Пословицы и поговорки народов мира о человеке: Пословицы и поговорки о человеке и его делах

Пословицы и поговорки о человеке

Русские народные пословицы, а также поговорки и пословицы народов мира о человеке.

Человек от человека — как земля от неба

Что испортит один, того не исправит и тысяча человек

Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова

Один человек пройдет — след остается, сто человек пройдет -дорога проложится

Если человек захочет, гору на гору поставит.

Палец пальцу, человек человеку не ровня

Кто не уважает людей, того не уважают люди.

Внутрь человека не влезешь

Лучше человека ничего не бывает

У ленивого человека губы сухие, а у трудолюбивого — в сале

Лицо человека — огня жарче

Низкий человек всегда самолюбив.

Грамотный человек — словно солнце, неграмотный — что черная ночь

Мучение учит человека

Хорошая одежда красит человека, а ветхая портит

Сила лошади познаётся в далеком пути, сердце человека течением времени

Сухая рубашка к телу не льнет.

Враг человека — его глупость, друг человека — его ум

У хорошего человека и товарищ хорош

Лошадь узнают в езде, человека — в общении.

Душа не сосед, не обойдешь.

Трудящийся человек голодным не останется

Хорошую лошадь видать по жеребёнку, хорошего человеке — по ребёнку

В мире не может хозяйничать один человек, мир принадлежит всем.

Когда человек падает, то даже паук на стене свидетельствует против него.

Назвать собакой — шерсти нет, назвать человеком — нет лица

Во рту плохого человека и сало кажется несъедобным

Глупый жалуется, что люди не знают его, умный — что он не знает людей

Говорят, что от плохого человека хоть на войне польза

Доброму человеку и небо помогает.

Сохранить жизнь человека — лучше, чем построить мечеть

Корова пестра снаружи, человек — изнутри

Достойный человек не бывает без друзей.

Борода в честь, а усы и у кошки есть.

Ноги обманут (т. е, не уйдешь), а руки до беды доведут (если им волю дать).

И вечный пир человеку надоест.

Не доверяй человеку, хвалящему тебя.

Каковы веки, таковы и человеки.

Одна головешка не горит, человеку в одиночестве не прожить

Чужи люди — дремучий лес. Чужая совесть — могила.

Лучше жить в нужде, но быть человеком, чем жить в достатке, но быть свиньей.

Ласка не приносит человеку вреда

Талант человека близкие не замечают

Один человек не составит танца, из одного цветка не сделаешь венка — Ein Mann macht keinen Tanz, eine Blume keinen Kranz

Не сложив, друга не узнаешь.

Человек, не вспугивающий даже лежащей коровы

Дерево красиво листвой, человек — одеждой

Листву путает ветер, человека — слово

Разгул губит человека.

Происхождение людей одинаково, да сами они разные

Рассказать друзьям

Больше статусов →

Актуально

Ожидание лета

Последний звонок

Наши группы в соцсетях:

ТОП пользователей

Все пользователи


Пословицы, наставления и поговорки народов Севера

Наш край живет интересной и насыщенной жизнью, но не всегда можно заранее узнать о каком-нибудь значительном событии или памятной дате. На этой страничке читающий апельсин по секрету поделится любопытными сведениями о нашей малой родине.

В прошлом основой мировоззрения народностей Севера была мифология, которая служила одним из источников их религиозных представлений. Характерными чертами воззрений народностей Севера на окружающий мир являлись дуализм и анализм. В окружающем мире якобы всегда действовали два противоположных начала — доброе и злое. Доброе покровительствовало и способствовало благополучной жизни людей, их успешным промыслам, здоровью, а злое строило человеку всякие козни: болезни, голод и т.п.

По мнению нганасан, существовали НГУО (духи — хозяева отдельных явлений природы: неба, солнца, земли, огня, оленей) и БАРУСИ (существа, вредящие людям) Они, по представлениям нганасан, обитали в воде: реках, озерах, в море. Злые божества БАРУСИ ни к каким добрым делам не способны, все нехорошее исходит от них. ДЯМАДА- духи, служившие шаманам.

У эвенков духи злые и добрые: СЭВЭКИ — добрые, ХЭВЭКИ — злые. У долган, как у якутов, АБААСЫ — злые духи. Они невидимы, но могут показаться людям в различных образах. АБААСЫ — создатели всех вредных животных и растений, людям причиняют всевозможные бедствия. АЙЫЫ — добрые божества, духи, олицетворявшие начала добра и справедливости.

Ненцы считали, что пурга, ветер, гроза, реки, озёра, урочища имели своих духов. Предполагали, что землю создал их главное божество — НУМ. У Нума был сын НГА — бог болезней, несчастий и смертей. По верованиям ненцев, Нум не входил сам в нужды людей, а защищал их от Нги. Кроме Нума у ненцев было ещё одно доброе божество Я — небо — мать — земля. Духов уважали и боялись.

Жизнь народностей Севера, как и большинство населения окраин царской России, отличалась глубокой хозяйственно — экономической, культурной и политической отсталостью. Система царского административного управления среди народностей Севера ничем не отличалась от существующей системы управления в других регионах России. Всё трудоспособное коренное население Севера мужского пола обязано было платить царю ясак (налог в 15 −20 вв.

 с народов Сибири, главным образом, пушниной). Жило коренное население родами, которые возглавляли князцы. На лицо было расслоение общества на бедных и богатых.

Как уже было сказано выше, проживали народности Севера в краю суровом, студёном. И всё равно с любовью относились к нему. Вспомним пословицы, поговорки и наставления о земле.

В озёра и реки люди бросают монеты, на старых стойбищах на дереве привязывают лоскутки материи, и хвосты пушных зверей. Это любовь и уважение к земле. Землю, где живёшь, надо любить. Не ругай землю, если упадёшь или споткнёшься. Земля — наша мать, она нас всех кормит и поит, она даёт нам жизнь.

В суровом студеном краю первостепенную роль играла одежда. Ненецкие пословицы и пословицы хантов гласят: Благополучно живущий человек — это тот, у кого есть хорошая одежда. Счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда. Не имеющий удачи в жизни тот, кому ветер холодит тело через истёртую одежонку.

Но одежда служила не только защитой от холода, в тёплой лёгкой шкурке -жизненность и одухотворённость оленя, который был для ненца смыслом его бесконечной трудной кочевой жизни — и одеждой, и пищей, и транспортом. В старых поверьях говорится о том, что мать — земля даёт душу человеку и оленю, и души эти равноценны. Поэтому, наверное, олень — чуть ли не главный образ многих пословиц, поговорок и наставлений.

Вот некоторые из них: Оленя, если обижать, то и на привязи не удержать. Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.

Кто заставляет оленуху работать тяжко, не видать тому телёнка от этой важенки! (эвенкийские наставления) Оленю лучшая мерка — в дороге проверка. (ненецкая пословица) Оленята бодаются, силами набираются.(долганская пословица) Тот, кто оленя может бить, не уйдёт от его копыт.(долганская пословица) Человека тундры распознаешь по его оленям (по их упитанности, по отношению к ним хозяина.) (ненецкая поговорка) Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной дороге аргиша (олений обоз). (эвенкийское наставление)

С уважением относятся коренные народы Севера и к женщине, что даёт жизнь, и к старшим, и к детям. Не ругай женщину — мать, а то её ребёнок вырастет плохим человеком. (эвенкийское наставление) Какое мудрое наставление! «Не ругай женщину — мать», иначе, действительно, какое отношение к ней будет собственных детей, если её достоинство будет оскорблено. Не ругай и не бей маленького ребёнка, а то душа ребёнка испугается и улетит от тебя. (эвенкийское наставление) Обидишь ребёнка, старуху, мать — можешь на всю жизнь захромать. (нганасанская пословица)

А какими люди были внимательными к тем, кто остался без хозяина, кормильца: «Чуму, где только ребёнок и мать, продуктов обязательно надо дать.» — гласила нганасанская пословица.

Детям нельзя дразнить старых людей. Дети, которые дразнят стариков, вырастают глупыми людьми. (эвенкийское наставление) Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливет других людей. (эвенкийское наставление) Пред старшим не сиди, младший к старшему подойди.(нганасанская пословица) Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц. (долганская пословица)

Пословицы о труде направлены против лодырей, которые прикрывались ниматом (древний обычай раздавать нуждающимся людям мясо убитого оленя), пользовались этим: Есть ты мастер, а работать нет. (эвенкийская пословица) Ленивый человек, как рыба, плывущая по течению. (нецкая поговорка) Работящий вечером рубит дерево, а ленивый оставляет до утра. (ненецкая поговорка)

В повседневной разговорной речи народностей Севера очень много метких выражений, осуждающих глупцов, болтунов, льстецов. Человек, у которого мало ума, похож на птенца. (ненецкая пословица) У него мозги, как у рыбьей мелюзги. (ненецкая пословица) У него в голове не мозг, мох. (ненецкая поговорка) Что лентяй руками не может, то он всегда языком одолеет.(долганская пословица) Меньше языком болтай, больше работай. (эвенкийская пословица) У зазнавшегося человека нос хореем стоит, (хорей — шест длинной 5 — 6м., которым подгоняют оленей, когда едут на санях) (ненецкая пословица) У которого сердце спит, тот не знает радости. (ненецкая пословица) Он даже северного сияния не видит. (ненецкая поговорка о равнодушном человеке) Кто часто меняет решение, не заслужил уважения. (нганасанская пословица) В глаза — прямой, как стрела, а за глаза — изменчивый, как смола.

(нганасанская пословица)

В пословицах, поговорках, наставлениях — народная мудрость. Из глубин веков взывают к нам живые голоса. Они сближают человека с человеком, род с родом, народ с народом. Они дальновидно остерегают потребительски относиться к обществу, природе, учат думать о завтрашнем дне. Эвенкийские наставления (Старые вещи и строения: чумы, голомо, лабазы, шаманские идолы — это следы твоих предков. Если будешь их ломать и сжигать, то следы предков потеряешь) призывают быть разумным хозяином, а не пришельцем — разорителем. Из озера не вылавливай всю рыбу, а оставь своим потомкам. (эвенкийское наставление). Словом, «как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи своё имя»

(Материал взят из хрестоматии «Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра». Автор М.И.Попова. Красноярск, 1995)

Пословицы и поговорки долган

Все большее распространение получили и получают у долган пословицы и поговорки.

Каждая пословица и поговорка — это художественное произведение, несущее в себе неповторимость народа, создавшего его.

Естественно, малые фольклорные жанры испытывают на себе влияние русского, якутского фольклора, но у долган они имеют особую окраску, особый колорит. «Прикладные элементы традиционных промыслов и ремесел тружеников Севера придают пословицам и поговоркам особую выразительность, доходчивость и убедительность, ведь опыт профессии — это опыт столетии, если не тысячелетий: слишком щедрые потоки слов — подобны меху песца весной. И правда, даже то, что ценится действительно на вес золота — дорогой мех песца — с наступлением тепла линяет, теряет свою привлекательность и ценность.

Так же, как и загадки, пословицы и поговорки имеют разнообразную тематику. Они касаются быта, человеческих поступков, отдельных черт характера, традиционных занятий долган, высмеивают человеческие пороки.

Например:

    1. Чем метели над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
    2. Корми пса щенка, если хочешь иметь хорошего дружка.
    3. Оленята бодаются, силами наливаются.
    4. Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
    5. У одного ум — в словах, у другого — в делах.
    6. Где тундра оленьими копытами разбита, там и куропатки будут сыты.
    7. Что сделал спешно, то очень трудно переделать.
    8. Мужчина должен быть без страха, а женщина умней, чем росомаха.
    9. Как олень гордо несет свою голову — так же высоко держи свое имя.
    10. Если дело делаешь от души, то короче покажутся и дороги-аргиши. Тот, кто оленя может бить, не уйдет от его копыт.
    11. Оставленный в тундре запас — и для нас, и для вас.
    12. Обещание пьяницы, как летний миг тянется.
    13. Кто заглядывает в стаканы, тот не высмотрит свои капканы.
    14. Пастуха спирт опьяняет, а его стадо разгоняет.
    15. Чтобы перестал огонь дымить, надо его подкормить.
    16. Обижать своих соседей — то же, что дразнить медведей.
    17. Если ссоры внутри рода — род скуднее год от года.
    18. Смог оленя дикого добыть — должен и соседа мясом одарить.
    19. Умный, кто собеседника убедит, а сильный, кто себя самого победит.
    20. Говори спокойно, а молчи достойно.
    21. Плюет в костер тот со скуки, у кого делом не заняты руки.
    22. Что лентяй руками не может, то он языком всегда одолеет.
    23. Когда есть еда, то и метель и стужу можно в чуме сидеть и сказку слушать.
    24. Про тex, что не чтят свой род, люди забывают, как летом про лёд.
    25. И кривоногая гагара считает, что ее птенцу хромота к лицу, и лебеди ему не пара.
    26. Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц.
    27. Легким аргишом-обозом больше груза вывозят.
    28. Семье, где работящий муж, нечего бояться зимних стуж.

Пословицы и поговорки эвенков

Это краткие и мудрые изречения, вошедшие в оборот разговорной речи. Этот жанр устного народного творчества имеет древнее происхождение. Но и меткие выражения и идиомы (устойчивые словосочетания) часто относят к пословицам и поговоркам. Если приметы и поговорки эвенкийского происхождения, то пословицы эвенки в основном заимствовали у русских.

Эвенки хорошо знали особенности природы. Это вырабатывалось веками и переходило из поколения в поколение. Некоторые приметы перешли в поговорки. Условно приметы можно разделить на две группы. К первой группе относятся приметы, касающиеся окружающего мира, природных условий, повадок животных. Например: «Сильный весенний ветер помогает таять льду». «В глубоком снегу не замерзнешь никогда». «Собачьи шкуры самые теплые». «Мошки в тесную одежду набирается больше». «Самое слабое место у медведя — лоб». «Перед дождем комары очень сильно кусаются». «Когда появляется больше соболя, белка исчезает».

Вторая группа примет связана с суевериями. Например: «Не клади рядом щуку с осетром, плохо будет: дети умрут». «Не садись за пустой стол: не будешь богатым». «Если выпал зуб у человека в ночное время, на стойбище покойник будет». В этих приметах просматриваются отголоски мировоззрения эвенков: вера в духов, почитание некоторых животных, страх перед отдельными явлениями природы, неумение объяснять причины болезни человека, страх перед эпидемией оленей.

Пословицы и поговорки эвенков можно разделить на следующие группы:

      1. О труде, трудолюбивых и лентяях..
      2. О дружбе и коллективизме.
      3. О подвиге, отваге, трусости.
      4. О правде и лжи.
      5. O мудрости и глупости.
      6. О больших городах.
      7. О шаманах.
      8. О мире.

Больше всего пословиц и поговорок о труде. Они направлены против лодырей, которые, прикрываясь ниматом (древний обычай раздавать мясо убитого оленя нуждающимся), пользовались этим.

Если не будешь работать — не будешь хлеб есть.

Есть ты мастер, а работать нет.

Не тот хорош, кто красивый, а тот хорош, кто в работе хорош.

В повседневной разговорной речи эвенков очень много выражений, осуждающих глупцов, болтунов, восхваляются умные, честные и порядочные люди:

Ума нет, не проживешь.

От тундры до Москвы одна кочевка.

Некоторые пословицы и поговорки напоминают стихотворения.

Приметы

Перед дождем травой пахнет.

Собака траву ест — дождь будет.

Волк огня боится.

Когда дым из чума к земле идет, мороза не будет.

Устав, не ложись на снег — замерзнешь.

Идя по дороге, не бросай в реку камушки — плохо будет, дети умрут.

Никогда не клади в костер кедровых дров — будут болеть у оленей глаза и ноги.

Пословицы и поговорки

Одна мысль хороша, а две лучше.

Ума нет — не проживешь.

Меньше языком болтай — больше работай.

Труд труженика боится.

Есть ты мастер, а работать нет.

Пословицы и поговорки нганасан

Нганасанскнс пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. Они содержат мораль, выработанную многими поколениями.

Пословица — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какие-либо жизненные явления. В отличие от пословицы поговорка лишена обобшающе-положительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а даёт ему выразительную эмоциональную оценку.

Нганасанские пословицы и поговорки очень разнообразны по содержанию. Они учат молодое поколение, как приспособиться к холоду, как уберечь тепло в жилище, как выжить в пургу. Как и в любом фольклоре, в нганасанских пословицах и поговорках выступает конфликт между добром и злом, между холодом и теплом. На севере, у малочисленных народностей, в почете всегда были труд и труженик. Этой теме посвящено большое количество пословиц и поговорок. Нганасанские пословицы высмеивают человеческие пороки: лень, зависть:

      1. На добыче оленей сгодится всякое из умений: быстрый — будь загонщиком, а сильный — покольщиком.
      2. Старикам внучат к делу нужно приучать.
      3. Кто часто меняет решения, не заслужил уважения.
      4. В глаза — прямой, как стрела, a за глаза — изменчивый, как смола.
      5. Перед старшим не сиди, младший к старшему подойди.
      6. Настоящий парень тот, кто быстрей оленя пробежит и соперника любого закружит.
      7. Огонь в чуме затрещал, гостей пообещал.
      8. Тому почет от нганасан, кто дальше бросит аркан.
      9. Только для простака нет у дерева языка.
      10. Настоящий нганасанин, кто поставит чум и сладит сани.
      11. Бойся гнева огня, он все знает про тебя.
      12. Человека, умеющего мудрое слово сказать, у нганасан назовут «бооза».
      13. Если жадный бедного обирает, то и своё богатство потеряет.
      14. Теплей у очагов товарищей, чем у врагов на пожарище.
      15. Слово — тот же нож без ножен: будь с ним осторожен.
      16. Рукам, что не любят трудиться, не согреться и в рукавицах.
      17. Кто отцу и матери помогает, тот быстрее подрастает.
      18. Будешь других пугать, как бы самому не пришлось убегать.
      19. Не та одежда теплее, которая грубее, а та, где длиннее.
      20. Обидишь ребенка, старуху, мать — можешь на жизнь захромать.
      21. С соседом враждовать — одна тоска: лук из рук не будешь выпускать.
      22. Солнцу надо поклониться: и когда впервые покажется и когда оно садится.
      23. После рождения ребенка забей для гостей телёнка.
      24. После смерти отца наследство может принять младший брат.
      25. Тому юноше женатым быть, кто длинного оленя может добыть.
      26. Сбываются плохие сны, когда и облака, и снег красны.
      27. Послушай, что скажут три старика: убедишься, что беда твоя не так уж велика.
      28. Умный на обиду не подает виду,
      29. Тот законы тундры изведал, кто поле украсил зубами волка и медведя.
      30. На севере принято май называть: «месяц появления телят».
      31. Все схватит ум, как нюк — весь чум.

Пословицы и поговорки ненцев

Пословицами мы называем краткие народные изречения, имеющие буквальное и переносное значение. Люди vпотребляет их почти так же легко и непринуждённо, как слова собственной речи. Но пословицы и поговорки — не просто слова или разумные фразы, или верные жизненные наблюдения. Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно нас pадует не только метким наблюдением, но и тем, как красиво это выражение. Пословицы хорошо запоминаются. Как и русские пословицы и поговорки, ненецкие делятся по тематике.

Большинство ненецких пословиц и поговорок посвящены оленю, который даёт им всё: пищу, жилище, одежду.

Олень за ягелем бежит быстрее, чем от хорея.

Оленю лучшая мерка — в дороге проверка.

О человеке складывается мнение по его упряжке оленей.

Есть пословицы, прославляющие трудолюбивого человека.

Его сильные руки не сдвинешь и упряжкой, даже если упереться о колоду листвяжную.

Ленивый человек как рыба, плывущая по течению.

Много у ненцев пословиц, высмеивающих человеческую тупость, болтливость, неряшество:

У него мозги, как у рыбьей мелюзги

У него в голове не мозг, а мох.

Кто неряха, тому не уберечься от мух.

Ненецкие пословицы отражают суровую природу севера. Например: «Из-за пурги не видно вытянутой руки», «Снег тает и хлопьями садится, что каждая снежинка, как птица».

Ненецкие пословицы отличаются от повседневной разговорной речи особым складом, ритмом. Обычно они рифмуются.:»Работящий вечером рубит дрова, а ленивый оставляет до утра«, или «Человек, у которого мало ума, похож на птенца».

Нужно научиться отличать пословицу от поговорки. Поговорка имеет узкий, конкретный смысл, пословица — более широкий. Пословица — законченное суждение, а поговорка — приговорка. Пословица — двухчленное изречение, а поговорка — одночленная фраза, точнее — пословица — сложноподчиненное предложение, поговорка — простое.

Например, поговорки: «Его в детстве за кочи раскачивают», «Любая беда в памяти остается навсегда».

Душа ленивого желает, и ничего не имеет…


Библейская мудрость

Притчи 13:4 – «Душа ленивого желает, и ничего не имеет; а душа прилежного обогатится».

от доктора Билла Эдгара, бывшего председателя Совета попечителей Женевского колледжа, бывшего президента Женевского колледжа и многолетнего пастора Реформатской пресвитерианской церкви Северной Америки (RPNCA)

Ленивый человек желает того же, что и трудолюбивые люди: дом, еда, каникулы, деньги на колледж и пенсию. Но желания ленивого человека остаются неудовлетворенными, а усердный обретает богатство.

Сегодня невежливо описывать людей как ленивых, не говоря уже о том, что лень ведет к бедности, но в Притчах мир именно таким. Соломон знает, что угнетение, плохое здоровье и отсутствие возможностей играют определенную роль в том, что некоторые имеют мало, и есть много нечестно добытых доходов. Но главная проблема в том, чтобы хотеть и иметь, а не хотеть и не иметь, — это тяжелая работа и лень. Скрывать этот факт от бедняков снисходительно и бесчеловечно.

Лень во времена Соломона описывала фермеров, которые оправдывались тем, что не обрабатывали свои поля. «Кто смотрит на ветер, тот не будет сеять, и кто смотрит на облака, тот не будет пожинать» (Екклесиаст 11:4). Подойдет любое оправдание. Ленивый человек говорит: «Лев на улице (Притчи 26:13)». Лень сегодня особенно проявляется в лености ума. Что касается «задач со словами», то отношение моих учеников по алгебре было таким: «Я сделаю 50 практических задач, я сделаю 100, но, пожалуйста, мистер Эдгар, о, пожалуйста, не заставляйте меня решать задачи и надо подумать». Ленивец начинает работу, но не заканчивает. Он работает только рывками, когда ему хочется. Он может не утруждать себя общением с коллегами, еще один вид лени. Некоторые просто не ходят на работу регулярно. И удивительно: «Ленивый в своих глазах мудрее семерых, отвечающих разумно» (Притчи 26:16)».

Существует академический надомный бизнес, посвященный объяснению (и оправданию) ленивых людей: они живут в обществе, где такие люди, как они, не получали вознаграждения за свою работу в прошлом; их «социальный капитал» низок; у них другие «ценности», чем у общества в целом. Большая ошибка объяснителей состоит в том, что они думают, что лень нуждается в объяснении, но лень — это вполне нормально. Лень характерна для многих цивилизаций, например, для тех, где хозяева заставляли рабов выполнять работу. Возможно, именно поэтому Церковь в основанной на рабстве Римской империи постоянно учила добродетели трудолюбия. Вот Павел, разговаривающий с ефесскими старейшинами: «Вы сами знаете, что руки сии служили в нуждах моих и бывших со мною. Во всем я показал вам, что, усердно трудясь таким образом, мы должны помогать слабым и помнить слова Господа Иисуса, как Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:34-35). )’». Трудолюбие, а не лень, вот что нужно объяснять.

В глубине души ленивый человек восстает против Божьего проклятия на работе. Мы трудимся в поте лица, сорняки всегда мешают, работаем редко «на выживание», часто нудно. Работа есть работа! Но тот, кто подчиняется ее требованиям, обычно увидит, что его желания исполняются, как учит пословица. Не так для ленивого человека.

Научитесь влиять на мир в Женевском колледже

Вас волнует перспектива повлиять на мир? Хотите ли вы карьеру, которая позволит вам использовать данные вам Богом таланты, чтобы изменить свою жизнь, свое общество и мир вокруг вас? Если да, вам следует узнать больше о программе изучения Библии в Женеве.

 

Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами по телефону 855-979-5563 или по электронной почте web@geneva. edu. Будьте готовы оставить свой след в этом мире.

Что такое пословица?

Когда вы открываете книгу Притчей и читаете первую строку «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского» (1:1), вы ожидаете, что начнете читать притчи — короткие, умные изречения, которые бьют ключом и предложить вам некоторую мудрость о хорошей жизни. Но это не то, что вы получаете. Вместо этого вы получаете десять длинных связных речей отца к сыну, переплетенных с четырьмя стихотворениями из «Леди Мудрости» человечеству. Только в главе 10, когда заголовок повторяется, вы начинаете читать сами притчи.

Эта структура кажется немного странной. Почему сборник «Притчей Соломона» начинается тщательно продуманным введением (девять глав!), принципиально отличным от остальной части книги? Что тут происходит?

Религиозный авторитет в литературе мудрости

Чтобы понять Притчи 1-9 и то, как они настраивают вас на чтение остальной части книги, нам нужно сначала рассмотреть основу религиозного авторитета в литературе мудрости. Она интригующе отличается от других частей Библии. Пословицы существуют почти во всех человеческих культурах, и они, как правило, передаются нам от предыдущих поколений. По определению, пословицы исходят от мудрых, вдумчивых людей, которые обобщили свои наблюдения о жизни в короткие умные изречения, соответствующие нашему собственному жизненному опыту. Многие люди обращали внимание на то, как устроена жизнь, и на причинно-следственные связи, вытекающие из наших повседневных решений. В этом смысле пословицы исходят от предыдущих поколений, которые передают свою мудрость. Проще говоря, пословицы обладают авторитетом человеческой мудрости, основанной на человеческих наблюдениях. И целая книга Библии состоит из такой мудрости.

Это отличается от Торы или книг пророков. Закон, данный Моисеем на горе Синай, является открытой волей Бога для Израиля. Здесь вы получаете заповеди «ты должен» и «не должен», которые исходят непосредственно от Бога. Это божественная, заветная власть. Пророки также говорят с таким авторитетом. Но вместо того, чтобы давать заповеди, написанные рукой Бога, они передают слова, мысли и намерения Бога в манере «так говорит Господь», что является обычной фразой в пророческой литературе. Дело в том, что ясно, что и закон, и пророки получают свою религиозную власть от Бога.

Для сравнения, основа авторитета литературы мудрости заметно отличается. Вместо того, чтобы Бог обращался к Израилю, вы слышите, как папа говорит своему сыну:

«Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».

Притчи 1:8

В общем, слушай маму и папу. Раньше Бог говорил «сделаешь» и «не сделаешь» на горе Синай и «так говорит Господь» через Иеремию или Исайю. И вдруг мы «слушаем своих родителей» через серию речей между отцом и сыном. Это кажется таким… человечным! И это! Такова природа власти в Притчах. Это человеческая мудрость — наблюдения о жизни от людей старше и мудрее, которыми они делятся с молодым поколением.

Значит, если это основа его религиозного авторитета, значит ли это, что это всего лишь человеческая мудрость?

Человеческая мудрость, возведенная в божественный статус

Книга Притчей — это не просто человеческая мудрость. Это божественная мудрость. Или, если быть более точным, через человеческую мудрость открывается собственная Божья мудрость. Вот тут и вступает в игру длинное вступление из девяти глав. Утверждение Притчей 1–9 состоит в том, что мудрость, которую вы прочитаете в Притчах 10–31, — это не просто человеческая мудрость, это божественная мудрость. Цель этих вводных глав — помочь вам увидеть, что слова Бога, обращенные к Его народу, пришли через человеческие слова старейшин.

Рассмотрим переплетение десяти речей отца и сына и четырех стихотворений «Госпожа Мудрость» в Притчах 1-9.

Во-первых, давайте подумаем о десяти речах от отца к сыну. Вы можете найти их в Притчах 1:8-19, 2:1-22, 3:1-12, 3:21-35, 4:1-9, 4:10-19, 4:20-27, 5: 1-23, 6:20-35 и 7:1-27. Все десять речей от отца к сыну следуют одной и той же схеме:

  1. увещевание
  2. урок
  3. вывод

Папа увещевает сына слушать его, писать его заповеди на сердце и делать все, что в его силах, чтобы не оставлять их. Затем отец предлагает урок о добродетели, мудрости или честности, который он хочет, чтобы его сын узнал.

Наконец, всегда есть заключительная фраза о том, как мудрость сохранит вашу безопасность и даст вам жизнь с избытком. Есть десять таких речей, исходящих явно от отца (иногда представляющих как маму, так и папу), которые предлагают человеческую мудрость.

Но в десять речей человеческой мудрости, передаваемых от отца к сыну, вплетены четыре стихотворения из «Госпожи Мудрости», которая символизирует совершенную и трансцендентную вселенскую мудрость (см. Притчи 1:20–33, 3:13–20, 8:1). -36 и 9:1-18). Премудрость, олицетворенная дамой, взывает ко всему человечеству от имени самого Бога, призывая жить ею и слушать ее.

В Притчах 8 она утверждает, что она подобна вечному принципу вселенной, потому что она была принципом, с помощью которого Бог создал моральную вселенную. Бог использовал мудрость, чтобы построить физическую и моральную ткань творения. Поэтому всякий раз, когда люди получают доступ к этой мудрости и живут ею, они живут по божественному принципу или божественному слову. Таким образом, стихи «Госпожа Мудрость» возвышают человеческую мудрость старейшин до статуса небесной мудрости, предлагая вам фильтр, через который можно прочитать остальную часть книги. Как будто четыре стихотворения «Госпожа Мудрость» комментируют речи отца и сына, говоря: «Дорогой читатель, понимаешь ли ты, что, когда ты слушаешь мудрость своих старших, ты слышишь трансцендентную, божественную мудрость о том, как жить? в Божьем хорошем мире?»

Слияние двух голосов

Когда вы оцените переплетение этих двух голосов (человеческого голоса отца и трансцендентного голоса «Госпожи Мудрости»), вы заряжены и готовы читать мудрость старцев в главах 10-29 как Писание. В своей книге Притчи 1-9 Майкл Фокс справедливо утверждает:

«Мы носим с собой этот образ Госпожи Мудрости, когда мы входим в сборники пословиц, содержащих мудрость Соломона и других древних мудрецов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *