Слова есенина о любви: Ты меня не любишь, не жалеешь… — Есенин. Полный текст стихотворения — Ты меня не любишь, не жалеешь…
Читать онлайн «О любви», Сергей Есенин – Литрес
Екатерина Маркова. «Я люблю другую…»
Свет такой таинственный,
Словно для единственной —
Той, в которой тот же свет
И которой в мире нет.
С. Есенин
Трудно найти у Сергея Есенина стихи не о любви. Любовь – мирочувствование Есенина. Он явился на свет, чтобы любить, жалеть и плакать над каждым теленочком, сломанной березой, деревней, удавленной стальными дорогами городов…
Его любовь к Земле, родившей каждое деревце – чувственна. Под небом, обнимающим землю, березка задирает юбку… Всеохватность эротического чувства, доходящего до религиозности… Есенин чужд пантеизму, он православный крестьянин, только христианство его – на вольном ветре рязанщины, другое. Правую щеку он подставляет пурге, урагану. Жалость – разлита в его творчестве, жалость к каждому кобелю…
Гораздо меньше у Есенина стихов, обращенных к женщине. В этих стихах Сергей Есенин как бы перебарывает свою природу. В деревне не принято, глубинно, исторически не принято, выказывать свои чувства… От невесты до жены – расстояние как от неба до земли.
Он не мог бы, например, подобно Блоку, назвать Русь женой, для крестьянского уха – это почти кощунственно по отношению к Родине…
Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой взор с поволокой
И лукавую кротость твою.
Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.
Ну, и что же, лови, я не струшу.
Только как бы твой пыл не погас?
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.
Не тебя я люблю, дорогая,Ты лишь отзвук, лишь только тень…
Есенин сравнивает женщину с хитроумной лисой, ему ближе и понятней лиса, чем женщина. В деревне все ясно, вот девушка-невеста, ее век краток, как ранняя весна. А вот – мать семейства, быстро теряющая молодые черты в круговых заботах о доме. Невеста – это девство в самом сакральном смысле этого слова. Мариенгоф пишет в своей книге: «Зинаида (Райх, мать двоих детей Есенина. – Е. М.) сказала ему, что он у нее первый. И соврала. Этого – по-мужицки, по темной крови, не по мысли – Есенин никогда не мог простить ей. Трагически, обреченно не мог… Всякий раз, когда Есенин вспоминал Зинаиду, судорога сводила его лицо, глаза багровели, руки сжимались в кулак: «Зачем соврала, гадина!»
В городе, да еще начала ХХ века, да еще в богемной среде, невестой остаются чуть не на всю жизнь. Манящей, ищущей жениха, но невестой скорее от лукавого…
Поэтический дом Есенина расширен до мироздания, где «в уши сыпятся звезды… вода есть символ очищения и крещения во имя нового дня».
Муза Есенина помнит «тайну древних отцов вытираться листвою… долг жизни по солнцу», «отношение к вечности, как к родительскому очагу» – в этом благословение жизни для Есенина. Такова его «избяная Литургия».
Другое, чуждое его миропорядку, восприятие, душа Есенина не приемлет и не смирится с ним.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Стихи 1910 года, написанные в 15 лет, Есенин таким оставался до могилы…Он никак не мог жить взрослой прагматичной жизнью, по Есенину, для души – это гроб. Его проклятья в адрес женщин происходят от великой любви, от недосягаемого, созданного еще в ранней юности воображением поэта Образа…
Сыпь, гармоника. Скука… скука…
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мной, паршивая сука,
Пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали –
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Али в морду хошь?
В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.
Сыпь, гармоника. Сыпь, моя частая.
Пей, выдра, пей.
Мне бы лучше вон ту, сисястую, —
Она глупей…
Но вот конец стихотворения, —
К вашей своре собачейПора простыть.
Дорогая, я плачу,
Прости…прости…
В глубоко чуждом, где чиста только гармонь, которая становится одушевленной, поэт, прозревая святую женскую природу, говорит: «Дорогая, я плачу…»
Если перенестись во времени и пространстве, вспоминается знаменитая сцена с Марлоном Брандо в фильме «Последнее танго в Париже», где герой посылает проклятья уже во гроб своей любимой, но изменявшей жене…
У Есенина скандал – почти всегда Плач, тот самый народный Плач, с заглавной буквы…
В детстве, первую свою влюбленность (это была Анна Сардановская), он пережил словно гётевский Вертер – трагично, напился уксусной эссенции, но испугался и выпил много молока… Анна – это дочь родственников константиновского священника, которые приезжали на лето. Два лета девочка увлечена была поэтическим Сергеем с конфетной внешностью Леля, они уже считались женихом и невестой, а на третье – выросла выше крестьянского мальчишки и влюбилась в другого…
В эти годы написано:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет…
Любовь – это слишком больно… Сергей Есенин, похоже, решил заглушить в себе саму возможность влюбиться – эта боль не совмещалось с желанием стать известным поэтом…
В Москве он сошелся с нелюбимой, но замечательно чуткой и культурной барышней Анной Изрядновой, родился сын… Есенин презирал себя за нелюбовь, за некий расчет в этих отношениях, что никак не вписывалось в его понятия о чести… «Мое я – это позор личности. Я выдохся, изолгался и, можно даже с успехом говорить, похоронил или продал свою душу черту, – и все за талант. Если я поймаю и буду обладать намеченным мною талантом, то он будет у самого подлого и ничтожного человека , – у меня…Если я буду гений, то вместе с этим буду поганым человеком…» – пишет он своему другу Марии Бальзамовой.
Душа нуждалась в покаянии… Город, украшенный полупустыми, осмеянными церквами, мог дать только богемную среду да откровения в «Бродячей собаке»…
С неприкаянностью медведя-шатуна, разбуженного от прекрасного сна слиянности с природой, он разрушал чужие жизни, жизни женщин, любивших его. Скоропалительная женитьба на Зинаиде Райх, которую он оставил в конце концов с двумя детьми, оставил в пожизненной растерянности и недоумении… Увлеченность Айседорой Дункан, связанная с экзотичностью отношений. В возрасте уже танцовщица с мировым именем испытывала к нему материнские чувства…
Что-то похожее на первую любовь проявилось к актрисе Августе Миклашевской, но ее спас, по-видимому, платонизм любви Есенина…
Любовная лирика Есенина – собирательна, она посвящена какой-то другой, не встреченной женщине…
Лидия Кашина, соседская дочь толстосума, замужняя с двумя детьми, считается прообразом Анны Снегиной. Но в поэме просвечивают черты и Анны Сардановской и других… Не встретил Есенин на земле среди женщин ни одной, своей, подобно создателю Экклезиаста…
Любовь Есенина – из другого измерения.
А сколько подражателей. В избах, в камерах тюрем и просто за студенческой скамьей Литинститута… У сердца – наколка «Не жалею, не заву, не плачу»… Есенин случаен в плеяде поэтов, даже самых лучших. Он другой, он – внуче Велесов.
Подобно двум следователям (добрый и злой), большевицкие главари то кнутом бухаринских статей, то пряником пытались приручить Душу России, они чувствовали, что выразитель ее именно Есенин. Не приручив – расправились… Жизнь Есенина – суть притча о судьбе России.
В северных губерниях про ненастье говорят:
Волцы задрали солнечко.
Стихотворения
Подражанье песне
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,
Унеслася ты вскачь, удилами звеня.
В пряже солнечных дней время выткало нить…
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
[1910]
* * *
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.
[1910]
* * *
Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил.
Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога.
Заунывным карком
В тишину болот
Черная глухарка
К всенощной зовет.
Роща синим мраком
Кроет голытьбу…
Помолюсь украдкой
За твою судьбу.
[1910]
* * *
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
[1910]
* * *
Под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны,
Уронил кольцо милашки
В струи пенистой волны.
Лиходейная разлука,
Как коварная свекровь.
Унесла колечко щука,
С ним – милашкину любовь.
Не нашлось мое колечко,
Я пошел с тоски на луг,
Мне вдогон смеялась речка:
«У милашки новый друг».
Не пойду я к хороводу:
Там смеются надо мной,
Повенчаюсь в непогоду
С перезвонною волной.
[1911]
* * *
Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру,
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
«Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою-змеею развилась ее коса.
«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».
Не заутренние звоны, а венчальный переклик,
Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.
Не кукушки загрустили – плачет Танина родня,
На виске у Тани рана от лихого кистеня.
Алым венчиком кровинки запеклися на челе, —
Хороша была Танюша, краше не было в селе.
[1911]
* * *
Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок.
Распоясала зарница
В пенных струях поясок.
На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, мое сердечко,
Слушать песни гусляра.
Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.
В терем темный, в лес зеленый,
На шелковы купыри,
Уведу тебя под склоны
Вплоть до маковой зари.
Стихи Есенина о любви. » Рустьюторс
Стихи Есенина о любви
Краткие биографические сведения:
сентября (3 октября) 1895 – родился в деревне Константиново Рязанской губернии. Стихи начал писать с 9 лет.
1916 – сборник стихов «Радуница».
1919–1921 – примыкает к группе поэтов-имажинистов.
– поэма «Сорокауст», в которой отразилась тоска по уходящей патриархальной России.
– драматическая поэма «Пугачев».
– «Москва кабацкая»; «Русь советская».
– «Баллада о 26»; «Анна Снегина», поэма «Черный человек».
28 декабря 1925 – покончил с собой, или был убит, в Ленинграде.
Я помню, любимая, помню…
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней…
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
Я помню, ты мне говорила:
“Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда”.
Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.
И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Шаганэ ты моя, Шаганэ…
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Ты ушла и ко мне не вернешься..
Ты ушла и ко мне не вернешься,
Позабыла ты мой уголок
И теперь ты другому смеешься,
Укрываяся в белый платок.
Мне тоскливо, и скучно, и жалко,
Неуютно камин мой горит,
Но измятая в книжке фиалка
Все о счастье былом говорит.
Письмо к женщине
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
«Заметался пожар голубой»
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
1923
«Не гляди на меня с упреком…»
Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой взор с поволокой
И лукавую кротость твою.
Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.
Ну и что же, лови, я не струшу,
Только как бы твой пыл не погас,—
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.
Не тебя я люблю, дорогая,
Ты — лишь отзвук, лишь только тень.
Мне в лице твоем снится другая,
У которой глаза — голубень.
Пусть она и не выглядит кроткой
И, пожалуй, на вид холодна,
Но она величавой походкой
Всколыхнула мне душу до дна.
Вот такую едва ль отуманишь,
И не хочешь пойти, да пойдешь,
Ну, а ты даже в сердце не вранишь
Напоенную ласкою ложь.
Но и все же, тебя презирая,
Я смущенно откроюсь навек:
Если б не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.
1 декабря 1925
«Может, поздно, может, слишком рано…»
Может, поздно, может, слишком рано,
И о чем не думал много лет,
Походить я стал на Дон-Жуана,
Как заправский ветреный поэт.
Что случилось? Что со мною сталось?
Каждый день я у других колен.
Каждый день к себе теряю жалость,
Не смиряясь с горечью измен.
Я всегда хотел, чтоб сердце меньше
Билось в чувствах нежных и простых,
Что ж ищу в очах я этих женщин —
Легкодумных, лживых и пустых?
Удержи меня, мое презренье,
Я всегда отмечен был тобой.
На душе холодное кипенье
И сирени шелест голубой.
На душе — лимонный свет заката,
И все то же слышно сквозь туман, —
За свободу в чувствах есть расплата,
Принимай же вызов, Дон-Жуан!
И, спокойно вызов принимая,
Вижу я, что мне одно и то ж —
Чтить метель за синий цветень мая,
Звать любовью чувственную дрожь.
Так случилось, так со мною сталось,
И с того у многих я колен,
Чтобы вечно счастье улыбалось,
Не смиряясь с горечью измен.
13 декабря 1925
Я спросил сегодня у менялы…
Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?
Я спросил сегодня у менялы
Легче ветра, тише Ванских струй,
Как назвать мне для прекрасной Лалы
Слово ласковое «поцелуй»?
И еще спросил я у менялы,
В сердце робость глубже притая,
Как сказать мне для прекрасной Лалы,
Как сказать ей, что она «моя»?
И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят. ..
Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах.
От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
«Ты — моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали черную чадру.
Пускай ты выпита другим…
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.
1923 г.
Какая ночь! Я не могу…
Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.
Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.
Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.
Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.
Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.
Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.
Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.
Айседора Дункан | В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ
Они познакомились осенью 1921 года в мастерской художника Алексея Яковлева.
ИЗАДОРА ДАНКАН любезно предоставлено Википедией
В то время Айседоре Дункан было 44 года. Она была знаменитостью в Европе. Владимиру Ленину понравился ее стиль танца, и он пригласил ее приехать в Москву и открыть танцевальную школу. Айседора знала всего несколько русских слов.
Она родилась в Сан-Франциско и начала танцевать в юном возрасте. «Она отказалась от жесткости классического балета и танцевала босиком, используя более естественные ритмы и движения».
В возрасте 21 года Айседора отправилась в Европу в поисках признания и за четыре года добилась большого успеха в Будапеште. Затем она поселилась в Париже и гастролировала по Европе.
В 1921 году Сергею Есенину было 25 лет.
Он был сыном крестьян. Он начал писать стихи в возрасте девяти лет. После того, как в 1916 году он опубликовал свои первые две книги стихов о любви, природе и простой жизни, он стал одним из самых популярных и любимых русских поэтов.
Сергей Есенин говорил только по-русски.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН любезно предоставлено Википедией
.Айседора Дункан и Сергей Есенин познакомились осенью 1921 года и поженились в мае 1922 года.
Почему они поженились? Разница в возрасте была 19 лет. Они не могли говорить друг с другом. Она не знала и не могла понять его поэзии, и я очень сомневаюсь, что он считал ее великой танцовщицей (классика балет была в русских традициях).
Они посмотрели друг на друга и влюбились?
Сильно сомневаюсь.
Почему?
Давайте посмотрим на их личную жизнь до встречи.
Из ENCYCLOPAEDIA BRITANNICA: «Ее личная жизнь, так же как и ее искусство, держали ее имя в заголовках из-за ее постоянного нарушения социальных табу. Отцом ее первого ребенка, Дейдры, был сценограф Гордон Крейг, который разделял ее отвращение к браку; отцом ее второго ребенка, Патрика, был Пэрис Сингер, наследник состояния швейной машины и известный меценат. В 1913 произошла трагедия, от которой Дункан так и не оправилась: автомобиль, в котором двое ее детей и их няня ехали по Парижу, скатился в Сену, и все трое утонули».
Позже у Айседоры родилось еще двое детей от разных отцов.
До замужества с Сергеем Есениным Айседора Дункан много раз заявляла о своем отвращении к браку.
Неужели она настолько полюбила Сергея Есенина, что изменила свое отношение к браку?
Маловероятно. Я считаю, что ей приказали выйти за него замуж и увезти из Советского Союза.
Почему?
Первоначально Сергей Есенин поддерживал большевиков, так как считал, что они дадут землю крестьянам. Но вскоре он разочаровался и стал критиковать правительство в своих стихах. Советское правительство хотело избавиться от него.
А как насчет решения Сергея Есенина жениться на Айседоре?
Из ЭНЦИКЛОПЕДИИ НОВОГО МИРА: «Благословенный красивой внешностью и романтическим характером, он часто влюблялся… Его первый брак был в 1913 году с сотрудницей издательства по имени Анна Изряднова, с которой у него были сын Юрий. (Во время сталинских чисток Юрий Есенин был арестован, умер в 1937 в ГУЛАГе.)
… В августе 1917 года Есенин женился во второй раз на актрисе Зинаиде Райх… От нее у него родились дочь Татьяна и сын Константин».
О Сергее Есенине мечтали тысячи женщин и маловероятно, что он женился на Айседоре Дункан, потому что влюбился в нее.
Я уверен, что он женился на ней, чтобы иметь возможность выбраться из Советского Союза (это было возможно только с разрешения властей).
После женитьбы Есенин сопровождал жену в турне по Европе и США. Он надеялся, что его очень хорошо примут в Соединенных Штатах и в Европе, где было много русских.
Однако в то время многие на обоих континентах считали супругов советскими агентами и русские за границей не хотели иметь с Сергеем Есениным ничего общего.
Что он мог сделать? Он знал только русский язык, с собственной женой общаться не мог, друзей у него не было.
Сергей начал пить. Его разгром гостиничных номеров получил широкую огласку в прессе.
Есенин вернулся в Советский Союз в 1923 году. Там он опубликовал несколько новых стихов. Он видел, что правительство начало кампанию по уничтожению крестьян, но ничего не мог с этим поделать.
Сергей пытался найти прибежище в любви.
«…он сразу же связался с актрисой Августой Миклашевской и, как полагают, женился на ней в ходе гражданской церемонии, хотя известно, что он так и не добился развода с Айседорой Дункан.
…в том же году у него родился сын Александр от поэтессы Надежды Вольпин…» Александр Есенин-Вольпин вырос и стал известным поэтом, диссидентом и математиком.
«Последние два года жизни Сергея Есенина были наполнены постоянным беспорядочным и пьяным поведением, но он также создал некоторые из своих самых известных поэтических произведений. Весной 19 г.25 лет очень изменчивый Сергей Есенин познакомился и женился на своей пятой жене, Софье Андреевне Толстой, внучке известного русского писателя девятнадцатого века, графа Льва Толстого. Она попыталась оказать ему помощь, но у него случился полный психический срыв, и он был госпитализирован на месяц.
…Через два дня после освобождения на Рождество он якобы порезал себе запястье и написал прощальное стихотворение собственной кровью; на следующий день повесился на трубах отопления на потолке своего номера в отеле «Англеттер» и скончался в возрасте 30 лет. Некоторые считают, что самоубийство было инсценировано, а на самом деле он был убит агентами ГПУ, хотя фактических данных нет. доказательство этой теории».
После того, как Сергей Есенин ушел, Айседора Дункан «… исполнительская карьера пошла на убыль, и она стала… печально известной своими финансовыми проблемами, скандальной личной жизнью и слишком частым публичным пьянством…» (из Википедии).
Айседора умерла в ночь на 14 сентября 1927 года в Ницце, Франция, после того, как «ее шелковый шарф, накинутый на ее шею, запутался в колесах с открытыми спицами и задней оси, выбросив ее из открытой машины и сломав ее». шея».
Я счастлив, я поцеловал женщину,
Я спал в траве и на клумбе,
И я никогда, как порядочный человек,
Ударить собаку или котенка по голове.
Сергей Есенин
Нравится:
Нравится Загрузка…
Искусство и культура : АРХИВ
Сергей Безруков: «Я бы попробовал прочитать Есенину «Черного человека»»
Без сомнения, Сергей Безруков — такой оратор, которому завидует каждый лектор. В последнее время на его выступлении на историческом факультете СПбГУ не было ни одного свободного места. Он говорил о поэзии, и все студенты внимательно слушали его более трех часов.
Сольный концерт Сергея Безрукова был посвящен творчеству его великого тезки Сергея Есенина. В 1995 году Безруков написал свою первую песню на стихи Есенина. Недавно он выпустил компакт-диск под названием The Hooligan. В альбоме нежный лиризм Есенина смешивается с хулиганским задором для создания современного звучания.
И, конечно же, все помнят фильм о Сергее Есенине, где главную роль сыграл Безруков. Отношения Безрукова и известного поэта были в центре внимания студентов.
Что бы вы сказали Сергею Есенину в темной комнате?
— Я бы попробовал прочитать «Черного человека». Хотя, если честно, я, пожалуй, не позволил бы себе завести с ним разговор, потому что я недостоин говорить с Есениным. Но он был веселым и жизнерадостным человеком, так что я думаю, что он заговорил бы первым, если бы счел меня интересным.
Как вы думаете, почему Есенин не встретил настоящую любовь?
— Есенин много раз влюблялся и его тоже любили. Его отношения с женой Зинаидой Райч были похожи на отношения Ромео и Джульетты. У него были неповторимые и чистые отношения с Августой Миклашевской. Он посвятил ей цикл стихотворений: «Исповедь хулигана». У него был взрывной характер, но отношения с Миклашевской сделали его нежным лириком. «С тобой я чувствую себя учеником, — сказал ей Есенин. Но Есенин был настолько талантлив, что это разорвало его на части. Он не мог вынести ограничения своего блеска. Вот почему он не мог сосредоточиться на одной любви, одной женщине.
Как вы себя чувствовали, когда вам пришлось разыгрывать сцену смерти Есенина?
— Сделать что-то подобное непросто. Страх и бессонные ночи могут преследовать актера. Сцену смерти Есенина мы снимали на киностудии «Мосфильм», которую сделали похожей на 5-й номер гостиницы «Англетер», где Есенин провел свои последние дни. Однажды я пришла на киностудию слишком рано. Было пусто и темно, и я был один в окружении декораций. Я храбрый человек, но я чувствовал ужас, первобытный страх. Когда мы снимали сцену убийства, я находился под сильным психологическим давлением. Что касается меня, то я убежден, что Есенин был убит. Может быть, мы доживем до того дня, когда школьников будут учить, что Есенин действительно был убит, а не совершал самоубийства.
Свое выступление Безруков завершил блестящим чтением стихотворения «Черный человек». Если бы Есенин это услышал, то наверняка хотел бы поговорить с Безруковым.
Елена Беспалова
Книга, повлиявшая на электоральный выбор американцев
Эта книга была в списке бестселлеров New York Times в течение 30 недель с момента ее выпуска. Версия аудиокниги получила премию Грэмми 2008 года за лучший альбом разговорного слова. И в наши дни она занимает такое же видное место на полках книжных магазинов, как и ее автор на экранах телевизоров.
Дерзость надежды: мысли о возвращении американской мечты — вторая книга, написанная президентом США Бараком Обамой. В ней он пишет, что в начале своей политической карьеры ему часто задавали варианты одних и тех же двух вопросов: «Откуда у тебя такое смешное имя?» и «Вы кажетесь достаточно хорошим парнем. Почему ты хочешь заниматься чем-то грязным и неприятным, вроде политики? Его автобиографическая книга отвечает последнему: Обама хотел улучшить общественное восприятие политики. Он расширяет многие темы, которые были неотъемлемой частью его президентской кампании 2008 года. Он размышляет об идеалах и ценностях, которые сделали его популярным общественным деятелем, о глобализации, об экономическом кризисе и путях выхода из него, о внутренней и внешней политике США. Несколько страниц посвящены его размышлениям об отношениях Америки с Россией. Обама говорит, что его размышления основаны «на его опыте сенатора и юриста, мужа и отца, христианина и скептика». Многие американские сторонники первого темнокожего президента признаются, что именно книга «Смелость надежды» повлияла на их выбор.
Елена Беспалова
Классический театр делает ставку на молодежь
На днях в Александринском театре прошла международная академическая студенческая конференция «Режиссерский театр сегодня глазами молодых ученых ». Конференция организована совместно Санкт-Петербургской академией театрального искусства и Александринским театром.
В мероприятии приняли участие студенты Российской академии театрального искусства (РАТИ), Ярославского государственного театрального института и Харьковского государственного университета искусств имени Котляревского. Молодые театроведы и студенты факультетов изобразительного искусства и истории изящных искусств Санкт-Петербургской академии художеств, а также студенты факультета журналистики обсудили тему современной драматической режиссуры.
Конференция прошла в исторической атмосфере Актерского фойе Александринского театра. На том же диване, где Николай Гоголь читал актерскому составу свою пьесу «Ревизор», сидела модераторская коллегия — заведующий творческим и научным отделом Александринского театра Александр Чепуров, профессор РАТИ Видас Силюнас и доцент СПбАТА Николай Песочинский. Генерал и Антон Чехов декламировали перед актерами свою пьесу «Иванов». Портреты знаменитых актеров прошлого и бюсты великих драматургов украшали Актерское фойе. И в то же время царила чарующая атмосфера, создававшая ощущение интимности.
В ходе трехдневной конференции участники представили свои доклады, охватившие широкий спектр тем. Студенты представили тематический анализ отдельных спектаклей и обсудили различные интерпретации российских и зарубежных режиссеров, а также современные театральные рецензии. Они посмотрели и обсудили спектакль Александринского театра в постановке «Женитьба ». Они также задали вопросы режиссеру спектакля Валерию Фокину, который также является художественным руководителем Александринского театра.
— Рад вас видеть здесь, — сказал Фокин. «Я считаю, что в нашем театре должна быть кипучая жизнь. Иначе он станет музеем».
Конференция прошла в рамках программы Александринского театра Формирование молодежной и культурной театральной среды . Эта программа включает в себя анализ и обсуждение спектаклей, встречи, круглые столы, конференции, выставки и т. д. Цель программы — побудить и привлечь студентов петербургских вузов к изучению театральной культуры и вдохновить на создание совместных проектов. Она дает возможность взаимообогащения и, в отличие от массовой культуры, пропагандирует художественное мышление молодежи.
«Нашим театром руководят разные поколения со своими особыми интересами. Но сейчас мы ориентируемся на юных зрителей, потому что они будущее театра.