Пословица мудрость народа: Пословица мудрость народная | Инфошкола
Пословицы – мудрость народа — GORSKIE.ru
В течение многих тысячелетий человечество развивало культуру в поисках способов существования на фоне материальных и духовных требований жизни. Культура как наука утверждает, что цивилизация представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может существовать. Она охватывает такие реалии жизни, как искусство, литературу, религию, этику, традиции, законы, восприятие людей, живущих в определенных рамках. Невозможно серьезно относиться к культуре, не включая в нее такие компоненты, как общество, семью, образование, язык, связь, не рассматривая её как составную часть этой сферы.
В отношении израильского общества можно сказать, что оно многокультурно. Оно уникально и вмещает в себя богатую культуру различных народов. Сегодня, оценив это сокровище в стране, общество старается обращаться к репатриантам не как к проблеме, а как к носителям новой этнической культуры, дополняющей богатую и многоцветную гамму общееврейской культуры, в том числе и культуру горских евреев.
Как уже сказано, литература – неотъемлемая часть культуры, а фольклор является основной частью литературы.
Фольклор — это народное творчество, чаще всего устное. Эта художественная коллективная творческая деятельность народа отражает его жизнь, воззрения, идеалы, принципы и бытует в народе в разных аспектах творчества. Фольклор – это народная мудрость, которая выражается очень четко, ярко, лаконично и своевременно определяет данную ситуацию. Пословицы – одна из ветвей фольклора, которая определяется как малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое ритмизированное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод с дидактическим уклоном. Пословицы создаются благодаря жизненным наблюдениям и в художественной форме выражают исторический опыт народа. Они не имеют отношения к времени. Древние пословицы и сегодня не теряют свою актуальность. Пословицу еще определяют как метафорический жанр фольклора,
Кроме метафорического значения пословицы имеют и огромное дидактическое влияние на слушателя. Это явление можно объяснить ценностями и нормами жизни членов общины горских евреев. Пословицы создаются определенным человеком, но со временем становятся общенародной ценностью, выражают тенденции, стремления, надежды народа к лучшему будущему. Это происходит при определенных географических условиях и исторических событиях. В обществе горских евреев такие укоренившиеся ценности, как вера, самоуважение, уважение к старшему, роль мужчины и женщины, взаимоотношения в семье и
отношения к ребенку:
— ребенок слаще меда: џəyil əz џəsəl şirini
— каков отец, таков и сын: dor ə sər kük xüşdə voromorə
— ребенок – зеркало семьи: џəyil guzgi xunəyi
— птица известна своей песней: mozəlməndə çüçə əz qəd xoyə çiv zərə
воспитания:
— вырос, а ума не вынес: buyü duraz biri əqülü xər mundi
— в одно ухо вошло, в другое вышло: əz yə güş darafdi, əz unigə vədarafdə
— горбатого могила исправит: guzbələ govrə duz misoxu
— в тихом омуте черти водятся: zirzimini əz zir zimi ov bərdə
— в чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем: əz cüm xəlq muyə gəşdə, ə cüm xüşdə pərdürə nəs dirə
— за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь: dü qərpüzə ə yə dəs nəs gürdənüt
взаимодействия и взаимоотношений:
— дитя не плачет – мать не разумеет: џəyil nə girisdə dədəy urə nənə nəs dorə
— все тайное со временем становится явным: xənçərə ə cuvol ni dorut — surə cül ruz ziyodtə nibu pəħənü soxdə
— не рой другому яму – сам в нее попадешь: əri kəs col vəkəndəgor ə vəkəndə col xüşdə ofdorə
— маленькие детки спать не дают, а от больших и сам не уснешь: cüklərə cüklə dərdi kələrə kələ dərd
— правда в огне не горит и в воде не тонет: duzi ə qəd ov buqmiş nəs birə, ə qəd ataş nəs suxdə
— где дурак потерял, там умный нашел: xər vür misoxu,əqülmənd miyofu
— два медведя в одной берлоге не живут: sər dü quc ə yə qəzqu ni düşü
— дерево познаётся по плоду: dorə əz dorə məyvəyü şinoxdənüt
— друг познается в беде: dust ə cətini vədi birə
— всякой матери свое дитя мило: əri hər dədəy balayü şirini
— время лечит: vəxt ən xubə dərmuni
— делу – время, потехе – час: korə varas rəџət gəşt
— рыба с головы гниет: çəџ əz sər buy gürdə
— копейка рубль бережет: pul kəpik-kəpik kurə birə
— вода по капле и камень точит: ov domçi-domçi sənqə sula soxdə
— куй железо, пока горячо: hər korə vəxtüni
— на воре и шапка горит: düzd ə pəsəy xüşdə midənişü
— на языке – мед, а на сердце – лед: zuhunu şirin џəməlü bəd
— не руби сук, на котором сидишь: ə ov xurdəniho biloq tuf mə şən
— по одежке протягивай ножки: ə lüħüft ü dəniş poy türə kəş
Такие и иные примеры могут служить правильному описанию множества различных жизненных ситуаций. В отношении воспитания детей очень важную роль играет способность правильно понимать суть пословицы и уметь интерпретировать ее. (Это особое искусство, человек должен уметь пользоваться им). Кроме того, уважаемые люди общества и старейшины пользуются пословицами, дабы внушать человеку приемлемые народом ценности и нормы, умение слушать и уважать старшего. Например: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» («Дю гэрпузэ э йэ дэс ни имбу гюрдэ»).
Умелый родитель, педагог или аксакал может внушать человеку терпение, умение рассматривать ситуацию глубоко, всесторонне, обдуманно, искать решения своевременно, одним словом, концентрироваться, и это есть воспитательный процесс. К этому же примеру можно относиться иначе: человек, имеющий проблему, не сосредоточен, он нервничает, не может найти себе места, подавленный, нуждается в помощи. Опять-таки, те же авторитетные лица могут помочь, внушая ему терпение и понимание сути проблемы, побуждая искать оптимальные варианты её решения.
Так члены нашей общины помогали друг другу и в радости и в беде. С начала репатриации в Израиль некоторые члены общины выражали разочарование или даже гнев против незнакомых правил новой жизни. Но, как пословица гласит, время лечит: с годами человек привыкает и адаптируется, появляются новые фольклорные произведения, в том числе пословицы. Пока народ жив, жива и его мудрость!
Батсион Абрамова
Газета «Новый Рубеж» №130
Другие материалы в этой категории: « Тетя Света рассказывает о кухне горских евреев Дагестанские ковры с еврейским колоритом от Алёны Рахмиловой »
Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении. Употребите, где нужно, тире. 1. Пословица
Аполинара Аполинара
1. Пословица — подл, мудрость — сказуемое
3. Язык — подл, стрела — сказ
4. Дружба — подл — искренность — сказ
5. Зима — подл, непомеха — сказ
6. долг — подл, защищать — сказ
7. погода — подл, прекрасна — сказ
8. я — подл, слуга — подл,
9 говорить — подл, тратить — сказ
10 площадь — подл, двести — сказ
Наверно так
Новые вопросы в Русский язык
(1) Шевельнул Пал Турам своим сметливым мизинцем, как тут же, на самом Нижнем Небе, загрохотал гром, и помчались, размахивая своими огненными саблями, … по необъятным небесным далям всадники на белогривых конях. (2)На тысячи кусков они кромсали тучи, но огонь не загорался. (3)Тогда всадники приложили к своим звенящим тетивам упругих луков огненные стрелы, и со свистом полетели они на землю.(4)И тут же в бесчисленных рукавах и подолах дремучих •хвойных и лиственных лесов вспыхнули невиданные бушующие языки огня, которые мгновенно постригали ветви высоких и низких деревьев, и те, обугленные и почерневшие, ослабевшие и обречённые, падали на землю.
(1) Шевельнул Пал Турам своим сметливым мизинцем, как тут же, на самом Нижнем Небе, загрохотал гром, и помчались, размахивая своими огненными саблями, … по необъятным небесным далям всадники на белогривых конях. (2)На тысячи кусков они кромсали тучи, но огонь не загорался. (3)Тогда всадники приложили к своим звенящим тетивам упругих луков огненные стрелы, и со свистом полетели они на землю.(4)И тут же в бесчисленных рукавах и подолах дремучих •хвойных и лиственных лесов вспыхнули невиданные бушующие языки огня, которые мгновенно постригали ветви высоких и низких деревьев, и те, обугленные и почерневшие, ослабевшие и обречённые, падали на землю.(5) Горячей золой и пеплом, раздуваемой ветром, покрывалась зелёная земля.
(1) Шевельнул Пал Турам своим сметливым мизинцем, как тут же, на самомНижнем Небе, загрохотал гром, и помчались, размахивая своими огненными саблями, … по необъятным небесным далям всадники на белогривых конях. (2)На тысячи кусков они кромсали тучи, но огонь не загорался. (3)Тогда всадники приложили к своим звенящим тетивам упругих луков огненные стрелы, и со свистом полетели они на землю.(4)И тут же в бесчисленных рукавах и подолах дремучих•хвойных илиственных лесов вспыхнули невиданные бушующие языки огня, которые мгновенно постригали ветви высоких и низких деревьев, и те, обугленные и почерневшие, ослабевшие и обречённые, падали на землю.(5) Горячей золой и пеплом, раздуваемой ветром, покрывалась зелёная земля.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, СРОЧНО. будет еще два вопроса с этим же текстом, за каждый ответ дам по 20 баллов!!!!
!!!ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!Установите соответствие между предложениями и ошибками.А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотомБ) ошибк … а в построении предложения с однородными членамиВ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемГ) нарушение связи между подлежащим и сказуемымД) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом1) Революция в науке началась благодаря появления новых статистических методов. 2) В. Набоков часто рассказывал о шахматных композициях в своих литературных произведениях, прежде всего в романе «Даре» и мемуарной книге «Других берегах».3) Готовясь к экзаменам, мы не один день провели в читальном зале библиотеки.4) Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога, возникло желание увидеть всё собственными глазами.5) Литота -приём внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся её закономерной разновидностью.6) Фестиваль детских театров, который прошёл в конце прошлого сезона, стал настоящим праздником.7) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.8) Сергей рассказывал о своём любимом романе — о «Степном волке» Германа Гессе.9) Музеи городов должны не только сохранять квартиры великих людей, но и простых людей.
Предыдущий Следующий32 библейских стиха о мудрости
Используйте эти 32 библейских стиха о мудрости, чтобы с помощью Слова Божьего направлять свой путь, обретая больше знаний, понимания, терпения и радости.
Мудрость приходит с опытом. Становясь старше, мы узнаем из прошлого опыта, что делать, а чего не делать. Но мудрость — это не только то, что приходит с возрастом.
Даже самые маленькие могут расти в мудрости каждый день. Один ребенок, потянувшийся к горячей плите, быстро научится больше так не делать. Но другой может не так быстро учиться и может столкнуться с несколькими волдырями, прежде чем решит держаться подальше.
Мудрость — это не только то, что мы приобретаем с опытом. Мудрость заключается в том, чтобы использовать наше понимание .
Когда мы что-то понимаем, это часто связано с нашими знаниями.
- Я знаю что печка горячая.
- Я знаю что что-то такое горячее обязательно причинит мне боль.
- Мудрость приходит, когда я использую свое понимание или мой опыт обращения с этой горячей плитой и решаю не прикасаться к ней.
Мудрость очень ценна, и Библия часто упоминает о ней. Писание говорит нам, что мудрость дороже золота. Другими словами, мудрость имеет большее значение , чем богатство.
Книгу Притчей часто называют книгой мудрости. Мудрость — ключевое слово в этой книге Библии.
Мудрость определяется как «способность жить умело». Между мудрым и глупым делается много контрастов. Мы видим стабильность и успех мудрых по сравнению с вредом и колебаниями, которые испытывают глупцы из-за недостатка мудрости.
Я поделюсь 32 различными библейскими стихами о мудрости, но прежде чем мы доберемся до них, я считаю важным поделиться некоторыми из самых основ библейского определения мудрости.
Эти 5 библейских стихов о мудрости дают нам основу для поиска библейской мудрости.
Все стихи из Библии взяты из Новой международной версии (NIV).
5 ключевых библейских стихов о мудрости (еще 32 ниже!)1. Притчи 1:7
«Начало мудрости – страх Господень, но глупцы презирают мудрость и наставление».
Притчи 1:7
Во введении к книге Притчей Соломон делает потрясающее заявление. Он дает нам краеугольный камень всей книги мудрости.
Истинная мудрость, библейская мудрость , а не мудрость мира, заключается в одном этом стихе. Страх Господень есть начало мудрости или понимания , как это употребляется в некоторых переводах.
Слово «страх» не означает чувство страха или ужаса, которое отталкивает человека. Вместо этого он относится к благоговению или уважению. Это «страх» или уважение, которые заставляют подчиняться и уважать.
Писание говорит нам, что истинная мудрость не может существовать без благоговения перед Богом. Многие люди могут быть разумными, но истинная библейская мудрость предназначена только для тех, кто благоговейно боится Бога.
2. Джеймс 1:5
«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся вам».
Иакова 1:5
Мудрость — это не то, что Бог дает только некоторым людям, которые боятся Его. Это то, чего Он желает для всего Своего народа. Хотя некоторые могут обладать большей мудростью или пониманием, чем другие, а некоторые могут даже обладать духовным даром мудрости, каждый рожденный свыше верующий может стремиться к этому.
Джеймс прямо говорит: если вам не хватает мудрости, попросите Бога дать ее вам. Мы все можем расти в мудрости. Это то, что мы никогда не сможем исчерпать.
Благодаря нашим отношениям с Богом мы можем с уверенностью приходить к Нему, прося Его даровать нам мудрость и вести нас по пути понимания.
Он не скуп. Он дает щедро. Вам просто нужно спросить.
3. Притчи 2:6
«Ибо Господь дает мудрость; из уст его исходит знание и разум».
Притчи 2:6
Из Притчей 9:10 мы узнали, что истинная мудрость начинается с благоговения перед Богом. Продолжая наше хождение с Господом, мы окажемся во многих ситуациях, когда наше собственное понимание будет недостаточным. В таких ситуациях важно помнить, что Он — источник мудрости.
Мы знаем из Иакова 1:15, что Он дает нам мудрость, когда мы просим Его. Это потому, что Он не только обладает всей мудростью, но и является воплощением мудрости. Почему важно знать это о Боге?
Потому что, когда мы не понимаем или не можем разобраться в ситуации, мы можем полагаться на тот факт, что Он знает, что Он делает, и мы можем доверять Его мыслям и путям.
4. 1 Коринфянам 3:18
«Не обманывайте себя. Если кто-то из вас думает, что он мудр по меркам века сего, то вам следует стать «безумными», чтобы стать мудрыми».
1 Коринфянам 3:18
Читая Притчи, вы быстро заметите параллели между мудрым и глупым. У мира есть свое представление о том, как выглядит мудрость, и свои стандарты.
Когда мы придерживаемся мировых стандартов и считаем себя мудрыми в соответствии с этими стандартами, мы обманываем себя.
Когда речь идет о том, чтобы стать глупцами, речь идет о том, что, когда мы сравниваем себя с мирскими стандартами, нас скорее следует считать глупыми в соответствии с этими стандартами, чтобы мы могли быть мудрыми в Его Царстве.
Мир и Царство Божие работают на двух очень разных мировоззрениях. Мы не можем следовать обоим.
5. Притчи 17:28
«Даже глупцы считаются мудрыми, если молчат, и проницательными, если молчат».
Притчи 17:28
Это место Писания о мудрости говорит само за себя.
Иногда самое мудрое, что мы можем сделать, время от времени промолчать, или, точнее, знать, когда промолчать. Даже тот, кто глуп, считается мудрым, если он молчит в нужное время.
Это лишь некоторые из множества библейских стихов о мудрости.
Вот еще 32 библейских стиха, которые вы можете прочитать или изучить на важнейшую тему мудрости.
32 библейских стиха о мудрости – Что такое мудрость в Библии?Так много библейских стихов о мудрости сводят некоторые из наших самых больших вопросов к очень простым ответам.
Иакова 1:5 – Не хватает мудрости? Спроси Бога.
«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся вам».
Иакова 1:5
Что вы делаете, если хотите обрести мудрость?
Просите об этом Бога.
2. Притчи 1:7 – Начало мудрости – страх Господень
«Начало мудрости – страх Господень, но глупцы презирают мудрость и наставление».
Притчи 1:7
С чего вообще начать, если хочешь быть мудрым?
Бойтесь Господа (благоговейте перед Ним).
3. Притчи 19:8 – Мудрость увеличивает радость и удовлетворение
«Тот, кто обретает мудрость, любит жизнь; тот, кто лелеет разум, скоро преуспеет».
Притчи 19:8
Хочешь быть мудрым?
Цените свое понимание.
4. Притчи 16:16 – Мудрость лучше денег
«Насколько лучше получить мудрость, чем золото, получить проницательность, а не серебро!»
Притчи 16:16
Ценность мудрости намного выше, чем даже самая ценная из вещи .
5. Ефесянам 5:15-16 – Используйте любую возможность
«Тогда будь очень осторожен в том, как ты живешь — не как неразумный, а как мудрый, используя все возможности, потому что дни злы».
.Это то, что нужно регулярно внедрять в образ жизни и все решения, которые вы принимаете.
6. Притчи 13:10 – Мудрые люди прислушиваются к советам
«Где раздоры, там и гордыня, а в советующихся — мудрость».
Притчи 13:10Мудрые люди прислушиваются к советам. Существует непредубежденность с необходимым фильтром, связанная с мудростью, которая требует хорошей меры смирения (здесь вы можете прочитать библейские стихи о смирении).
7. Притчи 2:6 – Господь дает мудрость
«Ибо Господь дает мудрость; из уст его исходит знание и разум».
Притчи 2:6Откуда берется мудрость?
Господь.
Прочтите Его Слово. Ищите Его в молитве. Находите время, чтобы задавать Ему вопросы, молчите и слушайте Его ответы.
8. Исаия 55:8 – Пути Господа – не наши пути
«Ибо Мои мысли — не ваши мысли, и ваши пути — не Мои пути», — говорит Господь.
Исайя 55:8Мудрость исходит от Господа, и поэтому нам нужно оставить место для того, чтобы Бог был намного больше, чем то, что мы можем понять.
9. Притчи 13:20 – Общайтесь с мудрыми людьми, чтобы стать мудрее
«Общайся с мудрыми и стань мудрым, ибо товарищ глупых терпит вред».
Притчи 13:20Как упоминалось ранее, мудрые люди принимают советы от других. И они также делают жизнь с другими мудрыми людьми, делая их достойными советчиками.
10. Римлянам 11:33 – Мудрость и знание невероятно ценны
«О, бездна богатства премудрости и ведения Божия! Как неисследимы его суды и как неисследимы его пути!»
Римлянам 11:33Этот стих является еще одним напоминанием о великой ценности мудрости в Библии.
11. 1 Коринфянам 3:18 – Будь смирен в своей мудрости
«Не обманывайте себя. Если кто-то из вас думает, что он мудр по меркам века сего, то вам следует стать «безумными», чтобы стать мудрыми».
1 Коринфянам 3:18Вот еще одно напоминание о том, что истинно мудрые люди также смиренны. Могут быть люди, которых называют мудрыми по меркам нашей современной культуры, но, поскольку мудрость исходит от Господа, если Он не является их источником, их «мудрость» — просто глупость.
12. Притчи 3:13 – Мудрость – это благословение
«Блаженны обретшие мудрость, обретшие разумение».
Притчи 3:13Ищите у Господа мудрости и благословений – какой подарок!
13. Исаия 28:29 – Божья мудрость великолепна
«Все это также исходит от Господа Всемогущего, чей план чудесен, чья мудрость величественна».
Исаия 28:29Божья мудрость величественна, то есть впечатляюща, поразительна и превосходна.
14. Притчи 9:10 – Мудрость начинается со страха Господня
«Начало мудрости – страх Господень, и разумение – познание Святаго».
Притчи 9:10Еще одно напоминание о том, откуда берется мудрость – страх или благоговение перед Господом есть начало.
15. Иакова 3:17 – Чистая мудрость приходит с небес
«Но мудрость, исходящая с небес, прежде всего чиста; затем миролюбивый, внимательный, покорный, полный милосердия и добрых плодов, беспристрастный и искренний».
Иакова 3:17Черты, перечисленные в этом библейском стихе о мудрости, удивительны:
- чистота
- миролюбивый
- внимательный
- покорный
- полный милосердия
- полный хороших фруктов
- беспристрастный
- искренне.
Неудивительно, что мудрость может исходить только от Господа! Это целый список, выходящий далеко за рамки одних только знаний.
16. Притчи 4:11 – Господь ведет тебя путями мудрости
«Я учу вас пути мудрости и веду вас прямыми путями».
Притчи 4:11Я думаю, что многие из нас ищут мудрости, потому что ищут Божьего руководства в своей жизни (если это так, вам также может понравиться чтение «25 библейских стихов о различении» и «20 библейских стихов о новых начинаниях»).
Именно в этом нас убеждает этот стих – Бог поведет вас прямыми путями, когда вы ищете Его мудрости.
17. Колоссянам 4:5-6 – Будьте мудры в своих действиях и словах
«Будь мудр в поведении посторонних; максимально использовать каждую возможность. Разговор твой да будет всегда благодатным, приправленным солью, чтобы ты умел отвечать каждому».
Колоссянам 4:5-6Этот библейский стих о мудрости снова говорит о том, что речь идет не только о том, чтобы быть мудрым в своих мыслях . Речь идет о том, чтобы быть мудрым в своих действиях .
18. Притчи 15:33 – Бойтесь Господа
«Наставление мудрости — бояться Господа, и смирение предшествует славе».
Притчи 15:33Вы заметили тенденцию? Мудрость и страх Господень так часто связаны в Писании.
19. Иакова 3:13 – Проявляйте мудрость в своих действиях
«Кто из вас мудр и разумен? Пусть они покажут это своей доброй жизнью, делами, совершаемыми в смирении, происходящем от мудрости».
Иакова 3:13Ищете доказательство мудрости в себе или в окружающих? Ищите плод в их жизни, смирение является важным свидетельством мудрости.
20. Притчи 11:2 – Со смирением приходит мудрость
«Когда приходит гордость, приходит бесчестие, а со смирением приходит мудрость».
Притчи 11:221. Исаия 40:28 – У нас никогда не будет всей мудрости Божьей
«Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал? Господь есть вечный Бог, Творец концов земли. Он не устанет и не утомится, и разума его никто не может постичь».
Исаия 40:28Важной частью мудрости является знание того, что вы никогда не узнаете всего. Только Бог всезнающий.
22. Притчи 18:2 – Глупцы любят делиться своим мнением, мудрым или нет
«Дураки не находят удовольствия в понимании, но наслаждаются высказыванием собственного мнения».
Притчи 18:2Вы когда-нибудь разговаривали с кем-то, кто, как вы знали, ведет себя глупо? Скорее всего, их разговор был полон мнений, не основанных на Истине.
23. Псалом 90:12 – Будьте преднамеренны в поисках сердца мудрости
«Научи нас считать дни наши, чтобы мы могли обрести сердце мудрости».
Псалом 90:12Этот стих говорит о непредубежденности, стремлении к мудрости и просьбе Господа научить вас.
24. Притчи 4:7 – Приобретай мудрость
«Начало мудрости таково: Приобретай мудрость. Хотя это стоило всего, что у тебя есть, обрети понимание».
Притчи 4:7Это интересное место Писания о мудрости для размышления – мудрость стоит всего .
Если вы хотите узнать об этом подробнее, в этой статье рассказывается о дорогостоящей погоне за мудростью.
25. Притчи 4:5 – Мудрость и понимание идут рука об руку
«Обрети мудрость, обрети понимание; не забывай моих слов и не отворачивайся от них».
Притчи 4:526. От Матфея 7:24 – Мудрость – это слушать Божьи слова и претворять их в жизнь
«Поэтому всякий, кто слушает эти мои слова и претворяет их в жизнь, подобен мудрецу, построившему свой дом на камне».
Матфея 7:2427. Притчи 17:28 – Мудрые люди часто предпочитают хранить молчание
«Даже глупцы считаются мудрыми, если молчат, и проницательными, если молчат».
Притчи 17:28Мудрый человек тщательно подбирает слова, тщательно взвешивая цену и выгоду, прежде чем говорить.
28. Ефесянам 1:17 – Мудрость приближает вас к Богу
«Я продолжаю просить, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, славный Отец, дал вам Духа премудрости и откровения, чтобы вы могли лучше узнать Его».
Ефесянам 1:17Мне особенно нравится этот стих о мудрости.
Вполне логично, что, поскольку мудрость исходит от Господа, мы лучше познаем Его по мере того, как обретаем больше мудрости. Какое красивое сочетание.
29. Екклесиаст 10:12 – Мудрость милостива
«Слова из уст мудрых благодатны, а глупых губят собственные уста».
Екклесиаст 10:12И, если мы познаем Господа глубже, обретая мудрость, мы не можем не быть более милостивыми, поскольку благодать изливается от Христа.
30. Притчи 24:14 – Как мед
«Знай же, что мудрость для тебя, как мед: если найдешь ее, то есть для тебя надежда в будущем, и надежда твоя не прекратится».
Притчи 24:1431. Притчи 10:8 – Можете ли вы принимать указания от других?
«Мудрый сердцем принимает команды, а болтливый дурак погибает».
Притчи 10:832. Притчи 14:29 – Терпение часто сопутствует мудрости
«У терпеливого много разума, а вспыльчивый выказывает глупость».
Притчи 14:29Надеюсь, вам понравилось читать все эти библейские стихи о мудрости.
Другие полезные стихи из Библии
25 стихов из Библии о различении
15 стихов из Библии о сомнениях
20 стихов из Библии о поклонении
19 стихов из Библии об искушении (и о том, как его преодолеть Божьим путем) 900 05
9 стихов из Библии о посте
9 библейских стихов о благодати
Работа, награда и мудрость пословиц в сложном мире
В подростковом возрасте почти ежедневно мы с мамой читали по утрам пословицу. Я благодарю Бога за усилия моей мамы познакомить меня с библейскими ценностями. Однако, возможно, именно эта практика затруднила мне чтение книги Притчей. Когда каждая пословица читается отдельно, пословицы могут создать впечатление, что реальность, включая самого Бога, механистична и предсказуема.
Сегодня, после более десяти лет участия в жизни детей, подростков и семей, живущих в нищете и глубоко затронутых насилием, я знаю, что реальность сложна и несправедлива во многих отношениях. Я также знаю, что Бог действует удивительным образом, даже используя неожиданные ситуации и людей, чтобы передать Свою благодать и доброту, Свою собственную жизнь всем нам, особенно тем, кто в большей нужде.
Нравится эта статья? Подробнее читайте в Библейский разум .
Теперь я представляю эту новую перспективу, когда читаю книгу Притчей, размышляя о том, что она может сказать о человеческом процветании в глубоко неравном мире. Как я могу читать: «Бодрствуйте, и у вас будет лишняя еда» (Притчи 20:13б), когда дети матери-одиночки, работающей по 12 часов в день на сборе вторсырья, голодны? Возможно, настоящая мудрость книги Притчей заключается не в ее отдельных афоризмах.
Мудрость Притчей заключается не в каждом изолированном утверждении и наблюдении, а в сложных отношениях между ними. Читателям нужен наметанный глаз, чтобы увидеть эти отношения. Иногда приходится рассматривать и сравнивать разные пословицы на протяжении всей книги. Но иногда пословицы в одной и той же главе имеют информативные отношения друг к другу. Эти случаи важны, потому что они показывают, как понимать всю книгу Притчей.
Мой собственный опыт выявил очень интересный пример в Притчах 11:23–31. В этой последовательности несколько утверждений и наблюдений можно было читать по отдельности, создавая механическое и предсказуемое представление о реальности. Однако при чтении как взаимосвязанного произведения мы находим сложное представление о добре и зле, богатстве и бедности и о том, как Божья награда дается праведным и неправедным людям.
Понимание мудрости Притчей
Это мой перевод Притчей 11:23–31:
Желание праведника только добра; надежда нечестивых, гнев.
Есть тот, кто тратит и приобретает еще больше; и другой, который честно экономит только для того, чтобы быть в нужде.
Благословенная жизнь изобилует; кто наполнит чашу другого, наполнится и его чаша. Кто удерживает производство, нация будет проклята; но благословение над головой распространителя.
Кто ищет добра, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, того оно найдет. Надеющийся на свое богатство упадет, а праведник, как листва, расцветет. Тот, кто беспокоит свою семью, унаследует ветер; глупец — раб мудрого.
Плод праведника — древо жизни, а мудрец пленяет жизни.
Смотри! Праведник получает по заслугам на земле; тем более злой грешник.
Книга Притчей предлагает мудрость, полученную из опыта человеческих взаимоотношений: человечества по отношению к творению, человечества по отношению к Богу и отдельных людей по отношению к другим в сообществе. Его афоризмы работают, так сказать, только тогда, когда понимаются как максимический язык, т. е. в контексте жизненного опыта и действия. Дрю Джонсон использует эту концепцию Майкла Поланьи, говоря, что максимный язык не имеет существенного значения, а скорее предназначен для направления или перенаправления к определенному способу познания и действия в реальности. 1 Дрю Джонсон, Библейская философия: древнееврейский подход к Ветхому и Новому Заветам (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2021), 241, 255. Джонсон даже демонстрирует на некоторых примерах из книги Притчей, как работает максимический язык в еврейской Библии. Максимический язык – это приобретение жизненных навыков. Таким образом, значение трех красных перцев как показателя действительно острой пищи очевидно в контексте ресторанного меню и призвано помочь вам выбрать блюдо в соответствии с вашими ожиданиями. Но это значение не является утверждением о реальности, независимым от очень конкретного контекста и цели. Когда мы подходим к Притчам с той точки зрения, что их мудрость возникает из проницательного видения реальности в конкретном контексте человеческого опыта, их сложность расцветает.
С положительной стороны, Притчи 11:23–31 характеризуют праведника как человека, желающего добра. Этот текст очень практично изображает добро через действия, отношения, ресурсы и пищу. Любопытно, что по тексту тот, кто тратит, становится богаче, а тот, кто честно копит, остается ни с чем. Учитывая жизнь в сообществе, это утверждение, которое кажется противоречащим всему, что мы знаем о современной западной экономике, на самом деле имеет большой смысл. Здесь тратить в этом составе пословиц означает «наполнить чашу другого», «раздать продукцию», «стремиться к благоволению», «иметь плод, подобный дереву жизни». Следовательно, это не эгоистичные траты на удовлетворение потребительских желаний. Наоборот, это щедрые траты, сознательно направленные на общее благо. С нашей точки зрения и с возможным применением к нашему контексту мы могли бы говорить о разумных инвестициях. Расходы на благо общества — лучшая «страховка» благополучия отдельных людей.
С другой стороны, текст вопреки здравому смыслу утверждает, что тот, кто честно экономит, нуждается. И здесь мы снова не можем исходить из нашей западной, индивидуалистической, потребительской точки зрения. С мудрой точки зрения Притчей на человеческую жизнь, особенно на жизнь в обществе, тот, кто честно сберегает, — это тот, кто «удерживает производство», «надеется на свое богатство» и «доставляет хлопот своей семье». Таким образом, это глупая инвестиция, которая учитывает только краткосрочное и индивидуальное благополучие и разрушает благо общества. Как мы увидим, разрушение общества закончится уничтожением личности.
Частично текст определяет праведника и нечестивца, мудреца и глупца, благословенную и проклятую жизнь через образы природы. В стихе 28 говорится, что надеющийся на свое богатство упадет, а праведник, как листва, расцветет. Стих 30 расширяет этот образ, говоря, что плод праведника есть древо жизни, а мудрец пленяет жизни, имея в виду, что праведник привлекает к себе людей. Такие образы раскрывают относительный взгляд Притчей и то, как Бог действует через творение. Доверие к богатству заставляет человека удерживать ресурсы и изолировать себя от общества; что еще хуже, это делает его объектом гнева других людей. Одинокое дерево падает намного легче, как если бы кто-то беспокоил свою семью, потребляя их ресурсы непропорционально или не внося продуктивного вклада, а затем унаследовал ветер. С другой стороны, тот, кто тратит, вкладывает в благополучие других и общества, становится деревом жизни, подобным тому, что в Бытие 1. Это дерево поддерживает жизнь и, следовательно, привлекает к себе других. В отличие от нечестивого — одинокого дерева, которое падает, — мудрый помогает удобрять почву вокруг себя и стоит твердо, потому что окружен другими деревьями.
Сложная мудрость для сложного мира
Построение этой последовательности пословиц проливает свет на мудрость труда и вознаграждения. В этой теме Притчи часто понимают как продвижение меритократии. Его афоризмы используются для обвинения бедных людей в том, что их бедность может быть результатом только лени. Хуже того, сама бедность иногда механистически понимается как божественная и справедливая награда за грех. Эта перспектива полностью меняется, если мы вместо того, чтобы изолировать афоризмы Притчей, интерпретируем их в свете друг друга.
Вместо оружия обвинения или осуждения текст под рукой увещевает и инструктирует относительно динамики работы и вознаграждения в контексте жизни в обществе. Бог благословляет и проклинает в сфере человеческих отношений. Проклятие происходит в социальных отношениях, которые игнорируют благополучие сообщества, а благословение происходит в социальных отношениях взаимного добра. Лучший пример приведен в стихе 35: «Блаженная жизнь умножается; кто наполнит чашу другого, наполнится и его чаша». Ну кто наполнит чашу того, кто наполнил чашу другого? С одной стороны, язык благословения и глагол в страдательном залоге предполагают, что Бог наполнит его чашу и вознаградит его. С другой стороны, контекст сообщества, стоящий за текстом и ботаническими изображениями, предполагает, что кто-то в сообществе, когда возникнет необходимость, ответит взаимностью. Божественная награда приходит через жизнь в обществе. В случае проклятия, это следствие жизни, разрушающей сообщество, которая в конечном итоге так или иначе разрушит жизнь жадного и эгоистичного человека. Поэтому вывод текста таков: «Смотрите! Праведник получает по заслугам на земле; тем более нечестивый грешник».
Однако мы не можем полностью изменить логику этих пословиц. То, что люди пожинают проклятия, не влечет обратного: все страдания являются результатом жизненного выбора страдающего. Мы не можем видеть кого-то в бедности, как упавшее и сухое дерево, и сделать вывод, что этот человек должен быть дураком, пожинающим плоды своей глупости. Опыт жизни в обществе со всеми его сложностями опровергает эту логику. В этом случае мудрость Притчей становится глупой или, что еще хуже, несправедливой и угнетающей. В случае бедности логика этих пословиц совершенно иная. Вместо того, чтобы обвинять тех, кто в бедности, мудрость проливает свет на то, какое общество ее порождает. Мне кажется, что существование бедности есть божественная награда против злого и грешного общества, которое «честно спасает», но в нужде, потому что дереву, растущему в одиночестве, суждено упасть. Истинная мудрость этих пословиц заключается в том, что работа, направленная на щедрость и инвестиции, создает более процветающее сообщество, которое затем защитит людей от нужды и бедности. В таком сообществе мы находим древо жизни, благословение и Божий дар.
Если мы попытаемся осмыслить жизнь из фрагментов нашего опыта, нам будет трудно различить или истолковать что-то значимое. Нам нужна более широкая и комплексная перспектива. Мыть грязные ноги моим детям каждую ночь или играть в прятки по дому — это значимые переживания, которые помогают формировать мои отношения с детьми. Но если я изолирую эти переживания от всех остальных, они на самом деле не определяют, кто я как отец, не говоря уже о том, кто я как личность и смысл моей жизни.