Сайт ницше: Ницше: биография его мысли | Информационный комплекс РГГУ

Ницше: биография его мысли | Информационный комплекс РГГУ

Опубликовано — ср, 22/05/2019 — 14:45

 

Рюдигер Сафрански

Москва: Дело, 2016. — 453, [1] с.

ISBN 978-5-7749-1092-2

 

Трудно привести пример более влиятельного и плохо понятого философа, чем Фридрих Ницше (1844—1900). В своей книге известный историк немецкой мысли Рюдигер Сафрански, один из ведущих исследователей биографии Ницше и его интеллектуального наследия, воссоздает непростую жизнь Ницше, одновременно оценивая философское значение его морали, религии и искусства. Пытаясь избавиться от гнетущего бремени прошлого, Ницше создал уникальную философию, основанную на навязчивой самоинтерпретации и постоянном поиске самого себя. Эта биография предлагает блестящий и многогранный портрет выдающегося немецкого философа.


Книга доступна:

  • в фонде открытого доступа: 87.3(4Гем) (Философия в Германии).

Содержание:

Две страсти: беспредельное и музыка. Как жить, когда музыка умолкла? Тоска по пению сирен. Отрезвление. Опыты и искусы

Мальчик пишет. Dividuum. Гром и молния. Находить и сочинять биографии. Прометей и другие. Первый философский опыт: «Фатум и история». Океан идей и тяга к дальним странствиям

Самоанализ. Филологическая диета. Открытие Шопенгауэра. Мышление как самопреодоление. Преображенная природа и гений. Сомнения в филологии. Воля к стилю. Первая встреча с Вагнером

Водоворот бытия. Рождение «Рождения трагедии». Жестокость в основе. Ницше в войну. Рабы. Мысль моральная vs мысль эстетическая. Страх перед восстанием. Взгляд на тайну индустрии культуры. Световые образы и ослепленность беспредельным. Дионисийская мудрость

Ницше и Вагнер: совместная работа над мифом. Романтизм и революция в культуре. «Кольцо нибелунга». Ницше работает над мастером. Возвращение Диониса. Картины гибели и «вершина мирового восторга». Байройт —утраченные иллюзии

Умы эпохи. Мышление в заводских условиях. Великие разочарования. «Несвоевременные размышления». Против материализма и историзма. Освободительная борьба и курсы детоксикации. С Максом Штирнером и дальше него

Расставание с Вагнером. Сократ не отпускает. Универсальная целебная сила знания. Необходимые жестокости. Опыт холода. Атомы, падающие в пустом пространстве. «Человеческое, слишком человеческое»

«Человеческое, слишком человеческое». Химия понятий. Логическое мироотрицание и жизненный прагматизм. Чудище социума. Сострадание. Радостный натурализм. Критика метафизики. Загадка непознающего бытия. Причинность вместо свободы

Расставание с профессурой. Мышление, тело, язык. Пауль Ре. От «Человеческого, слишком человеческого» к «Утренней заре». Неморальные причины морали. Святотатственные замахи. Религия и искусство на испытательном стенде. Двухкамерная система культуры

«Утренняя заря». Истина или любовь? Сомнения в философии. Ницше как феноменолог. Радость познания. Колумб внутреннего мира. Границы языка и границы мира. Великое озарение у скалы Сюрлей

Мыслить космически в Зильс-Марии. Расчеловеченная природа. Возвышенные подсчеты. Учение о вечном возвращении. Святой Януарий в Генуе. Счастливые дни, «Веселая наука». Мессина

Гомоэротическое. Сексуальный Дионис. История с Лу Саломе. «Заратустра» как оплот. Человеческое и сверхчеловеческое. Дарвинистское недоразумение. Уничтожительные фантазии. «Я сыт по горло трагическими жестами и словами»

Снова Заратустра. Легкое—такое трудное. Воля к любви и воля к власти. Наброски и разработка. Насилие и мировой театр. Открытая проблема: самовозвышение и солидарность. Ответвления на пути к ненаписанному главному произведению: «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали»

Последний год. Мыслить о своей жизни. Улыбка авгуров. Фатально и радостно. Молчание моря. Финал в Турине

«Благородная гниль» Европы открывает Ницше. Конъюнктура философии жизни. Переживание Ницше у Томаса Манна. Бергсон, Макс Шелер, Георг Зиммель. Заратустра в войну. Эрнст Бертрам и рыцарь, смерть и дьявол. Альфред Боймлер и гераклитовский Ницше. Антиантисемитизм. По следам Ницше: Ясперс, Хайдеггер, Адорно /Хоркхаймер и Фуко. Дионис и власть. Бесконечная история

Хроника жизни


Персоналия: Ницше Фридрих (1844-1900)

Основная рубрика: Философия > История философии > Философия жизни

 


Визгин В. П.
Силуэт второй: Ницше как философ жизни


Радеев А.Е
К биографии мысли Ницше


Корнилова Г.И., Ланцова И.В.
Фридрих Ницше (или к вопросу о стиле философствования)

Теги

новое поступление

философия

Точки соприкосновения в творчестве Ницше и Достоевского

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Бычков Даниил Владимирович1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме, которая заключается в определении точек соприкосновения творчества, идей и взглядов Ницше и Достоевского. Актуальность статьи обусловлена тем, что на тему влияния Достоевского на творчество Ницше, а также схожести в их творчестве и, в какой-то степени мировоззренческих взглядах в определённых аспектах, продолжаются споры и в настоящее время. Научная новизна статьи заключается в приведении точки зрения на то, является ли пример Раскольникова из книги Достоевского «Преступление и наказание» опровержением идей Ницше.

Ключевые слова: Антихрист, Достоевский, Идиот, Ницше, Преступление и наказание, сверхчеловек, Сумерки идолов или как философствуют молотом, Так говорил Заратустра

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Бычков Д.В., Дубровин Н.А. Точки соприкосновения в творчестве Ницше и Достоевского // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24581 (дата обращения: 24.02.2023).

Во многих книгах Ницше называет Достоевского великим и выдающимся психологом, а также единственным психологом, у которого ему было бы чему поучиться.

Правильно будет сказано, что Ницше мало кого ценил из мыслителей, и мало кому отдавал дань своего уважения, но Достоевский, если учитывать все имеющиеся факты, входит в этот круг, наряду с Гераклитом, Стендалем, Спинозой и так далее. Достоевский же скорее всего и не знал о Ницше, но многие его произведения можно сопоставить с его философией.

Можно сказать о том, что текст и идеи романа Достоевского «Преступление и наказание» синонимичны в ряде аспектов тому, что пишет в своих работах Ницше и даже с его жизненным путём. В пример аналогии с жизненным путём Ницше можно привести отрывок из «Преступления и наказания», где рассказывается о сне Раскольникова, который снится ему накануне преступления. Ему снится детство и то, как на его глазах погонщик избивает лошадь. В данном аспекте можно даже говорить о некой полумифической связи с тем, что происходит с Ницше в конце его жизни в момент, когда он идёт по улице и также как Раскольников видит, как погонщик избивает лошадь, что вызывает у него колоссальное впечатление.

Он бросается обнимать лошадь и, как принято считать, с этого момента постепенно сходит с ума. В данном случае аналогию также можно проследить с князем Мышкиным, который является героем романа Достоевского «Идиот». Жизнь героя заканчивается тем, что он также сходит с ума, пребывая в конце жизни  в состоянии поверхностной комы в Швейцарии, где Ницше прожил большую часть своей жизни.

На страницах многих произведений Ницше присутствуют отсылки к произведениям Достоевского. Так, к примеру, к книге «Антихрист» есть ссылка на упомянутый выше роман Достоевского «Идиот». В «Антихристе» Ницше говорит о том, что термин «герой» не применим к Иисусу, и что к нему гораздо уместнее подходит другая характеристика, вернее сказать, термин – идиот. Он говорит о том, что проповедь Христа содержит в себе тенденцию сокращения влияния и воздействия внешних физиологических раздражителей. То есть известные заповеди о том, что если человека ударили по щеке, он должен подставить вторую щёку, или о том, что человек не должен судить другого человека, и тогда он сам не будет судим им, и многие другие, являются отказом от конфронтации, стремлением к минимизации любых внешних физиологических раздражителей.

В данном случае также можно увидеть аналогию с Достоевским, ведь на полях произведения «Идиот» присутствует сделанная его рукой пометка «Мышкин = Христос». Это говорит о том, что сам Достоевский понимал некую параллель между образом Иисуса Христа и образом князя Мышкина. На это место прямо ссылается Ницше в упомянутой выше книге «Антихрист».

Также в книге «Сумерки идолов или как философствуют молотом» Ницше ссылается на книгу русского писателя «Записки из Мёртвого дома» и говорит о том, что понимание Достоевским психологической природы преступников и его собственное понимание синонимичны. Для Ницше преступник – сильный человек при неблагоприятных обстоятельствах. Он говорит о том, что ему близко мнение Достоевского, который, находясь в Сибирской каторге среди людей совершенно изолированных от общества и совершивших тяжёлые преступления, всё-таки находит этих людей самыми сильными и цельными людьми, сделанными из самого ценного дерева, которое только способно давать русская земля.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» часто рассматривается в качестве опровержения ницшеанских идей. По нашему мнению, данная точка зрения имеет место быть, но всё же является не совсем верной.

Главной проблемой упомянутой точки зрения является то, что на момент написания романа «Преступление и наказание» Достоевский совершенно не знал о том, кто такой Ницше, о его творчестве. Более того, за всю жизнь, по всей видимости, он так и не узнал о нём. Также следует отметить, что на момент написания романа «Преступления и наказания», то есть в 1866 году, Ницше также не был знаком с творчеством русского писателя. Он познакомился с его творчеством позднее, уже в 1887 году. Впервые имя Достоевского упоминается в его письме к Овербеку 12 февраля 1887 года, в котором говорится о том, что в книжной лавке в Швейцарии он обнаруживает произведение «Записки из подполья» только что переведённое на французский язык. Ницше положительно отзывался о данной работе, и впоследствии ознакомлялся также и с другими работами Достоевского такими как «Записки из Мёртвого дома», «Идиот» и тд. В критике дореволюционной России было принято считать, что Ницше гораздо раньше узнал о Достоевском. В доказательство данной точки зрения цитировалось письмо Ницше к Брандесу, где якобы сказано, что Ницше теперь читает русских писателей, особенно Достоевского, над чтением произведений которого он сидит ночами и упивается глубиной его мысли. Впервые эта цитата, которой приписывалось авторство Ницше, появилась в одной из статей  Вергуна без ссылки на источник в журнале «Славянский век», который он издавал. После Тихомиров заимствует её у Вергуна и, можно сказать, что она прочно входит в обиход критики. Но можно с уверенностью сказать, что слова, которые приписываются Ницше, являются явным домыслом в силу следующих причин:

1. Ницше никак не мог писать Брандесу в 1873 году, так как на тот момент они ещё не знали друг друга.

2. В 70-е годы в Германии не знали о Достоевском, и, соответственно, переводы его произведений нельзя или, по крайней мере, почти невозможно было найти. Ницше же не владел русским языком, чтобы читать их в оригинале.

И всё-таки и правда можно увидеть аналогию между героями книг Достоевского «Преступление и наказание» и Ницше «Так говорил Заратустра», а именно между Раскольниковым и бледным преступником. Интересный момент состоит в том, что даже чисто хронологически можно установить невозможность заимствования Достоевским у Ницше: смерть первого датируется 1881 годом, а Ницше заканчивает своё произведение “Так говорил Заратустра” в 1885 году. Из этого следует вывод, что они оба доходят до теории сверхчеловека или к близкому к ней мировосприятию параллельными и совершенно самостоятельными путями.

Но для рассмотрения того, опровергает ли произведение Достоевского идеи и взгляды Ницше, на самом деле, не так важно знал ли Достоевский на момент написания «Преступления и наказания» о Ницше. По сути можно провести сопоставительный анализ данных идей и взглядов и без знания этого факта. Точка зрения, которую мы сейчас приведём в статье, состоит в следующем: случай Раскольникова не обязательно опровергает идеи Ницше, а наоборот все события его жизни, преступление, совершённое им, и последующая моральная рефлексия, которая привела его в состояние нервного истощения, подтверждают верность дихотомии на людей высшего и низшего порядка. Следуя этим рассуждением, можно сделать вывод, что Раскольников изначально был «тварью дрожащей», человеком низшего порядка. В таком случае Раскольников совершил поступок, не характерный для своего ментального уровня, к которому он принадлежит, поэтому и был впоследствии раздавлен тем, что совершил преступление. То есть случай Раскольникова является лишь подтверждением того, что для разных категорий субъектов, говоря словами Достоевского, «тварей дрожащих» и «права имеющих» следует приписывать разные системы морали, этические системы. Ведь из примера Раскольникова следует, что если «тварь дрожащая» будет поступать как субъект из категории «права имеющих», то в итоге она сама будет раздавлена последствиями своего поступка. То же самое и наоборот: субъекту из категории «права имеющих» будет тяжело и некомфортно жить, соизмеряя свои действия с моралью и этической системой «тварей дрожащих».

Таким образом, в творчестве Ницше и Достоевского определённо существует связь в идейных представлениях, причём такие взаимоотношения можно даже считать полумифическими, ведь два разных мыслителя, говорящие на разных языках, причём один скорее всего даже не знал второго, пришли к похожим по своей сути идеям, и их творчество имеет множество точек соприкосновения.

Библиографический список

  1. Достоевский в Германии – обзор В. В. Дудкина и К. М. Азадовского //  Сайт Фёдор Достоевский. URL: http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/dostoevskij-v-germanii/germaniya-iii-problema-dostoevskij-nicshe.htm
  2. Садовников В.Н. Ницше и Достоевский // Сайт КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nitsshe-i-dostoevskiy
  3. Жейц Е.А. «Тема сверхчеловека в произведениях русских классиков» (Достоевский – Ницше.) // Сайт Фридрих Ницше. URL: http://www.nietzsche.ru/around/russia/jeits/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»

НЗ | Ницше Круг | Философское сообщество

….И не все ли так тесно связано, что этот миг тянет за собой все грядущее? Таким образом — — и себя тоже? (Z: III.2.2)

Наша миссия

Создать интеллектуальное и художественное сообщество, в котором люди духа и видения могут собираться вместе и исследовать философию Ницше, развивая способы, которыми он может взорваться, как танцующая звезда, и преобразиться. Наша цель состоит в том, чтобы призвать и принять понятие gaya scienza , несущая дионисийский дух в современное общество осуществить необходимые преобразования и любым возможным способом преобразовать культуру.

См. раздел о нас

Прием заявок

The Agonist: Журнал кружка Ницше принимает заявки. Чтобы отправить работу для The Agonist , следуйте Правилам для авторов. для этого сайта, а также ознакомьтесь с нашей Политикой отправки.
The Agonist является рецензируемым журналом. Если есть книга, которую вы хотите оставить отзыв, пришлите нам полную информацию о книге (ссылка на страницу издателя в книге и т. д.) и один образец опубликованной рецензии на книгу, которую вы написали. Любая полученная работа, которая не соответствует соответствующим правилам не будет прочитан. Если у вас есть какие-либо вопросы относительно наших правил или политики отправки, свяжитесь с нами.

См. правила отправки

The Agonist

The Agonist — рецензируемый журнал, в котором публикуются эссе, интервью и обзоры, а также актуальные переводы ранее недоступных текстов Ницше и редких, малоизвестные или пропущенные исследования мысли Ницше или ее аспектов, которым уделялось мало внимания или которые философский истеблишмент считал маргинальными. The Agonist также публикует обзоры работ, не связанных непосредственно с Ницше, которые он считает важными или имеющими особое значение для своих общих эстетико-философских интересов.

См. раздел «Агонист»


Ницше

В разделе «Ницше» вы найдете биографическую информацию о Ницше; Библиотека Ницше, обширный документ, который прослеживает не только книги, которые Ницше читал на протяжении всей своей жизни, но и лекции, которые он посещал, а также профессорскую работу, которой он занимался, музыку, которую он слушал и сочинял, и, наконец, указывает, когда и где он писал свои философские произведения. Однако в первую очередь его интересуют книги, которые читал Ницше; самые многочисленные ссылки на эти книги; Работы Ницше , библиография всех опубликованных и неопубликованных работ Ницше, и « Работы о Ницше» , библиографию исследований философии Ницше, перечисленных по категориям.

См. раздел Ницше

Рецензии на последние книги

Подпишитесь на нашу рассылку!

Чтобы получать обновления сайта, новости и объявления от NC по электронной почте. Для этого вам просто нужно указать свое имя и адрес электронной почты ниже. Помечены * обязательные поля.


ДОМ — Ницше

08 Маршировать 2023

Квинтет Эллиота Скоццаро ​​

21:00