Познание дзен: Почему Дзен это самая эффективная психотерапия? | by Eugene Muzychenko

Содержание

Почему Дзен это самая эффективная психотерапия? | by Eugene Muzychenko

Когда однажды одного учителя дзен спросили, что такое дзен, он ответил: «Ваши повседневные мысли».

Дзен — форма буддизма, но он не имеет своей философии. Главной отличительной чертой дзен является его метод, естественно выросший на основе его отношения к жизни и Истине, как проявлению жизни.

Дзен ухватывает глубочайшую суть жизни самым решительным и непосредственным образом. Если до конца понять дзен, ум придет в состояние абсолютного покоя, но человек не станет жить в абсолютной гармонии с природой. Поскольку гармония и жизнь несовместимы.

Обычно, в дзен считают, что в сознательной жизни мы избрали неверный путь излишнего умствования.

Мы производим на свет идеи, чувства и слова, принимая их за действительность. Они так глубоко укоренились в нашей природе, что мы не мыслим жизни без них.

Давным-давно санскритское слово «дхьяна» (созерцание, «видение умом», «интуитивное видение», медитация, сосредоточение, размышление) китайцы транслитерировали как «чаньна», затем сократили до «чань», которое в японском стало произноситься как «дзен».

Дзен не учит нас ничему в смысле умственного анализа, а также не предлагает никакой определенной доктрины в качестве руководства для своих последователей.

Последователи дзэн могут иметь свои доктрины, но эти, доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзэну. Поэтому дзен не имеет дела с какими-либо «священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение.

В таком случае, если бы вы спросили, чему учит дзен, ответом могло бы быть, что он ничему не учит.

Какие бы учения ни содержались в дзен, они исходят только из умов их создателей. Мы сами себе создаем учения. Дзен только направление движения.

Основными принципами школы дзен являются следующие положения: «Смотри в свою природу, и пробудишься» и «Пробуждение передается особым образом от сердца к сердцу без опоры на письменные знаки».

Дзен это не религия, так как в дзен нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет также никаких церемониальных обрядов.

Дзен обычно свободен от догматических и религиозных затруднений.

Набожный человек может быть потрясен, услышав, что в дзен нет Бога, но это не значит, что дзен отрицает существование Бога.

Дзен не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что-либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении. В логике это неизбежно.

Дзен стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзен не отрицает Бога и не утверждает его существования. Дзен в равной мере не является ни религией, ни философией.

«Однажды вечером наставник прохлаждался на веранде. Я вновь принёс ему свои стихи, посвящённые просветлению, и он заявил: „Неразбериха и бессмыслица!“ Я, дразня его, также выкрикнул: „Неразбериха и бессмыслица!“ Он схватил меня, нанёс мне двадцать-тридцать ударов кулаком и вышвырнул с веранды. Я упал в грязь, почти потерял сознание, и все мои мысли улетучились. Я не мог шевельнуть ни ногой, ни рукой. А наставник стоял на веранде и громко хохотал».

Познать дзен это — посредством проникновения в истинную природу ума так повлиять на свой ум, чтоб он стал своим собственным господином. Такое проникновение в истинную природу ума или души является основной целью дзен-буддизма.

Поэтому дзен — это нечто большее, чем медитация. Практика дзен имеет целью открыть око души — и узреть основу жизни.

Размышления — это состояние, вызываемое искусственно, она не является естественным свойством ума. О чем размышляют птицы поднебесные? О чем размышляют морские твари? — Они летают, они плавают. Разве этого не достаточно?

Вот что говорит дзен: «После того, как все вещи сведены к единому, к чему тот единый может быть сведен?» дзен ставит целью освободить ум от всяких препятствий. Даже сама идея единства и целостности является препятствием или капканом, который угрожает естественной свободе духа.

В дзен достаточно чувствовать, что огонь горячий, а лед холодный, так как когда нам холодно, мы радуемся теплу. Все наши теории далеки от реальности.

Дзэн должен быть неуловимым в отношении своих внешних аспектов. Иначе мозг создаст конструкт, которым заменит дзен. Если вы думаете, что уловили дзен, то знайте, что это уже не дзен. Издали он кажется легкодоступным, но как только вы подойдете к нему, вы увидите, что он отдалился от вас еще больше.

Уникальность дзен в том виде, в каком он практикуется в Японии, заключается в систематической тренировке ума. Обычный мистицизм страдает излишней импульсивностью и оторванностью от нашей повседневной жизни.

Дзен проявляется в самой обычной и неинтересной жизни простого человека, погруженного в шум и сутолоку. Дзен предлагает систематическую тренировку ума и учит видеть нечто даже в этом кипучем котле. Он открывает человеку величайшую тайну жизни в ее ежедневном и ежечасном проявлении. Сердце человека начинает биться в такт с сердцем вечности.

Какой бы вопрос о дзэн ему ни задавали, Гутэй просто показывал средний палец. Однажды у него был прислужник, которого посетитель спросил: “Что главное в учении Мастера?” Мальчик показал ему палец. Увидев это, Гутэй отсёк ему палец ножом. Когда мальчик, крича от боли, бросился вон из комнаты, Гутэй окликнул его. Когда мальчик повернул голову, Гутэй показал ему палец. Мальчик попытался сделать то же самое, но отрезанным пальцем это сделать как-то не вышло. Тут-то он внезапно достиг просветления. Перед смертью Гутэй сказал собравшимся монахам: ”Я получил свой дзэн одного пальца от Тэнрю. Я пользовался им всю жизнь, но он так и не исчерпался.”

Здесь и сейчас — это самое важное ключевое слово: Самое главное — это настоящее. У большинства из нас есть склонность со страхом думать о прошлом или будущем, вместо того чтобы посвятить всё своё внимание текущим действиям, словам и мыслям. Ты должен полностью быть в каждом движении: сосредоточиться Здесь и Сейчас — это то, чему учит нас дзен. Настолько же центральным является также и выражение «просто только сидеть», «без интереса, без цели и стремления к выгоде».

Совершенно не обязательно ехать в Японию, чтобы найти аутентичное учение дзен. Истинный дзен — это здесь и сейчас, в нашем теле и нашем уме. При правильной позе и дыхании ум найдёт путь назад к своему нормальному состоянию.

Обычно мы видим иллюзию на одной стороне и пробуждение (сатори) на другой. Но что такое сатори? Сатори — это не какое-то особенное состояние, а возвращение человека к своему нормальному, изначальному состоянию, возвращение к нему каждой клеткой своего тела.

Сатори нельзя запихать в какую-нибудь категорию и нельзя понять умом. Язык не может описать его.

Бессмысленно имитировать других. Начальные условия и окружение ведут к различиям между нами.

Исходя из этой точки нужно — здесь и сейчас — создавать самого себя и достичь наивысшего воплощения жизни. Если у нас есть цель, то мы не двигаемся вперёд — если у нас её нет, то мы понимаем, что мы НИЧТО. И тогда можем успокоиться.

Сидячая медитация называется дзадзэн.

Даже если то место,
где мы практикуем углубление,
очень маленькое,
оно всё же содержит в себе всю вселенную.
Даже если наш ум ограничен,
он всё же содержит в себе
безграничность.

Шито Сицянь

Секрет дзен состоит в том, что во время практики нельзя хотеть достичь чего-либо, чем бы это ни было.

Всё, что ты делаешь на протяжении дня, может быть практикой. Если ты здесь и сейчас и получаешь удовольствие от нахождения в своём теле.

Дыхание играет очень важную роль. В первую очередь дыхание стремится создать медленный, естественный и наполненный силой ритм.

Если сконцентрироваться на пластичном, длинном и глубоком выдохе и направить внимание на позу, то вдох произойдёт совершенно естественным образом.

Воздух выходит тихо и медленно, в то время как давление, созданное за счёт выдоха, энергично опускается в живот.

Ты «нажимаешь на кишки» и таким образом создаёшь целительный массаж внутренних органов.

Мастера дзен сравнивают дыхание дзен с мычанием коровы или выдохом малыша, кричащего сразу после рождения.

Правильное дыхание может произойти только из правильной позы.

В то же время поза ума естественным образом происходит из глубокой концентрации на позе тела и дыхании.

Тот, у кого есть ДЫХАНИЕ, живёт долго, интенсивно и счастливо.

Практика правильного дыхания позволяет разрешить всё нервное напряжение. Мозговое кровообращение улучшается интереснейшим образом.

Кора головного мозга отдыхает, и осознанное течение мыслей затихает, в то время как кровь проникает в глубокие слои мозга.

Настолько хорошо снабжённые кровью, они пробуждаются от полусна, и их новая деятельность приносит хорошее самочувствие, радость и спокойствие, как в глубоком сне, и в то же самое время ты абсолютно бодрый.

Нервная система расслабляется, мозговой ствол, таламус и гипоталамус работают на полную мощность. Ты совершенно восприимчив и внимателен каждой клеткой своего тела.

Ты бессознательно думаешь всем телом, любая двойственность, все противоположности преодолены, без того, чтобы ты напрягался.

Так называемые примитивные народы сохранили свои глубокие слои мозга в очень активном состоянии.

Тем, что мы создали наш вид цивилизации, мы хотя и развили, утончили и усложнили наш интеллект, но забыли связанные со внутренним центром мозга силу, интуицию и мудрость.

Именно поэтому дзен имеет очень большую ценность для современных людей.

Во время практики нужно позволить всем картинкам и мыслям, которые выходят из подсознания, пройти мимо, как облакам на небе — не сопротивляясь им, не цепляясь за них.

Всё проходит мимо как тени перед зеркалом — вытекает из подсознания, возвращается и в итоге исчезает.

Таким образом доходят до глубокого подсознательного, которое не имеет мыслей, за пределами всего мышления, истинная чистота.

Дзен заключается именно в этом одном деле усилия и повтора — как сама жизнь.

Продвижение практикующего дзен по пути к просветлению, начиная с его первых шагов, и последующее возвращение в общество людей, представлены в знаменитых десяти изображениях поиска быка.

В этих десяти изображениях поиска быка, сопровождаемых стихотворением, прослеживается 10 этапов становления в практике дзен и иной духовной практике.

Однако, как обычно, опыт некоторых практикующих может отличаться.

1. Поиск быка.

На пути его встали высокие дикие травы,

Стремнины и горы, дороги не видно конца,

Силы и дух уже на исходе, а поиски все же бесплодны,

Лишь среди шелеста трав слышится пенье цикад.

Поиск быка в Дзен

На этом этапе подвижник полон досады, беспокойства. Он вдруг замечает, что у него теперь стало больше проблем, чем было до начала его духовного подвижничества.

2. Напал на след.

У стремнин, на краю леса много следов.

Даже дикие травы не могут их скрыть до конца,

Даже далеко в горах, в самых глухих местах,

Небесное покрывало не застит ему глаз.

Обнаружение следов быка

Неустанно трудясь, подвижник постепенно успокаивает своё омраченное сердце (сознание). Он убежден, что, успокоив своё заблудшее сердце, он даст проявиться собственной природе быка.

3. Чувствую быка.

Жёлтые иволги радостно поют на ветках,

Греет солнце, дует ласковый ветер, и зеленеет ива,

Вот он бык, ему нигде не скрыться,

Лишь головы не видно, что делает картину неполной.

Обнаружение быка Дзэн

4. Ловлю быка.

Со всем рвением берись за поимку быка,

Он силён, могуч, сдержать его трудно,

Он то подымается к горной вершине,

То спускается в смрад городского загона.

Ловлю быка

5. Смиряю быка/Выпасание быка (меньше ошибок, меньше дисциплины, бык становится кротким и послушным).

Держи при себе постоянно кнут и верёвку,

Иначе бык снова скроется за облаками пыли.

Объезжай его до тех пор, пока не станут повадки чистыми и кроткими,

Даже без узды он должен повиноваться.

Покорение быка в Дзен

6. Еду на быке.

Возвращаешься верхом на быке с думами о доме,

Звуки свирели несутся навстречу вечерним облакам,

Каждый удар сердца, каждый звук свирели даруют радость.

Если не цените музыку, зачем срываться на окрик?

Домой верхом на быке

7. Бык остался позади, человек остался.

Пастух вернулся в свой дом в лесу,

Быка не видно, а сам человек не думает вставать,

Солнце уже высоко а тот всё отдыхает,

Его кнут и верёвка висят в пустом доме.

Бык остался позади

8. И бык, и Я остались позади (ум свободен от всех ограничений).

Кнут с веревкой, бык с пастухом оказались одной пустотой.

Кто поверит, что синее небо вокруг лишь одна пустота?

У горящей печи тает снег не спеша,

Лишь добравшись сюда патриархов увидите вы.

И бык, и Я остались позади

9. Достиг источника.

А к истокам возврат, как похоже, уже ничего не сулит.

Всё спокойно по дороге назад, будто слеп ты и глух.

В самом храме ничто не волнует твой взгляд.

Неожиданно вдруг зажурчала вода и цветы зацвели.

Достижение истока в дзен

10. Вернулся с дарами в мир (распространение просветления среди людей).

Ты на торжище ступишь, весь грязный, босой,

Грудь открыта, но смотришь с улыбкой на всех;

Нет нужды теперь в чуде святых и богов,

Даже куст, что засох, ты заставишь цвести.

Вернулся с дарами в мир

Этот образ выражает невинность и естественность, простоту и спонтанность, проявление чудодейственных сил, которые не зависят от формы и облика, от мирских привычек. Этот образ представляет существо, свободное от мирского, но не презирающее мирское вступившее в мир, но оставшееся непривязанным ни к одному из его признаков. Оно полно великого раскрепощения, великого сострадания и великих чудодейственных сил. Дзен-буддизм не занимается магией, но вы можете полностью избавиться от пут неведения, освободившись тем самым от привязанности к себе, скверне и чистоте и иных двойственных признаков, чтобы достигнуть глубины спонтанности.

Мастер Риндзай пришёл с учениками в Киото и остановился в придорожном святилище, где стояли несколько деревянных статуй Будды. Время было осеннее, шёл дождь, все вымокли и продрогли. Риндзай взял одну из статуй, расколол её и развёл костёр. — Учитель! — начал срать кирпичами один из учеников, — ты же сжёг Будду! Риндзай не ответил и стал копаться в золе. — Что ты ищешь, учитель? — спросили ученики. — Кости! — ответил он. — Какие же кости у деревянной статуи? — удивились ученики. — Ах, так их нету? — удивился в ответ Риндзай — тогда давайте-ка сожжём ещё парочку статуй и как следует согреемся!

Мастер Линьцзи сказал: «Встретишь Будду — убей Будду, встретишь патриарха — убей патриарха, встретишь святого — убей святого».

“Практика Дзэн” Секида Кацуки

1993г

“Практика Дзэн” Секида Кацуки — единственное в своем роде пособие по практике дзадзэн, без которой невозможно достичь совершенства. Читать

“Железная флейта ( 100 коанов дзэн).

“Железная флейта” (100 коанов Дзэн) — это сборник коанов (притч), работа над которыми является составной частью дзэн-буддийской медитативной техники школы Сото. Читать

“Мумонкан. Застава без ворот. Сорок восемь классических коанов дзэн.” Блайс Р.

Сорок восемь классических коанов дзэн с комментариями Р.Х. Блайса. Читать

“Луна в капле росы.( Избранные произведения мастера Дзэн Догэна) “.

Эйхэй Догэн (1200–1253) — японский мыслитель, патриарх дзэн, основатель японской школы Сото.

Главную часть этой книги составляют двадцать эссе из труда всей жизни Догэна — “Себогэндзо”, или “Сокровищница Глаза Истинной Дхармы”. В нее включены также четыре важных текста, первоначально написанные в виде самостоятельных трудов, а также избранные стихотворения Догэна. Читать

“Сознание дзэн, сознание начинающего.” Сюнрю Судзуки

Книга «Сознание дзэн, сознание начинающего», обращена к тем, кто серьезно интересуется японским буддизмом и практикой медитации дзадзен. В основу книги положены беседы известного наставника дзен Сюнрю Судзуки с группой его американских учеников. Читать

“Нерожденный. Жизнь и учение мастера дзэн Банкэя”

Дзэнский мастер Банкэй Ётаку (1622–1693) жил в период расцвета японской культуры при Токугава. При жизни он запрещал своим ученикам записывать его изречения. Но каким-то образом до наших дней все же дошло его учение, дзэн Нерожденного. Нерожденное присуще нам всем, нужно только уметь пребывать в нем, жить в нем. Читать

“Основы дзэн-буддизма.” Дайсэцу Тайтаро Судзуки

В молодые годы автор жил в качестве мирского ученика в Энгакукее, большом монастыре Камакуры. За выдающиеся заслуги и вклад в области религии, а также за популяризацию японской культуры за рубежом он был награжден императором Японии в 1949 году медалью и избран членом Японской академии. Читать

“Поиск. Беседы о десяти быках дзен.” Бхагаван Шри Раджниш

В этой книге Ошо представляет свое толкование знаменитых буддийских изображений десяти быков дзен, выполненных в XII веке китайским дзен-мастером Хакуаном и остающихся сегодня одними из самых загадочных рисунков восточной культуры. Читать

“Дзен в искусстве стрельбы из лука.” Ойген Херригель

Немецкий философ О. Херригель (1884–1955), который работал в Японии и для постижения дзэн осваивал искусство стрельбы из лука, рассказывает о своем собственном опыте. Он знакомит западного читателя со странной и кажущейся недоступной формой восточного мировоззрения. Записки из наследия О. Херригеля, включенные в это издание, дадут ответы на многие вопросы, которые возникнут у человека, сделавшего попытку проникнуть в дух великого учения. Читать

“Дзен и фехтование. ”Судзуки Дайсэцу Тэйтаро

Книга известного японского философа и психолога, популяризатора дзен дает представление о связи духовной практики, философских и религиозных понятий дзен с искусством фехтования мечом. Читать

“Энциклопедия дзэн.” Вон Кью-Кит

Автор прослеживает историческое развитие дзэн от его зарождения в Индии, расцвета в Китае и до распространения и небывалой популярности в Японии и Вьетнаме.

Но, кроме познавательной ценности, книга имеет неоценимое практическое значение, поскольку содержит советы и упражнения, способствующие укреплению духа и физического здоровья, что так необходимо в повседневной жизни. Читать

“Посыпание Будды пеплом.(Учение Дзен Мастера Сеонг Сана).” Митчел Стефан

Эта книга является собранием наставлений Сеонг Сана в Америке диалогов, рассказов, формальных Дзен-интервью, проповедей Дхармы и писем. Слова возникают по мере появления ситуаций, каждая ситуация является как игрой, так и делом жизни и смерти. Читать

“Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство.” Ринпоче Мингьюр

2015

В своей книге известный тибетский мастер Мингьюр Ринпоче, объединяя древнюю мудрость буддизма с последними открытиями западной науки, показывает, как вы можете жить более здоровой и счастливой жизнью при помощи медитации.

Нам всем хочется знать, как испытывать больше радости и удовлетворения в повседневной жизни. Одни из нас в этом поиске обращаются к достижениям современной науки, медицине, исследованиям роли гормонов, сканированию мозга, тогда как другие выбирают религию и духовную практику. Но разве эти два подхода действительно являются взаимоисключающими?

Недавнее исследование воздействия медитации на человеческий мозг показало, что во время сеанса медитации у основного испытуемого нейронная активность в зоне мозга, связанной с ощущением счастья, увеличивалась на 700%! Этим испытуемым был всемирно известный буддийский лама и монах Йонге Мингьюр Ринпоче, лично выбранный Его Святейшеством Далай-ламой для участия в медицинских исследованиях эффектов медитации в Вейсмановской лаборатории нейрофизиологии и функционирования мозга Университета Висконсина. Читать

Дзэн

Что значит «поймать дзен» | Философия Востока

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Со словом «дзен» у многих из нас возникают ассоциации с Востоком. Мы все чаще встречаем его в современных научно-популярных и художественных произведениях, фильмах, сериалах, в лентах соцсетей, названиях статей.

Предлагаем вместе разобраться: что значит «поймать дзен»? В статье ниже мы поговорим о том, что такое дзен, как мы «познаем» его с точки зрения обычного человека, далекого от восточной культуры, а также с точки зрения восточной философии.

Содержание:
Что есть дзен?
Поймать дзен – как мы это понимаем?
Что это такое на самом деле?
Заключение

Что есть дзен?

Для начала определим, что дзен-буддизм – одно из направлений буддизма, а само понятие «дзен» – это духовные практики и состояние, достигаемое при упорных медитациях. Эти понятия не тождественны, хотя находятся в связке друг с другом.

Дзен-буддизм как религиозное течение возник в Китае, вобрав в себя основные постулаты буддизма и даосизма. Позже он распространился по всей дальневосточной Азии: по Вьетнаму, Корее, Китаю и особенно Японии.

Дзен – это учение, в основе которого лежит созерцание и медитативные практики, в конечном счете приводящие к главной цели буддистов – Просветлению. Дзен – это состояние пробуждения, понимания мироустройства. Это познание глубин собственной сущности, успокоение ума, высвобождение энергии – полная свобода.

Поймать дзен – как мы это понимаем?

«Чань», «тхиен», «сон» – у дзен множество названий в разных странах. Но для нас, жителей Запада, он остается старым добрым «дзеном», потому что уже несколько десятилетий западный мир с ним знаком.

Но что значит век в масштабах целой цивилизации? За это время мы так и не смогли понять истинного значения фразы «поймать дзен». Зачастую мы с вами под этим понятием подразумеваем спокойствие, умиротворение, сосредоточенность, некоторую отрешенность от мира.

Найти его — значит научиться самообладанию, погрузиться в состояние покоя, расслабления. Другое понимание предполагает то, что человек узнал истину, прикоснулся к откровению, которое кроет в себе что-то простое и в то же время мудрое, вселенское.

Дзен, по мнению тех, кто далек от философии Будды, это состояние души: гибкий ум, невозмутимость в любой ситуации, внутренний покой, постоянное чувство равновесия. И во многом эти люди правы – все так и есть, если не углубляться в основы дзен-буддизма, его принципы и практики.

При этом некоторые представители западной культуры несколько исказили понятие дзен, используя состояние спокойствия, постижения ума, непоколебимость с точностью до наоборот в своей философии. Дзен также стал поддерживаться адептами массовой культуры Запада в искаженной форме, не имеющей никакого отношения к философскому, этическому учению.

В разрезе такого взгляда выделяется несколько видов «западного» течения дзен:

  • интеллектуальный – образ мышления свободных художников, писателей, мыслителей современности;
  • психоделический – образ жизни, который пропагандирует употребление наркотических веществ, которые якобы расширяют границы сознания и помогают увидеть неизведанное;
  • битнический – поведение, принятое в молодежных кругах, субкультурах, среди так называемых хипстеров и битников, известных с американских 50-х прошлого века. Подобное поведение предполагает жизнь против системы, отрицание норм морали, свободу самовыражения и сексуальную распущенность.

Эти три поведенческих вида в западном видении мира ассоциируются с восточной философией дзен, но на самом деле никакого отношения к ней не имеют, а в некоторых аспектах даже наоборот – противоречат ей.

Что это такое на самом деле?

Познать дзен с точки зрения буддистской философии — значит войти в состояние пробуждения, открыться внутреннему и внешнему миру, познав природу всего сущего. Учение утверждает, что это подвластно каждому, и тогда он станет гуру или бодхисаттвой.

Но для начала человеку нужно принять несколько истин и обязательно понять их, пропустить через себя:

  • Любой подвержен желаниям, привязанностям, а значит – страданиям.
  • Они существуют из-за законов причинно-следственной связи, проще говоря, любое событие в настоящем – это карма за поступки в прошлом.
  • Желания и привязанности преодолимы.
  • Отказавшись от крайностей – полного аскетизма и праздной, безнравственной жизни – можно обрести счастье и свободу.

Чтобы постичь дзен, нужно работать над собой: путем медитаций отказаться от суетности окружающей природы, созерцать собственный дух, успокоить ум, погрузиться внутрь себя – на поиски Дао или частички внутреннего Будды.

В практике дзен для этого используются весьма нестандартные методы. Так, например, наилучшей медитацией можно считать монотонную работу. Такой работой может быть даже мытье посуды, главное – выполнять ее не для достижения цели, а для самого процесса.

Другой часто используемый инструмент, позволяющий выйти за грани «разумного» – заставить ученика отказаться от обычного, «непробужденного» мышления и перейти к интуитивному, природному, – это коан.

Коаном в дзен-буддийской практике называют задачи, упражнения, вопросы, которые парадоксальны, абсурдны по своей сути, но помогают ученику покинуть границы абстрактной мысли. Он, спустя продолжительное время созерцания, должен прийти к решению, постижению состояния дзен.

Примером коана могут быть вопросы:

  • Знаешь ли ты звук хлопка одной ладони?
  • Как ты выглядел, когда твои родители еще не появились на свет?

Дзенская традиция видит внутренний свет человека и помогает ему вырваться наружу, освободившись от оков физического тела. Постичь его значит познать любовь, свободу и спокойствие.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам познать самим на практике, что это такое – «поймать дзен».

Делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

дзен | История, доктрины, практики и факты

Сото

Смотреть все СМИ

Сферы деятельности:
Буддизм
Связанные люди:
Нисида Китаро Сесшу Бодхидхарма Хакуин бунсей

Посмотреть весь связанный контент →

Zen , китайский Chan , корейский Sŏn , также пишется как Seon , вьетнамский Thien , важная школа восточноазиатского буддизма, которая составляет основную монашескую форму буддизма Махаяны в Китае, Корее и Вьетнаме и составляет примерно 20 процентов буддийских храмов в Японии. Слово происходит от санскритского дхьяна , что означает «медитация». Центральное место в учении дзэн занимает вера в то, что пробуждение может быть достигнуто кем угодно, но требует от мастера обучения правильным формам духовного совершенствования. В наше время дзэн отождествляли прежде всего со светскими искусствами средневековой Японии (такими как чайная церемония, рисование тушью и садоводство) и с любым спонтанным выражением художественной или духовной жизненной силы независимо от контекста. Дзен-идеалы простоты и упорядоченности даже лежат в основе успеха и славы японского эксперта по уборке Мари Кондо, чьи книги-бестселлеры и англоязычные телепрограммы сделали ее знаменитостью на Западе. В популярном использовании современные небуддийские коннотации слова дзен стали настолько заметными, что во многих случаях этот термин используется как ярлык для явлений, которые не имеют никакого отношения к дзен или даже противоречат его учениям и практикам.

Происхождение и природа

Составленный китайским буддийским монахом Даоюнем в 1004 году, Записи о передаче светильника ( Chingde chongdeng lu ) предлагает авторитетное введение в происхождение и природу дзэн-буддизма. В работе школа дзэн описывается как состоящая из подлинного буддизма, исповедуемого монахами и монахинями, принадлежащими к большой религиозной семье с пятью основными ветвями, каждая из которых демонстрирует свою легитимность, выполняя обряды предков в конфуцианском стиле для своих духовных предков или патриархов. Генеалогическое древо этой духовной линии начинается с семи будд, состоящих из шести мифологических будд предыдущих эпох, а также Сиддхартхи Гаутамы, или Шакьямуни, исторического Будды нынешнего века. Духовное пробуждение и мудрость, реализованные этими буддами, затем передавались от мастера к ученику через 28 поколений полуисторических или мифологических буддийских учителей в Индии, завершившись Бодхидхармой, монахом, который предположительно представил истинный буддизм в Китае в 5 веке. Этот истинный буддизм считал, что его последователи могут достичь внезапного пробуждения к духовной истине, чего они не могли достичь простым чтением буддийских писаний. Как утверждал Бодхидхарма в стихе, приписываемом ему,

Особая передача вне священных писаний, не опирающаяся на слова или буквы; указывая прямо на человеческий ум, видя истинную природу, становится Буддой.

Со времен Бодхидхармы и до наших дней каждое поколение линии дзен утверждало, что достигло того же духовного пробуждения, что и его предшественники, тем самым сохранив «светильник мудрости» Будды. Этот генеалогический этос наделяет религиозным авторитетом современных учителей дзэн как законных наследников и живых представителей всех предыдущих будд и патриархов. Он также обеспечивает контекст веры для различных дзэнских ритуалов, таких как панихиды, совершаемые дзэнскими священниками, и поминальные обряды предков для семей мирян, покровительствующих храмам.

Идея дзэн о том, что люди в каждом новом поколении могут и должны достичь духовного пробуждения, не подразумевает какого-либо отказа от обычных форм буддийского духовного совершенствования, таких как изучение писаний, совершение добрых дел и практика обрядов и церемонии, поклонение изображениям и ритуальные формы медитации. Учителя дзэн обычно скорее утверждают, что все эти практики должны выполняться правильно как подлинное выражение пробуждения, примером чему служат учителя дзэн предыдущих поколений.

По этой причине Записи передачи лампы приписывают развитие стандартного формата и литургии китайских буддийских монашеских учреждений ранним патриархам дзэн, хотя нет никаких исторических свидетельств, подтверждающих это утверждение. Начиная со времен династии Сун (960–1279 гг.), китайские монахи составляли строгие правила поведения во всех общепризнанных буддийских монастырях. Известные как «правила чистоты» (китайский: qinggui ; японский: shingi 9).0032), эти правила часто рассматривались как уникальное выражение китайского дзэн. Однако на самом деле монахи в значительной степени кодифицировали традиционные нормы поведения буддийских священников, и, по крайней мере в Китае, правила применялись к обитателям всех уполномоченных монастырей, независимо от того, относились ли они к школе дзэн или нет.

Монахи и монахини дзен обычно изучают буддийские писания, китайскую классику, поэтику и литературу дзен. Особое внимание традиционно уделялось изучению «публичных дел» (кит. : 9).0031 гонган ; Японский: kōan ), или отчеты об эпизодах, в которых патриархи дзэн, как сообщается, достигли пробуждения или выразили свое пробуждение новыми и иконоборческими способами, используя загадочный язык или жесты. Включенные в «Записи о передаче лампы»

и в другие агиографические сборники, публичные дела уподобляются юридическим прецедентам, призванным направлять последователей дзэн.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Историческое развитие

Хотя дзэн-буддизм в Китае традиционно датируется 5 веком, на самом деле он впервые получил известность в начале 8 века, когда Ухоу (625–705 гг.), захвативший власть у правящей династии Тан (618–618 гг. 907), чтобы стать императрицей недолговечной династии Чжоу (690–705), покровительствовала учителям дзэн как своим придворным священникам. После смерти императрицы Ухоу и восстановления власти династии Тан появились соперничающие секты дзэн, члены которых утверждали, что они более законны и ортодоксальны, чем учителя дзэн, которые были связаны с дискредитированной императрицей. Это межконфессиональное соперничество продолжалось до династии Сун, когда более инклюзивная форма дзэн стала ассоциироваться почти со всеми официальными буддийскими монастырями, спонсируемыми государством. Как официальная форма китайского буддизма, версия дзэн династии Сун впоследствии распространилась в Корее, Японии и Вьетнаме.

Во время правления Сун дзэнская мифология, дзэнская литература и дзэнские формы буддийского духовного совершенствования претерпели значительный рост. С тех пор учения дзэн умело сочетали, казалось бы, противоположные элементы мифологии и истории, иконоборчества и благочестивого поклонения, свободы и строгой монашеской дисциплины и внезапного пробуждения (санскрит: бодхи ; китайский: ву ; японский: сатори ). ) и длительное ученичество мастер-ученик.

Во времена династии Сун изучение публичных случаев стало очень изощренным, поскольку дзэнские монахи распределяли их по различным категориям, писали к ним стихотворные комментарии и пропагандировали новые техники медитации на ключевые слова. Комментарии, такие как The Blue Cliff Record ( c. 1125; китайский: Biyan lu ; японский Heikigan roku ) и Барьер без ворот (1229; китайский: Wumen guan) 3 Mukan 90 9090 0; 3 японский: 1: основных учебников для изучающих дзэн до наших дней. Публичная литература подтверждает чувство освобождения и свободы, которое испытывают те, кто переживает духовное пробуждение, и в то же время отдает выражение этих импульсов под наблюдение хорошо дисциплинированных старших монахов. По этой причине тексты дзэн часто утверждают, что подлинное пробуждение не может быть достигнуто только посредством индивидуального изучения, но должно быть реализовано под руководством подлинного учителя дзэн.

В средневековый период Японии (примерно с 12 по 15 века) дзенские монахи играли важную роль в ознакомлении японских лидеров с искусством и литературой Китая времен династии Сун. Дзэн-храмы Пяти Гор (яп. Гозан), которые спонсировались японской императорской семьей и военными правителями, проживали многие монахи, посетившие Китай и освоившие последние тенденции китайского обучения. Монахи из этих храмов были выбраны для руководства торговыми миссиями в Китай, управления государственными поместьями и преподавания неоконфуцианства, формы конфуцианства, разработанной при династии Сун, которая сочетала совершенствование себя с заботой о социальной этике и метафизике. Таким образом, богатые дзенские монастыри, особенно расположенные в японской столице Киото, стали центрами импорта и распространения китайских техник печати, живописи, каллиграфии, поэтики, керамики и садового дизайна — так называемых дзенских искусств. , или (в Китае) искусства династии Сун.

Помимо элитных институтов Пяти гор, японские дзенские монахи и монахини основали множество монастырей и храмов в сельской местности. В отличие от своих городских собратьев, монахи и монахини в сельских дзенских монастырях посвящали больше энергии религиозным вопросам, чем китайскому искусству и обучению. Их повседневная жизнь была сосредоточена на церемониях поклонения, ритуальных периодах «сидячей дзен» (яп. zazen ) медитации, изучении общественных дел и совершении религиозных служб для торговцев, воинов и крестьян более низкого статуса. Сельские дзен-монахи помогли популяризировать многие буддийские ритуалы, ныне распространенные в Японии, такие как молитвенные обряды о мирских благах, передача духовной линии мирянам, похороны, поминовение предков и экзорцизмы. После политических потрясений 15-го и 16-го веков, когда большая часть города Киото была разрушена в результате широкомасштабной гражданской войны, монахи из сельских дзэнских линий стали доминировать во всех дзэнских учреждениях в Японии, включая городские, которые раньше имели статус пяти гор. .

После того, как правители Токугава периода Эдо (1603–1867) восстановили мир, монастыри дзэн и все другие религиозные учреждения Японии стали сотрудничать с правительством в усилиях по регулированию общества. В этой новой политической среде дзен-монахи и другие религиозные лидеры проповедовали форму общепринятой морали ( яп . : цузоку дотоку ), которая больше была обязана конфуцианским, чем буддийским традициям; действительно, буддийские учения использовались для оправдания строгой социальной иерархии, навязанной правительством. Многие конфуцианские учителя, в свою очередь, адаптировали дзен-буддийские техники медитации к «тихому сидению» (яп.0031 seiza ), конфуцианская созерцательная практика. В результате этих событий социальные и религиозные различия между практикой дзэн и конфуцианством стали размытыми.

Когда династия Мин (1368–1661) в Китае начала рушиться, многие китайские дзен-монахи нашли убежище в Японии. Их прибытие заставило японских дзэнских монахов задаться вопросом, кто более верно поддерживал традиции древних будд и патриархов — их японские учителя или вновь прибывшие китайцы. Возникший в результате поиск подлинных корней дзен спровоцировал развитие сектантства не только между японскими и китайскими лидерами дзен, но и внутри существующего японского дзен-сообщества. В конце концов сектантское соперничество привело к появлению трех отдельных линий передачи японского дзэн: Обаку (китайский: Хуанбо), Риндзай (китайский: Линьцзи) и Сото (китайский: Цаодун). Игнорируя их сходство, каждая линия преувеличивала свои отличительные черты. Таким образом, и Риндзай, и Сото подчеркивали свою приверженность определенным практикам династии Сун, в отличие от монастырей Обаку, которые отдавали предпочтение традициям Мин, особенно в таких областях, как ритуальный язык, музыкальные инструменты, одежда и храмовая архитектура. Люди, связанные с Сото, самой крупной линией японского дзэн, подчеркивали достижения своего патриарха Догэна (1200–1253 гг.), чей главный труд Сёбогэндзо (1231–1253; «Сокровищница истинного глаза Дхармы») широко считается одним из великих классиков японского буддизма.

5 принципов дзен, которым нужно жить

Мне нравятся практические советы, которые вы можете сразу применить в своей жизни. А Дзен, школа буддизма Махаяны, полон практической мудрости.

Когда я говорю своим друзьям, коллегам и людям, с которыми я работаю, что мне нравится читать о дзен-буддизме, они часто делают замечания вроде: «Когда ты собираешься отрастить волосы, ходить босиком и говорить о йоге весь день ?»

Это хипстерский образ жизни. Не в стиле дзен.

Что такое дзен на самом деле? Честно говоря, я не знаю. Это не религия, вера или знание.

Я начал больше читать о дзен, когда узнал, что легендарный тренер по баскетболу Фил Джексон очень увлекается дзен и использовал его концепции, чтобы тренировать Майкла Джордана и Коби Брайанта.

И особенно Коби, человек, которого я очень уважаю, принял принципы дзен. Когда я узнал об этом, я захотел больше узнать о дзэн.

Фил Джексон также упоминает цитату из дзен в своей книге «Одиннадцать колец» (которая о чемпионатах «Чикаго Буллз» и «Лос-Анджелес Лейкерс»):

«До просветления рубить дрова и носить воду. После просветления руби дрова и носи воду». — Ву Ли

Моя интерпретация такова, что независимо от того, что происходит в вашей жизни; вы должны продолжать выполнять свою задачу. Я тоже живу по этой философии. Вы можете заменить просветление любой жизненной целью. Ничего не меняется, когда ты чего-то достиг. Вы все еще должны делать то, что должны делать.

За последние несколько лет я больше читал о дзен и обо всем, что с ним связано. Я обнаружил, что не стоит зацикливаться на определениях, движениях и группах. Буддизм, даосизм, дзен — у них много общих идей. Мне, если честно, тоже все равно, что к чему и кто придумал те или иные идеи. Я оставлю это псевдоинтеллектуалам этого мира.

Все, что я знаю, это то, что многие учения дзен очень полезны для мирной и счастливой жизни. Поэтому я составил список из 5 уроков дзен, которые я считаю практичными и легко применимыми в современной жизни. Вот так.

1. Найдите свою технику медитации

Самая важная часть жизни дзэнского монаха — медитация. Я пробовал сидячую медитацию в прошлом. Это не для меня.

Итак, я превратил бег и силовые тренировки в медитацию. Самое важное в медитации заключается в следующем: практикуйте пребывание в настоящем моменте.

Я обнаружил, что не имеет значения, какой вид деятельности вы используете. Сидячая медитация, йога, бег, силовые тренировки — вы можете заставить это работать на вас. Убедитесь, что вы едины со своим телом, очистите свой разум и делайте это регулярно.

Одно замечание: медитация не работает, когда вы пытаетесь делать шесть тысяч дел одновременно. Недавно я научился делать одно дело за раз.

Я перестал делать такие вещи, как прослушивание аудиокниг и подкастов, когда работаешь над чем-то важным или занимаешься спортом.

С тех пор, как я отказался от такой многозадачности, мои тренировки значительно улучшились. В эти дни я полностью сосредотачиваюсь на текущей задаче: бег, поднятие тяжестей, мои мышцы, то, как я дышу и т. д. Я все еще люблю слушать музыку, потому что она легко уходит на задний план. Вам не нужно зацикливаться на этом.

2. Наслаждайтесь моментом

В этой цитате Тхить Нхот Хун, вьетнамского дзен-монаха, сказано все:

«Пейте чай медленно и благоговейно, как будто это ось, вокруг которой вращается Земля  — медленно , ровно, не торопясь в будущее».

Послушайте, вам не нужно делать революционные вещи, чтобы жить наполненной смыслом жизнью. Вам не нужно быть самым молодым человеком, чтобы подняться на Эверест. На самом деле, вам не нужно быть первым, кто что-то делает.

Просто убедитесь, что вы наслаждаетесь большинством моментов дня. Я говорю чаще , потому что вы, вероятно, слишком заняты, чтобы наслаждаться каждым моментом. Это нереально, если вы не монах. Но останавливаться на несколько секунд в день и наслаждаться моментом может каждый. Никаких оправданий.

3. Счастье ближе, чем вы думаете

Мы часто ищем внешние источники счастья: путешествие, новую работу, переезд в другой город или округ, новый партнер, новые впечатления и т. д. Но если вы несчастливы теперь вы, вероятно, будете несчастным человеком с новым опытом.

Цитата японского мастера дзен Догэна хорошо объясняет это:

«Если вы не можете найти истину там, где находитесь, где еще вы ожидаете ее найти?»

Не ищи счастья в других местах. Найдите его прямо там, где вы находитесь. Как только вы станете счастливы, будет легче оставаться счастливым.

4. Сосредоточьтесь на процессе

Монахи и мастера дзен не заботятся о результатах. Они сосредоточены на привычках, ритуалах и процессах, которые поддерживают образ жизни дзен.

Слишком часто мы слепо смотрим на результаты, которых хотим достичь, и забываем, зачем вообще что-то делаем.

Я не думаю, что есть что-то плохое в том, чтобы пытаться чего-то добиться. Не нужно все бросать и уходить в монастырь.

Но убедитесь, что вы выработали привычки и ритуалы, которые поддерживают то, чего вы пытаетесь достичь в жизни. Когда вы сосредоточитесь на процессе, результат придет автоматически.

5. Дзен верит, что смысл жизни – быть живым

Алан Уоттс был британским философом, который познакомился с дзэн в 1936 году, когда посетил конференцию, на которой выступал Д. Т. Судзуки. Судзуки, японский писатель, единолично повлиял на распространение дзэн на Западе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *