Поэма портрет лермонтов: Портрет — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Портрет

плоть без души мертва… — Языкознание и теория текста

Это стихотворение М.Ю. Лермонтова нельзя назвать очень популярным. Я нашла его сначала как сложную синтаксическую конструкцию с преобладанием бессоюзной связи, весьма интересную для синтаксического разбора в аудитории. Потом оно пригодилось на занятиях по риторике, оказалось удивительным образцом рассуждения, отлично аргументированного, с нетривиальным выводом, значительно обогащающим тезис. И уже это рассуждение стало прекрасным образцом для изучения одной из моделей смыслового развертывания художественного текста.

Постараюсь сосредоточиться на интерпретации и избежать лишнего наукообразия, но все-таки хочется не только подсунуть читателю готовое толкование, но и научить его впоследствии самостоятельно проходить этот путь. В классе я просто «не понимала» и задавала вопросы, подсказывала, где требовалось, утраченные детали культурного контекста, а ученики «сами объясняли», сами задумывались над обнаруженными коллизиями.   

Взгляни на этот лик; искусством он


Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого, не нравясь, удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, – и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О боже, сколько я видал людей,
Ничтожных – пред картиною моей,
Душа которых менее жила,

Чем обещает вид сего чела.

1831

Заглавие, благодаря многокомпонентной семантической структуре слова, вызывает у мыслящего читателя целый поток ассоциаций и предвкушений. Тут удобно продемонстрировать риторические топосы («род — вид», «целое — части», «свойства», «причина и следствие») как модели разработки темы («размножения мыслей», по выражению Ломоносова).

Но и без топосов понятно, что

  • портрет — это произведение изобразительного искусства, предполагающего наличие автора-художника, человека-модели и зрителя,
  • портрет — это изображение человеческого лица, чаще всего на холсте,
  • портрет призван отображать не только физический облик модели, но и внутренние, «душевные» особенности портретируемого.

Все это (и, возможно, не только это) невербально «прилагается» к понятию «портрет«, «само собой разумеется» при употреблении этого слова.

Синтаксическая структура последующего текста создает впечатление  континуального развития речи-мысли до самого вывода, одновременно обоснованного и неожиданного.

Каждое слово, каждая фраза, строка — все поддерживает и развивает заданное заглавием смысловое богатство. Из слова, как из зерна, вырастает сценарий «пьесы» для мысли читателя,  не лишенный драматизма, с несколькими действующими лицами, со своим сюжетом и подтекстом.

Взгляни на этот лик — и в поле зрения читателя введены три человека, каждый со своей мыслью, своей интенцией:

  • один, лирический герой стихотворения, обращается к зрителю, уже предсказанному заглавием, и сразу начинает активно убеждать его, характеризуя третьего, «героя» портрета;
  • второй, собеседник-зритель, реакция которого ожидается и провоцируется, — это, по сути, мы с вами, читатели;
  • третий, изображенный «герой», обозначен как лик; так принято называть изображения святых, и, значит, лицу нашего героя придана особая значительность, чуть ли не святость; а за святостью слегка угадывается след Бога…

Но речевой пассаж не закончен, приключения предмета, то есть нашего «героя», в потоке авторской мысли продолжаются:

  •                                                   … искусством он
  • небрежно на холсте изображен — вот вам искусство, вот художник, вот холст, все, что предсказало заглавие, и предмет рассуждений — не живой человек, а изображение.

Но тут за фигурой художника-автора, творца портрета, возникает Творец высшего порядка:

  • Как отголосок мысли неземной — логически точно: если человек —  творение, воплощение неземного, божественного замысла, то портрет этого человека, созданный человеком-художником, — ее отголосок,
  • Не вовсе мертвый, не совсем живой — вот, наконец, тезис досказан:
портрет, изображение человека на холсте, — не просто вещь! он несет в себе важную составляющую жизни человека, о многом «говорит» зрителю.

Дальше идет аргументация: очевидные признаки живого и мертвого в портрете. Когда уже прочтешь каждый аргумент, он кажется вполне предсказуемым:

  • Холодный взор не видит, но глядит
  • И всякого, не нравясь, удивит…

Однажды я вывесила в проходной комнате-библиотеке ряд репродукций женских портретов из каталога Третьяковки. Через несколько дней домашние взмолились: взгляды вполне безобидных красавиц-дам и девушек-простушек пугали их своим активным присутствием. Они требовали эмоционального ответа!

  • В устах нет слов, но быть они должны:
  • Для слов уста такие рождены;

Чуткому зрителю кажется, что изображенный человек вот-вот заговорит, и тем самым он уже говорит с нами, вызывая ответные чувства!

Поэт последовательно ведет нас от внешнего к внутреннему, от изображения — к чувствам изображенного, а по сути — к его воздействию на наши чувства.

Третий аргумент напоминает нам, что мы только зрители изображения на холсте, но в то же время максимально «оживляет» его, низводит с иконы в зал:

  • Смотри: лицо как будто отошло
  • От полотна, – и бледное чело
  • Лишь потому не страшно для очей,
  • Что нам известно: не гроза страстей
  • Ему дала болезненный тот цвет,
  • И что в груди сей чувств и сердца нет.

Изображение так активно, что мы — поэт и зритель, живые участники действа — объединяемся и выставляем, как щит, спасительную мысль: это же только картина! На нарисованном лице — нарисованные, не настоящие

страсти …

  • страсть-желание, как у нас?
  • страсть-любовь?
  • страсть-страдание, как у святых на иконах?

А у человека, портрет которого художник писал,   в груди настоящее сердце и  страсти настоящие… Или, по крайней мере, портрет об этом говорит…

Рассуждение, кажется, закончено, кажется, что мы дошли до предела того внутреннего, к которому внешнее вело нас…

Но вывод неожиданно «срывает маски» и разворачивает автора лицом к нам, а нашу мысль к лицам других

людей,

  • О боже, сколько я видал людей,
  • Ничтожных – пред картиною моей…

Постойте,

  • Я — художник, источник отголоска неземной мысли, со-творец?
  • Или Я — модель, воплощение неземной мысли, тот, чьи страсти так явно взывают к зрителю с портрета?
  • Или Я — то и другое? Автопортрет Лермонтова всем известен…

Теперь объединились художник и его модель? Что их объединяет? Жизнь души, вот что главное:

  • Душа которых менее жила, 
  • Чем обещает вид сего чела.

Вот оно, главное слово! Вот где живет неземная, божественная мысль, в душе, конечно, а на лице она может только отразиться, как на картине… И если кто-то живет не душой, а только телом, то картина, так много говорящая душе и о душе, конечно, живее.

Искусство — о
душе, об остальном — другие тексты…

Портрет. Краткое содержание повести Гоголя

Очень кратко: Молодой художник покупает портрет, в котором находит тайник с золотом. Золото совращает его, губит его талант. Позже выясняется, что в портрете заключена душа ростовщика, погубившего много людей.

Названия частей — условные.

Часть 1. Таинственный портрет губит молодого художника

Проходя однажды мимо одного из петербургских рынков, молодой художник Чартков случайно зашёл в лавку с дешёвыми картинами, начал рыться в хранившемся там хламе и нашёл неоконченный, но очень талантливо написанный портрет.

👱🏻

Андрей Петрович Чартко́в
 — молодой художник, 22 года, талант­ливый, бедный, трудо­лю­бивый, но способный увлечься и сойти с верного пути.

На портрете был изображён старик со смуглым восточным лицом, в широком азиатском костюме. Особенно тщательно были написаны глаза старика, глядящие с полотна как живые.

Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза!

Реклама:

На последние деньги Чартков купил портрет и повесил его в своей квартирке.

Художник был беден, талантлив и самоотверженно предан своему делу, но нетерпелив и иногда слишком увлекался чем-то одним. Профессор не раз предупреждал Чарткова, чтобы тот берёг свой талант, не поддавался пустому щегольству и не вздумал становиться модным живописцем. Чарткову иногда хотелось «кутнуть и щегольнуть», но был он способен и на упорный труд. Большую часть времени он проводил в своей мастерской, совершен­ствуясь во владении кистью и забывая про еду и сон.

Когда стемнело, портрет старика стал ещё более зловещим. Чартков начал его бояться. Закрыв портрет простынёй, он лёг за ширму и уснул. Ему приснилось, как старик вылез из портрета, сел у его постели и начал пересчитывать продолговатые свёртки с золотыми монетами. Один свёрток откатился в сторону, и художник схватил его. Старик же пересчитал своё золото, собрался залезть обратно в портрет, но обнаружил, что одного свёртка не хватает, и вернулся. Задыхаясь от ужаса, Чартков проснулся, увидел, что стоит перед портретом и смотрит ему в глаза, и… проснулся снова, а потом проснулся ещё раз, увидев, как страшный старик пытается сбросить накинутую на портрет простынь. После этой череды кошмаров Чартков заснул только под утро.

Реклама:

Поздно утром к художнику явился хозяин дома в сопровождении квартального и начал требовать плату за квартиру. Квартальный тем временем, рассматривая портрет старика, слишком сильно нажал на раму — в ней открылся тайник, из которого выпал продолговатый свёрток с монетами, такой же, как и во сне Чарткова. Художник подхватил свёрток так быстро, что никто не заметил, что же выпало из рамы. Быстро выпроводив домовладельца и квартального, Чартков открыл свёрток. В нём была тысяча золотых монет. На один миг у Чарткова мелькнула мысль, что теперь он может надолго запереться в мастерской, работать и стать хорошим художником. Однако потом в нём заговорила «горячая юность», и он не устоял перед искушением.

Чартков переехал в хорошую квартиру, купил новую одежду и заказал журналисту статью, которая описывала его как непревзой­дённого портретиста. Вскоре у него появились клиенты из высшего света.

Сначала Чартков старался выписывать каждую деталь, подмечать индивидуальные черты, вкладывать в портреты душу и талант. Его первая работа, портрет дочери богатой дамы, вышел очень хорошо. О Чарткове заговорили, клиенты потекли рекой. Каждый из них требовал изобразить себя в неестественной, шаблонной позе, сглаживая все изъяны, художнику приходилось повиноваться. Вскоре Чартков перестал работать тщательно, его портреты стали похожи на грубые картинки из дешёвой лавки.

Реклама:

Шли годы. Сначала Чартков стал модным художником и светским щёголем, потом его начали считать мэтром, «предлагать по службе почётные места», приглашать в комитеты и на экзамены. С высоты своего положения он упрекал молодёжь в безнрав­ственности и начинал верить, что вдохновения не существует.

Слава не может дать наслажденья тому, кто украл её, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её.

Постепенно страстью Чарткова стало золото, он начал копить, скопил огромные богатства и стал «беспричинным скрягой».

Однажды его попросили высказать своё мнение о художнике, приславшем из Италии свою картину. В отличие от Чарткова, этот художник не польстился на соблазны и сумел раскрыть свой талант. Увидев картину, Чартков разрыдался и выбежал из залы. Он понял, что безжалостно погубил свой талант. Чартков попытался написать падшего ангела, но убедился, что может создавать только «модные картинки».

Чартковым овладела ужасная зависть. Он начал скупать картины талантливых художников и уничтожать их. Благодаря накопленному богатству, он смог купить и уничтожить множество прекрасных произведений. Жгучая зависть изменила внешность Чарткова, он стал похож на демона. Наконец накал страстей сказался на его здоровье: у него начались припадки бешенства, во время которых ему виделись живые глаза старика с портрета. Затем он заболел чахоткой и умер.

Реклама:

От огромных богатств Чарткова ничего не осталось. Люди нашли только куски уничтоженных им картин.

Часть 2. История создания портрета

В одном богатом доме проходил аукцион: продавалось имущество умершего мецената. Большая толпа собралась возле портрета смуглолицего старика в восточном одеянии с необычайно живыми глазами. Все жаждали купить этот портрет, но внезапно появился известный художник Б., предъявивший на него права.

👨🏻‍🦱

Художник Б.
 — известный и талант­ливый художник, 35 лет, сын худож­ника-само­учки, скромно одет, с приятным, безза­ботным лицом и чёрными кудрями.

Он рассказал историю этого портрета, написанного его отцом.

Во времена царствования Екатерины II в мрачном каменном доме глухого района Петербурга жил очень богатый ростовщик, о котором ходили плохие слухи.

👳🏾‍♂️

Ростовщик
 — богатый, нелю­димый старик в просторном азиат­ском одеянии, высокий, смуг­ло­лицый, с восточной внеш­но­стью и горя­щими, прон­зи­тель­ными глазами.

Ростовщик щедро раздавал деньги на, казалось бы, выгодных условиях, которые оборачивались пожизненной кабалой. Кроме этого, деньги ростовщика приносили несчастья.

Реклама:

Молодой меценат, отличившийся на государ­ственной службе и замеченный императрицей, взял у ростовщика денег на развитие наук и искусств, но после этого сильно изменился. Им овладела зависть к уму и таланту, он стал подозри­тельным и начал писать доносы. Узнав об этом, императрица наказала его, и он умер в припадке страшного безумия.

Князь, хотевший жениться на первой красавице Петербурга, тоже взял заём у ростовщика — родня красавицы считала, что он слишком беден. До этого благородный князь и красавица были влюблены друг в друга и считались идеальной парой, но после свадьбы молодой муж стал неимоверно ревнив, начал всячески изводить и даже избивать жену. Когда она заговорила о разводе, князь попытался убить её, и, потерпев неудачу, покончил с собой.

Ходили слухи и о множестве других несчастий, случившихся с простыми людьми, которые взяли деньги у ростовщика.

Там честный, трезвый человек делался пьяницей; там купеческий приказчик обворовал своего хозяина; там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока.

Реклама:

Недалеко от ростовщика жила и семья художника Б. Его отец был талантливым художником-самоучкой, он писал картины и иконы для церквей.

🧔🏻

Отец художника Б.
 — художник-само­учка, талант­ливый само­родок, честный, прямой, немного грубый, с гордой душой и твёрдым харак­тером и прин­ци­пами.

Однажды ему заказали картину, на которой должен был присутствовать дьявол. Размышляя о том, каким должен быть дьявол, художник невольно вспоминал тёмное лицо и горящие глаза ростовщика.

Однажды ростовщик сам явился в мастерскую художника и заказал ему свой портрет. У ростовщика было одно условие: портрет должен быть «совершенно как живой».

Художник согласился, пришёл в дом ростовщика и начал писать портрет, особенно тщательно выписывая его глаза. Постепенно художником овладел сильный страх. Наконец, он отказался продолжать работу и ушёл, хотя ростовщик и умолял его закончить портрет. Он верил, что если художник верно передаст его черты, он останется жить в этом портрете.

На следующий день слуги ростовщика художнику принесли незаконченный портрет. Вечером художник узнал, что ростовщик умер.

Вскоре характер художника начал меняться, он стал зол, раздражителен и завидовал своему самому талантливому ученику. Когда ученик обошёл его в конкурсе на картину для новой церкви, художник впал в ярость и хотел сжечь незаконченный портрет. Картину спас его приятель-живописец, большой весельчак. Он взял картину себе, но вскоре почувствовал беспричинный страх, и отдал её племяннику, тот продал портрет коллекционеру, и картина пошла по рукам.

Узнав об этом, художник понял, что стал орудием дьявола. Смерть жены, дочери и младшего сына убедили его в этом. Отправив оставшегося сына в Академию искусств, художник ушёл в монастырь, а потом стал отшельником. Отмолив свой грех, он создал великолепную картину, изображавшую рождение Иисуса.

Реклама:

К этому времени художник Б. окончил Академию искусств и перед отъездом в Италию пришёл попрощаться с отцом. Отец рассказал сыну историю портрета и попросил уничтожить, если он попадётся ему на глаза.

Мне говорили, что портрет этот ходит по рукам… зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гоненья и угнетенья.

Закончив рассказ, художник Б. обернулся к стене, где висел портрет, и не обнаружил его: пока все слушали историю, кто-то стащил картину. Люди долго недоумевали: на самом ли деле они видели изображение страшного старика, «или это была просто мечта, представшая только на миг глазам их, утруждённым долгим рассмат­риванием старинных картин»?

Пересказала Юлия Песковая. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Портрет поэта Михаила Лермонтова (1814-1841), 1839 #15024638

Наши стандартные фоторепродукции (идеально подходят для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других отправлений отправляются через несколько дней.

Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для обрамления

Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления

Репродукция в рамке
Современные репродукции в рамке и вклейке — профессионально сделанные и готовые к развешиванию

Поздравительные открытки
Поздравительные открытки на дни рождения, свадьбы, юбилеи, выпускные, благодарности и многое другое

Печать на холсте
90 s добавить цвет, глубину и текстуру в любое пространство. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную рамку и готовый к подвешиванию

Пазл
Пазл — идеальный подарок на любой случай

Старинные рамы
Репродукции в рамах и наклеенных под дерево со скошенной кромкой — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию

Художественные репродукции
Лучшее, чем обладание оригинальными произведениями искусства с мягкой текстурированной натуральной поверхностью, нашей репродукцией изобразительного искусства отпечатки соответствуют стандартам самых требовательных хранителей музеев

Фото в рамке
Фотопринты поставляются в картонной упаковке, готовой к обрамлению

Премиум обрамление
Каркас из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой подставкой для консервации — профессионально изготовлено и готово к подвешиванию

Кружка с фотографией
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут прекрасным подарком для близких, друзей или коллег по работе.

Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие коврики для столовых приборов.

Коврик для мыши
Фотопечать архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Подходит для всех компьютерных мышей

Acrylic Blox
Обтекаемый, односторонний современный и привлекательный настольный принт

Metal Print
Металлические принты, изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, оживляют изображения и придают им современный вид. любое место

Подушка
Украсьте пространство декоративными мягкими подушками

Стеклянная рамка
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры можно использовать отдельно на встроенной подставке

Большая сумка
Наши сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и снабжены ремнем для удобной переноски.

Стеклянные салфетки
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Также могут быть доступны подходящие подставки

Портрет поэта Михаила Лермонтова, 1839 г. плакаты и гравюры Александра Ивановича Клюндера

  • Плакат изобразительного искусства
  • Картинка в рамке
  • Холст
  • Открытка
  • Поздравительная открытка

Александр Иванович Клюндер

Плакат изобразительного искусства

Другие продукты…

  • Невероятное качество печати жикле
  • Бумага для художественной печати плотностью 240 г/м²
  • Гарантия цвета более 100 лет

Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет

£17,95Специальное предложение Был . Вы экономите £-17,95 (ошибка Liquid (фрагменты/product.ondemand, строка 187): разделить на 0%).

  • Плакат изобразительного искусства
  • Картинка в рамке
  • Холст
  • Открытка
  • Поздравительная открытка

Закрыть

Информация о размерах

Размеры
Общий размер х см (х дюйм)
Художественное произведение х см (х дюйм)
Граница (крепление) см верх/низ (в)
см лево право (в)
Глубина 3,8 см (1,5)
Лицевая часть рамы 2см (0,79 дюйма)
Глубина 2,3 см (0,9 дюйма)

Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)

Наши принты

Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 240 г/м² и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.

Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета для печати проходят независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .

Узнайте больше о наших репродукциях.

Произведено в Великобритании

Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.

Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.

Доставка и возврат

Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой. все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой. все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом. все открытки отправляются в течение 1-3 дней. все поздравительные открытки отправляются в течение 1-3 дней.

Доставка в Великобританию осуществляется 5 фунтов стерлингов за отпечаток любого размера без рамы, 10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке, 10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна), 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.

Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.

Изображения продукта Портрет поэта Михаила Лермонтова, 1839 г.

Подробнее о товаре Портрет поэта Михаила Лермонтова, 1839 г.

Портрет поэта Михаила Лермонтова, 1839 г.

Александр Иванович Клюндер

Портрет поэта Михаила Лермонтова (1814-1841), 1839.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *