Писатели и военкоры блокадного ленинграда: «70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ». Писатели в материалах по истории блокады Ленинграда в Российской национальной библиотеке
Блокадный Ленинград – «город воинствующей поэзии»
«На протяжении девятисот дней блокады Ленинград оставался не только городом вооружённой борьбы, но и городом воинствующей поэзии – в широком смысле этого слова. Лёд, огонь и холод, мрак и ожесточение не смогли стереть с его облика той особой одухотворенной поэтичности, какая была дана ему от века и которая продолжала вдохновлять его поэтов, художников и музыкантов. …Николай Тихонов говорит, вспоминая то время, что эмоциональное, зажигающее стихотворение бывало в иные моменты важнее рассказа или листовки», – читаем в книге «Литературный Ленинград в дни блокады» (1973), цифровую копию которой можно «полистать» в электронном читальном зале Президентской библиотеки.
В первые дни войны около 150 литераторов Ленинграда – примерно половина состава городского отделения Союза писателей СССР – ушли на фронт. 27 июня 1941 года военный совет Северного фронта и Горком ВКП(б) приняли решение о создании Ленинградской армии народного ополчения. Тысячи учёных, работников литературы и искусства, учителей и врачей подали заявления с просьбой зачислить их в ряды ополченцев. Среди них были и 80 писателей.
6 июля писатели-добровольцы провели митинг, где заявили о своей готовности с оружием в руках выступить на защиту родного города. Из них был сформирован «взвод писателей» первого батальона 1-го полка дивизии Народного ополчения Дзержинского района. В его состав вошли Виктор Бакинский, Александр Бартэн, Юрий Слонимский, Исаак Ямпольский, Павел Журба (Пантелеймон Скрипников), Арсений Островский и другие. «Выглядит взвод довольно пёстро, – вспоминал позднее о работе писательского подразделения поэт и прозаик Николай Новосёлов. – Трудно представить себе коллектив людей, более несхожих по облику и характеру, по возрасту и жизненному опыту, по своим творческим привязанностям и вкусам. Маститые прозаики, чьи романы и повести выдержали по нескольку изданий, – и литераторы, ещё не выпустившие и первой книжки… Бурные в проявлениях своих чувств поэты – и степенные профессора-литературоведы». Возглавил это писательское подразделение батальонный комиссар Сергей Семёнов, писатель, участник челюскинской экспедиции.
Через несколько дней подразделение писателей было передано 1-й Кировской дивизии народного ополчения, и уже 12 июля дивизия заняла позиции на Лужском оборонительном рубеже и вскоре приняла участие в тяжёлых боях на подступах к Ленинграду.
Писатели не только сражались, заслоняя собой израненный бомбами и снарядами город. Они писали стихи, которые даже в самую тяжёлую и морозную первую блокадную зиму способны были затеплить в сердцах ленинградцев искру надежды.
В суровые декабрьские дни 1941 года Николай Тихонов призывал ленинградцев не сдаваться и верить в победу:
И в ярости злой канонады
Немецкую гробить орду
В железных ночах Ленинграда
На бой ленинградцы идут…
…И красное знамя над ними,
Как знамя победы встаёт.
Поэту вторила Вера Инбер, приехавшая в Ленинград вместе с мужем накануне начала блокады, в конце августа 1941 года. Поэтесса выступала на радио, на заводах, ездила на фронт. С октября 1941 по ноябрь 1943 года она создавала свою поэму скорби и всепобеждающей силы духа – «Пулковский меридиан»:
Да, мы – в кольце. А тут ещё мороз
Свирепствует, невиданный дотоле.
Торпедный катер стынет на приколе,
Автобус в ледяную корку врос;
За неименьем тока нет трамваев.
Всё тихо. Город стал неузнаваем.
Писательский взвод почти в полном составе вошёл в состав редакции дивизионной газеты «За Советскую Родину». Эта газета выходила регулярно в июле – сентябре 1941 года, печаталась сначала в полевой походной типографии, оборудованной в кузове грузовика, затем – в типографии городской газеты в Пушкине. Статьи и корреспонденции, репортажи и литературные зарисовки опытных журналистов соседствовали с заметками бойцов, командиров и политработников.
На страницах газеты «Ленинградская правда», органа Ленинградского обкома и горкома КПСС, областного и городского Советов депутатов трудящихся, тоже публиковались произведения солдат и офицеров Ленинградского фронта. Как не процитировать стихотворение «Дорога» младшего лейтенанта Николая Евстифеева в номере газеты за 2 декабря 1941 года:
Их было не больше роты, советских простых ребят,
Они защищали дорогу, ведущую в Ленинград.
Немцы из крупных орудий вспахали много земли,
Строчили из пулеметов, но выбить их не могли. <…>
Осталось совсем немного отчаянных тех ребят,
Они удержали дорогу, ведущую в Ленинград.
Ночью немцы рискнули отрезать один изгиб –
Погиб их взвод автоматчиков и офицер погиб!
Пленный сказал, от страха едва раскрывая рот:
– Любая ваша дорога к гибели нас ведёт!
После расформирования в сентябре 1941 года Ленинградской армии народного ополчения многие писатели продолжили службу в строевых частях армии и флота и в других, в том числе фронтовых, газетах. Так, Николай Новосёлов перешёл в газету «Смена», Владимир Лифшиц стал заместителем по политчасти командира стрелкового батальона на Ленинградском фронте. Многие литераторы стали рядовыми бойцами действующей армии, политруками, военкорами.
В распоряжение ТАСС были направлены Геннадий Гор, Евгений Люфанов, Пётр Ойфа, Юрий Слонимский, Павел Лукницкий, Исаак Ямпольский и др. Николай Глейзаров и Михаил Дудин стали спецкорами газеты 23-й армии «Знамя победы». Лев Успенский, Николай Чуковский, Александр Штейн работали в военно-морских газетах Балтийского флота.
Многие писатели принимали участие в издании печатного органа Ленинградского военного округа «На страже Родины», единственной газеты, выходившей в Ленинграде 6 раз в неделю. Их репортажи с передовой можно почитать на портале Президентской библиотеки, где представлены электронные копии номеров газеты.
В Ленинграде во время войны выходили газеты «Ленинградская правда» и «Смена». После первой блокадной зимы возобновился выход журналов «Звезда» и «Ленинград». Летом 1942 года в «Звезде» был напечатан большой очерк Иеремии Айзенштока и Александра Бартэна «Ополченцы», написанный в Сестрорецке осенью 1941 года, в основу которого легли впечатления от июльских и августовских боев.
Еще в Зимнюю войну (1939–1940) поэтами Александром Твардовским, Николаем Щербаковым и художниками Вениамином Брискиным и Василием Фомичёвым был создан образ бравого солдата Васи Тёркина. Художник Борис Лео, поэты Михаил Дудин, Александр Прокофьев и другие авторы возродили этот образ в годы блокады. Кроме авторского коллектива, стихи о приключениях Тёркина сочиняли и присылали в редакцию газеты «На страже Родины» бойцы и командиры Ленинградского фронта. Похождения Тёркина печатались в виде своеобразных комиксов.
Писали и публиковались, конечно, не только поэты, но и прозаики, но заметно реже, откладывая пережитое «на после войны». В газете «Ленинградская правда» за 25 апреля 1942 года (с её электронной копией можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки) была опубликована статья о романе «Небо Ленинграда» Виссариона Саянова, в которой автор раскрывает свой замысел: «28 лет тому назад герои романа – первые русские летчики – скрестили в воздухе своё боевое оружие с оружием немецких „ассов“. <…> На закате своей жизни герои романа встречаются со старым врагом. Выросло новое поколение авиаторов-героев, огнём и тараном закрепляющих наше господство в воздухе. Это – главные герои романа о ленинградском небе. Но и люди старого поколения нашли своё место в великой схватке».
По подсчетам прозаика, поэта, журналиста Павла Лукницкого, в 1942 году из 300 с небольшим членов ленинградского отделения Союза писателей 107 человек находились в армии, более 60 были эвакуированы, еще 53 подлежали эвакуации, таким образом, в городе оставалось чуть более 30 человек. Но и они ежедневно – каждый по-своему – сражались с врагом, приближая долгожданный день Победы.
Как, если не подвигом, назвать мужественную вахту у радиомикрофона поэтессы Ольги Берггольц, ставшей «сестрой по гневу и печали» тысячам ленинградцев, окружённых стальным кольцом вражеских войск? В Доме радио она почти ежедневно вела радиопередачи, позднее вошедшие в её книгу «Говорит Ленинград». Пронзительные и честные стихотворения поэтессы, звучавшие из самого сердца блокадного Ленинграда («Ленинград: стихи и поэмы», 1944 год) пользователь может заново открыть для себя на портале Президентской библиотеки:
О древнее орудие земное,
лопата,
верная сестра земли!
Какой мы путь немыслимый с тобою
от баррикад до кладбища прошли!
Блокадники, которых – увы – с каждым годом становится все меньше, вспоминают: мягкий задушевный голос поэтессы, звучавший по радио в блокадном городе, стал им родным. Не было тепла, света, еды, и только этот голос поддерживал в горожанах надежду. Реальность была настолько жестокой, что казалось: людям не до стихов. Но Берггольц писала так, что они становились точкой опоры для каждого, кто их слушал.
В самом начале процитированной выше книги «Литературный Ленинград в дни блокады» содержится мнение, с которым трудно не согласиться: «Эмоциональное, зажигающее стихотворение бывало в иные моменты важнее рассказа или листовки. На эту же особенность литературного развития тех лет указывала и Ольга Берггольц, по праву считавшая, что именно поэзии принадлежало тогда главнейшее место, что, по сути дела, поэзия взяла на себя, особенно в первую блокадную зиму, главнейшие функции всего искусства».
литература и искусство блокадного Ленинграда – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Николай Чуковский и «Балтийское небо»
Профессия военного корреспондента была одной из самых распространенных для советских литераторов в годы Великой Отечественной войны. Так и Николай Чуковский — сын известного советского поэта, автора «Мухи-Цокотухи» и «Айболита», уже в июне 1941 года вошел в штат газеты «Красный Балтийский флот». Работа военкора продолжалась и в дни блокады Ленинграда. Но главный свой труд – результат почти десятилетней работы – Николай Чуковский опубликовал уже в послевоенное время.
Штурвал лидера эсминцев «Минск», входившего в состав Краснознаменного Балтийского флота. Герои романа «Балтийское небо» защищали советские корабли от налетов немецких бомбардировщиков (экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил)
Повседневная жизнь военного Ленинграда получила здесь яркое описание. Таково удивление майора Лунина — главного героя романа, что на фронт приходилось добираться на трамвае — с домохозяйками, студентками Политехнического института, прицепившимися сзади к вагону мальчишками. Ведь с сентября 41-го город находился в прифронтовой полосе. Таковы последствия голодной зимы, когда герой сталкивался с мальчиком, собиравшим на заснеженном поле картошку, разрытую немецкими снарядами. Таково опасение ленинградцев быть пойманными комендантским патрулем. Ведь находиться в ночное время на улицах города было запрещено.«Балтийское небо» — документально-художественное произведение, основанное на материалах, собранных писателем в годы войны. Описываемая Николаем Чуковским «Рассохинская» эскадрилья, названная так по фамилии своего командира, относила читателя к истории настоящих летчиков, защищавших запертый в Финском заливе Балтийский флот.
«Блокадный пейзаж»
«Ленинград в Блокаде» (1942). Художник – Людмила Рончевская
Как и в Москве тех лет, маскировка военных и гражданских объектов была важной задачей художников и скульпторов блокадного города. Многие памятники архитектуры, которыми был столь богат Ленинград, могли служить прекрасным ориентиром для немецкой артиллерии и авиации. Их противник старался не трогать, сосредотачивая свой удар на жилых кварталах.
«Ленинград в блокаде» — картина Людмилы Рончевской, отправляла зрителя в один из уголков сражающегося города. В окнах домов погас свет. В небо устремлены лучи прожекторов, выискивавших немецкие бомбардировщики. Улицы завалены снегом, который совершенно некому убирать. Среди сугробов, опираясь на палку, медленно идет уставшая и голодная жительница города. Удастся ли ей пройти свой путь до конца?Городской облик менялся, а вместе с ним менялись и подходы ленинградских мастеров, предложивших жанр «блокадного пейзажа». Художники стремились запечатлеть характерные черты осажденного города.
Ольга Берггольц и «Февральский дневник»
Уже после войны Ленинград стали называть «городом воинствующей поэзии». Литераторы пополняли ряды народного ополчения задолго до того, как немецкая армия оказалась у берегов Ладожского озера. Впрочем, защищать культурную столицу поэтам приходилось и в более привычном деле.
Выступления Ольги Берггольц по радио, как и стук работающего метронома, стали одним из символов осажденного города. Ленинградцы с большим трепетом слушали стихи советской поэтессы в тяжелые дни блокады. В то же время в дневниковых записях, увидевших свет лишь после смерти поэтессы, Берггольц делилась переживаниями об участи города:
Борясь со своими мыслями, зимой 42-го – в самое тяжелое время для блокадного Ленинграда – Берггольц создает «Февральский дневник». Эта поэма – переживания советской поэтессы, равно как и всех жителей города, оказавшихся во вражеском кольце. Берггольц представляет повседневность Ленинграда: тишина, прерываемая разрывами бомб; мрачные улицы, закутанные в сугробы; съеденные последние кусочки хлеба.«Мои писания, мои стихи <…> не заменят ему ни хлеба, ни снарядов, ни орудий — а решает только это. Если ленинградцы не будут слышать моих стихов, ничто не переменится в их судьбе».
Но главное – изменившиеся чувства и поведение людей:
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет.
И все же ненависть к врагу, к себе самим, к тому бедственному положению, в котором оказался город, дополнялись нотками надежды и триумфа:
Наступит день, и, радуясь, спеша,
Еще печальных не убрав развалин,
Мы будем так наш город украшать,
Как люди никогда не украшали.
«Боевой карандаш»
К началу Великой Отечественной войны создание плакатов уступало по своей значимости живописи или скульптуре. Однако уже лето 1941 года отмечало небывалый взлет в производстве новых листов. Краткость, доходчивость, броскость и яркость изображения позволяли плакатам призывать людей на защиту Родины, рассказывать о событиях войны или представлять врага в уничижительном свете.
«Боевой карандаш» — коллектив ленинградских художников, выпускавших новые листы даже в самое суровое время. Условия блокады накладывали отпечаток на творчество мастеров. Некоторые плакаты печатались вручную, поскольку не было электричества. Художники по очереди вертели ручку печатного станка. Тираж был невысок — в Ленинграде обычно выходило не более 3 тысяч экземпляров одного плаката. А ведь самые известные в Советском Союзе листы могли быть отпечатаны в военное время несколько миллионов раз.
Одним из главных оружий плаката была сатира, ведь «сделать врага смешным — значит наполовину убить его». Лист № 21 «Боевого карандаша» представлял зрителям крысу — привычный для советского человека образ фашизма. Пытаясь ухватиться за столь желаемый колос, маленький зверек приходил к печальному для себя концу, будучи битым «в нос и хвост».
«О крысе голодной и силе народной» (1941). Лист «Боевого карандаша» за № 21. Художник – Николай Муратов. Автор текста – Борис Тимофеев
Художник Николай Муратов использовал в своем плакате часто встречающийся у советских мастеров сюжет «до и после»: чего желал враг («до»), и что с ним в итоге стало («после»). И все же лист, выпущенный еще в 1941 году, также показывал столь беспокоившую ленинградцев и самого художника тему наступавшего голода.
Дмитрий Шостакович и «Симфония № 7»
Исполнение «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича считается, пожалуй, самым значимым культурным событием в жизни блокадного города. О выступлении 9 августа 1942 года вспоминал один из музыкантов:
«Шостакович был свидетелем колоссальных народных бедствий, всех лишений и страданий народа. И не только он, но и исполнители оркестра, и дирижер, и слушатели, находящиеся в зале, все были участниками и свидетелями трагедии. <…> Потом уже мне приходилось слушать эту симфонию в отличном исполнении, с хорошим составом оркестра, с прекрасным дирижером, но такого впечатления от этой музыки, такого личного восприятия уже никогда не было — тогдашнего, свойственного только тому дню, тому времени, когда знаешь, что в оркестре сидят мои полуголодные товарищи и Карл Ильич Элиасберг [дирижер — прим.
ред.] тоже не ахти какой сытый человек».
«Посвящается городу Ленинграду. Симфония № 7» (экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил)
Блокадный Ленинград по Polina Barskova | Мягкая обложка
Пропустить содержимое
{{/если}} {{#if item.templateVars.googlePreviewUrl }} Google Предварительный просмотр {{/если}} {{#if item.imprint.name }}Выходные данные
{{ item.imprint.name }}
{{/если}} Запросить копию для проверки {{#if item. title}} {{/если}} {{#if item.subtitle}} {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorList}} {{#if item.edition}}{{{ item.edition }}}
{{/если}} {{#каждый элемент.templateVars.contributorList}}{{{это}}}
{{/каждый}} {{/если}} {{#if item.templateVars.formatsDropdown}}Формат
{{/если}} {{#if item.templateVars.formatsDropdown}} {{{item.templateVars.formatsDropdown}}} {{/если}} {{#if item. templateVars.buyLink }} {{item.templateVars.buyLinkLabel}} {{/если}} {{#if item.templateVars.oaISBN }}Открытый доступ
{{/если}} Эту работу можно загрузить в некоммерческих целях:
{{item.title}} находится под лицензией Creative.
Общины
Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 Международная лицензия.
{{{ элемент.описание }}}
{{/если}}- СМИ {{#if item. templateVars.reviews}}
- хвалить {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}
- Автор {{/если}}
- для педагогов {{#if item.templateVars.moreInfo}}
- больше информации {{/если}} {{#if item.templateVars.awards}}
- награды {{/если}}
- {{#if item.templateVars.reviews}}
- {{#каждый элемент.templateVars.reviews}}
{{#если это.текст}}
{{#если это.текст}} {{{этот текст}}} {{/если}}
{{/если}} {{/каждый}} {{/если}}
{{#if item. templateVars.contributorBiosCheck}} - {{#if item.templateVars.authorBios}}
{{#if item.templateVars.contributorImageCheck}} {{#каждый элемент.templateVars.authorBios}}
{{#если это.изображение}}
{{/если}}
{{/каждый}} {{/если}}
{{#каждый элемент.templateVars.authorBios}} {{#if this.bio}} {{{это.био}}} Увидеть все книги этого автора {{/если}} {{/каждый}}
{{/если}} {{/если}} - Запросить экзамен или настольную копию
{{#if item. templateVars.contentTab}}
Содержимое
{{{ item.templateVars.contentTab }}} {{/если}} - {{#if item.templateVars.moreInfo}}
{{#каждый элемент.templateVars.moreInfo}}
{{{ это }}}
{{/каждый}} {{/если}} {{#if item.awards}} - {{#каждый пункт.награды}}
{{ this.award.name }}
{{#if this.position}}( {{ это.позиция }} )
{{/если}} {{/каждый}} {{/если}}
Также представляет интерес
Поиск книг
Операция «Искра»: попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда
Автор Дуайт Джон Циммерман — 15 января 2013 г.
Атака советских солдат под Ленинградом, 1 января 1943 г. Операция «Искра» прорвала окружение Ленинграда. РИА Новости фото
Победа Красной Армии в январе 1943 года над 6-й немецкой армией под Сталинградом на юге сопровождалась в том же месяце меньшей, но все же значительной победой на севере, когда советские войска прорвали немецкие укрепления в «узком месте» и прорвали блокаду Ленинграда. .
Улица в Ленинграде после налета немецкой артиллерии, 1 января 1942 г. Блокада Ленинграда немцами длилась 890 дней. Фото РИА Новости
Расположенная в истоке Финского залива на Балтийском море, «Северная Венеция» была культурной столицей нации, а в царское время — и ее официальной столицей. Построенный царем Петром Великим, город первоначально был назван в его честь. В 1924 году, после смерти Владимира Ленина, город был переименован в Ленинград (в 1991 году, после распада Советского Союза, было восстановлено название Санкт-Петербург). Из-за своего названия и из-за того, что здесь началась большевистская революция, создавшая Советский Союз, город был также мощным политическим символом. Как и Сталинград, битва за Ленинград стала эпической военной борьбой и испытанием воли между Адольфом Гитлером и Иосифом Сталиным.
Генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб, командующий группой армий «Север», получил задание захватить и разрушить город. В начале сентября 1941 года, примерно через два с половиной месяца после начала операции «Барбаросса», войска фон Лееба захватили крупный железнодорожный узел Шлиссельбург на берегу Ладожского озера на восточном фланге Ленинграда. Поскольку финская армия блокировала Карельский полуостров на севере, город оказался в изоляции.
Старушка везет голодающего юношу в блокадном Ленинграде, 1 февраля 1942. РИА Новости фото
Осада Ленинграда, начавшаяся, как принято считать, 21 августа, продлится 890 дней. Поскольку группа армий «Север» не была достаточно сильна, чтобы взять город прямым штурмом, Гитлер приказал блокировать Ленинград, разрушить его здания артиллерийскими и воздушными атаками и не давать пощады его жителям — население и город должны были быть уничтожены. Потому что некомпетентные военные и гражданские лидеры в городе приняли решение не эвакуировать людей и жизненно важные предприятия, не накапливать продовольствие и топливо (полагая, что такой шаг будет воспринят как пораженческий, что приведет к их расстрелу — не совсем необоснованное предположение в сталинской России), с 2,5 миллионами мирных жителей, которые теперь оказались в ловушке в его границах, город был плохо подготовлен к судьбе, с которой он теперь столкнулся.
Снабжение прибыло в Ленинград на барже по Ладожскому озеру, 1 сентября 1942 года. Ладожское озеро было каналом снабжения, но не могло удовлетворить огромные потребности, необходимые для снабжения Ленинграда. РИА Новости фото
Зима пришла рано и стала одной из самых холодных за всю историю наблюдений. К ноябрю люди были на голодном пайке. В декабре стали появляться детские санки. Но они не развлекали детей. В его эпическом отчете 900 дней: Блокада Ленинграда , автор Харрисон Э. Солсбери писал: «Детские санки вдруг оказались повсюду — на Невском, на Лавре, в сторону Пискаревского, в сторону больниц. Скрип, писк, писк полозьев звучал громче артобстрела. Это оглушило уши. На санях были больные, умирающие, мертвые». Корреспондент «Комсомольской правды» Николай Маркевич записал в своем дневнике за 24 января 1942 г.: «Почти единственный вид транспорта — сани… везут трупы в простых гробах, покрытые лохмотьями или полуодетые. … Ежедневно умирает от шести до восьми тысяч».
«В нашей шестикомнатной квартире
Живем только мы втроем — ты и я
И ветер дует из темноты. . . .
Нет, извините. Я ошибаюсь.
На балконе лежит четвертый,
Жду неделю до похорон.
— «Блокада» Зинаиды Шишовой
Когда Ладожское озеро замерзло, был проложен путь снабжения и эвакуации, но он не смог облегчить бедственное положение Ленинграда. Все возрастающее число умерших собирали в огромные груды замороженных трупов и после весенних оттепелей хоронили в двух братских могилах на Пискаревском и Серафимовском кладбищах. Невозможно точно узнать окончательное число погибших, но, по оценкам историков, всего во время осады погибло от 1,3 до 1,5 миллиона мирных жителей и военнослужащих.
Советские воины Ленинградского и Волховского фронтов обнимаются после соединения под Ленинградом, 18 января 1943 г. Операция «Искра» сняла блокаду Ленинграда. Фото РИА Новости
Операция «Искра», начатая 12 января 1943 года, стала третьей попыткой Красной Армии освободить город. Несмотря на то, что группа армий «Север» была ослаблена из-за того, что другие части были перераспределены в другие места на Восточном фронте, она энергично оборонялась. Но натиск Красной Армии был неослабевающим, и к 30 января она вышла к Ленинграду и установила коридор шириной 5—6 миль вдоль южного берега Ладожского озера. Хотя конвои снабжения находились в пределах досягаемости немецкой артиллерии, а до блокады оставалось еще много месяцев, Ленинград был спасен.
Осада стала источником вдохновения для художников. Поэтический отрывок, представленный в этой статье, взят из стихотворения Зинаиды Шишовой 1943 года «Блокада», написанного во время блокады.