Пушкина пословицы: Пословицы к сказкам Пушкина | Пословицы для детей
Пословицы к сказкам Пушкина | Пословицы для детей
Сказки Пушкина — это чудо, способное удивлять в любом возрасте. В детстве они чаруют своей фантазией, в юности поражают музыкой стиха, а в зрелом возрасте мы отмечаем в них удивительное понимание души человека. Эти сказки вошли в нашу плоть и кровь, в них всегда «русский дух» и «Русью пахнет».
Многие произведения Александра Сергеевича Пушкина изучают на уроках в школе, и даются задания:
- Какие пословицы подходят к сказкам Пушкина;
- Какие пословицы и поговорки есть в сказках Пушкина.
Для сайта «Про Пословицы» мы сделали небольшую подборку пословиц, которые помогут ответить на эти вопросы.
Пословицы о сказках
Во-первых, к большинству произведений подойдут русские народные пословицы о сказках в общем:
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (Сказка – ложь, да в ней намёк: добру молодцу урок.)
- Сказка — складка, послушать сладко.
- Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
- Быль за сказкой не угонится.
- Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
- Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Пословицы и поговорки из сказок Пушкина
А в некоторых сказках Пушкина содержатся такие фразы, которые понравились людям, прочно вошли в разговорную речь, и со временем стали пословицами и поговорками. Вот часть из них:
Сказка о рыбаке и рыбке
- Дурачина ты, простофиля!
- Поделом тебе, старый невежа.
- Чего тебе надобно, старче?
- Что ты баба, белены объелась?
Сказка о Царе Салтане
«Сказка о царе Салтане» зовет нас в глубь минувших времен. Три девицы в старинных русских сарафанах сидят с прялками у вечернего огонька. «Кабы я была царица…» — мечтает одна. Потаенными мыслями делится другая. Потом третья: «„.кабы я была царица, я б для батюшки царя…». Эта фраза также употребляется в разговорной речи, с некоторой долей юмора.
- Жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь.
- Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.
- Кабы я была царица.
- Растет ребенок … не по дням, а по часам.
Сказка о попе и работнике его Балде:
- Ест за четверых, работает за семерых.
- Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Пословицы к некоторым сказкам:
- О золотом петушке;
- О царе Салтане;
- О мертвой царевне и семи богатырях.
Пословицы к сказке о золотом петушке (Пушкин):
Как аукнется, так и откликнется.
Не все то золото, что блестит.
Не рой другому яму — сам в нее попадешь.
Давши слово — держись, а не давши — крепись.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
Доверяй, но проверяй.
За доброту добром воздается, а за зло воздается злом
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Долг платежом красен.
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
Слово давать, так слово держать
Пословицы к сказке о царе Салтане (Пушкин):
Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
Где счастье плодится, там и зависть родится.
Завистливый своих двух глаз не пожалеет.
Сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет.
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
Завистливый сохнет о том, когда видит счастье в ком.
Завистливый злее волка голодного.
Дай душе волю, захочет и поболе.
Добрый плачет от радости, а злой — от зависти.
На чужую кучу нечего глаза пучить.
Каких только чудес не бывает на свете.
Такие чудеса, что дыбом волоса.
Сказка – ложь, да в ней намёк: добру молодцу урок.
Лучше печатного не скажешь.
Золотая волюшка милее всего.
Хорошо птичке в золотой клетке, а того лучше на зеленой ветке.
Доброе семя — добрый и всход.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Добрая слава злому ненавистна.
Худо тому, кто добра не делает никому..
По добру — добро, а по худу — худо.
Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
Злой человек у кого ест да пьет, с того же и голову рвет.
Пословицы к сказке Пушкина о мертвой царевне:
Где счастье плодится, там и зависть родится.
Доброму бог помогает.
На хороший цветок и пчелка летит.
Как аукнется, так и откликнется.
Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Немил и белый свет, когда милого нет.
Смерть злым, а добрым вечная память.
При родной матери — тепло, при мачехе — холодно.
Мать гладит по шерсти, мачеха — насупротив.
Сыр калача белее, а мать мачехи милее.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Снаружи красота, внутри пустота.
Красота до вечера, а доброта навек.
Красота без разума пуста.
Красна ягода, да на вкус горька.
Хороша очами, да нехороша речами.
Завистью ничего не сделаешь.
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
Завистливый сохнет о том, когда видит счастье в ком.
Завистливый злее волка голодного.
Где счастье плодится, там и зависть родится.
Дай душе волю, захочет и поболе.
Добрался, как волк до овчарни.
Любовь братская лучше каменных стен.
Доброе братство лучше богатства.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Как мы людям, так и люди нам.
Жадность последнего ума лишает.
Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего.
Съесть не могу, а оставить жаль.
Гессен А. И.: «Все волновало нежный ум…». Пушкин среди книг и друзей Пословицы
Сказки Пушкина — это чудо, способное удивлять в любом возрасте. В детстве они чаруют своей фантазией, в юности поражают музыкой стиха, а в зрелом возрасте мы отмечаем в них удивительное понимание души человека. Эти сказки вошли в нашу плоть и кровь, в них всегда «русский дух» и «Русью пахнет».
Многие произведения Александра Сергеевича Пушкина изучают на уроках в школе, и даются задания:
- Какие пословицы подходят к сказкам Пушкина;
- Какие пословицы и поговорки есть в сказках Пушкина.
Для сайта «Про Пословицы» мы сделали небольшую подборку пословиц, которые помогут ответить на эти вопросы.
Пословицы к сказкам Пушкина
Сказки Пушкина — это чудо, способное удивлять в любом возрасте. В детстве они чаруют своей фантазией, в юности поражают музыкой стиха, а в зрелом возрасте мы отмечаем в них удивительное понимание души человека. Эти сказки вошли в нашу плоть и кровь, в них всегда «русский дух» и «Русью пахнет». Многие произведения Александра Сергеевича Пушкина изучают на уроках в школе, и даются задания: Какие пословицы подходят к сказкам Пушкина; Какие пословицы и поговорки есть в сказках Пушкина. Мы сделали небольшую подборку пословиц, которые помогут ответить на эти вопросы.
Пословицы и поговорки из сказок Пушкина
А в некоторых сказках Пушкина содержатся такие фразы, которые понравились людям, прочно вошли в разговорную речь, и со временем стали пословицами и поговорками. Вот часть из них:
Сказка о рыбаке и рыбке
> Дурачина ты, простофиля! > Поделом тебе, старый невежа. > Чего тебе надобно, старче? > Что ты баба, белены объелась?
Сказка о Царе Салтане
«Сказка о царе Салтане» зовет нас в глубь минувших времен. Три девицы в старинных русских сарафанах сидят с прялками у вечернего огонька. «Кабы я была царица…» — мечтает одна. Потаенными мыслями делится другая. Потом третья: «„.кабы я была царица, я б для батюшки царя…». Эта фраза также употребляется в разговорной речи, с некоторой долей юмора. В произведении «Сказка о Царе Салтане» можно выделить такие выражения, которые уже обрели пословичное значение:
> Жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь. > Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.
Сказка о попе и работнике его Балде:
> Ест за четверых, работает за семерых. > Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Цитаты главных героев
Идея и смысл сказки раскрываются в емких колоритных цитатах, большинство из которых – на устах у многих поколений наших соотечественников и являются некими пазлами нашего культурного кода.
(Автор снимка: KristinaKKorn)
Лягушка-квакушка:
«Бери (в жены), знать, судьба твоя такая»
«Что, Иван-царевич, невесел, голову повесил? Или горе какое?»
«Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»
«Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки» («Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела!»).
Примечательно, что, по сюжету сказки, именно проклятие отца («батюшки») Василиса Прекрасная была превращена в лягушку. Но это не меняет уважительного отношения девушки к укладу жизни своего родителя.
Лягушка-квакушка превращается в прекрасную царевну, меняется и риторика.
Василиса Прекрасная:
«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была»
«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…»
Иван-царевич:
«Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка, в коробчонке приехала» (сказано со скромностью человека, чьи достоинства не нуждаются в преувеличении)
«Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом»
«Ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала»
Пословицы к некоторым сказкам
О золотом петушке:
> О царе Салтане; > О мертвой царевне и семи богатырях.
Пословицы к сказке о золотом петушке (Пушкин):
> Как аукнется, так и откликнется. > Не все то золото, что блестит. > Не рой другому яму — сам в нее попадешь. > Давши слово — держись, а не давши — крепись. > Пока жареный петух в голову не клюнет… > Доверяй, но проверяй. > За доброту добром воздается, а за зло воздается злом > Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. > Долг платежом красен. > Как ни мудри, а совести не перемудришь. > Слово давать, так слово держать
Пословицы к сказке о царе Салтане (Пушкин):
> Сколько веревочке ни виться, а конец будет. > Где счастье плодится, там и зависть родится. > Завистливый своих двух глаз не пожалеет. > Сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет. > В лихости и зависти нет ни проку, ни радости. > Завистливый сохнет о том, когда видит счастье в ком. > Завистливый злее волка голодного. > Дай душе волю, захочет и поболе. > Добрый плачет от радости, а злой — от зависти. > За чужим погонишься — свое потеряешь. > На чужую кучу нечего глаза пучить. > Каких только чудес не бывает на свете. > Такие чудеса, что дыбом волоса. > Сказка – ложь, да в ней намёк: добру молодцу урок. > Лучше печатного не скажешь. > Золотая волюшка милее всего. > Хорошо птичке в золотой клетке, а того лучше на зеленой ветке. > Доброе семя — добрый и всход. > Добро не умрет, а зло пропадет. > Добрая слава злому ненавистна. > Худо тому, кто добра не делает никому.. > По добру — добро, а по худу — худо. > Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились. > Злой человек у кого ест да пьет, с того же и голову рвет.
Пословица к сказке Пушкина о попе и работнике его Балде > Жадность последнего ума лишает. > Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего. > Съесть не могу, а оставить жаль. Читать другие пословицы и поговорки Пословицы для детей 1 и 2 класса
Источник
LiveInternetLiveInternet
Новый русский на охоте пускает из лука стрелу. Бежит за ней, находит в болоте, а рядом лягушка сидит. И говорит лягушка: — Возьми меня домой, посади на подушечку, поцелуй и я превращусь в красавицу!
— Домой я тебя возьму, на подушечку посажу, а целовать не буду. — отвечает ей новый русский. — Почему? — спрашивает лягушка. — Красавиц много, а говорящая лягушка прикольнее.
На берегу озера сидит лягушка и болтает лапками в воде. Подходит бегемот. — Лягушка, вода тёплая? — Я здесь, между прочим, сижу как женщина, а не как термометр.
Лягушка сидит на озере, видит, трое рыбаков с лодок рыбачат. Подплывает она к первому и шепотом спрашивает: — Ну что, клюет?
Тот отвечает тоже шепотом. — Нет.
Подплывает ко второму: — Ну что, клюет? — Нет.
Подплывает к третьему: — Ну что, клюет?
Тот: — Тс—с, клюет, клюет!
Лягушка (громко): — А мне по фигу, я тут плаваю!
Студент на экзамене по немецкому языку. Экзаменатор: — Составьте предложение на немецком языке: лягушка скачет по болоту. Студент: — Айн момент! Дер лягушка по болоту дер шлеп, дер шлеп, дер шлеп!
Мужик спрашивает врача: — Доктор, как мне вылечить ангину? — Существует самый эффективный способ: берете лягушку, подносите ее к губам и дышете на нее. — Вы знаете, мне дышать очень трудно! — Тогда просто целуете ее, через некоторое время лягушка умирает, а болезнь исчезает. Через несколько дней у врача звонит телефон. Врач: — Алло? Голос: — Доктор, большое спасибо.. Ваше средство просто супер! Купил я на базаре 3 лягушки: поцеловал одну — исчезла ангина, поцеловал другую — исчезли комары, поцеловал третью — исчезла жена! Это сколько же должен был выпить принц, чтобы лягушка стала царевной?
Даже обернувшись красной девицей, опытная лягушка сохранила привычное хладнокровие. — О чем думает пара лягушек и пара влюбленных, сидя на берегу пруда?
— Не дай Бог, прилетит аист!
Чем отличается лягушка от жабы? Лягушка зеленая, а жаба душит. Нашел Иван царевич лягушку и стал ждать, когда же она в принцессу превратится.
Не дождался.
К старухе воротился. Было у мужика 3 дочери. Вот дал он каждой по луку и стреле. Куда попадет стрела там и мужа надо искать. Выстрелила старшая дочка и попала в банк. Вышла за банкира. Средняя в крутую тачку попала. Вышла за коммерсанта. Младшая попала в болото. Приходит видит лягушка сидит со стрелой, пришлось брать и домой нести. Принесла домой, ну и собирается с силами чтобы поцелавать. Поцеловала, сама быстро в ванну отмываться. Приходит все равно лягушка. Опять набралась смелости, еще раз поцеловала. Сама снова в ванну. Выходит, видит лягушка развалилась на кровати и почесывая яйца, нагло говорит: — Отсосать бы надо, красавица, шибко заколдованный я.
Какие есть поговорки из сказок Пушкина?
Думаю, наиболее часто употребляются следующие поговорки из сказок Пушкина:
Со мною, с самим Балдою?
Просто невозможно себе такое представить. В наше время если больше двух женщин соберутся в одном месте в одно время, то только разве что с целью посплетничать про еще одну, отсутствующую.
Клубок друзей и террариум единомышленников.
Дефорж есть герой в какой-то степени второстепенный, хотя на какой-то момент стад главным. Владимир Дубровский познакомился с французом на станции. Происходит разговор. Тогда он узнаёт, что Дефорж едет к Кирилу Петровичу работать. Тогда же Владимир решается на авантюру и отправляется вместо него к Троекурову, как учитель-француз, который после проводит уроки с Сашей.
Ведет себя он тихо и весьма спокойно, даже угождает Троекурову, и тут проявляется его огромная выдержка, и хладнокровие тоже, зачастую и благородство души своея. Он умеет владеть собой.
То есть, образ Дубровского Дефоржа не равен образу Владимира.
Характер француза открывается лишь тогда, когда вдруг происходит схватка с медведем. Тогда Маша и влюбляется в него, а после узнает, кто он есть.
Сын Пушкина от крестьянки Ольги Калашниковой умер в малолетстве, а вот дочь Софья, рождённая от знатной графини Е. К.Воронцовой, достигла взрослого возраста, но своих детей впоследствии не имела. Поэтому и эта линия заглохла. Зато у законных детей Пушкина потомки были и все они, кроме одного (праправнука Меренберга) достойные люди. Сегодня желательно провести экспертизы ДНК как по Софье Воронцовой, чтобы окончательно поставить точку в установлении биологического отца, а также по Софье Нарышкиной, биологическим отцом которой м.б. граф М.С.Воронцов. Но для этого нужна эксгумация, которую вряд ли кто будет делать.
Источник
Крылатые выражения в сказках А.С.Пушкина
Описание презентации по отдельным слайдам:
Крылатые выражения в сказках А.с.пушкина Джайрулаева Екатерина Сергеевна
А.С.Пушкин – гениальный русский писатель и поэт. Поэтому неудивительно, что многие отрывки его произведений стали крылатыми фразами и постоянно употребляются в нашей повседневной речи. Многие даже могут не знать, что они из произведений А.С.Пушкина.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831 год): «А во лбу звезда горит», «А комар – то злится, злится», «Белка песенки поёт и орешки все грызет», «А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой бабарихой», «Гвидон», «Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывёт», «Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом», За морем жить не худо», «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!», «Блещут маковки церквей», «Буян», «Кабы я была царица», «Полет шмеля», «Сказка о царе Салтане», «Царь Салтан», «Ядра чистый изумруд», «Три девицы под окном»
«Сказка о попе и работнике его Балде» (1830 год): «Балда», «Бедненький бес под кобылу подлез», «Где мне найти такого служителя не слишком дорогого»
«Сказка о золотом петушке» (1834 год): «Добрым молодцам урок», «Золотой петушок», «Но с иным накладно вздорить», «Перед ним его два сына», «Сказка ложь, да в ней намек!», «Царствуй, лежа на боку!», «Шамаханская царица».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Номер материала: ДБ-428557
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Цитаты: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Цитаты — «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
Написана осенью 1833 года в селе Болдино.
Сказка является авторским литературным произведением и написанным по мотивам русской народной сказки.
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.
Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошёл, как сон пустой, Царь женился на другой. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее». Как царица отпрыгнёт, Да как ручку замахнёт, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!… Чёрт ли сладит с бабой гневной? Спорить нечего. С царевной Вот Чернавка в лес пошла И в такую даль свела, Что царевна догадалась, И до смерти испугалась, И взмолилась: «Жизнь моя! И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей-душой, За невестой молодой. В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая, Пряла, сидя под окном. 300 Вдруг сердито под крыльцом Пёс залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса.
День за днём идёт, мелькая, А царевна молодая Всё в лесу, не скучно ей У семи богатырей.
Помири нас как-нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою. Что ж качаешь головою? Аль отказываешь нам? Аль товар не по купцам?» Между тем царица злая, Про царевну вспоминая, Не могла простить её, А на зеркальце свое Долго дулась и сердилась; Будто медом налилось! Видны семечки насквозь… Подождать она хотела До обеда, не стерпела, В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила… Хоронить её хотели И раздумали. Она, Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала. За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён; Кто в глаза ему смеётся, Кто скорее отвернётся; Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира 550 Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. Цитаты из «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
Оставьте свой комментарий
Выплаты и льготы для студентов в 2022 году
Время чтения: 14 минут
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
В Волгоградской области оснащают лаборатории первого школьного технопарка «Кванториум»
Время чтения: 1 минута
Правительство выделило дополнительные средства на кешбэк за детский отдых
Время чтения: 1 минута
Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы
Время чтения: 1 минута
Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Пословицы в произведениях А. С. Пушкина
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки – устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно время возникновения первых поговорок – метких речений, украшающих речь выразительностью, точностью, позволяющих избежать длинных пояснений. Бесспорно, пословицы возникли в далекой древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих речениях: Пословица недаром молвится
или
Пословица вовек не сломится
. Известен интерес русских писателей, в том числе и А.Пушкина, к фольклору. До Пушкина лишь немногие писатели обращались к великим языковым сокровищам, которыми владел простой русский народ. М.Ломоносов, П.Катенин, И.Крылов были особенно близки и дороги Пушкину прежде всего потому, что они начинали сближать книжный язык с языком простого народа. До наших дней дошло 786 писем А.Пушкина 186 адресатам. В них можно выделить около 120 пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки встречаются в письмах к наиболее близким людям, друзьям поэта. Это приблизительно два десятка получателей писем.
В письмах к невесте, а затем жене Наталье Николаевне Гончаровой встречаются такие пословицы и поговорки: семь верст киселя есть;
(бедному-то мужу)
во чужом пиру похмелье, да и в своем тошнит; взялся за гуж, что не дюж; через пень колоду валю; дай Бог ему
(Огареву. –
А.Р.
)
ни дна ни покрышки!; было бы корыто, а свиньи будут;
(отпустил я себе бороду)
; ус да борода – молодцу похвальба; от добра добра не ищут; плетью обуха не перешибет; начал я было за здравие, да свел за упокой; у меня голова кругом идет; рад бы в рай, да грехи не пускают;
а тут я к тебе упаду
как снег на голову;
а то бы я
наврал тебе с три короба;
право,
душа просит, да мошна не велит;
утром дела не делаю, а так,
из пустого в порожнее переливаю
. На «втором месте» по количеству полученных писем – близкий друг Пушкина, поэт, журналист и литературный критик Павел Андреевич Вяземский, который за 20 лет получил 74 письма, и в 14 из них встречаются пословицы, разговорные выражения, поговорки:
а если брать, так брать, не то что и когтей марать; далеко кулику до Петрова дня – а еще дале бабушке до Юрьева дня; от тебя нет ни слуху ни духу; вот уж тут-то я невинен, как барашек!; он всех нас, стариков, за пояс заткнет; деньги-то с неба не валятся; жаль, если первый блин его будет комом; долг платежом красен; за тычком не угонишься
.
Имеются пословицы в 9 письмах из 30 одному из ближайших друзей Пушкина, поэту и критику Петру Александровичу Плетневу: все перемелется – будет мука.
впрочем, держусь стоической пословицы:
не радуйся нашед, не плачь потеряв; от добра добра не ищут; не так страшен черт, як его малюют
. В письмах к брату Льву Сергеевичу: буду писать тебе
спустя рукава,
а там
хоть трава не расти
; я решительно не хочу
выносить сору из
михайловской
избы
, – а ты, душа,
держи языка на привязи
. И.В. Киреевскому – донос, сколько я мог узнать, ударил
не из
булгаринской
навозной кучи, но из тучи.
П.А. Корсакову –
пеняйте ж сами на себя.
А.А. Орлову – Ф.Косичкин
заварит такую кашу и паче кутью
. А.Г. Родзянке –
но славны Лубны за горами
. Письмо С.А. Соболевскому написано поэтом из Петербурга 15 июня 1827 года в утешение своего друга, лишившегося матери, и письмо это в самой существенной части состоит из одних пословиц: «Вечор узнал я о твоем горе и получил твои два письма. Что я тебе скажу?
про старые дрожжи не говорят трожды; не радуйся нашед, не плачь потеряв.
Перенеси мужественно перемену судьбы твоей, т.е.
по одежке тяни ножки – все перемелется, будет мука.
Ты видишь, что, кроме пословиц, ничего путного тебе сказать не сумею. Прощай, мой друг». Как можно заметить, одни пословицы цитируются точно, но чаще поэт незначительно перефразирует пословицу:
взялся за гуж, не скажу
(вместо
не говори
)
, что не дюж; плетью обуха не перешибет
(вместо
не перешибешь
). Иногда он вставляет в известную пословицу дополнительные слова: я решительно не хочу выносить сору из
(михайловской)
избы, жаль, если первый блин
его
будет комом. Иногда он изменяет одно или несколько слов в пословице: говорят, она (А.П. Керн. –
А.Р.
) премиленькая вещь – но славны Лубны (вместо
Дубны
) за горами. Лубны – город, где жила А.П. Керн.
Пословицы и поговорки в письмах Пушкина подчеркивают дружеское расположение его к адресату. В деловой переписке (деловых бумагах) пословицы отсутствуют. Но больше всего Пушкин интересовался пословицами как поэт, вводя их в свои произведения. В раннем периоде творчества Пушкина пословицы почти совсем не встречаются. Но начиная с 1820 года пословицы и поговорки все чаще проникают в его произведения. Так, уже в поэме «Руслан и Людмила» встречается: Я еду, еду, не свищу, а как наеду, не спущу. Хоть лоб широк, да мозгу мало!
Впервые большое количество пословиц, поговорок, прибауток и других элементов простонародного языка Пушкин вводит в трагедию «Борис Годунов» (1825). Вся сцена в корчме на литовской границе построена с использованием народного фольклора. Пьяные беглые монахи, шутя и балагуря, свою речь пересыпают веселыми пословицами, поговорками и прибаутками, отчего вся сцена приобретает необыкновенную выразительность. В заключительной сцене в Кремле, у крыльца дома Бориса, человек в толпе произносит:
«Яблоко от яблони недалеко падает»
. Особенно много пословиц, поговорок, сказок, народных песен использует Пушкин в прозаических произведениях. В неоконченном романе «Арап Петра Великого» встречаем 5 поговорок, в «Повестях Белкина» – 14, в «Дубровском» – 5, в «Капитанской дочке» не менее 40 пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки помогают понять характер героя. Вот коллежский регистратор в повести «Станционный смотритель», привыкший за свой век мелкого чиновника только подчиняться, покорно и молча выслушивать претензии и приказания со стороны знатных проезжих. Его отношение к жизни характеризуют пословицы:
От беды не отбожишься; Что суждено, тому не миновать; Что с возу упало, то пропало
. Явившись к офицеру Минскому – похитителю его дочери, он умоляет его вернуть ему его дочь и тут же добавляет: «Ваше высокоблагородие!
что с возу упало, то пропало
», на что Минский в крайнем замешательстве сказал:
«Что сделано, того не воротишь».
«Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях» также изобилует пословицами. Они помогают автору достаточно точно передать характеры центральных героев и выразить свою оценку происходящих событий, оказать какое-либо воздействие на читателей. Всего пословиц в произведении 9. Материалом из этого произведения мы и воспользуемся для анализа.
Источник
Цитаты второстепенных персонажей
(Автор снимка: Надежда Корчагина)
«Куда стрелы упадут, там и судьба ваша» (повторяется посыл «чему быть – того не миновать, озвучиваемый и лягушкой-квакушкой)
«Эту рубашку в черной избе носить»
«В этой рубашке только в баню ходить»
«Ну, вот это рубашка — в праздник её надевать»
«Вот это хлеб, только в праздник его есть!»
Братья:
«Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принес»
«Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не лягушка, а какая-нибудь хитра…»
Смысл этих слов, вложенных в уста братьев-царевичей, ставших крылатыми, можно передать другой крылатой фразой: «смеется тот, кто смеется последним».
Не менее колоритны высказывания и других персонажей, помогающие раскрыть суть сказки.
Старый старичок:
«Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?»
«Эх, Иван-царевич! Зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её было снимать»
Медведь:
«Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь»
Селезень:
«Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь»
«Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь».
«Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синеё море!»
Классические русские афоризмы как средство изображения культуры
Реферат
Культура каждого народа является частью его национального наследия. Основой проявления культуры и национального самосознания является язык, зафиксированный в диахронии в памятниках литературы. Любой язык мира включает в себя фонд устойчивых глагольных комплексов, в том числе паремий, фразеологических оборотов разных типов, афоризмов, поговорок и крылатых выражений. Афоризмы, восходящие к глубокой древности, являются наиболее сложной единицей языка и речи с точки зрения лингво-литературного подхода и в полной мере демонстрируют мировоззренческие культурные доминанты русского народа. Они отражают ценностную парадигму менталитета народа в синхронии и диахронии, несмотря на то, что одновременно показывают ее индивидуально-авторскую трактовку. Русский афоризм на века сохранил национальное самосознание, морально-этические ценности народа, он способен передавать культурно-историческую память из поколения в поколение. Афоризмы показывают не только своеобразие, своеобразие русской культуры и менталитета, но и общность культурных кодов и универсальность общечеловеческих ценностей, которые иллюстрируются через ключевые слова-понятия, закрепленные в русских поговорках: любовь, Родина, труд, счастье, человек. , доброта, дружба, время, ум, глупость, правда, слово, поэзия и др. Классические афоризмы затрагивают общественно-политические, морально-этические, бытовые, педагогические, профессиональные, философские проблемы, отражая тем самым понятийную картину мира и представляющее культурное наследие Русского мира, являющееся частью мирового культурного наследия.
Ключевые слова: Афоризм, классический русский афоризм, культура
Введение
русских афоризма уходит своими корнями в глубокую древность, и стали запоминаться людьми со времени появления письменности на Руси. История русских афоризмов в адиахроническом плане показывает этап древнерусских афоризмов, этап афоризмов времен средневековой России и т. д. Однако подъем афористической мысли приходится на XIX век, традиционно называемый золотым веком русской литературы. . Следует отметить, что как в 20 веке, так и в начале 21 века афоризмы развиваются исключительно активно.
Переходным этапом в истории афоризмов конца XVIII–начала XIX вв. стало творчество наиболее известных писателей и поэтов конца XVIII–начала XIX вв., таких как Н. М. Карамзин. Их произведения включают большое количество вводных афоризмов, органично вплетенных в художественный текст. В XIX веке в России издавались отдельные сборники афоризмов, но большее количество изречений встречается в литературно-публицистических текстах классиков русской литературы от А.С. Пушкина к Л.Н. Толстого, этот этап развития афористической мысли мы называем русскими классическими афоризмами.
Постановка проблемы
Проблемы интерпретации афоризмов возникали в разное время, развивались в различных национальных (интернациональных) традициях, под влиянием различных культурных тенденций и социальных процессов, в рамках парадигм научного знания и языковых культур. Доступны только девять наиболее значимых эмпирических пониманий афоризма (научно-философское, литературно-философское, религиозно-литературное, литературно-художественное, литературно-публицистическое, литературно-правовое, народно-поэтическое, поэтико-риторическое, бытово-лингвистическое) ( Иванов, 2019). Мы придерживаемся следующего толкования термина. Афоризм – краткое фразеологическое высказывание, отличающееся наличием в структуре слов-понятий; категоризация, воспроизводимость, краткость. Среди факультативных признаков афоризма часто указывают парадоксальность и стремление выразить общую истину. Например, Космин (2015) написал об этом в своей статье «Афоризм: функция и дискурсивная стратегия» и подчеркнул, что «хотя афоризм носит контекстуальный характер, зависящий от времени и географии, он «передает свое богатство другим поколениям» (стр. 2269).). Противоречия афоризмов обсуждаются в статье Бейлисона и Карасика «Концептуализация сомнения в пословицах и афоризмах» (2019) и др.
Процессы глобализации в различных сферах жизни человека в настоящее время носят необратимый характер. Эти процессы могут вызвать нивелирование национальных культур. В связи с этим культурологи, филологи, лингвисты, этнографы и ученые других специальностей ставят справедливый вопрос о сохранении индивидуальных особенностей культур, о национальной и этнической самоидентификации народов.
Традиционно считается, что устойчивые словосочетания в любом языке выражают особенности мировоззрения этноса. Во фразеологической системе языка, в паремиологическом фонде крылатые выражения и афоризмы дают «многослойные данные о материальной и духовной культуре народа, говорящего на том или ином языке» (Мокиенко, 2010, с. 8).
Исследовательские вопросы
Предметом исследования является корпус русских классических афоризмов конца XVIII–XIX вв.веках зафиксированы в «Словаре афоризмов русских писателей» (Королькова и др., 2004). В тексте статьи все примеры афоризмов приводятся из этого словаря.
Цель исследования
Цель исследования — исследовать русские классические афоризмы и доказать утверждение о том, что весь корпус поговорок является важнейшим средством выражения национально-культурных ценностей народа, концептуальной картины мира.
Методы исследования
В исследовании использованы сравнительно-сопоставительный метод и метод семантического анализа, предполагающий выделение ключевых слов в афоризмах. Афоризм включает в себя ключевые слова как смысловое ядро, основу поговорки. Ключевые слова в афоризмах представляют концепты русской культуры (выделены курсивом по всему тексту).
Находки
Рассмотрим систему культурных констант, представленных афоризмами русской классики, изречениями писателей, поэтов и ученых.
На рубеже XVIII–XIX веков творчество Н. М. Карамзина было специфическим явлением в русской литературе, культуре и исторической научной мысли. Впервые история России стала достоянием как исторической науки и литературы, так и широкого круга читателей. Карамзин осознавал уникальность всего происходившего и происходящего в России и старался уловить и передать восприятие этой уникальности читателям.
Н.М. Карамзин считал, что история России и всего человечества неумолимо движется вперед. Он развивается и приближается, хотя и медленно, неровными шагами, к духовному совершенству. Афоризмы Н. М. Карамзина дают описание нравственных качеств человека, осуждение пороков, иронические замечания о глупости, изречения об исключительности русского пути развития, сравнение русского характера с европейцами, изречения о любви к отечестве, о правде и непременно о поэзии и поэтах и т. д.
Например:
Прошловека и погрузилось в вечность —
всегда был радостью для
Невинные, чистые души.
* * *
Небеса справедливы и только в рабство погружаются.
* * *
раскрывают самые сильные стороны характера людей и народов.
* * *
А пока это опасно
Кому-то скучно, кому-то ужасно;
Никто не хочет это слушать.
Его афоризмы охватывают широкий круг тем. Художественное наследие Н. М. Карамзина включает в себя большое количество афоризмов, так как, как всякий историк, он любил обобщения и выводы. В связи с этим можно отметить его высказывания о важности сохранения исторических памятников, о необходимости изучения истории родной страны, чтобы воспитать достойных сыновей отечества. Вообще произведения Н. М. Карамзина и его афоризмы научили современников видеть и понимать прекрасное и в жизни, и в искусстве, и в древности. Истина в интерпретации Н. М. Карамзина была воспринята русской литературой и русской культурой.
История вводного русского афоризма XIX века весьма богата и разнообразна. Литература 19 века отражает борьбу различных литературных течений. Однако у писателей и поэтов, принадлежащих к разным литературным течениям, много общего в плане афоризмов. Именно по этому периоду времени можно судить об афористичности творчества того или иного писателя, поэта, литературоведа, историка и даже общественного деятеля. Афоризм можно рассматривать как особый стилистический прием в творчестве того или иного автора. С этой точки зрения работа А.С. Пушкин, безусловно афористичный, в высшей степени интересен. Интерес к его творчеству огромен на протяжении нескольких столетий, и многие афоризмы А.С. Пушкина давно превратились в крылатые фразы и изучаются в специальных лексикографических трудах, например, в «Словаре крылатых выражений» Мокиенко и Сидоренко (1999).
Афоризмы А.С. Пушкин избегает прямого и навязчивого назидания, и в то же время оно глубоко, разнообразно по тематике. Он затрагивает очень серьезные проблемы и одновременно иронизирует. Даже очень короткий и, казалось бы, легкомысленный пушкинский афоризм заставляет задуматься.
Например:
Нет шляпы, которой бы не льстили
А, которому всего семнадцать
Этот афоризм из стихотворения «Руслан и Людмила» слегка ироничен, автор иронизирует над невинным кокетством юной девушки, и в то же время затрагивает тему быстротечности времени. Семнадцать — прекрасный возраст, но как быстро он проходит, никому и никогда не дано сохранить очарование юности, непосредственности и юношеской красоты. Отметим, что этот афоризм вышел из-под пера очень и очень молодого человека.
Много лет спустя в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин иронизирует о добродетели и пороке в современном обществе.
Сегодня нас окутывает мысленный туман,
каждый вводит нас в сон,
даже в романах пленяет нас,
да и там растет его торжество.
А.С. Пушкин всегда отвергал нравоучительную литературу; он обнаружил, что инструкции и назидательный тон были действительно скучными. Этим чувством он поспешил поделиться с читателями.
В литературных произведениях А.С. Пушкина можно найти поэтические и прозаические афоризмы. Последние, чаще всего, представляют изречения поэта, когда он размышляет о судьбе русской литературы и русского языка. Афоризмы А.С. Пушкина требуют отдельного исследования.
Поэты пушкинского круга также не пренебрегали возможностями лаконичного и мудрого жанра афоризма. Вводные афоризмы встречаются в поэзии П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, Д.В. Давыдов и др. Поэзия П. А. Вяземский отличается особой афористичностью. Его раннее творчество проникнуто свободолюбивыми мотивами, что нашло отражение в афоризмах.
Позднее П.А. Вяземский отказался от свободолюбивых мечтаний и обратился к вполне реальной и даже суровой действительности. В это время он стал пропагандировать «поэзию мысли» — своего рода философскую поэзию, в которой дураки осуждаются и высмеиваются.
рассмешит – и лечит!
* * *
исчерпан, а силен —
Чем они глупее, тем упорнее.
Сборник афоризмов П.А. Вяземский включает изречения о свободе, о времени, о человеке, об уме и т. д. Женщине он посвящает тонкие и ироничные афоризмы.
Нуждается в мужчинах больше, чем в воздухе
Желание нравиться было присуще ей от рождения;
Это ее вторая жизнь и моральная ось
На котором двигаются все женские пружины.
Ряд серьезных литературно-критических работ П.А. Вяземского также содержат афоризмы, близкие к прозаическим критическим афоризмам А. С. Пушкин. В конце жизни П.А. Вяземского интересовали вопросы веры, поэтому он писал поэтические тексты с вкраплениями соответствующих афоризмов.
Афоризмы других поэтов пушкинского круга разнообразны и в то же время близки по тематике и проблематике афоризмам А.С. Пушкин и П.А. Вяземский.
В плане истории афоризмов необходимо отметить известную комедию А.С. Грибоедов. Известно, что А.С. Пушкин был поражен особой афористичностью пьесы и не сомневался, что «большинство стихов перейдет в изречения». Действительно, анализируя текст комедии, мы встретили 70 афоризмов, всего 13 724 лексических единицы. Многие афоризмы превратились из крылатых выражений, пройдя несколько этапов фразеологической контаминации. Известные афоризмы А.С. Грибоедова:
Важно не то, что они говорят
* * *
Он везде, человек, который любит ползать,
Но теперь может обуздать и отвратить
* * *
Но скажи мне, где найти чистых, — и умных
Афоризмы и крылатые фразы издавна являются предметом специальных лексикографических работ (Мокиенко и др. , 2009).
В XIX веке очень распространенными оказались стихотворные афоризмы, однако и прозаические изречения активно пополняли коллекцию русских афоризмов. В начале века это были, прежде всего, прозаические афоризмы А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.И. Дал. В середине и начале 60-х годов 19 в.ХХ века это были афоризмы как писателей, так и литературоведов. Положение в русской литературе было таково, что именно критика определила путь развития русской литературы.
Литературно-критические произведения В.Г. Белинский оказал огромное влияние на развитие литературного процесса в России. Афоризмы В.Г. Белинского разбросаны по его многочисленным произведениям. Изречения В.Г. Белинского посвящены не только литературе, но и насущным проблемам России, а также «вечным вопросам», неизбежно встающим перед каждым поколением. Творчество В.Г. Белинский афористичен, в его произведениях можно найти многочисленные изречения по самым разным вопросам. Афоризмы В.Г. Белинского отличает последовательность, в его произведениях нет афористических повторов, нет тематических противоречий, которые, например, присущи произведениям К. Н. Батюшков. Афоризмы В.Г. Белинского дают вполне точную характеристику его литературно-критических, политических взглядов и отношения к нравственно-этическим проблемам.
Вот несколько примеров афоризмов В.Г. Белинский:
Из всех критиков величайшим, самым блестящим, самым непогрешимым является
.* * *
Жить — значит чувствовать и думать, страдать и радоваться. Любой другой
* * *
часто заблуждается, когда видит в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь раскрывает в нем прекрасное или великое, недоступное наблюдению и уму.
Вместе с В.Г. Белинского, афоризмы его современников Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарева представляют интерес. В их произведениях и художественных текстах также встречается множество афоризмов на самые разнообразные темы. Взгляды, высказанные ими, афористичны, часто дополняют друг друга. Это прежде всего высказывания о труде, о свободе, о русском языке, о русской литературе, о смысле жизни, о любви.
Например, поговорки о труде:
– деятельность мозга и мышц, восполняющая естественную, внутреннюю потребность. (Н.Г. Чернышевский).
* * *
№составляет самую прочную и надежную связь между человеком, который работает, и обществом, на благо которого этот труд направлен. (Д.И. Писарев).
* * *
При наличии степени уважения и способности оценивать труд по его истинной ценности, можно узнать степень цивилизованности людей. (Н.А. Добролюбов).
Или поговорки о любви:
человека и не мешать ему в жизни, не отравлять его существование нежеланными заботами и навязчивым участием, это уловка, на которую способны немногие. (Д.И. Писарев).
* * *
Чувство может быть истинно хорошим лишь при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет начало и залог того общественного благополучия, которое обещано нам в будущем развитии человечества установлением братства и личное равенство между людьми. (Н.А. Добролюбов).
* * *
Не только те, кто любит кричать о своей любви, умеют; у умного человека чувство выражается и словом, и делом, у других только делом, и, может быть, чем сильнее, тем молчаливее. (Н.Г. Чернышевский).
Середина и конец XIX века отмечены прежде всего расцветом вводных афоризмов в произведениях классиков критического реалистического направления, таких как И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский.
С середины XIX века в русских афоризмах наблюдается пестрая картина; афористика активно развивается не только в художественных произведениях (в качестве вводных), но и в литературно-критических произведениях, а также в научных трудах. Известно, что исторические труды В.О. Ключевского афористичны.
В.О. Ключевского называли большим мастером живого слова, признанным политическим и академическим остроумием, изречения которого, как правило, полные иронии, подхватывались на лету и распространялись сначала в Москве, а затем и в других русских городах и весях ( по Нечкиной, 1968).
Кроме того, В.О. Ключевский считал, что в сжатой, емкой форме афоризмов можно прекрасно выразить собственные философские взгляды и мировоззренческие суждения. После его смерти в его архиве были обнаружены отдельные тетради с пронумерованными афоризмами, которые сам автор расположил в хронологическом порядке. Афоризмы В.О. Ключевского оригинальны, затрагивают самые разнообразные вопросы и выходят далеко за пределы исторической науки как таковой.
Например:
А не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
* * *
Человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло.
* * *
без морали — легкомыслие, без мысли — фанатизм.
* * *
светлый только тогда, когда он освещен изнутри с хорошим чувством.
Афористика, являясь неотъемлемой частью языка и культуры, отражает ценностную парадигму менталитета народа в синхронии и диахронии. Русские афоризмы сохраняют национальную самобытность, морально-этические ценности народа на протяжении веков, передают культурно-историческую память из поколения в поколение. Афоризмы показывают не только своеобразие, своеобразие русской культуры и менталитета, но и общность культурных кодов и универсальность ценностей, примером чего являются ключевые слова-понятия, закрепленные в русских поговорках: и др.
Степанов (2004) в словаре отметил, что эти слова-понятия входят в состав национально-культурного кода Русского мира.
Заключение
Афоризмы XIX века можно определить как классические как по широкому кругу тем, так и по отдельным направлениям афористической мысли. Именно в 19 веке появились первые книги русских афоризмов. Получили развитие юмористические, иронические афоризмы и афоризмы глубоких обобщений и сентенций. Афоризмы проникают из области художественной мысли в публицистику, в научные произведения, активно вторгаются со страниц газет, журналов и книг в повседневную речь. Многие поговорки становятся популярными цитатами.
Афоризмы представляют богатую русскую культуру и историю русской общественной мысли XIX века.
Классические афоризмы затрагивают общественно-политические, нравственно-этические, бытовые, педагогические, профессиональные, философские проблемы, тем самым отражая концептуальную картину мира и репрезентируя культурное наследие Русского мира, являющееся частью мирового культурного наследия.
Ссылки
Бейлисон Л., Карасик В. (2019 г.). Концептуализация сомнения в пословицах и афоризмах. науч. Рез. и развитие Modern Communicat. Студ., 8, 812.
Академия Google Перекрестная ссылкаКосмин Б. (2015). Афоризм: функция и дискурсивная стратегия. Proc.-Soc. и поведенческие науки, 191, 22672271.
Академия Google Перекрестная ссылкаИванов Э. Э. (2019). Аспекты эмпирического понимания афоризма. Бык. Универ Дружбы Народов. Руси. сер. Теория яз. Семантика семиотики, 10 (2), 381–401.
Королькова А.В., Ломов А.Г., Тихонов А.Н. (2004). Словарь афоризмов русских писателей Рус. Л. Медиа.
Мокиенко В. М. (2010). Познание и культура в чуде познавательной и исторической фразеологии. Фразеология и познание. В Сб. докладов 2-го Межд. конф. Фразеол., Когнит. и культура (стр. 820). Опубл. Дом БелГУ.
Мокиенко В. М., Семенец О. П., Сидоренко К. П. (2009). Большой словарь крылатых выражений А.С. Грибоедов («Озорство быть умным»). ОЛМА Медиа Группа.
Мокиенко В. М. и Сидоренко К. П. (1999). Словарь крылатых выражений А.С. Пушкин. Опубл. Дом Санкт-Петербургского универа. Фолио-пресс.
Нечкина М. В. (1968). Буквы. Дневники. Афоризмы и размышления об истории. Наука.
Степанов Ю.С. (2004). Константы: Словарь русской культуры. акад. Проект.
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
Пушкин — The New York Times
Реклама
Продолжить чтение основной историиПервая глава
Т. Дж. Биньон
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в четверг, 26 мая 1799 года, в «полукирпично-полудеревянном доме» на участке земли, расположенном на углу Малой Почтовой улицы. и Госпитальный переулок. Это было в восточной окраине, известной как Немецкая слобода, куда иностранцы были сосланы в 1652 году. Хотя это было далеко от центра, до пожара 1812 года это было фешенебельное место, «сен-Жерменское предместье Москвы». » 8 июня его крестили в приходской церкви Богоявления Господня на Елоховской площади. А той же осенью родители, Сергей и Надежда, забрали его и сестру Ольгу, родившуюся в декабре 179 г.7-навестить деда Осипа Ганнибала, отца Надежды, в его имении Михайловское Псковской области. Большую часть следующего года провел в Петербурге. Император Павел, наткнувшись на Пушкина и его няню, сделал выговор последнему за то, что он не снял шапочку с младенца в присутствии царственной особы, и сделал это сам. Осенью они вернулись в Москву, где должны были остаться на время детства Пушкина.
Пушкин гордился обеими сторонами своей родословной: и родом отца, Пушкиных, и родом матери, Ганнибалами. Однако эти двое были настолько непохожи друг на друга, антиподы почти во всех отношениях, что для того, чтобы в равной степени гордиться обоими, требовалось примирение противоречивых ценностей. У Пушкина противоречия никогда не разрешались до конца, и возникшее из этого напряжение время от времени проявлялось как в его поведении, так и в творчестве. Наиболее очевидная разница заключалась в происхождении двух семей: если Пушкины вряд ли могли быть более русскими, то Ганнибалы вряд ли могли быть более экзотическими и более иностранными.
15 ноября 1704 года чиновник министерства иностранных дел в Москве передал генерал-адмиралу Головину, министру, известие о сербском торговце, служившем в ведомстве. «Перед выездом из Константинополя 21 июня, — писал он, — барин Савва Рагузинский известил меня, что по распоряжению вашего превосходительства он с большим страхом и опасностью для жизни своей приобрел у турок двух маленьких негритянок и третьего для посла Петра Андреевича. [Толстой], и что он отправил этих чернокожих со своим человеком для безопасности по суше через валахские территории». Мальчики только что прибыли, добавил писатель; одного отправил в дом посла, а двух других, братьев, во дворец Головиных. Младший из них должен был со временем стать генералом Абрамом Петровичем Ганнибалом, кавалером орденов Св. Анны и Александра Невского, прадедом Пушкина по материнской линии.
Головин приобрел двух мальчиков в дар царю, которому они были подарены, когда он приехал в Москву в декабре 1704 года. Петр крестил старшего брата в Преображенском приходе в Москве, когда ему дали имя Алексей, и отчество Петров, от собственного имени царя. Получил музыкальное образование и был приписан к Преображенскому полку, где играл гобоя в полковом оркестре. В отличие от своего младшего брата Абрама, он затем исчезает со страниц истории.
Абрам с самого начала был любимцем царя. 18 февраля 1705 г. в книге учета царского двора отмечается: «Абраму-негру на сюртук и отделку дано 15 рублей 45 копеек». Весной 1707 года Петр начал поход против шведов. Той осенью он отпраздновал победу над Карлом XII в православной Пятницкой церкви в Вильно и одновременно крестил своего нового протеже, выступив в роли его крестного отца и дав ему, как и брату, отчество Петров. И документ 1709 г.отмечает, что «по царскому повелению сделаны кафтаны для карлика Иоакима и арапца Аврама, на праздник Рождества, с камзолами и панталонами».
В 1716 году Петр совершил второе путешествие в Европу. Абрам был одним из его свиты и вместе с тремя другими молодыми русскими был оставлен во Франции для изучения фортификации, подкопа и горного дела в военном училище. Они вернулись в Россию в 1723 году, когда Абрама произвели в поручики и отправили в Ригу. Петр умер в феврале 1725 г., но его жена Екатерина, сменившая его, продолжила его благосклонность к Абраму: он был нанят для обучения внука царя — недолговечного Петра II (1715–1730; царь 1727–30) — геометрии и укрепление. Примерно в это же время он впервые упоминается как Ганнибал. Приобретение фамилии было ступенью вверх по социальной лестнице, отличавшей его от крепостных и других, известных только по христианскому имени и отчеству; в то время как то, что он должен был называть себя в честь великого карфагенского полководца, не означает неуверенности в своих силах. Судьба его изменилась после смерти Екатерины: по смутному подозрению в политических интригах он был командирован сначала в Сибирь, затем на побережье Балтийского моря. Только с воцарением Елизаветы, младшей дочери Петра Великого, его положение улучшилось. В декабре 1741 г. она произвела его из подполковника в генерал-майоры и назначила военачальником Ревеля. В следующем году она сделала ему большой пожалование земли в Псковской губернии: сюда входило Михайловское, имение, где Пушкин должен был провести два года в ссылке, с 1824 по 1826 год. В 1752 году он был переведен в Петербург, произведён в генералы. в 1759 г., и, отвечая за военно-инженерное дело по всей России, руководил строительством Ладожского канала и укреплением Кронштадта. То, что черный раб, не имеющий родственных связей, богатства или собственности, поднялся до этого положения, в высшей степени экстраординарно: действительно настолько замечательно, что можно утверждать, что характер далеко за пределами обычного, тот, который был более чем оправдан в присвоении имени и репутация великого карфагенянина. Смерть Елизаветы в 1761 году положила конец его карьере; он вышел в отставку без повышения по службе и вознаграждения и прожил остаток жизни в своем загородном доме в Суйде, недалеко от Санкт-Петербурга, где и умер 20 апреля 1781 г.
В 1731 году он женился на Евдокии Диопер, дочери голландского морского капитана. Когда она родила ребенка, явно не его, он развелся с ней (правда, воспитывая дочь как свою) и женился на дочери шведского офицера русской армии Кристине фон Шёберг. Из его семи детей от Христины (еще трое умерли в младенчестве) старший сын Иван был отличившимся артиллерийским офицером, достигшим чина генерал-лейтенанта. Петр, второй сын, в старости жил в Покровском, километрах в четырех от Михайловского, где занимался перегонкой домашней водки. «Он потребовал водки, — писал Пушкин, побывав у него там в 1817 году. — Водку принесли. Наливая себе стакан, он велел подать мне, старый негр. Через четверть часа он опять потребовал водки, и это повторилось еще раз пять или шесть до обеда». Он снова посетил его в 1825 году, когда он думал о составлении биографии Абрама, проекта, который позже превратился в вымышленного Арапа Петра Великого. «Я рассчитываю увидеть моего старого негра двоюродного дедушки, который, я полагаю, умрет в один из этих прекрасных дней, и я должен получить от него несколько воспоминаний о моем прадеде», — писал он 11 августа. Через неделю или около того он осуществил свое намерение, привезя с собой в Михайловское не только рукопись биографии Абрама, написанную его зятем Адамом Роткирхом, но и короткую незаконченную записку, составленную самим Петром, в которой карьеры его и его отца.
Осип, третий сын Абрама и дед Пушкина по материнской линии, был артиллерийским офицером на флоте, дослужился до командира. Беспечный и распущенный, он наделал больших долгов, которые отец в конце концов отказался платить и запретил ему дом. В начале 1770-х годов он был командирован в Липецк Тамбовской области, где познакомился и в ноябре 1773 года женился на Марии Пушкиной. Обычно считалось, что Мария бросилась прочь; ее московские кузины сочинили на свадьбу эпиграмму:
Жил-был великий дурак,
Который без разрешения Купидона
Вышел замуж за Визапура.
Последняя строчка — удар по цвету лица Осипа; это отсылка к «смуглому Визапуру», князю Порюсу-Визапурскому, индийцу и известному чудаку.
Абрам простил новобрачного Осипа; ему разрешили вернуться домой, а его дочь Надежда, мать Пушкина, родилась в Суйде 21 июня 1775 года. Однако Осип нашел отца властным, а семейную жизнь мучительно скучной. Оставив записку, что никогда не вернется, он сбежал в Псков, где познакомился с хорошенькой молодой вдовой Устиньей Толстой. Получив, по его словам, таинственное сообщение о смерти жены, он женился на Устинье в ноябре 1778 года. Мария, которая была далеко не мертва, подала на него жалобу; после многолетних челобитных и встречных челобитных брак с Устиньей был расторгнут, а имение Кобрино под Петербургом (которое он теперь унаследовал вместе с Михайловским от отца) передано в доверительное управление Надежде. Осип в ярости удалился на одинокое существование в Михайловское, где и умер в 1806 году, оставив обремененное долгами имение.
После разлуки Мария переехала в Санкт-Петербург, проводя лето в Кобрино, верстах в тридцати от столицы. Поэтому Надежда воспитывалась далеко не в провинциальной среде. Она была начитана, прекрасно говорила по-французски и благодаря связям Марии в столице получила доступ в свет, где стала известна как «красивая креолка». Здесь она познакомилась с Сергеем Пушкиным; супруги — отец и мать поэта — обвенчались 28 сентября 1796 года в деревенской церкви в Воскресенском имения Кобрино.
Хотя Пушкин утверждал, что может проследить свою родословную по отцовской линии до времен Александра Невского, первым, кто носил эту фамилию, был Константин Пушкин, родившийся в начале пятнадцатого века, младший сын Григория Пушкина. От него к поэту идет прямая родословная. С этого времени и до XVII века Пушкины были малочисленным боярским родом, члены которого никогда не пользовались большим влиянием и не занимали высоких государственных должностей. Однако живую роль они сыграли в Смутное время (1584-1613), когда некий Гаврила Пушкин был видным сторонником Самозванца Дмитрия. Пушкин поместил его в свою историческую драму «Борис Годунов», заметив: «Найдя в истории одного из моих предков, сыгравшего большую роль в ту несчастную эпоху, я вывел его на сцену, не заботясь о тонкостях приличия, con amore, но без аристократического тщеславия». Но падение значения наступило во время правления Петра Великого. По Табели о рангах, обнародованной в 1722 г., на военную, гражданскую и придворную службы была возложена иерархическая система чинов, состоящая из четырнадцати чинов. Те, кто был в первых восьми классах, автоматически становились дворянами: следовательно, отныне общественное положение должно было определяться не происхождением, а рангом. Более могущественные аристократические семьи мало пострадали, но менее важные, такие как Пушкины, утонули в наплыве новых дворян. В течение восемнадцатого века ни один член семьи не добился выдающихся успехов ни в одной области, хотя семейная традиция ошибочно утверждала, что Алексей Федорович Пушкин, отец Марии, был воеводой (губернатором) Тамбова.
Лев Пушкин, дед поэта по отцовской линии, служил в артиллерии, дослужился до майора до выхода в отставку в 1763 году. Он поселился в Москве, в большом доме на Божедомке (ныне улица Делегатского), в северной окраине. Участок занимал почти пятнадцать акров, спускаясь к оранжерее и большому рыбному пруду, образованному запрудой на реке Неглинной. От первой жены у него было трое детей, а вторая, Ольга Васильевна (урожденная Чичерина), должна была родить ему еще четверых: Анну, Василия, Сергея и Елизавету. По обычаю, Василия и Сергея зачислили в армию в очень раннем возрасте: Василию было семь, а Сергею шесть, когда их имена впервые появились в списке. Реальная служба в полку — Лейб-гвардии Измайловском — началась гораздо позже: для Сергея в конце 1780-х гг. В 179 году произведен в прапорщики.4, в 1796 г. в поручики, а в 1797 г. переведен в егерский батальон в чине капитан-лейтенанта. Оба брата ушли из армии осенью 1797 г. Ни один из них не был предназначен для военной службы, но вполне вероятно, что их отставка была вызвана изменениями, внесенными императором Павлом, вступившим на престол годом ранее. Военный тиран и педант, он навязал армии тесный прусский мундир; самовольно отправил бы офицеров в Сибирь за мелкую провинность на параде; и неоднократно угрожал изгнанием модных полков, таких как Измайловский, из Петербурга в провинцию. Братья вместе с молодыми женами, обе столичными красавицами, обожавшими светскую круговерть, с ужасом смотрели бы на перспективу ссылки в какое-нибудь унылое провинциальное захолустье.
В 1834 году Пушкин, с ностальгией оглядываясь на Москву своего детства, до пожара 1812 года, писал:
Когда-то действительно было соперничество между Москвой и Петербургом. Тогда в Москве были богатые дворяне, не работавшие, вельможи, отказавшиеся от двора, и самостоятельные, беззаботные личности, страстно преданные безобидной клевете и недорогому гостеприимству; тогда Москва была местом сбора всей российской аристократии, стекавшейся сюда зимой из всех губерний. Туда прилетели из Петербурга блестящие молодые гвардейцы. В каждом уголке древней столицы звучала музыка, везде было многолюдно. Дважды в неделю зал Дворянского собрания заполняли пять тысяч человек. Там молодые встретились; заключались браки. Москва славилась своими невестами, как Вязьма своими пряниками; Московские обеды вошли в поговорку. Невинные чудачества москвичей были признаком их самостоятельности. Они жили своей жизнью, развлекаясь, как хотели, мало заботясь о мнении других. Какой-нибудь богатый чудак мог бы построить себе на одной из центральных улиц китайский дом с зелеными драконами и с деревянными мандаринами под позолоченными зонтиками. Другой может доехать до Марьиной Рощи в карете, покрытой чистым серебром. Третий может посадить пятерых или около того арапок, лакеев и слуг на грохот четырехместных саней и везти их тандемом по летней улице. Красавицы Аламода присвоили себе петербургские моды, наложив на них свой неизгладимый отпечаток. Издалека глумился надменный Петербург, но не препятствовал выходкам старой матушки Москвы.
Продолжает…
Из Пушкина Т.Дж. Binyon Copyright © 2003 T.