Пушкин про любовь к женщинам: Стихи о женщине Александра Пушкина. Читать стихотворения о женщине Александра Пушкина на портале «Культура.РФ»
Александр Пушкин — Стихи Александра Пушкина о женщине
Стихи Александра Сергеевича Пушкина о женщине — они конечно же занимают лидирующее место в истории русской литературы! Небесное в земном — таков он — Пушкин.
В пушкинской поэзии невозможно заметить ни малейшего намёка на непристойность отношений между мужчиной и женщиной.
А как он повествует, даже в своей соблазнительной «Гаврилиаде», о том, как возвышенно он любит! Пушкин в своих произведениях «поёт» о любви к женщине, да так нежно, так целомудренно!
Поэт созерцает мужчину и женщину не как «половинок» одного целого, а как саму целостность, предвосхищаемую, но так полностью и не осуществляемую до конца жизненного предназначения. Можно предполагать, что «целостность» имеет гораздо больший смысл и продолжение где-то там, за пределами нашей жизни.
Вот таков логос любви Александра Сергеевича Пушкина, любви к женщине, как к самому высшему проявлению божественного плана.
- Буря — «Ты видел деву на скале…»
- В крови горит огонь желанья…
- В молчаньи пред тобой сижу…
- В тревоге пёстрой и бесплодной…
- Всё в жертву памяти твоей…
- Всё пленяет нас в Эсфири…
- Вы избалованы природой…
- Вы съединить могли с холодностью сердечной…
- Город пышный, город бедный…
- Гречанке — «Ты рождена воспламенять…»
- Давно об ней воспоминанье ношу в сердечной глубине…
- Дева — «Я говорил тебе: страшися девы милой!. .»
- Десятая заповедь — «Добра чужого не желать…»
- Дионея — «Хромид в тебя влюблен; он молод, и не раз…»
- Дориде — «Я верю: я любим; для сердца нужно верить…»
- Её глаза — «Она мила — скажу меж нами…»
- Зачем я ею очарован? Зачем расстаться должен с ней?..
- Зачем, Елена, так пугливо…
- И недоверчиво и жадно смотрю я на твои цветы…
- Иной имел мою Аглаю…
- К живописцу — «Дитя харит и вдохновенья…»
- Как сладостно!.. но, боги, как опасно…
- Как счастлив я, когда могу покинуть…
- Калмычке — «Прощай, любезная калмычка!..»
- Когда б не смутное влеченье…
- Когда бывало в старину являлся дух иль привиденье…
- Когда так нежно, так сердечно…
- Колокольчики звенят, барабанчики гремят…
- Краёв чужих неопытный любитель…
- Красавица — «Всё в ней гармония, всё диво…»
- Красавица перед зеркалом — «Взгляни на милую…»
- Лизе страшно полюбить…
- Мадригал — «О вы, которые любовью не горели…»
- Наперсник — «Твоих признаний, жалоб нежных…»
- Нет ни в чем вам благодати…
- Нет, не черкешенка она; но в долы Грузии от века…
- Нет, нет, не должен я, не смею, не могу…
- Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем…
- Ольга, крестница Киприды, Ольга, чудо красоты…
- Платонизм — «Я знаю, Лидинька, мой друг…»
- Портрет — «С своей пылающей душой…»
- Прелестнице — «К чему нескромным сим убором…»
- Признание — «Я вас люблю, — хоть я бешусь…»
- Простишь ли мне ревнивые мечты…
- Пью за здравие Мери, милой Мери моей…
- Раззевавшись от обедни, к Катакази еду в дом…
- Русалка — «Над озером, в глухих дубровах…»
- Скажи — не я ль тебя заметил…
- Среди рассеянной Москвы, при толках виста и бостона…
- Супругою твоей я так пленился…
- Счастлив, кто близ тебя, любовник упоенный…
- Счастлив, кто избран своенравно…
- Туманский прав, когда так верно вас…
- Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедает…
- Ты обещал о романтизме…
- Увы! напрасно деве гордой…
- Увы, зачем она блистает минутной, нежной красотой?. .
- Хотя стишки на именины Натальи, Софьи, Катерины…
- Что можем наскоро стихами молвить ей?..
- Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила…
- Я был свидетелем златой твоей весны…
- Я видел вас, я их читал, сии прелестные созданья…
- Я думал, сердце позабыло…
Отношение Пушкина и Онегина к любви и женщинам
Образами прекрасных дам наполнен, как сказали бы в 19 веке, «самый воздух» романа «Евгений Онегин». Их локоны, лёгкие профили и целые силуэты украшают поля пушкинских черновиков.
Подобно этим графическим наброскам, сквозь ткань основного повествования проступают поэтические воспоминания о встречах с теми, кто дарил поэту радость любви.
На страницах романа литературоведы находят прямые и косвенные упоминания знаменитых современниц Пушкина: балерины Истоминой, графини Е. Завадовской, графини Е. Воронцовой.
От лица лирического героя поэт признаётся, что отдал щедрую дань женской красоте.
Его восхищали балы, где можно было насладиться ослепительной прелестью светских дам:
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки…
Далее следует пассаж, посвящённый ножкам, за который Пушкину не раз доставалось от литературных критиков.
Воспевая «красу и стройность женских ног», поэт отмечает, что это большая редкость в России, и вспоминает ножки своей возлюбленной, которых касается морской прибой.
Это воспоминание о мучительном и глубоком чувстве к Елизавете Ксаверьевне Воронцовой наполняет роман духом возвышенного преклонения перед идеалом женской красоты. Так автор предваряет встречу со своим любимым созданием – очаровательной Татьяной Лариной.
Впрочем, автор сообщает, что пора ветреных увлечений для него миновала, женская притягательность перестала быть тайной, а доверчивость первой молодости уступила место горькому опыту:
Но полно прославлять надменных
Болтливой лирою своей;
Они не стоят ни страстей,
Ни песен, ими вдохновенных:
Слова и взор волшебниц сих
Обманчивы… как ножки их.
«Прошла любовь, явилась Муза», — констатирует Пушкин. Для него красота подобна топливу, которым держится живой огонь творчества.
Отвлекаться на прекрасный пол можно лишь «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон», но перед лицом искусства художник должен быть один.
В истории Онегина любовь к женщинам занимает немаловажное место.
«Наука страсти нежной» была единственным настоящим интересом светского денди. В ней проявились все особенности его натуры: самовлюблённость, актёрский талант, амбициозность, склонность к игре, шутке.
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и резок, а порой
Блистал послушною слезой!
Потрясающие умения для восемнадцатилетнего юноши! Откуда они в Онегине?
Им научил его светский этикет, поверхностный и лицемерный:
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья…
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!
Онегин выглядит не просто искателем любовных приключений, но настоящим искусителем. (Недаром Татьяне приходит в голову это сравнение).
Интересной добычей становились для Евгения как невинные девушки, так и замужние дамы, чьи супруги продолжали спокойно принимать его у себя дома.
Неудивительно, что в обстановке лжи и фальши душа Онегина не нашла успокоения. Радости лёгких побед быстро приелись:
Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели…
Пушкин, прозрев от романтического морока, видит великосветские прегрешения и с сожаленьем покидает своих обманчивых вдохновительниц, чтобы взяться за перо и вывести на страницах романа иную, не похожую на них, героиню.
Онегин же, лишённый каких бы то ни было способностей, не делает ничего, что заменило бы ему наскучившее увлечение. От этого он только глубже погружается в разъедающую его тоску.
Даже Татьяне не сразу удаётся возродить в нём былую живость. Чистое зёрнышко её любви не прорастает в иссушённой почве его сердца.
Лишь в конце романа Онегин понимает, какое сокровище потерял. Однако в искренность его чувства трудно поверить и читателю, и Татьяне. Полюбить очаровательную молодую княгиню естественно и легко, а вот разглядеть идеал в диковатой деревенской девочке смог бы не каждый.
Возможно, Пушкин готовил своего героя к нравственному перерождению, началом которого стала любовь к Татьяне, но роман остался незавершённым, так и оставив Онегина «в минуту, злую для него» на коленях перед его возлюбленной.
А.С.Пушкин и институт брака | English Classics Story
«Любовь» является важной темой творчества А. С. Пушкина, и, следовательно, женщины занимают важное место в его произведениях. Пушкин рассматривает женщину не только как предмет любви. Она чистая, благочестивая, красивая, гениальная, источник вдохновения для него. В личной жизни Пушкина привлекали многие женщины, которые любили его, его талант и его яркость. Но он не высмеивал их публично и не высмеивал их после того, как некая любовная связь закончилась. Больше, чем любовь, это были узы брака между мужчиной и женщиной, благочестивые для Пушкина. Он высоко ценил эту связь и много раз пытался показать, как священен институт брака для женщины, как она верна своему мужу и как муж тоже борется за сохранение достоинства замужней женщины и идет на все он не только жертвует своей жизнью, но и после смерти охраняет честь своей жены. В данной статье предпринята попытка исследовать отношение Пушкина к институту брака вообще и его героиням в частности.
Я выбрал для этой цели шесть произведений Пушкина, из которых в период (1823-1831) был написан его шедевр Евгений Онегин . Пока он был занят Евгением Онегиным, Пушкин также написал A R Романс в Письмах (1829), Повести об Иване Петровиче Белкине (сентябрь-октябрь 1831), Малые трагедии (ноябрь 1831). Дубровский был завершен в 1833 году. В то время как Евгений Онегин (первый русский реалистический роман) и Каменный гость (из Маленькие трагедии ) написаны стихами, остальные произведения: Начальник станции, Метель, Крестьянка, Дубровский написаны прозой.
Хотя Евгений Онегин считается подлинным изображением высшего общества пушкинского времени, отношения Татьяны и Евгения отражают взгляды Пушкина на любовь, брак и институт брака. Но прежде чем приступить к трагедии «Евгений Онегин», остановимся ненадолго на станции, где «Станционным начальником» работает старый Самсон Вырин, отец Дуни. Дуня – молодая, красивая, интеллигентная дочь мелкого служащего четырнадцатого класса была похищена гусаром – Минским. Отец, не подозревая о желании Дуни сбежать с Минским и ее попытке изменить свое будущее к лучшему, продолжает переживать за дочь. Он даже едет в Петербург и просит Минского вернуть ему дочь, но Минский отказывается, говоря, что они любят друг друга. Прося прощения у Самсона Вырина, Минский обещает, что никогда не оставит Дуню, но старик до самой смерти опасался ее будущего. Он знает, что «она не первая и не последняя, кого похитят эти молодые люди, которые сегодня живут во всех удобствах, а завтра подметают улицы Петербурга». такая позорная жизнь. В этом рассказе, помимо темы «маленького, бедного, эксплуатируемого человека», важное место занимает и тема любви Дуни и Минского, и Пушкин, в отличие от старого отца Дуни, выбирает для этой любви счастливый конец. . В конце рассказа, после смерти Самсона Вырина, приезжает на тройке богатая дама с тремя детьми и нянькой и кланяется старику у его могилы. Это была Дуня.
Итак, Пушкин не любит любви ради любви, ради наслаждения, он хочет видеть ее скрепленной узами брака независимо от материального положения влюбленных. Показав брак Минского и Дуни, Пушкин доказал это.
Если Дуня была дочерью бедного, неграмотного станционного смотрителя, то героиня «Романа в письмах» – Лиза хоть и из дворянской семьи, но тоже бедна. Она спешит к бабушке в родную деревню, когда замечает, что молодой и богатый Владимир влюбился в нее. Боясь, что он не женится на ней из-за ее бедности, она уклоняется от него, но Владимир следует за ней в деревню. Он впечатлен ее красотой и умом и женится на ней. Таким образом, мы видим, что Пушкин заинтересован в превращении любви в брак.
Но не всегда влюбленным удается пожениться. Если девушка замужем за другим человеком, как она на это реагирует? В «Крестьянке» Алексей и Акулина влюблены друг в друга, а их родители недолюбливают друг друга. Отец Алеши Берестов и отец Акулины Муромский (который на самом деле отец Лизы) ненавидят друг друга. Лиза много слышала об Алеше и, чтобы встретиться с ним, отправляется в лес под видом крестьянки Акулины. Алеша начинает любить ее, и Акулина тоже отвечает ему взаимностью. Случится так, что Берестов и Муромский, до вчерашнего дня враги, становятся хорошими друзьями и решают женить своих детей друг на друге. Алешка приглашен в Муромский вместе с отцом и Лизой, боясь, что ее тайна будет раскрыта, накладывает на лицо смешной грим, нелепо наряжается, так что Алеша не узнает ее. Он решает сказать Муромскому, что не может жениться на дочери последнего, и отправляется к нему на следующий день. Как только он входит в дом, он видит свою Акулину, читающую его письмо в гостиной. Загадка решена, и они поженились. Но героиня Снежная буря, Маше Гавриловне предстоит пережить много травм, прежде чем она воссоединится со своим мужем, а не с возлюбленным. История такая:
Маша Гавриловна любит Владимира и, зная, что родители не согласятся на ее брак с бедным Владимиром, вынашивает план. Маша и Владимир решают встретиться в старой церкви и тайно обвенчаться. Маша добирается туда в карете, присланной Владимиром, но Владимир сбивается с пути из-за сильной метели и не может вовремя добраться до церкви. На следующее утро, когда он приходит туда, он никого не находит. Маша возвращается домой и заболевает. Так проходят четыре года. У нее умирает отец, и она уезжает в родную деревню. Маша ни за кого не хочет выходить замуж, а главный герой Бурмин настолько любит ее, что начинает испытывать к нему некоторую привязанность. Но Бурмин никогда не делает ей предложения. Накануне своего отъезда из села он признался ей, что женат, но не знает, кто его жена, и не знает, сможет ли когда-нибудь увидеть ее. Случилось так, что четыре года назад в ненастную ночь он заблудился и, ища убежище, замечает поблизости какой-то свет и идет туда. Это была старая церковь. Как только он вошел в церковь, присутствующие там люди восклицают: «О Боже, как хорошо, что ты успел вовремя, а то бы невеста рухнула». Он женат на присутствовавшей там молодой девушке, он тоже не отказывается и когда их попросили поцеловать друг друга, девушка посмотрела ему в лицо и закричала: «Это не он» и потеряла сознание. Бурмин вышел оттуда и пошел своей дорогой. Он не знал, кто эта девушка, что это за деревня и какая это церковь. Он воспринял все это очень легко, но где-то в глубине души у него было чувство, что он женат, и это чувство мешало ему сделать предложение Маше или любой другой девушке. Как только Бурмин закончил свой рассказ, Маша воскликнула: «Так, это был ты! И ты не узнал меня? Вот Бурмин внимательно посмотрел на нее и в следующее мгновение уже был у ее ног.
Здесь мы видим, что хотя брак происходил как в игре, как во сне, хоть и не было свидетелей, оба, муж и жена, остались верны друг другу. Ни на какой другой девушке Бурмин не женился, Маша не выходила на связь с возлюбленным Владимиром, да и Владимир с ней никогда не встречался. Итак, узы брака имели для Пушкина сакральное значение, и его герои никогда не думали изменить друг другу.
Героини Евгений Онегин и Дубровский действуют таким же образом. Когда Татьяна Ларина, выражающая свою любовь к Онегину, отвергается им, она выходит замуж за другого знатного человека. Юджин, плейбой, каким он был, не находит ее привлекательной. Убив на дуэли своего друга Ленского, он уезжает из той деревни и встречает Татьяну в Москве, через несколько лет, на балу. На этот раз он потрясен ее красотой и начинает преследовать ее. Он даже пишет ей несколько писем, в которых выражает свою любовь, но Татьяна никогда на них не отвечает. В конце концов, не выдержав травмы, Онегин спешит к ней домой и находит ее там одну. Он падает к ее ногам, теперь Татьяна спрашивает его: «Тогда – в деревне – ты отверг мою любовь. Вы не видели во мне ничего особенного тогда. Что теперь тянет тебя ко мне? В богатстве, или в моем положении в обществе, или в статусе моего мужа? Но, хотя я все еще люблю тебя, я обручена с другим и всегда останусь ему верна».
Та же участь ждет и героиню Дубровского – Машу (Марию Кириловну). Когда два лучших друга, Кирилл Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский, стали врагами, Троекуров конфискует все имение Дубровского, ссылаясь на то, что оно принадлежало ему с незапамятных времен. Андрей Гаврилович умирает, а его сын Владимир Андреевич Дубровский, не найдя пристанища, превращается в разбойника. Он приходит в дом Троекуровых под видом учителя французского с единственной целью отомстить ему, а вместо этого влюбляется в Машу. Когда Троекуров узнает о настоящей личности учительницы французского, Дубровский уходит, взяв с Маши обещание, что она будет его, и в случае чего послать сообщение Дубровскому, который придет ей на помощь.
Дело принимает неожиданный оборот, старый дворянин делает Маше предложение. Ее отец слишком счастлив, чтобы принять предложение. Маша посылает сообщение Дубровскому, который приходит ей на помощь, но уже слишком поздно! Церемония бракосочетания уже закончилась, и когда Дубровский набрасывается на людей, сопровождавших жениха и невесту в их деревню, и говорит Маше: «Вы свободны!» она отвечает: нет. Уже слишком поздно. Я женат, я жена Верейского».
«Что ты говоришь?» — закричал Дубровский, — нет, вы ему не жена, вас заставили выйти за него замуж, вы никогда не соглашались…»
«Я согласен. Я дала присягу, — запротестовала она твердым голосом, — Верейский мой муж, прошу ваших людей освободить его, а меня оставить с ним. Я не обманывал. Я ждал тебя до последней минуты… А теперь, говорю, поздно. Оставь нас!»
Однажды выданная замуж за кого-то, героиня Пушкина остается ему верной не только при жизни, но и после его смерти не забывает его. Каменный гость — это история доньи Анны, которая после того, как ее муж Дон Альвар был убит Доном Гуаном, каждый вечер ходит в церковь и молится перед статуей Дона Альвара. Дон Гуан случайно видит ее и начинает любить.
Хотя мать попросила бедную Дону Анну выйти замуж за богатого Дона Альвара, она осталась ему верна. Но Дон Гуану удается получить от нее приглашение и выразить свою любовь! Перед визитом к Доне Анне он в иронической форме приглашает «статую» тоже прийти в дом Доны Анны. Дон Гуан идет к Доне Анне, и когда он уже собирался ее поцеловать, статуя входит в комнату, заявляя, что он пришел по приглашению, направленному ему, приказывает Дон Гуану покинуть Дону Анну и приказывает Дон Гуану пожать ему руку. . Дон Гуан, не в силах освободиться от хватки каменной статуи, падает. Таким образом, честь доньи Анны спасает статуя ее мужа.
Здесь мы видим еще одно измерение института брака.
Для Пушкина одной верности жены мало. Он показал, что мужчина изо всех сил старается сохранить святость Брака; он защищает свою жену при жизни, а также после смерти. Каменный гость — хороший пример преданности мужчины своей жене. И почему только Каменный Гость, мы видели, что Ленский вызывает на дуэль Евгения Онегина, когда Онегин пытался склонить на свою сторону Таню, с которой Ленский был помолвлен. Таня была символом его престижа, который он не мог потерять и ради нее был убит на дуэли.
Минский по той же причине отказывается отдать Самсону Вырину его дочь Дуню, а Бурмин заявляет, что не может жениться на Маше Гавриловне, так как уже случайно был женат на ком-то, лица которого тоже не помнит.
Стоит заметить, что взгляды Пушкина на Учреждение Брака не ограничивались одними его литературными произведениями, они были дороги и ему, и поэтому он вызвал на дуэль Дантеса, узнав о слухах о его романе с Пушкиной. жена. По иронии судьбы, Пушкин тоже пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти честь жены!
Цитата Александра Пушкина: Чем меньше любви мы женщине показываем, Или…
— Александр Пушкин, книга Евгений Онегин
Источник: Евгений Онегин (1823), гл. 4, ул. 1.
Взято из Wikiquote. Последнее обновление 3 июня 2021 г. История
Помогите нам дополнить исходную, исходную и дополнительную информацию
У вас есть более подробная информация о цитате «Чем меньше мы показываем женщине свою любовь, Или угождай ей меньше и пренебрегай своим долгом, Чем больше мы ловим и губим ее, конечно …» Александра Пушкина?
Александр Пушкин
33 Русский поэт 1799–1837Цитаты по теме
«Чем больше мы любим наших друзей, тем меньше мы им льстим;
Ни в чем не извиняя, проявляется чистая любовь.
Акт II, ск. iv
Le Misanthrope (1666)
„Более глубокая цель более позитивного отношения к мужчинам – лучшая жизнь для детей, воспитанных мужчинами, которые являются их отцами и отчимами; меньше позора для наших сыновей, которые станут мужчинами; и, для наших дочерей, более глубокое понимание мужского желания угодить, которое заставляет их чувствовать, что их желание угодить не безответно, а возвращается, позволяя нашим дочерям чувствовать себя менее одинокими и более любимыми. Если мы зарабатываем больше и любим меньше, мы платим за дом, в котором не живем».
— Уоррен Фаррелл, автор, пресс-секретарь, свидетель-эксперт, политический кандидат 1943
Источник: Почему мужчины зарабатывают больше (2005), с. 123.
«Мы обязаны нашей Родине Подданными, но не будем платить ей за подчинение рабов». из семьи Брент (6 декабря 1770 г.)
«Женщине легче добиться известности благодаря своей гениальности, чем получить за это прощение».
— Жак Пьер Бриссо Французский революционер 1754–1793
Цитируется в «Знакомых кратких высказываниях великих людей» https://www. bartleby.com/344/64.html Сэмюэля Артура Бента. Издано Тикнор и К° в 1887 г.
«Мы любим наш язык и нашу страну, и мы делаем все возможное, чтобы возвысить ее»
— Владимир Ленин Русский политик, руководил Октябрьской революцией 1870–1924 гг.
Война и Российская социал-демократия (сентябрь 1917 г.), Антология Ленина
1910-е
Контекст: Разве нам, великорусским сознательным пролетариатам, чуждо чувство национальной гордости? Конечно нет! Мы любим свой язык и свою страну и делаем все возможное, чтобы поднять ее трудящиеся массы (т. е. девятые-десятые ее населения) на уровень демократического и социалистического сознания. Нам больнее всего видеть и чувствовать те безобразия, притеснения и унижения, которые претерпевает наша прекрасная страна от рук царских палачей, дворян и капиталистов.
«Правда заключалась в том, что ее версия была не более и не менее фантастической, чем его. Никто не будет знать наверняка, пока все не узнают наверняка». уверен, хотел ли он большего от нее или меньшего.