Примеры добра из литературных произведений: Примеры доброты в литературе, произведения о доброте 🤓 [Есть ответ]

ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое добро?»

Автор: Guru · Опубликовано · Обновлено

Аргументы из литературы

  1. (53 слова) Нехватка добра неблагоприятно сказывается на людях. Например, Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» умер от того, что окружающие не проявили к нему никакого участия. Злые негодяи обокрали его, но весь город остался равнодушен к беде, именно в нем автор видит источник зла, ведь добрый человек никогда не бывает безразличен к чувствам другого.
  2. (37 слов) В сказке Андерсена «Снежная королева» главная героиня силой своей доброты спасает Кая, растопив его заледеневшее сердце. Автор использовал метафору: на самом деле, он хотел сказать, что тепло любящего сердца способно разрушить холодность даже самого надменного человека.
  3. (51 слово) В сказке Андерсена «Гадкий утенок» раскрывается идея внутренней красоты, которая выражается именно в доброте к окружающим. Общество отвергло героя, но он не озлобился и по-прежнему шел к миру с открытым сердцем. Это его качество и было вознаграждено красотой внешней, однако ничего не стоящей по сравнению с прелестью души, называемой добротой.
  4. (60 слов) В сказке Пушкина «Руслан и Людмила» царевна выбрала лишь одного из витязей – Руслана – лишь потому, что он никому из своих соперников не желал зла, был добрым и справедливым. Героиня сделала это не только по склонности души: она понимала, что правитель государства должен обладать, прежде всего, добротой, чтобы на своем примере учить людей становиться лучше, а не просто управлять ими.
  5. (45 слов) В романе Пушкина «Дубровский» тоже раскрывается тема доброты. Маша Троекурова, проявляя понимание и мягкость в отношении к отверженному всеми Владимиру, возвращает его к жизни из той тьмы ненависти, куда загнали его обстоятельства. Герой откликается на доброту деятельной и преданной любовью к дочери своего врага.
  6. (58 слов) В повести Пушкина «Станционный смотритель» герой умирает от недостатка доброты. Его дочь убежала с гусаром и ни разу не дала о себе знать, а ее жених вытолкнул отца из дома. Молодым не хватило чуткости для старика, для которого весь мир заключался в дочери. Вот так сдержанная в сердце доброта может погубить того, кого она не согрела вовремя.
  7. (52 слова) В рассказе Солженицына «Матренин двор» героиня щедро раздаривала ласку. Она по доброте душевной только и делала, что помогала другим: вырастила чужую дочь, отдала ей все, что имела, и всегда работала ради чужих успехов. Ее бескорыстие – признак святости, без которой, по мнению автора, не устоит не только село, но и весь мир.
  8. (50 слов) В пьесе Грибоедова «Горе от ума» тема доброты затронута главным героем. Он призывает фамусовское общество к милосердию и состраданию к крестьянам, которые безжалостно угнетаются помещиками. Его монолог убеждает в том, что нельзя свысока относиться к людям, кем бы они ни были, ведь настоящее благородство – это не титул, а добродетель.
  9. (55 слов) В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой пренебрег добротой и убил товарища. С этого момента началось его подлинное несчастье: нигде он не нашел покоя. А ведь если бы он не заглушил в себе голос сердца, доброта его нашла бы слова для мирного урегулирования конфликта, ведь она подразумевает готовность к диалогу и стремление к гармонии.
  10. (54 слова) В произведении Грина «Алые паруса» героиня была доброй и светлой девушкой. И как будто в награду за это волшебник предсказал ей счастливую судьбу. Иначе и быть не может: только добрый человек верит в мечту больше, чем в жестокую реальность. Поэтому доброта притягивает к себе тех, кто готов воплотить ее мечты наперекор суровой действительности.

Примеры из жизни

  1. (53 слова) Я в первый раз задумался о доброте, когда заметил, что моя сестра украдкой подкармливает кота на улице. Она экономила карманные деньги, чтобы купить ему еду, обделяла себя за ужином, чтобы угостить любимца, и даже под дождем умудрялась выбегать к нему с гостинцем. Тогда я понял, что доброта делает людей возвышенными и хорошими.
  2. (53 слова) Своей добротой меня потрясла одна собака. К котам она относилась плохо, всегда лаяла на них, но как-то раз в ее логово забрел котенок. Он еле открыл глаза, видимо, рано остался сиротой. К моему удивлению, собака не только его не тронула, но и пригрела в своей будке. Так он и вырос под ее опекой.
  3. (58 слов) Другой пример могу привести из жизни. Как-то раз я увидел, как брат и сестра шли из школы, как вдруг на брата напали ребята постарше. Девчонку они не трогали, но она, не раздумывая, вступилась и начала атаковать. Парни смутились, отошли, а отважная девочка никому даже не сказала о том, что произошло. Я понял, что это и есть настоящая доброта.
  4. (58 слов) Приведу в пример доброту нашей классной руководительницы. Она была строга, никто особо не ожидал от нее ничего хорошего. Но как-то раз, узнав о том, что одна из «неблагополучных» девочек не вернулась домой, она ночью поехала искать ее одна. Найдя ее в сомнительной компании, женщина не побоялась хулиганов и увела девчонку домой.
    С тех пор я уважаю ее безмерно.
  5. (49 слов) Лично я почувствовал желание сделать доброе дело, когда увидел передачу, где показывали больных детей. Им нужны были дорогие операции, а я, оглянувшись на свою обеспеченную и счастливую жизнь, понял, что могу обойтись и без мороженого. Я перевел небольшую сумму и был счастлив, что смог сделать что-то по-настоящему важное.
  6. (59 слов) О доброте мне поведал отец, когда в очередной раз вернулся с перевязанной рукой. Он сдавал кровь. Я очень боялся уколов и не понимал его мотивации. Тогда он сказал, что сам когда-то лежал в больнице после аварии, и ему кровь жертвовали всем родным поселком. Я представил эту готовность помочь, объединяющую абсолютно разных людей, и осознал, что доброта – движущая сила человечества.
  7. (57 слов) О доброте я узнал, когда впервые попал в больницу. Мне было страшно и одиноко. Ко мне пришла сестра, я уже забился под одеяло, ожидая уколов, но тут она улыбается и начинает просто болтать со мной. Все процедуры она обыгрывала так, будто это пустая формальность.
    Тогда я понял, как важно, кем бы ты ни был, оставаться добрым человеком.
  8. (53 слова) Я считаю по-настоящему добрым моего друга. Как-то раз мальчишки поймали лягушку и хотели ее надуть. И тут он как вскричит на нас благим матом, как выхватит ее у главного зачинщика шалости, что никто сориентироваться не успел. Он ее выпустил, но трепку мы с ним получили изрядную. А все равно за добро стоит постоять.
  9. (66 слов) Из моего опыта мне вспоминается ситуация, когда в нашем сарае завелась бездомная кошка. Я очень жалел ее, но боялся сказать о ней бабушке, ведь она не любила живность в доме. Так я и кормил ее тайком, пока не заметил, что бабуля делает то же самое. Она объяснила, что боялась брать кошку из-за моей астмы. С тех пор я твердо знаю, что мягким характером пошел в нее.
  10. (68 слов) О доброте я узнал, когда меня посадили с одной девочкой. Она не знала математику, в отличие от меня, и я страшно этим гордился, не давал списывать. Но вот химия у меня «не пошла», а вот она была первой умницей в классе. И вот на решающей контрольной она видит, что я заваливаюсь, и … дает списать! С тех пор мы дружим, а я понял, что доброта важнее математики.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Добро в русской и зарубежной литературе: примеры из книг

Автор: Guru ·

Мировая литература богата примерами истинной доброты, ведь людям свойственно создавать нравственные ориентиры и стремиться к ним. Особенно их много в книгах русских писателей, которые очень часто размышляли над сущностью и разграничением добра и зла. Именно поэтому большинство примеров из нашего списка относится к отечественной прозе.

Содержание:

  • 1 Борьба добра со злом
  • 2 Отсутствие доброты
  • 3 Добро для спасения чужой жизни
  • 4 Жертвенная доброта
  • 5 Доброта как спасение

Борьба добра со злом

  1. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание».
    Родион Раскольников решается на страшное преступление, потому что видит вопиющую социальную несправедливость, когда большинство людей живут в нищете. Он вырабатывает «идею» о том, что «необыкновенные» люди имеют право совершать расправы над обывателями ради благой цели. Однако после убийства старушки и её сестры, он осознаёт, что совершил ужасный поступок и страдает. В метаниях главного героя мы видим вечную борьбу добра со злом. В итоге Раскольников сдаётся полиции, и это говорит о том, что он не может спокойно жить, помня о своём преступлении. Добро побеждает благодаря влиянию верующей девушки, Сони Мармеладовой, которая убеждает главного героя усмирить гордыню и повернуть на путь нравственного и духовного очищения.
  2. А. И. Куприн, «Олеся». Олеся и её бабушка Мануйлиха – невинные жертвы человеческой ненависти и невежества. Деревенские жители изгоняют их из села только потому, что считают их «ведьмаками». На самом деле, бабушка и внучка никому зла не делают, а лишь имеют дар от природы. Происходит своеобразный обмен ролями. Те, кого первоначально считают «злом», на самом деле, являются добром, а жители, предстающие «добрыми», на деле и есть зло. Они кичатся своей верой, но в то же время бьют беззащитного человека на пороге храма. В их душах злоба давно выместила хорошие качества, но внешне крестьяне все еще сохраняют иллюзию благонамеренности.

Отсутствие доброты

  1. М. Горький, «Старуха Изергиль». В легенде, рассказанной Изергиль, сын орла Ларра был обречён на вечную жизнь в одиночестве. Он никого не любил, не испытывал ни жалости, ни сострадания, не хотел никого уважать. Ларра ценил только свою свободу. Даже мать ему была не нужна, а убивал он беспощадно, даже не задумываясь. Так, он расправился с дочерью старейшины, которая отказала ему в любви. И в наказание за это люди оставили его в живых, и он не мог умереть. Именно его собственные качества – отсутствие всякой доброты и чрезмерная гордость – стали для него самым жестоким наказанием. Он сам обрёк себя на вечные страдания в отшельничестве.
  2. «Сказание о Борисе и Глебе». В древнерусском житии Святополк – наследник князя Владимира, сын Ярополка, решил убить своих братьев, родных сыновей Владимира — Бориса и Глеба, потому что не хотел, чтобы они претендовали на престол. Только тот, у кого жестокое сердце, может пойти на братоубийство. Борис и Глеб приняли свою смерть смиренно, однако после смерти поднялись в рай и обрели покой. Я думаю, это означает, что даже самые жестокие злодеяния неспособны искоренить, уничтожить добро.

Добро для спасения чужой жизни

  1. И. А. Бунин, «Лапти». Нефед – невероятно добрый человек. Он не побоялся в страшную вьюгу пойти в город за шесть вёрст только лишь за тем, чтобы добыть желанные красные лапти больному ребёнку. Он достал и лапти, и фуксин, чтобы покрасить их, но не смог дойти обратно до дома. Нефед пожертвовал своей жизнью, чтобы порадовать ребёнка, который, может быть, и не выживет. Его поступок по-настоящему самоотверженный и добрый. Подтверждением этому служит то, что городские мужчины, заблудившись и отчаявшись, спаслись только лишь потому, что нашли в снегу мёртвое тело, и поняли, что поблизости есть жильё.
  2. М. А. Шолохов, «Судьба человека». Андрей Соколов прошёл через все ужасы войны. Два года пробыл в плену у немцев, познал адский голод, холод, нечеловеческую усталость и тоску по родине. Потерял всю свою семью, которую строил годами – любимую жену и трёх детей. Он бы мог вконец очерстветь, однако в его сердце сохранились доброта и умение сострадать. Он взял к себе маленького мальчика-сироту, потерявшего на войне родителей. Это пример настоящей человеческой доброты, которую неспособны затоптать даже самые тяжкие жизненные испытания.

Жертвенная доброта

  1. О. Генри, «Дары волхвов». Делла продаёт свои роскошные волосы, которыми гордится, чтобы купить на Рождество подарок любимому мужу. Джон, в свою очередь, продал дорогие фамильные часы, чтобы купить долгожданные гребни Делле. Таким образом, оказалось, что их подарки друг другу сейчас не нужны – у Деллы нет длинных волос, чтобы украсить их гребнями, а у Джона нет часов, которые можно прикрепить к цепочке. И именно этот контраст позволяет нам увидеть самое главное – доброту этих юных влюблённых супругов, готовых пожертвовать самым дорогим, лишь бы порадовать любимого человека.
  2. В. Ф. Тендряков, «Хлеб для собаки». Мальчик, герой рассказа, жалеет голодающих «врагов народа» — раскулаченных мужиков, и тайком от родителей таскает им еду. Потом он встречает, по его мнению, самого-самого голодного, которого никто больше не пожалеет – бродячую собаку, и делится с ней куском хлеба. Мальчик берёт еду для голодных из собственного обеда, нарочно оставляя часть того, что ему подает на стол мать. Стало быть, он сам недоедает, чтобы помочь тем, кому кусок хлеба нужнее. Это по-настоящему добрый поступок, который заслуживает уважения.

Доброта как спасение

  1. М. Горький, «На дне». Из всех героев пьесы Лука становится олицетворением добра и сострадания. Его соседи, обитатели ночлежки, опустились на самое «дно» жизни, но своими добрыми словами, своей неиссякаемой верой в человека Лука старается помочь каждому, кому ещё можно помочь. Он вселяет веру в Анну, что её душа бессмертна, Ваське внушает, что можно начать жить честно, Насте – что её мечта о светлой любви исполнима, Актёру – что он может бросить пить. Лука проповедует любовь и сострадание к человеку как противопоставление злу, ненависти, «жестокой правде». Его доброта становится лучом света для отчаявшихся персонажей.
  2. Р. Брэдбери, «Зелёное утро». Герой рассказа – Бенджамен Дрисколл – переехал на Марс вместе с первыми поселенцами. Несмотря на потерю сознания из-за недостатка воздуха, он не вернулся на Землю, а остался, и принялся сажать семена деревьев. Месяц Бенджамен трудился не покладая рук, и, когда, наконец, пошёл дождь, все посаженные им деревья выросли и стали испускать много-много кислорода. Благодаря его доброму делу, планета стала зелёной, а поселенцы смогли вздохнуть глубоко и свободно. Я думаю, только добрый человек мог так поступить. Бенджамен сделал то, что хорошо для всей планеты, а не для него одного.

Автор: Светлана Егорова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Тони Моррисон: «Доброта: альтруизм и литературное воображение»

Реклама

Продолжить чтение основной истории

В своем выступлении в Гарварде под названием «Доброта: альтруизм и литературное воображение» Тони Моррисон исследовала, как авторы освещают концепции добра и зла, и она исследовала отношение к добру в своих собственных романах. Кредит … Джастин Найт / Гарвардская школа богословия

Тони Моррисон

Тони Моррисон выступила в Гарвардской школе богословия на тему альтруизма в 2012 году. Ее лекция публикуется здесь впервые.

Октябрьским утром 2006 года молодой человек загнал свой грузовик задним ходом на подъезд к однокомнатной школе. Он вошел в школу и, приказав ученикам-мальчикам, учителю и нескольким другим взрослым уйти, выстроил 10 девочек в возрасте от 9 до 13 лет и застрелил их. Бездумный ужас этого нападения привлек настойчивую и продолжительную прессу, а позже книги и фильмы. Хотя всего несколькими днями ранее в школе произошло еще два перестрелки, особенно примечательным в этой бойне был тот факт, что ее местность представляла собой община амишей — общеизвестно мирная и, следовательно, наиболее маловероятная площадка для такого насилия.

Еще до того, как в прессе было исчерпано повествование о резне, всплыла еще одна новость, которая была расценена как странная и почему-то столь же шокирующая, как и сами убийства. Община амишей простила убийцу, отказалась добиваться справедливости, требовать мести или даже судить его. Они посетили и утешили вдову и детей убийцы (которые не были амишами), а также обняли родственников убитых. Появился ряд объяснений их поведению — их историческое отвращение к убийству кого бы то ни было по любому поводу и их сепаратистские убеждения. Более того, общине амишей было нечего или очень мало сказать внешнему исследованию, за исключением того, что судить должен был Бог, а не они. И, как предостерегал один из них, «не думайте зла об этом человеке». Они не проводили пресс-конференций и не давали телеинтервью. Они тихо хоронили мертвых, присутствовали на похоронах убийцы, затем снесли старое здание школы и построили новое.

Их молчание после бойни, а также их глубокая забота о семье убийцы, показались мне в то время характерными для подлинной «доброты». И я увлекся этим термином и его определением.

Мыслители, среди которых никто не был так неосведомлен, как я, долго анализировали, что составляет добро, что добро есть добро и каковы или могут быть его истоки. Множество теорий, которые я прочитал, ошеломили меня, и, чтобы уменьшить мое замешательство, я подумал, что должен просто исследовать термин «альтруизм». Я быстро оказался в разочаровывающем путешествии по множеству определений и контропределений. Я начал с того, что подумал об альтруизме как о более или менее точном переводе его латинского корня: alter/other; бескорыстное сострадание к «другому». Этот путь был не просто узким; это привело к болоту интерпретаций, противоречивых анализов и сомнений. Некоторые из этих аргументов предлагали совершенно разные объяснения: (1) Альтруизм — это не инстинктивный акт бескорыстия, а акт, которому научили и научились. (2) Альтруизм на самом деле может быть нарциссизмом, усилением эго, даже психическим расстройством, проявляющимся в отчаянном желании думать о себе хорошо, чтобы стереть или уменьшить ненависть к себе. (3) Некоторые из наиболее наводящих на размышления теорий возникли в результате исследований ДНК, если хотите, в поисках доказательств встроенного гена, который автоматически срабатывает, чтобы позволить пожертвовать собой на благо других; своего рода брат или сестра дарвиновскому «выживанию сильнейших». Примеры подтверждения или опровержения теории Дарвина исходили прежде всего из царства животных и насекомых: белки намеренно привлекают к себе хищников, чтобы предупредить других белок; а также птицы и особенно муравьи, пчелы, летучие мыши, все служащие колонии, коллективу, рою. Такое поведение очень распространено среди людей. Но вопрос, по-видимому, заключался в том, является ли такая жертва ради родства и/или сообщества врожденной, встроенной, так сказать, в наши гены, точно так же, как индивидуальное завоевание других считается естественным, инстинктивным побуждением, служащим эволюции. Есть ли «хороший» ген наряду с «эгоистичным» геном? Дальнейшим вопросом для меня была конкуренция между геном и разумом.

Признаюсь, я был неспособен и плохо подготовлен для понимания большей части исследований альтруизма, но я узнал кое-что о его важности, актуальности, актуальности и неактуальности в современной мысли.

Помня об амишах, я задавался вопросом, почему повествование об этом событии в прессе и средствах массовой информации быстро игнорировало убийцу и убитых детей и сосредоточивалось почти исключительно на шоке прощения. Как я уже отмечал ранее, массовые расстрелы в школах были, пожалуй, слишком обыденными; в то же время в других местах было два таких перестрелки, но нежелание общины амишей требовать справедливости/мщения/возмездия или даже судить убийцу было убедительной историей. Шок заключался в том, что родители погибших детей приложили все усилия, чтобы утешить вдову убийцы, ее семью и детей, собрать средства для них, а не для себя. Из реакции пострадавшего сообщества на этот почти классический пример зла, помимо их отказа возложить вину, самым необычным элементом было их молчание. Именно это молчание (тот отказ от восхваления, телепередачи) заставило меня иначе думать о добре.

Конечно, размышление о добре подразумевает и даже требует взгляда на его противоположность.

Зло само по себе меня никогда не интересовало и не впечатляло, но меня смущала его привлекательность для других. Я ошеломлен тем вниманием, которое уделяется каждому ее шепоту и крику. Который не отрицает его существования и разорения, не предполагает, что зло не требует противостояния, а просто удивляется, почему ему так поклоняются, особенно в литературе. Это его театральность, его костюм, его брызги крови, эмоциональное удовлетворение, которое приходит с его расследованием больше, чем с его крахом? (Последняя детективная история, типичная тайна убийства.) Возможно, дело в том, как он танцует, в музыке, которую он вдохновляет, в его одежде, в его наготе, в его сексуальной маскировке, в его страстном вопле и в его опасности. Формула, в которой царит зло, — зло против добра, но колода сложена, потому что добро в современной литературе, кажется, приравнивается к слабости, к жалости (девушка, испуганная и беспомощная, бегущая по лесу, в то время как преследующий ее злодей привлекает больше нашего внимания, чем ее спасительница).

Зло имеет аудиторию блокбастеров; Добро скрывается за кулисами. У зла яркая речь; Добро прикусывает язык. Это Билли Бадд, который умеет только заикаться. Это Майкл К. из Coetzee, с заячьей губой, которая настолько ограничивает его речь, что общение с ним практически невозможно. Это Бартлби Мелвилла, сводящий язык к повторению. Это Бенджи Фолкнера, идиот.

Вместо того, чтобы рыться в изысканном и убедительном языке религий, призывающих верующих считать добро высшим и святейшим достижением человечества, и многие из которых называют своих святых и иконы образцом чистого альтруизма, я решил сосредоточиться на роли, которую добро играет в литературе, используя в качестве теста мое собственное направление работы — художественную литературу.

В романах XIX века, вне зависимости от того, какие злодеяния или жестокое равнодушие определяли сюжет, концовка почти всегда была торжеством добра. Диккенс, Харди и Остин оставили своим читателям ощущение восстановления порядка и торжества добродетели, даже Достоевский. Заметим, что Свидригайлов в «Преступлении и наказании», измученный собственным злом и поддерживающим его языком, настолько утомляется последними актами милосердия, что кончает жизнь самоубийством. Он не может жить ни без языка зла, ни в молчании добрых дел. Есть известные исключения из того, что можно было бы назвать 19формула 19-го века, направленная на четкое определение того, кто или что является хорошим. Очевидно, что «Дон Кихот» и «Кандид» высмеивают поиск чистого добра. Другие исключения из этой формулы остаются загадкой для литературной критики: «Билли Бадд» и «Моби Дик» Мелвилла, оба из которых поддерживают множество интерпретаций в отношении ранга, силы и значения, придаваемого в этих текстах добру. Следствием невиновности Билли Бадда является казнь. Измаил хорош? Является ли Ахав образцом добра, сражающимся со злом до смерти? Или он раненая, мстительная сила, облапошенная равнодушной природой, которая ни хороша, ни плоха? Мы знаем, что невинность, представленная Пипом, вскоре покинута, безропотно поглощена морем. Однако, как правило, в 19Литература ХХ века, с какими бы силами злобы ни сталкивался главный герой, его наградой было искупление и торжество добродетели.

Писатели двадцатого века не были впечатлены. Отход от хэппи-энда или преобладания добра над злом был быстрым и решительным после Первой мировой войны. Катастрофа была слишком широкой и слишком глубокой, чтобы ее можно было игнорировать или исказить упрощенным жестом добра. Многие романисты раннего Нового времени, особенно американцы, концентрировались на непоправимых последствиях войны — вреде, который она причиняла своим воинам, обществу, человеческим чувствам. В этих текстах акты чистой доброты, если не откровенно комические, в лучшем случае трактуются с иронией, а в худшем — с подозрением и бесплодностью. Можно вспомнить «Басню» Фолкнера и неоднозначные отзывы, которые она получила, большинство из которых пренебрежительно относились к преднамеренному перемирию между солдатами, ведущими окопную войну друг против друга, движимому характером, подобным Христу. В наши дни термин «герой», кажется, ограничивается жертвоприношением мертвых: спасатели бегут в горящие здания, товарищи бросаются на гранаты, чтобы спасти жизни других, спасают тонущих и раненых. Персонажа Фолкнера никогда не видели и не восхваляли как героя.

Зло захватывает интеллектуальную платформу и ее энергию; она требует тщательного изучения ее последствий, ее методов, ее мотивов, ее успехов, какими бы кратковременными или временными они ни были. Горе, меланхолия, упущенные шансы на личное счастье часто кажутся злом в современной литературе. Это поглощает сцену. Добро сидит в зале и смотрит, предполагая, что у него даже есть билет на шоу. Наиболее ярким примером этой одержимости злом является «Пражское кладбище» Умберто Эко. Каким бы блестящим он ни был, я никогда не читал более глубоко тревожного увлечения природой зла; тревожным именно потому, что к нему относятся как к волнующему разуму, презирающему однообразие и глупость добрых намерений.

Современная литература не интересуется добром в больших или даже ограниченных масштабах. Когда он появляется, он держит в руке записку с извинениями и с трудом произносит свое имя. На каждое «Убить пересмешника» приходится «Мудрая кровь» Фланнери О’Коннор или «Хорошего человека найти трудно», сокрушающие добро отточенным литературным топором. Многие тяжеловесы конца 20-го, начала 21-го века — Филип Рот, Норман Мейлер, Сол Беллоу и другие — мастера разоблачать хрупкость, бессмысленность, комедию добра.

Я подумал, что было бы интересно и, возможно, познавательно проверить мою диссертацию о жизни и смерти добра в литературе, используя мою собственную работу. Я хотел измерить и уточнить свое понимание, используя определения альтруизма, которые я почерпнул из своего предварительного исследования. С этой целью я выбрал три:

1. Добродетели учили и учились (привычка помогать незнакомцам и/или рисковать ради них).

2. Доброта как форма нарциссизма, самоутверждения или даже психического расстройства.

3. Добро как инстинкт, результат генетики (защита своего рода или своей группы).

Пример первого: Выученную привычку к добру можно найти в «Милосердии». Там священник, с некоторой опасностью для себя, учит рабынь читать и писать. Чтобы это не понималось как простая доброта, вот пример наказаний, наложенных на белых людей, которые рисковали способствовать распространению грамотности среди чернокожих: «Любой белый человек, собирающийся с рабами или свободными неграми с целью научить их читать или писать, или общаться с ними. в любом незаконном собрании, должен быть заключен в тюрьму на срок не более шести месяцев и оштрафован на сумму не более 100 долларов США». Этот текст появился в уголовном законодательстве Вирджинии еще в 1848 г.

Примеры третьего: Инстинктивная защита родственников является наиболее распространенным проявлением добра — и я признаю несколько областей, в которых их не удается сформулировать. От преднамеренного просовывания ноги под поезд за деньги по страховке, чтобы содержать свою семью в «Суле», до поджога сына, чтобы избавить его и других от вида его самоуничтожения. Обратите внимание, что это та же самая мать, которая выбросилась из окна, чтобы спасти дочь от огня. Эти действия слишком театральны и не сопровождаются убедительным языком. С другой стороны, в «Милосердии» есть отдача своего ребенка незнакомцу, чтобы спасти ее от определенных растлений. Мотив, который движет матерью Флоренс, minha mae , кажется мне весьма близким к альтруизму, и, что наиболее важно, дается язык, который, как я надеялся, будет глубоким, буквальным определением свободы: «Власть над другим — это трудно; вырывать власть над другим — неправильно; отдавать власть над собой другому — зло».

Еще один пример третьего: Беспрекословное сострадание в поддержку не только родственников, но и членов группы в целом. В «Доме», например, женщины оказывают непрошенный, но необходимый уход члену коллектива, который всю жизнь презирал их; их «причиной» была ответственность перед Богом: «Они не хотели встречаться со своим Создателем и им нечего было сказать, когда Он спросил: «Что ты сделал?» Еще одним примером врожденного группового сострадания является исцеление Си, как физического, так и физического. так и мысленно. Для меня было важно произнести этот голос сострадания: «Посмотри на себя», — говорит ей мисс Этель. «Ты свободен. Ничто и никто не обязан вас спасать, кроме вас… Вы молоды и женщина, и в обоих есть серьезные ограничения, но вы тоже человек… Где-то внутри вас есть тот свободный человек… Найдите ее и позвольте ей сделать что-то хорошее в мире. ”

Пример второй: Доброта как форма нарциссизма, возможно психического расстройства, встречается в самом первом романе, который я написал. Будучи преисполнен решимости стереть свою ненависть к себе, Мыльная Голова Черч, персонаж «Самого голубого глаза», решает «подарить» или притвориться, что дарит голубые глаза маленькой девочке, которая психотически в них нуждается. В своем письме к Богу он воображает, что делает добро, от которого отказывается Бог. Непонятое, как оно есть, у него есть язык.

Со временем, за последние 40 лет, я все больше и больше вкладываюсь в то, чтобы добрые дела (независимо от того, были ли они случайными, преднамеренными, неправильно примененными или благословленными, как в общине амишей) порождали язык. Но даже если они не артикулированы, как учитель-священник в «Милосердии», такие действия должны иметь сильное влияние на структуру романа и на его смысл. Выражения добра никогда не бывают тривиальными или случайными в моем творчестве. На самом деле, я хочу, чтобы они обладали изменяющими жизнь свойствами и решительно освещали моральные вопросы, заложенные в повествовании. Для меня было важно, чтобы ни одно из этих выражений не воспринималось как комедия или ирония. И они редко бывают немыми.

Предоставление добру его собственной речи не уничтожает зло, но позволяет мне обозначить собственное понимание добра: приобретение самопознания. Удовлетворительный или хороший конец для меня — это когда главный герой узнает что-то жизненно важное и нравственно проницательное, чего он или она не знали в начале.

Слова Клавдии, в конце «Самого синего глаза»: «Мне даже кажется теперь, что земля всей страны была враждебна бархатцам в тот год. Эта почва плоха для некоторых видов цветов. Некоторые семена она не взрастит, некоторые плоды она не принесет, и когда земля убивает по собственной воле, мы соглашаемся и говорим, что жертва не имеет права на жизнь. Мы ошибаемся, конечно, но это не имеет значения. Слишком поздно. По крайней мере, на окраине моего города, среди мусора и подсолнухов моего города, уже слишком, очень, слишком поздно».

Такое понимание не имеет ничего общего с победой, а связано с приобретением знаний. Знания, демонстрируемые на языке нравственной ясности — добра.

Лекция Тони Моррисон будет перепечатана в книге «Доброта и литературное воображение» под редакцией Дэвида Карраско, Стефани Полселл и Мары Уиллард, которая будет опубликована издательством University of Virginia Press в октябре.

Доброта и литературное воображение

  • Резюме
  • Отзывы
  • Биография автора

Что такое добро? Где она встречается в литературном воображении? Тони Моррисон, один из величайших представителей американской литературы, размышляла над этими непростыми вопросами в своей знаменитой лекции в Ингерсолле, прочитанной в Гарвардском университете в 2012 году и впервые опубликованной в виде книги.

Возможно, из-за того, что оно затмевается более легко определяемым злом, добро часто ускользает от нашего внимания. Вспоминая множество литературных примеров, от Ахава до Майкла К. Кутзи, Моррисон ищет сущность добра и размышляет о его важном месте в своих произведениях. Она рассматривает эту концепцию в связи с незабываемыми персонажами из собственных художественных произведений и приходит к красноречивым и поучительным выводам. В живом интервью, взятом для этой книги, Моррисон развивает идеи своей лекции, обсуждая добро не только в литературе, но и в обществе и истории, особенно в черной истории, которая ответила на многовековую жестокость глубоким творчеством.

За эссе Моррисон следует серия ответов ученых в области религии, этики, истории и литературы на ее мысли о добре и зле, милосердии и любви, расизме и саморазрушении, языке и освобождении, а также близкие изучение литературных и теоретических выражений из ее произведений. Каждая из этих статей, написанная религиоведом, рассматривает наследие рабства и то, как оно продолжает формировать наши воспоминания, наши соучастия, наши протесты, нашу жизнь, наши сообщества, нашу литературу и нашу веру. Кроме того, авторы задействуют религиозную направленность романов Моррисон, чтобы читатели, встретившие ее многих запоминающихся персонажей, таких как Сула, Возлюбленная или Фрэнк Мани, узнали и оценили, как представления Моррисон о добре и милосердии также отражают ее понимание священного и духовного. человеческий дух.

  • Резюме
  • Обзоры
  • Биография автора

Что такое добро? Где она встречается в литературном воображении? Тони Моррисон, один из величайших представителей американской литературы, размышляла над этими непростыми вопросами в своей знаменитой лекции в Ингерсолле, прочитанной в Гарвардском университете в 2012 году и впервые опубликованной в виде книги.

Возможно, из-за того, что оно затмевается более легко определяемым злом, добро часто ускользает от нашего внимания. Вспоминая множество литературных примеров, от Ахава до Майкла К. Кутзи, Моррисон ищет сущность добра и размышляет о его важном месте в своих произведениях. Она рассматривает эту концепцию в связи с незабываемыми персонажами из собственных художественных произведений и приходит к красноречивым и поучительным выводам. В живом интервью, взятом для этой книги, Моррисон развивает идеи своей лекции, обсуждая добро не только в литературе, но и в обществе и истории, особенно в черной истории, которая ответила на многовековую жестокость глубоким творчеством.

За эссе Моррисон следует серия ответов ученых в области религии, этики, истории и литературы на ее мысли о добре и зле, милосердии и любви, расизме и саморазрушении, языке и освобождении, а также близкие изучение литературных и теоретических выражений из ее произведений. Каждая из этих статей, написанная религиоведом, рассматривает наследие рабства и то, как оно продолжает формировать наши воспоминания, наши соучастия, наши протесты, нашу жизнь, наши сообщества, нашу литературу и нашу веру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *