Поймет не тот кто много видел а тот кто много потерял кто автор: стихотворение «Поймет не тот, кто много видел…»

Содержание

Поймет не тот, кто много видел, а тот, кто много потерял. Простит не тот, кто не обидел, а тот, кто многое прощал. Осудит каждый, кто не в силах, пути другому уступить. Ревнует только тот, в чьих жилах, кровь никогда не закипит. И боль чужую взять не сможет, кто выгодой своей живет. И грусть ночами не тревожит, тех, кто любви не познает. И счастья встречи не узнает, кто расставанием не дышал. Лишь тот, кто многое теряет, тот цену многому познал! — Спрашивалка

Поймет не тот, кто много видел, а тот, кто много потерял. Простит не тот, кто не обидел, а тот, кто многое прощал. Осудит каждый, кто не в силах, пути другому уступить. Ревнует только тот, в чьих жилах, кровь никогда не закипит. И боль чужую взять не сможет, кто выгодой своей живет. И грусть ночами не тревожит, тех, кто любви не познает. И счастья встречи не узнает, кто расставанием не дышал. Лишь тот, кто многое теряет, тот цену многому познал! — Спрашивалка

Ол

Ольга

Поймет не тот, кто много видел, а тот, кто много потерял. Простит не тот, кто не обидел, а тот, кто многое прощал. Осудит каждый, кто не в силах, пути другому уступить. Ревнует только тот, в чьих жилах, кровь никогда не закипит. И боль чужую взять не сможет, кто выгодой своей живет. И грусть ночами не тревожит, тех, кто любви не познает. И счастья встречи не узнает, кто расставанием не дышал. Лишь тот, кто многое теряет, тот цену многому познал! любовь счастие кровь сила ночь встреча путь грусть выгода цена боль расставание жила

195

15

2

Ответы

ВП

Вера Попова

набор для рифмы,ревность кровь не закепит,детсад вы не видели как кровь кипит у тех кто ревнует видно,осудит тот кому больно сделали при чем тут путь уступить,а тот кто много видел тот действительно поймет,а не тот кто слышал,вообщем моё мнение рифма красивая но не содержательная,опять наверно рубаи рака

0

Ни

Никто

1

AB

Andrew Black

замечательно!) Чтобы это сказать -нужно пережить.

И чтобы не спорить -тоже

0

AB

Andrew Black

замечательно!) Чтобы это сказать -нужно пережить. И чтобы не спорить -тоже

0

Александр Некрасов

Что-то в сборниках афоризмов ещё осталось?)

0

Ни

Никто

Жизнь подкидывает новое))))

1

Александр Некрасов

Трудитесь, не покладая рук!

1

Ни

Никто

Я не автор. .я всего лишь благодарный читатель ЧУЖОГО!

1

Александр Некрасов

1

ЮБ

Юрий Бобаренко

МОЛОДЕЦ ОЛЕНЬКА ДЕРЖИ ЕЩЕ КОНФЕТКУ

0

АВ

Александр Васильевич

Хорошие слова. Правильные.

0

Ни

Никто

1

АВ

Александр Васильевич

1

Алексей Лукичёв

Маша растеряша всё теряет.

0

Алексей Горталов

Объемно и очень красиво

0

Иван Соколов

сильно, спорить не буду

0

Наталья Ланец

Да,очень точные слова.

0

Ни

Никто

1

Аф

Афродита

красиво,согласна

0

Маришка

МУРАШКИ ПОБЕЖАЛИ !!!

1

АЗ

Александр Заболотный

а ведь все верно.

0

Ни

Никто

1

Александр Иванов

Хороший слог…

0

Ни

Никто

1

Александр Иванов

1

Алексей Груздев

0

Ни

Никто

1

ТЗ

Татьяна Зарецкая

да

0

Ни

Никто

1

Другие вопросы

когда я выйду замуж. . кто он… буду ли я счастлива с ним)))??? помогите Анна 24.06.1992год

Сон знакомый мужчина заглядывает в ко мне в окно

Что за номер? cостоит из 12 цифр начинается +90532…и дальше 7 цифр это сам номер я так поняла

CОнбудто потоп какой то все в воде вещи мебель, мы в воде и торт в руках у меня яем торт весь в крему !)

быть может обвинишь себя… чем обвинять других?

Как написать исковое заявление в суд?

а у вас дождь идет: московская область

КАК правильно сушить гРиБЫЫ?? научите, а?)) очень хочется попробовать…

Скажите я совершила ошибку в этих отношений?? ясебя постоянно обвеняю (скажите пожалуйста

Если человек не будет платить алменты на своих двух детей с разных уже бывших семей. Возраст не совершеннолетние дети.

Добрый день! Мне очень нужна помощь! Никогда не везло в любви, не было достойных отношений. Родилась 13.06.94 в 11:00.

я куда то еду на поезде очень далеко, что значит этот сон?

На какой маршрутке от Автовокзала До улицы Московской в красноярске

Ну а сейчас что вы запоёте?)))) Ваши музыкальные ассоциации по данному тех. моменту….)) См. внутрь….

С какой целью сочинялись религии?

Простые вопросы Юрию Норштейну • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Искусство

Чем хороший мультфильм отличается от плохого? Как оставаться свободным художником в несвободные времена? Что делать, когда грустно? Читайте ответы Юрия Норштейна на эти и другие вопросы. Проект приурочен к выставке режиссера-аниматора Юрия Норштейна и художника Франчески Ярбусовой «Снег на траве»

Записал Александр Борзенко

О книгах

Простые вопросы Юрию Норштейну. Вы читали детям вслух? И еще 4 вопроса о книгах
Помните вашу первую книжку?
Обложка книги Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница». Москва, 1937 год«Детиздат»

Первая книга, которую я прочитал, — это «Лягушка-путешественница» Всеволода Гаршина  Всеволод Гаршин (1855–1888) — русский писатель. После участия в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов Гаршин в самых извест­ных своих рассказах, например «Четыре дня», «Трус», «Художники», отразил тему социальной несправедливости и бесси­лия человека перед ней. Гаршин написал ряд близких к народным рассказам Льва Толстого произведений, а последним его произведе­нием стала сказка для детей «Лягушка-путешественница» 1887 года.. Прочитана она была в очень экзотических обстоя­тельствах. Это был 1946 год, мне было пять лет. Что такое елка в 1946 году? Страна только что пережила жуткую катастрофу, и поэтому елка была чем-то невероятным. Дядя принес нам пачку книжек из серии «Книга за книгой», все одного формата, приблизительно 15 × 20.

Я сел под елку и прочитал «Лягушку-путешественницу». Это впечатление осталось на всю жизнь, потому что в книжке шел дождь, утки крякали, летели в сизом небе, несли эту самую лягушку, которая держалась за веточку, на юг. И все это смешалось: за окном — зима, вьюга, синий цвет, здесь — окно, заве­шенное простыней, желтый абажур. Знаете, искусство составляется из таких вот контрастов. Мне кажется, что тот, кто не топил печку и не знает, как пламя отблескивает на стене и отбрасывает на нее силуэт сидящего перед печкой, очень много потерял, хотя, может быть, и приобрел что-то в других вещах.

Книжка не бог весть какая, но написана с огромным сочувствием к живой жизни, ведь Гаршин вообще очень трагический писатель, и он трагически закончил  В 1880 году революционер Ипполит Млодец­кий совершил неудачное покушение на вид­ного политического деятеля Михаила Лорис-Меликова. Всеволод Гаршин на личной встре­че с Лорис-Меликовым просил помилования для революционера, но Млодецкого все равно казнили. Потрясенный произошедшим, Гаршин тяжело заболел, попал в психиатри­ческую лечебницу и покончил с собой во время припадка.. Чем дальше, тем больше для меня это сочувствие к живой жизни становится тем самым главным, что определяет личность человека. 

Вы любили смотреть картинки?
Обложка книги Джонатана Свифта «Приключения Гулливера». Москва, 1949 год«Детгиз»

У меня была книга «Путешествие Гулливера», адаптированная для детей, с очень хорошими иллюстрациями Жана Гранвиля. Эту книгу я перечитывал и перечитывал, потому что я был абсолютно убежден в реальности описанного. Подросток должен верить в эту реальность — тогда он получает сильный эмоциональный заряд.

На самом деле в конце 40-х и в 50-е годы у нас в семье было не так много книг — по очень простой причине. Мама с моим братом и со мной в животе уехала в эвакуацию, папа был призван в армию, а те, кто оставался в Ленин­граде, все равно должны были выживать, поэтому огромная часть книг сгорела в печке. Это не ново, потому что в Ленинграде во время блокады библиотеки шли в печку, культура шла в печку.

Какие книги для вас самые важные?
Обложка книги Генри Дэвида Торо «Уолден, или Жизнь в лесу». Москва, 1962 год © Издательство академии наук СССР

Главной книгой моей жизни стала книга одного американца, философа Генри Торо. Я называю Торо естественником — он занимался философией есте­ственной природы. Когда я читал его книгу «Уолден, или Жизнь в лесу» (Уолден — это название озера), мне уже было 20 лет, «Уолден» сделал меня тем, кто я есть.

Обложка поэтического сборника Уолта Уитмена «Листья травы». Москва, 1955 год © Государственное издательство художественной литературы

В это же время появились «Листья травы» Уолта Уитмена. Я долго не мог понять, что за «листья травы», пока не стал углубляться в его поэзию. «Первый встречный, если ты, проходя, захочешь заговорить со мною, почему бы тебе не заговорить со мною? Почему бы и мне не начать разговора с тобой?»  Перевод Корнея Чуковского.  Как я потом понял, для меня это основополагающие моменты жизни. Первый встречный — а где еще проявляется человек? Вот так, при случайной встрече. Это может быть в поезде, в дороге, кто-то у кого-то спросил адрес, этот показал, дальше разговорились: «Откуда ты идешь?» — и так далее.

Обложка повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Москва, 1949 год © Эстонское государственное издательство

И третья книга, которая тоже постоянно во мне и со мной, — это «Хаджи-Мурат». Причем с давних пор. Помню, как-то мы с мамой пришли на Мина­евский рынок, а там на развале продавались книжки. Я ничего не знал про «Хаджи-Мурата», но что-то слышал. И вдруг говорю: «Мам, купи». А прода­вались книги за три копейки — этому книгоноше, наверное, было дороже их принести. Мама купила «Хаджи-Мурата» — и все, мир для меня пал, я влюбился в эту книжку.

Однажды мне позвонил директор магазина «Москва» и спросил: «Юра, какая ваша любимая книжка?» Я говорю: «Хаджи-Мурат». — «Вы знаете, у нас появилась книжка, в которой „Хаджи-Мурат“ и толстовские повести, „Казаки“ и „Севастопольские рассказы“. А вы могли бы написать что-то про них?» И вот я написал:

«Именно потому, что автор этой книги — русский писатель, ее нужно читать всем, кто хочет избавиться от синдрома ложного патриотизма.
     С позиции греческого рока, миновав литературное кокетство, Лев Толстой рассказал в „Хаджи-Мурате“ о тупиковости для наивной и героической души любого человеческого деяния, если оно попадает в условия власти и политической интриги».

Я пишу такой оборот, потому что Хаджи-Мурат вышел к русскому наместнику Воронцову с тем, чтобы он его принял и помог ему в борьбе с Шамилем. Ничего не получилось, в результате Хаджи-Мурат бежал от него вместе со своими нукерами, его настигли и изрубили казаки. Голову Хаджи-Мурата отрубили и привезли в лагерь прямо в мешке. 

«Эта книга о невозможности соединить простые человеческие цен­ности — семья, жена, дети, древняя песня — с жаждой личной власти и жизнью под какой-либо властью. <…> Литературное совершенство, то есть простота, с которой следится действие, ошеломляет. Книга „Хаджи-Мурат“ должна быть настольной для нынешних политических деятелей, если они действительно хотят мира и не отыскивают во власти свой личный интерес».

Какие стихи вы часто вспоминаете?
Обложка первого тома собрания стихотворений Александра Пушкина в трех томах. Москва, 1936 год © Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ

Пушкин всегда во мне, я всегда вовремя его цитирую. Это цитаты, которые сразу обозначают и ставят на место все смыслы жизни. Смотрите, какой Пушкин диалектик, хотя звучит это как философское определение. «Унылая пора!» А дальше: «Очей очарованье!» Потом: «Приятна мне твоя прощальная краса…» То есть он все время сталкивает: «…Люблю я пышное природы увядание, / В багрец и в золото одетые леса…» И дальше:

…В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Вы читали детям вслух?
Обложка книги Корнея Чуковского «Муха-цокотуха». Москва 1977 год © Издательство «Детская литература»

Я читал детям, еще когда они были совсем маленькими — два месяца или около того. Детям надо читать все время с того момента, как они родились, особенно акцентированную ритмическую поэзию. Нам кажется, что они ничего не понимают, но они уже мыслят, они уже родились мудрыми.

Есть еврейская притча о том, почему под носом шишечка. Потому что, оказывается, ребенок в утробе уже знал все, а Бог решил: «Что же мне сделать, чтобы он все это забыл и начал познавать?» И он перед рождением дает ему щелчка под нос, возникает эта шишечка, и ребенок в чистом виде начинает познавать мир.

Одна из частей познания мира — это ритм. И, как сказал бы Федор Хитрук  Федор Хитрук (1917–2012) — советский мультипликатор и режиссер, создатель таких мультфильмов, как «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация», «Икар и мудрецы» и других. , темпоритм. Потому что просто ритма недостаточно, надо давать и то и другое. Что дает темпоритм? «Муха, Муха-цокотуха, / Позолоченное брюхо! / Муха по полю пошла…» — ребенок сразу входит в эту игру, важно ввести его ритмом слова. Он подхватывает, и потом вы даже не заметите, как уже в год он начнет что-то ляпать своим наполовину заполненным зубами ртом. Вдруг выясняется, что он возвращает тебе то, что ты ему дал. Нам кажется, что он не слышит, а он все слышит.

Что касается взаимоотношений с моими детьми, то я читал им все время, хотя и был очень занят. Они даже ждали меня. Франческа  Франческа Ярбусова (р. 1942) — художник-постановщик, жена Юрия Норштейна. Дебютным рисованным фильмом стал «Паровозик из Ромашкова», а вместе с мужем Франческа Ярбусова создала «Ёжика в тумане», «Цаплю и журавля» и другие мультфильмы. звонила мне и гово­рила: «Юра, они тебя ждут, не ложатся спать и не засыпают». 

Я постоянно читал им Маршака, Чуковского, Бёрнса в переводе Маршака, потому что Роберт Бёрнс как раз из акцентированных поэтов. Можно и сегодня садиться с друзьями, выпивать и говорить: 

Никто не пьян, никто не пьян, 
А так, под мухою, чуть-чуть. 
Пусть день встает, петух поет, 
А мы не прочь еще хлебнуть! 

Я могу прочитать это и детям, и кругу друзей. 

Последний тот из нас, друзья, 
Кто первый выйдет за порог. 
А первый тот, кого струя 
Из нас последним свалит с ног!

Важно то, что ты сидишь в кругу друзей, а все они вместе со мной или сами по себе когда-то читали эти стихи своим детям. И что может быть слаще того, чтобы найти эхо, ритмический словесный отклик в своих друзьях, в компании, где ты бываешь?

А дальше мой этаж чтения постепенно возрастал, пошли серьезные, философ­ские сказки — Уайльд, Гоголь, Булгаков. Я прочитал детям весь роман «Мастер и Маргарита», хотя они уже могли читать сами. Чтение вслух прежде всего открывает качество литературы. Булгаков для чтения вслух идеален.

Сложность возрастала, потом были «Гамлет», «Хаджи-Мурат». Причем, когда я читал «Хаджи-Мурата», я делал акценты и говорил: здесь была такая-то ситуация, здесь — такой-то герой, а вот этот герой был знаком с Пушкиным, и так далее. Я рассказывал им о каких-то кругах, которые есть у Толстого, но, естественно, он их не разрабатывал. Он написал очень небольшую книгу, там всего около двухсот страниц. 

Когда ты вот так прочитываешь книгу и в чтении вдруг открываются связи этого грандиозного сочинения с другими вещами, ты понимаешь, что находишься внутри величайшего события, которое называется искусство.

О мультфильмах

Простые вопросы Юрию Норштейну. Что нужно, чтобы создать настоящее искусство? И еще 3 вопроса о мультфильмах
Какие мультфильмы вам нравятся?
Кадр из мультфильма «Снежинка». Режиссер Наталья Чернышева. 2012 год © Наталья Чернышева

Фильм «Снежинка» Наташи Чернышевой. Я был абсолютно сражен этим фильмом, я был удивлен и восхищен его поэзией. Следующий же ее фильм, «Возвращение», доказал, что она цельная личность. Он идет полторы минуты. Внучка, вся такая распомаженная, с сумочкой, приехала к бабушке из города, села. А бабушка — очень маленькая по сравнению с ней. Внучка целует ее, на щеке у бабушки остается помада. Бабушка подает варенье, и вдруг эта огромная баба становится маленькой девочкой, она почувствовала себя ребенком. Ну не гениально ли?

Кадр из мультфильма «Возвращение». Режиссер Наталья Чернышева. 2013 год © Наталья Чернышева

В этом красота мультипликации: она способна на любые трансформации. Но дело же не в том, что ты можешь создать любые трансформации — они должны быть точными. Этот момент — идеально точная трансформация, идеально точная образность. 

Один режиссер отличается от другого цельностью темы. У Наташи есть своя тема, и эта тема замечательная. Цельный человек способен сделать настоящее произведение. Если ты растаскан, причем сам себя растащил в попытке посмо­треть, что у этого, а что у того и что смотрит третий, начинается расползание и заканчивается личность. Ты должен смотреть, но при этом оставаться самим собой. Но, к сожалению, сегодня такое время, когда человеку не всегда это удается, и это отдельная беда.

Кадр из мультфильма «Умба-Умба». Режиссер Константин Бриллиантов. 2012 год © Школа-студия «ШАР»

Мне по-прежнему очень нравится «Умба-Умба» Константина Бриллиантова, хотя фильму уже лет десять и он вроде как не новый. Это фильм о шахтерах, и он понравился мне цельностью, пониманием того, что пластическая форма является драматургией.

Сегодня организована академия авторской анимации, и слава богу, что она существует, потому что, видите ли, мы все равно судим об искусстве по вер­шинам — мы никогда не говорим о сером. Но я должен сказать, что, пока эта страна по-настоящему не поймет, что тот «Союзмультфильм», который был, нес в себе и авторскую анимацию, хотя тогда это так не называлось, и ремесло, то есть было налажено производство хорошего продукта (такое тоже должно быть), и качественную школу, не будет ничего хорошего. Искусство, как и природа, требует расточительности. 

Чем хороший мультфильм отличается от плохого?
Кадр из мультфильма «Путешествие муравья». Режиссер Эдуард Назаров. 1983 год  © Киностудия «Союзмультфильм»

Во-первых, максимально подробным вхождением в тему. Мой друг Эдик Назаров — вы знаете его по фильму «Жил-был пес» — сделал «Путешествие муравья», которое, наверное, меньше известно, но это гениальный фильм. Он почти год сидел в библиотеке, собирая материал, и даже пришел к Фране — а она хотя и художник, но так много знает о животных, что уже почти биолог, — и она дала ему нужные книги. Он сидел и изучал эту тему как ученый, поэтому появился фильм такой невероятной силы образности.

Во-вторых, новизной идеи. Новизна идеи — это ты сам. И не надо говорить: «Я сейчас вырабатываю свой почерк». Нечего вырабатывать свой почерк — он в тебе уже сидит. Ты только не скрывай себя, не старайся подрифмоваться под соседа. Это худшая форма сохранения себя. Ты должен смотреть только своими глазами, но для этого ты не должен стыдиться того, что пришло тебе в голову. Вот пачка из ста листов, вот я их изрисовал и нашел тот самый жест, который сразу создал акцент всего эпизода. Но важно не торопиться. У заме­чательного писателя Юрия Олеши, известного по роману «Три толстяка», есть фраза: «В эпоху больших скоростей художник должен думать медленно»  Ю. К. Олеша. Пьесы. Статьи о театре и драматургии. М., 1968.. 

И еще пошляки не должны руководить искусством. Они будут где-нибудь пить коньяк и говорить: «А эти мои дураки сидят там, работают». Пока не кончится эта пошлость, мы не придем к нормальным отношениям с искусством, и это касается не только мультипликации.

Что вы думаете о компьютерной мультипликации?

Я помню, как однажды сказал по поводу звуков: «Звуки надо очень точно ощу­щать в себе». Один человек ответил мне: «Да у меня их пять тысяч в компью­тере». Я говорю: «Пять тысяч — значит, ни одного». Франя пользуется всего тремя-пятью цветами — этого ей достаточно, чтобы получить гармоничную цветовую гамму. И другому живописцу будет достаточно. Никакой компьютер без индивидуального творчества ничем тебе не поможет, ты все равно ока­жешься в пустоте. Осторожнее с компьютером — доверяйте руке.

Что еще нужно, чтобы создать настоящее искусство?
Кадр из мультфильма «Каникулы Бонифация». Режиссер Федор Хитрук. 1965 год © Киностудия «Союзмультфильм»

Все успехи, которые кажутся легко достигнутыми, рождены колоссальным трудом. Я видел, как работал Хитрук, когда создавался фильм «Каникулы Бонифация», где я делал небольшой эпизодик. Там был и гениальный мультипликатор Анатолий Петров, который позже стал фантастическим режиссером. Но сам Хитрук сидел над листами — это была калька на штиф­тах — и проверял все сцены, все жесты, переделывал, доделывал. Как-то я посмотрел на его лицо и вспомнил, как яростно работал Флобер. Он поставил себе ограничение: не повторять на одной странице одно и то же слово. Когда человек себя ограничивает, но прорывается сквозь эти ограничения, он при­ходит к искусству.

О жизни

Простые вопросы Юрию Норштейну. Что делать, когда очень грустно? И еще 2 вопроса о жизни
Как оставаться собой?
Юрий Норштейн около рисунка, на котором изображен его отец Берко Норштейн, на выставке «Снег на траве» в Еврейском музее и центре толерантности. Москва, 2021 год © Сергей Пятаков / РИА «Новости»

Сохранить то, что ты собирал в себе на протяжении энного количества дней. Допустим, тебе сегодня 35 лет и пять месяцев и тебе нужно поработать с какой-то темой — все предыдущие 35 лет должны быть участниками этого, и никак иначе. 

Например, мы выписывали газету «Пионерская правда» и журнал «Пионер». В «Пионере» было много полезных вещей и для пионера, и для мальчика, который должен уметь работать руками, и вдруг на одной из его страниц я узнал о художнике Павле Федотове  Павел Федотов (1815–1852) — русский живописец и график, родоначальник русского критического реализма. . Я о нем знать не знал, а кончилось тем, что я в моей книге написал о нем отдельную главу: «Павел Андреевич Федо­тов». Потому что это великий русский художник, который открыл невероят­ную сторону русской жизни, как Гоголь в своей поэзии. Я говорю «поэзии», потому что его проза — это поэзия, неслучайно его «Мертвые души» названы поэмой. У Пушкина — роман в стихах, а у него — поэма. 

Как я теперь понимаю, все это, соединяясь с тем, что было почерпнуто из книг, создавало общую картину бытия. К этому надо присоединить не только лите­ратурную прозу, но и прозу жизни. Я родился в Марьиной Роще и жил во дворе, где как минимум пять-шесть человек одновременно сидели в тюрьме. Этот район Слава Говорухин  Станислав Говорухин (1936–2018) — кино­режиссер, создавший такие фильмы, как «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят» и другие, а также политический деятель, один из лидеров Демократической партии России после распада СССР. воспел в своей знаменитой картине «Место встречи изменить нельзя». С другой стороны, когда думаешь об этом, задаешь себе вопрос: кем бы ты был, если бы не видел то, что видел? Ты должен встречаться, соединяться, пересекаться со всеми драматическими, лирическими, смеш­ными, картежными сторонами жизни. Если воспитывают только словами «Не играй с ним, он плохой мальчик», то к 20 годам станешь сволочью — не больше того и не меньше. Так что сохраняешь то, что читал, то, что произвело на тебя впечатление. Дальше — твоя активность: что ты хочешь увидеть? 

В 12 лет я начал ходить в Третьяковку и практически выучил ее наизусть. Я ходил в дом пионеров, который был от нас в пяти-шести автобусных остановках, сейчас там театр зверей «Уголок дедушки Дурова». Я ходил сразу в два кружка изобразительного искусства, один был с акцентом на декоратив­ное искусство, а в другом мы занимались акварелью. Михаил Андреевич преподавал в первом, Артем Михайлович — во втором, и эти люди запомни­лись мне на всю жизнь. Если спросят: «Кто твои учителя?» — я скажу про них.

Ты ходишь в библиотеку, ты берешь в ней определенные книги, ты смотришь дома что-то, что тебе нравится, и если начать лепить из этого скульптуру, то появляется человек, который интересуется множеством вещей. И поэтому когда мне говорят: «А, советикус!»  Выражение «гомо советикус» — ироническое название советского человека, которое стало популярно благодаря философу Александру Зиновьеву. В книге «Гомо советикус» 1982 года Зиновьев рассматривал его мировоззрение. — я отвечаю, что это зависит только от человека.

Опыт собирает в себе то, в чем ты уже уверен, но если будешь пользоваться только им, никуда не продвинешься. Случай, случайный штрих, случайно разлитая краска могут все изменить. Благодаря случайности Флеминг открыл пенициллин. Кому удается сделать открытие? Любопытствующим. 

Надо быть любопытствующим, и тогда к тебе придет удача. И кроме того, в нужный момент ты должен понять, что что-то подчиняется определенной строке поэзии, и эту строку в себе воспарить. И тогда ты будешь счастлив.

Что делать, когда очень грустно?
Юрий Норштейн. 1988 год © Сергей Иванов / РИА «Новости»

Во-первых, очень хорошо, когда тебе грустно. Тебе должно быть грустно. Почему ты должен все время находиться в этом пристяжном веселье? Стра­дания должны быть, и без них вообще не существует искусства. Они обостряют талант, но когда их слишком много, они его убивают, и про это тоже надо помнить. 

Бывает, наступает такое состояние, когда кажется: все закончено, ничего нет, никого нет. Но вдруг ты вспомнил о хорошем человеке, о вчерашнем разговоре с ним, вспомнил хорошую строку, вспомнил, как гулял по лесу, как в траве или в черной земле лежало яркое яблоко, омытое дождями, — и это сразу пробу­ждает к жизни. Ты вспомнил улыбку, смех или переживание ребенка и сам себе сказал: «Его жизнь зависит от твоей, поэтому, будь добр, живи и сделай так, чтобы ему было весело». Когда грустно, ты должен думать о том, что проис­ходит у других людей.

Есть хорошая русская поговорка: «В каждом дому́ по кому́». Просто надо знать: не ты один и не ты первый. И когда люди переживают что-то, так сказать, сообща, когда один человек сочувствует другому в его переживаниях, они понимают, что они часть целого. Потому и говорят: «На миру и смерть красна». Ты должен знать, что ты часть человечества. Как писал Андрей Платонов: «А без меня народ неполный!»  А. П. Платонов. Повести и рассказы. Свердловск, 1979.

Как работать художнику в несвободные времена?
Юрий Норштейн на съемке фильма-сказки «Поди туда, не знаю куда» на студии «Союзмультфильм». Москва, 1966 год © Е. Стопалов / РИА «Новости»

Когда я работал, я не ставил себе такие задачи, чтобы нужно было бодаться с советской и несоветской властью или с кем-то еще. По-моему, это достаточно бессмысленное занятие. Поэт должен писать стихи, живописец должен зани­маться живописью. Понятие внутренней свободы никуда не пропадает. Не нужно держать фигу в кармане, есть вещи поважнее. Надо устремляться туда, куда тебе нужно. Как писал Маяковский: 

Бывает, выбросят, не напечатав, не издав,
но слово мчится, подтянув подпруги,
звенит века, и подползают поезда
лизать поэзии мозолистые руки  В. В. Маяковский. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 10. М., 1958..

Тебя не волокут в концлагерь? У тебя есть хлеб? И слава богу.

Другое дело, когда у тебя отбирают возможность работать вообще, но даже в тюрьме просвещенные люди выживали за счет того, что в умах звучала поэзия, — об этом есть у Варлама Шаламова  В. Т. Шаламов. Воспоминания. М., 2001.. А вот те, у кого этого не было, выдержать не могли. Выдерживали либо глубоко религиозные люди, либо люди, пронизанные тем, что называется искусство.

Это нужно в любые времена, в тот же ковид. Меня спрашивают: «Как вы выдер­живаете ковид?» Я говорю: «А почему „выдерживаю“? Я читаю стихи разных поэтов». Так что на самом деле найти точку приложения можно — все зависит от того, что ты прочитал и о чем ты подумал.

Совместный проект

Представительство Еврейского музея
и центра толерантности на Arzamas

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ

Проект подготовлен совместно с Еврейским музеем и центром толерантности в рамках выставки режиссера-аниматора Юрия Норштейна и художника Франчески Ярбусовой «Снег на траве», приуроченной к 80-летию Норштейна.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Камео дня

Элтон Джон в «Kingsman»

Ссылка дня

Самоучитель по написанию музыки

Карикатура дня

Ярость (Метатель цветов)

Архив

История

Фактчек: 9 самых популярных легенд о Николае I

Был бастардом? Принял яд? Не хотел освобождать крестьян?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Кюблер-Росс Стадии умирания и последующие модели горя — StatPearls

Непрерывное обучение

Медицинские работники будут работать с умирающими пациентами во всех дисциплинах, и этот процесс сложен, поскольку лечение переходит от устранения или смягчения болезни к подготовке к смерти. Это сложный переход для пациентов, их близких и медицинских работников. Это занятие предлагает парадигмы для процесса движения к смерти, а также обсуждение того, как их следует и не следует применять, поддерживая межпрофессиональную команду в удовлетворении уникальных потребностей своих пациентов и помогая им и их близким в этом процессе.

Цели:

  • Опишите пять стадий смерти, описанных Элизабет Кюблер-Росс.

  • Опишите альтернативные парадигмы переживания смерти и горя в дополнение к парадигмам, предложенным Кублер-Росс.

  • Объясните потенциально лежащий в основе процесс, порождающий эти внешне демонстрируемые стадии, чтобы создать контекст для поддержки пациентов, семей, лиц, осуществляющих уход, и медицинских работников, переживающих смерть.

  • Опишите стратегии межпрофессиональной бригады для улучшения координации ухода и коммуникации у умирающего пациента.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Медицинские работники всех специальностей работают с умирающими пациентами, и сделать это эффективно может быть сложно. В контексте смерти и умирания пациенты, их близкие и команда здравоохранения должны изменить свои цели. В то время как лечение острых и хронических заболеваний обычно включает в себя поиск приемлемого пути устранения или предотвращения прогрессирования состояния, лечение неизлечимой болезни должно включать подготовку к смерти, а также усилия по смягчению симптомов.[1] Понимание опыта умирания и горя позволяет поставщикам услуг поддерживать уникальные потребности пациентов, их близких и других медицинских работников.[2][3][4]

Функция

Доктор Элизабет Кублер-Росс представила наиболее часто изучаемую модель для понимания психологической реакции на неминуемую смерть в своей книге 1969 года «О смерти и умирании». В книге исследуется опыт умирания посредством интервью с неизлечимо больными пациентами и выделяются пять стадий умирания: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие (DABDA). Эта работа имеет историческое значение, поскольку она ознаменовала культурный сдвиг в подходе к разговорам о смерти и умирании. До ее работы тема смерти была в некотором роде табу, о ней часто говорили или вообще избегали. Умирающие пациенты не всегда имели право голоса или выбора в плане ухода. Некоторым даже не сообщили об их окончательном диагнозе. Ее работа была популярна как в медицинской, так и в мирской культуре и изменила характер разговоров о смерти и умирании, подчеркнув опыт умирающего пациента. Это привело к новым подходам к работе с пациентами на последнем этапе жизни. Она подчеркнула важность выслушивания и поддержки их уникального опыта и потребностей, а также предложила новые взгляды на то, как врачи могут помочь неизлечимо больным пациентам и членам их семей приспособиться к реальности надвигающейся смерти.[6]

Кублер-Росс и другие впоследствии применили ее модель к переживанию потери во многих контекстах, включая горе и другие важные жизненные изменения. Хотя стадии часто интерпретируются строго, ожидая, что пациенты проходят каждую из них последовательно, Кюблер-Росс отметила, что это не ее утверждение и что у отдельных пациентов каждая стадия может проявляться по-разному, если вообще проявляется. Модель, полученная в результате качественного и экспериментального исследования, была преднамеренно личной и субъективной и не должна интерпретироваться как естественный закон. Скорее, стадии обеспечивают эвристику моделей мышления, эмоций и поведения, обычных в условиях неизлечимой болезни, которые в противном случае могут показаться нетипичными.[7] Учреждение с этими шаблонами может помочь поставщикам медицинских услуг проявить сочувствие и понимание к пациентам, семьям и членам команды, у которых эти шаблоны могут вызвать замешательство и разочарование.[6]

Пять стадий умирания Кюблер-Росс

Отрицание  это общий защитный механизм, используемый для защиты от трудностей рассмотрения расстраивающей реальности. Кублер-Росс отметил, что пациенты часто отвергали реальность новой информации после первоначального шока от получения неизлечимого диагноза. Пациенты могут напрямую отрицать диагноз, приписывать его ошибочным тестам или неквалифицированному врачу или просто избегать этой темы в разговоре. Хотя постоянное отрицание может быть вредным, период отрицания является вполне нормальным в контексте неизлечимой болезни и может быть важен для обработки сложной информации. В некоторых случаях может быть сложно отличить отрицание от непонимания, и это одна из многих причин, почему расстраивающие новости всегда должны сообщаться ясно и прямо. Однако, если нет достаточных оснований полагать, что пациент действительно неправильно понимает, поставщикам медицинских услуг не нужно повторно информировать пациентов об истинности их диагноза, хотя признание потенциальной путаницы может помочь сбалансировать право пациента на получение информации с его свободой согласовать эту информацию. без помех.

Гнев  обычно испытывается и выражается пациентами, когда они признают реальность неизлечимой болезни. Оно может быть направлено на обвинение поставщиков медицинских услуг в неадекватном предотвращении болезни, членов семьи в содействии рискам или недостаточной поддержке, а также духовных поставщиков или высших сил в несправедливости диагноза. Гнев также может быть генерализованным и ненаправленным, проявляясь в виде вспыльчивости или потери терпения. Признание гнева естественной реакцией может помочь медицинским работникам и близким терпеть то, что в противном случае могло бы показаться обидным обвинением. Однако они должны позаботиться о том, чтобы не игнорировать критику, которая может быть оправдана приписыванием их исключительно эмоциональной стадии.[8]

Торг обычно проявляется в том, что пациенты ищут некоторую меру контроля над своей болезнью. Переговоры могут быть вербальными или внутренними и могут быть медицинскими, социальными или религиозными. Предлагаемые пациентами сделки могут быть рациональными, например, обязательство придерживаться рекомендаций по лечению или принять помощь от своих опекунов, или могут представлять собой более магическое мышление, например, попытки успокоить неправильно приписываемое чувство вины, которое, по их мнению, является причиной их диагноза. В то время как торг может мобилизовать более активное участие пациентов, поставщики медицинских услуг и лица, осуществляющие уход, должны позаботиться о том, чтобы не вводить пациентов в заблуждение относительно их собственной силы для выполнения переговоров пациентов. Опять же, лицам, осуществляющим уход, и поставщикам медицинских услуг не нужно постоянно корректировать поведение при переговорах, которое кажется иррациональным, но они должны осознавать, что слишком активное участие в сделках пациента может исказить их окончательное понимание.

Депрессия , возможно, является наиболее понятной из стадий Кублера-Росса, и пациенты испытывают ее с такими неудивительными симптомами , как грусть, усталость и ангедония. Проведение времени на первых трех стадиях потенциально является бессознательной попыткой защитить себя от этой эмоциональной боли. Хотя действия пациента потенциально могут быть легче для понимания, они могут быть более резкими по сравнению с поведением, возникающим на первых трех стадиях. Следовательно, лицам, осуществляющим уход, возможно, придется приложить сознательные усилия, чтобы восстановить сострадание, которое могло ослабнуть при уходе за пациентами, проходящими первые три этапа.

Принятие  описывает признание реальности сложного диагноза, но при этом больше не протестует и не борется с ним. Пациенты могут сосредоточиться на том, чтобы наслаждаться оставшимся временем и размышлять о своих воспоминаниях. Они могут начать готовиться к смерти практически, планируя свои похороны или помогая материально или эмоционально обеспечивать своих близких. Его часто изображают как последний этап Кублера-Росса и своего рода цель процесса умирания или скорби. Хотя лица, осуществляющие уход, и поставщики медицинских услуг могут счесть этот этап менее эмоционально обременительным, важно помнить, что он по своей природе не более здоров, чем другие этапы. Как и в случае с отрицанием, гневом, торгом и депрессией, понимание стадий имеет меньшее отношение к продвижению фиксированного прогресса, а больше к предвосхищению переживаний пациентов, чтобы позволить больше сочувствия и поддержки во всем, через что они проходят. [6] [7]

Проблемы, вызывающие озабоченность

Критика модели Кублера-Росса

В последние годы модель DABDA подвергается все большей критике. Эта модель имеет как историческое, так и культурное значение как одна из самых известных моделей понимания горя и утраты. Многие альтернативные модели были разработаны на основе, по крайней мере частично, исходной модели DABDA. Основная критика стадий смерти и умирания Кюблера-Росса заключается в том, что стадии были разработаны без достаточных доказательств и часто применяются слишком строго. Кублер-Росс и ее сотрудники качественно развили свои идеи посредством подробных интервью с более чем двумя сотнями неизлечимо больных пациентов.

Критики сосредоточили внимание на том факте, что ее исследования и использование «этапов» не были подтверждены эмпирически. Также говорят, что понятие «стадии» применяется слишком жестко и линейно. Вместо этого она стремилась описать набор моделей поведения и эмоций, которые может испытывать пациент, столкнувшийся с концом жизни, и, описав их, улучшить понимание как пациентом, так и лицами, осуществляющими уход. Другая важная критика модели возникает, когда она рассматривается как предписывающая, а не описательная, указывая на то, что пациент должен пройти через каждый этап, чтобы достичь конечной цели «принятия». Эта точка зрения содержит множество предположений, в том числе о том, что продвижение по этапам является линейным и что некоторые этапы по своей природе менее адаптивны, чем другие. Лица, осуществляющие уход, могут рассматривать свою работу как помощь пациенту в прохождении каждой стадии, например, переходя от отрицания или гнева к более приятным стадиям, таким как торг или принятие. Попытка провести пациента через этапы может причинить вред, поскольку ему нужно пережить свое горе уникальным способом. Доктор Кюблер Росс и другие напомнили читателям, что многие пациенты переживают стадии плавно, часто проявляя более одной одновременно и перемещаясь между ними нелинейным образом. Также важно отметить, что каждый этап может выполнять защитную роль, и у каждого пациента будет уникальный опыт в процессе горя.[4][6]

Другие модели горя

Четыре дополнительные модели горя будут описаны ниже.

Четыре фазы Боулби и Паркса Горе

Боулби и Паркс предложили переформулированную теорию горя, основанную в 1980-х годах. Их работа основана на модели Кублера-Росса и описывает четыре фазы горя. Он подчеркивает, что процесс скорби не является линейным.

Шок и недоверие

Начальная фаза заменила термин «отрицание» из-за негативных коннотаций. На этом этапе реальность меняется, поскольку разум реагирует на стрессовую ситуацию, становясь невосприимчивым или нечувствительным к новой ситуации. Со временем разум обрабатывает новую реальность, и пациент переходит в новую фазу.

Поиски и тоска

Эта фаза тесно связана со стадией гнева и переговоров модели DABDA. Пациент попытается разрушить новую реальность и подвергнуть сомнению ее причину.

Дезорганизация и ремонт

Эта фаза тесно связана со стадией депрессии модели DABDA. Пациент испытывает полное принятие новой реальности. У них проявляются признаки депрессии и апатии.

Восстановление и исцеление

На этой фазе пациент испытывает «обновленное чувство идентичности», которое представляет собой преодоление чувства утраты и начало контроля над своей судьбой. Они больше не проявляют признаков депрессии.

Четыре основных задачи Уордена по адаптации к потере

Модель горя Уордена не опирается на этапы, а вместо этого отмечает, что пациент должен выполнить четыре задачи, чтобы завершить тяжелую утрату. Эти задачи не выполняются в каком-либо определенном порядке. Скорбящий человек может работать над задачей с перерывами, пока она не будет завершена. Эта модель применима к горю выжившего, но также может быть применена к пациенту, которому грозит смерть.

Принятие реальности потери

Поначалу пациенту может быть трудно принять реальность неминуемой смерти. Как правило, принятие рассматривается как готовность двигаться вперед в процессе подготовки к смерти.

Испытывая боль горя

Пациенты могут чувствовать грусть, гнев или замешательство. Они переживают боль утраты. Задача выполнена, когда пациент снова начинает чувствовать себя «нормально».

Адаптация к окружающей среде

Всепоглощающая сосредоточенность на надвигающейся смерти заставит пациента игнорировать другие важные для него роли в жизни. Пациент, как правило, возобновляет повседневную деятельность, например, возобновляет работу или хобби или становится супругом или родителем для выполнения этой задачи.

Перенаправление эмоциональной энергии

Это задание обычно применимо к скорбящим выжившим. Выжившие перенаправляют свою эмоциональную энергию от страдания потери любимого человека к участию в новых занятиях, которые приносят удовольствие и новый опыт. Последующие теории горя перешли от стадий и задач горя к более эмпирическим и повествовательным методам.

Совместный подход Вольфельта к скорби

Компанейский подход Вольфельта рассматривает горе как естественное продолжение способности дарить и получать любовь. Таким образом, горе не следует избегать, но его следует полностью пережить и даже принять на пути к исцелению. Скорбящий человек должен почувствовать свое горе и научиться включать его в свою текущую жизнь. Человек, поддерживающий скорбящих, служит свидетелем и компаньоном вместе с скорбящими, когда они идут по пути своего горя. Вольфельт утверждает: «Общение — это путешествие в глубь души с другим человеком, а не мысль о том, что вы несете ответственность за поиск выхода».[9]][10][9]

Нет задач, которые нужно выполнить, и не делается акцент на «исправлении» горя. Тем не менее, он описывает шесть «потребностей горя» или скорби, которые являются более эмпирическими. Он признает необходимость переживания и выражения горя, сталкиваясь с реальностью потери в переносимых дозах. Скорбящий должен смириться или принять боль утраты, сосредоточившись на сострадании к себе и заботе о себе. Он включает в себя повествовательный компонент – переход скорбящих в свои отношения с умершими от отношений присутствия к отношениям памяти и необходимость исследовать свою новую идентичность, живя без потерянного возлюбленного. Они находят смысл или мир с потерей и, возможно, противостоят своим духовным убеждениям и рамкам при этом. Им также необходимо изучить положительные аспекты своей новой идентичности после потери. Наконец, он также подчеркивает необходимость разработки системы поддержки, которая будет поощрять переживающих утрату к состраданию к себе, когда в ближайшие месяцы и годы горе вновь нахлынет. [9]]

Нарративная и конструктивистская модель Неймейера

Неймейер рассматривает скорбь как процесс осмысления. Он признает, что люди со-конструируют свое понимание реальности через повествование о своих собственных жизненных историях, на которые влияют их убеждения и мировоззрения. Он описывает «шесть ключевых реальностей, на которые повлияла смерть». В этих шести реальностях он признает, что значительная потеря может подтвердить или опровергнуть рамки и убеждения человека в жизни. Возможно, потребуется разработать новую структуру, чтобы исцелить и включить потерю в их мировоззрение. Скорбь одновременно универсальна и уникальна, поэтому терапия для переживающих утрату должна быть адаптирована к индивидуальным потребностям каждого клиента. Процесс скорби по своей сути является активным, а не пассивным периодом, наполненным принятием решений и реконструкцией как практически, так и экзистенциально.

Эмоции в период скорби полезны и могут служить проводниками в процессе восстановления чувства баланса и смысла жизни после нарушения, вызванного значительной потерей. Восстановление идентичности после значительной утраты — это по своей сути социальный процесс, поскольку новая идентичность частично определяется по отношению к их сообществу и социальным нормам. И, наконец, адаптация к потере включает в себя поиск способа включить потерю в новую идентичность и саморассказ, придать потере смысл и осмыслить изменения. Это может позволить не только выжить после потери, но и в конечном итоге процветать.[9][11] 

Терапевты, использующие нарративную и конструктивистскую модели, могут предложить пациентам пересказать историю своей утраты с помощью наглядных пособий, исследуя мысли и чувства, сопровождающие эту историю. Они также могут предложить написать прощальное письмо умершему или исследовать его чувства с помощью метафор.

Клиническое значение

Переход от попыток вылечить пациента к уходу за ним при смерти может быть трудным для всех участников. Медицинские работники иногда чувствуют, что «их работа сделана», поскольку они больше не могут лечить пациента и «выпадают» из-под его помощи. Это может привести к тому, что пациенты и их близкие будут чувствовать, что их бросают, когда они близки к смерти. Они часто нуждаются в руководстве по сложным изменениям, которые пациент переживает эмоционально и физически. Действия, которые являются нормальной частью процесса умирания, такие как гнев и отказ от посетителей, могут сбить близких с толку и расстроить. Понимание стадий горя позволяет медработникам оказывать поддержку и руководство в процессе умирания. Объяснения, предоставляемые медицинскими работниками, имеют особое значение для пациентов и членов их семей, поскольку они стремятся понять и впоследствии разобраться в неизлечимой болезни. Эти ключевые моменты общения и связи могут иметь решающее значение в процессе осмысления и исцеления от значительной потери. Способность к процессу скорби также необходима для исцеления и  жизнестойкости медицинских работников, когда они переживают горе вместе со своими пациентами.[14]

Улучшение результатов работы команды здравоохранения

Для команды здравоохранения уход за пациентами, находящимися на грани смерти, может быть исключительно сложной задачей для всех участников. Медицинские работники иногда чувствуют, что «их работа сделана», поскольку они больше не могут лечить пациента и «выпадают» из-под его помощи. Это может привести к тому, что пациенты и их близкие будут чувствовать себя покинутыми медицинской командой, когда они на грани смерти.[15] Они часто нуждаются в руководстве эмоционально и физически. Именно здесь междисциплинарная команда по уходу за больными может оказаться очень полезной. Врачи могут внести ясность в диагностическую и прогностическую информацию. Фармацевты участвуют в своевременной выдаче соответствующих лекарств, работая непосредственно с медицинским персоналом. Поставщики услуг хосписа, в том числе социальные работники и медперсонал, могут дать совет, обеспечить комфортный уход, оказать эмоциональную поддержку и проявить сочувствие как к пациенту, так и к его семье. Медицинская бригада должна иметь представление о моделях горя, что позволяет медработникам оказывать поддержку и руководство во время процесса умирания и обеспечивает скоординированные усилия по оказанию пациенту и его семье столь необходимой эмоциональной поддержки. [Уровень 5]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Friedrichsdorf SJ, Bruera E. Оказание детской паллиативной помощи: от отрицания, паллифобии, паллилалии к паллиативу. Дети (Базель). 31 августа 2018 г.; 5(9) [бесплатная статья PMC: PMC6162556] [PubMed: 30200370]

2.

Правин Р.Р., Энрика Т.Э.К., Мой Т.А. Портрет умирающего ребенка. Индийский J Palliat Care. 2019Январь-март; 25(1):156-160. [Бесплатная статья PMC: PMC6388603] [PubMed: 30820120]

3.

Thurn T, Borasio GD, Chiò A, Galvin M, McDermott CJ, Mora G, Sermeus W, Winkler AS, Anneser J. Врачи отношения к решениям о конце жизни при боковом амиотрофическом склерозе. Боковой склеральный амиотроф, лобно-височная дегенерация. 2019 февраля; 20 (1-2): 74-81. [PubMed: 30789031]

4.

Corr CA. Должны ли мы включать работу Элизабет Кюблер-Росс в наши текущие учения и практику, и если да, то как? Омега (Вестпорт). 2021 сен; 83 (4): 706-728. [В паблике: 31366311]

5.

Брегман Л. Кюблер-Росс и переосмысление смерти как утраты: религиозное присвоение и реакция. J Советник по пасторской заботе. 2019 март;73(1):4-8. [PubMed: 30895849]

6.

Росс Ротвейлер Б., Росс К. Пятьдесят лет спустя: размышления о работе Элизабет Кюблер-Росс, доктор медицины, Am J Bioeth. 2019 дек;19(12):3-4. [PubMed: 31746702]

7.

Corr CA. Элизабет Кюблер-Росс и модель «пяти стадий» в выборке из последних американских учебников. Омега (Вестпорт). 2020 дек;82(2):294-322. [PubMed: 30439302]

8.

Smaldone MC, Uzzo RG. Модель Кюблера-Росса, дистресс врача и отчет о работе. Нат Рев Урол. 2013 июль; 10 (7): 425-8. [PubMed: 23609853]

9.

Брюс Калифорния. Помощь пациентам, семьям, опекунам и врачам в процессе скорби. J Am остеопат доц. 2007 г., декабрь; 107 (12 Дополнение 7): ES33-40. [PubMed: 18165376]

10.

Schuelke T, Crawford C, Kentor R, Eppelheimer H, Chipriano C, Springmeyer K, Shukraft A, Hill M. Текущая поддержка горя в педиатрической паллиативной помощи. Дети (Базель). 04 апреля 2021 г.; 8(4) [бесплатная статья PMC: PMC8066285] [PubMed: 33916583]

11.

Неймейер Р.А., Болдуин С.А., Гиллис Дж. Сохранение связей и восстановление смысла: смягчение последствий тяжелой утраты. Стад Смерти. 2006 г., 30 октября (8): 715-38. [PubMed: 16972369]

12.

Мирт К.Л., Эггли С., Кавано К., Берг Р.А., Вессел Д.Л., Ньют С.Дж., Шенли Т.П., Харрисон Р., Далтон Х., Дин Дж.М., Доктор А., Дженкинс Т., Парк кл. Значение принятия во время родительских собраний по поводу утраты после смерти ребенка. Психология здоровья. 2015 Апрель; 34 (4): 453-61. [Бесплатная статья PMC: PMC4380228] [PubMed: 25822059]

13.

Бербис-Морелло К., Мора-Лопес Г., Беренгер-Поблет М., Райгал-Аран Л., Монтесо-Курто П., Ферре-Грау К. Изучение опыта членов семьи во время процесса смерти в отделение неотложной помощи: обоснованное теоретическое исследование. Джей Клин Нурс. 2019 августа; 28 (15-16): 2790-2800. [PubMed: 29752844]

14.

Zhai Y, Du X. Потеря и горе в условиях COVID-19: путь к адаптации и устойчивости. Мозг Behav Immun. 2020 июль; 87: 80-81. [Бесплатная статья PMC: PMC7177068] [PubMed: 32335197]

15.

Stroebe M, Schut H, Boerner K. Предупреждение медицинских работников. Омега (Вестпорт). 2017 март; 74(4):455-473. [Бесплатная статья PMC: PMC5375020] [PubMed: 28355991]

Как горе и потеря влияют на ваш мозг и почему требуется время, чтобы адаптироваться: выстрелы

Горе связано со всевозможными функциями мозга, говорит исследователь и писатель Мэри-Фрэнсис О’Коннор. Это может варьироваться от способности вспоминать воспоминания до принятия точки зрения другого человека и даже таких вещей, как регулирование частоты сердечных сокращений и переживание боли и страданий. Адам Листер / Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Адам Листер / Getty Images

Горе связано со всевозможными функциями мозга, говорит исследователь и писатель Мэри-Фрэнсис О’Коннор. Это может варьироваться от способности вспоминать воспоминания до принятия точки зрения другого человека и даже таких вещей, как регулирование частоты сердечных сокращений и переживание боли и страданий.

Адам Листер / Getty Images

Праздники никогда не бывают прежними после смерти того, кого мы любим. Даже незначительные аспекты празднования дня рождения или Рождества — свободное место за обеденным столом, на один подарок меньше, который нужно купить или сделать — могут послужить раздражающим напоминанием о том, как наша жизнь навсегда изменилась. Хотя с этими осознаниями трудно смириться, клинический психолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор говорит, что мы не должны избегать их или пытаться скрывать свои чувства.

«Горе — универсальный опыт, — отмечает она, — и когда мы можем соединиться, становится лучше».

О’Коннор, адъюнкт-профессор психологии Аризонского университета, изучает, что происходит в нашем мозгу, когда мы переживаем горе. Она говорит, что скорбь — это форма обучения, которая учит нас, как быть в мире без того, кого мы любим. «Фон работает все время для людей, которые скорбят, думают о новых привычках и о том, как они теперь взаимодействуют».

Привыкание к тому, что мы больше никогда не будем проводить время со своими близкими, может быть болезненным. Это требует времени и связано с изменениями в мозгу. «То, что мы видим в науке, это то, что если у вас есть опыт горя и у вас есть поддержка, так что у вас есть немного времени, чтобы учиться, и доверие со стороны окружающих вас людей, вы действительно адаптируетесь».

Готовящаяся к выходу книга О’Коннор, Скорбящий мозг , исследует то, что известно ученым о том, как наш разум борется с потерей любимого человека.

Основные моменты интервью

О процессе скорби

Когда у нас есть опыт отношений, ощущение того, кто мы есть, связано с этим другим человеком. Слово родной брат, слово супруг подразумевает двух людей. И поэтому, когда другой человек уходит, нам внезапно приходится изучать совершенно новый набор правил, чтобы действовать в мире. «Мы» так же важно, как «ты» и «я», и мозг, что интересно, действительно кодирует это таким образом. Поэтому, когда люди говорят: «Я чувствую, что потерял часть себя», — это не зря. Мозг тоже так чувствует, так сказать, и кодирует «мы» так же, как «вы» и «я».

О разнице между горем и горем

Горе — это то эмоциональное состояние, которое просто сбивает с ног и накатывает волной. Скорбь обязательно имеет временную составляющую. Скорбь — это то, что происходит, когда мы приспосабливаемся к тому факту, что наш любимый человек ушел, что мы несем его отсутствие с собой. И причина, по которой это различие имеет смысл, заключается в том, что горе — это естественная реакция на утрату, поэтому мы всегда будем чувствовать горе. Женщина, потерявшая мать в молодости, испытает это горе в день своей свадьбы, потому что это новый момент, когда она реагирует на потерю.

Горе похоже на то, как если бы кто-то внезапно увеличил громкость. Эмоция, которая, как мне кажется, часто мешает нашим отношениям и дружбе, когда мы скорбим, — это гнев, потому что гнев кажется таким сильным.

Но «скорбь» означает, что наше отношение к этому горю со временем меняется. Так что в первый раз, может быть, даже в первые 100 раз ты сбиваешься с ног от горя, это кажется ужасным, ужасным и незнакомым. Но, может быть, в 101-й раз вы думаете про себя: «Я ненавижу это, я не хочу, чтобы это было правдой. Но я признаю это и знаю, что переживу волну».

Об эмоциях, связанных с горем

Диапазон эмоций, которые человек испытывает, когда он горюет, такой же длинный список, как диапазон эмоций, которые мы испытываем в любых отношениях. Обычно бывает паника, тревога, печаль, тоска. Но мы иногда забываем, что есть трудности с концентрацией внимания и путаница в отношении того, что происходит дальше.

Меня часто поражает сила эмоций. Горе похоже на то, как если бы кто-то внезапно увеличил громкость. Эмоция, которая, как мне кажется, часто мешает нашим отношениям и дружбе, когда мы скорбим, — это гнев, потому что гнев кажется таким сильным. У вас есть кто-то, кто взрывается на званом ужине, и вы думаете: «Что с ним происходит?» А потом попытаться вспомнить: «О, они скорбят, и все немного напряглось».

О том, что происходит в нашем мозгу

У нас есть нейровизуализационные исследования в основном горя, мгновенной реакции, когда у вас возникает этот эмоциональный опыт тоски. Существует меньше нескольких исследований, посвященных более чем одному моменту жизни одного и того же человека во времени, поэтому мы рассматриваем траекторию их скорби. То, что мы знаем прямо сейчас, в эти ранние дни нейробиологии горя, на самом деле исходит из моментальных снимков.

Сказав это, одна из вещей, которые мы знаем, это то, что горе связано со всеми видами различных функций мозга, которые у нас есть, от способности вспоминать воспоминания до взгляда на другого человека и даже таких вещей, как регулирование частоты сердечных сокращений. и переживание боли и страданий. Таким образом, множество разных частей мозга организуют этот опыт, который мы испытываем, когда чувствуем горе.

При затянувшемся горе

Когда тебя захлестывает эта волна горя, ты хочешь знать: «Когда это кончится?» С исследовательской точки зрения, есть очень небольшая часть людей, у которых может быть то, что мы сейчас называем длительным расстройством горя, что-то, что мы начинаем искать через шесть месяцев или год [после смерти или утраты]. … И что мы видим [в таких случаях], так это то, что этот человек не может изо дня в день функционировать так, как ему хотелось бы. Они не выходят за дверь на работу или не готовят обед для своих детей, или они не могут, скажем, слушать музыку, потому что это слишком расстраивает. Таким образом, эти типы проблем … предполагают, что было бы полезно вмешаться и вернуть их на траекторию исцеления, где они все еще будут чувствовать горе, но они будут адаптироваться к нему по-другому.

Старым термином, который мы использовали долгое время, было «осложненное горе». И хотя мы остановились на термине «продолжительное расстройство горя», есть причина, по которой мне нравится термин «сложный», потому что он заставляет вас думать об осложнениях.

Из-за COVID близкие, которые остались дома, пожертвовали тем, что не находятся со своими близкими в больнице, чтобы остановить распространение. И эту жертву нужно признать — они сделали что-то для большего блага.

Например, одним из них является размышление о горе, которое иногда испытывают люди. Лучшим термином для того, что люди узнают, являются мысли «был бы, должен был бы, мог бы». И они просто прокручиваются в вашей голове снова и снова. Проблема с этими мыслями — которые мы иногда называем «контрфактуальными» — заключается в том, что все они заканчиваются этим виртуальным сценарием, в котором человек не умирает. И это просто не реальность. Таким образом, вращение в этих мыслях не только не дает ответа — существует бесконечное количество возможностей без фактического ответа на вопрос о том, что могло бы произойти, — но это также не обязательно помогает нам приспособиться к болезненной реальности, в которой они находятся. умер. И поэтому наша виртуальная версия не очень помогает нам научиться жить в мире сейчас.

Менее 10% людей страдают длительным расстройством горя. А это значит, что 90% людей переживают тяжелое горе и страдания, но не имеют расстройства после потери любимого человека. Я думаю, очень важно помнить об этом… потому что мы не хотим скрывать горе… в кабинете психиатра или консультанта, за исключением случаев, когда это может помочь людям вернуться на правильный путь.

О том, как поддержать скорбящих людей в вашей жизни

Я думаю, когда вы заботитесь о ком-то, кто проходит через этот ужасный процесс потери кого-то, на самом деле это больше о том, чтобы выслушать их и увидеть, на каком этапе обучения они находятся, чем о том, чтобы заставить их чувствовать себя лучше. Дело не в том, чтобы подбодрить их. Смысл в том, чтобы быть с ними и дать им знать, что вы будете с ними и что вы можете представить для них будущее, в котором они не будут постоянно опрокидываться волнами горя.

О потерях людей из-за пандемии

Одной из тем, которые, как мне кажется, не так уж много обсуждают в национальном масштабе, является то, что так много смертей наших близких произошло в больницах, отделениях неотложной помощи и отделениях интенсивной терапии — и мы не были там, чтобы увидеть это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *