Первый писатель: Великие российские писатели и поэты. Список

Содержание

Читать онлайн «Призвание – писатель. Том 1» – Литрес, страница 3

Григорий поднялся по ступеням крыльца, прошёл, скрипя деревянными половицами, в конец коридора, выпил из об-щаковского бидона кружку колодезной воды и скрылся за дверью своей комнатёнки. Не раздеваясь, он повалился на кровать и тотчас уснул. Говорят, любовь и бессонница – сёстры. Ничего подобного! Молодой здоровый организм под натиском любовного чувства засыпает мгновенно. Он знает, что наутро ему потребуются свежие силы, и интуитивно черпает их в недолгом забвении.

Наутро Полина проснулась за час до общей утренней молитвы. Она не спешила вставать и, обхватив руками колени, в подробностях припоминала вечерний разговор с Григорием. «А вдруг он и правда…» – при мысли о том, что Григорий Борисович действительно в неё влюбился, Полину охватывала оторопь. «Нет-нет-нет! Это невозможно, я так не хочу!..» – лепетала девушка, прикрывая рукой губы. Не дай бог её услышит через стену сторож Кузьма. Он наверняка уже проснулся и прислушивается ко всему, что творится в её комнате! «Как я покажусь на утреннюю молитву? Щёки горят, в глазах слёзы! Нет-нет, надо успокоиться, надо обязательно успокоиться». Полина подошла к зеркалу и придирчиво осмотрела своё лицо. «Ну, так и есть: щёки пунцовые, будто их киноварью натёрли, а глаза блестят, как две бижухи. Ужас, совершеннейший ужас!»

Полина оделась, ещё раз тщательно оглядела себя в зеркале, приоткрыла дверь и, пока в коридоре никого не было, шмыгнула в туалетную комнату. Остудив пламень ланит холодной ключевой водой, она немного пришла в себя, даже попробовала улыбнуться. Однако в крохотном зеркальце, висящем над раковиной, вместо своей привычной улыбки девушка увидела несуразное движение губ и опять расстроилась. Утопив лицо в махровом полотенце, Полина быстрее пуганой мыши помчалась обратно в комнату. Плотно закрыв за собой дверь, она присела на стул и задумалась: «Что же делать? Меня наверняка затрясёт, когда я его увижу. Ужас, ужас! Они поднимут меня на смех и вообще выгонят, – лепетала бедная девушка, забыв, что коварный Кузьма слышит через стену каждое сказанное слово. Вдруг её лицо стало серьёзным. – Как это выгонят? Выгнать меня может только Григорий Борисович. А он… он в меня влюбился и, значит, не выгонит!» – Полина приосанилась.

– Влюбился? Как это влюбился?.. – Коварные слёзы вновь брызнули из глаз, и Поля, теряя осанку, безвольно повалилась на подушку.

– Полина, н-на молитву, пожалуйста. Все с-собрались, ждут т-тебя, – под дверью раздался смущённый голос Родиона.

– Да-да, иду!

Девушка встала, подошла к зеркалу, улыбнулась, накинула на голову платок и вышла из комнаты.

* * *

Не знаю, как для вас, досточтимый читатель, но для меня женская психология была и остаётся неразрешимой загадкой. На ровном, казалось бы, месте из-за какой-то незначительной мелочи женщина готова утонуть в собственных слезах. И в то же время по поводу того же самого (но при других обстоятельствах) она может воспламениться фейерверком чувств и произвести потрясающее социальное действие. Женская шкала «ценностей», иначе говоря, точка отсчёта, с которой она сообразует свои действия, подвижна и абсолютно противоположна мужскому взгляду на происходящее. Мужчина в своих оценках консервативен. Последовательность событий, случившихся с его участием, всегда можно реконструировать с помощью элементарной логики. Увы, в случае с женщиной всё намного сложнее. Её точка отсчёта не только не фиксирована, но находится в некоем гендерном Зазеркалье, куда мужчина, будь он великий умница или психолог, попросту не вхож. Первопричину женских поступков невозможно осмыслить с мужской точки зрения. Всякая рациональная версия того или иного поведения женщины похожа на контрольный выстрел в небо. Факт выстрела налицо. И только.

6

Всё в работе артели переменилось. Григорий под надуманными предлогами то и дело задерживался на ярусе, где работала Полина. Стенопись наверху, и особенно в барабане, без опытного глаза бригадира явно не ладилась. Поминутно «с неба» доносились голоса озабоченных «небожителей»: «Григорий Борисович, вы скоро?»

– Ну что за люди? – улыбался Гриша, поглядывая на свою избранницу. – Иду-иду!

Полина хранила холодное металлическое спокойствие. Если её руки начинали отчаянно дрожать, она сжимала пальцы в кулачки и прятала их за спину, моля Бога о том, чтобы Григорий Борисович не заметил её неловкого жеста. Она помнила, как звучало из уст бригадира одно из первых наставлений: «В храме руки за спиной держать не принято. Эта традиция существует с древних времён». Помнится, кто-то перепросил Григория: «Почему?» «А вдруг ты за спиной держишь камень», – ответил он. Иногда Полина не выдерживала внутреннего напряжения, и её надутая серьёзность вдруг взрывалась внезапным нервическим смехом. В такие минуты, зажав ладонями рот, она убегала в дальний угол яруса и там, уткнув лоб в прохладную стену храма, прятала свои «непристойные переживания».

Влюблённость Григория и страдания несчастной Полины с каждым днём становились всё более заметны. Девушке казалось, что артельцы посмеиваются над ней. Да-да, над ней и только над ней, потому что смеяться над бригадным генералом невозможно по определению. На самом же деле всё обстояло совершенно иначе. Иконописцы предельно уважали своего командора и с дружеской симпатией относились к Полине, почитая её за ласточку, залетевшую к ним на артельный огонёк. Их реакцию правильнее было бы посчитать за товарищеское участие и заботу. Но глаза смущённой девушки всё видели по-другому. В переглядах ребят она отмечала злорадство и кичливую ревность по отношению к руководителю. Так, после вечерней трапезы, забившись в свою келейку, она часами сидела на кровати, обхватив колени, и думала: «Они мне этого не простят!»

В один из вечеров Полина наконец приняла единственно правильное, с её точки зрения, решение: бежать в Москву. Григорий Борисович, понятное дело, не отпустит, значит, надо бежать… тайно! Утром следующего дня перед выходом на молитву она собрала вещи в походный рюкзачок, прибрала в комнате и написала записку вежливости. В ней Полина благодарила всех за дни, проведённые в станице, а главное, в храме. Ссылаясь на неотложные обстоятельства, девушка просила простить её за столь поспешное бегство. «Разве бывает непоспешное бегство?» – грустно усмехнулась она, дописывая фразу. Но исправлять написанное не стала.

Время близилось к обеду. Григорий чуть раньше остальных стал спускаться с верхних лесов. На ярусе, где Полина выкрашивала намеченный орнамент, он задержался. «Где же она?» – подумал Гриша, оглядывая ярус сквозь контражур осветительных приборов. Полины нигде не было. На выходе из храма ему встретился сторож Кузьма.

– Борисыч, твоя Полинка-то с вещичками подалась. Обидел, поди?

– Что значит подалась? – переспросил Гриша.

– А то и значит. Гляжу, выбегает девонька из храма и к себе в домик направляется. Удивился я, что за поспешность такая, может, случилось чаво. Хотел я было в храм-то зайти глянуть, что да как, смотрю: бежит прямо к воротцам. Рюкзачок за спиной так и подпрыгивает, так и подпрыгивает. Ух ты, думаю. А она глядь – и исчезла за домами, только пыль на дороге вспуршила чуток. Не любо, думаю, дело такое, ох не любо! Я вслед. Тут автобус, как на грех, подъезжает. Гляжу, минуты не прошло, а она уж в нём, треклятом, и сидит. Головку опустила, не повернётся. Я кричу водиле, машу рукой, чтоб остановился – куцы там! Унёсся быстрее ветра толстозадый. Как подговорили…

Кузьма перевёл дух и уставился вопросительно на Григория. Тот слушал не шелохнувшись.

– Давно уехала?

– Часа с полтора уж, поди.

– Что молчал?

– Так ведь, – запнулся Кузьма, – откуда ж мне знать-то? Ты вот что мне скажи…

– Погодь! – Григорий нахмурился. С минуту молчал, потом встрепенулся: – Отцу скажешь: нижайше прошу прощения. Отворяй ворота!

7

В голосе Григория сказалось столько решительности, что Кузьма, не рассуждая, понёсся к воротам. А Гриша распахнул створки настоятельского гаража, прыгнул за руль уазика, или, как его величали в станице, «Михайловой конки», и с замиранием сердца открыл бардачок. Есть! Документы на машину лежали, как обычно, поверх ОСАГОвских страховок. В замке зажигания торчал ключ, оставленный отцом Михаилом (чтоб не потерялся). «Господи, прости меня, грешного!» – прошептал Григорий и повернул ключ. УАЗ вздрогнул, выкатился из гаража и, набирая скорость, промчался мимо Кузьмы. Через десять секунд он скрылся на дальних улицах…

То ли удача сопутствовала нашему герою, то ли Господь «прикрыл» любимца, но случилось чудо. Весь долгий путь до города Ставрополя Гриша гнал батиного «козлика» в галоп, не считаясь ни с какими дорожными ограничениями, промчался, как ветер, мимо трёх несговорчивых постов ДПС и подкатил к вокзалу «без замечаний»! Оставив машину на площади, он поднялся по лестнице на платформу и вбежал в зал ожидания. В дальнем углу на широкой деревянной лавке сидела Полина. Поджав под себя ноги и опустив голову, она разглядывала стоптанный, давно не крашенный пол.

– Полина… – беззвучно позвал девушку Григорий.

Она будто услышала шелест Гришиных губ, немного встрепенулась, но потом снова, как раненый голубок, нахохлилась и замерла, опустив голову.

– Полина… – Гриша глядел на неё и никак не мог сосредоточиться.

Его взгляд мутили, будто ливневые струи по стеклу, нахлынувшие неожиданно и некстати воспоминания прошлых лет. То он, двадцатипятилетний бродяга, стоит на Дворцовой площади. Искусство Древнего Египта, только что виденное им в Эрмитаже, не умещается в голове, перестраивает работу обоих полушарий, понуждает к гениальности. То он, четырнадцатилетний мальчик, в Крыму спускается с горы и неожиданно выходит на нудистский пляж. Замерев, наблюдает вальяжные движения голых мужиков и баб и вдруг до слёз, до тошноты чувствует во всём этом поддельное стремление к естеству, безобразную и пошлую комедию нравов. Ему, подростку, становится нестерпимо больно и стыдно за них и за самого себя, увидевшего такое. Не чувствуя усталости, Гриша лезет обратно на гору почти по вертикальной тропе. На вершинке переводит дух, оглядывается и видит далеко внизу на отмели множество бронзовых точек. Они напоминают выброшенный волной на берег, иссыхающий под солнцем косячок мелкой салаки, рыбёшки бросовой и неприличной к изысканному столу…

 

Полина подняла голову и увидела его, стоящего в дверях. Она выпрямилась. В это время ватага весёлых студентов, тесня друг друга, ворвалась в зал ожидания. Навьюченные рюкзаками, они «внесли» и Григория вместе с собой внутрь. Гриша поднял с пола отлетевшие в сторону очки и, растерянно оглядываясь, стал высматривать Полину. Их взгляды встретились…

Родился в городе Каменске-Шахтинске Ростовской области 8 мая 1965 г. в рабочей семье.

После рождения родители письменно отказались от своего сына, инвалида детства первой группы.

С июля 1965 г. по 20 июня 1972 г. проживал в Ростове-на-Дону в дошкольном детском учреждении № 4.

С1972 г. Виктор жил и учился в школе-интернате для детей-инвалидов в городе Новочеркасске Ростовской области.

Первой учительницей была Галина Петровна Уткачёва. С тех пор Виктор пишет, держа ручку в зубах.

После окончания школы-интерната, с 8 августа 1984 г., Виктор стал проживать в Новочеркасском доме-интерна-те для престарелых и инвалидов.

Является дипломантом и лауреатом различных фестивалей и конкурсов, а также лауреатом международной премии «Филантроп» в номинации «Декоративно-прикладное искусство» (2004) и в номинации «Художественная самодеятельность» (2008) – в составе вокально-казачьего коллектива «Не падаем духом».

В августе 2008 г. принял участие в областном конкурсе на тему «Судьба человека», представив рассказ «Человек – творец своей судьбы». К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне вновь принял участие в областном литературном конкурсе. Рассказ «Мужской разговор» опубликовал на литературном портале «Проза. ру». В декабре 2013-го Виктор Александрович на этом портале участвовал в конкурсе «Наследие». В апреле 2014 г. его произведение вошло в седьмой том альманаха литературной премии «Наследие», учреждённой Российским союзом писателей совместно с Российским Императорским Домом под высочайшим покровительством Её Императорского Высочества Великой Княгини Марии Владимировны в ознаменование всенародного юбилея – 400-летия преодоления Смуты.

И это всё о нём…


Новогодняя ночь в Питере, продолжение

На этом мои новогодние приключения не закончились в тот год и тот день, а продолжились с волшебством.

Идя по тротуару, моя девушка включила праздничный ролик. Приятный голос заговорил: «В некотором царстве, в некотором государстве на берегу святоструйной красавицы Суховой стоит город дивный, сказочный Устюг Великий…»

В это время в моей голове стали роиться разные мысли, а речь всё лилась из телефона: «Знаменит он храмами величавыми с куполами золотыми, людьми отважными, мореходами, землепроходцами, на весь честной мир известными, да мастерами-умельцами, да и талантами многими и тем, что сказка волшебная в нём живёт».

Слушая приятный голос, я достал свой телефон и начал искать, как быстро добраться до города Устюга. Читаю: «Великий Устюг – населённый пункт в России, расположенный в Вологодской области. Изначально он именовался просто Устюгом». И слышу: «Рядом с храмом белокаменным, Устюгом Великим, в бору сосновом, где на колючих ветках звёзды качаются…»

Ищу информацию про Вологодскую область, и там написано: «Центр региона, город Вологда – древний город, известный с XII века. Привлекателен для туристов благодаря богатым традициям кружевоплетения, иконописи, деревянного зодчества». Посмотрев по сторонам, я увидел, как редкие прохожие оглядывались нас удивлённо: что за пара, уткнувшаяся в телефоны, не смотрит себе под ноги?

А рассказ продолжался: «Стоит терем сказочный, красоты неописуемой, со стенами бревенчатыми, с крыльцом тисовым резным, со ступенями белыми да вскруженными наличниками…»

Я слушал его, параллельно продолжая читать: «Центр города можно осмотреть, поднявшись на колокольню Софийского собора XVI века. Обязательны к посещению музей в стенах Вологодского Кремля, Воскресенский собор XVIII века, музей Петра I и городская набережная. В Вологде имеется обширный ботанический сад и резиденция Деда Мороза».

Вот куда хочу попасть, в моём детстве такого не было! У мамы не было возможности пригласить на Новый год Деда Мороза. Отец не любил баловать своих детей, не терпел в доме чужих мужиков, ревновал маму к чужим людям.

Уткнувшись в свой телефон, я стал читать про Великий Устюг дальше: «Небольшой город в 25 км от Вологды, находится на берегах реки Сухоны. Раньше это место называлось деревней Соколово, она упоминается в источниках с XVII века. Город известен во всей стране благодаря крупному производству бумаги и картона. Здесь можно посетить музей бумаги, краеведческий музей с богатой экспозицией предметов старинного быта. Отсюда пошла легенда о Деде Морозе, хотя сейчас его резиденция в областном центре».

Тем временем рассказ о резиденции продолжался: «А он стоит, терем, красуется, огнями радужными играет, а хозяин в том тереме белобородый волшебник, властелин вьюг и метелей, снегов сыпучих да морозов трескучих – Дед Мороз. Махнёт Дедушка Мороз правой рукой – открываются ворота резные сосновые, звучит музыка приветственная – и вы в сказке…»

– Слышишь, родная?

– Слышу.

– А не хочешь побывать в этой сказке?

– Хочу.

Разговаривая с любимой, я стал вслушиваться дальше:

«Путешествие началось. Вы вступаете на волшебную тропу сказок. Тропа так недаром называется, там сказки живут. Начинается она почти от самого входа и через лес ведёт к терему. Вам может там встретиться Баба-яга – не пугайтесь, разгадав её загадки, смело шагайте вперёд. Вы побываете в гостях у лесовичка, встретитесь с мудрой совой…»

– Знаешь, давай не пойдём к моему другу, а поедем в аэропорт, купим билеты и полетим в Вологду?

– Давай.

Рассказ продолжался:

«Идите по заколдованному мосту, на тропе здоровья пополните запас сил, которые так пригодятся вам в молодецких забавах! А у векового дуба наберитесь ума-разума. У костра двенадцати месяцев обогрейтесь и пообщайтесь со своим месяцем, а дальше – в волшебный сундук Снеговика! Влезайте в него, загадывайте желание, оно обязательно исполнится».

– Знаешь, я хочу эти новогодние праздники подарить тебе.

– Спасибо, любимый. Это будут воспоминания на всю оставшеюся жизнь…

На словах «Когда вы пройдёте волшебную тропу – добро пожаловать во дворец к Дедушке Морозу…» телефон погас: закончилась зарядка.

Мы приехали в аэропорт Пулково. Там в это время было не так много народу. Найдя кассы, спросили о билетах на Вологду. Билеты были. Мы купили на 9:30. До вылета оставалось ещё пять часов. Найдя свободное место в углу зала ожидания, мы сели и уснули. Сколько проспали – не знаю, но я проснулся оттого, что меня кто-то трогает за плечо. Захотелось выругаться, но, открыв глаза, я увидел полицейский патруль.

– С Новым годом, молодые люди! Предъявите документы.

– С Новым годом! Вот, возьмите.

Достав из кармана наши паспорта, отдал старшему. Он стал рассматривать их:

– А что москвичи забыли у нас в городе?

– Мне Снегурочка вручила два билета в ваш город. Я со своей девушкой побывал на ёлке на Дворцовой площади. А сейчас мы собираемся лететь в Вологду к Деду Морозу в его волшебный дом.

– Ну что ж, желаю вам приятного полёта. Вот ваши документы. Регистрация началась.

– Спасибо. Всего вам хорошего. Тогда мы пошли регистрироваться.

Взяв документы, мы встали и пошли к стойке регистрации. Все формальности не заняли много времени, так как у нас не было багажа, только ручная кладь. Оказавшись предполётной зоне, мы стали ждать посадки. Но перед этим купили по паре сладких пирожков и сладкой воды в 0,33-литровых бутылках. Решили перекусить в самолёте.

Через полчаса мы уже сидели в самолёте и ждали вылета, представляя встречу с Дедом Морозом в его тереме. Мы решили: если попадём к нему на аудиенцию, попросим… Что именно попросим – расскажем чуть позже.

Мы часто поглядывали на часы. Время тянулось так медленно…

И вот стюардесса объявила, что полёт начинается.

Вперёд, за чудесами!

Ольга Бахарева

Ольга Бахарева родилась в небольшом посёлке Колышлей Пензенской области. Увлекается литературой с десятого класса. С восемнадцати лет пишет стихи, с 2007 г. – прозу. Член Интернационального Союза писателей. Автор сборника стихов и рассказов в электронном и бумажном виде «Говорят поэты ленивые» в серии «Российский колокол». Прозаические и стихотворные произведения опубликованы в альманахе «Российский колокол» ИСП. Номинант Лондонской премии 2015–2019 за сборник «Говорят поэты ленивые». Дипломант Международного литературного конкурса им. М. Ю. Лермонтова – 2019 («Новые имена в литературе») за сборник рассказов. Обладатель медали «65 лет Интернациональному Союзу писателей», двух дипломов «За творческую индивидуальность» ИСП. В феврале 2021-го при финансовой поддержке Интернационального Союза писателей в серии «Современники и классики» вышел в свет первый роман «Вернись ко мне».

А мне к тебе прикоснуться

 
А мне к тебе прикоснуться,
Прижаться к сильной спине.
На небе звёзды зажгутся…
Светят тебе и мне!
Я к тебе прикасаюсь —
По телу пробегает ток,
В темноте растворяется вздох!
Мы не из этой Вселенной —
Мы с тобой с других орбит.
Наконец-то поверил,
Ты мной не забыт!
 

Колышлей, декабрь 2021 года

Я убегу в темноту

 
Я убегу в темноту,
Вылезу из твоей постели.
Стих напишу этой злой метели!
А утром ты на меня
Посмотришь с укором!
И погаснет моя звезда
Под твоим гневным взором!
 

Колышлей, январь 2021 года

Я закрою глаза устало

 
Я закрою глаза устало,
Представлю образ твой.
Как пандемия достала!
Когда зараза уйдёт?
Нет красок в жизни,
Одиночество и быт!
На столе со стихами
Нетронутый лист…
 

Колышлей, октябрь 2021 года

Звезда сверкала в синем небе

 
Звезда сверкала в синем небе,
Вдруг потухла, как спичка на ветру!
Я подумала: «Жизнь – одно мгновенье,
Я тоже когда-нибудь исчезну!»
 

Москва, сентябрь 2008 года

Покаяние…

 
Устала по дороге жизни бежать.
Мне хочется взять и остановиться,
В храме в руках свечу подержать
и просто Богу помолиться.
Смотрю на чистый лик иконы,
Шепчу: «Прости, Господь,
Что не читаю я каноны,
Владеет мной и грех, и боль.
Не оттого ль душа мечется в бреду,
Жизнь проходит, а я не знаю,
У какой черты стою?»
На священный лик иконы
Упала горькая слеза.
Голос свыше: «Прощена!»
Встрепенулась блудная душа:
«Боже! Ну где же раньше я была?!»
 

Москва, сентябрь 2008 года

Первый народный поэт Башкортостана — Республиканский Музей Боевой Славы

Первый народный поэт Башкортостана

В 2020 году исполняется 140 лет со дня рождения Мажита Гафури — выдающегося писателя, поэта, драматурга, признанного классика башкирской и татарской литературы.
Мажит Гафури (настоящее имя Габдельмажит Нурганиевич Гафуров) родился 20 июля (3 августа по новому стилю) 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Гафурийского района Республики Башкортостан.  Воспитывался он в семье сельского учителя, рано осиротел. Учился в сельском медресе. Работал сезонным рабочим.
Поступил в медресе «Расулия» в Троицке. В 1904 году приехал в Казань, где учился в медресе «Мухаммадия», затем продолжил обучение в уфимском медресе «Галия».
В 1902 году Мажит Гафури написал свое первое стихотворение «Ишану», в котором зло высмеял религиозный фанатизм. В стихотворениях «Сибирская железная дорога» (1904), «Бедняки» (1909), рассказе «Жизнь, прошедшая в нищете» (1904) он правдиво описал беспросветную жизнь и быт простых людей.
События революционного подъема 1905-1907 годов обострили интерес Мажита Гафури к национально-освободительным идеям. Он стремился рассматривать задачи улучшения положения трудящихся в свете борьбы народа против царизма. Позднее, в ответ на наступление реакции, поэт усилил внимание к социальным проблемам, страданиям народа, защите прав угнетенных («Я вышел на базар», «Богач и его работник», «Нищий ребенок», «Жалею!», «Мертвая душа»).
Традиции восточной просветительской литературы, реалистические элементы Востока и художественные достижения татарского и башкирского фольклора образовали в творчестве Мажита Гафури тот идейно-художественный сплав, который в начале XX века дополнился и обогатился революционными идеями. Средством преобразования общества Мажит Гафури считал просвещение людей. Уже в произведениях начального периода творчества он проявил себя как писатель-реалист.
Революционные события 1917 года Мажит Гафури принял восторженно, посвятив им стихи «Красный флаг», «Утро свободы», «Судный день», «Наш путь».
В советское время Мажит Гафури прилагал много усилий для организации периодической печати автономной Башкирии — газет «Наш путь», «Свобода», «Борьба», «Бедняки Востока», «Урал» и других. Работал в газете «Кызыл юл», с 1922 года — в газете «Башкортостан». После разделения газеты трудился в татароязычной газете «Новая деревня» (ныне «Кызыл тан») заведующим отделом писем, публиковал очерки, злободневные статьи, фельетоны, рецензии.
В 1923 году Мажиту Гафури, первому из башкирских поэтов, было присвоено почетное звание народного поэта Башкирской АССР. Он скончался 28 октября 1934 года и похоронен в уфимском парке имени Ленина.
В 1940 году имя Гафури присвоено району, где он родился и вырос. Перед Башкирским академическим театром драмы, который носит имя поэта, воздвигнут памятник поэту работы Льва Кербеля. Парк имени Гафури в столице Башкортостана является любимым местом отдыха уфимцев. Улицы в Уфе, многих городах и населенных пунктах республики названы в память об этом выдающемся человеке. В доме №28 по улице Гоголя в Уфе, где Гафури прожил последние годы жизни, действует его дом-музей.

Письменный ресурс и веб-сайт автора

более
7000
рынков

Доступ к более чем 7000 рынкам для вашего письма 241 новое и обновленное объявление только за последний месяц

Последние обновления

Эбигейл Натан

Художественная литература; Преступление; Фантазия; Ужастик; Романтика; фантастика; Триллеры; взрослый; детская; Молодежь

Создан новый список.

25 июня 2023 г.

Claret Press

Художественная литература; документальная литература; Автобиография; Биография; Тайна; Политика; Триллеры; Путешествовать; Взрослый

Список обновлен.

25 июня 2023 г.

Молли Кер Хоун

Художественная литература; документальная литература; детская; Молодежь

Список обновлен.

25 июня 2023 г.

Сара Баллард

Художественная литература; документальная литература; Автобиография; Биография; исторический; Взрослый

Список обновлен.

24 июня 2023 г.

Yours Fiction — Женский специальный сериал

Художественная литература; Тайна; Романтика; Короткие истории; Взрослый

Список обновлен.

24 июня 2023 г.

The Tusculum Review

Очерки; Вымысел; документальная литература; Поэзия; Скрипты; драма; Короткие истории; Театр; взрослый; Литературный

Список обновлен.

23 июня 2023 г.

Обзор роботов для бинарных опционов

Новости

Culture Creative Entertainment нанимает Шерли Ибарру из Netflix в качестве литературного агента

21 июня 2023

Culture Creative Entertainment нанимает Шерли Ибарру из Netflix в качестве литературного агента

Меня уволили за то, что я написал о трансцензуре

20 июня 2023 года

Меня уволили за то, что я написал о трансцензуре

Книги с нейроотличными персонажами открывают новую главу для издателей

15 июня 2023 года 900 05

Книги со знаком нейроотличных персонажей новая глава для издателей

UTA открывает новый лондонский офис по адресу 1 Newman Street

15 июня 2023

UTA открывает новый лондонский офис по адресу 1 Newman Street

Дилемма для британских авторов, поскольку Россия предлагает огромные суммы за эскапистскую фантастику

12 июня 2023 г.

Дилемма для британских авторов, поскольку Россия предлагает огромные суммы за эскапистскую фантастику

Автор был исключен издателем после того, как опубликовал несколько «подлых» сообщений TikTok о рецензенте Goodreads, который оценил дебютную книгу: «Полностью непонятно»

11 июня, 2023

Автор ушел из издательства после того, как опубликовал несколько «злых» TikTok о рецензенте Goodreads, который оценил дебютную книгу: «Совершенно непонятно»

Другие новости…

Статьи

Креативное письмо: расширение возможностей вашего воображения

23 июня 2023

Креативное письмо: расширение возможностей воображения

Удаление стихов со страницы

20 июня 2023

Удаление стихов со страницы

Групповое мышление в советском стиле означает только одно: ужасные книги

20 июня 2023

Групповое мышление в советском стиле означает только одно: ужасные книги

Кормак Маккарти сделал выдающуюся литературную карьеру.

Этого никогда не могло случиться сейчас.

20 июня 2023 г.

Кормак Маккарти сделал выдающуюся литературную карьеру. Этого никогда не могло случиться сейчас.

9 авторов, чья популярность в TikTok помогла опубликовать их

1 июня 2023 г.

9 авторов, чья популярность в TikTok помогла опубликовать их

Другие статьи…

Поиск

901 36 Дополнительная информация

Откуда взялась письменность?

Примечание редактора

«Месопотамия: начало цивилизации» был показан на вилле Гетти с 21 апреля по 16 августа 2021 г.

Содержание тела

трудно представить время, когда началось письмо.

Археологические находки в древней Месопотамии (теперь в основном современный Ирак) показывают первоначальную силу и назначение письма, от административных и юридических функций до поэзии и литературы.

Месопотамия была регионом, включавшим в себя многие культуры, говорящие на разных языках. Самая ранняя известная письменность была изобретена здесь около 3400 г. до н.э. в районе под названием Шумер недалеко от Персидского залива. На развитие шумерского письма повлияли местные материалы: глина для табличек и тростник для стилусов (орудий письма). Примерно в то же время или чуть позже египтяне изобрели собственную форму иероглифического письма.

Даже после того, как около 2000 г. до н. э. шумерский как разговорный язык вымер, он сохранился как научный язык и письменность. Другие народы внутри и вблизи Месопотамии, от Турции, Сирии и Египта до Ирана, переняли более позднюю версию этой письменности, разработанную аккадцами (первыми узнаваемыми семитскими народами), сменившими шумеров на посту правителей Месопотамии. В самой Вавилонии письменность просуществовала еще два тысячелетия, пока не исчезла около 70 г. н. э.

Табличка с протоклинописной надписью, около 3100 г. до н. Глина, 1 3/4 × 2 13/16 дюйма. Музей Лувра, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © RMN-Grand Palais / Art Resource, NY

Фото: Franck Raux

Ранние глиняные модели, изображающие предметы, были первыми учетными записями Месопотамии. Они уступили место глиняным табличкам, подобным этой из Урука, с самыми ранними надписями: упрощенными рисунками и числовыми знаками.

Письмо началось с пиктограмм (слов-картинок), нарисованных на глине остроконечным инструментом. Эта ранняя административная табличка использовалась для записи пищевых рационов для людей, на что указывают голова человека и миска, видимые в нижней левой части. Пиктограммы и цифры показывают количество зерна, выделенное городам, и типы рабочих, включая свиноводов и группы, связанные с религиозным праздником.

Подобные планшеты помогали местным лидерам организовывать, управлять и архивировать информацию. Эта табличка отражает бюрократический учет, но аналогичные списки использовались в последующие века отдельными лицами для отслеживания личного имущества и деловых соглашений.

От рисунков к письму в повседневной жизни

Письменность развилась, когда кто-то решил заменить заостренный инструмент для рисования треугольным язычковым пером.

Тростник можно было легко и быстро вдавить в глину, чтобы сделать клинья. Сначала клинья были сгруппированы для создания изображений, но постепенно группы превратились в более абстрактные знаки и превратились в сложный шрифт, который мы называем клинописью («клинообразный» на латыни). Около тысячи знаков представляли названия предметов, а также обозначали слова, слоги и звуки (или их части).

Клинописные записи предоставляют информацию о бюрократии и власти, но они также документируют множество увлекательных аспектов повседневной жизни. Письменные тексты показывают, как отдельные люди и семьи выражали свои желания, женились и заводили детей, занимались бизнесом и поклонялись Богу. Люди писали в основном на глине, но также и на более дорогих материалах, таких как золотая пластина, показанная выше.

Табличка в конверте с брачным контрактом (фрагмент), 1830–1813 гг. до н.э., амореи. Необожженная глина, 5 × 2 5/8 дюйма. Музей Лувр, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © RMN-Grand Palais / Art Resource, NY

Фото: Матье Рабо

Этот брачный договор заключен в глиняный конверт, часть которого откололась.

Табличка в конверте с брачным контрактом, 1830–1813 гг. до н.э., амореи. Необожженная глина, 5 × 2 5/8 дюйма. Музей Лувр, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © RMN-Grand Palais / Art Resource, NY

Фото: Матье Рабо

Быть вдохновленным Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке. Подпишитесь сейчас

В этом глиняном брачном контракте, который включает клятву главному богу Киша, где должен был состояться брак, отец отдает свою дочь ее новому мужу. В свою очередь, муж платит выкуп за невесту серебром трем мужчинам, возможно, ее братьям. Документ вложен в глиняный конверт. Каждый свидетель прокатал личные печати, цилиндры с надписями, похожие на маленькие скалки, на левой стороне конверта, чтобы отпечатать форму рельефной подписи.

Цилиндрические печати в качестве подписей на глине

Чтобы подписать глиняный документ, а иногда и гарантировать его официальное закрытие, месопотамцы использовали печати, в основном из прочных, а иногда и дорогих материалов. Многие из них можно было носить или прикалывать как украшения.

Цилиндрическая печать королевского пекаря, около 2150–2000 гг. до н.э., неошумерская. Хлорит, 1 3/8 × 5/8 дюйма. Музей Лувр, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © Musée du Louvre, расст. RMN-Grand Palais / Raphaël Chipault / Benjamin Soligny / Art Resource, NY

У этой персональной каменной (хлоритовой) печати вырезаны концы, имитирующие крышки из металла. Оттиск показывает изображение, накатанное на глину.

На цилиндрической печати выше написано имя дворцового пекаря. Он показывает себя стоящим перед важным сидящим божеством, которого представляет меньшая богиня. В отпечатке, полученном при прокатке печати, можно увидеть, как текст и первая стоящая фигура начинают повторяться с правой стороны.

Уплотнения требуют особого ухода. Изображение и текст при вдавливании в глину менялись местами, поэтому на печати писец и художник должны были создавать зеркальные изображения и надписи. Кроме того, письмо на твердом материале требовало совершенно иной техники, чем письмо непосредственно на глине.

Кто написал клинопись?

Профессиональные клинописцы назывались «табличниками» — писцами. На медленных этапах школьного обучения они выучили сотни клинописных знаков и заучили тексты и шаблоны на разных языках. Большинство из них были мужчинами, но некоторые женщины могли стать писцами.

У студентов были разные интересы и навыки, и поговорка гласит: «Опозоренный писец становится человеком магических заклинаний». Это было подчеркнутым напоминанием о том, что менее преданные ученики могут в конечном итоге зарабатывать на жизнь неуверенным написанием обычных заклинаний. Усердная работа могла привести к процветающей жизни за составление юридических документов или даже за написание корреспонденции для королевского двора. Те, кто выстоял, могли стать учеными со знанием математики, медицины, религиозных ритуалов, гадания, законов и мифологии или даже авторами литературы.

Табличка с очерком об обучении молодого писца, около 2000–1600 гг. до н. э., Аморрей. Необожженная глина, 3 7/8 × 2 1/2 дюйма. Музей Лувра, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © Musée du Louvre, расст. RMN-Grand Palais / Raphaël Chipault / Benjamin Soligny / Art Resource, NY

Этот пластилиновый документ является одним из серии документов, в которых записано обучение писцов.

Эта табличка — одна из более чем 20 подобных табличек (по прозвищу «Школьные дни»), рассказывающих о жизни юного ученика в школе писцов. Дни были долгими, заполненными копированием и запоминанием. Старшие писцы наблюдали за этими усилиями, а школой руководил директор. В документе фиксируется обычный день:

Я прочитал свой планшет, пообедал,
приготовил свой [новый] планшет, написал его, закончил; потом мне привезли
планшета моей модели;
, а днем ​​мне принесли таблетки для упражнений. Шумеры: их история, культура и характер , 1963 г., перевод Н. Крамера

В этот день мальчик чувствует себя успешным, но на следующий учителя неоднократно избивали его за такие нарушения, как опоздания, разговорчивость и плохой почерк.

В конце концов, отец мальчика приглашает директора на обед и дарит ему подарки и деньги. Успокоенный (и откупившийся, хотя таких выплат можно было ожидать) директор заявляет мальчику: «Ты хорошо провел школьные мероприятия. Ты человек ученый!»

Многие люди, в том числе члены королевской семьи, могли научиться основам чтения и письма. Первым известным автором была Энхедуанна, дочь Саргона, царя Аккада, первого царя, завоевавшего всю Месопотамию. Она была жрицей, сочинявшей религиозные стихи. Позже неоассирийский царь Ашшурбанипал похвалил свою грамотность и ученость. Иногда его изображают в королевском искусстве с стилусом, заткнутым за пояс.

Несмотря на то, что клинопись просуществовала более трех тысяч лет, по мере распространения более простых алфавитов письменность в конечном итоге стала использоваться только для научных документов и полностью исчезла в конце первого века нашей эры. письменность была утеряна примерно на 1800 лет.

Как расшифровывалась клинопись

Стела земельных пожалований («Кайю Мишо»), 1100–1083 гг. до н. э., Месопотамия. Серпантин, 15 3/4 × 8 11/16 дюйма. Национальная библиотека Франции. Изображение © BnF

Эта вавилонская каменная запись, найденная недалеко от Багдада, была первым заметным клинописным документом, обнаруженным в Европе.

В 1700-х годах ученые начали замечать клинопись на сохранившихся фрагментах глины и каменных памятниках, но не понимали, что было написано. В 1786 году, когда французский путешественник привез эту эффектную черную девятку.0212 kudurru , небольшой каменный памятник в Париж, были предложены изобретательные переводы текста, такие как «Небесная армия дает нам пить уксус исключительно для того, чтобы обеспечить нас лекарствами, способными принести нам исцеление».

Когда его истинное значение было в конце концов расшифровано, в камне была обнаружена запись о дарении земли от отца дочери после ее замужества. Осторожный отец оговаривается, что ее новый тесть не будет претендовать на землю как на свою. Рогатое чешуйчатое существо на вершине камня — это Набу, божественный покровитель писцов, наблюдающий за надлежащим выполнением контракта.

Текст был написан аккадской клинописью, письменностью шумерских завоевателей, которая оставалась нерасшифрованной до середины 1800-х годов.

Рельеф из Центрального дворца Тиглат-Пилесара III в Нимруде, около 728 г. до н.э. Британский музей ME118882

Фото: Greta Van Buylaere

Ассирийский писец, держащий перо и глиняную табличку, записывает предметы, взятые из побежденного города.

К тому времени некоторые ученые были убеждены, что могут читать аккадские тексты. Другие думали, что они просто догадываются. Наконец, в 1857 году Королевское азиатское общество бросило вызов четырем экспертам: предоставить независимые переводы недавно найденной неопубликованной аккадской надписи на рассмотрение жюри. Каждый академик получил копию надписи и вернул перевод в течение установленного времени.

Текст представлял собой отчет о военных успехах короля. В одном драматическом отрывке говорилось: «Их трупы покрывали долины и вершины гор. Я отрезал им головы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *