Самые популярные стихи есенина: Популярные стихи Есенина: читать самые популярные стихотворения
список из 10 популярных произведений
Сергей Александрович Есенин – известный русский поэт, один из ярчайших представителей новокрестьянской лирики.
Его позднее творчество можно отнести к такому литературному направлению 20 века, как имажинизм (цель творчества – это создание образа, для поэзии этого направления характерно использование метафор, эпатажа и анархических мотивов).
Первое стихотворение автора было напечатано в 1914 году в детском журнале, оно называлось «Береза».
Жизнь поэта была яркой, насыщенной, но короткой. За время своей творческой деятельности он сумел написать немало произведений. В нашей статье вы сможете ознакомиться со списком, куда вошли 10 самых известных стихов Есенина.
10. Шаганэ ты моя, Шаганэ…
Шаганэ ты моя, Шаганэ… – стихотворение было написано в 1924 году, в этот период автор пребывал на Кавказе. Литературоведы считают, что в нем удивительным образом переплетается восхищение русской природой и симпатия к женщине.
Для справки: с данным произведением школьники знакомятся в 11 классе.
Многие исследователи творчества Есенина предполагали, что лирическая героиня стихотворения Шаганэ – это вымышленный персонаж. Но оказалось, что это не так, В. Белоусову удалось найти реальную женщину по имени Шаганэ, с которой общался поэт и посвятил ей произведение.
Композиционно стих представляет собой монолог-обращение к лирической героине. Причем, сам лирический герой максимально приближен к автору произведения.
9. Пой же, пой. На проклятой гитаре…
Стихотворение Пой же, пой. На проклятой гитаре… автор написал в 1922 году. 20-е гг. прошлого столетия были для поэта кризисными, он испытал немалое разочарование от революции 1917 года.
Его мироощущение от происшедших событий отражается на литературных произведениях, лирический герой которых старается забыться в пьяном угаре.
«Пой же, пой. На проклятой гитаре…» входит в сборник «Москва кабацкая», прочитав текст стиха можно понять, что его лирический герой страдает от любви к даме, любуется ею в первых строках, но далее его настроение резко меняется, он употребляет ругательства по отношению к женщине.
Но позже герой стихотворения говорит о том, что не держит зла на ту, которая не смогла одарить его любовью.
Далее в произведении чувство любви сводится лишь к постельным победам и физической близости. Завершается текст произведения оптимистической нотой.
8. Гой ты, Русь, моя родная…
https://www.youtube.com/watch?v=4lPHLgR-Ycg
Популярное произведение Гой ты, Русь, моя родная… было написано в 1914 году, напечатано в сборнике «Радуница». Основной его темой является передача любви к русской природе, восхищение просторами родного края.
Для справки: в школе стихотворение изучают в 10 классе.
Произведение представляет собой развернутый монолог лирического героя, в котором можно увидеть описание быта русского народа, природы и простора Руси.
Автор активно использовал при написании стиха метафоры, эпитеты и сравнения.
Интересный факт:
Есенин создал это стихотворение вскоре после своего переезда из отчего дома в Москву, в столице он часто тосковал по родному краю, эту печаль и грусть он привносил в свои произведения, то есть, как говорят исследователи его творчества, обращался к деревенской тематике.
7. Собаке Качалова
Знаменитый стих Собаке Качалова был написан в 1925 году, считается, что в нем автор обращается к Джиму – собаке известного артиста В. И. Качалова, с которым поэт был дружен.
Композиционно произведение можно разделить на три части:
- В первой лирический герой ведет разговор с собакой.
- Во второй предается философским размышлениям.
Для создания образов в стихотворении автор также использует метафоры, сравнения и эпитеты.
Интересный факт: Есенин написал этот стих незадолго до своей смерти, многие исследователи его творчества считали, что в этот период автор переосмыслил свою жизнь, в ней присутствовало немало потерь, личных трагедий, поэт понял, что популярность имеет не только положительные стороны.
6. Сукин сын
Произведение Сукин сын было написано в 1924 году. Многие исследователи творчества поэта предполагают, что оно посвящалось Анне Сардановской, именно ею поэт увлекся, когда ему было около 16 лет.
Также литературоведы предполагают, что это стихотворение является своеобразным выражением на бумаге тоски по молодым, даже юным, ушедшим навсегда годам, первой чистой любви к женщине.
5. Письмо к женщине
Стихотворение Письмо к женщине написано в 1924 году, литературоведы называют его одним из ярчайших образцов любовной лирики поэта.
Для справки: школьники изучают и анализируют произведение на уроках литературы в 9 классе.
Стих можно назвать своеобразным покаянием, с которым лирический герой обращается к женщине, но помимо любовных отношений в тексте проскальзывают думы о настоящем и будущем родины.
Исследователи творчества поэта выяснили, что данное произведение адресовано реальной женщине, а именно его бывшей супруге Зинаиде, которая после развода с Есениным смогла снова выйти замуж и быть счастливой в браке, ее новый муж смог принять детей поэта как родных.
4. Письмо матери
Автор написал стихотворение Письмо матери в 1924 году, в это время он уже был известным поэтом, окруженным славой и многочисленными поклонниками.
В этот же период его сильно накрывала тоска по родному дому, съездить туда он по различным обстоятельствам не мог.
Есенин не был на родине около 8 лет, собравшись домой, перед самым отъездом, он написал этот стих.
Мать поэта была простой крестьянской женщиной, и ей была непонятна слава сына, она желала ему обычной жизни, очень переживала за него, об этом есть строки в стихотворении.
Поэт же старается убедить мать, что все же он такой скандалист и хулиган, каким его представляет людская молва. В конце стихотворения автор выражает надежду на счастливую встречу с матерью.
3. Отговорила роща золотая…
Произведение Отговорила роща золотая… было создано в 1924 году, в нем автор сумел показать не только прекрасные зарисовки осенней поры, но и передал свои размышления о смысле жизни, о прожитых днях.
Литературоведы относят стихотворение к пейзажной лирике. При его написании поэт активно использовал метафоры, эпитеты и сравнения.
Есенин написал стих в последние годы своей жизни, находясь в родном селе.
2. Не жалею, не зову, не плачу…
Стихотворение Не жалею, не зову, не плачу… вышло из-под пера поэта в 1921 году. В нем Есенин размышляет о быстротечности жизни человека, предается воспоминаниям о молодости.
На момент создания этого произведения поэту было всего 26 лет, в этом возрасте мало кто задумывается об ушедшей молодости.
Но автор не понаслышке был знаком с войной и бедами, которые она несла с собой, смерть могла подстеречь человека в любой момент.
Стихотворение написано от первого лица единственного числа, его центральным персонажем является лирический герой.
Наиболее интересным в этом тексте исследователи творчества поэта находят метафорический образ юности, автор пишет о ней как о розовом коне.
1. Да! Теперь — решено. Без возврата…
Автор написал стихотворение Да! Теперь — решено. Без возврата… в 1922 году. В 20-е гг. прошлого столетия творчество Есенина стало сильно меняться, он все больше отдалялся от образа «сельского поэта».
Он видел, как мир вокруг него делается другим, места в нем его лирическому герою оставалось все меньше и меньше, поэзия не нужна была людям, занятым коллективизацией хозяйства.
Именно в этот период он понял, что не сможет больше восхищаться природой родного края, в селах царила разруха и голод.
Разгульная жизнь в столице тоже не манила лирического героя поэта, единственным разумным выходом из всего этого он видел смерть.
Есенин Сергей – Лучшие стихотворения
Есенин Сергей – Лучшие стихотворенияСергей Есенин
Лучшие стихотворения
Список лучших стихотворений формируется по количеству прочтений, общей популярности и цитируемости каждого стихотворения.Хулиган Письмо к женщине «В этом мире я только прохожий…» «Жизнь — обман с чарующей тоскою…» Песнь о собаке «Да! Теперь — решено. Без возврата…» «До свиданья, друг мой, до свиданья…» «Ах, как много на свете кошек…» «Алый мрак в небесной черни…» «Вот оно, глупое счастье…» Осень «Мне осталась одна забава…» Исповедь хулигана «Какая ночь! Я не могу…» «Ты меня не любишь, не жалеешь…» «Гори, звезда моя, не падай…» «Не жалею, не зову, не плачу…» «Гой ты, Русь, моя родная…» «Поет зима — аукает…» «Ну, целуй меня, целуй…» «Весна на радость не похожа…» «В лунном кружеве украдкой…» «Душа грустит о небесах…» В хате «В том краю, где желтая крапива…» «Я красивых таких не видел…» «Вот уж вечер. Роса…» «Вечером синим, вечером лунным…» «Я усталым таким еще не был…» «Листья падают, листья падают…» «Вижу сон. Дорога черная…» Сукин сын «Не гляди на меня с упреком…» «Голубая кофта. Синие глаза…» «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» «Отговорила роща золотая…» Собаке Качалова «Край любимый! Сердцу снятся…» «Разбуди меня завтра рано…» «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» «Быть поэтом — это значит то же…» «Не криви улыбку, руки теребя…» «Вечер черные брови насопил…» «Я обманывать себя не стану…» Корова «Глупое сердце, не бейся…» «Гляну в поле, гляну в небо…» «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» Пушкину «Видно, так заведено навеки…» «О верю, верю, счастье есть…» «Может, поздно, может, слишком рано…» «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» «Теперь любовь моя не…» «Я спросил сегодня у менялы…» Бабушкины сказки «Ветры, ветры, о снежные ветры…» «Дорогая, сядем рядом…» Голубень «Закружилась листва золотая…» «Воздух прозрачный и синий…» «Мне грустно на тебя смотреть…» «Заметался пожар голубой…» «Пускай ты выпита другим…» «Где ты, где ты, отчий…» «Я покинул родимый…» «Мы теперь уходим понемногу…» Лисица «Улеглась моя былая рана…» «Топи да болота…» «Цветы мне говорят — прощай…» «Ты сказала, что Саади…» «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Письмо от матери Ночь Письмо деду «Выткался на озере алый свет зари…» Песня «Я снова здесь, в семье родной…» «Отчего луна так светит тускло…» «Там, где вечно дремлет тайна…» «Эта улица мне знакома…» «Серебристая дорога…» «Все живое особой метой…» «Руки милой — пара лебедей…» «Хороша была Танюша, краше не было в селе…» «Край ты мой заброшенный…» «Золото холодное луны…» «В Хороссане есть такие двери…» «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» «Нивы сжаты, рощи голы…» Черный человек «Никогда я не был на Босфоре…» «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» «Несказанное, синее, нежное…» «Зеленая прическа…» «Ты прохладой меня не мучай…» Береза «Голубая да веселая страна…» «Ты такая ж простая, как…» О родина! «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…» «Не ругайтесь! Такое дело…» «Годы молодые с забубенной славой…» «Покраснела рябина…» «Устал я жить в родном…» «Дымом половодье…» «Я последний поэт деревни…» «Голубая родина Фирдуси…»
Сергей Есенин. Лучшее • Arzamas
***
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
1910
***
Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
«Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою-змеею развилась ее коса.
«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».
Не заутренние звоны, а венчальный переклик,
Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.
Не кукушки загрустили — плачет Танина родня,
На виске у Тани рана от лихого кистеня.
Алым венчиком кровинки запеклися на челе, —
Хороша была Танюша, краше не было в селе.
1911
***
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
1914
Лисица
А. М. Ремизову
На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.
Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.
Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал.
Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал.
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь…
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.
<1915>
***
Не ругайтесь. Такое дело!
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.
Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я ее донести?
Брошу все. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.
Позабуду поэмы и книги,
Перекину за плечи суму,
Оттого что в полях забулдыге
Ветер больше поет, чем кому.
Провоняю я редькой и луком
И, тревожа вечернюю гладь,
Буду громко сморкаться в руку
И во всем дурака валять.
И не нужно мне лучшей удачи,
Лишь забыться и слушать пургу,
Оттого что без этих чудачеств
Я прожить на земле не могу.
1922
***
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1922
***
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Я московский, озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Я хожу в цилиндре не для женщин.
В глупой страсти сердце жить не в силе.
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.
Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
1922
***
Годы молодые с забубенной славой,
Отравил я сам вас горькою отравой.
Я не знаю: мой конец близок ли, далек ли.
Были синие глаза, да теперь поблекли.
Где ты, радость? Темь и жуть, грустно и обидно.
В поле, что ли? В кабаке? Ничего не видно.
Руки вытяну — и вот слушаю на ощупь:
Едем… кони… сани… снег… проезжаем рощу.
«Эй, ямщик, неси вовсю! Чай, рожден не слабым!
Душу вытрясти не жаль по таким ухабам».
А ямщик в ответ одно: «По такой метели
Очень страшно, чтоб в пути лошади вспотели».
«Ты, ямщик, я вижу, трус. Это не с руки нам!»
Взял я кнут и ну стегать по лошажьим спинам.
Бью, а кони, как метель, снег разносят в хлопья.
Вдруг толчок… и из саней прямо на сугроб я.
Встал и вижу: что за черт — вместо бойкой тройки…
Забинтованный лежу на больничной койке.
И заместо лошадей по дороге тряской
Бью я жесткую кровать мокрою повязкой.
На лице часов в усы закрутились стрелки.
Наклонились надо мной сонные сиделки.
Наклонились и хрипят: «Эх ты, златоглавый,
Отравил ты сам себя горькою отравой.
Мы не знаем: твой конец близок ли, далек ли.
Синие твои глаза в кабаках промокли».
1924
***
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
1924
***
Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез.
Ни луны, ни собачьего лая
В далеке, в стороне, в пустыре.
Поддержись, моя жизнь удалая,
Я еще не навек постарел.
Пой, ямщик, вперекор этой ночи,
Хочешь, сам я тебе подпою
Про лукавые девичьи очи,
Про веселую юность мою.
Эх, бывало, заломишь шапку,
Да заложишь в оглобли коня,
Да приляжешь на сена охапку, —
Вспоминай лишь, как звали меня.
И откуда бралась осанка,
А в полуночную тишину
Разговорчивая тальянка
Уговаривала не одну.
Все прошло. Поредел мой волос.
Конь издох, опустел наш двор.
Потеряла тальянка голос,
Разучившись вести разговор.
Но и все же душа не остыла,
Так приятны мне снег и мороз,
Потому что над всем, что было,
Колокольчик хохочет до слез.
19 сентября 1925
Место в списке: 1 | |
Место в списке: 2 | |
Место в списке: 6 | |
Место в списке: 9 | |
Место в списке: 11 | |
Место в списке: 15 | |
Место в списке: 16 | |
Место в списке: 17 | |
Место в списке: 18 | |
Место в списке: 19 | |
Место в списке: 20 | |
Место в списке: 21 | |
Место в списке: 23 | |
Место в списке: 24 | |
Место в списке: 25 | |
Место в списке: 28 | |
Место в списке: 31 | |
Место в списке: 50 | |
Место в списке: 52 | |
Место в списке: 54 | |
Место в списке: 55 | |
Место в списке: 61 | |
Место в списке: 63 | |
Место в списке: 65 | |
Место в списке: 66 | |
Место в списке: 69 | |
Место в списке: 70 | |
Место в списке: 72 | |
Место в списке: 73 | |
Место в списке: 76 | |
Место в списке: 77 | |
Место в списке: 79 | |
Место в списке: 80 | |
Место в списке: 82 | |
Место в списке: 83 | |
Место в списке кандидатов: 508 | |
Место в списке кандидатов: 865 | |
Место в списке кандидатов: 864 | |
Место в списке кандидатов: 863 |
Песни на стихи Сергея Есенина
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте [email protected].
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
10 исполнителей песен на стихи Есенина, которых в Госдуме не обвиняли в самопиаре
Рэпер Feduk совсем недавно отыграл концерт в Рязани. Не прошло и недели, как он вызвал возмущение оттуда, откуда не ждал никто: из Госдумы.
Возмутился первый зампред комитета по культуре Александр Шолохов. Ему не понравилась песня «Заметался пожар голубой» на стихи Сергея Есенина, которую Feduk исполнял на недавних концертах. Шолохов заявил, что музыкант занимается самопиаром, а не просвещает молодёжь, которая, увы и ах, скорее всего не пойдёт из клуба прямиком в библиотеку читать Есенина.
Возможно, в комитете по культуре не подозревают, что самопиаром занимались десятки знаменитых российских артистов: от классика первой половины XX века Александра Вертинского до современных зеленоградских инди-музыкантов The Retuses. Более того: творчество Есенина знакомо и зарубежным артистам, которые тоже бессовестно самопиарятся за счёт великого поэта.
Вот десяток исполнителей, до которых праведный гнев Шолохова почему-то до сих пор не добрался.
10. «Монгол Шуудан»
Если остановить случайного прохожего на улице и попросить напеть что-нибудь из творчества группы «Монгол Шуудан», в ответ наверняка прозвучит что-то о ссутулившемся доме, издохшем псе, стихах для проституток или жареном спирте. Либо фраза «я не знаю никаких монголов, извините, пожалуйста, я очень спешу в коворкинг».
«Москва» давно стала визитной карточкой группы, но стоит отметить, что в 2011 году коллектив записал еще одну песню на стихи Есенина под названием «Слушай, поганое сердце».
9. Feelin’s
За последние несколько лет творчество рязанского джазбенда Feelin’s состоит из песен на стихи Есенина примерно на 146%. Если у вас на полке стоит их альбом, я готов поспорить, что это либо «Есенин Jazz», либо «Есенин Jazz – 2: Судный день».
Уже который год Feelin’s несут творчество рязанского поэта в массы. Группа успела записать и исполнить есенинские строки как минимум на русском, английском и итальянском языках. Перечислять конкретные песни и стихотворения не берусь, статьи на это не хватит.
А если серьёзно, то Feelin’s – большие молодцы. Почитайте моё интервью с основателем коллектива Геннадием Филиным, хоть про Есенина там практически ни слова.
8. Алексей Горшенёв
Фронтмен группы «Кукрыниксы» и младший брат покойного вокалиста покойной группы «Король и шут» Михаила Горшенёва время от времени записывает сольные альбомы. Пока что записал два, причём оба – на стихи Есенина.
Если верить автору, его цель – привлечь внимание людей к серьёзной литературе, передать глубокий смысл стихов, их задумчивость, драматичность, лиричность и трагичность, а также высказать уважение, понимание, сопереживание и благодарность поэту. А может, и самопиар.
Кстати, третий сольный альбом Горшенёва будет называться «Любовные письма великих». Музыкант пишет песни по мотивам переписки Льва Толстого и Фёдора Достоевского. Как хотите, так и понимайте.
7. Никита Джигурда
Актёр, режиссёр, сценарист, поэт, шоумен, медийная личность и народный артист Чеченской республики Никита Джигурда тоже записал два альбома с песнями на стихи Есенина: «Хулиган я, хулиган» и «Золотая сорвиголова». Притом оба в 2006 году.
К счастью, песни с этих альбомов Джигурда супруге во время родов не пел. Эта честь принадлежит Владимиру Высоцкому – его стихи вдохновили самопровозглашённого эротического мутанта аж на семь альбомов.
Из тридцати шести.
6. Николай Носков
Когда мне было лет десять, я купил первый сольный альбом Николая Носкова «Блажь» на аудиокассете. А пока я его покупал, какой-то канищевский ловкач угнал мой велосипед. Такие дела.
Помимо попсово-интеллектуальной музыки собственного сочинения Носкову не чужды и песни на стихи классиков. У Есенина он «позаимствовал» слова для проникновенного романса «Мне грустно».
5. Стас Михайлов
В отличие от Николая Носкова, Стас Михайлов не стесняется заимствовать материал не только у поэтов, но и у других музыкантов (не уверен, что они об этом знают). Но разговор сейчас не об этом.
Похоже, что любимец российской публики определённого возраста питает к Есенину особенную страсть. На его стихи он записал целых пять песен. Даже не знаю, какую выбрать – пожалуй, ту, у которой в названии ошибка.
А ещё песня «Есенин» есть у Елены Ваенги (в основе – стихотворение «Задымился вечер, дремлет кот на брусе»). Но я запишу её в этот же пункт. Не до конца уверен, что Стас Михайлов и Елена Ваенга – это разные люди.
4. Кто угодно, кто пел песню «Клён ты мой опавший»
В одной только «Википедии» перечислены почти два десятка исполнителей песни «Клён ты мой опавший». Учитывая, это фактически народная песня, список наверняка гораздо длиннее.
Так что по популярности у самопиарщиков «Клён» опередил такие хиты, как «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу» и оба письма – и к женщине, и к матери. Среди самых известных исполнителей – Аркадий Северный, Надежда Бабкина, группа «Чайф» и Андрей Бандера Эдуард Изместьев.
Ну и Feelin’s, конечно же.
3. Миша Маваши
Мы подобрались к тройке лидеров. «Призовые» места я подготовил для тех, кого совсем не ожидал здесь увидеть. При виде их имен я вслух восклицал «ШТА?!», а иногда начинал хохотать, как умалишённый.
«Бронза» достаётся Мише Маваши – иконе чётких пацанов, пропагандисту ЗОЖ и ходячему мему. В позапрошлом году он зачем-то записал унылый трек «Московский озорной гуляка», текстом для которого послужило известное стихотворение «Я обманывать себя не стану».
Мне нечего добавить. Слушайте (а лучше пропустите и читайте дальше).
2. Bring Me The Horizon
Чуть больше десяти лет назад британские тогда ещё пост-хардкорщики Bring Me The Horizon выпустили альбом под не самым дружелюбным для российских интернет-СМИ названием «Suicide Season». Нас интересует третья песня на пластинке, «It Was Written In Blood».
Это немного вольное переложение последнего стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья». Несколько куплетов напрямую цитируют поэта, в то время как в припеве повторяется строка «it was written in blood» – ведь именно кровью Есенин его и написал.
Любопытный факт: позднее Bring Me The Horizon выпустили альбом с ремиксами на песни из «Suicide Season». Ремикс на «It Was Written In Blood» сделал фронтмен группы Lostprophets Иан Уоткинс. А в 2012 году его посадили в тюрьму на 29 лет за попытку изнасиловать годовалую девочку. Такой вот самопиар.
1. Борис Моисеев
Что тут сказать. Это нужно видеть.
За последние месяцы это уже второй случай, когда кому-то не нравится, как кто-то ещё использовал образ Есенина, будь это Feduk или рязанское кафе с рекламой на троллейбусах. Почему-то некоторые люди считают, что вправе обвинять других в оскорблении чувств верующих наследия великого поэта или самопиаре.
Оставьте Есенина в покое. Ему всё равно.
Автор: Александр Сказченко
Шаганэ или собака Качалова? Самые популярные стихи Есенина на конкурсе «Страна читающая»
Классическая литература — это вдохновение и мотивация к творчеству, а не сухой список обязательных к прочтению произведений. В этом убедились и убедили всю страну 3 268 участников международного конкурса видеопрочтений «Читаем Есенина». Среди победителей, наполнивших YouTube бессмертной лирикой вечного хулигана, 22 участника со всей России и зарубежья. В списке не только школьники: любовь к осмыслению литературы выходит за классические границы конкурсов.
«Страна читающая» — это международный интернет-проект, направленный на популяризацию художественной литературы, изучаемой в школе. Главная задача инициативы — собрать уникальную коллекцию авторской интерпретации классики — индивидуальных видеопрочтений, а также популяризировать культуру вдумчивого и артистичного чтения.
«Читаем Есенина» стал 42 конкурсом проекта, и вторым — посвященным творчеству одного из самых любимых отечественных поэтов. В 2020 году было решено перезапустить конкурс в честь 125-летия со дня рождения Сергея Есенина.
Конкурс стал практически рекордсменом по количеству полученных работ: 3 268 публикаций было размещено на странице конкурса в период с 3 октября по 7 декабря. Для участия необходимо было выбрать любое произведение Сергея Есенина и записать его творческое видеопрочтение. Участники могли использовать декорации и костюмы, добавлять музыку или графику — все, что необходимо для раскрытия сюжета и атмосферы.
В числе 20 победителей оказались участники из Республик Башкортостан и Татарстан, Москвы и Московской области, Кирова, Пензенской, Тюменской и Свердловской областей, Удмуртской республики, Ленинградской и Ярославской областей, Санкт-Петербурга, а также из Турции. Имена победителей и их видеопрочтения доступны на странице итогов конкурса: https://lit.rosuchebnik.ru/konkurs-chitaem-esenina-2020/itogi
Победители были выбраны конкурсным жюри в трех номинациях: «Лучшее индивидуальное прочтение», «Лучшая постановка» и «Проникновенность». Не стало удивлением, что большая часть победителей была выбрана именно в последней номинации. Еще два победителя были выбраны по результатам зрительского голосования.
В числе самых популярных произведений Есенина, которые участники выбирали для авторского прочтения, — «Береза» (356 работ), «Бабушкины сказки» (152 работы), «Пороша» и «Нивы сжаты, рощи голы» (142 и 141 работа), а также стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» (110 видеопрочтений).
«Всегда интересно, какие произведения в этот раз выберут юные и взрослые участники. Сергей Есенин — поэт, к которому нельзя отнестись равнодушно или даже не влюбленно. У каждого из нас есть близкое произведение вечного хулигана, чувственного романтика, певца родной природы. Стоит отметить, что в этот раз мы получили не так много работ из любовной лирики поэта — буквально по одному прочтению стихотворений „Глупое сердце, не бейся“ и „Не криви улыбку, руки теребя“. Зато в числе победителей сразу два прочтения стихотворения „Письмо к женщине“ и очень нежное — „Шаганэ ты моя, Шаганэ“», — прокомментировала результаты Ольга Давыдова, руководитель направления цифровых коммуникаций ГК «Просвещение».
Сейчас на портале проекта «Страна читающая» уже более 46 000 публикаций от участников из 44 стран. Последний конкурс подтвердил всероссийский и даже международной статус проекта: помимо российских регионов, своих участников представили Киргизия, Украина, Беларусь, Молдова, Казахстан и Узбекистан, а также Турция. Лидером по числу участников стала Донецкая область — 349 работ, на втором месте Москва (266), в пятерку с почти одинаковым результатом вошли Свердловская, Московская и Тюменская области.
Все участники и их научные руководители получат именные электронные сертификаты, а победители – книжные призы и подарки от ГК «Просвещение».
Международный интернет-проект «Страна читающая» создан корпорацией «Российский учебник» (входит в ГК «Просвещение») при поддержке Издательского дома «Первое сентября».
Пресс-служба ГК «Просвещение»
Пять стихотворений Сергея Есенина — На дамбе
Капли
Жемчужные капельки, красивые капельки,
Как ты прекрасна в золотых лучах,
А как ты грустишь, капельки ненастья,
На мокрых окнах черной осенью.
Люди, живущие в веселом забвении,
Каким великим ты выглядишь в глазах других
А как ты жалок в темноте упадка.
Нет утешения в мире живых.
Осенние капельки, сколько печали
Ты вдохновляешь в тяжелой душе.
Тихо скользишь по стеклу, извилистая,
Как будто ищу чего-то веселого.
Бедные люди, погубленные жизнью,
В боли вы доживаете свои дни,
Перезвонить снова и снова прекрасный
Прошедшее время вы никогда не забудете.
<1912>
* * * * *
Не буду лгать себе,
Горе поселилось в моем туманном сердце.
Почему меня называют шарлатаном?
Почему я известен как скандалист?
Я не злодей. Я в лесу никого не грабил.
Я не стрелял в негодяев в подземельях.
Я просто уличный грабитель
Улыбается проходящим лицам.
Я озорной московский плейбой.
В Твери каждая соседская собака
Узнает мою легкую походку
В закоулках.
Каждая изношенная лошадь
Кивает, приветствуя меня.
Я хороший друг животных,
Исцеляю их своими стихами.
Мой цилиндр не для того, чтобы производить впечатление на женщин.
Мое сердце не выносит бессмысленной страсти.
Это облегчает мою печаль,
Чтобы дать кобыле золотой овес.
У меня нет друзей среди людей.
Я верен другому королевству.
Я готов надеть свой лучший галстук
На шее любой местной гончей.
Теперь мне больше не будет больно.
Болото осушено в моем темном сердце.
Вот почему меня называют шарлатаном.
Вот почему я известен как скандалист.
<1922>
* * *
У меня осталось только одно развлечение:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Я приобрел дурную славу
Про хулигана и скандала.
А! какая забавная потеря!
В жизни много забавных потерь.
Мне стыдно, что я верил в Бога.
Мне горько, что теперь нет.
Золотые далекие даль!
Мрачность жизни сжигает всех.
Я грешил и дрался
Только для того, чтобы светить ярче.
Дар поэта — ласкать и царапать.
Он несет роковую печать.
Я хотел жениться на белой розе
Черной жабе на этой земле.
Возможно, эти розовые планы
Не получилось, не сбылось.
Но если в моей душе обитают демоны,
Значит, там жили ангелы.
Это для радости хаоса
То, в последнюю минуту
Прежде, чем я уйду в другой мир,
Хочу спросить всех, кто будет со мной
Чтобы вознаградить меня за все мои грехи,
За неверие в благодать,
Уложив меня, в русской рубашке,
Умереть под иконами.
<1923>
* * * * *
Клен без листьев, клен покрытый льдом,
Почему стоишь, рухнув, под белой метелью?
Вы что-то видели? Что-то слышишь?
Как будто вышли гулять за деревню
И, как пьяный стражник на дороге,
Упал в сугроб и отморозил ногу.
Ах, в эти дни я сам не так устойчив.
Возвратившись к выпивке с друзьями, я не пойду домой.
Здесь я встретил иву; там я встретил сосну.
В воющей вьюге Я им песни лета пел.
Я сам казался таким же кленом,
За исключением того, что я полностью зеленый, а не безлистный.
И, три листа по ветру, потерянные для приличия,
Обнял березу, как чужую жену.
<1925>
* *
Ты меня не любишь, ты меня не жалеешь.
Разве я ничуть не красива?
Не глядя мне в лицо, ты дрожишь от страсти
Положи руки мне на плечи.
Молодой с твоей чувственной улыбкой,
Я с тобой не ласковый и не грубый.
Скажите, скольких вы ласкали?
Сколько раздач вы помните? Сколько губ?
Я знаю — все они пролетели как тени,
Никогда не прикасайтесь к своему теплу.
Ты сидел на многих коленях,
А теперь ты сидишь на моем.
Ну и что, если глаза полузакрыты
А вы думаете о ком-то другом?
Утопая в далеких воспоминаниях,
Сам я тебя не так сильно люблю.
Не называйте этот пыл судьбой.
Мелка эта огненная связь —
Так же, как я встретил вас случайно,
Я расстанусь с тобой с улыбкой.
Вы продолжите свой путь
Прожигая твои безрадостные дни.
Не трогай непоцелованного,
Не заманивайте несгоревших.
Когда вы идете с кем-нибудь
В переулке, болтая о любви,
Пожалуй, я тоже выйду гулять
И мы еще встретимся.
Повернув к нему плечи,
Голова немного склонена,
Ты тихонько скажешь мне: «Добрый вечер…»
Я отвечу: «Добрый вечер, мисс.”
И душу ничто не погремит,
Ничего не заставит дрожать —
Кто любил, тот не может любить снова,
Сгоревшего нельзя поджигать.
<1925>
* * * * *
Антон Яковлев о переводе стихов Есенина:
Сергей Есенин (1895-1925) вырос в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии, но большую часть своей взрослой жизни провел в Петрограде (ранее С.Петербург, позже Ленинград). Есенин называл себя «последним поэтом деревни», как по своему крестьянскому происхождению, так и по тому, что он был последним среди современников, чьи стихи были посвящены в основном деревенской жизни. В письменной форме, иногда с ностальгией, всегда с сочувствием и часто с почти мистической преданностью сельской России, Есенину удалось культивировать национальную идентичность и мифологию настолько сильную и связную, что его творчество навсегда запечатлелось в русской культуре, а поэт стал любимым человеком. и несколько мифическая фигура — известность, которая сохранялась даже при Сталине, когда творчество поэта было занесено в черный список, и когда его хвалить или даже читать представляли опасность для самого выживания.Член-основатель недолговечного, но влиятельного имажинистского движения (связанного с западным имажинизмом и контрастирующего с футуризмом), Есенин был звездой, публичные выступления которой посещали сотни или тысячи обожающих поклонников по всей стране. Он соревновался с Владимиром Маяковским и был известен рекламными трюками. Его культовый статус сохраняется и по сей день; Практически невозможно найти русского человека, который никогда не слышал имени Сергея Есенина, и лишь немного легче найти того, кто не знает хотя бы одно из его стихотворений наизусть.Есенин трижды был неудачно женат; его второй женой была Айседора Дункан, а третьей женой была внучка Льва Толстого.
Как переводчик, я обычно придерживаюсь точки зрения человека, который только что прочитал мощное стихотворение, которое может изменить жизнь, и вынужден передать этот опыт человеку, который не говорит на этом языке. Прежде всего, я хочу, чтобы слова были точными, чтобы передать то, что автор пытался передать, в отличие от моих пересказов. Во-вторых, я хочу передать энергию стихотворения, которая включает в себя метрическое и музыкальное сходство.Я обнаружил, особенно при переводе точных и часто слегка необычных образов Есенина, что попытка переработать стихи, чтобы сохранить точный размер и рифму, приводит к натянутому языку и слишком большому отклонению от первоначального смысла. Так что мои переводы не являются строго метрическими или рифмованными. Тем не менее, я стремлюсь сохранить некоторое метрическое сходство, хотя и с отклонениями; перевод стихотворения, написанного ямбическим тетраметром, не будет иметь такой же ритм, как перевод стихотворения амфибрахическим триметром.Большая часть моего процесса доработки включает в себя переработку ритма и длины строк, чтобы приблизиться к оригиналам, при этом оставляя как можно меньше вольностей с исходными изображениями и идеями.
— Из предисловия переводчика к Последний поэт деревни: Избранные стихотворения Сергея Есенина в переводе Антона Яковлева
Примечание: «У меня осталось только одно развлечение» впервые появилось в The Rutherford Red Wheelbarrow . «Я не буду лгать себе» впервые появилось в Revol .
Сергей Есенин. Русские стихи в переводах
Есенин родился в крестьянской семье и вырос в религиозно строгом доме своего деда, который был старообрядцем. В юности он уехал в Москву и с 1912 по 1915 год учился в Народном университете им. А. Л. Шанянского, работая корректором. Есенин был, пожалуй, самым русским поэтом всех времен, потому что поэзия никого другого так не складывалась из шороха берез, из мягкого стука капель дождя по крестьянским избам под соломенными крышами, из ржания лошадей в туманных зарослях. утренние луга, от звона колокольчиков на шее коров, от раскачивания ромашки и василька, от пения на окраинах деревень.Стихи Есенина не столько написаны пером, сколько выдохнуты русской природой. Его стихи, рожденные фольклором, постепенно сами трансформировались в фольклор.
Первые стихи Есенина были опубликованы в журналах в 1914 году. Еще будучи деревенским мальчишкой из Рязанской губернии, когда он прибыл в петербургский мир литературных салонов в 1915 году, он впоследствии писал, что «это было так, как будто рязанская кобыла плескалась его моча на выхолощенную элиту снобов ». Он не превратился в салонного поэта; после ночной пьянки он притворялся, что ловит кузнечиков с
поля крестьянского детства с шелковой шляпой, снятой с его золотой головы.Есенин называл себя «последним поэтом деревни» и видел себя жеребенком, обезумевшим от огнедышащего локомотива индустриализации. Он превозносил Революцию, но, порой не понимая, «куда ведут нас эти роковые события», развлекался пьянством и хулиганством.
Корни национального характера его поэзии были настолько глубокими, что оставались с ним на протяжении всех его заграничных странствий. Не случайно он почувствовал себя неотъемлемой частью русской природы — «Тихо, как в свою очередь / Деревья сбрасывают листья, я сбрасываю эти линии» — и что природа была одним из воплощений его собственного «я», что он был то покрытым льдом кленом, то рыжим луной.Чувство Есенина к своей родной земле распространилось на чувство безграничной звездной вселенной, которую он также сделал человеческим и домашним: «[Собачьи] слезы, как золотые звезды, / Капли в снег».
Вместе с Николаем Клюевым, Вадимом Шершеневичем и Анатолием Мариенгофом Есенин был одним из лидеров имажинизма, который отдавал приоритет форме и подчеркивал образность как основу поэзии. Есенин искал дружбы с Владимиром Маяковским и в то же время вел с ним полемику в стихотворной форме.Это были совершенно разные поэты. Ни один другой поэт не делал таких откровенных признаний, которые делали бы его уязвимым, хотя иногда они скрывались в буйном поведении. Все чувства и мысли Есенина, даже его поиски и размышления, пульсировали в нем открыто, как синие вены под кожей, настолько нежно прозрачной, что ее не существует. Никогда не риторический поэт, он проявил высочайшее личное мужество в «Черном человеке» и многих других стихотворениях, когда он хлопнул по столу истории свое дымящееся сердце, дрожащее в конвульсиях — настоящее, живое сердце, столь непохожее на сердца играющих. -карточные колоды, которые ловкие поэтические акулы карты берут козырным тузом пик.
Злополучный брак Есенина с Айседорой Дункан усугубил его личную трагедию. Он попытался найти спасение в водке и заработал репутацию хулигана. Написав свое последнее стихотворение собственной кровью, Есенин повесился в номере гостиницы «Англетер» в Ленинграде. Ходила история, что его на самом деле убили.
За исповедальную честность его стихов его любили соотечественники. В самом деле, можно с уверенностью сказать, что ни одно другое произведение поэта никогда не пользовалось такой поистине всеобщей популярностью.Его читают и читают буквально все: крестьяне, рабочие, самая искушенная интеллигенция. Секрет его популярности прост: необычайная откровенность как в воспевании России, так и в его собственных откровениях. Его могила постоянно усыпана цветами, оставленными восхищенными читателями — таксистами, рабочими, студентами и простыми русскими бабушками.
Сергей Александрович Есенин — Стихи известного поэта
Сергей Александрович Есенин (его имя также встречается как Сергей Есенин) родился в русской крестьянской семье в 1895 году.С 1909 по 1912 год учился в церковной школе-интернате Спас-Клепики и именно в это время начал писать стихи.
В 17 лет Есенин переехал в Москву, где примкнул к группе крестьянских и пролетарских поэтов, кружку «Суриков». Его работа была впервые опубликована в журнале «Мирок» в 1914 году, а в 1916 году последовал сборник стихов «Радуница». Ранние произведения Есенина были посвящены традиционной деревенской жизни и народной культуре, а также иногда затрагивали религиозные темы.
В 1916-17 годах Есенин находился на военной службе в Царском Селе, но дезертировал из армии после Февральской революции 1917 года, отвергнув политику большевистского режима. После этого он стал одним из основателей имажинистского движения, отстаивающего абсолютную независимость художника. Эти новые работы шокировали консервативных критиков авангардизмом и игривым богохульством.
Среди его наиболее известных произведений: Пугачев (1922), стихотворная трагедия о крестьянском восстании 1773-1775 годов; «Признания хулигана» (1921), открывшие более темную и мучительную сторону личности Есенина; и «Черный человек», который считается самым безжалостным анализом Есениным его неудач и алкогольных галлюцинаций.
Что касается личной жизни, то у Есенина был сын от Анны Изрядновой, с которой он жил с 1913 по 1915 год. Затем он женился на Зинаиде Райх в 1917 году, у них было двое детей до развода в 1921 году. Через год он женился на известной американке. танцовщица Айседора Дункан, но они расстались в 1924 году. Примерно в это же время Есенин порвал с имажинистами и их стилем письма. В 1925 году он женился на внучке Льва Толстого, но снова брак оказался недолговечным.
Позже, в 1925 году, у Есенина случился нервный срыв.28 декабря того же года в возрасте тридцати лет он покончил жизнь самоубийством, повесившись в своем номере в отеле «Англетер» в Ленинграде. Перед смертью Есенин порезал себе запястья и написал собственной кровью: «В этой жизни не ново умереть, но и быть живым — не ново».
Биографическая информация:
www.encyclopedia.com
www.kirjasto.sci.fi
Сергей Александрович Есенин, Григорий Бренгауз: 9780970580306: Amazon.com: Книги
Эта книга — единственный в английской литературе поэтический перевод всех произведений русского поэта с сохранением его рифмы и ритма, как это сделал Эдвард Фицджеральд в своем переводе Омара Хайяма.
Сергей Есенин — величайший русский поэт всех времен, основоположник национальной русской поэзии. Его гений, равный Шекспиру и Сервантесу, заслуживает всемирной известности.
С внутренней стороны клапана
Он мертв больше века, но все, что с ним связано, отключено от забвения, от закона смертности. Не только его стихи, но и все, что Есенин: Есенин в целом, его окружение, все, что заставляло его страдать, веселились, беспокоило его, — продолжает жить сегодня живо.. .. Если, например, где-то висит его шапка и пальто — они от живого человека, который минуту назад снял их, они все равно несут тепло и запах его тела. Это непонятно, я знаю, но не могу объяснить, и это не только то, что я чувствую, но и все, кому он дорог. Это загадочное чудо бессмертия Есенина сделало все его стихи, даже самые малые, сильными и содержательными. Пока родина, которую он так любил, не перестанет страдать, Есенин будет жить. Не просто как бессмертный, а как сама жизнь.
С задней стороны обложки
Я никогда не забуду тот пасмурный день много лет назад, когда мне было пятнадцать. Я взял из городской библиотеки книгу неизвестного поэта. По дороге домой я остановился на мосту через реку Буг с панорамным видом на мой родной город Винницу (Украина). Я начал читать.Я был в шоке! Мне казалось, что в темной комнате все окна распахнулись, и меня окружили цветущие деревья, пение птиц, голубое небо и прекрасная музыка. Мое сердце колотилось.Ароматы, цвета и звуки более яркие, чем в реальной жизни — забыли о времени, пожирая стихи за стихами. Стихи Есенина запоминала без труда. Естественно, они до сих пор в моей памяти строчка за строчкой в разное время и в разных местах.
Григорий Бренгауз
Об авторе
АВТОР Григорий Бренгауз, поэт, скульптор и инженер, родился в Виннице, Украина, в марте 1936 года; иммигрировал в Соединенные Штаты в июле 1981 года. С раннего детства магия визуализации в линиях, цветах и скульптурах жизни в Природе, гармонии человеческого тела становится его страстью.В двенадцатилетнем возрасте, приступив к самостоятельным занятиям анатомией и рисованием фигур в местном художественном музее (классические скульптуры, скелет), он вырезал из дерева два женских торса. Импрессионисты Джон Констебл, Камиль Писсарро, Исаак Левитан были его главными учителями по живописи, Поликлет, Майкл Анджело и Леонардо да Винчи — по рисунку и скульптуре. С 1960 г. магистр искусств (Строгановская Академия художеств) Григорий преподавал рисунок и живопись в средних школах Москвы (Россия), с 1985 г. — профессор технического рисунка в колледже NEC Тампа (США), а с 1998 г. — профессор деревянной скульптуры в Государственном университете Гуанахуато. (Мексика), где он также преподавал русскую поэзию.Его скульптуры и картины находятся во многих художественных галереях и частных коллекциях США, Мексики, Франции и России, включая Государственную Третьяковскую галерею в Москве. Подход Грегори в искусстве, как и в обучении искусству, состоит в том, чтобы сделать его таким же простым, понятным и вдохновляющим для зрителя и ученика, как настоящая поэзия. Свой опыт он сделал доступным по всей стране в книгах, опубликованных издательством Floridian: — Circuit Theory Simplified (The Poetry of Engineering) 1986 — Собрание стихотворений Есенина (Поэтический перевод с русского) 2000 — Poetry of Wood (Руководство по скульптуре и анатомии) 2008
Айседора имела вкус к «русской любви»
Внутренние противоречия поэта теперь хорошо задокументированы в тщательно исследованной, богато иллюстрированной биографии съемочной группы Гордона Маквея, которая является наиболее подробным и хорошо осведомленным описанием жизни Есенина, которое когда-либо появлялось.Наполненная новыми фактами, которые Маквей обнаружил в течение 12 лет исследований, большая часть которых находится в секретных советских архивах, книга избегает романтизированного подхода некоторых из более ранних работ о Есенине и пробивает многочисленные дыры в образе Есенина как святого крестьянского мудреца и революционера это стало обычным делом в Советском Союзе за последние два десятилетия.
В 1915 году, когда ему было 20 лет, Сергей Есенин (имя также транскрибируется как Есенин и Есенин) произвел в Петербурге огромный успех.Петербургские литературные круги с его свежими и лиричными ранними стихами, воспевающими его родную Рязаньскую деревню и выражающими трогательное сочувствие диким и домашним животным, с которыми плохо обращаются и терзают люди. Его личная красота и обаяние, а также его крестьянское происхождение способствовали его успеху и популярности. Мода на платежеспособность грамотности была запущена несколько раньше Николаем Клюевым (1887-1937), блестящим, могущественным поэтом, чье творчество сочетало в себе фольклор старообрядческих сект Северной России с литературной культурой движения символистов и которого многие считали таковым. подлинный представитель всего русского крестьянства.Клюев был открыто гомосексуалистом, что было широко принято в литературных кругах того времени. Есенин стал его учеником, а затем и любовником.
В ответ на увлечение крестьянской культурой Есенин и Клюев прямо из оперы создали фантастические народные костюмы, наполнив свои стихи и личную речь непонятными словами из далеких диалектов. Маскарад был настолько успешным, что привлек к ним внимание императорского двора (последние Романовы были заведомо слепы к культурному ренессансу их правления, замечая только тех художников, которые, подобно Есенину и басу Шаляпину, пропагандировали свои крестьянские корни) .В 1916 году Есенин был протеже императрицы Александры, читал свои стихи при ее дворе и планировал посвятить ей свою следующую книгу.
Менее чем через два года Есенин поддержал Октябрьскую революцию. Как и другие крестьянские поэты, окружавшие Клюева, Есенин видел в Ленине нового крестьянского царя, который восстановит патриархальный уклад и религиозное благочестие русской деревни и защитит сельскую культуру от угрозы модернизации и вестернизации. Есенин приветствовал Октябрьскую революцию серией фантастических стихов в стиле барокко, написанных на библейской лексике, в которых он уравнял Россию, рождающую мировую революцию, с природой, приносящей урожай, коровой, рождающей теленка, и Девой Марией, рождающей Христа.В равной степени оскорбительные для марксистов и православных христиан, эти стихи, кульминацией которых является утопическая повествовательная поэма «Инония», остаются уникальным поэтическим заявлением, в котором остатки древнего культа плодородия смешиваются с видением космических революционных изменений.
Есенину понадобилось несколько лет, чтобы понять, что его взгляд на революцию как на крестьянскую утопию был ошибочным. Когда он это сделал, он сменил крестьянскую одежду на элегантную западную одежду и присоединился к имажинистам, постреволюционной, модернистской, городской литературной группе.Брак с Айседорой Дункан дал ему шанс сбежать от советских реалий, но Германия, Франция, Голландия и Америка казались одинаково чуждыми, непонятными и лишенными всякого отношения к литературе (что для Есенина означало только русскую литературу). Поэзия Есенина, написанная после его возвращения, оплакивает исчезновение традиционных деревенских укладов и обычаев («Уходящая Россия»), оплакивает неминуемую кончину его собственной молодости и красоты и выражает солидарность с алкоголиками и изгоями московского склада, которым нравится Есенин не мог найти себе места в послереволюционном обществе («Кабачковая Москва»).
Три стихотворения | Бар КГБ Лит
Песня о хлебе
Вот она, суровая жестокость,
Полный смысл человеческих страданий!
Серп режет тяжелые колосья пшеницы
Как они перерезают глотку лебедям.
С незапамятных времен наше поле
Познал утреннюю дрожь августа.
Солома в связках,
Каждый узелок лежит там, как желтый труп.
Тележки, как катафалки, везут их
В склеп: сарай.
Как диакон, водитель,
Лай на кобылу, соблюдает погребальные обряды.
После этого осторожно, без гнева,
Их головы лежат на земле
И маленькие косточки бьют
Из их тонких тел с цепями.
Никто никогда не думает
Эта солома тоже плоть.
Кости засунули в рот мельницы людоедов
Скрежет их зубами.
А затем, заквашивая тесто,
Пекут груды вкусных яств …
Вот тогда беловатый яд попадает в кувшин
Из желудка откладывать яйца назло.
Конденсация всех ударов в буханку,
Превращение жестокости жнецов в пахнущее пиво,
Отравляет жернова кишечника
Из тех, кто ест эту солому.
И шарлатан, убийца и злодей
Осенний свист по всей стране …
Все потому, что серп режет колосья пшеницы
Как они перерезают глотку лебедям.
<1921>
* * *
Не жалею, не звоню, не плачу.
Все пройдет, как дым от белых яблонь.
Преодолевается золотом увядания,
Я больше не буду молодым.
Тронутый холодом, ты больше не будешь
Ударь так же, сердце,
И земля березового ситца
Не соблазнит меня бродить босиком.
Кочевой дух! Все меньше и меньше
Ты разжигаешь пламя моих губ.
О моя утраченная свежесть,
Беспредел глаз и поток чувств!
В эти дни я скупердяй в своих желаниях,
Моя жизнь — или ты мне приснился?
С таким же успехом я мог бы поскакать на розовом коне
Звучным ранним весенним утром.
Все мы, все мы погибнем;
Тихо, медные листочки льются из кленов …
Посему да будет благословенна вовек,
Все, что расцветает и умирает.
<1921>
Письмо маме
Вы еще живы, моя дорогая старушка?
Я тоже жив. Привет привет!
Пусть этот несказанный вечерний свет
Продолжайте стримить над своей хижиной.
Мне пишут, что, едва скрывая свой страх,
Ты ужасно огорчился из-за меня,
Что вы часто блуждаетесь по дороге
В старомодном рваном пальто.
В синей темноте вечера,
Вы часто видите одно и то же:
В драке в баре меня кто-то зарезал
В сердце финским ножом.
Ничего, дорогая! Пожалуйста, успокойся.
Просто жуткая галлюцинация.
Я не такой уж безнадежный пьяница
Как умереть, не увидев тебя.
Я такой же нежный, как и раньше,
А я мечтаю только об одном:
Чтобы вернуться из моей мятежной тоски
В наш приземистый дом.
Я вернусь, когда наш сад,
Белый с пружиной, протягивает свои ветви.
Но на этот раз не буди меня на рассвете
Как вы делали восемь лет назад.
Не пробуждайте старые ожидания;
Не тревожь все несбывшееся —
Я пережил утрату и истощение
Слишком рано в жизни.
И не учите меня молиться. Пожалуйста, не надо!
Нет возврата к старому.
Только ты моя помощь и моя радость.
Только ты мой невыразимый свет.
Так что забудьте о тревоге,
Не огорчайся из-за меня.
Не ходи так часто по дороге
В старомодном рваном пальто.
<1924>
В этот день родился Сергей Есенин
Родился в Константиново, Рязань, в крестьянской семье. Сергей Есенин в раннем возрасте был отправлен жить к своим бабушке и дедушке, которые были более обеспеченными и сыграли важную роль в его воспитании. Вместе со своими тремя взрослыми дядями юный Есенин научился плавать, охотиться и ездить на лошадях. Его бабушка, религиозная женщина, поощряла его чтение стихов, и в девять лет он начал писать сам.
С 15 лет он начал писать структурированные стихи, которые он собрал в свою первую своего рода книгу. Попытка опубликовать « Больные думы » или «Больные мысли» не удалась.
Окончив школу с дипломом учителя, Есенин переехал в Москву, где зарабатывал на жизнь корректором в типографии. Затем он продолжил учебу в Университете Чанявского, но позже бросил учебу из-за нехватки средств. Однако именно здесь он встретил нескольких других начинающих поэтов, в том числе Дмитрия Семеновского, Василия Наседкина и Николая Колоколова.Он также впервые женился, и у него родился сын Юрий. Есенин был женат четыре раза за свою короткую жизнь.
Все более интересовавшийся христианством, Есенин вошел в революционные круги Москвы — как и многие другие писатели и поэты, какое-то время находился под наблюдением тайной полиции.
В 19 лет в детском журнале было опубликовано его первое стихотворение «Береза» или «Береза». Затем последовало больше опубликованных работ, и вскоре Есенин оставил работу, чтобы сосредоточиться на поэзии. Разочарованный вялой реакцией Москвы на его работу, Есенин переехал в Петроград (ныне Санкт-Петербург).-Петербург), где познакомился с Александром Блоком и другими известными поэтами. Блок очень воодушевлял творчество молодого Есенина и, как говорят, назвал его «жемчужиной крестьянского поэта».
Вместе с созданным им поэтическим коллективом Есенин опубликовал ряд стихотворений в журналах и познакомился с такими писателями, как Максим Горький, Владимир Маяковский и Анна Ахматова. В течение года он был известен как восходящая звезда Санкт-Петербурга в литературных кругах.
Есенин пошел в армию в 1916 году, а его полковник Д.Н. Ломану понравились его стихи и стихи, и он предложил написать книгу промонархических стихов. Есенин отказался и в результате провел в тюрьме почти три недели.
Поддерживая революцию и, поначалу, рост большевиков, Есенин позже раскритиковал этот аспект общества, написав: «Приближающийся социализм полностью отличается от того, о котором я мечтал». Эти революционные годы были важными для Есенина и послужили основой для некоторых из его важнейших произведений, таких как «Пришествие» и «Преображение.”
В 1918 году Есенин стал соучредителем издательства и русского литературного движения имаджинизма. Описывая своих последователей, он писал в 1922 году: «Проститутки и бандиты — наши фанаты. С ними мы друзья. Большевики не любят нас из-за какого-то недоразумения».
Постоянный завсегдатай московских литературных кафе, Есенин часто давал поэтические концерты; он также чрезмерно пил. Разведавшись со второй женой и женившись на третьей, американской танцовщице, он путешествовал по Европе и США., но часто участвовал в публичных ссорах и пьяных неистовствах.
По возвращении в Россию стихи Есенина изменились и мало что скрывали от охватившего его самоуничижения. Он снова женился, на этот раз на внучке Льва Толстого, но продолжал пить и начал употреблять наркотики.
Чувствуя себя провалившимся народным поэтом, Есенин написал свое последнее крупное произведение « Черный человек » или «Черный человек».