Примеры собачьей верности в литературе: Верность собаки своему хозяину

«Взгляните в собачьи глаза» — под таким названием прошел устный журнал в Первочурашевской сельской модельной библиотеке

Наступающий Новый 2006 год по восточному календарю – год собаки.

Собаки. Без них немыслима жизнь человека. Они всегда рядом, всегда готовы прийти нам на помощь.  Много ли мы знаем о них? Всегда ли мы способны их понять? Именно этому был посвящен устный журнал «Взгляните в собачьи глаза», проведенный 29 декабря в Первочурашевской сельской модельной библиотеке.

Мероприятие  началось песней «Пропала собака». Затем библиотекари А.Леонтьева и Н.Волкова рассказали о братьях наших меньших. Собака – самый преданный и верный  друг человека. Взгляните в  собачьи глаза, в них мы увидим безмерную преданность, верность, любовь. Но всегда ли мы с нежностью относимся к  собакам?  Есть среди нас черствые, бездушные люди, которые не только не любят собак, но и других животных.

Французский профессор Боссе сказал: «По твоему отношению к собаке, я узнаю, что ты за человек».

Иногда на собаках люди вымещают свою злобу, а некоторые даже способны выбросить старую, больную собаку. А ведь  эта собака уже привыкла к хозяину, любит его. У собак тоже есть сердце, и оно способно сжиматься  в тоске, болеть от горя. Вспомним стихотворение С.Есенина «Песнь о собаке».  Собака оплакивает своих утопленных хозяином щенков,  поэт называет слезы собачьи «золотыми».

                        «Покатились глаза собачьи

                        Золотыми звездами в снег…»

Человек использует собак в разных отраслях народного хозяйства. Это и пастушьи, сторожевые, ищейки, водолазы, геологи, газовщики, поводыри, собаки – пограничник. На таможне  трудятся собаки. Собаки – космонавты: Белка, Стрелка, Звездочка, Чернушка, Пчелка, Мушка.

В век компьютеров человек способен создать отличных роботов, заменяющих труд собак,  но разве робот заменит друга?

Примеров собачьей преданности много. Вспомним хотя бы  Фрама – собаку Георгия Седова. Полярный исследователь во время экспедиции на Северный Полюс, заболел цингой и умер. Вожак собачьей упряжки Фрам остался лежать на могиле хозяина.

А собака по кличке Джон 14 лет приходила на платформу станции встречать своего хозяина.  Она не могла знать, что хозяин погиб. Пес ждал, верил, что хозяин вернется.

Во время Великой Отечественной войны  собаки воевали на фронте: уничтожали вражеские танки, выносили раненных, подвозили боеприпасы, тянули линии связи, разминировали дороги, здания, города. Так, собака по кличке Дик за период ВОВ обнаружила  10 тыс. мин и снарядов.

Собаками – связистами протянуто 8000 км телефонного кабеля, доставлено 200000 донесений.

Никого не оставила равнодушным страница «Святые собаки». Это собаки – спасатели. В горах часто бывает сход  снежных лавин, и собаки здесь незаменимые помощники, они, рискуя своей жизнью, спасают людей.

Одной из таких собак – Барри поставлен памятник в городе Париже. За преданность и верность собаке по кличке Хачико в Токио соорудили памятник. Есть такие памятники и в городе Осаке и Номе, что на Аляске.

Много примеров собачьей преданности в художественной литературе. Страница за страницей  ведется рассказ о четвероногом друге. Звучит отрывок из повести  Г. Троепольского «Белый Бим  Черное ухо».

 На вечере прозвучали стихи и песни о собаках. Харитонова Н. прочитала стихотворение «Барбос», Иванова В. – «Дружок», Федорова Р. «Песнь о собаке».

У многих из нас есть дома верный друг – собака. Ребята с увлечением  рассказывают о своих Жучках, Шариках и Тузиках.   Фадеева А. поведала рассказ о своей собачке.   Однажды в  лесу, собирая грибы, случайно наткнулись на змею. Собака, чтобы спасти людей, бросилась на змею, та ее укусила. Хотя и прошло уже несколько лет, пес до сих пор хромает.

 Да. «Собаки, — говоря словами Ч.Дарвина, — это  единственные существа, любящие нас больше, чем себя».

Кто-то из писателей сказал:

 

                        «Мир животных, как ты богат!

                        Каждое живое существо  — это дитя природы.

                        У каждого из них  своя судьба, своя жизнь,

                        Человек вообразил себя  хозяином и

                        Относится  к ним как к рабам,

                        Хотя может быть у животных

                        Душа чище и богаче,

                        Чем у некоторых людей».              

О СОБАЧЕЙ ПРЕДАННОСТИ И ПРОЧИХ ПАТОЛОГИЯХ

Вот, увидел в Кракове такой памятник. Теми, кто его воздвиг, судя по всему, двигало восхищение собачьей преданностью. Для меня же этот памятник — признание широчайших возможностей искусственного отбора (селекции). А РУКОтворность собачьей верности хорошо отображена в самом монументе.


Памятник установлен в Кракове на Висленских бульварах, недалеко от Вавеля (высится на заднем фоне). Пёс по кличке Джок целый год ждал на Грюнвальдском кольце своего хозяина, скончавшегося на этом месте от сердечного приступа. Пес стал любимцем жителей окрестных домов.

Собачья верность воспета и в литературе (Каштанка), и в кино (Хатико), и в живописи. Однако, если вдуматься, преданность собаки не является осознанным актом животного, каким-то добровольным движением собачьей души. Собака запрограммирована на безусловную преданность тому, кто ее кормит — своему хозяину, и программу эту написала ей не природа по своим потребностям естественного отбора, а человек, руководствующийся в отборе волкоподобных предков совершенно утилитарными критериями: собака должна была ставить хозяина превыше всех прочих людей, своих сородичей и даже собственной жизни. Эта функция необходима была для защиты самого человека и его имущества от посягательств соплеменников и диких животных. Человек отбирал особей, замедленных в своем психологическом развитии и «остающихся щенками» до конца жизни. За 14000 лет такой жесткой селекции путем физической отбраковки, мы получили сегодняшнюю собаку с ее запрограммированной на генетическом уровне инфантильной преданностью.

Поскольку преданность эта НЕДОБРОВОЛЬНА, не вижу никакой причины воспевать ее в былинах чуть ли не наравне с осознанным самопожертвованием. Если человек сам лишил живое существо свободы выбора чувствовать и вести себя иначе, чем же тут восторгаться?


Это все равно, что восхищаться функционированием новомодных собак-роботов, что реагируют на голос хозяина, машут пластиковым хвостиком и радостно тявкают. Не ставим же мы памятников этим железным истуканам! И хотя дети способны всей душой привязываться к игрушкам, одушевляя их и заботясь о них точно о живых (помнится полного маразма дело достигло с электронными тамагочи), по мере взросления в норме мы начинаем различать истинную симпатию и сострадание, привязанность и жертвенность друзей от собственных инфантильно-эгоцентрических проекций на плюшевых мишек. Почему же мы иначе относимся к таким же продуктам «рук человеческих», коими являются домашние собаки? Здесь я, конечно, утрирую намеренно, сопоставляя живое с неживым, но по большому счету сути это не меняет: одни люди создали эти нежизнеспособные собачьи психотипы себе на потребу, другие восхищаются ими как неким чудом.

..

Думаю, не случайно выражение «собачья преданность» имеет определенные негативные коннотации, описывая неосознанное, безотчетное раболепие перед своим прокормителем. Будь вы даже трижды сволочью во всех отношениях, ваш пес будет реагировать на один звук вашего голоса выбросом эндорфинов, сопоставимым с таковым от дозы забористого наркотика.

Своеобразное зависимое поведение, хоть и общий для собаки, но не единственный признак искусственного отбора. Одни породы разводились для охраны дома, другие для охоты, третьи на мясо, да и просто на забаву. В результате на сегодня мы имеем порядка 400 пород собак со своими физическими отличиями и психотипическими вариантами. Мне, и возможно тому причиной моя врачебная профдеформация, более всего симпатичны породы, приближенные по своему экстерьеру к ныне существующему волку. Породы же с закрепленными мутациями, которые в норме в природе отбраковываются как патологические, мне не особо по душе.

Конечно, я привык к виду такс или бассет-хаундов, но не могу при этом выбросить из головы причину их коротколапости – ахондроплазию конечностей – аутосомно-доминантную патологию, встречающуюся, конечно, и у людей. Ну никак врача, да думаю и любого здравомыслящего человека, не может умилять страдающий этой генетической аномалией больной.


При ахондроплазии не растут только конечности, тогда как голова и туловище чаще бываюн нормальных размеров. Такие больные в прошлом нередко служили шутами при дворах монархов.

Не вызывает у меня больших восторгов и шар-пей с его гипертрофированными кожными складками. Думаю, мало кто из родителей обрадуется появлению на свет ребенка с подобной мутацией гена, кодирующего синтез гиалуроновой кислоты:

Что касается гиалуроната и белков соединительной ткани, различные мутации, делающие их носителя в природе нежизнеспособным, подхватывались и закреплялись человеком в процессе искусственного отбора собак. Глядя на русскую борзую, я вспоминаю о синдроме Марфана, обусловленного различными мутациями фибриллина. Внешние признаки те же – выраженный кифоз позвоночника, удлиненные конечности, худоба и узкое (птичье) лицо, однако фибриллин входит в состав и многих внутренних органов, а потому носители подобных мутаций страдают заболеваниями глаз и сердечно-сосудистой системы, долго не живут и умирают, как правило, от расслаивающейся аневризмы аорты.

В случае с человеком это несчастье, применительно же к собаке – ценная порода…

Но что-то я отклонился от темы, а тема задана про собачью преданность. Так вот, отчего-то я всегда испытываю тоску, наблюдая во дворе за какой-нибудь собачницей, зовущей своего песика «мой сыночек», «радость моя». И ведь правда, дама эта переносит на собаку свои материнские инстинкты, не востребованные по какой-то причине применительно к другому человеческому существу. Конечно, чаще такое случается с лицами возрастными, особенно одинокими. И надо признать, забота о питомце бывает спасительна для старика, заставляет его вести активный образ жизни, испытывая чувство ответственности перед зависимым живым существом, пусть даже специально выведенным для суррогатной подмены внуку или другу. А кто-то и в большой семье чувствует себя одиноким, находя отдушину в безусловно преданном псе.

В то время как старики и дети — что стар, что мал — лучше сближаются с живыми или плюшевыми игрушками, юношеский и зрелый возраст заставляет серьезно прорабатывать связи с собратьями-людьми.

И здесь возникает понятие истинных ДРУЖБЫ и ТОВАРИЩЕСТВА. А вот на эту тему делюсь своими мыслями в следующем посте.

P.S.: Этот мой пост не имеет прямого отношения к моей профессии и к моим хобби. Я не являюсь экспертом в области кинологии. А потому любителей собак прошу относиться к написанному как к философскому эссе обывателя.

  • Tags:psychology

Верность | Средневековая иконография

Приветствую!

Я решил закончить этот блог о средневековой иконографии очень знакомым современному сознанию символом: собакой. Находясь вдали от своего дома в США уже несколько недель, я начал скучать по своим маленьким пушистым друзьям. По большей части собаки занимают совершенно особое место в сознании современных людей. Спросите любого сегодня, и вы обнаружите, что они очень лояльны и чрезвычайно сострадательны. Эти существа, населяющие наши дома и сердца, приветствуют нас, когда мы возвращаемся домой, и спят ночью у наших ног. Однако средневековая чувствительность нашла их объектом парадоксального символизма. Как мы скоро узнаем, собака одновременно является символом верности в вере и, что более удивительно для современного ума, поклонения Сатане в раннем Средневековье.

Возможно, я застал вас врасплох комментарием о поклонении Сатане. К сожалению, думать об этом, но в раннем Средневековье о наших маленьких питомцах не думали с любовью. Такое символическое значение происходит от того, как сатана изображался в этот период. Чаще всего Люциферу придавали грубые и преувеличенные черты, которые часто имитировали черты различных животных. Даже если его лицо или черты лица не похожи на животных, его часто изображают управляющим очень специфическим пантеоном животных в качестве слуг и фамильяров. Согласно Journal of Religion and Film  в Университете Небраски в Омахе:

«Наиболее распространенными анималистическими характеристиками, приписываемыми Дьяволу, были рога, хвост и крылья, 31  и наиболее часто повторяющимися формами существ были «змеи ( дракон), коза и собака». 32 Далее Рассел объясняет:[14] Животные и чудовищные демоны, как правило, следовали формам, предложенным Писанием, теологией и фольклором, такими как змеи, драконы, львы, козы и летучие мыши. “

«Проклятие евреев» Геррада фон Ландсберга изображает сатану на троне из огнедышащих гончих.

Далее в статье поясняется, что такие элементы предназначались для визуального выражения разногласий, которые представлял сатана. Создав чудовищную смесь частей и частей животных, Сатана стал символом хаоса и беспорядка. Он изображается как противоположность Богу, воплощение совершенства.

Так почему у собаки такая нечестивая репутация? Пудели могут быть дерзкими, но разве они не слуги Люцифера? Ответ в последний раз в нашем путешествии исходит из библейских упоминаний о собаке. Собака изображена не так любовно, как можно было бы ожидать. Это сосуды, с помощью которых описываются мириады ужасных вещей.

 Некоторые из наиболее распространенных привычек собак аллегорически представлены в Библии для осуждения действий. Такие примеры предлагаются в Словаре литературных символов Майкла Фербера:

Иисус повелевает нам «не давать святыни псам» (Мф. 7.6; см. также
1 Цар. 17.43, Отк. .22.15). Отвратительная собачья привычка породила до сих пор распространенную поговорку: «Как пес возвращается на свою блевотину, так глупый возвращается на свою глупость» (Притчи 26.11, 2 Пет.2.22). … Во Второзаконии 23.18 «собака» означает «содомит».

Таким образом, мы видим, что иудео-христианин плохо отзывается о собаках, вплоть до того, что делает слово «собака» синонимом некоторых из самых противоречивых грехов в Библии. Очень легко увидеть, как тогда собака могла быть связана с причиной «первородного греха». Поскольку Средневековье так сильно зависело от Библии как от окончательного источника истины, было вполне естественно изображать собак так, как предписывает Библия. Словарь литературных символов  продолжает преувеличивать сомнительную историю собаки как символа средневековой памяти:

 «В средневековых аллегориях дьявол иногда уподобляется собаке, обычно черной. Остроумно намекая на учтивость современного дьявола…»

Собаки, ставшие объектом таких библейских ассоциаций, даже использовались для клеветы на определенные группы в средневековый период. Собаки использовались как средство дискредитации определенных групп людей и обвинения в бесовских деяниях. Дениз Хортон в своей статье Поклонение дьяволу в средние века, более подробно объясняет, что именно произошло 1179:

«В 1179 году внимание Церкви привлекла еще одна группа еретиков. Вальденсов, или вальденсов, обвиняли в каннибализме, проведении оргий, поклонении Дьяволу в образе собаки и колдовстве… Невозможно доказать, действительно ли некоторые вальденсы проповедовали поклонение Дьяволу, однако это сомнительно. Однако в некоторых районах Европы имя «вальденс» свободно применялось к любому еретику, находившемуся под судом, особенно в Альпах. Есть трактаты, такие как Errores Valdensium , которые связывают эту группу с манерой сатанинского ритуала. Такие факторы, вероятно, способствовали восприятию вальденсов как сатанистов».

Такова была сила собаки в средние века. Если вы были связаны с собакой, вы были связаны с поклонением Люциферу. Использование собак в образах того периода только усиливало эффект символа. Однако, как показывает цитата из Университета Небраски, репутация собаки среди непрофессионалов была такова, что она вызывала презрение. Народное суеверие вкупе с преобладающими негативными религиозными ассоциациями не оставляло собаке иного выбора, кроме как поджать хвост между лапами и смириться с оскорблениями, которые были брошены в ее сторону.

Собака гонится за кроликом в иллюминации испанского кодекса законов.

Однако это не все поклонение сатане и клевета на любимую собаку. По мере развития Средневековья образ собаки постепенно становился все более позитивным. Интересно отметить прогресс собаки как иконы, и это действительно в духе иконографии. Иконография связана с идентификацией и распознаванием изменений символов с течением времени. С учетом сказанного давайте перейдем к высшим точкам карьеры собаки как средневековой иконы.

Собаки стали признаком охоты в позднем Средневековье. Освободившись от своих сатанинских ассоциаций, собака стала чрезвычайно неотъемлемой частью средневекового искусства, связанного с охотой. Собака стала представлять собой чрезвычайно практичный, мощный и полезный инструмент для охоты. Таким образом, собака переходит от крайнего презрения к крайней благосклонности в глазах охотника. Охота была аристократическим занятием, но это было одно из самых прагматически полезных мероприятий, в которых можно было принять участие. Она буквально давала еду на стол. Элизабет Моррисон, выступая от имени музея Дж. Пола Гетти, описывает одно из своих любимых средневековых произведений, в котором фигурирует собака-компаньон. В рукописи, написанной Гастоном Фебусом, у которого якобы было 1600 собак, были описаны указания по уходу за собаками, начиная от рекомендаций по размеру конуры и заканчивая этикетом на поводке.

«Герб женщины и борзой во времена Симона де Вари»

Собаки в то время, по словам Элизабет Моррисон, были естественно царственными:

«Собаки были важной частью повседневной жизни в Средневековье, но они также часто использовались символически как аристократические по своей сути существа… [относительно изображения справа] Собака служит царственным напоминанием о таких качествах, как верность и преданность, сила и скорость. Выбор Саймоном именно этой собаки для своего герба отражал его благородный статус, поскольку борзые так ценились в Средние века, что по закону ими могли владеть только представители аристократии».

Наконец, собака олицетворяет качество, которое служит антитезой его предыдущей итерации. Слепая преданность собаки, к лучшему или к худшему, часто является предметом ее использования в качестве символа. Средневековое искусство часто включало их на периферию искусства или глубоко на задний план, как способ намекнуть на тему верности в рукописи или искусстве.

Один из примеров этого содержится в картине художника или группы художников, известных как «Мастер вышитой листвы». На этой картине младенец Христос сидит на коленях у матери. Как бы для того, чтобы не привлекать к ней внимания, художник или художники раскрашивали собаку такими же цветами, как и ее окружение. Символ остается мощным, несмотря на его относительный размер.

Образ Христа и Марии мастера вышивания листьев.

Маленькая собачка олицетворяет нечто весьма значительное. Его использование в качестве символа намеренно тонкое, поскольку оно служит для того, чтобы предложить что-то конкретное Христу и его матери. Такого рода символика обманчива в своей простоте, ведь недавно нам говорили, что в средневековом искусстве существует иерархия размеров. Однако, поскольку эта картина является развитием позднего средневековья, иерархия размеров была постепенно упразднена вместо системы художественности, которая подчеркивала не тотальный, а значительно больший реализм, чем раньше. Таким образом, размер собаки является доказательством эволюции, которая прогрессировала в ходе Средневековья. Не говоря уже о радикальном изменении отношения к собаке как к символу с поруганного на почитаемое.

Так что же представляет собой собака на картине выше? Собака предполагает определенный тип верности; верность, которая требуется от всех тех, кто надеется следовать по стопам Христа. Кроме того, собака спит и послушна. Это предполагает пассивность, которой следует ожидать от тех, кто исповедует христианство. Те, кто пишет для Художественного института Стерлинга и Франсин Кларк, заявляют, что:

«Собаки — это символ верности. Они часто появляются на религиозных картинах, чтобы напомнить христианам о необходимости оставаться верными своим убеждениям. Общее название «Фидо» происходит от латинского слова fide, что означает «вера».

Собака на картинке выше.

Мы подошли к тому моменту, когда собака стала символом животного, которого мы все знаем, любим и ценим. Мы все знаем этого приветливого пса Фидо. Этот в высшей степени преданный зверь, который будет защищать вас до самого конца. Однако современное сознание почти не осознает своего места по правую руку от Люцифера примерно 800 лет назад, а если и знает, то предпочитает не принимать это во внимание как средневековое суеверие. Это прискорбно, потому что собака, по сравнению с иконографией, служит ярким примером того, как символ может резко изменить свое значение в течение нескольких сотен лет. Его функция в раннем средневековье так поразительно отличается от его более поздних итераций. Собака была символом, которым обозначали группы поклоняющихся Дьяволу. Это было существо, чьи тревожные привычки, в том числе аппетит, который предпочитал сексуальную неосмотрительность и отрыгивание пищи, сделали его объектом многих резких критических замечаний и аналогий в Библии. Когда аристократия начала воспринимать прирученных собак как символ своей царственности и экстравагантности, этот образ стал гораздо более позитивным. Его использование в охотничьем спорте, неотъемлемая задача, если еда должна была быть на столе, создало собаке репутацию трудолюбивого компаньона, чья верность была несравненной. В сочетании с вышеупомянутым врожденным величием собака стала символом, созревшим для использования в фамильных гербах и изображениях, связанных с верой. Собака смогла обратить вспять падение Люцифера, с которым она была так тесно связана, когда она поднялась из глубин ада и стала символом святых отношений Христа со своими последователями.

Скучаю по своим дворнягам,

Кристофер Куин

_______________________________

Источники перечислены в том виде, в котором они указаны в сообщении:

  • http://www.unomaha.edu/jrf/Vol8No2/wymandevil.htm
  • http://thomasguild.blogspot.co.uk/search?q=satan
  • http://www.academia.edu/1052805/A_DICTIONARY_OF_LITERARY_SYMBOLS_By_Michael_Ferber
  • http://www.loyno.edu/~history/journal/1986-7/horton.htm
  • http://www. getty.edu/oudry/default/2007/07/12/mans_best_friend_dogs_in_medieval_art.html
  • http://www.clarkart.edu/exhibitions/mystery/content/meanings_dog.cfm
  • http://www.codart.nl/images/MasterOfClarkMadonnaWilliamstownClark.jpg

Анималистический символизм в истории искусства

Ключом к пониманию произведения искусства вне фигуративного контекста является поиск знаков и символов более глубокого аллегорического значения. Помимо использования определенных цветов, memento mori и отсылок к греческой мифологии, художники также могут использовать животных для изображения темы. Это позволяет им добиться большей глубины композиции за счет простого включения собаки, кошки или даже более экзотического существа. В этой статье мы рассмотрим некоторых аллегорических тварей, с которыми вы можете часто сталкиваться в истории искусства, а также сложные коннотации, которые они могут добавить к картине.

Вверху: подборка картин с изображением животных в разных жанрах

Собаки в искусстве

Чаще всего собаки используются для изображения верности, их часто можно увидеть на портретах женщин или пар в знак верности. Если няня — вдова, может быть включена собака, чтобы показать знак ее постоянной преданности прошлому мужу. Эту аллегорию можно найти в таких шедеврах, как «Портрет Арнольфини » Яна ван Эйка , как явный знак верности и преданности.

Вверху: фрагмент портрета 18-го века работы Мартина ван Мейтенса Младшего, жена держит на поводке свою комнатную собачку, которая лежит на коленях ее мужа – возможно, намекая на динамику их брака

Поскольку существует много пород собак, разные типы могут иметь разное значение. Домашние собачки также могут быть признаком высшего социального класса, поскольку, как и их владелец, этим собакам не нужно было работать, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Однако охотничьи собаки — еще один признак благородства, поскольку этот вид спорта был доступен исключительно представителям аристократии. Охотничьи собаки могут быть признаком мужской дисциплины и жизненной силы. В то время как некоторые изображения собак могут быть идеализированы как красивые, ухоженные домашние животные, другие могут использовать изображение уличных собак, чтобы вызвать чувство классовой борьбы через голод, бездомность и отчаяние.

Вверху: подборка картин с изображением собак Жана Оноре Фрагонара, Яна Дасвельдта и Яна Адама Круземана

Связь собак с чувством верной любви восходит к многовековой истории, примеры можно найти в древнегреческой литературе, например, в «Одиссее». за годы путешествий только его собака узнает его. Собаки также могут иметь оттенок правдивости, поскольку греческое слово «циник» происходит от термина «собачий». Дальнейший символизм может относиться к естественному интеллекту или интуиции.

Вверху: фрагмент портрета матери и сына работы Томаса Салли, собака у ног сына в знак верности его семье

Некоторые художники использовали одну и ту же породу собак в разных портретах, это можно увидеть в работах Гейнсборо, который часто изображает модного белого шпица. У некоторых художников была любимая порода, которая стала синонимом их работы, например, домашний мопс Хогарта, который стал символом его самого, а также сильных бычьих характеристик, которые он изображает.

Вверху: собаки разных пород до и после масляной живописи и реставрации рамы в нашей студии

Кошки в искусстве

В то время как собаки олицетворяют верность, кошки могут быть символом чувственности и соблазнения. Коннотации их позы могут представлять самые разные чувства, от диких занятий до спокойного домашнего комфорта. Из-за этой смеси воспоминаний кошки кажутся непредсказуемыми, готовыми сменить свое присутствие с удовольствия на злобу в любой момент.

Вверху: фрагмент картины Аннибале Карраччи «Двое детей, дразнящих кошку», XVII век. На этой картине изображены дети, готовящиеся усвоить важный жизненный урок, когда кошка раздражается.

Кошачий символизм похоти может также позволить кошкам олицетворять женскую распущенность. В раннехристианском искусстве кошки рассматривались как символы похоти и предательства.

Вверху: фрагмент «Портрета Мануэля Осорио Манрике де Суньиги» Гойи, изображающий кошек, преследующих домашнюю сороку, что является явным символом смертности

Кошки иногда могут присутствовать вместо персонажа смерти, показывая, что они преследуют маленьких птиц и других существ, как отражение хрупкости жизни и смертности. Однако их хищный характер также может быть предметом юмористической жанровой сцены, показывающей опасную охоту или погружение в аквариум, вызывая мимолетный момент хаоса в домашней обстановке, придавая картине ощущение движения. В такие моменты кошки могут олицетворять уступку базового инстинкта перед рациональностью.

Вверху: фрагмент книги Генриетты Роннер «Игра кота», 1860–1878 гг.

Цыплята в искусстве

Цыплята в искусстве часто имеют христианскую символику, причем петух, в частности, имеет отношение к отречению святого Петра от Христа — «трижды до того, как пропоет петух», — что дает им контекст христианских преследований и историю распятия. Петухи также являются символом воскресения, поскольку они отмечают восход солнца. В 6 веке папа Григорий I объявил петуха символом христианства, поэтому его можно найти на шпилях многих церквей.

Вверху: расписная крышка русской шкатулки, до и после реставрации в нашей мастерской

У кур есть христианский контекст возрождения, поскольку их яйца имеют коннотацию физического появления новой жизни. Они также могут быть универсальным символом материнства и плодородия.

Вверху: фрагмент из «Овчарни» Шарля Жака, 1857 г.

Овца в искусстве

Наиболее часто символической овцой будет ягненок, означающий Христа или невинность. В светском искусстве ягненок может олицетворять нежную натуру и детство, в то время как взрослая овца может вызывать романтические представления о сельской жизни, а баран, вероятно, олицетворяет мужскую силу и мужество.

Вверху: фрагмент Мадонны с младенцем и младенцем Иоанном Крестителем, 1570-е гг.

В христианском искусстве эти животные могут быть отсылкой к притче о заблудшей овце — истории, в которой «добрый пастырь» отправляется на поиски одной заблудшей овцы, а не остается со своими девяносто девятью, это метафора радости. найти одного грешника, который покается, вместо того, чтобы сосредоточиться на многих других, которые в этом не нуждаются. В этих ссылках на «доброго пастыря» центральная фигура часто имеет овцу на плечах.

Вверху: фрагмент картины Антона Мауве «Пастушка со стадом овец», 1870–1888 гг.

Агнец Божий, также известный как Agnus Dei, — это фраза, используемая для обозначения Иисуса в Евангелии от Святого Иоанна. В книге откровений также есть упоминание об агнце. Обычно это изображение закланного агнца, который все еще стоит, истекая кровью в святую чашу.

Вверху: фрагмент картины Святой Варвары с изображением Агнуса Деи

Козы в искусстве

Коза часто является отсылкой к мужественности и похоти из-за классической связи с сатирами с козлоногими. Они также могут присутствовать в пасторальных сценах вместе с пастухами и пастухами, что символизирует беззаботную пастушескую жизнь.

Вверху: фрагмент картины «Лежащая коза» Яна Баптиста Веникса, 1645-60

Лошади в искусстве

Лошадь часто является историческим символом статуса, признаком богатства и высокого положения в обществе. Во многих случаях конные портреты вызывают ощущение силы — на это повлияла не только сила животного, но и классические коннотации древнеримских императоров, которых часто изображали верхом на лошади. Узнать больше о конном искусстве можно здесь.

Вверху: картина лошади в процессе реставрации в нашей студии

Дикие лошади — признак неукротимой красоты и страсти. Они также могут играть роль в сценах идеализированной пастырской жизни, свободной от социальных ограничений. Ширские лошади и другие рабочие животные, возможно, были особенно романтизированы в индустриальную эпоху, поскольку новые технологии вызывали ностальгию по старым способам работы.

Вверху: фрагмент картины Рубенса «Охота на волка и лисицу», 1616

В некоторых случаях портреты лошадей рисуют в память о военной службе, победах в скачках или хорошем воспитании, и в этом случае портрет отражает чаяния покровителя (владельца лошади), желающего отметить значимость этого существа.

Вверху: картина лошади до и после реставрации в нашей мастерской

Ослы в искусстве

Это могло быть ссылкой на ослицу, на которой ехал Иисус, когда он въехал в Иерусалим, или на ослицу, на которой его мать ехала в Вифлеем. Ослы и мулы также могут иметь коннотации ручного труда и, следовательно, могут давать социальный комментарий по сравнению с лошадьми.

Вверху: картина последователя Бенджамина Уэста, изображающая вход Христа в Иерусалим, до и после реставрации в нашей мастерской

Павлины в искусстве

Если павлин не является признаком чистой красоты и экстравагантности, его часто изображают из-за мифов о его бессмертии. Это может иметь отношение либо к мифологическим сценам греческих богов, либо к христианскому искусству с упором на непорочную веру. Эта связь с бессмертной жизнью связана с исторической идеей о том, что тело павлина остается неповрежденным после смерти без признаков разложения. Павлин-самец также каждый год сбрасывает и отращивает свое яркое оперение, поэтому он также может быть символом воскресения.

Вверху: гравюра богини Юноны, которую часто изображают с павлином

Щеглы в искусстве

Щегол встречается на многих картинах как по религиозным, так и по светским причинам. Во-первых, щегол был популярным домашним животным и встречался по всей Европе, поэтому художникам было легко включать его в свои композиции. Щеглов часто дарили детям в качестве домашних животных, и их можно изображать на веревочке, в клетке или на цепочке с ребенком. Это позволяет художнику легко запечатлеть символический портрет, в котором скованная птица используется как знак сохраненной невинности и послушания. Ребенок, держащий в руках птицу, отражает их нежную природу, а ребенок, столкнувшийся со смертью домашнего щеголя, может быть символом детского осознания смертности.

Вверху: фрагмент картины «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» Витторе Кривелли, 1481-82

Щегол имеет большую символическую силу в христианском искусстве и часто изображается в сценах из детства Христа и картинах Мадонны с младенцем. Щегол используется в композиции как инструмент-предвестник, поскольку история его красных отметин связана с распятием — эта сказка предполагает, что щегол пытался снять шип короны с головы Христа, запачкавшись его кровью, как результат. Благодаря этому щегол может быть символом страданий Христа и христианской веры.

Вверху: гравюра с картины Рубенса, изображающая Христа, держащего на веревочке щегла

Бабочки в искусстве

Насекомые, имеющие четкий жизненный цикл (например, гусеница, превращающаяся в бабочку), имеют четкую связь с тремя этапами жизни – юностью, взрослостью и старостью. В религиозном контексте они также могут иметь связь с воскресением из-за появления бабочки после периода пребывания в коконе.

Вверху: фрагмент натюрморта Амброзиуса-Боссхарта с изображением насекомых

Змеи в искусстве

В искусстве змеи могут представлять самые разные темы. В древней истории они были признаком хорошего здоровья и до сих пор связаны с медициной через жезл Асклепия в символе кадуцея. Асклепий был греческим богом медицины, и говорили, что змеи дали ему эту мудрость, поскольку были существа исцеления и воскрешения. Змеи могут быть отсылкой к первородному греху и грехопадению человека в христианском искусстве, упрощенно говоря, змеи могут быть символом дьявола. В других прочтениях этой библейской истории змею можно рассматривать как голос зрелости, мудрости и руководства.

Вверху: фрагмент натюрморта Отто Марсеуса ван Шрика, 1670 г.

Коровы в искусстве

Крупный рогатый скот часто присутствует в спокойных сельских пейзажах и поэтому ассоциируется со смирением и безмятежностью. Из-за того, что они производят молоко, они также могут быть связаны с идеями материнства и щедрости. Из эпохи сельскохозяйственной революции вы можете найти изображения коров с большим телом, предназначенные для демонстрации великих достижений фермера благодаря хорошему разведению.

Вверху: картина с горными коровами и позолоченной рамой до и после реставрации в нашей мастерской

Наша профессиональная команда может выполнить широкий спектр специализированных реставрационных работ, включая полную реставрацию картин маслом, работы на бумаге и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *