Рассказ о космосе детям: Космос для детей — интересное о космосе для дошкольников
игры, задания, познавательные рассказы, шаблоны для скачивания
Почему звёзды видны только ночью? Почему Луна сегодня такая круглая? А почему космонавты на Луне умеют прыгать высоко-высоко? Если вы слышите такие вопросы от ребёнка по несколько раз за день, значит, эта статья для вас. С ней вы сможете понятно рассказать ребёнку обо всех тайнах космоса.
Аудио-версия статьи «О КОСМОСЕ ДЕТЯМ 3-5 ЛЕТ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫХОДНЫЕ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. О КОСМОСЕ ДЕТЯМ 3-5 ЛЕТ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫХОДНЫЕ
Содержание
Космос – дом для планет и звёзд
- Игра «Телескоп»
Солнечная система
- Подвижная игра «На своих орбитах»
Земля и другие планеты
- Поделка «Вселенная-юла»
Луна – спутник Земли
- Мультфильм на блокноте «Фазы Луны»
- Подвижная игра «Солнце, Земля и Луна»
Космические полёты
- Аппликация «Ракета»
- Весёлая разминка «Я ракета»
А кто был первый в космосе?
- Игра «Невесомость»
Вместо заключения: космические поделки и игры
Статья построена как мини-сценарий тематического выходного, проведённого с ребёнком или детьми. В ней вы найдёте общую информацию об устройстве Вселенной, рассказанной в доступной форме, и подборку с играми и заданиями на каждую тему.
Космос – дом для планет и звёзд
Космос – это бескрайнее пространство, где находятся все звёзды, планеты, астероиды и другие космические тела. Космос также называют Вселенной, и она очень-очень большая. Учёные до сих пор спорят, как она появилась, но в основном считают, что вселенная возникла после Большого Взрыва.
В течение длительного времени после Взрыва она становилась всё больше, появлялись крошечные частички, атомы, из которых, как из кирпичиков, строились все космические тела. Понадобилось очень много времени, сотни миллионов лет, чтобы из этих кирпичиков появились звёзды.
Людям всегда нравился космос, они смотрели на ночное небо и искали ответы на свои вопросы. По небесным светилам люди раньше определяли время суток, погоду и направление пути. Существует множество примет, связанных с космическими телами.
Учёные, которые изучают космос, называются астрономами. Древние люди думали, что наша планета Земля – центр Вселенной, что она стоит неподвижно, а Солнце и Луна кружатся вокруг неё. Они представляли себе, что небо – это колпак, который накрывает Землю, а звёзды – просто узор на этом колпаке.
Конечно, сейчас учёные открыли много тайн космоса. В этом им помогли законы физики и особые увеличительные предметы – телескопы. Через них астрономы могут наблюдать за звёздами и планетами.
Хотите тоже почувствовать себя астрономами?
В древности астрономов называли звездочётами. Давайте все встанем и повторим движения за звездочётом.
Немного размялись, теперь можно совершать научные открытия. Ни один астроном не справится без своего телескопа. Давайте попробуем найти все созвездия на ночном небе.
Игра «Телескоп»
Для игры нужно подготовить телескоп. Его легко сделать из круглой пачки из-под чипсов Pringles. На дне цилиндра сделайте по центру небольшое отверстие, это будет окуляр. Из чёрного картона вырежьте круги, которые равны диаметру крышечки от Pringles. Теперь нужно начертить созвездия – по два одинаковых, получится 5-6 пар. Чтобы нарисовать звёзды, в картоне нужно сделать отверстия. Звёзды соединяйте линиями, поцарапав чёрный слой картона.
Ход игры: разложите половину созвездий на столе, а их «пары» по очереди вставляйте в телескоп и закрывайте крышечку.
Ребёнок должен смотреть в телескоп через окуляр на свет, запоминать созвездие и находить на столе такое же. Детям постарше можно давать названия этих созвездий.
Солнечная система
Что такое звёзды? Каждая звезда – это очень-очень большой горячий газовый шар. Из-за того, что внутри этого шара очень горячо, звёзды светятся. И этот свет летит через космос так далеко, что даже мы его замечаем.
Когда видны звёзды, ночью или днём? Звёзды видны только в темноте, потому что они излучают свет.
Чтобы показать, почему звёзды видны только в темноте, можно провести небольшой опыт. Для него вам понадобится неоновый браслет или флуоресцентные наклейки.
Конечно, большинство звёзд видны только ночью, потому что они находятся далеко и их свет не очень яркий. Но есть одна звезда, которую мы видим каждый день. Какая звезда встаёт утром, светит весь день и заходит вечером? Солнце – это тоже звезда, она главная в нашей Солнечной системе.
Так как звезда большая, она притягивает к себе планеты. В нашей системе 8 планет и одна карликовая планета – Плутон. Все они вращаются вокруг Солнца по вытянутой овальной траектории. Все планеты делают этот оборот за разное время.
Меркурий находится ближе всего к Солнцу, на этой планете очень жарко из-за такого близкого соседства, она делает свой круг за 88 суток. Наша Земля делает круг за 365 дней. Именно этот круг вокруг Солнца мы привыкли называть годом. Дольше всех облетает Солнце Нептун. На его оборот требуется 165 лет.
Подвижная игра «На своих орбитах»
Игру можно проводить для компании ребятишек на улице. На асфальте нужно нарисовать мелом несколько кругов один больше другого по количеству участников. Каждый участник встаёт на свою орбиту, теперь все они – планеты. В центр встаёт ведущий, у него в руках мячик, он изображает Солнце.
Дети вместе произносят считалочку и бегут по своей орбите: «Я – Венера, ты – Плутон! Выйди, друг, из круга вон». Когда считалочка заканчивается, Солнце кидает мячик в любую планету, так оно пытается обжечь своими лучиками. Если планета не успела увернуться, игрок меняется с ведущим местами.
Ещё больше активных и познавательных игр на космическую тему вы можете найти в нашей статье на Академии Любознательности “Игры на День космонавтики для детей 4-7 лет”.
Земля и другие планеты
Все планеты имеют свои особенности. Например, Юпитер – самая большая планета, она только в 10 раз меньше Солнца.
У Сатурна очень оригинальный внешний вид – вокруг шара у него кольца изо льда и пыли. Уран и Нептун находятся дальше всех от Солнца, поэтому на планетах очень холодно, из-за этого их называют ледяными гигантами.
Венера и Марс – земные соседи, которые наши астрономы исследуют больше всего. Меркурий – самая крошечная планета, а о Земле рассказывать можно бесконечно – это наш дом, единственная обитаемая планета.
Поделка «Вселенная-юла»
Для поделки понадобятся материалы:
- Картон для основы.
- Ватман.
- Цветная бумага.
- Ёлочные игрушки.
- Краски, фломастеры, клей.
Этапы изготовления:
1. Наклейте на картон ватман, вырежьте из них круг и раскрасьте синей, голубой и фиолетовой краской. Когда краска высохнет, нарисуйте орбиты планет. Это Вселенная. По желанию украсьте её звёздами из бумаги. По центру вырежьте круг под солнце.
2. В технике папье-маше сделайте шар, раскрасьте его жёлтым. Его нужно закрепить по центру Вселенной. Получилось Солнце, от него во все стороны из жёлтой цветной бумаги прикрепите лучики.
3. Раскрасьте некоторые ёлочные шары. На Земле нарисуйте участки воды и суши. На Марсе – красные пятна. На Юпитере – оранжевые полосы. Для Сатурна из картона вырежьте кольца. Закрепите все планеты на своих орбитах.
Так как центр поделки выполнен в виде шара, можно вращать Вселенную, как юлу. Тогда вы заметите вращение планет вокруг Солнца. Другой вариант – подвесьте макет Вселенной на верёвку к потолку.
Луна – спутник Земли
Почти у всех планет есть верные друзья – спутники. У Земли есть один спутник – Луна. Почему Луну называют спутником? Спутник – это тот, кто сопровождает тебя в пути, так и у Земли: она отправляется в путь по Вселенной со своим спутником, Луной.
Сама Луна не светится, но она отражает свет Солнца, поэтому её очень хорошо видно ночью. Иногда при ясной погоде Луну видно и днём, замечали когда-нибудь такое? Если вам это интересно, почитайте наш познавательный рассказ “Почему Луна видна днём”.
У Луны почти нет своей атмосферы, поэтому она не может сохранять тепло или защищаться от солнечных лучей, как делает это Земля. Из-за этого на Луне постоянно меняется температура – от минус 173 до плюс 127 градусов.
Если посмотреть на поверхность Луны, можно заметить тёмные и светлые участки. Тёмные называют морями, но в них находится не вода, а застывшая вулканическая лава.
Атмосфера Луны неплотная, поэтому через неё легко проникают разные космические тела: астероиды, метеориты. Они оставляют на поверхности Луны углубления – кратеры. Показать, как образуются кратеры на поверхности Луны, можно в песочнице. Разровняйте рукой песок, а потом дайте ребёнку несколько камней разного размера. Предложите ребёнку кидать камни в песок с разного расстояния – так летят метеориты. Каждое углубление в песке – это кратер, оставшийся на Луне.
Луна имеет форму шара. А вы замечали, что на небе Луна всегда имеет разную форму? Верно, иногда она круглая, большая, а иногда стройная. Как называется стройный серп Луны? Правильно, такую Луну называют месяцем. Такие изменения называются фазой Луны. Вы знаете, от чего зависит фаза Луны? От того, как расположены Солнце, Луна и Земля. Давайте посмотрим на картинку:
Мы видим Луну, благодаря тому, что она отражает свет Солнца. При новолунии Луны не видно, так как она находится прямо между Солнцем и Землёй. Поэтому сторона Луны, обращённая к Земле, остаётся в тени. Кстати, именно в новолуние может встретиться такое явление, как солнечное затмение, когда Луна частично или полностью скрывает Солнце от наших глаз.
Хотите посмотреть на солнечное затмение прямо сейчас? Возьмите фонарик и вырежьте из прочного картона диск. Кстати, для этих целей может подойти непрозрачная круглая тарелка или крышка от кастрюли. Выключите основной свет, чтобы в комнате было светло. Включите фонарик, направьте его светом на себя. Теперь поднимайте диск на таком расстоянии от фонаря, чтобы практически весь его свет затмевал диск.
После новолуния бывает растущая Луна, она постепенно увеличивается, пока не наступает полнолуние. В это время, наоборот, Луна освещена полностью, потому что Земля находится между ночным и дневным светилом. Потом Луна продолжает двигаться, а вместе с тем убывать. Её называют убывающая или стареющая.
Знаете, как определить, растущая или стареющая Луна на небе? Если она похожа на букву «С», значит, она стареющая. А если можно представить рядом с серпом палочку, и получится буква «Р», значит Луна растущая.
Мультфильм на блокноте «Фазы Луны»
Наглядно посмотреть, как меняются фазы Луны, можно с помощью анимации из бумаги. Давайте сделаем мультфильм про Луну. Для этого распечатайте и разрежьте по линиям все карточки с изображением ночного светила:
Сложите их стопкой, соблюдая порядок. С одного края скрепите стопку карточек степлером – мультфильм готов! Сгибайте блокнот, придерживая его край пальцем. Постепенно убирайте палец, освобождая страницы. Страницы будут быстро меняться, а Луна на них будто оживает.
Подвижная игра «Солнце, Земля и Луна»
Теперь, когда мы многое узнали о звёздах, планетах и их спутниках, я предлагаю вам поиграть. Все участники должны встать в круг или в линию лицом к водящему взрослому.
Водящий произносит команды, а дети должны выполнять действия:
- Солнце. Дети разводят руки в стороны.
- Земля. Ставят руки на пояс.
- Луна. Поднимают руки вверх.
Игра направлена на внимание, поэтому детей можно путать – говорить две команды одновременно или показывать неправильное действие, но участники должны ориентироваться именно на слова. Кто путается, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный участник.
Космические полёты
Смотря на звёздное небо, люди всегда мечтали побывать в космосе. С развитием науки у космонавтов появилась такая возможность. А вы знаете кого называют космонавтами? Космонавт – это человек, который летает на ракете в космос. А вы хотите отправиться в космический полёт? Тогда обязательно нужно надеть скафандр – это специальный костюм, который защищает от холода и позволяет дышать в космосе.
Но первыми космонавтами были не люди, а животные! Чтобы доказать, что в космическом пространстве можно жить, ученые отправляли в космос разных живых существ – летали мыши, кролики и даже собаки.
А вы знаете, как звали двух собак-космонавтов, которые впервые отправились в часовое космическое приключение и вернулись обратно на Землю? Их звали Белка и Стрелка – это были обычные дворняги, но очень смелые. С их помощью ученые доказали, что в космосе можно находиться без вреда здоровью.
Наша планета имеет сильное поле притяжения, поэтому на обычном самолёте так высоко не улететь. Вы знаете, на чём летают космонавты? Конечно, на ракетах!
Ракета – очень сложный космический корабль, для его строения нужно приложить много усилий. Над схемами работают лучшие учёные нашей страны. Давайте вместе посетим конструкторское бюро и сделаем вместе ракету!
Аппликация «Ракета»
Нам понадобится:
- Цветная бумага.
- Клей.
- Ножницы.
Этапы изготовления аппликации:
1. Распечатайте этот шаблон: Аппликация 1
Скачать шаблон2. По шаблону из цветной бумаги вырежьте детали ракеты. Это отличный повод, чтобы вспомнить название всех деталей: головная часть ракеты, борт, сопло, иллюминаторы, хвостовые крылья.
3. По очереди приклеивайте части ракеты на бумагу.
4. Чтобы добавить аппликации объём, нарежьте несколько полосок из бумаги. Скрутите их и завитушками украсьте иллюминаторы, сопло и головную часть.
Ещё больше поделок ракет разной сложности вы найдёте в нашей статье на Академии Любознательности “Поделка ракета своими руками ко Дню космонавтики”.
Весёлая разминка «Я ракета»
А теперь пора запустить нашу ракету в космос! Предлагаю вам весёлую разминку. Ведущий показывает движения и говорит считалочку:
Я – ракета,
Я, я – ракета,
(На «Я» – двумя ладонями указываем на себя, на «Ракета» – сводим руки над головой, изображая ракету)
Полетела в космос,
Полетела в космос,
(Держим руки согнутыми в локтях ладонями вверх, затем поднимаем руки над головой, повторяем дважды)
Раз – стыковка,
Два – стыковка,
(Руки у груди, на счёт вытягиваем руки перед собой и пальцами показываем один или два, затем возвращаем руки к груди. На «Стыковка» руки снова вытягиваем перед собой, держа ладони открытыми)
А вокруг планеты,
(Разводим руки в стороны, как при гребке во время плавания)
Солнце и Луна.
(На «Солнце» правую ладонь вытягиваем перед собой, на «Луна» вытягиваем левый кулак)
Разминка направлена на тренировку внимания. При этом можно играть на ускорение, повторяя считалку с каждым разом быстрее.
Не хочется повторять считалочку самому? Просто включите этот трек. В нём её повторяют с каждым разом быстрее, и всё это – под «космическую» музыку. Во время проигрыша можно делать любое простое движение, например, топать ногами.
А кто был первый в космосе?
12 апреля в России празднуется День Космонавтики. В этот день в 1961 году наш советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый орбитальный полёт. До сих пор все помнят его знаменитое «Поехали». Хотите подробнее узнать о первом полёте в космос? Прочтите вместе с детьми познавательный рассказ о Юрии Гагарине.
В честь этого исторического момента ежегодно проводится праздник. Вы тоже можете устроить тематический праздник для детей на День космонавтики, воспользуйтесь готовым сценарием из статьи “Сценарий космического путешествия для детей 5-7 лет”.
После Юрия Гагарина было много космонавтов, побывавших в космосе, каждый из которых запомнился чем-то особенным. Например, Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт, Алексей Леонов первым покинул космический корабль и вышел в открытый космос. А ещё были запущены первые космические аппараты для исследования Луны.
Кстати, о Луне. Вы знаете, что притяжение Луны намного меньше земного? Поэтому там можно делать «лунные прыжки» – они очень высокие, это небольшой полёт в скафандре по поверхности Луны. А вы хотите измерить свой лунный прыжок? Для этого прыгните как можно дальше, с помощью рулетки измерьте длину своего прыжка. А теперь давайте умножим ваш прыжок в 5 раз. Вот так вы смогли бы прыгнуть на Луне!
А внутри космического корабля, как и в открытом космосе, притяжения совсем нет. Поэтому в космическом пространстве можно плавать по воздуху, совсем не прилагая усилий.
Игра «Невесомость»
Космонавты находятся в ракете в невесомости, они летают, как воздушные шарики. А давайте проверим, сколько воздушных шариков вы сможете одновременно удержать в невесомости?
На каждого ребёнка надуйте одинаковое количество шариков. Их задача проста – нужно подкидывать свои шарики, стараться держать их в воздухе все сразу, следить, чтобы ни один из них не упал на землю.
Эта игра на выбывание. Побеждает тот участник, который дольше всех продержал все свои шарики «в невесомости».
Вместо заключения: космические поделки и игры
За сегодняшний день дети узнали о космосе очень много: как устроена Вселенная, какие планеты входят в Солнечную систему, почему Луна бывает круглая и стройная, как космонавты покоряют космическое пространство. Если тематика космоса заинтересовала ваших детей, вы можете не ограничиваться одним днём с познавательными рассказами. Устройте целую тематическую неделю.
В статье “Поделки ко Дню космонавтики для детей” мы собрали много космических поделок для творчества ваших детей.
А для интеллектуального развития подойдут такие космические игры с карточками:
- Графомоторные дорожки «Космическое путешествие». Помогите ракете долететь до планеты по заданной траектории. Скачать шаблон можно по ссылке ниже.
- «Найди тень». На обратной стороне Луны очень темно, поэтому там нужно разглядывать все предметы только по их очертаниям. Помоги космонавтам найти тень всех предметов. Шаблоны для скачивания вы найдёте по ссылке ниже.
- «Соедини линией». Найди одинаковые планеты и соедини их линиями. Картинки для скачивания по ссылке ниже.
- Заплатки. Играть можно с пластилином или с пальчиковыми красками. Цель – закрасить кружки соответствующим цветом, то есть поставить заплатки. Шаблоны по ссылке ниже.
- Раскраски по цифрам. Предложите ребёнку раскрасить картинку, используя только те цвета, которые указаны цифрами. Детям 3-4 лет предлагайте простые раскраски. А в возрасте 4-5 лет можно познакомить ребёнка со сложением и вычитанием в пределах 10. Раскраски по ссылке ниже.
Если вы не хотите подбирать разрозненные задания или не уверены, что ваш ребёнок будет с увлечением долго сидеть над разными развивающими играми, проведите квест. Тематический квест – это и приключенческая игра по поиску подарка, и развивающие задания. В статье “Как сделать космический квест самостоятельно” мы рассказали, как сделать задания своими руками.
Академия Любознательности уже подготовила для вас и ваших детей космические квесты на любой возраст:
- Квест «О космосе детям», рассчитанный на возраст 3-4 и 4-5 лет. Этот квест поможет познакомить ребёнка со строением Вселенной и Солнечной системы. Он узнает о том, какие планеты нас окружают, что такое астероиды и метеориты. Отправляемся в космический полёт прямо сейчас!
- Космический квест для детей 5-7 и 7-9 лет про Юрия Гагарина. Это математический квест, с которым ребёнок не только сможет найти подарок, спрятанный в космическом пространстве, но и узнает много нового. Весь квест построен как единая история, из которой ребёнок узнает о строительстве космических кораблей и о первом полёте Юрия Гагарина в космос.
- Квест «Созвездия» для детей 5-9 лет. Проходя задания, дети узнают много нового о небесных светилах, а вы сможете провести урок астрономии в ненавязчивой форме.
Рассказывайте о космосе детям вместе с Академией Любознательности. У нас на сайте множество космических игр и развивашек. Кто знает, возможно, в вашей семье растёт будущий космонавт?
интересные факты и загадки о космосе и Вселенной, мероприятия в доу
Содержание
- 1 Наиболее интересное дошкольникам о космосе и Вселенной
- 1.1 Доступная информация для усвоения в дошкольном возрасте
- 1. 2 Занятные факты
- 1.3 Загадки о космосе для детей
- 1.4 Вопросы детям
- 2 Как просвещают детей о космосе в детском саду
- 2.1 Что узнают в ДОУ про космос дети 5-6 лет
- 2.2 Познавательные беседы и тематический досуг для детей 6-7 лет
Знакомясь с окружающим миром, дети начинают интересоваться небом, звездами, луной. Ребенок задает вопросы: «Почему солнце круглое?», «Где днем прячется луна?», «Почему днем не видно звезд?». Обычно такая любознательность устойчиво проявляется в 5 лет. Начинать рассказывать о космосе детям дошкольного возраста уместно именно в этот период. Чем интересней рассказ взрослого, тем больше любопытства проявляет дошкольник.
Наиболее интересное дошкольникам о космосе и Вселенной
Не каждый взрослый полностью понимает особенности космической темы. Для детского понимания она тем более сложна. Поэтому необходимо помнить о доступности предлагаемого материала и об используемых приемах подачи информации о Вселенной.
Наиболее интересное для детей – это рассказы и беседы о первооткрывателях космического пространства, о звездах и планетах, о луне и солнце, о космонавтах и космическом корабле, о спутниках.
Для лучшего усвоения информации можно использовать следующие приемы:
- рассматривание иллюстраций в книгах о космосе;
- знакомство с интересными фактами;
- загадывание загадок;
- просмотр мультипликационных фильмов.
Цель просвещения детей на космическую тему – утолить возникший интерес дошкольника и дать стимул дальнейшему развитию его любознательности. Постепенно по мере взросления он сам будет пополнять свой багаж знаний по этой теме.
Доступная информация для усвоения в дошкольном возрасте
Сначала дошкольнику дают общее представление о том, что он может видеть: солнце, луна, небосвод, явления природы (дождь, гром, радуга). В дальнейшем дети узнают о Солнечной системе, о том, кто и зачем летает в космос. Им интересна и доступна для понимания информация о космических аппаратах, одежде космонавтов, героях звездных полетов.
Постепенно дети усваивают знания о планетах, Земле в космосе, Солнце и некоторых особенностях звездной системы. Дошкольников знакомят с космическими достижениями нашей страны и техникой.
Занятные факты
Приведем несколько примеров, какие интересные факты можно сообщить детям о космосе и космонавтах. (Факты взяты из пособия «Энциклопедия юного ученого. Космос», издательство РОСМЭН.)
- Солнечная система – это как большая семья, состоящая из планет с их спутниками, из комет, астероидов, метеоров, облаков пыли и газа. И все они вращаются вокруг Солнца. Так вот, масса одного Солнца больше массы всех остальных «членов семейства», вместе взятых, более чем в 750 раз!
- Солнце – самая настоящая звезда. Она расположена ближе всех к Земле, поэтому дает нам тепло и свет. Остальные звезды находятся значительно дальше – в миллионы раз дальше от нашей планеты.
- Юпитер – планета-великан в Солнечной системе. Его объем больше объема Земли в 1312 раз.
- Луна представляет собой безжизненный мир. Днем на ее поверхности почти 100 градусов жары (по Цельсию), а ночью – до 150 градусов мороза.
- Луна не меняет свою форму. Просто при движении вокруг Земли она, то полностью оказывается освещенной солнечными лучами, то свет падает на ее ограниченную часть. (Желательно подкрепить эту информацию экспериментом, используя крупный апельсин в качестве Земли, теннисный шарик как образ Луны и фонарик, закрепленный в устойчивом положении).
- Любопытные сведения о рождении звезды. Ученые предполагают, что жизнь звезды начинается с того момента, когда космическая пыль собирается в шар и превращается в газ. Газ горит, и она светит.
- Первыми космонавтами были собаки. Их стали отправлять в космос советские ученые с 1950 г. . Самыми знаменитыми из них оказались лайки, запущенные на орбиту Земли в 1957 году.
- Первым человеком, совершившим космический полет, стал советский космонавт Ю.А.Гагарин, а к апрелю 2020 г. таких людей насчитывалось 564.
- Когда члены экипажа космического корабля выходят в открытое пространство, они прочно прикрепляются специальными тросами к своему дому-ракете. В 1984 году американский космонавт совершил «прогулку» вокруг корабля без какого-либо крепления на самостоятельно движущемся устройстве, похожем на кресло. Его так и прозвали – летающее кресло.
- Если бы человек оказался на другой планете, его вес сильно бы изменился. Так, взрослый человек весом 75 кг на Марсе весил бы всего лишь 28 кг, а на Юпитере потяжелел бы до 174 кг.
Загадки о космосе для детей
Дошкольники очень любят отгадывать загадки. Чтобы найти правильный ответ, ребенок должен подключить логическое мышление, определить ключевые признаки загаданного предмета и использовать багаж своих знаний. Только так он сможет отгадать ее. Поэтому для закрепления материала о космосе можно использовать загадки. Например:
- «Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом?» (Солнце и Луна).
- «Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?» (созвездие Большая Медведица).
- «Чудо-птица алый хвост полетела к группе звезд» (ракета).
- «Что видим мы, взглянув в оконце? Над Землей нам светит… (Солнце)».
- «До Луны не может птица долететь и прилуниться. Но зато умеет это делать быстрая…(ракета)».
«На темном небе виден горошек,
Как будто рассыпана тысяча крошек!
И только тогда, когда утро настанет,
Блестящий горошек внезапно растает!» (звезды)
«Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?» (Солнце)
Вопросы детям
Полезно не только рассказывать дошкольникам о процессах и тайнах Вселенной, отвечать на их вопросы, но и побуждать их самих рассуждать, высказывать предположения.
В процессе тематической беседы, после чтения художественных произведений или при проведении викторины желательно задавать вопросы детям о космосе, астрономии, космических полетах. Важны вопросы, закрепляющие новые понятия и заставляющие размышлять:
- Как называются ученые, изучающие звезды?
- Как называется костюм космонавта?
- Что такое состояние невесомости?
- Какой космический объект имеет хвост?
- Как называют устройство, изучающее поверхность Луны?
- Что дает людям Солнце?
- Почему, находясь на Земле, мы видим звезды очень маленькими?
- Зачем людям изучать космос?
- Почему Земля пригодна для жизни человека?
- Спутники обеспечивают землянам связь, передают информацию о погоде, изучают природные ресурсы… Какие полезные задачи они могли бы еще выполнять?
Продуманные вопросы помогают закрепить материал, активизировать познавательный интерес, пополнить словарный запас у дошкольников.
Как просвещают детей о космосе в детском саду
В старших группах детского сада обязательно создан тематический уголок по познавательному развитию. Один из разделов – Космос. На полках размещены книги о космосе, альбомы, картинки, макеты планет, портреты космонавтов, дидактические игры соответствующей тематики. В некоторых детских садах организованы специальные мини-музеи. На экскурсию приходят дети старших и подготовительных групп.
Особое внимание уделяется космической теме накануне праздника День космонавтики, и 12 апреля в ДОУ проводится тематический досуг. Детям читают стихи и рассказы, показывают мультфильмы, проводят беседы о космосе, специальные занятия, викторины.
На занятиях педагоги практикуют физминутки, где дети выполняют движения под тематический речитатив.
Дошкольники с удовольствием играют в игры, связанные с космосом. Например, сюжетно-ролевая игра «Космодром», пазлы «Космический корабль», спортивная игра «Тренировка космонавтов».
Особое место занимает продуктивная деятельность. Дети изготавливают аппликации «Планета Земля», рисуют «Полет космонавта», выполняют коллективную творческую работу «Звездное небо».
Что узнают в ДОУ про космос дети 5-6 лет
Детям старшей группы о космосе рассказывают педагоги. В 5-6 лет их знакомят с праздником «День космонавтики». Дошкольникам рассказывают о том, что сначала в космическое пространство полетели собаки Белка и Стрелка. После удачных полетов животных полетел человек.
Дети узнают, что первый космонавт в мире – это Ю. А. Гагарин. Им интересна информация о том, как происходит полет, во что одеты космонавты, и что они видят в иллюминатор космического корабля.
Информация подается простыми словами, с минимумом специальных терминов. Например: «Космонавты одеты в специальную одежду – скафандр. Он защищает от солнечных лучей и холода. Его изготавливают специально для каждого космонавта по его размерам. Выйти в космос в скафандре можно только 10 раз».
Дети дополняют свои первичные представления о Луне, Солнце, наличии разных планет. Все знания закрепляются с помощью бесед, произведений художественной литературы, загадок, рисунков.
Познавательные беседы и тематический досуг для детей 6-7 лет
О космонавтике и Вселенной детям подготовительной группы можно рассказывать более детально, сопровождая рассказ интересными фактами и статистическими данными. Это может быть расширение знаний о космосе в течение всего учебного года и специальный долговременный (кратковременный) проект: «Наш загадочный космос».
Детям рассказывают о конструкторе ракетно-космических систем С. П. Королеве, о женщинах-космонавтах, о первом человеке, вышедшем в открытый космос А.А.Леонове. Они узнают о характеристиках нашей Земли (размеры, «Земля, вероятнее всего, единственная планета на которой есть вода» и пр), о Солнечной системе и ее центральной звезде Солнце, о космических спутниках и кораблях.
«Созвездия» – еще одно «космическое направление», с которым педагог может познакомить детей 6 – 7 лет. Воспитанники ДОУ рисуют знакомые созвездия, слушают легенды о знаках зодиака, рассматривают на карте неба, где находится то или иное созвездие.
Интересные мероприятия проводятся в старшей и подготовительной группе ко Дню космонавтики. Чаще всего, в детском саду в первой половине апреля планируют тематическую «Космическую неделю», в программу которой включают как познавательные занятия, так и детский досуг.
Мероприятия «Космической недели»:
- выставка детских рисунков или поделок, выполненных совместно с родителями;
- беседы о Вселенной и Солнечной системе с рассматриванием макетов планет, о развитии космонавтики;
- музыкальные минутки, где дошкольники поют песни о космосе и космонавтах, рассказывают стихи;
- тематические игры, например, подвижная игра «Полет на планеты» и пр;
- простые опыты, позволяющие понаблюдать за свойством сжатия и расширения воздуха, за освещением Луны и т. д;
- разгадывание загадок и ребусов, викторины.
Например, в тематической викторине принимают участие две команды. В процессе игры каждой задают вопросы по теме «Космос». Правильно ответившая команда получает 1 балл или фишку. В конце подводятся итоги. Команда, получившая большее количество баллов (фишек), является победителем и получает приз. Проигравшая команда тоже поощряется.
Материал о Вселенной и космосе должен быть понятен дошкольнику в речевой подаче и должен обязательно сопровождаться иллюстрациями, простейшими экспериментами или осмотром макетов. Интересное о космосе для детей помогает активизировать их желание узнать новое, как в этой сфере, так и в других природоведческих и технических областях.
Робот в космосе
Никто Робот ищет свою подругу Мелоди, которая находится в космосе. Помогите ему найти ее! Робот ищет своего друга-робота Мелоди. Ее космический корабль сломался где-то в космосе, и он не знает, где искать ее! Но он находчивый… пошел пробовать. Ты поможешь? Тщательно подумайте в этой интерактивной истории, и ваш выбор поможет, пока Робот путешествует из одного места в космосе в другое, пока не найдет Мелоди. показать полное описание Показать краткое описаниеНаука
Наслаждайтесь нашей коллекцией занимательных научных историй для детей. С такими любимыми произведениями, как Sid the Science Kid и Hayley Rides to Space, вы обязательно найдете истории, которые понравятся вашему ребенку.
посмотреть всеРобот в космосе
Хейли летит в космос
Мой потрясающий космический корабль
Sid The Science Kid: Многоразовый робот
Сид-ученый ребенок: Привет, песик
Сид, ученый ребенок: Роли Полис
Малыш-ученый Сид: Оптические иллюзии
Малыш-ученый Сид: Гравитация и невесомость
Малыш-ученый Сид: основные цвета
Малыш-ученый Сид: Муравьи
Малыш-ученый Сид: Состояние воды
Малыш-ученый Сид: опыление
Одна подписка, два обучающих приложения для детей от 2 до 8 лет.
ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Полный текст
О, привет. Ты не видел моего друга-робота, Мелоди? Я не могу найти ее нигде. «Привет, Робот!» — Мелодия, ты где? «Я летал в космос, но тут у меня сломалась ракета. Я не могу вернуться домой! Не могли бы вы помочь мне вернуться на Землю?» Мы должны помочь Мелоди починить ее ракету! Должны ли мы взять ракету, космический корабль или мои реактивные ботинки? Вот мы и в космосе! Это луна. Мелоди застряла здесь? я ее не вижу. Интересно, видел ли ее здесь кто-нибудь? Кого мы должны спросить? Должны ли мы спросить астронавта в космосе, астронавта на Луне или инопланетянина в кратере? Посмотрим, находится ли Мелоди на Венере. «Мелодия? Мелодия?» Я не думаю, что Мелоди застряла здесь. Слишком жарко! Вау, мне нужно остыть, прежде чем мы будем искать Мелоди где-нибудь еще. Должен ли я использовать стакан лимонада, вентилятор или разбрызгиватель? Посмотрим, сможем ли мы найти Мелоди на Марсе. «Мелодия!» «Мелодия!» «Мелодия!» «Мелодия!» «Робот! Ты здесь! Вы пришли помочь мне починить мою ракету! «Я сделал! Но что ты здесь делаешь? «Я пришел, чтобы узнать все, что можно, о Марсе. Хочешь посмотреть, что я нашел?» Мелоди нашла так много вещей! На что мы должны обратить внимание? Камни, растение или вездеход? «Мне нужно вернуться на Землю, чтобы рассказать всем о Марсе! Поможешь мне починить мою ракету? Он разлетелся на куски, когда я приземлился здесь. Нам нужно помочь Мелоди собрать ее ракету. Должны ли мы использовать космический клей, суперленту или жевательную резинку?
1
Мы учитываем уникальные увлечения вашего ребенка
2
Добавляем текущий уровень чтения
3
И создаем индивидуальный план обучения чтению
4
Это учит их читать и любить чтение
ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
НАСА организует «Время историй из космоса», где астронавты читают детям сказки на ночь с космической станции
Какой ребенок не любит засыпать под увлекательную историю? Это не только весело, но и помогает развивать у детей грамотность, словарный запас и воображение. Но любят ли родители заниматься этим так же сильно, как их дети? Ну, к сожалению, не у всех. Итак, если вы один из тех, кому надоедает читать своим детям каждый вечер, есть люди, которые могут вам помочь. Хотите верьте, хотите нет, но эти люди настоящие космонавты. Благодаря специальному проекту Global Space Education Foundation под названием Story Time from Space есть астронавты, которые читают популярные детские книги из космоса.
Дополнительная информация: youtube.com | Фейсбук | storytimefromspace.com
Оказывается, дети могут смотреть, как астронавты читают им сказки на ночь из космоса
Изображение предоставлено: storytimefromspace
Проект был создан Патрисией Трайб, педагогом и бывшим директором по образованию в Космическом центре Хьюстона. и астронавт Бенджамин Элвин Дрю-младший
boredpanda.com/story-time-from-space-nasa-astronauts-childrens-book-stem/?image_id=story-time-from-space-nasa-astronauts-childrens-book-stem-6-5e25a7969976e__700.jpg»>Изображение предоставлено: storytimefromspace
Полезная инициатива работает очень просто: книги доставляются на Международную космическую станцию, где астронавты работают над различными миссиями, затем астронавты записывают свое чтение книги и видео доступны на веб-странице инициативы и на канале YouTube.
Проект воплотился в жизнь после того, как Tribe провела исследование грамотности и научных навыков в США.
Изображение предоставлено: storytimefromspace
Она поняла, что необходимо развивать у детей оба навыка, поэтому педагог решила создать что-то, что помогло бы объединить науку и чтение в одно целое и сделать их более доступными.
Изображение предоставлено: storytimefromspace
«Что может быть лучшим примером для подражания, чтобы привлечь детей к науке и вовлечь их в чтение? Вы не только смотрите и слушаете книги, вы осматриваете Международную космическую станцию», — сказала она Huff Post.
Первым, кто прочитал книгу для детей на орбите, был сам соучредитель. Дрю-младший прочитал книгу «Макс отправляется на Луну» о последнем полете космического корабля «Дискавери».
Изображение предоставлено: storytimefromspace
С момента запуска проекта пару лет назад из космоса было рассказано много других историй, с которыми можно ознакомиться на веб-сайте проекта.
Изображение предоставлено: storytimefromspace
Астронавты читают только книги, содержащие точную информацию о STEM. «Мы не хотим увековечивать какую-либо дезинформацию», — сказал Трайб.
Чтобы дети были более осведомлены в этой области, астронавты также проводят различные научные эксперименты на космической станции.
Изображение предоставлено: storytimefromspace