Рассказы о древней руси: www.livelib.ru | 502: Bad gateway

Читать онлайн «Русская история на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям», Сергей Нечаев – Литрес

От автора

Удивительно, как сегодня выглядит изучение истории в школе. Спросишь какого-нибудь восьмиклашку, а он в ответ: «Ну, история – это скучно…» Да как же такое возможно! И как же это нужно постараться, чтобы история, полная захватывающих событий, интриг и приключений, стала «скучной»…

При этом взрослые еще возмущаются, что дети не знают элементарных вещей типа того, кто такой Ленин и кто с кем воевал во Второй мировой войне.

Казалось бы, дети любят слушать чудные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, их веселят сказки о добрых и злых волшебниках. Тогда наверняка им должно быть еще интереснее слушать не сказку, а быль, то есть сущую правду о том, как жили наши предки. И таких историй написано множество. Сиди себе и читай. Так нет – для многих детей история превращается в ужасный школьный предмет, где надо зазубривать какие-то сухие даты, имена, фамилии, малопонятные факты. Словом, совершеннейший кошмар…

Но удивительно и другое. Казалось бы, на вопрос, как учить детей истории, отвечают сотни методических пособий. Но, видимо, как-то не слишком вразумительно отвечают. Вот и учат дети историю, например, Франции по произведениям Александра Дюма. А в них настоящей истории – кот наплакал. Ведь не зря же этот писатель сам признавался, что история – это гвоздь, на который он вешает плащ своей фантазии. Но детям все равно – ведь интересно же!

Так, может быть, проблема в том и заключается, что в школе на уроках истории детям должно быть интересно?

Но тут сразу же возникает другой вопрос: а как, подогревая интерес, не перегреть его? А то ведь, не ровен час, может накрыть волной нездорового любопытства. А нездоровое любопытство еще никого до добра не доводило. И еще: а стоит ли скрывать от детей какие-то горькие и страшные вещи, какими изобилует реальная история? Хотя, с другой стороны, если обратиться к классическим сказкам народов мира, то там чувства детей не больно-то щадят. Там ведь постоянно кто-то кого-то убивает, что-то похищают, обманывают, несправедливо делят… И ничего.

В истории, в отличие от сказок, действуют реальные персонажи, и там добро побеждает далеко не всегда.

Зато какие персонажи!

Какие личности!

Как писал Мигель де Сервантес, «история – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Да, истории трудно доверять. Да, она очень субъективна, ибо властвует в ней не факт, а интерпретатор факта, то есть тот, кто об этом факте рассказывает. Да, историю или плохо пишут, или недобросовестно переписывают. А порой ее умышленно перевирают люди, имеющие какие-то свои интересы, или приукрашивают те, кто обладает слишком богатым воображением. Но никто и не собирается отрицать то, что правду тяжело удержать, а мифы и выдумки настолько легко смешиваются с реальностью, что выглядят, в конце концов, куда более логичными, чем эта самая реальность.

Одни говорят, что историки – это «археологи заблуждений», другие уверены, что они – «крупнокалиберные сплетники». Не будем углубляться в эту тему, достойную отдельной книги. В данном случае нам важно другое: интерес всегда провоцирует любопытство. А любопытство, роясь в тайнах, разрыхляет почву для ума. И если оно (в смысле – любопытство) касается серьезных предметов, его уже именуют жаждой познаний. Как говорил Роберт Льюис Стивенсон, «желание и любопытство – два глаза, магически преображающие мир».

Ну, а как же пресловутые сухие даты, бесконечные имена и фамилии? Без них в истории – никуда, и именно этим эта наука отличается от тех же сказок или популярных комиксов, в которых историческая достоверность близка к нулю. И, кстати, не такие уж они и «сухие» и «бесконечные», если рассказать все немного по-другому.

А как же быть с субъективностью? Ведь разные люди (разные интерпретаторы) обычно рассказывают об одном и том же совершенно разные вещи.

Но и это – не беда.

Ведь что делает любую красоту особо интересной? Только то, что она спорная.

Глава 1


Образование Древнерусского государства

В древние времена в нашем отечестве не было таких прекрасных городов, как Москва и Санкт-Петербург. На тех местах, где вы теперь любуетесь красивыми зданиями, широкими проспектами и уютными парками, наслаждаетесь сокровищами архитектуры, контрастирующими с бешеным ритмом большого города, когда-то были видны лишь непроходимые леса, топкие болота да неказистые избенки.

Дошедшая до нас древнерусская летопись «Повесть временных лет» (она, если кто не знает, излагает события русской истории до начала XII века, и ее первая редакция была составлена примерно в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором) констатирует: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная».

Были эти люди честными и добрыми, но на войне они становились страшными и непримиримыми. Именно так – на войне они были так храбры, что и весьма отдаленные народы боялись их. Одно было плохо – не знали славяне истинного Бога и молились всевозможным идолам.

ЧТОБЫ БЫЛО ПОНЯТНО

Наши предки звались славянами, теми самыми славянами, которые ныне расселены на обширной территории Южной, Центральной и Восточной Европы и далее на восток – вплоть до Дальнего Востока России. Считается, что сейчас общая численность славян в мире – 300–350 миллионов человек, и среди них выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, силезцы и др.), восточные славяне (русские, белорусы, украинцы и русины) и южные славяне (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, боснийцы, македонцы и словенцы).

Существуют несколько версий происхождения слова «славяне». По одной из них, оно происходит от слова «словене» – это люди, знающие наши слова, говорящие «по-нашему», в отличие от немцев – «немых», то есть не владеющих нашим языком. По другой версии, слово «славяне» происходит от «славене», что значит славные.

В далекой древности насчитывалось полтора десятка только восточнославянских племен: это были кривичи, древляне, поляне, вятичи, уличи, бужане, волыняне и т. д.

А что такое идол?

Это – истукан – статуя, вырезанная из дерева и представляющая собой человека или зверя.

А как называется тот, кто поклоняется идолам?

Идолопоклонник. Или язычник. Но ученые, как правило, избегают использования терминов «язычник» и «язычество» из-за неопределенности и разнообразия их смыслов.

Ну, и пусть себе избегают. Для нас же тут важно то, что славяне были разделены на разные племена, поклонявшиеся разным истуканам, и они все почитали начальником своим того, кто больше всех отличался на войне. А войну и все связанное с ней славяне очень любили, ибо на поле боя можно было лучше всего увидеть истинный характер человека. Но это представляло собой очень большую проблему.

Как вы думаете, почему?

Да потому, что славяне не имели одного государя, а так как все они были храбры, то и всевозможных начальников у них было много. И что характерно, каждый из них желал приказывать по-своему, и народ не понимал, кого слушать, и от этого у славян происходили постоянные споры и несогласия.

И вот наступил момент, когда славяне поняли, что из-за этих несогласий все их дела идут дурно, и они даже перестали побеждать своих врагов, которых до этого всегда побеждали. Долго думали они, что делать, и наконец придумали средство привести все в порядок.

* * *

В те времена на берегах Балтийского моря (тогда, впрочем, никто еще не знал, что оно так будет называться) жил другой народ, называвшийся варяго-руссы.

Кто же были эти варяго-руссы или просто варяги?

Одни историки считают, что они происходили от великих завоевателей в Европе – норманнов.

КСТАТИ

Норманны – это значит «северные люди». Считается, что этот термин использовался жителями Западной Европы по отношению к скандинавам, опустошавшим их государства морскими набегами. В самой Скандинавии норманнов называли викингами (воинами), а вот на Руси они получили наименование «варяги». То есть, по сути, эти «находники из-за моря» были обычными морскими разбойниками, что уходили из родных поселений в вик (в путь), чтобы промышлять банальным грабежом.

Другие историки утверждают, что варяги – это финляндцы, жившие за Ладожским озером, то есть за Русским морем, и что они так назывались потому, что имели русые волосы. Третьи рассуждают так: варяго-руссы происходили из Пруссии, где окрестности реки Неман назывались Порусьем. Ну, а есть и такие, кто говорит, что варягами были турки, обитавшие по северным берегам нынешнего Черного моря.

Вот, между прочим, у историков всегда так: одни предлагают одну версию, другие – другую, а третьи утверждают, что все вообще было совершенно иначе. Однозначные ответы встречаются редко, и даже свидетели одного и того же события порой описывают его совершенно по-разному.

И кому же верить?

Отвечу на этот вопрос словами героя одного очень хорошего фильма: «Верить нельзя никому. Порой даже самому себе. Мне – можно!»

Но это так, лирическое отступление. А для нас тут важно другое:

Кем бы ни были варяги, древнерусская летопись «Повесть временных лет» именно с ними связывает появление Древнерусского государства.

Соседи считали варягов народом умным, потому что у них уже давно имелись правильные государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о своих детях, и у них были придуманы законы, по которым эти государи управляли ими.

Поэтому варяги, по мнению окружающих, жили вполне себе счастливо.

Видя это, славянские старейшины уговорили своих соплеменников отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу, чтобы просить у него князей для управления ими. Послы сказали варяжским князьям: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, так что идите княжить и владеть нами».

 

Понятное дело, варяги оказались очень даже рады такой чести, и отправился к славянам князь Рюрик. Он пришел в новгородские земли, пришел по призыву славян, пришел для того, чтобы положить конец их внутренним раздорам и междоусобицам. И он стал основателем Новгородского княжества на Руси, князем новгородским с 862 года и родоначальником княжеской (ставшей впоследствии царской) династии Рюриковичей.

Но он пришел не один. Вместе с ним пришли его братья Трувор и Синеус. Первый сел начальствовать в Изборске (ныне это деревня в Печорском районе Псковской области), а второй – на земле, лежавшей около Белого Озера (оно находилось на западе нынешней Вологодской области, а теперь входит в состав большого водохранилища, являющегося частью Волго-Балтийского водного пути).

ЧТОБЫ БЫЛО ПОНЯТНО

Таким образом (и это очень важно понимать), варяги были лишь исполнителями воли славян. Поэтому неправы те, кто говорит, что варяги якобы поработили славян. На самом деле, вся власть варягов над славянами состояла не более чем в охране внешней безопасности и внутреннего порядка, за что славяне сами обязались платить дань и изъявлять покорность. Точнее, так – славяне наняли варягов. За деньги наняли. И, кстати, именно поэтому одно из первоначальных значений слова «варяг» – наемник. Но при этом варяги не имели сильного влияния на славян, так как Рюрик и его люди были народом безземельным, кочевым и стояли на весьма низком уровне образованности.

Плюс они прибыли к славянам по просьбе, сделавшись повелителями по добровольному подданству, а не насилием. А еще прибывших варягов было очень мало, и им, в случае чего, можно было легко открутить головы.

От этих трех варяго-руссов славяне начали называться русскими, а земля их – Русью или Россией.

Трувор и Синеус вскоре умерли, и после этого власть на Русской земле сосредоточилась в руках Рюрика. Он стал на ней Великим князем русским, и княжил он счастливо два года с братьями, а потом пятнадцать лет без них.

* * *

Рюрик умер в 879 году, но до этого он успел жениться, и жена родила ему сына Игоря. Однако после смерти Рюрика сын этот был еще маленьким и не мог работать государем. А посему Рюрик перед смертью попросил своего родственника и товарища по имени Олег (Ольг) управлять государством, пока Игорь не повзрослеет.

Подчеркнем еще раз, ибо это точно не помешает, языческие славяне были мирным и гостеприимным народом, чтившим род, старшинство в роду и семью. А вот варяги – это было полное отрицание семьи, отца и матери. В их, по сути своей, бандах во главе угла был один закон – безусловное подчинение сильному вожаку. И это нужно всегда иметь в виду, чтобы понимать, что за среда породила Рюрика, по каким законам воспитывались его сын, внук, правнуки и т. д.

Но вернемся пока к Олегу. Конечно, он был храбр и хитер, и он победил много соседних народов и так увеличил Русь, что при нем она стала простираться почти до Карпатских гор, за которыми лежала территория мадьяр (венгров).

В летописи «Повесть временных лет» говорится, что Олега прозвали Вещим (знающим будущее, предвидящим будущее), и прославился он тем, что захватил Киев и перенес туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян.

А дело было так. Двое смелых воинов Рюрика, по имени Аскольд и Дир, отправились с товарищами на юг от Новгорода, и на прекрасных берегах реки Днепр они увидели маленький городок, который им очень понравился. Этот городок и был Киев, который, согласно легенде, основали три брата: Кий, Щек и Хорив, а также сестра их Лыбедь. Это был центр племени полян, и он был назван в честь старшего брата Кия.

Аскольд и Дир недолго думали и завладели Киевом, сделавшись государями Киевскими. А в 882 году преемник Рюрика князь Олег, захватив Смоленск и ряд других городов, подошел к Киеву и узнал, что там правят Аскольд и Дир. И тогда Олег пошел на хитрость. Он спрятал своих воинов в ладьях и послал за Аскольдом и Диром, назвавшись купцом, плывущим в небольшой лодке в греческие земли. Когда же те пришли, воины выскочили из ладей, и Олег сказал окруженным Аскольду и Диру, что они не княжеского рода, а он – княжеского, а вместе с ним еще и малолетний сын Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем.

А еще Олег прославился походом в Византию. В 907 году он, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, выступил в поход на Царьград (так тогда славяне называли будущий Константинополь и нынешний Стамбул) – столицу тогдашнего славного «греческого царства», занимавшего Балканы и Малую Азию.

Византийский император Лев VI Философ приказал затворить ворота города и загородить цепями проход в гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды. Однако Олег пошел на очень необычный штурм. Он приказал своим воинам сделать колеса и поставить на эти колеса ладьи. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.

При виде подобной невидали защитники города испугались и предложили Олегу мир. Согласно договору, Византия пообещала платить победителям дань, а Олег в знак славной победы прибил свой щит к вратам Царьграда.

Впрочем, многие историки считают этот поход легендой. А вот другие утверждают, что именно Олег объединил Новгородскую и Киевскую земли, установил контроль над двумя важнейшими отрезками пути «из варяг в греки» и тем самым подвел, как сейчас говорят, экономическую базу под еще складывавшееся государство.

В самом деле, во время правления Олега в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра и сложилось подобие федерации племен во главе с Великим князем Киевским.

И уж совсем не легенда то, что осенью 912 года князь Олег погиб от укуса змеи (волхвы предсказали князю гибель от «коня своего», он расстался с животным, а когда конь умер, он посмеялся над предсказанием и поставил ногу на череп коня, но оттуда выползла змея и смертельно ужалила князя). Впрочем, известный историк Н.М.Карамзин назвал все это «явной народной басней, достойной замечания по своей древности». Ну, в самом деле, для этого же было необходимо, чтобы Олег ходил совершенно без обуви, а князья в то время носили тяжелые сапоги, прокусить которые змее явно не под силу.

Хорошо. Тогда пусть будет так – и уж совсем не легенда то, что в 912 году, после смерти Олега, стал править Игорь, сын Рюрика, муж княгини Ольги и отец Святослава Игоревича.

* * *

Согласно «Повести временных лет», Ольгу Игорю привели в 903 году, когда ей исполнилось 12 лет (по византийским законам той эпохи, именно с этого возраста девушка считалась совершеннолетней), а ему – 25. Но дата эта сомнительна, так как их сын Святослав, согласно тому же источнику, родился только в 942 году.

ЧТОБЫ БЫЛО ПОНЯТНО

В те времена печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией (предгорьями Северного Кавказа), территорией современной Мордовии и населявшими Западный Казахстан тюрками-огузами. Они не строили домов, но делали подвижные шатры или шалаши. Когда стада их не находили более корма на лугах, они переносили шалаши свои на другое место и оставались там, пока была трава. Они прекрасно передвигались на лошадях, и это помогало им нападать на своих соседей, уводить в плен бедных жителей и убегать от возмездия. Печенеги также любили наниматься на службу к таким народам, которые имели с кем-нибудь войну, и тогда они злодействовали, сколько им заблагорассудится.

Игорь, как и все русские князья, был храбр, но не так удачлив, как Олег: при нем явились в первый раз в Россию печенеги – народ, который потом долгие годы был страшным врагом наших предков.

Игорь никак не мог прогнать печенегов подальше от границ своего государства. Считается, что в 943 году Игорь собрал большое войско из варягов, славян и печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большую часть войска отправил по морю. Предупрежденный заранее византийский император Роман I Лакапин выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, уже достигшему Дуная. И Игорь, удовлетворенный данью, повернул назад.

А осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам, обитавшим в Полесье (в нынешней Житомирской области и на западе нынешней Киевской области). Древляне не числились в составе его войска, и поэтому Игорь решил поправить финансовое положение за их счет. Но древляне были также славянского племени, а Игорь решил взять с них больше дани, чем они платили обычно. Древлянам это показалось так обидно, что они забыли всякое почтение и убили Игоря и всех его дружинников, так как их было мало.

Так погиб этот несчастный государь. Он княжил 32 года, но не отличился никакими особенно примечательными делами.

Гораздо более Игоря прославилась его прекрасная супруга Ольга. Святослав, ее сын, был еще очень мал, когда умер его отец, и потому Ольга правила государством вместе с двумя знаменитыми воеводами: боярином Асмудом, дядькой-наставником маленького Святослава, и Свенельдомом, начальником войска.

Согласно преданиям, вдова князя Игоря жестоко отомстила древлянам.

Глава 2


Княгиня Ольга – гроза древлян и печенегов

Относительно происхождения княгини Ольги существует несколько версий. В одной старинной летописи можно прочитать, что Игорь привел себе жену из Плескова (вариант от Пскова) в 903 году. Другие авторы называют Ольгу уроженкой Изборска: якобы она принадлежала к роду князей Изборских, и звали ее варяжским именем Хельга (в русском произношении – Ольга). Кто-то заявляет, что она была правнучкой легендарного Гостомысла, который начальствовал в Великом Новгороде, и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована князем Олегом в свою честь, другие считают ее дочерью Олега, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. А в одном рукописном сборнике XV века имеется информация, согласно которой Ольга была болгарской княжной из города Плиски, и ее привез на Русь Олег Вещий в качестве невесты для князя Игоря.

История не сохранила ее изображения, и можно только догадываться, какой была княгиня Ольга: маленькая или высокая, русая или темноволосая. Но хорошо известно, что характером она обладала твердым, умом незаурядным и, как отмечает летописец, была очень красива. Известно также, что она имела в Киеве свою дружину и успешно вела войны против непокорных соседей.

После убийства в 945 году древлянами ее мужа, правителя Киевской Руси князя Игоря, Ольга осталась одна с сыном Святославом, к которому по закону переходил киевский престол. Но поскольку малолетний Святослав править еще не мог, то на основании нормы древнерусского права, согласно которой вдова, если она не выходила вновь замуж, исполняла после смерти мужа его хозяйственные и социальные функции, княгиня Ольга приняла бразды правления государством в свои руки.

После убийства мужа Ольги древляне сказали:

– Русский князь убит, и пусть его жена выходит за нашего князя Мала.

И они послали к Ольге в лодке двадцать лучших своих мужчин. Ольга ласково встретила посланных и спросила:

– Ну, скажите, зачем вы пришли?

Древляне начали говорить:

– Нас послала древлянская земля с такою речью: мы убили твоего мужа, потому что твой муж, как волк, расхищал и грабил, а наши князья всегда были добры… Выходи замуж за нашего князя Мала.

Ольга отвечала:

– Мне любо это слышать… Как же быть? Уже не воскрешу мужа! Но я хочу завтра почтить вас перед своими людьми, а теперь идите-ка в лодку и ложитесь там с важностью. А утром, как пошлю за вами, вы и скажите: не едем на конях, и пешком не идем, а несите нас в лодке. И понесут вас в лодке.

А потом она велела выкопать глубокую яму, вне города, на дворе теремном. На другой день, сидя в тереме, Ольга послала за гонцами. Посланные сказали им:

– Зовет вас Ольга на великую честь.

– Не едем ни на конях, ни на повозках, – заявили они, – несите нас в лодке.

Киевляне отвечали:

– Воля не наша. Князь наш убит, а княгиня хочет идти за вашего князя.

И понесли их. Они же сидели с важным видом, а как принесли их на двор, так и бросили в яму вместе с лодкой. А потом засыпали их всех живьем землей.

После этого Ольга сообщила древлянам: «Если вы хотите просить меня, как следует, то пришлите тех, кто познатнее, иначе не пустят меня киевские люди». Древляне исполнили ее волю. Для прибывших гостей, по старому обычаю, приготовили баню, а там их всех заперли и сожгли.

Затем Ольга со своей дружиной захватила и сожгла столицу древлян, город Искоростень. Около 5000 воинов-древлян были убиты в этом сражении, а город она сожгла, согласно легенде, привязав горящую паклю к лапам птиц. Остальных Ольга приказала переловить: кого-то она отдала в рабство, а прочих обложила данью. И надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила, ведь в те суровые времена месть была делом столь же почетным, как и внешние завоевания.

 

На следующий год после древлянского похода княгиня Ольга двинула свою дружину на север, в Новгородчину, и там тоже победа осталась за ней.

Но совесть Ольги говорила ей, что она поступила слишком жестоко: за смерть одного погубила тысячи, умертвила больше невинных и беззащитных, чем виновных. А от христиан она слышала, что Бог велел прощать врагов, молиться за них, делать им добро, даже любить их. Ольга почувствовала правду этих евангельских слов и решила стать христианкой.

Для этого в 955 году она с большим посольством отправилась в Царьград.

Ее принимал император Константин VII Багрянородный. Летопись говорит, что Ольга так понравилась императору, что он стал домогаться ее любви. Тогда хитроумная княгиня сказала:

– Я – язычница. Если ты хочешь, чтобы я сделалась христианкой, то крести меня сам.

Константин окрестил ее, и дано ей было при крещении имя Елены, древней царицы, матери Константина Великого. А когда она стала крестной дочерью императора, тот уже не мог требовать от нее любви. За этот поступок предание нарекло Ольгу «мудрейшей из людей».

Вместе с княгиней Ольгой крестились и многие из ее свиты. Вернувшись в Киев, она сразу начала строить церкви. По преданию, ею были построены храмы в Киеве, в Витебске и в Пскове.

В 968 году княгиня Ольга лично руководила обороной Киева, который осадили печенеги, пришедшие на русскую землю. Враги обступили город со всех сторон, так что нельзя было ни выйти из города, ни гонца послать. Вскоре народ стал изнемогать от голода и жажды. И тогда Ольга направила на другой берег Днепра, где находился князь Святослав с войском, юношу, который притворился печенегом, разыскивающим свою лошадь. Он умел говорить по-печенежски, так что все печенеги приняли его за своего. Когда же он дошел до реки, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Печенеги кинулись за ним и начали стрелять, но не могли уже ему ничего сделать, ибо он уже был далеко. В результате, хитрость удалась, гонец на глазах у врагов переплыл Днепр и сообщил о нападении князю Святославу, тот подоспел вовремя, и печенеги были разбиты.

Конец жизни своей Ольга провела в молитве и заботе о бедных и больных. Умерла она 11 июля 969 года в Киеве, когда ей было около 80 лет.

Считается, что «во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость». Например, она установила фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила так называемые «погосты», где «сидел» боярин с небольшой дружиной. Эти погосты стали опорой княжеской власти на местах. Сама Ольга жила за стенами Вышгорода, что в 16 верстах от Киева, окруженная надежным войском. Две трети собранной дани она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «на Вышгород». А еще она установила первые государственные границы Киевской Руси, и богатырские заставы, воспетые потом в былинах, надежно охраняли киевлян от нападений врагов. Прошли годы, и заслуги Ольги затмили ее языческую жестокость, а русская православная церковь за то, что она стала первой княгиней-христианкой, в 1547 году причислила ее к лику святых и назвала Равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа.

Древняя Русь и современная Россия (Список книг)

Главная / Выставки / ДРЕВНЯЯ РУСЬ И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (Выставка) / Древняя Русь и современная Россия (Список книг) /

СТАРАЯ ЛАДОГА

ВЫСТАВКИ

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ЛОДБ

ДРЕВНЯЯ РУСЬ И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

Открытый книжно-исторический форум
Старая Ладога
7-8 июля 2003 года

О ВЫСТАВКЕ
СПИСОК КНИГ
О ФОРУМЕ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ВЫСТАВКЕ

РАЗДЕЛ 1. ЛИКИ И ОБРАЗЫ

  • Александрова Л.А. Русские Кремли.-М.: ОНИКС, 1997.-80с.: ил.
  • Алексеев С.П. Суровый век: Рассказы о царе Иване Грозном и его времени.-М., 1994.-192с.: ил.
  • Алмазов Б.А. Житие Преподобного Серафима, Саровского чудотворца.-СПб.: Лицей, 1993.-32с.: ил.
  • Богданов А.П. Владимир Святой.-М.: Ангстрем, 1994.-102с.: ил.-(Сказание земли Святорусской).
  • Борисов В. Царь-град.-М., 1998.-32с.: ил.-(В подарок малышам).
  • Борисова М.И. Иди, Кирилл, на Белое озеро.-СПб.: Лицей, 1995.-32с.: ил.-(Рассказы о Православных Святых).
  • Былины/ Сост., вступ. ст., вводные тексты В.И.Калугина; Худож. Б.А.Лавров.-М.: Современник, 1991.-767с.-(Сокровища русского фольклора).
  • Воскобойников В.М. Великий князь Владимир, равноапостольный святой.-СПб.: Лицей, 1995.-32с.: ил.
  • Воскобойников В.М. Первая обитель.-СПб.: Лицей, 1995.-32с.: ил.
  • Воскобойников В.М. Предрекший Бога.-СПб. : Лицей, 1995.-32с.: ил.
  • Воскобойников В.М. Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий.-СПб.: Лицей, 1994.-32с.: ил.
  • Голицын С.М. Сказания о земле Русской: [Повесть].-М.: Знание: АСТ-Пресс, 1994.-280с.: ил.
  • Головин Н.Н. Моя первая русская история: в рассказах для детей.-М.: Терра, 1993.-160с.: ил.
  • Громыко М.М. Мир русской деревни.-М.: Молодая гвардия, 1991.-446с.: ил.
  • Гумилёв Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений/ Под ред. акад. А.М.Панченко.-М.: Дрофа; Наталис, 1996.-352с.: карт.
  • Ефремов А.П. Брат мой, князь мой: Повесть о Борисе и Глебе.-СПб.: Лицей, 1993.-47с.: ил.
  • Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов.-М.: Просвещение, 1984.-160с.: ил.
  • История России для детей и юношества: В 6 т. Т.5. «Империя» 1825-1881/ Автор А.В.Шишов.-М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998.-480с.: ил.
  • Ишимова А. О. История России для детей.-М.: Монолог, 1994.-272с.: ил.
  • Кирпичников А.Н. Старая Ладога — древняя столица Руси/ А.Н.Кирпичников, В.Д.Сабарьянов.-СПб.: Славия, 1996.-200с.
  • Коняев Н. Святитель Стефан Великопермский.-СПб.: Лицей, 1993.-32с.: ил.
  • Кузнецова И.С. Рассказы по истории нашего Отечества для детей: От Рюрика до монголо-татарского нашествия.-Калининград, Янтарный сказ, 1998.-64с.: ил.
  • Кундышева Э.А. О чём ты плачешь, Андрей Фёдорович?-СПб.: Лицей, 1993.-24с.: ил.
  • Лубченков Ю.Н. Древняя Русь: Т.1: С древнейших времен до 1462 года/ Ю.Лубченков, Г.Клокова.-М.: РиполКлассик, 1998.-400с.: ил.-(История России для дошк. возраста).
  • Манин В.С. Иван Шишкин.-М.: СЛОВО/SLOVO, 1997.-96с.: ил.-(Картинная галерея).
  • Махотин С.А. Крест Андрея Первозванного.-СПб.: Лицей, 1994.-36с.: ил.
  • Махотин С.А. Юноша стройный на белом коне.-СПб.: Лицей, 1993.-30с.: ил.
  • Митяев А.В. Рассказы о русском флоте. -М.: Политиздат, 1991.-96с.: ил.
  • Перевезенцев С.В. Древняя Русь: история русского народа с I по IX век.-М.: Белый город, 2000.-48с.: ил.-(История России).
  • Петрухин В.Я. Древняя Русь.-М.: Слово, 2001.-48с.: ил.
  • Петрухин В.Я. Славяне: Учебное пос. для доп. образования.-М.: Росмэн, 1996.-112с.: ил.-(Иллюстрированная мировая история).
  • Рассказы о Древней Руси.-М.: Дет.лит., 1989.-95с.-(Библиотечная серия).
  • Рассказы русских летописей XII-XIV веков.-М.: Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2000.-224с.
  • Русские летописи XV-XVII веков.-М.: Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2000.-304с.
  • Семёнова М.В. Мы — славяне! Попул. энциклопедия: для юных любителей истории/ Ил. В.Макаров.-СПб.: Азбука: Кн. клуб «ТЕРРА», 1997.-556с.: ил.
  • Скрынников Р.Г. Русь X-XVII века.-СПб.: Питер, 1999.-350с.
  • Слово о полку Игореве: Сборник/ Сост. В.Кутузов.-Ярославль: Верхняя Волга, 2000. -64с.
  • Тень русской ветки: (Набоковская Выра): Столетию со дня рождения В.В.Набокова посвящается/ Авт.-сост. А.А.Сёмочкин.-СПб.: Лига Плюс, 1999.-128с.: фото.
  • Торопцев А.П. Век России: Россия. Индия. По морям по волнам. Чукча. Америка.-М.: Росмэн, 1995.-144с.: ил. (Книга битв: XVIII век).
  • Торопцев А.П. Киевская Русь: исторические рассказы.-М.: Росмэн, 2000.-143с.: ил.-(От Руси к России).
  • Яковлева Н.А. Русская историческая живопись: Детская энциклопедия.-М.: Белый город, 2001.-64с.

РАЗДЕЛ 2. ГЕРОИ И СВЯТЫЕ

  • Александр Невский.-М.: Граница, 1993.-15с.-(Жизнь великих людей: Защитники Земли Русской).
  • Асанов Л.Н. Путь на Перынь.-М.: Малыш, 1991.-31с.: ил.-(Страницы истории нашей Родины)
  • Богданов А.П. Святослав.-М.: АНГСТРЕМ, 1992.-58с.: ил.
  • Бутромеева В.Т. Владимир Мономах. — М.: Граница, 1993.-15с.: ил.-(Жизнь великих людей: Защитники Земли Русской).
  • Вилинбахов Г. В. Святой Георгий Победоносец: Образ святого Георгия Победоносца в России/ Г.В.Вилинбахов, Т.Б.Вилинбахова.-СПб.: Искусство, 1995.-159с.: ил.
  • Голицын С.М. Сказание о Евпатии Коловрате.-М.: Малыш, 1984.-24с.-(Страницы истории нашей Родины).
  • Ерёменко В.Н. Дмитрий Донской.-М.: Граница, 1993.-15с.: ил.-Жизнь великих людей: Защитники Земли Русской.
  • Крутогоров Ю.А. Юрий Долгорукий: Повесть.-М.: Белый город, 1998.-48с.: ил.-(История России).
  • Лиманов Ю.Л. Юрий Долгорукий.-М.: АГРАФ, 1996.-16с.: ил.-(Введение в историю).
  • Масси Р.К. Романовы. Последняя глава/ Пер. с англ. Т.С.Бушуевой, И.С.Соколова; Худож. А.А.Шуплецов.-Смоленск: Русич, 1997.-448с.-(Тирания).
  • Обухова Л.А. Давным-давно.-М.: Малыш, 1986.-24с.: ил.
  • Обухова Л.А. Званка — сын Добрилы.-М.: Малыш, 1991.-32с.: ил.
  • Обухова Л.А. Доброслава из рода Бусова.-М.: Малыш, 1990.-32с.: ил.
  • Орлов О.П. Как Суворов перешёл через Альпы. -М.: Дет.лит., 1983.-32 с.: ил.
  • Первые князья русские/ Сост. В.А.Вахромеев.-М.: Русское слово: Плава, 1995.-95с.: ил.
  • Полуян Е.П. Довмонтов меч.-М.: АГРАФ, 1996.-16с.: ил.
  • Полуян Е.П. Княгиня Ольга.-М.: АГРАФ, 1996.-16с.: ил.
  • Полуян Е.П. Святополк Окаянный.-М.: АГРАФ, 1996.-16 с.: ил.
  • Ранчин А. Борис и Глеб: История становления Руси.-М.: Белый город, 2000.-48с.: ил.-(История Россия).
  • Рублёв и его школа: Альбом/ Авт.-сост. Н.К.Голейзовский, С.В.Ямщиков.-М.: Изобразит. искусство, 1978.-10с.: ил.
  • Рублёв. Из собрания Государственной Третьяковской галереи/ Авт.-сост. Э.К.Гусева.-М.: Изобразительное искусство, 1990.-48с.: ил.
  • Рыжов К.В. 100 великих россиян.-М.: Вече, 2000.-656с.-(100 великих).
  • Русские полководцы/ Ред. Б.А.Алмазов.-СПб.: Золотой век: Диамант, 1999.-79с.: ил.-(Иллюстрированная история Отечества).
  • Слово о полку Игореве.-М.: Книга, 1988.-232с.
  • Соловьёва Н.М. Сергий Радонежский.-М.: Граница, 1993.-15с.: ил.-(Жизнь великих людей: Защитники Земли Русской).
  • Тихомиров О.Н. На поле Куликовом.-М.: Малыш, 1986.-32с.: ил.
  • Тихомиров О.Н. На страже Руси.-М.: Малыш, 1983.-104с.: ил.
  • Флотоводцы и мореплаватели/ Ред. Б.А.Алмазов.-СПб.: Золотой век, Диамант, 2000.-80с.: ил.-(Иллюстрированная история Отечества).

РАЗДЕЛ 3. ВЕКА И СОБЫТИЯ

  • Бородино: Путеводитель/ Авт.-сост. А.С.Кудряшова, А.П.Ларионов, Н.Г.Свиридов.-М.: Советская Россия, 1975.-159с.: ил.
  • Брагин М.Г. В грозную пору. 1812 год.-М.: Малыш, 1984.-128с.: ил., схем.
  • Великая Отечественная война: 1941-1945: Энциклопедия для школьников/ Сост. И.А.Дамаскин, П.А.Кошель.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-448с.: цв. ил.
  • История России с начала XVIII до конца XIX века/ Л.В.Милов, П.Н.Зырянов, А.Н.Боханов; Отв. ред. А.Н.Сахаров.-М.: АСТ-ЛТД, 1997.-544с.: ил.
  • Карамзин Н. М. Предания веков/ Сост., вступ. ст. Г.П.Макогоненко.-М.: Правда, 1988.-768с.
  • Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли/ Сост., вступ. ст. и прим. В.А.Александрова.-М.: Правда, 1990.-624с.
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века).-СПб.: Искусство, 1994.-399с.: 5л. ил.
  • Лубченков Ю.Н. Война 1812 года.-М.: Белый город, РИЦ «Черная курица», 1998.-48с.: ил.
  • Мильчик М. Как строили города на Руси.-Калининград: Янтарный сказ, 1999.-48с.: ил.
  • Осетров Е.И. Аз свет миру: Повесть о новеллах о Руси изустной, письменной и печатной.-М.: Дет.лит., 1989.-303с., цв. ил.
  • Пашуто В.Т. Александр Невский.-М.: Молодая гвардия, 1974.-160с.: ил.
  • Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны, 1941-1945/ Сост. и общ. ред. В.А.Голикова.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1984.-344с.: цв. ил.
  • Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. -СПб.: Азбука, 2000.-368с.
  • Пушкин А.С. История Петра/ Сост., подг. текста, предисл. и коммент. В.С.Листова.-М.: Языки русской культуры, 2000.-390с.-(Studia philological).
  • Пушкин А.С. Исторические заметки: Историческая проза. Заметки.-Л.: Лениздат, 1984.-527с.-(«Страницы истории Отечества»).
  • Россия героическая: Рассказы русских летописей и воинские повести XIV-XVI веков/ Сост. и худож. А.Шмаринов.-М.: Молодая гвардия, 1988.-191с.: ил.
  • Россияне: Книга для чтения по истории Отечества XIX — нач. XX вв. Ч.I. Жила бы Россия в благоденствии и славе.-СПб.: Гос. ун-т пед. мастерства, 1995.-154с.
  • Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв.-М.: Наука, 1993.-592с.
  • Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.-М.: ВЛАДОС, 1997.-335с.: ил., 16 л. цв. ил.
  • Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…».-Л.: Лениздат, 1986.-344с.: ил.
  • Холмогорова Е. Великодушный русский воин.-М.: Малыш, 1991. -39с.: ил.
  • Эйдельман Н.Я. Из потаённой истории России XVIII-XIX веков/ Вступ. ст. А.Г.Тартаковского.-М.: Высш. шк., 1993.-493с.

РАЗДЕЛ 4. СЕГОДНЯ И ВЕЧНОСТЬ

  • Алексеев С.П. От Москвы до Берлина.-М.: Малыш, 1985.-112с.: ил.
  • Астафьев В.П. Весёлый солдат: Повесть, рассказы.-СПб.: Лимбус Пресс, 1999.-544с.
  • Атлас народов России для школьника.-СПб.: Издательский Дом «Нева»; ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-184с.
  • Белов В.И. Лад (любое издание).
  • Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды/ Ред.-сост. Л.И.Новикова и И.Н.Сиземская.-М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1999.-312с.
  • Бердяев Н.А. Самопознание.-Л.: Лениздат, 1991.-398с.: ил.
  • Бусева-Давыдова И.Л. Каменное зодчество Древней Руси/ Вступ. ст. В.Д.Чёрного.-М.: Дет.лит., 1989.-144с.: фото.-(Библиотечная серия).
  • Был город-фронт, была блокада…: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ Сост. Д.Б.Колпакова, В.Н.Суслов.-Л.: Дет.лит, 1984.-206с.: ил.
  • Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: Краткий исторический справочник.-М.: Политиздат, 1990.-464с.: ил., карт.
  • Всемирная история в лицах. Россия от Рюрика до 1917 года.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.-320с.: ил.-(Серия «Детский Плутарх»).
  • Гейченко С.С. У Лукоморья: Рассказы хранителя Пушкинского заповедника.-5-е изд., доп.:-Л.: Лениздат, 1986.-494с.: ил.
  • Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1985.-256с.: ил.
  • Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век.: Учеб. пособие для общеобразоват. школ.-М.: Дрофа, 1995.-640с.
  • Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы/ Сост., вступ. ст. А.А.Козловского.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-458с.: ил.-(Библиотека классической поэзии).
  • «Если ехать Вам случится…»: Визитные карточки городов Ленинградской области: Справочник-путеводитель/ Лен. обл. унив. науч. б-ка; Под общ. ред. А.А.Гуриной.-СПб: Профессия, 2000.-144с.
  • История Отечества: Справочник школьника.-АСТ-Пресс, 2000.-[543 с.]
  • История России с древнейших времен до XIX века: Большая детская энциклопедия.-М.: АСТ, 1999.-927с.: ил.
  • Ильин И.А. О России.-М.: Студия ТРИТЭ, 1991.-32с.: ил.
  • Ключевский В.О. Православие в России.-М.: Мысль, 2000.-621с.
  • Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Люди. События. Факты.: Справочник. — 2-е изд., доп.-М.: Республика, 2000.-432с.: ил.
  • Ленинградская область. История и современность.-СПб.: Инф.-изд. фирма «Лики России», 1997.-304с.
  • Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы/ Сост. В.И.Сахаров.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.-416с.: ил.-(Б-ка классической поэзии).
  • Лихачёв Д.С. Воспоминания.-СПб.: Logos, 1995.-519с.: ил.
  • Любимые русские сказки/ Худож. М.Митрофанов.-М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-208с.: ил.
  • Мальцев Н. В. Введение во храм/ Н.В.Мальцев, А.Прокофьев, протоиерей, В.А.Булкин.-СПб.: Славия, 1997.-191с.
  • Масси С. Земля Жар-птицы/ Сюзанна Масси; Пер. Г.Н.Корнев, Т.Н.Чебоксаров.-СПб.: Лики России: Сатисъ, 2000.-510с.
  • Молева Н. Москва для тебя: [Книжка-вырубка].-М.: Экспресс, 1996.-15с.: ил.
  • Набоков В.В. Стихотворения. Рассказы/ Сост. и прим. Н.И.Толстой.-Л.: Дет.лит., 1991.-303с.: ил.
  • Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества.-Смоленск: Русич, 2000.-240с.: ил.-(Малый атлас чудес света).
  • Первая российская: Справочник о революции 1905-1907 гг.-М.: Политиздат, 1985.-302с.: ил.
  • Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология.-М.: ТЕРРА, 1999.-352с.-(ТЕРРА-школе).
  • Платонов С.Ч. Полный курс лекций по русской истории.-СПб.: Кристалл, 2000.-838с.
  • Пушкин А.С. Стихи, написанные в Михайловском.-Л.: Лениздат, 1980.-272с.
  • Родина: Российский исторический иллюстрированный журнал. -2000.-N4, N8.
  • Русские.-М.: Наука, 1999.-828с.: ил.
  • Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории.-М.: Мол. гвардия, 1984.-351с.: ил., портр.
  • Рябцов Ю.С. История русской культуры XVIII-XIX вв.-М.: ВЛАДОС, 1997.-431с.: ил.
  • Сельский двор: Рассказы, отрывки из повестей/ Сост. и предисл. И.Стрелковой; Рис. С.Ярового.-М.: Дет.лит., 1984.-224с.: ил.
  • Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2-х т. Т. 1. От вооруженного восстания в Петрограде до второй сверхдержавы мира: Науч. изд./ Под общ. ред. акад. Ю.Н.Афанасьева.-М.: Рос. гос. гуманитарный ун-т, 1997.-510с.
  • Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2-х т. Т. 2. Апогей и крах сталинизма: Науч. изд./ Под общ. ред. акад. Ю.Н.Афанасьева.-М.: Рос. гос. гуманитарный ун-т, 1997.-761с.
  • Соловьёв В.М. Наша Россия: Книга для чтения по родной истории.-М.: Русское слово, 1996.-212с.: ил.
  • Соловьёв С. М. Общедоступные чтения о русской истории/ Авт. очерка и коммент. И.В.Волкова.-М.: Республика, 1992.-350с.: портр.-(Летописцы Отечества).
  • Старая Ладога: Альбом/ Вступ. ст. А.А.Гершковича, Е.В.Плюхина.-Л.: Искусство, 1973.-32с.: 10 ил.; фронтиспис; вкл.
  • Толстой Л.Н. Война и мир (любое издание).

Древняя Русь – с 7 по 13 век

Автор: waytorussia (01 февраля 2015 г.)

Tweet

Русские или русы были одним из малочисленных славянских племен, но почему-то позже это название применялось к большему количеству людей, поселившихся в районе между Балтийским, Белым, Каспийским и Черным морями.

Виктор Васнецов «Три богатыря» 1898 г. — размышления о русских богатырях конца XIX века

Русы приписывали природе сверхъестественные силы, а Боги, в которых они верили, были названы в честь солнца, воды, земли..

Была очень сильная связь с землей и природой, и ее до сих пор можно увидеть в русском языке: много слов для описания лесов, полей, неба, воды и т. д.

Первое известное восточнославянское государство возникло в 862 г. по долине р. Днепр.

Князь Рюрик скандинавского происхождения основал государство со столицей в городе Киеве, поэтому страна называлась Киевской Русью.

Другими крупными городами славян были Суздаль, Чернигов, Ростов, Владимир, Новгород.

Киевская Русь вскоре объединила большую часть восточнославянских земель.

Существуют разные версии того, как Рюрик стал князем этой области.

Но общее мнение таково, что несколько племен, населявших русскую территорию от Ладожского озера (на севере) до Новгорода, находились в постоянном противостоянии и приглашали Рюрика заключить мирный договор и управлять новообразованным государством.


Этот бесплатный независимый путеводитель по России существует благодаря комиссии, которую мы получаем, когда вы заказываете эти проверенные сторонние услуги или покупаете нашу книгу. Пожалуйста, поддержите нас!

 

российская виза

 

билеты на поезд

 

путеводитель

 

гостиницы

9000 2  

прокат автомобилей

 

туристическая страховка

 


Династия Рюриковичей продолжала хорошо править расширяющимся Российским государством в 16 век.

В 869 году правитель Киевской Руси князь Владимир принял христианство как господствующую религию государства.

Русь переняла христианство от Византии и с их религией мы переняли большую часть их культуры.

Некоторые историки считают, что отсутствие личной свободы, доминирование государства и безусловная власть вождей отчасти являются результатом влияния Византии.

 

К сожалению, всего два века Киевская Русь оставалась единой.

Правящий клан быстро рос, и каждый князь хотел захватить свою часть земли.

Более того, областные центры стали достаточно могущественными, чтобы претендовать на независимость от Киева.

Итак, окончательно Киевская Русь превратилась в массу независимых и агрессивных княжеств.

Самыми сильными были Владимирское княжество, Галичина и Новгородская республика.
 

Читайте также:

  • Сталинские высотки
  • Причины поехать в Россию
  • Туры в Россию

 

Комментарии, вопросы, отзывы?

Твит

 

 

 

Последние статьи:


История России

Автор: Орландо Рис.

$ 38,99

Hardcovere-Booktrade Pappbackformat

Об этой книге

«Это необходимая предыстория, книга истории, которую вам нужна, если вы хотите понять современную Россию и ее вакансии с УКРИНАМ, с Укрэлем, с Укрэлем, с Укрэлем, с Укрэлем, с Укрэлем, с Укрэлем, с Укрэлем, с Укрэлем, с Укрэлем, с Укрэлем, с Укрэном, с Укрэлем, с Укрэном, с Укрэлем, с Укрэном, с со своими соседями, с Америкой и с Западом».

Информация о книге

«Это важная предыстория, книга по истории, которая вам нужна, если вы хотите понять современную Россию и ее войны с Украиной, с ее соседями, с Америкой и с Западом».
— Энн Эпплбаум, автор книг «Сумерки демократии», и «Красный голод». kus Отзывы

От «Великий сказочник Российская история» ( Financial Times ), блестящий отчет о национальных мифологиях и имперских идеологиях, сформировавших прошлое и политику России, — обязательная литература для понимания страны сегодня

«История России » — это свежий взгляд на тысячелетнюю историю России, связанный как с идеями, сформировавшими представление россиян о своем прошлом, так и с событиями и личностями, его составляющими. Ни одна другая страна так часто не переосмысливала свою собственную историю в постоянном стремлении идти в ногу с изменениями правящих идеологий.

От основания Киевской Руси в первом тысячелетии до войны Путина против Украины Орландо Файджес исследует идеи, которыми руководствовалась Россия на протяжении всего ее долгого и беспокойного существования. Описывая ли он коронацию Ивана Грозного в освещенном свечами соборе или драматические потрясения крестьянской революции, он раскрывает импульсы, часто неоцененные или неправильно понятые иностранцами, которые двигали русскую историю: средневековый миф о святой миссии Матери-России в мир; имперская тенденция к автократическому правлению; народная вера в царя-отца, творящего правду и справедливость; культ жертвоприношения, укорененный в идее «русской души»; и всегда националистический миф о несправедливом отношении к России со стороны Запада.

То, как русские стали рассказывать свою историю и так часто ее пересматривали, является не только жизненно важным аспектом их истории; это также наш лучший способ понять, как страна думает и действует сегодня. Книга «История России », основанная на многолетней научной работе и увлекательно написанная, представляет собой квинтэссенцию рисунков: масштабную, откровенную и мастерскую.

Издательство Imprint

Metropolitan Books

ISBN

9781250796899

В «Новостях»

«Незаменимое руководство для понимания настоящего России… История России показывает, как опасно смешиваются мифы и факты в рассказах, которые эта важнейшая страна рассказывает о себе».
The Guardian

«Ясное хронологическое путешествие, которое умело иллюстрирует, как нарративы из прошлого России использовались для формирования ее самодержавного настоящего».
— The Observer

«Впечатляюще и глубоко захватывающе… Файджес говорит на каждой странице в четкой, трезвой манере диктора новостей, наблюдая за развитием событий орлиным взглядом… Это будет небольшой трагедия, если наблюдатели за Россией не читают История России ».
— Сара Уилер, Зритель

«Отлично». «Критически актуально. . . убедительный . . . Ясный, проницательный текст, который раскрывает мифы русской истории, чтобы помочь объяснить современные мотивы и действия. . . Плавная проза Файджеса не дает запутанному повествованию увязнуть в запутанных исторических вопросах. Русофилы смакуют этот поучительный обзор»9.0077 Publishers Weekly

«Нигде политика не определяется историей в большей степени, чем в России. Нигде грань между мифом и историей не так размыта, и нигде не проводится различие между двумя более последовательными». История России Орландо Файджес является одновременно блестящей работой исторической науки и существенным вкладом в расшифровку нашего нынешнего кризиса».
— Адам Туз, автор книги « Разбился

» «Если вы действительно хотите понять сегодняшнюю путинскую Россию, основанную на мифах прошлого, вам просто нужно прочитать великолепный отчет Файджеса в История России ».
— Энтони Бивор, автор книги Сталинград

«Великолепная авторитетная тысячелетняя история России, написанная одним из мэтров русской науки».
— Саймон Себаг Монтефиоре, автор книги Сталин

«Книга необычайной силы и значения и изысканной прозы, которая переносит нас в бьющееся сердце истории и культуры и помогает нам понять наше собственное время, а также прошлое. . Потрясающе точное и трогательное чтение, которое заставило меня желать еще большего от этого блестящего писателя».
— Филипп Сэндс, автор книги East West Street

«Срочно, откровенно и блестяще рассказано, это все то, о чем вы молитесь, чтобы книга была, когда вы впервые берете ее в руки».
— Питер Морган, создатель Корона

«Блестяще концентрированное размышление о силе мифа и истории, а также о способности формировать и деформировать, направлять и сбивать с пути настоящее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *