Рассуждения умные: писатели и не только о том, что читают почему
«Я плохой, потому что мне страшно»: как избежать ловушки эмоций — Идеономика – Умные о главном
Фото: Mark Daynes/UnsplashКогнитивное искажение — это модель мышления, которая влияет на восприятие реальности. Одна из причин — эмоциональное рассуждение: мы верим во что-то, основываясь на своих чувствах, даже если реальные свидетельства говорят об обратном.
Эмоциональные рассуждения часто проявляются на рабочем месте. Если вы когда-нибудь ловили себя на мысли: «Я знаю, что проект провалится, потому что мне страшно» или «Я знаю, что мой начальник меня недолюбливает, потому что я чувствую, что меня недооценивают» или «Я знаю, что мой коллега что-то скрывает, потому что чувствую подозрение», то вы уже сталкивались с эмоциональными рассуждениями.
Восприятие эмоций как информации
Недавние исследования описывают эмоциональные рассуждения как механизм, который «может привести к тому, что люди принимают свои эмоции за информацию о событиях внешнего мира, даже если эмоции сами по себе не вызваны текущей ситуацией». Это приводит к ложным эмоциональным убеждениям, которые противоречат любым объективным истинам.
Впервые термин эмоциональное восприятие предложил американский психиатр Аарон Бек в 1970-х. Бек считается одним из основателей когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Обширная клиническая практика Бека и связанные исследования показали, как наши эмоции влияют на восприятие. Например, Бек обнаружил, что его пациенты с депрессией страдают от самокритики и сожаления, в то время как мысли тревожных пациентов наполнены страхом.
Бек называл мысленные реакции на эмоции «автоматическим мышлением». Его исследования показали, что содержание этих «автоматических мыслей» часто связано с диагнозом пациента. Однако, вполне вероятно, что автоматические мысли будут иметь отношение к вашему душевному состоянию, даже если вы не имеете особых проблем с психическим здоровьем.
Например, если вы испытываете беспокойство по поводу проекта на работе, ваши автоматические мысли могут быть основаны на этой тревоге. Представляя свои результаты коллегам, вы можете предположить, что они разочарованы вашими успехами. В результате эмоциональных рассуждений эта автоматическая мысль возникнет в отсутствие каких-либо объективных доказательств того, что коллеги воспринимают вашу работу негативно.
Более того, исследования показали, что отдельные автоматические мысли провоцируют целые циклы негативного мышления. Эмоциональные рассуждения, например «я уверен, что плохо делаю свою работу, поскольку беспокоюсь об этом каждый день», подпитывают страх. Растущая тревога может негативно сказываться на результате работы. Вы можете начать отвлекаться, делать ошибки или заметить, что производительность снизилась. Это становится самоисполняющимся пророчеством, а цикл негативного мышления приходит в действие.
Как избежать эмоциональных рассуждений
Если ваши убеждения стали формироваться под влиянием эмоциональных рассуждений, а не логических выводов, чрезвычайно важно стремиться к объективности, чтобы преодолеть это когнитивное искажение. Возьмите под контроль автоматические мысли, это поможет избежать эмоциональных рассуждений, которые могут свести на нет все ваши усилия в профессиональной и личной жизни.
Этот процесс включает в себя анализ эмоциональных убеждений, чтобы тщательно проверить автоматические мысли, прежде чем принять их на веру. Существует несколько способов, благодаря которым можно обнаружить источник разрушительных мыслей, чтобы избежать излишней тревоги и негативного мышления.
1. Проверка на достоверность. Проверка на соответствие действительности — это ключ к тому, чтобы понять, есть ли у вас эмоциональные рассуждения. Если вы уверены, что ваша работа никуда не годится, то поищите объективные свидетельства, чтобы понять, является ли это убеждение верным.
Спросите себя, ставил ли кто-нибудь под сомнение вашу работу, и подумайте о последних оценках или неофициальных отзывах, которые вы получили. В отсутствие негативной обратной связи или критики вы можете обнаружить, что ваши мысли ничем не подтверждаются и поэтому вряд ли отражают истину.
2. Заведите дневник. Ведение дневника — это отличный способ обратить внимание на привычный ход своих мыслей. Особенно важно записывать сложные ситуации, с которыми вы сталкиваетесь, а также то, какие мысли и эмоции они у вас вызывают.
Если коллега хочет с вами встретиться, и вы не знаете, что послужило поводом, запишите в дневнике автоматические мысли, которые пришли вам в голову. Вы можете машинально решить, что с вами хотят пообщаться, поскольку ваши показатели ниже среднего или что вам грозит сокращение, хотя нет никаких доказательств для этого.
Записывая свои чувства таким образом, вы сможете поразмышлять над своими естественными мыслительными шаблонами, чтобы начать определять, когда эмоциональные рассуждения влияют на вас. Это дает возможность отбросить негативные мысли до того, как они овладеют вами.
3. Обсудите свои эмоции. Если вы испытываете тревогу по поводу работы, то реально оценить свои результаты будет трудно. Разговор с коллегой или другом, которому вы доверяете, может дать столь необходимый объективный взгляд. Может быть, полезно узнать, что другие люди высоко отзываются о вас или вашей работе, и это поможет избавиться от когнитивных искажений.
Эмоциональные рассуждения — это одна из форм когнитивных искажений, которая может привести к необоснованному негативному мнению о способностях или характере. Создавая негативные мысли вы усиливаете свою тревогу, которая приводит к самосбывающемуся пророчеству о том, что ваши результаты станут только хуже.
Если вы научитесь ставить под сомнение обоснованность эмоциональных убеждений, то это поможет избежать ненужных негативных мыслей и самообвинений. Обсуждение своих убеждений с человеком, которому вы доверяете, ведение дневника и практика проверки достоверности — все это поможет избежать подводных камней, связанных с использованием эмоций в качестве доказательства.
Источник
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Свежие материалы
эволюция когнитивных навыков — ECONS.
ONLINEФото: Евгений Разумный | Ведомости | ТАСС
Экономика
Рынок труда
Уровень навыков, отвечающих за развитие логического мышления, увеличивается от поколения к поколению: одной из причин этого может быть то, что умение рассуждать и находить решения ценится на рынке труда все больше, чем обладание знаниями.
19 августа 2021 | Денис Касянчук Эконс
Уровень навыков, отвечающих за развитие логического мышления, увеличивается от поколения к поколению: одной из причин этого может быть то, что умение рассуждать и находить решения ценится на рынке труда все больше, чем обладание знаниями.
19 августа 2021 | Денис Касянчук Эконс
Уровень IQ каждого поколения в XX веке был выше, чем предыдущего: этот феномен, обнаруженный в 1980-х гг. новозеландским психологом Джеймсом Флинном сначала при анализе американских данных, а затем и данных других развитых стран, получил название «эффект Флинна». В среднем IQ повышался на 15 баллов за поколение, или примерно на 3 балла за 10-летие. Более поздние серии исследований, в том числе охватывающие 2000-е гг., также подтвердили, что IQ повышается в среднем на 3 балла за 10-летие, или на 0,3 балла в год, притом что сами тесты на IQ становятся сложнее. Либо дети умнее своих родителей, либо на самом деле IQ-тесты – плохой измеритель интеллекта и все дело в том, что именно таковым считается, размышлял в 2012 г. над этим эффектом сам Флинн.
Согласно теории психолога Реймонда Кеттелла, интеллект делится на подвижный и кристаллизованный. Первый отвечает за способность логически мыслить, рассуждать, находить решения нестандартных проблем, то есть не встречавшихся ранее и не относящихся к имеющемуся практическому опыту или образованию.
Два способа решения
Джон Хорн, когнитивный психолог и соавтор теории о структуре познавательных способностей человека ( теория Кеттелла – Хорна – Кэрролла), приводил пример двух подходов к решению одной и той же задачи («В больнице 100 пациентов, некоторые (четное число) одноногие и в ботинках, а половина остальных – босиком. Сколько всего ботинок на всех пациентах?»). Задачу можно решить с помощью алгебраического уравнения: подобные знания «передавались нам веками», и умение их использовать – важная часть кристаллизованного интеллекта. Но можно не знать ни одной формулы и получить тот же ответ, рассуждая логически («если половина двуногих людей без обуви, а все остальные (четное число) одноногие, то должно быть в среднем по одному ботинку на человека, то есть 100»), – это пример подвижного интеллекта, состоящего из навыков, которые нельзя отнести к знаниям, передающимся от одного человека другому в процессе образования, отмечает Хорн.
Согласно исследованиям, подвижный интеллект повышается в среднем до 30–40 лет, после чего постепенно снижается, тогда как кристаллизованный может расти всю жизнь. Эти два типа интеллекта формируют, согласно Кеттеллу, общий интеллект, и они не противоположны друг другу, а связаны: например, при размышлениях и анализе информации часть выводов может поступать в долговременную память, пополняя накопленные знания (тем самым постоянная «тренировка мозга» может поддерживать его когнитивную гибкость даже в пожилом возрасте). В жизни также обычно требуются «обе части» интеллекта: подобно тому как при решении сложных математических и технических задач нужно найти алгоритмы решения (подвижный интеллект) и использовать формулы (кристаллизованный интеллект), так и в обычной жизни людям нередко приходится находить решения нетривиальных проблем, используя в том числе уже имеющиеся у них знания и факты.
Исследования о приросте IQ за 1909–2013 гг. с участием в общей сложности более 4 млн человек из 31 страны показали, что «эффект Флинна» в большей степени наблюдается для подвижного интеллекта (он увеличивается в среднем на 0,4 балла в год, тогда как кристаллизованный – на 0,2). Это может быть связано с самыми разными факторами, от улучшения здоровья и питания до повышения качества образования и уровня жизни, считают ученые.
Еще одной причиной «эффекта Флинна» может быть то, что со временем в ответ на потребности экономики могут меняться стимулы для инвестирования времени и ресурсов в определенные навыки, предполагают экономисты из Стокгольмского и Брауновского университетов, которые изучили интеллектуальные способности жителей Швеции и сопоставили эти данные с их доходами в течение жизненного цикла. Подсчеты показали, что кристаллизованный интеллект стал меньше цениться на рынке труда, из-за чего произошло перераспределение усилий от приобретения знаний в пользу развития логического мышления – одной из основ подвижного интеллекта.
Они изучили результаты тестов на логическое мышление и пространственные способности (показатели подвижного интеллекта) и знание словарного запаса (показатель кристаллизованного интеллекта) почти 700000 шведских призывников в возрасте 18–19 лет, родившихся между 1962 и 1975 гг. Чтобы расширить анализ, экономисты дополнительно включили в него результаты национального тестирования, которое проводится обычно для школьников 13 лет и охватывает порядка 10% когорт, за период с 1948 по 1977 г., и сопоставили эти результаты с информацией о доходах тестируемых за 1968–2018 гг.
Анализ показал, что со временем результаты тестов шведских призывников, где измерялись навыки логического мышления, становились все лучше, однако результаты тестов, в которых измерялся словарный запас, наоборот, со временем ухудшались: первые возросли на 4,5 п.п., а вторые снизились на 2,8 п.п. При этом зарплатная премия «за знания» в соотношении с премией «за мышление» последовательно снижалась, и у самой младшей когорты (1975 года рождения) была на 40 логарифмических пунктов ниже, чем у старшей (1962-го).
Тенденции доходности навыков на рынке труда могут объяснить более трети повышения уровня навыков логического мышления и почти полностью – сокращение уровня накопленных знаний, показали расчеты авторов на основе модели: если бы зарплатная премия за навыки оставалась неизменной на том уровне, который наблюдался для когорт 1962 года рождения, тогда средние баллы за «умение думать» выросли бы на 2,9 п.
Анализ данных общенационального исследования также показал, что с 1948 по 1977 г. значимость подвижного интеллекта существенно возросла. Для подростков 1948 года рождения оценка навыков логического мышления была на 8 пунктов ниже, чем у когорты 1967 года рождения, а у той, в свою очередь, на 5 пунктов ниже, чем у когорты 1977 г.р. При этом оценка уровня знаний (также определялась словарным запасом) с 1948 по 1977 г. несколько снизилась (на порядка 2 пунктов). В то же время зарплатная премия «за мышление», рассчитанная для жизненного цикла каждой когорты, фактически стагнировала, однако премия «за знания» существенно снизилась. В используемой авторами модели первый эффект объясняется «ростом предложения» (возраставшие навыки мышления сопровождались также увеличением количества требующих их рабочих мест), а второй – «падением спроса». Снижение премии «за знания» привело к перераспределению усилий в пользу развития навыков мышления.
Другие исследования показывают, что востребованность навыка принятия решений на рынке труда за последние полвека существенно возросла, как и его оплата: так, в США в 1960 г. доля рабочих мест, требующих принятия решений, составляла 6%, а в 2018 г. – 34%; доля зарплат менеджеров в фонде оплаты труда за этот период возросла с 15% до 32%. Исходя из данных американской базы трудовой информации O*NET, возросло и количество самих специальностей, в которых ценится умение рассуждать.
Школа и родители играют ключевую роль в обучении детей, поэтому авторы исследования также изучили, на чем те делают наибольший акцент – на получении знаний или на умении логически мыслить.
Экономисты провели онлайн-опрос, в котором приняли участие больше тысячи респондентов с детьми: родителям предложили указать, насколько они поощряли развитие критического мышления и умение запоминать факты, вроде определений сложных слов. Результаты показали, что родители из более молодых когорт больше ценят умение рассуждать.
Затем авторы провели текстовый анализ трех редакций (за 1962, 1969 и 1980 гг.) официального учебного плана для начальных школ в Швеции. Поскольку в более позднем издании начали чаще встречаться такие слова и выражения, как «исследовать», «анализировать» и «ставить под сомнение», а «знание», «факт» и «словарь» – реже, то авторы сделали вывод, что и в школах стало больше внимания уделяться развитию умения размышлять, то есть формированию подвижного интеллекта.
Таким образом, полученные расчеты согласуются с тенденцией, согласно которой среди родителей, школ и на рынке труда больший упор делается на рассуждение в сравнении со знаниями, заключают авторы: значительная часть «эффекта Флинна» как постоянного роста подвижного интеллекта объясняется перераспределением инвестиций в его пользу за счет кристаллизованного интеллекта.
Денис Касянчук
Редактор Econs. online
Самое популярное
Сила нарратива: как истории управляют людьми
Старый пояс – новый путь
Прозрачность монетарной политики: оптимальный уровень
Математика неудач
Экономика свободы слова
«Глубокий эконом»
Денис Касянчук
Редактор Econs. online
#когнитивные навыки
#экономическая психология
#образование
#рынок труда
Самое популярное
Сила нарратива: как истории управляют людьми
Старый пояс – новый путь
Прозрачность монетарной политики: оптимальный уровень
Математика неудач
Экономика свободы слова
«Глубокий эконом»
Что такое интеллектуальное мышление | ИГИ Глобал
Акт использования разума для вывода из определенных предпосылок с использованием данной методологии. Услуги на основе местоположения: службы, предоставляющие контекстно-зависимую информацию в зависимости от местоположения мобильного пользователя.
Опубликовано в главе:
Семантическая сеть и электронный туризм
Даница Дамлянович (Университет Шеффилда, Великобритания) и Владан Деведжич (Университет Белграда, Сербия)
DOI: 10.4018/978-1-60566-026-4.ch544
Абстрактный
За последние несколько лет предложение туристических услуг в Интернете стало отличным бизнесом. Heung (2003) показал, что примерно 30% путешественников используют Интернет для бронирования или покупки туристических продуктов или услуг. Классические сайты туристических агентств позволяют пользователям просматривать и искать определенные направления, а также бронировать и оплачивать путевки. На более высоком уровне сложности находятся туристические веб-порталы, которые объединяют предложения многих туристических агентств и позволяют осуществлять поиск из одной точки в Интернете. Тем не менее, при использовании такого рода систем приходится тратить много времени на анализ веб-контента с пунктами назначения, которые соответствуют его/ее желаниям. Эта проблема определяется Hepp, Siorpaes и Bachlechner (2006) как проблема «иголки в стоге сена». Применение методов искусственного интеллекта (ИИ) в электронном туризме может помочь решить эту проблему, предоставляя: 1. Данные, которые семантически обогащены, структурированы и, таким образом, представлены в машиночитаемой форме; 2. Простая интеграция туристических источников из разных приложений; 3. Персонализация сайтов: контент может быть создан в соответствии с профилем пользователя; 4. Улучшена интерактивность системы. В качестве примера использования ИИ в электронном туризме мы представляем Travel Guides — прототип системы, которая предлагает туристам полную информацию о многочисленных направлениях. Они могут искать направления по нескольким критериям (например, тип жилья, питание, бюджет, развлечения во время отпуска и интересы пользователя: спорт, шоппинг, клубы, искусство, музеи, памятники и т. д.). Он/она также может читать о прогнозе погоды и событиях в пункте назначения. В некотором смысле Travel Guides дополняет традиционные информационные системы туристических агентств. Эти системы требуют больших усилий по обслуживанию, чтобы поддерживать актуальность огромного количества данных о туристических направлениях. Путеводители созданы, чтобы свести к минимуму ввод данных пользователем и его/ее потребность фильтровать информацию. Он показывает, как использование семантически обогащенных данных в машиночитаемой форме может повысить функциональную совместимость в сфере туризма, снизить затраты на техническое обслуживание туристических агентов и предложить туристам более качественный сервис. В настоящее время существует всего несколько систем электронного туризма, использующих методы ИИ. Мы кратко обсудим их в следующем разделе. В этой статье мы объясняем, почему было бы хорошо использовать такие методы и как это делают путеводители. В частности, использование технологий семантической сети в сфере туризма может улучшить уже существующие системы (которые в основном доступны в Интернете), которые еще не используют методы семантической сети. Точно так же подход Semantic Web может помочь уменьшить усилия по обслуживанию, необходимые для существующих систем электронного туризма, и упростить процесс поиска турпутевок. Путеводители изначально разрабатывались как масштабная экспертная система. Со временем он превратился в современное семантическое веб-приложение.
Что делает реляционные рассуждения разумными? Возвращаясь к переходу от перцептивного к реляционному в развитии обобщения
. 2009 Январь; 12 (1): 114-22. doi: 10.1111/j.1467-7687.2008.00738.x.Меган Дж. Буллок 1 , Джон Э. Опфер
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет штата Огайо, США.
- PMID: 19120419
- DOI: 10. 1111/j.1467-7687.2008.00738.x
Меган Дж. Буллох и др. Dev Sci. 2009 Январь
. 2009 г.Янв; 12(1):114-22. doi: 10.1111/j.1467-7687.2008.00738.x.Авторы
Меган Дж. Буллок 1 , Джон Э. Опфер
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет штата Огайо, США.
- PMID: 19120419
- DOI: 10.1111/j.1467-7687.2008.00738.x
Абстрактный
Развитие рассуждений часто изображается как увеличение использования реляционных сходств и уменьшение использования перцептивных сходств («переход от восприятия к отношениям»). Мы утверждаем, что этот сдвиг является частным случаем более широкой тенденции развития: повышение чувствительности к прогностической точности различных типов подобия. Чтобы проверить эту гипотезу, мы попросили участников (3-, 4-, 5-летних и взрослых) обобщить новую информацию по двум типам проблем — проблемам потомства, где сопоставление отношений дает точные обобщения, и проблемам добычи, где перцептивные совпадения дают точные обобщения. Что касается проблем потомства, мы воспроизвели предыдущие результаты увеличения родственных связей с возрастом. Однако мы наблюдали снижение реляционных совпадений в задачах с добычей. При предоставлении обратной связи по своим ответам 3-летние дети показали ту же тенденцию. Полученные данные свидетельствуют о том, что реляционный сдвиг, обычно наблюдаемый при категоризации и рассуждениях по аналогии, может отражать общее повышение чувствительности детей к достоверности сигналов, а не общее предпочтение обобщать перцептивному сходству.
Похожие статьи
- Изменения в понимании детьми сходства между фотографиями и их референтами.
Уттал Д.Х., Гентнер Д., Лю Л.Л., Льюис А.Р. Уттал Д.Х. и др. Dev Sci. 2008 Январь; 11 (1): 156-70. doi: 10.1111/j.1467-7687.2007.00660.x. Dev Sci. 2008. PMID: 18171376
- Использование детьми аналогии во время совместных рассуждений.
Лин Т.Дж., Андерсон Р.С., Хаммел Дж.Э., Джадалла М., Миллер Б.В., Нгуен-Джахиэль К., Моррис Дж.А., Куо Л.Дж., Ким И.Х., Ву С., Донг Т. Лин Т.Дж. и соавт. Детский Дев. 2012 июль-август;83(4):1429-43. doi: 10.1111/j.1467-8624.2012.01784.x. Epub 2012 4 июня. Детский Дев. 2012. PMID: 22670717
- Обобщенное реляционное сопоставление морских бабуинов ( Papio papio ) в задачах аналогии «два на два элемента».
Фагот Дж., Томпсон Р.К. Фагот Дж. и др. Психологические науки. 2011 Октябрь; 22 (10): 1304-9. дои: 10.1177/0956797611422916. Epub 2011, 20 сентября. Психологические науки. 2011. PMID: 21934135
- Понимание ограничений детей и взрослых в рассуждениях о психическом состоянии.
Берч С.А., Блум П. Берч С.А. и др. Тенденции Cogn Sci. 2004 г., июнь; 8 (6): 255–60. doi: 10.1016/j.tics.2004.04.011. Тенденции Cogn Sci. 2004. PMID: 15165550 Обзор.
- Реляционное пространственное мышление нечеловека: пример обезьян-капуцинов.
Fragaszy DM, Cummins-Sebree SE. Фрагаси Д.М. и соавт. Behav Cogn Neurosci Rev. 2005 Dec;4(4):282-306. дои: 10.1177/1534582306286573. Behav Cogn Neurosci Rev. 2005. PMID: 16585801 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Адаптивная гибкость в обучении по категориям? У маленьких детей затраты избирательного внимания меньше, чем у взрослых.
Бланко Н.Ю., Слуцкий В.М. Бланко, штат Нью-Джерси, и соавт. Дев Психология. 2019 окт;55(10):2060-2076. дои: 10.1037/dev0000777. Epub 2019 1 июля. Дев Психология. 2019. PMID: 31259568 Бесплатная статья ЧВК.
- Контекст формирует раннее разнообразие абстрактного мышления.
Карстенсен А., Чжан Дж., Хейман Г.Д., Фу Г., Ли К., Уокер К.М. Карстенсен А. и др. Proc Natl Acad Sci U S A. 9 июля 2019 г .; 116 (28): 13891-13896. doi: 10.1073/pnas.1818365116. Epub 2019 24 июня. Proc Natl Acad Sci U S A. 2019. PMID: 31235570 Бесплатная статья ЧВК.
- Избирательное внимание, рассеянное внимание и развитие категоризации.
Дэн В.С., Слуцкий В.М. Дэн В.С. и соавт. Когн Психол. 2016 дек;91:24-62.