существа, тем фактом, что он символизирует «вечные загадки двойственности и парадокса» (Уолтер Отто, Дионис: Миф и культ).Ибо что можно сделать, когда приходит Дионис, и человек сталкивается с резким осознанием озадачивающей природы реальности, но впадает в эйфорию или теряет связь в преходящем безумии.

«Последние тайны существования и небытия поражают человечество чудовищными глазами… Этот дух двойственности, который отличает Диониса… является источником восхищения и замешательства, которые вызывает все, что вызывает Дионисий, поскольку это дух дикого существа. . Его приход приносит безумие.»(Вальтер Отто, Дионис: миф и культ)

Безумие, которое внушает его прибытие, можно наиболее ясно понять в мифах о нимфах и менадах; группы женщин, которые заботились и воспитывали молодого Диониса, и которые, когда он повзрослел, были одержимы его диким духом и загнаны в горы, где они кормили детенышей диких животных или же разрывали их на куски и пожирали их сырую плоть.

«Бог, посылающий шатание в разум, бог, который явился человечеству в срочном порядке, приветствуется и чествуется женщинами в абсолютном экстазе и крайнем восторге.Они отвечают на его приезд поведением безумца. Миф снова и снова повествует о том, как его ярость вырвала их из мирной домашней жизни, от рутинной упорядоченной деятельности их повседневной жизни с целью превратить их в танцоров в пустыне и одиночества гор, где они находят его и злятся. всю ночь как участники его разгрома. (Вальтер Отто, Дионис: миф и культ)

Безумие менад изображалось не только в кровожадном столпотворении, где они пожирали сырую плоть диких животных, а в некоторых мифах — плоть своих собственных детей, но также в параличе и гробовой тишине.

«Безумие обитает в потоке лязгающих, визжащих и звенящих звуков; он также пребывает в тишине. Женщины, которые следуют за Дионисом, получили свое имя менад, из этого безумия. Одержимые им, они бросаются прочь, безумно кружатся по кругу или стоят на месте, как будто обращенные в камень ». (Вальтер Отто, Дионис: миф и культ)

Безумие менад происходит от безумия Диониса. «Кровожадность менад — это кровожадность самого бога.(Вальтер Отто, Дионис: миф и культ) В детстве, согласно греко-римскому поэту II века Оппиану, Дионис любил разрывать детей на части и снова возвращать их к жизни. Его называли, среди многих других имен, «разъяренный», «безумный» и «пожиратель сырого мяса».

Но слишком сильно сосредоточиться на кровожадном безумии Диониса и его менад — значит исказить его образ. Ибо безумие, присущее его существу и охватывающее всех, с кем он соприкасается, является двусторонним безумием, способным на самые ужасные и ужасные действия, но также и на самые плодотворные, жизненно важные и творческие.Безумие, поражающее Диониса и всех его последователей, — это божественное безумие.

«Безумие, которое называют Дионисом, — это не болезнь и не немощь в жизни, а спутник жизни во всей ее полноте. Это суматоха, которая вырывается из самых сокровенных глубин, когда они созревают и пробиваются на поверхность. Это безумие, заложенное в утробе матери. Это сопровождает все моменты творения, постоянно превращает упорядоченное существование в хаос и возвещает первичное спасение и первичную боль — и в обоих случаях первичную дикость бытия.»(Вальтер Отто, Дионис: миф и культ)

Когда жизнь начинает застаиваться и разлагаться, когда человек оказывается в цепях, взятых на себя или иным образом, когда общество становится все более репрессивным и противоположным способности индивидуума процветать, прибывает Дионис, чтобы разорвать цепи, освежить и пополнить жизнь, которая была в опасности умереть. В Вакхах Еврипида, после того как царь бросил их в тюрьму, менады внезапно обнаруживают, что их цепи таинственным образом отсутствуют, и становятся свидетелями того, как двери тюрьмы, которые их окружают, открываются сами собой.В мифах Дионис часто играет роль «освободителя» — еще одно из множества титулов, дарованных ему древними греками.

Освободительный дух Диониса воплощен в его роли бога вина, обладающего силой оживлять, возбуждать и вдохновлять. Говорят, что на публичных праздниках, посвященных Дионису, потоки вина текли спонтанно, а виноградные лозы расцветали и созревали за один день. Но, как и все аспекты, присущие образу Диониса, вино также имеет двойную природу: оно может очаровывать, но чрезмерное употребление может также привести к пьяному разрушению и разорению.

Если можно сказать, что «бог многих форм» имеет основную природу и сущность, то это так: парадокс и двойственность воплощены в его существе. «Полнота жизни и жестокость смерти» (Отто) — одно и то же, недифференцированное внутри него. Дионис — бог трагического контраста. По словам Отто:

«Это правда, что миры других богов не лишены парадоксов. Но ни один из этих миров не разрушен им так, как мир Диониса. Он, воспитатель и бог вознесения; он, бог, которого вечно прославляют как подателя вина, устраняющего все печали и заботы; он, избавитель и целитель, «наслаждение смертных», «бог многих радостей», танцор и экстатический любовник, «даритель богатства», «благодетель» — этот бог, который является самым восхитительным из всех боги также самые страшные.Ни один греческий бог даже не приближается к Дионису в ужасе от его эпитетов, свидетельствующих о беспощадной жестокости. Фактически, нужно вызвать в памяти чудовищный ужас вечной тьмы, чтобы найти хоть что-нибудь сопоставимое. Его называют «воздаятелем», «поедателем сырой плоти», «любящим меч и кровопролитие». Соответственно, мы слышим не только о человеческих жертвоприношениях в его культе, но и о жутком ритуале, в котором человека разрывают на куски ». (Вальтер Отто, Дионис: миф и культ)

Чтобы понять значение Диониса в наши дни, как Вальтер Отто, так и Ницше считали, что мы должны искать мировоззрение, лежащее в основе мифов и культов, окружающих бога.

«Лик каждого истинного бога — это лик мира. Безумный бог может быть только в том случае, если есть безумный мир, открывающийся через него. Где этот мир? Можем ли мы его еще найти? Можем ли мы оценить его природу? » ((Вальтер Отто, Дионис: Миф и культ)

Видение космоса, которое Ницше воспринимал как раскрывающееся через Диониса, было трагическим мировоззрением, которое, как он считал, способно восстановить достоинство и способность к героизму, которые современный мир в значительной степени утратил.

В основе этого трагического мировоззрения Диониса лежит принцип, содержащийся в одном из фрагментов Гераклита: «У всего всегда есть противоположность внутри себя». В мифах о Дионисе безумие, разрушение и смерть нависают над всеми, с кем он соприкасается, но точно так же возникает возможность исцеления, освобождения, блаженства и устранения всех печалей и забот. Дионис — «великий амбивалентный», который одновременно является «божественным архетипом всех победоносных героев» и одновременно «страдающим и умирающим богом».Бог трагического контраста символизирует трагический контраст во всем. Он выражает истину о том, что противостояние и гармония, созидание и разрушение, экстаз и ужас, жизнь и смерть неотделимы друг от друга.

Такое трагическое понимание природы вещей может стимулировать то, что Ницше назвал «дионисийским утверждением жизни» — полное утверждение целостности бытия, в котором отрицательные и деструктивные элементы не клевещут, не объясняются или не отвергаются, а рассматриваются как необходимая составляющая добра, истины и прекрасного, и поэтому в конечном итоге желательна.

«Поговорка« Да »жизни даже в ее самых странных и трудных проблемах; воля к жизни… вот что я называю дионисийским ». (Сумерки идолов)

Но «трагический характер» и дионисийское утверждение жизни нелегко культивировать, требуя силы, на которую большинство неспособно. Достичь способности одновременно вглядываться в «ужасы ночи» и «высоты блаженства» и подтверждать их, соединять «вершину и бездну» (Ницше) или, говоря словами Томаса Карлайла, видеть вселенную. как «мистический храм и зал гибели» и все же сказать ему «да», требует редкого состояния, в котором Ницше называл «великое здоровье».

Все те, у кого нет этого здоровья, будут уничтожены трагическим видением космоса. Простой взгляд на бездны жизни заставил бы их клеветать на существование, как тех, кого Заратустра называл «проповедниками смерти» — людей, которые посреди боли, страдания или трагического прозрения утверждают: «Жизнь опровергнута!» (Z) и защищают отречение и усталость от мира.

«Они отрицают жизнь, — писал Ницше обо всех проповедующих усталость от мира, — они клевещут на нее, поэтому они мои антиподы.»(Ницше против Вагнера)

Ницше нашел в Дионисе символ своей оппозиции всем тем, кто проповедует отречение.

«Как иначе Дионис говорил со мной! Как чуждо было мне это смирение! » (Ницше)

В мифах и культах Диониса Ницше интуитивно уловил присутствие «великого здоровья», которое, как он считал, пропитало древнегреческую культуру, позволяя греческому человеку развивать силу, необходимую не только для того, чтобы вынести, но и для поклонения божеству, — трагический контраст, заключенный в характер реальности:

«Полнота жизни и жестокость смерти одинаково ужасны в Дионисе.Греки перенесли эту реальность во всех ее измерениях и поклонялись ей как божеству ». (Вальтер Отто, Дионис: Миф и культ)

Трагическая чувствительность, которая пронизывала раннюю древнегреческую культуру, можно ощутить в их поклонении деторождению и их признании того, что боль и страдание неизбежно присущи всем формам рождения и творения. «Какие страдания должна была вынести эта раса, — писал Ницше о древних греках, — чтобы создать такую ​​красоту».

В «Сумерках идолов» Ницше объяснил чувство священности, которое древние греки испытывали по отношению к боли, предшествующей рождению и творению:

«Таким образом, для греков сексуальный символ был самым священным символом … Каждый отдельный элемент в акте деторождения, беременности и рождения вызывал самые высокие и самые торжественные чувства.В учении о таинствах боль объявляется святой: муки роженицы освящают всю боль; и наоборот, любое становление и рост — все, что гарантирует будущее — связано с болью. Чтобы могла существовать вечная радость созидания, чтобы воля к жизни могла вечно утверждаться, мучения рожающей женщины также должны существовать вечно. Все это означает слово Дионис ». (Сумерки идолов)

Для Ницше Дионис символизирует оправдание боли и страдания как на личном уровне, будь то агония роженицы или боль и страдание, предшествующие созданию самого себя или произведения искусства, так и на космическом уровне. .Дионисийское мировоззрение раскрывает вселенную, в которой «безграничная плодовитость мира воли» выстраивает и разрушает формы жизни, миры и галактики в невинности и агонии, которая передает идею о том, что боль и страдание являются частью изначальной сущности вещей. , и что удалить их значило бы уничтожить саму жизнь во всей ее красоте и величии.

В результате этого трагического мировоззрения «трагический человек утверждает даже самую тяжелую участь на земле», понимая, что, пока он обладает «великим здоровьем», боль, страдания и трагедия должны не только приветствоваться, но и почитаться как « великие стимуляторы его жизни », и что он будет только« становиться сильнее благодаря несчастным случаям, которые угрожают его уничтожить.”(Воля к власти)

Достичь дионисийского утверждения жизни и не только принять «ужасные, злые, проблемные» аспекты существования как необходимые, но и подтвердить их как очень желательную часть целого — идеал, который, вероятно, недостижим в качестве постоянного состояния. быть. Склонность людей в разгар сильных страданий становиться обиженными «проповедниками смерти» и стремиться к какой-либо форме бегства слишком сильна, чтобы ее можно было преодолеть раз и навсегда. Но если дионисийское утверждение мира возможно, даже как мимолетное и временное переживание, борьба и усилия, необходимые для достижения этого способа бытия, того стоят.

Для тех высот, на которые человек поднимается, когда способен заглядывать в ужасные бездны жизни, экспериментировать с самыми болезненными мыслями и самой крайней формой нигилизма и при этом иметь возможность выйти из таких глубин и утвердить жизнь — говоря «Да» для него в целом — возможно, это наивысшее состояние, которого может достичь человек:

В отрывке из «Воли к власти», озаглавленном «Мой новый путь к« да »», Ницше выразил эту идею:

«Философия, как я до сих пор понимал и жил ею, — это добровольный поиск даже самых ненавистных и печально известных сторон существования … Такая экспериментальная философия, какой я живу, экспериментально предвосхищает даже возможности самого фундаментального нигилизма; но это не означает, что он должен остановиться на отрицании, «Нет», на желании отрицать.Скорее, он хочет перейти к противоположному этому — к дионисийскому утверждению мира, как он есть, без вычитания, исключения или отбора … Высшее состояние, которого может достичь философ: стоять в дионисийском отношении к существованию — моя формула это amor fati [любовь к судьбе] ». (Воля к власти)

Дополнительная литература

Связанные

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *