Призадумалась я как то: Сценка на день Матери «Плохо девочкой мне жить» | Методическая разработка (5 класс):

Сценка на день Матери «Плохо девочкой мне жить» | Методическая разработка (5 класс):

Сценка «Плохо девочкой мне жить» 


 Призадумалась я как-то: 
Плохо девочкой мне жить! 
Заплетать мне косы надо. 
Лучше мне мальчишкой быть! 
Например, приду я в класс… 
(Надевает на голову кепку.) 

И скажу: «Привет! Я – Стас! 
Эй! Козявки! Чё молчите? 
Чё, не видите – я свой? 
Коли, Саши, Пети, Вити! 
Я – с уроков! Кто со мной? 
У меня в портфеле – жвачка; 
Есть рогатка, чипсов пачка, 
Самодельный нож, конфета, 
Спички есть и… сигарета! 
Школу прогулять сейчас – 
Дело клевое, все знают! 
И учтите – мальчик Стас 
Слов на ветер не бросает». 

Впрочем, мальчиком быть плохо! 
Лучше бабушкой мне стать – 
Печь блины, варить картоху, 

Внучку в школу провожать… 
(Надевает очки, платочек.) 

Внучке говорить: «Дашуля»! 
Что ты возишься, как клуша? 
Завтрак, Даша, на столе! 
Предстоит сегодня мне 
Починить с утра дубленку, 
Тебе выгладить юбчонку, 
Перемыть посуду надо, 
Еще внучка забрать из сада, 
Борщ сварить и пол помыть…» 
Нет уж! Бабушкой мне быть 
Трудно очень, между прочим.  
Не хочу с утра до ночи 
Я варить, стирать! Устану. 
Лучше дедушкой я стану! 
(Приделывает к низу лица бороду.) 

Дед на пенсии! Ура! 
Только занят он с утра: 
То на пасеку он едет 
На своем велосипеде, 
То на даче поливает 
Помидоры и горох. 
И к тому же он хромает 

Да еще чуть-чуть оглох. 
Говорит мне: «Знаешь, Даша, 
Как  наденешь это платье, 
Ты сама не представляешь, 
Как ты мне напоминаешь 
Женушку мою родную, 
Нашу бабку молодую! 
Со мной радости и беды 
твоя бабушка прошла…» 

Нет! Пожалуй, что до деда 
Я еще не доросла! 
Стану я подругой Фросей. 
(Надевает на голову вязаную шапочку.) 

То она конфеты просит, 
То учебник, то тетрадь, 
То контрольные списать… 
И толкается всегда! 
Говорит мне: «Ерунда 
Школьные занятия, 
И мероприятия! 
Нет, они не пригодятся! 
Буду на коврах валяться,
И конфеты есть без меры. 
И найду себе тем паче 
Муженька-миллионера, 
С «мерседесом”, с дачей!» 

Вот уж эта наша Фрося – 
Как земля такую носит?! 
Лучше папой стану я! 
(Надевает на голову шляпу.

Но у папы ведь – семья! 
Надо ей и пить, и есть. 
Обязательств  всех – не счесть! 
Папа кормит всю семью, 
Говорит: «Все отдаю 
Своим детям и жене…» 
Нелегко быть папой мне! 
Стану братиком. 
(Берет в рот соску.) 

Илья все кричит: «Уа! Уа!» 
И на мир тараща глазки, 
Смотрит глупо из коляски. 
А чуть что, то сразу в слезы. 
Я для брата буду взрослой: 
Я по-детски не кричу, 
И уакать не хочу. 
Но мечтать не перестану – 
Я учительницей стану! 

(Надевает очки на нос.) 

Буду я ходить в очках, 
На высоких каблуках, 
Говорить высокомерно, 
И наказывать, наверно, 
Всех лентяев-лоботрясов – 
Выгонять за шум из класса. 
Буду говорить я: «Дети! 
Саши, Кати, Тани, Пети! 
Приходите в школу рано! 
Сядьте тихо! Сядьте прямо! 
Не кричите! Не шумите! 
Все – в учебник! И учите!» 
Но учителю – все знают! – 
Нервы здорово мотают. 
Лучше мамочкой я стану! 
(Красит губы помадой перед зеркальцем.

Постараюсь. Не устану. 
Буду нежной и любимой, 
Самой доброй и красивой. 
Буду часто говорить: 
«Что вам, детки, подарить? 
Что купить ко дню рожденья? 
Приготовить в воскресенье?» 
Папе буду говорить: 
«Без тебя мне трудно жить!» 
После трудового дня, 
Буду гулять в парке. 
И от папы буду я, 
Получать подарки. 
Только мамы – вот забота! – 
Ходят часто на работу – 
По морозу, в дождь и в снег… 
Много все-таки помех, 
Чтобы мамочкой мне быть. 
Что ж, придется дальше жить, 
Как жила я… Просто Дашей. 
И ходить в колготках, в платье. 
Для меня большая честь – 
Быть такой, какая есть! 

Сценка «Наши мамы лучше всех!» 

Ведущий. Кто на лесенке сидел, 
Кто на улицу смотрел. 
Дима ел (держит пакетик с чипсами), 
Саша играл (держит * Тетрис»), 
Максим мелками рисовал. 
Дело было вечером, 
Делать было нечего. 
Вот проехала машина. 
Кот забрался на чердак. 
Тут сказал ребятам Дима 
Просто так. .. 
Дима. А у меня в кармане чипсы. А у вас? 
Оля. А у меня в кармане клипсы. А у вас? 
Саша. А у нас сегодня кошка родила вчера котят. Котята выросли немножко, А «Китикет» есть не хотят!

 Максим. А у нас на кухне газ. А у вас? 
Сережа. А у нас микроволновка. Ловко? 
Ната. А из нашего окошка речка вся, как на ладошке. Каждый день смотрю и жду… Площадку хоккейную хочу!

Саша. А у нас был тихий час — Это раз. 
Яма есть среди двора — Это два. 
А в-четвертых, наша мама завтра едет в Петропавловку, Привезет товары мама — 
Всех на рынок пригласит. 


Ведущий. С лесенки ответил Вова… 
Вова. Предприниматель мама? Клево! 
Оля. А вот у Маши, мама милиционер! 
Саша. А мама Юли, мама Димы — продавщицы в магазинах! 
Дима. А у меня простой ответ — моя мама логопед! 
Ната. Всех важней… 
Ведущий. Сказала Ната… 
Ната. Мама с пищекомбината. Кто наделает вам вафель? Точно не предприниматель!

 Вова. А у Алены и Ивана бухгалтерами обе мамы! 
Дима. А у Вали и у Кати Мамы в школе преподаватели! 
Ведущий. И сказал Максимка тихо… 

Максим. Моя мама не портниха, не кассир, не контролер, мама просто режиссер.

 Ведущий. Отозвался первым Вова- 

Вова. Мама — праздник?! Это клево! Повар делает компоты, Это очень хорошо! В бухгалтерии отчеты, это тоже хорошо! Доктор лечит нас от кори, есть учительница в школе. Мамы всякие нужны! Мамы всякие важны! 

Все вместе. Ну а мамы наши.  Всех милей и краше!

Сценка «Каждый день – праздник!»

Мама ходит по дому, прибирает игрушки и поёт на мотив песни «Дольче вита»

Я пришла с работы, я устала так,

А в доме нашем такой кавардак.

Как же надоело, отдыха хочу

И почему то снова я грущу.  

Бельё постирала, сварила обед,

А отдыха мне всё  нет, никак нет.

Пойду я прилягу, пока деток нет,  

Немного отдохну, ведь сил совсем нет.

Потом приберу всё и встречу семью

И буду счастливой, но сейчас я не могу.

 Приходит сын из школы, весь взмыленный, на ходу поёт на мотив «Бременские музыканты».

Ничего на свете лучше нету, чем гонять футбол хоть до рассвета.

И в хоккей сражаться до упаду – только это мне для счастья надо.    

Ля-ля-ля……

Сын. Мама, я пришёл! Мама, я опять забыл купить хлеб. Мам, я есть хочу!(Заглядывает в комнату.) Спит…(удивлённо). Странно… Ну, ладно, пока спит, сгоняю за хлебом.(Поёт) Ля…

Из школы приходит дочь. Поёт на мотив «У неё глаза…» (группа «Премьер-министр»).

Я уже пришла домой, не пойму, я что со мной.

То ли  дома, то ли нет. Здесь всё разбросано и мамы нет.

А я очень хороша и поёт моя душа, про себя отмечу… да

У меня глаза – два брильянта в три карата,  локоны мои – сходят все с ума ребята. Буду я сейчас маме помогать по дому, а потом опять причешу я локоны.

Дочь. Мама! (Хнычет.) Мамочка, я ужасно устала и замёрзла, сними с меня сапоги! Мама!  Мам! (Снимает обувь, заглядывает в комнату.) Ты что, спишь? (недоумённо) Ничего не понимаю!

Появляется сын с хлебом, напевая песенку.

Дочь. Тише, ты! Маму разбудишь!

Сын. Как?.. Она ещё спит? Ну, ничего себе! Её надо срочно разбудить! Я ведь есть хочу!

Дочь. Да я уже пробовала, ничего не получается.

Сын. Тогда ты корми меня, видишь, я голодный!

Дочь. Ещё чего! Я устала…

Сын. А я, думаешь, не устал? Между прочим, я в спортивной школе учусь!

Дочь. Ну и что! А я – в музыкальной!

Сын. Да, ладно! Ну и что теперь будем делать? Может врача вызвать? Вдруг мама заболела? (Испуганно)

Дочь. Нет, не надо врача, и папу не стоит беспокоить. Наша мама здорова. Она просто устала. Крутится одна, как белка в колесе, целый день, и от нас помощи никакой! Вот организм и не выдержал! Бедненькая!

Сын. Придумал! Давай сами приберём здесь всё, а мама проснётся и обрадуется. Вот здорово я придумал!

Дочь. Ты прав! Замучили мы нашу бедненькую мамочку. Посмотри, какая она уставшая. А я раньше этого даже не замечала. Всё! С этого дня начинаем маме помогать!

Сын. Классно!

Сын и дочь поют песню на мотив «Песенка водовоза»

Дочь. Маму надо уважать!   Маме надо помогать!

Ничего не говори,   Здесь убери, там не сори!

Сын. Я открою вам секрет –   Лучше мамы нашей нет!

Ничего не говори,  Здесь убери, там не сори!

Дочь. Я буду гладить бельё!

Сын. Так ведь ты не умеешь!

Дочь. Ничего, научусь!

Сын. А я тогда буду мусор выносить! Вот!

Дочь. Врёшь!

Сын. Да чтоб мне лопнуть на этом месте! По рукам?

Дочь. По рукам! Договорились!

Просыпается мама. Дети радостно бегут к ней, обнимают её и целуют.

Сын. Мама!    Дочь. Мамочка!

Мама (удивлённо.) Как здесь чисто! Ай, да, молодцы! Разве сегодня какой-то праздник?

Дочь. Нет, мамуля! Но с этого дня мы будем тебе помогать!

Сын. Ага!  

 Мама. А что так вдруг?

Дочь. Мы просто поняли одну простую истину: любить – это значит: оберегать, заботиться, помогать и поддерживать друг друга.

Сын. Всегда! Правильно, мама?

Маа. Правильно, дети!

Все поют на мотив «Дружба крепкая».

Мама милая, самая любимая,

Ты всегда в заботах, в хлопотах весь день:

Моешь, убираешь, гладишь и стираешь,

Нашей маме не знакомо слово «лень»!

Вот что скажем вам: — Берегите мам!

Мамин труд, ребята, надо уважать.

Все мы любим маму, только это мало!

Надо ещё нашим мамам по-мо-гать!

Плохо девочкой мне жить! Заплетать мне косы надо. Лучше мне мальчишкой быть! Например, приду я в класс…. Буду гулять в парке

Сценка для девочки

Призадумалась я как-то:

Плохо девочкой мне жить!

Заплетать мне косы надо.

Лучше мне мальчишкой быть!

Например, приду я в класс…

(Надевает на голову кепку.)

И скажу: «Привет! Я – Стас!

Эй! Козявки! Че молчите?

Че, не видите – я свой?

Коли, Саши, Пети, Вити!

Я – с уроков! Кто со мной?

У меня в портфеле – жвачка;

Есть рогатка, чипсов пачка,

Самодельный нож, конфета,

Спички есть и… сигарета!

Школу прогулять сейчас –

Дело клевое, все знают!

И учтите – мальчик Стас

Слов на ветер не бросает».

Впрочем, мальчиком быть плохо!

Лучше бабушкой мне стать –

Печь блины, варить картоху,

Внучку в школу провожать…

(Надевает очки, платочек.)

Внучке говорить: «Катюша!

Что ты возишься, как клуша?

Завтрак, Катя, на столе!

Предстоит сегодня мне

Починить с утра дубленку,

Тебе выгладить юбчонку,

Перемыть посуду надо,

Еще внучка забрать из сада,

Борщ сварить и пол помыть…»

Нет уж! Бабушкой мне быть

Трудно очень, между прочим.

Не хочу с утра до ночи

Я варить, стирать! Устану.

Лучше дедушкой я стану!

(Приделывает к низу лица бороду.)

Дед на пенсии! Ура!

Только занят он с утра:

То на пасеку он едет

На своем велосипеде,

То на даче поливает

Помидоры и горох.

И к тому же он хромает

Да еще чуть-чуть оглох.

Говорит мне: «Знаешь, Катя,

Как оденешь это платье,

Ты сама не представляешь,

Как ты мне напоминаешь

Женушку мою родную,

Нашу бабку молодую!

Со мной радости и беды

твоя бабушка прошла…»

Нет! Пожалуй, что до деда

Я еще не доросла!

Стану я подругой Фросей.

(Надевает на голову вязаную шапочку.)

То она конфеты просит,

То учебник, то тетрадь,

То контрольные списать…

И толкается всегда!

Говорит мне: «Ерунда

Школьные занятия

И мероприятия!

Нет, они не пригодятся!

Буду на коврах валяться

И конфеты есть без меры.

И найду себе тем паче

Муженька-миллионера

С “мерседесом”, с дачей!»

Вот уж эта наша Фрося –

Как земля такую носит?!

Лучше папой стану я!

(Надевает на голову шляпу. )

Но у папы ведь – семья!

Надо ей и пить, и есть.

Обязательств всех – не счесть!

Папа кормит всю семью,

Говорит: «Все отдаю

Своим детям и жене…»

Нелегко быть папой мне!

Стану братиком.

(Берет в рот соску.)

Илья все кричит: «Уа! Уа!»

И на мир тараща глазки,

Смотрит глупо из коляски.

А чуть что, то сразу в слезы.

Я для брата буду взрослой:

Я по-детски не кричу,

И уакать не хочу.

Но мечтать не перестану –

Я учительницей стану!

(Надевает очки на нос.)

Буду я ходить в очках,

На высоких каблуках,

Говорить высокомерно

И наказывать, наверно,

Всех лентяев-лоботрясов –

Выгонять за шум из класса.

Буду говорить я: «Дети!

Саши, Кати, Тани, Пети!

Приходите в школу рано!

Сядьте тихо! Сядьте прямо!

Не кричите! Не шумите!

Все – в учебник! И учите!»

Но учителю – все знают! –

Нервы здорово мотают.

Лучше мамочкой я стану! (Красит губы помадой перед зеркальцем.)

Постараюсь. Не устану.

Буду нежной и любимой,

Самой доброй и красивой.

Буду часто говорить:

«Что вам, детки, подарить?

Что купить ко дню рожденья?

Приготовить в воскресенье?»

Папе буду говорить:

«Без тебя мне трудно жить!»

После трудового дня

Буду гулять в парке.

И от папы буду я

Получать подарки.

Только мамы – вот забота! –

Ходят часто на работу –

По морозу, в дождь и в снег…

Много все-таки помех,

Чтобы мамочкой мне быть.

Как жила я… Просто Катей.

И ходить в колготках, в платье.

Для меня большая честь –

Быть такой, какая есть!

Сценка «Плохо девочкой мне жить»
Если в классе есть девочка- прирожденная актриса и лицедейка, то эта сценка- для нее. Мгновенное перевоплощение и исполнение в одной сценке нескольких, совершенно разных ролей, не оставит зрителей равнодушными. Успех гарантирован!

На сцену выходит Катя.
Катя. Призадумалась я как-то:
Плохо девочкой мне жить!
Заплетать мне косы надо.
Лучше мне мальчишкой быть!
Например, приду я в класс…

(Надевает на голову кепку.)
И скажу: «Привет! Я – Стас!
Эй! Козявки! Че молчите?
Че, не видите – я свой?
Коли, Саши, Пети, Вити!
Я – с уроков! Кто со мной?
У меня в портфеле – жвачка;
Есть рогатка, чипсов пачка,
Самодельный нож, конфета,
Спички есть и… сигарета!
Школу прогулять сейчас –
Дело клевое, все знают!
И учтите – мальчик Стас
Слов на ветер не бросает».
Впрочем, мальчиком быть плохо!
Лучше бабушкой мне стать –
Печь блины, варить картоху,
Внучку в школу провожать…

(Надевает очки, платочек.)
Внучке говорить: «Катюша!
Что ты возишься, как клуша?
Завтрак, Катя, на столе!
Предстоит сегодня мне
Починить с утра дубленку,
Тебе выгладить юбчонку,
Перемыть посуду надо,
Еще внучка забрать из сада,
Борщ сварить и пол помыть…»
Нет уж! Бабушкой мне быть
Трудно очень, между прочим.
Не хочу с утра до ночи
Я варить, стирать! Устану.
Лучше дедушкой я стану!

(Приделывает к низу лица бороду.)
Дед на пенсии! Ура!
Только занят он с утра:
То на пасеку он едет
На своем велосипеде,
То на даче поливает
Помидоры и горох.
И к тому же он хромает
Да еще чуть-чуть оглох.
Говорит мне: «Знаешь, Катя,
Как оденешь это платье,
Ты сама не представляешь,
Как ты мне напоминаешь
Женушку мою родную,
Нашу бабку молодую!
Со мной радости и беды
твоя бабушка прошла…»
Нет! Пожалуй, что до деда
Я еще не доросла!
Стану я подругой Фросей.

(Надевает на голову вязаную шапочку.)
То она конфеты просит,
То учебник, то тетрадь,
То контрольные списать…
И толкается всегда!
Говорит мне: «Ерунда
Школьные занятия
И мероприятия!
Нет, они не пригодятся!
Буду на коврах валяться
И конфеты есть без меры.
И найду себе тем паче
Муженька-миллионера
С “мерседесом”, с дачей!»
Вот уж эта наша Фрося –
Как земля такую носит?!
Лучше папой стану я!

(Надевает на голову шляпу. )
Но у папы ведь – семья!
Надо ей и пить, и есть.
Обязательств всех – не счесть!
Папа кормит всю семью,
Говорит: «Все отдаю
Своим детям и жене…»
Нелегко быть папой мне!
Стану братиком.

(Берет в рот соску.)
Илья все кричит: «Уа! Уа!»
И на мир тараща глазки,
Смотрит глупо из коляски.
А чуть что, то сразу в слезы.
Я для брата буду взрослой:
Я по-детски не кричу,
И уакать не хочу.
Но мечтать не перестану –
Я учительницей стану!

(Надевает очки на нос.)
Буду я ходить в очках,
На высоких каблуках,
Говорить высокомерно
И наказывать, наверно,
Всех лентяев-лоботрясов –
Выгонять за шум из класса.
Буду говорить я: «Дети!
Саши, Кати, Тани, Пети!
Приходите в школу рано!
Сядьте тихо! Сядьте прямо!
Не кричите! Не шумите!
Все – в учебник! И учите!»
Но учителю – все знают! –
Нервы здорово мотают.
Лучше мамочкой я стану!

(Красит губы помадой перед зеркальцем. )
Постараюсь. Не устану.
Буду нежной и любимой,
Самой доброй и красивой.
Буду часто говорить:
«Что вам, детки, подарить?
Что купить ко дню рожденья?
Приготовить в воскресенье?»
Папе буду говорить:
«Без тебя мне трудно жить!»
После трудового дня
Буду гулять в парке.
И от папы буду я
Получать подарки.
Только мамы – вот забота! –
Ходят часто на работу –
По морозу, в дождь и в снег…
Много все-таки помех,
Чтобы мамочкой мне быть.
Что ж, придется дальше жить,
Как жила я… Просто Катей.
И ходить в колготках, в платье.
Для меня большая честь –
Быть такой, какая есть!

Марина Павленко очень много стихов читает

Снежинка константин бальмонт

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Сергей Есенин «Берёза»

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Иван Суриков. Детство

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой,
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь — воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

И начну у бабки
Сказки я просить,
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку, —
Сердце так и мрёт,
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?»
— Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я… —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»
— Власом. —
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал…
Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Басни Крылова
http://www. folk-tale.narod.ru/autorskaz/Krylov/index.html

Рената Муха
http://renatamuha.com/03_poetry_03-KidsSinging.htm

Овсей Дриз
http://zadacha.uanet.biz/uploads/de/34/de342a19287e5e882f0fd1066e0bcdb2/%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B7.pdf

Вадим Левин
http://www.antho.net/library/levin/loshad.php

Призадумалась я как-то:

Плохо девочкой мне жить!

Заплетать мне косы надо.

Лучше мне мальчишкой быть!

Например, приду я в класс…

(Надевает на голову кепку.)

И скажу: «Привет! Я – Стас!

Эй! Козявки! Че молчите?

Че, не видите – я свой?

Коли, Саши, Пети, Вити!

Я – с уроков! Кто со мной?

У меня в портфеле – жвачка;

Есть рогатка, чипсов пачка,

Самодельный нож, конфета,

Спички есть и… сигарета!

Школу прогулять сейчас –

Дело клевое, все знают!

И учтите – мальчик Стас

Слов на ветер не бросает».

Впрочем, мальчиком быть плохо!

Лучше бабушкой мне стать –

Печь блины, варить картоху,

Внучку в школу провожать…

(Надевает очки, платочек. )

Внучке говорить: «Катюша!

Что ты возишься, как клуша?

Завтрак, Катя, на столе!

Предстоит сегодня мне

Починить с утра дубленку,

Тебе выгладить юбчонку,

Перемыть посуду надо,

Еще внучка забрать из сада,

Борщ сварить и пол помыть…»

Нет уж! Бабушкой мне быть

Трудно очень, между прочим.

Не хочу с утра до ночи

Я варить, стирать! Устану.

Лучше дедушкой я стану!

(Приделывает к низу лица бороду.)

Дед на пенсии! Ура!

Только занят он с утра:

То на пасеку он едет

На своем велосипеде,

То на даче поливает

Помидоры и горох.

И к тому же он хромает

Да еще чуть-чуть оглох.

Говорит мне: «Знаешь, Катя,

Как оденешь это платье,

Ты сама не представляешь,

Как ты мне напоминаешь

Женушку мою родную,

Нашу бабку молодую!

Со мной радости и беды

твоя бабушка прошла…»

Нет! Пожалуй, что до деда

Я еще не доросла!

Стану я подругой Фросей.

(Надевает на голову вязаную шапочку.)

То она конфеты просит,

То учебник, то тетрадь,

То контрольные списать…

И толкается всегда!

Говорит мне: «Ерунда

Школьные занятия

И мероприятия!

Нет, они не пригодятся!

Буду на коврах валяться

И конфеты есть без меры.

И найду себе тем паче

Муженька-миллионера

С “мерседесом”, с дачей!»

Вот уж эта наша Фрося –

Как земля такую носит?!

Лучше папой стану я!

(Надевает на голову шляпу.)

Но у папы ведь – семья!

Надо ей и пить, и есть.

Обязательств всех – не счесть!

Папа кормит всю семью,

Говорит: «Все отдаю

Своим детям и жене…»

Нелегко быть папой мне!

Стану братиком.

(Берет в рот соску.)

Илья все кричит: «Уа! Уа!»

И на мир тараща глазки,

Смотрит глупо из коляски.

А чуть что, то сразу в слезы.

Я для брата буду взрослой:

Я по-детски не кричу,

И уакать не хочу.

Но мечтать не перестану –

Я учительницей стану!

(Надевает очки на нос.)

Буду я ходить в очках,

На высоких каблуках,

Говорить высокомерно

И наказывать, наверно,

Всех лентяев-лоботрясов –

Выгонять за шум из класса.

Буду говорить я: «Дети!

Саши, Кати, Тани, Пети!

Приходите в школу рано!

Сядьте тихо! Сядьте прямо!

Не кричите! Не шумите!

Все – в учебник! И учите!»

Но учителю – все знают! –

Нервы здорово мотают.

Лучше мамочкой я стану!

(Красит губы помадой перед зеркальцем.)

Постараюсь. Не устану.

Буду нежной и любимой,

Самой доброй и красивой.

Буду часто говорить:

«Что вам, детки, подарить?

Что купить ко дню рожденья?

Приготовить в воскресенье?»

Папе буду говорить:

«Без тебя мне трудно жить!»

После трудового дня

Буду гулять в парке.

И от папы буду я

Получать подарки.

Только мамы – вот забота! –

Ходят часто на работу –

По морозу, в дождь и в снег…

Много все-таки помех,

Чтобы мамочкой мне быть.

Как жила я… Просто Катей.

И ходить в колготках, в платье.

Для меня большая честь –

Быть такой, какая есть!

Зима недаром злится…
Фёдор Тютчев

Зима недаром злится,
Прошла её пора,
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Весенняя гроза
Фёдор Тютчев

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочетв небе голубом.

Гремят раскаты молодые…
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.


Сельская песня
Алексей Плещеев

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!

Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой…

Весна
Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чегото,
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!» читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят кто больше всех
Природы любит обновленье!

Думать как растение — Институт природы

Думать как растение
Живая наука для жизни

Крейг Холдридж
Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Линдисфарн, 2013 г.
25 долларов США (мягкая обложка, 217 страниц)

Заказ в нашем книжном магазине

Кто бы мог подумать, что растения могут стать главными учителями радикально нового способа видения мира и взаимодействия с ним? Растения динамичны и устойчивы, они живут в тесной связи с окружающей средой. Эта книга представляет собой органический способ познания, основанный на образе жизни растений.

Когда мы замедляемся, обращаем внимание на растения, внимательно изучаем их и сознательно усваиваем образ их жизни, начинается трансформация. Наше мышление становится более подвижным и динамичным; мы осознаем, насколько мы встроены в мир; мы становимся чувствительными и отзывчивыми к контексту, с которым сталкиваемся; и мы учимся процветать в меняющемся мире. Это те качества, в которых нуждается наша культура, чтобы развивать более устойчивое, поддерживающее жизнь отношение к окружающей среде.

Хотя легко говорить о новых парадигмах и критиковать наше нынешнее положение дел, не так-то просто выйти за рамки статус-кво. Вот почему эта книга создана как практическое руководство по выработке жизненно важного способа взаимодействия с миром.

с задней стороны обложки

Прочитать отрывок из книги

Обзоры

« Думай как растение» — увлекательное практическое руководство, а также сборник описаний и идей своих выводов как исследователь и педагог. По словам Крейга Холдреджа, «занимаясь конкретным, мы можем избежать хватки абстрактного». рекомендовать его.»

— Джеки Бортофт в Holistic Science Journal.
Читать полный обзор

«За эти годы я прочитал много книг по экологии и устойчивому развитию и могу без колебаний сказать, что это одна из самых лучших, которой суждено стать классикой. Прочтите ее, соединитесь с растениями и почувствуйте, как нежно и мощно расширяетесь в наш чудесный мир».

— Стефан Хардинг в Resurgence and Ecologist

«Я настоятельно рекомендую Thinking Like a Plant для ученых и студентов, изучающих экологическую философию и экологические гуманитарные науки. В нем убедительно доказывается, что для преодоления экологического кризиса нам нужно изменить не только то, что мы думаем, но и то, как мы думаем, и что растения могут помочь нам в этом преобразовании. Мыслить как растение предлагает подробное описание того, как растения могут служить образцом для экологической адаптации к миру».

— Люк Фишер в Экологическая философия

«Это гораздо больше, чем книга о растениях, хотя в ней много говорится о том, как мы можем развивать способности для более глубокого понимания живых существ, которых мы называем растениями. Если мы восприимчивы и осознаем, что такое растение, как оно живет и растет, это имеет глубокие последствия для экологического движения, философии науки и образования на всех уровнях».

— Ричард Кац в Общество цветочной эссенции

» Мышление как растение отказывается попадать в категорию — философия? изучение природы? экология? образование? ботаника? как? Поочередно это каждая из них, но она нацелена на междисциплинарную целостность, которая превосходит их. .. Она нацелена на подлинную целостность, которую Анри Бортофт называет «восходящим мышлением», воссоединение дисциплин и предметов, которые стали разделенными и фрагментированными. за прошедшие века».

— Стивен Сагарин в Research Bulletin for Waldorf Education

Почему мыслить как ученый полезно

В быстро меняющемся мире важно уметь приспосабливаться и меняться, а не упрямо придерживаться старых идей и мнений. Это был один из уроков 2020 года, года, который заставил нас подвергнуть сомнению многие из наших предположений о том, какое поведение безопасно, как можно работать и учиться и как мы общаемся с другими.

«В меняющемся мире вы должны быть готовы и способны изменить свое мнение. В противном случае ваш опыт может потерпеть неудачу, ваши мнения устареют, а ваши идеи потерпят крах», — говорит организационный психолог Адам Грант, автор новой книги 9.0007 Подумайте еще раз: сила знания того, чего вы не знаете .

В своей книге Грант объясняет, почему людям так важно скромнее относиться к своим знаниям и оставаться открытыми для обучения и изменения своего мнения.

Книга наполнена увлекательными исследованиями и рекомендациями о том, как стать более гибкими в своем мышлении, помогая другим также быть более непредубежденными. Этот навык имеет решающее значение не только для преодоления кризисов, таких как пандемия, но и для решения сложных социальных проблем, принятия правильных деловых решений и многого другого.

Реклама Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Недавно я говорил с Грантом о его книге и о том, что мы можем извлечь из нее. Вот отредактированная версия нашего разговора.

Джилл Сатти: Ваша книга посвящена тому, как важно, чтобы люди подвергали сомнению то, что, по их мнению, они знают, и готовы изменить свое мнение. Почему это так сложно сделать?

Адам Грант, доктор философии

Адам Грант: Трудно по нескольким причинам. Один из них — это то, что психологи называют «когнитивным закреплением», когда у вас так много знаний в области, что вы начинаете принимать как должное предположения, которые необходимо подвергнуть сомнению. Например, есть доказательства того, что когда вы меняете правила игры для опытных игроков в бридж, они действительно борются, потому что не понимают, что стратегии, которые они использовали годами, неприменимы. Есть также свидетельства того, что опытные бухгалтеры медленнее адаптируются к новому налоговому законодательству, чем новички, потому что они усвоили определенный способ ведения дел.

Второй барьер — это мотивация: я не хочу переосмысливать; Меня устраивает то, как я всегда поступал. Я чувствую себя и выгляжу глупо, если признаю, что ошибался. Легче просто придерживаться своего оружия (или запрета на оружие, в зависимости от того, на какой идеологической позиции я стою).

Третья причина — социальная. Мы не формируем убеждения в вакууме. Как правило, мы приходим к мнениям, на которые влияют люди из нашего социального круга и которые в значительной степени схожи с ними. Итак, есть риск, что если я откажусь от некоторых своих взглядов, меня могут исключить из моего племени, а я не хочу идти на такой риск.

ДС: В своей книге вы говорите о важности «научного мышления». Что вы подразумеваете под научным мышлением и как оно помогает нам в переосмыслении?

AG: Я думаю, что слишком многие из нас тратят слишком много времени на мысли, как проповедники, прокуроры и политики. [Филипп] Тетлок очень убедительно доказал, что когда мы находимся в режиме проповедника, мы убеждены, что мы правы; когда мы в режиме прокурора, мы пытаемся доказать, что кто-то другой не прав; и когда мы находимся в режиме политика, мы пытаемся завоевать одобрение нашей аудитории. Каждый из этих ментальных режимов может помешать «переосмыслить», потому что в режиме проповедника и обвинителя я прав, а вы ошибаетесь, и мне не нужно менять свое мнение. В режиме политика я могу сказать вам то, что вы хотите услышать, но я, вероятно, не изменю того, что думаю на самом деле; Я позиционирую, а не переосмысливаю.

Если вы думаете как ученый, вам не обязательно иметь телескоп или микроскоп.

Это просто означает, что вы предпочитаете смирение гордыне и любопытство убежденности. Вы знаете то, чего не знаете, и вам не терпится открыть для себя что-то новое. Вы не позволяете своим идеям стать вашей личностью. Вы ищете причины, по которым вы можете ошибаться, а не просто причины, по которым вы должны быть правы. Вы прислушиваетесь к идеям, которые заставляют вас напряженно думать, а не только к тем, которые заставляют вас чувствовать себя хорошо. И вы окружаете себя людьми, которые могут бросить вызов вашему процессу, а не только теми, кто согласен с вашим выводом.

Дж.С.: Зачем людям искать причины быть неправыми?

AG: Одна из причин, по которой вы этого хотите, заключается в том, что если вы не научитесь хорошо переосмысливать, то в конечном итоге будете чаще ошибаться. Я думаю, что это один из величайших парадоксов жизни: чем быстрее вы признаете свою неправоту, тем менее неправым вы становитесь.

Есть эксперимент, в котором предпринимателей учили думать как ученые, и это хорошая демонстрация того, что мы все можем применять на практике. Основатели итальянских стартапов прошли трех-четырехмесячный ускоренный курс о том, как начать и вести бизнес. Но половине из них случайным образом поручили думать, как ученым, и им сказали, что ваша стратегия — это теория. Вы можете провести интервью с клиентами, чтобы разработать конкретные гипотезы, а затем, когда вы запускаете свой первый продукт или услугу, думайте об этом как об эксперименте и проверяйте свою гипотезу.

Те предприниматели, которых мы научили мыслить как ученые, принесли более чем в 40 раз больше дохода, чем контрольная группа. Причина этого в том, что они более чем в два раза чаще совершали разворот, когда их первый запуск продукта или услуги не сработал, вместо того, чтобы полностью погрузить свое эго в доказательство своей правоты. Для меня это одно из самых веских доказательств того, что готовность признать свою неправоту на самом деле может ускорить ваше продвижение к тому, чтобы быть правым.

ДС: Но разве мы не должны использовать наш опыт вместо того, чтобы всегда придавать каждой идее равный вес?

AG: Я не говорю, что у вас не должно быть стандартов. Весь смысл переосмысления заключается в том, чтобы изменить свое мнение перед лицом лучшей логики или более убедительных доказательств, а не просто бросить кости и сказать: «Сегодня я выберу случайное новое мнение».

Подумайте еще раз: сила знания того, чего вы не знаете
(Viking, 2021, 320 страниц)

Есть отличный способ запечатлеть то, что я ищу здесь, о чем много лет писал Боб Саттон. Он определяет мудрое отношение как действие на основе наилучшей имеющейся у вас информации, в то же время сомневаясь в том, что вы знаете. Это то, что я говорю здесь. Вам нужно смирение.

Думаю, люди неправильно понимают, что такое смирение. Когда я говорю о смирении экспертов или лидеров, люди говорят: «Нет, я не хочу быть неуверенным в себе. Я не хочу иметь о себе низкого мнения». Но я говорю, что это не смирение. Латинский корень смирения переводится как «от земли». Речь идет о том, чтобы быть заземленным, признавая, что да, у нас есть сильные стороны, но у нас также есть и слабые стороны.

Вы ошибаетесь. Уверенное смирение — это способность сказать: «Я не знаю, и я могу ошибаться» или «Я еще не понял», что, по сути, означает веру в себя но сомневаетесь в своих текущих знаниях или навыках.

ДС: Люди часто не хотят переосмысливать, и они используют стратегии, чтобы прекратить разговор, например, говоря: «Я имею право на свое мнение» или «Мне все равно, что вы говорите, мне все равно». я не передумаю». Как вы можете побудить кого-то быть более открытым для переосмысления, если у него нет мотивации?

AG: Ваши варианты не всегда будут работать. Но один из вариантов — показать собственную открытость и признать, что вы можете быть неправы или ваши знания могут быть неполными. Причина, по которой люди закрываются, часто заключается в том, что они боятся осуждения. Таким образом, они предпочли бы отключиться и избежать этого. Но если вы скажете: «Эй, знаешь что? Я не уверен в своем мнении здесь», есть вероятность, что они поймут, что вы оба здесь, чтобы учиться друг у друга.

Вторым вариантом могут быть вопросы, помогающие понять, что откроет их разум, что, по крайней мере, побуждает их обдумывать ситуации, в которых они могли бы переосмыслить. Если они признают, что свидетельство

может изменить их мнение, по крайней мере, это шаг к прогрессу.

Третий вариант — сделать то, что я делаю с тех пор, как написал книгу: признать собственное упрямство в начале подобных разговоров и признать, что у меня есть дурная привычка переходить в «режим логического хулигана». Я бомбардирую людей фактами и данными, но это не то, кем я хочу быть. Я хочу вступить в беседу с людьми, которые не согласны со мной, в надежде, что смогу чему-то у них научиться. Я не хочу быть прокурором.

Итак, я предлагаю людям поймать меня на этом и попросить их, пожалуйста, дайте мне знать. Когда я это делаю, происходит несколько вещей. Во-первых, иногда люди звонят мне, и это помогает мне. Буквально на прошлой неделе я спорил по электронной почте с коллегой, и он сказал: «Вы снова переходите в режим адвоката». Это было хорошей подсказкой для меня, чтобы подумать: «О, мне лучше переосмыслить то, как я веду этот бой». Другая вещь, которая случается, это когда я выкладываю свои карты на стол, часто другой человек говорит: «Боже мой, я тоже так делаю. Я тоже не хочу быть таким». Это немного задает условия для разговора.

ДС: В конце книги у вас есть 30 практических выводов для переосмысления. Можете ли вы упомянуть некоторые из них, которые особенно важны или легче принять?

AG: Одно из моих любимых занятий — быть «супер-прогнозистом». Это означает, что когда вы формируете мнение, вы составляете список условий, которые изменят ваше мнение. Это делает вас честным, потому что, как только вы привязываетесь к мнению, его очень трудно отпустить. Но если вы заранее определите факторы, которые могут изменить ваше мнение, вы сохраните гибкость.

Чтобы побудить других людей задуматься, вы можете избежать разбавления аргументов. Большинство из нас стараются убедить людей, используя как можно больше доводов, потому что мы думаем, что если дать людям больше доводов, им будет легче изменить свое мнение. Но мы забываем, что происходят две вещи. (У меня возникает соблазн привести вам гораздо больше, но я постараюсь не разбавлять свои собственные аргументы.) Чем больше причин мы приводим, тем больше мы вызываем у другого человека осознание того, что мы пытаемся его убедить, и они насторожились. Кроме того, если они сопротивляются, предоставление им большего количества причин позволяет им выбрать наименее убедительную причину и отбросить весь аргумент.

Урок здесь таков: если у вас есть аудитория, которая может быть закрыта для вашей точки зрения, иногда более эффективно указать две причины вместо пяти. Приведите свой самый сильный аргумент.

«Если вы можете принять радость от того, что ошибаетесь, тогда вы сможете закрепить свою идентичность в большей степени как человек, стремящийся открывать новое, а не как человек, который уже все знает»
―Адам Грант, доктор философии.

Что касается коллектива, мне нравится идея переосмысления. Мы все ходим к врачу на регулярные осмотры, даже если все в порядке. Мы должны делать то же самое с важными решениями в нашей жизни. Я годами поощрял своих студентов проводить ежегодные проверки карьеры, когда они просто спрашивали себя один или два раза в год: «Достиг ли я плато в обучении? Интересы и ценности, которые у меня были, когда я пришел, по-прежнему важны для меня сейчас?» Мы можем сделать то же самое с нашими отношениями или почти со всем, что важно для нас.

ДС: Вы пишете, что неправота связана с более радостной жизнью. Почему это?

AG: Я заметил, что Дэнни Канеман [лауреат Нобелевской премии по поведенческой экономике] просто светится от радости, когда узнает, что одна из его гипотез неверна. Итак, я спросил его: «Почему ты выглядишь таким взволнованным, когда узнаешь, что ошибаешься?» И поправил меня. Он ясно дал мне понять, что никому не нравится быть неправым, но он испытывает настоящую радость, узнав, что он был неправ, потому что это означает, что теперь он менее неправ, чем раньше. Внезапно меня осенило: если я ошибаюсь, значит, я чему-то научился. Если я узнаю, что был прав, то не будет никаких новых знаний или открытий.

В некотором смысле радость от того, что ошибаешься, — это свобода продолжать учиться. Если вы можете принять радость от того, что ошибаетесь, то вы больше закрепите свою идентичность как человека, стремящегося открывать новые вещи, чем как человека, который уже все знает или должен знать все.

ДС: Есть ли у вас какие-либо надежды на то, что люди будут заниматься переосмыслением как способом преодоления нашего политического разрыва?

AG: Это зависит от того, кто говорит. Многие из нас впадают в бинарную предвзятость, и мы сосредотачиваемся только на самой крайней версии другой стороны, которая является карикатурой, когда мы говорим, что они либо тупые, либо плохие. Если отбросить это, то между этими двумя политическими крайностями будет целый сложный спектр и множество оттенков серого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *