Пословицы на разную тему: Пословицы и поговорки с толкованием. 210 самых известных пословиц

Содержание

Национальные, культурные и исторические общности в персидских и русских пословицах и поговорках

Русский и персидский языки богаты идиоматическими выражениями, пословицами, поговорками, крылатыми словами. Пословицы и поговорки, являясь неотъемлемой частью народного фольклора и атрибутом культуры народов, отражают историю, культуру, национальные и религиозные особенности нации, которой они принадлежат. Данная статья посвящена изучению русских и персидских пословиц и поговорок, являющихся отражением национального менталитета русского и иранского народов.

Ключевые слова: пословицы и поговорки, русский язык, персидский язык, менталитет, общности.

Пословицы и поговорки являются важнейшим материалом для изучения исторических событий, этнографии, быта и мировоззрения народа. Отличительной особенностью пословиц и поговорок любого народа является их исконно национальное происхождение. Народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках, как источник самобытности национальных культур и древнейший пласт любого языка вызывает научно-исследовательский интерес. В. И Даль даёт такое определение пословицы: «Пословица — коротенька притча: сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это- суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности… Как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения.».. [2,10–11].

Выявление общего и специфического в пословицах и поговорках на материале русского и персидского языков и теоретического осмысления их в аспекте проблемы взаимосвязи языка и культуры может способствовать более глубокому пониманию национального менталитета, отраженного в языковой картине мира. Данный аспект позволяет более детально изучить национальные особенности двух народов, что в свою очередь, может быть использовано в переводческой деятельности и межкультурном общении.

И. М. Снегирёв сказал: «Кажется, нигде столь резко и ярко не высказывается внешняя и внутренняя жизнь народов всеми её проявлениями, как в пословицах, в кои облекается его дух, ум и характер» [7, 140].

Известно, что русские и иранцы — люди, живущие в разных социальных и природных условиях и имеющие разную историю, религию, нравы, принципы морали, психологию и т. д. Именно эти культурно-исторические факторы оказали основное влияние на формирование национального менталитета, а также пословиц и поговорок русского и иранского народов, в которых ярко отражен данный менталитет и картина мира.

А. Н. Афанасьев писал, что «пословицы по самой форме своей не подвержены искажению и потому являются памятником издавна сложившихся воззрений. Пословицы являются главным источником мудрости предков, хранителями памяти и орудием передачи человеческого опыта» [1, 15].

В толковом словаре С. И. Ожегова даётся следующее определение: «пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм» [6, 568]. Поговорка — это «краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания» [6, 530].

В лингвистическом энциклопедическом словаре пословица определяется как «краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило, ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа, имеющее форму законченного предложения, обладающее буквальным и переносным значением, или только переносным» [4, 253].

Определение национального менталитета в российских источниках предлагается в Большом Энциклопедическом Словаре: «национальный менталитет — это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе». В этнопсихологическом словаре национальный менталитет представлен как система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения, присущих данной нации. Национальный менталитет — это свойственная данной нации система духовных ценностей, определяющаяся национальными обычаями и содержащая установки мировосприятия, образа мыслей и поведения. Менталитет любого народа отражается в особенностях его быта, истории, религии, культуры, традиций, обычаев. Он отражается также в системе различных единиц речи. К основным факторам, которые формируют национальный менталитет относят географическое местоположение народа, климатические условия, исторические этапы, торговые и культурные отношения, уклад жизни, религия, отношения к жизни и смерти, к материально-духовным ценностям, к природе, к миру, к себе и к Богу. Большое внимание к изучению проблемы ментальности вообще и национальных менталитетов стало уделяться в частности во второй половине 20 века. Это связано с процессом глобализации, которая стимулирует современный интерес к данному вопросу. Поскольку менталитет неразрывно связан с мыслительной деятельностью и входит в сферу влияния человеческой психики и сознания, его изучают соответствующие науки и дают ему свое определение. «Менталитет (ментальность) — образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе» [5, 713].

Ануфриев Е. А. даёт такое определение менталитета: «Менталитет, не имея чётко выраженной логической формы, обладает определённой системностью, отличается от правосознания и от верования… Это социально-политическая категория, представляющая собой отражение социально-психологического состояния субъекта (народа, нации,, народности, социальной группы, человека), которое складывается в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания субъекта менталитета и проявляется в различных видах деятельности. Складываясь, формируясь, вырабатываясь исторически и генетически, менталитет представляет собой трудно поддающуюся изменениям устойчивую совокупность социально-психологических и духовно-нравственных качеств и черт, взятых в их органической целостности…, определяющих все стороны жизнедеятельности данной общности и составляющих ее индивидов» [Там же, 450–451].

Осознание людьми объективного окружающего их мира, приобщение к нему и усвоение взаимосвязей между предметами и явлениями этого мира происходит в форме конкретного национального языка во всем его структурном и выразительном многообразии. Для понимания национального менталитета важное место занимают те строевые единицы языка, которые отражают ассоциативно-образную систему морально-нравственных представлений. В нашем случае — это пословицы и поговорки русского и иранского народов.

Русский народ населял обширные районы центральной, южной и восточной части Европы. Климатические условия этой территории были довольно жесткими. Лето было коротким, а зима суровой и долгой. Сельскохозяйственные работы в основном проводились не более 3–4 месяцев. В то же время отсутствие выхода к морям мешало русским развивать торговлю и связи с другими народами, была затруднена коммуникация между отдельными частями обширной территории.

Иранские народы проживали в весьма благоприятных климатических условиях, было развито сельское хозяйство. Выход в море способствовал развитию торговли и обширных культурных связей с другими народами. Через Иран проходил знаменитый Шелковый путь. Лесов, болот и непроходимых местностей было значительно меньше, чем в России. Иран испокон веков называли страной, в которой одновременно протекают четыре сезона в разных областях страны. Именно поэтому процветало сельское хозяйство и торговля. Также на формирование культуры русского и иранского народов оказало огромное влияние религия. Русские были православными христианами, а в Иране исповедовали исламскую религию — шиизм. Религия и религиозные традиции были отчетливо отражены в устном народном творчестве, в пословицах, поговорках и былинах народов. Все это в совокупности наложило свой отпечаток на развитие двух культур — русской и иранской.

Если подойти к вопросу с лингвокультуроведческой точки зрения, то можно разделить все пословицы и поговорки русского и иранского народов на следующие общие темы:

1-                  Родина, дом, семья;

2-                  Бог, вера и религиозные традиции;

3-                  Человек и окружающая его среда;

Темы родина, дом и семья объединены ввиду того, что в традиционном создании каждого народа родина — это не только определенная местность, в которой он родился, но и крыша над головой, близкие люди, окружающие его. Для русского и иранского народов эти три понятия имеют единый смысл и наделены своеобразным духом. Поэтому в персидском и русском языках слово дом, хане, мянзел (персидский.) часто употребляются в переносном смысле и нередко обозначает родина, вятян (перс.). Эти слова означают, родной край, родной очаг, уют, семья, члены семьи. В этом пространстве человек чувствует себя в безопасности. То есть эти понятия олицетворяют не только физическое пространство, но и духовное спокойствие и безопасность. Можно указать на следующие русские пословицы:

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защитать.

Моё богатство — сила богатырская, моё дело — Руси служить, от врагов оборонять.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси — матушке.

В русских пословицах вся Русь воспринимает как родной дом, который необходимо защищать даже ценой своей жизни. Такой же подход наблюдается у иранского народа, который отражается в следующих пословицах о родине и родной земле.

Гофт аз иман буд хобе вятян. (перс.) Любовь к родине исходит из веры.

Чо Иран нябашяд тяне мян мябад, бедин бумо бяр зенде йек тян мябад.(перс.) Нет меня без Ирана, нет народа без родины.

Хаке вятян аз молке Солейман хоштяр аст.(перс.) Родная земля слаще всех богатств Соломона.

Хавайе куйе то аз сяр немирявяд ма ра, гяриб ра деле аваре ба вятян башяд (перс. ).

Тема дома и семьи также одинаково отражены в русских и персидских пословицах и поговорках:

Дома и стены помогают.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Своя рубашка ближе к телу.

Всяк кулик своё болото хвалит.

Свой уголок хоть боком пролезть — всё лучше.

Мой дом — моя крепость.

Мур дяр хане-е ход хокм-е Солейман даряд.(перс.). Муравей в муравейнике подобен Соломону.

Бе шахр-е хиш хяр кяс шяхрияр аст (перс.). Каждый с своем городе славиться.

Кяс нягуяд ке дуге мян торш аст.(перс.) Всяк кулик своё болото хвалит.

В русской и иранской культурах «семья» всегда употребляется в положительном контексте. С этим словом ассоциируется основа человеческого благополучия и покоя. Это можно проследить и в русской, и в иранской культурах.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

В дружной семье и в холод тепло.

Вся семья вместе так и душа на месте.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Необходимо отметить, что смысл, который каждая культура вкладывает в понятие «семья» может отличаться друг от друга. В русской культуре это слово использовалось для обозначения не только родовой общности. В русской культуре семьей нередко называют не только родственников, но и людей, которые близки по духу, которые имеют нечто общее, например одинаковую профессию, увлечения, интересы. В иранской культуре «семья» — это узкий круг людей, которые связаны родовыми, кровными узами, люди, которых связывает единая кровь. В иранской культуре под словом «семья» подразумевается весьма узкий круг людей: отец, мать, братья и сёстры. В составе семьи мужчины играют особо важную ведущую роль. Это связано с общей восточной и исламской культурой, в которой испокон веков мужчина воспринимался как воин, кормилец семьи, защитник. Немаловажную роль в формировании подобного менталитета сыграла исламская религия. Об этом свидетельствуют следующие пословицы:

Бярадяран джянг миконянд абляхан бавяр миконянд. (перс.) Братья деруться — глупцы верят.

Чагу дасте ходяш ра немиборяд.(перс.) Нож свою рукоятку не режет. В значении «родные не сделают друг другу зла».

Гом о хиш гушт хям бохорянд остоханешан ра пише сяге гарибе немиандазянд.(перс.) Родственники, если даже съедят друг друга, кости (чужим) собакам не бросят. В значении «родственники в беде не оставят друг друга».

Гель зян о шохяр ра яз йек тягар бярдаштеанд. (перс.) Глина, из которой слепили жену и мужа, взята из одного чана. Муж и жена — одна сатана. По кораническому преданию Бог лепил Адама и Еву из глины.

Мягяр нахон ра мишявяд аз остохан джода кярд. (перс.) Разве можно отделить ноготь от мякоти. Говорят о привязанности родителей к детям.

Обратимся к этимологии русского слова «Бог». В этимологическом словаре русского языка говорится, что слово «бог» пришло из старославянского, что означает «наделяющий» и «раздающий». В древнеарабском языке это слово означает «участь», «судьба», в древнеиндийском языке «благосостояние» и «счастье». В русской культуре Бог олицетворяет существо неземное, высшее, которое дарит материальное и духовное благо. «Хода» бог по-персидски в переводе означает «способный». В русской и иранской культурах наблюдается одинаковое отношение к Богу. К нему обращаются за помощью, за защитой, у него просят милость и благополучие. Проанализировав пословицы и поговорки в русском и персидском языках, стало очевидным, что русские и иранцы имеют полное упование и доверие Богу.

Бодливой корове Бог рог не даёт.

Человек предполагает, а Бог располагает.

Принес Бог гостя, дал хозяину пир.

Никто не может, так Бог поможет.

Против судьбы не пойдешь.

Побойся Бога.

Хода хяр ра шенахт шахяш надад. (перс.) Бог осла знал рогов ему не дал.

Мян дяр че хиялям вя фяляк дяр че хиял. (перс.) Я думаю об одном, судьба — о другом.

Хода пяндж ангошт ра йексан няафяриде. (перс.) Бог создал пять пальцев, но не равными. Говорят, оправдывая неравенство людей.

Хода мияне данейе гяндом хят гозаште аст. (перс.) Бог пшеничное зерно черточкой отметил. То есть удовлетворись своей долей.

Мехман рузийе ход ра ход миавярад. (перс.) Принес Бог гостя, дал хозяину пир.

Мехман хябибе ходаст. (перс.) Гость — любимец Бога. Русская пословица: «Рад не рад, а говори: «Милости просим»».

Кял хям ходаи даряд. (перс.) Бог и о плешивом заботиться. Говорят, утешая бедных.

Хода вягти ке мидяхяд немипорсяд кисти. (перс.) Бог, когда дает, не спрашивает, кто ты.

Бе джанге хода немитяван ряфт. (перс.) С Богом воевать не пойдешь. Русская пословица: «Против судьбы не пойдешь».

Агяр солтан дур аст хода наздик аст. (перс.) Если султан далек, то Бог близок.

Отношение иранского и русского человека к Богу одинаковое. Об этом свидетельствуют русские и персидские пословицы и поговорки с компонентом «Бог». Во многих ситуациях иранцы, как и русские рассчитывают на Бога и видят в нем последнюю надежду. Бог не отстранён от житейских дел, он играет самую важную роль в жизни людей.

Отношение человека к окружающей его среде сводится к его пониманию и отношению к жизненным явлениям носителей русской и иранской культур. Конечно существует множество общностей в основных жизненных принципах русского и иранского народов.

Во многих пословицах отражается отношение человека к обществу, и обратно. Эта тема весьма обширная и в нее входят такие подтемы, как «я» и общество в целом, межличностные отношения, такие как взаимопомощь, дружба, внешность человека, отношение к труду.

Очевидно, что оценочные характеристики в русской и иранской культуре совпадают. Пословицы и поговорки этой группы полностью совпадают, что говорит об общечеловеческих ценностях, касающихся отношений между людьми. Приведем несколько примеров:

Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.

С кем поведешься, от того и наберёшься.

Рыбак рыбака видит издалека.

Не рой другому яму — сам попадёшь.

Сердце сердцу весть подаёт.

С глаз долой — из сердца вон.

В тихом болоте черти водятся.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива.

Мягко стели, да жёстко спать.

Агяр йар яхл аст кар сяхл аст. (перс.) Если друг тебе верен, то справишься с делом.

Хяр о асб ра ке йекджа бебяндянь агяр хямрянг няшявянг хямху шявянд.

Хяриф хярифе ход ра мишнасяд.(перс.)

Чах мякян бяхре кеси аввял ходят доввом кяси (перс.). Не рой другому яму: первым сам попадёшь, а уж вторым — другой.

Чахкян хамише тахе чахе. Роющий яму — на дне ямы.(перс.)

Аз ан нятярс ке хайохуй даряд аз ан бетярс ке сяр бе ту даряд. (перс.) Не бойся шумливых бойся тихонь.

Аз дел бе дел рах аст.(перс.) От сердца к сердцу ведет дорога.

Аз дел берявяд хар анке аз диде беряфт. (перс.) Уйдет из сердца то, что ушло с глаз.

Аз кузе хаман тяравяд ке дяр уст. (перс.) Просыплется из кувшина лишь то, что в нём.

Та че шекли то дяр аине хяман хахи дид. (перс.) Каков ты, таково и твое отражение в зеркале.

Джо фуруш вя гяндом няма. (перс.) Показывает пшеницу, а продаёт ячмень.

Анализ отобранных пословиц и поговорок, несомненно, не является полным, но детальное их изучение может помочь нам правильно понять национальные менталитеты и требуют более внимательного изучения в свете межкультурной коммуникации. Знакомство с пословицами и поговорками других народов, их изучение, правильное использование в процессе общение открывает двери доверия и взаимопонимания между представителями различных культур.

 

Литература:

 

1.         Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. — М.: Высшая школа, 1996. –150 с.

2.         Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: Издательство Эксмо, Изд-во ННН, 2003. — 616 с.

3.         Короглу Х. Персидские пословицы, поговорки и крылатые слова. — Тегеран: Готенберг, 2003.  — 613 с.

4.         Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцева В. Н. –М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 709 с.

5.         Новый энциклопедический словарь. — М.: Большая Рос. Энцикл.: Рипол Классик, 2002. — 1455 с.

6.         Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

7.         Снегирёв И. М. Обозрение пословиц / Русское устное народное творчество. 8.Хрестоматия по фольклористике. Под ред. Ю. Г. Круглова. — М.: Высшая школа, 2003. — С. 133–140.

Основные термины (генерируются автоматически): перс, пословица, иранский народ, национальный менталитет, бог, иранская культура, Иран, поговорка, русский, персидский язык.

УНТ. Пословицы и поговорки | Русский язык и литература

Автор: Кочеткова Светлана Ивановна

Организация: МБОУ СОШ №13

Населенный пункт: г. Новокузнецк

Цель:

— расширить словарный запас обучающихся, обогатить их речь описательными конструкциями,

-приобщить обучающихся к творческой деятельности;

-развить монологическую и диалогическую речь;

— закрепить знания о пословицах и поговорках, научиться отличать пословицы от поговорок ; развивать речь обучающихся;

— воспитывать любовь к УНТ, формировать способность работать в группе и самостоятельно, повысить мотивацию обучающихся

-развить мышление, воображение, интеллектуальные способности

 

Ход урока

1. Вводное слово учителя

Владимир Иванович Даль в «Напутном» к своему сборнику «Пословицы русского народа» писал, что пословицы – «это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Пословицы — это народные речения, в которых отражён многовековой социально-исторический опыт народа, имеющие устойчивую, лаконичную, ритмически организованную форму и поучительный смысл. Пословицы и поговорки элемент русской устной речи и наряду с другими устоявшимися разговорными формулами красят речь, делают её образной. Уже первые исследователи пословиц и поговорок ( Ф.И. Буслаев, А.А.Потебня) отмечали такие особенности их поэтической системы, как краткость, метафоричность, складную мерную речь.

В пословицах и поговорках проявляется наблюдательность и воплощается мудрость не одного человека и даже не одного поколения. О её ценности свидетельствуют, например, такие «пословицы о пословицах»: «Старинная пословица не мимо молвится»; «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз»; «На рынке пословицу не купишь».

О «подвижности», «живости» жанра свидетельствует тот факт, что одно и то же действие или состояние может получать в пословицах совершенно разную оценку. Например, «Терпенье и труд всё перетрут», с одной стороны, и «Работа не волк – в лес не убежит» — с другой; « От труда не будешь ты богат, а будешь ты горбат» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Некоторые пословицы и поговорки уже утратили своё конкретное значение. Например, «вынести сор из избы». Сор, действительно, не выносили из избы – ведь мифологический человек не разделял себя и свою часть, а выбрасывать себя за порог – подвергать опасности, отдавать «чужому» миру. Сор собирался и выбрасывался в печь. Реалии ушли в прошлое, а поговорка и сейчас достаточно распространена.

В работе В.И.Даля «Собрание 4291 древних пословиц»(«Пословицы русского народа») пословицы располагаются не по алфавиту, а по тематическим гнёздам. Поговорки касались всех сфер бытовой жизни: отношения к родине, ведения хозяйства, отношений в семье, внешнего вида, поведения, возраста, нравственности, образования.

Они ещё раз подчёркивают громадную роль слова – носителя народной мудрости, хранителя её во времени и пространстве. Композиционный строй пословиц вполне соответствует лаконизму жанра. большинстве случаев пословицы двучленны, хотя встречаются и одночленные, и трёхчленные, и многочленные. Одночленные (или одночастные) суждения, как правило, утверждают какую-то истину или содержат совет: По одёжке протягивай ножки; Чужой мёд горек. В двучленных, трёхчленных и многочленных пословицах сопоставляются разные явления, предметы, понятия. Каждая часть представляет собой простое предложение: Слово – серебро, молчание – золото; Лыс конь – не увечье, плешив молодец – не бесчестье; Тупо ковано – не наточишь, глупо рожено – не научишь. Поговорка, в отличие от пословицы, не несёт нравоучительного смысла и является частью суждения. .И. Даль определял поговорку как «одну первую половину пословицы». Поговорка, как правило, служит для характеристики лица(«ни пава, ни ворона», «денег(у него) куры не клюют»), действия («убил двух зайцев»,»на всех не угодишь»), обстоятельства («когда рак на горе свистнет»).
« Пословица — краткое изречение, приноровляемое к разным случаям жизни. Поговорка очень близка к пословице, но в отличие от неё не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. «Чужими руками жар загребать» — поговорка, а если бы мы добавили к ней определяющее слово «легко», она бы превратилась в пословицу. первом случае намёк, во втором – вывод».Систематическая работа по собиранию пословиц и поговорок начинается в России с 17века. Первые коллекции представляют собой рукописные сборники, составители которых неизвестны. В настоящее время наукой учтено более тридцати сборников, датированных 17- началом 20века. В.Н.Татищев, А.И.Богданов, М.В.Ломоносов, А.А.Барсов, Н.Г.Курганов, Д.М.Княжевич, В.И.Даль, И.М.Снегирёв , М.А.Рыбникова и другие учёные вели работу по собиранию и систематизации пословиц.

 

 

2. Стадия вызова

Приём РКМ «Письмо с дырками»

Обучающиеся на основании полученных знаний из учебника должны вставить недостающие слова, восстановить текст. В зависимости от этапа урока, уровня подготовленности класса можно использовать ключевые слова-подсказки.

Работа с литературоведческими терминами

 

Пословица – краткое, (законченное), образное изречение обобщающего характера; поучительное жизненное наблюдение;( малая) жанровая форма фольклора. Синтаксически (законченная) конструкция, как правило, состоящая из( двух) частей.

Поговорка – меткое образное выражение, (не заключающее) в себе обобщающего, нравоучительного смысла. Является(не законченным) выражением, а (только) его частью.

 

 

 

3. Стадия осмысления

Самостоятельная работа учащихся

Приём технологии РКМ «Верные и неверные утверждения»

Работа до чтения текста отвечают на вопросы, предложенные в таблице (« Согласны ли вы или нет с данными утверждениями»). Если согласны, то поставьте « +», если не согласны, то поставьте «-». Среди утверждений есть как верные, так и неверные. Далее ребята самостоятельно читают предложенный учителем текст, после чего вновь обращаются к таблице и заполняют вторую колонку, сверяя её с первой. В качестве дополнительного задания предлагается следующее: « Дополните таблицу своими утверждениями».

Утверждения

До чтения текста

После чтения текста

1.В пословицах отражён многовековой социально-исторический опыт народа.

 

 

2.Пословицы и поговорки — элемент русской устной и письменной речи.

 

 

3. Первым исследователем пословиц и поговорок был В.И.Даль.

 

 

4. Одно и то же действие или состояние может получать в пословицах совершенно разную оценку.

 

 

5. Пословица состоит из двух частей

 

 

6. Поговорка, в отличие от пословицы, не несёт нравоучительного смысла и является частью суждения.

 

 

7.Систематическая работа по собиранию пословиц и поговорок начинается с 15века.

 

 

8.

 

 

9.

 

 

 

3. Развитие аналитико-синтезирующего мышления , развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

 

Приём РКМ «Найди соответствие»

Ознакомьтесь с определениями жанра пословицы и поговорки и попытайтесь навести порядок – разделите данные высказывания на две группы – пословицы и поговорки.

 

-Денег ни гроша, да слава хороша.

— Кто в кони пошёл, тот и воду вози!

— За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

— Криво ходишь – косо сядешь.

— Двух зайцев убил.

— На всех не угодишь.

— Денег у него куры не клюют.

— Когда рак на горе свистнет.

— Ни пава, ни ворон

  1. . Систематизация и обобщение изученного. Работа в группах

Приём технологии РКМ «Зигзаг- 2».

Первоначально обучающиеся делятся на группы по 5 человек в каждой. В этих группах общаться ребятам запрещено. Каждый ученик самостоятельно работает с карточкой, в которой одинаковое содержание, но индивидуальное (у каждого из пяти членов группы) задание. Через 5минут обучающиеся слышат звоночек, который подаёт учитель. Это сигнал, говорящий о том, что нужно переходить в группу экспертов (единомышленников), где теперь все обсуждают выполнение одного и того же задания, делают выводы. Через 7 минут ребята возвращаются в первоначальные группы (опять по звонку), и каждый из них рассказывает другим ребятам о своём задании.

Таким образом, каждый из 5 участников группы выполняет по 5 заданий.

Прочитайте данные пословицы и выпишите только те, которые соответствуют вашей теме, объясните свою позицию

Правда и неправда

Щедрость и скупость

Богатство и бедность

×

Радость и горе

Мир и ссора

 

Карточки:

 

☼ Прочитайте данные пословицы и выпишите только те, которые соответствуют теме «Правда и неправда», объясните свою позицию

  1. Кто за правду горой, то истый герой.
  2. Одной рукой собирай, другою раздавай.
  3. Богатому не спится: богатый вора боится.
  4. Есть слёзы – есть и совесть.
  5. Языком, как хочешь, а рукам воли не давай.
  6. Горе от Бога, а неправда – от дьявола.
  7. Дай вору золотую гору – он и ту промотает.
  8. Богатый на деньги, убогий на выдумки.
  9. После грозы ведро, после горя радость.
  10. Над другом посмеялся, над собою поплачешь.

 

 

☺ Прочитайте данные пословицы и выпишите только те, которые соответствуют теме «Щедрость и скупость», объясните свою позицию

1.Кто за правду горой, то истый герой.

2.Одной рукой собирай, другою раздавай.

3.Богатому не спится: богатый вора боится.

4.Есть слёзы – есть и совесть.

5.Языком, как хочешь, а рукам воли не давай.

6.Горе от Бога, а неправда – от дьявола.

7.Дай вору золотую гору – он и ту промотает.

8. Богатый на деньги, убогий на выдумки.

9.После грозы ведро, после горя радость.

10.Над другом посмеялся, над собою поплачешь.

♥ Прочитайте данные пословицы и выпишите только те, которые соответствуют теме «Богатство и бедность», объясните свою позицию

1.Кто за правду горой, то истый герой.

2.Одной рукой собирай, другою раздавай.

3.Богатому не спится: богатый вора боится.

4.Есть слёзы – есть и совесть.

5.Языком, как хочешь, а рукам воли не давай.

6.Горе от Бога, а неправда – от дьявола.

7.Дай вору золотую гору – он и ту промотает.

8.Богатый на деньги, убогий на выдумки.

9.После грозы ведро, после горя радость.

10.Над другом посмеялся, над собою поплачешь.

 

× Прочитайте данные пословицы и выпишите только те, которые соответствуют теме «Радость и горе», объясните свою позицию

1.Кто за правду горой, то истый герой.

2.Одной рукой собирай, другою раздавай.

3.Богатому не спится: богатый вора боится.

4.Есть слёзы – есть и совесть.

5.Языком, как хочешь, а рукам воли не давай.

6.Горе от Бога, а неправда – от дьявола.

7.Дай вору золотую гору – он и ту промотает.

8.Богатый на деньги, убогий на выдумки.

9.После грозы ведро, после горя радость.

10.Над другом посмеялся, над собою поплачешь.

 

♫ Прочитайте данные пословицы и выпишите только те, которые соответствуют теме « Мир и ссора », объясните свою позицию

1.Кто за правду горой, то истый герой.

2.Одной рукой собирай, другою раздавай.

3.Богатому не спится: богатый вора боится.

4.Есть слёзы – есть и совесть.

5.Языком, как хочешь, а рукам воли не давай.

6.Горе от Бога, а неправда – от дьявола.

7.Дай вору золотую гору – он и ту промотает.

8.Богатый на деньги, убогий на выдумки.

9.После грозы ведро, после горя радость.

10.Над другом посмеялся, над собою поплачешь.

♫ Прочитайте данные пословицы и выпишите только те, которые соответствуют теме « Мир и ссора », объясните свою позицию

1.Кто за правду горой, то истый герой.

2.Одной рукой собирай, другою раздавай.

3.Богатому не спится: богатый вора боится.

4.Есть слёзы – есть и совесть.

5.Языком, как хочешь, а рукам воли не давай.

6.Горе от Бога, а неправда – от дьявола.

7.Дай вору золотую гору – он и ту промотает.

8.Богатый на деньги, убогий на выдумки.

9.После грозы ведро, после горя радость.

10.Над другом посмеялся, над собою поплачешь.

 

 

5. Подведём итоги

Приём технологии ТРИЗ «Составление (сочинение) загадок»

 

Каков же алгоритм составления загадок?

  1. Нужно выбрать объект.
  2. Составить таблицу.
  3. Сформулировать загадку по схеме.

Вновь возвращаемся к нашей загадке, но сразу отметим, что у нас загадка составлена по признакам.

1.Объект- пословица.

2.Заполняем данную ниже таблицу.

 

Какая?

Что такое же?

 

 

Краткая, а не поговорка

Поучительная, а не сказка

Жизненная, а не анекдот

Завершённая, а не песня

3.По данной формуле «…, а не …» формулируем загадку.

При заполнении таблицы предпочтение отдаётся более оригинальным, неожиданным вариантам, желательно называть характерные признаки объекта.

Делается вывод самими обучающимися.

 

 

В конце урока проводится рефлексия, ребята строят свой ответ, используя следующие формулы:

 

  • Сегодня я научился (ась)………………….
  • Мне было интересно………………………….
  • Сегодня я узнал(а)……………………

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева, Р. В. Волшебный клад. Русские народные сказки. Пословицы. [Текст ] // Р.В. Андреева. – Воронеж: Центр.-Чернозём, 1995,-640с.
  2. Аникина, А.В. Русский фольклор [Текст ] // А. В. Аникина. – М.: Худож. лит., 1986. – 367с.
  3. Аникин, В.П., Круглов, Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество: Пособие для студентов пед.ин-тов. [Текст ] //В.П. Аникин, Ю.Г. Круглов.–Л.: Просвещение, 1983. – 416с.
  4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.: в 4т. [Текст ]// В.И. Даль.- М.: Наука,1998.
  5. Коровина, В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. [Текст ] // В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.- 303 с.: ил.
  6. Кравцов, Н.И., Лазутин, С.Г. Русское народное творчество: Учебник для фил. спец. Ун-тов. – 3-е изд., испр. И доп. [Текст ] // Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. – М.: Высшая школа, 1983, — 448с.
  7. Рыбников, П. Н. Быт русского народа в его пословицах и поговорках. [Текст ] // П.Н. Рыбников. – Русский фольклор. – М., 1859.
  8. Рыбникова, М. А. Русские пословицы и поговорки. [Текст ] // М.А. Рыбникова. – М., 1981.
  9. Рыбникова, М. А. Русская поговорка. [Текст ] // М.А. Рыбникова . – М., 1958. — 516 с.
  10. Сурков, А.А. Краткая литературная энциклопедия. [Текст ] // А.А. Сурков.- М.: Сов. Энциклопедия, 1968, — 968с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 27,3 КБ
  2. file1.ppt.zip.. 733,5 КБ
Опубликовано: 04.08.2020

Что Библия говорит об обучении?

Притчи 1:5 ESV / 1528 голосов благодарности

Да услышат мудрые и умножатся в познаниях, и понимающий обретет руководство,

Притчи 18:15 ESV / 1 341 благодарность

Сердце разумное приобретает знание, и ухо мудрого ищет знания.

Притчи 1:7 ESV / 1 337 благодарностей

Страх Господень есть начало познания; глупцы презирают мудрость и наставление.

Притчи 9:9 ESV / 943 благодарности

Дай наставление мудрому, и он станет еще мудрее; научите праведника, и он умножится в учености.

2 Тимофею 3:16 ESV / 924 благодарности

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

Филиппийцам 4:9 ESV / 858 благодарностей

Чему вы научились, и получили, и слышали, и видели во мне, — практикуйте это, и Бог мира будет с вами.

2 Тимофею 2:15 ESV / 835 благодарностей

Делай все, что в твоих силах, чтобы представить себя Богу испытанным, работником, которому нечего стыдиться, верно преподающим слово истины.

Титу 2:1 ESV / 792 благодарности

А вы учите тому, что соответствует здравому учению.

Притчи 22:6 ESV / 742 благодарности

Воспитывайте ребенка на пути, которым он должен идти; даже когда он состарится, он не отступит от него.

Римлянам 15:4 ESV / 597 благодарностей

Ибо все, что было написано в прежние дни, было написано для нашего наставления, чтобы мы терпением и ободрением Писаний имели надежду.

2 Тимофею 3:16-17 ESV / 592 благодарности

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления и для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

Колоссянам 3:16 ESV / 591 благодарность

Слово Христово да обитает в вас обильно, научая и вразумляя друг друга во всякой премудрости, поя псалмы и славословия и песни духовные, с благодарением в сердцах ваших к Богу.

2 Тимофею 3:7 ESV / 587 благодарностей

Всегда учусь и никогда не могу прийти к познанию истины.

2 Иоанна 1:9 ESV / 555 благодарностей

Всякий, кто идет вперед и не пребывает в учении Христа, не имеет Бога. Кто пребывает в учении, тот имеет и Отца, и Сына.

Притчи 10:17 ESV / 547 благодарностей

Кто внемлет наставлению, тот на пути к жизни, а отвергающий обличение вводит в заблуждение.

Псалом 25:4 ESV / 539 благодарностей

Укажи мне пути Твои, Господи; научи меня своим путям.

Луки 2:52 ESV / 538 благодарностей

Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Псалом 32:8 ESV / 535 благодарностей

Я наставлю тебя и научу тебя, как тебе следует идти; Я буду советовать вам, глядя на вас.

Иакова 1:5 ESV / 510 благодарностей

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.

Иоанна 14:26 ESV / 498 благодарностей

Но Помощник, Дух Святой, которого Отец пошлет во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я сказал вам.

Матфея 28:19-20 ESV / 478 благодарностей

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И вот, Я с вами всегда, до скончания века».

Даниил 1:17 ESV / 475 благодарностей

Этим четырем отрокам Бог дал ученость и умение во всякой литературе и мудрость, и Даниил имел разумение во всех видениях и снах.

Колоссянам 2:8 ESV / 455 благодарностей

Смотрите, чтобы никто не увлек вас в плен философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихийным духам мира, а не по Христу.

1 Иоанна 2:27 ESV / 449 благодарностей

Но помазание, которое вы получили от него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас. Но как его помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, — как оно научило вас, в том пребывайте.

Матфея 11:29 ESV / 444 благодарности

Возьми на себя иго мое и научись от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдешь покой душам своим.

Псалом 119:11 ESV / 443 благодарности

Слово Твое я храню в сердце моем, чтобы не грешить против тебя.

Второзаконие 5:1 ESV / 442 благодарности

И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: «Слушай, Израиль, постановления и правила, которые я говорю сегодня в слух твой, и выучи их, и старайся исполнять их.

Псалом 25:5 ESV / 440 благодарностей

Введи меня в истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; Тебя я жду весь день.

Псалом 126:3 ESV / 428 благодарностей

Вот, дети — наследие от Господа, плод чрева — награда.

1 Фессалоникийцам 5:11 ESV / 426 благодарностей

Итак ободряйте друг друга и назидайте друг друга, как вы и делаете.

Иоанна 3:16 ESV / 426 благодарностей

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Псалом 25:8-9 ESV / 425 благодарностей

Благ и праведен Господь; поэтому он наставляет грешников на путь. Он ведет смиренных к тому, что правильно, и учит смиренных своему пути.

Матфея 11:29-30 ESV / 423 благодарности

Возьми на себя иго мое и научись от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдешь покой душам своим. ибо иго мое благо, и бремя мое легко».

Притчи 3:11-12 ESV / 423 благодарности

Сын мой, не пренебрегай наказанием Господа и не утруждайся Его обличением, ибо Господь обличает того, кого любит, как отец сына, которым Он благоволит.

Матфея 18:10 ESV / 420 благодарностей

«Смотрите, не пренебрегайте ни одним из малых сих. Ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного.

Колоссянам 3:20 ESV / 419 благодарностей

Дети, во всем слушайтесь родителей, ибо это угодно Господу.

Римлянам 8:28 ESV / 407 благодарностей

И мы знаем, что для любящих Бога все содействует ко благу, для тех, кто призван по Его изволению.

1 Иоанна 1:9 ESV / 406 благодарностей

Если мы исповедуем свои грехи, Он верен и просто прощает нам наши грехи и очищает нас от всякой неправды.

Исход 20:12 ESV / 405 благодарностей

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Исаия 26:9 ESV / 401 благодарность

Моя душа тоскует по тебе в ночи; мой дух во мне усердно ищет тебя. Ибо когда суды Твои будут на земле, тогда живущие в мире научатся правде.

Псалом 23:1-6 ESV / 401 благодарность

Псалом Давида. Господь мой пастырь; Я не захочу. Он заставляет меня лежать на зеленых пастбищах. Он ведет меня к тихим водам. Он восстанавливает мою душу. Он ведет меня путями праведности ради своего имени. Даже если я пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною; твой жезл и твой посох, они утешают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в присутствии врагов моих; ты помажешь мне голову маслом; моя чаша переполняется. …

1 Петра 5:5 ESV / 399 благодарностей

Так и вы, младшие, подчиняйтесь старшим. Облекитесь все в смирение друг перед другом, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Титу 3:14 ESV / 395 благодарностей

И пусть наши люди учатся посвящать себя добрым делам, чтобы помогать в случаях крайней нужды и не быть бесплодными.

Притчи 4:5-6 ESV / 393 благодарности

Получить мудрость; получить инсайт; не забывай и не отвращайся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она сохранит тебя; люби ее, и она будет охранять тебя.

Притчи 1:8-9 ESV / 393 благодарности

Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не оставляй наставления матери твоей, ибо они — изящный венок для головы твоей и подвески для шеи твоей.

Иоанна 7:15 ESV / 391 благодарность

На это Иудеи дивились, говоря: как может быть учеен этот человек, когда он никогда не учился?

1 Тимофею 4:12 ESV / 390 благодарностей

Никто да не пренебрегает тобой за твою молодость, но покажи верующим пример в слове, в поведении, в любви, в вере, в чистоте.

Притчи 15:5 ESV / 384 благодарности

Глупый пренебрегает наставлением отца своего, а кто внимает обличению, тот благоразумен.

Второзаконие 31:13 ESV / 383 благодарности

И чтобы их дети, которые не знали этого, могли услышать и научиться бояться Господа Бога вашего, пока вы живете в земле, которую вы переходите за Иордан, чтобы овладеть ею».

Матфея 19:14 ESV / 382 благодарности

Но Иисус сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковым принадлежит Царство Небесное».

Исаия 1:17 ESV / 382 благодарности

Научитесь делать добро; добиваться справедливости, исправлять угнетение; судите сироту, вступайтесь в дело вдовы.

Притчи 16:21 ESV / 378 благодарностей

Мудрый сердцем называется проницательным, и сладость речи увеличивает убедительность.

Ефесянам 6:1-3 ESV / 372 благодарности

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо это правильно. «Почитай отца твоего и мать» (это первая заповедь с обетованием), «чтобы благо тебе было, и чтобы долго жил ты на земле».

Притчи 6:20 ESV / 367 благодарностей

Сын мой, соблюдай заповедь отца твоего и не отвергай учения матери твоей.

1 Паралипоменон 16:11 ESV / 362 благодарности

Ищите Господа и Его силы; постоянно ищите его присутствия!

Иоанна 6:45 ESV / 355 благодарностей

У пророков написано: «И будут все научены Богом». Всякий, кто слышал и научился от Отца, приходит ко мне —

Притчи 20:11 ESV / 353 благодарности

Даже ребенок дает о себе знать своими поступками, чистотой и праведностью своего поведения.

Иоанна 3:10 ESV / 352 благодарности

Иисус сказал ему в ответ: «Ты — учитель Израиля, и этого не разумеешь?

Иисуса Навина 1:8 ESV / 351 благодарность

Эта Книга Закона не должна отходить от уст ваших, но вы должны размышлять о ней день и ночь, чтобы вы могли тщательно исполнять все, что в ней написано. Ибо тогда вы сделаете свой путь благополучным, и тогда у вас будет хороший успех.

Матфея 18:2-4 ESV / 345 благодарностей

И, призвав к себе ребенка, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном.

Притчи 23:22 ESV / 342 благодарности

Слушай своего отца, который дал тебе жизнь, и не пренебрегай своей матерью, когда она состарится.

Притчи 4:1-2 ESV / 341 благодарность

Слушайте, сыновья, наставление отца, и будьте внимательны, чтобы получить вам разум, ибо я даю вам добрые заповеди; не оставляй моего учения.

Иеремия 29:11 ESV / 340 благодарностей

Ибо Я знаю планы, которые имею о вас, говорит Господь, планы во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущее и надежду.

Притчи 10:1 ESV / 340 благодарностей

Притчи Соломона. Мудрый сын радует отца, а глупый сын огорчает свою мать.

Псалом 143:10 ESV / 340 благодарностей

Научи меня исполнять Твою волю, ибо Ты мой Бог! Пусть твой добрый Дух ведет меня на ровном месте!

Ефесянам 6:4 ЕСВ / 329полезные голоса

Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

1 Тимофею 5:4 ESV / 321 благодарность

Если же у вдовы есть дети или внуки, то пусть они прежде учатся благочестивому отношению к своим домочадцам и воздают должное своим родителям, ибо это угодно Богу.

2 Тимофею 3:15 ESV / 319 благодарностей

И как ты с детства знаком со священными писаниями, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Римлянам 2:21 ESV / 308 благодарностей

Вы, значит, учите других, разве вы не учите себя? Пока вы проповедуете против воровства, вы крадете?

Откровение 3:19ESV / 300 голосов благодарности

Кого люблю, тех обличаю и наказываю, так усердствуй и покайся.

Притчи 4:11 ESV / 292 благодарности

Я научил тебя пути мудрости; Я вел вас путями праведности.

Исаия 26:3 ESV / 284 благодарности

Ты хранишь в совершенном покое того, чьи мысли сосредоточены на тебе, потому что он доверяет тебе.

Филиппийцам 4:13 ESV / 282 благодарности

Все могу через того, кто укрепляет меня.

Иоанна 7:16 ESV / 266 благодарностей

На это Иисус ответил им: «Мое учение не мое, а пославшего меня.

Римлянам 3:23 ESV / 265 благодарностей

Ибо все согрешили и лишены славы Божией,

Притчи 12:1 ESV / 265 благодарностей

Кто любит дисциплину, тот любит знание, а кто ненавидит обличение, тот глуп.

1 Коринфянам 10:13 ESV / 258 благодарностей

Вас постигло искушение, не свойственное человеку. Бог верен, и Он не допустит, чтобы вы были искушаемы сверх сил, но при искушении укажет и путь избавления, чтобы вы могли перенести его.

Марка 10:13-16 ESV / 253 благодарности

И приводили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним, а ученики укоряли их. Но Иисус, увидев это, вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне; не препятствуйте им, ибо таковым принадлежит Царство Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». И он взял их на руки и благословил, возложив на них руки.

Псалом 119:66 ESV / 253 благодарности

Научи меня здравому смыслу и разумению, ибо я верю в Твои заповеди.

2 Коринфянам 12:9 ESV / 251 благодарность

Но он сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Поэтому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Римлянам 10:17 ESV / 246 благодарностей

Итак, вера от слышания, а слышание от слова Христова.

Притчи 3:5-6 ESV / 246 благодарностей

Надейся на Господа всем сердцем своим и не полагайся на собственное понимание. Во всех путях ваших познавайте его, и он сделает прямыми ваши стези.

Евреям 4:12 ESV / 245 благодарностей

Ибо слово Божие живо и действенно, острее всякого меча обоюдоострого, проникающее до разделения души и духа, составов и мозгов, и различающее помышления и намерения сердечные.

Римлянам 6:23 ESV / 244 благодарности

Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Деяния 20:20 ESV / 240 благодарностей

Как я не упускал возвещать вам ничего полезного и учить вас всенародно и по домам,

Притчи 24:16 ESV / 235 благодарностей

Ибо праведник семь раз падает и снова встает, а нечестивый спотыкается во время бедствия.

Екклесиаст 12:12 ESV / 234 благодарности

Сын мой, остерегайся всего, кроме этого. Сочинять много книг нет конца, а много читать — утомительно для тела.

Откровение 1:1-20 ESV / 232 благодарности

Откровение Иисуса Христа, которое Бог дал ему, чтобы показать своим слугам то, что должно произойти вскоре. Он возвестил об этом, послав своего ангела к своему слуге Иоанну, который свидетельствовал о слове Божием и о свидетельстве Иисуса Христа обо всем, что он видел. Блажен читающий вслух слова этого пророчества, и блаженны слышащие и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко. Иоанна семи церквям, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Кто есть, и был, и грядущий, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа, свидетеля верного, первенца мертвых и правителя царей на земле. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею…

1 Петра 3:15 ESV / 218 благодарностей

Но в сердцах ваших чтите Христа Господа как святого, всегда готовые дать ответ всякому, кто спросит у вас о причине для вашего упования; но делайте это с нежностью и уважением,

Колоссянам 3:23 ESV / 214 благодарностей

Все, что делаешь, делай от души, как для Господа, а не для человеков,

Псалом 118:9 ESV / 214 благодарностей

Как юноше содержать свой путь в чистоте? Охраняя его по слову Твоему.

Иоанна 14:6 ESV / 213 благодарностей

Иисус сказал ему: «Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня.

Матфея 6:33 ESV / 210 благодарностей

Но ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Бытие 1:1 ESV / 208 благодарностей

В начале Бог сотворил небо и землю.

Псалом 25:4-5 ESV / 207 благодарностей

Укажи мне пути Твои, Господи; научи меня своим путям. Введи меня в истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; Тебя я жду весь день.

Галатам 2:20 ESV / 204 благодарности

Я был распят со Христом. Уже не я живу, но живет во мне Христос. И жизнь, которую я сейчас живу во плоти, я живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и отдавшего Себя за меня.

Деяния 5:42 ESV / 200 благодарностей

И каждый день в храме и по домам не переставали учить и проповедовать, что Христос есть Иисус.

Ефесянам 2:8 ESV / 192 благодарности

Ибо по благодати вы были спасены через веру. И это не ваше собственное дело; это дар божий,

Филиппийцам 4:6 ESV / 186 благодарностей

Не заботьтесь ни о чем, но во всем в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом.

Деяния 1:8 ESV / 179 благодарностей

Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

На это есть поговорка: закрой рот!

к Эдди Фостер — 6 марта 2017 г.

Когда мы больше говорим, чем слушаем, мы легко можем пострадать от очень плохих последствий. В книге Притчей содержится много советов, как понять, когда следует заткнуться.

Из всех тем, встречающихся в книге Притчей, одной из самых ярких является общение и взаимодействие с другими людьми. В конце концов, мудрая литература, раскрывающая тайны вселенной, может показаться напрасной, если мы также не научимся ладить с другими. Знание того, когда прекратить говорить, имеет первостепенное значение для этой темы!

– Он правда это только что сказал?

Одной из частых тем научной фантастики является идея путешествий во времени. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, что человеческое увлечение возвращением в прошлое часто основано на желании исправить прошлые ошибки и предотвратить ошибки? И часто наши самые большие обиды и ошибки — это абсолютно глупые, обидные и разрушительные слова, которые мы сказали другим.

Суть в том, чтобы научиться контролировать свой рот еще до того, как будут произнесены слова сожаления. Многие из наших извинений содержат следующие строки:

  • «Прошу прощения за то, что сказал».
  • «Я не имел в виду то, что сказал».
  • «Я сказал много несправедливых вещей».
  • «Не могу поверить, что только что это сказал; Мне жаль.»

К сожалению, хотя мы можем сожалеть о сказанном и извиняться, наши слова нельзя взять назад. Так что ключ в том, чтобы работать над контролем наших ртов до даже слова сожаления говорят. Заявление Иисуса Христа о том, что мы будем оправданы или осуждены нашими словами (Матфея 12:37), подчеркивает важность знания того, когда «застегнуть молнию».

Но, к счастью, для этого есть поговорка.

Пословицы и последствия

1. Притчи 10:19: «При многословии не миновать греха, но мудр сдерживающий уста свои».

Короткие и приятные биты, длинные и скучные. Эта пословица призывает нас тщательно подбирать слова, а не просто говорить, чтобы услышать собственный голос. В других притчах упоминается, что праздная болтовня ведет к бедности (Притчи 14:23), праведник учится отвечать (Притчи 15:28), а знающие не говорят всего, что приходит им на ум (Притчи 17:27).

Значение: Слова, подобранные тщательно, с мудростью и знанием дела, не разлетятся в гневе со скоростью мили в минуту. В разговорах прилагайте сосредоточенные усилия, чтобы перестать говорить и слушать других. С публикациями в Facebook и другими способами личного самовыражения, возможно, прочитайте некоторые из перечисленных выше пословиц, прежде чем начинать разглагольствовать или комментировать ветку, которая наверняка ни к чему хорошему не приведет. Спросите: «Действительно ли какие-либо из этих слов будут полезны… кому-нибудь?»

2. Притчи 13:3: «Кто хранит уста свои, тот сохраняет жизнь свою, а кто широко раскрывает уста свои, тому погибель».

Да, слова могут разрушить. Они могут быть ужасно негативными — разрушать дружбу, браки и даже целые цивилизации. Слова, которые мы используем, должны охраняться как крепость, и мы должны иметь полный контроль над тем, что мы произносим. В других притчах говорится, как мудрые научают свои уста ученостью (Притчи 16:23), а нечестивые улавливаются нечестием своих уст (Притчи 12:13). Если мы будем охранять свой язык, это определенно убережет нас от неприятностей (Притчи 21:23).

Значение: будьте внимательным собеседником. Иногда очень мало говорить необходимо. В других случаях разговоры вообще не нужны. Мы должны контролировать то, что выходит изо рта, и следить за тем, чтобы оно проходило через фильтр. Таким фильтром должны быть законы и принципы Слова Божьего. Если что-то выходит без присмотра, нам нужно немедленно разъяснить, исправить, переформулировать или извиниться, вместо того, чтобы позволять этому задерживаться и причинять боль нам и другим.

3. Притчи 17:28: «Даже глупый считается мудрым, когда молчит; когда он смыкает губы, его считают проницательным».

Эта поговорка явно пропагандирует эту практику: иногда надо заставлять себя заткнись . Говорить другим, чтобы они заткнулись, грубо и обычно не помогает в ситуациях, но регулярно мысленно говорить себе , заткнись , — это элементарная мудрость, которую не следует игнорировать.

Другие пословицы описывают, что иногда лучшая реакция на глупца и его глупость — просто промолчать или ответить (Притчи 26:4–5; 23:9). Иногда нам следует просто больше сосредоточиться на понимании (глубоко размышляя о том, что сказали другие и каким должен быть правильный ответ), чем на выражении собственного сердца (Притчи 18:2).

Выводы: Когда мы слышим или читаем что-то, что провоцирует нас на страстный и пламенный отклик, нам следует ждать . Подождите 5-10 секунд в разговоре и подождите «час» или просто «поспите» при работе с социальными сетями и электронной почтой. Нет ничего хуже, чем осознать, насколько лучше мы могли бы быть, если бы просто молчали.

И многое другое, откуда они пришли

В этом посте представлены лишь некоторые из более чем 50 пословиц, связанных с общением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *