Пушкин цитата о ломоносове: Пушкин о Ломоносове — Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин — LiveJournal
Пушкин о Ломоносове — Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин — LiveJournal
?Previous Entry | Next Entry
Оригинал взят у hacker в Пушкин о Ломоносове
Ломоносов работы Шубина
«В Ломоносове нет ни чувства, ни воображения. Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности — вот следы, оставленные Ломоносовым.»«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник.
.. Первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия; с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает машины, дарит художества мозаичными произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка. «Поэзия бывает исключительно страстью немногих, родившихся поэтами: она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни; но если мы станем исследовать жизнь Ломоносова, то найдем, что науки точные были всегда главным и любимым его занятием, стихотворство же иногда забавою, но чаще должностных упражнением. Мы напрасно искали бы в первом нашем лирике пламенных порывов чувства и воображения. Слог его, ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным».
Еще определеннее выражается Пушкин о Ломоносове в другом месте (в критике на книгу Л. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»).
«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым университетом. Но в этом университете профессор поэзии и элоквенции не что иное, как исправный чиновник, а не поэт, вдохновенный свыше, не оратор, мощно увлекающий… Ломоносов сам не дорожил своею поэзией и гораздо более заботился о своих химических опытах, нежели о должностных одах на высокоторжественный день тезоименитства и пр. Зато с каким жаром говорит он о науках, о просвещении! Смотрите письма его к Шувалову, к Воронцову и пр. Ничто не может дать лучшего понятия о Ломоносове, как рапорт, поданный им Шувалову о своих упражнениях с 1751 по 1757 год».
- ВНИМАНИЕ! НАШИ МЕТКИ
- Театр «Пушкинская школа»
- Видеобиблиотека сообщества
- Пушкинский дом (ИРЛИ РАН)
- Государственный музей-заповедник «Царское село»
- Государственный музей А. С. Пушкина (Москва)
- Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»
- Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Тригорское»
- Одесский музей А.С. Пушкина
- Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе
- Музей А. С. Пушкина в Киеве (информация о музее)
- Дом-музей А. С. Пушкина в Кишиневе (информация о музее)
- palborum : (no subject) [+1]
- homoludens68 : (no subject) [+0]
Powered by LiveJournal.com
«Был первым нашим университетом». Остров Буян: Пушкин и география
Александр Сергеевич Пушкин интересовался науками как гуманитарными, общественными — филологией, лингвистикой, историей, археологией, политической экономией, так и естественными, техническими — астрономией, физикой, механикой, математикой.
Имея влечение к наукам, А. С. Пушкин, естественно, интересовался и учеными, их деятельностью и судьбою. И среди них его внимание прежде всего привлекала фигура М. В. Ломоносова, о котором он не раз писал, причем как и о географе, и высказал глубокие суждения. В библиотеке поэта была брошюра М. В. Ломоносова «Явление Венеры на солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской Академии Наук мая 26 дня 1761 года». Знаком он был и со многими другими трудами М. В. Ломоносова.
Наиболее полно А. С. Пушкин высказался о великом ученом в «Путешествии из Москвы в Петербург», в котором он М. В. Ломоносову посвятил отдельную главу. Эта оставшаяся незаконченной статья, которую А. С. Пушкин начал писать в конце 1833 года и продолжил в следующем, явилась плодом его раздумий по поводу некоторых сторон российской действительности и истории. В ней он касается ряда вопросов, которые были предметом рассмотрения у А. Н. Радищева в его знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву». А. С. Пушкин вступает с ним в дискуссию, в частности, об оценке деятельности М. В. Ломоносова, его поведения при высокопоставленных особах, якобы льстивого.
А. С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Последняя фраза стала крылатой — столь емко она определяет роль М. В. Ломоносова в истории русской науки.
Еще раньше, в 1825 году, в статье «О предисловии г?на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» А. С. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка».
«„Обнять все отрасли просвещения“ — в глазах Пушкина было признаком творческой силы, а не слабости, — замечает М. П. Алексеев. — Такую задачу могли ставить перед собой и ученые и поэты; и во времена Ломоносова и во времена Пушкина это был важнейший вопрос русской культуры»
Понимание Пушкиным всеобъемлющего ломоносовского гения с годами все более углублялось; он и сам охватывал взглядом все более широкий круг наук.
Пушкин защищал Ломоносова от всех несправедливостей по отношению к нему, в том числе от нападок зарубежных ученых. Так, отвечая французскому историку Лемонте, поэт писал: «…Странно жаловаться, что светские люди не читают Ломоносова, и требовать, чтобы человек, умерший 70 лет назад, оставался и ныне любимцем публики. Как будто нужны для славы великого Ломоносова мелочные почести модного писателя!»[63].
Пушкин видел в Ломоносове сподвижника Петра, хотя деятельность ученого развернулась уже после смерти царя. Пушкин определил Ломоносова как «великого сподвижника великого Петра».
За свою недолгую жизнь (1711—1765) М. В. Ломоносов сделал необычайно много, и в частности для географии. В 1758 году он взял на себя руководство Географическим департаментом Академии наук, о чем в записке о происхождении и деятельности этого департамента писал: «…мне поручили между протчими и Географический департамент, которую должность приняв, немедленно приложил я крайнее попечение о издании нового, исправнейшего Российского атласа и по возможности верной и обстоятельной Российской географии…»
А. С. Пушкин в своей статье приводит рапорт М. В. Ломоносова, поданный им Шувалову о своих упражнениях с 1751 года по 1757?й, который, по словам поэта, характеризует великого ученого так, как «ничто не может дать лучшего понятия о Ломоносове». Они показывают многогранность гения ученого.
Среди перечисляемых далее А. С. Пушкиным работ М. В. Ломоносова есть труды, связанные с географией и метеорологией. Так, в отчете ученого за 1754 год отмечается: «1) Изобретены некоторые способы к сысканию долготы и ширины на море при мрачном небе… 2) Деланы опыты метеорологические над водою, из Северного океана привезенною, в каком градусе мороза она замерзнуть может.
«Сверх сего в разные годы зачаты делать диссертации: 1) О лучшем и ученом мореплавании. 2) О твердом термометре. 3) О трясении земли. 4) О первоначальных частицах, тела составляющих. 5) О градусах теплоты и стужи, как их определить основательно со мнением о умеренности растворения воздуха на планетах. К совершению привесть отчасти препятствуют другие дела, отчасти протяжным печатанием комментариев охота отнимается».
В отчете М. В. Ломоносова за 1755 год отмечается: «Сочинил письмо о северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном», т. е., говоря по-современному, о Северном морском пути.
«Ломоносов, рожденный в низком сословии, — пишет Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург», — не думал возвысить себя наглостию и запанибратством с людьми высшего сословия (хотя, впрочем, по чину он мог быть им и равный). Но зато умел он за себя постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или торжестве его любимых идей. Послушайте, как пишет он этому самому Шувалову, предстателю муз, высокому своему патрону, который вздумал было над ним пошутить. «Я, ваше высокопревосходительство, не только у вельмож, но ниже? у господа моего бога дураком быть не хочу».
В другой раз, заспоря с тем же вельможею, Ломоносов так его рассердил, что Шувалов закричал: «Я отставлю тебя от Академии!» — «Нет, — возразил гордо Ломоносов, — разве Академию от меня отставят». Вот каков был этот униженный сочинитель похвальных од и придворных идиллий!»
Кстати, М. В. Ломоносов писал оды и такого содержания (1747 г.):
Возри в поля твои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет:
Богатство в оных потаенно
Наукой будет откровенно…
Или ода (1750 г. ):
Наполни воды кораблями,
Моря соедини реками
И рвами блата иссуши…
Ведь это же предвидение сегодняшнего дня!
В черновых набросках «Путешествия из Москвы в Петербург» Пушкин говорил о Ломоносове как «о величайшем уме новейших времен, о человеке, произведшем в науках сильнейший переворот и давшем им то направление, по которому текут ныне». Только человек, прекрасно знающий науку, ее историю, мог так сказать! Он отвергал сравнения Ломоносова с Бэконом, говоря «Ломоносов есть русский Ломоносов — этого с него, право, довольно».
Говоря по-современному, М. В. Ломоносов совершил в науках революцию, осуществлял на практике научно-технический прогресс, был провидцем, в научном понимании этого слова. Его выражение «Могущество государства Российского будет прирастать Сибирью» ныне стало крылатым.
Это о нем, о Ломоносове, о его судьбе писал поэт в стихотворении «Отрок»:
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.
В первоначальном варианте стихотворения последний стих звучал:
Будешь умы удивлять, будешь сподвижник Петру.
Эти строки были написаны в Болдине. Возможно, глядя на географическую карту России, которая была у него здесь под рукой, Пушкин увидал на ней Архангельск и по ассоциации вспомнил Ломоносова.
Вот так — как будто бы неожиданно — могло возникнуть стихотворение «Отрок» о Ломоносове — гордости русского народа. А. С. Пушкин почитал его не только как великого ученого, но и человека. Черты его характера импонировали поэту, и он писал: «Я, как Ломоносов, не хочу быть шутом ниже? у господа бога». В общем Ломоносов был для Пушкина образцом жизни и деятельности, которому он следовал.
РОНДЕЛИ, НАПИСАННЫЕ ПО ДВУМ ПЕРВЫМ СТРОЧКАМ
РОНДЕЛИ, НАПИСАННЫЕ ПО ДВУМ ПЕРВЫМ СТРОЧКАМ I. «В душе у каждого сокрыт…» «В душе у каждого сокрыт Любви цветок необычайный». О, если б видел ты, как странно Цветок мой облаком увит. Его как будто тайный стыд Окутал пеленой туманной, В душе у каждого сокрыт Любви цветок
Гарри — друг, который желает нам добра / Кто первым войдет в Царствие небесное?
Гарри — друг, который желает нам добра / Кто первым войдет в Царствие небесное? В: Кто первым войдет в царствие небесное? О: Гарри Поттер. «Грязнокровка» из романа Дж. К. Ролинг имеет шанс занять в раю место изгнанного оттуда АдамаКогда до выхода на русском седьмой книги о
О СТАРОМ И НОВОМ ПОРЯДКЕ И ОБ УСТРОЕННОМ ТРУДЕ (TRAVAIL ORGANISE) В ПРИМЕНЕНИИ К НАШИМ ПОМЕСТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ. Членом Вольного экономического общества Н. А. Безобразовым. СПб. 1863
О СТАРОМ И НОВОМ ПОРЯДКЕ И ОБ УСТРОЕННОМ ТРУДЕ (TRAVAIL ORGANISE) В ПРИМЕНЕНИИ К НАШИМ ПОМЕСТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ. Членом Вольного экономического общества Н. А. Безобразовым. СПб. 1863 Упразднение крепостного права вызвало множество элегических голосов. Замечательно, что все эти голоса
О старом и новом порядке и об устроенном труде (travail organisé) в применении к нашим поместным отношениям…
О старом и новом порядке и об устроенном труде (travail organis?) в применении к нашим поместным отношениям… «Совр.», 1863, № 1–2, отд. II, стр. 142–146. Рецензия направлена против одного из лидеров дворянско-крепостнической оппозиции реформам 60-х годов Н. А. Безобразова, о котором даже
Перед первым сентября
Перед первым сентября Часовщик хороший, миленький, Почини ты нам будильники! Тот, кто принят в первый класс, Должен знать, который
Сопротивление Питается нашим страхом
Сопротивление Питается нашим страхом У Сопротивления нет своей собственной силы. Каждая частица энергии, которой оно обладает, получена от нас. Мы питаем его силой нашего страха.Преодолейте этот страх, и вы победите
Сторожа братьям нашим
Сторожа братьям нашим Дмитрий Володихин, Геннадий Прашкевич. Братья Стругацкие. М.: Молодая гвардияФормально у этого сочинения два равноправных соавтора, но вдумчивый читатель, осиливший книгу до конца, без труда догадается, что второго по алфавиту тут, пожалуй, и впрямь
Врет первым Фредди
Врет первым Фредди Дэвид Александер, Хейфорд Пайрс. Лучший из лучших. Журнал «Если»В середине XX века всем стало ясно, что дельфины отпали окончательно. Эти смышленые морские млекопитающие, конечно, могли прыгать через кольцо и – после соответствующих тренировок –
Андрей Буровский Гергенрёдер сказал первым
Андрей Буровский Гергенрёдер сказал первым Нет ничего странного в том, что «русский немец» обращается к истории России. Скорее было бы удивительно, если бы этого не происходило. Ведь «русские немцы» — это поневоле люди двух культурно-исторических миров. Мы — немцы, и
Если бы Дантес был нашим земляком
Если бы Дантес был нашим земляком Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное: Может быть, зеленый змий, а, может, крокодил. Владимир Высоцкий Если бы Георгий Осипович Дантес (Georges Charles de Heeckeren d’Anthes) был бы уроженцем не Эльзаса, а, к примеру, Саратова, то он мог бы запросто
«Был первым нашим университетом»
«Был первым нашим университетом» Александр Сергеевич Пушкин интересовался науками как гуманитарными, общественными — филологией, лингвистикой, историей, археологией, политической экономией, так и естественными, техническими — астрономией, физикой, механикой,
Россия, Пушкин и любовь: Сегодня А.
С. День рождения Пушкина отмечают
Ежегодно 6 июня в России отмечается День Пушкина. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеева Пушкина ведет нас через всю жизнь. Его творения объединяют людей всех возрастов, религий, национальностей и переводятся на десятки языков мира. Александра Пушкина часто называют основоположником современного русского литературного языка. Какими бы трудными для перевода ни были его произведения, поэт имеет своих поклонников практически в каждом уголке нашего мира. Мы начинаем знакомиться с его историями еще до того, как научились читать. Многие его произведения мы знаем практически наизусть и даже цитируем в повседневной жизни.
В этот день – 6 июня 1799 года – в Москве родился Саша Пушкин. Своим мнением об авторе и его гениальности поделилась директор Института социально-гуманитарных наук, Елена Пономарева, .
– Какие традиции празднования Пушкинского дня?
— В России всегда отмечали день рождения Пушкина, так как Пушкин — это все — солнце русской поэзии, основоположник современного русского языка. После него все серьезно изменилось — люди стали писать на другом языке. Достаточно сравнить Ломоносова и Пушкина — как легко читается Пушкин. Вот почему его имя стало фактом языка, но без него не было бы литературы. Все вопросы, сцены и тропы, которые составили 19Русская литература ХХ века празднует – все это открыл Путин, а после него – Гоголь. Это современный тренд, связывающий этот проект только с языком, и это очень плохо. Литература стала восприниматься многими как средство изучения языка. Язык нужен, чтобы понять литературу, а через него понять культуру и мировоззрение и найти путь к людям этой страны.
– У вас есть любимое произведение Пушкина?
— Я могу читать по нему все, потому что он универсальный. Я никогда не скажу о любви лучше, чем Пушкин, поэтому мне очень нравится «Я вас любил…» Это моя жизненная позиция — она совпадает с пушкинской. Когда 7 линий ведут вас вниз по жизни и кажется, что все катится вниз по спирали, последняя линия поднимает вас вверх. Есть даже ощущение гармонии там, где временно царит хаос, — это всегда было признаком русской культуры, но открыл его Пушкин. Я очень люблю его рассказы. Это красивые, легко читаемые истории с глубоким смыслом – это высшее мастерство в любом искусстве. Но не случайно, что по любой шкале гениальности, обсуждаемой в обществе, единственной неоспоримой фигурой является Пушкин. Это один из тех случаев, когда ни у кого не было сомнений. Нельзя просто так прыгать или тянуться к этому, потому что не каждый способен так глубоко и нежно обо всем говорить.
– За что вы любите Пушкина?
— Люблю его за ощущение новизны, за сочетание ума и таланта и немного за желчность — в хорошем смысле этого слова. Вероятно, это не беспокоило его, когда он писал и когда жил. Но я уверен, что сегодня Пушкин ходил бы в суперсовременном джинсовом костюме, писал бы на современном компьютере и тем не менее говорил бы о вневременных вещах. Он, я думаю, намеренно не соответствовал времени, в котором жил. Он был на несколько столетий впереди и к тому же обладал удивительным чувством своей эпохи. Он выразил исторический и культурный фон, используя язык и литературу. Ведь невозможно изучать язык, если люди не понимают русской культуры. Вот почему его так трудно перевести на другие языки. Его произведения — это музыка языка, которая теряется при переводе. Пушкин стал символом русского языка во всем мире.
– Согласны ли вы с тем, что человек любого возраста может найти что-то для себя в произведениях Александра Пушкина?
— Да и через 20 лет можно перечитывать его произведения, которые читал в детстве и понимаешь, что смысл растет вместе с тобой. В этом гениальность его литературы. Другого такого писателя найти невозможно. Он сам сказал, что это какой-то дар свыше и, если у него есть такой дар, человек не имеет права им не пользоваться.
— Как отмечают этот праздник в университете?
– Только что закончилось празднование Дня славянской письменности и культуры. Мы тесно сотрудничаем с Российским государственным педагогическим институтом имени Герцена в Санкт-Петербурге и там постоянно проводим Пушкинские чтения в Царском Селе. Мы участвуем каждый год, и для нас большая честь быть приглашенными туда и что нас ждут. В этом году ушла Наталья Шлемова , а также несколько аспирантов прислали свои статьи.
Екатерина Кузнецова, фото Олег Игошин
Критическое и биографическое введение Изабель Флоренс Хэпгуд (1850–1928)
Главная » библиотека » проза » Критическое и биографическое введение Изабель Флоренс Хэпгуд (1850–1928)
— ОБЩИЙ УКАЗАТЕЛЬ — ПЕСНИ И СТИХИ — БЫСТРЫЙ УКАЗАТЕЛЬ — БИОГРАФИИ — ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДАЙДЖЕСТ — КУРС СТУДЕНТОВ — ПОРТРЕТЫ — БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ
К.Д. Уорнер и др., комп. Библиотека лучшей литературы мира.
Антология в тридцати томах. 1917.
Александр Пушкин (17991837)
ИНОСТРАНЦАМ, начинающим знакомство с современными русскими романистами, поколением «шестидесятников», и без предварительного знакомства с русской литературой XVIII века, будет трудно оценить должным образом услуги, которые Пушкин оказал и языку, и литературе. Можно сказать, что Пушкин завершил дело, начатое Ломоносовым: вылепить в изящный инструмент, пригодный для всякой службы поэзии и прозы, доселе громоздкие, неотесанные формы языка. Эту славу он в известной мере разделяет с Ломоносовым. В области, в которой русская современная литература держит пальму первенства, — простоты, реализма, абсолютной верности жизни, — Пушкин был предшественником великих людей, имена которых — синонимы этих качеств. В этой области он должен разделить славу признанного отца школы Гоголя. Он был первым русским писателем, вступившим в борьбу с мнимым классицизмом Франции, господствовавшей тогда в Европе, и с переводами и холопскими копиями иностранной литературы, которой был беззаветно предан почти каждый писатель, предшествовавший ему. Он прочно поставил русскую литературу на русскую почву; используя ее богатые национальные традиции, чувства и жизнь, в манере, полной жизни и правды, равно как и высочайшего искусства.
Возможно, его сила была обусловлена смесью крови, добавленной к богато одаренной природе. Его раннее образование, несомненно, не было приспособлено для производства чего-либо нового, национального или глубокого. Его отец был потомком знатного рода, чьи предки занимали важные посты при отце Петра Великого в семнадцатом веке. Его мать была внучкой Абрама Ганнибала, знаменитого крестника и любимца Петра Великого, о котором Пушкин писал в «Арабе Петра Великого». На самом деле Ганнибал был негром. Он был схвачен на берегу Африки и отправлен в Константинополь в качестве раба. Русский посол купил его и отправил к Петру Великому, который крестил его. Позже, когда брат Ганнибала приехал в Петербург, чтобы выкупить его, Петр отказался расстаться со своим другом. Петр отправил его в возрасте восемнадцати лет во Францию для получения образования; и по возвращении в Россию постоянно держал его рядом с собой. При императрице Анне Ганнибал, как личный враг Бирона, был сослан в Сибирь; но вскоре он тайно вернулся и скрывался в своем имении до восшествия на престол императрицы Елизаветы, которая осыпала его милостями. Его сын, дед Пушкина, был знатным генералом времен Екатерины II и умер вскоре после рождения поэта, которое произошло 7 июня 179 г.9. Хотя у Пушкина были голубые глаза, очень светлая кожа и в молодости очень светлые волосы, его губы и весь склад его лица выдавали негритянскую кровь. Отец его, выйдя в отставку с военной службы, поселился в Москве и стал совершенным образцом галлицированного русского, — любвеобильного, всецело преданного обществу и увеселениям, — каких было слишком много в России примеров того, эпоха. Французский был языком семьи и воспитания Александра Сергеевича. Его мать, которая стремилась сделать из него блестящего светского человека, по образцу отца, брала его маленьким мальчиком повсюду с собой в обществе, и он был хорошо знаком с литераторами того времени; Москва еще остается центром этой жизни. В детстве он не был ни умным, ни прилежным, но был всеядным читателем. Будь он восприимчив, его французские воспитатели, несомненно, лишили бы Россию несметных сокровищ.
В возрасте десяти лет он начал писать любительские пьесы и подражания французским стихам, все на французском языке. В возрасте двенадцати лет он был помещен в знаменитый Царскосельский лицей, тогда только открытый; и именно мудрое правило этого учреждения спасло его для его страны. Целью этого лицея, которому удалось подготовить многих выдающихся людей для службы своей стране, было максимальное развитие индивидуальных способностей учащегося, особенно в области независимости и нравственности. Мальчикам была предоставлена большая свобода вне школы, и они использовали ее в литературных целях; публикуют несколько рукописных журналов и посвящают свои вечера интеллектуальным развлечениям рассказывания историй. Под их покровительством Пушкин начал писать по-русски, начиная с колких эпиграмм. На публичном экзамене в 1815 году он вызвал восторженное восхищение престарелого поэта Державина своей замечательной ловкостью и владением поэтическими формами, хотя оригинальности мысли в его стихотворении было очень мало. Карамзин-историк и Жуковский-поэт тоже угадали чудесные дарования отрока; и тот вскоре стал представлять свои стихи Пушкину на суд чудесно развитого вкуса мальчика. Восхищение великими литературными светилами наконец убедило его родителей в том, что неудовлетворенность его школьными оценками в отношении прилежания и приобретения общих знаний следует отложить в сторону ради гордости за его будущее величие. Важными чертами его поэзии в эту эпоху были изумительное разнообразие сюжетов и поразительная деликатность, с которой он подражал различным поэтическим формам и поддавался различным поэтическим настроениям. Но в это самое время, еще до выхода из лицея, он вступил на новый путь: он начал писать романтически-фантастическую поэму «Руслан и Людмила», в которой впервые в истории русская поэзия со строго национальными темами, на родной почве, выраженной в свободной, естественной, повествовательной манере, совершенно противоположной господствовавшей риторической школе как по неравномерности движения, так и по отступлениям от темы. Это, без сомнения, было плодом его детской любви к народным сказкам, которые рассказывала ему его бабушка по материнской линии; и пораженные критики не знали, что сказать, когда она была опубликована позднее, в 1820 г.
Талант Пушкина, прибавленный к его происхождению и семейным связям, дал ему немедленный доступ в самое веселое общество Петербурга, когда он вышел из лицея; и он так дико погрузился в разгул, что многие были серьезно встревожены возможным влиянием на его литературное будущее. Опьяненный своими дарами и восхищением, он открыто и резко нападал в остроумных эпиграммах на всех и все, что ему не нравилось. Наконец градоначальник призвал его к ответу и откровенно снабдил по памяти копиями всех оскорбительных куплетов. Тронутый этим, губернатор ограничил свое наказание мерами, оказавшимися спасением поэта в литературном смысле. Он был переведен из министерства иностранных дел (которое окончили все учащиеся лицея) и отправлен на юг России, обеспеченный путевыми расходами и пожалованный в надлежащем чине в другом ведомстве службы; и были приняты все возможные меры предосторожности, чтобы провести урок, не оскорбляя его чувств или достоинства. В этот период, между 1820 и 1824 годами, он жил главным образом на юге — сначала в Кишиневе, затем в Одессе; совершил поездку на Кавказ, впечатления от которой зафиксированы в его «Кавказской пленнице»; побывал в Крыму, в результате чего татарская идиллия была воплощена в «Бакчисарайском фонтане»; и некоторое время гулял с цыганами, впитывая идеи, которые он вложил в «Цыган». упоминается, и короткие лирические пьесы, такие как «Нереида», ясно показывают. Однако это влияние прекратилось в 1824 г., после чего от него почти не осталось и следа; возвращение поэта на север совпало с его возвращением к своим истинно национальным сюжетам и стилю, которые он развивал с большей силой и никогда больше не отказывался от них. То, как его вернули на место и материал, соответствующие его таланту, столь же забавно, сколь и поучительно. Он не ладил со своим начальником в Одессе графом М. С. Воронцовым, которого раздражал своим образом жизни, резкими высказываниями и пренебрежением к общественному мнению. Конец наступил тогда, когда Пушкин бросил свою эпиграмму на Воронцова: «Полубарин, полу торговец, полу мудрец и полу балбес; наполовину негодяй — но есть надежда, что он станет еще целым». Граф Воронцов обошелся со своим несговорчивым подчиненным как можно мягче и сделал курьезный доклад правительству, чтобы не настраивать против него начальство. «Здесь много людей, — говорилось в официальном документе, — а в купальный сезон число их значительно увеличивается, — которые, будучи восторженными поклонниками поэзии Пушкина, выказывают свое сочувствие преувеличенными похвалами и тем оказывают ему враждебную услугу. ; поскольку они способствуют затемнению его ума и повышают его мнение о себе как о великом писателе, тогда как на самом деле он лишь слабый подражатель не очень респектабельному образцу — лорду Байрону». В заключение граф предположил, что только при каком-то другом правительстве молодому поэту может быть обеспечено менее опасное общество и свободное время для совершенствования его восходящего таланта. Так как он в этот самый момент был виновен в другой неосмотрительности, то был уволен со службы и велел жить в имении Михайловское Псковской губернии, принадлежавшем его родителям. Его отец был приглашен местными властями для наблюдения за ним, чтобы избежать назначения какого-либо другого суперинтенданта; но он исполнял свои обязанности с такой невыносимой тягостью, как будто его сын был преступником глубочайшей расы, что Пушкин обратился к могущественному при дворе поэту Жуковскому с просьбой освободить его от этой травли. Благодаря вмешательству Жуковского дело поправилось; старший Пушкин с отвращением удалился из имения, оставив сына на попечение предводителя дворянства и на душевное спокойствие, которое требовалось ему для работы. Его одиночество было плодотворным. Под влиянием и сказками своей знаменитой старой няни Арины Родионовны он все больше и больше проникался духом родной земли, усерднее изучал ее, усерднее занимался художественным исполнением своего истинного призвания. Слушание няни он называл «восполнением недостатков своего проклятого воспитания», — имея в виду французское влияние. Все сказки, которые он издавал, происходили от Арины Родионовны, и его изучение Шекспира, предпринятое в это время, окончательно освободило его от влияния Байрона.
Он жил в Михайловском до осени 1826 года, писал вполне созревшими талантами, в том стиле, который составляет его главную заслугу. Гармония стихосложения, к которой с тех пор никто не приближался, разве что отчасти Лермонтов; яркая прорисовка характера; простое, но удивительно правдивое описание быта, которым до сих пор пренебрегали все русские писатели, — таковы нерушимые притязания Пушкина на бессмертие. Осенью 1826 г. он был вызван в Москву на свидание с императором Николаем I, который после этого обязался быть цензором сочинений поэта. Это возвращение в свет и развраты столиц, в которых прошла большая часть его оставшейся жизни, действовали в целом неблагоприятно на его талант. Тем не менее он написал много прекрасных вещей во время своих случайных выездов в деревню, в том числе «Бориса Годунова», ознаменовавшего эпоху в русской драматической литературе и исторической трактовке; «Полтава»; и масса более коротких кусочков.
В начале 1831 года он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, и начался период его прозы. Он и его семья были завалены императорскими милостями, пенсиями и почестями. Но его собственная склонность к аристократическому обществу и щедрые траты слишком хорошо совпадали с необдуманными требованиями его молодой и красивой жены, которая была царственной красавицей. Тревога о деньгах преследовала поэта в течение короткого остатка его жизни; отец, которому он великодушно пытался помочь, неблагодарно обвинил его в нечестности; накопленные долги; перед этими обескураживающими фактами исчезла всякая склонность к сочинению стихов, и он погрузился в изучение исторических документов Государственного архива, к которым ему был допущен доступ. Результатом этого исследования стала «История пугачевского бунта»; и в его знаменитой повести того же периода (Екатерина II) «Капитанская дочка», в которой он почти одновременно с Гоголем заложил прочные основы современной, истинно русской школы. В 1836 году в петербургском обществе заговорили о прелестной госпоже Пушкиной; и барон Джордж Хеккерен-Дантес, внебрачный сын министра из Голландии при русском дворе и хвастливый офицер кавалергардского полка, стал преследовать ее своими ухаживаниями. Пушкин, хотя и полностью снял с жены вину в этом вопросе, чувствовал себя вынужденным вызвать Дантеса на дуэль из-за анонимных писем, присланных ему и его родственникам. Дантес предотвратил дуэль, женившись на сестре Пушкина, что послужило очевидным оправданием его прежнего внимания. Тем не менее сплетни продолжались; Пушкин отказался принять зятя, а тот, подстрекаемый отцом, упорствовал в преследовании госпожи Пушкиной. Наконец Пушкин вызвал на дуэль старшего Геккерена; младший Геккерен (Дантес) принял ссору, и дуэль закончилась смертью Пушкина (в Петербурге, 29 январям, 1837 г. ). Общественное негодование против Дантеса было так велико, что власти опасались бунта на похоронах поэта и катастрофы для Геккеренов. Поэтому похороны были назначены тайными, ночью, и для обеспечения безопасности была выставлена охрана. На уплату долгов поэта и издание его произведений император выделил 150 000 рублей, а его семье пожаловал щедрую пенсию.
Нельзя считать, что Пушкин черпал вдохновение из-за границы, чтобы повернуть русскую литературу на новый путь, несмотря на признанное влияние лорда Байрона и его позднее усердное изучение иностранных писателей. Все континентальные литературы стремились освободиться от уз рабства перед французским псевдоклассицизмом, разрабатывая свои национальные темы; и именно такой курс инстинктивно взял на себя Пушкин еще школьником, в «Руслане и Людмиле», причем он был первым человеком, полностью осуществившим для русских поэтический идеал, в своей абсолютной свободе отношений к обществу и своему собственному творчеству, и в его характере и темпераменте. За все это и за обращение к их национальным чувствам соотечественники обожали его. Элемент романтизма, усложнявший его реализм, ничуть не мешал, а наоборот, усиливал это обожание; хотя было время, когда читать его стихи считалось довольно предосудительным. Но его несравненный союз внутренней силы с красотой и изяществом внешнего выражения получил всеобщее признание под названием «пушкинского стиля поэзии». Особое направление, в котором Пушкин превосходит всех других русских поэтов, состоит в удивительно гармоничном сочетании правды, красоты, тонкого понимания основных особенностей народной жизни, непревзойденной ясности в их изложении с простотой, усиливающей, а не исключающей наиболее удовлетворительная полнота. К сожалению для иностранцев, невозможно воспроизвести мелодию его стихосложения; и он соответственно страдает, как должны страдать все поэты, при любой попытке перевести свое произведение на другой язык. Маловероятно, что его творчество в целом когда-либо будет доступно иностранцам; хотя во всех направлениях — лирические произведения, исторические и драматические фрагменты, прозаические рассказы и переписка — она неоценима для исследователя русского литературного движения в этом столетии. «Руслан и Людмила» было использовано в качестве либретто для оперы Глинки, а Даргомышский аналогично использовал драматический фрагмент «Водяная нимфа» («Русалка»). Обе оперы до сих пор входят в репертуар Императорского Русского театра.
«Евгений Онегин» по праву считается величайшим произведением Пушкина. Тот факт, что он писался с перерывами, в период с 1822 по 1829 год, дает нам возможность проследить рост поэта от тех дней, когда он был готов изображать в литературе и жизни «русского Байрона», до эпоха, которую он этим открыл, энергичной национальности в мыслях и выражениях. Евгений начинает как байронический молодой светский человек, которого смерть отца отозвала из городских развратов и удовольствий в деревню. Здесь он живет, долгое время избегая любых контактов с соседями, чей социальный опыт и культура не на уровне его симпатий. Владимир Ленский, молодой поэт, сын одного из этих помещичьих дворянских родов, возвращается из-за границы, и между ним и Онегиным зарождается дружба близких по духу и вкусу. Ленский давно женат на Ольге Лариной и склоняет Онегина позвать с собой ее семью. Старшая сестра Ольги, Татьяна, сразу влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, ставшее известным литературным произведением. Онегин произносит ей отеческую проповедь, и происшествие остается неизвестным никому, кроме них самих и довольно скучной старой няни Татьяны. Вскоре после этого Ленский уговаривает Онегина поехать к латинянам по случаю Татьяниных именин. Онегин, ради приличия в этой болтливой деревне, уступает и уходит. Он поставлен за обедом прямо напротив Татьяны из-за невинных махинаций ее семьи; и находит положение настолько неловким, что в тупом гневе решает отомстить совершенно невиновному Ленскому, флиртуя с Ольгой, которая через две недели станет женой Ленского. Ольга, хорошенькая, но слабохарактерная девушка, принимает его внимание за обедом и последующий танец с таким интересом, что Ленский посылает Онегину вызов на дуэль. Онегин, потрясенный последствиями своего сиюминутного несправедливого гнева, охотно удалился бы и извинился, если бы Ленский не избрал носителем своего вызова местного огнеглотателя и болтуна, который искажал бы его мотивы. Соответственно, он соглашается — и Ленский попадает под его пулю. Затем он отправляется в путешествие; Вскоре Ольга утешается красивым офицером и отправляется с ним в его полк вскоре после их свадьбы. Татьяна, обладающая сдержанным, напряженным характером, томится в этих условиях, отказывается от всех предложений руки и сердца и, наконец, по совету друзей увозится на зиму в Москву. Там, как тихоня на своем первом балу, она пленяет князя из Петербурга, тоже генерала и большого общественного значения. Она подчиняется желанию своих родителей и выходит за него замуж. Когда Онегин через пару лет возвращается в столицу, он, к своему сильному удивлению, обнаруживает, что маленькая деревенская девушка, которую он покровительствовал, отвергал, почти презирал, является одной из знатных дам двора и света. Он, в свою очередь, безумно влюбляется в нее, но не получает от нее ни малейшего признака дружбы. Доведенный до отчаяния ее холодным равнодушием, он пишет ей три письма, на которые она не отвечает; а затем, неожиданно войдя в ее будуар из-за небрежности ее слуг, он застает ее за чтением его письма в слезах. На его признание в любви она отвечает, что любит его по-прежнему, но будет верна своему доброму и благородному мужу. Татьяна с ее сдержанной силой, с ее откровенным, глубоким выражением страсти, с ее верностью в любви и долге считается одним из самых благородных и глубоко верных образов настоящей русской женщины, какие только можно найти в русской литературе, как Онегин, Ленский и Ольга тоже считаются в некотором роде типичными, — Онегин стоит почти на одном уровне с Татьяной по симпатии, вполне на одном уровне как тип. Чайковский использовал «Евгения Онегина» для оперы, любимой в России.
Другое эпохальное произведение Пушкина «Борис Годунов» — это драма периода, непосредственно последовавшего за смертью сына Ивана Грозного Федора и последовавшего за этим смутного времени. Борис Годунов, брат жены царя Федора и фаворит покойного Ивана Грозного, приказал убить младшего сына последнего, Дмитрия, и стремится захватить престол. Он заставляет дворян, духовных лиц и жителей Москвы со слезами умолять его принять этот желанный престол. Он правит. В Чудовом монастыре, стоящем близ царского дворца в Кремле, молодой монах замышляет выдать себя за умершего царевича Дмитрия, бежавшего от убийц, и отвоевать престол у «узурпатора». На эту мысль ему наводит беседа с престарелым монахом (написавшим летопись и видевшим убитого Дмитрия), в которой он узнает, что его возраст соответствует тому, которого мог бы достичь Дмитрий, и сожалеет о том, что у него не было захватывающих приключений до он замуровался в монастыре. Этот Григорий Отрепьев, первый из многих Претендентов, мучивших Россию своими утверждениями о том, что он мертвый Царевич, успешно бежит в Польшу; завоевывает поддержку короля и знати, которые не верят в него, но жадно хватаются за предлог, чтобы беспокоить своего древнего врага; и в конце концов царствует недолго в Москве. Своей невесте, Марине Мнишек, честолюбивой дочери одного из его знатных польских сторонников, он признается в ложности своих утверждений. Годунов и его дети, естественно, страдают от непостоянной толпы, которая умоляла его властвовать над ними; но на это намекают, а не показывают в произведении.