Саади кто это: СААДИ | это… Что такое СААДИ?

Саади — краткая биография.

Саади — краткая биография.

Авторы: АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

Темы: АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Краткая биография Саади (1203 — 1291).

Высказывания и афоризмы Саади

Саади — ирано-персидский поэт, философ-моралист, представитель практического направления суфизма. Его полное имя — Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази. Он был уроженцем города Шираз, где примерно в 1203 г. появился на свет в семействе муллы. Биография Саади традиционно делится на три периода: с 1205 по 1226 — это т.н. школьный период, с 1226 по 1256 — время скитаний, с 1256 по 1291 — т.н. шейхский период.

Поэт взял себе псевдоним Саади в честь Фарса Саада ибн Занги — атабека, принимавшего участие в его воспитании (отец Саади служил ему). Благодаря его покровительству Муслих стал учеником медресе в Багдаде. Его наставниками были суфийские шейхи, от которых будущий философ старался перенять идеалы аскетизма. Однако поэзия той поры пронизана любовью к самым разным сторонам жизни.

В 1226 г. Саад ибн Занга был низвержен с престола после нашествия на Иран монголов, и на протяжении 30 лет поэту доводилось оказываться в самых разных странах и краях. Этот период его жизни был полон всевозможных превратностей судьбы. Например, известно, что ему пришлось принять зороастризм в Индии, чтобы спасти свою жизнь. Саади 14 раз был в Мекке. Прекрасно зная классический арабский язык, он проповедовал в Баальбеке и Дамаске, но стремление к уединению заставило его поселиться под Иерусалимом в пустыне. Он оказался в плену у крестоносцев, после чего его выкупил некий состоятельный человек, насильно женивший философа на некрасивой дочери. Семейная жизнь с ней заставила Саади спасаться бегством в Северную Африку. В Шираз он попал только в 1256 г., где остаток жизни провел под покровительством сына скончавшегося Саада.

Богатый жизненный опыт лег в основу многочисленных прозаических и поэтических сочинений. В 1257 г. правитель Шираза получил от него в дар поэму «Бустан» — стихотворное изложение постулатов суфийской этики и философии. В суфийской литературе это произведение стало одним из величайших. Покровителю была посвящена и появившаяся в 1258 г. поэма «Гулистан» с похожим содержанием, но написанная более простым языком. Это произведение до сих пор пользуется огромной популярностью и считается классикой персидско-таджикской литературы, равно как и его «Книга Сахиба». Также Саади является автором наставлений религиозно-философского характера, любовных газелей и др. Скончался он в 1291 г.

Саади — афоризмы и цитаты

Топ 10 авторов

Омар Хайям525
Лев Н. Толстой436
Сенека Луций Анней421
Игорь М. Губерман726
Марк Туллий Цицерон410
Иоганн В. Гёте372
Ошо462
Станислав Е. Лец805
Конфуций175
Марина И. Цветаева410

Больше популярных авторов

Топ 10 тем

Война309
Любовь3807
Мотивирующие цитаты880
Психология66
Россия324
Врачи98
Ценности177
Саркастичные цитаты434
Жизнь5731
Знание355

Больше популярных тем

Back to Top

© 2007 – 2023 wisdoms. one

Саади Ширази

Биография

Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази — персидский и таджикский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма.

Биография Саади традиционно делится на три периода: с 1219 по 1226 — это т.н. школьный период, с 1226 по 1256 — время скитаний, с 1256 по 1293 — т.н. шейхский период.

Прозвище «Саади» происходит от имени атабека Фарса Саада ибн Занги (1195—1226), которому служил ещё отец поэта, рано умерший, и который принял участие в воспитании Муслих ад-Дина. Под попечением Саада ибн Занги Муслих ад-Дин поступил в медресе Низамийа в Багдаде. Учился у суфийских шейхов и старался проникнуться их аскетическими идеалами. Однако стихи, написанные Саади в то время, дышат юношеской любовью к жизни и её радостям; и сам он в старости сознавался, что все убеждения шейха Абуль-Фараджа Джузии не могли его исцелить от любви к музыке.

Нашествие монголов и низвержение Саада ибн Занги в 1226 году заставило Саади бежать, и в течение 30 лет судьба, полная всяких превратностей, беспрерывно бросала его то в один, то в другой конец мусульманского мира. В Индии, в Суменате, для сохранения своей жизни Саади притворно принял веру огнепоклонников (зороастризм) и потом бежал, убив камнем сторожевого жреца. В Мекке, большей частью пешком, Саади побывал 14 раз. Благодаря блестящему знанию классического арабского языка он стал проповедником в Дамаске и Баальбеке, но начал томиться миром и уединился в пустыне под Иерусалимом. Тут он попал в плен к крестоносцам, которые перевезли его на сирийское прибрежье, в Триполи, и заставили там рыть окопы для крепости. Его за 10 монет выкупил один знакомый богач из Алеппо, привёз к себе и женил на своей безобразной и сварливой дочери. Спасаясь от невыносимой семейной жизни, Саади бежал в Северную Африку.

Пространствовав сквозь всю Малую Азию, Саади очутился в родном Ширазе (1256) и под покровительством Абу-Бекра, сына покойного Саада, прожил в подгородном монастыре до конца жизни. «Князья, вельможи и лучшие горожане, — по выражению Девлет-шаха, — являлись на посещение шейха».

Саади написал много стихотворных и прозаических произведений, причём в качестве поучительных примеров очень часто пользовался личными воспоминаниями из своей скитальческой жизни.

Испытав на себе всю бренность мира, Саади теоретически вполне согласен с такими своими суфийскими предшественниками или современниками, как поэты Фаридаддин Аттар и Джалаладдин Руми, шейх Абд ал-Кадир ал-Джилани и др. Но, хорошо зная людей, Саади понимает, что далеко не все способны удалиться от мира, умертвить плоть и исключительно предаться мистическому созерцанию. Поэтому Саади рекомендует мирянам аскетизм житейский: жить в мире, но не пристращаться к нему, сознавать его превратность и быть ежечасно готовым к потере земных благ.

В 1257 году он написал поэтический трактат «Бостâн» («Плодовый сад»), где в десяти главах стихами изложена суфийская философия и этика, подкрепляемая занимательными притчами и рассказами. По глубине поэтического чувства и по высоте нравственных идей «Бостâн» — одно из величайших произведений всей суфийской литературы. Однако не «Бостâн», а «Гюлюстâн» (= «Цветочный сад» — писан прозой вперемежку со стихами, в 1258 году). «Гюлюстâн» имеет своеобразную прелесть народности, потому что пересыпан множеством пословиц и поговорок. Аналогию с «Гюлюстâном» имеет ещё довольно сухая «Книга советов» (Пенд-наме), одноимённая с такой же книгой Аттара; но её принадлежность Саади не вполне доказана.

Прочие произведения Саади, составляющие до двух третей его дивана, относятся преимущественно к лирике. Основной заслугой Саади видится то, что в своей газели он сумел соединить дидактику суфийской газели с красотой и образностью любовной газели. Каждый бейт в ней можно прочитать как в любовном, так и в философско-дидактическом ключе. Продолжателем этой традиции является другой известный персидский поэт Хафиз Ширази. Могила Саади находится в его мавзолее в Ширазе

  • В честь Саади назван кратер на Меркурии.
  • В честь Саади назван проспект в Душанбе.

Переводы на русский язык

  • Истины. Изречения персидского и таджикского народов, их поэтов и мудрецов. Перевод Наума Гребнева, «Наука», Москва 1968; Спб.: Азбука-классика, 2005. — 256 с. ISBN 5-352-01412-6
  • Гюлистан // Филологические записки. — Воронеж, 1862.

Двум опьяненным глазам нынче хвалу воздаю:

Только проснутся они, — духи смутятся в раю.
Как же нам, людям, скажи, ласки твоей не искать,
Если ответит и зверь лаской на ласку твою?
Кто на красавиц глядит — чести нарушил закон.
Тот, кто глядит на тебя, — честь воздает бытию!

Весь, с головы и до ног, — раб я твоей красоты:
Падаю в прах перед ней, ей мою жизнь отдаю.
Знаешь ли цену себе? Нет? Так спроси у меня:
Я пред твоей красотой слезы бессчетные лью.
Где же терпенье мое? Где мой размеренный ум?
Глаз несравненных таких нет ни в едином краю.

Бросьте советы, друзья! Строгая жизнь и любовь
В давней вражде меж собой. Изнемогаю в бою!

С волей прямой божества спорить нельзя, Саади, —
Здесь, пред сильнейшим врагом, я, преклоненный, стою.

Купец какой-то хорошо сказал,
Когда он в плен к разбойникам попал;

«Толпе старух подобно войско шаха,
Когда грабители не знают страха!

Беда стране, где властвует разбой,
Не будет прибыли стране такой.

И кто поедет в край, забытый богом,
Где спит закон, где грабят по дорогам?»

Чтоб славу добрую завоевать,
Шах чужеземцев должен охранять.

Уважь пришельцев, что приюта просят,
Они ведь славу добрую разносят.

А если гостелюбья нет в стране —
Ущерб и царству будет и казне.

Ты по обычаям, по доброй вере

Не запирай пред странниками двери.

Гостей, купцов, дервишей бедных чти,
Очисти от грабителей пути.

Но слух и зренье будут пусть на страже,
Чтоб не проник в твой дом лазутчик вражий.

Саади Поэт, биография, факты и цитаты

Цитаты \ Авторы \ Иранские авторы \ Саади

Сводка

Саади (родился как Абу-Мухаммад Муслих ад-Дин бин Абдаллах Ширази (также известный как Саади Ширази)), он также известен как Саади Ширази , был известным поэтом из Ирана, который жил между 1184 и 1283 годами нашей эры. .

Биография

Абу-Мухаммад Муслих ад-Дин бин Абдаллах Ширази, Саади, Ширази был одним из величайших персидских поэтов Средневековья. Он известен не только качеством того, что он пишет, но и глубиной его социальной мысли.

Сади изучал арабскую литературу и исламские науки в Багдаде в Университете Низамия 1195-1226. В качестве духовного наставника у него был суфишейкен Шахабуддин Сухраварди. Сади также был заядлым путешественником и большую часть своей жизни провел странствующим дервишем. Он посетил исламские страны Шамат (Сирия), Палестину, Хиджаз (Аравия), Йемен, Румс (Турция) и Египет в течение почти тридцати лет. В какой-то момент он, должно быть, был захвачен крестоносцами.

Сади считается одним из величайших персидских поэтов всех времен. Розовый сад ( персидский : گلستان) и фруктовый сад ( персидский : بوستان) — основные произведения как в персидской, так и в мировой литературе. Эти произведения были школьными учебниками по всей персидской культуре на протяжении более 500 лет, от Индии на восток до Балкан на западе. И они имеют большое значение для понимания мировоззрения мусульман. Фруктовый сад Сади является частью Универсальной библиотеки.

В нашей коллекции 14 цитат, написанных/рассказанных Саади.

Связанные авторы: Изабель Эберхардт

Источник / внешние ссылки:

http://en.wikipedia.org/wiki/Saadi_(poet)

Известные цитаты Саади (14)


«Возлюбленные Всемогущего: богатые, обладающие смирением бедных, и бедные, обладающие великодушием богатых»

Создать хронологию фотоПодробнее

«Наберитесь терпения. Все становится трудным, прежде чем станет легким»

Создать фото временной шкалыПодробнее

«Когда Карим и его группа услышали о прибытии Саддама, они хотели убить его, но у судьбы были другие планы»

Создать хронологию фотоПодробнее

«Всякий раз, когда вы спорите с кем-то более мудрым, чем вы, чтобы другие могли восхищаться вашей мудростью, они обнаружат ваше невежество»

Создать хронологию фотоПодробнее

«Больше всего любит Бог тех, кто богат, но имеет смирение бедняка, и тех, кто беден, но имеет великодушие богатого»

Создать фото временной шкалыПодробнее

«Тот, кто является рабом своего желудка, редко поклоняется Богу»

Create Timeline PhotoПодробнее

«Немного, собранное вместе, становится большим делом; куча в амбаре состоит из отдельных зерен, и капля и капля создают наводнение»

Создать временную шкалу фотоПодробнее

«Оман в целом отличается большим биоразнообразием животных и растений, поскольку здесь есть горы, пустыни, прибрежные районы и богатые коралловые рифы»

Создать фото временной шкалыПодробнее

«Большинство птиц Старого Света можно найти здесь, так как Оман находится на стратегическом маршруте для перелетных птиц»

Создать хронологическую фотографиюПодробнее

«Когда чрево пусто, тело становится духом, а когда оно наполнено, дух становится телом»

Create Timeline PhotoПодробнее

«Роза и шип, печаль и радость связаны воедино»

Создать хронологию фотоПодробнее

«Я боюсь Бога, и после Бога я больше всего боюсь тех, кто не боится Его»

Создать хронологию фотоПодробнее

«Враг, к которому вы проявляете доброту, становится вашим другом, за исключением похоти, потворство которой увеличивает его враждебность»

Создать хронологию фотоПодробнее

«VX теперь мертвая проблема. .. Это политическая проблема, на самом деле»

Create Timeline PhotoПодробнее

Комментарии

Шейх Муслих-ад-Дин Сади

Персидский поэт Шейх Муслих-ад-Дин Сади (ок. 1184-129 гг.)1) известен сегодня в Иране как величайший этический и житейский поэт. Его произведения обладают остротой, редко встречающейся в мировой литературе.

Родившийся в Ширазе, Сади был сыном второстепенного поэта. Покровителем его отца был Сад бен Занги, от которого младший поэт взял свой тахаллус, или поэтический псевдоним Сади.

К сожалению, все наши знания о Сади должны быть получены из его собственных писаний. В целом его жизнь разбита на три основных периода. Во-первых, считается, что он учился в Ширазе, месте своего рождения, и в Багдаде до 1226 года, покидая эти города только для того, чтобы совершать паломничества к различным религиозным святыням. Находясь в Багдаде, он учился у известного суфийского шейха Шихабуд-Дина Сухраварди, бескорыстное благочестие которого Сади упоминает в своем первом крупном труде «Бустан». Он оказался очень хорошим учеником и вскоре приобрел известность как остроумный и поэт коротких описательных отрывков. Его ранняя поэзия в целом хорошо представляла умную, полублагочестивую, полумирскую сторону персидского характера.

Именно во время второго периода, с 1226 по 1256 год, Сади много путешествовал и приобрел опыт, который позже будет столь убедительно выражен в его работах. Он покинул Шираз в основном из-за того, что старая социальная и политическая инфраструктура разрушалась. Это был период войн и хаоса в Персии. Сади посетил Среднюю Азию, Индию, Сирию, Египет, Аравию, Эфиопию и Марокко.

Реклама

Основные работы

Затем Сади вернулся домой в свой родной город Шираз в 1256 году, чтобы записать свои многочисленные переживания. Это знаменует собой третий отчетливый период в его жизни. Через год после возвращения он закончил Бустан (Фруктовый сад ). Это сборник стихов на этические темы, всегда свидетельствующий о практическом ходе мысли. Затем, в 1258 году, он закончил «Гулистан » («Розовый сад »), представляющий собой сборник нравоучительных рассказов в прозе с вкраплениями стихов. Его последняя крупная работа, Диван , была завершен ближе к концу его жизни и носит более биографический характер.

Много было сказано об «этической» природе сочинений Сади, но это так в уникальном смысле. Мораль первой истории в Гулистан заключается в том, что «целесообразная ложь предпочтительнее озорной правды». Четвертая история пытается показать, что лучшее образование человека бесполезно, если он унаследовал преступные наклонности. Восьмая предупреждает, что загнанная кошка выцарапает леопарду глаза. В девятом повторяется печальная истина о том, что злейшие враги человека зачастую являются наследниками его богатства. А четырнадцатый хвалит солдата, дезертировавшего из-за задержки жалованья.

Как моралист, Сади многое почерпнул из жизненных превратностей, которые он испытал в своих путешествиях. Его знание мира многое добавляет к его космополитическому взгляду. Кажется, он смотрит на мир с сочувствующим юмором, а не с резкой сатирой. И все же он иногда макиавеллист. Месть иногда рекомендуют вместо милосердия, неискренность вместо правдивости. Прежде всего, человека поощряют сохранять свою независимость от других людей.

Различные аспекты морали Сади мешают поверить в его искренность. Однако у персидского поэта часто бывает трудно отделить то, что принадлежит самому поэту, и то, что является уступками его покровителям. В любом случае нельзя упускать из виду его популярность в восточном мире. Сади проявил себя во всей своей человечности и удовлетворил пристрастие персов к морализаторству, свойственное им еще с доисламских времен.

Наконец, говоря о философии своего времени — мистицизме — нет сомнений, что Сади был прилежным учеником и верующим. Но говоря о суфиях своего времени, он всегда больше морализатор, чем мистик. Именно бренность мира делала его ценным для Сади. Он проповедовал посюсторонность лишь с умеренным фатализмом и не одобрял крайнего благочестия.

Дополнительная литература о шейхе Муслих-ад-Дине Сади

Перевод Эдварда Рехацека Гулистан, или Розовый сад Саади (1964), включает прекрасное биографическое предисловие У. Г. Арчера и прекрасное введение Г. М. Виккенса. Точной полной биографии Сади нет. Лучшими источниками являются Эдвард Г. Браун, . «Литературная история Персии», (4 тома, 1906–1909), где обсуждается весь спектр персидской литературы и связывается Сади со многими его современниками, и Филип К. Хитти, 9.0097 История арабов (1937; 10-е изд. 1970 г.). Хорошее обсуждение суфизма Сади см. в A.J. Arberry, Sufism: An Account of the Mystic of Islamic (1950) и Idries Shah, The Sufis (1964).

Реклама

Статьи по теме

  • Джами

    Джами (1414-1492) обычно называют последним из великих классических персидских поэтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *