Римский философ сенека говорил мы рождены чтобы жить совместно сопоставьте: Римский философ Сенека говорил:Мы рождены, чтобы жить совместно,наше общество свод из камней,который обрушился бы,если бы…

Вопросы по обществознанию. — Спрашивалка

1.1. Можно сказать, что общество есть совокупность связей между людьми. В зависимости от характера, типа и целей эти взаимосвязи бывают самыми разнообразными: семейные, культурные, экономические, политические, правовые и т. п. Общество–продукт совместной деятельности людей способ¬ных собст¬венными усилиями создать необходимые усло¬вия сущест¬вования. Даже в клас¬совом обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объектив¬ные общие инте¬ресы, цели, требую¬щие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей.
Личность воспроизводит социальный порядок, сохраняя свою индивидуальность. Итак, общество производит людей, которые сами производят общество. Отсюда можно сделать вывод, что общество представляет собой и условие человеческой деятельности, и ее результат.

2.2. Рост, развитие, обучение и воспитание ребенка, формирование личности человека возможны только в условиях общения и взаимодействия с другими людьми — родителями, воспитателями, ближайшим социальным окружением. Каким бы обширным ни был накопленный опыт, какими бы совершенными ни были носители информации, какими бы развитыми ни были области знаний, необходимо живое общение при передаче сведений от одного поколения другому — необходим труд воспитателя, учителя, преподавателя.
Каких бы высот ни достигла медицина, как бы далеко ни шагнула диагностика болезней, какой бы высококлассной ни была медицинская техника, оказать реальную помощь больному может только санитарка, медсестра, фельдшер, врач.
Даже в условиях детальной проработки законов, упрощения правовых процедур и предельной ясности нормативных документов людям необходим специалист, владеющий всем объемом необходимой информации и способный оказать помощь в конкретной ситуации — юрист, юрисконсульт, нотариус, адвокат.
Совместная работа людей на производстве, в торговле, здравоохранении, воспитании — в любом виде деятельности — не будет эффективной, если не будут потрачены дополнительные усилия на организацию и управление этой деятельностью. Очевидна необходимость управленческих профессий — менеджера, администратора, организатора, диспетчера, распределителя работ, агента.
Повседневно-бытовая жизнь общества замрет, если не будет продавцов, официантов, парикмахеров, проводников, поваров, кассиров, билетеров, работников сферы обслуживания, стюардесс.

3 .Человек создан, чтобы жить в обществе (Д. Дидро)
4.Тот, кто думает, что может обойтись без других сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше (Ф. Ларошфуко)
5. Счастье – это когда тебя понимают, когда не нарушают твоих прав, когда люди все равны, равны перед законом.
4. Культура, в самом широком смылсе, это всё то, что сделано человечеством: культура духовная и материальная. Думаю, что если понимать термин культура в самом широком смысле, то относятся. Если толковать в более узком смысле, как например, духовная культура, причём если понимать под ней некие так или иначе общепринятые её аспекты, обладающих которыми мы называем культурными, то тогда нет. Это скорее бескультурье.

Конспект на тему что такое общество

Тема: Что такое общество?

Цель: подвести курсантов к выводу о том, что общество во многом зависит от природы. Но и нельзя и не учитывать результатов воздействия общества, на природную среду имеющие видимые последствия на человека.

Задачи:

Образовательные

  1. Раскрыть понятие общество

  2. Объяснить учащимся какова взаимосвязь общества и природы

Развивающие:

1. Развивать умения и навыки работы с текстом

  1. Прививать навыки критически оценивать и анализировать обществоведческую информацию

Воспитательные:

  1. Формировать любознательность и интерес к данному курсу на примере темы: Что такое общество?

Ход урока

  1. Сколько смыслов у слова «общество»?

  2. Можно ли отделить общество от природы?

  3. Бывают ли «некультурные» общества?

На первый взгляд кажется, что ответить на вопрос, поставленный в названии параграфа, несложно. Действительно, понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. К примеру, «общество книголюбов», «дворянское общество», «педагогическое общество».

  1. В каком смысле здесь употребляется понятие общество

В данном случае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Но возможен и другой ряд связанных понятий: «первобытное общество», «феодальное общество», «французское общество».

  1. В каком контексте здесь употребляется понятие общество

Здесь уже, употребляя понятие «общество», мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с такой логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом может быть и человечество в целом, совокупность всех народов в их историческом и перспективном развитии. Это все население Земли. Иными словами,

  1. Что такое общество?

Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

  1. Опираясь на данное определение, раскрыть и перечислить признаки общества

2.Общество как совместная жизнедеятельность людей

Начнем со второй части приведенного определения. Общество — это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скрепленная многочисленными связями и отношениями.

  1. Как взаимосвязаны люди в обществе?

  2. Что является первоосновой этих связей?

  3. Что такое деятельность?

  4. Все ли существа взаимодействуют между собой?

  5. Как это проявляется?

  6. Приведите примеры

Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между ее участниками.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Но существует и внутренняя (психическая) активность, воздействующая на поведение. Например, известно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы ее умерший хозяин.

Отметим, что животные к окружающей среде приспосабливаются. При этом они могут использовать отдельные предметы в качестве орудий и даже изготовлять примитивные орудия с помощью лап и зубов. Животные используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют примитивные орудия труда обезьяны, бобры, птицы, другие живые существа.)

  1. Чем отличается деятельность человека от животных

  2. Какой характер носит деятельность человека

  3. Какие факторы и условия влияют на деятельность человека

В свою очередь, деятельность человека носит практически-преобразовательный характер. Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место и в его жизни. (Вспомните, например, влияние географических условий, значение правовых и нравственных норм, обычаев, традиций.) Однако приспособление не предел человеческих возможностей. Человеческая деятельность не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком (орудия труда).

  1. Каковы цели деятельности человека и животных

  2. Что лежит в основе поведения человека и животных

  3. Приведите примеры

И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с определенной целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадется к жертве — его поведение сообразуется с целью добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Но сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе его поведения — биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. уже имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Таким образом, целеполагание присуще только человеческой деятельности.

Человеческая деятельность — это первооснова, исходный пункт взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. Однако жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей.

  1. Что является важным условием жизни человека?

  2. Приведите примеры когда существо общественное находилось вне общества

Важным условием жизни человека является коллективность. Человек, по сути, существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или в орудиях труда. Напомним известный вам из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребенка в человека требует нахождения его в среде людей, общения с себе подобными. Описанные в литературе случаи выживания человека в отрыве от общества объясняются лишь тем, что он мог пользоваться если не предметами, созданными и совместной деятельности людей, то, по крайней мере, знаниями и опытом, полученными в обществе.

  1. Какие формы и объединения людей возникают в процессе жизнедеятельности

Взаимодействие людей в процессе деятельности порождает различные формы их объединения. Поэтому общество может быть понято не только как совокупность от дельных видов совместной деятельности, но и как совокупность различных форм их объединения для этой деятельности: первичных коллективов, социальных групп, общественных организаций, а также как сеть отношений между ними.

Каждая сфера общественной жизни также сложное образование. Составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие — сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

Человек также входит и в более крупные общности людей — социальную группу, класс, нацию.

  1. Как можно охарактеризовать многообразные связи, которые возникают между социальными группами

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. И через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения — устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей — и называются общественными.

К изучению общества мы еще вернемся. А теперь рассмотрим отношения между обществом и природой.

3. Общество и природа

Общество — это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных при родных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

  1. Что такое культура?

  2. Чем отличается культура от природы

Само понятие культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной. Все это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы. Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: «Природа — не храм, а мастерская. Человек в ней работник». К чему привела эта установка сегодня, хорошо известно. Опасное для жизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человечества.

Сегодня важно осознать неразрывную связь природы и общества.

С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда.

С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных ее последствиях. Так, в свое время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах Кавказских гор, как и прекрасные рощи на островах Тихого океана,- дело рук человека. Имеете с тем известны случаи, когда стада домашних животных вытаптывали почву, объедали молодые побеги. Например, об античной Греции говорили, что ее могущество «съели» расплодившиеся козы.

Видный итальянский ученый и общественный деятель XX в. А. Печчеи писал: «Хорошо известно, что, увеличив свою власть над Природой, человек сразу же вообразил себя безраздельным господином Земли и тут же принялся ее эксплуатировать, пренебрегая тем фактом, что ее размеры н биофизические ресурсы вполне конечны. Сейчас уже поняли также и то, что в результате такой бесконтрольной человеческой деятельности жестоко пострадала некогда щедрая и обильная биологическая жизнь планеты, оказались частично истреблены ее лучшие почвы, а ценные сельскохозяйственные земли все более застраиваются и покрываются асфальтом и бетоном дорог, что уже полностью использованы многие наиболее доступные минеральные богатства, что вызываемое человеком загрязнение можно теперь найти буквально повсюду, даже на полюсах и на дне Океана, и что теперь последствия всего этого проявляются и на климате, других физических характеристиках планеты.

Конечно, все это вызывает глубокое беспокойство, однако мы не знаем, в какой мере при этом нарушается равновесие и расстраиваются циклы, необходимые для эволюции жизни вообще; много ли мы уже вызвали необратимых изменений и какие из них могут повлиять на нашу собственную жизнь сейчас или в будущем; неизвестно также, на какие запасы основных невозобновимых ресурсов мы можем реально рассчитывать и сколько возобновимых ресурсов и при каких условиях можем безопасно использовать. Поскольку «пропускная способность» Земли явно не безгранична, то, очевидно, существуют какие-то биофизические пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще его присутствия на планете».

Итак, возвращаясь к тому определению понятия общества, с которого мы начинали свои рассуждения, уточним: говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду присущие ему особенные черты, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.

4. Общество и культура

Слово «культура» используется столь же часто, как слова «общество» и «природа». При этом под культурой чаще всего понимают какие-либо достижения человечества в духовной области: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека, его достойное поведение. Культурный человек — это человек образованный, обладающий хорошим вкусом, владеющий литературным языком, интересующийся высокохудожественными произведениями искусства и т. п.

Такое толкование культуры вполне уместно. Однако, как и в случае с обществом, это понятие многосмысловое. Рассуждая о взаимодействии общества и природы, мы уже упомянули о культуре, определив ее как сотворенную человеком «вторую природу». Таким образом, в наиболее широком смысле слова культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого. Это более соответствует первоначальному смыслу данного слова, которое происходит от латинского culture, — возделывание, воспитание, образование.

Что же мы отнесем к созданному, «возделанному» человеком? Это и построенные здания, и написанные книги, и засеянные поля, и средства связи и коммуникации, и сложившиеся традиции, и общепринятые моральные нормы, и личные убеждения, и многое, многое другое. Таким образом, мир культуры — это и материальные, и духовные результаты деятельности человека.

Из сказанного очевидно: без культуры мы не были бы людьми, а оставались бы лишь сообществом особей определенного биологического вида. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, обычаев и традиций), меняются под воздействием культурных ценностей (вспомним «воспитательный» смысл слова «культура»), накапливают и передают другим поколениям достижения культуры, создают ее новые формы и значения.

Даже естественные проявления нашей жизни преображаются под влиянием культуры. Например, потребность в пище мы удовлетворяем именно теми способами, которые закреплены в современном обществе определенными нормами: в большинстве случаев мы покупаем продукты в магазине (кто-то использует возможности личного хозяйства), обрабатываем (если это не готовый продукт) их на плите, в печи, подаем приготовленное блюдо на тарелке и едим его, используя, по крайней мере, ложки.

Культура характеризуется историчностью и огромным многообразием. Для более глубокого изучения мира культуры исследователи выделяют ее типы, формы, компоненты и создают различные классификации.

  1. Что относится к материальной культуре

  2. Что относиться к духовной культуре

Общепринятым является деление культуры на материальную (здания, транспортные средства, предметы быта, приборы и оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, символы, ценности, правила и нормы и многое другое).

Это деление достаточно условно. Понятно, что за каждой вполне материальной вещью стоят определенные формы организации труда, замысел создателей, нередко сложные расчеты и математические выкладки, т. е. явления, относящиеся к духовной культуре. В то же время плоды духовной деятельности чаще всего овеществляются: художественные образы оживают на страницах книги, религиозная идея воплощается в строительстве храма.

  1. В чем проявляются самобытность культуры

  2. В чем самобытность русской культуры

Множество народов, населявших нашу планету в прошлом и живущих сегодня, отличались и отличаются друг от друга, прежде всего своей самобытной культурой. И это относится не только к языковым различиям, религиозным взглядам или художественному творчеству. Своеобразие проявляется в традициях и обрядах, в семейном укладе и отношении к детям, в манере общения и предпочтениях в еде и во многом другом. При этом понять отдельные элементы культуры конкретного общества можно только в рамках всей его культуры. Один американский социолог приводит следующий пример: люди западных стран отличаются особо трепетным отношением к гигиене полости рта. На взгляд представителя другой культуры ритуал регулярной чистки зубов «пучком щетины с нанесенным магическим порошком» выглядит не менее странно, чем обычай некоторых племен выбивать у себя передние зубы для красоты или с той же целью выпячивать губы с помощью особых пластин.

30.Что такое культурные универсалии

  1. что к ним относиться

Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи некоторые общие черты или формы. Их назвали культурными универсалиями. К ним, в частности, относится наличие языка с определенным грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы. Во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях. Почти у всех народов существует запрет на инцест — сексуальные отношения между близкими родственниками.

Но даже эти немногочисленные универсалии по-своему преломляются в культуре разных обществ. Так, большинство из них сегодня отвергает многоженство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма.

5. Науки об обществе

  1. какие науки изучают общественную жизнь общества

  2. что исследует юриспруденция

  3. что является предметом этики

  4. что изучает эстетика

Общественная жизнь, как мы уже убедились, сложна и многогранна, поэтому ее изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и др. ). Каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики — законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом дают такие науки, как философия и социология.

Мы уже отмечали, что общество в сравнении с природой имеет свою специфику. «Во всех областях природы… господствует определенная закономерность, независимая от существования мыслящего человечества»,- писал крупнейший ученый-физик М. Планк (1858-1947).

  1. Что этим хотел сказать ученый

Общество же — это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, совершающих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений.

  1. Действуют ли в социальной действительности объективные, т. е. независимые от сознания людей, законы развития?

  2. Можно ли изучать общественную жизнь, отвлекаясь от многообразия взглядов, интересов, намерений людей?

  3. Если нет, то можно ли признать обществознание наукой, дающей точные и объективные знания о мире?

Эти вопросы давно встали перед исследователями общественной жизни. И ответы на них давались и даются различные. Так, некоторые философы исходят из того, что социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, и в их познании можно использовать точные методы социального исследования, а социология как наука должна быть свободна от связей с идеологией, что требует отделения в ходе конкретного исследования реальных фактов от их субъективных оценок. В рамках другого философского направления предпринята попытка устранить противостояние объективных явлений и познающего их человека. Сторонники этого направления стремятся осмыслить социальный мир в соотнесении с целями, идеями и мотивами реально действующих людей. Таким образом, в центре изучения оказываются сам «переживающий» человек и его восприятие мира через призму отношения к нему индивида.

Кто же прав в этом споре?

Не будем спешить с ответами.

Вывод:

  1. Изучая общество, вам следует помнить: первым условием выработки собственной позиции по различным вопросам общественного развития является понимание того, что социальные проблемы возникают и решаются в результате взаимодействия индивидов, групп, организаций. Важно разобраться в направленности совместных действий людей, выявить характер отношений между ними.

  2. Изучая общество, нельзя забывать, что оно во многом зависит от природы. Природные условия, в которых находятся разные страны и народы, космические явления, стихийные бедствия, имеющие разрушительные последствия, эпидемии, охватывающие целые континенты,- все это оказывает воздействие на жизнь общества. Но нельзя не учитывать и результатов воздействия общества на природную среду, имеющих гибельные последствия для человечества.

  3. Культура дает возможность обществу противостоять опасностям. Чем лучше человек владеет достижениями культуры, тем успешнее он способен решать возникающие перед ним задачи.

  4. Общественные науки не только позволяют удовлетворить присущую людям любознательность, но и помогают человеку, овладевшему их основами, ориентироваться в сложном, быстро меняющемся мире, точнее определять возможности и пути достижения успеха в жизни и деятельности.

Закрепление

  1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

  2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чем выражается специфика общественных явлений?

  3. В чем заключается особенность человеческой деятельности?

  4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?

  5. Какие отношения можно считать общественными?

  6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».

  7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?

  8. Какие науки изучают общество?

Организация домашнего задания

  1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

  2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э.- 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведенным в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чем заключаются отличия?

  3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей — это самоубийство». Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

  4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) к явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.

Сенека о занятости и искусстве жить широко, а не долго — маргинал , конечно же, как мы проводим свою жизнь».

И все же большинство из нас проводит свои дни в том, что Кьеркегор считал самым большим источником несчастья — в отказе признать, что «занятость — это решение» и что присутствие бесконечно более полезно, чем продуктивность. Меня часто беспокоит, что продуктивность — это самый верный способ погрузить себя в транс пассивности, а занятость — величайшее отвлечение от жизни, когда мы движемся по жизни день за днем, появляясь для выполнения своих обязательств, но отсутствуя в самих себе, ошибочно принимая делать для существа.

Несмотря на неуклонно увеличивающуюся продолжительность человеческой жизни, эти проблемы кажутся более актуальными, чем когда-либо, и все же они вряд ли уникальны для нашего века. На самом деле, они восходят к истории человеческого опыта и усилий. Поэтому неудивительно, что лучшее изложение предмета также является одним из старейших: эффектный трактат римского философа Сенеки, которому 2000 лет,

О краткости жизни ( публичная библиотека ) — острое напоминание о том, что мы так глубоко интуитивно чувствуем, но так легко забываем и так хронически не применяем на практике.

Сенека пишет:

Дело не в том, что нам осталось жить недолго, а в том, что мы теряем его много. Жизнь достаточно длинна, и достаточно щедрая сумма дана нам для высших достижений, если бы она вся была хорошо вложена. Но когда оно растрачивается на безрассудную роскошь и тратится на бесполезную деятельность, мы вынуждены, наконец, из-за последнего принуждения смерти осознать, что оно прошло до того, как мы узнали, что оно проходит. Так оно и есть: нам не дана короткая жизнь, а мы делаем ее короткой, и мы не бедствуем, а растрачиваем ее… Жизнь длинна, если умеешь ею пользоваться.

Иллюстрация Лисбет Цвергер к специальному изданию Алиса в Стране чудес

За тысячелетия до устаревшей поговорки о том, что «время — деньги», Сенека предупреждает, что мы не относимся ко времени как к ценному ресурсу, даже если оно, возможно, является нашим самый ценный и наименее возобновляемый:

Люди бережливы в охране своего личного имущества; но когда дело доходит до траты времени, они расточительнее всего относятся к тому единственному, в чем правильно быть скупым.

Тем, кто так тратит свое время, он предлагает недвусмысленное наставление:

Вы живете так, как будто вам суждено жить вечно; ваша собственная слабость никогда не приходит вам в голову; ты не замечаешь, сколько времени уже прошло, а растрачиваешь его так, как будто у тебя полный и переполняющий запас, — хотя все же тот самый день, который ты посвящаешь кому-то или чему-то, может оказаться для тебя последним. Вы поступаете как смертные во всем, чего боитесь, и как бессмертные во всем, чего желаете… Как поздно начинать по-настоящему жить именно тогда, когда жизнь должна кончиться! Как глупо забывать нашу смертность и откладывать разумные планы на пятидесятые и шестидесятые годы, стремясь начать жизнь с точки, до которой дошли немногие!

Девятнадцать столетий спустя Бертран Рассел, еще один из величайших умов человечества, риторически сокрушался: «Что толку в завоевании досуга и здоровья, если никто не помнит, как их использовать?» Но даже Сенека, писавший в первом веке, рассматривал занятость — этого двойственного демона отвлечения внимания и озабоченности — как пристрастие, мешающее овладеть искусством жизни:

Человек, который озабоченный.

.. так как ум при рассеянии ничего глубоко не впитывает, но отбрасывает все, что, так сказать, в него втиснуто. Жизнь — наименее важная деятельность озабоченного человека; но нет ничего труднее учиться… Чтобы научиться жить, нужна целая жизнь, и, что может удивить вас больше, нужна целая жизнь, чтобы научиться умирать.

В нашем обычном стремлении к тому, чтобы следующий момент содержал то, чего не хватает этому, предлагает Сенека, нам удается стать, как выразился другой мудрец, «совершенными беглецами от самих себя». Сенека пишет:

Каждый спешит свою жизнь, и его тревожит тоска по будущему и усталость от настоящего. Но человек, который… организовывает каждый день как последний, не жаждет и не боится завтрашнего дня… Ничего нельзя отнять от этой жизни, а можно только прибавить к ней, как бы отдавая человеку, который уже сыт и удовлетворенная еда, которую он не хочет, но может удержать. Поэтому вы не должны думать, что человек прожил долго, потому что у него седые волосы и морщины: он не жил долго, он просто долго существовал.

В самом деле, предположим, вы подумали бы, что человек, совершивший долгое плавание, попал в бушующую бурю, когда покидал гавань, и его носило туда и сюда, гнало по кругу ярость встречных ветров? У него не было дальнего плавания, только долгое мотание.

Сенека особенно скептически относится к обоюдоострому мечу достижений и амбиций — что позже красноречиво осудит Дэвид Фостер Уоллес — который заставляет нас погружаться в нашу выгребную яму неуверенности, неудовлетворенности и цепляния:

Это неизбежно, что жизнь будет не только очень короткой, но и очень несчастной для тех, кто приобретает с большим трудом то, что они должны сохранить с большим трудом. Они добиваются желаемого кропотливым трудом; они владеют тем, чего с тревогой достигли; а между тем они не принимают во внимание время, которое никогда больше не вернется. На смену старым приходят новые заботы, надежда возбуждает еще большую надежду, а честолюбие — еще большее честолюбие. Они не ищут конца своему страданию, а просто меняют его причину.

Иллюстрация Гаса Гордона из книги «Герман и Рози». Нажмите на изображение, чтобы увидеть больше.

Это, предостерегает Сенека, в десять раз более ядовито для души, когда один работает как бы на человека и трудится над целями, намеченными другим: самые несчастные те, которые трудятся даже не над своими собственными заботами, но должны регулировать свой сон чужими и свою прогулку чужими шагами и подчиняться приказам в самом свободном из всего, любя и ненавидя. Если такие люди хотят знать, как коротка их жизнь, пусть задумаются, как мала их доля.

В одном особенно проницательном отступлении Сенека делает замечание, которое кристаллизует то, что действительно поставлено на карту, когда человек просит, не говоря уже о требованиях, чужого времени — предостережение, которое с пронзительной точностью применимо к современной болезни непрекращающихся просьб о встрече и скорее нарушающий шквал Людей, Желающих Вещей:

Все те, кто зовет вас к себе, уводят вас от себя.

[…]

Я всегда удивляюсь, видя, как некоторые люди требуют времени от других и встречают самый услужливый ответ. Обе стороны имеют в виду причину, по которой просят время, и ни одна из них не обращает внимания на самое время, как будто там ничего не просят и ничего не дают. Они шутят с самым драгоценным товаром жизни, обманываясь тем, что это неосязаемая вещь, недоступная для осмотра и потому очень дешевая, фактически почти не имеющая никакой ценности.

Он полагает, что защита нашего времени — это необходимая забота о себе, а напротив — опасная форма пренебрежения собой:

Никто не вычисляет ценность времени: люди тратят его щедро, как будто оно ничего не стоит… Мы должны будьте более осторожны в сохранении того, что прекратится в неизвестном месте.

Иллюстрация Алессандро Санны из книги «Река». Нажмите на изображение, чтобы увидеть больше.

Он улавливает, какой опасной формой самовнушения является наш транс занятости:

Никто не вернет годы назад; никто не вернет тебя себе. Жизнь пойдет по тому пути, по которому начала идти, и не повернет вспять и не изменит своего течения. Он не вызовет волнения, чтобы напомнить вам о своей стремительности, но будет скользить тихо. Он не будет удлиняться для повеления короля или благосклонности народа. Как началось в первый же день, так и будет продолжаться, нигде не останавливаясь и не сворачивая. Каков будет результат? Вы были заняты, пока жизнь шла своим чередом. Тем временем придет смерть, и у вас нет выбора, чтобы сделать себя доступным для нее.

Но еще более «идиотским», если использовать его недвусмысленный язык, потакание пороку прокрастинации, чем занятость, — не связанному с производительностью, а экзистенциальному, тому ограничивающему стремлению к определенности и гарантиям, которое заставляет нас одержимо планировать и хронически откладывать реализацию наших величайших устремлений и воплощение в жизнь наших величайших истин под предлогом того, что будущее каким-то образом обеспечит более благоприятный фон:

Откладывание дел — самая большая трата жизни: она уносит каждый день, как он приходит и лишает нас настоящего, обещая будущее. Величайшим препятствием для жизни является ожидание, которое зависит от завтрашнего дня и теряется сегодня. Вы устраиваете то, что находится под контролем Фортуны, и отказываетесь от того, что находится в вашей власти. На что ты смотришь? С какой целью вы напрягаетесь? Все будущее лежит в неопределенности: живи немедленно.

Сенека перефразирует это с помощью удачной метафоры:

Вы должны сопоставить быстроту времени с вашей скоростью в его использовании, и вы должны пить быстро, как будто из быстрого потока, который не всегда течет… Так же, как путников обманывают разговорами. или чтение, или какое-то глубокое размышление, и обнаруживают, что достигли места назначения раньше, чем осознали, что приближаются к нему; так же обстоит дело и с этим непрекращающимся и чрезвычайно быстрым путешествием жизни, которое бодрствуя или спя, мы совершаем в одном и том же темпе, — озабоченные осознают его только тогда, когда оно кончается.

Возможно, неудивительно, учитывая его собственное занятие, что Сенека указывает на изучение философии как на единственно стоящее занятие разума и духа — бесценного учителя, который помогает нам научиться полностью жить самим собой в этом «кратком и преходящем периоде». существования и расширяет нашу короткую жизнь в стороны, чтобы мы могли жить широко, а не долго. Он пишет:

Из всех людей отдыхают только те, кто находит время для философии, только те действительно живы. Ибо они не только хорошо следят за своей жизнью, но присоединяют к своей жизни каждый век. Все годы, прошедшие до них, добавляются к их собственным. Если мы не очень неблагодарны, все эти выдающиеся основатели святых вероучений были рождены для нас и подготовили для нас образ жизни. Трудом других мы приходим к тому, что выведено из тьмы к свету.

[…]

Вы можете брать у них все, что хотите: они не будут виноваты, если вы не будете брать с них досыта. Какое счастье, какая прекрасная старость ожидает человека, ставшего их клиентом! У него будут друзья, к которым он сможет обратиться за советом по самому важному или самому пустяковому вопросу, с которыми он сможет ежедневно советоваться о себе, которые будут говорить ему правду, не оскорбляя его, и хвалить его без лести, которые предложат ему образец, на котором моделировать самого себя.

Одна из оригинальных акварелей Антуана де Сент-Экзюпери для «Маленького принца». Нажмите на изображение, чтобы узнать больше.

Однако, пожалуй, наиболее пронзительно то, что Сенека предполагает, что философия предлагает своего рода духовное перевоспитание тем из нас, кто не выиграл в лотерею существования и не получил выгоды от заботливого, здравого, полностью присутствующего воспитания, которое так необходимо. к взращиванию внутренней целостности:

Мы привыкли говорить, что не в нашей власти было выбирать родителей, которые нам даны, что они даны нам случайно. Но мы можем выбирать, чьими детьми мы хотели бы быть. Есть дворы самых благородных умов: выбери тот, в который ты хочешь быть усыновлен, и ты унаследуешь не только их имя, но и их имущество. И это имущество не нужно охранять подло или неохотно: чем больше оно будет разделено, тем больше оно станет. Они предложат вам путь к бессмертию и поднимут вас к точке, с которой никто не будет сброшен. Это единственный способ продлить смертность — даже превратить ее в бессмертие.

О краткости жизни — это возвышенное чтение в своей содержательной тотальности. Дополните его вечными уроками Монтеня об искусстве жить и Аланом Уоттсом о том, как жить с присутствием.

Спасибо, Лиз. тысячелетия назад. 9

«Как построить жизнь» Щелкните здесь, чтобы прослушать его серию подкастов о счастье во всем, Как построить счастливую жизнь .


«Все люди, брат Галлион, хотят жить счастливо, — писал римский философ и государственный деятель Луций Анней Сенека своему брату около 58 г. н. э., — но не понимают, что именно делает жизнь счастливой». Сенека вполне мог основывать эту оценку на себе. Он был экспертом по счастью, всю свою жизнь писал о древней концепции 9.0005 eudaemonia , что примерно означает «жизнь в согласии с природой» или, возможно, на современном языке «внутренний покой». И все же его жизнь была какой угодно, только не мирной.

После долгих лет серьезных проблем со здоровьем Сенека был изгнан из Рима при императоре Клавдии, затем вернулся к наставнику, а затем стал советником императора Нерона, который сначала был возлюбленным, а затем обвинен (вероятно, ложно) в заговоре и, таким образом, вынужден принять его собственная жизнь. Как написал мне по электронной почте создатель сайта Daily Stoic Райан Холидей: «То, что он мог даже встать с постели по утрам, не говоря уже об улыбке, было подвигом человеческой выносливости».

Несомненно, все это более мучительно, чем то, что вы испытываете в повседневной жизни — вы думали, что у вас плохой начальник? — но, возможно, вы все же можете понять. Вы хотите быть счастливыми и здоровыми, но ваши запутанные обстоятельства безжалостно кусают и грызут вас, отвлекая вас от привычек мышления и действий, которые могли бы помочь вам найти удовольствие и вспомнить смысл своей жизни.


Хотите узнать больше от Артура? Присоединяйтесь к нему за чашечкой кофе и пообщайтесь на The Atlantic Festival в пятницу, 23 сентября. Зарегистрируйтесь и узнайте больше здесь.


Сенека написал свое эссе «О счастливой жизни» в эти трудные последние годы с Нероном — написанное как совет его брату, но, без сомнения, совет самому — о том, что нужно делать, чтобы сохранять невозмутимость в лицо личного хаоса. Каждый абзац — это жемчужина, и все это стоит вашего времени. Но, к счастью для нас, он также услужливо перечисляет 11 самых важных уроков, которым, по его мнению, нужно следовать, чтобы достичь мира. Сегодня они так же актуальны, как и две тысячи лет назад.


Урок 1: Я буду смотреть на смерть или на комедию с тем же выражением лица.

Сенека не предлагает смеяться над похоронами или плакать над комедиями, и он не говорит, что грусть и смех плохи. Он просто призывает вас справляться со своими эмоциональными крайностями, чтобы они не справлялись с вами . И это отличный совет: в 2020 году французские исследователи изучили взаимосвязь между уравновешенным состоянием ума и различными показателями чувств и поведения. Они обнаружили, что невозмутимость предсказывала более низкие негативные состояния, такие как размышления, катастрофизация и невротизм.

Урок 2: Я подчинюсь трудам, какими бы великими они ни были, поддерживая силу своего тела силой своего ума.

Один из важных уроков современных исследований заключается в том, что физическая и интеллектуальная подготовка имеют решающее значение для счастливой жизни. Две пожизненные привычки пожилых людей, которые одновременно счастливы и здоровы, — это постоянное обучение и здоровые физические упражнения. Простое практическое правило: читать и ходить каждый день — два занятия, столь же революционные сегодня, как и во времена Сенеки. Или, если вы чувствуете себя действительно эффективным, прогуляйтесь, слушая книгу!

Урок 3: Я буду презирать богатство, когда оно у меня есть, равно как и когда его нет; если они будут в другом месте, я не буду более мрачен; если они сверкают вокруг меня, я не буду более живым, чем должен был бы быть в противном случае: Придет ли Фортуна или уйдет, я не буду обращать на нее внимания.

Этот урок намного глубже, чем «Счастье не в деньгах». Утверждение Сенеки состоит в том, что привязанность к богатству приносит страдания, и исследования не могут более четко его подтвердить. Например, написав в журнале Личность и индивидуальные различия В 2017 году исследователи показали, что материализм может снизить благосостояние и вызвать депрессию.

Урок 4: Я буду смотреть на все земли так, как будто они принадлежат мне, и на свои собственные, как если бы они принадлежали всему человечеству.

Этот урок расширяет Урок 3, чтобы утверждать, что несчастье происходит не только от цепляния за вещи, но и от слишком крепкого удержания того, что есть. Эта идея присутствует во многих религиозных и философских традициях. Например, это сродни тому, что католики называют «солидарностью»: идея о том, что все мы сестры и братья, поэтому (например) мое владение собственностью по своей сути является управлением для всеобщего блага.

Урок 5: Я буду жить так, чтобы помнить, что я родился для других, и буду благодарить за это Природу: чем она могла бы сделать лучше для меня? Она отдала меня одного всем и всех мне одному.

Другими словами, благотворительность — это подарок дающему. Служение другим — один из самых простых способов стать счастливее. Тома исследований подтверждают тот факт, что пожертвования на благотворительность и волонтерство, трата денег на других и более радикальные действия, такие как донорство крови и органов, повышают благосостояние.

Урок 6: Чем бы я ни обладал, я не буду жадно копить и безрассудно растрачивать.

Этот урок представляет собой вариант старой поговорки «Все в меру», но он выходит за рамки утверждения о том, что умеренность нравственно выше: по мнению Сенеки, это также ведет к внутреннему миру. И снова исследования подтверждают это утверждение. Это легко увидеть в таких случаях, как питье и еда, но умеренность даже в добродетелях оправдана, так что, например, тяжелая работа не становится трудоголизмом.

Урок 7: Я буду думать, что у меня нет такого реального имущества, как то, что я раздал достойным людям: я не буду считать блага ни их величиной, ни количеством, ни чем-либо другим, кроме ценности, установленной для них получатель.

Идея здесь в том, что истинная ценность того, что я делаю, не в том, сколько это стоит мне , а в том, насколько это выгодно вам . Например, истинная ценность вашей работы заключается не в вашей зарплате, а в том, насколько она помогает другим. Альтруизм не окупится, но если вы примете этот урок близко к сердцу, он может изменить ваши приоритеты и, возможно, даже привести вас к лучшей работе.

Урок 8: Я ничего не буду делать по общественному мнению, но все по совести: Всякий раз, когда я делаю что-либо в одиночку, я буду верить, что глаза римского народа обращены на меня, пока я это делаю.

Этот урок состоит из двух частей: во-первых, сопротивляться социальному сравнению; во-вторых, действовать наедине так же, как и на публике. Первый урок является основным в литературе по психологии и, вероятно, в немалой степени объясняет, почему социальные сети, в которых мы постоянно сравниваем себя с незнакомцами и друзьями, вредны для благополучия многих людей. Второй урок утверждает, что честность и последовательность ведут к счастью, а лицемерие ведет к несчастью. Исследователи показали, что «самовосприятие неискренности» вредит нашей человеческой потребности видеть себя подлинными, последовательными и последовательными.

Урок 9: Я буду приятен с друзьями, мягок и мягок с врагами. Я дарую прощение до того, как меня об этом попросят, и пойду навстречу желаниям благородных людей.

Это древнее учение — «Возлюби врагов своих» в библейской форме — лежит в основе многих философий, стремящихся разрушить склонность ненавидеть врагов. «В любви заключена искупительная сила, — сказал Мартин Лютер Кинг-младший в проповеди 1957 года. «И там есть сила, которая в конечном итоге преображает людей». В своем собственном исследовании я показал, что любовь к различиям не только практична; это также может быть источником огромной радости.

Урок 10: Я буду помнить, что мир — мой родной город, что его правители — боги, и что они стоят надо мной и вокруг меня, критикуя все, что я делаю или говорю.

Этот совет поднимает вторую часть Урока 8 на ступень выше: я должен действовать не так, как если бы другие смотрели; Я должен вести себя так, будто Бог наблюдает. Одно исследование показало, что подготовка как верующих, так и неверующих к размышлению о Боге или связанных с ним концепциях перед тем, как участвовать в эксперименте, в котором они могли бы добровольно отдать деньги незнакомцу или оставить их себе, вызывала более чем в два раза большую щедрость, чем когда религиозные концепции не вводились. . Когда запускаются светские моральные институты, такие как «гражданство» и «присяжные», эффект почти такой же. И помните, что мы узнали из Урока 5: такая индуцированная щедрость принесет пользу не только людям, которым вы даете, но и вам.

Урок 11: Всякий раз, когда либо Природа снова потребует моего дыхания, либо разум велит мне отпустить его, я оставлю эту жизнь, призывая всех в свидетели, что я любил добрую совесть и добрые занятия; что ничья свобода, и меньше всего моя собственная, не была ущемлена из-за меня.

Этот урок призывает нас относиться к благу других как к способу мирно принять собственную смерть. И действительно, исследование умирающих от рака в 2014 году показало, что мирные пациенты были «центрированы на другом человеке. Они видели в своей болезни возможность помогать другим, будь то воодушевление друзей, обучение внуков жизни или участие в клинических испытаниях, чтобы помочь будущим пациентам». Записано, что сам Сенека умер с полной невозмутимостью, будучи вынужденным покончить с собой, но делая это спокойно и говоря о мужестве в жизни и смерти. Знаменитая картина Питера Пауля Рубенса Смерть Сенеки изображает философа, умирающего стоя, что символизирует римский идеал virtus : доблесть, храбрость и характер.

Как бы мудро это ни звучало, уроки Сенеки могут оказаться трудными для реализации. Они противоречат многим нашим естественным побуждениям: вести себя эгоистично, сравнивать себя с другими, приобретать как можно больше, оставаться в живых любой ценой.

Сенека прекрасно понимал это противоречие и, наряду со своими правилами, услужливо предложил секретную формулу получения выгод от этих целей, даже если их идеальное воплощение невозможно: попробуй . «Действие щедрого духа состоит в том, чтобы соразмерять свои усилия не с собственной силой, а с силой человеческой природы, — писал он, — преследовать высокие цели и строить планы, которые слишком обширны, чтобы их можно было осуществить даже силами человека». те, кто наделен гигантским интеллектом». Эти цели не являются упражнением в тщетности, а скорее в усилиях и прогрессе. Единственный способ достичь истинного душевного спокойствия — это делать понемногу каждый день.


Если бы у вас каждый день был лишний час, на что бы вы его потратили? Пожалуйста, запишите на телефон аудиоклип продолжительностью не более трех минут и отправьте его по адресу howtopodcast@theatlantic.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *