Про детство рассказ: «Детство» Горького. Краткое содержание по главам

Содержание

«Детство» Горького. Краткое содержание по главам

Очень краткое содержание

1913 год. У Алёши умер отец, и его матери пришлось переехать в Нижний Новгород.

Алёша Пешко́в
 — рассказчик (в нём угады­ва­ется сам Горький), мальчик, лет 9, послушный, впечат­ли­тельный, любит маму и бабушку.

Алёша с матерью поселились в большом доме деда, хозяина красильной мастерской.

Кроме деда и бабушки в доме жили Алёшины дядья с жёнами и детьми. В этой большой семье все враждовали. Алёшин дед был скупым и жестоким. По субботам он наказывал внуков за накопившиеся за неделю провинности и однажды избил Алёшу до полусмерти. Любила Алёшу только бабушка.

Реклама

Одним из немногих хороших людей, живших в доме деда, был приёмыш-цыганёнок, но и его сгубили дядья Алёши.

Весной семья разделилась. Дед купил большой дом и начал сдавать комнаты. Мать Алёши тоже ушла, мальчик остался с дедом и бабушкой. Но и на новом месте спокойной жизни не получилось. К деду стали являться его сыновья и требовать денег.

Прожив в новом доме лето и часть зимы, дед снова переехал. Затем к ним подселилась мама Алёши и вскоре вышла замуж. Отчим оказался мошенником, игроком и очень жестоким человеком. Он избивал беременную мать Алёши, мальчик ненавидел его и однажды набросился на него с ножом.

Алёша рос драчливым, плохо учился. Дед начал питаться отдельно от бабушки, внуку не давал ни копейки. Чтобы прокормиться самому и помочь бабушке, Алёша собирал утиль, обирал пьяных, крал дрова. Из-за этого одноклассники издевались над ним.

Вскоре Алёшин отчим куда-то исчез. Тяжелобольная мать Алёши умерла, оставив новорож­дённого сына. Скупой дед заявил, что больше не собирается содержать Алёшу, и выгнал его из дому.

Реклама

Подробный пересказ по главам

Названия глав — условные.

Глава 1. Смерть отца. Переезд в Нижний Новгород. Знакомство с дедом

Первое воспоминание Алёши — смерть отца. Он не понимал, что отца больше нет, но запомнил плач Варвары.

Варвара
 — мама Алёши, вдова, ещё молода и красива, крупная, сильная, с густыми свет­лыми воло­сами, непо­корная, с сильным харак­тером.

Помочь с похоронами и сильно заболевшим Алёшей приехала бабушка Акулина.

Акули́на Ивановна Каши́рина
 — бабушка Алёши, крупная, полная, боль­ше­го­ловая, с огром­ными глазами, рыхлым носом и длин­ными чёрными густыми воло­сами, очень добрая, мудрая и сильная, знает много сказок.

В день смерти мужа у Варвары начались преждевременные роды, ребёнок родился слабым. После похорон бабушка забрала всех в Нижний Новгород. На пароходе малыш умер.

Сначала бабушка показалась Алёше странной и смешной. Говорила она, особенным образом выпевая слова. Бабушка стала для Алёши «самым близким сердцу… дорогим человеком».

Путешествие по Волге было для Алёши первыми днями «насыщения красотою». Бабушка любовалась проплывающими мимо берегами и повторяла: «Ты гляди, как хорошо-то».

Реклама

В Нижнем их встречал Василий Каширин, два его сына и их дети.

Василий Васильевич Каши́рин
 — дед Алёши, маленький, сухонький, с рыжей бородкой, птичьим носом и зелё­ными глаз­ками, хозяин красильной мастер­ской, небедный, но очень скупой, злой и властный, никого не любит.

Дед мальчику не понравился, Алёша «сразу почуял в нём врага».

Глава 2. Недружная семья деда Каширина

Дед жил в большом доме, в нижнем этаже которого была красильная мастерская. Семья жила недружно. Варвара вышла замуж без благословения, и дядья требовали у деда её приданое.

Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми…

Периодически дядья с дедом дрались, бабушка называла их «диким племенем». Приезд Алёши с матерью усилил эту вражду. Мальчику, выросшему в дружной семье, было очень тяжело.

Дед заставил Алёшу учить молитвы. Помогала мальчику забитая жена одного из дядьёв. Слова молитвы были непонятными, «Отче наш» Алёша так и не выучил.

По субботам дед сёк внуков, провинившихся за неделю. В первую субботу он наказал за «шутку» одного из внуков: тот подсунул полуслепому мастеру раскалённый напёрсток. Алёша наблюдал за наказанием, и от ужаса у него дрожали ноги.

Реклама

Алёшу дед засёк до полусмерти: мальчика никогда раньше не пороли, сопротивляясь, он укусил деда. С тех пор сердце мальчика стало «чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». Наказание «надорвало» его отношение к матери, которая его не защитила.

Мать исчезла из дома, Алёшу выхаживала бабушка. Когда Алёша отлёживался в постели, дед пришёл мириться, рассказал о своей нелёгкой жизни. Мальчик понял, что дед «не злой и не страшен», но простить его не мог.

Иван-Цыганок, державший Алёшу во время порки, поразил мальчика тем, что подставлял руку под розги, и часть ударов досталась ему.

Иван-Цыгано́к
 — подкидыш, воспи­танный в доме Каши­риных, 17 лет, весёлый, добрый и наивный, отзыв­чивый, рабо­тящий, всегда готов помочь.

Глава 3. Иван-Цыганок

Алёша подружился с Иваном. У парня были золотые руки, поэтому он занимал «в доме особенное место».

По праздникам Иван играл на гитаре, а потом «плясал неутомимо, самозабвенно». Иногда к нему присоединялась бабушка, которая плясала, «словно рассказывала что-то».

Реклама

По пятницам Ивана отправляли на рынок за продуктами, и он тратил меньше, а привозил больше — приворовывал, чтобы порадовать скупого деда.

Во дворе у деда лежал тяжёлый дубовый крест. Один из сыновей Кашириных дал обет отнести его на могилу жены, которую сам же туда и свёл. Иван нёс тяжёлый ко́мель креста, надорвался и умер.

Глава 4. Бабушка Акулина

В доме жилось всё хуже. Перед сном бабушка подолгу разговаривала с богом, просила вразумить своих сыновей. Потом начинались сказки, которые облегчали Алёше жизнь.

Однажды вечером загорелась мастерская, от неё — конюшня. Акулина спасала хозяйство, а растерянный дед послушно исполнял её приказы.

Она была так же интересна, как и пожар: освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя.

Рискуя жизнью, бабушка вывела оттуда жеребца, но сильно обожгла руки.

Глава 5. Переезд в новый дом

«К весне дядья разделились», а дед купил большой дом и начал сдавать комнаты. Акулина с внуком поселилась в уютной комнате на чердаке.

Реклама

Дед начал учить Алёшу грамоте по церковным книгам. Уроки деда были интересными, а за старание Алёша получал пятаки. Мальчик быстро научился читать. Дед стал добрее к внуку, реже его сёк и иногда рассказывал о своём детстве, о войне с Наполеоном.

Алёшу «бывалое» деда пугало, ему больше нравились добрые бабушкины сказки. Задавая деду много вопросов, Алёша надеялся, что деду надоест, и его пустят гулять.

Глава 6. Новые скандалы

Вскоре Алёшина спокойная жизнь кончилась. К ним стал приходить один из дядьёв и скандалить за Варварино приданое, но старик не сдавался.

Глава 7. Вера бабушки и деда

Алёша рано понял, что вера бабушки и деда отличается. Акулина молилась богу жарко и радостно. Её вера была светлой, а бог — добрым. Бабушкиного бога Алёша не боялся, но и лгать ему было стыдно.

Дед читал молитвы чётко и «твёрдо, точно отвечая урок». Бог деда был жесток, мстителен и вызывал у Алёши «страх и неприязнь».

…он не любил никого, следил за всем строгим оком, он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное. Было ясно, что он не верит человеку, всегда ждёт покаяния и любит наказывать.

Реклама

На улицу Алёшу отпускали редко: местные мальчишки обзывали его «внучонком Кощея Каширина», он бросался в бой, но улица почти всегда побеждала. Алёшу возмущала жестокость уличных забав, но он убегал со двора при каждом удобном случае.

На улице Алёша часто встречал слепого старого мастера, который жил за счёт милостыни. Алёша жалел и побаивался его, а бабушка старалась помочь и упрекала деда, который его выгнал, предрекая, что Господь и его накажет. Так и случилось. Когда бабушка умерла, дед пошёл просить милостыню.

Глава 8.

Ещё один переезд. Безработный Хорошее Дело

В конце зимы дед продал дом и купил другой. Дом был набит интересными людьми. Особенно заинтересовал Алёшу Хорошее Дело.

Хорошее Дело
 — безра­ботный нахлебник, добрый, безобидный и одинокий, друг Алёши, изоб­ре­та­тель-само­учка.

Алёша понимал, что Хорошее Дело очень одинок, жалел его и старался чаще навещать. Бабушке и деду эта дружба не нравилась: они считали нахлебника колдуном. Хорошему Делу пришлось съехать.

Глава 9. Дети полковника из соседнего дома

Во дворе соседнего дома Алёша часто видел трёх мальчиков, играющих дружно и без ссор. Однажды младший мальчик упал в колодец. Алёша бросился на помощь и вместе со старшими детьми вытащил малыша.

Реклама

Дети дружили, пока Алёша не попался на глаза их отцу. Тот прогнал мальчика со двора. С тех пор Алёша общался с друзьями только через дыру в заборе.

Глава 10. Возвращение матери

Зимой вернулась мать и стала учить сына грамматике и арифметике. Алёша понимал, как надо читать стихи, но намеренно читал их неправильно: ему навилось, что стихи, как заколдованные, «лишались всякого смысла». Мать сердилась и называла Алёшу бестолковым и упрямым.

Дед ссорился с матерью, принуждал её к новому замужеству, но та отказывалась.

…русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.

Бабушка заступалась за дочь, и однажды дед жестоко её избил. Алёша тогда сказал: «Ты — ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе — ничего!». Через два дня мальчик отомстил деду, испортив его любимые святцы.

Глава 11. Алёшина болезнь

После Святок Алёша заболел оспой. За ним ухаживала бабушка и рассказывала об отце.

Глава 12. Отчим

Вскоре Варвара вышла замуж за Евгения Максимова.

Евгений Макси́мов
 — отчим Алёши, высокий, тонко­ногий, блед­но­лицый, с узкими плечами и чёрной остренькой бородкой, высо­ко­мерный и жестокий, игрок и мошенник.

После свадьбы мать с отчимом уехали в Москву. Тогда у Алёши в «груди что-то захлопнулось, закрылось». Бабушка от расстройства начала пить.

Реклама

Все в доме стали Алёше чужими. Он построил в саду шалаш и всё лето жил в нём. Бабушка приходила ночевать. Слушая рассказы бабушки и глядя в звёздное небо, мальчик чувствовал желание «жить в дружбе со всем живым вокруг».

Осенью дед продал дом, заявил бабушке, что больше кормить её не будет, и «снял две тёмные комнатки в подвале старого дома».

Вскоре появились мать с отчимом, сняли бедное жильё и взяли Алёшу к себе. Варвара была беременна.

Алёшу отдали в школу, где ему очень не нравилось. Дети смеялись над его бедной одеждой, а учителя не любили. Мальчик хулиганил. Его уже хотели исключить из школы, когда туда приехал епископ, чтобы дать несколько уроков богословия. Алёша рассказал епископу всё, что слышал от бабушки, тому очень понравилось, и он велел мальчику быть на всех его уроках. Алёша был взволнован и даже стал вести себя потише.

Листая книги отчима, Алёша нашёл рубль. На эти деньги он купил «„Священную историю“ и два растрёпанных томика сказок Андерсена, три фунта белого хлеба и фунт колбасы», и разделил еду с одноклассниками. Мать обнаружила пропажу и сильно побила Алёшу.

Жизнь становилась всё тяжелее. Варвара родила сына, который вскоре умер. Отчим завёл любовницу.

Мать снова забеременела. Однажды Алёша увидел, как отчим её бьёт, и бросился на него с ножом. Варвара успела оттолкнуть сына.

Реклама

Глава 13. Смерть матери. Дед отправляет Алёшу «в люди»

Алёша вернулся к деду. Скупой старик разделил хозяйство на две части. Даже чай они с бабушкой заваривали по очереди. Алёше было смешно и противно.

Чтобы заработать на хлеб, бабушка вышивала, плела кружева, а Алёша собирал утиль, обирал пьяных, воровал дрова. Одноклассники издевались ещё сильнее.

Когда Алёша перешёл в третий класс, к ним переехала тяжело заболевшая Варвара с новорождённым. Отчим куда-то бесследно исчез. Бабушка ушла в дом богатого купца вышивать покров, и с новорождённым возился дед, недокармливая его из жадности. Мать умерла через несколько месяцев.

После похорон дед выгнал Алёшу из дому — отправил «в люди».

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание повести из собрания сочинений Горького в 30 томах (М.: Гослитиздат, 1949). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

«Детство» Горького. Краткое содержание по главам

Очень краткое содержание

1913 год. У Алёши умер отец, и его матери пришлось переехать в Нижний Новгород.

Алёша Пешко́в
 — рассказчик (в нём угады­ва­ется сам Горький), мальчик, лет 9, послушный, впечат­ли­тельный, любит маму и бабушку.

Алёша с матерью поселились в большом доме деда, хозяина красильной мастерской.

Кроме деда и бабушки в доме жили Алёшины дядья с жёнами и детьми. В этой большой семье все враждовали. Алёшин дед был скупым и жестоким. По субботам он наказывал внуков за накопившиеся за неделю провинности и однажды избил Алёшу до полусмерти. Любила Алёшу только бабушка.

Реклама

Одним из немногих хороших людей, живших в доме деда, был приёмыш-цыганёнок, но и его сгубили дядья Алёши.

Весной семья разделилась. Дед купил большой дом и начал сдавать комнаты. Мать Алёши тоже ушла, мальчик остался с дедом и бабушкой. Но и на новом месте спокойной жизни не получилось. К деду стали являться его сыновья и требовать денег.

Прожив в новом доме лето и часть зимы, дед снова переехал. Затем к ним подселилась мама Алёши и вскоре вышла замуж. Отчим оказался мошенником, игроком и очень жестоким человеком. Он избивал беременную мать Алёши, мальчик ненавидел его и однажды набросился на него с ножом.

Алёша рос драчливым, плохо учился. Дед начал питаться отдельно от бабушки, внуку не давал ни копейки. Чтобы прокормиться самому и помочь бабушке, Алёша собирал утиль, обирал пьяных, крал дрова. Из-за этого одноклассники издевались над ним.

Вскоре Алёшин отчим куда-то исчез. Тяжелобольная мать Алёши умерла, оставив новорож­дённого сына. Скупой дед заявил, что больше не собирается содержать Алёшу, и выгнал его из дому.

Реклама

Подробный пересказ по главам

Названия глав — условные.

Глава 1. Смерть отца. Переезд в Нижний Новгород. Знакомство с дедом

Первое воспоминание Алёши — смерть отца. Он не понимал, что отца больше нет, но запомнил плач Варвары.

Варвара
 — мама Алёши, вдова, ещё молода и красива, крупная, сильная, с густыми свет­лыми воло­сами, непо­корная, с сильным харак­тером.

Помочь с похоронами и сильно заболевшим Алёшей приехала бабушка Акулина.

Акули́на Ивановна Каши́рина
 — бабушка Алёши, крупная, полная, боль­ше­го­ловая, с огром­ными глазами, рыхлым носом и длин­ными чёрными густыми воло­сами, очень добрая, мудрая и сильная, знает много сказок.

В день смерти мужа у Варвары начались преждевременные роды, ребёнок родился слабым. После похорон бабушка забрала всех в Нижний Новгород. На пароходе малыш умер.

Сначала бабушка показалась Алёше странной и смешной. Говорила она, особенным образом выпевая слова. Бабушка стала для Алёши «самым близким сердцу… дорогим человеком».

Путешествие по Волге было для Алёши первыми днями «насыщения красотою». Бабушка любовалась проплывающими мимо берегами и повторяла: «Ты гляди, как хорошо-то».

Реклама

В Нижнем их встречал Василий Каширин, два его сына и их дети.

Василий Васильевич Каши́рин
 — дед Алёши, маленький, сухонький, с рыжей бородкой, птичьим носом и зелё­ными глаз­ками, хозяин красильной мастер­ской, небедный, но очень скупой, злой и властный, никого не любит.

Дед мальчику не понравился, Алёша «сразу почуял в нём врага».

Глава 2. Недружная семья деда Каширина

Дед жил в большом доме, в нижнем этаже которого была красильная мастерская. Семья жила недружно. Варвара вышла замуж без благословения, и дядья требовали у деда её приданое.

Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми…

Периодически дядья с дедом дрались, бабушка называла их «диким племенем». Приезд Алёши с матерью усилил эту вражду. Мальчику, выросшему в дружной семье, было очень тяжело.

Дед заставил Алёшу учить молитвы. Помогала мальчику забитая жена одного из дядьёв. Слова молитвы были непонятными, «Отче наш» Алёша так и не выучил.

По субботам дед сёк внуков, провинившихся за неделю. В первую субботу он наказал за «шутку» одного из внуков: тот подсунул полуслепому мастеру раскалённый напёрсток. Алёша наблюдал за наказанием, и от ужаса у него дрожали ноги.

Реклама

Алёшу дед засёк до полусмерти: мальчика никогда раньше не пороли, сопротивляясь, он укусил деда. С тех пор сердце мальчика стало «чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». Наказание «надорвало» его отношение к матери, которая его не защитила.

Мать исчезла из дома, Алёшу выхаживала бабушка. Когда Алёша отлёживался в постели, дед пришёл мириться, рассказал о своей нелёгкой жизни. Мальчик понял, что дед «не злой и не страшен», но простить его не мог.

Иван-Цыганок, державший Алёшу во время порки, поразил мальчика тем, что подставлял руку под розги, и часть ударов досталась ему.

Иван-Цыгано́к
 — подкидыш, воспи­танный в доме Каши­риных, 17 лет, весёлый, добрый и наивный, отзыв­чивый, рабо­тящий, всегда готов помочь.

Глава 3. Иван-Цыганок

Алёша подружился с Иваном. У парня были золотые руки, поэтому он занимал «в доме особенное место».

По праздникам Иван играл на гитаре, а потом «плясал неутомимо, самозабвенно». Иногда к нему присоединялась бабушка, которая плясала, «словно рассказывала что-то».

Реклама

По пятницам Ивана отправляли на рынок за продуктами, и он тратил меньше, а привозил больше — приворовывал, чтобы порадовать скупого деда.

Во дворе у деда лежал тяжёлый дубовый крест. Один из сыновей Кашириных дал обет отнести его на могилу жены, которую сам же туда и свёл. Иван нёс тяжёлый ко́мель креста, надорвался и умер.

Глава 4. Бабушка Акулина

В доме жилось всё хуже. Перед сном бабушка подолгу разговаривала с богом, просила вразумить своих сыновей. Потом начинались сказки, которые облегчали Алёше жизнь.

Однажды вечером загорелась мастерская, от неё — конюшня. Акулина спасала хозяйство, а растерянный дед послушно исполнял её приказы.

Она была так же интересна, как и пожар: освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя.

Рискуя жизнью, бабушка вывела оттуда жеребца, но сильно обожгла руки.

Глава 5. Переезд в новый дом

«К весне дядья разделились», а дед купил большой дом и начал сдавать комнаты. Акулина с внуком поселилась в уютной комнате на чердаке.

Реклама

Дед начал учить Алёшу грамоте по церковным книгам. Уроки деда были интересными, а за старание Алёша получал пятаки. Мальчик быстро научился читать. Дед стал добрее к внуку, реже его сёк и иногда рассказывал о своём детстве, о войне с Наполеоном.

Алёшу «бывалое» деда пугало, ему больше нравились добрые бабушкины сказки. Задавая деду много вопросов, Алёша надеялся, что деду надоест, и его пустят гулять.

Глава 6. Новые скандалы

Вскоре Алёшина спокойная жизнь кончилась. К ним стал приходить один из дядьёв и скандалить за Варварино приданое, но старик не сдавался.

Глава 7. Вера бабушки и деда

Алёша рано понял, что вера бабушки и деда отличается. Акулина молилась богу жарко и радостно. Её вера была светлой, а бог — добрым. Бабушкиного бога Алёша не боялся, но и лгать ему было стыдно.

Дед читал молитвы чётко и «твёрдо, точно отвечая урок». Бог деда был жесток, мстителен и вызывал у Алёши «страх и неприязнь».

…он не любил никого, следил за всем строгим оком, он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное. Было ясно, что он не верит человеку, всегда ждёт покаяния и любит наказывать.

Реклама

На улицу Алёшу отпускали редко: местные мальчишки обзывали его «внучонком Кощея Каширина», он бросался в бой, но улица почти всегда побеждала. Алёшу возмущала жестокость уличных забав, но он убегал со двора при каждом удобном случае.

На улице Алёша часто встречал слепого старого мастера, который жил за счёт милостыни. Алёша жалел и побаивался его, а бабушка старалась помочь и упрекала деда, который его выгнал, предрекая, что Господь и его накажет. Так и случилось. Когда бабушка умерла, дед пошёл просить милостыню.

Глава 8. Ещё один переезд. Безработный Хорошее Дело

В конце зимы дед продал дом и купил другой. Дом был набит интересными людьми. Особенно заинтересовал Алёшу Хорошее Дело.

Хорошее Дело
 — безра­ботный нахлебник, добрый, безобидный и одинокий, друг Алёши, изоб­ре­та­тель-само­учка.

Алёша понимал, что Хорошее Дело очень одинок, жалел его и старался чаще навещать. Бабушке и деду эта дружба не нравилась: они считали нахлебника колдуном. Хорошему Делу пришлось съехать.

Глава 9. Дети полковника из соседнего дома

Во дворе соседнего дома Алёша часто видел трёх мальчиков, играющих дружно и без ссор. Однажды младший мальчик упал в колодец. Алёша бросился на помощь и вместе со старшими детьми вытащил малыша.

Реклама

Дети дружили, пока Алёша не попался на глаза их отцу. Тот прогнал мальчика со двора. С тех пор Алёша общался с друзьями только через дыру в заборе.

Глава 10. Возвращение матери

Зимой вернулась мать и стала учить сына грамматике и арифметике. Алёша понимал, как надо читать стихи, но намеренно читал их неправильно: ему навилось, что стихи, как заколдованные, «лишались всякого смысла». Мать сердилась и называла Алёшу бестолковым и упрямым.

Дед ссорился с матерью, принуждал её к новому замужеству, но та отказывалась.

…русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.

Бабушка заступалась за дочь, и однажды дед жестоко её избил. Алёша тогда сказал: «Ты — ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе — ничего!». Через два дня мальчик отомстил деду, испортив его любимые святцы.

Глава 11. Алёшина болезнь

После Святок Алёша заболел оспой. За ним ухаживала бабушка и рассказывала об отце.

Глава 12. Отчим

Вскоре Варвара вышла замуж за Евгения Максимова.

Евгений Макси́мов
 — отчим Алёши, высокий, тонко­ногий, блед­но­лицый, с узкими плечами и чёрной остренькой бородкой, высо­ко­мерный и жестокий, игрок и мошенник.

После свадьбы мать с отчимом уехали в Москву. Тогда у Алёши в «груди что-то захлопнулось, закрылось». Бабушка от расстройства начала пить.

Реклама

Все в доме стали Алёше чужими. Он построил в саду шалаш и всё лето жил в нём. Бабушка приходила ночевать. Слушая рассказы бабушки и глядя в звёздное небо, мальчик чувствовал желание «жить в дружбе со всем живым вокруг».

Осенью дед продал дом, заявил бабушке, что больше кормить её не будет, и «снял две тёмные комнатки в подвале старого дома».

Вскоре появились мать с отчимом, сняли бедное жильё и взяли Алёшу к себе. Варвара была беременна.

Алёшу отдали в школу, где ему очень не нравилось. Дети смеялись над его бедной одеждой, а учителя не любили. Мальчик хулиганил. Его уже хотели исключить из школы, когда туда приехал епископ, чтобы дать несколько уроков богословия. Алёша рассказал епископу всё, что слышал от бабушки, тому очень понравилось, и он велел мальчику быть на всех его уроках. Алёша был взволнован и даже стал вести себя потише.

Листая книги отчима, Алёша нашёл рубль. На эти деньги он купил «„Священную историю“ и два растрёпанных томика сказок Андерсена, три фунта белого хлеба и фунт колбасы», и разделил еду с одноклассниками. Мать обнаружила пропажу и сильно побила Алёшу.

Жизнь становилась всё тяжелее. Варвара родила сына, который вскоре умер. Отчим завёл любовницу.

Мать снова забеременела. Однажды Алёша увидел, как отчим её бьёт, и бросился на него с ножом. Варвара успела оттолкнуть сына.

Реклама

Глава 13. Смерть матери. Дед отправляет Алёшу «в люди»

Алёша вернулся к деду. Скупой старик разделил хозяйство на две части. Даже чай они с бабушкой заваривали по очереди. Алёше было смешно и противно.

Чтобы заработать на хлеб, бабушка вышивала, плела кружева, а Алёша собирал утиль, обирал пьяных, воровал дрова. Одноклассники издевались ещё сильнее.

Когда Алёша перешёл в третий класс, к ним переехала тяжело заболевшая Варвара с новорождённым. Отчим куда-то бесследно исчез. Бабушка ушла в дом богатого купца вышивать покров, и с новорождённым возился дед, недокармливая его из жадности. Мать умерла через несколько месяцев.

После похорон дед выгнал Алёшу из дому — отправил «в люди».

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание повести из собрания сочинений Горького в 30 томах (М.: Гослитиздат, 1949). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Лучшие рассказы о детях и детстве – Интересная литература

Литература

Какие самые лучшие рассказы о детстве и детских переживаниях? Хотя существуют десятки классических историй о тех годах становления, следующие истории представляют собой, на наш взгляд, одни из лучших историй о детях, идущих по тернистому пути знаний и опыта к взрослой жизни.

Однако не все из них об этом: некоторые из них более прямолинейны в обучении, например, дети в рассказе Азимова (ниже), которые узнают об устаревших способах обучения детей в школах. Но другие истории берут более крупные и «взрослые» темы, включая войну и религию, чтобы отразить переход от детства к юности.

Эмброуз Бирс, Чикамауга.

«Чикамога» — это военная история, но она необычна тем, что фокусируется на маленьком ребенке, который является свидетелем разворачивающейся бойни. Предупреждение: эта история содержит довольно наглядные и душераздирающие образы.

Название рассказа происходит от битвы при Чикамауге, которая произошла в сентябре 1863 года между силами США и Конфедерации во время Гражданской войны в США. Бирс был ветераном Гражданской войны. Главный герой — глухонемой мальчик примерно шести лет, который уходит из дома с деревянной шпагой в поисках приключений, но сталкивается с последствиями кровавой битвы — и ужасами, которые он может понять лишь частично.

Саки, «Сруб».

«Лесная комната» британского писателя Саки (настоящее имя Гектор Хью Манро) — классический рассказ о ребенке, который слишком умен для взрослых. В частности, речь идет о том, как один умный, но озорной мальчик Николас пытается перехитрить свою тетю, чтобы получить доступ к чулану со спрятанными сокровищами и диковинками.

Но эту историю можно также рассматривать как анализ природы послушания и ограниченного взгляда взрослого на мир в противовес более широкому и богатому воображением взгляду ребенка. В своих рассказах Саки обычно был на стороне детей и животных, а не лицемерных эдвардианских взрослых.

Джеймс Джойс, «Сестры».

Это рассказ о детстве , но это не рассказ для детей младшего возраста, так как он затрагивает некоторые взрослые темы. В начале сборника Джойса 1914 года « Дублинцы » «Сестры» рассказывается о человеке, оглядывающемся на свою детскую дружбу с недавно умершим католическим священником отцом Флинном.

Слухи и сплетни окружают священника во время его похорон, заставляя рассказчика задуматься, не случилось ли что-то со священником. В каком-то смысле история отмечает путешествие рассказчика из детства во взрослую жизнь (предварительно).

Кэтрин Энн Портер, «Он».

Кэтрин Энн Портер (1890–1980) написала всего один роман и менее тридцати рассказов, однако считается выдающимся американским писателем двадцатого века, а «Он» — среди ее самых знаменитых и получивших признание критиков произведений. Важной темой творчества Портера является поиск смысла в современном и все более материалистическом мире.

История 1927 года о бедной американской семье. Мать, миссис Уиппл, больше всего любит своего второго сына: мальчика, которого называют только «Он» и который кажется слабым умственно и физически. Эта история побуждает нас задаться вопросом, заботится ли миссис Уиппл о наилучших интересах своего сына, или она больше озабочена тем, чтобы быть видела, что была хорошим родителем для своего ребенка.

Дж. Д. Сэлинджер, «Вниз на лодке».

Это рассказ Дж. Д. Сэлинджера, впервые опубликованный в 1949 году. Как и в некоторых других рассказах Сэлинджера, особенно в «Идеальном дне для рыбы-банана», в рассказе «Внизу на лодке» взрослый разговаривает с ребенком. Однако в данном случае тема рассказа, которая остается в основном на заднем плане до конца рассказа, — это антисемитизм.

История о маленьком мальчике, который убегает из дома и спускается к ближайшему озеру, где садится в лодку и отказывается разговаривать с матерью. «Внизу на лодке» также включает в себя разговор между двумя слугами семьи, один из которых сделал уничижительные замечания в адрес отца семейства (а также его сына). История заканчивается тем, что мать примиряется со своим сыном и сближается с ним из-за его лодки.

Айзек Азимов, «Они веселились».

Это рассказ американского писателя русского происхождения Айзека Азимова (1920-92). Подобно роману Азимова «Обнаженное солнце », эта история приобрела новое значение после 2020 года и перехода к дистанционному обучению и работе, и темы этой истории 1951 года так же актуальны для нашего времени, как и раньше. более семидесяти лет назад, когда ее написал Азимов.

По сюжету, действие которого происходит в 2157 году, двое детей находят старую бумажную книгу и размышляют о том, насколько она причудлива по сравнению с экранами телевизоров, на которых они читали в свое время. Рассказы о школе, особенно очень короткие рассказы длиной всего в несколько страниц, поддаются изучению

в школе , и рассказ Азимова достаточно легкий и достаточно краткий, чтобы соответствовать всем требованиям, а также, среди прочего, содержит некоторые интригующие комментарии об образовании и технологиях.

Рэй Брэдбери, «Все лето за один день».

Это рассказ 1954 года Рэя Брэдбери (1920-2012), которого (как и Азимова) часто называют «писателем-фантастом», хотя он предпочитал называть себя писателем-фантастом. Действие происходит на Венере, где солнце выходит только раз в семь лет на пару часов; в остальное время солнце прячется за тучами и постоянно идут дожди.

«Все лето за один день» рассказывает о группе школьников, выросших на Венере, сыновьях и дочерях «ракетных мужчин и женщин», прилетевших на планету с Земли, о том, как дети готовятся к первому « лето» на Венере, которое они могут вспомнить.

Эми Тан, «Два вида».

Завершим подборку лучших рассказов о детстве рассказом американской писательницы Эми Тан (род. 1952), опубликованным в составе ее книги The Joy Luck Club в 1989 году. История о молодой американке, рожденной от китайских родителей; мать подталкивает ее стать вундеркиндом, но дочь сопротивляется.

Мощная история о напористых родителях и их детях «Два вида» предлагает нам исследовать, что побуждает «напористых родителей» поощрять (или принуждать?) своего ребенка усердно работать, чтобы чего-то добиться. Думает ли мать в этой истории о насущных интересах дочери, когда пытается научить ее играть на фортепиано? Где благонамеренное желание родителей, чтобы их ребенок преуспел, перетекает во вмешательство в желание ребенка не делать того или иного дела?

Нравится:

Нравится Загрузка…

Теги: Книги, Детство, Литература, рассказы

Истории детства — Родительская реплика

«Я больше не могу жить так !» –  сказала моя двухлетняя дочь из своей кроватки.

Это был один из тех моментов, когда мои глаза расширились, а рот буквально открылся, как в мультфильме. Мой разум пронесся через последние три минуты. Что я сделал, чтобы мой малыш внезапно почувствовал эмоции тринадцатилетнего ребенка, готового сбежать из дома? Затем это щелкнуло. Она улыбалась и смотрела на меня так, словно это была игра. Она притворялась. . . и это была строчка из «Холодного сердца».

То, как она вспомнила точные строки из фильма, который видела только раз, а то и два, на тот момент мне не под силу. Сегодня ей три года, и она воспроизводит полные сцены из своего любимого фильма, от пластиковых аллигаторов до плюшевых медведей, играющих роль Эльзы, и часто раздетых кукол, играющих роль Анны. Не поймите меня неправильно, у нее буйное воображение, и она тоже часто придумывает свои собственные истории, но время от времени она репетирует эту знакомую историю.

Некоторые истории, которые мы придумываем, когда играем вместе.
Несколько историй, которые мы читаем вместе.
Некоторые истории мы смотрим, когда садимся вместе.

Когда моему старшему сыну было около двух лет или незадолго до его трехлетия, мы начали семейную традицию пятничного вечера кино. Когда они станут старше, мы, возможно, изменим эту традицию, но пока это то, чего мы все с нетерпением ждем. Ужин простой. Это просто. И, честно говоря, история, которую мы смотрим вместе, становится частью наших разговоров в течение недели.

«Мама, а Сара плохой динозавр?» — Земля до начала времен
«Помните, когда Фред говорит . . ». — Большой Герой Шесть
«Когда мы сможем жить в доме на дереве?» – Swiss Family Robinson

После первого года вечеров кино, когда мы посмотрели «Историю игрушек 1» примерно 50 раз, я решил, что нам нужна система выбора, отличная от «что посмотреть сегодня вечером?» Поэтому я составила список всех фильмов, которые мы могли бы посмотреть с нашими малышами, написала фильмы на листочках бумаги и положила их в миску. Честно говоря, в первую же неделю, когда мы внедрили систему чаши, мой сын нарисовал «Историю игрушек 1» из кучи примерно 30 вариантов — закон Мерфи. Теперь каждую неделю мы меняем тех, кто берет из чаши, и это добавляет элемент разнообразия. Это также позволяет мне намеренно добавлять новые фильмы в миску по мере того, как дети становятся старше, чтобы был баланс между новыми и пересматриваемыми историями.

Независимо от того, являетесь ли вы семейным вечером в пятницу вечером или просто ищете идеи, как расслабиться после солнечного дня и тяжелых летних игр на свежем воздухе, я решил поделиться нашими списками фильмов.

ДОШКОЛЬНЫЕ

Я выбрал фильмы из нашего списка дошкольных , потому что они не слишком напряженные и не слишком страшные. Даже детские фильмы с позитивным посылом иногда могут быть чересчур для многих дошкольников.

кликните для просмотра в полном размере

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ

Фильмы в этих списках более интенсивны, чем фильмы для дошкольников, а также затрагивают более сложные темы. Некоторые из них действительно могут стать отличным началом разговора.

щелкните, чтобы просмотреть в полном размере

щелкните, чтобы просмотреть в полном размере

щелкните, чтобы просмотреть в полном размере

О, и несколько оговорок, на случай, если вы относитесь к спискам более серьезно, чем я .

Эти списки не являются . . .
одобрение каждого произнесенного слова
поддержка каждого сделанного выбора
или преднамеренная позиция против фильмов, не упомянутых

Эти списки не . . .
осудить вас, если вы представили некоторые из этих фильмов раньше
манипулятивную программу, направленную на то, чтобы развратить умы детей, внедряя агрессивное и оскорбительное поведение до того, как дети будут готовы.

Я бы порекомендовал потратить пару минут на изучение фильма, прежде чем показывать его своим детям — так вы будете знать, чего ожидать, и сможете определить, подойдет ли он вашему ребенку. Два моих любимых сайта для обзоров фильмов для родителей — это Kid’s in Mind или Common Sense Media.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *