Пословица это краткое мудрое изречение: Пословица — народа мудрость.

Содержание

Читать онлайн «Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях», Т. А. Шорыгина – Литрес

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, иллюстрации, 2015

© Шорыгина ТА., текст, 2015

От автора

В предлагаемом пособии представлены объяснения часто употребляемых и доступных для понимания детей крылатых слов, выражений, пословиц и поговорок.

Крылатые слова – средство образной и выразительной литературной речи.

Древнегреческий поэт Гомер назвал слова «крылатыми», потому что они как бы летят из уст говорящего к уху слушающего.

В наши дни этим термином обозначают вошедшие в речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

В более широком смысле термин «крылатые слова» означает народные поговорки, присловья, образные выражения, возникшие в быту из народных обычаев, традиций, ремесел и празднеств.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. Например: «Дело мастера боится».

«Пословица – коротенькая притча. Это – суждение, приговор, поучение…». Так сказал о пословицах и поговорках составитель словаря русского языка В.И. Даль.

Поговорка отличается от пословицы тем, что она – часть суждения; поговорка – это яркое, меткое народное выражение, украшающее речь. Например: «За словом в карман не лезет». А.С. Пушкин восторженно восклицал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В этих кратких и мудрых изречениях запечатлены и любовь к Родине, и мужество, и храбрость, и вера в торжество справедливости, и понятие о чести.

Употребление пословиц и поговорок расширяет словарный запас и обогащает речь детей, развивает воображение и логическое мышление, расширяет представления об окружающем мире и оказывает влияние на нравственное воспитание.

Для того чтобы дети смогли лучше усвоить значение крылатых выражений, а также пословиц и поговорок, запомнить их, научиться к месту употреблять в своей речи, в пособии представлены соответствующие сказки и стихи. рекомендуем использовать данную книгу вместе с комплектами демонстрационных материалов «Крылатые выражения» и «Пословицы и поговорки» (М.: ТЦ Сфера).

Надеемся, что материал пособия поможет расширить словарный запас, обогатить разговорную речь и развить воображение и логическое мышление детей.

Крылатые слова и выражения

Белая ворона

* * *

Бить баклуши

* * *

В бирюльки играть

* * *

Гоголем ходить

* * *

Горе луковое

* * *

Довести до белого каления

* * *

Иерихонская труба

* * *

Косая сажень в плечах

* * *

Лезть на рожон

* * *

Начинать с азов

* * *

Остолбенеть

* * *

С гулькин нос

* * *

Сесть в лужу

* * *

Засучив рукава. Спустя рукава

* * *

Точить лясы

Белая ворона

Какого человека называют белой вороной?[1]

Того, кто своим внешним видом, манерой поведения, речью или родом занятий резко отличается от окружающих. Впервые это выражение появилось в поэме древнеримского поэта Ювенала, которому принадлежат такие строки:

 
Рок[2] дает царства рабам,
Доставляет пленным триумфы[3].
Впрочем, счастливый такой
Реже белой вороны бывает.
 

В самом деле, белая ворона – очень редкая птица. Оперенье обыкновенных ворон весьма скромное и незаметное – серое с черным. Но в животном мире порой как редкое исключение встречаются животные, окрашенные в белый цвет. Их называют альбиносами. В организмах таких животных не хватает красящего вещества.

Послушайте сказку.

Субботник

– Ребята! Завтра мы с вами займемся уборкой территории школы! – сказала учительница Ольга Сергеевна. – Оденьтесь по-спортивному, не забудьте взять какие-нибудь старенькие перчатки, чтобы удобно было работать: прошлогоднюю листву сгребать, мусор убирать.

Таня пришла домой и призадумалась. Как одеться на завтрашний субботник? Девочке очень хотелось помодничать в новенькой голубой курточке, которую ей недавно подарила мама. Ведь придет Витя, а девочке хотелось, чтобы он обратил на нее внимание. Или все-таки надеть старенькую джинсовку, а в голубой куртке придти в следующий раз?

Утром она выглянула в окно и увидела, что на улице солнечно и ясно.

«Надену все-таки новую курточку! Постараюсь работать аккуратно и не испачкаю ее», – подумала Таня.

Она завязала голубые бантики, надела красивые джинсы и яркую курточку. Покрутилась перед зеркалом и решила, что к ее наряду подойдут только новенькие замшевые туфельки.

– Таня! Ты почему такая нарядная, словно не на субботник пришла, а на праздник? – удивилась подруга Вера. – Лучше было бы надеть что-нибудь другое, а то запачкаешь новую курточку!

– Я хотела старенькую джинсовку достать с антресолей, но не нашла ее! – соврала девочка.

Ребята взяли грабли, метелки и стали собирать листья в большую кучу и подметать дорожки. Таня чувствовала себя неловко: боялась испачкаться.

– Красиво, конечно, – заметил Миша, пробегая с тачкой, полной листвы.  – Но выглядишь ты, Танюша, как белая ворона!

Девочке стало обидно. Ей хотелось работать со всеми, бегать, возить тачку, шутить, но из-за новой куртки приходилось стоять в стороне.

Надо вам сказать, что посмотреть, как дружно трудятся ребята в саду, прилетела ворона. Да не простая, а белая! Она спряталась в дупло старого дерева, и ее никто не заметил.

Ворона внимательно наблюдала за тем, как идет уборка, и увидела, что Таня грустит.

Уж кто-кто, а эта птица прекрасно знала, как неприятно оказаться белой вороной среди других, обыкновенных ворон! А так как она была не просто белой вороной, а вороной-волшебницей, то тихонько прошептала заклинание и, о чудо, на Тане оказались старенький джинсовый костюмчик и кроссовки.

Таня удивленно оглядела себя и, честно говоря, очень обрадовалась. В старом, видавшем виды костюме ей было очень удобно.

Девочка тут же схватила стоявшие рядом грабли и стала сгребать листву.

– Вот и молодец, что переоделась! – похвалила Таню Ольга Сергеевна. Тут и Витя подошел, и дети стали дружно грузить листву на тачку.

♦ Вопросы

1. Что организовала учительница с детьми?

2. Чем должны были заниматься дети?

3. Как оделась на субботник Таня?

4. Удобно ли ей было работать в нарядной одежде?

5. Можно ли назвать Таню белой вороной? Объясните это выражение.

6. Кто помог Тане и дал ей рабочую одежду?

Бить баклуши

Бить баклуши – значит делать несерьезное, неважное дело. Это выражение пришло к нам из русской старины.

Что такое баклуши?

Это липовые или осиновые чурбачки. Их кололи (били) подмастерья, чтобы потом мастера-ложкари вырезали из них ложки.

В давние времена посуда на Руси была деревянной. Из дерева вырезали миски, кружки, ложки, подносы и даже кубки для меда и вина. Но работа по изготовлению домашней утвари считалась легкой. Ею могли заниматься и старики, и подростки. А пахать землю плугами[4], бороновать ее бороной[5] – с этим могли справиться лишь сильные и выносливые мужчины.

Но вырезать домашнюю утварь на самом деле было не так уж просто. Здесь требовались сноровка и мастерство. А вот бить баклуши в старину считалось делом несерьезным, чуть ли не образцом безделья.

 

Послушайте стихотворение.

 
Отчего, скажи, Ванюша,
Ты сегодня бил баклуши?
Разве мало важных дел?
– Я их сделать не успел!
Утром я журнал листал,
Выпил кока-колу,
К сожаленью, опоздал
На уроки в школу.
На диване, в холодке
Мух считал на потолке,
А потом я задремал
И до вечера проспал.
Целый день Ванюша
Нынче бил баклуши!
 

Послушайте сказку.

Как Старичок-Лесовичок научил Ваню баклуши бить

Пошел однажды Ваня в лес за грибами. Ходил-ходил, набрал полное лукошко грибов, да и заблудился! Стемнело в лесу. Мальчик устал, есть захотел, а дорогу к дому никак не может найти.

Вдруг видит – стоит в лесной чащобе маленькая избушка, вся мхом поросла, а в окошке огонек светится.

Ваня взошел на крылечко и постучался в дверь. Отворил дверь Старичок-Лесовичок. Увидел Ваню, обрадовался!

– Заходи, мальчик, заходи! Гостем моим будешь!

Ваня вошел в избушку, а там чисто, уютно, под потолком травы душистые целебные сушатся.

Старичок накормил Ваню, напоил чаем с липовым медом. Потом и спрашивает его:

– Что же ты такой маленький, в лесу ночью один бродишь?

– Да заблудился я! Никак не могу дорогу домой отыскать!

– А ты поживи у меня немного, помоги мне ложки деревянные вырезать, баклуши бить, тогда я тебя домой и отведу. Согласен?

– Согласен! – обрадовался Ваня. – А что делать-то надо?

– Да дело простое – баклуши бить! – отвечает Старичок-Лесовичок. – Знаешь ли ты, что такое баклуши бить?

– Знаю! Значит ничего не делать! – выпалил Ваня.

– Да нет! – говорит Старичок. – Баклуши бить – значит колоть на чурбачки липовые поленца. Утром я тебе покажу, как это делается! А сейчас, сынок, спать ложись!

Улегся Ваня на лавку и сразу же уснул.

А утром Старичок-Лесовичок принес липовое полено, дал Ване топорик и показал, как из него чурбачки делать.

Ване работа понравилась! Стук-стук топориком – и чурбачок готов! Набил он много чурбачков, а Старичок из них вырезал красивые ложки. Одну деревянную ложку Ване на память подарил. А потом проводил мальчика в деревню.

♦ Вопросы

1. Куда Ваня пошел за грибами?

2. Что увидел Ваня в лесу, когда стемнело?

3. Кто жил в избушке?

4. Как Старичок-Лесовичок принял мальчика?

5. Что он ему предложил?

6. Что означает выражение бить баклуши?

7. Что показал Старичок-Лесовичок Ване?

8. Научился ли Ваня бить баклуши?

9. Проводил ли Старичок-Лесовичок Ваню домой?

Играть в бирюльки

Крылатое выражение в бирюльки играть означает заниматься пустяками, ерундой, отодвигать в сторону важные, нужные и серьезные дела.

Бирюльки – слово славянское. Оно происходит от слова «брать».

Что же такое бирюльки?

Это выточенные из дерева крошечные вещички – чашечки, ложечки, самоварчики, сахарницы. Порой изобретательные мастера-бирюлечники делали из дерева малюсенькие украшения – ожерелья, колечки, сердечки, бусинки. Казалось, они предназначены для крошечных фей!

Некоторые мастера специализировались на музыкальных инструментах – гуслях, балалайках, дудочках, свирелях.

Как играть в бирюльки?

В старину в бирюльки играли так: мелкие вещички складывали в одинаковые кучки по числу играющих, и каждый участник с помощью специального крючка пытался вытащить один из предметов, не потревожив остальные.

Эта игра требовала терпения, внимания, точных движений, хорошей координации.

В настоящее время установлено, что именно мелкие движения рук способствуют развитию левого полушария мозга, связанного с речью и логическим мышлением.

Так что игра в бирюльки не такое уж пустое занятие: в ней есть своя польза!

Послушайте стихотворения.

Подарили мне бирюльки
 
Подарили мне бирюльки –
Чашки, блюдечки, кастрюльки,
Как бирюлечки милы,
Только очень уж малы!
Подарили мне бирюльки –
Ожерелье и висюльки,
Золоченые сердечки
И точеные колечки.
Как бирюлечки милы,
Только очень уж малы!
Подарили мне бирюльки –
Птички – воробьи и гульки.
Как бирюлечки милы,
Только очень уж малы!
Все бирюльки с ноготок –
Ты поймай их на крючок!
 
Важные дела
 
Я задачу не решила,
Не прочла стихотворенье,
Кукле юбочку я сшила,
После чай пила с вареньем.
Я в альбоме рисовала
Голубых цветов букет
И на лепестках гадала:
Спросят в школе или нет?
Мама мне сказала строго:
«У тебя заданий много,
Прекращай играть в бирюльки –
Ты ведь не младенец в люльке!
Порешай-ка уравненья
И учи стихотворенье!»
 

Послушайте сказку.

Как мышка научила ребятишек в бирюльки играть

Зимой в деревне скучно. Смеркается[6] рано, дома до самых окошек снегом завалены. В избе горит лучина[7], и взрослые занимаются разными делами: папа чинит лошадиную сбрую[8], мама и старшая сестра шьют и вышивают, дедушка вытачивает деревянную домашнюю утварь[9]. Младшенькие Маша и Ваня забрались на теплую печку и слушают бабушкину сказку про Ивана царевича и Серого Волка, про Кощея Бессмертного и Василису Прекрасную. Но скоро старенькую бабушку сморил сон, она задремала.

Брат и сестра слезли с печи и устроились на лавке рядом с дедушкой.

– Дедуля! Сделай нам какую-нибудь игрушку, а то нам скучно! – попросил Ванюша.

– Что ж! Пожалуй, сделаю вам бирюльки! – сказал дедушка и выточил из дерева разные мелкие вещицы: вазочку, колечко, бусики, чашечку.

– Какие малюсенькие! – воскликнула Маша. – С ноготок! А как с ними играть?

– Вот этого я не знаю! Попробуйте сами придумать!

Думали дети, думали, но ничего придумать не смогли.

Сидят, перебирают бирюльки, а что с ними делать – не знают.

В это время вылезла из-под печки мышка-норушка и говорит:

– Угостите меня кашкой, а я вас научу в бирюльки играть!

Маша насыпала в блюдечко несколько крупинок гречневой кашки, поела мышка и сказала:

– Сложите-ка ваши бирюльки в одну кучку!

Дети сложили бирюльки. Мышка согнула хвостик крючком, раз! И ловко вытащила одну игрушку!

– Вот так и играют в бирюльки, – объяснила она. – Крючочком из кучки бирюльку вытаскивают, стараясь другие не задеть. Кто больше вытащит, тот и выиграл, – сказала мышка и спряталась в норку.

Дети попросили дедушку сделать крючочки и начали играть в бирюльки. Сразу им веселее стало!

♦ Вопросы

1. Почему зимой в деревне скучно?

2. Чем занимаются взрослые в деревне зимой?

3. Какие игрушки дедушка сделал детям, чтобы они не скучали?

4. Бирюльки – это большие игрушки или маленькие?

5. Кто научил детей играть в бирюльки?

6. Что дети попросили сделать дедушку, чтобы играть в бирюльки?

Гоголем ходить

Гоголь – это дикая утка. У нее нарядное красивое оперение. По берегу утка ходит важно, вперевалочку, выпятив вперед грудь и гордо откинув голову назад.

Крылатое выражение ходить гоголем означает важничать, воображать.

Когда о ком-то говорят, что он ходит гоголем, имеют в виду, что человек держится важно, надменно, гордо.

Послушайте стихотворение.

Ходит Ваня гоголем
 
Ходит Ваня гоголем,
Нарядился щеголем.
Все на нем, как на подбор:
Сапоги, рубашка,
В русых волосах пробор,
Новая фуражка.
Девицы на улице
Ванечкой любуются!
Только Оленька сказала:
«Ишь какой воображала!»
 

Послушайте сказку.

Дежурный

Витя – мальчик скромный, послушный. Но сегодня его не узнать! Ходит важно, вперевалочку, подбородок задрал, грудь выпятил.

Даже нянечка Нина Ивановна удивилась, увидев Витю.

– Витек! Я тебя не узнала! Ходишь гоголем!

– Меня сегодня Анна Анатольевна дежурным назначила! Я за все отвечаю! – объяснил Витя.

Перед завтраком он поправил салфетки в вазочках, помог нянечке расставить на столиках чашки, тарелки, разложить ложки.

– Молодец, Витя! – похвалила мальчика воспитательница.

– Таня! Ты руки не помыла! – сделал Витя замечание самой озорной и непоседливой девочке.

– Чего ты пристал? Помыла – не помыла! У меня руки чистые! Я их дома утром мыла.

– Дома – это одно дело, а перед едой руки всегда нужно мыть с мылом, – назидательно произнес Витя. – Я сегодня дежурный, у меня все должно быть в порядке. Ну-ка, марш мыть руки! – строго приказал мальчик.

Оле он сделал замечание, что у той небрежная прическа, Мишу пожурил[10] за грязную сменную обувь.

– Ишь! Какой воображала! – заметил Сережа. – Всех учит, всем замечания делает, а сам-то, между прочим, тоже руки не помыл перед завтраком.

– Я дежурный! – ответил Витя. – Мне сегодня все можно! Я ваш начальник!

– Что-то ты, Витя, уж больно заважничал! – заметила воспитательница. – Гоголем ходишь!

– Быть дежурным – значит задания выполнять, а не воображать из себя начальника! – согласилась с ней и Нина Ивановна.

Когда дети позавтракали и разошлись играть, в столовую мягкой поступью вошел кот, пушистый, голубовато-серый.

Он подошел к Вите и стал ласково тереться об его ногу, а потом скромно попросил:

– Витя! Ты обо мне забыл, не налил мне молочка в блюдце! Мне все дежурные всегда молочка наливают, а я им помогаю за порядком следить!

Вите стало стыдно! Забыл покормить общего любимца Пушка! Вместо того чтобы воображать и важничать, нужно о друзьях подумать!

Мальчик побежал к поварам и попросил налить в одно блюдечко теплого молока, а в другое – сметаны.

– Мур-мур-мур, – замурлыкал довольный Пушок. – Спасибо, Витя, спасибо!

А Витя задумался: «Почему меня несколько раз с каким-то гоголем сравнили?»

♦ Вопросы

1. Кем назначили Витю в детском саду?

2. Почему он ходил такой важный?

3. Что означает выражение ходить гоголем?

4. Как вел себя Витя, когда дежурил?

5. Кого он забыл покормить?

6. Кому Витя налил молоко?

7. О чем задумался мальчик?

Горе луковое

Что это за горе такое – луковое? Когда мы режем или трем на терке луковицу, из глаз невольно текут слезы. Их так и называют – слезы луковые. Ведь в луковице содержатся едкие летучие вещества, которые раздражают слизистую оболочку глаз, и из глаз текут слезы.

 

Послушайте стихотворение.

Едкий лук
 
Если мелко режем лук,
По доске ножом «стук-стук!»,
То защиплет нам глаза –
Набежит на них слеза.
Слезы потекут ручьем,
Мы заплачем. Но о чем?
Мы заплачем не от боли.
Не от горя уж тем более.
Вызвал слезы не недуг,
А обычный едкий лук!
 

Но это ведь не значит, что мы плачем от горя! В переносном смысле под луковым горем мы понимаем мелкие печали, ничтожные неприятности или огорчения, не заслуживающие слез.

Послушайте стихотворение.

Луковое горюшко
 
Обидели Ванечку –
Не дали ему пряничка.
Наш Ванюша глазки трет,
Понапрасну слезы льет.
Успокоим Ванечку –
Дадим ему пряничка.
– Это горюшко твое –
Горе луковое!
Это горюшко пустое
Ни слезиночки не стоит!
 

Послушайте сказку.

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Древнерусская литература. Из похвалы князю Ярославу и книгам, «Поучение Владимира Мономаха»

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Древнерусская литература. Из похвалы князю Ярославу и книгам, «Поучение Владимира Мономаха»

План урока

  • В мире пословиц и поговорок
  • История древнерусской литературы
  • Из похвалы князю Ярославу и книгам
  • «Поучение Владимира Мономаха»

Цели урока

  • Знать особенности народных пословиц и поговорок, выражение в них духа народного языка
  • Знать особенности поучения как жанра литературы
  • Уметь определять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, определять черты древнерусской литературы

Разминка

  • Что такое устное народное творчество?
  • Каким синонимом можно назвать устное народное творчество?
  • На какие роды делится литература?
  • Чем отличается фольклор от художественной литературы?

В мире пословиц и поговорок


Устное народное творчество  – словесное литературное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение.

 

Синонимом данного понятия является термин «фольклор».


Пословицы

и поговорки живут в народной речи века. Зародились они в глубокой древности. Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: «Гол как сокол», «Как сыр в масле катается», «Надулся, как мышь на крупу», «Мягко стелет, да жестко спать», «Нашла коса на камень».


Пословица  – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость.


Рис. 1. А. Ремнев. Рыжая. 2004.

Пословица, в связи с жизненной ситуацией, высказывает некое суждение, мораль: «Любишь кататься – люби и саночки возить», «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Нет дыма без огня», «Худой мир лучше доброй ссоры». Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI–XII веков: в «Слове

 о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII–XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

 

«Кто ее сочинил – неведомо никому; но все ее знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее, как и самая радость и горе, как выстраданная целым, поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором», – говорил русский писатель Владимир Иванович Даль.

 

Характерные черты пословиц:

  • обобщение
  • нравоучительный и назидательный характер

 

В пословицах и поговорках проявляется наблюдательность, воплощается мудрость не одного человека и даже не одного поколения. О ее ценности свидетельствуют, например, такие «пословицы о пословицах»: «Старинная пословица не мимо молвится», «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз», «На рынке пословицу не купишь». 

 

О «подвижности», «живости» жанра свидетельствует хотя бы тот факт, что одно и то же действие или состояние может получать в пословицах совершенно разную оценку.

Характерный пример: «Терпенье и труд все перетрут», с одной стороны, и «Работа не волк – в лес не убежит» – с другой.

 

Поговорка отличается от пословицы тем, что она – часть суждения; поговорка – это яркое, меткое народное выражение. Например, «Легок на помине», «Чужими руками жар загребать», «За словом в карман не лезет».


Поговорка  – словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. В отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл и не является законченным предложением.


Поговорка – жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход меткое образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления. В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла. Может быть частью пословицы («У бабы семь пятниц на неделе» – «семь пятниц на неделе»), самостоятельным словосочетанием, придающем речи выразительность («не робкого десятка»).

 

Некоторые пословицы и поговорки уже утратили свое конкретное значение. Например, «вынести сор из избы». Сор, действительно, не выносили из избы, ведь мифологический человек не разделял себя и свою часть, а выбрасывать себя за порог – подвергать опасности, отдавать «чужому» миру. Сор собирался и выбрасывался в печь. Реалии ушли в прошлое, а поговорка и сейчас достаточно распространена.

 

В отличие от мудрого изречения, созданного народом, существуют пословицы, авторство которых точно известно. Их называют афоризмами.


Афоризмы  – это авторские пословицы.

 

Платон мне друг, но истина дороже.   

  Аристотель

 

Глядя вниз, радугу никогда не увидишь.

Чарли Чаплин


Таблица 1. Общее и различное у пословиц и поговорок

Пословица

Поговорка

Краткость рассуждения

Выражение народной мудрости, накопленной веками

Обладают рифмой и ритмом

РАЗЛИЧИЯ

Пословица является законченным суждением

Поговорка лишь его часть

Всегда несет четкий дидактический характер

Средство характеристики человека в устной форме

Одно слово обычно заменяется образом

Поэтика пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В этих кратких и мудрых изречениях запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в торжество справедливости, понятия о чести: «Человек без родины – соловей без песни», «Честь дороже жизни», «За правое дело стой смело».

Рис. 2. А.П. Рябушкин. «Втёрся парень в хоровод, ну старуха охать». 1902.

Первые рукописные сборники пословиц, дошедшие до нас, относятся к XVII веку «Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту». С середина XVIII века пословицы публикуются в журналах, а позднее появляются и печатные сборники.

 

Темы пословиц и поговорок бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве. Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» – это пословица не только о рыбной ловле, но и о любом труде.

 

Сила и красота пословиц издавна признаны народом. «После дождика в четверг», – говорим мы о том, что произойдет неизвестно когда, а может, и не произойдет вовсе. Пословица по форме часто похожа на маленькое стихотворение: мы наблюдаем в ней ритм, иногда рифму.

В чем особенности языка пословиц?

  • краткость
  • поучение
  • иносказание
  • лексика, связанная с народным трудом и бытом
  • точность и выразительность
  • двухчастная композиция и противопоставление
  • ритм и рифма

 

Уточняя слова, пословица стремится сжать формулировку. Поэтому союзы, второстепенные члены предложений из пословиц и поговорок нередко выбрасываются.

 

А.С. Пушкин восторженно восклицал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»


Докажите, что пословицы и поговорки имеют не только прямой, но и переносный смысл. Приведите примеры таких пословиц и поговорок.

В чем особенности языка пословиц?


История древнерусской литературы

Письменная русская литература возникла давно. Она древнее французской, английской, немецкой. К концу Х – началу ХI веков устное народное творчество достигло своего совершенства. Четко различались его разножанровые формы: пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, обрядовая поэзия и другие. Все это послужило возникновению древнерусской литературы.

 

Её появление связано с возникновением славянской азбуки и крещением Руси (988 год). Потому что первая письменная литература связана с христианством и монастырями, которые были центрами знаний и образования. Древнерусской литература традиционно считается в период с XI по XVII век. Она традиционно связана с византийской (христианство) и болгарской (Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки) литературными традициями.

 

С конца X в. можно говорить о появлении определенной системы образования на Руси – «книжного учения». Христианство сыграло прогрессивную роль в становлении культуры Древней Руси. Киевская Русь выдвигается в число передовых государств Европы. В 30–40-е годы XI столетия в Киеве уже много искусных переводчиков, которые «перелагают» книги непосредственно с греческого языка на «словенский». Сын Ярослава Всеволод владеет пятью иностранными языками, его сестра Анна, став французской королевой, оставляет собственноручную подпись «Анна регина», в то время как ее царственный супруг вместо подписи ставит крестик.

Жанры древнерусской литературы

В древнерусской литературе определилась система жанров. Жанры в древнерусской литературе выделялись по иным признакам, чем в литературе нового времени. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение. Так, об истории мира рассказывали хронографы, об истории отечества – летописи. Существовала обширная литература нравоучительных биографий – жития святых. Большое распространение имели сборники коротких рассказов о жизни монахов. Такие сборники назывались патериками.


Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.

 

Хронограф  – памятник древней письменности, содержащий историческую хронику страны.

 

Житие́ – (в переводе с церковно-славянского — «жизнь») жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.


Особое место среди образцов мирских жанров занимают «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Слово Даниила Заточника». Они свидетельствуют о высоком уровне культурного развития, достигнутом Древней Русью в XI–первой половине XIII веков.

 

Из похвалы князю Ярославу и книгам

Рис. 3. Портрет из Царского титулярника. 1672.

В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Книги ценились высоко, потому что были редки и мало кому доступны. 

 

Авторство «Повести временных лет» приписывают некоему монаху Нестору. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колеса, подвел их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т. д. Значение «Повести временных лет» было велико. Среди жанров «Повести…» есть сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д.


Похвала  – это особый жанр древнерусской литературы. Произведения такого жанра создавались в честь выдающихся людей.


Ярослав Мудрый (около 978–1054 годов), сын Владимира I Крестителя, был великим князем киевским с 1019 года. Он победил Святополка Окаянного и изгнал его из Киева. Русские люди чтут память князя Ярослава: он победил печенегов и поляков и обезопасил южные и западные границы Руси, прекратил междоусобную вражду между сыновьями Владимира Святославича и собрал русские земли воедино.

Отрывок из «Повести временных лет»

Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…


Как вы полагаете, прав ли безымянный автор текста: «Велика ведь бывает польза от учения книжного»? Докажите свою точку зрения примерами из книг, кинофильмов, реальной действительности.


«Поучение Владимира Мономаха»

 

Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха.

 

Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием «Поучение». Они входят в состав Лаврентьевской летописи.


Поучение  – жанр древнерусской литературы, церковная проповедь, правила жизни.


Рис. 4. Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672.

«Поучение» — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу.  Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

 

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:

  • не забывайте Бога;
  • гордости не имейте в сердце и уме;
  • старых людей уважайте;
  • «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего…»;
  • «Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека»;
  • «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя»;
  • «Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите».

 

«Поучение» – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.

 

Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

 

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит. Автор предстает перед читателем как человек, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.


  1. Когда возникла древнерусской литература?
  2. Какой город Руси стал книжным центром?
  3. Какие советы из «Поучения Владимира Мономаха» актуальны и для современного человека?
  4. Как называется жанр древнерусской литературы, который сообщает, описывает события, пого́дно фиксирует исторические события?

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и потешки, загадки и частушки, утешая, веселя.

 

Сохранить эту мудрость помогла письменность и возникновение древнерусской литературы. Книжные памятники не только запечатлели эту мудрость, но и сохранили культуру. Вот как писал об этом Д.С. Лихачев: «Повесть временных лет» явилась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, а цельной, литературно изложенной историей Руси… Можно смело утверждать, что никогда, ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI века, русская историческая мысль не поднималась на такую высоту ученой пытливости и литературного умения».


Контрольные вопросы

 

1. Докажите на примере следующих пословиц и поговорок, что они имеют не только прямой, но и переносный смысл:

  • Мал золотник, да дорог.
  • Близок локоть, да не укусишь.
  • Молчанье – золото.
  • Слышал звон, да не знает, где он.

2. Согласны ли вы с тем, какую пользу видит древни летописец в книгах? Почему?


Определение и значение пословицы | Dictionary.

com
  • Основные определения
  • Синонимы
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский
  • Культурный

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.

[ prov-erb ]

/ ˈprɒv ərb /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: пословицы / пословицы на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


сущ.

короткая народная поговорка, обычно неизвестного и древнего происхождения, эффективно выражающая какую-то банальную истину или полезную мысль; поговорка; пила.

мудрое изречение или наставление; дидактическая фраза.

человек или предмет, который обычно рассматривается как воплощение или представление некоторого качества; притчей во языцех

Библия. глубокое изречение, максима или пророческое изречение, требующее толкования.

глагол (используется с объектом)

произносить в форме пословицы.

сделать (что-то) предметом пословицы.

сделать притчей во языцех.

ДРУГИЕ СЛОВА ПОсловицы

1 афоризм, апофегма.

См. синонимы к пословице на Thesaurus.com

КОНТРОЛЬ

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение верно?

Происхождение пословицы

Впервые записано в 1275–1325 гг.; Среднеанглийское proverbe, от среднефранцузского, от латинского prōverbium «изречение», эквивалентное prō-pro- 1 + verb(um)word + -ium-ium

исследование синонимов пословицы

1. Пословица, максима являются терминами короче, содержательные изречения. Пословица — это такое общеизвестное и повторяемое изречение, выражающее обычно просто и конкретно, хотя часто и метафорически, истину, основанную на здравом смысле или практическом опыте человечества: «Вовремя стежок спасает девять». Максима — это краткое изложение общей и практической истины, особенно той, которая служит правилом поведения или заповедью: «Мудро рисковать не больше, чем можно позволить себе потерять».

ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ пословицы

пословица, подобное, прилагательное

СЛОВА, КОТОРЫЕ МОЖНО СПУТАТЬ С ПОсловицей

поговорка, афоризм, апофегма, аксиома, максима, пословица

Слова рядом пословица

Прованская роза, корм, провенанс , Proverbtriculus, Proverb, Proverb, Proverb, Proverb

/ ˈproʊˌvɜrb /


существительное Грамматика.

слово, которое может заменить глагол или глагольную фразу, как в «Они никогда не посещают собрания совета директоров, но мы делаем это регулярно».

Происхождение пословицы

Впервые записано в 1905–1910 гг.; по аналогии с местоимением

Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023

Слова, связанные с пословицей

поговорка, афоризм, аксиома, изречение, эпиграмма, максима, острота, апофегма, притча, гном, мораль, девиз, банальность, предписание , остроумие, пила, текст, трюизм, слово, крылатая фраза

Как использовать пословицу в предложении

  • Традиция пчеловодства настолько глубока, что в словенском языке выражение «топор упал в мед» является пословицей, используемой для описания внезапного удара удачи.

    Секрет здоровых медоносных пчел прячется в Словении|Megan Zhang / Saveur|17 января 2022 г.|Popular-Science

  • Вопреки тому, что могут предположить пословицы и общепринятое мнение, это не скалы и камни, а живые сущности.

    Наша маленькая жизнь окружена возможностями — Выпуск 102: Скрытые истины|Кьяра Марлетто|9 июня 2021|Наутилус

  • Я думаю о пословицах, которые у нас есть во второй раз — второй выбор, второе место, вторая скрипка, вечность второй.

    Действительно ли порядок рождения определяет личность? Вот что говорят исследования|Линн Бергер|13 апреля 2021 г.|Time

  • Ищите эффективные путиСогласно старой пословице: «На вершину горы ведет много путей, но вид всегда один».

    Как покупатели могут реализовать оптимизацию пути поставок для покупки рекламы в приложении|Inmobi|5 апреля 2021 г.|Digiday

  • Консалтинговая фирма из США платила налоги там, а фабрика в Пекине воздайте Китаю то, что принадлежит Китаю, чтобы осовременить старую библейскую пословицу.

    Смогут ли эти творческие налоги догнать меняющийся мир?|Ник Фурьезо|14 января 2021|Ози

  • В этой работе использованы страницы президента Рональда Рейгана, который любил повторять русскую пословицу «доверяй, но проверяй».

    Пришло время заключить ядерную сделку с Ираном|Rep. Раш Холт, Кейт Гулд|15 октября 2014 г.|DAILY BEAST

  • В случае с начальником дела Кудо-кай Номурой, подходящая японская пословица звучит так: «Рот – это ворота несчастья».

    Дело Якудза|Джейк Адельштейн|16 сентября 2014|DAILY BEAST

  • Крылатая фраза, которую Рейган позаимствовал из русской пословицы, была «доверяй, но проверяй».

    Майк Лич борется с Джеронимо, мотивационным убийцей|Джеймс А. Уоррен|17 августа 2014 г.|DAILY BEAST

  • Латинскую пословицу «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними» заучивали поколения изучающих латынь.

    Либералы должны научиться говорить «нет»|Бернхард Шлинк|10 июля 2014 г.|DAILY BEAST

  • Богатые, согласно испанской пословице, «смеются осторожно.

    Мел Брукс всегда смешной и часто мудрый в этом интервью Playboy 1975 года|Алекс Белт|16 февраля 2014|DAILY BEAST

  • Разнообразие вкусов табака объясняется пословицей: носы».

    Табак; Его история, разновидности, культура, производство и торговля|E. Р. Биллингс.

  • М. Мон приводит здесь латинскую пословицу: «Qui plus castigat, plus amore ligat».

    Произведения Чосера, том 1 (из 7) — Романт о розе; Небольшие стихотворения|Джеффри Чосер

  • Вот, всякий, кто употребляет расхожую пословицу, употребит ее против тебя, говоря: Какова была мать, такова и ее дочь.

    Библия, Версия Дуэ-Реймса|Разные

  • В этой строке есть очевидная аллюзия на расхожую пословицу — «Ловко, как курица на рассвете», которая цитируется в Кн.

    Произведения Чосера, том 1 (из 7) — Романт о розе; Незначительные стихи | Джеффри Чосер

  • Это всего лишь другая форма пословицы, которая также встречается как «Хорошо сражается тот, кто хорошо летает».

    Произведения Чосера, том 1 (из 7) — Романт о розе; Незначительные стихотворения|Джеффри Чосер

Британский словарь определений пословицы

пословица

/ (ˈprɒvɜːb) /


сущ. характерной Антарктиды это пословица для сильного холода

церковник мудрое изречение или наставление, дающее руководство

глагол (tr)

произнести или описать (что-то) в форме пословицы

сделать (что-то) пословицей

Происхождение слова для пословицы

C14: через старофранцузский из латинского prōverbium, из глагольного слова

Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Культурные определения пословицы друг действительно.» (См. примеры в разделе «Притчи».)

Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Издается издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Пословица: определение и более 20 примеров

Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые вечные фразы передавались из поколения в поколение и до сих пор имеют смысл?

Эти крупицы мудрости, известные как пословицы , являются неотъемлемой частью нашего повседневного языка и культурной самобытности, вплетаясь в разговоры, рассказы и даже популярные средства массовой информации. Понимая пословицы и их значения, мы можем получить ценное представление о темах и сообщениях, представленных автором.

В этой статье мы углубимся в их богатую историю, изучим их многочисленные формы и раскроем мудрость, которую они передают. Мы войдем в мир пословиц, где вековые пословицы продолжают пленять и просвещать нас и сегодня.

Содержание

Определение пословиц

Что такое пословица?

Пословица — это короткая известная фраза или высказывание, передающее общие истины, советы или мудрость о жизни. Эти выражения часто обладают метафорическими или переносные значения , и они обычно передаются из поколения в поколение.

Пословицы встречаются во многих культурах по всему миру и служат средством передачи уроков и ценностей в сообществе.

Пословицы могут принимать различные формы, например, куплетов , идиом и аналогий . Они часто бывают краткими и запоминающимися, что делает их эффективными для обмена знаниями и опытом.

Пословица и поговорка

Хотя пословицы и поговорки могут показаться похожими, они имеют явные различия.

9 0282
Пословица Поговорка
Передать мудрость или практический совет Сообщить сообщение или наблюдение
Часто имеют метафорическое значение Более буквальное значение
Пример: “ Стежок, сделанный вовремя, стоит девяти. » Пример: «Ранняя пташка ловит червяка».
Значение примера:
Принятие превентивных мер может сэкономить время и силы в долгосрочной перспективе.
Значение примера: Те, кто прибывает первым, имеют преимущество.

Происхождение и история пословиц

Пословицы существуют практически во всех культурах и восходят к древним цивилизациям, таким как Месопотамия, Египет, Китай и Греция.

  • В Месопотамии, например, одна из самых ранних записанных пословиц восходит к шумерской цивилизации около 2100 г. до н.э.
  • Некоторые древнеегипетские пословицы также сохранились в письменных текстах и ​​надписях на памятниках, предлагая понимание морали и ценностей общества того времени.
  • Точно так же древняя китайская цивилизация произвела множество пословиц, которые позже были собраны в известных трудах, таких как Аналекты Конфуция и Дао Дэ Цзин Лао-цзы.
  • В Древней Греции выражения повседневной мудрости можно найти в трудах известных философов, таких как Платон и Аристотель.

Со временем пословицы развивались и адаптировались различными обществами и культурами, часто становясь неотъемлемой частью устной и письменной литературы. Они обладают универсальной привлекательностью благодаря своей простоте, запоминаемости и актуальности в повседневной жизни.

Многие пословицы также имеют общие темы и мотивы в разных культурах, подчеркивая лежащие в их основе сходства в человеческом опыте и мышлении, несмотря на географические или культурные различия.

Например, концепция «Что посеешь, то и пожнешь» можно найти в различных формах на многих языках и в разных культурах, что подчеркивает важность личной ответственности и тяжелой работы.

   Знаете ли вы?   Слово «пословица» происходит от латинского  «proverbium»,  что означает «расхожая поговорка, старая пословица, максима».  Это буквально делает фразу  "слова, выдвинутые  ;  "  от  pro  "дальше" +  verbum  "слово". 

Структура и особенности пословиц

Пословицы могут различаться по структуре, но часто имеют некоторые общие черты. Вот несколько ключевых аспектов структуры и особенностей пословиц:

Краткость

Пословицы, как правило, короткие и точные, часто состоящие всего из нескольких слов или одного предложения. Это облегчает их запоминание и повторение, а также дает краткое изложение морали или совета.

Простота

В пословицах используется простой язык и ясные выражения, что делает их доступными для говорящих любого возраста и происхождения. Они избегают сложного синтаксиса или неясной лексики.

Памятные образы

Во многих пословицах для передачи своего значения используются яркие, узнаваемые образы. Примеры включают

  • Метафоры животных
  • Сравнения с природными явлениями
  • Отсылки к повседневным предметам и переживаниям

Неподвластность времени

Пословицы сохраняют свою актуальность и мудрость во времени, отражая темы и проблемы, переживаемые из поколения в поколение.

Игра слов и другие приемы

Некоторые пословицы включают игру слов, рифму, аллитерацию или другие языковые элементы для создания запоминающегося и запоминающегося эффекта. Эти функции помогают сделать пословицу более легкой для запоминания и распространения.

Важно отметить, что не все пословиц демонстрируют каждую из этих особенностей, а некоторые отклоняются от этих моделей. Тем не менее, эти элементы часто можно найти в народных высказываниях, которые выдержали испытание временем и находят отклик у людей разных культур и поколений.

Типы пословиц

Пословицы можно разделить на несколько типов в зависимости от содержания, формы и функции. Понимание этих типов может помочь лучше оценить их роль в литературе и повседневной речи. Некоторые распространенные типы пословиц включают в себя:

Описательные пословицы

Эти пословицы дают описание или наблюдение о ситуации. Например, «Катающийся камень не покрывается мхом».

Мудрые высказывания

Эти пословицы передают мудрость и жизненные уроки, часто служащие этическими рекомендациями или принципами. Например, «Две ошибки не делают правду».

Пословицы повелительного наклонения 

Эти пословицы призывают к осторожности или предлагают курс действий. Например, «Посмотри, прежде чем прыгнуть».

Сравнительные пословицы

Эти пословицы сравнивают две ситуации или понятия, подчеркивая их сходство или различие. Например, «Мусор для одного человека — сокровище для другого».

Юмористические пословицы

Эти пословицы используют юмор или иронию, чтобы передать сообщение или урок, например, «Ранняя пташка может получить червяка, но вторая мышь получит сыр».

Пословицы, основанные на происхождении

Эти пословицы уходят корнями в культурный или исторический контекст конкретного региона, например, «Рим не за один день строился».

Метафорические пословицы

Эти пословицы используют метафоры для выражения более глубокого значения, что делает их более сложными и наводящими на размышления. Например, «Не считайте цыплят, пока они не вылупились».

Парадоксальные пословицы

Этот тип пословиц представляет собой кажущееся противоречивым утверждение, которое при дальнейшем размышлении раскрывает глубокую истину. Например, «Чем больше вещи меняются, тем больше они остаются прежними».

Иллюстративные пословицы

Эти пословицы используют яркие образы или рассказы, чтобы донести свою мысль. Например, » Праздный мозг — мастерская дьявола «.

Использование и распространенность этих типов пословиц может варьироваться от культуры к культуре. Кроме того, многие пословицы могут включать элементы из нескольких категорий, что делает их универсальными для эффективной передачи смысла и уроков.

Примеры пословиц

Положительные пословицы

Положительные пословицы — это высказывания, которые передают ценные жизненные уроки, вдохновляют на личностный рост и вселяют оптимизм. Давайте взглянем на некоторые положительные пословицы:

Пословица Значение
матрос». Важно сталкиваться с трудностями и извлекать из них уроки, поскольку они имеют решающее значение для нашего личного роста.
«Сэкономленный пенни — это заработанный пенни». Важно экономить деньги.
«У каждого облака есть серебряная подкладка». Даже в сложных ситуациях всегда можно найти положительный аспект или улучшение.
«Лучше поздно, чем никогда . » Лучше сделать что-то с опозданием, чем вообще ничего.
«Яблоко в день избавляет от доктора». Здоровое питание поможет вам оставаться здоровым.

Негативные пословицы

Негативные пословицы служат предостережением, освещающим потенциальные ловушки и неблагоприятные последствия. Эти высказывания часто несут предостерегающий тон, побуждающий к размышлению и поощряющий благоразумное поведение. Рассмотрим несколько отрицательных пословиц:

Пословица Значение
«Леопард не может изменить свои пятна». У людей есть врожденные характеристики, которые невозможно изменить, что подчеркивает необходимость внимательного отношения к окружающим.
«Нельзя приготовить омлет, не разбив яиц». Чтобы добиться чего-то стоящего, нам часто приходится сталкиваться с трудностями и идти на жертвы.
«Слишком много поваров портят бульон». Потенциальный ущерб от слишком большого количества людей, вовлеченных в одну задачу, что может привести к путанице и отсутствию сплоченности.
«Плохой работник всегда винит во всем свои инструменты». Кто-то винит качество своего оборудования или другие внешние факторы, когда плохо выполняет задачу.
«Все хорошее когда-нибудь заканчивается». Ничто не вечно.

Как положительные, так и отрицательные пословицы передают мудрость, выражая суть человеческого опыта в кратких и запоминающихся фразах.

Повседневное использование: распространенные английские пословицы

Вот несколько примеров часто используемых английских пословиц:

  • «Действия говорят громче слов . » — Лучше показать что-то своими действиями, чем просто говорить об этом.
  • » Не суди о книге по обложке.» — Не судите кого-то или что-то только по внешнему виду.
  • «Удача сопутствует смелым». — Люди, которые идут на риск, чаще добиваются успеха.
  • «H onety — лучшая политика». — Лучше сказать правду, чем соврать.
  • «Нищие не могут выбирать». — Если вы находитесь в сложной ситуации, вы не можете быть слишком разборчивы в том, что вы получаете.
  • «Практика делает совершенным». Чем больше вы что-то делаете, тем лучше у вас это получается.

Культурные различия

Во многих культурах пословицы играли значительную роль как в устной, так и в письменной традиции, с уникальными выражениями, отражающими точки зрения и ценности этих обществ. Вот несколько примеров со всего мира:

9 0282
Культура Пословица Описание Пример Значение
Китайский Просто и элегантно передает сложные идеи «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага». Большую и сложную задачу можно решить, выполняя ее шаг за шагом.
Африканский Богатый мудростью и часто использующий метафоры природы «Когда паутина объединяется, она может связать льва». Люди могут добиться многого благодаря командной работе и сотрудничеству.
Испанский Преподает моральный урок или дает совет «Эль таймпо э оро». Время бесценно, и мы не должны тратить его зря.
Японец Выражает истину или мудрость, основанную на их культуре, ценностях и опыте «Семь раз упади, восемь раз встань». Настойчивость и стойкость являются ключом к преодолению невзгод.
Арабский Демонстрирует накопленную за века мудрость, которая остается актуальной и дорогой их сердцам «الكلام اللين يغلب الحق البين» Нежные слова побеждают ясную правду.
Латинский Основанный на греко-римских традициях «Carpe diem» Лови момент.

Пословицы можно найти в различных формах литературы, таких как поэзия, книги и даже фильмы. Их краткий характер и вневременная мудрость делают их привлекательным инструментом как для писателей, так и для ораторов.

Многие пословицы также имеют эквивалентные выражения в разных языках или культурах, выделяя универсальность определенных истин и ценностей.

Например, английская пословица «Рыбак рыбака слетается в стаю » имеет сходное значение с испанской пословицей «Dime con quién andas y te diré quién eres» (Скажи мне, с кем ты гуляешь, и я Я скажу тебе, кто ты).

Хотя происхождение некоторых пословиц можно отнести к конкретным авторам или историческим событиям, большинство из них передавалось из поколения в поколение как часть устной традиции повествования.

Влияние на язык и литературу

Пословицы оказывают значительное влияние как на язык, так и на литературу, часто служа отражением коллективной мудрости, ценностей и верований различных культур.

На протяжении всей истории литературы пословицы включались в различные формы произведений, таких как поэзия, драма и проза. Они обеспечивают более глубокое понимание и богатство текста, привнося культурный контекст и традиционную мудрость.

Положительное и отрицательное влияние пословиц

Некоторые из положительных сторон пословиц включают их способность:

  • Просто и эффективно передавать сложные идеи.
  • Передайте культурные нормы и ценности новым поколениям.
  • Помогите читателям идентифицировать себя с историями и персонажами.

Несмотря на свои преимущества, у пословиц есть и потенциальные недостатки:

  • При неосторожном использовании могут усилить вредные стереотипы или предубеждения.
  • Неправильное толкование может возникать из-за культурных или языковых различий.
  • Чрезмерное доверие к пословицам может привести к созданию повествовательно предсказуемых или поверхностных литературных произведений.

Для писателей, читателей и пользователей языка крайне важно подходить к пословицам с пониманием и чуткостью, чтобы избежать увековечивания ложных или предвзятых сообщений.

Шекспир и его пословицы

Уильям Шекспир, бард Эйвона, был не только драматургом и поэтом, но и мастером языка. Его талант сплетать слова в запоминающиеся фразы оставил нам бесчисленное множество пословиц, которые продолжают обогащать наши ежедневные разговоры.

Пословицы Шекспира отражают универсальные истины и человеческие эмоции, что делает их такими же актуальными сегодня, как и в 16 веке. Его способность выразить глубокую мудрость в нескольких словах оставила неизгладимый след в английском языке.

Вот самые известные пословицы Шекспира и их значения, демонстрирующие вечную мудрость Барда:

  • «Любовь слепа ». — Венецианский купец
    Любовь может заставить людей не замечать недостатков.
  • «Не все то золото, что блестит». — Венецианский купец (Акт 2, Сцена 7)
    Эта цитата означает, что вещи не всегда такие, какими кажутся.
  • «Путь настоящей любви никогда не бывает гладким». — Сон в летнюю ночь (Акт 1, Сцена 1)
    Эта цитата означает, что любовь никогда не бывает легкой и на пути всегда есть препятствия.
  • «Краткость — душа остроумия». — Гамлет (Акт 2, Сцена 2)
    Эта цитата означает, что быть кратким и по существу более эффективным, чем многословным.
  • «Трусы умирают много раз перед смертью». — Юлий Цезарь
    Страх смерти может привести к жизни, полной беспокойства.
  • — Мне кажется, дама слишком много протестует. — Гамлет (Акт 3, Сцена 2)
    Эта цитата означает, что когда кто-то слишком сильно что-то отрицает, это обычно означает, что он виноват в этом.

Библия и Книга Притчей

Библия, священное писание христианства и иудаизма, является сокровищницей мудрости и нравственных учений. Среди 66 книг Книга Притчей выделяется как замечательный сборник изречений и наставлений, дающих практическое руководство в повседневной жизни.

Книга Притчей, написанная главным образом царем Соломоном, дает знания по различным темам, таким как семья, работа и личностный рост. Он дает бесценное понимание человеческой природы и того, как преодолевать жизненные трудности с изяществом и мудростью.

  • Притчи 3:5-6 — «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой; во всех путях твоих повинуйся Ему, и Он сделает стези твои прямыми».
    Значение: полагайтесь на Божье руководство и мудрость, а не только на свой собственный интеллект, чтобы справляться с жизненными трудностями.
  • Притчи 12:15 — «Путь глупых кажется им прямым, а мудрые слушаются совета».
    Значение: важно быть открытым для советов и учиться у других, а не предполагать, что мы знаем лучше всех.
  • Притчи 15:1 — «Кроткий ответ отвращает гнев, а грубое слово возбуждает гнев».
    Значение: Доброта и дипломатия могут разрядить напряженную обстановку, а грубые слова только усугубят конфликт.
  • Притчи 16:18 — «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность».
    Значение: самоуверенность и высокомерие могут привести к падению.
  • Притчи 18:10 — «Имя Господа укрепленная башня; праведники бегут к нему и спасены».
    Значение: Бог является источником защиты и силы для тех, кто ищет у Него убежища.
  • Притчи 21:23 — «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит себя от беды».
    Значение: внимательность к своим словам может уберечь нас от неприятностей и конфликтов.

Пословицы в социальных сетях

В последние годы пословицы нашли свое применение в социальных сетях, распространяя мудрость и делясь советами в современном контексте.

Твиттер

Твиттер с его ограничением на количество символов идеально подходит для обмена короткими, но эффектными пословицами. Пользователи часто твитят пословицы, чтобы вдохновить подписчиков, вступить в беседу или просто поделиться своими мыслями с другими.

Хэштеги могут помочь пользователям легко находить контент, связанный с пословицами, и взаимодействовать с ним. Вот несколько популярных примеров:

  • #ProverbOfTheDay
  • #МудрыеСлова
  • #ДревняяМудрость

Facebook

На Facebook пословицы часто распространяются через посты, изображения и содержимое страниц. Различные страницы и группы посвящены пословицам из разных культур, религий и исторических периодов, что позволяет пользователям присоединяться и участвовать в дискуссиях. Некоторые популярные страницы Facebook, на которых делятся пословицами:

Имя Категория
Пословицы и поговорки Сообщество
Африканские пословицы 9029 2 Искусство и гуманитарные науки
Библейские притчи Религиозная организация

Instagram

Instagram представляет собой визуальную платформу, что делает ее идеальным местом для обмена пословицами в виде эстетически приятных изображений. Пользователи создают изображения с пословицами и делятся ими в качестве надписей или текста поверх изображений, часто используя популярные хэштеги. Некоторые популярные хэштеги, связанные с пословицами в Instagram, включают в себя:

  • #пословицы
  • #мудрые слова
  • #словамудрости
  • #мудрые высказывания

Благодаря этим платформам социальных сетей пословицы продолжают находить отклик и вдохновлять людей в эпоху цифровых технологий, преодолевая разрыв между традиционной мудростью и современными средствами коммуникации.

Интерпретация и анализ

При интерпретации и анализе пословиц важно учитывать культурные, исторические и лингвистические аспекты. Пословицы часто отражают ценности и верования общества, из которого они происходят, но их значение со временем может меняться и меняться.0249 контекстно-зависимый .

Вот несколько подходов, которые следует учитывать при толковании и анализе пословиц:

Буквальное толкование

Проанализируйте пословицу, основываясь на ее наиболее очевидном значении. Однако при таком подходе важно соблюдать осторожность, поскольку пословицы часто имеют символическое, метафорическое или идиоматическое значение.

Исторический контекст

Понять исторический фон и время, когда пословица впервые использовалась. Знание обстоятельств, когда пословица впервые появилась, может помочь в более точной интерпретации.

Культурный контекст

Погрузитесь в культурный контекст, чтобы понять верования, ценности, обычаи и обычаи, лежащие в основе пословиц. В разных культурах есть уникальные способы выражения мудрости и совета.

Лингвистические особенности

Обратите внимание на риторические приемы, такие как аллитерация, рифма или повторение, используемые в пословице. Эти приемы могут выявить акцент сообщения или уточнить предполагаемый смысл.

Функции и цели пословиц

Пословицы служат множеству функций и целей в литературе и повседневной жизни. Они заключают в себе моральные и этические уроки, отражают социальные и культурные ценности и играют роль в современном обществе. Этот раздел углубляется в эти аспекты.

Моральные и этические уроки

Пословицы часто содержат универсальные моральные и этические уроки, применимые независимо от времени, места и культуры. Они выражают мудрость и дают руководство в различных ситуациях.

Например, пословица «Честность — лучшая политика» подчеркивает важность правдивости, а «Вовремя сделанный стежок спасает девять» подчеркивает ценность быстрого решения проблем. Такие пословицы помогают людям принимать обоснованные решения и вести себя этично.

Социальные и культурные ценности

Пословицы отражают социальные и культурные ценности сообществ, которые их создают и используют. Они дают представление о традициях, верованиях, обычаях и мировоззрениях, которые определяют конкретные общества.

  • Японская пословица «Торчащий гвоздь забивают» иллюстрирует акцент на соответствии и гармонии в японской культуре.
  • Турецкая пословица «В хорошей компании нет длинных дорог» подчеркивает важность товарищеских отношений и единения в турецком обществе.
  • Английская пословица «Синица в руке стоит двух в кустах» имеет аналоги во многих языках, подчеркивая осторожность и довольство в разных культурах.

Роль пословиц в современном обществе

Несмотря на свое древнее происхождение, пословицы по-прежнему актуальны и влиятельны в современном обществе.

  • Пословицы перекликаются с современными проблемами , рассказывая о человеческом поведении, отношениях, общении и многом другом.
  • Пословицы используются в различных средствах массовой информации , включая рекламу, фильмы и песни, чтобы передать глубокий смысл в краткой и запоминающейся форме.
  • Пословицы служат источником вдохновения для писателей, ораторов и лидеров, чтобы они могли эффективно доносить свои идеи. Они могут вызывать эмоции и провоцировать на размышления, подчеркивая суть различных ситуаций или аргументов.
  • Притчи можно творчески адаптировать и обновлять , чтобы они отражали современные обстоятельства, обеспечивая их постоянную актуальность и привлекательность.

Применение и использование пословиц

Пословицы играют важную роль в различных аспектах литературы и повседневной беседы, поскольку они служат бесценным инструментом для обучения, рассказывания историй и общения.

В литературе пословицы можно встретить в различных формах, например:

  • Персонажи, использующие пословицы для передачи мыслей и переживаний
  • Авторы, использующие пословицы для установления культурного или исторического контекста
  • Включение пословиц в стихи, романы, эссе и пьесы в качестве литературных приемов

Кроме того, пословицы используются вне письменных текстов, чтобы обогатить разговор и общение. Они часто служат для того, чтобы:

  • Проиллюстрировать мысль или подчеркнуть сообщение
  • Предложите совет или поделитесь коллективным мнением
  • Предоставьте легко понятный, универсальный пример

Благодаря своей универсальности , краткости и запоминаемости пословицы по-прежнему широко используются и ценятся в различных культурах и языках.

Часто задаваемые вопросы

Всегда ли пословицы верны?

Пословицы можно найти в различных формах литературы, таких как поэзия, пьесы, романы и религиозные тексты. Они могут использоваться персонажами, чтобы передать мудрость или подчеркнуть культурные ценности.

Изменяются ли пословицы при переводе на другие языки?

Перевод пословиц иногда может привести к изменению их значения или формы, поскольку переводчики могут адаптировать их к целевому языку и культуре.

Как эффективно использовать пословицы в письменной или устной речи?

Чтобы эффективно использовать пословицы, убедитесь, что они имеют отношение к вашей теме, дают осмысленную информацию и представлены таким образом, чтобы улучшить ваше сообщение, не будучи клише или злоупотреблением.

Могу ли я создавать собственные пословицы?

Хотя можно создавать новые поговорки или выражения, пословица обычно получает свой статус благодаря широкому использованию и принятию с течением времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *